Творчество Брейгеля Старшего. Брейгель картина


Творчество Брейгеля Старшего — Artrue

Описание некоторых важных картин Питера Брейгеля Старшего.

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший (около 1527–1569), также называемый Крестьянским Брейгелем, — величайший нидерландский живописец XVI века. В 1551 вступил в антверпенскую гильдию художников. В 1552 отправился в путешествие по Италии и вернулся предположительно в 1555. В 1563 переехал в Брюссель. Уважаемый гуманист, он был близок к кругу друзей и единомышленников ученого и поэта Дирка Волькертсена Корнхерта (1522–1590). В произведениях Брейгеля вместо идеализированного изображения человека эпохи Возрождения появляется крестьянское сословие: сельские труженики, запечатленные в минуты нелегких трудов и развлечений. Как и в творчестве Иеронима Босха, стоящая выше гротеска и трагикомического, житейская мудрость отображена многолико, иногда с помощью веселых, а порой — колких намеков и ассоциаций. Брейгель, в сущности, создал новое направление в искусстве своей эпохи. Его поэтически-реалистичные пейзажи с национальными чертами еще долго находили последователей во Фландрии и Северных Нидерландах.

Картины художника

Фламандские пословицы

Фламандские пословицы. Брейгель.Фламандские пословицы. Брейгель.

Уже в ранний период своего творчества Брейгель стал обращаться к излюбленной в те времена теме «заблудшего человечества». Более ста поговорок, несущих житейскую мудрость о глупости и жадности, удивительно воплотились в живописном решении картины. Многие из этих изречений в ходу до сих пор. Брейгелю удалось связать воедино множество отдельных мелких сценок и составить общую композицию так, что перед нами развернулась картина повседневной жизни улицы. Брейгель передает житейскую мудрость посредством архитектурных форм и образов природы. Его изобретательность практически безгранична, многие сценки носят гротескный характер. Человек, сидящий на зубце крепостной башни, символизирует поговорку «держать нос по ветру», т.е. приспосабливаться; человек рядом с ним «бросает перья по ветру», т.е. тратит силы впустую; а женщина в окне тратит попусту время, «глазея на журавля». Падающий человек «скатывается с быка на осла» — это значит, что его дело находится в упадке. Многие поговорки и сегодня встречаются в обиходе. Мужчина в домике на колонне «играет на позорном столбе», т.е. привлекает к себе всеобщее внимание, будучи посмешищем. В уборной в правом нижнем углу «двое испражняются в одно очко», т.е. являются закадычными друзьями.

Изгнание падших ангелов

Изгнание падших ангелов. Брейгель.Изгнание падших ангелов. Брейгель.

1562 год. Брейгель использует этот библейский сюжет как предлог для изображения демонов и чертей, которых его современники считали вполне реальными существами. Архангел Михаил, изображенный в центре, вместе с небесным воинством изгоняет восставших против Бога ангелов. Последние превращаются в фантастических существ — обитателей ада. Они предстают в виде людей и животных с раскрытыми ртами и распоротыми животами.

Калеки

Калеки, Брейгель. 1568.Калеки, Брейгель. 1568.1568 год. Калеки — обыденное явление повседневной жизни средневековья. Художник показывает несовершенство человека без тени сострадания и презрения. Головные уборы свидетельствуют о принадлежности персонажей к разным сословиям и выдают их, как говорится, с головой: шлем — воина, корона — дворянина, шапка — крестьянина, меховой головной убор — горожанина, митра — клирика. Нидерландская поговорка гласит: «Ложь, как и калека, ходит на костылях». Согласно этому, все персонажи картины — лжецы.

Пейзаж с падением Икара

Пейзаж с падением Икара. Брейгель. 1558.Пейзаж с падением Икара. Брейгель. 1558.

Около 1558 года. Брейгель дает свою трактовку известного античного сюжета. Икар, взлетевший с острова Крит на крыльях из перьев, скрепленных воском, поднялся слишком близко к солнцу и упал в море. Его фигурка едва различима на картине, тогда как акцент ставится художником на фигуре землепашца на переднем плане. Необычайно реалистичная манера изображения природы, гармонирующей со сценами повседневной жизни, оказала влияние на развитие пейзажной живописи.

Страна молочных рек и кисельных берегов

Страна молочных рек и кисельных берегов, Брейгель.Страна молочных рек и кисельных берегов, Брейгель.1567 год. Аллегория достатка и благополучия соответствует представлениям общества о рае на Земле. Под столом лежат сомлевшие от сытной еды воин, крестьянин и ученый (или клирик). Круглая форма стола, а также расположение фигур людей, по замыслу художника, символизируют вечный круговорот жизни. Резкий обрыв указывает па участь человека, предающегося исключительно материальным радостям и заботам.

Слепые

Слепые, Брейгель. 1568.

Слепые, Брейгель. 1568.

1568 год. В основе картины лежит художественная интерпретация притчи Христа (Матф. 15, 14) о духовной слепоте человеческого рода, невосприимчивости к истинной вере. Вереница слепы следует за слепым, и их падение в яму неизбежно. С удручающей наглядностью Брейгель показывает обречет этих людей.

Мизантроп

Мизантроп, Брейгель.Мизантроп, Брейгель.

1568 год. Картина представляет собой позднее крупнофигурное произведение художника. То ли нищий, то ли бродяга, помещенный художником в прозрачную сферу, напоминающую державу, отрезает у старика в монашеской рясе висящий на ремне кошелек с деньгами. Внизу надпись: «Поскольку этот мир настолько вероломен, я пребываю в печали». Открытым остается вопрос, кто кого обманывает: богатый человек — мир или мир этого человека. На дальнем плане довольный своей жизнью пастух со стадом овец.

artrue.ru

"Безумная Грета" - картина Питера Брейгеля об ужасах войны

Картина Питера Брейгеля «Безумная Грета» - одно из самых страшных и великих произведений художника. Оно оставит равнодушным редкого человека, если тот увидит оригинал картины, который находится в бельгийском музее Майер ван ден Берг (Museum Mayer van den Bergh), либо ее репродукцию или фотографию.

Описание картины

Картина «Безумная Грета» выполнена преимущественно в красных оттенках, ее сюжет разворачивается на фоне кровавого неба едва подернутого дымом. Земля кишит существами, в которых только при пристальном взгляде можно узнать людей. Они мародерствуют, убивают и дерутся. Порождает и огромная каменная голова в левой части картины.

безумная грета

На первый взгляд кажется, что художник изобразил ад. Но на картине нет ни мифических существ, ни чертей, ни демонстрации людских страданий. Изображение показывает искаженную интерпретацию поведения людей во время войны. В переносном смысле Брейгель и хотел показать преисподнюю, но не под землей, а на ней, участниками которого являются не души, а живые люди. Массы людей, показанных на картине, ведут себя абсолютно одинаково, потому что атмосфера войны, по мнению художника, опускает всех людей на низменный уровень, либо просто сводит с ума.

В центре картины – сама безумная Грета. Ее рот приоткрыт, одна рука сжимает меч, другая – нехитрый скарб с торчащей сковородой.безумная грета картина

Очевидно, что женщина потеряла разум на фоне происходящего хаоса. Человеку, который смотрит на картину, предлагается самому решить, куда движется Грета – прочь из города, или, наоборот, она принимает активное участие в мародерстве, обезумев от страданий и ужаса.

Сюжет

На написание картины под названием «Безумная Грета» художника вдохновили беспорядки в Нидерландах начала 60-х годов XVI века, когда происходило активное притеснение испанцев в стране. Это повлекло за собой войны, разрушения и нищету.

Эмоциональное состояние передано Питером Брейгелем довольно точно, поэтому каждый человек, который смотрит на эту картину, частично может испытать то отвращение к войне и боль, которые попытался передать автор.

Для того чтобы усилить эффект трагичности, автор соединяет в одной картине и реальные события, и фантастические элементы. Это не только способ иносказательно подчеркнуть непреодолимость изменений в человеческом характере под влиянием войны, но и мощный инструмент, для того чтобы воссоздать атмосферу ужаса.

Происхождение названия

Выбор названия картины о войне и людских пороках был не случайным. Это своеобразная пародия на название известной в то время пушки «Большая Грета». Таким образом, художник не только в своем произведении показал отношение к войне, но и неизбежно происходящие в период войны метаморфозы с людьми, бессмысленность и жестокость.

безумная грета картина питера брейгеля

В Бельгии можно найти не только оригинал этой картины, но и памятник указанной именитой пушки.

Художник Питер Брейгель Старший

Автор картины с сюрреалистическим сюжетом «Безумная Грета» - известный художник из Нидерландов XVI века. Дата его появления на свет неизвестна, но зато доподлинно известно, что свое творчество он начал в сороковых годах XVI столетия. До 1559 года он подписывал свои картины Brueghel, а после выбросил одну лишнюю букву и стал известен как Bruegel.

Большое влияние на Питера Брейгеля произвели работы Иеронима Босха. Многие его работы, в том числе и «Безумная Грета», визуально похожи на картины Босха: в них эмоции превалируют над достоверным отображением реальности. Подражание Босху Брейгеля достигало таких масштабов, что последний даже подписывал свои работы как «Иероним Босх», он даже продавал эти картины, выдавая за творения известного коллеги. Такой картиной является «Большие рыбы поедают малых».

Примечательно, что Брейгель никогда не писал картины на заказ: ни портретов, ни обнаженных натур. Его творчество всегда носило социальный характер, в картинах он обличал людские пороки в максимально откровенной и ироничной форме.

описание картины безумная грета

Питер Брейгель был женат, в браке родился сын – его тезка, который тоже впоследствии стал художником. Он известен под именем Брейгель Мужицкий.

Умер Питер Брейгель в Брюсселе в 1569 году. Но его творчество живет и по сей день, и даже современный человек, спустя четыре с половиной века, прочитав описание картины «Безумная Грета», прекрасно поймет те чувства и эмоции, о которых пытался поведать через свое творчество потомкам и современникам нидерландский художник Питер Брейгель.

fb.ru

Автопортрет Питера Брейгеля

Искусство Нидерландов 16-го века Брейгель (Bruegel) Питер, Старший, или «Мужицкий» (1520/1530 годы — 5 сентября 1569 года, Брюссель), величайший нидерландский художник 16 века. Биограф Брейгеля Карель ван Мандер в своей «Книге о живописцах», опубликованной спустя 35 лет после смерти художника, называет его уроженцем Бреды, маленького городка на границе современной Бельгии и Голландии; в некоторых источниках иногда возникает название вымышленной деревни Брейгель, от которой художник и получил якобы свое имя. Как сообщает Мандер, Брейгель начинал как подмастерье у крупного антверпенского живописца Питера Кука ван Альста, в 1551 был принят в члены Антверпенской гильдии святого Луки, где в 20 лет получил звание мастера. Около 1552 года Брейгель отправился в традиционное для европейских художников путешествие в Италию. Возможно, Брейгель посетил Лион, затем через восточную часть Франции отправился сразу в Южную Италию, где стал свидетелем знаменитой битвы с турками при Реджо-ди-Калабрия в 1552 году.

В следующем году Брейгель уже в Риме, где знакомится со знаменитым итальянским миниатюристом Джулиано Кловио (будущим покровителем Эль Греко). К годам, проведенным в Риме, относится самая ранняя из подписанных и датированных картин Брейгеля «Пейзаж со Христом и апостолами на Тивериадском озере» (фигуры были написаны Мартеном де Восом). Около 1554 года, возвращаясь из Италии, Брейгель путешествует по Альпам, по-видимому, переходит Сен-Готард и добирается до Инсбрука в Тироле. По сделанным им рисункам, которые выполнены уже по возвращении в Антверпен, становится ясно, что альпийские панорамы, поразившие некогда Альтдофера, Кранаха, Дюрера, затмили впечатления художника от Италии и Рима. В 1555 году ведущий антверпенский издатель печатной графики Иеронимус Кок выпустил серию пейзажных гравюр Брейгеля; их совместное сотрудничество продолжалось до самой смерти художника. В эти же годы мастерская Кока печатала гравюры с картин Иеронима Босха; его фантасмагорические видения, зашифрованный язык аллегорий, живописная манера, вероятно, поразили Брейгеля, такие нравоучительные диптихи Босха, как «Сад земных наслаждений» или «Воз сена» стали источником вдохновения Брейгеля для целого ряда его картин.

Портрет Питера Брейгеля Портрет Питера Брейгеля Старшего,гравюра издания Доминика Лампсония

С 1561 и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров, его покровители — фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников — Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода («Проповедь Иоанна Крестителя»; «Избиение младенцев», Музей истории искусств, Вена; «Обращение Савла»; «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель; «Несение креста») с трудом различимы среди групп или толп людей, художник подчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания. Так, в «Несении креста» многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории. История человечества — только часть истории Вселенной; в пейзажах Брейгеля эта идея обретает форму и образ. На дальних планах его картин встают величественные и призрачные горы головокружительной высоты, открываются панорамы широких равнин с морскими берегами, его эпически-грандиозные ландшафты — воплощение вечных космических законов.

Вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка, около 1565 Брейгель создает знаменитую серию картин, объединенных под названием «Месяцы», или «Времена года» (скорее всего, часть более обширного цикла всех месяцев года): «Охотники на снегу» (Январь), «Сумрачный день» (Февраль), «Возвращение стад» (Ноябрь) (все — Музей истории искусств, Вена), «Сенокос» (Июль) и «Жатва» (Август). Идея такого цикла восходит к календарям готических часословов, времена года символизируют вечный жизненный круговорот. В картинах Брейгеля человек представлен в природном окружении не одним лишь своим присутствием, но связан с ним деятельным единством своих трудов и дней, единством судьбы — жизни и смерти. Творчески переработав уроки итальянской живописи 16 века, Питер Брейгель Старший создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания.

История искусства. Далее →

smallbay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта