Художник Федор Толстой: картины, биография. Картины толстого
Биография ТолстогоВ истории русского искусства XIX века Федор Петрович Толстой (1783—1873) предстает фигурой необычайной широты интересов и дарований. Скульптор и график, медальер и мастер силуэтов, талантливый писатель, пробовавший свои силы в живописи, в создании театральных (балетных) костюмов, в изготовлении мебели и даже в астрономии, Толстой прожил удивительно гармоничную и долгую жизнь.
Необычен был его путь в искусство. От рождения графу Толстому была уготована блестящая военная карьера, но в 1804 году он подает в отставку и поступает учиться в Академию художеств. Одним из первых его учителей был О. А. Кипренский — лучший рисовальщик России тех лет. Сама по себе система академического обучения укрепила в Толстом возникшее у него и раньше увлечение искусством Древней Греции, определила его классицизирующий вкус. За годы пребывания в Академии им создана серия рисунков на темы мифологии и римской истории («Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», «Суд Париса»). В этих рисунках уже найдено то гармоническое равновесие между этнографической точностью деталей и поэтически прочувствованным духом античного мира, которое будет присутствовать в зрелых работах художника. В годы обучения складывается в основных чертах и круг дальнейших интересов Толстого. Он выступает как скульптор в серии восковых портретов и барельефов, создает ряд рисунков, в которых сказались импульсы рмантического искусства («У костра», «У источника»), начинает заниматься медальерным делом — и это сам Толстой считал для себя главным. В 1810 году художник получает назначение в Петербургский монетный двор в качестве медальера. Медальерное искусство в России находилось тогда в упадке, и именно Толстой способствовал его возрождению, сосредоточив в одном лице функции художника и резчика и собственной практикой указав выход из кризиса. Главное создание Толстого в этой области — серия медалей на тему событий Отечественной войны 1812—1814 годов. Эту работу художник начал, руководствуясь патриотическими побуждениями. Специально созданный Комитет утвердил эскизы, по которым в течение более чем двадцати лет (1814—1836) была создана двадцать одна медаль. Классицизм Толстого выявился в этих работах во всей стилистической чистоте, он как нельзя более отвечал задаче прославления русского воинства. Содержание каждого медальона — даже решенного аллегорически — ясно читается, композиции отличаются лаконизмом. Главные средства художественного воздействия — линейный ритм, игра силуэтов. Живописные светотеневые эффекты нигде не нарушают цельности графического образа. Свое представление о русском народе художник выразил в категориях античной доблести. Но ему удалось добиться органичного сплава идеальной красоты к реалистической убедительности. В самом замысле медальонов сказалось понимание искусства как высокого просветительства, свойственное декабристской эстетике. Толстой был близок декабристам не только дружески — он непосредственно входил в тайное общество «Союз благоденствия» (а в 1820 году стал председателем Коренной Управы Союза). Одновременно он возглавлял «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения», много сделавшее в области народного просвещения. В 1921 году Толстой отходит от движения и порывает с тайным обществом (сохранив дружеские связи с его членами), но это не означало измены прежним идеалам. Художник достойно ведет себя на расследовании по делу декабристов, критикует общественное устройство России в трактате, предназначенном для показа императору. Основная часть творческого наследия Толстого несет на себе отпечаток осмысления античности. Античный мир присутствует в работах художника как идеальная норма, как «золотой век» в эстетическом и этическом отношении. С ним связаны скульптурная деятельность Толстого (восковые барельефы на сюжеты «Одиссеи» Гомера), графическая — рисунки 20-х годов на темы римской истории и мифологии, иллюстрации к стихотворениям Н. Щербины (1856—1857) и, особенно, составившие славу художника иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» (1820—1833). Сюжет поэмы восходит к античному первообразу — легенде о любви Амура и Психеи, которую Богданович перенес на русскую почву. В иллюстрациях Толстого происходит обратный процесс возвращения к греческому оригиналу, русский колорит последовательно устраняется. Всегда свойственная Толстому археологичность деталей снимается легкостью перового рисунка, торжествует поэтически воссозданная атмосфера античности. Один из лучших листов — сцена, где Душенька любуется собой в зеркале. В пространстве дворцовых покоев (орнаменты, вазы и колонны выдают глубокое знакомство Толстого с реалиями греческого быта) фигура героини, троекратно отраженная в зеркалах, кажется ожившей статуей. Легкость ритмических сдвигов, виртуозность очеркового рисунка уподобляют композицию музыкальной пьесе, где основная тема обогащается все новыми вариациями. Иллюстрации к «Душеньке» относятся к лучшим созданиям Толстого. Утверждение гармонического бытия как бытия, естественного для человека, просматривается во всех областях творческой деятельности Толстого. Его искусство—это поиски красоты в мире, красоты, доступной человеку. Так появляется серия натюрмортов, где главное— любовь к вещи, желание представить ее во всей достоверности («Букет»*). Натюрморты эти включают элемент игры со зрителем: хочется прогнать с листа иллюзорную муху («Клубника», 1818), приподнять кальку над рисунком («Архитектурный пейзаж под прозрачной бумагой», 1837). Элемент игры присутствует и в силуэтах Толстого. Это искусство, которым художник занимался между делом, для отдыха, было выведено им из кризиса и поднято на небывалую до тех пор высоту. В XVIII веке в технике силуэта исполнялись только портреты. Толстой впервые начинает обращаться к созданию многофигурных композиций на темы исторические, военные, бытовые. Ювелирная тщательность исполнения выдает столь характерное для художника внимание к деталям, восхищение красотой во всех ее проявлениях. Та же радость непосредственного общения с миром — в «интерьер- ных» полотнах Толстого, близких работам Венецианова и его учеников. Классицизм Толстого поддавался коррективам иных стилей: немногочисленные живописные работы обнаруживают воздействие искусства венециановского круга («В комнатах», «Семейный портрет», 1830), в гуа- шах ощутимо влияние романтизма — как в темах, так и в художественном языке («Варвик», 1819; «У окна в лунную ночь», 1822). Но классический компонент в его творчестве всегда был определяющим. В 1845—1846 годах Толстой впервые побывал в Риме, а в 1861—1862 годах совершил путешествие в Италию вторично. В то время художник был уже болен, но тем не менее остро и точно реагировал на общественные события в России и Европе. Лечение у европейских профессоров не дало результатов, и в последние годы жизни художник не мог работать по причине полной слепоты. Он умер в возрасте 90 лет, оставив огромное и поражающее разносторонностью художественное наследие, сумев сказать новое слово почти в каждой области, которой занимался. Картины ТолстогоВ комнате за шитьем Семейный портрет У окна. Лунная ночь Портрет М.И.Аврориной Букет цветов, бабочка и птичка Толстой Ф.П. Веточка винограда. 1817 Толстой Ф.П. Цветок, бабочка и мухи. 1817 Толстой Ф.П. Ветка сирени и канарейка. 1819 Яблоки, виноград, птичка и бабочки Ветка малины, бабочка и муравей В комнатах Душенька любуется собою в зеркало Птичка в кольце Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Фёдор Петрович Толстой. - Россия, которую мы потеряли...
Пелагея - Не уходи.Русский художник, медальер Федор Петрович Толстой и его работы.Среди его работ можно встретить натуралистические зарисовки...Алтея.Ветка винограда.
Ветка крыжовника.
Герань.
Нарцисс.
Стрекоза.
Цветок кавалерская звезда.
Натюрморты...Букет цветов, бабочка и птичка. 1820.
Ветка сирени и канарейка.
Интерьеры...В комнатах.
В комнате за шитьем.
Семейный портрет.
Виды городов...Вид Бергена.
Франценсбад. С дороги в Егер.
...и их жителей...Париж. Типы.
Жанровая живопись...Возвращение.
Душенька любуется собою в зеркало. 1821.
У окна. Лунная ночь.
Медали...
Силуэты...Наполеон на поле боя.
Наполеон у костра.
Мифология...Нептун.
Пастораль.
Пир женихов Пенелопы.
Рыцарь Лебедя.
Портрет с семьей.Фёдор Толстой родился в семье графа П. А. Толстого, начальника Кригс-комиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника.В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И.П.Прокофьева.В 1809 г. создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор.После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны. Ф. Толстой становится известнейшим российским медальером, его серия из 21 медали-медальона, посвященная войне 1812 года, принесла создателю заслуженное признание. В 1818 г. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета).В восстании декабристов не участвовал.В 1849 г. Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.Умер Фёдор Петрович Толстой 13 (25) апреля 1873, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Пожалуйста не путайте с Фёдором Ивановичем Толстым — «Американцем»
Спасибо Катерине ака catherine_catt за добавление фрагмента из "Записок" Ф.П.Толстого."В назначенное время я явился в кабинет ее величества, где она с тою же ласкою, как в первый раз, изволила меня принять и показала полученную коллекцию, которая ей очень нравилась. Эта коллекция состояла из восемнадцати разных цветков, писанных гвашевыми красками на грунтованной сероватого цвета бумаге, красиво расположенных и с французским шиком выполненных. Осматривая эту коллекцию и отдавая должную справедливость искусству парижского художника владеть гвашевыми красками, я сказал: "Мне кажется, что в принятой этим артистом манере изображать цветки видно более желание блестнуть эффектом и выставить свой вкус, нежели со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению, отчего в этих так различных цветках с первого рисунка показывается какое-то будто бы сходство между собою, несмотря на их различные формы и колера". На это императрица сказала мне: "Попробуйте вы нарисовать какой-нибудь цветок и покажите мне". Не рисовав никогда цветов, я принял это предложение.Вернувшись домой, я нашел в нашем крошечном садике куст довольно красивых светло-лиловых цветков о шести ли¬стках15. Сорвав небольшую ветку с двумя цветками и зеленью, я тот же час принялся ее срисовывать, но не акварелью, и не гвашью, и не на грунтованной бумаге, хотя тоже диковатого тона, приготовленной в Англии. Водяные краски, которые я употребляю для моих рисунков, почти все состоят из чистых природных корпусных красок, то есть различных охр, земель и химически добываемых из металлов и некоторых руд, и действую ими по принятому мною особому способу, который оказался особенно удобен для рисовки цветов и фруктов.Через день рисунок был готов, и я отнес его императрице, которая, увидев его, очень хвалила и сказала мне, что она на¬ходит в моем цветке более жизни и верности с натурою. Та¬кое заключение ее величества об моем в первый раз написан¬ном с натуры цветке меня несказанно обрадовало, и я теперь в свободное время от сурьезных занятий буду писать цветы и фрукты.С этих пор я начал писать по одиночке и группами разных сортов цветки, фрукты и ягоды, бразильских чудных форм и цветов бабочек, стрекоз, жучков (которых у меня большая коллекция), ярких колеров одноцветных, так и с металлическими отблесками, точно фольга разных цветов, или испещренных красивыми узорами из разных колеров. Так же и птичек Нового Света с их перышками ярких блестящих цветов, то одноколерных, то испещренных разными цветами, то с металлическим блеском цветной фольги, а иные местами блестят точно ярко раскалены уголья.Впоследствии я сделал очень много рисунков во всех этих родах для императрицы Елизаветы Алексеевны, сделал ей несколько и больших рисунков, на которых были сгруппированы вместе цветы, фрукты, птички, бабочки, стрекозы и жучки. Ей же нарисовал я коллекцию бабочек из десяти экземпляров, между которыми есть несколько и с металлическими отливами. Императрице Марии Федоровне нарисовал коллекцию стрекоз в 12 экземплярах. Я рисовал как в этом роде, так и в других родах много рисунков в альбомы дам и кавалеров и не для одной царской фамилии."
ru-oldrussia.livejournal.com
Ботанические натюрморты Ф. П. Толстого – Ярмарка Мастеров
Федор Петрович Толстой - один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века - родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась жизнь, полная лишений и трудностей.
В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева, здесь же он подружился с Кипренским советами которого руководствовался в рисовании гипсов.
Совет Академии художеств утверждает Федора Толстого в должности профессора. В 1828 году он уже является вице-президентом Академии художеств.
Федор Петрович Толстой становится ярким, самобытным мастером. Творческое наследие его многогранно: живопись, графика, скульптура. Он способствовал формированию и развитию ботанического натюрморта в России и в Европе, возрождению медальерного дела и т.д. Больших заслуг он достиг в медальерной области, создав 20 медальонов с аллегорическими изображениями событий Отечественной войны 1812 года. Самые знаменитые военные действия он запечатлел не в портретах генералов, а фигурами из народного ополчения.
Но в истории живописи он остался знаменитым автором рисунков-натюрмортов – «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка», и др. Именно цветы и фрукты считались наиболее легкой и приятной темой для рисования. На рубеже XVIII-XIX веков стали выходить руководства типа «Правила о рисовании цветов и фруктов к пользе и удовольствию прекрасного пола» - наподобие сегодняшних женских журналов по рукоделию. И здесь искусство дилетантское пересекалось с академическим, так как основным сюжетом натюрморта Академии Художеств еще с XVIII века считался «живопись цветов и плодов с насекомыми».
Изображения цветов фруктов в творчестве Толстого настолько притягательны в своем мастерстве, в своем натурализме, что они стали наиболее известными его рисунками. Хотя сам художник говорил, что занимался ими в свободное от работы время и серьезными работами не считал. Но тут он немного лукавил: если отвлечься от эстетической ценности работ, то, например, натюрморт «Ягоды красной и белой смородины» приносил и ощутимый доход семье художника – по воспоминаниям дочери Федора Петровича: «Целая семья питалась одной смородиной». Та же «смородина» принесла художнику и почет – рисунок был преподнесен в подарок императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I. Давайте насладимся просмотром этих шедевров.
Завершить обзор работ Ф. П. Толстого хочу совершенно очаровательной стрекозой
www.livemaster.ru
Фёдор Петрович Толстой. - Кусочки моей жизни...
Пелагея - Не уходи.Русский художник, медальер Федор Петрович Толстой и его работы. Среди его работ можно встретить натуралистические зарисовки...Алтея.Ветка винограда.
Ветка крыжовника.
Герань.
Нарцисс.
Стрекоза.
Цветок кавалерская звезда.
Натюрморты...Букет цветов, бабочка и птичка. 1820.
Ветка сирени и канарейка.
Интерьеры...В комнатах.
В комнате за шитьем.
Семейный портрет.
Виды городов...Вид Бергена.
Франценсбад. С дороги в Егер.
...и их жителей...Париж. Типы.
Жанровая живопись...Возвращение.
Душенька любуется собою в зеркало. 1821.
У окна. Лунная ночь.
Медали...
Силуэты...Наполеон на поле боя.
Наполеон у костра.
Мифология...Нептун.
Пастораль.
Пир женихов Пенелопы.
Рыцарь Лебедя.
Портрет с семьей.Фёдор Толстой родился в семье графа П. А. Толстого, начальника Кригс-комиссариата. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Рано проявил талант к изобразительному искусству. Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника.В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И.П.Прокофьева.В 1809 г. создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почётным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор.После победы в Отечественной войне 1812 года выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны. Ф. Толстой становится известнейшим российским медальером, его серия из 21 медали-медальона, посвященная войне 1812 года, принесла создателю заслуженное признание. В 1818 г. Толстой вступил в тайное общество «Союз Благоденствия», где состоял одним из руководителей (председателем Коренного Совета).В восстании декабристов не участвовал.В 1849 г. Совет Академии художеств утвердил Толстого в должности профессора за заслуги в области скульптуры. Толстой также участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя.Умер Фёдор Петрович Толстой 13 (25) апреля 1873, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Пожалуйста не путайте с Фёдором Ивановичем Толстым — «Американцем»
Спасибо Катерине ака catherine_catt за добавление фрагмента из "Записок" Ф.П.Толстого."В назначенное время я явился в кабинет ее величества, где она с тою же ласкою, как в первый раз, изволила меня принять и показала полученную коллекцию, которая ей очень нравилась. Эта коллекция состояла из восемнадцати разных цветков, писанных гвашевыми красками на грунтованной сероватого цвета бумаге, красиво расположенных и с французским шиком выполненных. Осматривая эту коллекцию и отдавая должную справедливость искусству парижского художника владеть гвашевыми красками, я сказал: "Мне кажется, что в принятой этим артистом манере изображать цветки видно более желание блестнуть эффектом и выставить свой вкус, нежели со строгою отчетливостию переводить с натуры на бумагу копируемый цветок, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому растению, отчего в этих так различных цветках с первого рисунка показывается какое-то будто бы сходство между собою, несмотря на их различные формы и колера". На это императрица сказала мне: "Попробуйте вы нарисовать какой-нибудь цветок и покажите мне". Не рисовав никогда цветов, я принял это предложение.Вернувшись домой, я нашел в нашем крошечном садике куст довольно красивых светло-лиловых цветков о шести ли¬стках15. Сорвав небольшую ветку с двумя цветками и зеленью, я тот же час принялся ее срисовывать, но не акварелью, и не гвашью, и не на грунтованной бумаге, хотя тоже диковатого тона, приготовленной в Англии. Водяные краски, которые я употребляю для моих рисунков, почти все состоят из чистых природных корпусных красок, то есть различных охр, земель и химически добываемых из металлов и некоторых руд, и действую ими по принятому мною особому способу, который оказался особенно удобен для рисовки цветов и фруктов.Через день рисунок был готов, и я отнес его императрице, которая, увидев его, очень хвалила и сказала мне, что она на¬ходит в моем цветке более жизни и верности с натурою. Та¬кое заключение ее величества об моем в первый раз написан¬ном с натуры цветке меня несказанно обрадовало, и я теперь в свободное время от сурьезных занятий буду писать цветы и фрукты.С этих пор я начал писать по одиночке и группами разных сортов цветки, фрукты и ягоды, бразильских чудных форм и цветов бабочек, стрекоз, жучков (которых у меня большая коллекция), ярких колеров одноцветных, так и с металлическими отблесками, точно фольга разных цветов, или испещренных красивыми узорами из разных колеров. Так же и птичек Нового Света с их перышками ярких блестящих цветов, то одноколерных, то испещренных разными цветами, то с металлическим блеском цветной фольги, а иные местами блестят точно ярко раскалены уголья.Впоследствии я сделал очень много рисунков во всех этих родах для императрицы Елизаветы Алексеевны, сделал ей несколько и больших рисунков, на которых были сгруппированы вместе цветы, фрукты, птички, бабочки, стрекозы и жучки. Ей же нарисовал я коллекцию бабочек из десяти экземпляров, между которыми есть несколько и с металлическими отливами. Императрице Марии Федоровне нарисовал коллекцию стрекоз в 12 экземплярах. Я рисовал как в этом роде, так и в других родах много рисунков в альбомы дам и кавалеров и не для одной царской фамилии."
yassena.livejournal.com
Художник Толстой Федор Петрович: биография
Своеобразный и многосторонний талант Федора Петровича Толстого, биография этого замечательного деятеля позднего классицизма достойны внимания современных любителей искусства. О нем знают гораздо меньше, чем, например, о Репине, Шишкине или Врубеле. Предлагаем информацию об этом удивительном человеке, раскрывающую интересные моменты его жизни и творчества.
Ветер вдохновения
Граф Федор Петрович Толстой принадлежал к сословию дворян, младенцем был записан в Лейб-гвардии Преображенский полк. Отец будущего художника руководил военным ведомством по обеспечению армии обмундированием, продуктами, денежным довольствием. Родители мальчика страстно желали видеть сына в числе офицеров и пророчили ему военное будущее. Однако первое образование маленький граф Толстой получал в Полоцкой иезуитской коллегии, где изучались языки, богословие и был факультет свободных художеств. Возможно, там к прилежному и любознательному мальчику прикоснулись Музы, вселив в детское сердце преданную любовь к искусству.
Профессиональный выбор
Вскоре маленького графа увезли из Белоруссии домой в Петербург и отдали в Морской корпус. Будучи кадетом, Федор Толстой отважился посещать Академию художеств в качестве вольнослушателя. Мечта сделаться профессиональным художником окрепла настолько, что Федор Петрович Толстой решился навсегда отказаться от военной службы. Вопреки недовольству родных и мнению окружающих, он подал в отставку, всецело посвятив себя искусству. Это были годы лишений, однако ни на миг двадцатилетний слушатель художественной Академии не пожалел о своем решении. Он усердно осваивал мастерство скульптора, делал под руководством своего друга Ореста Кипренского зарисовки гипсовых моделей.
Дыхание Эллады
Любимая эпоха художника – Античность. Он с энтузиазмом копировал древнегреческие и римские статуи, подкрепляя пластическую достоверность тщательным изучением истории, традиций, нравов людей прежних времен. Уже спустя два года после начала обучения, рисунки и барельефы Толстого вызывают всеобщий интерес, а государь Александр Первый позволяет художнику работать в Зимнем дворце. В 1809 году, после того как он представил на суд зрителей барельеф триумфального въезда Александра Македонского в Вавилон, Федора Петровича Толстого избрали почетным членом Академии художеств. Тогда же он создал свою первую медаль, посвященную просветительской деятельности Чацкого. Годом позже император назначает Толстого на должность медальера в Монетный двор.
Первый в медальном деле
Любовь к деталям, легкость и точность руки позволили мастеру творить непревзойденного качества памятные знаки. Сказалось стойкое убеждение художника в том, что медаль должна быть выбита так, чтобы каждый мог понять, по какому поводу она сделана. Петербургская Академия художеств долгие годы награждала лучших учащихся медалями Толстого.
Федор Петрович Толстой сделал 20 выразительных медальонов в память об Отечественной войне 1812 года, создал дюжину медальонов, посвященных событиям турецко-персидской войны 1826-29 годов. Исторические факты автор осмыслил аллегорически, отчего изделия приобрели глубокий смысл и большую художественную ценность. Достигнув совершенства в медальерном искусстве, Толстой написал труд о секретах творца, для тех кто жаждет стать медальером-художником, а не ремесленником. Медальоны графа Федора Толстого хорошо известны за рубежом, мастера избирали своим членом многие европейские художественные академии.
Каким бы делом ни занимался художник Федор Петрович Толстой, его сердцем и рукой всегда двигали творческий порыв, патриотизм и эстетическое чувство, а отнюдь не желание угодить интересам власть имущих и высокопоставленных лиц. Он избегает реалистичного воспроизведения черт государственных деятелей, а пользуется символами и аллегориями в памятных изображениях.
Дар скульптора
Не все работы Ф. П. Толстого дошли до современных почитателей его таланта. Однако те, какими мы можем наслаждаться в музеях сегодня, поистине великолепны. В Тверской картинной галерее выставлены выпуклые рельефные работы из розового воска «Купающиеся дети» и «Мальчик под покрывалом». В них сквозит страсть автора к изысканной грациозности греческой культуры. Такова и его «Душенька», выставленная в Эрмитаже. Изящество очертаний, мягкость и выразительность линий заставляют запомнить фигурку девушки надолго.
Профильные портреты из желтого, белого и розового воска, помещенные на черную доску или стекло, демонстрируют дар художника, знающего толк в психологической составляющей портретного жанра. В Государственном Русском музее можно увидеть скульптуры созданные рукой Ф. П. Толстого. Это выполненная в мраморе «Голова Христа» с наклоненным челом и опущенным взором, полным мудрой любви и достоинства. Или терракотовый бюст бога сна Морфея, плотно закрытые глаза которого приглашают зрителя в сладкий мир дремы. Талант скульптора не остался без внимания Совета Академии художеств, назначившего Федора Толстого профессором престижного учебного заведения.
Кисть чудотворная Толстого
Дар рисовальщика – особая страница в творческой судьбе Толстого. Многие рисунки, изображающие семью художника, тесно связаны с биографией Федора Петровича Толстого. Фото картины «Семейный портрет», где мастер изобразил себя, первую жену Анну Федоровну и своих дочерей Марию и Елизавету, представлено ниже. Живость и объем картине придает ансамбль расположившейся за столом группы на фоне уходящей вдаль анфилады комнат, где кипит обыденная жизнь дома.
Внимание к реалистическим деталям сказалось и в других картинах Федора Петровича Толстого. Живописная работа «В комнатах», в которой повторяется излюбленная перспектива мира открытых дверей, дает представление о художнике, как о мастере композиции и света. Облик изящных античных статуй перекликается с тонкими женскими силуэтами в глубине комнат, блеск зеркал – с льющимся из окон светом.
Ф.П. Толстой пробовал себя в жанре пейзажа. Зарисовки Неаполя, виды Бергена и селения Парголовского близ Петербурга гармоничны и изысканны. Недаром Пушкин упоминал «кисть чудотворную» Толстого в великом романе «Евгений Онегин», описывая альбомы прелестных барышень.
От незамысловатых натюрмортов Федора Петровича Толстого не оторвать глаз. Вот пронзающая свежей прелестью картина «Букет цветов, бабочка и птичка», а вот достоверно подробная с переплетением бордовых, желтых и синих пятен в зеленой гуще «Ветка малины, бабочка и муравей». Можно бесконечно долго разглядывать бесподобные бусины красной и белой смородины или янтарно-матовые градинки сочного винограда.
Борец за человеческое достоинство
О биографии художника Федора Петровича Толстого кратко рассказать трудно, настолько она была многогранной. Например, одной из важных сторон жизни мастера была его политическая деятельность, основанная на прогрессивной гражданской позиции. Он был участником самых передовых движений своего времени, понимая, что необходимо преобразование устаревших общественных порядков. Федор Петрович Толстой состоял в масонской ложе, участвовал в создании ланкастерских школ, призванных распространять грамотность в народе, в возрасте 35 лет он вступил в тайный декабристский «Союз Благоденствия», став там одним из руководителей.
Личная жизнь художника
Федор Толстой был женат два раза. Жизненный путь его завершался в окружении дочерей от первого и второго браков. Два мальчика, родившиеся в союзе с Анастасией Агафоновной Ивановой, умерли в младенчестве. Жизнь дважды подарила Толстому гармоничные супружеской отношения. С первой женой, умершей от апоплексического удара, художника объединяла трогательная любовь к искусству, со второй – единство убеждений. Они вместе добивались освобождения и приютили у себя борца за независимость Малороссии Тараса Шевченко.
В благодарность
В годах его жизни причудливо комбинируются одни и те же цифры: был рожден в 1783 году, умер – в 1873. Федор Толстой прожил 90 насыщенных лет. Это один из тех людей, которые дают шанс всему новому, смело отказываясь от консерватизма, когда время бросает людям вызов.
fb.ru
Толстой Федор Петрович Картины биография Tolstoy Fedor
Толстой Федор Петрович (Tolstoy Fedor Petrovich) — русский живописец, скульптор, медальер, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области отечественного искусства. Родился в графской семье в 1783 году. Первоначальное образование получил в доме родителей в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. В раннем детстве Толстой был отправлен для дальнейшего обучения и воспитания в Полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него оказал генерал иезуитского ордена Гавриил Грубер, известный любитель живописи, наук и искусств. Далее Федор Толстой поступил в Морской кадетский корпус, по окончании которого в 1802 году был удостоен звания мичмана и отправлен для прохождения службы на Балтийский флот.
Семейный портрет За шитьем В комнатахОднако, вскоре после начала службы Толстой выходит в 1804 году в отставку, теряя при этом перспективу военной и государственной карьеры, что было совершенно не свойственно для представителей аристократических кругов того времени. Страстным желанием молодого графа было обучение искусству в Академии художеств. Решившись учиться ваянию и медальерному искусству, Толстой стал посещать классы Академии в качестве вольноприходящего ученика. Усердная работа в академических классах и изучение литературы и истории быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806 году он обратил на себя внимание императора Александра I, который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 году в монетный департамент медальером. В том же году Академия художеств избрала его в свои почетные члены. В 1825 Федор Петрович Толстой был утвержден в должности преподавателя медальерного класса Академии, в 1828 году назначен ее вице-президентом, в 1842 возведен в звание профессора медальерного искусства, а через год после того — и в звание профессора скульптуры. Должность вице-президента Толстой занимал до последовавшего в 1859 году преобразования Академии, после чего состоял до конца своей жизни товарищем президента. В 1854 году торжественно праздновалось пятидесятилетие его художественной деятельности, и по этому случаю была выбита медаль в его честь.
Возвращение Лунная ночь у окна Рыцарь ЛебедяВ истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посту вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников. Он был горячий поклонник Древней Греции, которую с юных лет изучал в ее истории и художественных произведениях; в своих работах Толстой стремился приблизиться к красоте и благородству эллинских памятников скульптуры и рисунков на вазах, но при этом, когда дело шло об изображении русских и религиозных сюжетов, умел находить для них соответствующие им формы и типы. Композиция у него — строго обдуманная, рисунок — правильный, техническое исполнение — добросовестное и умелое. Современные нам ценители искусства найдут, что от большинства произведений графа Толстого на античные темы веет холодом; но в свою пору эти произведения сильно нравились публике, как более оригинальные и изящные чем то, что выходило перед тем из-под резца, карандаша и кисти псевдоклассиков нашей академической школы.
Душенька в зеркале любуется собой Пастораль Франценсбад, с дороги в ЕгерТалант Толстого ярче всего выказался в работах по медальерной части, каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий Отечественной войны 1812—1814 годов, двенадцать подобных же медальонов в память Персидской и Турецкой войн 1826—1829 годов, медали: поднесенная Виленским университетом графу Ф. Чапскому, от Санкт-Петербургского ополчения принцу Александру Вюртембергскому, в память избрания великого князя Николая Павловича в канцлеры Абоского университета, на кончину императора Александра I, на усмирение венгерского восстания, в память герцога Максимилиана Лейхтенбергского и множество других. К работам того же рода относятся прекрасно вылепленные графом Толстым и им же самим вырезанные в металле четыре барельефа с сюжетами из Одиссеи Гомера. По части собственно скульптуры важнейшие произведения графа — сочиненные и моделированные им четыре главных и восемь побочных входных дверей московского Храма Спасителя с орнаментами и колоссальными круглыми фигурами и бюстами различных святых, поясное изваяние Христа, бюст Морфея в венке из лупинов, бюст императора Николая I в славянских доспехах и царской порфире и статуя нимфы, льющей воду из кувшина в петергофском дворцовом парке. Как рисовальщик и гравер, граф выказал свое искусство в 63 гравированных им с собственных рисунков иллюстрациях большого формата к поэме Богдановича "Душенька", в картинках к стихотворениям Н. Щербины.
Парголовское Портрет с семьейОбразчиком его живописи может служить картина, изображающая перспективу комнат с портретами его самого, его первой жены и двух дочерей (находится в Музее императора Александра III). Наконец, необходимо упомянуть, что им были сочинены программы для двух балетов с проектами декораций, костюмов и всей монтировки. Скончался Федор Петрович Толстой в 1873 году, прожив долгую и успешную жизнь в искусстве.
smallbay.ru
Изящные натюрморты Толстого Федора Петровича. Конечно, графа.
Граф Ф. П. Толстой родился в век Екатерины, в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, хотели видеть сына военным и отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Еще состоя кадетом Морского корпуса, он увлекся рисунком и живописью.
Работы его случайно попали на глаза императору Александру I. «Офицеров у нас много, а вот художников не хватает», - сказал царь. Ободренный высочайшим комплиментом, Федор Толстой берется за кисть и резец и создает удивительное искусство. Самым грандиозным его «проектом» была огромная галерея белых на голубом медалей, посвященных героям 1812 года. Интересны также и его живописные работы, в частности натюрморты. Они необычны по своей фактуре.
Умер Федор Петрович Толстой 13 апреля 1873 года в возрасте девяноста лет.
Семейный портрет.
tanjand.livejournal.com