Описание картины Николая Ярошенко «Студент». Ярошенко картина
Художник-передвижник Николай Ярошенко
Николай Александрович Ярошенко. Автопортрет
Николай Александрович Ярошенко был не просто одним из «передвижников» - собратья по творческому объединению называли его «стражем лучших традиций Товарищества, как бы совестью его». И когда смотришь на его картины, легко верится, что это был человек высоких нравственных идеалов. Не единожды художник удивлял коллег, критиков и публику человечностью, глубоким состраданием, наполнявшим его картины. Публика не раз задавалась вопросом, откуда у блестящего военного столько сострадания к горю людей, казалось бы, из другой жизни. «Знаете, за одного только "Заключенного в камере" я уже готов обнять и расцеловать его, за его доброе, чуткое, внимательное сердце, за душу его и за талант вызывать в нас доброту и сочувствие к ближнему...» - признавался критик Н. Евтихеев.
Н. Ярошенко. Заключенный. 1878 год
Николай Ярошенко родился в Малороссии, в Полтаве 1 (13) декабря 1846 года в семье генерал-майора. В девять лет будущего художника отдали в Полтавский кадетский корпус.
В 1863 году юноша переехал в Петербург и поступил в Павловское военное училище, а затем - в Михайловскую артиллерийскую академию, которую закончил в 1870 году. Параллельно Ярошенко занимался живописью, в качестве вольнослушателя посещал Академию Художеств, учился у Ивана Крамского. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. Совмещать это по времени, конечно, будет непросто. Но ты-то как раз сможешь». Ярошенко последовал совету старшего товарища. До самой отставки в чине генерал-майора он трудился на оружейном заводе и на заказ не написал ни одной картины.
Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Его моделями всегда становились люди, внутренне ему близкие - художники И. Н. Крамской, В. М. Максимов, И. К. Зайцев, Н. Н. Ге, писатели Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, В. Г. Короленко и другие.
Н. Ярошенко. Портрет художника Н. Н. Ге. 1890 год
Одной из самых ярких работ Ярошенко в портретном жанре является «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884 год):
Н. Ярошенко. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой 1884 год
Ярошенко женился в 1874 году, и в тот же год они с женой впервые поехали в Кисловодск. Супруги были настолько очарованы Кавказом, что впоследствии, в 1885 году, приобрели там дачу. Каждый год семья Ярошенко проводила в Кисловодске четыре месяца - отпуск Николая Александровича. Когда же художник вышел в отставку в 1892 году, чета Ярошенко переехала туда насовсем. Их дача, которая стала именоваться «Белой виллой», собирала огромное количество гостей.
«Белая вилла» Н. Ярошенко в Кисловодске
Они приезжали и уезжали, именитые и неизвестные, и в доме всегда было людно и весело. Говорят, что супруга Ярошенко, добрая и домовитая хозяйка, принимала в доме до пятидесяти гостей, среди которых были художники Репин, Нестеров, Куинджи, Васнецов, оперный певец Шаляпин, композитор Рахманинов. К слову, есть версия, что именно Мария Павловна Ярошенко изображена на знаменитейшей картине Крамского «Портрет неизвестной».
Знаменитым Ярошенко сделала картина «Кочегар», написанная им в 1878 году. Ярошенко изображает не столько представителя рабочего класса, новую социальную силу и т.д., сколько живого человека.
Н. Ярошенко. Кочегар. 1878 год
В жизни Николая Александровича к этому времени произошли заметные перемены. Во-первых, он большую часть времени проводит в Кисловодске, пытаясь излечить прогрессирующий туберкулез. В апреле 1887 года умер его учитель и старший товарищ Иван Николаевич Крамской, идейный руководитель Товарищества передвижных выставок, и руководить товариществом стал Ярошенко.
Ярошенко с семьей снимал в Петербурге небольшую квартиру на Сергиевской улице, на пятом этаже дома, внизу которого помещалось китайское посольство. Эта квартирка и стала временным «штабом» передвижных выставок. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что не только в Кисловодске, но и в Петербурге у Ярошенко часто бывало огромное количество гостей, некоторые из которых оставались надолго, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и др. «Кого-кого тут нет! - писал М. В. Нестеров об атмосфере, царящей в квартире Ярошенко, - весь культурный Петербург здесь. Тут и Менделеев, и Петрушевский, и еще несколько выдающихся профессоров либерального лагеря. Часов около 12 приглашают к ужину. Как в этой маленькой столовой уместится такая масса гостей - это знают только наши гостеприимные милые хозяева - Николай Александрович и Мария Павловна. Тесно, но как-то усаживаются. На ужинах у Ярошенко вкусно ели, а пили мало. Говорили же горячо, интересно. На этих собраниях не знали, что такое скука, винт, выпивка - Николай Александрович, то серьезный, то остроумный был душой общества. Помню, бывали великие споры, иногда они затягивались далеко за полночь, и мы расходились обыкновенно поздно, гурьбой, довольные проведенным временем».
Известно, что знаменитый ученый Д. И. Менделеев после кончины художника восклицал: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!» Интересна история работы «Курсистка (1883 год). Девушку, послужившую моделью для картины, звали Анна Константиновна Дитерихс (в замужестве - Черткова). Со своим мужем Владимиром Чертковым, издателем и редактором произведений Л. Толстого, она часто гостила у Ярошенко в Кисловодске. Как и художник, Анна страдала туберкулезом.
Есть и более поздний ее портрет кисти Ярошенко - «В теплых краях», работа была написана в 1890 году в Кисловодске, сейчас она хранится в Санкт-Петербурге, в Русском музее.
Н. Ярошенко. В теплых краях. 1890 год
Еще большую известность принесла художнику картина «Всюду жизнь». Мало кто знает, что первоначально Ярошенко дал этой работе название «Где любовь, там и Бог». Так называется рассказ Льва Толстого, который, очевидно, стал для художника источником вдохновения. Сюжет толстовского рассказа заключается в том, что сапожник Семен, не ведая того, приютил ангела и понял вместе с ним, что это «кажется только людям, что они заботой о себе живы, а живы-то они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нем, потому что Бог есть любовь. И радостно стало на душе Авдеича, перекрестился он, надел очки и стал читать Евангелие, там, где открылось. И наверху страницы он прочел: И взалкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили меня, был странником, и вы приняли меня... И внизу страницы прочел еще: Так как вы сделали это одному из сих братии Моих, меньших, то сделали Мне. И понял Авдеич, что не обманул его сон, что, точно, приходил к нему в этот день Спаситель его и что, точно, он принял Его».
На картине изображен арестантский вагон, в окошко которого выглядывают узники удивительно кроткого вида. Ребенок кормит голубей крошками хлеба. «За решеткой в окне вы увидите Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертой для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру Иосифа. Но как же это святое семейство за решетку попало?» - писал критик-рецензент П. Ковалевский. А сам Лев Толстой сделал в дневнике запись: «Пошел к Третьякову. Хорошая картина Ярошенко "Голуби". Видели вы, как арестанты смотрят из-за решетки тюремного вагона на голубей? Какая это чудная вещь! И как она говорит вашему сердцу! По моему мнению, все же лучшей картиной, которую я знаю, остается картина художника Ярошенко "Всюду жизнь"». Сегодня полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Н. Ярошенко. Всюду жизнь. 1888 год
«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером", и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело. Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», - вспоминал М. В. Нестеров.
В 1892 году, уйдя в отставку, дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора, Николай Александрович стал дольше бывать в Кисловодске. Здесь он принял самое деятельное участие в строительстве храма во имя Святителя Николая. Художник не только лично расписывал храм, но и привлек к этому знаменитых братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, Нестерова и других известных российских художников.
Свято-Никольский храм в Кисловодске
В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет. Николай Александрович побывал и на Святой Земле, о чем писал: «Здесь все так легко, помимо вашей воли, переносит в глубь времен. Вы наткнетесь неожиданно на живого Авраама или Моисея, то перенесетесь к временам Христа». 25 июня (7 июля) 1898 года, находясь перед холстом за работой, художник умер от остановки сердца. Ярошенко был похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца. В 1938 году, спустя сорок лет, новые власти города решили взорвать храм Николая Чудотворца. Динамит разрушил не только стены, но и уничтожил кладбище. Уцелела только одна могила - художника Ярошенко.
Могила Н. Ярошенко в Кисловодске
В декабре 1918 года в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени. Имя Ярошенко получила и улица, прилегающая к усадьбе, называвшаяся до этого Дондуковской. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения ... устраивает народный праздник - чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался».
Н. Ярошенко. Полевые цветы. 1889 год
Помнят и на малой родине, в Полтаве, о своем знаменитом земляке. Художественный музей в городе носит имя замечательного художника.
Полтава. Художественный музей имени Николая Ярошенко
http://odnarodyna.com.ua/articles/3/2203.html
ruskline.ru
Описание картины Николая Ярошенко «Курсистка
«Курсистка» – один из откликов всегда чуткого к народным волнениям Ярошенко на очередное изменение привычного уклада жизни. Как, откликаясь на скорбь народа о арестованных и репрессированных, он пишет «Всюду жизнь», так и «Курсистка» рождается из народного смятения – женщинами разрешили учиться, что-то меняется, что-то кончается и это страшно.
«Курсистка» показывает молодую женщину, спешащую на учебу. Она одета скромно, в темное платье с белым воротничком, на плечах легкий, отливающий синевой, плащ, на голове черная шапочка. Под мышкой женщина держит учебники – также, как это делают все студенты на свете, и рука её изогнута слегка неловко – ей непривычно, ей даже, может быть, немного жутковато переступать через привычные устои.
Под ногами у неё мокрая, блестящая мостовая. Видимо, прошел дождь. Слева от неё и справа от зрителя стена, с другой же стороны картина ничем не ограничена, уходя в кажущуюся бесконечность.
Лицо женщины – самое примечательное на картине. Она очень молода, у неё узкий подбородок, красиво изогнутые брови. Смотрит она чуть в сторону, не на зрителя, и взгляд у неё рассеянный и чуточку растерянный, так, как будто она не совсем уверена в том, что делает.
Эта картина была первым изображением учащейся русской женщины, и вся её композиция выстроена так, чтобы показать – в этом нет ничего угрожающего, ничего, что должно вызывать тревогу.
Просто студент среди других студентов, молоденькая девочка, испуганная собственной смелостью, но переступающая через страх ради образования. На картине нет ничего лишнего, прорисованы мелкие детали, имеющие значение – лицо девушки, книга, неловко согнутая рука – а все остальное смазано, чуть плывет во влажном осеннем мареве, потому что оно не важно и только оттеняет главный образ и главный посыл.
opisanie-kartin.com
Русская живопись. Художник Ярошенко Николай Александрович. Биография. Картины
Сын военного. Учился в Павловском военном училище в Петербурге, затем в Михайловском артиллерийском училище. Посещал вечернюю школу Общества поощрения художеств, являлся слушателем Академии художеств. Член Товарищества Передвижников. Среди произведений художника портреты и картины на жанровую тему. Много путешествовал по России и Европе. Просмотреть картины Ярошенко
Биография и творческая деятельность
Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Отец его - Александр Михайлович Ярошенко, был высокообразованным человеком, сделал блестящую военную карьеру, дослужился до генерал-майора. Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. В раннем детстве у мальчика проявилась склонность к рисованию, однако отец хотел, чтобы сын, по сложившейся семейной традиции, стал военным, и в девять лет устроил Николая в Полтавский кадетский корпус, после окончания которого в 1863 году будущий художник переехал в Петербург. В Петербурге Ярошенко поступает в Павловское военное училище, затем переводится в Михайловском артиллерийское училище. Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А.М. Волкова, посещает вечернюю школу Общества поощрения художеств, занимаясь под руководством И.Н. Крамского. В 1867 году после окончания Михайловского артиллерийского училища Николай поступает в Михайловскую артиллерийскую академию и, кроме того, становится слушателем Академии Художеств. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью.
Посещая занятия в академии Художеств, Ярошенко сближается с Товариществом передвижных художественных выставок, что оказало влияние на социальную направленность творчества художника. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). На этом холсте изображен безлюдный проспект в дождливую ночь и две несчастные женщины, которых нужда заставила пойти на панель. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны.
За эту картину Ярошенко 7 марта 1876 года был принят в Товарищества передвижных художественных выставок. Вскоре художник был избран в состав правления, после чего вместе с И.Н. Крамским десять лет руководил Товариществом. В 1886 году, после смерти Крамского, Ярошенко стал его преемником, хранителем традиций и передовых идей передвижничества.
На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. В этом образе прослеживается мысль об ответственности капиталистического общества Российской Империи за нечеловеческую эксплуатацию простых рабочих. Но образ кочегара, созданный Ярошенко в данном произведении, - это не только жертва капиталистического общества, - это еще и сила, противостоящая ему. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.
1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году, и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. В основе сюжета данной картины лежало реальное политическое событие - покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Д.Ф. Трепова. Это событие общественность восприняла как протест против нечеловеческих условий содержания людей, находившихся в заключении в Литовском замке по политическим мотивам. Городские власти запретили выставлять это произведение на выставке Товарищества передвижников. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом.
В произведении «Старое и молодое» (1881), художник отразил характерный для второй половины XIX века конфликт консервативной идеологии «отцов» и бунтарской идеологии «детей».
Важное значение в творчестве художника занимали портреты. В своих работах Ярошенко изображал в основном людей интеллектуального труда, среди которых были писатели, художники, ученые, актеры. При написании портретов своей задачей художник считал прежде всего познание и отражение психологии человека. Об этом говорила жена художника М.П. Навротина: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Ярошенко хорошо понимал жизнь, характер, психологию молодого поколения.
Среди портретов наиболее известны произведения «Студент», написанное в 1881 году, «Курсистка» (1887), портреты Г.И. Успенской, И.Н. Крамского, Д.И. Менделеева (1885), В.Г. Короленко (1898), Н.Н. Ге (1890). Одной из лучших работ художника в данном жанре является портрет П.А. Стрепетовой, написанный в 1884 году. Ярошенко раскрыл внутреннюю силу духа актриссы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины, тоскующей о свободной жизни.
Далее Ярошенко создает несколько жанровых произведений, среди которых следует отметить «На качелях» (1888), «Девушка-крестьянка» (1891). В популярной жанровой картине «Всюду жизнь», написанной в 1888 году, художник повествует о коротком светлом мгновении в жизни узников тюремного вагона, показывая, что за решеткой окна находятся несчастные жертвы социальной действительности, а не бездушные преступники.
В последние годы жизни несмотря на болезнь Ярошенко много путешествовал как по России, так и за границей (Италия, Сирия, Палестина, Египет). В 1892 году Ярошенко получает чин генерала-майора. Через год уходит в отставку, продолжая при этом участвовать в выставках Товарищества передвижников. Умер художник 25 июня (7 июля) 1898 года от паралича сердца в Кисловодске. Там же открыт художественный музей Николая Александровича Ярошенко.
Картины Ярошенко mail.art19.info
«Всюду жизнь» Ярошенко: история картины — Рамблер/субботний
Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца 19 века. Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Дмитрий Менделеев и многие другие — все они были близко знакомы с Ярошенко и гостили у него.
Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью, а о его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится. Однако в памяти широкого зрителя Ярошенко остался автором одного шедевра — картины «Всюду жизнь». Отношение современников к ней менялось от года к году — от принятия и восторга до обвинения в толстовстве и тенденциозности. Что пошло не так в истории шедевра?
Сюжет
Внимание зрителя приковывает зарешеченное окно арестантского вагона. Мы следуем за взглядом узников, которые наблюдают за тем, как едят свободные голуби. Как тут не вспомнить пушкинского «Узника». В числе этапируемых — вдова с ребёнком, бородатый крестьянин, интеллигент и заключённый с хохлацким чубом. Через разнообразные образы Ярошенко постарался показать, что каток пенитенциарной системы не щадит никого из народа.
Мы не знаем, виновны ли они на самом деле или несправедливо осуждены, но художник всеми средствами показывает, на чьей стороне должен быть зритель. По мнению Ярошенко, люди арестованы несправедливо — об этом говорят их невинные лица. Собственно, по этой причине и обвиняли художника в идеализации: преступники — хорошие, государство — плохое. На деле же, конечно, ситуация всегда сложнее.
Контекст
Поначалу картину приняли с восторгом. И женщина вышла удачно, и ребенок, и композиция выверена. Загляденье! Однако вскоре критик за критиком стал уличать Ярошенок в тенденциозности: «Всюду жизнь» в профессиональных кругах стала картиной «Всюду тенденция». Находились и те, кто усматривали символизм. Например, звучали сравнения женщины с Мадонной, которая, скорбя, взирает на пташку.
Через 20 лет после кончины художника заговорили о его увлечении толстовством. Был ли он вхож в кружок поклонников идей Льва Николаевича, сказать сложно, но знакомы они были, причем довольно близко. В частности, Ярошенко приписывали следование идее, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь.
Поклонники же Ярошенко понимали, что художник не мог быть таким плоским. Формулу «где любовь, там и бог», приписываемую полотну, они встретили насмешкой, настаивая на социальности сюжета и силе «мотивов гражданской скорби».
Судьба автора
Николай Ярошенко родился в семье отставного военного и, естественно, родители прочили ему карьеру отца, однако мальчик выбрал свой путь. Художественный талант, который его мать и отец старались игнорировать, молодой человек направил в конструктивное русло — будучи студентом Михайловской артиллерийской академии, он одновременно посещал Академию художеств и брал частные уроки рисования.
Вращаясь в художественной среде, Ярошенко сблизился с передвижниками. Он даже был избран в правление общества и оставался его ведущим представителем вместе с Иваном Крамским в течение многих лет. Для современников он был вдохновляющим примером, человеком твердого характера, решительным и приверженным искусству.
Заслуга Ярошенко во многом в том, что благодаря ему выставки уходили все глубже в провинцию, поддерживая идею движения, перемещения из пространства в пространство. Благодаря Ярошенко, выставки охватывали более 10 городов и объединяли тысячи людей.
Ярошенко писал пейзажи, писал и портреты. Кстати, пейзажи кавказского хребта обеспечили ему прозвище «портретиста гор». Все это составило художнику славную репутацию. Однако не хватало шедевра или скандала. Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться и того, и другого.
В доме Ярошенко в Кисловодске перебывали самые яркие представители российской интеллигенции. А Лев Толстой даже планировал скрываться у Ярошенко во время первого побега из Ясной Поляны.
Скончался художник скоропостижно: пройдя под дождем более 10 км, он получил сердечный приступ и вскоре почил.
weekend.rambler.ru
Описание картины Николая Ярошенко «Студент»
Кроме «Курсистки» известной работы бывшего генерал майора, после выбравшего ремесло художника, Николая Александровича Ярошенко является работа «Студент». Николай Александрович, несмотря на свое происхождение, не чурался общением с людьми из значительно низших слоев населения. Его кисть отображала на холсте и богатых, и бедных.
Картина «Студент» послужила некоторым ориентиров в образе для известного в те времена актера Садовского. В постановке «Таланты и поклонники», которая проходила в театре в 1881-ом году, актер старался уподобиться именно этому неизвестному студенту, которого изобразил Ярошенко. Это оставило свой отпечаток на образе персонажа пьесы.
На темном фоне перед нами предстает молодой человек, с аккуратно подстриженной бородкой. На его голове мягкая шляпа, схожая с той, что носил когда-то Александр Сергеевич Пушкин. Студент не из богатого рода. Это можно понять по пледу, находящемуся на его плечах. Лишь только богатые студенты того времени могли позволить себе шубу и ли пальто. Те же, что не располагали средствами обходились пледом, который они носили вместо куртки в холодное время года.
На персонаже надета форма студента – черный короткий сюртук и брюки. Данную форму выдавали бесплатно ввиду реформы 1861-ого года. Студент имеет длинные черные волосы, что было характерно для интеллигентной молодежи тех времен. Волосы на его голове значительно отличаются от бородки, ведь она светло-коричневого цвета. Это говорит о совсем юном возрасте, когда не доходило и до первого бритья.
Несмотря на принадлежность к классу «бедняков» студент позирует, демонстрируя аристократические повадки. Чуть наклоненный, он смотрит на нас, повернув голову немного в бок. Его рука подобно влиятельным господам, засунута в нагрудный проем сюртука.
opisanie-kartin.com
Главная картина. Ярошенко
Главная картина
Если бы художническая деятельность Ярошенко оборвалась в середине восьмидесятых годов, если бы он был автором только «Кочегара» и «Заключенного», «Студента» и «Курсистки», портретов Стрепетовой, Глеба Успенского, Салтыкова-Щедрина, он уже успел бы завоевать себе прочное место в русском искусстве. Он уже выказал бы себя как художник-демократ, выразитель настроений передовой интеллигенции и революционной молодежи, — о нем уже можно было бы сказать едва ли не все лучшее, что о нем сказано, что принято о нем говорить.
Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. И не потому, что это — итоговая картина, хотя в какой-то степени картина действительно итоговая, завершающая искания художника в семидесятые и восьмидесятые годы. И не потому, что это — картина переломная, хотя картины, за ней следующие, по замыслу, по настроению, по манере, в самом деле, существенно отличаются от картин, ей предшествующих. «Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного, искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника. Сразу же. И вроде бы сама собой.
Порой трудно обнаружить закономерности, благодаря которым то или иное произведение (нередко с точки зрения специалистов и не самое лучшее) для зрителей оказывается главным произведением художника. Наверно, это происходит, когда картина отвечает насущным и глубоким душевным потребностям многих и разных людей, вызывает во многих и разных людях сильный душевный отклик.
— Играйте Бетховена, — просил и просил Суриков, слушая музыку. — Играйте, я найду свое.
Ярошенковский «иероглиф» — как музыка — настраивает зрителей на определенный лад, но не исчерпывается названием, объединяет всех общим чувством, но оставляет возможность каждому найти свое.
«Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его. И еще того более: для многих «Всюду жизнь» — одна из исходных точек интереса к русскому искусству вообще, познания его; «Всюду жизнь», наконец, одна из тех первых, первоначальных русских картин, к которым мы приходим так рано, что и не успеваем заметить, когда вобрали их в себя, мы растем, развиваемся (и не только в своих отношениях к искусству), уже храня в памяти, в душе эту картину, ставшую частицей нашей духовной жизни.
Вряд ли большинство зрителей достаточно четко помнит все подробности полотна и не мелочи, даже самые существенные подробности: лица, образы, положение каждого из людей, изображенных художником, но и тюремный вагон, арестанты в окне, ребенок за решеткой, кормящий вольных голубей, — вот это горькое, больное, привычное для русского сердца, как песня, как пословица, запрещающая от тюрьмы и от сумы зарекаться, это и остается в душе, как песня, как пословица, памятью сердца: можно неточно помнить мотив, слова, расположение их — суть давно и навсегда стала частицей нашего «я».
Здесь, наверно, одна из причин безгранично широкой известности картины, ее долголетия — не музейного, но долгой жизни в людях, в народе и в каждом человеке, с ней однажды соприкоснувшемся, общего для всех ощущения ее значительности и многозначности ее восприятия.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Описание картины Николая Ярошенко «Кочегар»
“Кочегар” Ярошенко стал одной из первых картин, повествующих о нелегкой судьбе русского народа. Она, вместе с другими, посвященными той же теме, создавала образ пролетария, рабочего, который не получает удовольствия от работы, который работает, как скот, в скотских же условиях, и которого никто и никогда не вспоминает, когда думает о горячей ванне или о том, что пора купать ребенка.
Печь на картине не видна, но её присутствие ощущается совсем рядом. Алые отблески пламени играют на фигуре человека, на неровной кирпичной стене, напоминая об адских мучениях и грешниках, которые будут ввергнуты в геенну огненную. Однако, кочегар не грешник. Если пользоваться этой терминологией, он скорее черт, который заправляет в адском жаре котельной. Но и этот образ неточен – черти должны получать удовольствие от работы.
Что-то заставило кочегара прерваться. Он стоит, переложив кочергу из правой руки в левую, в позе расслабленной, выдающей сильную усталость и попытку хотя бы немного передохнуть. На нем грубая, перепачканная углем одежда, руки перевиты венами и бугрятся от ожогов. В ладони чернота, кажется, въелась так, что её уже не отмыть. Борода кочегара расчесана, лицо тоже бугристое, на нем видны шрамы. Он смотрит на зрителя не обвиняюще и без особенного интереса, скорее с недоумением.
Чем-то это недоумение сродни растерянности коровы, которую ведут к мяснику. Но в лице его нет даже мимолетного удовольствия от передышки, только запредельная усталость. На такой работе нельзя быть счастливым. Когда пашешь, как вол, нельзя быть счастливым. За плечами кочегара семья – её нет на картине, она угадывается – и трудная жизнь, полная тяжелого труда.
Один из художников, увидевших эту картину, сказал очень точно: “Я всю жизнь и не знал, что я кому-то должен. А оказывается, ещё как, и что хуже – мне никогда не погасить этого долга”.
opisanie-kartin.com