Описание картины Франса Хальса «Цыганка». Картины хальс


Собрание картин Музея Франса Халса в Харлеме (Нидерланды). Часть 4: philologist

Музей Франса Халса — художественный музей в Харлеме, известный как музей Золотого века голландской живописи. Музей был основан в 1862 году и первоначально находился в заново отремонтированном бывшем клуатре в задней части городской ратуши, известной как Принсенхоф. Основу собрания составила богатая коллекция картин ратуши, включавшая в себя в том числе более десятка картин Франса Халса, в честь которого и был назван музей. Музей переехал в нынешнее здание в 1913 г. Коллекция современной живописи находится в филиале музея, расположенном в зданиях бывших мясных и рыбных торговых рядов в центре города.

Pot, Hendrick Gerritsz - Офицеры Городской Гвардии Св. Адриана, 1630, 214 cm x 276 cm, Холст, масло

Pietersz, Pieter - Трое отроков в огненной печи, 1575, 222,8 cm x 182,2 cm, Дерево, масло

Poort, Allert Jacob van der - Портрет Geertruid Coulon, 1798, Дерево, масло

Poort, Allert Jacob van der - Портрет Hermannus Manger, 1798, Дерево, масло

Poorter, Bastiaan de - Портрет Bernardus Franciscus Suurman, 1848, Дерево, масло

Post, Frans Jansz - Бразильский пейзаж, 1656, Дерево, масло

Post, Pieter Jansz - Прощание Авраама с Лотом и его женой, 1630-33, Холст, масло

Pot, Hendrick Gerritsz - Аллегория бренности, ок. 1633, 58 cm x 73 cm, Дерево, масло

Pot, Hendrick Gerritsz - Портрет Bernardus Paludanus, 1629, Дерево, масло

Pot, Hendrick Gerritsz - Портрет Christiaen Henrici Ouwens, 1632, Дерево, масло

Pot, Hendrick Gerritsz - Почтовый парусник Флоры, ок. 1637, Дерево, масло

Pot, Hendrick Gerritsz - Сцена в борделе, ок. 1620, Дерево, масло

Pot, Hendrick Gerritsz - Три Марии у могилы после воскресения, 1637, Дерево, масло

Pot, Hendrick Gerritsz - Туалетная Эстер, 1640-60

Prins, Johannes Hubertus - Вид неизвестного города, 1785, Дерево, масло

Pronck, Hendrick - Корабль 'Бык', 1675-1700, Солома, акварель

Quinkhard, Jan Maurits - Портрет Adriana Aletta Storm van `s Gravensande, 1744, Холст, масло

Quinkhard, Jan Maurits - Портрет Jacob van Hoorn, 1734, 19 cm x 15,5 cm, Холст, масло

Quinkhard, Jan Maurits - Портрет Johan van Haeften, 1744, Холст, масло

Quinkhard, Jan Maurits - Похищение Европы, 1723, 265 cm x 178,5 cm, Холст, масло

Quinkhard, Jan Maurits - Юпитер и Юнона, 1723, 265 cm x 178,5 cm, Холст, масло

Raguineau, Abraham - Портрет неизвестного мужчины у клавесина, 1670, 115,5 cm x 100 cm, Холст, масло

Raguineau, Abraham - Портрет неизвестной женщины, 1670, 115 cm x 100,5 cm, Холст, масло

Raguineau, Abraham - Портрет принца Вильгельма III в детстве, 1660-99, 72 cm x 52 cm, Холст, масло

Reekers, Johannes - Портрет кларнетиста (вероятно, Philippe Christiani), 1813, 37 cm x 27 cm, Холст, масло

Reysen, Josef van - Автопортрет, ок. 1810, 56,5 cm x 48 cm, Дерево, масло

Rijck, Pieter Cornelisz van - Кухня, 1621, 103,2 cm x 137,5 cm, Холст, масло

Roestraten, Pieter Gerritsz - Ванитас натюрморт, ок. 1650-98, 54 cm x 68,5 cm, Холст, масло

Roestraten, Pieter Gerritsz - Признание в любви (Буйный повар), ок. 1665-70, 73,5 cm x 63 cm, Холст, масло

Rombouts, Gillis Salomonsz - Ткацкая мастерская, 1656, 32 cm x 38,5 cm, Дерево, масло

Rombouts, Gillis Salomonsz - Ярмарка, ок. 1655, 39,5 cm x 55 cm, Дерево, масло

Rombouts, Salomon Gillisz - Овощной рынок, 1665-75, 41 cm x 66 cm, Дерево, масло

Roosendael, Nicolaes - Добрый самаритянин, 1665, 162,5 cm x 144 cm, Холст, масло

Ruisdael, Jacob Isaaksz van - Дюнный пейзаж с избушкой, ок. 1646, 52 cm x 67,5 cm, Дерево, масло

Ruisdael, Jacob Isaaksz van - Дюнный пейзаж с охотой на кроликов, ок. 1650, 33,5 cm x 38 cm, Дерево, масло

Ruysdael, Jacob Salomonsz van - Лесной Пейзаж с пастухами и крупным рогатым скотом в луже, 1655, 90 cm x 115 cm, Дерево, масло

Ruysdael, Salomon Jacobsz van - Вид на реку с паромом и бастионом, 1664, 49,4 cm x 68,4 cm, Дерево, масло

Ruysdael, Salomon Jacobsz van - Вид на реку с паромом и фермой, 1653, 52 cm x 80 cm, Дерево, масло

Ruysdael, Salomon Jacobsz van - Вид на реку с рыбацкими лодками в деревне, 1664, 49,4 cm x 68,2 cm, Дерево, масло

Ruysdael, Salomon Jacobsz van - Натюрморт с мертвыми птицами, 1659, 43 cm x 36 cm, Дерево, масло

Rzn, Johannes Jelgershuis - Женщина шьёт, ок. 1810, Дерево, масло

Saenredam, Pieter Jansz - Идеализированный Интерьер церкви Святого Петра в Утрехте, 1654, 50,5 cm x 73 cm, Дерево, масло

Saenredam, Pieter Jansz - Интерьер Новой Церкви Святой Анны в Харлеме, вид с запада на восток, 1652, 65,5 cm x 93 cm, Дерево, масло

Saftleven, Cornelis - Пародия на осуждение Johan van Oldenbarnevelt, 1650-63, Дерево, масло

Salm, Abraham - Корабли, 1670-1720, 79,3 cm x 116 cm, Дерево

Santvoort, Dirck Pietersz van - Портрет неизвестной женщины, 1625-50, Дерево, масло

Santvoort, Pieter van - Зимний пейзаж, 1630-35, Дерево, масло

Sassoferrato - Мадонна, 1600-99, Холст, масло

См. также:- Собрание картин Музея Франса Халса в Харлеме (Нидерланды). Часть 1- Собрание картин Музея Франса Халса в Харлеме (Нидерланды). Часть 2- Собрание картин Музея Франса Халса в Харлеме (Нидерланды). Часть 3

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy

philologist.livejournal.com

Творчество Франса Хальса

Халс Портрет женщины с веером Портрет женщины с веером, 1640-еНациональная галерея, Лондон

Халс Портрет мужчины с перчаткой Портрет мужчины с перчаткой1650, Эрмитаж, Петербург

Халс Цыганка Цыганка, 1628-1630Музей Лувр, Париж

Халс Портрет юноши с черепом Портрет юноши с черепом, 1628Национальная галерея, Лондон

Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами, интеллектом, эмоциями.

В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования. Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Хальс изображал своих героев без прикрас, с их бесцеремонными нравами, могучим жизнелюбием. Хальс расширил рамки портрета введением сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя мимику, жест, позу, мгновенно и точно схваченные. Художник добивался эмоциональной сипы и жизненности характеристик портретируемых, передачи их неуемной энергии. Хальс не только реформировал единичный заказной и групповой портреты, но явился создателем портрета, граничащего с бытовым жанром.

Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса), и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же). Сильные, энергичные люди, принимавшие активное участие в освободительной борьбе против испанских завоевателей, представлены во время пирушки. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Здесь нет главного героя. Все присутствующие — равноправные участники праздника. Хальс преодолел чисто внешнюю связь персонажей, характерную для портретов его предшественников. Единство асимметричной композиции достигнуто живым общением, непринужденной свободой расположения фигур, объединенных волнообразным ритмом.

С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке, искрятся в бокалах. Красочную гамму, в которой господствуют черные костюмы и белые воротники, оживляют звучные золотисто-желтые, лиловые, голубые и розовые офицерские перевязи. Полными сознания собственного достоинства и в то же время свободно-непринужденными, жестикулирующими предстают голландские бюргеры с портретов Хальса, передающего мгновенно схваченное состояние. Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Покоряют естественность и живость позы, острота характеристики, высочайшее мастерство использования контраста белого и черного в живописи.

Портреты Хальса разнообразны по темам и образам. Но портретируемых объединяют общие черты: цельность натуры, жизнелюбие. Хальс — живописец смеха, веселой заразительной улыбки. Искрящимся весельем оживляет художник лица нредставителей простонародья, посетителей кабачков, уличных мальчишек. Его персонажи не замыкаются в себе, они обращают взгляды и жесты к зрителю.

Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.

К середине 17 века ясно обозначаются сдвиги, происшедшие в голландском обществе; по мере укрепления в нем позиций буржуазии, утратившей связи с народными массами, оно приобретает все более консервативный характер. Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. Утратил свою популярность и Хальс, демократическое искусство которого стало чуждым перерождавшейся буржуазии, устремившейся за аристократической модой.

Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменился глубоким раздумьем, иронией, горечью, скептицизмом. Его реализм стал более психологически углубленным и критическим, его мастерство — более отточенным и совершенным. Изменился и колорит Хальса, обретая большую сдержанность; в преобладающей серебристо-серой, холодной тональной гамме, среди черного и белого особую звучность приобретают небольшие, точно найденные пятна розоватого или красного цвета. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами.

Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Композиция стала спокойной и строгой. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.

Халс Франс. Картины →

История зарубежного искусства →

smallbay.ru

О замечательном голландском художнике Франсе Халсе.

             Франс Хальс (ок.1580-1666) . Совсем юным Франс оказался в харлемской школе Карела ван Мандера, где сформировался как художник в атмосфере маньеризма. В 1610 году он был принят в гильдию Святого Луки как мастер жанровых картин и портретов мальчишек.

                     Мы мало знаем о его жизни. Видимо, этот человек при своем огромном таланте весьма охотно предавался радостям простой жизни.Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный.В 1610 году Хальс становится членом Харлемской гильдии художников, в 1618 году – членом камеры риторов, актеров-любителей.

Копия автопортрета.

                Известный художник Франс Халс – подлинный основоположник нидерландской художественной школы. Многие его картины находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума. Самая известная из них «Портрет супружеской пары», который был создан в 1621-1622 годах.

         Удалось увидеть оригинал этой картины.Полотно обладает особенной притягательной аурой.Возле картины всегда много зрителей.Так приятно смотреть на эту счастливую пару.

Хальс.Портрет супружеской пары.

         Ранее искусствоведы в моделях пытались найти черты самого мастера и его жены, но в наши дни многие предполагают, что Халс на портрете изобразил Исаака Масса, купца и картографа, который некоторое время жил в России и его супругу. Размер полотна, фигуры в полный рост, фонтан и вилла, навеянных фантазией, все это является желанием Халса написать произведение по последнему слову моды.

                 Однако у бюргеров Гарлема, которые заказывали портреты, не было и тени аристократизма, необходимого для такого случая. Халс изображает семейную чету с завидной прямотой и непосредственностью.

«Впервые в истории портретной живописи Хальс заставляет свои модели не позировать, а жить и действовать на полотне, как бы фиксирует человека, выхваченного из потока жизни, – пишет Т. Седова. 

                    Художник не стремится придать изящество позе мужчины, но подчеркивает его характер, ум и некоторую долю сарказма. Свободно он пишет свежее лицо, её лукавство и простодушие. Согласно традициям, Халс придает значение символов всем предметам. Например, он изображает жимолость с женщиной и небольшую веточку чертополоха возле мужчины – которые в то время были символами верности.

        Франс Хальс был  основоположник голландского реалистического портрета, чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры.

Хальс Весёлый собутыльник.

           Портрет – основа полотна «Веселый собутыльник». Неизвестно был ли он заказан или Халс решил сделать портрет многословного пьянчуги. Светлое вино, мягкие складочки белоснежного кружевного воротничка, темная шляпа. Великолепный колорит напоминает раму. «Собутыльник» – народный тип, который Халс довольно часто изображал в то время.

Портрет  Мужчины с перчаткой.1650 Эрмитаж.

       Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. Его интересовал не человек, изображенный согласно своему общественному положению в величественно-торжественной позе и парадном костюме, но человек во всей своей естественной сущности, характерности, со своими чувствами, интеллектом, эмоциями.

                 В портретах Хальса представлены все слои общества: бюргеры, стрелки, ремесленники, представители низов общества, на стороне последних его особенные симпатии, а в их изображениях он проявил глубину мощного полнокровного дарования

 

             Образцом строгого портрета является «Маритге Фоогт», 1639 год. Это портрет старушки, восседающей в кресле. Ее платье и чепец отчетливо видны на сером фоне. Мазок художника уверен и точен. Старушка добрыми глазами глядит на нас с тонкой полуулыбкой. Халс пишет портрет, словно скупясь на композиционные средства, яркий колорит и подвижность кисти.

            К раннему творчеству Халса относятся замечательные портреты Якоба Олейкана и его супруги Алетты Ханеманс. Подобные портреты хозяева вешали в передней комнате около камина. В картинах должна была быть симметрия: супружеская чета стоит лицом друг к другу, и спокойная поза супруги как в зеркале отражает позу мужа.

           Мастер кладет краски свободно, иногда оставляя чуть-чуть протертый охрой грунт. В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство.

           В 1616 году Хальс создает картину Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия, где полностью порывает с принятыми тогда схемами подобных произведений. Он объединяет офицеров в группы, придает им различные позы, переосмысливая жанр группового портрета.

 

 Хальс.Банкет членов общества городской стражи им. Святого Георгия  

      Произведение имело такой успех, что художник был буквально завален заказами. Но его больше влекла жизнь харлемских кабачков, где он и находил большинство своих натурщиков. Люди на портретах Хальса подкупают жизненной силой, здоровьем, веселостью и даже некоторой самоуверенностью, смягченной, правда, долей добродушия. У Хальса были неурядицы с женой, его часто вызывали в суд. Но сограждане прощали ему бесшабашность, они гордились своим художником.

Рассказывает А.В. Лазарев:

   «Портрет так понравился, что вскоре посыпались новые заказы. Хальсу, однако, все это вскоре перестало нравиться. Ему очень досаждали заказчики. Каждый, улучив минутку, требовал "по дружбе" написать его на первом плане и поблагородней. Тогда художник нашел гениальное решение: на первом плане окажется тот, кто больше заплатит! В результате на первом плане у него всегда оказывались богатые полковники, потом – капитаны, потом уже – сержанты.

                     Но субординация иногда нарушалась. У молодых поручиков оказывались богатые родители, и на портретах Хальса эти молодые люди гордо сидели рядом с полковниками».

 

Франс Хальс портрет молодого человека в черепом

           Молодой человек с черепом - типичная для молодого Хальса работа. Он любил непринужденные, свободные и даже порывистые жесты своих моделей. И молодой человек, одной рукой держа череп, вторую в порывистом жесте устремляет прямо на зрителя.

           И плутоватый взгляд юноши, и яркое, несуразно свешивающееся с шляпы перо, и вся радостная гамма полотна скорее говорят о доброй шутке, чем о тягостных раздумьях. Свободный мазок, легко положенный на холст, усиливает это ощущение радости бытия.

 

The Laughing Cavalier, 1624

             Хальс любил, когда мог писать свои картины, не стесняя движения кисти никакими условностями. У него был свой живописный почерк, по которому легко узнать любую его работу. По словам одного из критиков Хальс бросал мазки на холст так, словно стегал его. Некоторые работы Хальса могли казаться кому-то незаконченными, но в небрежно брошенных на холст мазках сразу узнаешь и лица, и фигуры, и позументы галуна, и ломкое кружево.

 

Хальс. Дама свеером.

         Хранящаяся в Лондонской Национальной галерее Дама с веером - типичный заказной портрет: тут нет никаких гадалок и выпивох, которых художник так любил изображать.

       С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Она в строгом черном платье, которое украшают лишь белоснежные кружевной воротник и манжеты.

               Особенно покоряет мягкое милое лицо, которое как бы выплывает из нейтрального фона, глаза, излучающие теплый и ласковый свет, чуть курносый, тонко очерченный носик, как бы подчеркивающий ее очаровательную улыбку. Все в этой женщине просто, и все прекрасно.

Халс Франс, Групповой портрет попечительниц гарлемского женского дома для престарелых, 1664, Музей Франса Халса, Харлем

 

            Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых, исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса.

             Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Композиция стала спокойной и строгой. Разреженность пространства, расположение фигур, ровный рассеянный свет, одинаково освещающий всех изображенных, способствуют сосредоточению внимания на характеристике каждой из них. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов.

Регенты госпиталя святой Елизаветы

       Период с 1630 по 1640 год – время наибольшей популярности Хальса. Он завален заказами. Его талант достигает неслыханной продуктивности – за десять лет живописцем написаны 66 одиночных и 3 больших групповых портрета

                Поздние портреты Хальса стоят рядом с самыми замечательными творениями мировой портретной живописи: своим психологизмом они близки портретам величайшего из голландских живописцев — Рембрандта, который, так же как и Хальс, пережил свою прижизненную славу, вступив в конфликт с буржуазной верхушкой голландского общества.

Хаьс.Портрет Виллема Хейтхейссена. 1625—30

          Пафос портрета заключён в своеобразном самоутверждении модели, что вызывает у художника двойственное к ней отношение. Тема активного самоутверждения личности была вообще одной из ведущих в творчестве Халса.

                      Она имеет глубоко исторические корни, возникнув в результате становления развитого национального и социального самосознания не только голландского бюргерства, но и всего голландского народа, одержавшего победу над сильнейшим противником в лице Испании, долго владевшей Нидерландами и причинившей неисчислимые бедствия и страдания стране.

                      Чувство законной гордости новых хозяев страны, сломивших власть дворян и ныне получивших её не по праву наследования, а благодаря личным способностям и достоинствам, Халс подметил одним из первых и неоднократно воплощал во многих портретных образах в двадцатые и тридцатые годы.  

  Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея),

содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену. Уродливая старуха с горящим хитрецой взглядом, резко обернувшись и широко оскалившись, словно отвечает кому-то из завсегдатаев своего кабачка.

                 Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.

               

 

Галерея работ.

Хальс.Евангелист Лука.

Шут с лютнёй.Лувр Париж.1630

Хальс.Портрет мужчины.1650-1653).Эрмитаж

Хальс Портрет Женщины.1655г

Халс Франс, Мулат, 1627, Музей изобразительных искусств, Лейпциг

Трое детей. 1620г

Горшечние-музыкант.

Хофт с няней.

«Isabella Coymans»1650-52

Халс Франс, Цыганка, 1628-30, Лувр

      

           В 1630 году появляется и знаменитая «Цыганка» – портрет, необычный для того времени. Он занимает особое место в галерее женских образов, созданных европейскими мастерами семнадцатого столетия.

            Хальс восхищается гордой посадкой ее головы в ореоле пушистых волос, обольстительной улыбкой, задорным блеском глаз, выражением независимости. Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни.

   «Свое восхищение красотой девушки художник передал так глубоко и сильно, что оно захватывает и нас, – пишет Т. Седова. – К сожалению, имя этой быстроглазой плутовки не дошло до нашего времени. По всей видимости, она была одной из жительниц города Харлема, где жил и сам художник…

                  Жизненный путь великого голландского художника закончился трагически. Он умер 26 августа 1666 года в полном забвении и глубокой бедности в Харлемской богадельне.

   Но остались многочисленные ученики Хальса, известные живописцы, такие как Дирк Хальс, Юдит Лейстец, Ян Минзе Моленар и Андриан ван Остаде…Четыре его сына тоже стали художниками.

   Сам художник в это время забыт, забыт на два столетия, лишь в XIX веке импрессионисты обратятся к живописи Хальса, вернут славу великому художнику.

Наиболее крупным собранием картин художника обладает музей Хальса в Харлеме.

Источники.

maxpark.com

Описание картины Франса Хальса «Цыганка»

Описание картины Франса Хальса «Цыганка»

Хальс – великий голландский художник, который при жизни был тем ещё дебоширом. Его случаем был тот, в котором гений ничуть не ценит своей гениальности, любит кутить по кабакам, засыпать в неожиданных местах и просыпаться от ведра воды на голову, но от этого не становится ни менее талантливым, ни менее почитаемым.

Хальс любил жизнь, это видно и по его картинам, и по свидетельствам очевидцев. Любил её дикость, её естественность, первопричины и проявления, не скованные нормами морали. Любил играть и пить, хорошеньких женщин, вкусную еду. А также он любил людей и совсем не любил старые сказки.

Историческая живопись, сюжеты религиозные и описания былых времен его совершенно не привлекали – в них не было того огня, который горел в нем самом и его же завораживал. Зато он был в людях, и потому Хальс был прирожденным портретистом – любя людей, умея ловить нечаянные, удивительные моменты, он с одинаковым удовольствием писал и молоденьких девушек, и старых пьяниц. И в тех, и в тех был для него интерес – найти пылающую искру жизни и выразить её на холсте.

«Цыганка» характерна для него, поскольку полностью лишена строгости академического портрета и косности торжественного. Отсутствие эмоций, считающееся хорошим тоном в высоких кругах, Хальсом отвергается полностью. Он пишет совсем молоденькую цыганку, почти девочку – у неё вьющиеся черные волосы, открытое живое лицо, она смотрит не на зрителя, а на невидимого собеседника, не то споря с ним, не то смеясь над ним, не то пытаясь взять его на слабо.

В волосах её алая лента, губы – полные и красные – кривятся в гримаске недоверия и явной провокации. Она смотрит насмешливо, весело, предлагая потягаться с ней, и легкость кисти, бликовость света придает этому выражению дополнительное очарование. Фон у картины смазанный, но он и не нужен. Почувствовать жизнь, плещущуюся на холсте, можно и без него.

opisanie-kartin.com

Франс Хальс: биография и творчество

Жизненный путь Франса Хальса был таким же ярким и насыщенным, как и его картины.  Доныне известны миру рассказы  о пьяных дебошах Хальса, которые он то и дело устраивал после больших праздников. Художник, имеющий такой веселый и буйный характер, не смог завоевать уважения в стране, государственной религией в которой был кальвинизм.

Франс Хальс родился в Антверпене в начале 1582 году. Однако его семья покинула Антверпен. В 1591-м году Хальсы приехали в Харлем. Здесь родился младший брат Франса  по имени Дирк. Учителем живописи Хальса был художник по имени Карел ван Мандер. Он увлекался исторической живописью. В биографии учителем Хальса писалось о том, что благодаря его усилиям «прошло множество учеников, наиболее известным из которых был Франс Хальс, портретист из Харлема».

В начале 1610 года Хальс вступил в  ряды Гильдии святого Луки, в которую могли вступить стеклодувы, художники и камнерезы. В начале следующем году он создал семью с Анетье Хармансдр. Их первенец был крещен  2 сентября 1611 году. Однако в июне 1615 первая жена Хальса умерла при родах. Через несколько дней умер и младенец, рожденный Анетье. Ему даже не успели дать имя. Неудавшаяся семейная жизнь нисколько не помешала творческой деятельности Хальса. В 1615 году он уже находился в числе самых  известных портретистов.

К тому же он периодически писал еще и жанровые сценки. Чтобы найти наиболее приятную для себя манеру письма, Хальс писал картины, относящиеся к самым разным жанрам живописи. Его картина под названием «Банкет офицеров роты св. Георгия», написанная в 1616 году  стала  самым масштабным групповым портретом в истории творческой деятельности Франса Хальса. Эта картина стала своеобразным  «пушечным выстрелом», обозначившим начало золотого века голландской живописи.

В 1617 году Хальс создал 2-й брак с Лисбет Рейнерс. Они прожили вместе около 50-ти лет. Удивительно, но у них родилось одиннадцать детей. К тому же, их первая дочь родилась уже через 9 дней после заключения брака. Новая супруга Хальса воспитывалась в бедной семье, была неграмотной и имела весьма скандальный характер. С 1616 по 1625 годы Хальс был участником Кафедры риторики в городе Харлема, а в 1624 году Франс написал свою знаменитую картину под названием «Улыбающийся кавалер».

Несмотря на талан, Франсу Хальсу так и не удалось обогатиться из-за своей  безалаберности и упрямого, заносчивого характера. С годами жизнь художника становилась все более тягостной и беспросветной. В середине 1642 года  умственно-отсталый   сын Хальса, по имени Питер, окончательно сошел с ума. Хальсу пришлось отдать его в сумасшедший дом. Дважды забеременела его незамужняя первая дочь Сара. Нищета все больше брала семью Хальса за горло. В 1661 году за долги по членским взносам Хальс был  исключен из Гильдии святого Луки.

Городским Советом ему была назначена пенсия, но настолько скромная, что её размер не позволял даже покрыть накопившиеся долги. Знакомые говорили, что  пожилой художник уже выжил из ума. Назло насмешникам, Хальс в начале 1664 года написал два великолепных групповых портрета: «Регентши приюта для престарелых» и «Регенты приюта для престарелых». Умер Франс Хальс 29 августа 1666 года. Уже 1 сентября он был похоронен.

На похороны художника пришло всего лишь несколько его близких знакомых. Вот так завершил свою земную жизнь легендарный художник Франс Хальс. Однако он, несомненно, продолжает жить в каждой из написанных им картин!

hogen-mogen.ru

Святой Лука (картина Халса) — WiKi

  Портрет художника и гравера Герарда Хоета Ст., отца первого задокументированного владельца «Святого Луки». Возможно, он также владел картиной, приобретя её ещё при жизни Хальса.

Изначально картина являлась циклом изображений четырёх Евангелистов. Серединой 1620-х годов она датируется искусствоведами Сеймуром Слайвом[2] и Клаусом Гриммом[1][3].

Об обстоятельствах, приведших к заказу картин, ничего не известно. 4 картины, возможно, были написаны для католической или лютеранской церкви, хотя небольшой размер и интимный характер живописи позволяют предполагать, что они были сделаны для небольшой частной капеллы, или возможно для нелегальной католической церкви (schuilkerk) в Гарлеме, или даже для частного дома. В Гарлеме католические службы были разрешены в апреле 1581 года, но домашние капеллы были и раньше[1]. Хотя, возможно, заказчик был протестантом, либо же Хальс написал их вообще для себя — как это сделал Тербрюгген с аналогичным циклом и Рембрандт с апостолами. Гримм и Слайв соглашаются, что скорей всего, заказ был частным, а не секулярным. До XVIII века полотна находились на родине. Первое письменное упоминание о цикле картин относится к 1760 года, когда они упоминаются в числе наследства художника Герарда Хоета Мл.

Провенанс
Дата Владелец
до 1760 Коллекция Gerard Hoet (II) (1698—1760). После его смерти имущество распродано.
25—28.8.1760 Продажа коллекции Gerard Hoet (II) у Franken & Thol, Гаага. Лот 134: «De vier Evangelisten, zynde vier Borst-Stukken met Handen, door F. Hals; hoog 26 1/2, breet 21 duimen». Цена — 120 флоринов, приобрел Jan Yver
Дата неизвестна Приобретен F.W. baron van Borck (Амстердам), прусский коллекционер
13.4.1771 Анонимная продажа Rietmulder, Гаага (аукционный дом). Лот 34 «4 евангелиста»
1.5.1771 Приобретена обратно аукционером Jan Yver на анонимной продаже в аукционном доме H. de Winter & J. Yver, Амстердам, за 33 флорина. Ивер собирал вещи по заказу императрицы Екатерины II
20.3.1812 Передана в церковь (Крым)
после 1917 Местонахождение неизвестно
с 1959 Одесский музей западного и восточного искусства[4].

Затем они были приобретены для Эрмитажа Екатериной Великой. В 1771 году корабли, транспортировавшие покупку в числе других приобретений императрицы, попали в шторм: одно из судов затонуло, второе получило пробоину и с трудом дошло до Петербурга (См. «Фрау Мария»; возможно, упоминание о чудесном спасении — легенда). В Эрмитаже они попали в запасники как не очень выдающиеся. В 1774 году они упоминаются в каталоге Эрмитажа Эрнста Мюниха[1].

В 1812 году они были переданы в украинскую церковь — по распоряжению Александра I куратор Франц Лабенский отобрал 30 картин «для украшения католических храмов Таврической губернии». Груз покинул Эрмитаж 30 марта. Возможно, в середине XIX века цикл уже был разделён — возможно, время сумятицы Крымской войны[1].

В революционные годы работы были утеряны, пока — как рассказывает режиссёр Анатолий Бобровский — в 1950-х «Лука» не появился на одесском рынке «Привоз», где куратор купил его за 9 рублей. В запасниках Музея западного и восточного искусства отыскали ещё одно аналогичное полотно. Возможно, история о покупке на рынке является легендарной[5], и две картины не разлучались — по другим указаниям, обе они поступили в 1920 году из Одесской картинной галереи русского искусства[6]. Авторство картин к этому моменту было утеряно, и обе считались работами анонимного русского художника XIX века.

«  История «Святого Луки» является очень наглядной иллюстрацией судьбы произведений искусства при советской власти[7]. » 

Две недостающие картины — «Марк»[4][8][9] и «Иоанн»[10] оказались на западе, в частных коллекциях (последний — с 1997 года в Музее Гетти)[11], причем «Святого Марка» пришлось расчищать от поздних записей — пририсованного воротника. В сентябре 2013 года фонд Усманова приобрел «Святого Марка» для ГМИИ им. А. С. Пушкина (Москва)[12] (когда картину привозили в частную галерею в Москву, её посетила директор ГМИИ Ирина Антонова и сразу же выделила её среди прочих картин[13]), а в ноябре того же года передал её в музей.[14]

Сотрудница Эрмитажа Ирина Владимировна Линник, известная своими открытиями, осенью 1958 года просматривая запасные фонды Одесского Государственного музея Западного и Восточного искусства, обратила внимание на две необычные картины. В углу полотен сохранились крупные красные цифры — «фирменный» знак старинной эрмитажной каталогизации (№ 1895 у Луки и № 1896 у Матфея). Уже при первом осмотре картин Линник убедилась, что «беспримерная по своей смелости манера живописи, широкая и энергичная могла принадлежать только самому гениальному новатору живописной техники — Франсу Халсу»[6].

Картина была идентифицирована как работа Хальса, известная по источникам. Это единственное обращение Хальса к религиозным сюжетам, причём о существовании цикла долгое время было известно лишь по упоминаниям, которые считались потенциально недостоверными в некоторых каталогах[6]. Сам цикл считался утраченным.

Вскоре картина была отправлена на выставку в Москву, откуда была похищена[⇨]. После возвращения картине понадобилась реставрация[⇨]. В настоящий момент картина экспонируется в Одесском музее.

Цикл евангелистов Хальса
«Лука» (Одесса) «Матфей» (Одесса) «Марк» (Москва) «Иоанн» (Лос-Анджелес)

Кража

Весной 1965 года обе картины — «Луку» и «Матфея» привезли из Одессы в московский Пушкинский музей на выставку. 9 марта был санитарный день, когда музей закрыт для публики. На следующий день с утра было обнаружено исчезновение картины. Её варварски вырезали из рамы тупым ножом, вместо того чтобы профессионально отделить раму от подрамника, а затем отделить по внешнему периметру. Это была первая кража в ГМИИ с 1930-х годов, когда похитили картины Доссо Досси и Тициана.

Розыск поручили оперативникам МУРа. Руководителем группы назначен следователь Сергей Дерковский. Дело находилось на контроле в Прокуратуре СССР, куда Дерковского приглашали для докладов практически ежедневно[15].

Преступление было совершено через несколько недель после заявления министра культуры СССР Екатерины Фурцевой в заграничной командировке: «В Советском Союзе, в отличие от Запада — музеи не грабят».[16] Эта кража была первым крупным случаем преступления подобного рода в СССР. Кража едва не стоила ей министерского кресла. О преступлении советская общественность не знала. Факт преступления был засекречен[7].

Поиски
  Обе картины цикла из одесского музея на выставке в Москве, 2012

Расследование поставили под особый контроль Министерства охраны общественного порядка РСФСР, однако в течение нескольких месяцев после кражи никаких следов картины найдено не было[7]. Было выдвинуто предположение, что «Святой Лука» украден по заказу, поскольку в ГМИИ множество не менее ценных экспонатов. Милиция отрабатывала всех иностранцев в Москве, интересовавшихся живописью. Например, бельгиец Жак Ванденберг, остановившийся в «Метрополе», попадает в разработку — к нему подсылают девушку, которая предлагает ему «рембрандта». Тот сначала соглашается, но на следующий день мгновенно срывается на родину, оборвав в глазах милиции важную ниточку[15].

Результата всё нет. Фурцева обращается к председателю КГБ Владимиру Семичастному, который передает дело КГБ. Также Фурцева постоянно давила на министра охраны общественного порядка Вадима Тикунова.

Другая ниточка основывалась на информации из Одессы: стало известным, что некий иностранец пытается вывезти какую-то картину без досмотра. В багаже гражданина ФРГ Курта Шварцхайнера было найдено полотно, купленное им у «одного одесского коллекционера», однако когда этого Тимошевского нашли, оказалось, что иностранцу всучили подделку, хотя и высочайшего уровня. Её, а также другие картины в коллекции дилера, выполнил копиист-студент Николай Иванчук[15].

Однако в итоге дело зашло в тупик.

Разгадка
  Магазин «Грампластинки» на Калининском проспекте расположен рядом с Московским домом книги на Новом Арбате

Преступление было раскрыто не следственными методами, а благодаря ошибке преступника. Почти полгода спустя после кражи, в августе[17] отчаявшийся вор выбрал в толпе возле магазина «Грампластинки» на Калининском проспекте одетого «по-западному» человека и предложил купить полотно старого мастера «уровня Рембрандта» всего за 100 тысяч рублей. Но одетым «по-западному» человеком оказался сотрудник советского посольства в ФРГ, являвшийся также разведчиком КГБ, который сразу понял важность предложения и сказал, что сам он живописью не интересуется, но готов найти покупателя. Была разработана спецоперация[15]. Один из участников — Александр Громов, в 1965 г. — старший уполномоченный 2-го Главного управления КГБ[17].

Вторая встреча была назначена у бассейна «Москва» в субботу 28 августа. На роль покупателя подобрали Леонида Краснова, сотрудника внешней разведки, блестяще владевшего немецким языком[17]. Встреча состоялась у столовой на ул. Метростроевской. После торга молодой человек согласился скинуть до 60 тыс. рублей. После окончания встречи за преступником велась слежка, которая длилась совсем недолго — до служебного входа Пушкинского музея, что привело сыщиков в изумление[15]. Через 40 минут объект отправился на ул. Маркса и Энгельса, где зашел в подъезд одного из домов.

Личность молодого человека была установлена: Валерий Волков, 27 лет, по образованию — столяр-мебельщик, в 1957 году осуждён за кражу личного имущества, освобожден досрочно, в 1963 году был принят на работу реставратором по дереву в Музей изобразительных искусств имени Пушкина по рекомендации одного из сотрудников[15].

«Вся эта история должна была быть очень травматичной для спецслужб. И милиция, и КГБ действовали крайне неэффективно: они искали картину везде, где только могли, в то время как музейный работник в течение года скрывал её за печкой в своей квартире»[7].

  Mercedes-Benz W113 — эта модель мерседеса в 1965 году входила в число моднейших

На решающую встречу сотрудники КГБ прибыли на «Мерседесе» последней модели с ФРГ-шными номерами (из автопарка КГБ) и личным водителем. Волков предложил «покупателю» пойти пешком вместе с ним. За ними последовала «наружка», но в одном из переулков она упускает объект. По словам Краснова, Волков отвел его арбатскими переулками к двухэтажному старинному особнячку — там находилась квартира Изольды, девушки Волкова. Там их встретил подросток, который, не говоря ни слова, принёс с кухни газетный свёрток. Служба наружного наблюдения нашла их только через час. В руках у Волкова была картонная коробка, которую ему дал Краснов. Волкова арестовывают на ул. Метростроевской (Остоженка) с коробкой в руках. А Краснов ушёл — продавец не должен был догадаться, что иностранец подставной. Но Волкова посадили в машину КГБ, и по пути увидели застрявший «Мерседес» Краснова, который почему-то никто не ловил. Это, вероятно, позволило Волкову догадаться, что его заманили в ловушку[17].

Позже выяснилось, что Волков, мечтавший поступить в Суриковское училище, не смог этого сделать из-за судимости, однако продолжал испытывать тягу к прекрасному и устроился в ГМИИ. Для этого требовалось высшее образование, и ему понадобился фальшивый диплом. Личная жизнь и ухаживание за девушкой повлекли за собой долги; именно тогда с Волковым, предположительно, познакомился коллекционер Валерий Алексеев[15]. Алексеев, предположительно, обещал ему помочь с дипломом за 1000 рублей[17].

Предположительно, Алексеев показал Волкову, как правильно вырезать и хранить картину (Волков этого требования не выполнил), дал новую обувь, чтобы его не могли выследить собаки, и забрал у него картину после того, как тот её вынес. У Алексеева, предположительно, картина оставалась в течение нескольких месяцев, пока шло безрезультатное расследование, пока отдел кадров ГМИИ в ультимативной форме не потребовал от Волкова диплома. Волков, предположительно, пришёл к Алексееву за деньгами и документами, но тот не дал ему ни того, ни другого, и Волков забрал «Святого Луку» обратно. Дальнейшие нелепые шаги по его реализации и привели к аресту вора[17].

По мнению следователя, Алексеев соблазнил Волкова на кражу, причём по заказу какого-то иностранного коллекционера либо советского подпольного миллионера. Личность третьего лица осталась не установлена. Алексеев — ныне известный респектабельный коллекционер — решительно открестился от своей причастности к краже: «Я не имею никакого отношения к похищению картины „Евангелист Лука“, считаю всё случившееся провокацией, направленной против советских коллекционеров живописи. КГБ просто „пристегнул“ меня к этому делу. Я понятия не имею, где была картина, как её нашли…». Алексеев, утверждавший, что его оговорили и что он ничего не помнит, был направлен на экспертизу в Институт судебной психиатрии имени Сербского, где признали, что он не в состоянии отвечать за свои поступки[15].

Волков получил 10 лет лишения свободы (суд состоялся 21-22 февраля 1966 года). С осуждённого взыскали 901 рубль за реставрацию полотна, которое приглашённый эксперт оценил в 120 тыс. рублей[17]. Вина Алексеева была не доказана.

В 2008 году «Святой Лука» находился в музее, когда было украдено соседнее повторение «Поцелуя Иуды» Караваджо.

  Картина до реставрации

Реставрация

Холст был сильно повреждён из-за плохих условий хранения. Картина была свернута в трубку, отчего по всему красочному слою пошли мощные горизонтальные трещины. Бесценное полотно почти полгода пролежало в сухости и тепле — его засунули за печь в деревянном доме, — и, согласно выводу специалистов, фактически было утеряно безвозвратно.

Однако через 2,5 года его отреставрировали и вернули на Украину. Реставрация была выполнена одним из лучших реставраторов страны Степаном Чураковым, имевшим опыт реставрации полотен в Дрезденской галерее[15]. После этого картину отправили из Москвы в Одессу.

Фильм «Возвращение „Святого Луки“»

В 1970 году в СССР был снят фильм «Возвращение „Святого Луки“». Этот детектив был посвящён краже и успешному расследованию этого преступления. Однако его сценарий практически не основывался на реальных событиях. Титр «основано на реальных событиях» в фильме отсутствовал, и лента была воспринята публикой как художественное произведение, основанное на вымысле[7].

«В действительности, конечно же, широкая общественность пребывала в полном неведении относительно кражи. Тем не менее, правду нельзя было скрыть, поэтому понадобился ещё один механизм. История фильма „Похищение Святого Луки“ соблюдает классический механизм сокрытия истины путём выставления её на самом видном месте, — процедура, воплощенная в рассказе Эдгара По „Украденное письмо“. Так же, как лучший способ скрыть украденное письмо — это повесить его на стену, лучший способ скрыть скандальную кражу — это снять про неё художественный фильм без упоминания, что он основан на реальных событиях. Фильм должен был фикционализировать реальную историю и таким образом представить её недостоверной»[7].

История, изложенная в фильме, являлась не правдивой, а правдоподобной.

«  …именно правдоподобная. Реальная история была одновременно и проще, и запутанней. Совпадают только два факта — «Святого Луку» действительно украли из Пушкинского музея. А потом портрет действительно был найден и возвращен в музей[17]. » 
  На выставке в 2012 году

Согласно фильму, вор был опытным уголовником, которого нанял подпольный советский антиквар, в свою очередь, получивший заказ от западного арт-дилера в Москве. Антиквар дает ему карту музея. Полковник Зорин раскрывает преступление, изучив подпольный художественный мир в Москве. В реальности, хотя подпольный рынок искусства был основательно перетряхнут, результата это не принесло.

Заслуга в раскрытии преступления принадлежит не КГБ, а милиции. Последнее «передёргивание» находится в русле восхваления советской милиции в кинематографе, производимого под покровительством министра внутренних дел Щёлокова. Щёлоков сам показал Брежневу фильм перед премьерой в его личной резиденции в Завидове[16].

Фильм Реальность
Кражу совершил беглый вор-рецидивист Кражу совершил сотрудник музея
Картину украли в ночное время Картину украли в санитарный день
Картину нашли благодаря скрупулёзной работе органов Картину нашли благодаря случайности
Преступника арестовала милиция Преступника арестовал КГБ
Все заканчивается на морском теплоходе Все заканчивается на Остоженке
Заказчик был наказан Предполагаемый заказчик получил справку из Института психиатрии и остался на свободе
«  Милицейский детектив получился захватывающим, но сильно искажающим реальность — «ненужные» факты и ошибки государства скрыты, порок наказан, добродетель торжествует, КГБ не упомянуто[5]. » 

Реализация этого фильма привела к далеко идущим последствиям для советского кинематографа и, в частности, для советского детективного жанра. Тема кражи произведений искусства, которая ранее отсутствовала в советской массовой культуре, была легитимизирована в качестве полноправной составляющей жанра.

В фильме «роль» украденной картины исполняет копия, написанная сотрудником одесского музея Олегом Соколовым[15].

Документальные фильмы

  • Фильм из цикла «Следствие вели…». Серия «Возвращение Святого Луки. Современная версия» (2006). Телеканал «НТВ».
  • Фильм из цикла «Живая история». Серия «Похищение Святого Луки»

ru-wiki.org

Картины, описание картин — Цыганка. 1628-1630

Описани е картины Франса Хальса: Цыганка.Хальс – великий голландский художник, который при жизни был тем ещё дебоширом. Его случаем был тот, в котором гений ничуть не ценит своей гениальности, любит кутить по кабакам, засыпать в неожиданных местах и просыпаться от ведра воды на голову, но от этого не становится ни менее талантливым, ни менее почитаемым.Хальс любил жизнь, это видно и по его картинам, и по свидетельствам очевидцев. Любил её дикость, её естественность, первопричины и проявления, не скованные нормами морали. Любил играть и пить, хорошеньких женщин, вкусную еду. А также он любил людей и совсем не любил старые сказки.Историческая живопись, сюжеты религиозные и описания былых времен его совершенно не привлекали – в них не было того огня, который горел в нем самом и его же завораживал. Зато он был в людях, и потому Хальс был прирожденным портретистом – любя людей, умея ловить нечаянные, удивительные моменты, он с одинаковым удовольствием писал и молоденьких девушек, и старых пьяниц. И в тех, и в тех был для него интерес – найти пылающую искру жизни и выразить её на холсте.«Цыганка» характерна для него, поскольку полностью лишена строгости академического портрета и косности торжественного. Отсутствие эмоций, считающееся хорошим тоном в высоких кругах, Хальсом отвергается полностью. Он пишет совсем молоденькую цыганку, почти девочку – у неё вьющиеся черные волосы, открытое живое лицо, она смотрит не на зрителя, а на невидимого собеседника, не то споря с ним, не то смеясь над ним, не то пытаясь взять его на слабо.В волосах её алая лента, губы – полные и красные – кривятся в гримаске недоверия и явной провокации. Она смотрит насмешливо, весело, предлагая потягаться с ней, и легкость кисти, бликовость света придает этому выражению дополнительное очарование. Фон у картины смазанный, но он и не нужен. Почувствовать жизнь, плещущуюся на холсте, можно и без него.

www.art-drawing.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта