Вакх (картина Караваджо). Вакх картина
Вакх (картина Караваджо) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1596 годаВакх (итал. Bacco) — картина римского периода творчества итальянского мастера барокко Микеланджело Меризи да Караваджо. Хранится в галерее Уффици во Флоренции.
История создания
В течение значительной части своей истории картина оставалась неизвестной. Обнаружена она была в запасниках галереи Уффици только в 1917 году. Достоверно судьба произведения не ясна.[1] Предполагается, что картина была создана в один из наиболее удачных периодов в творчестве художника (по одним данным, в 1595 году[2], по другим, в 1596 году[3]) — при дворе кардинала Франческо дель Монте, известного любовью к сюжетам, аналогичным сюжету «Вакха» и гедонистическим образом жизни.[3] Знакомство Караваджо с кардиналом состоялось во многом благодаря поставщику картин для церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Некоторые исследователи считают, что данное событие стало одним из ключевых моментов в судьбе мастера: новый покровитель предоставил живописцу жилье (Вилла Мадама), помогал получать серьёзную работу, вместе со знакомыми регулярно делая заказы.[3]
Видео по теме
Сюжет
Левая рука юноши с грязными ногтямиВ данном произведении художник реализует народный взгляд на античный сюжет. Как и в других работах этого периода творчества, Караваджо воплощает новаторский для итальянской живописи жанровый подход к написанию картин.[4]
Картина изображает юного Вакха, откинувшегося назад, с виноградными ягодами и листьями в волосах, перебирающего пальцами правой руки кушак, охватывающий свободно ниспадающую одежду. На каменном столе перед ним миска с фруктами и большой графин красного вина. Левой рукой он протягивает зрителю неглубокий бокал того же вина, как будто бы приглашая присоединиться к нему. Караваджо создал не идеализированный образ античного бога, а скорее полупьяного молодого человека. Изнеженный юноша с пухлым, женоподобным лицом — простой и грешный. Автором аккуратно прописаны отталкивающие детали: под ногтями Вакха грязь, не исключено, что для картины позировал один из уличных оборванцев.[1][4] Вакх томно смотрит из-под полуопущенных ресниц прямо в глаза зрителю, очевиден эротический подтекст произведения.[1][4]
В полотне присутствует связь основного персонажа и тщательно проработанного натюрморта. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как полагают критики, олицетворяют бренность мирской суеты.[1][4]
В «Вакхе» ясно прослеживается связь с другими полотнами Караваджо того же периода: Корзина с фруктами (1597), Лютнист (ок. 1595) и другими.[4]
После очистки картины в отражении на стекле графина обнаружен портрет художника, работающего за мольбертом, а на поверхности вина в чаше стало возможным увидеть отражение лица Вакха.
Расположение предлагаемого бокала с вином в левой руке персонажа картины привело к предположению некоторых исследователей о том, что живописец использовал зеркало при создании картины: левая рука мальчика, якобы является его собственной правой. Такое предположение согласуется с комментарием раннего биографа Караваджо, Джованни Бальоне, о том, что Караваджо создал некоторые ранние картины при помощи зеркала. Английский художник Дэвид Хокни сделал методы работы Караваджо центральной частью своего тезиса (известного как тезис Хокни-Фолко) о том, что художники эпохи Возрождения и более поздние художники использовали в работе одну из форм камеры-люциды.[5]
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 Вакх. caravaggio.ru. Проверено 8 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
- ↑ Bacchus (англ.). Bacchus Analysis & Critical Reception. Проверено 8 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
- ↑ 1 2 3 Р. Кононенко. Раннее творчество // Великие художники: Микеланджело Меризи да Караваджо. — ООО «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом „Комсомольская правда“», 2009. — Т. 12. — С. 8. — 48 с. — 79 000 экз.
- ↑ 1 2 3 4 5 Р. Кононенко. Раннее творчество // Великие художники: Микеланджело Меризи да Караваджо. — ООО «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом „Комсомольская правда“», 2009. — Т. 12. — С. 9-10. — 48 с. — 79 000 экз.
- ↑ Discussion of Hockney’s Secret Knowledge (his suggestion that the Old Masters used optical devices) and Caravaggio (англ.). Caravaggio and the camera obscura. Проверено 8 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
Источники
- Р. Кононенко. Раннее творчество // Великие художники: Микеланджело Меризи да Караваджо. — ООО «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом „Комсомольская правда“», 2009. — Т. 12. — С. 7-12. — 48 с. — 79 000 экз.
- Bacchus (англ.). Bacchus Analysis & Critical Reception. Проверено 8 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
- Iconographic Themes in Art: Bacchus/Dionysos (22 марта 2007). Проверено 8 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
- Вакх. caravaggio.ru. Проверено 8 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
wikipedia.green
Вакх (картина Караваджо) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Вакх (итал. Bacco) — картина римского периода творчества итальянского мастера барокко Микеланджело Меризи да Караваджо. Хранится в галерее Уффици во Флоренции.
В течение значительной части своей истории картина оставалась неизвестной. Обнаружена она была в запасниках галереи Уффици только в 1917 году. Достоверно судьба произведения не ясна.[1] Предполагается, что картина была создана в один из наиболее удачных периодов в творчестве художника (по одним данным, в 1595 году[2], по другим, в 1596 году[3]) — при дворе кардинала Франческо дель Монте, известного любовью к сюжетам, аналогичным сюжету «Вакха» и гедонистическим образом жизни.[3] Знакомство Караваджо с кардиналом состоялось во многом благодаря поставщику картин для церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Некоторые исследователи считают, что данное событие стало одним из ключевых моментов в судьбе мастера: новый покровитель предоставил живописцу жилье (Вилла Мадама), помогал получать серьёзную работу, вместе со знакомыми регулярно делая заказы.[3]
В данном произведении художник реализует народный взгляд на античный сюжет. Как и в других работах этого периода творчества, Караваджо воплощает новаторский для итальянской живописи жанровый подход к написанию картин.[4]
Картина изображает юного Вакха, откинувшегося назад, с виноградными ягодами и листьями в волосах, перебирающего пальцами правой руки кушак, охватывающий свободно ниспадающую одежду. На каменном столе перед ним миска с фруктами и большой графин красного вина. Левой рукой он протягивает зрителю неглубокий бокал того же вина, как будто бы приглашая присоединиться к нему. Караваджо создал не идеализированный образ античного бога, а скорее полупьяного молодого человека. Изнеженный юноша с пухлым, женоподобным лицом — простой и грешный. Автором аккуратно прописаны отталкивающие детали: под ногтями Вакха грязь, не исключено, что для картины позировал один из уличных оборванцев.[1][4] Вакх томно смотрит из-под полуопущенных ресниц прямо в глаза зрителю, очевиден эротический подтекст произведения.[1][4]
В полотне присутствует связь основного персонажа и тщательно проработанного натюрморта. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как полагают критики, олицетворяют бренность мирской суеты.[1][4]
В «Вакхе» ясно прослеживается связь с другими полотнами Караваджо того же периода: Корзина с фруктами (1597), Лютнист (ок. 1595) и другими.[4]
После очистки картины в отражении на стекле графина обнаружен портрет художника, работающего за мольбертом, а на поверхности вина в чаше стало возможным увидеть отражение лица Вакха.
Расположение предлагаемого бокала с вином в левой руке персонажа картины привело к предположению некоторых исследователей о том, что живописец использовал зеркало при создании картины: левая рука мальчика, якобы является его собственной правой. Такое предположение согласуется с комментарием раннего биографа Караваджо, Джованни Бальоне, о том, что Караваджо создал некоторые ранние картины при помощи зеркала. Английский художник Дэвид Хокни сделал методы работы Караваджо центральной частью своего тезиса (известного как тезис Хокни-Фолко) о том, что художники эпохи Возрождения и более поздние художники использовали в работе одну из форм камеры-люциды.[5]
- ↑ 1 2 3 4 Вакх. caravaggio.ru. Проверено 8 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
- ↑ Bacchus (англ.). Bacchus Analysis & Critical Reception. Проверено 8 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
- ↑ 1 2 3 Р. Кононенко. Раннее творчество // Великие художники: Микеланджело Меризи да Караваджо. — ООО «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом „Комсомольская правда“», 2009. — Т. 12. — С. 8. — 48 с. — 79 000 экз.
- ↑ 1 2 3 4 5 Р. Кононенко. Раннее творчество // Великие художники: Микеланджело Меризи да Караваджо. — ООО «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом „Комсомольская правда“», 2009. — Т. 12. — С. 9-10. — 48 с. — 79 000 экз.
- ↑ Discussion of Hockney’s Secret Knowledge (his suggestion that the Old Masters used optical devices) and Caravaggio (англ.). Caravaggio and the camera obscura. Проверено 8 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
- Р. Кононенко. Раннее творчество // Великие художники: Микеланджело Меризи да Караваджо. — ООО «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом „Комсомольская правда“», 2009. — Т. 12. — С. 7-12. — 48 с. — 79 000 экз.
- Bacchus (англ.). Bacchus Analysis & Critical Reception. Проверено 8 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
- Iconographic Themes in Art: Bacchus/Dionysos (22 марта 2007). Проверено 8 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
- Вакх. caravaggio.ru. Проверено 8 марта 2013. Архивировано 7 апреля 2013 года.
ru.wikiyy.com
Описание картины Питера Рубенса «Вакх»
Рубенс – фламандский живописец, мастер барокко – его картины представляют практически суть этого стиля. Он жизнерадостные, яркие, с большим количеством деталей, они чествуют жизнь и прославляют её, представляя собой практически пощечину смерти. Предпочитал религиозные и мифологические сюжеты, особенно раскрывая мифы Древней Греции.
Вакх – он же Дионис, он же Бахус – бог виноделия, вдохновения, растительности и жизненной силы, которая питает все. Там, где он проходит, с ним идут разнузданные прелестные девушки, льется вино, воцаряется всеобщие празднества и гуляния, где каждому, кто хочет повеселиться, найдется место.
Рубенс изображает его в виде толстяка, восседающего на бочке с вином и поднимающим чашу, в которую льется все то же вино. Его Вакх тучен и, судя по его лицу – обрюзгшему, почти задумчивому – близок к тому, чтобы устать от вечно творящегося вокруг бедлама. На голове у него венок с виноградными гроздьями.
Вокруг пьют – мужчина, также обнаженный, заливает в рот вино прямо из кувшина, женщина оголила одну грудь, подливает своему господину, дети вокруг – один пьет вино, льющееся из чаши Вакха, другой мочится, видимо, избавляясь от выпитого вина. Большая кошка под ногой бога лежит на боку, выглядит довольной и послушно позволяет себя повалить.
Вся композиция стягивается к Вакху, как к центру. Он, позволяющий избавиться ото всех моральных и прочих запретов, открыться миру и стать на время пьяным, безумным и счастливым, придает смысл собственной вакханалии. Без него она была бы уродливым пиршеством безумцев. С ним в ней есть некий высший смысл, освобождение и безграничная радость дикости.
У кого-то картина вызовет омерзение, у других же – желание присоединиться к свите Вакха, в которой можно выглядеть любым – толстым, пьяным. Безумным.
opisanie-kartin.com
Вакх и Ариадна. Герои и символы на картине Тициана
Тициан. Вакх и Ариадна. 1520-1623 гг. Национальная лондонская галерея
Чтобы насладиться картиной, написанной на мифологический сюжет, важно сначала разобраться в ее героях и символике.
Конечно, все мы слышали, кто такая Ариадна и кто такой Вакх. Но, возможно, запамятовали, почему они встретились. И кто все остальные герои на картине Тициана.
Поэтому предлагаю для начала разобрать картину «Вакх и Ариадна» по кирпичикам. А уж потом насладиться ее живописными достоинствами.
Тициан. Вакх и Ариадна (путеводитель по картине). 1520-1523 г. Национальная лондонская галерея
1. Ариадна.
Дочь критского царя Миноса. А Минотавр – ее брат-близнец. Они не похожи, но единоутробны.
Минотавр, в отличие от своей сестры, был монстром. И каждый год съедал по 7 девушек и 7 юношей.
Понятно, что жителям Крита это надоело. Они призвали на помощь Тесея. Он справился с Минотавром в лабиринте, в котором тот обитал.
Но выбраться из лабиринта ему помогла как раз Ариадна. Девушка не устояла перед мужественностью героя и безоглядно влюбилась.
Она дала своему любимому клубок ниток. По нитке Тесей и выбрался из лабиринта.
После этого молодая пара сбежала на остров. Но по какой-то причине девушка быстро разонравилась Тесею.
Что ж, видимо сначала он не мог не отплатить благодарностью за ее помощь. Но потом понял, что не может полюбить.
Он оставил Ариадну одну на острове. Вот такое коварство.
2. Вакх
Он же Дионис. Он же Бахус.
Бог виноделия, растительности. А ещё театра. Может поэтому его выпад в сторону Ариадны так театрален и манерен? Не удивительно, что девушка так отпрянула.
Вакх на самом деле спас Ариадну. Будучи в отчаянии от того, что ее бросил Тесей, она была готова покончить жизнь самоубийством.
Но Вакх увидел ее, влюбился. И в отличие от вероломного Тесея, решил на девушке жениться.
Вакх был любимым сыном Зевса. Ведь тот сам его выносил в своем бедре. Поэтому не смог отказать ему, и сделал его жену бессмертной.
За Вакхом следует его свита. Развеселая и разухабистая. Вакх славился тем, что проходя мимо, он избавлял людей от бытовых неурядиц и заставлял их почувствовать радость жизни.
Ничего удивительного, что его свита пребывала все время в таком экстазе веселья.
3. Пан
Мальчик Пан – Бог пастушества и скотоводства. Поэтому он тянет за собой отрубленную голову телёнка или осла.
Земная мать отказалась от него, испугавшись его вида при рождении. Отец Гермес отнёс младенца на Олимп.
Мальчик очень понравился Вакху, так как без перерыва танцевал и веселился. Так он и попал в свиту Бога виноделья.
На мальчика-пана лает кокер-спаниель. Эту собачку тоже часто можно увидеть в свите Вакха. Видимо, в качестве питомца лесная ватага любит его за веселый нрав.
4. Силен со змеей
Силены были детьми Сатиров и Нимф. От отцов козлиные ноги им не доставались. Красота их матерей перебила этот ген. Но часто Силена изображают с повышенной волосатостью.
Этот же вовсе не волосатый. Видимо мама-нимфа была особенно хороша.
Еще он чем-то похож на Лаокона. Этот мудрый человек уговаривал жителей Трои не завозить троянского коня в город. За это Боги наслали на него и его сыновей огромных змей. Которые их и задушили.
На самом деле ещё в текстах древнеримских поэтов Силены часто описывались нагими и обвитыми змеями. Это вроде как украшение, слияние с природой. Все-таки они лесные жители.
5. Силен волосатый
У этого Силена видимо гены папы-Сатира были помощнее. Поэтому козлиная шерсть густо покрывает его ноги.
Над головой от трясёт телячьей ногой. Пир же все-таки. Вместо одежды – листья. Вполне к лицу лесному существу.
6 и 7. Вакханки
По названию уже понятно, что эти дамы были истовыми поклонницами Вакха. Сопровождали его на многочисленных пирах и оргиях.
Несмотря на свою миловидность, были девушками довольно кровожадными. Именно они однажды растерзали бедного Орфея.
Он пел песню о богах, но забыл упомянуть Вакха. За что и поплатился от его преданных спутниц.
Эмиль Бен. Смерть Орфея. 1874 г. Частная коллекция
8. Пьяный Силен
Пожалуй, самый популярный персонаж из свиты Вакха. Судя по его виду, он дольше всех пребывает в свите Бога разгулья.
Ему уже за 50, он с лишним весом и всегда встельку пьян. Так пьян, что почти без чувств. Его посадили на осла и поддерживают другие сатиры.
Тициан изобраз его позади процессии. Но другие художники часто изображали его на первом плане, рядом с Вакхом.
Вот у Вазари пьяный, обрюзгший Силен сидит у ног Вакха, не в силах оторваться от кувшина с вином.
Джорджо Вазари. Триумф Вакха. Около 1560 г. Радищевский музей, Саратов
9. Созвездие «Корона»
По просьбе Вакха Гефест, Бог-кузнец, сделал для Ариадны венец. Это был подарок на свадьбу. Именно этот венец и превратился в созвездие.
Тициан изобразил его и правда в виде венца. Настоящее же созвездие не просто так называется «Корона». С одной стороны оно не замыкается в кольцо.
Это созвездие можно наблюдать на всей территории России. Лучше всего его видно в июне.
10. Корабль Тесея
Еле заметный кораблик слева картины принадлежит тому самому Тесею. Он безвозвратно покидает бедную Ариадну.
Живописные премудрости картины Тициана
Тициан. Вакх и Ариадна. 1520 г. Национальная лондонская галерея
Теперь, когда герои все расшифрованы, можно и живописные достоинства картины разобрать. Вот самые важные из них:
1. Динамика
Тициан показал фигуру Вакха в динамике. «Застав» его в прыжке с колесницы. Это большое новаторство для Эпохи Возрождения. До него героев изображали более статичными.
Мне такой полет Вакха чем-то напомнил «Мальчика, укушенного ящерицей» Караваджо. Который был написан 75 лет спустя после «Вакха и Ариадны» Тициана.
Караваджо. Мальчик, укушенный ящерицей. 1595 г. Национальная лондонская галерея
И только после Караваджо это новаторство приживётся. И динамика фигур будет важнейшим атрибутом Эпохи Барокко (17 век).
2. Цвет
Посмотрите, какое у Тициана ярко-синее небо. Художник использовал ультрамарин. Для того времени – очень дорогая краска. Она подешевела лишь в начале 19 века, когда ее научились производить в промышленных масштабах.
Но Тициан писал картину по заказу Герцога Феррары. Тот видимо и давал денег на подобную роскошь.
3. Композиция
Композицию Тициан выстроил тоже интересно.
Картина делится по диагонали на две части, два треугольника.
Верхняя левая часть – небо и Ариадна в голубом одеянии. Правая нижняя часть – зелено-желтая палитра с деревьями и лесными божествами.
А между этими треугольниками пространства – Вакх, как скрепа. С развивающейся розовой накидкой.
Такая диагональная композиция – тоже новаторство Тициана, будет чуть ли не главным видом композиции всех художников Эпохи Барокко (спустя 100 лет).
4. Реализм
Обратите внимание, как реалистично Тициан изобразил гепардов, запряженных в колесницу Вакха.
Это очень удивительно, потому что в то время не было зоопарков и уж тем более энциклопедий с фотографиями животных.
Где же Тициан видел этих животных?
Могу предположить, что он видел зарисовки путешественников. Все-таки он жил в Венеции, для которой внешняя торговля была главным делом. И людей путешествующих в этом городе водилось немало.
Вот такой путеводитель по картине Тициана у нас получился. Напишите, понравился ли Вам такой формат описания картин?
О другом шедевре мастера читайте в статье «Венера Урбинская. 5 удивительных фактов о картине Тициана».
Автор: Оксана Копенкина
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Похожее
arts-dnevnik.ru
Вакх (картина Караваджо) — Википедия РУ
В течение значительной части своей истории картина оставалась неизвестной. Обнаружена она была в запасниках галереи Уффици только в 1917 году. Достоверно судьба произведения не ясна.[1] Предполагается, что картина была создана в один из наиболее удачных периодов в творчестве художника (по одним данным, в 1595 году[2], по другим, в 1596 году[3]) — при дворе кардинала Франческо дель Монте, известного любовью к сюжетам, аналогичным сюжету «Вакха» и гедонистическим образом жизни.[3] Знакомство Караваджо с кардиналом состоялось во многом благодаря поставщику картин для церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Некоторые исследователи считают, что данное событие стало одним из ключевых моментов в судьбе мастера: новый покровитель предоставил живописцу жилье (Вилла Мадама), помогал получать серьёзную работу, вместе со знакомыми регулярно делая заказы.[3]
Левая рука юноши с грязными ногтямиВ данном произведении художник реализует народный взгляд на античный сюжет. Как и в других работах этого периода творчества, Караваджо воплощает новаторский для итальянской живописи жанровый подход к написанию картин.[4]
Картина изображает юного Вакха, откинувшегося назад, с виноградными ягодами и листьями в волосах, перебирающего пальцами правой руки кушак, охватывающий свободно ниспадающую одежду. На каменном столе перед ним миска с фруктами и большой графин красного вина. Левой рукой он протягивает зрителю неглубокий бокал того же вина, как будто бы приглашая присоединиться к нему. Караваджо создал не идеализированный образ античного бога, а скорее полупьяного молодого человека. Изнеженный юноша с пухлым, женоподобным лицом — простой и грешный. Автором аккуратно прописаны отталкивающие детали: под ногтями Вакха грязь, не исключено, что для картины позировал один из уличных оборванцев.[1][4] Вакх томно смотрит из-под полуопущенных ресниц прямо в глаза зрителю, очевиден эротический подтекст произведения.[1][4]
В полотне присутствует связь основного персонажа и тщательно проработанного натюрморта. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как полагают критики, олицетворяют бренность мирской суеты.[1][4]
В «Вакхе» ясно прослеживается связь с другими полотнами Караваджо того же периода: Корзина с фруктами (1597), Лютнист (ок. 1595) и другими.[4]
После очистки картины в отражении на стекле графина обнаружен портрет художника, работающего за мольбертом, а на поверхности вина в чаше стало возможным увидеть отражение лица Вакха.
Графин, на котором было обнаружено изображение художникаРасположение предлагаемого бокала с вином в левой руке персонажа картины привело к предположению некоторых исследователей о том, что живописец использовал зеркало при создании картины: левая рука мальчика, якобы является его собственной правой. Такое предположение согласуется с комментарием раннего биографа Караваджо, Джованни Бальоне, о том, что Караваджо создал некоторые ранние картины при помощи зеркала. Английский художник Дэвид Хокни сделал методы работы Караваджо центральной частью своего тезиса (известного как тезис Хокни-Фолко) о том, что художники эпохи Возрождения и более поздние художники использовали в работе одну из форм камеры-люциды.[5]
http-wikipediya.ru
Вакх (картина Караваджо) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1596 годаВакх (итал. Bacco) — картина римского периода творчества итальянского мастера барокко Микеланджело Меризи да Караваджо. Хранится в галерее Уффици во Флоренции.
История создания
В течение значительной части своей истории картина оставалась неизвестной. Обнаружена она была в запасниках галереи Уффици только в 1917 году. Достоверно судьба произведения не ясна.[1] Предполагается, что картина была создана в один из наиболее удачных периодов в творчестве художника (по одним данным, в 1595 году[2], по другим, в 1596 году[3]) — при дворе кардинала Франческо дель Монте, известного любовью к сюжетам, аналогичным сюжету «Вакха» и гедонистическим образом жизни.[3] Знакомство Караваджо с кардиналом состоялось во многом благодаря поставщику картин для церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Некоторые исследователи считают, что данное событие стало одним из ключевых моментов в судьбе мастера: новый покровитель предоставил живописцу жилье (Вилла Мадама), помогал получать серьёзную работу, вместе со знакомыми регулярно делая заказы.[3]
Сюжет
В данном произведении художник реализует народный взгляд на античный сюжет. Как и в других работах этого периода творчества, Караваджо воплощает новаторский для итальянской живописи жанровый подход к написанию картин.[4] Картина изображает юного Вакха, откинувшегося назад, с виноградными ягодами и листьями в волосах, перебирающего пальцами правой руки кушак, охватывающий свободно ниспадающую одежду. На каменном столе перед ним миска с фруктами и большой графин красного вина. Левой рукой он протягивает зрителю неглубокий бокал того же вина, как будто бы приглашая присоединиться к нему. Караваджо создал не идеализированный образ античного бога, а скорее полупьяного молодого человека. Изнеженный юноша с пухлым, женоподобным лицом — простой и грешный. Автором аккуратно прописаны отталкивающие детали: под ногтями Вакха грязь, не исключено, что для картины позировал один из уличных оборванцев.[1][4] Вакх томно смотрит из-под полуопущенных ресниц прямо в глаза зрителю, очевиден эротический подтекст произведения.[1][4]
В полотне присутствует связь основного персонажа и тщательно проработанного натюрморта. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как полагают критики, олицетворяют бренность мирской суеты.[1][4]
В «Вакхе» ясно прослеживается связь с другими полотнами Караваджо того же периода: Корзина с фруктами (1597), Лютнист (1956) и другими.[4]
После очистки картины в отражении на стекле графина обнаружен портрет художника, работающего за мольбертом, а на поверхности вина в чаше стало возможным увидеть отражение лица Вакха. Расположение предлагаемого бокала с вином в левой руке персонажа картины привело к предположению некоторых исследователей о том, что живописец использовал зеркало при создании картины: левая рука мальчика, якобы является его собственной правой. Такое предположение согласуется с комментарием раннего биографа Караваджо, Джованни Бальоне, о том, что Караваджо создал некоторые ранние картины при помощи зеркала. Английский художник Дэвид Хокни сделал методы работы Караваджо центральной частью своего тезиса (известного как тезис Хокни-Фолко) о том, что художники эпохи Возрождения и более поздние художники использовали в работе одну из форм камеры-люциды.[5]
Напишите отзыв о статье "Вакх (картина Караваджо)"
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 [caravaggio.ru/vakh/ Вакх]. caravaggio.ru. Проверено 8 марта 2013. [www.webcitation.org/6FhCNFref Архивировано из первоисточника 7 апреля 2013].
- ↑ [www.artble.com/artists/caravaggio/paintings/bacchus Bacchus] (англ.). Bacchus Analysis & Critical Reception. Проверено 8 марта 2013. [www.webcitation.org/6FhCOqqfP Архивировано из первоисточника 7 апреля 2013].
- ↑ 1 2 3 Р. Кононенко. Раннее творчество // Великие художники: Микеланджело Меризи да Караваджо. — ООО «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом „Комсомольская правда“», 2009. — Т. 12. — С. 8. — 48 с. — 79 000 экз.
- ↑ 1 2 3 4 5 Р. Кононенко. Раннее творчество // Великие художники: Микеланджело Меризи да Караваджо. — ООО «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом „Комсомольская правда“», 2009. — Т. 12. — С. 9-10. — 48 с. — 79 000 экз.
- ↑ [www.webexhibits.org/hockneyoptics/post/grundy7.html Discussion of Hockney’s Secret Knowledge (his suggestion that the Old Masters used optical devices) and Caravaggio] (англ.). Caravaggio and the camera obscura. Проверено 8 марта 2013. [www.webcitation.org/6FhCPaEm8 Архивировано из первоисточника 7 апреля 2013].
Источники
- Р. Кононенко. Раннее творчество // Великие художники: Микеланджело Меризи да Караваджо. — ООО «Директ-Медиа» по заказу ЗАО «Издательский дом „Комсомольская правда“», 2009. — Т. 12. — С. 7-12. — 48 с. — 79 000 экз.
- [www.artble.com/artists/caravaggio/paintings/bacchus Bacchus] (англ.). Bacchus Analysis & Critical Reception. Проверено 8 марта 2013. [www.webcitation.org/6FhCOqqfP Архивировано из первоисточника 7 апреля 2013].
- [www.xs4all.nl/~schuffel/english/bacchus/ Iconographic Themes in Art: Bacchus/Dionysos] (22 марта 2007). Проверено 8 марта 2013. [www.webcitation.org/6FhCQ1gOe Архивировано из первоисточника 7 апреля 2013].
- [caravaggio.ru/vakh/ Вакх]. caravaggio.ru. Проверено 8 марта 2013. [www.webcitation.org/6FhCNFref Архивировано из первоисточника 7 апреля 2013].
Отрывок, характеризующий Вакх (картина Караваджо)
В это время подъехала к крыльцу карета и бричка, и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил ее вперед. Седой Тихон, в парике, высунувшись из двери официантской, шопотом доложил, что князь почивают, и торопливо затворил дверь. Тихон знал, что ни приезд сына и никакие необыкновенные события не должны были нарушать порядка дня. Князь Андрей, видимо, знал это так же хорошо, как и Тихон; он посмотрел на часы, как будто для того, чтобы поверить, не изменились ли привычки отца за то время, в которое он не видал его, и, убедившись, что они не изменились, обратился к жене: – Через двадцать минут он встанет. Пройдем к княжне Марье, – сказал он. Маленькая княгиня потолстела за это время, но глаза и короткая губка с усиками и улыбкой поднимались так же весело и мило, когда она заговорила. – Mais c'est un palais, – сказала она мужу, оглядываясь кругом, с тем выражением, с каким говорят похвалы хозяину бала. – Allons, vite, vite!… [Да это дворец! – Пойдем скорее, скорее!…] – Она, оглядываясь, улыбалась и Тихону, и мужу, и официанту, провожавшему их. – C'est Marieie qui s'exerce? Allons doucement, il faut la surprendre. [Это Мари упражняется? Тише, застанем ее врасплох.] Князь Андрей шел за ней с учтивым и грустным выражением. – Ты постарел, Тихон, – сказал он, проходя, старику, целовавшему его руку. Перед комнатою, в которой слышны были клавикорды, из боковой двери выскочила хорошенькая белокурая француженка. M lle Bourienne казалась обезумевшею от восторга. – Ah! quel bonheur pour la princesse, – заговорила она. – Enfin! Il faut que je la previenne. [Ах, какая радость для княжны! Наконец! Надо ее предупредить.] – Non, non, de grace… Vous etes m lle Bourienne, je vous connais deja par l'amitie que vous рorte ma belle soeur, – говорила княгиня, целуясь с француженкой. – Elle ne nous attend рas? [Нет, нет, пожалуйста… Вы мамзель Бурьен; я уже знакома с вами по той дружбе, какую имеет к вам моя невестка. Она не ожидает нас?] Они подошли к двери диванной, из которой слышался опять и опять повторяемый пассаж. Князь Андрей остановился и поморщился, как будто ожидая чего то неприятного. Княгиня вошла. Пассаж оборвался на середине; послышался крик, тяжелые ступни княжны Марьи и звуки поцелуев. Когда князь Андрей вошел, княжна и княгиня, только раз на короткое время видевшиеся во время свадьбы князя Андрея, обхватившись руками, крепко прижимались губами к тем местам, на которые попали в первую минуту. M lle Bourienne стояла около них, прижав руки к сердцу и набожно улыбаясь, очевидно столько же готовая заплакать, сколько и засмеяться. Князь Андрей пожал плечами и поморщился, как морщатся любители музыки, услышав фальшивую ноту. Обе женщины отпустили друг друга; потом опять, как будто боясь опоздать, схватили друг друга за руки, стали целовать и отрывать руки и потом опять стали целовать друг друга в лицо, и совершенно неожиданно для князя Андрея обе заплакали и опять стали целоваться. M lle Bourienne тоже заплакала. Князю Андрею было, очевидно, неловко; но для двух женщин казалось так естественно, что они плакали; казалось, они и не предполагали, чтобы могло иначе совершиться это свидание. – Ah! chere!…Ah! Marieie!… – вдруг заговорили обе женщины и засмеялись. – J'ai reve сette nuit … – Vous ne nous attendez donc pas?… Ah! Marieie,vous avez maigri… – Et vous avez repris… [Ах, милая!… Ах, Мари!… – А я видела во сне. – Так вы нас не ожидали?… Ах, Мари, вы так похудели. – А вы так пополнели…] – J'ai tout de suite reconnu madame la princesse, [Я тотчас узнала княгиню,] – вставила m lle Бурьен. – Et moi qui ne me doutais pas!… – восклицала княжна Марья. – Ah! Andre, je ne vous voyais pas. [А я не подозревала!… Ах, Andre, я и не видела тебя.] Князь Андрей поцеловался с сестрою рука в руку и сказал ей, что она такая же pleurienicheuse, [плакса,] как всегда была. Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея. Княгиня говорила без умолку. Короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрогивалась, где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка. Княгиня рассказывала случай, который был с ними на Спасской горе, грозивший ей опасностию в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, [вполне серьезный,] но что об этом поговорим после. Княжна Марья все еще молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах ее была и любовь и грусть. Видно было, что в ней установился теперь свой ход мысли, независимый от речей невестки. Она в середине ее рассказа о последнем празднике в Петербурге обратилась к брату: – И ты решительно едешь на войну, Andre? – сказала oia, вздохнув. Lise вздрогнула тоже. – Даже завтра, – отвечал брат. – II m'abandonne ici,et Du sait pourquoi, quand il aur pu avoir de l'avancement… [Он покидает меня здесь, и Бог знает зачем, тогда как он мог бы получить повышение…] Княжна Марья не дослушала и, продолжая нить своих мыслей, обратилась к невестке, ласковыми глазами указывая на ее живот: – Наверное? – сказала она. Лицо княгини изменилось. Она вздохнула. – Да, наверное, – сказала она. – Ах! Это очень страшно… Губка Лизы опустилась. Она приблизила свое лицо к лицу золовки и опять неожиданно заплакала. – Ей надо отдохнуть, – сказал князь Андрей, морщась. – Не правда ли, Лиза? Сведи ее к себе, а я пойду к батюшке. Что он, всё то же? – То же, то же самое; не знаю, как на твои глаза, – отвечала радостно княжна. – И те же часы, и по аллеям прогулки? Станок? – спрашивал князь Андрей с чуть заметною улыбкой, показывавшею, что несмотря на всю свою любовь и уважение к отцу, он понимал его слабости. – Те же часы и станок, еще математика и мои уроки геометрии, – радостно отвечала княжна Марья, как будто ее уроки из геометрии были одним из самых радостных впечатлений ее жизни. Когда прошли те двадцать минут, которые нужны были для срока вставанья старого князя, Тихон пришел звать молодого князя к отцу. Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. Князь ходил по старинному, в кафтане и пудре. И в то время как князь Андрей (не с тем брюзгливым выражением лица и манерами, которые он напускал на себя в гостиных, а с тем оживленным лицом, которое у него было, когда он разговаривал с Пьером) входил к отцу, старик сидел в уборной на широком, сафьяном обитом, кресле, в пудроманте, предоставляя свою голову рукам Тихона.wiki-org.ru
Вакх (картина Рубенса) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Вакх» — картина Питера Пауля Рубенса из собрания Государственного Эрмитажа.
На картине изображён в образе Вакха сидящий на бочке обрюзгший молодой парень с поднятой чашей в руках. Его обнимает женщина, наливающая ему в чашу вино; при этом пролившееся мимо вино пытается поймать ртом путти. С другой стороны Вакха, спиной к нему, запрокинув голову, из амфоры пьёт вино Пан. Справа на переднем плане изображён мочащийся путти.
Заведующая сектором живописи XIII—XVIII веков отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Н. И. Грицай, проводя детальный анализ картины, отмечала:
Его композиция построена на своеобразном динамическом сопоставлении сильно выдвинутой на первый план фигурной группы и бесконечной воздушной дали пейзажа в глубине. В значительной мере благодаря такому приёму зритель сразу же оказывается в плену созданных художником образов[1].
Прообразом головы Вакха послужил античный бюст римского императора Авла Вителлия, известный в шести старинных копиях; вероятнее всего, Рубенс использовал копию, ныне хранящуюся в Лувре[2]. Рубенс был не первым, кто использовал бюст Вителлия для изображения Вакха: ранее он послужил для создания образа Вакха голландскому художнику Иоахиму Юттевалю.
Картина написана между 1638 и 1640 годами и некоторое время хранилась в семье, числясь во владении племянника П. П. Руб
ru.bywiki.com