Поднятое колено (Сидящая одалиска). Картина одалиска


Картина Матисса «Одалиска, лежащая под магнолиями» выставлена на торги: philologist

Аукционный дом Christie’s готовится провести «распродажу века» весной следующего года. С молотка уйдут шедевры Анри Матисса, Пабло Пикассо, Клода Моне и других выдающихся художников, принадлежавшие Пегги и Дэвиду Рокфеллерам. Предложенная на аукцион «Одалиска, лежащая под магнолиями» Матисса с предварительной оценкой в 50 млн долларов может стать самой дорогой картиной у этого художника, - сообщает обозреватель сайта об искусстве "Артхив" Влад Маслов.

Анри Матисс. Одалиска, лежащая под магнолиями. 1923, 60.5×81.1 см

Американский банкир и государственный деятель Дэвид Рокфеллер-старший, который возглавлял знаменитую на весь мир семью последние 13 лет, скончался восемь месяцев назад в возрасте 101 года. В соответствии с завещанием, значительная часть его состояния должна быть направлена на благотворительность, культурные, образовательные, медицинские и экологические проекты, которые финансист долгое время поддерживал вместе со своей женой Маргарет (Пегги). Таким образом, предстоящая распродажа в нью-йоркском Рокфеллер-Центре станет важнейшим филантропическим аукционом в истории. В коллекцию супружеской пары входили работы Жоржа Сёра, Поля Синьяка, Эдуара Мане, Поля Гогена, Жана-Батиста-Камиля Коро, Джорджии О’Киф и Эдварда Хоппера.

Наиболее высокий эстимейт среди всех лотов на данный момент получил шедевр «розового периода» Пабло Пикассо «Девочка с цветочной корзиной», написанный в 1905 году. Эта изумительная по мастерству и атмосфере редкая работа воплощает всю чувственность богемной жизни Парижа на рубеже XX века. За неё планируется выручить не менее 70 млн долларов.

Пабло Пикассо. Девочка с цветочной корзиной. 1905, 155×66 см

У картины богатый провенанс: первоначально её приобрели в 1905 году брат и сестра Лео и Гертруда Штайн. После смерти последней в 1946 году полотно перешло к её многолетней возлюбленной — американской писательнице Алисе Бабетт Токлас, у которой оставалось ещё 21 год. В 1968 году Дэвид Рокфеллер собрал группу коллекционеров с целью приобретения знаменитого собрания Гертруды Штайн. Чтобы определить очерёдность выбора произведений, они тянули пронумерованные листки бумаги из шляпы, и банкиру достался первый номер. Они с Пегги приобрели «Девочку с цветочной корзиной», которую разместили в библиотеке своего дома на 65-й улице в Нью-Йорке.

«Одалиска, лежащая под магнолиями» Анри Матисса, написанная в Ницце в 1923 году, станет важнейшей работой художника, которая появится на аукционе за последние десятилетия. Её эстимейт в 50 млн долларов превосходит рекордную цену в 41,1 млн долларов, заплаченную за натюрморт «Первоцветы, синяя скатерть и роза» (1911) на торгах в 2009 году.

Тема одалисок, томно раскинувшихся женщин, имела особое значение для Матисса, поскольку была своеобразным мерилом его мастерства в сравнении с живописцами прошлого. «Одалиска, лежащая под магнолиями», которую называют симфонией узора и формы, долгое время считалась одной из величайших картин Матисса в частных руках. Эта роскошная работа висела в гостиной дома четы Рокфеллеров в Хадсон-Пайнс.

Клод Моне. Водяные лилии в цвету. 1917, 160.9×180.8 см

Третьей «изюминкой» торгов станет пейзаж «Водяные лилии в цвету» Клода Моне из обширной серии, вдохновлённой прудом в любимом саду художника в Живерни. Картина входит в число самых крупных, ярких и энергичных полотен, выполненных импрессионистом. Эта работа принадлежит к группе произведений, написанных в период между 1914 и 1917 годами, в разгар Первой мировой войны. Её эстимейт составляет сейчас около 35 млн долларов.

Пегги и Дэвид Рокфеллеры приобрели эту картину в 1956 году у парижского дилера Кати Гранофф, которую посетили по рекомендации первого директора Музея современного искусства Альфреда Барра. «Она почти наверняка была написана в конце дня, когда вода становится темно-фиолетовой, а лилии выделяются на её фоне ярким белым цветом. Её мы купили сразу», — вспоминал в своих «Мемуарах» Дэвид Рокфеллер.

Вы также можете подписаться на мои страницы:- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky

philologist.livejournal.com

Жан Огюст Доминик Энгр Большая одалиска: Описание произведения

«Большая одалиска» – заказ королевы Неаполя Каролины. Пока Энгр написал картину, Неаполь пришел в упадок, супруг Каролины король Иоахим Мюрат отказался от престола, и монаршей чете стало не до произведений искусства. В 1819 году ее сняли с Салона по причине «анатомического несоответствия». Рука действительно слишком длинная, слишком гибкая (Энгра нередко упрекали, что руки женщин на его картинах «без костей»). А эта прекрасная спина! Дотошные критики вычислили, что художник пару позвонков явно добавил… Впрочем, хор восторженных голосов был громче, чем претензии хулителей. Чувство стиля, совершенная игра света и цвета, изящные линии, виртуозное соединение различных фактур в единое целое – всё это не могло остаться незамеченным.

«Выпуклость мышц, бугорки и впадины, ямочки и изгибы – всё здесь совершенство», – такую оценку одалиске Энгра дал Шарль Бодлер. Девушка повернута спиной. К женским спинам Энгр питал непреодолимую слабость (1, 2). Кажется, что кисть обласкала каждый сантиметр холста, и в результате появилось это совершенное творение. 

В богатый восточный антураж поместил свою героиню Энгр. Одалиска при этом – типичной европейской внешности: ясный лоб, большие глаза, русые волосы. Сочетание признаков восточного гарема – тяжелые шелка, дымящийся кальян, веер из павлиньих перьев, мягкость и легкость которых, кажется, ощутимы физически, и расслабленной, с прохладным спокойствием и несомненной уверенностью в своей красоте европейской женщины произвели эффект взрывной волны. Эротизм и экзотика картины волновали и не отпускали от себя.

Тяжелая атласная занавеска глубокого синего цвета справа создает ощущение интимности происходящего, камерности. На переднем плане, перед обнаженной одалиской можно рассмотреть роскошную пряжку пояса – такие носили фаворитки султана. Отдельное удовольствие – изящные гладкие стопы, они нам видны во всей красе. Холеное, ухоженное, идеально гладкое тело особенно четко выделяется на фоне роскошных тканей. Клод Роже-Маркс так сказал об одалисках Энгра: «Разве не возникает при виде его одалисок чувство, что он пронзен желанием и сами его деформации полны неги?». Пожалуй, возникает.

Одалисок Энгр стал писать не «вдруг». Восточные мотивы волновали европейских художников, но большинство из них, в том числе Энгр, составляли представление о происходящем в гаремах по мифам и легендам, вход-то туда был заказан. А вот основному сопернику Энгра – Эжену Делакруа в этом смысле повезло больше. Он провел на Востоке полгода, и запечатлел увиденное в своих знаменитых «Алжирских женщинах». Энгра и Делакруа объединяло противостояние – между ними как художниками, и между стоящими за ними направлениями, классицизмом и романтизмом. Причем если проанализировать их подход, можно заметить, что они были куда ближе друг к другу, чем сами считали (кстати, женские спины в исполнении Делакруа тоже никого не оставят равнодушным). Интерес их друг к другу был враждебным, но безусловно – интересом. «Насквозь фальшивым пророком» называл Энгр Эжена Делакруа. Тот не остался в долгу, именуя лидера классицистов «ложным эстетом» и даже съязвил, что «возможно, в музыке он был бы более талантлив». И это с учетом «скрипки Энгра» (о «скрипке» подробнее в биографии)!

Также среди принесших «Восток на Запад» значительное место занимает Джон Льюис, проживший в Каире целых 10 лет и отразивший это в своих акварелях. А несколько позже одалиски Энгра вдохновили Матисса на обширный диалог с ним, воплощенный в серии одалисок. 

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Большая одалиска — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1814 года

«Большая одалиска» (фр. La grande odalisque) — картина французского художника Жана Энгра.

Энгр написал «Большую одалиску» в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году. Следуя примеру художников Возрождения, Энгр не колеблясь идеализировал либо утрировал некоторые черты своих моделей, чтобы достичь идеальности либо подчеркнуть выразительность формы. В этом полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка, что было немедленно замечено критиками.

Как обычно у Энгра, анатомическое правдоподобие подчинено художественным задачам: правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под невозможным с точки зрения анатомии углом. Вместе с тем картина производит впечатление гармонии: создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику, чтобы уравновесить построенную на треугольниках композицию.

Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела.

Картина так и не была принята заказчицей. Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, а в 1899 году она была куплена Лувром. В настоящее время «Большая одалиска» находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Дару в Лувре. Код: R.F. 1158.

Интересные факты

  • Голова одалиски с незначительными изменениями повторяет голову женщины из картины «Рафаэль и Форнарина», написанной Энгром годом ранее по картине Рафаэля, изображающей его возлюбленную Форнарину.
  • Поза одалиски послужила основой одной из картин Амедео Модильяни. К теме одалисок вслед за Энгром обращались высоко ценившие его Матисс и Пикассо.
  • Jean auguste dominique ingres raphael and the fornarina.jpg

    «Рафаэль и Форнарина», Жан Энгр, 1813

  • Ingres Odalisque in Grisaille.jpg

    «Одалиска в гризайли», Жан Энгр, 1824-1834

Напишите отзыв о статье "Большая одалиска"

Литература

  • Cirlot L. Museo del Louvre I, Col. «Museos del Mundo». — Espasa, 2007. — Т. 3. — С. 174—175. — ISBN 978-84-674-3806-2.

Ссылки

  • [cartelen.louvre.fr/cartelen/visite?srv=car_not_frame&idNotice=22520 «Большая одалиска»] в базе данных Лувра (фр.)

Отрывок, характеризующий Большая одалиска

«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов. Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону. Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им. Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров. Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими». В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру. Он никого не знал, и, несмотря на его щегольской гвардейский мундир, все эти высшие люди, сновавшие по улицам, в щегольских экипажах, плюмажах, лентах и орденах, придворные и военные, казалось, стояли так неизмеримо выше его, гвардейского офицерика, что не только не хотели, но и не могли признать его существование. В помещении главнокомандующего Кутузова, где он спросил Болконского, все эти адъютанты и даже денщики смотрели на него так, как будто желали внушить ему, что таких, как он, офицеров очень много сюда шляется и что они все уже очень надоели. Несмотря на это, или скорее вследствие этого, на другой день, 15 числа, он после обеда опять поехал в Ольмюц и, войдя в дом, занимаемый Кутузовым, спросил Болконского. Князь Андрей был дома, и Бориса провели в большую залу, в которой, вероятно, прежде танцовали, а теперь стояли пять кроватей, разнородная мебель: стол, стулья и клавикорды. Один адъютант, ближе к двери, в персидском халате, сидел за столом и писал. Другой, красный, толстый Несвицкий, лежал на постели, подложив руки под голову, и смеялся с присевшим к нему офицером. Третий играл на клавикордах венский вальс, четвертый лежал на этих клавикордах и подпевал ему. Болконского не было. Никто из этих господ, заметив Бориса, не изменил своего положения. Тот, который писал, и к которому обратился Борис, досадливо обернулся и сказал ему, что Болконский дежурный, и чтобы он шел налево в дверь, в приемную, коли ему нужно видеть его. Борис поблагодарил и пошел в приемную. В приемной было человек десять офицеров и генералов.

wiki-org.ru

Анри Матисс Поднятое колено (Сидящая одалиска): Описание произведения

«Поднятое колено» – одна из множества одалисок, написанных Матиссом. Матисс уже приобрел известность, его выставки проходят по всему миру. Он остается верен своему манифесту: живопись должна быть понятна любому, независимо от его проникновения в теоретические глубины. Задача искусства – не смущать и тревожить, а подарить блаженство, внутреннее равновесие и наслаждение.

Значительное влияние на творчество Матисса оказал Делакруа. Путешествия на Восток придали обоим художникам вдохновения, а ответом Матисса на «Алжирских женщин» знаменитого предшественника стали многочисленные одалиски, один из символов живописи Матисса (1, 2, 3).

Все как на подбор – стройные, с женственными, мягкими изгибами, высокой грудью, округлыми бедрами, плавными линиями тела, самим своим существованием утверждающие, что рай на земле достижим. Эти цветы могли вырасти исключительно в атмосфере «роскоши, спокойствия и наслаждения».

В изображении одалисок Матисс обрел глубину, отказавшись от резких контрастов фовистического периода, от склонности к примитивистическим методам. Уход от крайностей позволил ему найти свою собственную меру. «Искусство держится не на крайностях. Это штука «умеренная, - настаивал он. - Умеряемая чем? Да рассудком, черт побери! Но рассудком рассуждающим».

Колористика одалисок – утонченная, изящная, не взрывающая зрительные рецепторы мгновенным буйством красок, но вовлекающая, завлекающая зрителя – и более не отпускающая. Сам Матисс говорил, что и женщина, и ваза, и цветок для него равноценны. Одалиски кажутся роскошными украшениями, прекрасными вещами, услаждающими взор (нет-нет, ни дидактичности, ни упреков в «бездуховности» у Матисса и в помине нет, речь о том, что предназначение одалиски, равно как и распускающихся цветов – услаждать взор, свидетельствовать о красоте, быть этой красотой). И независимо от того, изображены ли они обнаженными, полуобнаженными или одетыми, укутаны ли в тончайшую вуаль или тяжелые шелка – они свою задачу выполняют.

Одалиски стали той соломинкой, которая переломила последнее сопротивление критиков. Художественный критик, кубист Андре Лот после выставки 1923 года в галерее Бернхейма в Париже сдался и признал: «Матисс — волшебник… При первом взгляде на эти легкие ткани, как бы хранящие мимолетное или рассеянное прикосновение руки, забываются возражения, которыми вы хотели от него отгородиться. Вы сдаетесь, вы побеждены».

Эта обнаженная, в легчайшей газовой юбке "Сидящая одалиска" изображена на фоне ориентальныхх узоров – узнаваема отсылка к поразившим художника во время его путешествий на Восток мавританским орнаментам. Сама атмосфера картины – восточная, Западу с его постоянной гонкой за достижениями здесь нет места. Одалиски Матисса знают, что суть жизни – в наслаждении ею. При этом сексуальность одалисок истинно восточная, это ни в коем случае не агрессивное утверждение – цветку нет нужны доказывать, что он цветок.

Одалиски Матисса, безусловно, перекликаются с одалисками Энгра. Ключевое отличие между раскрытием этой темы у двух мастеров изящно описал Клод Роже-Маркс. Об одалисках Энгра: «Разве не возникает при виде его одалисок чувство, что он пронзен желанием и сами его деформации полны неги?» (1, 2). Об одалисках Матисса: «Он властвует над этими живыми существами, задуманными почти как предметы, в них его привлекают не они сами, а живописные возможности и то удовольствие, которое они должны доставить зрителю».

Одна из одалисок Матисса, «Одалиска в красных шароварах», поучаствовала в детективной истории. В 2002 году из Музея современного искусства в Каракасе картина была похищена. Пропажу обнаружили не сразу, поскольку злоумышленники заменили подлинник копией. К поискам было привлечено ФБР, и только через 10 лет удалось обнаружить, что оригинал находится на Майами. Еще два года потребовалось на то, чтобы вернуть картину. Летом 2014 года она наконец была выставлена в Венесуэле. Матисс оставил нам много одалисок - но мы не согласны разлучиться ни с одной из них.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Великая одалиска | Наполеон Бонапарт

Великая одалискаВеликая одалиска

Кликните по изображению, чтобы просмотреть более крупную версию изображения "Великая одалиска".

Название: Великая одалиска Автор: Жан-Доминик Энгр (1780-1867) Нарисована в 1814 г. Масло на холсте - В: 0.91 м; Д: 1.62 м Лувр, Париж © RMN

Этой картине предшествовало большое количество рисунков, предварительных исследований, множество зарисовок на ту же тему. "Великая одалиска " - определенно, работа вдохновения, тщательно обдуманная и прекрасно выполненная для достижения исключительного совершенства каждой линии.

По Энгр у в картине значимым объектом является линия (знаменитый спор с Делакруа, который отстаивал цвет). "Великая одалиска " - совершенная иллюстрация этого положения. Изображение женщины, лежащей ниц - возможность выразить контуры и полные, круглые формы: тело прекрасно выделяется на фоне окружения.

Плоть и шелковая простыня не смешиваются: чистота контура (особенно заметного в нижней части спины и на правой икре) контрастирует со скомканным материалом. Размышления художника о линиях, таким образом, кажется, лежат в основе произведения; это настоящее исследование, которое может объяснить многочисленные зарисовки. Только занавесь с правой стороны отражает, хотя и немного отличается от тела, совершенную форму женской плоти. Более того, одалиска удерживает в правой руке три складки, протягивающиеся далее налево, как будто желая показать, что они удлиняют тело: они продолжают кривую, начатую слева со спины молодой женщины. На картине Энгр изображает три стадии охватывающей линии: предельная чистота мазка (формы тела), начало разрыва в линии (занавесь справа), и, наконец, смятая простынь (шелковая простынь, на которой лежит одалиска). Такой контраст усиливает совершенный мазок: линии женского тела.

Картина создает странное впечатление, что цвета подчиняются рисунку, что художник заполнит формы позже. Боделяр насмехался над таким подчинением цвета линии: "Месье Энгр обожает цвет точно так же, как продавец одежды". Действительно, нет тонов или нюансов: каждый цвет занимает совершенно определенно место. Цвет не переходит и не смешивается с другим. Он идет за линией. Этот недостаток перехода между цветами и формой, фактически, не одобрялся: в отчете перед "Conservateur littщraire" Гюго описал картину как "нарисованную в китайском стиле, без теней или рельефа".

Выбор сюжета, таким образом, кажется продиктован утверждением мастера: женщина, лежа ничком, говорит: я - женщина художника. Без сомнения, сюжет здесь - показать работу над мазками и изоляцией. Некоторым образом, "Великая одалиска" - эстетический манифест.

Ориентальный контекст обозначает намерение художника: картина - исследование чистой воды. Постановка - турецкий дворец. Богатые материалы и головной убор одалиски здесь для того, чтобы показать это. Постель - сатиновая, простыни - из шелка. Смятый материал немедленно дает зрителю ощущение мягкости соединения тела и материала. Растущая чувствительность. Материал, каким-то образом, несет отпечаток тела. Он приветствует его совершенство.

Браслет рабыни на правом запястье одалиски также не определен. Эта деталь говорит нам больше о постановке: мы - в гареме. Опахало из павлиньих перьев, которое держит одалиска, увеличивает томность атмосферы. На этой картине нет действия; только небрежность вялого тела, единственное движение которого, возможно, лишь - отгонять мух. Жара и влажность предполагаются, вдобавок к общей интоксикации: здесь - опиумная трубка, справа. А сжигатель благовоний также вносит свой вклад. Фактически, "Великая одалиска" может быть аллегорией пяти чувств: все они преувеличены.

Картина разделена на две части, которые можно разделить линией, идущей с левого верхнего угла, в нижний правый угол. Не происходит ли наше очарование картиной исключительно от того, что мы наблюдаем диалог между прямой линией, осью композиции, и кривыми тела одалиски? Как будто картина отказывается следовать линии, чтобы еще больше выделить магию мазков. Энгр сам сказал: "Прекрасные формы - это прямые линии с кривыми". Здесь именно голова одалиски ломает эту линию (которая могла идти от шеи до левого колена, к левой ступне и концу правой ступни). Смутно вопрошающий лик, привлекающий наше внимание, таким образом подчеркивается.

Картина также поделена на две вертикальных половины: левое колено одалиски - точный центр композиции.

Но художник, который возвеличивает кривые, не может ограничить себя центрированием работы по прямым линиям. Именно кривые руководят композицией.

Картина пересечена тремя вогнутыми линиями, которые следуют за изгибами тела одалиски, затем за занавесью с правой стороны: - первая вогнутая линия идет от головы (более точно, от середины уха и следует за изгибом шеи), по правой руке, правой ладони и в конце концов, уходит за занавесь. - вторая вогнутая линия начинается в правой половине спины (в мягкой складке на левой руке), точно следует изгибу спины (там, где тело касается простыни), уходит на конец опахала и вверх к концу левой ступни. - третья вогнутая линия начинается на локте (который касается постели), следует складкам материала и достигает конца правой ступни одалиски.

Таким образом, композиция основывается на четырех действующих точках: тюрбан, левый локоть, ягодицы и правая ступня.

Современники Энгр а насмехались над картиной, называя его бедным анатомистом. Они не переставали думать, что деформация, шокировавшая их, возможно, сделана умышленно. Действительно, детальный анализ спины одалиски показывает по крайней мере два лишних позвонка. Совершенно ненормально для искусства!

Но искусство Энгр а - специфично. Он не колеблется деформировать реальность, чтобы показать сублимированную версию красоты. У одалиски красивая спина? Почему бы не сделать ее длиннее, чтобы сделать сублимированной? Здесь еще раз определяется эстетический манифест художника. Растягивание очищает линию до совершенства. Точность не является объектом такого искусства! Кривая линия, таким образом, становится созидательной силой новой, но совершенной анатомии. Это деформированное тело усиливает красоту.

Более тщательный взгляд откроет ту же логику в исключительно длинных пальцах и правой ладони. Здесь мы одновременно видим нереальное и идеал. Цель - осквернить тело, исказить его, если понадобится, чтобы выразить его сверхъестественную красоту. Современные художники, Пикассо, Матисс и другие, почерпнут бесценные уроки из "Одалиски" Энгр а. Можно сказать, что Энгр уже двигался к абстрактному искусству, изображая невозможное, необычное. "Одалиска" - чистая, интеллектуальная конструкция, усиливающая естественную красоту. Гарем, в который мы приглашены, - еще одно измерение, которое уводит нас от мира, в котором мы живем, бросает нас во вселенную, которая потеряла понятие размера, опорных точек, пропорций. Эта абстракция предназначена для выхода из природы ради достижения грации. Это то, что Боделяр называл "образцом сознательного изменения", создавшим "эту армию пальцев, слишком ровно удлиненных и утонченных". Все это имеет налет легкой чудовищности, которая делает картину поистине очаровательной. Умный критик гадал, задаваясь вопросом о "Великой одалиске": "А если бы пропорции были точны, оставалась бы она столь же притягательной?" Ответ очевиден.

Легкая монстрообразность сублимированной красоты - то, что дает рождение чувству эксцентричного желания, которое возникает при взгляде на картину Энгр а. Тело привлекает своей красотой и гиперболизированной чистотой. Но также отталкивает: взгляд одалиски - невероятно пустой и эта пустота удерживает нас. Тонкая смесь притяжения и отталкивания захватывает нас. Желание, вызванное красотой тела, внезапно исчезает, уносимое прочь потерей точек опоры, создаваемой монстрообразностью. Дистанция, отделяющая нас от объекта желания, становится непреодолимой. Одалиска - холодная, интеллектуальная красота: более статуя, чем чувственная женщина. Скромная, она видна со спины и прячет половину своей красоты. Едва ли можно увидеть ее грудь... Пустой взгляд одалиски насмехается над нашим беспокойным голодом, вызванным сотворенной дистанцией. Предполагая невозможное овладение этой красотой, Энгр снова подчеркивает, как будто это было необходимо, ее сублимированность. Более, чем когда-либо, мы остаемся в абстракции. Наше очарование также несколько монстрообразно.

"Великая одалиска" была одной из самых не понимаемых работ своего времени: выставленная на Салоне 1819 г., она была принята очень плохо. Современные критики просто смеялись над диспропорциями, не пытаясь понять намерение, их вызвавшее. В поиске идеала красоты через деформацию, Энгр , тем не менее, всего лишь воплотил один из основных принципов древней, в частности, греческой, скульптуры.

Энгр GRANDE ODALISQUEЭнгр : Великая одалиска

bonapartnapoleon.ru

Большая одалиска - это... Что такое Большая одалиска?

«Большая одалиска» (фр. La grande odalisque) — картина французского художника Жана Энгра.

Энгр написал «Большую одалиску» в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году. Следуя примеру художников Возрождения, Энгр не колеблясь идеализировал либо утрировал некоторые черты своих моделей, чтобы достичь идеальности либо подчеркнуть выразительность формы.

В этом полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка, что было немедленно замечено критиками.

Как обычно у Энгра, анатомическое правдоподобие подчинено художественным задачам: правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под невозможным с точки зрения анатомии углом. Вместе с тем картина производит впечатление гармонии: создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику, чтобы уравновесить построенную на треугольниках композицию.

Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела.

Картина так и не была принята заказчицей. Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, а в 1899 году она была куплена Лувром. В настоящее время «Большая одалиска» находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Дару в Лувре. Код: R.F. 1158.

Интересные факты

  • Голова одалиски с незначительными изменениями повторяет голову женщины из картины «Рафаэль и Форнарина», написанной Энгром годом ранее по картине Рафаэля, изображающей его возлюбленную Форнарину.
  • Поза одалиски послужила основой одной из картин Амедео Модильяни. К теме одалисок вслед за Энгром обращались высоко ценившие его Матисс и Пикассо.

Литература

  • Cirlot L. Museo del Louvre I, Col. «Museos del Mundo». — Espasa, 2007. — Т. 3. — С. 174—175. — ISBN 978-84-674-3806-2

Ссылки

dic.academic.ru

Одалиска в живописи

11.12.2015

Одалиска — женщина-служанка в гареме султана. В Европе одалиски ошибочно воспринимались как наложницы или даже сексуальные рабыни, чье положение было ниже положения официальной жены, но на самом деле они прислуживали жёнам султана, и в большинстве случаев ни разу не видели султана. Хотя известны случаи, когда красивая одалиска очаровывала султана и становилась его женой.

Европейских живописцев привлекал образ одалисок, особенно часто к этой теме обращались  художники-ориенталисты 19 века. В большинстве случаев эти мастера не имели ни малейшего представления о Османской империи, а дворец султана видели только на рисунках. Поэтому они запечатлевали то, что рисовало их воображение, то есть одалиски изображались полуобнаженными, молодыми, красивыми женщинами в восточных одеждах и на фоне восточных интерьеров: подушки, ковры, кальяны. Популярен был сюжет с одалиской, исполняющей танец живота перед своим султаном.

Самая известная картина, посвященная одалискам – это «Большая одалиска» (1819) французского художника Жана Энгра. Он работал над картиной в Риме и использовал некоторые приемы художников эпохи Ренессанса, а именно пренебрегал или идеализировал некоторые черты моделей, ради достижения максимальной выразительности формы. Так у изображенной на полотне девушки три лишних позвонка, левая нога вывернута под неестественным для живого человека углом, а правая рука неправдоподобно длинна. Но, несмотря на все эти анатомические неточности, картина производит гармоничное впечатление: угол, создаваемый левым коленом одалиски, позволяет уравновесить композицию. А восточная атрибутика: кальян с курительными принадлежностями, головной убор, веер, лишь подчёркивает некоторую отстранённость одалиски от зрителя и совершенство её обнажённого тела. Одна из первых картин, посвященных этой теме, которая называется «Одалиска» или «Темноволосая одалиска» (1745), принадлежит кисти Франсуа Буше. Правда в этой работе практически отсутствуют восточные мотивы – полуобнаженная молодая девушка лежит на кровати среди роскошных синих драпировок. Ее взгляд, немного томный и зовущий, словно флиртует со зрителем. Эта картина, хотя и не является особо значимой для творчества Буше, представляет собой квинтэссенцию фривольных настроений середины 16 века.

Несколько раз к теме одалисок обращался и французский художник, мастер академической живописи, Дельфин Анжольра Наиболее известная среди этих работ – это «Прекрасная одалиска» (1857). Эта картина отличается от работ Буше и Энгра. «Прекрасная одалиска» привлекает теплыми тонами, орнамент на стене придает восточный колорит, а сама обнаженная девушка изображена погруженной в свои мечты. Весьма экстравагантно выглядит картина Анри Матисса «Одалиска с бубном» (1925-1926), выполненная в стиле фовизма. Встречаются работы, посвященные одалискам и в творчестве Эжена Делакруа («Одалиска на диване», «Одалиска»).

8-poster.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта