Версаль: великое наследие эпохи королей. Версаль картина


Версаль - обитель королей - Версаль (Франция)

     Знаменитая на весь мир резиденция французских королей… Всего один день в Версале - этого, безусловно, мало, чтобы  увидеть все его разнообразие, прогуляться по паркам, узнать его историю. Но все-таки, с другой стороны, целый день – это довольно много. Особенно солнечный осенний день, когда уже не жарко, но и не холодно, когда листва деревьев постепенно становится желто-красной, и под ногами шуршат опавшие листья.      В Версаль стремились попасть. Версалю пытались подражать. Версаль хотели превзойти. Он служил домом не только королевской семье, но и тысячам придворных, был символом власти и законодателем мод.  Версаль и сегодня – своеобразный символ роскоши. «Версалем» называют все что угодно, и мебельные салоны, и салоны красоты, и кафе, явно рассчитывая на стойкие ассоциации с богатством и избранностью. Ну да, именно таким местом Версаль и стал – своеобразное замкнутое общество, живущее по своим законам. Но однажды этому миру пришел конец. Он ушел, испарился, но его очарование осталось. Остались дворцы и сады. Они хранят свои истории. Истории людей, истории любви, интриг и жизненных драм. И тайны их, порой, навсегда скрыты от нас, как за золотой решеткой Версальского дворца.
     Людовик XIV, Людовик XV, Людовик XVI и Мария Антуанетта, Наполеон…Правители менялись, Но магия Версаля оставалась.     Итак, небольшая прогулка по Версалю…

     С чего же все началось? В августе 1661 года министр финансов Николя Фуке устраивал грандиозный праздник в своем имении Во-ле-Виконт. К Фуке съехался весь двор: министр решил устроить праздник, превосходящий все своей роскошью. Был приглашен и молодой король Людовик XIV. Но разве можно подданному показывать королю, что этот подданный богат и обладает властью!       Для постройки своей новой резиденции Фуке нанял трех талантливых людей: архитектора Луи Лево, художника Шарля Лебрена и садовника Андре Ленотра. Со ступеней высокой террасы дворца гостям открылся вид на великолепный сад. Именно парк в Во-ле-Виконт назовут потом и «первым шедевром Ленотра», и «первым образцом французского регулярного парка». А тогда праздник поразил приглашенных. Поразил он и короля, но немного не так, как рассчитывал Фуке. Людовику было 23 года. И его захватило не только восхищение, но и очень плохое чувство – зависть. Меньше чем через месяц Николя Фуке был обвинен в растратах казны и арестован. В тюрьме он провел около двадцати лет, там и умер. А вот все три мастера, работавшие на Фуке, получили нового покровителя – короля, и новую работу – на строительстве резиденции, о создании которой, может быть, мысль окончательно сложилась у Людовика именно на том памятном празднике – Версаля.     Хотя, нет… На самом деле, история все-таки началась несколько раньше. С охотничьего замка Людовика XIII, который был построен еще в 1624 году. Людовик XIV впервые посетил замок своего отца будучи еще ребенком. Это место всегда ему нравилось, и король хотел создать для себя здесь загородную резиденцию, предназначенную для отдыха на лоне природы. Первоначально король украшал Версальский дворец, чтобы создать уютный уголок и для своих свиданий. Так что, вначале Версаль не задумывался как нечто грандиозное. Его реконструкция началась с 1660-х годов. Людовик воплощал свою мечту – жить там, где много воздуха, солнца, цветов и деревьев.  Монарх любил прогулки на природе, охоту. Он, скорей всего, и не намеревался сначала переносить сюда двор.

     Однако, через некоторое время, каприз короля перерос в масштабный проект, где все было направлено на прославление и его самого, и его царствования. Людовик XIV выбрал своим символом Солнце. Это прозвище так и останется с ним в веках – Король-Солнце. И он понял, что управлять государством лучше единолично. Пышное возвеличивание собственной власти стало для Людовика XIV важнейшей частью его политической программы. Существенная роль отводилась и новому дворцу. В 1682 году король принял решение окончательно покинуть Париж и сделать Версаль своей постоянной резиденцией.       Утро в Версале. Дорога от вокзала до дворца занимает минут десять. На площади -памятник Людовику XIV. Впереди на солнце блистает решетка парадных ворот и позолота на крыше дворца. Еще прохладно. Через ворота прохожу во двор. И вот перед нами…огромная очередь! Она загибается в пять длинных хвостов! Первая мысль – боже, это же на целый день! Но потом понимаешь, что очередь движется довольно быстро. Так что, где-то через час, входим во дворец. Он переполнен. Там где когда-то толпились придворные, теперь толпятся тысячи туристов из разных стран мира. И людской поток переносит тебя из зала в зал.
    Да, дворец грандиозен. И сейчас посетители видят в нем только основную часть. Всего комнат, кажется, в общей сложности около 700. Даже если бы туда пускали туристов, обойти их все было бы невозможно. Строительство Версаля – процесс длительный.       Внешние и внутренние работы продолжались много лет.  И основное, что сейчас можно увидеть во дворце – это череда Парадных или Больших апартаментов. Обилие позолоты, несколько сумрачная роскошь, все напоказ, если росписи, то сюжет обязательно в аллегорической форме прославляет власть короля, его мудрость и заботу о народе Франции. Большие апартаменты идеально подходили для приемов. Собственно, в основном для них эти залы и были предназначены.       Вот, например, Королевская спальня. Все затянуто золотой парчой. Спальня расположена в центре дворца - это символизировало то, что вся жизнь вращается вокруг персоны короля. Королевская кровать, похожая на трон, отделена от остальной части комнаты балюстрадой.  Но спальня вовсе не интимное пространство - это было публичное место. Здесь проводились и аудиенции. Даже в отсутствии короля придворные должны были кланяться кровати, а дамы приседать перед ней в реверансе. Днем и ночью королевское ложе охранял лакей.
       Знаменитый Версальский этикет вырабатывался годами. Его строгие правила делали жизнь многочисленных придворных упорядоченной, подчиняющейся некой логике. Церемониал способствовал различию по рангам, а свод правил представлял собой обширный труд. У тех, кто больше находился при короле, был шанс получить новую должность, или просто быть выделенным из общей массы. Назначая на должности, считающиеся почетными, король выделял кого-то из толпы и мог польстить самолюбию людей, не потратив на это особо много. Каждый знал свои функции и свое место в этой системе.  Например, церемониал утреннего одевания короля: в первые минуты после пробуждения монарха в его спальне имели право присутствовать лишь самые избранные. И как же все хотели этими избранными стать!  Версаль – храм, а король божество, все остальные – служители этого божества.     Рядом с Королевской спальней, в салоне под названием «Бычий глаз», висит интересная картина, представляющая всю семью Людовика XIV в образах античных божеств.
    Полотно создано по заказу брата короля в 1669 году художником Жаном Нокре. Королева-мать предстает в образе богини Кибелы, Людовик XIV, конечно, Юпитер, cбоку от короля сидит его супруга в образе Юноны, вокруг нее – дети королевской четы.     Боги присутствуют в Версале везде. Даже залы носят их имена – Салон Венеры, Салон Дианы, Салон Марса, Салон Аполлона… Именно Аполлон правит колесницей Солнца, приносит в мир свет. В Салоне Аполлона установлен бюст Короля-Солнце в возрасте 27 лет - экспрессивный образ работы знаменитого скульптора Бернини.      Спальня королевы не менее важна, чем спальня короля. Здесь королевы не только спали, но и рожали наследников Франции, согласно правилам, не в комфорте и одиночестве, а в присутствии королевской семьи и некоторых придворных. Вдруг королева родит мертвого ребенка и его подменят другим! Так что все свершалось при свидетелях.  Кровать королевы так же монументальна, как и в королевской спальне. Только отделка стен с более веселым цветочным орнаментом. Комната королевы представлена в том виде, в каком уже Мария Антуанетта покинула ее 6 октября 1789 года. На рассвете этого дня королева была разбужена сильным шумом под окнами. Толпы парижан, большинство из них женщины, вооруженные кто чем, пришли в Версаль требовать хлеба. Королеве наскоро помогли одеться. И через небольшую дверку слева от кровати она убежала через внутренние кабинеты в покои супруга. Толпа заполнила Мраморный двор. Королевской семье требовалось показаться  перед огромной угрожающей толпой. Мария Антуанетта вышла на балкон дворца, держа за руку дофина, и склонилась в глубоком реверансе. После этого королевская семья покинула Версаль, чтобы никогда больше не вернуться…
     Конечно, центральное место во дворце все-таки принадлежит Зеркальной Галерее.      Мрамор, росписи, светильники и зеркала. Напротив каждого оконного проема установлено огромное зеркало - копия окна. Стеклянное зеркало тогда, особенно такого размера, было невероятным предметом роскоши, доступным лишь очень немногим. Здесь устраивались празднества и приемы. Зеркальная галерея стала своеобразным символом Версальского дворца. Даже, возможно, некий символ величия Франции. Наверно, не случайно, именно здесь в 1919 году здесь был подписан договор о прекращении Первой Мировой войны.       С постройкой Зеркальной галереи Версаль окончательно превратился в великолепнейший дворец Европы. Послы иностранных государств докладывали своим правителям, что теперь главную роль во Франции играет именно Версаль.     Возможно, Людовик XIV и скучал по природе и простоте, но он уже играл свою роль Короля-Солнце, которую бросить было нельзя. Создавались, конечно, и личные покои короля, более скромные, чем парадные апартаменты. Дворец всегда менялся изнутри, его приспосабливали к новым вкусам и новым владельцам. Это был огромный живой организм.      Приемник Людовика XIV - Людовик XV совсем не походил на своего знаменитого предшественника, ни по складу характера, ни по наклонностям. В Людовике XIV невозможно было различить человека и монарха, настолько у него присутствовало осознание того, что он великий король. Он всегда играл эту роль. В Людовике XV человек и монарх не смешивались. Людовик XV, конечно, никогда не пытался переделать существующий придворный порядок, он просто приспосабливал его к своему темпераменту и образу жизни. Вместо общества многочисленных придворных новый король предпочитает уединиться в узком кругу. Таким образом, светская жизнь переходит из торжественных залов в уютные гостиные. На первое место становится забота о личном комфорте, желание окружить себя удобствами, что и нашло свое отражение в архитектуре, внутреннем убранстве домов, декоративном искусстве. Конечно, король устраивал в Версале торжественные ужины, приемы послов, но в конце дня он удалялся в свои «малые апартаменты», куда допускались только самые близкие ему люди. Заметно желание монарха жить частной жизнью буржуа или знатного сеньора. Вкусы и идеи века XVIII уже отличались от эпохи Короля-Солнце.     Во дворце сейчас можно увидеть, например, апартаменты дочерей Людовика XV. В комнате одной из них – Мадам Аделаиды, установлен небольшой изящный орган.  Аделаида играла на арфе, скрипке и органе, и, говорят, действительно, играла хорошо. Людовик XV приходил сюда из удовольствия выпить чашечку кофе и послушать музыку.
      За окнами дворца виден парк. Издали кажется, что он бесконечен. Так что, как ни интересно было бродить по залам, все-таки через какое-то время возникло желание переместиться в знаменитые сады Версаля. Да и толпа туристов в парке как-то рассеивается. К тому же расстояния в парках не маленькие. Из одного конца в другой – несколько километров. Надо было успеть все посмотреть.       Вообще парк Версаля делится на Королевские сады – это та область, которая прилегает ко дворцу, где расположены фонтаны, так сказать «официальная» часть;  и собственно, парки – это все, что дальше, тенистые аллеи, велосипедисты, парки Трианона и владения Марии Антуанетты. Парк создавался быстрее, чем дворец. И это чудо было сотворено на почти безлюдной, заболоченной местности талантами архитекторов и садоводов!         В 1690-х годах, когда Версаль уже достиг пика своего великолепия, Людовик XIV сам составил своеобразный путеводитель «Как показывать сады Версаля». Бесцельная прогулка не предполагалась. Сады надлежало осматривать в определенном порядке, каждый фонтан, статуя должны являться взору в определенный момент. Сейчас, конечно мы так не поступаем. Но, по-прежнему, выходя из дворца, попадаем к водным партерам, следуем к фонтану Латоны и видим Большой канал.
      Аллегории были неотъем

album.turizm.ru

Версаль, дворец - Какое путешествие обходится без фотографий?

в Версале очень интересная планировка дворца по сторонам света. Вот здесь – центральный корпус, главный подъезд, середина дворца, и на втором этаже с окнами напротив входа находится королевская спальня. Потому что окна спальни французского короля выходят на восток, на восход солнца.Пожалуй, всё же нам кажется необычным, что окна спальни выходят на сторону главного подъезда. Нам было бы привычнее иметь для спальни окна во двор, на парк. Но французским королям, которые для подданных олицетворяли солнце, надо было встречаться с солнцем по утрам. А окна не совсем же на проезжую часть выходят, перед дворцом два внутренних двора с решетками.

Панорама первого двора (при нажатии, картинка сильно увеличивается)

Ближе ко дворцу «Золотая решётка» - вот так король отделен от страны золотой решёткой, можно её рассматривать как красивую ограду, достойную королей, а можно как драгоценную клетку.

Немного справочной информации:Дворец в Версале был построен при Людовике XIV как резиденция короля. Монархи Франции управляли страной из Версаля с 1682 по 1789 год.Дворец начал возводиться в 1661 году, архитектор Луи де Во, декоратор Шарль ле Бренн, пейзажный парк создан Андре Ле Нотром. В 1789 году Версаль был подвергнут штурму революционного народа, после отъезда короля находился в упадке, были попытки организовать во дворце музей, но финансирование не всегда соответствовало, масшатбная реставрация, возвращающая первоначальный облик дворца, была проведена только в середине ХХ века.Сейчас Версаль – один из самых посещаемых музеев в районе Парижа. До Версаля можно добраться на электричке, станция «Версаль – Рив Гош» (то есть «левый берег». Дальше около 10 минут пешком.В парк вход бесплатный (кроме владения Марии-Антуанетты), во дворец билеты продаются в первом дворе.

Теперь прогуляемся по дворцу. Королевская часовня

Аванзалы северной стороны. Здесь немного темновато, на мой взгляд. Это стиль XVII века – немного прохладный, наверное, в своё время при Людовике XIV дворец должен был поражать великолепием, но не уютом.

Дальше идут официальные салоны с портретами королевских особ, всё это должно было поражать величием.

Фигуры всяких античных богов, которые по замыслу архитектора должны были окружать короля-солнце.

Северная сторона дворца – холодная, торжественная, официальная, декорация, как и портрет королевы Марии Лещинской, формальной и декоративной королевы Франции.

Тут был и тронный зал, который сейчас реконструируется, трона нет. Но официальная сторона заканчивается. Вот так – если побывать в Версале в качестве какого-нибудь посла, то всё могло закончится холодным приёмом северной галереи.

А дальше уже начинается версальский праздник.

Знаменитая зеркальная галерея. Здесь можно было танцевать, гулять, восхищаться. Окна выходят на запад, так что вечером во время приёмов здесь должно быть светло.

Туристов много постоянно

Теперь заглянем в личные покои короля. Здесь придворные ждали приглашения к монарху.

Королевская спальня, та самая – с окнами на восток.

Здесь проходили торжественные церемонии пробуждение и одевания короля, а затем укладывания короля в кровать перед сном.

С другой стороны от спальни кабинет совета, где короли встречались с участниками правительства.

Вот так – три комнаты, и все личные покои короля, и то заняты церемониями. Недаром золотая решетка въездных ворот похожа на золотую клетку. Король превращается в заложника своей власти: чем могущественее монарх, тем больше придворных и служащих желают быть причастными к власти, тем больше вокруг короля кружится свиты, которая хочет разделить великолепие. И на этой свите держится власть короля, в свою очередь. Если нет свиты, то монарх остаётся один на один с проблемами. А свита защищает короля как источник привилегий.

В южной, самой светлой части дворца покои королевы. (Всё же мне нравится замысел архитектора).Обстановка здесь более уютная, но тоже официальная. А маленькая дверь позволила в 1789 году Марии-Антуанетте убежать от революционных погромщиков.

На этой кровати рождались королевские дети, и все придворные должны были присутствовать при этом – чтобы подтвердить законность потомства.

Стиль последней хозяйки покоев даёт о себе знать – в спальне королевы всё очень красиво.

Рядом – приёмная королевы

Официальная столовая, где Людовик XIV ужинал каждый вечер, а остальные короли – по торжественным случаям.

Приборов немного. Самые изысканные – для короля и королевы, попроще – для самых близких родственников.

Для остальных (придворных, министров, дальних родственников) табуретки по краям комнаты. Трапеза короля – это тоже ритуал, за которым большая честь просто наблюдать.

Не представляю, как это придворные не скучали и не глотали слюнки, но на таких ритуалах монархия и держалась, а когда Мария-Антуанетта устраивала частные вечеринки, её невзлюбили.

Комната охраны. Здесь постоянно находились 12 человек личных охранников. Большую часть истории это была почетная обязанность. Но в октябре 1789 года во время штурма дворца королевская охрана стала жертвой революционного народа

Дальше – зал славы императора Наполеона, из эпохи королей и революции переходим в эпоху империи.

Следующий зал – военная галерея, пристроенная в XIX веке как часть нового музея «Славы Франции».

Оформление происходило при короле Луи-Филиппе, который демонстрировал уважение к Наполеону и революционным генералам.

а мы выходим из дворца по лестнице королевы

Что же такое Версаль – великолепный дворец или золотая клетка. Конечно, короли не были только винтиками системы, им тоже хотелось свободы, об этом будет следующий рассказ.

Вид дворца со стороны парка

Х-пост из моего журнала http://melanyja.livejournal.com/697225.html

foto-trip.livejournal.com

Версальский дворец, Франция: фото, описание, история, архитектура

Можно ли найти еще одно такое же эстетически гармоничное место, как Версальский дворец?! Его внешнее оформление, изящество интерьера и парковая зона выполнены в едином стиле, весь комплекс заслуживает, чтобы по нему прогуливались представители аристократии. Каждый турист непременно почувствует дух времен правления королей, так как на дворцово-парковой территории легко примерить на себя роль могущественного самодержца, во власти которого целая страна. Ни одно фото не способно передать истинного изящества, так как каждый метр этого ансамбля продуман до мелочей.Версальский дворец

Кратко о Версальском дворце

Наверно, нет людей, не знающих, где находится уникальное сооружение. Знаменитый дворец – гордость Франции и самая узнаваемая королевская резиденция в мире. Она расположена недалеко от Парижа и ранее представляла собой отдельно стоящее строение с парковой зоной. С ростом популярности этого места у аристократии вокруг Версаля появились многочисленные дома, в которых проживали строители, прислуга, свита и прочие люди, допускаемые ко двору.Фасад Версальского дворца

Идея создания дворцового ансамбля принадлежала Людовику XIV, известному как «Король-Солнце». Он сам изучал все планы и картинки с набросками, вносил в них коррективы. Правитель отождествлял Версальский дворец с символом власти, самой могущественной и нерушимой. Только король мог олицетворять собой полное изобилие, поэтому роскошь и богатство чувствуются во всех деталях дворца. Его основной фасад раскинулся на 640 метров, а парк занимает более ста гектаров.Дворцово-парковый ансамбль, Париж

В качестве главного стиля был выбран классицизм, бывший на пике популярности в 17 веке. Несколько лучших архитекторов привлекалось к созданию этого масштабного проекта, пережившего несколько этапов строительства. Только известнейшие мастера трудились над оформлением внутри дворца, созданием гравюр, скульптур и прочих ценностей искусства, которые до сих пор его украшают.Экстерьер Версаля

История строительства знаменитого дворцового комплекса

Сложно сказать, когда был построен Версальский дворец, так как работа над ансамблем велась даже после того, как король поселился в новой резиденции и устраивал балы в изысканных залах. Официально статус королевской резиденции постройка получила в 1682 году, но лучше упомянуть об истории создания культурного памятника по порядку.Фонтан перед дворцово-парковым ансамблем

Изначально с 1623 года на месте Версаля был небольшой феодальный замок, где располагались королевские особы с небольшой свитой во время охоты в местных лесах. В 1632 году владения французских королей в этой части страны расширились за счет покупки близлежащего поместья. Небольшие строительные работы рядом с деревушкой под названием Версаль велись, но глобальная перестройка началась лишь с приходом к власти Людовика XIV.Версальский дворец, Франция

Король-Солнце рано стал правителем Франции и навсегда запомнил восстание Фронды, которое отчасти стало причиной того, что резиденция в Париже вызывала у Людовика неприятные воспоминания. Более того, будучи молодым, правитель восхитился роскошью замка министра финансов Николя Фуке и пожелал создать Версальский дворец, превосходящий красотой все ныне существующие замки, чтобы никто в стране не усомнился в богатстве короля. На роль архитектора был приглашен Луи Лево, уже зарекомендовавший себя при выполнении других масштабных проектов.Крыша Версальского дворца

Советуем прочитать полезную информацию о Дворце дожей.

В течение всей жизни Людовика XIV велись работы над дворцовым ансамблем. Помимо Луи Лево, над архитектурой работали Шарль Лебрен и Жюль Ардуэн-Мансар, парк и сады принадлежат руке Андре Ленотра. Главным достоянием Версальского дворца этого этапа строительства считается Зеркальная галерея, в которой картины чередуются с сотнями зеркал. Также во время правления Короля-Солнце появились Галерея битв и Большой Трианон, была возведена часовня.Архитектура дворца

В 1715 году власть перешла пятилетнему Людовику XV, который вместе со свитой вернулся в Париж и долгое время не занимался перестройкой Версаля. За годы его правления был завершен Салон Геркулеса, созданы Малые апартаменты Короля. Большим достижением на этом этапе строительства считается возведение Малого Трианона и завершение Зала Оперы.Парк возле Версальского дворца

Составляющие дворцово-парковой зоны

Описать достопримечательности Версальского дворца просто невозможно, так как все в ансамбле настолько гармонично и изысканно, что любая деталь является настоящим произведением искусства. В ходе экскурсий обязательно стоит посетить следующие места:

У парадного входа на территорию дворцового комплекса установлены ворота из золота, украшенные гербом и короной. Площадь перед дворцом украшена скульптурами, которые встречаются также внутри основного помещения и на всей территории парка. Можно найти даже статую Цезаря, культ которого ценился французскими мастерами.Золотые ворота

Отдельно стоит упомянуть про парк Версаля, так как он является исключительным местом, чарующим своим многообразием, красотой и целостностью. Здесь встречаются удивительно украшенные фонтаны с музыкальной аранжировкой, ботанические сады, оранжереи, бассейны. Цветы собраны в необычные клумбы, а кустарникам ежегодно придают определенные формы.Роскошь Версаля

Значимые эпизоды в истории Версаля

Хотя в качестве резиденции Версальский дворец использовали непродолжительное время, он сыграл значимую роль для страны – в 19 веке получил статус национального музея, куда перевезли многочисленные гравюры, портреты, картины.Спальня в Версальском дворце

С поражением во Франко-прусской войне хоромы перешли в собственность немцев. Они избрали Зеркальный зал для провозглашения себя Германской империей в 1871 году. Французы были задеты выбранным местом, поэтому после поражения Германии в Первой мировой войне, когда Версаль был возвращен Франции, мирный договор подписали в том же помещении.Интерьер дворца в Париже

С 50-х годов 20 века во Франции появилась традиция, по которой все приезжающие главы стран должны были встречаться с президентом в Версале. Только в 90-х годах было решено отойти от этой традиции из-за большой популярности Версальского дворца у туристов.Кровать в дворце

Интересные факты о Версальском дворце

Монархи других стран, посещавшие французскую достопримечательность, дивились изяществу и роскоши королевской резиденции и часто по возвращении домой пытались воссоздать не менее изысканные дворцы с похожей архитектурой. Конечно, аналогичного творения в мире нигде не встретишь, но многие замки Италии, Австрии и Германии имеют некоторую схожесть. Даже дворцы в Петергофе и Гатчине выполнены в том же классицизме с заимствованием ряда идей.Мебель в зале Версаля

Из исторических описаний известно, что во дворце было очень сложно хранить тайны, так как Людовик XIV предпочитал знать, что на уме у его придворных, чтобы избежать заговоров и восстаний. В замке есть много скрытых дверей и потайных ходов, о которых было известно только королю и архитекторам, их проектировавшим.Интерьер Версаля во Франции

Во время правления Короля-Солнце практически все решения принимались в Версальском дворце, ведь здесь круглосуточно находились государственные деятели и приближенные лица самодержца. Чтобы стать частью свиты, приходилось проживать в Версале регулярно и присутствовать на ежедневных церемониях, в ходе которых Людовик нередко раздавал привилегии.

www.miroworld.ru

Версаль: великое наследие эпохи королей



Музеи мира

731

(38 голоса, среднее 4.89 из 5)

Рубрика: Музеи мира

Версаль

Версаль, величественный памятник архитектуры XVII века, безо всякого преувеличения можно отнести к главным достопримечательностям Франции. В стране давно не правят монархи, но этот дворцово-парковый комплекс, раскинувшийся в 13 км юго-западнее Парижа – словно отдельное королевство.

Он и сейчас покоряет своей красотой и великолепием. Это и не удивительно: больше ста лет, с 1682 по 1789 годы, Версаль был ведущей резиденцией французских монархов, многие из которых благодаря романам Дюма хорошо известны и в России. Сегодня он имеет статус национального музея и объявлен ЮНЕСКО частью мирового культурного наследия.

Как начинался Версаль

Земли, на которых раскинулся Версаль, поначалу не были собственностью французских самодержцев. Ими, начиная с XIV века, владел некий Жан де Суази. Потом их выкупил Людовик XIII Бурбон. По его приказу в 1623 году здесь был возведен охотничий замок, с которого начинается история собственно Версальского дворца. Размеры замка были весьма скромными – 24 на 6 м. Позже, в 1632 году, королевский двор приобрел Версальское поместье, принадлежавшее Парижскому архиепископу. Благодаря новой покупке территория замка была перестроена и расширена (архитектор – Ф. Леруа).

После смерти короля на трон взошел его сын Людовик XIV, которому принадлежит знаменитая фраза «Государство – это я!». Переживший вместе со своей матерью Анной Австрийской смутные времена Фронды, он опасался оставаться в Лувре. Поэтому своей постоянной резиденцией решил сделать Версаль. По его указанию архитекторы Шарль Лебрен и Андре Ленотр реконструировали и расширили дворец в духе классицизма. «Король-солнце» уделял своей загородной резиденции большое внимание. Так, на фасаде дворца (со стороны сада) была оборудована галерея, которая и сегодня завораживает взор каждого, кто видит эти картины, великолепные зеркала и колонны. Ее так и называют «Галерея Людовика XIV» или «Зеркальная галерея».

Зеркальная галере

Версаль обязан Его Величеству также своей Королевской оперой, а также дворцовой часовней и Галереей битв.

В 1715 году король умирает. Трон наследует сын, Людовик XV. Но его двор не задерживается здесь и переезжает в Париж. Впрочем, в 1722 году новый правитель Франции решает вернуться в Версаль. В его бытность наконец-то завершается сооружение «Салона Геркулеса», начатого еще при жизни отца. Еще одним ощутимым вкладом пятнадцатого из Бурбонов в эволюцию Версаля стали так называемые Малые апартаменты короля, что на втором и на третьем этаже. При нем на первом этаже резиденции появились Покои Мадам и Покои Дофина. Но самой большой заслугой Людовика XV историки считают завершение строительства дворца Малый Трианон и Зала оперы.

В «раннем» Версале в большие королевские апартаменты вела так называемая Лестница послов – единственный, так сказать, церемониальный путь. Но при Людовике XV она была разрушена. Однако этот поступок не вменяется монарху в вину. Наоборот, в результате появились шикарные апартаменты для дочерей Его Величества.

Что касается прилегающего парка, то здесь король инициировал завершение работ по сооружению «Бассейна Нептуна».

фонтан Нептун

В последние годы своего правления он, прислушавшись к совету одного из архитекторов, дал добро на реконструкцию внутренних дворцовых фасадов. Но работы не были завершены. Они продолжались уже во времена Людовика XVI. Последняя точка в этом «фасадном» проекте была поставлена только в ХХ столетии.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  • Первое упоминание о Версале относится к середине XI века. В XVI веке в этих местах любил охотиться король Генрих IV (1553–1610). Ныне это пригород Парижа, популярнейшее место «паломничества» туристов со всего мира.
  • Официальной резиденцией Людовика XIV Версаль стал только в 1666 году. Архитекторы, принимавшие участие в реконструкции дворца, имели и другие звания. Шарль Лебрен был титулован как первый королевский живописец, а Андре Ленотр – как первый садовник короля. Первым же архитектором короля официально звался только Луи Лево.
  • Версаль занимает территорию более 800 гектаров. До возведения сверкающего дворца здесь была болотистая местность. Здесь проживало 6000 королевских придворных. 100 га занимают сады, аллеи, клумбы, искусственные озера и, конечно, знаменитые фонтаны.
  • Французский Версаль стал прототипом российского Петергофа. Император Петр I, побывав во Франции, с большим интересом изучил, как устроены дворец и парки, что вдохновило его на возведение этого города, ставшего впоследствии крупным центром к западу от Санкт-Петербурга.
  • На возведение Версальского дворца было затрачено 25 миллионов ливров. Эта сумма эквивалентна 259,56 миллиардам евро. На строительстве было задействовано порядка 30 тысяч рабочих.

Что можно посмотреть во дворце?

Если Париж был официальной столицей абсолютистской Франции, то Версальский дворец – политической, сердцем государства, символизируя собой ничем не ограниченную власть короля. Даже далекий от истории и политики человек, побывав здесь, не может не прочувствовать в идеально рассчитанной и четко, словно по линейке, расчерченной архитектуре дворцового комплекса дух этого абсолютизма.

Возьмем даже роскошь больших залов и спален. Шарль Лебрен, выполняя указания «короля-солнца», оформил их с пышной роскошью. Стены апартаментов, их потолки, буквально каждый уголок свидетельствуют: Людовик XIV не скупился на эту самую роскошь. Здесь можно увидеть покрытия из дерева и мрамора, украшенные детальной резьбой. Взору предстают множество картин и фресок, скульптур и украшений из тонированного стекла, а также шелковые ковры, бархатные драпировки, предметы интерьера из золоченой бронзы.

Зачинатель Версаля настолько упивался своей абсолютной властью, что хотел видеть в своем дворце воплощение собственного почти божественного положения. Поэтому многие дворцовые салоны носили имена древнегреческих божеств – например, Геракла и Меркурия. А вот зал имени бога солнца Аполлона Людовик XIV избрал в качестве тронного. Совпадение или нет, но во Франции его так и называли – король-солнце.

Отдельно следует сказать о Зеркальном зале Версаля. Стена длиной 70 метров вмещает в себя 17 ну просто огромных зеркал, между которыми установлены позолоченные скульптуры-светильники. Что интересно, в те времена зеркал в сегодняшнем понимании еще не было – в качестве отражающей поверхности использовали тщательно полируемую для этих целей латунь или какой-нибудь подходящий металл. Тогдашний суперинтендант финансов Кольбер для сооружения Зеркального зала специально пригласил мастеров из Венеции. И они, как можно убедиться даже сегодня, со своей задачей успешно справились.

Есть в дворцовом комплексе бело-золотистая часовня, выполненная в стиле барокко. Она знаменита тем, что именно здесь в 1770 году связали себя узами Гименея Его Величество Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. Широкую известность имеют и такие достопримечательности Версальского дворца как опера, театр и библиотеки. О театре следует сказать особо: его огромный овальный зал освещали 10 тысяч свечей.

Королевский дворец, о котором рассказано выше, не единственный в Версале. Французские суверены имели в своем распоряжении еще два, но поменьше размерами. Эти дворцы располагаются на противоположной стороне сада и называются Большой Трианон и Малый Трианон. Людовик XIV не случайно назвал их так: «Трианон» переводится как место для тихого и уединенного времяпровождения, где можно побыть самим собой, почувствовать себя свободным от придворного этикета.

В Большом Трианоне король, например, обедал один. В смысле за столом сидел один. Однако его окружали сотни придворных. Пищу он принимал в строгом соответствии с протоколом. Здесь проходили постоянные банкеты, и чтобы их обслуживать оборудовали кухню, где работали 2000 работников. А вот Малый Трианон являл собой любовное гнездышко, построенное Людовиком для музы своего сердца мадам дю Барри. Возможности Малого Трианона как места, где можно спрятаться от царившего в главном дворце угнетающего формализма, оценила в свое время и королева Мария-Антуанетта.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  • После смерти кардинала Мазарини Версальский дворец… стал казаться менее величественным. Это своеобразное обстоятельство стало основным мотивом к реконструкции, которую доверили архитектору Ж. Мансару. Он еще больше расширил дворец: были пристроены два крыла по 500 м каждое. Этот же зодчий – создатель знаменитой Зеркальной галереи.
  • В Версале в бытность Марии-Антуанетты была построена небольшая деревенька. Она, имевшая даже нестоящую молочную ферму, использовалась королевой для развлечений. В деревеньке наличествовали покрытые соломой небольшие домики, были водяная мельница и даже искусственные озера. Весь этот интерьер отражал субъективные представления монархини об образе жизни крестьян.
  • В 1789 году в Версале работало Учредительное собрание. Именно на одном из его заседаний была провозглашена Декларация прав человека и гражданина.
  • Подписание Версальский договор состоялось в 1919 году в Зеркальном зале. Того самого знаменитого договора, согласно которому решилась судьба проигравшей первую мировую войну Германии и всей послевоенной Европы.

Садово-парковый ансамбль Версаля

Идея придать персоне французского короля как символа абсолютной власти высшую степень величия и грандиозности нашла свое отражение и в процессе становления и обустройства садово-паркового ансамбля Версаля. Поэтому архитектором А. Ленотром аллеи парка были спланированы таким образом, что визуально походили на расходившиеся от центра солнечные лучи. Появилась здесь и собственная система каналов, которую называли не иначе как «маленькая Венеция». Самый большой из них, имеющий длину более полутора километров – это как бы центральная ось парка. Он спроектирован таким образом, что солнце при закате красиво отражается на водной глади.

Вообще, и парк, и все версальские сады являются исключительным образцом гениального по своему воплощению ландшафтного дизайна. Но не стоит удивляться, когда знаешь, что руководил всеми работами, в которых были задействованы сотни и тысячи рабочих, сам гениальный архитектор и дизайнер Ленотр. Деревья в парке аккуратно подстрижены, за клумбами велся и ведется тщательный уход. Здесь множество дорожек. Оборудованы искусственные водоемы (пруды и озера). Когда строительство паркового комплекса Версаля было завершено, королевская резиденция насчитывала – вдумайтесь! – 1400 фонтанов. Но наиболее среди них известна, конечно же, «Колесница Аполлона», считающаяся памятником во славу одного из самых могущественных монархов Франции – Людовика XIV.

По обе стороны аллей располагаются великолепные рощи. Кажется, они и сегодня хранят память о королях и их придворных, которые весело любили проводить здесь время. Вдоль дорожек стоят величественные статуи из бронзы и мрамора. А вот что касается судьбы более 3 тысяч деревцев и кустарников, высаженных в кадки, то с наступлением холодов их бережно переносили в Версальскую оранжерею, о которой следует сказать отдельно. Расположившаяся под так называемым Южным партером, оранжерея имеет протяженность 156 метров, в ширину – 21 метр. Сводчатый потолок, сооруженный без использования цементного раствора, расположен на высоте 13 метров. Нижний партер соприкасается с оранжереей с южной стороны, а за балюстрадой раскинулся знаменитый Швейцарский бассейн.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  • Сейчас на территории дворцово-паркового ансамбля произрастает порядка 350 тысяч деревьев. Версальские парки, когда эпоха Людовика XIV была в самом расцвете, охватывали ну просто грандиозную площадь – 8300 гектаров.
  • Главный проход в Версальскую оранжерею украшает статуя самого короля-солнца. Мраморный Людовик XIV создан в 1683 году Мартеном Дежарденом. Когда была отлита бронзовая копия изваяния, эту, что из мрамора, подарили монарху.
  • Версальская оранжерея на своем веку успела побыть и театром, и тюрьмой. В конце 70-х годов XVIII века здесь ставила свои постановки любительская труппа Марии-Антуанетты, а вот в 1871 году в оранжерее содержали заключенных. Их впоследствии казнили, так как понадобилось освободить оранжерею под цитрусовые деревья.
  • Сегодня сады Версаля – это отдельное юридическое лицо министерства культуры Франции. Будучи составной частью дворцово-паркового ансамбля, они сами являются одним из самых посещаемых в стране достопримечательностей. По статистике каждый год сюда приезжает более 6 млн. посетителей.

Читайте также: Путешествия по Франции

Музей армии в Париже →

Похожие публикации:

Музей армии в Париже Известная фраза о том, что «Париж — город музеев», лучше всего подходит для этого великолепного центра мировой культуры. Один лишь взгляд на музейную карту, дающую заметную суммарную погрешность при посещении музеев Парижа, сообщит о примерно 70 музеях и культурных достопримечательностях в столице Франции и ее ближайших пригородах. Это и знаменитый Лувр, и воспетый в одноименном романе В. Гюго Собор Парижской Бого...

Мышкинский народный музей. Музей Мыши В России находится единственный и знаменитый во всём мире музей Мыши. Расположен он в городе с одноимённым названием Мышкин, что в Ярославской области. Символ города, увековеченный на старинном гербе – Мышка, и ей в музее посвящено более пяти тысячи экспонатов. Музей уникален тем, что занесён в книгу «Диво» - это аналог Книги рекордов Гиннеса. ...

  Поделиться ссылкой:

www.xn--80acabqu3b5cza.xn--p1ai

Версаль, фотографии Версальского дворца

В 20 километрах к юго-западу от Парижа находится королевский городок Версаль, также известный как Версальский дворец. Этот роскошный дворцовый комплекс был построен при Людовике XIV и сегодня является одним из самых популярных туристических мест Франции.

Версальский дворец

flickr/MarsdenBoy

Первые упоминания о Версальском дворце относятся к 1623 году. На месте будущей королевской резиденции находился довольно скромный охотничий замок, возведённый по приказу Людовика XIII. Чуть позже (в 1632 году) эта территория была заметно расширена благодаря покупке Версальского поместья.

Версальский дворец

flickr/MarsdenBoy

Инициатором строительства столь роскошного дворца стал сам король Людовик XIV, который оказался под впечатлением после посещения замка министра финансов в Во-ле-Виконт. Король был не только восхищён красотой этого замка, но и зол, что подобное строение принадлежит не ему. Вскоре Людовик XIV решил выстроить для себя ещё более роскошную резиденцию и для этих целей нанял тех же мастеров, которые участвовали в строительстве замка Во-ле-Виконт.

Версальский дворец

Версальский дворец является настоящим апофеозом потворства прихотям французских королей. На строительство дворца не жалели ни времени, ни денег. В результате Версальский дворец стал одним из самых больших и роскошных дворцов Европы!

 Версальский дворец

Безусловно, главным строением Версаля является сам дворец, длина фасада которого достигает 570 метров. Внутри дворца находятся несколько роскошных парадных залов, в которых устраивались различные светские мероприятия. Наиболее интересным из них является Зеркальная галерея. Её длина составляет 73 метра, ширина 10,6 метров и высота 12,8 метров. В стены галерей вмонтировано 17 больших окон и напротив каждого из них не менее большое зеркало. Именно здесь в 1919 году было заключено знаменитое Версальское соглашение.

Версальский дворец

Парадный вход во дворец осуществляется через позолоченные ворота, украшенные королевским гербом и короной. В южном крыле Версальского дворца находились покои первых дам, а в северном – королевские апартаменты. Помимо вышеупомянутой Зеркальной галереи стоит отметить дворцовый театр, капеллу и Галерею битв.

Версальский дворец

Версаль известен не только за счёт роскошного дворца, но и своим парком, который считается одним из самых крупных в Европе. Чудесные клумбы, изумрудные газоны, бассейны и фонтаны с кристально чистой водой, а также многочисленные скульптуры – всё это можно найти в парке Версальского дворца.

Версальский дворец

Со временем вокруг Версальского дворца стало возникать множество поселений, которые в последствие образовали небольшой городок. Здесь жили ремесленники, которые обеспечивали дворец всем необходимым. Во времена правления Людовика XV и Людовика XVI население городка достигало почти 100 тысяч человек.

Версальский дворец

В это время Версаль всё ещё строился. Всего к строительным работам было привлечено порядка 20 тысяч человек и около 6 тысяч лошадей. Когда же Версальский дворец был наконец-то закончен, то численность города быстро сократилась.

Версальский дворец

В Версальском дворце насчитывается свыше 700 комнат, 2000 окон, 350 каминов и 70 лестниц. Обычному человеку сложно представить, как жить среди подобной роскоши! Ежегодно Версальский дворец посещают десятки тысяч туристов, и все они покидают бывшую королевскую резиденцию под сильным впечатлением от увиденного!

Версальский дворец

В 1979 году Версаль был включён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, а в 2003 году стал частью реставрационного проекта Жака Ширака. Проект расписан на ближайшие 20 лет, и за это время планируется восстановить фасад дворца, обновить планировку садов и реконструировать некоторые внутренние помещения Версаля.

www.mandalay.ru

Версаль. Часть первая. Дворец. - кучерявый гид

О Версале я решил рассказать коротко, фотографиями, нежели текстом. Море отличных описаний дворца можно найти в Интернете, например, в Википедии.Париж - самый посещаемый город мира. Дворец Версаль, расположенный в пригороде Парижа - самый посещаемый дворец мира. В год сюда приезжает 2,6 миллиона человек, чтобы увидеть своими глазами, как жил самый абсолютный монарх европейской истории - "король-солнце" Людовик XIV.Жемчужина Версальского дворца - Зеркальная галереяГлавная площадь перед Версальским дворцом. Справа - памятник Людовику XIVВ школе мы все учили про короля Франции Людовика XIV, "Короля-Солнце". Опасаюсь за свою жизнь и за власть, он вынужден был переехать из Парижа. В качестве новой резиденции монарха он выбрал маленький охотничий домик своего отца, Людовика XIII в пригороде Парижа. На этих землях Людовик XIV построил крупнейший королевскую резиденцию Франции, символ себя, своей страны и абсолютистской власти, которую он олицетворял.На площади перед дворцом лицом к приезжающим гостям и спиной к Версалю стоит конный памятник Людовику XIV. Раньше такие памятники стояли в каждом городе Франции, но во времена Французской революции большинство памятников были уничтоженыФасад дворца выполнен в стиле фрацузского классицизма (не путать с классицизмом и неоклассицизмом в Европе). Это связано с тем, что на момент начала строительства дворца, здесь уже находился маленький охотничий домик Людовика XIII, построенный в стиле классицизма. Я не уверен, насколько буду прав, если скажу, что центральная 7-оконная часть дворца и есть все, что осталось от охотничьего домика.Парадная площадь перед ВерсалемВ правом крыле дворца расположена королевская часовня (на фото справа). Фасад часовни резко контрастирует с ровными геометрическими линиями фасада дворца. Многие архитекторы выступали против такого архитектурного решения, один архитектор даже назвал часовню "огромным катафалком", но кто станет спорить с королём! Интерьер королевской часовни. Именно здесь Мария Антуанетта вышла замуж за короля Франции Людовика XVI. Сегодня в придворной капелле время от времени проводятся симфонические концерты. Эта капелла - пятая по счету часовня в Версале и самая крупная королевская часовня во Франции (видимо, где-то есть часовни ещё больше этой).Второй ярус королевской часовниГалерея французских королейНа первом этаже дворца расположен открытый в 1837 году музей истории Франции. Большнство туристов пролетает это место пулей. Наверное, сюда в обязательном порядке водят французских школьниковОдин совет: вход в Версаль, как и во все остальные государственные музеи Франции (Лувр, д'Орсэ, Оранжери и под.) бесплатный для резидентов Евросоюза, которым ещё не исполнилось 26 лет. В этот список, разумеется, относятся все студенты европейских вузов, в том числе и стипендиаты программ обмена. Воспользуйтесь!Основные помещения дворца расположены на двух ярусах. Лестница на кадре ведет на второй этаж, к жилым покоям короляБольшая часть денег, потраченных на строительство дворца, ушла на создание внутренней отделки. Как это ни прискорбно, но большая часть мебели из Версаля была уничтожена во время Французской революции. Современный Версаль обставлен  мебелью, которая происходит из той же эпохи, что и потерянные образцы, либо теми оригиналами, которые удалось найтиПарадное помещение перед Зеркальной галереей - зал Войны (Salon de la guerre). В каждой комнате дворца можно найти изображение Людовика XIV, как и здесь, над каминомСамым знаменитым помещением Версальского дворца является, без сомнения, Зеркальная галерея (оригинальное название - Великая галерея). Представьте себе, это было первое место в мире, где люди увидели свое отражение в полный рост! Старинная технология выдувания стекла не позволяла производить большие зеркала. Из-за этого зеркала были маленькими и очень дорогими. В Зеркальном зале впервые в мире множество маленьких зеркал были сложены вместе. Теперь гости, приходившие к королю на бал, могли видеть себя в полный рост! Иронично, но спустя всего несколько лет после окончания декорирования Зеркальной галереи появилась альтернативная технология производства зеркал, и зеркала резко подешевели.Шедевр Зеркальной галереи в Версале - хрустальные люстры. Раньше вся меблировка Великой галереи была выполнена из серебра, даже табуреты. В 1689 году все серебрянные предметы переплавили на покрытие военных расходовМне доводилось слышать негативные отзывы после визита в Версаль, мол, "не такой он и роскошный, у нас лучше" или "не такой он и большой" и под. С такими доводами я категорически не согласен. Я считаю, что Версаль как шедевр человеческой мысли - одно из тех мест, которое человек обязан посетить в своей жизни, хотя бы для расширения кругозора. Единственное, что оставляет желать лучшего - это толпы туристов. Откровенно говоря, времени на раздумья во внутренних помещениях дворца нет, некогда стоять и рассматривать детали оформления и некогда размышлять. Непрекращающийся поток туристов несет тебя, и вырваться из него можно уже только на улице. Что поделаешь, это репутация дворца!Во второй части моего репортажа я расскажу о королевском парке Версаля - одном из крупнейших парков Европы!

kucheryavchik.livejournal.com

Версальский цикл картин Бенуа



После первых выставок (в рамках экспозиции Общества русских акварелистов) в 1895—1896 годах Репин, один из первых, дал следующую оценку работам Бенуа: «Сегодня я был на акварельной выставке и Вашими работами любовался, как редко уже чем любуюсь теперь,— обращается он к начинающему художнику. У Вас прелестный талант акварелиста, какая техника! Какая виртуозность и какой благородный стиль! И наивно, и глубоко, и сильно. Я никак не ожидал, что Вы такой прекрасный художник».

При публикации, в отдельные разделы были выделены два цикла работ: Версальский и Русский, так как благодаря этим двум циклам акварельных картин Бенуа стал знаменитым художником.

  • Вид на лестницу и террасу в Версале. 1896.Этюд к картине "Прогулка Короля". » Увеличить ->

    Вид на лестницу и террасу в Версале. 1896.Этюд к картине "Прогулка Короля".

  • Прогулка короля. 1896. » Увеличить ->

    Прогулка короля. 1896.

  • У бассейна Цереры. 1897. » Увеличить ->

    У бассейна Цереры. 1897.

  • Версаль. Людовик XIV кормит рыб. 1897. » Увеличить ->

    Версаль. Людовик XIV кормит рыб. 1897.

  • Версаль. У Курция. 1897. » Увеличить ->

    Версаль. У Курция. 1897.

  • Версаль. Прогулка короля. 1897. » Увеличить ->

    Версаль. Прогулка короля. 1897.

  • Король прогуливался в любую погоду.. (Сен-Симон). 1898. » Увеличить ->

    Король прогуливался в любую погоду.. (Сен-Симон). 1898.

  • Маскарад при Людовике XIV. 1898. » Увеличить ->

    Маскарад при Людовике XIV. 1898.

  • Версаль. 1900-е гг. » Увеличить ->

    Версаль. 1900-е гг.

  • Версаль. 1905. Фрагмент. » Увеличить ->

    Версаль. 1905. Фрагмент.

  • Версаль. 1905. Фрагмент. » Увеличить ->

    Версаль. 1905. Фрагмент.

  • Версаль. "Зеркальце" в Трианоне. 1905. » Увеличить ->

    Версаль. "Зеркальце" в Трианоне. 1905.

  • Версаль. Аллегория реки. 1905. » Увеличить ->

    Версаль. Аллегория реки. 1905.

  • Версаль. Фонтан Бахуса зимой. 1905. » Увеличить ->

    Версаль. Фонтан Бахуса зимой. 1905.

  • Служба у капеллы св. Варвары, 1905. » Увеличить ->

    Служба у капеллы св. Варвары, 1905.

  • Версаль. 1906. » Увеличить ->

    Версаль. 1906.

  • Версаль. Аллея. 1905-1906. » Увеличить ->

    Версаль. Аллея. 1905-1906.

  • Король. 1906. Бумага, гуашь. 49 х 66,5 » Увеличить ->

    Король. 1906. Бумага, гуашь. 49 х 66,5

www.benua-memory.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта