Георгий Нисский. Лаконичные и поэтичные пейзажи 20-го века. Часть 1. Картины нисский
Георгий Григорьевич Нисский: картины, биография художника
Особенности творчества художника Нисского: основным направлением творческой деятельности Георгия Григорьевича была пейзажная живопись. На его полотнах перед зрителями предстает не только природа в своей первозданной красоте, но также и показывается та красота, которую привносит в природу человек своим трудом. Работы Нисского, пронизанные романтизмом, любовью к родному краю и простым людям, лучше всего характеризует отзыв французского живописца Альбера Марке, в 1934 году посетившего московские художественные музеи и выставки. Марке отметил что из всех увиденных им работ наибольшее впечатление он получил от полотна кисти Нисского под названием «Осень. Семафоры».
Известные произведения Георгия Нисского: «Осень. Семафоры», «Зеленая дорога», «Москва. Сортировочная», «Путевой обходчик», «Аэродром», «Черноморский флот», «На путях. Май», «Залп», «Встреча», «Площадь Пушкина», «Белорусский пейзаж».
Картины Нисского: художественные зарисовки праздников и будней
Детство Георгия прошло на небольшой железнодорожной станции в Могилевской губернии. С тех пор в его душе навсегда осталось особое чувство к большим стальным машинам, приезжающим издалека и уходящим вдаль по бесконечным рельсам. Именно с железнодорожной тематики начал свои художественные эксперименты начинающий живописец Нисский, получивший образование вначале в художественной академии Гомеля, а затем — на отделении живописи при ВХУТЕМАСе.Знакомство в 1926 году с художником Александром Дейнекой и участие в деятельности Общества художников-станковистов оказали на творчество Георгия значительное влияние. Нисский формируется как художник-пейзажист: его полотна наполнены лирическими образами и динамикой, несмотря на общий лаконизм. Поездка в Новороссийск в 1928 году придала новое звучание таланту художника: очарованный красотой моря, Георгий переключается с индустриальных пейзажей на морские, а также создает ряд иллюстраций к литературным произведениям на морскую тематику.
Частые поездки по стране дарили живописцу новые впечатления, которые он затем переносил на холст. Как рассказывал сам художник Нисский, картину «На Дальнем Востоке» он нарисовал по памяти, мельком увидев из окна поезда хребет сопки со щетиной леса и небольшой аэродром с самолетами. Другая картина — «Подмосковные вечера» — появилась в результате вечерних прогулок на лыжах, которые Георгий совершал почти ежедневно.
Сегодня картинам Нисского отведены почетные места в таких музеях, как Третьяковская галерея, Львовская картинная галерея, Русский музей, Художественный музей в Днепропетровске и пр.
artchive.ru
Георгий Нисский. Лаконичные и поэтичные пейзажи 20-го века. Часть 1
Над полями летят самолеты. По путям бегут паровозы. Корабли и яхты режут волны. Шоссе зовет в путь. А рядом дремлют тихие ели, нависает ночное небо, закатная дорожка соединяет берега портовой бухты. Одни картины — романтическая взволнованность. Другие — лирическая мягкость, самые тонкие оттенки человеческих переживаний. Если рассматривать произведения Нисского в хронологической последовательности, то среди исполненных в последнее время можно увидеть такие, в которых оба эти начала тесно переплетаются, взаимно проникают. В итоге создается совершенно новый художественный образ, звучащий широкой эпической поэмой о Родине.
Романтик, остро чувствующий красоту и величие труда, преобразующего лик земли, и одновременно проникновенный лирик — таков один из выдающихся живописцев нашей страны Георгий Григорьевич Нисский. На выставках его работы среди множества других полотен узнаются сразу по особой, ему одному присущей мажорности звучания и подчеркнуто современному взгляду на мир. «Морские просторы, пройденные на военных кораблях всех флотов среди замечательных советских моряков, заснеженные подмосковные леса, исхоженные на лыжах, просторы подмосковных водохранилищ, ленты каналов, волжские просторы, Московское и Рыбинское моря, исхоженные под парусами, башни шлюзов, гонки яхт, романтика вечерних вокзалов, стальные сдвоенные нити путей с рубиновыми огнями сигналов, переплеты виадуков и перекидных мостов, окруженных дымами паровозов, — это все новая, измененная волей людей география моей Родины. Нужно увидеть, раскрыть ее красоты и показать это миллионам новых людей с новыми мыслями и новыми чувствами, с их бодростью, их лирикой и оптимизмом. Пейзаж Родины изменен, он уже не левитановский — он радостен и мажорен, и нужно увидеть его современному художнику, увидеть его новым чувством, новым сердцем и новыми глазами и сделать новыми руками, иначе он не будет сегодняшним», — так пишет в автобиографии художник, так он формулирует задачи для себя, своих учеников и собратьев по искусству, такое миропонимание пронизывает его творчество.
Нисский — один из ведущих художников пейзажной живописи. В том, как он организует композицию произведений, подчеркивает соотношения предметов, в самом ритме отдельных частей работы и целого сквозит мироощущение человека середины XX столетия с его новыми представлениями о пространстве, масштабах и темпах. Красота природы и красота, внесенная в природу человеком, сливаются для художника воедино. И произведения его, несмотря на то что в них деятельность людей чаще всего прямо не показана, полны динамики человеческих действий, звучат гимном человеку-созидателю.
Георгий Нисский"Москва. Сортировочная", 1954 г. |
Работы Нисского обобщают те впечатления и размышления над увиденным, которые приносят ему путешествия и походы. Он сам пишет: «На Дальнем Востоке» — подмечена из окна быстро идущего поезда. Щетина леса на хребте сопки, быстро промелькнувший аэродром с самолетами. Зарисовать ничего не успел, этюда сделать — тоже. Остальное — в представлении и видении по памяти... «Подмосковные просторы» выхаживал на лыжах целую зиму, а когда почувствовал, что вещь скомпоновалась во мне и решена, быстро написал ее в мастерской».
К особым свойствам его творчества можно отнести то, что даже в самом маленьком пейзаже скромный и на первый взгляд ничем не выделяющийся из множества других уголок воспринимается как часть необъятной шири родной страны, как отдельная тема мощной и героической симфонии «Широка страна моя родная».
Когда говорят о Нисском, чаще всего вспоминают его пейзажи с разбегающимися железнодорожными путями, силуэтами семафоров, бегущими поездами. Это действительно один из любимых его мотивов. Вероятнее всего, корни этой привязанности еще в первых детских впечатлениях.
Георгий Григорьевич Нисский родился 21 января 1903 года на узловой железнодорожной станции Новобелица, в нескольких километрах от белорусского города Гомеля. На этой станции прошло его детство. Он вдыхал смешанный, острый запах угольного дыма, машинного масла и нагретого металла. Он восхищался любимым героем — паровозным машинистом. Он любил маневрировать на паровозе по разветвленным станционным путям. Интересы семьи, отца — железнодорожного врача — мало волновали мальчика. Так же мало волновало его в пору детства и искусство. О нем вовсе не думалось. С рисунком Нисский столкнулся впервые лишь в гимназии и занимался им на уроках без энтузиазма, хотя и тогда уже помогал в этом товарищам. Лишь в 1917 году, четырнадцатилетним гимназистом, он серьезно стал задумываться о профессии художника. Толкнул его к этому В. Зорин, в ту пору живший близ Новобелицы. Зорин рассказывал подростку о русских живописцах, особенно о тех, кто работал в начале XX столетия: о Левитане, Врубеле, Петрове-Водкине, Рерихе. Зорин впервые раскрыл юноше особенности русского искусства с его погружением в человеческую психологию, познакомил с работами лучших русских мастеров, посоветовал заниматься самому. Зорину носил будущий художник свои первые пейзажи и натюрморты, от него выслушивал первые профессиональные замечания.
Георгий Нисский"Потевой обходчик", 1958-1959 гг. |
А до этого времени техника занимала воображение мальчика — страстная, по-детски пылкая увлеченность созданием рук человеческих. Однако это не мешало любви к неброской, но задушевной красоте белорусских лесов, речушек, полей. «До сих пор непотухаемой любовью детства люблю свой родной пейзаж, — пишет художник. — Семафор, разбег рельсов, уходящий за поворот леса, шумливый бор с мачтовыми соснами и бескрайность белорусских полей с поземками. Рос на воле, все было моим: горячий раскал рельсов на переплетах путей, длинные товарные составы, водокачки и пакгаузы, маневровые паровозы, заросшие лозой болота, золотые лесные ручьи, весенние разливы, настилы плотов на зеркале озера, визг пил лесопилок, золотые кубы распиленного леса, запах опилок, жар раскаленного июля в лесной тишине и задумчивые перелески под скатертью январского снега…» Из этих слов, написанных уже зрелым мастером, видно, что еще от детских впечатлений, прочно врезавшихся в память, идет соединение в его творчестве романтического начала, основанного на восхищении могуществом человека-творца, с лирическим, навеянным любовью к родным местам.
Систематическая учеба началась для Нисского в Гомеле, в Студии изобразительных искусств имени М. Врубеля, которой руководил художник А. Быховский. Учеба совмещалась с работой на складах, на железнодорожной ветке. Талант Нисского обнаружился очень скоро, и в 1921 году он был командирован в Москву учиться на подготовительный факультет ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских). В 1923 году он перешел на живописный факультет.
Георгий Нисский"Аэродром", 1961 г. |
ВХУТЕМАС являлся в те годы не только своего рода университетом изобразительных искусств, но и производственными мастерскими. Здесь преподавали знаменитые Архипов, Машков, Кончаловский, Фалилеев.
Учащимся ВХУТЕМАСа представлялись право и возможность свободного выбора любой мастерской и любой профессии. «Было отчего запутаться или даже сойти с ума в этом невероятном калейдоскопическом смешении форм и направлений, школ и дисциплин, которые обрушил ВХУТЕМАС на наши молодые, горячие и любознательные головы, которые извергались на нас из музеев нового искусства, литературных митингов, бесед и выступлений апостолов правого и левого искусства. Но я прекрасно помню, что многие из нас, перед которыми были открыты все эти пути и все дороги в искусстве живописи, выбрали живую жизнь как основу творчества, живопись как средство выражения и революцию как главную тему», — писал старый вхутемасовец Ю. Меркулов.
ВХУТЕМАС встретил молодого Нисского кипением политических и эстетических страстей. В первые годы после Октября художники лихорадочно искали способы отражения новой жизни. Нужны были новые формы для выражения содержания доселе не существовавших понятий. Учителя и ученики занимались экспериментаторством, исследовали разные пути. С энтузиазмом обсуждались произведения представителей нового западного искусства: Пикассо, Сезанна, Матисса — и русских: Татлина, Малевича, Кончаловского.
Георгий Нисский"Черноморский флот" |
Молодой, горячий энтузиазм, царивший в стенах этой новой академии советского изобразительного и прикладного искусства, бросал ее студентов на оформление агиткампаний, массовых празднеств, театральных постановок. «Улицы — наши кисти. Площади — наши палитры», — эти слова В. Маяковского были практикой жизни ВХУТЕМАСа 20-х годов, где каждый будущий художник отчетливо представлял себе политическое значение, роль и место искусства «в рабочем строю». Недаром великий пролетарский поэт Маяковский был любимым поэтом вхутемасовцев. Любовь к живописи сочеталась у студентов с любовью к спорту, который культивировался во ВХУТЕМАСе как элемент воспитания гармоничной личности, и трудно сказать, чему молодой Нисский отдавал предпочтение. Во всяком случае, на первых порах он большую часть времени проводил в спортзале, а зачеты сдавал урывками.
В живописи он не сразу нашел свою дорогу, кидался от образца к образцу. Однако через увлечение разными современными ему мастерами и различными творческими манерами упорно искал собственных путей в искусстве, и то, что эти поиски были ненапрасными, явствовало уже из дипломной картины «Восстание французских моряков в Одессе» (1928). Искренняя взволнованность чувств, страстный и стремительный боевой напор, свое, глубоко личное, чуждое всякой хрестоматийности отношение характеризовали эту первую работу начинающего живописца. Все это, несмотря на недостаточность мастерства, подражательность, подкупало и заставляло верить в будущее художника.
Георгий Нисский"У причала", 1944 г. |
Выбор «морской» тематики не случаен. Еще студентом, в 1928 году, Нисский ездил на Черное море, которое с этих пор прочно вошло в его жизнь. Из этой поездки он привез акварели и гуаши, которые показал на одной из выставок. Море еще не раз становилось в его картинах главным местом действия или даже главным действующим лицом. Хотя маринистом в собственном смысле слова Нисский никогда не был.
В этот период художник сблизился с группировкой ОСТ (Общество художников-станковистов).
Общество художников-станковистов, возникшее в 1924 году, было первым по-настоящему серьезным художественным объединением молодежи. Остовцы ставили своей задачей создание современных и наиболее экономных форм живописи, в которых можно изобразить синтетически современный город с его приматом техники: заводы, шахты, радиоустановки и т. д. Поиски лаконизма, стремление к динамической композиции, упор на профессиональное мастерство, возрождение станковой картины с ее законченностью, «сделанностью» явились следствием новых требований, предъявляемых к искусству жизнью.
Георгий Нисский"Причал" |
Остовцы считали художника участником социалистического строительства, который обязан создавать картины сюжетные и современные не только по изобразительным средствам, но и по содержанию. Формулируя свою художественную платформу, они писали: «В эпоху строительства социализма активные силы искусства должны быть участниками этого строительства и одним из факторов культурной революции в области переустройства и оформления нового быта и создания новой, социалистической культуры. Считая, что только искусство высокого качества может себе ставить такие задачи, необходимо в условиях современного развития искусства выдвинуть основные линии, по которым должна идти работа в области изобразительного искусства». Организаторами и активными участниками этой художественной группы были А. Дейнека, П. Вильяме, Ю. Пименов, А. Гончаров и другие.
Несмотря на увлечение внешней стороной индустрии, грандиозностью техники, художественной манерой западного, особенно немецкого экспрессионизма, группа в целом сыграла положительную роль в истории советского изобразительного искусства. Серьезное увлечение молодого Нисского эстетическими концепциями остовцев прослеживается в одной из ранних работ «Судоремонт».
Началом серьезной творческой деятельности Нисского является 1932 год, год, когда ЦК ВКП(б) было издано решающее для дальнейшего развития советского искусства постановление «О перестройке литературно-художественных организаций».
Георгий Нисский"Залп" |
Постановление 1932 года не только ликвидировало организационную путаницу. Самое главное — оно призывало к созданию подлинно художественных произведений, отводило работникам искусств важную роль в строительстве культуры нового общества. В годы первых пятилеток, художники должны были в своих произведениях отразить достижения страны. Они должны были увидеть сами и показать людям в малом, едва приметном, частицу общей закономерности. Они должны были помочь в формировании духовного облика народа.
Это сыграло определенную положительную роль в становлении творчества художника, делавшего еще первые шаги в большом искусстве. Требования партии отвечали творческим задачам, которые ставил перед собой молодой Нисский.
1932 год был этапным в творчестве Нисского еще и потому, что именно в это время он отыскивал те основные, принципиальные черты художественного видения и пути для выражения этого видения, которые останутся в его искусстве, разовьются и станут определяющими.
«Осень. Семафоры» (1932). Этой картиной художник делает заявку и на нового героя пейзажной живописи, и на новый способ поэтизации. Пустынно. Промозгло. Нахохлившиеся воробьи, зябко прижавшись друг к другу, уселись на провода. Но, несмотря на щемящие нотки серого осеннего дня, у зрителя не возникает ощущения унылости, потому что огромен простор неба, бодро бежит, попыхивая дымом, паровоз, по длинной полосе железнодорожного пути, которому, кажется, нет начала и нет конца. Работают семафоры. Всюду жизнь, во всем чувствуется человеческая деятельность.
Георгий Нисский"Осень. Семафоры", 1932 г. |
«Осень» — индустриальный пейзаж, композиционно четко построенный. Но как резко отлично отношение художника к индустрии здесь, по сравнению с его более ранней картиной «Судоремонт». Если там главное — машина, несмотря на то что в картине присутствует человек, то здесь человек присутствует незримо, в созданиях рук своих. От этого они выглядят одушевленными. И паровоз, и семафоры, и нити телеграфных проводов несут в себе частицы человеческой энергии и силы, действуют именно как одушевленные предметы. В этой новой поэтике, рожденной социалистическим строительством, и заключалось, в первую очередь, новаторство Нисского-пейзажиста, художника самого, казалось бы, «беспартийного» жанра.
И еще одна очень существенная черта проявляется в этом пейзаже: в четких ритмах и энергической напряженности детищ века индустрии вовсе не ощущается никакой холодности. Художник отыскивает в них глубоко лирические нотки, близкие каждому, окрашивает всю сцену очень личным настроением, идущим, вероятнее всего, от ласковых воспоминаний детства.
Картина «Осень» была первой творческой заявкой художника на собственное место в большом искусстве. А уже на следующий год он написал вторую свою большую картину в этом стиле — «На путях», полную особой, весенней бодрости, весенней звонкой радостности.
Снова нет конца разбегу рельсов. Однако, в отличие от предыдущей картины, зритель видит не только протяженность, но и ширь дорог. На первом плане — уже однажды найденный семафор. В глубине — железные конструкции моста, дым фабрики. А среди всей этой «работающей» большой индустрии идет женщина в белом платье, которое раздувается на ней от свежего весеннего ветра, и все изображение сразу теплеет, звучит радостным мотивом. Построение картины таково, что второй план выглядит театральными кулисами, а огромное стальное полотно дороги — сценической площадкой. Несколько наивная условность, некоторая поверхностность даже не зачеркивает начатую ранее линию соединения красоты технического гения человека с лирической окраской созданий этого гения.
При сравнении этих двух картин («Осень» и «На путях») бросается в глаза их композиционная схожесть, одинаковость художественных приемов, условность, идущая от отсутствия настоящего мастерства. Выработав определенную композицию, Нисский боялся отступить от нее. Поэтому художественное воплощение его дерзких замыслов оказывалось значительно бледнее их. Принципы были найдены. Теперь предстояло научиться их осуществлять.
Георгий Нисский"На путях. Май", 1933 г. |
«Учась, работать — работая, учиться». Эти слова художник сделал своим девизом почти на четыре года. Он увидел, что «настоящее мастерство, традиции и культура должны быть и стимулом, и источником нового». Исчез юношеский негативизм, отвержение авторитетов искусства ушедших эпох. Оно уступило место внимательному изучению старых мастеров. Нисский старался применить их технику в своих работах, но не слепо, а отбирая в ней лишь то, что отвечало его творческим поискам, что могло бы органично войти в его собственную художественную манеру.
Источников для изучения было множество. Пуссен и Делакруа, Ван-Гог и Сезанн и другие крупнейшие мастера Европы разных веков и стилей. Именно поэтому работы, написанные в 1933—1936 годах, сделаны в самых различных манерах, идут от самых различных образцов и являются более плодами экспериментирования ученика, нежели самостоятельными художественными произведениями. Эти искания вовсе не были запоздалой реакцией выпускника художественного вуза на различные школы мирового искусства. ВХУТЕМАС в 20-е годы, приучая искать и мыслить, не давал достаточной профессиональной выучки. И, чтобы стать настоящим мастером, приходилось добиваться ее самостоятельно.
Георгий Нисский"Пейзаж с парусной лодкой", 1930-е гг. |
Все же в работах этих лет, столь различных по манере, со следами изучения разных мастеров, найденная в начале 30-х годов линия не исчезает. Особенно отчетливо она наметилась в картине 1935 года «Яхта», полной свежести и динамики, с точной и тонкой разработкой цветовых оттенков ветреного дня.
В картине «Яхта» появляется уже и нечто новое по сравнению с первыми работами этого плана. Оно заключается в стремлении художника приблизиться к натуре, не ограничиваясь одной авторской фантазией. Это знаменательно. Художник идет ко второму этапу «самообразования» — работе на природе.
Необходимость этого этапа логически вытекала из его творческих устремлений, потому что искусственность, идущая от неумения передать натуру, засушивала произведение, замораживала эмоциональность замысла.
В это время Нисский работал над картиной «Встреча» с большим количеством действующих лиц, с изображением человеческих отношений. Действие ее происходит в черноморской бухте летом. На первом плане девушка радостно протягивает цветы молодому моряку. Нужно было показать взаимные отношения героев, чувства, которые они при этой встрече испытывали, передать тонкие психологические оттенки, с одной стороны, и буйство красок летнего юга — с другой. Отразить все это долгое время не удавалось, в первую очередь, из-за отсутствия достаточного багажа жизненных впечатлений. Художник понял это. Он оставил работу над картиной и в обществе Ф. Богородского и Г. Ряжского уехал в Севастополь работать на натуре.
Месяц провел Нисский в походах вместе с героями своей картины. Второй месяц настойчиво и упорно писал этюды. Упорно искал способы передачи цветового разнообразия и богатства оттенков окружающего мира. Характерно название его статьи, помещенной в журнале «Творчество» (N 12 за 1936 год),— «В упор к натуре». В ней он писал: «Из всех моих ощущений, впечатлений и воспоминаний я выбирал главное и нужное, в чем, как мне казалось, была заключена самая верная живописно-пластическая суть вещей». И далее: «В малом, но верно написанном этюде часто по-новому раскрывается перед тобой и большая не на натуре задуманная картина».
Георгий Нисский"Встреча" |
Творчество его обогатилось непосредственными жизненными наблюдениями. В лучших этюдах этого времени, сделанных на Черном море, отчетливо видны его достижения, особенно в колорите. Глаз художника острее реагирует на цвет, и из композиций исчезает нарочитая искусственная «построенность».
Севастополь научил художника видеть не только ярче, но и глубже. Вернувшись в Москву, он быстро переписал картину «Встреча». Она получилась очень по-молодому жизнерадостной и красивой и принесла художнику бронзовую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, где экспонировалась в числе лучших достижений советского искусства. Действительно, в ней чувствуется уже не только яркость замысла, но и художественное мастерство.
Картиной «Встреча» Нисский показал, что период «второго ученичества» закончен. Он доказал свое право называться мастером. «Нисский привлекает зрителя сделанностью и законченностью своих картин, резко контрастирующими с небрежной этюдностью работ большинства его соседей по выставочным стендам», — так писала советская критика в 1937 году, подводя итог его творчеству.
<< начало продолжение >>
artwork2.com
Нисский, Георгий Григорьевич. Все картины художника
Сочинение по картине Георгия Нисского «Февраль. Подмосковье»
Известный советский живописец Нисский Георгий Георгиевич родился в России в 1903 году. Однако, родился он вовсе не в семье художников. Любовь к искусству привил ему владимирский иконописец Петров. Стиль его был довольно таки суровым.
Одним из величайших его произведений искусств является "Февраль. Подмосковье". Написание зимы – это довольно таки распространенная тема в искусстве. Картина написана в светлых тонах, скорее бело-розовых, чем в холодных. Мы видим облака, такие нежные, воздушные, пушистые. Они словно горы вдали. На полотне можно увидеть небольшие снежные холмы. Вдали видны высокие, могучие, зеленые ели, выстроенные в ряд. Как же прекрасна зима! Это словно восьмое чудо света! С ее приходом в нашей жизни начинаются удивительные путешествия в мир иллюзий и странствий. Снежинки, падающие с чудесного неба – это ангелы, приходящие к нам, чтобы подбодрить нас, чтобы донести до нас некую информацию. Зима – пора любви.. Ведь она бывает настолько сурова.. Вспомните эти морозные, холодные вечера и ведь именно любовь способна согреть нас и дать надежду на жизнь. Зима притягивает людей и творит чудеса, после которых у многих людей меняется вся жизнь!
Вдоль холма, который протянулся на сотню метров, мы видим дорогу, которая извивается лентой и ведет не то в деревню, не то в лес. Вдоль дороги идет мальчишка в красном костюме. Скорее всего, что неподалеку расположена деревня, иначе мальчишка бы не забрел в такую глушь. Картина передает всю красоту природы Подмосковья. Ведь именно в России можно увидеть настоящую зиму.
Георгий Георгиевич хотел показать нам данной картиной, что необходимо любить природу и все то, что дано нам свыше. Ведь именно природа наш лучший друг, которая способна вдохновить нас на какие-либо поступки, которая способна дать ответы на волнующие нас вопросы.
gallerix.ru
Художники и Севастополь. Георгий Нисский
Встреча
Севастополь как магнит привлекал к себе творческих личностей, художников, поэтов, писателей и музыкантов. Это и не удивительно! Прибрежные города всегда ассоциировались с отдыхом, романтикой, а Севастополь ещё и с военной историей, флотом. Сегодня хочу познакомить вас с одним любителем пейзажей Севастополя, русским живописцем Нисским Георгием Григорьевичем.
Ф. С. Богородский, Г. Г. Нисский на площади Нахимова в Севастополе.
Нисский Г. Г. родился в 1903 году на станции Новобелица, ныне часть Гомеля в Белоруси. Там и проводил своё детство. Маленький Жорик любил рисовать. Однажды его знакомый студент-художник Зорин увидел рисунки мальчика и они ему понравились. Он стал помогать Жоре, обучать. Так всё и закрутилось. И вот уже в 1919 году Нисский поступает в Гомельскую худ. студию им. Врубеля.
Затем была Москва и отделение живописи в ВХУТЕМАС (1923 — 1930). Так рос и оттачивал своё мастерство художник Георгий Нисский.
Ф. С. Богородский, Г. Г. Нисский, К. А. Вялов 1936-г
В Севастополь Георгий стал приезжать в 30-х годах XX в. Его привлекало море, прибрежный красивый город, чистый воздух и горы. Он любил спорт и особенно яхтинг. Часто ходил под парусом и летал на аэропланах. Художник был достаточно спортивным, и вёл здоровый образ жизни.
В Севастополе художник писал море, бухты, белоснежный город с черепичными крышами, рыбаков, матросов и их девушек. Он изображал современную, обыденную жизнь, такую, какой ощущал сам, без лишней романтики. Его работы берут за душу и не оставляют равнодушным всех любителей русской живописи и Севастополя.
Артиллерийская бухта. 1936
В 1936 году. Георгий Нисский проводит целый месяц на боевых кораблях, чтобы лучше понять суть матросской жизни. Это помогло ему ощутить на себе жизнь матроса. Этот опыт отразился в его картинах «Залп» и «Манёвры кораблей ЧФ». В Севастополе художник приобрёл особое видение, более глубокое и яркое.
«Маневры кораблей ЧФ»
«Залп»
Позже в Москве была написана удивительная картина «Встреча» (картина в заглавии), которая получила бронзовую медаль на выставке в Париже в 1937 году. Так же Нисский проиллюстрировал несколько книг на морскую тематику, таких как «Цусима» Новикова-Прибоя и «Морская душа» Соболева.
Г. Г. Нисский справа на вернисаже
Кроме Севастополя Нисский побывал во многих местах, он любил путешествовать.
В последние годы жизни у Георгия Григорьевича сильно пошатнулось здоровье. Он ушел из жизни 18 июня 1987 года. Похоронен на столичном Кунцевском кладбище.
«У причала»
Интересный факт.
Альбер Марке в 1934 году, ходивший по многим музеям Москвы сказал, что ему больше всего понравилась работа Нисского «Осень. Семафоры». После этого появилась поговорка, что у Марке вкус «нисский».
«Осень, семафоры»
«На путях»
«Черноморский флот»
«Севастополь». 1948. Бумага, гуашь
«Причал»
blogproart.ru
Рекорды соцреализма из коллекции ИРРИ
«В пути»
1959–1964. 141х154 смГеоргий Григорьевич Нисский (1903–1987)Sotheby’s,аукцион русского искусства, Лондон, 24 ноября 2014 года
Блестящий пример индустриального пейзажа Георгия Нисского конца 1950-х годов — картина В пути, над которой художник работал пять лет, многократно изменяя композицию. Технологические исследования во время реставрации выявили многочисленные исправления: например, увеличенный и передвинутый вправо солнечный диск, к которому сходятся основные диагонали картины. Работы Нисского на тему железной дороги связаны с его детскими впечатлениями, когда мальчик жил в поселке у маленькой станции в Белоруссии. Сам Нисский вспоминал: «Семафор, разбег рельсов, уходящий за поворот леса, шумливый бор с мачтовыми соснами и бескрайность белорусских полей с поземками… все это незабываемо и до сих пор сжимает сердце сладостью неизгладимых впечатлений».
Спустя полгода после громкой продажи полотна Над снегами, на осенних русских торгах Sotheby’s Алексей Ананьев, основатель Института русского реалистического искусства, приобрел еще одну эффектную вещь Георгия Нисского. Впрочем, на этот раз индустриальный пейзаж обошелся ему почти втрое дешевле: картина приобретена по нижнему эстимейту плюс комиссия аукционного дома. Едва ли произведения художника подобного уровня появятся на публичных торгах в ближайшее время, особенно после того, как этой весной разгорелся скандал вокруг Международной конфедерации союзов художников, якобы незаконно вывозившей шедевры советского искусства за границу.
Эстимейт: $783 100 — 1 096 340Цена молотка: $783,1 тыс. (без учета комиссии покупателя)(вторая позиция в рейтинге самых дорогих работ художника)
«Спортсменка, завязывающая ленту»
1950-е. 99х79 смАлександр Александрович Дейнека (1899–1969)«Совком», аукцион № 80 «Триумф соцреализма», 25 октября 2008 года
Графическая работа Спортсменка, завязывающая ленту — эскиз к картине 1951 года Купальщица из Третьяковской галереи.
С момента покупки работы Алексеем Ананьевым в 2008 году многое изменилось: рынок русского искусства успел пережить взлеты и падения, а коллекционер основал частный музей — Институт русского реалистического искусства. Спортсменка Дейнеки стала визитной карточкой музея, но сохранила позицию самой дорогой графической работы художника. Для справки: рекорд на живопись Дейнеки был установлен в 2015 году, когда на аукционе MacDougall’s картина За занавеской была продана за $2,963 млн.
Эстимейт: $270 596 — 405 894Цена молотка: $920,5 тыс. (без учета комиссии покупателя) (мировой рекорд цены на графику художника)
«Над снегами»
1964. 87x165 смГеоргий Григорьевич Нисский (1903–1987)Sotheby’s, аукцион русского искусства, Лондон, 2 июня 2014 года
Конец 1950-х — 1960-е годы — значимый период в творчестве Георгия Нисского. В это время он возвращается к стилистике ранних произведений, отмеченных лаконизмом и графичностью. Среди безусловных шедевров этого времени — работа Над снегами. Самолет с обтекаемым фюзеляжем, резко выхваченный цветом, становится главным персонажем полотна, средоточием его динамики, зримым свидетельством покорения пространства и времени человеком. Изначально считалось, что на картине Нисского изображен самолет Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолет. Однако эксперты Московского авиационного института сочли, что это, скорее всего, самолет Ил-62М. Тем не менее к этому уточнению не стоит относиться строго, следует учитывать право живописца на художественный вымысел. Покупка Алексеем Ананьевым на аукционе Sotheby’s в июне 2014 года картины Георгия Нисского Над снегами из коллекции Международной конфедерации союзов художников установила исторический рекорд цены для советской официальной живописи.
Эстимейт: $838 150 — 1 173 410Цена молотка: $2,5 млн (без учета комиссии покупателя) (мировой рекорд цены на произведение художника, по данным аукционных продаж)
«Портрет Климента Ворошилова в кабинете»
1929. 116,3х87 смИсаак Израилевич Бродский (1883–1939)«Совком», аукцион № 80 «Триумф соцреализма», 25 октября 2008 года
Ученик Ильи Репина и автор картины Ленин в Смольном Исаак Бродский вошел в историю советского искусства как художник-реалист, поставивший свой талант на службу революции. Климента Ворошилова, наркома обороны, одного из первых маршалов Советского Союза, он изобразил в его рабочем кабинете. Хотя картина Бродского советского периода была приобретена на аукционе «Совком» за внушительную по тем временам сумму, уже в июне 2009-го она показалась бы смехотворной: на аукционе Sotheby’s в Лондоне дореволюционное полотно этого художника ушло почти в десять раз дороже — за $1,3 млн, и цены на его произведения выросли.
Эстимейт: $135 298 — 216 476Цена молотка: $184,1 тыс. (без учета комиссии покупателя) (третья позиция в рейтинге самых дорогих работ художника)
«Три художника»
1960-е. 160х225,5 смВиктор Ефимович Попков (1932–1974)MacDougall’s, аукцион русского искусства, Лондон, 8 июня 2016 года
«В 1963 году мы вместе ездили в Архангельск с Исааком Зильберманом, — вспоминает близкий друг Попкова художник Карл Фридман. — Витя там сделал картину Что делать?. В комнате, где мы жили, зеркальный шкаф, в котором отражается задумчивый Виктор. Впереди у него этюдник на ножках, но он не пишет — думает. Слева я пишу, а справа он изобразил не Зильбермана — как он сказал — а Сорочкина». Вероятно, Фридман говорит о работе Три художника, которую он в своих воспоминаниях называет Что делать?. Симптоматично, что в этой картине Попков запечатлел себя погруженным в глубокие раздумья, отказавшись от стандартного для художника изображения за работой, о его ремесле напоминает разве что угол этюдника. Расположив свой портрет в зеркальном отражении, художник дистанцируется от действия внутри пространства картины и помещает себя фактически в пространство за пределами рамы. Здесь он скорее созерцатель, а не создатель, что роднит художника со зрителем.
Три художника Виктора Попкова — самое свежее приобретение Алексея Ананьева из этого рейтинга и вторая по стоимости работа художника. На фоне общего снижения цен и падения продаж на рынке русского искусства две с лишним сотни тысяч долларов (кстати, выше эстимейта!), которые коллекционер заплатил за эту картину летом 2016 года, нагляднее всего доказывают, что отечественное искусство музейного качества по-прежнему востребованно.
Эстимейт: $116 207 — 174 311Цена молотка: $227,331 тыс. (без учета комиссии покупателя)(вторая позиция в рейтинге самых дорогих работ художника)
www.theartnewspaper.ru
Описание картины Нисского «Февраль. Подмосковье»: что изображено на полотне?
Георгий Григорьевич Нисский – художник и график. Проходил обучение в столичном Вхутемасе. Пейзажиста можно назвать последователем А. Дейнеки. Он ставил перед собой цель передать мощь новой действительности, испытывающей влияние социализма, а также показать отношение к природе современных людей, жизнь которых была невероятно быстрой и стремительной. Особого внимания заслуживает картина Нисского «Февраль. Подмосковье», ее можно назвать гениальной. Полотна Нисского (в основном на индустриальные темы) отличаются особой динамикой, они охватывают большие территории, а в 50-е годы художник все чаще обращается к обобщенному стилю изображения. Силуэты на картинах ритмизированы, имеется много больших плоскостей, окрашенных в один цвет, зачастую достаточно яркий. За свою жизнь художник создал такие шедевры, как «У берегов Дальнего Востока», «Порт Одесса», «Пейзаж с маяком», «Подмосковная зима», «Над снегами», «Колхоз Загорье». Нисский удостоился ордена Красного Знамени, а также других наград.
Зима в изобразительном искусстве
Зима в живописи – это довольно распространенная тематика. Подобных произведений очень много. В памяти сразу всплывает полотно «Зима» Шишкина. Но это далеко не единственная известная картина; вспоминается также работа Левитана «Зимой в лесу». И полотно Нисского под названием «Февраль. Подмосковье» успешно продолжает традицию. Глядя на него, осознаешь, насколько талантливым был автор.
Описание картины Нисского «Февраль. Подмосковье»
На картине знаменитого художника изображено Подмосковье в зимний период. Этот шедевр был создан в 1957 году. Пейзаж написан на холсте маслом. Автор работал над ним в феврале, что можно понять из самого наименования. В этом месяце происходит некий перелом в природе: весна сменяет студеную зиму, и это заметно на картине. В нижней части полотна изображен асфальт, а с двух сторон от него землю покрывает еще не растаявший снег.
Казалось бы, и где шедевр? Все так банально... Но нужно понимать, что не просто прочитать описание картины Нисского «Февраль. Подмосковье» недостаточно. Нужно собственными глазами увидеть эту работу. Даже не зная названия картины, можно определить, что перед нами ярко представлен переход от холодного времени года к теплому. Нисский работал над полотном днем, а вечером добавлял последние штрихи – об этом свидетельствуют широкие тени, которые отбрасывают деревья на тяжелый, ослепительный снег. Скоро можно будет совсем попрощаться с зимой. Снег изображен слежавшимся. На улице, по всей видимости, достаточно тепло, на прохожих довольно тонкая одежда. Внимательно вглядываясь в пейзаж, можно почувствовать этот февральский снег, даже прикоснуться к нему - он покажется вязким и влажным, из него вполне можно делать различные фигуры. Этот шедевр, вероятнее всего, был написан на окраине какого-то села. В левой части картины можно заметить двухэтажное здание с куполом, похожее на часовенку. Но возможно, это жилой дом, вокруг которого щетинится забор. В правой части полотна видно возвышение, засыпанное снегом, по которому едет поезд. Последний месяц зимы обычно отличается особой умиротворенностью, и полотно пропитано тишиной и гармонией сельской жизни. Описание картины Нисского «Февраль. Подмосковье» было бы неполным без этого замечания.
Цвета картины
Автор изобразил окрестности села в светлых, розово-белых оттенках, будто бы делясь с нами своим душевным состоянием, на которое повлияла необыкновенная красота последнего месяца зимы. Кажется, что Георгий Григорьевич хочет нам сказать, что человек должен уметь замечать гармонию во всем, что его окружает.
Будничная действительность, переданная с любовью
Автор, без сомнения, восхищался миром в целом и даже самыми обыкновенными его проявлениями. Ведь пейзаж, представленный на полотне, не отличается ничем особенным, на нем нет ничего, что могло бы поразить воображение. Обычная подмосковная действительность: сосновый бор, поезд на насыпи, дорога с машинами... Все очень просто, лыжники и деревянное строение выглядят даже буднично. Однако нежные оттенки на холсте свидетельствуют о хорошем настроении художника, любви к миру и гармонии с ним. Увы, словесное описание картины «Февраль. Подмосковье» не способно отразить всех чувств, которые испытывал автор. Создается впечатление, что на полотне не зимний, а весенний период. А это, по правде говоря, недалеко от истины. Именно в конце зимы чувствуешь близость нового времени года, вместе с солнцем, голубыми выразительными небесами и перистыми облаками. И данный момент гениально передан на полотне рыхлостью снега, тонкой одеждой прохожих, нежными оттенками. Еще немного, и наступит март! Описание картины Нисского «Февраль. Подмосковье», как и само полотно, наполнено трепетным ожиданием весны.
Гармония во всем
Именно этот перелом, происходящий на фоне будничной действительности, и трогает до глубины души. Кажется, что смотришь на мир новыми глазами, которые замечают гармонию везде: на сельской улице и среди деревьев, в февральской распутице и суровой вьюге. Вероятно, в этом и заключается цель творчества, его основной смысл. Что можно сказать о полотне Нисского? Оно тоже преследует эту цель. Как хорошо понимал назначение искусства Г. Нисский! Подмосковье, февраль – все это было ему близко, поэтому полотно получилось настолько прекрасным, естественным, очаровательным.
Буря эмоций
Рассматривая эту картину, явственно ощущаешь холодный воздух, напоенный свежестью, теплые солнечные лучи и аромат соснового бора. Как прекрасно было бы отправиться на прогулку по этому лесу вместе с лыжником! Февраль, изображенный на полотне, вызывает в душе бурю эмоций. Вот что значит настоящий талант.
Мы попытались описать картину «Февраль. Подмосковье». Удалось это нам или нет - судить читателю. Конечно, словами, передать общее содержание работы художника можно, но лучше полюбоваться на нее в музее – так впечатлений будет больше.
fb.ru
Нисский, Георгий Григорьевич — википедия фото
Родился 8 (21 января) 1903 года в семье станционного врача, на маленькой станции Новобелица (ныне в городской черте Гомеля, Белоруссия). Его первым учителем стал владимирский иконописец Петров. Местный художник-студент Зорин познакомил Георгия Нисского с произведениями художников «Мира искусства». В 1919 году Нисский поступил в Гомельскую художественную студию Губполитпросвета имени М. А. Врубеля, где под руководством А. Я. Быховского впервые «столкнулся с понятиями о цвете, образе и композиции». В 1921 году был командирован в Москву и поступил на подготовительные курсы при Высших Художественно-Технических мастерских (ВХУТЕМАС, 1923—1930). Перешёл на отделение живописи в 1923 году, где его преподавателями стали Р. Р. Фальк и А. Д. Древин. Параллельно с учёбой работал в типографии, много внимания уделял спорту, в частности — волейболу.
В 1926 году познакомился с Александром Дейнекой. В это время, под влиянием стилистики ОСТ, а также творчества А. А. Дейнеки и А. Марке складывается уникальный живописный стиль Георгия Нисского, чертами которого являются лаконичность, динамика и проникновенный лиризм его пейзажей. В 1928 году совершил первую поездку на Чёрное море в Новороссийск для сбора материала к дипломной работе. В 1930 году окончил ВХУТЕМАС, дипломная работа — «Интернационал на „Жиль-Барте“. Восстание французских моряков в Одессе» (Третьяковская галерея), посвящённая черноморскому мятежу.
Конец 1930 и 1931 провел в ОКДВА, оформлял стенгазеты, делал плакаты и панно. В 1936 году совместно с А. А. Дейнекой, Г. Г. Ряжским и Ф. С. Богородским ездил в Севастополь и Балаклаву на этюды, летал на аэропланах, ходил на быстроходных катерах и на подводной лодке.
Сюжеты первых известных работ Нисского, написанных в начале 1930-х годов, по-видимому, навеяны воспоминаниями о детстве прошедшем на станции, в них превалирует железнодорожная тематика: «Осень. Семафоры» (1932), «На путях» (1933), «Октябрь» (1933). Однако во второй половине 1930-х годов художник обращается к морской теме. Нисский пишет морские пейзажи (марины), а в 1940-е годы — морские батальные композиции («Манёвры кораблей Черноморского флота», 1937; «Потопление фашистского транспорта», 1942; «На рейде», 1949). Помимо живописи, Нисский много иллюстрирует и в иллюстрации остаётся верен морской теме: («Цусима» А. С. Новикова-Прибоя, «Морская душа» Л. С. Соболева).
В послевоенные годы Нисский обращается к ландшафтному пейзажу, он пишет заснеженные леса, возвращается к теме железных дорог. В его пейзажах всё чаще появляются станции, поезда: («Белорусский пейзаж», 1947; « Февраль. Подмосковье.», 1957). Будучи увлечённым яхтсменом (Нисский владел небольшой трофейной яхтой), он по-прежнему пишет водные просторы, однако на этот раз место моря занимают подмосковные водоёмы.
Нисский много путешествует по стране; впечатления, полученные художником в поездках, ярко и живо воплощаются в его полотнах. Например, картина, подмеченная из окна быстро несущегося поезда, отразилась в композиции «На Дальнем Востоке» (1963), триптих «Порт на севере», (1956—1957).
Георгий Нисский считается одним из основателей сурового стиля. Последние годы Георгий Григорьевич тяжело болел.
Скончался 18 июня 1987 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Жил в «Городке художников» на улице Верхней Масловке в Москве.
org-wikipediya.ru