Коллекция книг о живописи и искусстве. Ритм картины


В ритме искусства |

Первая ассоциация к слову ритм, которая приходит на ум – это музыкальный такт, та незаменимая часть композиции, заставляющая нас притопывать ногой или пускаться в пляс. Но ритмичность можно воспринимать не только на слух, ритм существует повсюду в природе: в периодичности космических явлений, в окраске животных или строении бутона цветка. А так как природа и искусство уже многие тысячелетия идут рука об рука – ритм стал неотъемлемой частью музыки, поэзии, архитектуры, фотографии, кино и, конечно, живописи.

Если музыкальный ритм легко уловим и для его распознавания не требуется специальной подготовки, то с ритмичностью в визуальном искусстве все обстоит немного сложнее. В живописи ритм является тем незаменимым ингредиентом, который необходим для построения хорошей композиции, позволяющей направить взгляд зрителя по задуманному художником пути. Объяснить принцип построения ритма в визуальном искусстве достаточно непросто. Если музыкальный ритм вызывает в нашем теле физическую реакцию, то с живописью или фотографией все иначе. Даже в поэзии уловить ритм не составляет никакого труда, а благодаря этой составляющей поэты придают своим произведениям торжественность (как в маршах), жесткость или наоборот меланхолическое настроение. Визуальное искусство чаще всего статично, поэтому ритм здесь передается по средствам линий, форм, цвета, мазков, света и пространства. Все эти элементы позволяют создать движение и наполнить жизнью плоскую поверхность картины.

Анри Матисс «Танец II» 1910 год.

Наряду с такими основными принципами построения композиции как баланс, пропорция, акцент, разнообразие, движение и гармония, ритм выполняет одну из важнейших ролей в создании картины. Все эти принципы помогают в расстановке основных элементов произведения: линий, форм, фигур, цвета, пространства и текстуры. Ритмичная организация картины позволяет определенным образом направить поток внимания внутри одной картины, что дает возможность раскрыть замысел художника. Также, как и в музыке, в изобразительном искусстве ритм может различаться по скорости. Существуют произведения, где композиция производит впечатление более статичной, успокаивающей, расслабляющей и создающей чувство спокойствия, порядка и структуры. Но бывают и такие, которые наполнены хаосом, асимметрией и беспорядком, что часто воспринимается как выражение внутреннего состояния художника.

Винсент Ван Гог «Звездная ночь» 1889 год.

Типы ритма в изобразительном искусстве

Аналогично повтору, ритм отвечает за расположение элементов на холсте. И, так же как в поэзии или музыке, существует несколько правил или типов создания визуального движения, которые художник применяет для достижения желаемого эффекта. Расположение элементов с равными интервалами пространства между ними называется регулярным ритмом. Произвольное расположение – это способ создания композиции без какой-либо структуры. Чередующийся ритм предполагает смену динамики, фокусировки и скорости повторяющегося мотива, а прогрессирующий отличается постепенным увеличением или уменьшением размера, числа или каких-либо других качеств повторяющихся элементов. Объединение всех вышеперечисленных типов ритмичности в одной картине называется текущим ритмом. Такой тип предполагает искривление и изгиб мотива и пространства полотна.

Однако чаще всего художники руководствуются своим собственным внутренним компасом в построении композиции произведения, а не математически точными структурами. Ритм открывает огромное пространство для интерпретаций, но в то же время некоторые универсальные правила всегда соблюдаются. Соблюдение этих правил зависит от самого художника, а тот или иной ритм является не только показателем индивидуального стиля, но и культурной принадлежности мастера.

Ритм в шедеврах живописи

Василий Кандинский – один из выдающихся художников ХХ века, увлекался темой объединения музыки и своих абстрактных произведений. В своем эссе «О духовном в искусстве» он сопоставляет видение цвета со звучанием музыкальных инструментов. Такой подход позволил ему создавать композиции, наполненные жизнью, яркие, но в то же время спокойные и отражающие идеи духовности. Пол Клее продолжил исследовать тему создания ритма при помощи цветовой гармонии. Предпочитая небольшой формат произведений, он использовал цвет и повторение фигур для создания движения параллельного музыке. Связь музыки и танца была очень важна для Анри Матисса. Его картины, наполненные играющими линиями и вибрирующим цветом, действительно создают впечатление движения объектов.

В. Кандинский «Композиция VIII» 1923 год.

Другой пример использования ритма для наполнения картины соответствующим настроением – это картина В.Перова «Проводы покойника». Скорбный сюжет полотна дополнен повторяющимся изгибом линий. Понурая спина вдовы, силуэт медленно бредущей лошади, тулуп мальчика и даже край гроба – все эти фигуры созданы при помощи повтора одной дуги, которая передает удрученное состояние. Даже в окружающем пейзаже присутствуют аналогичные линии.

В. Перов «Проводы покойника» 1865 год.

Работы знаменитого постимпрессиониста Винсента Ван Гога наполнены неустойчивым динамическим ритмом, который создается при помощи неистовых мазков кисти и меняется в зависимости от настроения художника. А произведения Пита Мондриана представляют собой уравновешенные композиции, рождающие чувство абсолютного контроля. Отличный пример использования регулярного ритма – это работы Чака Клоуза, в которых фигуры расположены поочередно с одинаковым интервалом между ними, словно по сетке.

Пит Мондриан «Буги-вуги на Бродвее» 1942-1943 год.

Можно было бы привести еще много примеров использования ритма в изобразительном искусстве. Этот способ построения композиции существует еще с древних времен и был присущ как древнеегипетским произведениям, так и работам мастеров Античной Греции. В этнографии ритм присутствует практически везде, так как является основой построения орнамента.

Древнеегипетский орнамент

Другие интересные статьи

creatico.ru

Ритм в изобразительном искусстве

Ритм в изобразительном искусстве

Ритм в изобразительном искусстве

В искусстве велика и разнообразна роль ритма. Ритм — это упорядоченность, чередование каких-либо элементов, происходящее с определённой последовательностью, частотой.

Слово ритм (греческое rhythmos — движение, такт), происходит от rhein — течь. В музыке, поэзии это понятие передаёт "текучесть", напевность мелодии, речи. Ритм является одним из основных элементов выразительности мелодии. Одни ритмы характерны, например, для маршей, другие — для колыбельных и т. д.

Ритм является и основой организации стиха. Значительна его роль в создании настроения, выражаемого в поэтическом произведении.

Возьмём, например, строки из стихотворения А. С. Пушкина "Бесы":

Мчатся тучи, вьются тучи;Невидимкою лунаОсвещает снег летучий;Мутно небо, ночь мутна.

Данный ритм называется четырёхстопным хореем. Он создаёт энергичный темп речи. В этом стихотворении он усиливает настроение тревоги.

Теперь сравните с хореем ритм "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкина:

Как ныне сбирается вещий ОлегОтмстить неразумным хозарам:Их села и нивы за буйный набегОбрёк он мечам и пожарам...

Этот ритм, четырёхстопный амфибрахий, подходит для передачи торжественной повествовательной речи и часто используется поэтами в балладах. В таком ритме написаны "Три пальмы" М. Ю. Лермонтова, "Василий Шибанов" А. К. Толстого, "Иван Сусанин" Рылеева и др.

И в архитектуре ритм — средство воздействия на наши чувства. Например, анфилада, с её ритмической повторяемостью проемов, симметрично расположенных  вдоль  одной оси, даёт ощущение бесконечности пространства, огромности здания. А ритм величины проёмов, словно сжимающихся и расширяющихся, низких и высоких, способствует созданию либо ощущения величия, либо интимности помещения за проёмом, придаёт динамику анфиладе. Длинные лестницы, поднимающиеся вверх, ритм ступенек, способствуют созданию ощущения бесконечности, величия, стройности, напоминают о преодолении препятствий, ступеней на пути к достижению великой цели. Поэтому такой ритм часто используют при создании мемориалов. Примером этого может служить огромная лестница мемориала памяти освободительной русско-турецкой войны, построенного в Болгарии на Шипке. Ритм готических церквей — это ритм множества вытянутых, устремлённых вверх, к  небу, архитектурных форм: шпилей, готических сводов и т. д. Здесь ритм служит выражению стремления к небесному, высшему, создаёт молитвенное настроение.

В живописи ритм также играет огромную роль. Он не всегда сразу заметен зрителю, но он быстро и сильно  действует на него, настраивая на нужный лад. Ритм может быть передан любым из основных  элементов живописи: геометрией форм, техникой нанесения красочного слоя, цветом, светом, пространством. Он может нести в картине смысловую нагрузку, служить созданию общего настроения картины, быть одним из средств характеристики человека.

В картине Веласкеса "Сдача Бреды" ритм — одно из главных средств выражения идейного замысла автора. В картине использован принцип антитезы: противопоставлены  друг другу два войска — голландское и испанское. Изображён момент передачи ключа от города Бреды голландским полководцем Юстино Нассау испанскому полководцу Амбросио Спиноле 2 июня 1625 года. Веласкес с уважением изображает голландских воинов, проявивших стойкость и мужество при длительной обороне своей крепости. Голландцы добились права покинуть город с оружием в  руках и развёрнутыми знаменами. Из уважения к мужеству и доблести противника Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяет Нассау стать на колени.

Основную причину  победы испанских войск Веласкес видит в организованности, дисциплине профессиональной испанской армии. Мысль о превосходстве организованной испанской армии над голландским ополчением ярко выражена ритмом картины, проявляющемся в повторах одежд, поз, лиц, оружия и т. д. Испанские военачальники в латах, воины в похожей одежде, почти в униформе. У испанцев схожие прически, усы, выражения лиц. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.

Неорганизованность и стихийность голландского ополчения передана разнообразием одежд, поз голландцев. Каждый голландец индивидуален. Несмотря на значительность момента, регламентированность процедуры передачи ключей, голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к  зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет. Да и  другие голландцы держат оружие произвольно.

Напротив, монолитность, дисциплинированность испанской армии, её упорядоченный строй подчёркнут стройным, величественным ритмом копий, взметнувшихся вверх. Недаром старое название картины — "Копья".

В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп. Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. При симметричном построении картины внимание всех действующих лиц обычно обращено на происходящее в центре, что подчёркивает его значимость. Поэтому подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. Здесь этот ритм подчёркивает торжественность события передачи ключа от Бреды, изображённого как раз в центре картины. Склонённые фигуры полководцев в  центре напоминают триумфальную арку, символизирующую победу.

Художники разных эпох часто пользовались строгим, стройным ритмом, свойственным регулярным войскам.

Вспомним, например, знаменитую картину Гойи "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", одну из самых великих и  новаторских картин XIX века.

В этой картине Гойя с помощью ритма характеризует силу власти как бездушную машину насилия, подавляющую любое сопротивление ей.

На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Французские солдаты армии Мюрата стоят плотно, как стена, они изображены почти со спины, мы не видим их лиц — это безликая, бездушная  машина. Ритм положений ног, склонённых поз французских солдат, целящихся в повстанцев; ритм высоких киверов, сабель, ранцев на спинах солдат; ритм ощетинившихся ружейных стволов со штыками создают напряжение, подчёркивают организованность, агрессивность и беспощадность наполеоновской армии. Французские солдаты стоят в тени, в сумраке ночи — это представители тёмных, враждебных сил.

Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. Это светлые силы свободы и справедливости. Они и  стоят у холма, символизирующего высоту их духа. На повстанце, воздевшем к небу руки, белая рубаха, что символизирует как чистоту его идеалов, так и близость к гибели, смерти.  Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сущности. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. На его руках — стигматы, следы крестных мук Спасителя за всех людей, направления рук и ног образуют форму андреевского креста, на котором был распят апостол Андрей. Гойя тем самым поднял этот образ до библейских высот, освятил борьбу своего народа за освобождение от иноземного ига.

Это восстание стало началом народного сопротивления французской оккупации, с мая 1808 по всей Испании развернулась освободительная партизанская война, так называемая герилья, окончившаяся в феврале 1814 года изгнанием французов из Испании.

Во многом похожа по мысли и по композиции картина Сурикова "Утро стрелецкой  казни". Как и у Гойи, в правой части картины изображены силы власти, подавляющие народное сопротивление. Именно здесь господствует упорядоченный ритм стен и башен Кремля, виселиц, стройных рядов солдат Преображенского полка, царской свиты. Слева — готовящиеся к казни стрельцы и сочувствующий им народ. Они изображены на фоне как бы обезглавленного собора Василия Блаженного. Это намёк и на то, что Пётр I отливал пушки из церковных колоколов, лишал церковь её языка, и на то, что казнь стрельцов похожа на обезглавливание сил старой Руси, сопротивлявшейся прозападным реформам Петра  I (иностранцы, стоя рядом с царем, тоже наблюдают за казнью). Узорчатая архитектура собора Василия Блаженного, цветные купола, перекликаются с пестрой, нарядно и разнообразно одетой народной толпой. Картина асимметрична. Народ занимает большую часть её пространства. На стрельцах, как и на повстанце Гойи, белые, чистые рубахи смертников. В их руках горящие свечи. Суриков явно сочувствует народу, стрельцам. Поэтому Пётр  I, виселицы и  Преображенский полк отодвинуты на второй план, в правый угол картины.

Значительна роль ритма в картине Караваджо "Положение во гроб". Позы действующих лиц, жесты их рук подчинены ритму раскрытого веера. Многочисленные линии ритма расходятся как радиусы четверти круга, центр которого расположен чуть ниже ног Христа на правом краю картины. Они начинаются с почти вертикально расположенной поднятой вверх левой руки Марии Клеоповой и  продолжены линиями, образованными наклонённой головой Марии Магдалины и правой рукой Марии Клеоповой, ногой Христа и головой Богоматери, другой ногой Христа и головой Никодима, наклонённой головой Иоанна, телом Христа. Словно "падающие" линии ритма создают ощущение падения, краха. Вместе со скорбными выражениями лиц веерообразный ритм создаёт острое трагическое чувство безысходного горя от смерти Спасителя.

Аналогичный веерообразный ритм использует О. А. Кипренский в "Портрете Е. С. Авдулиной". Склонённой вперед позе Авдулиной вторит наклонённая осыпающаяся веточка гиацинта, линия подоконника, опущенный вниз свёрнутый веер. Этот "падающий" ритм подчёркивает мысль об угасании жизненных сил.

К. П. Брюллов в картине "Последний день Помпеи" при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. Одну ритмическую диагональ составляют линии, параллельные линиям падающих с крыши статуй: вытянутая вверх рука отца, которого несут сыновья, склонённая влево семейная группа с маленьким ребенком, склонившаяся в ту же сторону дочь в группе матери с дочерьми в левом  углу картины. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Он создаётся из линии руки девушки в  левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге. Пересечение этих ритмов хорошо видно в группе Плиния Младшего и его матери в правом углу картины. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный. Его образуют стены зданий. Именно такое разнообразие пересекающихся ритмов и создаёт впечатление хаоса, придаёт напряжённость и  динамизм всему действию.

Рембрандт нередко использовал ритм освещения с чередованием тёмных, или затенённых фигур на светлом фоне с освещёнными, светлыми фигурами на тёмном фоне. Этот ритм создаёт ощущение напряжения, придаёт динамизм действию. Такой ритм использовали и другие караваджисты, его наряду с геометрическим линейным ритмом, применил и Карл Брюллов в  "Последнем дне Помпеи".

Ритм мазка, способ нанесения красочного слоя на поверхность холста также способен передать требуемое художнику ощущение, создать нужное настроение. Этот особый, изощрённый вид ритма виртуозно использовали Франс Хальс, Аллессандро Маньяско, Франческо Гварди.

Рассмотрим, например, портрет Франса Хальса "Весёлый пьяница" из амстердамского Рейксмузеума. Ритм, создаваемый мазками, служит характеристике человека. Художник сознательно создаёт мазками свой ритм для каждой детали одежды. Мазки на белом воротнике создают ритм раскрытого веера. Энергичные, разной длины, ритмично положенные широкие мазки тёмного цвета на рукаве делают контуры одежды неровными, волнистыми. На груди от воротника к поясу идут тонкие длинные мазки, создающие вертикальный ритм. Все ритмы одежды разнонаправленны и создают впечатление подвижности, неорганизованности, которые свойственны характеру этого веселого человека. Открытая, заметная зрителю и свободная манера письма Хальса прекрасно подчёркивает открытость и  свободолюбие его персонажей.

Стилизуя и своеобразно искажая людей и природу в своих картинах, Маньяско показывал, насколько была искажена и далека от гармонии жизнь человека в Италии его времени. Вспомните, например, его "Вакханалию", рассмотренную в главе II. Один из важнейших элементов стиля позднего творчества Маньяско — это ритм рельефных, вихревых, подвижных мазков. Этот ритм делает его картины взволнованными, беспокойными. Такую манеру итальянцы называли "pittura di tocco" (буквально — живопись "ударами"). Исполнение Маньяско — "быстрое, смелое, лихорадочное". Недаром Маньяско называют "Паганини кисти", восхищаясь виртуозностью его манеры. Манера письма Маньяско очень хорошо выражает мятущийся дух его драматичного, полного трагической иронии и гротеска творчества.

В творчестве некоторых мастеров ритм играет такую большую и заметную роль, что он является как бы их "фирменным знаком", без него невозможно представить их картины. Например, творчество Боттичелли вообще невозможно представить без певучих ритмов движений, складок одеяний, как и глубоко религиозное творчество Эль Греко без вертикальных ритмов вытянутых, устремлённых к небу фигур. Вертикальные ритмы живописи Эль Греко, напоминающие архитектурные ритмы готических церквей, выражают мысли о высоком, божественном, вызывают молитвенное настроение.

В этой книге красной нитью проходит мысль о родстве искусств, о том, что основные художественные средства, с помощью которых творец воплощает свой замысел, такие элементы композиции, как деталь, символ, аллегория, гипербола, антитеза, ритм, присущи всем видам искусства, не зависят от эпохи, стилистических направлений и жанров.

Два из рассмотренных элементов композиции — антитеза и ритм — имеют наиболее глубокие корни в самой природе. Ритм, как и антитеза, отражает законы мироздания. Вспомните, например, ритм древесных стволов, ритм морских волн, горных вершин, ритм шума морского прибоя, ритм человеческой речи, различный у всех народов. Поэтому антитеза и ритм наиболее глубоко роднят различные виды искусств.

 

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru

Что такое ритм в искусстве ?

07.06.2017

Ритм — основа композиционных построений 

Одним из важнейших средств приведения многообразных элементов формы к единству, упорядочения их расположения является ритм, который присущ различным явлениям и формам природы, трудовым процессам и т. д. Ритм — это равномерное чередование размерных элементов, порядок сочетания линий, объемов, плоскостей. Ритмы могут быть камерными или монументальными, могут создавать настроение радости или же торжественности и покоя. Ритм действует на наши чувства. Мы воспринимаем его не только зрительно, но и на слух. Скачущая лошадь ритмично отбивает такт. Ритмичны стук колес паровоза, музыка танца. Чем ритмичнее стихотворение, тем легче оно читается и запоминается. Источник звука воспринимается как ритмичный потому, что выдержан одинаковый интервал между звуками, ударами. 

Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире.  Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов. 

Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.  Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше. 

Желаемое впечатление от предмета можно создать правильным использованием всех возможностей ритма, в частности, продуманным и прочувствованным чередованием элементов, объемов, цветовых пятен и каких-либо деталей, как бы направляющих движение глаза в соответствии с выбранным ритмом.  Организующая роль ритма в композиции тем активнее, чем сильнее проявление этой закономерности. Ритм может быть выражен слабо, когда изменения чередований или самих элементов едва заметны, но он может быть и настолько сильным, мощным, что становится ведущим началом композиции. Широко используется цветовой ритм, в частности на производстве: цвет помещений, оборудования, рабочих мест, спецодежды, коммуникаций. Цветовой ритм создает своеобразный цветовой климат.  Простейшая форма ритма, так же как и симметрия, широко использовалась в русском народном искусстве. В более сложных случаях ритм характеризуется закономерным изменением форм или интервалов между ними или же одновременным изменением и того и другого. 

Метрический порядок характеризуется равенством элементов, расположенных друг от друга на одинаковых расстояниях, как, скажем, ряды окон жилых домов, одинаковыми лентами опоясывающие этажи, пролеты мостов и т. д. Учитывая возможность совмещения метрического и ритмического порядка, можно наметить три основные ритмические категории: метрический порядок, ритмический порядок, метро-ритмический порядок. Бывает ритм возрастающий и убывающий. Бесконечный повтор какого-либо одного метрического ряда в конце концов может показаться монотонным и утомительным. Поэтому, используя простейшие ритмы в своих композициях, часто прибегают к сочетанию различных метрических порядков, чтобы получить необходимое разнообразие и одновременно сохранить единство.

8-poster.ru

Я - Фотограф!: Ритм в фотографии

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости нашего блога!Сегодняшнюю встречу мы хотим посвятить ритмам в фотографии.Ритм – одно из самых простых и, в то же время, самых сильных выразительных средств фотографии. Под ритмом в фотографии понимают закономерное чередование каких либо элементов композиции в кадре. Архитектура, облака, силуэты и даже фонарные столбы – все это ритмы. Где-то загадочные, где-то вполне очевидные, но всегда очень завораживающие.

Ритмика в фотографии разнообразна, она может выражаться в чередование объектов, теней, оттенков или цветов на фото в определенной последовательности.Ритм фотографии является не только элементом композиции кадра, но и средством достижения ясности формы.Ритмическое чередование линий в кадре притягивает внимание зрителей. Его присутствие создает ощущение организованности пространства, лаконичности и ясности формы. Выражает идею непрерывности, периодичности, протяженности снимаемого объекта в пространстве и во времени.Использование ритма — это отличная возможность выделить основную мысль фотографии, при этом зритель имеет возможность с легкость увидеть творческий смысл произведения, заложенный автором.Прежде всего, следует определиться, из чего собирается ритмическая композиция? Условно, исходный материал для ее создания можно разбить на три основные группы:

Линии

Пятна

В свою очередь, ритм также может быть простым и сложным. Понятия "простое" и "сложное" достаточно относительны. Однако в ритмике находят достаточно явные проявления. Так, явный ритмический рисунок статичных предметов с равномерным и равноудаленным расположением на плоскости можно назвать простым ритмом. Особенно это касается одинаковых или однородных предметов.

Начиная с простого, поищите ритмы в статичных композициях, например в архитектуре. Четкая архитектурная ритмика не такая живая, она статична и редко дает простор воображению. Но она четко выражена и дает достаточно полное представление о ритмах.

Сложные ритмы - это когда элементы меняются сразу по нескольким параметрам. К примеру, изменяется конфигурация формы и заметно происходит насыщение по цвету или меняется расстояние между объектами и одновременно идет к уменьшению форма, которая тоже меняет свою фактурную характеристику.

Переходя к более сложным ритмам, ищите пересечения ритмических рисунков, разные направления и сочетания. Некая хаотичность размещенных предметов с первого взгляда, с иного ракурса может оказаться закономерной, ритмичной.

А сейчас небольшое практическое задание. Посмотрите внимательно на фото вверху и попытайтесь определить, какие ритмы есть на данном изображении? Своими наблюдениями вы можете поделиться в комментариях!

Для работы с ритмами существуют два способа: подчеркнуть его или нарушить. Подчёркнутый ритм усугубляет чувство размера и расширения. Смысл в том, чтобы увеличить ритм и заполнить им кадр. Он может включать в себя лица людей в толпе, линии однородных растений, кирпичи стены и прочее.

Нарушить ритм можно, найдя объект, который ломает непрерывную повторяемость форм и линий ритма. Нарушение ритма всегда воспринимается как акцент. Акцент в композиции можно изобразить изменив форму, цвет или размер объекта. Фотографировать нарушенный ритм нужно с осторожностью; здесь пригодится правило третей.

Создавая фото композицию с ритмом, помните, что по правилам линейного повторения, элементы, из которых Вы создаете ритмику фото, не должны быть расположены параллельно относительно нижнего обреза кадра, необходимо визуально «увести» их вглубь по диагонали. И в завершении хотелось сказать, что помимо ритма в кадре должны быть и другие приёмы/объекты/идеи. Сам по себе ритм очень редко когда стоит внимания. Это должно быть подкрепление вашей композиции. Но не вся композиция. Мир ритмов ограничен только вашей фантазией и натренированностью вашего взгляда. Внимательный взгляд на окружающий мир поможет вам самим найти свои ритмы и структуры. Статью для Вас подготовила Ирина Использовались материалы сайтов:http://v-mishakov.ru/http://fotoadvice.ru/http://davidwphotos.com/http://art-social.ru/

im-a-photographer.blogspot.com

Золотое сечение в живописи - Ф. В. Ковалев

Идея, формат, ритм и золотое сечение

Истинный профессионализм художника состоит не в том, что он научился хорошо рисовать, бойко и цветисто писать красками, свободно «компоновать» на любую тему, а в том, вступили ли эти частные умения в единую стройную и связную систему, умеет ли он, как хороший дирижер, направить все инструменты оркестра на создание целостного гармонического звучания для выражения своего замысла.

Совершенную форму художник создает тогда, когда прочувствует ритм своей идеи, определит формат и размер холста, расположит его горизонтально или вертикально и потом уже, не нарушая избранного ритма или умело, сознательно его нарушая, сконцентрирует его в нужном месте картины для более полного выражения идеи. Это можно видеть в картинах «Ослепление Самсона» Рембрандта, «На старом уральском зводе» Б. В. Иогансона.

В картине В. М. Васнецова «Ковер-самолет» все элементы формы подчинены выражению идеи плавного и ритмичного полета. Верность натуре сочетается с игрой воображения и строгим расчетом пропорций и интервалов. В картине М. А. Врубеля «Демон сидящий» замысел автора определил формат, который, в свою очередь, обусловил характер ритма, выражающийся в пропорциях нисходящего ряда золотой симметрии (золотого сечения). Все детали картины, величина красочных пятен и даже мазков, подчинены общему ритму.

Ритм — это закономерное чередование соизмеримых и чувственно ощутимых элементов (звуковых, речевых, изобразительных и т. д.). Симметрия же является частным случаем ритма. Выстраивается такой ряд взаимосвязей: золотая пропорция — вид симметрии; симметрия — частный случай ритма; ритм же существует везде, он пронизывает все и всюду.

Содержание картины, ее идея неразрывно связаны с форматом картины, ритмом, симметрией и золотым сечением. Ритм в картине как бы застывший, неподвижный, но он дает ей жизнь. Динамическая симметрия отрезков золотой пропорции порождат ощущение движения неподвижного. Фотография и голография лишь изображает, а живопись выражает: неподвижное движется, молчаливое говорит. Говорит пропорциями, интервалами, легкими отклонениями от строгой симметрии, ритмом, контрастами светлого и темного, большого и малого, гармонией цвета.

В музыке без пауз не было бы ритма. И. Е. Репин отмечал, что распределение групп у старых мастеров не случайно, все подчинено ритму.

На фотографии, сделанной с натуры, почти всегда много всевозможных случайностей. Художник организует изображение, убирает все лишнее, создает художественный строй в картине, способствующий воплощению замысла.

На рис. 64 показаны различные прямоугольные форматы, наиболее часто употребляемые художниками для построения картин, и место в них линии золотого сечения. Прямоугольники, поставленные вертикально, как бы растут вверх, как дерево, и им нужен ствол-ось для устойчивости; прямоугольники горизонтального положения «лежат». Существует множество примеров построения картин, когда в квадратном или близком к квадрату формате художник ставит главную фигуру на средней линии холста. То же встречается и в вертикальном формате, а в горизонтальном часто располагают главную фигуру на линии золотого сечения. В сильно вытянутом формате, расположенном горизонтально, центр организуется в зоне между средней линией и золотым сечением, т. е. на линии второго золотого сечения.

Рисунок 64Рис. 64. Прямоугольные формы, употребляемые художниками для построения картин, и расположение на них золотого сечения

 

Формат картины русского живописца В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» близок к прямоугольнику золотого сечения (рис. 65). Фигура стрельца, прощающегося с народом, фиксирует середину холста. На линии золотого сечения поставлена группа — стрелец, уводимый на казнь, его жена и ребенок. Расстояния от правого края картины до головы Петра, от нее до середины и от середины до левого края картины составляют тройную пропорцию золотого сечения. Храм Василия Блаженного занимает в картине 38 частей. Размеры светлых пятен, расстояния между ними не случайны. Ритм в картине организован художником.

Примером творческого подхода к решению задач композиции, проявления воли художника, его умения подчинить законы и приемы композиции выявлению содержания картины, с одной стороны, и подчиненность законам зрительного восприятия, с другой, могут быть картины Рембрандта. В картине «Ассур, Аман и Эсфирь» главное действующее лицо — Эсфирь — выделено светом, цветом и размещено на линии золотого сечения. В картине «Свадьба Самсона» два главных действующих лица — Самсон и Далила, а линия золотого сечения проходит между ними. Как только Рембрандт в соответствии со своим замыслом выбирает вертикальный прямоугольник (картины «Давид и Ионафан» и «Снятие с креста») главные фигуры размещаются на средней линии холста.

Не геометрическая пропорция ведает ритмическим строем картины, а идея, содержание выбирает себе формат, ритм, пропорции и размер холста. Когда в картине чувствуется ритм жизни, биение сердца художника, зритель воспринимает изображение как что-то ему родственное, близкое. Он переживает чувство узнавания, радости, сопричастности чуду живописи, восхищения мастерством художника.

Рисунок 65Рис. 65. Анализ композиционно-ритмического строя картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» по золотому сечению

 

Зритель видит прямоугольник картины. Глаз ожидает привычного ритма в этом формате: высота, ширина, середина, первый большой шаг ритма (линия золотого сечения) и все последующие величины по нисходящему ряду. Но вот этого естественного, ожидаемого ритма на картине нет. Все сдвинуто, перемешано. Зритель невольно встревожен, он всматривается, пытается вникнуть в суть происходящего. Он видит: происходит страшное — человеку выкалывают глаза. Ослепление Самсона! Нарушением естественного, ожидаемого ритма художник дает зиртелю ключ к восприятию его картины.

Ничто не развивает воображение так, как поэзия. Ничто не развивает чувство ритма так, как музыка. Без воображения и чувства ритма не будет большого художника. Бесполезно точно копировать, списывать натуру, если не прочувствован ритм природы, общая гармония.

Ритм своего времени, своей эпохи или ритм прошлых эпох нельзя исчислить годами или десятилетиями. Его можно только почувствовать, осознать. Без такого чувственного осознания художник не сможет его выразить. Когда разразилась первая мировая война, затем грянула Великая Октябрьская социалистическая революция, К. С. Петров-Водкин сказал: «Вот почему я писал «Купание красного коня!...» Только почувствовав ритм революции и времени защиты молодой Страны Советов, А. А. Дейнека мог создать «Оборону Петрограда».

Картину В. В. Чеканюка «Первая комсомольская ячейка на селе» отличает продуманный композиционно-ритмический строй. Фигура главного героя помещена на средней линии холста по вертикали. Ее размер равен 72 частям от высоты картины (72 = 62 + 10). Высота мальчика с красным бантом равна 62 частям высоты. На рис. 66 показана лишь незначительная часть пропорциональных соответствий величинам нисходящих рядов золотого сечения от высоты и ширины картины. При помощи пропорциональных линеек для высоты и ширины их находят значительно больше. Эти пропорциональные величины и дают ту ритмическую слаженность холста, которую глаз подсознательно улавливает с первого взгляда.

Напрашивается парадоксальный вывод: чередование одних и тех же величин ряда золотой пропорции, подчиненное выражению содержания произведения, дает каждый раз иной своеобразный зрительный эффект. Независимо от того, строил ли художник картину в прямой или в обратной перспективе, изображал реальное или ирреальное событие, но если композиционно-ритмический строй картины осуществлялся по пропорциям золотого сечения (нисходящему ряду величин от высоты или ширины картины), то всякий раз возникает новое ощущение и восприятие изображенного. Примером этому являются «Сошествие во ад» Дионисия, «Троица» Андрея Рублева, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля, «Явление Христа народу» А. И. Иванова, «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова, «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» И. Е. Репина, «Александр Сергеевич Пушкин в селе Михайловском» Н. Н. Ге, «Первая комсомольская ячейка на селе» В. В. Чеканюка и многие другие.

Отдельные, наиболее значительные произведения советской живописи поднялись до уровня классических.. Сейчас возросла общественная потребность в искусстве, вырос уровень культуры советских людей, а также уровень общей и специальной подготовки художников. Сформировалась советская художественная школа. Мы подошли к такому рубежу, когда не отдельные, а преобладающая часть картин наших художников могут и должны создаваться на уровне классических произведений.

Классическое произведение искусства — это такое произведение, которое относится к первому классу, первоклассное, образцовое, в котором высокое, ясное содержание нашло совершенную художественную форму.

Искусствоведение называет классическим прежде всего искусство Древней Греции и Древнего Рима, а также опирающееся на античные традиции искусство эпохи Возрождения и классицизма.

Принципы, заложенные классиками, кратко можно выразить так: в искусстве должны сочетаться непосредственность и фантазия со строгим расчетом, в основе которого — познание природы и ее естественных законов, гармония, соизмеримость, золотое сечение, математический расчет и зоркий глаз.

Художники часто говорят: в природе все гармонично. Да, если бы в природе не царила гармония, был бы хаос. В известной гармонии с природой находится и человек — неотъемлемая часть той же природы. Всеобщее проявление ритма и симметрии (в том числе и золотой) приводит все в природе к единому строю, соизмеримости всех предметов и явлений. В формообразовании гор, долин, деревьев и трав, зверей и птиц, мозга и глаза человека и самого человека в целом решающую роль сыграли все те же ритм и симметрия — вечные творцы гармонии.

В силу строения мозга и глаза человек всегда видит симметрично, композиционно и колоритно, другими словами, во взаимной соподчиненности, в ритмах и пропорциях золотой симметрии, т. е. гармонично. Невольно вспоминаются слова Дюрера о том, что искусство в сущности заключено в природе; кто сумеет вытащить его из нее, тот им и владеет.

Итак, в природе все гармонично. Художник приходит изучать природу. Пленяется каким-то мотивом. Ставит этюдник и начинает писать... Вскоре начинаются «творческие муки». Красота природы, ее гармония ускользают, не поддаются кисти живописца. Пыл его утихает, он пишет и переписывает, нервничает, затем, уставший, раздосадованный, разочарованный, уходит. Что же случилось? Он не учел расстояние до предметов, плохо скомпоновал этюд, его изображение не вошло в естественный ритм природы и глаза. Предметы, далекие в натуре, на этюде стали близкими (или наоборот). Этим он усложнил себе задачу, потому что тоновые и цветовые отношения предмета, далекого в натуре, не соответствовали отношениям на этюде. Художник не учел общей освещенности, не подумал об общем цветовом тоне, неумело смотрел на натуру, списывал цвета, а не выражал свое восприятие. У художника не получилась любовная беседа с натурой. Естественный ритм природы ускользнул от его внимания. И тут нужно вспомнить слова Делакруа о том, что только человек создает вещи, лишенные единства.

Рисунок 66Рис. 66. Композиционно-ритмический строй и нисходящие ряды золотого сечения по высоте и ширине картины В. В. Чеканюка «Первая комсомольская ячейка на селе»

 

Из всего вышесказанного об идее и формате картины, ритме, симметрии, золотом сечении следует вывод, что картина — та всеобъемлющая форма выражения самого глубокого замысла, самой высокой идеи, которую нельзя заменить ничем. Картина — это поэма без слов.

hudozhnikam.ru

описание, форма, виды и особенности

Важнейшим средством для организации разнообразных элементов формы в гармоническом единстве, для упорядочения каждого из них и точного расположения в общей структуре является ритм в композиции, что присуще всем формам и явлениям природы, даже трудовым процессам. Композиция жизни во всём её многообразии, безусловно, ритмична.

ритм в композиции

Что такое ритм

В композиции это равномерность чередования элементов размера, порядок сочетающихся линий, плоскостей и объёмов. Ритм может быть показан и камерно, и монументально, он может влиять на настроение, наполняя его радостью, торжественностью, покоем и так далее. Все человеческие чувства подвластны ритму, он воспринимается и зрительно, и на слух. Более того, любой статический предмет по-своему ритмичен. Например, в архитектуре распределение колонн, окон по вертикали или по горизонтали - это и есть выдержанный ритм в композиции. В природе он повсюду: это и волны на реке, и морской прибой, и капли дождя, и чайки над водой, - можно обнаружить ритм где угодно, куда бы ни падал взгляд.

Или повторяющиеся мотивы орнамента ткани, обоев, ковра - они абсолютно ритмичны. Но особенно ярко проявляется ритм в композиции, если творцом её явилась природа - её животный и растительный мир неповторим и бесконечно ритмичен. Как послушно следует глаз от полоски к полоске на кошачьей мордочке, с каждым повторным элементом всё более чётко воспринимая эти ритм и метр в композиции. Таким же образом держатся друг за друга танцевальные элементы, размеренность прочитанного вслух стихотворения, услышанная музыка. А как ритмичны грани бриллианта в драгоценном кольце!

ритм и метр в композиции

Возможности

Композиция, динамика, ритм - всё это средства довольно специфические, позволяющие существенно изменять характеристики элементов формы через закономерность чередования членений, объёмов, граней, а потому используются они не только и не столько живописцами, сколько дизайнерами, вторгающимися в нашу повседневную и праздничную жизнь - домашнюю и производственную, общественную и интимную.

Ритмичны узор пледа, орнамент вазы, вишенки на торте, а также стройные ряды станков на ткацкой фабрике и покраска стен и потолков в цехе, даже кнопки на любом пульте управления расположены ритмично. Самые простые проявления ритма и самые сложные одинаково реализуются в характерных повторениях одних и тех же форм в одинаковых интервалах (античные колонны, например, и балконы и окна любого здания), это можно наблюдать повсеместно. Ритм - средство композиции, он может быть спокойным и тревожным, по-разному направлен, в зависимости от того, что за цель поставил себе создатель.

композиция динамика ритм

Использование

Направленный в одну сторону ритм, встречающийся в технике орнаментальной каймы и сходящийся в центре, как узоры подноса, скатерти, лепной розетки на потолке или рисунок шкатулки, может быть вертикальным и горизонтальным. Вертикаль имеет меньшие композиционные сложности, поскольку все изменения ритма уже способствуют зрительному завершению. А по горизонтали более сложно выстраивается композиция - ритм, симметрия проблематичны как в начале, так и в завершении.

Если членения происходят часто, ритм получается беспокойный, по горизонтали они зрительно снижают высоту предмета, по вертикали - напротив, предмет выглядит ещё выше. Желаемое можно получить только с правильным использованием всех тех возможностей, которые передаёт художнику ритм, которые надо непременно продумывать и прочувствовать: это чередование цветовых пятен, объёмов, элементов, деталей, направляющих движение взгляда соответственно задуманному. Здесь важно всё: форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.

композиция ритм симметрия

Организация композиции

Чем ритмическая закономерность сильнее в композиции, тем активнее организуется пространство. Ритм выражается слабее, если изменения в чередованиях или в форме самих элементов будут мало заметны, но если изменения активны, то ритмическое начало может стать в композиции основополагающим. Очень широко, например, используется цвет для создания ритмики: на производствах это обыгрывается довольно часто в окраске помещений, рабочих мест, коммуникаций, даже униформы. Таким образом, создаётся определённый цветовой климат.

Простейшие формы ритма, так же как симметрия, любимы русским народным творчеством. Более сложные ритмические рисунки можно характеризовать закономерностью изменения форм, а также интервалов между формами, либо одновременно изменяется и то и другое. Метр, то есть равенство элементов, которые располагаются на одинаковых расстояниях, как пролёты мостов, очень активно сотрудничает с ритмом. Отсюда исходят три категории - ритмический порядок, метрический порядок и метроритмический порядок, которые определяют виды ритмов в композиции.

Метрические порядки

Нескончаемый повтор того или иного метрического ряда может быстро наскучить, показаться утомительным и монотонным. Для решения этой проблемы существуют ритмы убывающие и возрастающие, а также разные метрические порядки в композиционном сочетании. Применяя эти приёмы, можно добиться необходимого разнообразия и не потерять при этом единства. Необходимо помнить, что ритм - движение композиции.

Определение ритма - чередование элементов. Если речь идёт о композиции, то необходима равномерность. А равномерность чередования элементов в композиции называется метром. Самый простой метр - одинаковые элементы и пробелы по размеру. Если интервалы изменяются, повышается сложность и выразительность ритма. Чередование может происходить с закономерным ускорением или замедлением, а также без регулярности и закономерности, когда метр между элементами отсутствует. Тем не менее в данной композиции будет присутствовать ритм.

ритм средство композиции

Композиция в интерьере

Недостаточно подыскать красивый паркет и обои, закупить светильники и расставить мебель, чтобы получился интерьер неординарный и в то же время гармоничный. Иначе помещение вполне может получиться похожим на филиал мебельного магазина. Здесь необходимо воспользоваться законами выстраивания художественной композиции. Что же это такое?

Это связь всех присутствующих частей в одно целое с помощью какой-либо идеи. Тогда форма будет точна и гармонична. Для оформления интерьера нужны те же познания, что и для написания картины маслом. Сначала появляется идея. Вот любое из этих понятий может идеей послужить: симметрия, асимметрия, доминанта, ритм, статика, динамика. Выбрать можно что-то одно. А потом подумать и добавить что-нибудь ещё.

Симметрия

Когда элементы в композиции равно удалены относительно оси - это симметрия, которая обычно воспринимается глазами как упорядоченность и гармония. Человек рождён симметричным, именно поэтому и стремится к некоей зеркальности в окружении.

Однако уравновешенность интерьера не заключается в двух одинаковых диванах, стоящих друг против друга. Здесь важны тон, масштаб. На симметрию также влияют и расположение деталей архитектуры - двери и окна, углы и ниши.

форма ритм цвет композиция динамика пространство

Асимметрия

Асимметрия по структуре противоположна, значит - должна подсознательно вызывать некое беспокойство. Волнистые стены, острые углы, наклонные плоскости и должны напрягать. Например, жилой интерьер - не слишком плодородное поле для экспериментов, а потому пространство лучше заполнять симметрично, а вот асимметрию добавлять декором.

Можно разнообразить картину интерьера, противопоставляя массивную мебель и некрупную (масштабы), можно тёмные поверхности сочетать со светлыми, приглушённые цвета с яркими. Если же мебель симметрично по каким-то причинам не устанавливается, то необходим привлекающий взгляд центр - группа светильников или камин.

Ритм и доминанта

Движение, которое можно продолжать до бесконечности - вот это и будет ритм в интерьере. Горизонтально - это пояса, фризы и карнизы, вертикально - арки и колонны. В интерьере - это группа мебели, чаще всего задающая определённый ритм. Великолепный приём - перебой ритма. Например, в ряду белых одинаковых стульев вдруг один такой же, но чёрный или цветной. Ритмичная композиция хороша, если цвет угасает, не отдаляясь, а приближаясь к зрителю.

Доминанта - визуальный центр, первым бросающийся в глаза, лишь потом человек начинает видеть и рассматривать остальное. Доминанта может быть выражена в цвете или в масштабе. Тем не менее доминанта обязательно должна находиться в теснейшей связи с остальными элементами, иначе композиция развалится. Именно поэтому цвет доминанты нужно поддержать аксессуарами или текстилем. И конечно, доминанта - вовсе не центр в буквальном смысле этого слова, то есть располагаться она может где угодно, и совсем не обязательно в центре помещения.

Статика и динамика

Статика - отсутствие диагоналей и нелинейных поверхностей, где горизонтальные элементы преобладают: невысокие шкафы, тяжёлые и глубокие диваны - всё, на что падает взгляд, имеет вид устойчивый и приземистый, стабильный и уравновешенный. Чаще всего так оформлены интерьеры в классическом стиле. Однако статичный интерьер - не значит скучный. Обычно здесь есть масса возможных экспериментов по декорированию и подбору аксессуаров.

В помещение, где предполагается присутствие молодости и веселья, можно и нужно добавлять элементы, сопутствующие динамике, то есть движению. Здесь используются и асимметричная расстановка мебели, чёткие геометрические формы, много свободного пространства, диагонали в раскладке плитки или паркета. Вертикальные линии создадут ощущение лёгкости, полёта, устремлённости вверх. Динамичные интерьеры любят современный стиль, поскольку нарушенные законы композиции в интерьерах появились совсем недавно - в двадцатом веке.

ритм композиция в интерьере

У художников

Живописцы используют ритм не только как начало, организующее композицию, но и как эстетическую составляющую всего произведения. Именно с помощью ритма оно приобретает свойства музыкальные и поэтические, которые от художественности неотделимы. Действенность ритмического начала основана на главных законах композиции, на контрастах - цветовых и тональных в живописи и объёмных в скульптуре. Одновременно ритм и отделяет один компонент от другого, и связывает их вместе - всё по закону контраста. Отсюда и происходит закон цельности, и даже композиционный закон самой жизни.

Художник проникает во внутреннее движение, не ограничиваясь внешним. С помощью ритма, то есть определённого порядка в изображении обыкновенных предметов, подчёркивается эстетическая сторона изображённого, открывается красота как знакомых предметов, так и новых.

Каждое произведение - открытие новой картины мира, причём предвиденной, и предвидение это рождается за счёт работы ритмического начала. Повтор, постоянно присутствующий, напоминает о прошедшем и приготовляет к последующему.

fb.ru

Ритм в композиции

Откуда в обыкновенном плоском изображении - появляется ритм? Как и для чего он применяется в изображении? Ритм "оживляет" любое изображение, придает особую выразительность, особый шарм, заставляет глаза зрителя – путешествовать по изображению – совершенно особым путем, что создает - особое впечатление!

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

35-ritm-kompozitii

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

Ритм в композиции

Может показаться, что столбики падают... А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

Ритм композиции в картине

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!

Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

Ритм композиции - спираль

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

Сбой ритма, аритмия в композиции

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как...», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:

Композиция© Анри Картье-Брессон

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников и вертикальных линий (правда, вывеска магазина в правом нижнем углу выбивается из ритма и несколько портит композицию):

Ритм в композиции современной фотографии© Карпин Антон

Наш мир наполнен ритмами! Ступени лестниц, узоры оград, текстуры тканей, и многое другое! Попробуйте самостоятельно поэкспериментировать с этим удивительным свойством нашего мира! Ссылки на свои фотографии – можно оставлять в комментариях, а я - автор этих строк - по возможности покритикую ваши работы :)

© Racter 

Ритм в композиции фотографии. Откуда в изображении появляется ритм? Как и для чего применяется ритм в изображении? Ритм "оживляет" любое изображение, придает особую выразительность, особый шарм, заставляет глаза зрителя – путешествовать по изображению – совершенно особым путем...

Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:

 

Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.

А вот новый пример:

 

Может показаться, что столбики падают… А вот как использовал данный принцип известный художник П. Брейгель в своей картине «Слепые»:

 

По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!

Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:

 

Также иногда можно применять «сбой» в ритме композиции. Элемент выпадающий из ритма – сразу привлекает внимание! Пример:

 

Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ритму прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.

А вот пример использования ритма в композиции фотографии – использованный А. Лапиным в книге «Фотография как…», здесь, в фотографии Анри Картье-Брессона играют ритмы темных фигур, тональное решение создает гнетущую атмосферу:

 

А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников:

 

 

 Попробуйте самостоятельно поэкспериментировать с ритмом! Ссылки на свои фотографии – можно оставлять в комментариях, а я постараюсь покритиковать ваши фотографии :)

creazon.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта