Почему и как надо подсвечивать искусство в интерьере. Освещение картин
Подсветка для картин: почему и как надо подсвечивать искусство в интерьере
Дата: 28.08.2017 , Обновлено: 04.09.2017
Предметы искусства придают интерьеру индивидуальный характер и делают его “живым”. Специалисты салона “Светильники” и дизайнер Лена Краснова объясняют, что необходимо сделать, чтобы они не превратились в безликий и незаметный фон.
Квартира в Москве по проекту бюро “Акант”. Чтобы увидеть весь проект, нажмите на фото.
“Если вы счастливый обладатель ценного живописного полотна, то не вздумайте хранить свое сокровище на чердаке! Без света или специальной подсветки вы рискуете потерять шедевр. В темном помещении олифа, которой покрывают картины, и свинцовые краски темнеют, а масляные – желтеют. К тому же в темноте размножаются микроорганизмы, которые могут испортить картину, – объясняет Елена. – Свет же не дает полотну потемнеть, а свинцовым краскам и белилам возвращает их первоначальный вид”. Если же на произведения искусства сделан акцент в интерьере, то они обязательно должны быть подсвечены.
Дом в Подмосковье по проекту дизайнера Елены Чабровой. Чтобы увидеть весь проект, нажмите на фото.
Идеальный вариант – определить места для живописи или скульптур еще на этапе проектирования, тогда можно специально установить дополнительные источники света. Без них в темное время суток арт-объекты будут незаметны, сольются с фоном и затеряются в обстановке. Верхний свет заливает пространство равномерно, не делая акцент на каких-то предметах или зонах. Конечно, масштабную скульптуру можно будет разглядеть, но вот драматического эффекта без подсветки она не произведет.
Проект дизайнера Лены Красновой.
В жилом пространстве одного направленного освещения недостаточно. Без рассеянного света, равномерно освещающего все помещение, интерьер будет очень контрастным: темным с яркими пятнами. Такая обстановка некомфортна для жизни и вредна для глаз. Подсвечивать только произведения искусства можно в музеях и галереях, где необходимо создать определенную атмосферу, чтобы посетители не отвлекались на посторонние детали интерьера и могли остаться с произведением искусства один на один. “Существует такое понятие, как “контролируемые качества света”. Под ним подразумевается узкий или широкий угол его распространения, интенсивность и цвет. Да-да, у света тоже есть определенный цвет. Он может быть теплым, холодным или нейтральным. Подбирая его, ориентируйтесь на общую цветовую гамму интерьера, оттенок основных источников света, а главное – цветовую палитру самого произведения искусства. Как художник я предлагаю выбирать между нейтральным или теплым светом”, – советует Лена Краснова.
Офис в центре Москвы по проекту дизайнера Ирины Дымовой. Чтобы увидеть весь проект, нажмите на фото.
В наши дни для подсветки арт-объектов и живописи используются светодиодные источники света с высоким индексом цветопередачи, определенной цветовой температурой, качественной оптикой (она обеспечивает четкую границу освещения) и разными углами светового потока. Также существуют светильники со специальными дополнительными приспособлениями, дающими световое пятно в форме прямоугольника или квадрата, что позволяет четко подсветить только полотно с рамой. Светодиоды безопасны для произведений искусства, в отличие от лампочек с тепловым излучением, которые не рекомендуется размещать близко к живописи. Мощность источников света зависит от габаритов объекта: чем больше полотно, тем мощнее должен быть светильник.
Квартира в Москве по проекту декоратора Марии Невской. Чтобы увидеть весь проект, нажмите на фото.
В музеях, где экспозиция часто меняется, устанавливают прожекторы на треках, которые можно передвигать. Но в жилом пространстве свободных стен, как правило, меньше, а картины перевешивают редко. Поэтому можно использовать встраиваемые светильники типа wallwasher. Их преимущества в том, что они почти незаметны, в отличие от прожекторов, которые стилистически могут не вписываться в интерьер, и заливают большое пространство стены ровным светом. И если вдруг захочется вместо большого полотна повесить диптих или триптих из картин поменьше, менять светильник не понадобится.
Проект Viart Group.
Правильно и точно определить расположение светильника в интерьере можно, разработав светотехнический проект. В нем будут учитываться размеры произведения искусства, высота его крепления, цветовая палитра, а также высота потолка в помещении, тип светильника, мощность и оптика. Сейчас существуют удобные поворотные модели для подсветки картин, которые можно настраивать: приближать, отдалять и направлять на полотно под нужным углом.
Со скульптурами и вазами все немного сложнее. Они не плоские, а объемные, и подсветка поможет это передать. Именно игра света и тени подчеркивает фактуру и создает ощущение объема, чтобы объект производил должное впечатление, поэтому одним светильником не обойтись. Оптимальный угол для подсветки скульптур – 30 градусов. Для освещения предмета с трех сторон светильники рекомендуется располагать по кругу на равном расстоянии. Для наибольшего эффекта можно задействовать несколько уровней подсветки: основное освещение, заполняющий и контровый свет. “Не забывайте, что вы не только владелец произведений искусства, но и зритель. Только от вас зависит, как будет проходить встреча с шедевром, насколько она будет приятной и какое впечатление произведет”, – подчеркивает дизайнер.
Квартира в Москве по проекту дизайнера Лейлы Улуханли. Чтобы увидеть весь проект, нажмите на фото.
Читайте также: “Семь советов от Нади Зотовой о том, как подобрать светильник”
www.admagazine.ru
как освещают объекты в музеях и галереях? — T&P
Освещение — одно из главных условий встречи зрителя с произведением искусства. В музее, центре современного искусства, коммерческой галерее или аукционе работа осветителя преследует различные цели и имеет свою специфику. Проект T&P «Границы искусства» рассказывает об особенностях подсветки художественных работ и делится экспертным мнением специалистов и художников, работающих в российском контексте.
Главные задачи музейного освещения можно свести к двум: подчеркнуть уникальность каждого экспоната и помочь посетителю ориентироваться в пространстве. На самом деле эти две задачи включают в себя огромное количество факторов: свет фактически определяет все, что вы видите в музее. Если он будет слишком сильный или слишком слабый, он нарушит цветовой баланс работы. И это важно в том числе и потому, что не все посетители будут хорошо воспринимать искаженный свет: объекты, освещенные с преимуществом желто-оранжевого спектра, хуже воспринимают пожилые посетители, которые составляют большую часть всех посетителей музея. Свет должен верно передавать не только цвет работы, но и ее фактуру — блики и тени в освещении объектов недопустимы. Слишком интенсивный свет приводит к рискам сохранения музейных экспонатов — и дизайнеру, который занимается светом, нужно задумываться и об этом.
Музейное освещение сильно поменялось за последнее время, и в первую очередь причиной тому стала смена галогеновых ламп на LED-освещение. Риторика в поддержку последнего довольно широка, но если сокращать ее до минимума и обходить все технологические моменты, то получается, что LED-освещение более безопасно для экспонатов, бережет музей от излишнего расхода энергии и предоставляет различные возможности для цветового баланса: в спектре света от галогеновых ламп слишком мало синего, а в презентациях поборников LED-освещения можно найти фотографии половика, который выцвел от света галогеновой лампы и шоколадки, расплавленной галогеновой лампой за пару часов. У сторонников старой школы есть свои доводы, вдаваться в которые потребует немало времени — и сводятся они к непомерной затратности LED-освещения и к отсутствию данных его долгосрочного тестирования.
Свет может быть рассеянным и прямым, и это соотношение определяет ощущение от пространства в целом, придает больший объем трехмерным объектам, интенсивность теням. Нужно учитывать, что это типологическое деление скорее относительно, чем абсолютно. Свет как правило варьируется от рассеянного до прямого, и один поддерживает другой. Например, слишком интенсивный свет, направленный на один объект, может дать слишком обширную тень — поэтому его нужно дополнить мягким рассеянным светом, направленным на объект с другой стороны. В некоторых хэндбуках гуляет оптимальное, по мнению разработчиков, соотношение освещенности фигуры к фону как два к одному — оно, с одной стороны, не кажется слишком драматичным, а с другой стороны, переносит акцент на объект.
Тому, кто занимается светом в музейном пространстве, нужно делать поправку на следующие факторы: пропорции комнаты, дизайн интерьеров, цветовая схема, доступный дневной свет и сама природа выставки.
Две главные теоретические задачи освещения в музее (показать объекты и раскрыть пространство) сводятся к трем практическим: выбрать оптимальное освещение поверхности объекта, выбрать верное расположение источников света в пространстве и не допустить разрушения музейных ценностей.
У каждого источника света, в свою очередь, есть несколько параметров, которые можно контролировать — и в результате решать искомые задачи. Эти параметры называются «контролируемые качества света».
Распространение. Свет может быть узко или широконаправленный, у света может быть один или несколько источников. Главное, чего нужно достичь здесь — правильно соотнести поверхность падающего света с размером объекта, чтобы объект был главным, а не освещение. Если свет не локализуется четко на объекте, то в зале будут заметные огромные световые пятна — поэтому пятна света подбираются под каждый объект. Здесь же следует отметить, что нужно обращать внимание не только на фигуру, но и на фон — чтобы посетитель мог заметить не только объекты в пространстве, но и архитектуру помещения. Почти все современное искусство балансирует на контрасте с белыми стенами, и если не добавлять света на стены, то контраст будет очень драматичным.
Угол — параметр, который определяет, куда именно направлен свет и откуда он будет падать, насколько будет длинная тень и так далее. Угол падения связан с распространением света и в целом влияет на те же нюансы.
Интенсивность света — фактор, который напрямую связан с сохранением музейных ценностей. Одни объекты более чувствительны к свету, другие — менее, но при этом не нужно забывать, что разным объектам требуется разный уровень освещенности, чтобы они воспринимались самостоятельно и их можно было рассмотреть — например, размер объекта, количество и размер деталей в нем и так далее. На то, как старится работа, влияет не только интенсивность облучения, но и длительность демонстрации, спектр падающего света, чувствительность материала и многие другие параметры.
Цвет — аспект, который дизайнеры обязательно должны контролировать — например, сопоставляя естественное освещение и освещение светом разного спектра. Нужно обязательно проверять, какой цвет тот или иной свет дает на белой поверхности и какой цвет он может вытянуть из картины. И, конечно, не нужно забывать, как спектр того или иного света может повредить ту или иную картину.
Движение посетителей может привести к неровному распространению света, появлению мерцания и бликов, и этот фактор тоже должен обязательно учитывать дизайнер.
Нина Дивова
заведующая отделом выставок Третьяковской галереи
«Освещение играет очень большую роль в том, насколько выставка будет восприниматься зрителем, насколько освещение будет удачным относительно экспонируемого материала. Освещение дает как минимум 30% успеха. Конечно, важна основа — экспонаты, важна экспозиция, но не менее важно и освещение.
В вопросах освещения есть принципиальная разница между постоянной экспозицией и выставкой. В постоянной экспозиции картины находятся долгое время и требуют прежде всего равномерного освещения, а выставочное пространство дает возможность экспериментировать. И последнее время этим увлекаются как у нас в стране, так и за рубежом.
Сейчас появилось много новых возможностей, много разных светильников — раньше мы такой роскоши не имели. Кураторы часто поддаются очарованию этой возможности и экспонируют живопись в темном зале, на темном фоне, освещая картины только по границе рамы. Это очень эффектно, но это очень сильно меняет восприятие живописи. Если художник работает цветом, то для него очень важны цветовые нюансы, а темный фон и яркое освещение абсолютно меняют ситуацию и картина превращается в картинку.
В своей практике в зависимости от наполнения выставки и ее дизайна мы каждый раз решаем, нужно ли «погасить» потолок или делать только направленное освещение, или же оставить и направленное, и общее ровное освещение. Раньше мы приезжали и восхищались западными музеями с ровным потолочным светом. Потом поняли, что этот ровный свет не дает возможности передать те живописные нюансы, на которые ты хочешь обратить внимание. Живопись — разная, и в каждом отдельном случае нужно принимать решение, как ее лучше осветить — например, выбрать прямое освещение или боковое. Особенно трудно освещать многослойную, пастозную живопись, поэтому каждый раз добиваешься оптимального варианта исходя из своих возможностей. Недавно у нас была выставка Николая Ге, и были работы, которые накануне подвергались реставрации: где-то лак больше блестел, где-то просел, и сделать ровное освещение было очень сложно. Так что в каждом случае мы пытаемся осветить картину индивидуально.
Сейчас у нас очень посещаемые выставки — от двухсот до трехсот тысяч посетителей на каждой. Освещением посетители, как правило, довольны — за исключением графики: в этом случае всем обычно кажется, что света мало. С этим мы ничего не можем поделать: допустимая освещенность графики и тканей — 60 люкс. Мы даже пишем таблички про допустимую освещенность, но все равно в книге отзывов появляются записи: «темно». Если мы хотим сохранить для потомков классическую графику, надо экспонировать ее именно так, а живописные работы можно показывать и при 200 люксах».
Анастасия Митюшина
руководитель образовательного отдела Центра современной культуры «Гараж»
«В кураторстве выставок «Гаража» свет играет такую же роль, как и в любом другом выставочном пространстве: свет обеспечивает доступ к произведениям. Если это хороший, грамотно выставленный свет, то зритель его не замечает и может наслаждаться произведением искусства. При этом свет может выполнять множество функций, например, менять настроение пространства и интонацию кураторского высказывания. С помощью света можно создавать ауру сакральной недоступности, магической таинственности, но мы такими уловками редко пользуемся.
Мы постоянно экспериментируем со светом и ищем лучшие решения. Сейчас в Центре современной культуры «Гараж» стоит система управления светом «Лютрон». Она позволяет создавать любые конфигурации и запоминать их. Она объединяет в единую сеть светооборудование трех типов: газорязрядные лампы, люминисцентный свет, светодиодные светильники. Система шинопровода позволяет включать свет группами и секциями. При необходимости всю систему можно трансформировать и перестроить. Наша команда еще при открытии «Гаража» проходила тренинг в Великобритании у одного из лучших специалистов Фила Карлтона. У нас есть фильтры, линзы, avi-фильтры, возможность менять градус лампы, чтобы получалось световое пятно нужного размера и формы.
Самое трудное в работе со светом, как говорит наш технический директор, — понять, чего хочет куратор и художник! А все остальное — дело техники. В вопросах освещения мы всегда следуем пожеланиям художников, которых выставляем. Они же авторы! Но часто бывает, что в процессе обсуждения между художником и куратором рождается какой-то новый вариант. А наш технический директор, знающий все нюансы световой калибровки, предлагает иногда и свое решение. Порой воля художника очень строгая. Так, например, было с выставкой Марка Ротко летом 2010 года, оставившего после себя подробное указание, при каком освещении его работы должны экспонироваться.
С организацией света в российском контексте дела обстоят не самым лучшим образом: в целом в России только осваивают современный подход к свету и архитектурной организации выставочного пространства. Но не нужно забывать, что государственные бюджеты на музеи всегда были небольшими и много прекрасной живописи висит при не самом выгодном освещении не оттого, что музей не знает, как сделать лучше, а просто оттого, что у него не хватает средств на улучшение условий показа или обучение сотрудников».
Снежана Крастева
куратор Центра современного искусства «Гараж»
«Некоторые кураторы говорят, что освещение выставок — это необходимое зло, и я с ними скорее согласна. На эксперименты с освещением у меня уходит много часов, и обычно я выделяю на это отдельное время ближе к концу работы, когда выставка уже собрана. Мой совет — не откладывайте освещение на самый последний момент, может быть так вы и сэкономите время, но вам удастся только приблизиться к оптимальному варианту, потому что выбор правильного освещения — это долгий процесс проб и ошибок.
Сама выставка определяет освещение и принципы, которыми мы будем руководствоваться при выборе света. Мы выбираем освещение только после анализа работ — решаем, какая часть этих работ должна быть освещена и как правильно подобрать освещение, чтобы не появилось ужасных теней, которые повлияют на остальные наши работы? Произведения искусства очень сильно меняются от освещения, точно так же как и человеческое лицо. Освещение может помочь усилить субъективную ценность работ, создать ауру оригинальности — но это дешевый путь к успеху: художнику это не понравится, а зритель заметит трюк за пару минут. При этом нужно помнить, что маленькая фарфоровая скульптура будет выглядеть по-разному в зависимости от того, будет ли она выставлена только под естественным светом или освещена светом точечным. Материалы восприимчивы ко всему, что их окружает, как если бы они были живыми. И некоторые художники умеют обыгрывать возможности материала, который они используют.
Что касается общей ситуации с освещением, мне кажется, она никогда не будет идеальной, но к этому идеалу можно максимально приблизиться с теми техническими возможностями, которые есть в наличии. Освещение было существенной составляющей моей последней выставки в «Гараже» — и мы провели много ночных часов с художниками и технической командой, чтобы представить каждую работу в лучшем свете».
Cемен Файбисович
художник
«Для освещения живописи главное помнить, что угол падения равен углу отражения, поэтому если освещать картину в лоб, отраженный от нее свет будет бить ровно в глаза зрителю, мешая ему смотреть и создавая на поверхности засвеченные зоны или засвечивая всю работу, если она небольшая. Поэтому светильники, особенно если это споты, надо разносить по сторонам. Самый сложный вариант — когда картина большая и сильно отсвечивает. В этом случае для равномерного не бликующего освещения поверхности требуется несколько спотов, причем светильники слева желательно направлять на ее правую часть, а теми, что справа, освещать левую. И, разумеется, вести тщательный визуальный контроль. Также требуется учитывать, откуда идет основной поток зрителей, и стараться большую часть света направлять с той стороны, откуда движется зритель, чтобы как можно меньше слепить его. Именно с этой стороны требуется направлять свет на центральную зону картины. Направляющие для крепления светильников устанавливаются примерно в полутора метрах от стены, но решать задачи правильного и комфортного освещения сложнее, если направляющие подвешены низко.
При освещении объектов сложной формы могут решаться разные задачи, но если желательно избежать лишних теней, нужны несколько источников света в разных точках с тем, чтобы одни засвечивали тени от других. При этом также следует учитывать направление потоков зрителей и основные точки, с которых они рассматривают объект, чтобы свет не бил им в глаза».
Ольга Чучадеева
директор по PR и маркетингу галереи «Риджина»
«Касательно освещения галереи “Риджина» — у нас есть стандартный свет, и в зависимости от проекта используются либо полный комплект ламп, либо частичный, либо выставляется дополнительный свет, вплоть до зажжения лампадок, как это было на выставке Олега Кулика — это было его решение и смысл и неотъемлемая часть инсталляции «Бомбиста”. Количество ламп, используемое на разных выставках, зависит от проекта. В случае экспонирования видеоарта количество света минимально. Очень интересно, когда свет создает свою реальность, как например на выставке Владимира Логутова «Руины индустриального», где были выставлены металлические объекты, которые с помощью света, казалось, парили в воздухе.
На наш аукцион VLADEY мы привлекаем высококвалифицированного специалиста и арендуем специальные лампы, которые устанавливает профессиональный светооператор под руководством куратора, так как правильно подсветить топовый лот — залог успеха аукциона. И не только топовый».
Александр Лысов
художник
«Главная проблема, с которой я сталкивался — освещение больших работ. Подсветить глянцевые работы площадью порядка десяти метров довольно сложно, потому что музейный свет в России, как правило, точечный и очень сильно бликует, и обычно кроме этого света в музеях ничего нет. В таких случаях я просто привожу свой свет — флюоресцентные лампы, которые дают меньше бликов, варьируются по температуре цвета, по нюансам цветопередачи. Такой свет почему-то мало используется в российских музеях, в то время как в европейских музеях он есть практически всегда как некоторая альтернатива.
Год назад на выставке «Роснанофорум» я выставлял свой принт три на десять метров. Когда мы включили галогеновый свет, от него пошло много тепла и произошло тепловое расширение материала. Работа просто изогнулась на два-три миллиметра — и это расширение материала было заметно глазу. Нам пришлось срочно, буквально в день открытия, решать как с этим бороться — мы усилили кондиционирование, чтобы все охладить и вернуть работу в нормальное состояние.
Сделать хороший многофункциональный свет — это в первую очередь задача архитектора. Самый интересный пример, который мне встречался — музей Лентос в городе Линц. Это новый музей с прозрачной крышей из матового стекла, в нем естественное солнечное освещение, красивая игра света на закате. Там же предусмотрена дополнительная подсветка из люминисцентных ламп — целиком светящийся потолок из равномерно подсвечиваемых блоков. Днем этого не видно, а вечером включается свет и получается равномерно освещеннное пространство. Плюс у них практически не используется точечная подсветка, но оборудование для этого есть — на нижнем этаже, где нет дневного света, есть и точечное освещение для отдельных объектов и есть общий свет.
Музей Лентос — новое здание, и оптимальное освещение было заложено в нем еще на этапе проектирования. У нас музеи очень часто располагаются в старых зданиях, но и в этом случае тоже, конечно, можно решить этот вопрос. Прежде всего, нужно сделать безтеневое освещение — это хорошо для работ, особенно для фотографии: если какие-то работы экспонируются под стеклом, точечное освещение будет бликовать. В галереях освещение должно быть аналогично музейному — если вы экспонируете искусство, то нужно как минимум иметь набор из общего света и из точечного.
У нас есть много осветительных компаний, которые работают в event-бизнесе, у них есть все необходимое оборудование, поэтому их часто приглашают на большие события. При этом нужно учитывать, что многие из них не обращают особенного внимания на цветопередачу, по крайней мере то, что я вижу по своему опыту — почти у всех такой гибкий телевизионно-сценический свет. При этом светодиодными прожекторами искусство подсвечивать просто запрещено — все цвета от этого становятся блеклыми. Я не встречал здесь компаний, которые специализировались бы именно на галерейном свете, хотя Philips здесь делает все более-менее профессионально, но Philips берутся за единичные проекты, которые им интересны в плане продвижения их технологий. Крупный выставочный зал с высокой посещаемостью это может себе позволить, а делать освещение небольшой галереи Philips, наверное, не будут».
Егор Кошелев
художник
«Успешная организация освещения — один из наиболее важных факторов для успеха выставки. Как мне кажется, естественное освещение для современной экспозиции — один из наихудших вариантов. Источники искусственного света на выставке выполняют две основных функции — прежде всего, обеспечить нормальный осмотр произведения, сделать его видимым для зрителя, раскрыть все его нюансы. Не менее важно создать систему экспозиционных акцентов, организовать выставочные зоны согласно замыслу автора. Так, например, можно выстроить экспозицию в огромном зале, имея лишь несколько объектов (или даже один-единственный) благодаря эффектному распределению световых потоков. Лишившись освещения, произведения неминуемо потеряются в пространстве.
Я бы сказал, что возможности света для российского contemporary art пока остаются мало освоенными главным образом в связи с общей нищетой и равнодушием к тому, как функционирует пространство, сама экспозиционная ситуация. Освещение стекла, нейтрализация бликов, освещение сложных поверхностей — все это не так уж сложно при наличии специальной шины и достаточного числа осветительных приборов. Сочетая несколько направленных лучей света, работая с разными углами освещения и разной высотой подъема фонаря можно добиться безграничной широты световых эффектов, учесть интересы самого требовательного автора и выгодно оформить любое, даже предельно сложное пространство».
theoryandpractice.ru
Светильники для подсветки картин - освещение в музеях, музейное освещение
Не так давно в зарубежной прессе разгорелся скандал: некоторые издания обвинили светодиодные светильники для подсветки картин в появлении коричнево-зеленого налета на ярко-желтых красках полотен Ван Гога. Однако последние исследования опровергают эти данные.
Все началось с пресс-релиза Университета Антверпена, в котором сообщались предварительные результаты исследования, проведенного группой ученых из Италии, Бельгии, Нидерландов, Франции и Германии. Они исследовали причины потемнения цвета ярко-желтого пигмента на основе хромата свинца (желтый хром), которым славятся полотна Ван Гога — сам автор называл свои работы «Симфонией синего и желтого». Ученые обратили внимание, что со временем солнечный желтый цвет, «высшая просветленность любви» по Ван Гогу, стал приобретать коричнево-зеленый оттенок. Этот эффект, или уж скорее дефект, отмечался также на работах Сезанна и полотнах других постимпрессионистов 19 и 20 века.
Опыт, сын ошибок трудныx...
Чтобы выяснить причину этого явления, группа ученых под руководством Коэна Янсенса (Koen Janssens) взяла образцы краски с различных полотен и подвергла их искусственному «старению» под воздействием ультрафиолетового излучения в течение 500 часов. Потемневшие образцы изучались с применением самых современных аналитических методов, в том числе рентгеновской дифракции, проведенной в Европейском центре синхротронного излучения (ESRF) в Гренобле (Франция). В результате было установлено, что потемнение желтого пигмента является следствием изменения валентности хромата свинца с шестой на третью.
Когда стали известны предварительные итоги исследования, некоторые британские СМИ поспешили опубликовать пресс-релиз, в котором говорилось, что причиной неустойчивости цвета пигмента стало светодиодное освещение картин в музеях. Например, ежедневник The Independent опубликовал статью «Sunflowers wilt: Van Gogh’s masterpiece is slowly turning brown as a result of exposure to LED lighting» («Подсолнухи» увядают: шедевр Ван Гога буреет под влиянием светодиодного освещения«).
Однако последние исследования опровергают эту информацию. Во-первых, ученые отмечают, что для освещения полотен Ван Гога и последующих исследований использовались преимущественно более эффективные, чем галогены, ксеноновые лампы высокого и сверхвысокого давления (Cermax 175W), обладающие отличной цветопередачей, в сочетании с различными фильтрами. Оказалось, что для любимой краски художника губителен свет с длиной волны короче 525 нм. Выяснилось также, что не только условия освещенности, но и температура окружающей среды могут оказывать отрицательное влияние на картины.
Кроме того, на потемневших участках картин Ван Гога был обнаружен сульфат бария, который в соединении с хроматом свинца увеличивал восприимчивость краски к воздействию ультрафиолета. Ученые высказали предположение, что соль бария могла появиться на полотнах в составе разбавителя, которым пользовался Ван Гог. Этим, в частности, объясняется, почему не изменили свой цвет аналогичные краски на картинах Гогена.
Светодиодное освещение картин. На защиту светодиодов
Как только в прессе начались нападки на светодиодное освещение для подсветки картин в музеях, один из производителей светодиодных ламп, американская компания Soraa, отреагировала на появление обвинений официальным заявлением, в котором говорится о «безответственной и свободной трактовке результатов предварительных исследований». Представитель компании, в частности, отметил, что именно ксеноновые лампы, в отличие от белых светодиодов, генерируют значительное количество ультрафиолетовых лучей всех трех типов — УФ-А, УФ-В и УФ-С.
В заявлении для прессы говорится также, что изменения в составе краски наблюдались при интенсивном облучении, которое более чем в тысячу раз превышает показатели, свойственные обычному музейному освещению ксеноновыми лампами с использованием так называемых голубых фильтров, пропускающих свет с длинами волн 335нм (УФ-А) и 525 нм (зеленый спектр), который примерно в пять раз шире, чем длина волны синего спектра. Эксперты Soraa предположили, что причиной потемнения образцов, использованных в предварительном исследовании, стала утечка ультрафиолета через голубой фильтр, использованный учеными.
Нет худа без добра
Несмотря на поднявшуюся в прессе шумиху, многие эксперты посчитали, что ложные обвинения против светодиодов пойдут им только на пользу и будут способствовать их продвижению в сфере музейного освещения. Во-первых, результатом широкого общественного резонанса станет тщательный энергоаудит музейного сектора. Об этом, в частности, заявил Морис Дэвис (Maurice Davies), представитель британской Ассоциации музеев. Исследования будут финансироваться Советом искусств Англии. В частности, они будут направлены на изучение выбросов углерода в ряде крупнейших музеев Великобритании.
По мнению Мориса Дэвиса, освещение картин оставляет не меньший след в атмосфере музея, чем посетители. Он также добавил, что возможно многие по-новому посмотрят на светодиодное освещение в музеях после подведения итогов исследований. Морис Дэвис также указал на необходимость понимания специфики музейного освещения дизайнерами, ведь в данном случае важен не дизайн, а грамотный подход специалистов. Он считает, что многие проекты до сих пор осуществляются исходя из устаревших расчетов и технологий, тогда как современная светотехническая отрасль может предложить для освещения музеев более эффективное оборудование, которое не находит применения по причине ограниченного финансирования. И светодиодные светильники для подсветки картин стоит рассматривать в первую очередь.
Освещение картин, освещение музеев
Пол Руффлз (Paul Ruffles), председатель технического комитета профессионального сообщества по свету и освещению Великобритании, высказал удивление в связи с ажиотажем вокруг обвинений светодиодов в порче картин. «В современном поколении светодиодов, используемых в музейном освещении, отсутствует ультрафиолетовое излучение», — отметил он. Он также считает, что давно пора пересмотреть принципы освещения музеев и художественных галерей, которые опираются на рекомендации 1994 года.
Пол Руффлз добавил, что критикуя светодиоды, многие не учитывают также скрытых факторов, которые не столь очевидны, когда речь идет об освещении произведений искусства. Релампинг, с которым связаны перемещения картин, может нанести им не меньший урон, тогда как светодиодные светильники для картин не нуждаются в замене ламп. В защиту светодиодного освещения в музеях выступили ученые и из других стран.
Так, Дармштадтский университет провел собственное исследование. Питер Бодроджи (Peter Bodrogi), автор исследования, считает, что белые светодиоды менее опасны для освещения музейных экспозиций, чем другие источники света, например, люминесцентные лампы. Один из авторов опровержения, профессор химии Брунетто Брунетти (Brunetto Brunetti) из университета Перуджи (University of Perugia), отметил, что эксперты намерены в дальнейшем провести несколько тщательных исследований совместно с некоторыми производителями светодиодных светильников, чтобы определить, каково действительное влияние светодиодного освещения на произведения искусства.
Наша справка
Хромат свинца PbCrO4, или так называемый желтый хром, применялся в качестве пигмента при изготовлении желтой масляной краски. Пигмент позволял получать краски неестественно ярких оттенков, которые были оценены художниками-постимпрессионистами, так как позволяли уходить от реалистического изображения. Хромат свинца оказался токсичным соединением и в середине прошлого столетия был заменен более безопасными красками.
Пресс-служба МДМ-Лайт
от 5 600 o
Мощность 35-71 Вт
Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
Твитнуть
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Запинить
Теги: LED, ART, Выставки, Музейное освещение, Нормы освещения
www.mdm-light.ru
Освещение в изобразительном искусстве | Арт-Гряда
Выдающийся русский педагог по изобразительному искусству и художник Павел Петрович Чистяков советовал: «Чтобы хорошо видеть цвет, надо знать закономерности природы. Знание помогает видению».
На обеспечение видимости человеком окружающего мира: объектов, их деталировки, зрительного объема, цвета в окружающей среде, – решающим образом влияют расстояние (этому разделу на сайте посвящена специальная статья «Воздушная перспектива«), освещение (которому посвящена данная статья)и цветовая среда («Влияние окружающей цветовой среды на изменение локального цвета в живописи«), где цветовая среда – есть соседство разноокрашенных предметов.
Освещение в тональном рисунке влияет на образование видимой светотеневой моделировки формы. Чтобы правильно «вылепить» форму тоном важно знать, как расположен источник освещения по отношению к изображаемому объекту и под каким углом идут лучи света. Также важно понимать какой это свет: направленный, когда лучи ярко падают, не рассеиваясь на предметы; либо мягкий рассеянный облаками, шторами и прочим. Когда лучи падают на какую-либо область поверхности перпендикулярно, освещая её прямыми лучами, эта область хорошо освещена и называется в рисунке светом. Когда лучи проходят по поверхности вскользь, параллельно грани, не задерживаясь на форме, на объекте образуется полутень. И наконец, грани, на которые свет не попадает, затемнены и находятся в собственной тени. Лучи же отраженного света от окружающих объектов, особенно видимые в теневой стороне, когда речь идет о тоне, являются влиянием окружения на предмет и проявляются на предмете рефлексом. Когда форма препятствует распространению света, не пропуская его лучи, она отбрасывает тень. Такая тень называется падающей.
Рис. 1. Влияние направления света на свето-теневую моделировку формы. 1 – свет, 2 – полутень, 3 – тень, 4 – рефлекс, 5 – падающая тень. 1, 2, 3 – освещенная сторона; 4, 5 – не освещенная.
Часто среди начинающих рисовальщиков распространены две ошибки при тональной моделировке формы:
1. когда, глядя отдельно на кусочек рефлекса, показывают яркий контраст рефлекса и падающей тени;
2. когда со стороны света забывают нарисовать полутень, а в тени не отражают рефлекс.
Важно понимать следующие моменты.
1. При светотеневой моделировке формы рефлекс является составной частью собственной тени и всегда темнее, чем полутень, но светлее чем собственная и падающая тени. В тени световых контрастов нет.
2. Ни тень, ни свет (если форма не расположена в контражуре) на краю формы не лежат.
Для того, чтобы достоверно передать объект в пространстве по законам воздушной перспективы необходимо выделить контрастом ближние точки на форме для глаза зрителя, а на дальних точках объекта с фоном показать нюансные отношения, чтобы форма ушла в глубину на свое место. Полутень и рефлекс служат для того, чтобы сблизить тональные отношения с окружением на дальнем плане.
Рассеянный или направленный свет влияют на мягкость переходов от света к тени и образование мягких (без четких границ) сходящих «на нет» падающих теней. Направленный свет дает четкие падающие и «корпусные» собственные тени.
Высота расположения источника освещения определяет место света на изображаемом объекте и длину падающих теней.
В живописи освещение также важный раздел для понимания не только тональной моделировки формы, но и визуального изменения локального (собственного) цвета. Влияние на локальный (собственный) цвет расстояния или толщины воздушной прослойки рассматривается в законах воздушной перспективы. Из теории оптики известно, что цвет мы воспринимаем потому, что цветовые волны той или иной длины волны в пучке света отражаются, поглощаются или пропускаются предметами. Причем цвет предмета получается таким, какой цвет они отражают. Длинноволновые цвета (теплые) хорошо проходят в атмосфере, коротковолновые (холодные) лучше рассеиваются, чем обусловлен окрас нашего неба. Таким образом, в общем виде освещение дает картине общий колористический тон и зависит от времени суток, погоды или от окраса осветительных приборов.
Рис.2. Общий тон или метод Н. Крымова. Теория изменения цветового тона для передачи в живописи состояний природы.
Утром солнце находится близко к горизонту. Оно отбрасывает желтые теплые рефлексы и длинные голубые прозрачные тени, в воздухе много влаги и краски свежи. Днем солнце, поднимаясь в наивысшую точку перпендикулярно поверхности земли, и в условиях интенсивного освещения (яркий летний полдень), на освещенных местах, цвета теряют свою насыщенность, как бы выбеливаются бликами, обесцвечиваются. Во время заката и рассвета, свет проходит по касательной к земной поверхности, так что путь, проходимый светом в атмосфере, становится намного больше, чем днём. Из-за этого большая часть синего и даже зелёного света покидает прямой солнечный свет в результате рассеяния, благодаря чему прямой свет солнца, а также освещаемые им облака, небо вблизи горизонта и объекты на земле окрашиваю локальный цвет сусальным золотом, красными, бардовыми оттенками. Тени при таком освещении становятся темными глубокими ультрамариновыми или фиолетовыми.
Рис. 3, 4, 5. Изменение цветового тона в зависимости от времени суток.
Чтобы правильно передать общее состояние натуры следует понимать тонкости изменения локального цвета под воздействием света. Освещенная и теневая части одного и того же предмета отличаются друг от друга не только светлотой тона, но и обязательно цветовым оттенком: теплым или холодным. Освещенная часть предмета, получая наибольшее количество световых лучей, приобретает, характерный для данного источника освещения оттенок. Теневая сторона часто приобретает оттенок цвета противоположного по цветовому кругу цвету освещения. Так, например, при живописи красных помидор или яблок в тени вполне могут появиться зеленоватые оттенки. В природе «теплота» или «холодность» цвета обычно определяются состоянием атмосферы, а проще — погодой.
Солнечный свет, свет огня, искусственное освещение ламп накаливания, окрашивают локальный цвет предмета в освещенных участках теплым оттенком за счет рефлексов. Поскольку полутеневая часть формы освещается скользящими лучами света, проходящими по поверхности вскользь не задерживаясь на гранях, она не окрашивается дополнительными оттенками рефлексов. Она в значительной степени сохраняет предметный (собственный) цвет, поскольку отсутствует сильное воздействие цвета освещения, и в то же время, нет сильного затемнения, которое бы меняло окраску предмета. При безоблачном небе, когда теплые (красные и оранжевые) волны — проходят почти беспрепятственно и ложатся бликами на освещенную часть объектов, можно наблюдать выраженное похолодание собственных и падающих теней, окрашенных холодным отраженным светом воздуха, по той причине, что воздух рассеивает свет с короткой длиной волны сильнее длинноволнового света. Синий цвет находится на коротковолновом конце видимого спектра волн, он больше рассеивается в атмосфере, чем красный.
Рис.6. А.С. Чувашов. Воспоминания о парке. 2008. Бум., акв., А3. Пример яркого солнечного (теплого) освещения.
При пасмурной погоде большая часть прямого солнечного света до земли не доходит, та же, что доходит, преломляется водяными каплями, взвешенными в воздухе. Капель много, и каждая имеет свою форму и, следовательно, искажает по-своему. То есть облака рассеивают свет от неба, и в результате до земли доходит белый свет. Локальный окрас сильнее всего проявляется при ровном, рассеянном свете. Если облака имеют большие размеры, то часть света поглощается, и получается серый холодноватый свет. Излучение при рассеянии не очень меняется по спектральному составу: капли в облаках крупнее длины волны, поэтому весь видимый спектр (от красного до фиолетового) рассеивается примерно одинаково. В пасмурную погоду цвета в свету холодеют от серого оттенка пасмурного неба, а тени, в которые не проникают серые оттенки холодного неба, становятся более насыщенными, и наш глаз воспринимает больше оттенков и цветовых переходов. При холодном освещении, наоборот, участки предметов находящиеся в тени, станут теплыми.
Рис.7. А.С. Чувашов. Будничний день. 2004г. бум., акв. А3. Пример холодного рассеянного освещения.
Если свет теплый, то тень будет холодная, если же свет холодный, то тень наоборот будет теплых оттенков.
Именно такой цветовой контраст света и тени помогает рисующему выразительно вылепить форму. Часто начинающие живописцы то, что находится в тени, пишут красками с примесью черного цвета (для затемнения). Это приводит к обесцвечиванию цветов. На сильно освещенных местах они применяют самые яркие краски. В природе же цвет в тени сильно меняется, превращаясь из теплого в холодный (если освещение теплых тонов) или из холодного в теплый (если цвет освещения теплых оттенков). Поэтому затемнение тени с помощью черного цвета, не даст живописного богатства и правдивости.
На практике это правило помогает нам избегать механического подмещивания в основной цвет для потепления желтой краски, а для похолодания – голубой. Опытный колорист может двигаться во все стороны по цветовому кругу. Например, чтобы избежать фиолетовых теней на красном объекте часто можно наблюдать появление зеленого оттенка, обусловленного правилами последовательного контраста, который говорит о том, что в тени мы получаем контрастный к основному цвет. Если мы хотим утеплить синий объект в тени мы также можем добавлять зеленый.
Теплый локальный цвет при теплом освещении становится ярче и звонче, а холодный цвет при теплом освещении стремится к ахроматическому цвету равному по тону, и наоборот: теплый цвет при холодном освещении стремиться к ахроматическому цвету, а холодный цвет при холодном освещении становится ярче, звонче, насыщеннее.
Движение хроматического цвета к равному ему по светлоте ахроматическому при определенных условиях объяснимо законами оптики. Мы помним, что человек видит отраженные от объекта волны и воспринимает их как его собственный цвет. Если к объекту, окрашенному в теплый цвет, прибавляется теплое освещение, то поток отраженных волн количественно увеличивается и цвет становится насыщеннее в свету. Тени стремятся к ахроматическому цвету, т.к. потоки длинноволновых волн становится меньше. Собственный холодный цвет объектов при теплом освещении также воспринимается стремящимся к ахроматическому (т.е. не имеющему цветового тона), т.к. поток отраженных волн не большой. Когда же освещение холодное происходит все с точностью наоборот. От предметов, окрашенных в холодные цвета, к глазу исходит сильный поток отраженных волн, и цвет становится ярче и богаче в свету. Тень на холодных предметах при холодном освещении стремится к ахроматическому тону. Предметы, окрашенные в теплый цвет на свету меркнут, потому что малая доля волн теплого цвета отражается от поверхности, окрашенной в теплый цвет. Тень на теплых предметах при холодном освещении становится глубже и колористически теплее.
А.С. Чувашов
со своего сайта.
artgryada.ru
Выбор и покупка светильников для зеркала и картины
Продуманный до мельчайших деталей интерьер никогда не будет выглядеть завершенным без грамотно выбранной подсветки. То же самое касается картин и зеркал. Эти функциональные и эстетические элементы и сами часто нуждаются в отдельном освещении. Как же правильно выбрать светильники для подсветки зеркал и картин?
Не лишним будет узнать, из чего предлагается выбирать. В отличии от стандартных элементов освещения, лампы для небольших объектов не радуют разнообразием фактур и дизайна. Главная их цель — грамотно осветить то, что положено, а самим предусмотрительно остаться в тени. Слишком вычурное бра может затмить простой этюд или сделать безвкусным настоящий шедевр на холсте. Поэтому следующие виды подсветки лучше выбирать особенно придирчиво.
Как выбрать подсветку для картин?
Единственное, что недоступно в этом виде подсветки — обычные лампы накаливания. Чтобы сохранить первозданный вид холста, нужно поддерживать комфортную температуру. Даже расположенная на большом расстоянии, такая лампа будет постепенно разрушать структуру красок. Лучшим выбором будет светодиодная подсветка для картин. Ее свет достаточно нейтрален и создает благоприятную атмосферу для созерцания, при этом не искажая цветовой палитры. Одинаково хороши будут люминесцентные лампы с рассеянным светом, причем соотношение цены и срока действия однозначно выигрывает в сравнении с лампами накаливания.
Практично и удобно использовать подсветку для картин с выключателем, независимым от основных источников света. В дневное время можно обойтись и без нее, сэкономив некоторую сумму энергобюджета. В отношении цветовой гаммы можно придерживаться следующих правил.
- Для полотен с преобладающими холодными тонами подбирать светильники хромовых, никелевых и серебряных оттенков.
- Для «теплых» холстов подойдут медные или золотистые бра.
- В 99% случаев цвет светильника повторяет цвет рамы.
- Если картина самодостаточна без рамы, ориентируйтесь одновременно на цветовую гамму холста и интерьер, который ее окружает.
Также сейчас модно использовать бра в стиле лофт, открытый свет от ламп осветит картину, а индустриальный дизайн вызовет зависть у ваших гостей. При установке бра для подсветки картин важно учесть расстояние и направление света. Знатоки рекомендуют подсвечивать портреты снизу, а пейзажи сверху. Относительно размеров можно ориентироваться не на саму картину, а на раму: длина светильника должна соответствовать ⅔ или ¾ ее ширины.
Как выбрать подсветку для зеркал?
Зеркала со встроенной, или интегрированной, подсветкой стоят недешево. В таких случаях освещение располагается по всему периметру или с двух сторон: так свет падает равномерно и не искажает отражения. По такому же принципу можно подобрать светильник для зеркала самостоятельно. Можно воспользоваться любым типом ламп для будничного использования, а вот девушкам лучше предусмотрительно выбрать освещение, максимально приближенное к дневному. Так макияж, нанесенный в закрытом пространстве, будет смотреться так же гармонично на улице.
Если вам предстоит организовать подсветку зеркала в ванной комнате, позаботьтесь о наличии электропитания заранее. Для такого типа помещения идеальными станут споты — специальные бра, которые поворачиваются по кругу. Можно купить бра недорого в нашем магазине Плама и установить один или несколько таких светильников при помощи специального карниза, на который они крепятся. Сплошное светодиодное обрамление для зеркала добавит в интерьер современные нотки.
Выбирая подсветку для зеркала в прихожей, лучше воспользоваться самыми мощными энергосберегающими лампами, ведь эти помещения всегда обделены источниками света. Главный принцип здесь — осветить не само зеркало, а человека, который в нем отражается.
Экспериментировать с разными стилями можно не только варьируя обои, отделку пола и мебель. Отличным инструментом может стать и такая простая вещь, как подсветка для картин и зеркал. Она создаст дополнительное освещение и расставит в помещении новые световые акценты, а при необходимости — выполнит роль ночника.
www.plama.ru
Современное освещение в интерьере квартиры
Освещение в интерьере класса люкс: советы декоратора
Большинство понимает: источники света должны присутствовать не только в большом количестве, но и гарантировать разноплановые визуальные впечатления.
В этом руководстве для владельцев респектабельного жилья мы проведем краткий экскурс, как должен быть освещен элитный дом. Не будем затрагивать технические моменты, а расскажем, как с помощью освещения можно придать особую выразительность интерьеру и создать для каждой комнаты неповторимый облик.
Содержание:
Виды освещения в интерьере
- Естественное освещение интерьера
Это свет неба (прямое, рассеянное, отраженное), проникающий в помещение через световые проемы.
Может быть
- верхним – когда в кровельное перекрытие встроены прозрачные конструкции, мансардные окна,
- боковым – традиционные оконные проемы и прозрачные двери,
- комбинированным.
- Искусственное освещение в интерьере
Это свет от установленных в определенном порядке светильников. Делится оно на
- функциональное,
- декоративное.
Первое предполагает общий, фоновый свет (равномерное освещение комнаты при равномерном распределении источников) и локальный (для направления светового потока на определенные зоны).
Второе предполагает определенную театральность и возможность изменять впечатление от интерьера. Чем более разнообразно декоративное освещение, тем более эксклюзивно выглядит дом. В интерьерах эконом-класса декоративное освещение, как правило, считается излишеством, а в категории "люкс" оно настолько же важно, как и функциональное.
Функциональный свет
Источники фонового (общего) освещения располагаются, как правило, на потолке, реже – на стенах. Последний вариант характерен для лестниц, бильярдных, домашних кинотеатров.
Если в качестве источника выступает большая люстра, то в разных частях комнаты свет будет разным, но все-таки без резких перепадов.
Настройка освещения интерьера с локальным светом предполагает выделение определенной зоны для:
- отдыха,
- работы,
- общения,
- привлечения внимания к конкретным деталям.
Для создания направленного потока производители создают множество разнообразных источников:
- настольные лампы,
- торшеры,
- люстры для обеденного стола,
- бра для прихожей или спальни.
К этой же этой категории относят:
- настенные светильники, освещающие картины,
- а также встроенные – для шкафов и подсветки лестничных ступеней.
Они выполняют абсолютно функциональную задачу, поэтому их предпочтительно выбирать в нейтральном стиле и от излишнего украшательства желательно отказаться.
Декоративное освещение интерьера
А здесь на смену приятному световому комфорту приходит разнообразие впечатлений и возможность изменить представление об интерьере в темное время суток.
К декоративным источникам света относятся:
- светодиодные и неоновые лампы,
- оптико-волоконные системы "звездное небо",
- световые шнуры,
- закарнизная подсветка,
- подсветка витражей и ниш.
Декоративная система освещения в интерьере включает в себя источники обычно малой мощности, но многообразные по оттенкам и создаваемому эффекту.
Благодаря им интерьер погружается в таинственный полумрак, наполняется непривычными объемами, а некоторые светотехнические устройства даже позволяют воспроизвести на стенах настоящие картины – закат в тропических джунглях, рассвет на берегу океана, северное сияние или сочные краски южного острова.
Советы по эффектному освещению для разных комнат
В каждой комнате требуется свой баланс общего, локального и декоративного освещения.
Освещение в интерьере квартиры начинается с прихожей. Грамотный подход: отсутствие темных углов и локальная подсветка всех функциональных зон (свет в шкафах-купе, бра над консольным столиком, освещение картин). Декоративным элементом может стать подсветка эффектной ниши.
В гостиной особенно важно общее освещение, но каждая функциональная зона должна иметь свой собственный локальный свет, который легко включается расположенным рядом выключателем.
Поскольку дизайн интерьера освещение считает важной составляющей, чем более разнообразен свет в гостиной, тем более эффектно она выглядит и обеспечивает максимальный комфорт, как для большой компании, так и для общения тет-а-тет.
Любое декоративное освещение здесь уместно, важно только не ошибиться со стилем.
Столовая менее требовательна к общему освещению, зато особенно внимательно стоит отнестись к подсветке обеденного стола и витрин с красивой посудой.
Внутри застекленных шкафов обязательно должны быть расположены встроенные лампы.
В спальне особенно важен мягкий обволакивающий свет, максимально комфортный для отдыха. Здесь баланс света и тени позволяет играть на полутонах. Яркие источники требуются, как правило, лишь в зонах хранения одежды и постельного белья.
В освещении интерьера спальной комнаты локальный свет более разнообразен:
- над туалетным столиком,
- вокруг кровати,
- рядом с любимым креслом,
- над книжными полками.
Особенно оригинально в спальне смотрится нижнее освещение – напольный светильник с закрытым плафоном или декоративная подсветка периметра кровати. Одним из излюбленных способов считается закарнизная подсветка и система "звездное небо".
Детская – здесь особенно важен функциональный свет:
- общее
- и для отдельных зон (сна, игр и учебы).
Что касается "декораций", то необычное освещение в интерьере лучше всего создадут светильники оригинальных и забавных форм, от которых в восторге малыш.
Кабинет, с одной стороны, это место для работы, с другой – для отдыха. Именно поэтому минимум две отдельные зоны должны быть освещены независимо.
Предпочтительно, чтобы при включении любого локального источника остальное пространство погружалось в полумрак. Благодаря этому приему можно легко сконцентрироваться на работе или, напротив, на отдыхе.
Особое очарование респектабельному интерьеру кабинета придает возможность включить подсветку только крупных декоративных элементов – аквариума или камина.
Гардероб предполагает очень хороший равномерный общий свет. Поэтому любое количество светильников на потолке, которое покажется вам комфортным, будет уместно.
Приток естественных солнечных лучей из окон тоже немаловажен. А если в гардеробной располагается туалетный столик, освещение в интерьере помещения гардеробной предполагает и его локальную поддержку. Некоторые производители шкафов для гардероба и стоек дополнительно комплектуют подсветкой каждую секцию.
Если ваш гардероб состоит, в основном, из одежды нейтральных оттенков и полутонов, не стоит отказываться от дополнительных источников.
Для повседневных забот в кухне особенно важна локальная подсветка шкафов и рабочей поверхности столешниц. Здесь важно продумать размещение светильников так, чтобы не образовывались резкие тени.
Если в кухне расположена барная стойка, она потребует, как минимум, направленного света с регулируемой высотой шнура, а лучше еще и декоративного, например, по периметру или снизу.
Жалюзи или рулонные шторы на оконном проеме позволят регулировать дневное освещение в интерьере.
- Ванная комната
Ванная обычно менее всего требовательна к функциональному освещению: достаточно, чтобы светильники размещались на безопасном расстоянии от воды.
Главная зона внимания – свет в районе зеркала, он должен быть достаточно ярким, но не слепящим.
Что касается декоративного освещения, то именно в ванной можно придумать совершенно эксклюзивный вариант, которого не встретить больше нигде. Подсветка второго уровня натяжного потолка над ванной, нижней части джакузи, светотехника в душевой кабине. Что-то уже предусмотрено производителями сантехнического оборудования, а другие элементы современного освещения в интерьере можно продумать вместе с дизайнером.
Существуют даже переносные устройства, которые позволяют не только менять цвет света, но и имитировать звуки леса, водопада и дождя. Вообще, хромотерапия – изменение оттенка света – источник незабываемых эмоций.
Технологические удобства
Пара слов об удобстве пользования разноплановым освещением. Есть несколько удобных приспособлений, которые этому способствуют.
- Диммер позволяет регулировать яркость светового потока.
- Проходные выключатели уместно размещать в противоположных частях длинного холла, на разных этажах лестницы и в спальне: они позволяют включать конкретный источник света при входе в комнату, а выключать тогда, когда вы уже перешли в другое место.
- Устройства плавного включения защищают точечные светильники от перегорания. А встроенные в выключатели диоды позволяют моментально обнаружить их в темной комнате.
✽ ✽ ✽
Элитная обстановка невозможна без эффектных и разнообразных световых решений. Свет – всему голова!
www.topdom.ru
КАК ВЫБРАТЬ ПОДСВЕТКУ ДЛЯ КАРТИНЫ
Подсветка для картины... Набрав это словосочетание в любой поисковой системе, вы увидите огромное количество предложений светильников, разнообразных, красивых и … в большинстве своем очень опасных для произведений искусства. Сейчас уже сложно сказать, кто и когда начал называть эти осветительные приборы подсветкой для картин, но на сегодняшний день название устойчиво закрепилось за светильниками, предназначенными совсем для других целей.
Для начала попробуем ответить на главный вопрос: как должна освещаться картина? С одной стороны идеальным для восприятия картины является естественное освещение, но солнечный свет предельно вреден для самого полотна и красок. Содержащийся в солнечном свете ультрафиолет и излучение инфракрасного спектра негативно воздействуют на красочный слой картины. Ультрафиолет наиболее губителен — он приводит к химическим разрушениям, вызывая распад молекул любых органических веществ , в том числе холста, масляных красок и лаков. Но и инфракрасное излучение (чаще определяемое как нагрев) вредоносно влияет на картину. Это влияние опосредованное, не прямое, как в случае с ультрафиолетом — повышение температуры у поверхности полотна ускоряет процессы старения. Именно по перечисленным выше причинам, живописные полотна никогда не освещаются прямым солнечным светом.
Таким образом эстетические, художественные требования приходят в противоречие с требованиями техническими, ориентированными на сохранность полотна.
Традиционно для подсветки живописи используются лампы накаливания. Благодаря сплошному спектру, эти лампы обеспечивают наилучшую цветопередачу, равную единице. Следует помнить, что под лампами накаливания в данном случае подразумеваются как обычные лампочки, так и галогенные, ведь они устроены по тому же принципу, только газ внутри колбы и материал спирали принципиально отличает их от обычных, вакуумных ламп. Галогенные лампы, кроме указанного выше плюса имеют еще один, сугубо утилитарный — они очень компактны, что немаловажно для интерьера.
Основной проблемой при использовании ламп накаливания становится ихнагрев, ускоряющий процессы старения живописи. Самый простой способ борьбы с нагревом интуитивно очевиден, это повышение расстояния от источника света до полотна. Причем на этот счет есть даже простое прикидочное правило: каждые 100 Ватт (для вакуумной лампы) — это 1 метр. Конечно, в ряде случаев эта норма меняется, поскольку сильно зависит от состава красок и их химических свойств, но для приблизительных расчетов этим правилом можно пользоваться. При этом следует помнить, что те же потребляемые 100 Ватт для галогенной лампы — это примерно в 1,5 раза большая светоотдача и, как следствие, нагрев.
Теперь посмотрим на светильники, привычно называемые «подсветкой для картин». Обычно в таком светильнике установлены две маломощные вакуумные (обычные) лампы накаливания по 25 Ватт. Исходя из приведенной выше зависимости (100 Ватт — 1 метр), получаем, что минимальное расстояние от полотна до источника света должно составлять 0,5 метра. Невооруженным взглядом видно, что в большинстве случаев такое расстояние светильниками данного типа не обеспечивается, особенно в отношении верхней части картины. Причем сейчас речь идет о наиболее слабом варианте такой подсветки — нередко в таких светильниках ламп больше, либо они обладают большей суммарной мощностью.
Результат очевиден — как минимум часть полотна подвергается воздействию повышенной температуры, серьезно ускоряющей процесс старения. При размещении же таких светильников на безопасном для картины расстоянии, освещение работы будет явно недостаточным.
Для чего же на самом деле предназначены светильники, называемые «подсветкой для картин»? Это весьма полезные интерьерные светильники, которыми можно освещать полиграфическую продукцию, печатные репродукции, фотоматериалы, рабочие поверхности консолей возле стен. Часть из них можно с успехом использовать для подсветки зеркал. Стоит обратить внимание на каталоги фабрик-производителей, там подобные светильники обычно располагаются над постерами, а не над живописными картинами.
Если подытожить вышесказанное, то светильники данной конструкции крайне не рекомендуется использовать для освещения живописных картин , так как в них используются обычные, ничем не защищенные источники прямого света.
Однако среди светильников данного типа есть некоторые исключения — это светильники, у которых ламы прикрыты рассеивателями из стекла, снижающими активность светового потока. Кроме того, иногда в них используются специальные лампы с отражателями, снижающими инфракрасный поток. Не стоит также полностью забывать и про ультрафиолет, поскольку спектр температур галогенных ламп стремительно расширяется, и как следствие, у некоторых ламп возможно увеличение ультрафиолетовой составляющей. У Osram, например, есть специальная серия галогенных ламп, колба которых изнутри покрыта специальным составом, фильтрующим ультрафиолетовую составляющую. Внешне они не отличаются от обычных галогенных ламп, но на коробке обязательно присутствует надпись «УФ-фильтр».
Еще одной возможностью исключить нагрев живописного полотна является использование светильников с более длинной выносной штангой.
Можно также использовать комбинированные варианты, когда направленный свет сочетается с повышением общей освещенности в зоне картины, например, при помощи подвесов с абажурами из стекла, расположенных примерно на уровне картины. При таком размещении на саму картину падает не прямой свет от подвесных светильников, а рассеянный и ослабленный абажуром.
Также в качестве источников света для подсветки картин используются люминесцентные и светодиодные источники. Люминесцентные лампы дают очень ровный, равномерный свет, хорошо подходящий для общего освещения. До недавнего времени считалось, что люминесцентные источники света обеспечивают худшую цветопередачу по сравнению с лампами накаливания, что препятствовало их использованию в подсветке картин. Сегодня это не так: существуют специальные лампы с улучшенной цветностью (они имеют индекс 830). К ним желательно приобретать специальную ЭПРА (электронную пуско-регулирующую аппаратуру), которая позволяет избавиться от характерного мерцания лампы, подстраивать световой поток, стабилизируя показатели цветопередачи и световой температуры.
Светодиодные светильники имеют массу преимуществ — это и меньшее энергопотребление, и принципиальное отсутствие в спектре излучаемого света как ультрафиолетовой, так и инфракрасной составляющей, что делает их абсолютно безопасными для живописного полотна. С другой стороны, светодиоды сегодня имеют наихудшую цветопередачу, по крайней мере те из них, что используются для массового производства светильников. Если эта задача будет решена, светодиоды окажутся однозначно предпочтительней галогенных ламп, но сегодня светодиодные подсветки используют в основном для освещения объемных объектов, а не живописи.
В целом же для освещения картин рекомендуется использовать потолочные светильники, как это делается во всех крупных музеях и галереях мира. Диапазон потолочных светильников очень широк — это и встраиваемые светильники, и накладные, и шинные системы. Расстояние от потолка до картины практически всегда превышает необходимый минимум, так что о перегреве можно будет не беспокоиться. Конечно, не стоит забывать и об ультрафиолете — светильник, предназначенный для подсветки картины, должен либо сам иметь в том или ином виде фильтр ультрафиолетового спектра, либо должен комплектоваться специальной лампой, которая упоминалась выше.
По материалам сайта www.palantirsvet.ru
alex-chernigin.ru