Журнал ЖЖ. Монохромная картина


Японская монохромная живопись: черно-белое суми-э

японская монохромная живописьЯпонская живопись – яркое и самобытное проявление оригинальной японской культуры. Несмотря на достаточно сильное влияние китайской художественной традиции, японским художникам удалось создать свой собственный стиль. Японская монохромная живопись - изящная и интересная.

alt

Истоки искусства

Японская монохромная живопись изначально была завезена в Японию буддистскими монахами и очень много впитала в себя из философии и тематики дзен-буддизма, религии, которая традиционно ассоциируется с Китаем и Индией, но в Японии обрела настоящую родину.

японская живопись

Монохромная техника рисования тушью появилась в Китае во время правления династии Сун (960–1274), и в Японию попала в 14 веке стараниями монахов-буддистов. Вначале японские художники практически полностью копировали тематику китайской школы, но при этом японский стиль суми-э также был представлен оригинальными портретами и изображениями фигур людей.

Монохромный стиль живописи суми-э достиг своего расцвета в период Муромачи (1338–1573). В это время творили такие мастера японской живописи как Тое Сэссю, чьи пейзажи тушью отличаются особым японским колоритом, и Сессон Шукей, работавший на северо-востоке Японии.

alt

Характеристики стиля

Суми-э – тип монохромной живописи, похожей на акварель, так как помимо туши в создании изображения также используется вода. Отличие живописи суми-э от других изобразительных техник заключатся в том, что в ней основным является черный цвет, который органично дополняет гамма серых оттенков туши, разбавленной водой. Помимо художественной техники в суми-э очень важен глубокий философский смысл.

характеристики японской монохромной живописи

Суми-э – очень чистая живопись, чистая в том смысле, что монохромная техника очень тонко и точно передает суть изображения, расставляя акценты на философской сути предмета, а не на его внешней оболочке. Именно эта концепция лежит в основе философии дзен-буддизма. Несмотря на то, что популярность стиля суми-э сохранялась вплоть до эпохи Токугавы (1603–1867), в какой-то момент это направление японской живописи утратило свою спонтанность и оригинальность и превратилось в достаточно формальный и скучный стиль.

alt

Мастера суми-э

Дзесэцу считается одним из выдающихся мастеров стиля суми-э раннего периода, расцвет творческой карьеры Дзесэцу пришелся на период Муромачи. Несмотря на то, что о жизни этого человека известно совсем немного, известно, что Дзесэцу был близок к сегунату Ашикага и считается основателем «академии», которая стала местом, где работали многие художники раннего периода, творившие в стиле монохромной живописи.

суми-эмастера суми-э

Японская монохромная живопись тушью, в особенности работы монахов дзен-буддистов, отличаются определенным набором сюжетов и тем, которые можно найти в работах самых разных мастеров. Однако это совсем не означает, что творения японских мастеров были лишены оригинальности и креативности.

alt

Тематика живописи

Наиболее распространенным сюжетом суми- э был пейзаж. Изображение природы достаточно типично для азиатского изобразительного искусства, но рисуя пейзажи, японские мастера вкладывали в свои работы поистине трепетное отношение к природе, к ее красоте и силе, и этим японские и китайские пейзажи разительно отличаются от пейзажей западной художественной школы.

тематика японской живописи

Пейзажи использовались в росписи раздвижных ширм, переносных перегородок и скользящих дверей. Нередко один и тот же пейзаж повторялся в разные времена года или был изображен с разных ракурсов. Помимо флоры японские мастера нередко включали в свои работы изображения животных, рыб. Популярным мотивом был бамбук и сакура.

alt

Процесс создания изображения

Техника суми-э требует от художника чистоты сознания и особой концентрации. Перед началом работы мастер тщательно готовит все принадлежности. Для рисования используются кисти из натурального ворса и особая рисовая бумага.

создание изображения в японской живописи

Для того чтобы изображение получилось по-настоящему интересным и правдивым, художник перед тем, как сделать первый мазок, должен посвятить какое-то время размышлению над предметом, который он хотел бы изобразить. Художник начинает рисовать в момент наивысшей концентрации, передавая через спонтанность движений образ, которым заполнено его сознание.

Статьи по теме

www.luxemag.ru

Японская монохромная живопись - Журнал обо всём

Монохромная живопись Японии – одно из уникальных явленийискусства Востока. Ей посвящено немало работ и исследований, но часто еевоспринимают как вещь весьма условную, а порой даже декоративную. Это нетак. Духовный мир японского художника оченьбогат, и он заботится не столько об эстетической составляющей, сколько о духовной.Искусство Востока – это синтез внешнегои внутреннего, явного и неявного.

В данном посте хотелось бы уделить внимание не историимонохромной живописи, а ее сути. Об этом и пойдет речь.

ширма "Сосны" Хасэгава Тохаку, 1593г.

То, что мы видим на монохромных картинах – это результатвзаимодействия художника с основнойтриадой: бумага, кисть, тушь. Поэтому чтобы правильно понимать работу, надопонимать самого художника и его отношение.

"Пейзаж" Сэссю, 1398г.

Бумага для японского мастера не просто подручный материал,который он подчиняет своей прихоти, а скорее наоборот -  это «собрат», поэтому иотношение к ней сложилось соответствующее. Бумага это часть окружающей природы,к которой японцы всегда относились трепетно и старались не подчинить себе, амирно сосуществовать с ней. Бумага – это в прошлом дерево, которое стояло вопределенной местности, определенное время, «видело» что-то вокруг себя, и онавсе это хранит. Так материал воспринимает японский художник. Часто мастерапрежде чем начать работу, долго смотрелина чистый лист (созерцали его) и только потом приступали к живописи. Даже сейчас современные японскиехудожники, которые занимаются техникой Нихон-га (традиционная японскаяживопись) тщательно выбирают бумагу. Они покупают ее под заказ на бумажныхфабриках. Для каждого художника определенной толщины, влагопроницаемости ифактуры (многие художники даже заключают договор с владельцем фабрики не продавать эту бумагу другим художникам) –поэтому каждая картина и воспринимается как нечто уникальное и живое.

"Читая в бамбуковой роще" Сюбун, 1446г.

Говоря о значимости этого материала, стоит упомянуть такиеизвестные памятники литературы Японии как «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон и «Гэндзимоноготари» Мурасаки Сикибу: и в «Записках», и в «Гэндзи» можно встретитьсюжеты, когда придворные или влюбленные обмениваются посланиями. Бумага, накоторой писались эти послания была соответствующего времени года, оттенка, а манера написания текста соответствовала еефактуре.

"Мурасаки Сикибу в храме Исияма" Кёсэн

Кисть – вторая составляющая, это продолжение руки мастера(опять же - это природный материал). Поэтому кисти тоже делались на заказ, ночаще всего самим художником. Он подбирал волоски необходимой длины, выбирал размеркисти и наиболее удобную рукоять. Мастер пишет только своей кистью и никакойдругой. (Из личного опыта: была на мастер-классекитайского художника Цзян Шилуня, зрители попросили показать, что умеют его ученики, присутствовавшие намастер-классе, и каждый из них, взяв в руки кисть мастера, говорил, чтополучится не то что они ожидают, так как кисть не их, они к ней не привыкли ине знают как правильно ей пользоваться).

"Фудзи" эскиз тушью Кацусика Хокусай

Тушь – третий важный элемент. Тушь бывает разных видов: онаможет дать после высыхания глянцевый или матовый эффект, может быть с примесьюсеребристых или охристых оттенков, поэтому правильный выбор туши также немаловажен.

Ямамото Байцу, конец XVIII - XIX век.

Основные сюжеты монохромной живописи это пейзажи. Почему вних нет цвета?

парная ширма"Сосны",  Хасэгава Тохаку

Во-первых, японского художника интересует не сам предмет, аего суть, некая составляющая, которая является общей для всего живого иприводит к гармонии человека с природой. Поэтому изображение - всегда намек, онообращено к нашим чувствам, а не к зрению. Недосказанность – это стимулдиалога, а значит соединения. В изображении важны линии и пятна – они образуютхудожественный язык. Это не вольность мастера, который где захотел, там оставилжирный след, а в другом месте наоборот недорисовал – в картине все имеет свойсмысл и значение, и не несет случайного характера.

Во-вторых, цвет всегда несет какую-то эмоциональную окраскуи по-разному воспринимается разными людьми в разных состояниях, поэтомуэмоциональная нейтральность позволяет зрителю наиболее адекватно вступить вдиалог, расположить его к восприятию, созерцанию, мысли.

В-третьих, этовзаимодействие инь и ян, любая монохромная картина гармонична с точки зрениясоотношения в ней туши и нетронутой области бумаги.

Почему большая часть пространства бумаги не задействована?

"Пейзаж" Сюбун, середина XV века.

Во-первых, незаполненность пространства окунает зрителя в изображение; во-вторых, изображениесоздается так, словно оно на мгновение выплыло на поверхность и вот-вотисчезнет – это связано с мировоззрением и мировосприятием; в-третьих, на тех областях, где нет туши на первый планвыходит фактура и оттенок бумаги (на репродукциях это не всегда видно, но наделе это всегда взаимодействие двух материалов – бумаги и туши).

Сэссю, 1446г.

Почему пейзаж?

"Созерцание водопада" Гэйами, 1478г.

Согласно японскому мировоззрению, природа совершеннеечеловека, поэтому он должен у нее учиться, всячески ее беречь, а не уничтожать или подчинять.Поэтому на многих пейзажах можно увидеть небольшие изображения людей, но онивсегда незначительны, малы по отношению к самому пейзажу, или изображения хижин,которые вписаны в окружающее их пространство и даже не всегда заметны – это все символымировоззрения.

"Времена года: Осень и Зима" Сэссю.                                                                                 "Пейзаж" Сэссю, 1481г.

В заключение, хочу сказать, что монохромная японскаяживопись это не хаотично разбрызганная тушь, это не прихоть внутреннего эгохудожника – это целая система образов и символов, это хранилище философскоймысли, а главное, способ коммуникации и гармонизации себя и окружающего мира.

Вот, думаю, ответы на основные вопросы, возникающие узрителя при столкновении с монохромной японской живописью. Надеюсь, они помогутвам наиболее правильно понять ее ивоспринять при встрече.

kolybanov.livejournal.com

Японская монохромная живопись - Журнал обо всём

 Монохромная живопись Японии – одно из уникальных явленийискусства Востока. Ей посвящено немало работ и исследований, но часто еевоспринимают как вещь весьма условную, а порой даже декоративную. Это нетак.  Духовный мир японского художника оченьбогат, и он заботится не столько об эстетической составляющей, сколько о духовной.Искусство  Востока – это синтез внешнегои внутреннего, явного и неявного.

В данном посте хотелось бы уделить внимание не историимонохромной живописи, а ее сути. Об этом и пойдет речь.

 ширма "Сосны" Хасэгава Тохаку, 1593г.

То, что мы видим на монохромных картинах – это результатвзаимодействия художника с  основнойтриадой: бумага, кисть, тушь. Поэтому чтобы правильно понимать работу, надопонимать самого художника и его отношение.

 "Пейзаж" Сэссю, 1398г.

Бумага для японского мастера не просто подручный материал,который он подчиняет своей прихоти, а скорее наоборот -  это «собрат», поэтому иотношение к ней сложилось соответствующее. Бумага это часть окружающей природы,к которой японцы всегда относились трепетно и старались не подчинить себе, амирно сосуществовать с ней. Бумага – это в прошлом дерево, которое стояло вопределенной местности, определенное время, «видело» что-то вокруг себя, и онавсе это хранит. Так материал воспринимает японский художник. Часто мастерапрежде чем начать работу,  долго смотрелина чистый лист (созерцали его) и только потом приступали к  живописи. Даже сейчас современные японскиехудожники, которые занимаются техникой Нихон-га (традиционная японскаяживопись) тщательно выбирают бумагу. Они покупают ее под заказ на бумажныхфабриках. Для каждого художника определенной толщины, влагопроницаемости ифактуры (многие художники даже заключают договор с владельцем фабрики  не продавать эту бумагу другим художникам) –поэтому каждая картина и воспринимается как нечто уникальное и живое.

"Читая в бамбуковой роще" Сюбун, 1446г.

Говоря о значимости этого материала, стоит упомянуть такиеизвестные памятники литературы Японии как «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон и «Гэндзимоноготари» Мурасаки Сикибу: и в «Записках», и в «Гэндзи» можно встретитьсюжеты, когда придворные или влюбленные обмениваются посланиями. Бумага, накоторой писались эти послания была соответствующего времени года, оттенка, а  манера написания текста соответствовала еефактуре.

"Мурасаки Сикибу в храме Исияма" Кёсэн

Кисть – вторая составляющая, это продолжение руки мастера(опять же - это природный материал). Поэтому кисти тоже делались на заказ, ночаще всего самим художником. Он подбирал волоски необходимой длины, выбирал размеркисти и наиболее удобную рукоять. Мастер пишет только своей кистью и никакойдругой.  (Из личного опыта: была на мастер-классекитайского художника Цзян Шилуня,  зрители попросили показать, что умеют его ученики, присутствовавшие намастер-классе, и каждый из них, взяв в руки кисть мастера, говорил, чтополучится не то что они ожидают, так как кисть не их, они к ней не привыкли ине знают как правильно ей пользоваться).

"Фудзи" эскиз тушью Кацусика Хокусай

Тушь – третий важный элемент. Тушь бывает разных видов: онаможет дать после высыхания глянцевый или матовый эффект, может быть с примесьюсеребристых или охристых оттенков, поэтому правильный выбор туши также немаловажен.

 Ямамото Байцу, конец XVIII - XIX век.

Основные сюжеты монохромной живописи это пейзажи. Почему вних нет цвета?

парная ширма"Сосны",  Хасэгава Тохаку

Во-первых, японского художника интересует не сам предмет, аего суть, некая составляющая, которая является общей для всего живого иприводит к гармонии человека с природой. Поэтому изображение - всегда намек, онообращено к нашим чувствам, а не к зрению. Недосказанность – это стимулдиалога, а значит соединения. В изображении важны линии и пятна – они образуютхудожественный язык. Это не вольность мастера, который где захотел, там оставилжирный след, а в другом месте наоборот недорисовал – в картине все имеет свойсмысл и значение, и не несет случайного характера.

Во-вторых, цвет всегда несет какую-то эмоциональную окраскуи по-разному воспринимается разными людьми в разных состояниях, поэтомуэмоциональная нейтральность позволяет зрителю наиболее адекватно вступить вдиалог, расположить его к восприятию, созерцанию, мысли.

В-третьих,  этовзаимодействие инь и ян, любая монохромная картина гармонична с точки зрениясоотношения в ней туши и нетронутой области бумаги.

Почему большая часть пространства бумаги не задействована?

"Пейзаж" Сюбун, середина XV века.

Во-первых, незаполненность пространства окунает зрителя  в изображение; во-вторых, изображениесоздается так, словно оно на мгновение выплыло на поверхность и вот-вотисчезнет – это связано с мировоззрением и мировосприятием; в-третьих,  на тех областях, где нет туши на первый планвыходит фактура и оттенок бумаги (на репродукциях это не всегда видно, но наделе это всегда взаимодействие двух материалов – бумаги и туши).

Сэссю, 1446г.

Почему пейзаж?

"Созерцание водопада" Гэйами, 1478г.

Согласно японскому мировоззрению, природа совершеннеечеловека, поэтому он должен у нее учиться, всячески ее беречь, а не уничтожать или подчинять.Поэтому на многих пейзажах можно увидеть небольшие изображения людей, но онивсегда незначительны, малы по отношению к самому пейзажу, или изображения хижин,которые вписаны в окружающее их пространство и  даже не всегда заметны – это все символымировоззрения.

   

"Времена года: Осень и Зима" Сэссю.                                                                                 "Пейзаж" Сэссю, 1481г.

В заключение, хочу сказать, что монохромная японскаяживопись это не хаотично разбрызганная тушь, это не прихоть внутреннего эгохудожника – это целая система образов и символов, это хранилище философскоймысли, а главное, способ коммуникации и гармонизации себя и окружающего мира.

Вот, думаю, ответы на основные вопросы, возникающие узрителя при столкновении с монохромной японской живописью. Надеюсь, они помогутвам  наиболее правильно понять ее ивоспринять при встрече.

kolybanov.livejournal.com

о монохромной живописи - Новая Весна

 Монохромная живопись Японии – одно из уникальных явлений искусства Востока. Ей посвящено немало работ и исследований, но часто ее воспринимают как вещь весьма условную, а порой даже декоративную. Это не так.  Духовный мир японского художника очень богат, и он заботиться не столько об эстетической составляющей, сколько о духовной. Искусство  Востока – это синтез внешнего и внутреннего, явного и неявного.

В данном посте хотелось бы уделить внимание не историимонохромной живописи, а ее сути. Об этом и пойдет речь. 

 "Сосны" Хасэгава Тохаку, 1593г.

 

То, что мы видим на монохромных картинах – это результатвзаимодействия художника с  основнойтриадой: бумага, кисть, тушь. Поэтому чтобы правильно понимать работу, надопонимать самого художника и его отношение.

Бумага для японского мастера не просто подручный материал,который он подчиняет своей прихоти, а скорее наоборот, это «собрат», поэтому иотношение к ней сложилось соответствующее. Бумага это часть окружающей природы,к которой японцы всегда относились трепетно и старались не подчинить себе, амирно сосуществовать. Бумага – это в прошлом дерево, которое стояло вопределенной местности, определенное время, «видело» что-то вокруг себя, и онавсе это хранит. Так материал воспринимает японский художник. Часто мастерапрежде чем начать работу  долго смотрелина чистый лист (созерцали его) и только потом приступали к  живописи. Даже сейчас современные японскиехудожники, которые занимаются техникой Нихон-га (традиционная японскаяживопись) тщательно выбирают бумагу. Они покупают ее под заказ на бумажныхфабриках. Для каждого художника определенной толщины, влагопроницаемости ифактуры (многие художники даже заключают договор с владельцем фабрики  не продавать эту бумагу другим художникам) –поэтому каждая картина и воспринимается как нечто уникальное и живое.

Говоря о значимости этого материала, стоит упомянуть такиеизвестные памятники литературы Японии как «Записки у изголовья» Сэй Сёнагон и«Гэндзи моноготари» Мурасаки Сикибу: и в «Записках», и в «Гэндзи» можновстретить сюжеты когда придворные или влюбленные обмениваются посланиями.Бумага, на которой писалось это послание, была соответствующего времени годаоттенка, а  манера написания текстасоответствовала ее фактуре.

Кисть – вторая составляющая, это продолжение руки мастера(опять же это природный материал). Поэтому кисти тоже делались на заказ, ночаще всего самим художником. Он подбирал волоски необходимой длинны, выбиралразмер кисти и наиболее удобную рукоять. Мастер пишет только своей кистью иникакой другой.  (Из личного опыта: былана мастер-классе китайского художника Цзян Шилуня,  зрители попросили показать что умеют егоученики, присутствовавшие на мастер-классе, и каждый их них, взяв в руки кистьмастера, говорил, что получится не то что они ожидают, так как кисть не их, оник ней не привыкли и не знают как правильно ей пользоваться).

Тушь – третий важный элемент. Тушь бывает разных видов, онаможет дать после высыхания глянцевый или матовый эффект, может быть с примесьюсеребристых или охристых оттенков, поэтому правильный выбор туши также немаловажен.

Основные сюжеты монохромной живописи это пейзажи. Почему вних нет цвета?

Во-первых, японского художника интересует не сам предмет аего суть, некая составляющая которая является общей для всего живого и приводитк гармонии человека с природой. Поэтому изображение всегда намек, оно оперируетк нашим чувствам, а не к зрению. Недосказанность – это стимул диалога, а значитсоединения. В изображении важны линии и пятна – они образуют художественныйязык. Это не вольность мастера, который где захотел, там оставил жирный след, ав другом месте наоборот не дорисовал – в картине все имеет свой смысл изначение, и не несет случайного характера.

Во-вторых, цвет всегда несет какую-то эмоциональную окраскуи по-разному воспринимается разными людьми в разных состояниях, поэтомуэмоциональная нейтральность позволяет зрителю наиболее адекватно вступить вдиалог, расположить его к восприятию, созерцанию, мысли.

В-третьих,  этовзаимодействие инь и ян, любая монохромная картина гармонична с точки зрениясоотношения в ней туши и нетронутой области бумаги.

Почему большая часть пространства бумаги не задействована?

Во-первых,  незаполненность пространства окунаетзрителя  в изображение; во-вторых,изображение создается так, словно оно на мгновение выплыло на поверхность ивот-вот исчезнет – это связано с мировоззрением и мировосприятием;в-третьих,  на тех областях, где нет тушина первый план выходит фактура и оттенок бумаги (на репродукциях это не всегдавидно, но на деле это всегда взаимодействие двух материалов – бумаги и туши).

Почему пейзаж?

Согласно японскому мировоззрению, природа совершеннеечеловека, поэтому он должен у нее учиться, всячески ее беречь, а не уничтожать.Поэтому на многих пейзажах можно увидеть небольшие изображения людей, но онивсегда значительно малы по отношению к самому пейзажу, или изображение хижин,которое вписаны в окружающее их пространство и даже не всегда заметны – это все символ мировоззрения.

В заключение, хочу сказать, что монохромная японскаяживопись это не хаотично разбрызганная тушь, это не прихоть внутреннего эгохудожника – это целая система образов и символов, это хранилище философскоймысли, а главное способ коммуникации и гармонизации себя и окружающего мира.

Вот, думаю, ответы на основные вопросы, возникающие у зрителяпри столкновении с монохромной японской живописью. Надеюсь, они помогутвам  наиболее правильно понять ее ивоспринять при встрече.

 

var-a-na.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта