Выставка живописных работ писателя Войновича откроется в Москве. Картины войновича
Выставка живописи Владимира Войновича
[03-04-05]
Выставка живописи Владимира Войновича
Редактор и ведущая Лиля Пальвелева
3 апреля 05 В Москве, в галерее "Дом Нащокина" открылась выставка живописи Владимира Войновича. Это - мало кому известная грань дарования известного писателя Лиля Пальвелева: Владимир Войнович взялся за кисть всего то 10 лет назад, а было ему к тому времени уже 62 года от роду. Живописцем Войнович оказался плодовитым (на его счету более 500 работ) и бесстрашным в освоении разных жанров. На вернисаж в "Дом Нащокина" пришло много друзей и почитателей. Они в равной мере восторженно хвалили вполне реалистические пейзажи и натюрморты, и совсем иного свойства портреты и жанровые картины. Ну, а чего бы вы хотели на церемонии открытия выставки? Мы же поговорим лишь о тех работах, которые можно отнести к так называемому "наивному искусству". Они столь ироничны, что сравнение с отличным, хорошо к тому же рассказанным анекдотом, занятной байкой - вполне уместно. Напрямую живопись Владимира Войновича с его литературной деятельностью не связана. Ни солдата Ивана Чонкина, ни других героев писателя на его холстах не встретишь. Рассказывая о том, как все начиналось, Войнович открещивается - это занятие совсем иного рода. Владимир Войнович: Просто однажды я сидел перед компьютером, мне вдруг стало скучно писать тексты. Одна моя знакомая сказала, а у тебя творческий кризис. Причем, я знал, что писать, о чем, как, а писать не хотелось. Вдруг мне захотелось что-то нарисовать. Вдруг я сошел с ума. Потом эта же знакомая сказала: "Ах, у тебя такой кризис!". Я человек спонтанный, я перехожу от одного к другому. Пишу, пишу какой-то текст, потом я его бросаю, он мне надоедает, иногда совсем, иногда на много лет даже. Куда ведет меня наитие, туда и иду. Лиля Пальвелева: А, все-таки, в лучших работах художника Войновича писатель Войнович чувствуется. Вот картина, озаглавленная "Сталин злой". Вождь всех народов со зверской застывшей харей режет желтеньким цыплятам горлышки. Рядом - "Ленин добрый". Босой Владимир Ильич мирно сидит на лавочке и тех же цыплят кормит зернышками, а одного еще и по головке гладит. Тут многое вспоминается - и известная фотография дедушки Ленина в Горках ("самый человечный человек" с ласковым прищуром держит на руках кошку), и вольнодумная идея 60-х - в 1917 году все правильно начиналось, да вот умер Ленин, пришел к власти тиран и исказил идеи основоположника. Теперь самое время вернуться к истокам, считала продвинутая интеллигенция периода Оттепели. Рисунок Войновича мнимо наивен, палитра большей частью яркая, праздничная. Здесь даже акрил в дело идет, не одни лишь масляные краски. Эту живопись и с Пиросмани, и с Митьками сравнивают. Но: Всякое сравнение хромает. Вспоминает известный аниматор Юрий Норштейн Юрий Норштейн: О том, что Войнович занимается живописью, я узнал лет 10 назад. Кинооператор, с кем мы работали, он как-то пришел в студию, принес слайды: "Вот был у Войновича, снимал его живопись". "Какая живопись?" "А он занялся живописью". Это всегда очень странно. Вдруг писатель меняет свои ориентиры. Я посмотрел слайды. Это было фантастично, потому что это было так простодушно и поэтому правдиво. Лиля Пальвелева: Галерея "Дом Нащокина" - особое место. Здесь Пушкин у своего близкого друга не раз гостил. Бывают странные сближенья - отчество друга было Воинович. А у Войновича есть серия, где он изображает себя вместе с классиками, за одним столом с Гоголем и Пушкиным. Вместе в картишки играют, вместе бражничают. В общем, как говаривал Хлестаков, "с Пушкиным на дружеской ноге". Ну, так вот, под картиной "Картежники" автор поместил такой текст: "А Павла Воиновича Нащокина здесь нет, потому что он продулся и вышел из-за стола". Юрию Норштейну, как и многим, очень нравится и эта картина, и подпись к ней. Юрий Норштейн: Здесь удивительно, что рассказ, который не написан Войновичем, он оказался реализованным в живописи. Лиля Пальвелева: Но как рождается замысел этих причудливых и веселых полотен? Похоже ли это на возникновение замысла литературных текстов? Вот признание Владимира Войновича. Владимир Войнович: Наверное, что-то общее есть, но, кроме того, я, как писатель, в основном пишу сейчас обычно длинные вещи. Поэтому сюжеты мои литературные вынашиваются, бывает, некоторые годами. Есть роман "Монументальная пропаганда", я просто много лет вынашивал этот сюжет. А в живописи очень часто это более мимолетно... Вот оно возникло, хочется записать. Я ведь стихи писал. Сюжеты стихов и картин где-то похоже возникают. Лиля Пальвелева: Если уж речь зашла о стихах, то на выставке есть картина, которую можно сопоставить с лирическим стихотворением. Это пронзительный портрет художника Владимира Любарова. Ему слово. Владимир Любаров: Меня все узнают. Я говорю: "Откуда вы меня знаете?" "А мы видели ваш портрет". Одни говорят в Русском музее, теперь вот здесь. Так что известный я теперь, благодаря вам, Владимир Николаевич. Я надеюсь, что я внес свою лепту в становление художника Войновича тем, что я действительно восторгался и абсолютно искренне тем, что он делает. Хотя, как мне кажется, скептиков было немало. Что я могу сказать как художник? Я могу сказать, что я даже завидую и вот этой необычной непосредственности, и очень точному видению картины миры. Владимир Николаевич вдруг увидел мир в красках. И вот с такой жадностью он все это делает. Так что, я могу сказать, что я только завидую. Лиля Пальвелева: На волнах "Радио Свобода" вы слушаете передачу "Выставочный зал". Наша следующая рубрика - "УНИКАЛЬНЫЙ ЭКСПОНАТ". В 1803 году по указу императора Александра I был основан город-курорт Кисловодск. Первым делом для защиты отдыхающих от набегов горцев построили оборонительную крепость, в которой сейчас размещается музей. На его территории год назад под открытым небом были выставлены 14 экспонатов из камня. Возраст самых древних (это жернова) - 4 тысячи лет. Самые поздние предметы датируются 19 веком. Уникальный экспонат этой выставки - КАМЕННАЯ ВАННА для нарзанных процедур. Слово заместителю директора Кисловодского государственного музея "Крепость" Игорю Лачинову. Игорь Лачинов: В 1803 году открылся первый курортный сезон. Никаких строений здесь не было. Люди жили в балаганах, палатках, шалашах, в повозках, в которых приезжали. Лечение было организовано у источника. Наполнялась яма нарзаном. Там ставили плетень, купались и пили нарзан. Но таким образом принимать лечение было неудобно. Уже вскоре, в 20-е годы XIX века были установлены первые ванны, - деревянные и каменные. И вот одна из каменных ванн здесь представлена. Она выдолблена из нашего местного камня, видите, желтый песчаник. Он легкий для обработки. Их было много, но, к сожалению, до наших дней сохранилась одна. Вес ее около одной тонны, длина примерно 1 метр 60, в ширине она 85 сантиметров и толщина стенок примерно 20 сантиметров. Две выемки. Там шел желоб, по которому стекал нарзан, а это для слива лишней воды. Интересна история этой ванны. Как полагают исследователи, эта ванна находилась во дворе усадьбы знаменитого первого поселенца Кисловодска Алексея Федоровича Реброва, известного этнографа, мецената, предпринимателя, шелковода, винодела. Знаменит его дом, который так и вошел в историю как дом Реброва. Были у него дома и в Ставрополе, и в Пятигорске, и в которых останавливались многие знаменитые люди. Так вот, подобная ванна, а может быть и эта ванна, находилась в усадьбе Алексея Федоровича Реброва, которая располагалась недалеко от источника. Но поскольку в этом доме останавливались и Пушкин, и Лермонтов, то, по всей видимости, в другое место они не ходили принимать ванны. Отображение этого мы находим в повести Лермонтова "Княжна Мэри", когда он пишет, что Печорин вечером перед дуэлью для того, чтобы развеяться, окунулся в холодный кипяток нарзана. Интересен документ, который есть у нас по пребыванию Пушкина в 1829 году, когда он возвращался из Арзрума. Запись в журнале курортном: "Принял 19 ванн и за оные уплатил 19 рублей". Холодный простой цельный нарзан стоила ванна 1 рубль, а вот подогретый от 3 до 7 рублей. В то время примерно 3 рубля стоила корова. Лиля Пальвелева: Рассказ Игоря Лачинова записала наш корреспондент Лада Леденева.Выставка живописных работ писателя Войновича откроется в Москве
Войнович начал рисовать, едва достигнув пенсионного возраста, и называет себя в шутку молодым художником. В первое время он рисовал на бумаге, потом - на картоне, а затем перешел на холст. Живопись, которую Войнович поначалу воспринимал как хобби, так увлекла его, что совершенно затмила литературную работу.
МОСКВА, 17 янв - РИА Новости. Выставка живописных работ писателя-шестидесятника Владимира Войновича, который почти 20 лет всерьез увлекается изобразительным искусством и даже продает свои работы, откроется в Театральной галерее на Малой Ордынке 25 января.
Войнович начал рисовать, едва достигнув пенсионного возраста, и называет себя в шутку молодым художником.
"Это произошло случайно. Моей жене в 1994 году подарили картину, купленную в Измайловском парке, она повесила ее на стену. А мне эта картина чем-то не нравилась. Я купил семь тюбиков ученических красок, перерисовал фон и очень удивился - картина как-то заиграла. Тогда я попробовал этими же маслеными красками нарисовать сам себя, получилось похоже. С этого все и началось", - рассказал писатель РИА Новости.
В первое время он рисовал на бумаге, потом - на картоне, а затем перешел на холст. Живопись, которую Войнович поначалу воспринимал как хобби, так увлекла его, что совершенно затмила литературную работу.
"Я рисовал маслом, пробовал акриловые краски, пастель, были и карандашные рисунки. В общем, когда увлекся живописью, совсем сошел с ума - бросил литературу, только картины писал года три подряд, не написал ни одной строчки", - признался Войнович.
Сюжеты выбираются по настроению - среди его работ есть и пейзажи, и натюрморты, и портреты, а также фруктовая, рыбная, спортивная и даже куриная серия. "Кстати, куриная серия шла, как бройлерные цыплята - нарасхват, и практически вся распродана. Осталось несколько кур и пара петухов", - отметил собеседник агентства.
Дороже всего на сегодняшний день - за 11 тысяч долларов - была продана работа из серии "2+1", где писатель изображал себя с Пушкиным и Гоголем.
"На этой картине персонаж, похожий на меня, объясняет персонажам, похожим на Пушкина и Гоголя, как устроен компьютер", - пояснил Войнович.
Войнович с успехом принимает участие в различных выставках в России и за рубежом. На его счету - персональные ретроспективы в галерее "Асти" (1996), в Центре либеральной политики (1997) и в галерее "Дом Нащокина" (2005) в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге (2004), в Центре ООН в Вене (1997), в Культурном центре в Кельне (2000), в Русском Доме в Берлине (2003).
На выставке "Владимир Войнович. Образы и слова" помимо живописи будут представлены эскизы декораций художника Ирины Балашевич к спектаклю Московского театра музыки и драмы Стаса Намина "Солдат Иван Чонкин", эскизы декораций к спектаклю Театра МОСТ "Есть ли жизнь на Марсе?" по пьесе Войновича "Фиктивный брак", макет работы народного художника РФ Бориса Мессерера к спектаклю Театра сатиры "Трибунал".
Экспозиция будет открыта до 23 февраля 2012 года.
ria.ru
Владимир Войнович
Войнович Владимир Николаевич. Писатель. Автор знаменитого «Чонкина» и множества других произведений, переведенных на 30 языков мира.
Родился Владимир Войнович в городе Сталинабад, нынешнем Душанбе, в Таджикистане. Его отец, Николай Павлович Войнович, был ответсеком республиканского издания "Коммунист Таджикистана" и редактором "Рабочего Ходжента". Мать, Розалия Колмановна Гойхман, была сотрудницей отца, затем преподавала в школе математику.
Во время войны семья переехала в Запорожье. Войнович работал столяром, плотником, авиамехаником, слесарем и пастухом.
В армию Владимир Войнович был призван в 1950 году. Во время службы впервые начал писать стихи. Дважды безуспешно пытался поступить в Литературный институт.
Поступил в Московский педагогический институт, через полтора года уехал в Казахстан, на Целину. Видимо, трудности вызывали у Владимира Николаевича творческий подъём – на Целине он начал писать прозу.
В 1960-м году был принят редактором на радио. Написал стихи, песня на которые стала очень популярной. Сегодня эти строки обрели новую жизнь в связи с тем, что молодёжь иногда не понимает, как это могло быть, что люди пели о планшетниках и системе глобального позиционирования в середине прошлого века, если и сегодня этот hi-tech доступен только продвинутым пользователям. Начало песни такое:
Заправлены в планшетыКосмические карты,И штурман уточняетВ последний раз маршрут.Давайте-ка, ребята,Закурим перед стартом,У нас еще в запасеЧетырнадцать минут.
После того, как в 1962-м году на орбите эту песню спели в прямом эфире космонавты Николаев и Попович, а потом и сам Хрущёв, творческим инициативам Войновича был дан зелёный свет во всех инстанциях.
В 62-м году Владимир Войнович был принят в Союз писателей. В 63-м проявил по отношению к советской власти коварство и начал писать книгу, которая принесла ему всенародную славу – "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина". Жанр этого произведения сегодня определяется как "роман-анекдот". Роман ходил в списках в СССР – в "самиздате". Он стал настощим событием в литературной жизни России.
Закончилась хрущевская оттепель, началось «завинчивание гаек», в том числе процессы против писателей. Владимир Войнович в числе других протестных акций написал открытое письмо с предложением сразу передать в ведомство Союза писателей Лефортовскую тюрьму.
Многие ответственные товарищи не поняли юмора и, после еще нескольких подобных писем, а также петиций в защиту репрессированных диссидентов, с учётом того, что в довершение всех писательских грехов Войновича "Чонкина" издали на Западе, Советский Союз Владимиру Николаевичу пришлось покинуть.
В эмиграции Войнович стал почетным доктором Ноттингемского университета, получил звание член-корреспондента Баварской академии изящных искусств и членство еще множества престижных заведений. Преподавал в Принстоне, перемещался между Мюнхеном и Вашингтоном, но при этом всегда оставался востребован читателями из России.
Последнее время Владимир Войнович занимается живописью. Одна из его картин называется «Возвращение писателя Владимира Войновича на Родину на белом коне».
Возвращение Владимира Войновича было действительно триумфальным. Гражданство вернули личным указом Президента.
Война Войновича с режимом завершилась. Режим пал. Можно сказать, что Владимир Николаевич победил шутя.
vipdossier.ru
В Москве открывается выставка картин писателя Владимира Войновича
В Москве открывается выставка картин писателя Владимира Войновича Russian LookВыставка живописных работ писателя-шестидесятника Владимира Войновича, который почти 20 лет всерьез увлекается изобразительным искусством и даже продает свои работы, откроется в Театральной галерее на Малой Ордынке 25 января, передает РИА "Новости".
Войнович начал рисовать, едва достигнув пенсионного возраста, и называет себя в шутку молодым художником.
"Это произошло случайно. Моей жене в 1994 году подарили картину, купленную в Измайловском парке, она повесила ее на стену. А мне эта картина чем-то не нравилась. Я купил семь тюбиков ученических красок, перерисовал фон и очень удивился - картина как-то заиграла. Тогда я попробовал этими же масляными красками нарисовать сам себя, получилось похоже. С этого все и началось", - рассказал писатель агентству.
В первое время он рисовал на бумаге, потом - на картоне, а затем перешел на холст. Живопись, которую Войнович поначалу воспринимал как хобби, так увлекла его, что совершенно затмила литературную работу.
"Я рисовал маслом, пробовал акриловые краски, пастель, были и карандашные рисунки. В общем, когда увлекся живописью, совсем сошел с ума - бросил литературу, только картины писал года три подряд, не написал ни одной строчки", - признался Войнович.
Сюжеты выбираются по настроению - среди его работ есть и пейзажи, и натюрморты, и портреты, а также фруктовая, рыбная, спортивная и даже куриная серия. "Кстати, куриная серия шла как бройлерные цыплята - нарасхват, и практически вся распродана. Осталось несколько кур и пара петухов", - отметил собеседник агентства.
Дороже всего на сегодняшний день - за 11 тысяч долларов - была продана работа из серии "2+1", где писатель изображал себя с Пушкиным и Гоголем.
"На этой картине персонаж, похожий на меня, объясняет персонажам, похожим на Пушкина и Гоголя, как устроен компьютер", - пояснил Войнович.
Войнович с успехом принимает участие в различных выставках в России и за рубежом. На его счету - персональные ретроспективы в галерее "Асти" (1996), в Центре либеральной политики (1997) и в галерее "Дом Нащокина" (2005) в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге (2004), в Центре ООН в Вене (1997), в Культурном центре в Кельне (2000), в Русском Доме в Берлине (2003).
На выставке "Владимир Войнович. Образы и слова" помимо живописи будут представлены эскизы декораций художника Ирины Балашевич к спектаклю Московского театра музыки и драмы Стаса Намина "Солдат Иван Чонкин", эскизы декораций к спектаклю Театра МОСТ "Есть ли жизнь на Марсе?" по пьесе Войновича "Фиктивный брак", макет работы народного художника РФ Бориса Мессерера к спектаклю Театра сатиры "Трибунал".
Экспозиция будет открыта до 23 февраля 2012 года.
www.newsru.com
предпочитаю называться "наивным" — Российская газета
Когда-то я здорово обидел писателя Владимира Войновича, написав в рецензии на одну из первых его живописных выставок, что представленные там картины мог бы написать его знаменитый литературный герой Иван Чонкин. Я-то имел в виду, что внутренний мир Войновича един в разных проявлениях его искусства, но Владимир Николаевич почувствовал себя задетым. Я забыл, что великие сатирики особо ранимы. Достаточно вспомнить Салтыкова-Щедрина или Свифта. Естественное, казалось бы, желание ответить на их шутки собственными они воспринимают с недоумением. Ну а теперь и вовсе, какие могут быть шутки?
Российская газета: Владимир Николаевич, расскажите о вашей нынешней выставке.
Владимир Войнович: Сегодня открывается выставка в галерее "Дом Нащокина". Там будут мои работы за 10 лет. Я раньше острил, что я - молодой художник, поскольку начал заниматься живописью, едва достигнув пенсионного возраста. Но так можно было говорить год, два, три. Нынешняя выставка - плод 10 лет моей работы или попытки моей работы в этом искусстве.
РГ: Критики сравнивали ваше художественное творчество с "митьками", с классиками наивного искусства. Как бы вы сами его оценили, оборачиваясь на прошедшие десять лет?
Войнович: Насчет "митьков" я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку не очень хорошо их знаю. Может, я в чем-то неосознанно и совпал с ними, но это без моего ведома. Когда обо мне говорят, что я художник примитивный, это мне не нравится, я предпочитаю, чтобы говорили "наивный". С этим я согласен, потому что я наивно решил, что я художник. В искусстве давно идет такое движение, когда многие художники, потрясенные успехом наивной живописи таможенника Руссо или Пиросмани, стали делать вид, что они не умеют рисовать, отказались от классического рисунка. Обычно я говорю, что на их фоне я подлинный современный художник, потому что и впрямь не умею рисовать.
РГ: Я думаю не надо пояснять, что имеется в виду творческая подлинность. А кто ваши любимые художники, ваши образцы в живописи?
Войнович: Вообще я люблю не только Пиросмани, но и классическую живопись. Русскую живопись очень люблю. Как-то я приехал из Лондона, где был в Национальной галерее, которая мне очень понравилась. А в Москве как раз открыли Третьяковку после долгого ремонта. Я пришел туда и просто был потрясен. Особенно люблю старых художников - Рокотова, ну и Репина, и Левитана, конечно. Очень люблю французских импрессионистов. Люблю Ренуара, Сезанна. Единственный, кого я не понимаю, это любимый художниками Матисс.
РГ: Вы подсчитывали, сколько картин написали за эти десять лет?
Войнович: Очень много. Первые три-четыре года я просто сошел с ума, писал с утра до ночи каждый день. Думаю, что написал не меньше пятисот картин маслом. И еще сотни рисунков.
РГ: А где вы храните столько работ?
Войнович: Дома. Никакой мастерской у меня нет, дачи нет, есть две квартиры, в Москве и в Мюнхене. Висят у меня на стенках.
РГ: А то, что не помещается, дарите и продаете?
Войнович: Нет, сейчас я не продаю и не дарю свои работы. Объясню, почему. Дело в том, что у меня год назад умерла жена, и я перестал рисовать. Целый год ничего не писал и задумался: "Что же, я все распродам и раздарю? Пусть лучше останется моим детям".
РГ: Зная ваши сложные литературные отношения с Солженицыным, хочу спросить, у вас есть его портрет?
Войнович: Нет, не писал, и писать не собираюсь. Я хотел сказать, что пишу только тех, кого люблю, но это не совсем так. У меня есть, например, портрет Ленина и портрет Сталина, которые называются "Ленин хороший, Сталин плохой". Это, конечно, все иронически.
РГ: Как движутся литературные труды? Будет ли продолжена автобиографическая книга "Замысел"?
Войнович: Сейчас одна из газет печатает куски моей автобиографии, примыкающие к "Замыслу". Но это уже другая книга.
РГ: Вы были поэтом-песенником, написавшим хит 60-х "На пыльных тропинках далеких планет", вы прозаик, сатирик, публицист, диссидент, мемуарист. Живопись тоже вошла в это единство личности гранью визуального творчества?
Войнович: Да, могу вам рассказать в качестве примечания. Когда меня спрашивали: "А где продолжение "Замысла"?", я отвечал: "Мои картины и есть продолжение этой книги". А случилось вот что. Я писал "Замысел", пытался продолжать "Чонкина" и вдруг почувствовал, что мне скучно. Одна моя знакомая даже сказала: "У тебя кризис". Вдруг так получилось, что я попробовал что-то нарисовать. Мне это так понравилось, что я, как сумасшедший, все бросил и стал рисовать. В Германии продаются специальные альбомы с бумажными листами для живописи маслом и акрилом. Я начал писать на этих бумажках. Холсты я долго не покупал, потому что считал, что, если куплю холст, то это значит, что я вообразил себя настоящим художником. И я писал на этих листках. А поскольку им надо было сохнуть, а я писал очень быстро, то я начал прибивать их на стенку. Сначала окружавшие меня люди очень удивились, поскольку ничего подобного за мной не замечали. Моя жена сказала, чтобы я все это немедленно убрал. Потом удивились друзья. Как-то пришел ко мне литератор и издатель Михаил Гуревич. Он спросил: "А почему бы не сделать выставку?" Я говорю: "Вы что, смеетесь? Это любительская мазня, не более того". В следующий раз пришел с какой-то женщиной, посидели, поговорили. Оказалось, что она директор галереи АСТИ Натэлла Войскунская. Она звонит мне по телефону: "Вы знаете, надо делать выставку". Я говорю: "Вы хотите делать выставку, потому что у меня есть имя в другой области, да?" Она говорит: "Если бы ваши картины мне не понравились, я бы вам не предложила". Я долго не соглашался, потому что считал это нахальством - устраивать выставку. Но как-то меня уговорили, я пошел на нее с большим страхом. Я думал, что меня за нее обматерят. За литературу всю жизнь ругали последними словами, только сейчас затихли. А тут ничего. Даже какие-то художники оказались ко мне снисходительны. Так вот я и пошел дальше.
rg.ru
Владимир Войнович рисует
27 мая 2004—5 июля 2004
Выставка знакомит с живописными произведениями Владимира Войновича, известного писателя, автора знаменитой книги "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина". Шестьдесят пять работ, вошедших в состав экспозиции, принадлежат к так называемой "наивной живописи" и датируются концом XX - началом XXI века. Владимир Войнович. От первого лица Тексты я (за несколькими исключениями) пишу медленно, а картины быстро. Может быть, потому, что еще не ощутил ответственности профессионала. В литературе и живописи есть много общего, но есть принципиальные различия. Художники со мной не согласятся, но я уверен, что литература - искусство более строгое. В литературе меня как читателя интересуют только шедевры. Ни больше, ни меньше. Книги неплохие или более или менее хорошие меня не привлекают.(...) В литературе никакие домашние поделки меня не удовлетворят. Литературой я не мог бы заниматься только для себя, а живописью могу. Примитивная живопись может быть интересной, примитивная литература - никогда. Изобразительное искусство обладает намного большими возможностями, чем литература. Оно позволяет использовать бесконечное количество методов и приемов для достижения художественного эффекта. Здесь все возможно: работа с цветом и светом, реалистическое изображение предметов и намеренное или ненамеренное их искажение, вплоть до абстракций, тоже производящих впечатление на зрителя. В литературе набор возможностей ограничен необходимостью (даже в литературе абсурда) построения логически развиваемого сюжета и созданием воспринимаемых читателем характеров людей и описаний природы. В литературе достичь высоких результатов труднее, чем в живописи, поэтому хороших художников всегда и везде было, есть и будет больше, чем хороших писателей.(...) В живописи я - самоучка. Но литературного института я тоже не кончал. Литературе я учился, просто читая книги и сравнивая написанное с увиденным в жизни. В живописи мое учение ограничивается тем, что я в музее или в альбоме внимательно рассматриваю картины и пытаюсь понять, как достигаются те или иные эффекты. При этом я никому конкретно не подражаю, но учусь у всех, кто мне нравится.(...) Делая первые шаги в живописи, я из своего литературного опыта знал, что даже начинающему, обучаясь искусству, надо слушать, но не слушаться. Первыми советами, сразу же мною отметенными, были советы учиться у наивных художников. Нет, сказал я, я этого делать не буду. Наивный художник - это тот, у кого есть талант, но не хватает умения. Таланту научиться нельзя, а умению лучше учиться у умелого. (...) Стать Богом нельзя, но учиться у него непосредственно доступно каждому, потому что Бог есть Природа, которая открыта нам всем. Но если уж учиться у художников, то лучше у больших, чем у маленьких. (...) (Цит.по: Владимир Войнович. Образы и слова. М.Эксмо, 2003. С.16-18)www.rusmuseum.ru
До 23 февраля. «Владимир Войнович. Образы и слова»
Знаменитый писатель, драматург, поэт — 18 лет занимается живописью, только об этом знают не все... Портреты, натюрморты, пейзажи; куриная, фруктовая, рыбная и спортивная серии художника составят живописную часть экспозиции выставки. Театральный музей им. А.А. Бахрушина, ул. М. Ордынка, 9
Творческий путь Войновича-писателя складывался непросто. Художника Войновича судьба, кажется, вознаградила. С первых шагов на поприще живописи Владимир Войнович с успехом принимает участие в различных выставках в России и за рубежом. На счету автора персональные выставки в галерее «Асти» (1996), в Центре либеральной политики (1997) и в галерее «Дом Нащокина» (2005) в Москве, в Русском музее в Санкт-Петербурге (2004), в Центре ООН в Вене (1997), в Культурном центре в Кёльне (2000), в Русском Доме в Берлине (2003). В 1997 году в Центральном доме художника состоялась совместная выставка художников Владимира Войновича и Владимира Любарова. Художников, ставших с некоторых пор не только коллегами, но и близкими друзьями.Своих давних друзей и коллег, и даже «персонажей» своих картин, в числе коих и Владимир Любаров, соберёт художник Владимир Войнович на вернисаже выставки в Театральной галерее.Владимир Войнович – и в литературе, и в живописи – неизменно отличается особым стилем, темпераментом, метким и искромётным юмором. Колоритные и невероятно живые, полнокровные образы на картинах Владимира Войновича предстают словно бы воплощениями его литературных героев. «Каждый предмет у него так осязаем, что часто просто хочется потрогать его руками. И я всегда думал, что было бы интересно, если бы Войнович попробовал описать этот свой мир не только словами, но и красками», — так сказал о Войновиче художник Борис Биргер. Но и слово писателя неизменно присутствует в его картинах. Его непосредственные, меткие комментарии и ёмкие названия дополняют и расширяют их смысловое и образное пространство.Портреты, натюрморты, пейзажи; куриная, фруктовая, рыбная и спортивная серии художника составят живописную часть экспозиции выставки «Владимир Войнович. Образы и слова». На выставке будут представлены также эскизы декораций художника Ирины Балашевич к спектаклю Московского театра музыки и драмы Стаса Намина «Солдат Иван Чонкин» (реж. – Андрей Россинский, Стас Намин при участии Владимира Войновича), эскизы декораций к спектаклю Театра МОСТ «Есть ли жизнь на Марсе?» по пьесе Войновича «Фиктивный брак» (реж. – Евгений Славутин), макет работы народного художника РФ Бориса Мессерера к спектаклю Театра сатиры «Трибунал» (реж. – Валентин Плучек).
Благодарим Театральный музей им. А.А. Бахрушина за предоставлены материалы.Автор фотографий – Дина Радбель
26 января 2012 г.
family-values.ru