Войти на сайт. Дайнеко картины


Творчество Александра Дейнеки

Будущие летчики

 

Дейнека Александр Александрович (1899 — 1969) — живописец, график, художник монументально-декоративного искусства и скульптор. Действительный член Академии Художеств СССР. Народный художник СССР. Член-корреспондент Академии искусств ГДР.

Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур.

"Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. Государство планирует хозяйство вперед на пятилетки, и нет более благородной задачи для художника, чем показать всю красоту нашего завтрашнего дня, не забывая и героику прошлых годов. Но сколько бы искусство ни раскрывало прошлого и не забегало в будущее, оно принадлежит своему времени, и если искусство несет в себе устойчивые, непреходящие идеи, оно будет всегда живое... Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью".

...Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Учился в Харьковском художественном училище. В 1919— 1920 годах был в рядах Красной Армии, затем уехал в Москву, где учился и закончил в 1925 году ВХУТЕМАС. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах "Безбожник у станка", "У станка", иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса "В огне". Картина "Оборона Петрограда" была первым живописным произведением художника. За ней последовали другие работы: "В обеденный перерыв в Донбассе" (1935), "Никитка—первый русский летун" (1940), "Будущие летчики" (1937)...

Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—"Хорошее утро" (1959— 1960), "Хоккеисты" (1959—1960), "Доярка" (1962) и "Красногвардеец" (1962).

Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. Он был одним из самых страстных поклонников людей не только духовно, нравственно, но и физически сильных. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Картина "Эстафета по кольцу "Б" (1947), мозаика "Лыжники" (1950), скульптуры "Стометровка", "Бегущая спортсменка" и многие другие — убедительное тому подтверждение.

Дейнека совершенно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики.

Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Одна из лучших его живописных многофигурных композиций — "Оборона Севастополя"—исполнена в 1942 году.

В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады, и мрачные дни. Его объявляли формалистом, его самая сильная картина "Оборона Петрограда" долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. В эти трудные для него дни он сильно огорчался, но не переставал верить и работать, оставаясь всегда принципиально твердым в своих воззрениях на искусство.Дейнека создал свой художественный стиль, неповторимый и ставший образцом искусства высокого накала и нравственной чистоты.

Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. М., 1994. С.77

Сбитый ас

 

 

ПОСМОТРЕТЬ ГАЛЕРЕЮ РАБОТ

subscribe.ru

Художник Дейнека. Три картины. - Валерий Потапов

Стиль, движение, атмосфера, почерк....конечно "Оборону":

Эта четырёхметровая картина из Русского Музея мне тоже нравиться.

Вообще-то это самая знаменитая картина на тему нашей второй большой войны.

В Советском  Союзе она была распиарина (термин - уж извините, современный)  не меньше "девочки с персиками","трёх богатырей" и " медведей в сосновом бору", я их все в самой ранней юности увидел на марках Почты СССР и запомнил на всю жизнь.

Всю жизнь они меня и сопровождали.

Но, с самого первого момента встречи с этим произведением я никак не мог объяснить себе логику происходящего.Да и сейчас не могу.

Картина называется "Оборона Севастополя", (не "десант в Евпатории" или "высадка в Керчи", не "Оборона Чёрного моря")Но - Севастополь справа, за мерзкими фашистами, которые его как бы и защищают (или что они делают?),а со стороны моря, где, как правило и высаживаются оккупанты-диверсанты - странные белоснежные людиидущие в штыковую атаку  (три штыка справа и весь дальний план говорят именно об этом).Треть картины занимает Главный Герой, который перед боем видимо постригся в одной парикмахерской с главным антигероем - уже лежащим перед ним (стрижки уж очень похожи).

Годам к двадцати пяти, вернувшись из армии, ещё понял, что перед нами в главной роли - персонаж, просравший своё оружие (это трибунал и угроза расстрела, даже либерастов можно не приглашать).

У него нет ни винтовки мосина со штыком, ни автомата без штыка, ни нашей классической для такого случая заточенной со всех сторон сапёрной лопатки.

В руках у него связка. Гранат? Танки в штыковой?Единственный танк на картине находится сзади героя, и давно уже подбит, видимо ещё во время предыдущей обороны Севастополя.Или это бутылки? Где поджиг? И чьё судно идёт в сторону берега? Наши? Немцы?

Судя по телу, лежащему перед ним, он это своё единственное богатство не бросает куда-то в даль, за горизонт, под гусеницы условного "Тигра", прущего на всех михалковских парусах, а использует, как палицу, размахивая слева направо и справа налево.

А немец, лежащий перед ним - дистрофик, чмо, которое можно было прибить и одной бутылкой.Для володарских и гуськовых это должна быть неожиданная, совершенно не разработанная мысль о том, что перед Севастополем они (немцы! блядь, а не наши!) все находились в концлагерях и только загранотряды, которые в формат картины не попали, заставили этих тощих, несчастных, зелёных от недоедания солдат идти на верную смерть под крышесносящие бутылки людей в белом.Почему странные белоснежные люди? Просто помню с детства, что наших матросов немцы называли "чёрная смерть".

(Вот хитрый Пикассо свою "Гернику" написал так, чтоб ни один "спец" не доебался к деталям.)

Но картина очень мощная (и она подписана 1942 годом).В детстве, я был убеждён, что художник весь задний красный фон расписывал своей кровью.

Заодно замечу, что в отличие от кинофильмов, с высокохудожественными, полноразмерными полотнами маслом на тему войны у этой нашей части интеллигенции получилось как-то скромнее.

Не залезая в интернеты могу вспомнить только "фашист пролетел", "допрос кого-то там, скорее всего еврея комиссара" и "письмо с фронта".

...Продолжаю анализировать ... хе - хе ...

И вот третья картина, которая как бы апофеоз. Менее знаменитая, но мне попадалась не раз:

Хорошая. И всё бы в ней вписалось в моё понимание гармоничности этого мира.Но впервые увидел название:    Александр Дейнека. "После боя. 1944".

Это, блядь, после какого боя в 1944 году можно так (и где?) беззаботно улыбаться под тёплой водой душа (под холодной никак не поулыбаешься, поверьте. Или сами попробуйте.)Если спустя сорок лет, в 1984 году, в дивизии не ведущей никаких боевых действий у нас на тридцать человек было только пару тазов с холодной водой, одна сорокаватная лампочка, освещавшая наши тощие тела сбоку, десять минут времени на всех, ну и ещё что-то, а,.. мыло в руках и укусы от вшей на теле, но это мало кого волновало.Меня, художественную натуру тогда впечатлила неожиданная гамма.

Тут очень хорошо передан цветовой оттенок - это кожа после горячего.

Там, у нас, после холодного, кожа синевато-белая, но с неожиданными леопардовыми пятнами, я один стоял просто сине-белый - с вопросом: что это у вас всех за хуйня?

- Да не обращай внимание, уже привыкли - остатки сибирской язвы.Это была моя первая и последняя помывка в своём противотанковом артдивизионе.Я уже становился фотографом политотдела дивизии, почти не ночевал со всеми в казарме-палатке но ещё не мог отмазаться от некоторых неожиданностей.И не было никакой подобной весёлой атмосферы.

Сержант сунул мне кальсоны одного из дембелей - сказал: сначала постирай - засраны.

Был послан на хуй, за что с ходу, получил крупным кулаком в морду.

Так что на моей картине тёмно-красного цвета было бы побольше.И это в то время, когда не было не шиитов, ни суннитов, ни ватников с укропами.

От этого своего опыта и отношение к картине оказалось  неравнодушное.

Но вернёмся к хорошему началу:

В этой картине мне всё нравится, и прежде всего тела-лица.Это не современное дистрофичнодокостейтипабарбинотолькосбоольшимисиськами с обязательным пирсингом в пупке.Это именно та, настоящая женская красота, которая, эх - возбуждает и до дрожи, и до прочих, понятных нам, мужикам нюансов.Как говаривал Василь Макарыч: - "Да, есть на что мужчине бросить взор".

Это картина 1941 года.  

Называется: Александр Дейнека. "Бегущие девушки".

Терриконы на горизонте напоминают о Донбассе.

И ещё. У художников очень немного любимых натурщиц.

Подозреваю, что одна из них позировала и для "Обороны Севастополя".

Для позирования А. Дейнеке нужен был крепкий молодой парень, но ему никак не удавалось найти подходящую мужскую натуру. "Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре, - рассказывал художник. - Одна из моих знакомых спортсменок с подходящими физическими данными согласилась позировать". Так появились наброски для фигуры моряка с гранатами и ряда других персонажей картины.

И что-то мне подсказывает, что Дейнека любил фильмы Лени Рифеншталь.

Ну и вообще это я к чему? Где мораль?

Хороший художник, он не обязательно должен быть умным и логичным.

Он должен быть Художником, мы всё простим.

Художников-фотографов (как они себя сами называют) я вообще не имел в виду, об этом будет как-нибудь отдельно.

blow-up-1960.livejournal.com

«1931 Девочка у окна. Зима. Х. , м. 90х98 ЧС» картина

Эстетически действенное применение этот же прием находит в лучшем листе, украсившем книгу, на котором воспроизведен жилой интерьер с маленькой девочкой у широкого окна, зачарованно вглядывающейся в мерцающую загадочным светом панораму зимнего сада, в поседелые, опушенные инеем деревья, чудесным видением возникшие в оконном проеме. И хотя мы не видим выражения лица юного существа, по всему характерно очерченному складу ее фигуры нетрудно догадаться о душевном состоянии девочки, взору которой неожиданно открылась красота окружающего мира. Ни смыслом, ни тем более своей эстетической атмосферой данная иллюстрация не совпадает буквально с описаниями, имеющимися в тексте стихотворения. Так поэт говорит: «А ребята сидят по домам; за окошком — холодный туман, на окошке — в два пальца лед, даже в щелку взглянуть не дает» или: «... в темной комнате — тишина: ни звонкого смеха, ни бодрого крика... Скучно... Печально... Темно и тихо». В интерьере, представленном Дейнекой, нет и намека на печаль и скуку, скорее в нем витает дух волшебной сказки, но не выдуманной, а рожденной комбинацией черт и обстоятельств, существующих в реальности. Встреча ребенка с чудом, сотворенным природой, охарактеризована автором с непринужденной искренностью и душевной деликатностью, с тем вкусом и пониманием эстетической ценности простого, неприметного, которые возможны при наличии у художника душевной зоркости, обостренного поэтического чувства. Живая правда ситуации выражена умело срежиссированным предметным антуражем и тонко раскрытым свойством графического материала. Существенную образную нагрузку несет пространственная структура листа, строящаяся на контрастном сопоставлении двух различных сред — теплого, уютного жилья и залитого лунным светом холодного пространства улицы. Причем эту задачу художник решает далеким от иллюзорности способом, с живописным чутьем, как бы предопределившим дальнейшую судьбу иллюстрации, которой суждено было стать прототипом картины «Девочка у окна. Зима»

gallerix.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта