Мост Ватерлоо (цикл картин). Ватерлоо картина
Мост Ватерлоо | 1900 | 65 × 93 cm | Художественный музей, Санта-Барбара (Калифорния, США)]] | |
Мост Ватерлоо, Лондон | 1900 | 65 × 100 cm | Городская галерея Хью Лэйна (Дублин, Ирландия) | |
Мост Ватерлоо в Лондоне | 1901 | Главное здание полиции Роттердама | ||
Мост Ватерлоо в Лондоне | 1902 | 66 × 100 cm | Национальный музей западного искусства (Токио, Япония) | |
Мост Ватерлоо | 1903 | 86 × 121 cm | Художественный музей Денвер (Колорадо, США) | |
Мост Ватерлоо. Эффект тумана | 1903 | 65,3 × 101 cm | Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)[3] | |
Мост Ватерлоо в Сумерках | 1903 | Национальная галерея искусства (Вашингтон, США) | ||
Мост Ватерлоо, серый день | 1903 | Национальная галерея искусства (Вашингтон, США) | ||
Мост Ватерлоо, солнечный свет сквозь туман | 1903 | 74 × 100 cm | Национальная галерея Канады (Оттава, Канада) | |
Мост Ватерлоо, облачно | 1903 | 65 × 100 cm | Музей Ордрупгаард (Копенгаген, Дания) | |
Мост Ватерлоо, эффект солнечного света | 65 × 100 cm | Художественный музей Макмастера, Гамильтон (Онтарио, Канада) | ||
Мост Ватерлоо в пасмурную погоду | 1904 | Частная коллекция[4] | ||
Мост Ватерлоо | Музей искусств Мацусита (Кирисима, Япония) | |||
Мост Ватерлоо, мутное солнце | 1903 | 64,7 × 99,7 | Художественная галерея (Рочестер, Нью-Йорк, США) |
xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai
Битва при Ватерлоо – кратко
Битва при Ватерлоо 18 июня 1815 года положила конец попытке бежавшего с острова Эльбы Наполеона Бонапарта вернуть себе французский трон (Сто дней Наполеона). Она же положила конец всей его полководческой и политической карьере. Разбитый при Ватерлоо англо-прусским войском Наполеон был принуждён к вторичному отречению и отправлен в отдалённую ссылку на остров Святой Елены, где через шесть лет скончался.
Авантюра Ста дней вначале шла удачно для Наполеона. Собрав армию и выступив из Парижа на север, в Бельгию, он нанёс там 16 июня 1815 чувствительные поражения англичанам у Катр-Бра и пруссакам при Линьи. Однако новый прусский главнокомандующий Гнейзенау сумел собрать остатки разгромленной при Линьи армии, чтобы устроить новое нападение на французов. Совершенно не ожидавший этого Наполеон ослабил своё войско, отделив от него 33-тысячный корпус маршала Груши. Этому корпусу было приказано преследовать пруссаков, которые, по убеждению Наполеона, должны были после Линьи в беспорядке отступать к Маасу. Однако прусская армия собралась у города Вавра и завязала связь с английским командующим Веллингтоном, который расположился в 20 километрах южнее Брюсселя, у селения Ватерлоо. Пруссаки предложили Веллингтону немедленно завязать новую битву с врагом.
Ничего не знавший об этом Наполеон накануне битвы при Ватерлоо соединил у Катр-Бра свою армию с армией маршала Нея и двинулся по брюссельской дороге против англичан. Ему не приходила в голову мысль, что ему придется сражаться и с пруссаками, которых он считал полностью разбитыми. Наполеон рассчитывал на легкую победу. Чтобы навести страх на неприятеля и внушить мужество своим собственным войскам, он устроил на глазах англичан военный смотр. Тогда в последний раз выстроились на параде перед своим вождем ветераны, участвовавшие в битвах при Пирамидах, при Аустерлице, при Бородине, и так долго державшие в страхе весь мир. От упадка своего прежнего величия они сберегли только свою солдатскую гордость, свою жажду мщения и неукротимую привязанность к своему геройскому вождю. Во время этого смотра в преддверии сражения при Ватерлоо императорская власть еще раз представилась взорам старых солдат во всем своем блеске и произвела глубокое впечатление на их сердца. Великий полководец еще раз предстал перед ними в своем мрачном величии.
Битва при Ватерлоо. План. Синим цветом показано расположение французской армии, красным - англо-голландской
В полдень 18 июня 1815 года Наполеон начал бой, который и получил название битвы при Ватерлоо или при Бель-Альянсе. Победа долго не склонялась в нём ни на одну сторону; ряды английской армии долго с геройским мужеством отражали и громадные массы пехоты, с которыми французский генерал Эрлон устремился на войска Веллингтона, и такие массы кавалерии Нея, какие никогда еще не были собраны на одном пункте. Но после полудня ряды англичан стали колебаться, а нападения французов на Мон-Сен-Жан – главный центр позиции Веллингтона – становились все более грозными. Но помощь бившимся при Ватерлоо англичанам пришла вовремя. Пруссаки, которых Наполеон считал бегущими, напали на тыл правого крыла французов. В то время, как маршал Груши вступил у Вавра в бой с отрядами Тильманна, главная прусская армия появилась на том поле сражения, где происходила решительная борьба.
Наиболее ожесточённо битва при Ватерлоо шла на Мон-Сен-Жане, – на том ряде холмов, который перерезывается большой дорогой, ведущей в Брюссель. Там, как рассказывают, были произнесены французским генералом Камбронном следующие слова, сохранившиеся в памяти его нации, как последнее напоминание об исчезнувшем поколении героев: «Гвардия умирает, но не сдается в плен» Напротив, никакими оправданиями нельзя было смыть позор с генерала Бурмона, изменнически перешедшего на сторону Бурбонов и покинувшего французскую армию накануне сражения при Линьи. Соединение союзных армий, спасшее их от грозившего при Ватерлоо поражения, было преимущественно делом Гнейзенау.
Битва при Ватерлоо. Картина У. Сэдлера, до 1839
«Прибытие Блюхера или гибель!» – воскликнул Веллингтон, когда битва стала после полудня принимать неблагоприятный для него оборот. Наполеон был побежден при Ватерлоо благодаря своевременному появлению на поле сражения пруссаков под начальством Блюхера и Бюлова. Семидесятилетний Блюхер, лежавший за два дня перед тем при Линьи без движения под своей лошадью среди неприятельской кавалерии, был теперь по-прежнему бодр и неустрашим. На правом крыле французы скоро потерпели полное поражение. Подобно отчаянному игроку, Наполеон наконец решился всё поставить на одну карту. Императорская гвардия, которую Наполеон берег до последней крайности, была около семи часов вечера отправлена под начальством Нея в атаку на центр английских позиций при Ватерлоо, но после ожесточенного рукопашного боя была принуждена отступить. Несколько других батальонов императорской гвардии были разбиты Бюловом подле Планшенуа после кровопролитной борьбы.
Битва при Ватерлоо. Атака пруссаков на Планшенуа
«Все кончено, спасайтесь!» – воскликнул Наполеон. Маршал Сульт, заменивший Бертье в должности начальника главного штаба, увел побледневшего и растерявшегося императора с поля сражения. Преследуемый неприятелем, Наполеон вскочил без шляпы и без шпаги на коня и торопливо направился через Шарлеруа, Филиппвилль, Лаон к Парижу. Скоро вся французская армия обратилась в беспорядочное бегство. После битвы при Ватерлоо она оставила в руках неприятеля всю свою артиллерию; только четвертая её часть успела спастись. Даже карета Наполеона, наполненная доверху золотом и драгоценными каменьями, досталась пруссакам.
Гренадёр французской Старой гвардии
Гнейзенау сам руководил преследованием разбитого неприятеля. Армии английская и прусская были обязаны блестящей победой при Ватерлоо совокупному единодушному образу действий своих главнокомандующих столько же, сколько доверию к своим начальникам и к своим собственным силам. Но исход сражения был решен своевременным прибытием пруссаков. Однако, национальная зависть британцев долго приписывала победу исключительно или главным образом герцогу Веллингтону и английской армии! После окончания битвы два полководца обнялись в хуторе Бель-Альянс. Блюхер желал, чтоб сражение было названо по имени этого хутора. Но Веллингтон предпочел название Ватерлоо, где он за день перед битвой провел ночь, но где не происходило никакого сражения. Только по прошествии многих лет историческая критика оценила по достоинству заслуги каждого из двух главнокомандующих.
Наполеон при Ватерлоо. Литография первой половины XIX века
В написанных на острове Святой Елены мемуарах, Наполеон называет главным виновником проигрыша сражения при Ватерлоо маршала Груши, который не исполнил данного ему приказания спешить на поле боя кратчайшим путем, а вместо того вступил подле Вавра в борьбу с прусским корпусом Тильманна и потому не мог вовремя исполнить свою задачу. Позднейшие военные писатели признали эти обвинения неосновательными; они утверждают, что Груши не мог прибыть к месту битвы при Ватерлоо достаточно скоро для того, чтоб повлиять на её исход. Те 30,000 человек, которых он отвел после битвы в Намюр, а оттуда через Динан, Мезьер и Ретель в Суассон, составляли крепкое ядро,к которому могли примыкать солдаты, спасавшиеся бегством. Впрочем, нельзя положительно утверждать, что в поведении маршала Груши не было ничего двусмысленного.
Общая цифра потерь французской армии при Ватерлоо превышала 50,000 человек, а потери союзников доходили до 43,000; но преследование неприятеля довершило его поражение. Армия, на которую возлагала свои надежды восстановленная французская империя, была после битвы при Ватерлоо, в сущности, совершенно уничтожена, а вместе с нею исчезло и доверие к её вождю.
Литература о битве при Ватерлоо
С. Зыков, Военно-исторический обзор кампании 1815 г., Спб., 1860
Клембовский, Обзор кампании 1815 г. в Нидерландах, Спб., 1889
Леер, Сложные операции, Спб., 1892;
Жерар, Несколько документов о битве при Ватерлоо, 1829 (на французском языке)
Гляйх, История битвы при Ватерлоо, Лондон, 1861 (на английском языке)
Хорсбург, Ватерлоо. Изложения хода событий и критическая оценка, Лондон, 1895 (на английском языке)
Уссэ Анри, 1815. Ватерлоо, Париж, 1901 (на французском языке)
Ноэц, Битвы у Катр-Бра, Линьи, Ватерлоо и Вавра, Париж, 1903 (на французском языке)
rushist.com
Мост Ватерлоо (цикл картин) - Gpedia, Your Encyclopedia
Мост Ватерло́о — серия из 41 картины Клода Моне, написанных между 1900 и 1904 гг. Они изображают старый Мост Ватерлоо в Лондоне в разное время суток и в разную погоду. Этот мост был сильно повреждён немецкими бомбардировками во время Второй мировой войны, снесен и на его месте возведен новый мост, сохранивший прежнее имя. Цикл картин входит в серию лондонских пейзажей (общим числом около ста), известную также как «Серия Лондонских туманов»[1], в эту серию также входят циклы картин «Парламент» и «Мост Чаринг-Кросс».
Работа велась во время поездок в Лондон осенью 1899 года, в феврале 1900 года и в феврале—апреле 1901 года. Художника в первую очередь интересовал эффект тумана над Темзой («потрясающего тумана», как он пишет в одном из своих писем) — этот мотив является основным в большинстве его картин цикла. «С каждым днем мне все больше нравится писать Лондон», — писал Моне в 1900 году из Англии своей невестке Бланш.[2]. Моне заканчивал картины уже по возвращении из Лондона в своей мастерской в Живерни.
Картины
Мост Ватерлоо | 1900 | 65 × 93 cm | Художественный музей, Санта-Барбара (Калифорния, США)]] | |
Мост Ватерлоо, Лондон | 1900 | 65 × 100 cm | Городская галерея Хью Лэйна (Дублин, Ирландия) | |
Мост Ватерлоо в Лондоне | 1901 | Главное здание полиции Роттердама | ||
Мост Ватерлоо в Лондоне | 1902 | 66 × 100 cm | Национальный музей западного искусства (Токио, Япония) | |
Мост Ватерлоо | 1903 | 86 × 121 cm | Художественный музей Денвер (Колорадо, США) | |
Мост Ватерлоо. Эффект тумана | 1903 | 65,3 × 101 cm | Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)[3] | |
Мост Ватерлоо в Сумерках | 1903 | Национальная галерея искусства (Вашингтон, США) | ||
Мост Ватерлоо, серый день | 1903 | Национальная галерея искусства (Вашингтон, США) | ||
Мост Ватерлоо, солнечный свет сквозь туман | 1903 | 74 × 100 cm | Национальная галерея Канады (Оттава, Канада) | |
Мост Ватерлоо, облачно | 1903 | 65 × 100 cm | Музей Ордрупгаард (Копенгаген, Дания) | |
Мост Ватерлоо, эффект солнечного света | 1903 | 65 × 100 cm | Художественный музей Макмастера, Гамильтон (Онтарио, Канада) | |
Мост Ватерлоо в пасмурную погоду | 1904 | Частная коллекция[4] | ||
Мост Ватерлоо | Музей искусств Мацусита (Кирисима, Япония) | |||
Мост Ватерлоо, мутное солнце | 1903 | 64,7 × 99,7 | Художественная галерея (Рочестер, Нью-Йорк, США) |
Примечания
www.gpedia.com
Битва при Ватерлоо ~ картины Рейксмузеума, Национальный музей ~ Beesona.Ru
Главная ~ Картины великих ходожников XV - XX века ~ Рейксмузеум, Национальный музей (Амстердам) ~ Битва при Ватерлоо Описание: 1824, 576 cm х 836 cm, Холст, масло (Деталь) Полный размер: 2000 х 1591 px. Открыть оригинал | Скачать на диск Художник: Pieneman, Jan WillemДругие картины «Рейксмузеума, Национальный музей »:
Битва при Ватерлоо
Битва при Ватерлоо
Пейзаж Аркадии
Портрет Артура Уэлсли, герцога Веллингтона (1769-1852)
Портрет дамы и джентльмена
Принц Оранский в Катр-Бра
Самопожертвование Пастора Antonius Hambroek на острове Формоза (Тайвань)
Триумвират от имени принца Оранского берет власть в свои руки 21 ноября 1813
Эсквайр Ян Виллем Янссенс (1762-1838). Губернатор Капской колонии и генерал-губернатор Голландской Ост-Индии
Портрет мужчины, возможно Petrus Augustus de Genestet (1829-61), поэт
Charles Henri Joseph Leickert (1818-1907). Художник
Jan Jacob Rochussen (1797-1871). Генерал-губернатор (1845-51)
Мне нравится: 0 |
Количество просмотров: 182Количество комментариев: 0
© Pieneman, Jan Willemwww.beesona.ru
Мост Ватерлоо (цикл картин) - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Мост Ватерло́о — серия из 41 картины Клода Моне, написанных между 1900 и 1904 гг. Они изображают старый Мост Ватерлоо в Лондоне в разное время суток и в разную погоду. Этот мост был сильно повреждён немецкими бомбардировками во время Второй мировой войны, снесен и на его месте возведен новый мост, сохранивший прежнее имя. Цикл картин входит в серию лондонских пейзажей (общим числом около ста), известную также как «Серия Лондонских туманов»[1], в эту серию также входят циклы картин «Парламент» и «Мост Чаринг-Кросс».
Работа велась во время поездок в Лондон осенью 1899 года, в феврале 1900 года и в феврале—апреле 1901 года. Художника в первую очередь интересовал эффект тумана над Темзой («потрясающего тумана», как он пишет в одном из своих писем) — этот мотив является основным в большинстве его картин цикла. «С каждым днем мне все больше нравится писать Лондон», — писал Моне в 1900 году из Англии своей невестке Бланш.[2]. Моне заканчивал картины уже по возвращении из Лондона в своей мастерской в Живерни.
Картины[ | ]
Мост Ватерлоо | 1900 | 65 × 93 cm | Художественный музей, Санта-Барбара (Калифорния, США)]] | |
Мост Ватерлоо, Лондон | 1900 | 65 × 100 cm | Городская галерея Хью Лэйна (Дублин, Ирландия) | |
Мост Ватерлоо в Лондоне | 1901 | Главное здание полиции Роттердама | ||
Мост Ватерлоо в Лондоне | 1902 | 66 × 100 cm | Национальный музей западного искусства (Токио, Япония) | |
Мост Ватерлоо | 1903 | 86 × 121 cm | Художественный музей Денвер (Колорадо, США) | |
Мост Ватерлоо. Эффект тумана | 1903 | 65,3 × 101 cm | Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)[3] | |
Мост Ватерлоо в Сумерках | 1903 | Национальная галерея искусства (Вашингтон, США) | ||
Мост Ватерлоо, серый день | 1903 | Национальная галерея искусства (Вашингтон, США) | ||
Мост Ватерлоо, солнечный свет сквозь туман | 1903 | 74 × 100 cm | Национальная галерея Канады (Оттава, Канада) | |
Мост Ватерлоо, облачно | 1903 | 65 × 100 cm | Музей Ордрупгаард (Копенгаген, Дания) | |
Мост Ватерлоо, эффект солнечного света | 1903 | 65 × 100 cm | Художественный музей Макмастера, Гамильтон (Онтарио, Канада) | |
Мост Ватерлоо в пасмурную погоду | 1904 | Частная коллекция[4] | ||
Мост Ватерлоо | Музей искусств Мацусита (Кирисима, Япония) | |||
Мост Ватерлоо, мутное солнце | 1903 | 64,7 × 99,7 | Художественная галерея (Рочестер, Нью-Йорк, США) |
Примечания[ | ]
encyclopaedia.bid