Образ Лилит в искусстве. Русская и зарубежная литература. Картины лилит


Рассматривая картины: о Лилит и не только...

Сегодня у нас Джон Кольер и его "Лилит" (1892).

535472b91938173f18a09f08831949ee.jpg

И в этот раз я вам не буду рассказывать о художнике - английском живописеце-портретисте, хоть Кольер и является одним из представителей прерафаэлитизма. Речь сегодня пойдёт о Лилит.)

Строго говоря, христианство никогда не упоминает о Лилит. Вы не найдёте ни слова о ней в библейских книгах. Лишь в еврейском тексте книги Исаии сказано:Ис.34:13-14: «И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой.»

Но если верить Алфавиту Бен-Сиры именно Лилит была первой женщиной и женой Адама до Евы. Бог создал их практически одновременно: сначала Адама из чистого праха, а чуть позже Лилит из глины (смесь грязи и ила) и огня, чтобы Адаму было нескучно и тот мог удовлетворять свои сексуальные потребности. Но семейная жизнь у них как-то не задалась. Утверждается, что Адам был скучен в любовных играх, предпочитал только одну позу, мессионерскую. Лилит же хотелось большего. И вот наступил момент, когда она поставила ультиматум своему мужу.“Я не буду лежать снизу, — говорила она. — Мы равны друг другу, ибо оба созданы из праха”

Да и в других делах похоже Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, т.к. считала себя равной ему. Не кажется вам это слишком знакомым?

Адам с такой постановкой вопроса не соглашался и в конце концов Лилит произнося тайное имя бога Ягве, поднялась в воздух и улетела прочь. Но видимо она надеялась на продолжение отношений т.к.периодически возвращалась к нему и потом рожала от него детей. Адама такое положение совсем не устраивало, жена вроде как есть и вот её нет. И он обратился к Богу с жалобой на свою своенравную жену. Тот послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф.

Ангелы нашли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказалась возвратиться к мужу. Тогда ангелы наказали её. Существуют три версии наказания: 1. сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; 2. она обречена рожать детей — демонов;3. Бог сделает её бесплодной.

Лилит поклялась же, что она пощадит любого ребёнка, защищённого амулетом или пластинкой с её именем, либо с именами ангелов, пытавшихся возвратить её, несмотря на то, что её «функцией» является убийство младенцев. Такой её создал Бог.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Похоже, что именно с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

Существует также несколько шумерских легенд о Лилит. В них Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Злые языки утверждают, что Адам часто вспоминал Лилит и во сне произносил вслух её имя, огорчая этим Еву. Лилит же довольно быстро устроила свою личную жизнь, став женой Самаэля - ангела Смерти . Имя «Самаэль» иногда рассматривается как истинное «ангельское» имя дьявола. «Яд Бога». В каббале Самаэль считается Ангелом Смерти, главным правителем Пятого Неба и одним из семи регентов мира. Ялкут Шимони говорит о Самаэле, как об ангеле-хранителе Исава. В Мишне Самаэль обозначен как ангел-хранитель Эдема.Ему ставят в вину грехопадение Евы, которая от Самаэля родила Каина. Именно он явился к ней в образе змея.

Есть версия, что змеем был Азазель, но также есть мнение, что это была сама Лилит. Ей было завидно, что Адам жил с Евой в мире и согласии, вот и решила накормить их яблоком с дерева Знаний.

Кстати, Лилит жива и в наши дни, ибо сама те яблочки запретные не ела, соответственно грехопадения не совершала, а значит не была лишена бессмертия. (Вот оно, настоящее женское коварство.) И сейчас пудрит головы женской половине земного населения феменизмом, забывая рассказать о последствиях...Ис.34:13-14: «И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой.»

PS: Как опустились женщины, как низко пали, "освободив" себя от "рабского" труда: стоять на кухне, готовя завтрак, обед иль ужин... воспитывать детей...

sincerely-comm.livejournal.com

Адам, Ева и Лилит (легенда, картины)

В Библии содержится два рассказа о сотворении первых людей – Адама (имя означает "человек") и Евы (предположительно имя значит "дающая жизнь").Первый вариант: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.  И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…" (Бытие, 1:27-29).

Второй вариант: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал" (Бытие, 2: 7-8). "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.  И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Бытие, 2: 21-24).

Уильям Блейк. Творение Евы

 Уильям Блейк. Творение Евы

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Шестой день творения

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Шестой день творения

Поскольку Адам не был рождён от женщины, а сотворён, то не ясно, имел ли Адам пупок. Этот вопрос веками обсуждался христианскими богословами, волнуя художников. На французской миниатюре 11 века изображено, как Бог перстом делает углубление на животе глиняного Адама.

Микеланджело. Творение Адама

 Микеланджело. Творение Адама

Уильям Блейк. Творение Адама

Уильям Блейк. Творение Адама

Сотворение Евы из ребра Адама - тёмное место Библии. Возможно, что на этот мотив Библии повлияла шумерская мифология. Согласно одному из шумерских мифов, для исцеления больного ребра (на шумерском языке - "ти") бога Энки была создана богиня-исцелительница ребра, предположительно, по имени Нин-ти. Но шумерское слово "ти" означало не только "ребро", но и "давать жизнь". Благодаря этому литературному каламбуру и могла возникнуть библейская версия о Еве не только как о "дающей жизнь", но и как "женщине от ребра".

 Творение Евы. Средневековая немецкая миниатюра

 Творение Евы. Средневековая немецкая миниатюра

Согласно иудейскому преданию, до появления Евы первой женой Адама была Лилит. Бог, сотворив Адама из глины, сделал ему также из глины жену и назвал её Лилит.  У Адама с Лилит сразу же возник спор. Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела. После расставания с Адамом Лилит стала демоницей, убивающей детей.

 Джон Кольер. Лилит

Джон Кольер. Лилит

В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла, "ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Бытие, 2:17). "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Бытие, 3: 1-7).

Lucien Levy-Dhurmer. Ева

Lucien Levy-Dhurmer. Ева

Pantaleon Szyndler. Ева

Pantaleon Szyndler. Ева

Гюстав Моро. Ева

Гюстав Моро. Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Ганс Мемлинг - Адам и Ева

Ганс Мемлинг - Адам и Ева

Доминик Энгр. Золотой век

Доминик Энгр. Золотой век

Иероним Босх. Рай

Иероним Босх. Рай

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Рафаэль. Адам и Ева

Рафаэль. Адам и Ева

Уильям Блейк. Архангел Рафаил, Адам и Ева

Уильям Блейк. Архангел Рафаил, Адам и Ева

Уильям Блейк. Адам, Ева и ангелы

 Уильям Блейк. Адам, Ева и ангелы

В иудаизме змей - это падший ангел смерти Самаэль, который не хотел подчиниться человеку, завидуя ему. В христианской традиции прочно утвердилось отождествление змея с дьяволом, сатаной, принявшим лишь обличье змея. Согласно одной из легенд, сатана не мог дать имена всем животным в Эдемском саду, а Адам смог. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Потому сатана и стал врагом человека.  Иудаистские толкователи сюжета соблазнения Евы змеем  пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений Евы; он толкнул Еву так, что она сама коснулась дерева и сказала себе: если я умру, Бог создаст другую жену Адаму, поэтому я дам ему тоже отведать от плода - или умрём вместе, или останемся живы.

 John Roddam Spencer Stanhope. Искушение Евы

John Roddam Spencer Stanhope. Искушение Евы

Микеланджело. Грехопадение

Микеланджело. Грехопадение

Тициан. Грехопадение

 Тициан. Грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы и грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы и грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы

Уильям Блейк. Искушение Евы

Хуго ван дер Гус. Грехопадение

Хуго ван дер Гус. Грехопадение

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Грехопадение

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Грехопадение

Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Бытие, 3: 16). Адаму же сказал: "за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;  в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Бытие, 3: 17-19). После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.

 Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева скрываются от лица Господа

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева скрываются от лица Господа

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Изгнание из рая

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Изгнание из рая

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет, оставив немало сыновей и дочерей, среди которого были Каин и Авель.

 Johann Ramboux. Адам и Ева после изгнания из Рая

Johann Ramboux. Адам и Ева после изгнания из Рая

 Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра

 Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра

Андрей Иванов - Адам и Ева с детьми под деревом

 Андрей Иванов - Адам и Ева с детьми под деревом

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева после изгнания из Рая

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева после изгнания из Рая

Эдвард Бёрн-Джонс. Адам и Ева после изгнания из Рая

Эдвард Бёрн-Джонс. Адам и Ева после изгнания из Рая

Carl Johan Bonnesen. Адам и Ева оплакивают смерть Авеля

Carl Johan Bonnesen. Адам и Ева оплакивают смерть Авеля

Piero della Francesca. Смерть Адама

Piero della Francesca. Смерть Адама

В апокрифическом "Житии Адама и Евы" Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей. Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий "сын божий" (Иисус Христос) их спасет.

В христианстве считается, что грехопадение (иначе называемое "первородный грех") т.е. нарушение Адамом и Евой воли Бога, привело к искажению исконной природы человека, созданного сначала невинным и безгрешным. Спасение от последствий грехопадения видят в акте крещения, устанавливающем причастность крещеного к Иисусу Христу (новому Адаму), искупившему своей смертью "первородный грех" первого Адама.

Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа

Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа

см. также:

В образе Евы. Известные женщины со змеями (18 фото)

Костюмы Адама и Евы

top-antropos.com

Лилит в искусстве

В двери каждого дома уже вошел Новый год, с чем вас всех и поздравляю. А мы тем временем еще кое-что не доделали из прошлого года — не поговорили о Лилит в искусстве. )) Материала о самой истории образа оказалось так много (а я еще и рассказал далеко не все), что пришлось выделить для воплощений Лилит в искусстве отдельную статью.

Лилит была важным, интересным, притягательным образом для писателей и художников разных времен. Люди интересовались библейской и ветхозаветной тематикой, тайнами мироздания, происхождением человека, апокрифами и мифами, магией и древними богами. И, конечно же, в связи с этим они не могли не обращаться к одному из самых необычных и загадочных образов древних мифологий разных народов — к вечно прекрасной, крылатой и загадочной Лилит. Однако воспринимали и изображали ее по-разному, кто-то относился к ней как к демонице, королеве демонов и врагу человеческого рода, а кто-то, наоборот, видел в ней творческое и вдохновляющее начало, бунтарскую и свободную природу и даже ассоциировал Лилит с собой. Мы постараемся рассмотреть разные интерпретации этого сложного архетипического образа.

Лилит. Вечный образ

Лилит как личность и героиня интересовала зарубежных и русских классиков. Особенную привлекательность этот образ обрел в 19-ом и 20-веке. Можно сказать, что Лилит вдохновляла русских символистов и вообще поэтов Серебряного века, у многих из них мы находим стихи о ней или же стихи, героиней которых она вполне могла бы стать. Кроме того, Лилит угадывается и за некоторыми литературными персонажами, которые носят совсем другие имена.

Если копнуть глубже, то можно заметить, что к Лилит близка некая Елена Прекрасная из Илиады, дочь Зевса, жена Менелая, похищенная Парисом, что послужило причиной Троянской войны и гибели целого города-государства и многих-многих великих героев. Приглядевшись к ее описанию и ее портретам, мы можем узнать даже внешние черты нашей Лилит, да и сама красота ее имеет божественную или демоническую природу, а выступает она, пусть и невольно, в типичной для Лилит роли соблазнительницы, властительницы сердец и роковой женщины.

Елена ТроянскаяКартина 1898 г. работы Эвелин де Морган

Непосредственное обращение к образу Лилит есть в одной из чудесных новелл Анатоля Франса, неравнодушного вообще к библейской тематике — в новелле «Дочь Лилит» 1887. Здесь, правда, действительно не сама она, а ее дочь по имени Лейла. Дочь унаследовала от матери ее бессмертие, т.к. Лилит ушла от Адама до первородного греха и не была проклята, как Ева. Лейла чрезвычайно привлекательная женщина, перед красотой которой не может устоять главный герой рассказа. Однако, при всей своей поэтической красоте, она совершенно аморальное, бесстрастное существо, не знающее земных чувств и самое главное — любви. Она не может принадлежать кому-то одному и не хранит верность своему будущему мужу или же любовнику. Лейла пытается лишь развлечься, почувствовать что-либо, скрасить скуку и монотонность дней, на настоящую же любовь с полной самоотдачей она неспособна, чем и причиняет боль своим мужчинам, когда они это понимают. С одной стороны, она дает им такое наслаждение, которая не могла бы дать ни одна другая земная женщина, с другой — она не любит никого из них и никому не принадлежат. Сама же она желает стать похожей на Еву и обрести смерть, а с ней и покой, но это ей не дано (по еврейской мифологии, как помним, она вынуждена скитаться по земле до Судного Дня). Франс вообще-то во многом атеистический писатель, а потом и к самой Лилит здесь, кажется, он относится без особого осуждения. Новелла у него получилась, как и многое другое, поэтичной, легкой, точной и красивой по стилю и языку, емкой по содержанию. По версии Франса, Лилит была создана равной Адаму, из того же материала — глины. Крыльев у Лейлы здесь, вроде, нет, но самому герою, когда он смотрит на нее, кажется, что нечто похожее на крылья мелькает за ее спиной — явная отсылка к традиционному образу.

Цитаты из произведения:«- Вы никогда меня не любили! Она ласково ответила:— Не любила, мой друг. Но сколько женщин, которые любили вас не больше моего, не дали вам того, что дала я. Вы должны быть благодарны мне. Прощайте!»

«- Не успел Поль кончить, как в комнату вошла женщина. По-видимому, она. На ней был длинный голубой пеньюар, и держала она себя как дома. Постараюсь одной фразой передать вам то страшное впечатление, которое, она произвела на меня. Мне показалось, что она не нашего естества. Я чувствую, до какой степени это определение неточно и как плохо передает оно мою мысль, но, может быть, из дальнейшего оно станет более понятным. Действительно, в выражении ее золотистых глаз, неожиданно искрометных, в изгибе ее загадочно улыбающегося рта, в коже одновременно смуглой и светлой, в игре резких, но тем не менее гармоничных линий ее тела, в воздушной легкости походки, в обнаженных руках, за которыми чудились незримые крылья, наконец во всем ее облике, страстном и неуловимом, я ощутил нечто чуждое человеческой природе. Она была и менее и более совершенна, чем обычные женщины, созданные богом в его грозной милости для того, чтоб они были нашими спутницами на этой земле, куда все мы изгнаны. С той минуты, как я увидел ее, мою душу охватило и переполнило одно чувство: мне бесконечно постыло все, что не было этой женщиной».

Анатоль Франс, Дочь Лилит

Анатоль Франс. НовеллыНовелла Франса довольно интересна, да и вообще его рассказы на исторические и мифологические темы наполнены необыкновенной поэзией, написаны замечательным стилем, лаконичны и образны.

Джордж Макдональд, Лилит

Джордж Макдональд (1824—1905) — шотландский поэт, прозаик, писавший и «взрослые» романы, фэнтезийные произведения и сказки. На самом деле он стоял у истоков того, что сегодня называется фэнтези, именно он является предшественником Джона Рональда Толкина и Клайва Льюиса: оба они его читали и ценили, а вот у нас произведения Макдональда почти не известны, а многое и вообще не переведено. Но роман «Лилит», одно из поздних произведений Макдональда, издан на русском. Стиль этого писателя очень интересен и необычен. На мой взгляд, его метафорический, проникнутый библейскими аллюзиями и символами стиль повлиял впоследствии на Льюиса с его «Хрониками Нарнии». Макдональд также был мастером сказки, его произведения наполнены волшебными, мифическими существами, его миры красочны и необычны. Некоторое время писатель пробовал себя в профессии священника и вообще интересовался религиями и был, безусловно, верующим католиком, но во многом разошелся со взглядами церкви — Макдональд оказался вольнодумцем и имел собственные представления о некоторых важных для церковников вещах. Так что и в фэнтезийно-сказочном романе «Лилит» это ощущается.

Роман этот очень своеобразен, гармоничен и красив по форме и стилю. Причем с самого начала вы сталкиваетесь совсем не с тем, что ожидаете, то есть не с самой Лилит, о ней почти до середины произведения не говорится ни слова. Главный герой получает в наследство старый дом с множеством больших комнат и богатой библиотекой, где он и проводит многие часы, усердно читая. И вот в один из таких дней он видит призрака — старого человека, который деловито проходит по библиотеке, берет книги и растворяется в отдельном, скрытом кабинете. От слуги молодой человек узнает, что это привидение часто посещает дом — это якобы старый библиотекарь, служивший когда-то его отцу и деду. В следующий раз молодой человек идет за призраком и случайно проходит за ним через зеркало в иной мир с очень необычными, сложными для понимания законами. В том мире существует магия, он населен волшебными существами и чудовищами, а мысль по плотности не меньше материальных предметов. Попасть сюда оказывается легче, чем отсюда выйти. И в первое время единственное желание героя — поскорее вернуться в свой дом, найти проход назад, однако со временем он все больше интересуется происходящими в этом «зазеркальном» мире событиями, пытается узнать его историю, помочь милым маленьким существам, живущим здесь, и жителем города Булика, которыми и правит Лилит, называемая также Принцессой. В своих приключениях герой проходит долгий и сложный путь, знакомится с Адамом и Евой, Лилит и Марой, местными обитателями, сталкивается с чудовищами и предками современных людей.

Джордж Макдональд. ЛилитДжордж Макдональд. Лилит

В целом картины, выходящие из-под пера автора, поэтичны, сказочны и интересны, есть даже много смешных, остроумных мест, однако писатель слишком увлекается христианской символикой, и вторая часть его книги читается уже труднее, т.к. перегружена религиозным содержанием, нравоучениями, не очень-то и скрываемыми. Здесь религиозный пафос перевешивает собственно художественную часть, хотя стиль все такой же точный, метафоричный и образный. Ничто здесь не воспринимается лишь в буквальном смысле, весь текст многослоен и метафоричен. Макдональд временами остроумно шутит и каламбурит почище Льюиса Кэрролла, с которым он, кстати, лично познакомился еще до того, как тот стал известным писателем, и читал его «Алису» — отсюда, наверно, и сходство. Меня очень порадовал именно сам стиль романа, это очень поэтичная и красивая вещь, и религиозное содержание не так сильно отталкивает, как было в моем случае с Льюисом.Лилит здесь соответствует мифологическим представлениям древних. Это прекрасная, вечно юная дева, наделенная огромной магической силой, своевольная и непокорная, не желающая подчиниться богу, признать свои ошибки. Она ненавидит детей, не только чужих, но и свою собственную дочь, которую она также пытается убить. И другим людям, богатым жителям ее города, она запрещает рожать детей и учит их, как сделать так, чтобы их не рожать (явные намеки на контрацепцию, против которой так восставала всегда церковь). За младенцами же она посылает по ночам своего крапчатого леопарда, из-за чего не совсем еще ожесточившиеся матери вынуждены относить своих детей в лес, где они и становятся Малютками, теми существами, похожими на фей или маленьких сказочных эльфов. Лилит здесь также оборотень, она способна оборачиваться в кошку, леопарда, змей. Она питается чужой кровью. Лилит совершенно безжалостна, однако в ней еще не совсем погибли человеческие чувства и в конце концов она поддается «перевоспитанию».

К идеям Макдональда у меня неоднозначное отношение — особенно к его фразам о «настоящей» жизни после смерти, но роман, безусловно, интересный. Конечно же, это более традиционное понимание Лилит, но тем не менее сама героиня здесь получилась очень живой и яркой. Интересно также, что у Макдональда здесь даже немного описывается сам рай — в этом он продолжатель Данте — куда, правда, герою пока так и не дано попасть.

«И тут я увидел, как по освещенной земле движется силуэт женщины. Белая дымка, окутывавшая ее, то казалась одеянием, то колыхалась вокруг, словно пытаясь одеть ее; и увивалась вокруг нее, словно ветер, который вихрился у ее ног.Она была красива, но такая гордыня и такое страдание были у нее на лице, что я с трудом мог поверить, что все это я вижу на самом деле.Она ходила туда-сюда, напрасно стараясь собрать дымку и укутаться в нее. Глаза на ее прекрасном лице были мертвы; а на ее левом боку было темное пятно, к которому она то и дело прижимала руку, словно у нее там что-то болело. Ее волосы ниспадали почти до пят, и временами ветер так перепутывал их с мхами, что я с трудом мог отличить одно от другого, но когда она подбирала их, в лунном свете они казались мягко-золотыми.Вдруг она прижала обе руки к сердцу, упала на землю, и дымка взвилась над ней и растворилась в воздухе. Я побежал к ней, но ее вдруг скрутили такие судороги, что я в ужасе замер на месте. Еще через мгновение ее ноги превратились в змей и уползли прочь; руки в ужасе бросились прочь от ее плеч, также превратившись в змей. Затем что-то, похожее на летучую мышь, вылетело из нее, и, когда я взглянул на нее снова, она исчезла. Земля вспучилась, как штормовое море, и ужас охватил меня; я повернулся в сторону холмов и побежал».Джордж Макдональд, Лилит

Романтическое восприятие Лилит. Современные интерпретации

Лилит упоминается мельком и у Гёте в «Фаусте», но ей здесь посвящено всего несколько строк. Она также представлена как прекрасная соблазнительница, губящая души. Мефистофель и Фауст встречают ее случайно на своем пути.

М е ф и с т о ф е л ьПервая жена Адама.Весь туалет её из кос.Остерегись её волос:Она не одного подросткаСгубила этою причёской.Гете, Фауст

Однако поэты и писатели двадцатого века увидели в Лилит не только злое начало, не только соблазнительницу и демона. Так, Марина Цветаева ощутила даже личную близость с этим образом, наиболее полно это воплотилось в ее известном стихотворении «Попытка ревности», где Лилит становится воплощением поэзии и любви, ту, о ком всегда будет помнить «Адам». Заменить Лилит кем-то другим герою вряд ли когда-либо удастся:

Рыночною новизноюСыты ли? К волшбам остыв,Как живется Вам с земноюЖенщиною, без шестыхЧувств?..Ну, за голову: счастливы?Нет? В провале без глубин —Как живется, милый? Тяжче ли,Так же ли, как мне с другим?Марина Цветаева, «Попытка ревности»

И в других стихах Цветаевой, в самом образе ее лирической героини также, наверно, можно найти что-то от этой Лилит, «ночной», поэтичной, смелой и свободной женщины, в которой есть и что-то притягательное-ведьминское, соблазнительное и загадочное. У Цветаевой Лилит уже снова приобретает положительные черты, она не воспринимается как демонесса, как зло, остается только романтическое содержание.

Некоторые исследователи отмечают, что и у Александра Блока родственные Лилит черты отражены в образе некой прекрасной дамы, загадочной и манящей женщины, соблазнительницы. Поэтика и символика стихов Блока подтверждает данные догадки. Этот образ просматривается в циклах «Снежная Маска», «Фаина», «Кармен», «Черная кровь», драме «Песня судьбы» (см. подробнее об этом статью Мирославы Радецкой «Образ любви — эволюция библейского предания»). О Лилит вспоминает и Николай Гумилев в стихотворении, которое так и называется: «Ева или Лилит». Гумилев вообще интересовался древней мифологией, историей, даже сделал свой перевод «Эпоса о Гильгамеше», где Лилит впервые упоминалась. В его восприятии Лилит тоже освобождается от всего «наносного», это не демон, а свободная и прекрасная женщина, которую так сложно забыть, которая восхищает и вдохновляет лирического героя. Герой Гумилева даже сравнивает двух женщин, стать той или другой — это уже выбор самой девушки. Это очень поэтичные, красивые, звучные и запоминающиеся стихи:

У Лилит — недоступных созвездий венец,В её странах алмазные солнца цветут:А у Евы — и дети, и стадо овец,В огороде картофель, и в доме уют.

Ты ещё не узнала себя самоё.Ева ты — иль Лилит? О, когда он придёт,Тот, кто робкое, жадное сердце твоёБез дорог унесёт в зачарованный грот.Николай Гумилев, Ева или Лилит

Хочется вспомнить еще по крайней мере двух поэтов, представивших наиболее яркое воплощение образа, по моему мнению. Один из них — Вадим Шефнер (1914 — 2002), советский поэт, писатель (у него есть и реалистические романы, и фантастика, и сказки), переводчик, которого как поэта, к сожалению, сейчас уже многие не знают, а стихи у него замечательные. Шефнер тоже обращается к иудейской легенде о первых людях, однако переносит ее на современные реалии. Библейская мораль здесь воспринимается иронически, с улыбкой, Шефнер ведь совсем не религиозный поэт. И сам запретный плод, грехопадение оказываются благом для людей.

А в раю-то было пресней, —Заработанный хлеб — вкусней.А в раю-то мы спали врозь, —Это рай — оторви да брось!

Адам здесь, конечно же, не один человек, сменяются целые поколения, история развивается у нас на глазах от древнейших времен. Прошлое в раю воспринимается уже как иллюзия, миф, однако Адам все равно не может забыть первую женщину, Лилит.

Кто из облака смотрит вниз,Затмевая красой луну?Кто из омута смотрит ввысьИ заманивает в глубину?

Никого там, по правде, нет, —Только тени и лунный свет.

Вадим Шефнер, Лилит

Образ Лилит вызвал поэтический отклик и у наших современников, есть стихотворение о ней и у вашего покорного слуги. А есть замечательное, очень органично вписывающееся в традицию стихотворение Марии Хамзиной, в котором Лилит посещает все же изредка Адама, но не может остаться с ним навсегда. Ева же, зная о том, что муж втайне любит свою Лилит и тоскует по ней, страдает от этого и проливает слезы. Мария как бы продолжает сюжет повести Исаакяна «Лилит». Мне, к сожалению, мало что известно об авторе. Если вы знаете побольше — напишите в комментариях к данной статье или же нам в «контакты».

Ты улетаешь?—А как иначе?Слишком уж скучно пастись у Древа…Милый, по-моему, кто-то плачет!—Слышу, любимая. Это Ева…Мария Хамзина

Имя другого советского писателя связано также с мифом о Лилит: Аветик Исаакян (1875—1957), известный армянский поэт, написал прозаическую поэму «Лилит» (с подзаголовком «Еврейская легенда»), в которой создан классический для многих образ главный героини, дается яркая, запоминающаяся версия мифа. Лилит здесь выступает первой женой Адама, однако создана она не из глины и не из праха или земли, как это в иудейской и каббалистической традиции, а из огня. Именно этим объясняется разность между первым мужчиной и первой женщиной. Лилит не столь подвластна земному, ее тянет ввысь, она легка и воздушна, а страсть ее пламенна. Она неуловима и быстра, своевольна, упряма и непочтительна, не хочет подчиняться и ограничивать себя чем-либо, становиться женой Адама, служить ему и богу, не выносит «запаха земли». Лилит здесь прекрасная, как богиня, но тщеславная и самовлюбленная. Кроме того, она не мучится угрызениями совести, сомнениями, фактически она здесь также лишена моральных принципов. Сам бог делает ошибку, решив, что у него получилось совершенное существо, подходящее Адаму:

«И бог, видя одиночество Адама, сказал сам себе:“Нужно создать для Адама нежную подругу, дабы человек вкушал отрады рая не в одиночестве”.И поймал устремленное ввысь пламя и из его зыбких, порхающих языков сотворил первую женщину — Лилит».И, посмотрев на свое создание, восхищенно оказал:— Добра, ибо прекрасна».

В поэме Исаакяна Лилит не остается с Адамом, а бежит к дьяволу, с которым и предается любви. Адаму же делают на этот раз более покорную и скромную жену, земную, не из пламени, а из ребра, так как огонь не может жить рядом с землей. Однако он втайне продолжает тосковать по своей Лилит, которую он действительно успел полюбить. Образ Лилит здесь проникнут поэзией, сам текст произведения очень поэтичен, хотя это и не стихи.

“Ева” звучало на устах его, но душа отзывалась: “Лилит”.И когда он тщился забыть о Лилит и обнимал верную Еву, прижимал ее к груди и целовал — в те же миги в объятиях своих он видел Лилит, целовал Лилит, ощущал Лилит, только Лилит...И жил Адам, ожидая и вожделея только Лилит, и умер Адам, стеная и мечтая лишь о Лилит.

Можно сказать, что для многих поэтов и прозаиков 20-го века Лилит становится уже неким символом свободы, творчества, независимости, любви и красоты. Религиозная же предубежденность, настороженность перед этим образом свободомыслящих писателей волнует теперь не так сильно. К образу Лилит обращается и другой русский классик — Владимир Набоков. Лилит есть в его стихах, где она предстает коварной соблазнительницей и изображается в эротической лирике. Этим образом проникнуто почти все его творчество, если приглядеться. А один из его романов фактически называется одним из ее имен — «Лолита» (это не просто сходство имен, такое имя у Лилит действительно было). Конечно, в романах Набокова Лилит предстает уже не небесным существом, она вполне земная, и влияние ее на жизнь других людей, особенно мужчин — разрушительное. Вообще, в образах инфернальных, роковых, прекрасных женщин, кажется, воплощается именно Лилит. Если обратиться к 19-ому веку, то и там мы можем вспомнить, например, Настасью Филопповну у Достоевского в «Идиоте». Такую же свободную, неуловимую, непокорную, как пламя, женщину, очаровывающую и разрушающую жизни, лишающую разума.

Идиот. Достоевский

Михаил Булгаков, использовавший ветхозаветные и каббалистические образы в своем романе «Мастер и Маргарита», кажется, даже дважды создал Лилит — с одной стороны, это вампир и демонесса Гелла (явная аллюзия, одна из «родственниц» талмудической Лилит — древнегреческая Гела или Гила, о которой говорит поэтесса Сапфо; другое сходство — внешнее и функциональное, Лилит тоже представлялась ранее вампиром, чаще всего изображалась обнаженной и с длинными рыжими волосами), с другой — сама Маргарита, в которой тоже есть что-то демоническое, свободолюбивое, бесстрашное и ведьминское. Не зря же она с такой дерзостью идет против запретов и обыденности, дружит с демонами и самим Воландом-Сатаной, легко вживаясь в образ ведьмы. Но сама Маргарита представляется у Булгакова некой вдохновляющей и возвышающей силой, защитницей, готовой на самопожертвование ради любимого. Морали и сочувствия она не лишена (как, впрочем, и Настасья Филипповна или Лолита), это сильная и волевая женщина, союзник и друг. Ее место рядом с Воландом не случайно. Видно, что Булгаков очень хорошо был знаком с демонологией иудеев, апокрифическими и мифологическими представлениями древних народов (есть свидетельство, что имя Гелла Булгаков почерпнул из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где как раз и рассказывалось о приходящих за детьми древнегреческих вампирессах-геллах).

Мастер и Маргарита

Образ Лилит возникал в различных произведениях (и не только литературных) и после Серебряного века. Интересно, например, обращение к образу и его переосмысление в фантастической повести «Лилит» Лидии Обуховой, советской писательницы. Об этом произведении я, возможно, напишу еще отдельно, т.к. пока не успел с ним ознакомиться. Однако можно сказать, что в этой повести Лилит не демонесса, а свободная и сильная женщина, идущая за своей мечтой, несмотря ни на что ищущая свое счастье, храбрая и неуловимая — основные черты традиционной «поэтической», романтизированной Лилит.

Со временем Лилит не лишилась до конца и отрицательных, демонических ассоциаций. Много места ей как демонице отводится в современном фантастическом сериале Сверхъестественное. Современные авторы-фантасты обращаются к ней снова как к демону и вампиру, прародительнице всевозможных монстров. Так, характерен в этом плане роман Уитли Стрибера «Сон Лилит», о котором мы, возможно, также поговорим позднее отдельно.

Наверное, если провести еще более тщательный поиск, охватить больше авторов, то можно найти еще больше различных интерпретаций, что я и сделаю потом. Однако основная тенденция ясна: образ Лилит интересен многим и сейчас, с одной стороны, в виде традиционного древнего демона, полубогини-вампира, вечно живущей, приносящей зло в этот мир, с другой — первой женщины, поэтичной и неземной, образ первой любви, страсти, красоты, вдохновения, образ борца за равенство, мечту и свободу. Именно сложность и многослойность архетипа Лилит позволяет представлять его в таких разных воплощениях, это всегда и привлекает авторов. Лилит родственна нам самим, она в глубинах нашего подсознания, а потому она продолжает жить в художественном творчестве самых разных людей.

Знаете еще произведения, как-то связанные с этой героиней? Напишите о них в комментариях к статье.

ghostlylands.ru

Где находится леди Лилит? / Проблемное поле / Главная

Один из самых интересных современных российских скульпторов, Иван Коржев, известный каждому москвичу и гостю столицы по изображениям античных муз Эрато и Терпсихоры для центрального фасада Большого театра, часто обращается в своем творчестве к древним архетипам, к первообразам, раскрывающим различные грани бытия человека в мире. «Русский журнал» уже публиковал в прошлом году статью «Макс-терминатор и его натальная карта», посвященную памятнику поэту Максимилиану Волошину в Коктебеле и его символическому значению в контексте окружающего культурного ландшафта [1].

Сейчас мы обращаемся к другой стороне творчества Коржева – живописи. С точки зрения изображения вечных образов любопытна серия «Явление Лилит в мире» (2008). Она состоит из двенадцати листов, на которых изображены женские лица, принадлежащие к разным антропологическим типам. Крупный план со срезанными макушками, базовые чистые цвета фона – желтый, красный, синий, зеленый, тяготение к однозначному положению лица на плоскости бумаги – фас, три четверти, профиль, говорят о стремлении к выражению архетипов. Сама по себе фигура Лилит является архетипической, но где она в этой серии, угадать не так уж и просто! Может быть, она – африканка с пухлыми губами, или азиатка с небрежно спадающей челкой, или мусульманка с прикрытым хиджабом лицом, а может быть она – светловолосая девушка-викинг, или рыжая красавица с тонко сжатыми губами? Художник задает некоторую неопределенность, в которой даже фон наполнен семантикой. Оказывается, что африканки расположены на желтом, европейки на синем, азиатки на красном, северо- и южно-американки на зеленом фоне. Мы начинаем постепенно догадываться, что фон по замыслу художника означает принадлежность к материку, подобно тому, как карта континентов раскрашена разными цветами (где Африка тоже желтая, а Азия – красная).

Но все эти двенадцать девушек воплощают в себе разные проявления Лилит – первой жены Адама, ветхозаветной демоницы, которая согласно еврейским преданиям, особенно опасна для младенцев и молодых матерей. Лилит отказалась подчиниться Адаму, произнесла непроизносимое имя Бога и стала жить в пустыне, где породила множество лилум – потомков от связи с джиннами, чье число исчислялось тысячами. Но как же она выглядела? Традиционно принято считать, что Лилит представала в образе совы, крылатой змеи или суккуба. В серии Коржева мы видим совершенно обычных, мирных девушек, смотрящих по дзэн-буддийски спокойно. Трудно себе представить, что они могут требовать от своих Адамов «быть сверху» или будут вести себя так, как полагается Лилит – первобытному эгрегору, темной аниме, змеиной соблазнительнице.

В серии Ивана Коржева двенадцать совершенно разных портретов. Между тем поэты описывали Лилит как уникальную персону, подобную которой трудно найти или, по выражению Марины Цветаевой, «как живется вам с сто-тысячной – Вам, познавшему Лилит!»

Ты не знаешь сказанья о деве Лилит, С кем был счастлив в раю первозданном Адам, Но ты все ж из немногих, чье сердце болит По душе окрыленной и вольным садам… У Лилит — недоступных созвездий венец, В ее странах алмазные солнца цветут:

А у Евы — и дети, и стадо овец, В огороде картофель, и в доме уют.

Николай Гумилев

Лилит связывалась с демонической, темной, ночной природой. Она соответствовала скорее Луне, чья магия властвовала над миром соблазнов и таинств. Об этом свидетельствуют следующие строки:

Только грустно мне порою, Отчего ты не со мною, Полуночная Лилит, Ты, чей лик над сонной мглою, Скрытый маскою — луною, Тихо всходит и скользит.

Федор Сологуб

В изобразительном искусстве Лилит – не менее значимая фигура, чем Ева или Адам. Первое изображение ее: «Царица ночи», восходящее ко II тыс. до н.э. и хранящееся в Британском музее. На этом рельефе из Месопотамии изображено крылатое женское божество, чьи птичьи ноги стоят на двух возлежащих львах. Композицию обрамляют ночные птицы – совы. Запоминающиеся образы Лилит создали английские художники прерафаэлиты в конце XIX века – Данте Габриэль Россетти и Джон Кольер. Но отличительной чертой культовых, знаковых изображений Лилит является то, что они содержат сексуально заряженный образ обнаженной фигуры соблазнительного демона. Легко верится тому, что Лилит Россетти способна вызывать чувственное желание у спокойно спящих ночью мужчин.

Лилит Ивана Коржева совсем другие – это спокойные, асексуальные, в чем-то даже андрогинные существа, глядящие со своих портретов с твердой уверенностью. Их отстраненные глаза не выражают эмоций, они не соблазняют, а покоряют, вернее даже, им не зачем покорять, поскольку всё уже свершилось. Эта уверенность связана с той ролью, которую Лилит занимает в современном феминизме, где она становится символом независимой женщины, не подчиняющейся патриархальному диктату. Ей уже не надо ничего доказывать – и поэтому у нее нет ни тела, ни рук, ни ног, она может смотреть прямо на зрителя, а может отвернуться от него.

Но почему в этой серии двенадцать полотен? Возможно, разгадка связана с тем, что в рукописи XV века, говорящей о борьбе с Лилит, та упоминает число своих имен, сдаваясь на милость святого: «Я имею двенадцать других имен. Кто бы ни писал их, и вешал их на себя, или размещал их в доме своем, в его дом я не войду, и не приближусь к детям его [2]». Число двенадцать здесь, несомненно, связано с двенадцатеричной системой исчисления, возникшей в древнем Шумере (мы помним, что первое изображение Лилит дошло до нас из Месопотамии). Так в серии современного мастера отражаются древние числовые архетипы, наиболее устойчивые и архаичные, в то время как иконографический тип претерпевает изменения и вместо соблазняющего демона мы видим современных женщин, в которых воплощается Лилит.

Кроме того, число двенадцать связано с двенадцатью дочерями царя Ирода, как в древности называли на Руси сестер-лихорадок, причинявших людям вред. Согласно легенде, шедший по своим делам Иоанн Креститель увидел двенадцать прелестных дев. Красавицы стали насмехаться над верблюжьей шкурой, в которую был одет пророк. Он же наслал на них проклятье, заключавшееся в том, что каждая из девушек становилась воплощением одной из ужасных болезней или лихорадок. Свои новые имена дочери Ирода получили по болезням: Трясея трясла человека, Глухея делала его глухим, Ломея ломила кости, Желтея приносила желтуху, а Невея, самая главная из лихорадок, приводила к летальному исходу.

В русской иконописной традиции известен тип икон «Архангел Михаил (Сихаил, Рафаил) побивает 7 или 12 лихорадок». Этот сюжет был распространен в XVII-XIX, до настоящего времени дошло не более двух десятков подобных изображений. Так же, как и в серии «Явление Лилит…», лихорадки представлены в виде молодых длинноволосых женщин. Выдающийся исследователь русского фольклора академик А. Топорков пишет о данном сюжете следующее: «Известно два типа изображения лихорадок: во-первых, в виде демонов и, во-вторых, в виде девиц или молодых женщин. Атрибутами демонов могут быть звероподобные личины, перепончатые крылья, волосы в виде хохла. Наиболее яркая черта внешнего облика лихорадок — разноцветная окраска, которая имеет прямые параллели, с одной стороны, в заговорах от лихорадки, а с другой — в западной иконографии, для которой характерны изображения разноцветных демонов [3]».

Обратим наше внимание на то, что лихорадки представлены в разных цветах – как и смысловая доминанта серии Ивана Коржева. Подчеркнутая художником разноцветность фона, восходит, в конечном счете, к иконографии изображения женских демонов-трясовиц-лихорадок. Подобно православным иконописцам, Коржев избегает изображения обнаженных трясовиц, хотя, согласно легенде, архангел Михаил и святой Сисиний застали этих дев купающимися в реке. Иконописцы выходили из неловкого положения, рисуя лихорадок вполоборота, прикрывающими грудь руками, обрезая низ живота, иногда скрывали их за изгибами местности – холмами, рощами. Иван Коржев поступает более радикально. Он, как мы уже отмечали, рисует одни головы, которые вызывают в памяти другой сюжет, также связанный с царем Иродом.

Это знаменитый танец Саломеи, падчерицы Ирода Великого, который она в возрасте 16 лет исполнила обнаженной для царя и его гостей. Танец был настолько прекрасен, что Ирод пообещал танцовщице все, что она ни пожелает, в ответ девушка попросила голову Иоанна Крестителя. Этот метасюжет, в котором демоническая женщина требует голову пророка, можно проследить и в других работах Ивана Коржева: «Танце с семью покрывалами» (портрете Иды Рубинштейн), скульптурам, изображающим Юдифь (их несколько и они по-разному раскрывают взаимоотноошения между хрупкой женщиной и мужской отрубленной головой), «Изгнании из Рая» (где Адам оказывается в одиночестве, оставленный и Лилит и Евой).

В русских деревнях, уже в начале ХХ века вешали двенадцать небольших куколок в ярких разноцветных одежках прямо на печь, бывшую символическим центром любой избы. Считалось, что это - двенадцать дочерей царя Ирода, превращенных в демонов после усекновения главы Иоанна Крестителя. Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель был священнического рода (Лук. 1:5), то есть принадлежал к одному из двенадцати Израилевых колен. Число апостолов христианской церкви также носит знаковый характер и связано с числом Израилевых колен и сыновей Иакова. Но двенадцать трясовиц как злые демоны женского рода прямо противоположны двенадцати добродетельным сыновьям Иакова, как это часто бывает в патриархальных монотеистических культурах.

Хотя двенадцать дочерей Ирода не могут не соотноситься с двенадцатью коленами Израилевыми, ведь, как у Ветхозаветного царя, у Ирода было много жен и наложниц, принадлежавших к разным коленам еврейского народа. Соответственно с этим двенадцать дочерей Ирода – двенадцать явлений Лилит в нашем мире могут быть соотнесены с двенадцатью коленами Израилевыми, тем более, что эти девы из серии картин Ивана Коржева так разнятся антропологически, а первая, на наш взгляд – вылитая царица Савская.

Стоит подчеркнуть, что легенда о царе Ироиде, Саломее и голове Иоанна Крестителя имела свое продолжение. Согласно народным преданиям, уже в зрелом возрасте Саломея провалилась в прорубь так, что льды сомкнулись у нее на шее, а из проруби торчала ода лишь голова. Под водой она извивалась, как будто бы в страшном танце, пытаясь вырваться, но в конце концов лед перерубил ее шею, а голову погибшей Саломеи отнесли Иродиаде. Так закольцовывается эта история, где за танец полагается танец, за голову – голова, согласно ветхозаветному принципу Талиона.

Примечания:

[1] Дайс Е. Макс-терминатор и его натальная карта. // Русский журнал. 23.08.2013. URL: http://www.russ.ru/pole/Maks-terminator-i-ego-natal-naya-karta

[2] Лилит. Изначальная алая женщина// Лилит. URL: http://www.darksign.ru/SiteData/Lilithtext.pdf

[3] Топорков А. Визуальная репрезентация заговоров от лихорадки на русских иконах. URL: http://verbalcharms.ru/books/Toporkovvisual.doc

Иллюстрации: 1. Данте Габриэль Россетти. Леди Лилит (1868)2. Джон Кольер. Лилит (1887)3. Царица ночи Лилит. Вавилон. Терракота. II тыс. до н.э.4. Архангел Михаил, побивающий трясавиц. Русская икона (1831), фрагмент.

www.russ.ru

о Лилит и не только... : anna_vip7

                            Картина Джона Кольера   "Лилит" (1892 г.).

535472b91938173f18a09f08831949ee.jpgВ  этот раз я вам не буду рассказывать о художнике - английском живописеце-портретисте, хоть Кольер и является одним из представителей прерафаэлитизма. Речь сегодня пойдёт о Лилит.)))

Строго говоря, христианство никогда не упоминает о Лилит. Вы не найдёте ни слова о ней в библейских книгах. Лишь в еврейском тексте книги Исаии сказано:Ис.34:13-14: «И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой.»Но если верить Алфавиту Бен-Сиры именно Лилит была первой женщиной и женой Адама до Евы...

Бог создал их практически одновременно: сначала Адама из чистого праха, а чуть позже Лилит из глины (смесь грязи и ила) и огня, чтобы Адаму было нескучно и тот мог удовлетворять свои сексуальные потребности. Но семейная жизнь у них как-то не задалась. Утверждается, что Адам был скучен в любовных играх, предпочитал только одну позу, мессионерскую. Лилит же хотелось большего. И вот наступил момент, когда она поставила ультиматум своему мужу.“Я не буду лежать снизу, — говорила она. — Мы равны друг другу, ибо оба созданы из праха”

Да и в других делах похоже Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, т.к. считала себя равной ему. Не кажется вам это слишком знакомым?

Адам с такой постановкой вопроса не соглашался и в конце концов Лилит произнося тайное имя бога Ягве, поднялась в воздух и улетела прочь. Но видимо она надеялась на продолжение отношений т.к.периодически возвращалась к нему и потом рожала от него детей. Адама такое положение совсем не устраивало, жена вроде как есть и вот её нет. И он обратился к Богу с жалобой на свою своенравную жену. Тот послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф.

Ангелы нашли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказалась возвратиться к мужу. Тогда ангелы наказали её. Существуют три версии наказания:1. сотня её младенцев будет умирать каждую ночь;2. она обречена рожать детей — демонов;3. Бог сделает её бесплодной.

Лилит поклялась же, что она пощадит любого ребёнка, защищённого амулетом или пластинкой с её именем, либо с именами ангелов, пытавшихся возвратить её, несмотря на то, что её «функцией» является убийство младенцев. Такой её создал Бог.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Похоже, что именно с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

Существует также несколько шумерских легенд о Лилит. В них Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Злые языки утверждают, что Адам часто вспоминал Лилит и во сне произносил вслух её имя, огорчая этим Еву. Лилит же довольно быстро устроила свою личную жизнь, став женой Самаэля - ангела Смерти . Имя «Самаэль» иногда рассматривается как истинное «ангельское» имя дьявола. «Яд Бога». В каббале Самаэль считается Ангелом Смерти, главным правителем Пятого Неба и одним из семи регентов мира. Ялкут Шимони говорит о Самаэле, как об ангеле-хранителе Исава. В Мишне Самаэль обозначен как ангел-хранитель Эдема.Ему ставят в вину грехопадение Евы, которая от Самаэля родила Каина. Именно он явился к ней в образе змея.

Есть версия, что змеем был Азазель, но также есть мнение, что это была сама Лилит. Ей было завидно, что Адам жил с Евой в мире и согласии, вот и решила накормить их яблоком с дерева Знаний.

Кстати, Лилит жива и в наши дни, ибо сама те яблочки запретные не ела, соответственно грехопадения не совершала, а значит не была лишена бессмертия. (Вот оно, настоящее женское коварство.) И сейчас пудрит головы женской половине земного населения феменизмом, забывая рассказать о последствиях...Ис.34:13-14: «И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником — твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой.»

PS: Как опустились женщины, как низко пали, "освободив" себя от "рабского" труда: стоять на кухне, готовя завтрак, обед иль ужин... воспитывать детей...

Рассматривая картины: о Лилит и не только...

anna-vip7.livejournal.com

Лилит – жена Адама | Исторические сюжеты

sas

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной…

Лилит была первой женой Адама. В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной , жаждущей приключений и свободы.

lilith

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети...А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании — дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания. Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог — Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.

580px-AdamNeve

«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

fcb08fad0455

British Museum - The 'Queen of the Night'

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.

66384625_45553575_adam_eva_lilit

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,'Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

aaa

Данте Габриэль Россетти - Lady Lilith, (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

…Остерегись её волос:Она не одного подросткаСгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Hugo_van_der_Goes_009

Хуго ван дер Гус – Грехопадение (1476—1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева…

 

 

 

компиляция материала – FOX

storyfiles.blogspot.com

Лилит – жена Адама одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины.

sas

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной…

 

Лилит была первой женой Адама. В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной , жаждущей приключений и свободы.

lilith

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети...А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании — дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания. Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог — Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.

580px-AdamNeve

«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

fcb08fad0455

British Museum - The 'Queen of the Night'

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.

66384625_45553575_adam_eva_lilit

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,'Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

aaa

Данте Габриэль Россетти - Lady Lilith, (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

…Остерегись её волос:Она не одного подросткаСгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Hugo_van_der_Goes_009

Хуго ван дер Гус – Грехопадение (1476—1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева…

idoorway.mirtesen.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта