Одилон Редон: жизнь и творчество художника. Картины редон
Одилон Редон
Автопортрет
22 апреля 1840 Бордо - 6 июля 1916 Париж
Французский художник и критик, один из основоположников символизма.
Одилон Редон родился в городе Бордо в аристократической семье. Детство он провёл в родовом имении Пейрельбад. В пятнадцать лет молодой человек начал посещать мастерскую местного художника Станислава Горена, где копировал английские гравюры и осваивал технику акварели. В 1863 г. Редон познакомился с гравёром Родольфом Бреденом, оказавшим на него большое влияние.
На следующий год Редон отправился в Париж и поступил в Школу изящных искусств. Много часов он проводил в Лувре, копируя картины Эжена Делакруа. Через год Редон вернулся в Бордо. По совету Бредена он начал работать углем и посвятил себя исключительно графике. В тридцать лет художник навсегда покинул Бордо и переехал в Париж.
Первые десять лет жизни в столице Франции прошли в познании окружающего мира и собственной души. Композиция «Дух. Хранитель вод» (1878 г.) отражает искания Редона в то время. Над далёким пейзажем нависает огромная голова почти шарообразной формы с большими выпуклыми глазами. Дух созерцает маленький парусник, скользящий по поверхности воды. Чёрный контур головы резко выделяется на фоне бездонного белого неба и одновременно отбрасывает тень на воду, усиливая эффект столкновения двух миров — реального и фантастического.
В 1879 г. Редон создал первую серию литографий «В мечте». Работы, выполненные в этой технике, кажутся сделанными углем: мягкие тональные переходы, расплывчатые пятна и живописные линии. Лист «Игрок» (1879 г.) из этой серии отражает тщетность человеческих усилий в борьбе с пороками, овладевающими душой. Маленькая человеческая фигурка с широко расставленными ногами — тёмное пятно, контур которого вспыхивает белым свечением, — несёт на плечах гигантский игральный кубик. В воображении Редона кубик увеличивается до размеров огромного каменного блока, а человек превращается в маленькую песчинку, ничтожную рядом с устремлёнными ввысь деревьями. В начале следующего десятилетия мастер впервые представил свои работы публике. В 1881 и 1882 гг. прошли его персональные выставки. На второй выставке молодой французский критик Эмиль Эннекен взял у Редона интервью и в своей статье дал оценку его творчеству: «Где-то на грани между реальностью и фантазией художник нашёл необитаемую область и населил её грозными призраками, чудовищами... сложными существами, сотканными из всех возможных видов человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны...». Тогда же Редон познакомился с главой поэтов-символистов Стефаном Малларме. Художник погрузился в стихию духовных поисков интеллектуальной элиты, стараясь найти близкие своему мироощущению темы и образы. Он обратился к поэзии и музыке. Ворон, сидящий в проёме распахнутого окна, пронзительно чёрный на фоне сверкающего дня, возможно, иллюстрация к строкам из стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон»:
Только приоткрыл я ставни —
вышел Ворон стародавний,
Шумно оправляя траур оперенья своего.
Гравюра «Парсифаль» (1891 г.) — графическая реплика на одноимённую оперу Рихарда Вагнера, потрясшую Париж в середине 80-х гг. Чистые линии литографии Редона и её мягкие, обволакивающие формы вторят ясной красоте музыки Вагнера.
Начало 90-х гг. — новый период в творчестве мастера. К нему пришло признание, Поль Гоген и члены группы «Наби» восхищались им. Однако Редон постепенно оставил графику. Композиция пастели «Христос Святого Сердца» (около 1895 г.) навеяна средневековой живописью Нидерландов. Фигура Христа излучает тёплое золотистое сияние. Его глаза закрыты, а взор обращён внутрь, к сердцу, изливающему мерцающий свет.
Христос на кресте. 1895-1900
Святой Себастьян
Христос и самаритянка
На пастели «Будда» (около 1905 г.) герой, пребывающий в состоянии медитации, изображён также с закрытыми глазами. Пространство, в котором он находится, лишено глубины. Фигура Будды сдвинута к левому краю композиции. Из размытых, неясных красочных пятен возникают то цветы, то дерево, то облака.
Будда
Будда среди цветов
Будда
Будда
Художник обращался и к античным сюжетам. На полотне «Рождение Венеры» (около 1910 г.) появление богини из пены морской происходит на глазах у зрителя. Её тело, стоящее в огненно-красной раковине, уже реально и полно сил, а голова ещё только проступает из небытия. На картине преобладают красные тона, яркие на фоне голубого неба, -рождение богини показано как всплеск животворящей энергии.
Рождение Венеры
Рождение Венеры
Рождение Венеры
Рождение Венеры
В Осеннем салоне 1904 г. творчество Редона было представлено в отдельном зале. Через шесть лет он устроил последнюю персональную выставку.
В последние годы жизни художник освободился от своих сложных, болезненных видений. Он писал натюрморты, вазы с цветами, иногда включал в картины женский профиль. Цветы у Редона соединяются в яркие декоративные композиции, реальные и фантастические одновременно. Женская головка придаёт им изысканность и лёгкость («Женщина среди цветов», 1909—1910 гг.).
Художник умер в 1916 г., оставив большую коллекцию загадочных графических листов и живописных композиций. Маленький ключик к их пониманию Одилон Редон спрятал в дневнике, написав: «Заниматься живописью значит создавать красивую субстанцию, прибегая к особому, внутреннему чувству. Точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир... Это врождённый дар чувственности. Его нельзя приобрести».
Цветы
Женщина с желтой накидкой
Муза на Пегасе
Бабочки
Ваза с цветами
Цветы
Цветы
Три вазы с цветами
Цветы
Облака
Солнечные цветы
Ваза с цветами
Цветы
Букет цветов в голубой вазе
Цветы
Профиль и цветы
Ваза с цветами
Цветы
Цветы
Герань в горшке
Цветы
Цветы
Цветы
http://marblsa.livejournal.com/422125.html
http://izoselfportrait.narod.ru/simple102fran.html
http://www.bibliotekar.ru/avanta/123.htm
Руджеро и Анжелика
Жанна Д Арк
Рыбачка
Мистерия
Цветочные фантазии
Женщина, спящая под деревом
Пейзаж
Медитация
Безмолвие
Цветы
Циклоп
Офелия с цветами
art.mirtesen.ru
Одилон Редон: картины, биография художника
"Если когда-либо смертный был способен живописать идею, этот смертный был Родерик Эшер" — так писал о своем герое Эдгар По — писатель, у которого Редон находил много близкого себе. Стремление "живописать идею" было характерно для многих французских художников конца прошлого века, пришедших на смену импрессионизму и соприкасавшихся с литературным символизмом. К ним принадлежали Г.Моро, Пюви де Шаванн, П.Гоген и в первую очередь О.Редон. В отличие от Моро и Шаванна, в творчестве которых было сильно рациональное начало, и от Гогена, чье искусство, при всей "мифологичности", питалось прежде всего впечатлениями от живой действительности, Редон был мечтателем "по преимуществу", воплощавшим в графике и живописи чисто духовные и фантасмагорические образы.
Одилон Редон родился в Бордо в мелкобуржуазной семье. С раннего детства, проведенного в основном в деревне к северу от Бордо, проявились его художественные наклонности, а также его мечтательность, замкнутость и меланхоличность.
Первым его учителем становится работавший в Бордо художник-романтик С.Горин. В начале 1860-х годов Редон посещает некоторое время мастерскую Жерома в Париже, но решающее влияние на его творческое формирование оказало знакомство с живописью Делакруа и Коро, изучение произведений Гойи и Леонардо да Винчи, а также общение с известным графиком Р. Бреденом, обучившим молодого художника технике офорта и литографии. Редону оказался созвучен весь образный строй гравюр Бредена с их причудливыми и полными мрачной философской символики образами и видением мира, как единого, заполненного живыми существами целого. Не менее важной для него оказалась дружба с ботаником А.Клаво, изучавшим связь растений и животных. Редон был захвачен зрелищем микрокосма, который открыл перед ним микроскоп; под влиянием Клаво он увлекается, подобно Эдгару По, идеей "чувствительности растений" и одушевленности всей природы.
Первые офорты, созданные художником в 1860-е годы, представляли собой виды романтической горной страны с таинственными всадниками и отличались еще сухостью и ученической скованностью. В 1870-е годы Редон много рисует и пишет с натуры, а в 1878 году совершает путешествие в Голландию, откуда возвращается уже зрелым мастером, погруженным в "таинственный мир теней, открытый Рембрандтом". С 1879 года на протяжении 20 лет он выполняет в "черной", по его выражению, манере один за другим рисунки углем, отдельные литографии и литографские серии, частично являющиеся иллюстрациями к литературным произведениям ("книга" вообще играла большую роль в поэтике Редона) — такие как "В мире мечты", "В честь Эдгара По", "Истоки", "Памяти Гойи", "Сны", "Гюставу Флоберу", "Искушение св. Антония", "Дом с привидениями", "Апокалипсис". О своих работах тех лет он писал: "Все мое искусство исходит только из светотени; многим оно обязано также эффектам абстрактной линии, имеющим глубокие источники и непосредственно воздействующим на душу". Свое пристрастие к гравюре и рисунку объяснял тем, что "черная краска... не радует глаз и не возбуждает чувства, но является средством для выражения духа больше, чем любой из цветов палитры или спектра". Листы Редона населяли персонажи, характерные для символистского искусства конца века: скелеты, демонические существа, падшие ангелы, прекрасные женщины, но прежде всего порождения фантазии самого художника — такие, например, как растения с головой или глазом человека или игрок, несущий на плечах огромную игральную кость. Несмотря на литературную основу, эти образы были проникнуты у Редона личностным чувством, являлись, по его словам, "посланниками бессознательного", были наполнены волнующей тайной и при всей фантасмагоричности казались подлинно живыми. В созданном художником сумеречном и призрачном мире различались сквозные мотивы. Например, мотив зарождения живых существ, вместе с которыми в мир приходят также зло, страдания и смерть, или мотив внешнего "демонического" зрения, воплощенного в образах раскрытого глаза и противостоящего ему внутреннего созерцания. В графике Редона конца века преобладали образы мирового зла (самым ярким его воплощением явился известный лист с изображением паука со злобно улыбающимся человеческим лицом), но рядом с ними мы видим светлые и строгие образы молодых женщин, детей и стариков, персонажи христианской, восточной и античной мифологии или навеянные музыкой Вагнера. Современного зрителя в этих работах пленяют не столько сюжеты, сколько непревзойденное умение улавливать и передавать с помощью тончайших линий, легких, как облако, сгущений тени и потоков лишенного источника света такие неуловимые вещи, как духовность и чистота, целомудрие детства, благородство и мудрость старости — а также нежность самого художника к своим героям. В конце 1880-х и в 1890-е годы в его графике почти исчезает литературная описательность. Среди произведений этого времени обобщенные и тонкие женские профили и рисунок углем "Пленный Пегас", где возникающий из мрака и вспышек света мятежный и грандиозный конь кажется олицетворением Поэзии (он родствен образам Делакруа из его росписей в церкви Сен-Сюльпис и напоминает также булгаковских коней, несущих Воланда и его свиту в финале "Мастера и Маргариты"). Уже в начале нового века Редон выполняет ряд графических портретов, в основном своих друзей, художников группы "Наби" — Боннара, Серюзье, Вюйара, Дени, — которые были едва ли не последними его "черно-белыми" произведениями. Отныне главным средством его выражения становится не светотень, а цвет. Он пишет пастелью и маслом, расписывает клеевой краской стены вилл и монастырей, декорирует ширмы и делает картоны для гобеленов. Его образы во многом продолжают прежние, но зло уступает в них место добру, колесница Аполлона не свергается в пропасть, сказочные крылатые кони устремляются к солнцу. Редон пишет погруженных в созерцание страдающего Христа или безмятежного Будду под деревом "бодхи"; мертвого Орфея, возвращающегося в природу, или рождающуюся из нее Венеру; Роже, который убивает дракона, спасая Анжелику, или поглощенного чтением монаха; создает полные поэзии живописные "посвящения" Гогену, с которым у него были особенно тесные творческие контакты. Но наиболее характерны для его живописи 1900-х и 1910-х годов портретные или более свободные изображения женщин среди цветов (по преимуществу профильные), а также многочисленные букеты в вазах. В последних с особой силой проявилась любовь Редона к растительному миру, его острое чувство цвета, а также присущая только ему способность придавать реальному мотиву ощущение ирреальности и мечты.
Как и графику, Редон насыщает свою живопись светом, заставляя гореть и светиться краски и порой уподобляя предметы россыпям сверкающих драгоценных камней или кристаллов. Он был продолжателем Делакруа не только в отношении образов, но и в цветовом строе картин, основанном по большей части на контрастах спектрально-чистых и насыщенных дополнительных тонов. В его стиле начала 20 века конкретность в трактовке формы была неотделима от абстрагированности. Изображение создавалось обобщенными пятнами цвета, во многом не зависящего от реальной окраски вещей, и тонкими, острыми линиями, причем предметы казались неопределенными, готовыми раствориться в окружающей среде, превратиться в микрочастицы, а нейтральный фон, сотканный из красочных оттенков, как бы рождал из своих глубин формы. Во всем этом Редон, оставаясь еще в целом в рамках стилистики "модерна", кажется прямым предшественником фовистов и М.Шагала.
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
www.artcontext.info
Одилон Редон: жизнь и творчество художника
Одилон Редон (20 апреля 1840, Бордо — 6 июля 1916, Париж) — французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма и «Общества независимых художников».
Содержание
Биография Одилона Редона
Творчество Редона
Работы художника
Картины Одилона Редона
Библиография
Биография Одилона Редона
Родился в Бордо 22 апреля 1840 года в семье предпринимателя.
С 1855 года учился в мастерской местного художника-романтика С. Горина; в 1863 году познакомился с Р. Бреденом, гравером-«протосимволистом», испытав глубокое воздействие его творчества.
В 1864 году занимался в Школе изящных искусств в Париже у Ж. Л. Жерома.
Литографии учился у А. Фантен-Латура.
Жил преимущественно в Париже. К числу его друзей принадлежал С. Малларме.
Творчество Редона
Творчество Редона разделяется на два периода: «чёрный» и «цветной».
По примеру Бредена сперва занимался в основном графикой (рисунки углем, а с 1870 года – литографии). Его черно-белые листы, «черноты», как он их называл, выходили в свет в виде небольших серий («В грёзе», 1879; «Эдгару По», 1882; «Истоки», 1883; «В честь Гойи», 1885; «Ночь», 1886; «Гюставу Флоберу», 1889; «Апокалипсис святого Иоанна», 1889; «Цветы зла», 1890; «Сновидения», 1891; «Искушение», 1896).
Идеалом мастера было нарочито-смутная и трепетная визуальная лирика, с образами-галлюцинациями, всплывающими из мглы подсознания. Эти загадочные мотивы, вроде глаза в виде воздушного шара (из цикла «Эдгару По»), часто сопровождаются подписями в виде целых литературных фрагментов (в данном случае – «Глаз, как странный шар, направляется в бесконечность»). В композициях доминирует тревожное, «протосюрреалистическое» отчуждение либо отрешенная мистическая созерцательность (в особенности в его христианских и буддийских сюжетах).
Параллельно Редон (особенно активно – с 1890-х годов) обращался и к цвету, к пастели и масляным краскам.
Его живопись, приглушенная по тону или, напротив, переливчато-яркая, сосредоточена вокруг нескольких центральных мотивов (человеческое лицо, ставшее «ликом», цветок, глаз, лодка, биологическая метаморфоза). Среди его характерных картин и пастелей – «Циклоп» (1898, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Зеленая смерть» (1905–1910, частное собрание), «Черная ваза с цветами» (около 1909, собрание Вильдестейн), «Женщина среди цветов» (1909–1910, частное собрание; все три работы – Нью-Йорк).
Часто выступал в газетах и журналах в качестве критика, упрекая как поздних романтиков, так и импрессионистов за то, что они изображают «лишь то, что происходит вне нас самих»; однако полагал при этом, что внутренние фантазии, близкие музыке и поэзии, могут быть убедительны лишь тогда, когда следуют «законам жизни».
Наиболее полно принципы его «реально-ирреальной» эстетики выражены в дневниковых записях (с 1867 года).
Одилон Редон умер в Париже 6 июля 1916 года. Посмертно, в 1922 году, был издан его дневник «Самому себе».
Работы художника
Несмотря на то, что творчество Редона совпало по времени с расцветом импрессионизма, оно абсолютно самобытно и отлично от него.
Его картины по форме и содержанию близки к экспрессионизму и сюрреализму, хотя этих художественных направлений в то время ещё не существовало. Поэтому многие художники считают Редона предвестником ирреализма в живописи и искусства, обращённого к психике человека.
- «Циклоп». 1914
- «Улыбающийся Циклоп»
- «Плачущий паук». 1881.
- «Ворон». 1882. Национальная галерея Канады. Оттава
- «Беатриче». 1855
- «Пегас», 1900
- «Бирюзовая ваза», 1911
- «Ракушка». 1912
Библиография
- Vialla J. Odilon Redon. — Paris: ACR Edition, 2001. — 192 p. — ISBN 2-86770-150-3.
- Лукичева К. Л. Цвет безмолвия. Искусство Одилона Редона в контексте теории и практики символизма. // Европейский символизм. СПб., «Алетейя», 2006.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: c-cafe.ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Одилон Редон: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Одилон Редон: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Одилон Редон: кисть, погружённая во мрак
«Сон разума рождает чудовищ»… Однако в случае с Одилоном Редоном именно бодрствующий разум, точнее, никогда не дремлющая его часть, именуемая подсознанием, та непознанная область, где рождаются и существуют самые страшные монстры, стала источником его художественных кошмаров, или, если хотите, вдохновения.
«Новая дрожь»
«В искусстве ничто не достигается одной лишь силой воли. Всё делается путём послушного подчинения подсознательному», – говорил Редон и следовал этому закону всю жизнь.
Сейчас его имя (1840–1916) широкой публике известно мало. Он творил во времена импрессионистов, лично был знаком со многими из них, однако стоял обособленно и себя импрессионистом не считал. «Я отказался плыть на корабле импрессионистов – они представлялись мне слишком недалёкими», – заявил он. Впрочем, импрессионисты платили ему той же монетой.
Дело в том, что Редон не стремился воссоздать образы, которые бы соответствовали истинной реальности. Нет, этот художник, пожалуй, единственный в то бурное время господства натурализма и рационализма, кто творил произведения, исследовавшие тайны разума, одновременно истерзанного и безмятежного, препарировал кистью секреты безумия и стремился постичь запредельное, то, что находилось по другую сторону физической действительности.
Он облёк монстров человеческого подсознания в живую плоть и отворил для них скрытую дверцу в нашу реальность, заселив её чудовищами, номадами, жуткими фантомами, гибридами. Он создал «unfrissonnouveau» – новую дрожь.
Каким художественным зрением обладал этот загадочный и мало кем понятый художник? Возможно, метафизическим, поскольку всегда утверждал, что его рисунки правдивы, а созданные им фантастические существа и демонические видения принадлежат к миру, который никогда не был полностью оторван от реальности. «Я наделяю человеческой жизнью неправдоподобные существа, заставляя их жить согласно законам правдоподобия и ставя… логику видимого на службу невидимому».
Это у него отлично получалось, так как объектами его кошмаров были вещи, которые он и в самом деле видел своим умственным взором. Невидимое и непознанное он мог фиксировать точными взмахами кисти.
Реально-ирреальная эстетика
Мало у кого из художников творческая жизнь столь чётко разделялась бы на чёрно-белый и цветной периоды, как это было у Редона.
Его слава началась именно с чёрных рисунков, выполненных углём. С помощью изощрённой игры теней со светом он стремился побудить в зрителях мысль и стремление к самоанализу. Вера в существование магического внутреннего зрения привела его к созданию картин, чьи фантасмагоричные мотивы напоминают отрывки, точнее, обрывки безумных сновидений – страшные угольно-чёрные кошмары, в которых человеческое тело подверглось жутким метаморфозам, усекаясь до головы или даже сокращаясь всего до одного глаза, который разворачивается в метафору мира, а затем и в сам мир.
К этой серии «кошмаров» от Редона можно отнести изображение ворона, посланника смерти, на фоне распахнутого окна (вообще, раскрытое окно всегда символизировало смерть и часто служило фоном для посмертных портретов, когда рисовали уже умершего человека), рисунок с говорящим названием «В глубине наших снов», другие рисунки – «Калибан на ветке», «Скелет», «Странный цветок» и др.
Особое пристрастие у Редона было к глазам и паукам. Улыбающиеся или плачущие пауки совмещают в себе все мыслимые фобии человечества – от вампиризма и кастрации до каннибализма.
Огромные, пристально рассматривающие зрителя глаза встречаются у Редона так же часто и тоже несут в себе особую смысловую нагрузку. Так, рисунок, изображающий один глаз, который одновременно является гондолой воздушного шара, или яйцо с лицом на подставке – символизирует кошмар клаустрофоба.
Вообще, художника с детства мучили частые приступы тревоги и тоски, и все эти страхи впоследствии нашли своё художественное отражение в работах. Редон как никто другой мог изобразить ужас, который таится внутри нас.
«Ноты радости»
Во второй половине своей жизни Редон внезапно обращается к цвету, цветной живописи. Столь крутой поворот в творчестве ставит искусствоведов в тупик. Какой сдвиг в психике заставил мрачного сюрреалистичного мистика Редона обратить свой взор на буйство натуральных красок?
Некоторые из исследователей склонны видеть причину появления многохромной живописи у Редона в том, что он якобы «примирился с реализмом». Другие считают, что художник «устремился к цветам как к потерянному раю».
Сам же Редон объяснял поворот в своей живописи абсолютно «по-редоновски»: «Я понял, что, постепенно разматываясь, лента жизни дарит нам не только печаль, но и радость. Если творчество художника – это песнь о его жизни, то помимо печальных чёрно-белых нот в ней должны звучать хотя бы отдельные красочные ноты радости».
Впрочем, увлёкшись красками и флористикой, Редон остался самим собой. Ему очень нравилось рисовать натюрморты. Однако если присмотреться к его цветам, то выяснится, что они по большей части выдуманные, а не подлинно-реалистичные, с их пестиками и тычинками. И чем дальше всматриваешься в цветную живопись Редона, тем очевиднее становится, что в его изощрённой цветной пастели куда больше ирреального и неземного, чем в иных современных киношных фэнтези. Некоторые его цветные картины являются, по сути, продолжением чёрно-белых кошмаров.
Потрясающи цветные картины Редона и на религиозные темы. Художник, так самозабвенно рисовавший глаза на стебельках, чудовища-растения с проступающими сквозь листья ликами и улыбающихся пауков, мог творить и сюрреалистичные иконы, полные света и теплоты.
Горизонты таинственного
Неизбежное и потустороннее всегда водило рукой Редона. Он умел придавать достоверность эфемерным грёзам и мучающим кошмарам.
Он жил в мире таинственных и беспокойных видений, неотделимых от действительности. Поскольку эти видения-грёзы были для него истинной явью, художник не давал себе труда раскрывать их значение, а стремился выразить их самыми чувственными красками или самыми сильными и изощрёнными контрастами чёрного и белого.
В своём дневнике он писал: «Заниматься живописью значит создавать красивую субстанцию, прибегая к особому, внутреннему чувству. Точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир… Это врождённый дар. Его нельзя приобрести».
Действительно, Редон стал мастером исключительным, не имеющим, если не считать Гойю, ни предшественников, ни соперников. Даже его воинствующие критики и почти враги, как, например, Октав Мирбо, соратник суперрационалиста и натуралиста Эмиля Золя, жаркий почитатель импрессионистов и автор уничтожающих заметок о Редоне, в конце концов признал своё поражение перед ирреальным искусством Редона: «Сегодня я восхищаюсь вами больше, чем любым другим художником: ни один из них не открыл моей душе столь светозарных, дальних и мучительных горизонтов таинственного, которое и есть единственно реальная жизнь».
Марина Сотникова
Похожие статьи:
- В сердце Африки, или Девять дней по следам ХемингуэяОтправляясь в Кению, я, конечно же, знал, что предел мечтаний любого туриста это увидеть «большую пятёрку»: льва, леопарда, слона, носорога и буйвола...
- Сила солиВ Ярославской области хорошо знают, почём «белое золото»Некрасовское – село большое. Некогда уездный центр, долгие годы во всех писцовых книгах и ле...
- Украшение ВселеннойЗачем мы наряжаем ёлку перед Новым годом? Для красоты! Но главный смысл этого «обряда» уходит корнями в древние мифологические традиции, которые возни...
- Итоги конкурса «Фантасты XXI столетия»Дорогие друзья!Журнал «Чудеса и приключения» поздравляет победителей конкурса «Фантасты XXI столетия»!В течение этого учебного года к нам в реда...
Теги: Журнал, Художник
chudesamag.ru
Одилон Редон - Кошка не знает, что такое похоть. Она знает, что такое быть любовью
Я помню, что обещала выложить окончание по Ван Гогу. Оно у меня даже готово, так что все будет. Сегодня мой пост будет посвящен Одилону Редону ибо так сошлись звезды. Сошлись они в свое время из-за моего любимого символиста Врубеля, который привел меня в свою очередь на лекцию по символистам в ГТГ. Текст не мой, а компиляция тех материалов, доступных в интернете, которые я сохраняла в свое время в отдельном файлике. Так что мои только связки между разрозненными кусками.Древнегреческим словом символ изначально называли монету, разделенную надвое. Два человека, у которых было по половине этой монеты, при встрече могли узнать друг друга, сложив обе части между собой. Однако с течением времени, символ из простого опознавательного знака превратился в одно из самых сложных, емких и глубоких понятиймировой культуры искусства и философии.Символизм первобытно присущ искусству. Художественное сознание различаетв вещи внутренний смысл и внешнюю оболочку, в которой просвечивает смысл потайной сущности. В этом понимании "символизм" содержится где угодно. Например, египетская пирамида — символ вечности и нетленности. Христос, что он был распят на кресте, — символ страданий и искупительной жертвы.
Одилон Редон (фр. Odilon Redon; 20 апреля 1840, Бордо — 6 июля 1916, Париж) — французский живописец, график, декоратор, один из основателей символизма и «Общества независимых художников» .
Творчество Редона разделяется на два периода: «чёрный» и «цветной». (с) wiki
Одилон очень необычный и самобытный художник. Впервые я его увидела года два назад. Это была случайная картинка, выпавшая по запросу "символисты" в яндекс картинках. Я потянула за эту ниточку и запуталась с головой. Это художник снов и галлюцинаций. Но не таких, как у сюрреалистов, а чувственных что ли...Редон предостерег каждого, кто попытается его понять и осознать путем разума. В своем дневнике «Себе самому» Редон высказал мысли, которые характеризуют его рисунки, но в равной степени могут быть отнесены и к творчеству мастера в целом: «Мои рисунки внушают, а не определяют себя. Они ничего не детерминируют. Они отсылают нас, так же как и музыка, в двойственный мир неопределимого». Главная идея этих мыслей — о бессилии точного, однозначного выражения, и в конечном итоге — о бессилии слова перед глубиной высших смыслов. И она сразу погружает в эпицентр проблематики о сути символизма и модели символического мышления, представленной в творчестве Редона.
Эльзас
Родился художник в Бордо 20 апреля 1840 года в семейном поместье Пейербальд в семье предпринимателя. Здесь он был оставлен на попечении кормилицы до одиннадцати лет. Предполагают, что мальчик страдал припадками «падучей» и родители намеренно прятали его от глаз знакомых.
Престарелый ангел
В 1857 году Редон пытался поступить в парижскую школу изящных искусств, но провалился на первом же экзамене. С 1855 года учился в Бордо у местного художника-романтика Станислава Горена, который обучил его технике акварели. Здесь же, через три года состоялся его дебют на ежегодной выставке Общества любителей искусств были показаны две картины. Приблизительно в это же время старший брат художника вводит его в кружок молодых интеллектуалов. Общение с ботаником А. Клаво, работа с микроскопом открыли перед Редоном новую неведомую область микроорганизмов, причудливых, бесконечно разнообразных органических форм, пробудили фантазию молодого художника. Внешняя оболочка предметов заколебалась и предстала перед ним как видимость, за которой скрывался загадочный таинственный мир.
Здесь, в 1863 году Одилон Редон познакомился с Рудольфом Бреденом, гравером-«протосимволистом», испытав глубокое воздействие его творчества и решив стать графиком. Восторженный ученик Бредена - Редон - писал о своем учителе ("Самому себе"): "Человек, жаждущий одиночества, который бежит куда глаза глядят под бесприютным небом, не ведая родины, испытав все треволнения, всю безнадежность вечного изгойства, - вот что находим мы здесь повсюду... Иногда это бегство целой семьи, легиона, армии, народа, бегство подальше от цивилизованного человечества". Знакомство с гравером А. Бреденом оказало большое влияние не только на творчество, но и на формирование личности Редона. Подруководством Бредена художник осваивает различные приемы графического искусства: рисунок углем, литографию и др. Так же литографии учился у Анри Фантен-Латура. Благодаря своим новым товарищам Редон познакомился с поэзией Шарля Бодлера, произведшей на него сильное впечатление.С 1867 начинает вести дневник под названием «Себе самому», в котором изложил свои взгляды на искусство и творчество (окончил его в 1915 году).
На следующий год Редон отправился в Париж и поступил в Школу изящных искусств к Жану Леону Жерому. Неудовлетворенный взаимным непониманием, Редон покидает его.
Крылатый Старик с длинной белой бородой, Музей Орсе, Париж.
Будучи болезненно мнительным человеком, Редон долгое время не мог найти своё место в искусстве, не верил, что может создать что-то стоящее. В 1868 году, например, когда картину Редона «Роланд у Ронсеваля» приняла комиссия парижского Салона, автор в последний момент испугался суда критики и забрал свою работу.
Переломным в жизни художника стал 1870 год. Художник записался добровольцем в действующую армию (шла франко-прусская война) и, к удивлению домашних и друзей, проявил себя смелым и стойким воином. Для Франции война окончилась унизительным миром, но Редону она придала уверенности в своих силах. Однако и после этого его не оставляли мрачные видения.
В марте 1874 года умер отец Редона, и это стало для художника сильным потрясением, хотя он так никогда и не смог изжить свою обиду на него за «бездомные» детские годы. Вместе с тем, смерть отца позволила Редону полностью посвятить себя искусству. В тридцать лет художник навсегда покинул Бордо и переехал в Париж, где знакомится со Стефаном Малларме. Художник погрузился в стихию духовных поисков интеллектуальной элиты, стараясь найти близкие своему мироощущению темы и образы. Он обратился к поэзии и музыке. Много часов он проводит в Лувре, копируя картины Эжена Делакруа.Беатрис 1885
В 1880 году художник женился на Камилле Фальт (1852—1923), креолке из французской колонии Реюньон. Этот брак оказался на редкость счастливым, хотя супругам пришлось пережить большое горе - в шестимесячном возрастеумер их первенец. Художник был так подавлен, что некоторое время не мог работать. В 1889 году у него родился второй сын. Его появление на свет помогло Редону излечиться от тоски..
Женщина с полевыми цветами. 1890/1900. Эрмитаж.
Вот это его Безмолвие очень мне моего любимого Врубеля напоминает
С 1890 Редон все чаще обращается к живописи маслом, пастели, экспериментирует с цветом. Для этого этапа творчества характерна многоцветная красочная гамма и иная тематика: бабочки, цветы, женщины на фоне яркого пейзажа. В 1899 году Дюран-Рюэль организует выставку молодых художников под названием «В честь Редона», на которой были представлены работы пастелью. Однако после 1900 года он всё заметнее отдаёт предпочтение краскам, 2 апреля 1906 года он писал своему другу Бонже: "В масляной фактуре есть что-то колдовское: она подчиняет тебя, удерживает у мольберта, с каждым днём всё мучительнее, всё сильнее."
Les Yeux Клоса (Closed Eyes) 1890 Музей Орсэ, Париж
В 1890-е Редон все чаще обращается к живописи маслом, пастели. Эти работы передают внутренний мир человека (Закрытые глаза, 1890, Париж, музей Орсе). Над мрачной пустыней воды возвышается женская голова, ее губы плотно сомкнуты, глаза закрыты — она полностью погружена в мир своей души, который уподобляется здесь водным глубинам. Художник средствами живописи пытается передать, казалось бы, "неизображаемое", невидимое глазом — тягостный диалог человека со своей душой.
«Моя оригинальность, - писал Редон в книге «Себе самому. Дневник (1867-1915)», - состоит в том, что я заставляю существа неправдоподобные жить по человеческим законам правдоподобия, стараясь всегда, когда это возможно, подчинить невидимый мир логике видимого мира». В этот же период художник создает полные религиозного мистицизма картины «Сердце Иисусово» и «Христос в терновом венце».Композиция пастели «Христос Святого Сердца» (около 1895 г.) навеяна средневековой живописью Нидерландов. Фигура Христа излучает тёплое золотистое сияние. Его глаза закрыты, а взор обращён внутрь, к сердцу, изливающему мерцающий свет. (простите, крупнее не нашла)Глубокая духовная сосредоточенность воплощена и в образе Будды. Пространство, в котором он находится, лишено глубины. Фигура Будды сдвинута к левому краю композиции. Из размытых, неясных красочных пятен возникают то цветы, то дерево, то облака.Le Bouddha (Будда) c. 1905 Музей Орсэ, Париж
Несмотря на то, что творчество Редона совпало по времени с расцветом импрессионизма, оно абсолютно самобытно отлично от него. Его картины по форме и содержанию близки к экспрессионизму и сюрреализму, хотя этих художественных направлений в то время ещё не существовало. Поэтому многие художники считают Редон а предвестником ирреализма в живописи и искусства, обращённого к психике человека.
Blue профиль, 1892, Британский музей, Лондон«Я отказался плыть на корабле импрессионистов, они представлялись мне слишком недалекими. Все, что превосходит предмет, что высвечивает или расширяет его и относится к сфере тайны, волнующей неопределенности и восхитительной тревоги перед ней, все это полностью было от них закрыто. Они бежали в испуге от всего, что служит основой для символа, от всего неожиданного, неясного, не поддающегося определению, что таится в нашем искусстве и придает ему долю загадочности. Истинные паразиты предмета, они культивировали искусство исключительно в пределах визуального поля и в каком-то смысле закрыли от него то, что выходит за эти рамки и что способно озарить светом духовности самые скромные опыты,даже черно-белые рисунки. Я имею в виду излучение, овладевающее нашим духом и ускользающее от какого-либо анализа».
Восточные женщины (Женщина в красном), 1895-1900, Музей Орсе, Париж.
Портрет де-ла-Баронн Роберт де Domecy (1900) Музей Орсе, Париж
Также Редон увлекался декоративными сюжетами, он расписал столовую в замке Домеси в Бургундии, спальню госпожи Шоссон в Париже, а в 1910—1911 по заказу Гюстава Файе — библиотеку аббатсства Фонфруад в департаменте Од.
Художник обращался и к античным сюжетам.Андромеда. 1912
Во втором периоде творчества Редон порвал с чёрными тонами (расскажу отдельным постом) и стал писать наполненные цветом картины с элементами идеализации антики и природы. В последние годы жизни художник освободился от своих сложных, болезненных видений. Широко известны его квадрига, парящая в цветных облаках, и абстрактные изображения медуз, моллюсков и других морских обитателей. Эти многослойные картины идеального мира оживают благодаря глубоким переливам красочного тумана.
Причины обращения художника к полихромной живописи искусствоведы объясняют по-разному. Одни говорят о том, что, взявшись за краски, мастер будто бы "примирился с реализмом". Эта версия выглядит не слишком убедительно, поскольку "цветные" картины Редона не менее фантастичны, чем его черно-белые работы. Другие полагают, что художник "устремился к ярким цветам как к потерянному раю". Перемену в стиле сам художник объясняет так: "Я понял, что постепенно разматываясь, лента жизни дарит нам не только печаль, но и радость. Если творчество художника - это песнь о его жизни, то, помимо печальных черно-белых нот, в ней должны звучать хотя бы отдельные красочные ноты радости".
Он также писал:«Суггестивное искусство - это излучение различных пластических элементов: их сближения и комбинации порождают грезы, которые озаряют, одухотворяют произведение, будят мысль. Суггестивным искусством является волнующая душу музыка; таким искусством является и мое искусство благодаря комбинации различных элементов, которые я сближаю, и формам, преображенным вне какой-либо связи импрессионизме, открыто заявив в книге «Себе самому»: «Все с внешним, но все же в соответствии с определенной логикой».Редон не раз обращается к излюбленному мотиву романтической живописи — морскому пейзажу. В отмеченные эмоциональным звучанием виды моря художник вносит элемент мистицизма. Таковы его картины, изображающие красную лодку. Лодка в христианской религии символ человеческой души, а также жизненного пути. Первоначально Редон изображает в лодке, несомой морскими волнами, святых жен, но постепенно фигуры людей морском пейзаже становятся меньше и незаметнее. Живописца интересует только море и лодка, оказавшаяся во власти стихии. В картине «Красная лодка на солнце» (частное собрание, Нидерланды) яркие солнечные лучи, охватившие все пространство неба и воды, пронизывают паруса баркаса. Золотистые тона, окрашивающие море, небо и паруса, свет, наполнивший зыбкий воздух,силуэт солнечного диска, просвечивающий сквозь ткань паруса, — все подчеркивает мысль о духовном просветлении и устремленности к неведомым светлым далям горизонта.
Та же тема моря и красной лодки имеет несколько иное звучание в картине «Красная лодка» (1900, частное собрание, Париж), изображающей уже не спокойное светло-золотистое море, а волнующуюся темно-изумрудную морскуюстихию, ожидающую бури, которая вот-вот разразится
Быстро идущие в сторону лодки тучи, надвигающийся сумрак, вздымающиеся грозные волны вносят в души людей в лодке смятение и ужас перед предстоящими тяжелыми испытаниями.
Аврора, 1910Материальное положение Редона, между тем, трудно было назвать завидным. Ему пришлось продать поместье в Пейербальд, где прошли его детские годы. Оно ушло почти за бесценок, и вырученная за него сумма не могла покрытьвсех долгов художника. Ища способ расплатиться с долгами, Редон начал писать цветочные натюрморты, которые пользовались популярностью и хорошо продавались.Герань
Тут цветов еще целое лукошко
В 1906 году в галерее Дюран-Рюэля прошла выставка работ Редона и в том же году — в Осеннем Салоне. В 1913 работы художника выставлялись на Международной выставке в Нью-Йорке.
Скончался Одилон Редон в Париже 6 июля 1916 года, оставив большую коллекцию загадочных графических листов и живописных композиций. Маленький ключик к их пониманию Одилон Редон спрятал в дневнике, написав: «Заниматься живописью значит создавать красивую субстанцию, прибегая к особому, внутреннему чувству. Точно таким же образом природа создаёт алмаз, золото, сапфир... Это врождённый дар чувственности. Его нельзя приобрести».
Про черный период расскажу в следующем посте
marblsa.livejournal.com
Описание картины Одилона Редона «Цветы»
Талантливый художник по имени Одилон Редон, живший с 1840 по 1916 года, может вызвать отдельный и очень сильный интерес у тех, кому больше всего по душе импрессионизм, сами импрессионизмы и те картины, на которых изображены цветы.Поначалу может показаться, что в работах Редона с его цветами нет совсем ничего необычного или захватывающего, однако это только на первый взгляд.
В действительности же у него, как и всякого талантливого в каком-нибудь из направлений художника, есть свои необычные черты и собственная манера. Речь идет об особенностях и уникальности изображения предметов, растений или обыкновенных событий из повседневной жизни.
И нет на свете ничего более интересного, живого и одновременно простого, чем цветы и природа, которые окружают каждого человека на протяжении всей жизни. Все они привычны, однако творчество этого человека уникально тем, что у него есть свое собственное видение и символизм даже в цветах. А в ряде картин с цветами ценители творчества могут отметить некоторые потусторонние детали.
В дневнике художника даже есть одна занимательная запись: заниматься живописью – создавать свои уникальные субстанции ради особенно, внутреннего чувства. Таким же способом природа создает на протяжении долгого времени алмазы, сапфиры или золото. Добиться такого же эффекта можно за счет врожденного дара чувственности. То есть этот дар нельзя приобрести.
И в самом деле, цветы Редона – это уникальные образы, которые больше всего похожи на человеческие видения, а не на реальные объекты. В каждой такой картине сочетаются композиции, образы и видения творца. По этой причине большая часть работ становится не только специфичной, но и, как сообщают многие ценители и критики, немного заумной для обыкновенного понимания рядового зрителя.
opisanie-kartin.com
Описание картины Одилона Редона «Цветы» Картины художников
Талантливый художник по имени Одилон Редон, живший с 1840 по 1916 года, может вызвать отдельный и очень сильный интерес у тех, кому больше всего по душе импрессионизм, сами импрессионизмы и те картины, на которых изображены цветы.Поначалу может показаться, что в работах Редона с его цветами нет совсем ничего необычного или захватывающего, однако это только на первый взгляд.
В действительности же у него, как и всякого талантливого в каком-нибудь из направлений художника, есть свои необычные черты и собственная манера. Речь идет об особенностях и уникальности изображения предметов, растений или обыкновенных событий из повседневной жизни.
И нет на свете ничего более интересного, живого и одновременно простого, чем цветы и природа, которые окружают каждого человека на протяжении всей жизни. Все они привычны, однако творчество этого
человека уникально тем, что у него есть свое собственное видение и символизм даже в цветах. А в ряде картин с цветами ценители творчества могут отметить некоторые потусторонние детали.
В дневнике художника даже есть одна занимательная запись: заниматься живописью – создавать свои уникальные субстанции ради особенно, внутреннего чувства. Таким же способом природа создает на протяжении долгого времени алмазы, сапфиры или золото. Добиться такого же эффекта можно за счет врожденного дара чувственности. То есть этот дар нельзя приобрести.
И в самом деле, цветы Редона – это уникальные образы, которые больше всего похожи на человеческие видения, а не на реальные объекты. В каждой такой картине сочетаются композиции, образы и видения творца. По этой причине большая часть работ становится не только специфичной, но и, как сообщают многие ценители и критики, немного заумной для обыкновенного понимания рядового зрителя.
Прислал: Веселова Кристина . 2017-10-08 22:26:14
opisanie-kartin.iusite.ru