Пространство в картинах художников на примере Петрова-Водкина, Сезанна, Пикассо. Картины пространственные
Изображение пространства | Живопись и рисунок
Изображение пространства
Мир существует в трех измерениях. Но как передать ощущение пространства на плоской основе — бумаге, холсте, дереве?..
Издавна в живописи применялись разные способы для изображения пространства и положения предметов относительно друг друга.
В Древнем Египте, к примеру, художники старались передать максимальное количество информации. Поэтому лица людей они изображали в профиль, а глаза — в анфас. Туловище тоже рисовали в анфас, а ноги и руки — в профиль.
Визуальный язык, применяемый сегодня, был создан в эпоху итальянского Возрождения. Его суть заключается в изображении сцен или предметов так, будто на них смотрят из одной определенной точки. Это одноточечная перспектива. Не так давно многие художники намеренно отказались от нее. К примеру, Сезанн разделял пространство на основные плоскости и фигуры, не сохраняя фиксированной точки обзора. Кубисты пошли еще дальше, одновременно изображая несколько плоскостей предмета.
Размер предметов
Чем меньше предметы, тем они находятся дальше от нас. Чем больше — тем ближе. Поэтому, рисуя три одинаковых дерева, «уходящих вдаль», помните, что они должны быть разных размеров. Тогда зритель автоматически предположит, что самое маленькое дерево растет дальше, чем самое большое.
Ha этой удивительной картине пространственные характеристики уступают первенство абстрактным и декоративным элементам. Но есть здесь и ключ к разгадке. Белая лошадь, вырезанная на склоне меловой горы, больше, чем настоящая лошадь в поле. Однако мы понимаем, что она находится дальше просто потому, что ее нарисовали высоко и близко к горизонту.
Рут Стейдж. „Белая лошадь с белой лошадью", масло, гипс, 50×62,5 см.
Соотношение между изображением и рамой
Соотношение между изображением и рамой также наводит на мысль о расположении предмета в пространстве.Если предмет занимает практически всю поверхность картины, выходя даже за пределы рамы, создается впечатление, что он находится очень близко. (Вспомните о дереве, ветки которого стучат в окно.)И наоборот, если предмет занимает только центральную часть картины, зрителю кажется, что он находится далеко. Небольшой размер дерева тоже усиливает ощущение расстояния.
Соцветия подсолнуха занимают почти всю поверхность картины. Именно поэтому зрители твердо уверены, что цветы находятся очень близко. Очевидная разница в размере соцветии на первом и втором плане создает ощущение удаления. Годфри Тонкс. «Подсолнухи», уголь, цветная тушь и пастель, 55 X 75 см.
Наложение или вставка
Если предметы расположены почти друг за другом, рисуйте их так, чтобы они частично перекрывались. На рисунке внизу мы видим три целых дерева, которые стоят друг за другом. Но их можно изобразить и как три примыкающие друг к другу фигуры: одно целое дерево и две половинки. Это доказывает, что мы безоговорочно (пусть даже неосознанно) принимаем условности и попросту не замечаем трех примыкающих фигур.
Градация фактуры
Чем ближе к нам расположена фактурная поверхность, тем рельефнее она выглядит. Поэтому на дереве первого плана надо рисовать как можно больше отдельных рельефных листочков. Если же дерево расположено вдалеке, его крону можно изобразить как плоское зеленое пятно. Этот прием часто используют наряду с воздушной перспективой (см. ниже), с помощью которой создается иллюзия пространства на пейзажах.
Яркие мазки на первом плане этой картины больше, четче и рельефнее, чем фоновые. Прорисовка фактуры — хороший соособ отделить первый план от фона и передать удаленность предметов. Тревор Нил. „Без названия №124", масло, холст. 55 х 45 см.
Воздушная перспектива
Удаленные предметы кажутся не только меньше: по сравнению с приближенными они выглядят более тусклыми и расплывчатыми. Значит, если дерево на первом плане будет ярко-зеленым, то рощица на втором плане — чуть синеватой.
Воздушная перспектива помогает создать ощущение удаленности на пейзажах, где нет четких линейных злементов-подсказок. Сделав холмы на горизонте светлее и голубее холмов на среднем плане, художник передал их удаленность. Детализация деревьев на переднем плане зрительно приближает их. Грета Фентон. „Озеро Гарда", акварель, бумага. 55 х 30 см.
Многие сюрреалистические образы этого художника вызывают чувство беспокойства, бросая вызов нашему визуальному восприятию мира. На этой картине изображено два совершенно обычных предмета: комната и яблоко. Но они так изображены, что зритель не понимает, ти ли эти обычная комната с гигантским яблоком, то ли крошечное помещение с яблоком обычных размеров. Рене Магритт. „Слушающая комната", 1958, масло, холст. 30 X 45,8 см.
Градация тонов
Свет проявляет форму, поэтому распределение светлых и темных тонов на поверхности предмета играет важную роль. Благодаря продуманному использованию одного тона можно создавать объемные изображения, такие как дерево справа.
На этом портрете игра светотени передана в основном градацией тонов с небольшой помощью линий. Осторожное использование приглушенных светлых и темных оттенков позволило создать убедительное впечатление трехмерного образа. Жаклин Хайнс. «Салли», графит, бумага, 70 х 50 см.
Линейная перспектива
Параллельные линии, уходящие от зрителя к горизонту, кажутся сходящимися. Удаленные предметы немного искажаются. Возьмем, к примеру, куб. Согласно законам одноточечной перспективы, его стороны превращаются в трапеции. А круг (например, тарелка) становится эллипсом.
Эта картина известна вдохновенным исппльзованием одноточечной перспективы. Дело не только в том, что деревья на горизонте кажутся меньше деревьев, расположенных ближе к зрителю. Присмотритесь, и вы увидите, что если провести линии по верхушкам деревьев с обеих сторон дороги, то они опустятся к одной точке на горизонте, в то время как линии, проведенные у основании деревьев, поднимутся к этой же точке. Мейндерт Хоббема. «Аллея в Мидделхарнисе», Национальная галерея, Лондон. масло, холст.
Автор: Из журнала «Полный курс Рисунка и живописи», Украина
Posted on 3 апреля 2015 | By tonya | Комментариев нет | Posted in Урок рисования | Tags: изображение пространства, основы рисунка
painting.eds.co.ua
15. Как передаются в живописи объёмные, пространственные и материальные качества объектов. Литература по живописи.
Объёмная форма, материал, взаимное расположение предметов в пространстве воспринимаются нами благодаря перспективе, светотени и цвету. Восприятие объёма и материала зависит от светотеневых и цветовых неравномерностей на поверхности предмета: смягчения границ, падающей и собственной тени, рефлексов и бликов. Пространство передаётся с помощью линейной и воздушной перспективы. (линейная- сведение параллельных линий в одну точку на горизонте, уменьшение предмета по мере удаления от наблюдателя, перспективные построения. Воздушная – обобщение по мере удаления т.е. без подробностей, без деталей, смягчение резкостей и контрастов, объёмности, насыщенности цветов по мере удаления объектов; из-за воздушной прослойки, цвета приобретают характер воздушной дымки. Ближние предметы кажутся многоцветными, а удалённые - одноцветными.) Материальность передаётся с помощью объёма и пространства, цвето - тоновых отношений, фактуры, выявление взаимосвязанных предметов и окружающей среды с учётом характера освещения.
Литература по живописи:
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты
Яшухин А.П., Ломов С.П. Живопись
Унковский А.А. Живопись
Волков Н.Н. Цвет в живописи
16. Назовите составные элементы цветового строя живописного изображения, его колорита. Основные исследования по колориту.
Колорит-это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй. Богатство и согласованность цветов. Составные элементы цветового строя, колорита: насыщенность цветов, тепло-холодность, цвето - тональные отношения, контрасты, всё это в совокупности даёт определённый колорит. В живописи очень важно, чтобы цвета предметов в изображении были переданы в тех отношениях, в которых они находятся между собой в натуре. Важно передать отношения по насыщенности, т.к. правдивость живописного изображения больше зависит от отношений по силе цвета, чем от верности цветового оттенка.. Изображение пропорционально натуре соотношение предметов по светлоте, оттенку и насыщенности цвета называется цветовыми отношениями этих предметов в живописи. Несмотря на передачу пропорциональных цветовых отношений, изображение может быть не достаточно правдивым значение и влияние общего светового и цветового состояния, или так называемого -тона. Во всех картинах, которые изображают природу при солнечном свете, краски светлее и интенсивнее по сравнению с картинами, изображающими пасмурные дни, восход или заход. Это результат правдивой передачи худ-ми реальных состояний освещенности, которые наблюдаются в природе в разное время суток. Чтобы передать состояние пониженной освещенности, худ. должен пользоваться лишь частью светового диапазона красок, сближать отношения, создавать затемнённый колорит. В начале работы надо установить, каким будут на этюде самые светлые и самые насыщенные цвета, в какой гамме красок следует строить отношения -в более светлой или более тёмной- и в каких пределах насыщенности цвета. Колорит картины не будет правдивым, если художник не учтёт ещё одного важного условия -влияние цвета освещения на все краски натуры. Понятие колорита складывается к.15 в.возможности колорита расцветают в эпоху барокко, его роль возрастает у Констебля и особенно у импрессионистов. В это время краски стали смешиваться в полутона, добиваясь плавных переходов цвета. Цвет и форма сливаются в одно целое, краска становится неотделима от света и пространства. Происходит переход от локального колорита к тональному. В 16в. цвет в живописи более конкретизируется. В 18 в.эстетическая игра с краской, становится ещё более изысканной, сложной и изысканной. В19 в. - противоречия между цветом и формой, оптические эксперименты. Живописцы этого периода особенно импрессионисты научились воссоздавать солнечное сияние, выделять светлое на светлом (Матисс, Гоген,Ван Гог, ) чувство колорита - очень ценный дар. Репин, Суриков, Коровин, Врубель, Малявин, Борисов-Мусатов и др.-выдающиеся русские худ.-колористы. Н.п. Репин писал в тёплом, золотисто – жёлто - красном колорите. Суриков - голубовато – синем.
studfiles.net
Пространство в картинах художников
Живописцы итальянского Ренессанса совершали открытие за открытием, чтобы пространство картины выглядело реалистичным. Освоив световую, тональную, прямую и косую перспективу, они добились больших успехов.
Художники XX века были по своей природе бунтарями. Для них пространство картины было полем боя. И войско нужно построить определенным образом, чтобы добиться определенной цели.
Советский художник - Кузьма Петров Водкин
Кузьма Петров-Водкин, советский художник и теоретик искусства, шел аккурат в ногу со временем и творил под влиянием модернистов и символистов. Что удивительно, его одинаково волновали религиозные и революционные сюжеты. На картинах художник всегда выводил на первый план фигуру — одушевленную или неодушевленную, а ее цвет акцентировал внимание зрителя. За счет эффекта глубины, когда яркие краски исподволь выступают вперед, кажется, что его картины выпуклые.
Центральное место на его картинах заслуживают только фундаментальные персоны: мать с ребенком, рабочие и крестьяне, борцы за свободу.
Поль Сезанн - французский постимпрессионист
Поль Сезанн, французский постимпрессионист, напрочь отказался от линейной перспективы. Искаженную перспективу он объяснял не желанием разрушить старое, а своим собственным видением. Предметы первого плана он увеличивал, а дальнего, наоборот, уменьшал. Также Сезанн словно нарочно искажал прямые линии. Некоторые особо ехидные критики считали, что у художника серьезные проблемы со зрением.
Искусствоведы называют данный эффект — «сфероидным». Художник старался слить пространство воедино, как будто расплавлял молекулы, из которых и состоит все живое на земле. Его целью было создание гармоничного пространства.
Пабло Пикассо - творчество художника
Разбирать творчество Пабло Пикассо значительно труднее, ведь его творческий путь делится на несколько периодов.
Для розового периода характерна геометризация пространства, но даже при деформации изображения, единство картины не нарушается. Удивляет также и то, как рано художник начал себя ограничивать в цвете, на котором и лежит большая часть ответственности по организации пространства картин. Когда смотришь на работы розового периода, кажется, что перспектива постоянно смешается, одна часть изображения движется на зрителя, другая, наоборот, убегает вдаль.
В период, когда художник отдался течению кубизма, на картинах пространство сжимается и уплощается. Форма предметов лопается и предметы перетекают один в другой. Смысловое содержание картины сохраняется за счет намагничивания этих «клочьев» на передний план.
Картины, относящие к 10-м годам XX века, начинают утрачивать общность идеи. Смыслообразующее изображение смещается к периферии. Картина разворачивается вовнутрь, и пространство кажется вогнутым. Зыбкость построения предметов и персонажей придает ощущение незаконченности и неопределенности. Картины, нарисованные Пикассо в этот период, задают больше вопросов, чем дают ответов.
Эксперименты Пабло со светом приводят к тому, что картины воспринимаются зрителем, как перевернутая вверх дном банка с варением. Передний план становится максимально близок зрителю, он будто прилипает на невидимую поверхность, разделяющую пространство картины и пространство зрителя. Картины приобретают символическое значение, которое объединяет изображенные предметы. Художник также часто прибегает к зеркальной композиции, когда на картине появляется две равновеликие части.
Пикассо всеобъемлющ, он изучил законы скульптуры, коллажа, гобелена и керамики. Его сила, умения, знания и опыт позволили ему создать картину, пропитанную ненавистью к войне, картину «Герника». Избежав физиологических подробностей, Пикассо изображает на картине ночной кошмар, полный страшных видений. Глядя на эту картину, чувствуешь, что сознание попадает в западню, как это бывает, когда тело еще не проснулось, а сознание уже бодрствует.
Современные талантливые художники, такие как Василий Афанасьевич Лесков, смело экспериментируют с перспективой. Картины мэтра вызывают большой ажиотаж, потому что они по своей сути совпадают с нашим необычным веком. Если вы хотите преобразить ваш дом в духе нового времени, стоит купить картины В.А. Лескова.
art-leskov.ru
Пространственные картины на стекле. 3D-живописец Xia Xiao Wan
Сюжеты работ китайского художника Xia Xiao Wan могут показаться мрачноватыми, но техника, которую он избрал для своих картин, очень своеобразна. Он использует интересный метод послойного рисования, изображая при помощи специальных карандашей части одной картины на разных стёклах и располагая их одно за другим.Xia Xiao Wan родился в Пекине в 1959 году, в 1982 году закончил факультет по масляной живописи, но с 2003 года нашел свой стиль, расширив традиционные границы восприятия картин до пространственных изображений. Смотрится его творчество действительно очень необычно, нарисованные объекты получаются объемными и будто запертыми в стеклянные кубы.
Галерея работ Xia Xiao Wanalldayplus.ru
tiaurus.info | Пространственные картины Владимира Потапова
В современном изобразительном искусстве наметилась тенденция использования объема для усиления впечатления, оказываемого картиной на зрителя. Поэтому некоторые художники стали создавать пространственные, объемные картины, используя не два, а три измерения. Я уже писал о пространственных фигурах из бумаги Бьянки Чанг, трехмерных композициях, которые создает Юки Мацуэда, и 3D-изображениях, которые рисуют Xia Xiaowan и David Spriggs.
Российский художник Владимир Потапов так же использует объем для создания трехмерных картин. Он рисует слоями на прозрачном оргстекле. Нарисованные образы складываются в картинку только лишь если смотреть на картины под определенным углом, распадаясь на отдельные элементы, если отклониться от нужной оси просмотра. Все образы хорошо знакомы жителям современной России - они отражают уходящую эпоху, передавая специфический колорит жизни на пост-советском пространстве. Наглядное представление о картинах художника дают видеоматериалы, показывающие удивительный эффект преображения отдельных цветовых пятен в объемное изображение - поразительно, какую зрительную иллюзию создают некоторые картины.
tiaurus.info
Иллюзорное пространство в картинах художника Роба Гонсалвеса
Представляем вашему вниманию картины испанского художника Роба Гонсалвеса (Rob Gonsalves), которые «взрывают» мозг зрителя своими иллюзиями и искажением пространства. Создавая свои работы художник как бы объединяет в одной картине сразу две или три точки обзора или два различных образа, которые плавно перетекают один в другой.
Роб Гонсалвес начал рисовать еще ребенком, а возрасте двенадцати лет, он уже продемонстрировал виртуозную технику и хорошее понимание архитектуры и перспективы. После того, как он узнал о творчестве Сальвадора Дали и Рене Магритта, он увлекся сюрреализмом и с тех пор работает только в этом стиле.
Art & Foto | 28.01.2015
1948 просмотров
Трилогия «88 миль в час» («88mph Trilogy») – это серия работ, созданных художником по имени Энди Фэйрхерст (Andy Fairhurst). Энди художник, который создает свои работы исключительно с помощью компьютера и графического планшета...
Art & Foto | 27.01.2015
851 просмотров
designogolik.ru
Энциклопедия художника
Изобразительные возможности создания картин (элементы картин)
Картина - это нечто другое, чем просто отображение действительности. В живописи мы учимся одновременно возможностям изобразительного искусства. В чисто ремесленной части существует по сути дела лишь техника живописи. Если вы будете пользоваться только ею, то живопись сведете к простому имитированию и отражению действительности. Но в конечном итоге живопись представляет собой внутреннее настроение, желание заниматься живописью, ясное или приблизительно ясное представление о картине, концепцию картины. Живопись - это изобразительная и пространственно образующая работа. Этот рабочий процесс требует времени, он начинается уже со взгляда художника.
"Композиция", 1988, холст, масло, 50 х 70 см.
Плоскость и пространство в картине
Живопись хотя и имеет дело с объемными объектами, всегда располагает их на плоскости. Двухмерность плоскости картины противостоит парадоксальным живописным требованиям изображать пространство. По сути дела, на плоскости картины все плоское. Это плоские формы, участки краски, которые накладывает художник и "считывает" зритель как пространственные взаимосвязи. То есть в реальности нет ни переднего, ни заднего плана картины, а изображаемое реальное пространство картины обусловлено плоскостью картины. На картине видны лишь формы и цвета. Даже если некоторые изображения кажутся нам почти реальным пространством и художником достигнута очень достоверная иллюзия, все строится, все связано на плоскости картины. Вместе с тем живописцы разных эпох плоскость и пространство картины охватывают и решают совершенно по-разному.
Формы вещей (например, яблока) называют образующим пространство элементом, а также позитивной формой. Окружающее пространство, переведенное в плоскость картины, обозначается как негативная форма. Позитивные и негативные формы являются равнозначными элементами картины.
Плоскость картины представляет собой плоскостное расположение цветов и их компоновку (композицию), которая передает реальное пространство (геометрия картины). в плоскость, а именно в плоскость картины. Простыми художественными средствами изображения пространства и предметов на плоскости картины являются перекрытие, прикрытие, нагромождение и уменьшение, а также повышенное расположение над основной линией (над нижним краем картины).
Перспектива и цветовая перспектива
"Природу исследуйте по законам шара, конуса и цилиндра и приводите все к правильной перспективе" (Поль Сезанн)
Целью художественного изображения является перевод пространственного в плоскость, а именно в плоскость картины. Простыми художественными средствами изображения пространства и предметов на плоскости картины являются перекрытие, прикрытие, нагромождение и уменьшение, а также повышенное расположение над основной линией (над нижним краем картины).
От этого появляется впечатление глубины пространства, соотношений величин и удаленности. Эти иллюзии можно усилить или ослабить за счет соответственно сильного или слабого контура форм, а также за счет цветовых контрастов.
Сильный контраст светлого и темного делает предметы ближе расположенными, чем контраст теплого и холодного.
Геометрическое отображение
В изобразительном творчестве пространство картины строят с помощью математических приемов (начертательной геометрии). Это геометрическое отображение. Математика определяет пространство как трехмерное и делит его на три расположенные перпендикулярно друг к другу плоскости.
Различные простые средства пространственного изображения.
Каждая точка в пространстве проецируется ортогонально и таким образом имеет три координаты (точно измеряемые величины). Эта система координат служит моделью бесконечного пространства, в котором объект существует и может быть (ре-)конструированным. На принципе проекции и координат основывается каждый технический чертеж: три проекционные плоскости раскрываются на одной-единственной плоскости изображения, где проецируемый предмет фиксируется в трех перспективах: в горизонтальной проекции, вертикальной и боковой (I, II, III, справа).
Слева: точка в пространстве (система координат, ортогональная проекция). Справа: геометрическое изображение (технический рисунок, чертеж).
Результатом является точное, измеряемое изображение, точный масштабный план, по которому можно построить предмет. Это вообще-то не соответствует нашему пространственному видению, потому что при геометрическом изображении проекционные лучи всегда направлены параллельно. Человеческий же глаз является своего рода собирающей линзой, которая все лучи концентрирует в пучок в центре.
Параллельная и центральная проекции
Тем самым различают параллельные и центральные проекции, от которых исходят соответственно параллельные и центральные перспективы.
Перспектива - это метод отображения и одновременно художественный изобразительный метод.
Параллельная перспектива ближе нашему зрению: представим себе основную плоскость, наклоненную наискось вперед, сразу же появляется привычное нашему глазу пространственное изображение. При таком методе изображения могут быть показаны все реальные размеры предметов; это называют изометрией (isos - греч. равный; metron -греч. величина).
Параллельные перспективы, конструкция круга.
В другом случае представляется двойное изображение величин (как бы с двух точек зрения). Убегающие в глубь пространства линии укорачиваются наполовину. Это называют диметрией (dyo - греч. два; metron -греч. величина). Как уже было упомянуто, наши глаза как центр зрения воспринимают спроецированное по центру пространство картины. Они образуют проекционный центр. Из этого появилось понятие центральной перспективы (perspicere - лат. смотреть сквозь что-либо).
Для параллельной перспективы существует правило: все параллели и все вертикали в реальном пространстве остаются также при параллельно-перспективном отражении параллельными или вертикальными.
Рисунок Дюрера показывает художника во время работы и одновременно его способ изображения. Так называемыми "рамками перспективы" художник создает реалистическую картину, причем он смотрит насквозь (визирует) и фиксирует на листе увиденное. Деление рамки, а также листа с изображением на квадраты помогает при передаче реальности.
А. Дюрер (1471-1528), гравюра на дереве, 77 х 215 мм.
Принцип центральной проекции можно воспроизвести очень просто. Наш взгляд проходит сквозь окно, на улицу и соседние дома. Мы сохраняем нашу точку зрения, а также точку стояния неизменной, как наше лицо, так что высота зрения остается постоянной. Теперь мы визируем через оконное стекло "внешний мир" и можем зафиксировать его точка за точкой на стекле (маркером, фломастером и т.п.). Результатом будет прозрачная картина, изображение с центральной перспективой на нашем окне (на плоскости стекла).
Конструкция перспективного построения картин
Из экспериментальных опытов можно вывести закономерности. Таким образом можно конструировать картины с перспективой, а также реконструировать изображаемое пространство (см. рис.).
Проецированная по центру пространственная конструкция, выполненная по I (горизонтальной проекции) и III (боковой проекции) (центральная проекция).
При пространственной конструкции картины с центральной перспективой исходим от плоскости стояния (I-плоскость нахождения художника, наблюдателя) и разрезов (III). Плоскость картины BE показывает спроецированное по центру изображение соответствующего предмета. Точка стояния St, одновременно наш проекционный центр PZ, тоже приводится (в I, III), в том числе и все проекционные линии. Они изображаются в плоскости картины вертикально к разрезу (речь идет об осях проекций, или так называемых границах плоскостей) и дают точки и линии изображения.
Для линий изображения на плоскости картины: все параллели в I (кроме параллельных линий в I относительно BE) совмещаются в точке схода А (в BE). F лежит на линии горизонта Но. Горизонт передается прежде всего (изобразительными) точками, которые лежат на той же высоте точки зрения А (вертикально над St).
Все вышеназванные линии, убегающие на BE справа (слева), имеют свои точки схода соответственно справа (слева) от St на линии горизонта Но (линии схода).
На основании центральной проекции получаем закономерный конструкционный принцип центральной перспективы. На основании горизонтальной проекции изображаемого предмета, а также определения (выбора) нашей точки стояния St и линии горизонта мы можем сразу же определить точки схода на линии горизонта. Теперь определим точки схода: к передним краям предмета на горизонтальной проекции I от St проведем параллели до BE. Вертикальная проекция (две полученные точки) вместе с линией горизонта приводится к сечению: эти точки сечения являются точками схода! Если изображена точка предмета в BE, то мы можем сразу же нанести соответствующие линии схода в BE (наше изображение). Это значит, что не все точки предмета нужно по отдельности проецировать в BE!
Совокупные важнейшие исходные параметры:
St - Точка стояния на основной, горизонтальной плоскости I А - Центр перспективы, вертикально относительно St, центр проекции PZ d - Расстояние изображаемого предмета от St (PZ) до BE BE - Плоскость отражения h Высота центра перспективы А, а также горизонта Но
Схема: принцип конструкции центральной перспективы
Параллели относительно предмета являются не чем иным, как нашим взглядом - линиями визира, проходящими параллельно предмету; линии на нем - если удлинить его края до бесконечности - в лучшем случае пересекутся в бесконечности (при условии, что параллельные линии пересекаются в бесконечности). Точки схода являются самыми крайними точками, "границами" перспективного изображения! За счет этого конструкционного принципа пространство, которое собственно тоже является бесконечным (Вселенной), можно определить (сравните также геометрическое отображение) и отобразить (построить на плоскости чертежа)!
Образ действий
1. Предмет в горизонтальной проекции I и боковой проекции III. Определим точку стояния St, точку зрения А и линию горизонта.
2. Определим точки схода (параллельные линии относительно предмета до BE, вертикальный срез на горизонте).
3. Определим линии схода (BE/St). Угловые точки отражаются согласно центральной проекции на BE; конечные точки изображения на BE соединяются с соответствующими точками схода.
4. Направленные влево и вправо линии схода через сечения дают дальнейшие точки изображения, а также вертикальные срезы с линиями схода (= вертикальные края предмета).
5. Таким образом предмет сконструирован по законам центральной перспективы.
Предмет и изображение
Расположение предмета относительно плоскости картины влияет на его размер (см. рис.).
Схематический порядок: расположение плоскостей картин относительно предмета.
Далее мы устанавливаем (для изображения в BE): самое большое влияние на изображение центральной перспективы имеет высота, что отчетливо видно на схеме (см. рис.).
Различные виды перспективы.
Если h будет сильно увеличена или под плоскостью стояния уменьшена, на обоих изображениях появятся экстремальные искажения изображаемого предмета. Угловатые формы в перспективном отношении можно сконструировать показанным образом. Круглые формы интегрируют в угловатые формы (сравните рис. "Параллельная перспектива" и "Круг, включенный в куб").
Диагональная перспектива
Передний край куба лежит на BE, то есть изображается в WL (в реальную величину). Так как куб в St/BE поставлен на угол, получившееся изображение называют диагональной перспективой - ракурсом (см. рис.).
Схема диагональной перспективы: конструкция с I; кубик. С увеличением расстояния (d) от плоскости картины BE предмет на этой плоскости кажется меньше (перспективное сокращение).
Образ действий
1. Определение I, St, Но, BE.
2. Определение точек схода Fl, F2.
3. Вычерчивание переднего края (WL).
4. Определение линий схода (1-8).
5. Соединение точек сечения на BE дает изображение куба (штриховые линии являются закрытыми от взгляда краями)
С помощью показанных конструктивных принципов можно набросать любую перспективно-пространственную картину.
Имеются также линии схода, которые направлены вверх или вниз, и точки схода на линии вертикальной по отношению к горизонтальной проекции (вертикали), т. е. эти точки схода лежат не на горизонтальной линии. Каждому известен вид вверх на высокую башню. Она кажется растущей вверх. Противоположное впечатление мы имеем от вида глубоко вниз. Очень высокая или глубокая точка стояния, т. е. исходная точка, а также дистанция делают впечатление искаженным (перспектива "лягушки" и "рыбы").
Таким же образом линии раздела крыш домов, кровель и т. п. убегают вверх.
Сконструированное пространство в картине.
anastasiya-usarova.narod.ru