Описание картины "Женитьба майора". Свадьба майора картина


Сватовство майора - Виртуальный Pусский музей

 

«Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. 

В "Описании картин и эскизов Павла Федотова" сам автор пишет о своем произведении: «"Женитьба майора". Оконченная картина. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую  сваху.  Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Кошка замывает гостей». В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика.

Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Он изображен на втором плане, как фигура, нужная только для объяснения причины переполоха в купеческом доме. Остальные персонажи картины разбиты на группы, каждая из которых развивает свою сюжетно-образную линию в пределах темы картины. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. Повинуясь воле художника, зритель переходит от персонажа к персонажу, все они оказываются связанными между собой жестом или позой. Таким образом создается своего рода "композиция движения". Сам метод группировки действующих лиц является новым для русской жанровой живописи приемом. Художник так располагает комнату и действующих лиц, что у зрителя создается невольное ощущение, будто он заглянул в окно и увидел переполох, царящий в купеческом доме. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Федотов переработал повторение своей картины. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Как пояснение к "Сватовству майора" Федотовым написано стихотворное произведение — знаменитая "Рацея". Картина говорит: 

"О том, как люди на свете живут,

 Как иные на чужой счет живут,

Сами работать ленятся,

Так на богатых женятся".

 

rusmuseumvrm.ru

Федотов П.А. Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Около 1851

Аннотация

«Сватовство майора» — центральное произведение зрелого периода в творчестве мастера. Оно выявило принципы его искусства, его метод и мастерство. В "Описании картин и эскизов Павла Федотова" сам автор пишет о своем произведении: «"Женитьба майора". Оконченная картина. В купеческий дом сваха приводит жениха-майора. Хозяин засуетился поскорее застегнуться. Дочка, сконфуженная, хочет убежать, но мать удерживает ее за платье. Обе разряжены для приема жениха. На столе разная закуска. Кухарка несет кулебяку, а сиделец — вина. К нему из другой комнаты тянется старуха с вопросом: к чему эти приготовления? А он показывает на входящую сваху. Шампанское уже стоит на подносе на стуле. Кошка замывает гостей». В Русском музее находится вариант-повторение одноименной картины 1848 года (Третьяковская галерея), за которую художник был удостоен звания академика. Из всех персонажей картины сам жених менее всего интересует художника. Он изображен на втором плане, как фигура, нужная только для объяснения причины переполоха в купеческом доме. Остальные персонажи картины разбиты на группы, каждая из которых развивает свою сюжетно-образную линию в пределах темы картины. В центре композиции — убегающая невеста и маменька, пытающаяся ее удержать. Взаимодействие этих персонажей — одна из главных линий развития сюжета. Повинуясь воле художника, зритель переходит от персонажа к персонажу, все они оказываются связанными между собой жестом или позой. Таким образом создается своего рода "композиция движения". Сам метод группировки действующих лиц является новым для русской жанровой живописи приемом. Художник так располагает комнату и действующих лиц, что у зрителя создается невольное ощущение, будто он заглянул в окно и увидел переполох, царящий в купеческом доме. «Сватовство» дошло до нас в двух вариантах. Федотов переработал повторение своей картины. Несмотря на то, что картина невелика по размерам, она очень тщательна по отделке. Как пояснение к "Сватовству майора" Федотовым написано стихотворное произведение — знаменитая "Рацея". Картина говорит: "О том, как люди на свете живут, Как иные на чужой счет живут, Сами работать ленятся, Так на богатых женятся".

rmgallery.ru

Загадка гения: "Последняя жертва" А.Островского и "Сватовство майора" П.Федотова

На днях случайно услышала  по радио финальные сцены из "Последней жертвы" Островского.Загадка гения: банальный сюжет, незамысловатые диалоги - простенькая пьеска без претензий - низкий жанр, коммерческая поделка - то, за что авторов третируют и сейчас. Но, как у Пушкина в его "Барышне крестьянке", так и у Островского во многих его пьесах, сюжет лишенный правдоподобных деталей, характеры сведенные к символам, каким-то неведомым, "магическим" образом складываются в нечто большее, способное задевать и ум, и сердце.<<Очень много буковок и картинок>>В тысячах книг сотни авторов пытаются рассказать нам о том, что такое душевная пустота, и вот у Островского всего пара деталей рисуют точнее и полнее - с рефреном:Флор Федулыч: У него ничего нет-с.- вроде речь про деньги, но "ничего" - это и непроизнесенное вслух "ничего за душой" - и в контексте встроенной мизансцены это уже о душе .Впрочем, и за диалогами Дульчина и Ирина о "страстной любви" угадываются постоянные претензии критиков к самому Островскому в том, что храм муз, драматический театр, он превращает в балаган, в котором играют комедии из жизни мещан и купечества - сословийне не способных чувствовать утонченно, не способных на возвышенные порывы, - в отличие от аристократов голубых кровей.

Ирина. Скажите пожалуйста! Человек, ничего не имеющий, требует какой-то бешеной, африканской страсти. Да после этого всякий приказчик, всякий ничтожный человек... Нет, уж это извините-с. Только люди с большим состоянием могут позволять себе такие фантазии, а у вас ничего нет, и я вас презираю.Дульчин. На ваше презрение я желал бы вам ответить самой страстной любовью, но... что вы сказали о мужчинах, то же следует сказать и о женщинах: на страстную любовь имеют право только женщины с большим состоянием.Ирина. Вы невежа, и больше ничего.Дульчин. Что вы сердитесь? Оба мы ошибались одинаково, и нам друг на друга претендовать нельзя. Мы люди с возвышенными чувствами и, чтобы удивлять мир своим благородством, нам недостает пустяков - презренного металла. Так ведь это не порок, а только несчастие. И потому дайте руку и расстанемся друзьями.

Действующие лица:

Флор Федулыч Прибытков, очень богатый купец, румяный старик, лет 60, гладко выбрит, тщательно причёсан и одет очень чисто.Юлия Павловна Тугина, молодая вдова.

Режиссеры очень по разному трактуют образ Флора Федулыча - и мужчина средних лет, романтично влюблённый в Юлию, и неприятный, расчетливый старик, заранее просчитавший ситуацию и покупающий себе молодую красивую жену. Вот и в постановке, которую я слушала Флор Федулыч - благородный рыцарь, но мне кажется более органичным образ созданный Петренко в "Бесприданнице", поднявшейся уже до подлинной драмы.

Может, в том Островский предвосхитил свою эпоху, что о трагедии, о страшном, рассказывает банальностями, сниженным разговорным языком, мешая его с явно неуместными пафостностями и доходя до гротеска.Впрочем нам, в наше время, уже очень трудно в полной мере воспринимать всю смысловую многослойность творчества Островского: какая культурная пропасть разделяла два сословия - дворян и купечество, что означало для девушки, женщины остаться без накоплений и поддержки близких...

Не так давно читала в сети пепепост статьи о картине Павла Федотова "Сватовство майора" - хороший пример того, насколько непонятны нам приметы того времени, того быта и тех нравов:

Картина "Сватовство майора" («Поправка обстоятельств, или Женитьба майора») существует в двух вариантах, написанных в 1848 и 1851 годах. Первый вариант, прославивший художника более известен широкой публике.

Оригинал взят у parashutov в ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ ("СВАТОВСТВО МАЙОРА". ДЕТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ.)

Увы, журнал "Вокруг света" редко печатает статьи о живописи и художниках, но те материалы, которые публикуются, всегда очень интересны и познавательны. В июле прошлого года в журнале появилась статья Павла Синичкина "Майор на фейсконтроле", посвященная известной картине Павла Андреевича Федотова (1815-1852) «Сватовство майора».Автор статьи пишет, что на первом показе картины публика смеялась от души. Вместе с ведущим научным сотрудником Института искусствознания, искусствоведом Раисой Кирсановой, Павел Синичкин объясняет "шутки" живописца, из-за которых картину принято считать "сатирой на общество", а не отображением драматической истории в среде мещанства XIX века.С радостью цитирую статью, предварительно поместив еще раз иллюстрацию с "подсказками".

Павел Федотов (1815-1852). Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме). Около 1851. Холст, масло. 56 х 76. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург / Pavel Fedotov. The Major Makes a Proposal (Inspecting a Bride in a Merchant's House). Oil on canvas. Height: 560 mm. Width: 760 mm. State Russian Museum. Source+zoom

Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора. 1848. Холст, масло, 58,3 х 75,4. Государственная Третьяковская галерея / Pavel Fedotov. Matchmaking of the major. 1848. The State Tretyakov Gallery. Source+zoom

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) Сватовство майора. 1848 г. Третьяковская галерея(Посмотреть в очень большом разрешении в Википедии)

1. НАКРЫТЫЙ СТОЛ.Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и «мешочную» (слабосоленую) икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу - постные дни.2. СВЕТИЛЬНИКИ.На картине можно увидеть люстру, две жирандоли и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня.3 МАЙОР.Женитьбой тот решил поправить свое материальное положение. По мнению искусствоведа Ольги Киреевой, скорее всего, герой картины не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета — он явился без положенных букетов для невесты и ее матери.4. СВАХА.На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это еще одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки.5. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА.Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.6. ПЛАТОК.Неуместная деталь женского гардероба. По словам Раисы Кирсановой, к бальному платью полагался не платочек, а веер: купцы плохо разбирались в дворянском этикете.7. СЮРТУК.Купец впопыхах застегивает сюртук: нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался — европейские сюртуки застегивались на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки.8. КУПЧИХА одета в дворянское платье, но на голове у нее тоже простонародный платок вместо полагающегося чепца. Она удерживает дочь за платье.9. КОМНАТА.Создается впечатление, говорит Ольга Киреева, что «хозяева недавно переехали в этот дом. Гостя должны принимать в гостиной или столовой, но на картине изображена обычная проходная комната, не предназначенная для парадных приемов. Об этом говорят висящие образа (в гостиной и столовой их не вешали), отсутствуют сервант, буфет, диван и кресла».10. КУЛЕБЯКА.Кухарка вносит кулебяку - продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму.11. СКАТЕРТЬ.По словам Раисы Кирсановой, «подобные скатерти из цветного льна с цветочным орнаментом употреблялись только в гостиных или кабинетах. Их стелили на книжные столы, столики для журналов. В качестве столового белья употреблялись белые камчатые полотна».12. СИДЕЛЕЦ несет вино.Сиделец — это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьет чай в трактире.13. ПРИЖИВАЛКА — неотъемлемый персонаж в купеческих домах.Она не может понять, в чем причина суеты, и пытается все выведать у сидельца, который посвящен в хозяйские дела, как пояснял Федотов в журнале «Москвитянин».14. КАРТИНЫ.Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты — слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского.

Источник

Как пояснение к "Сватовству майора" Федотовым написано стихотворное произведение "Рацея". (Рацея – длинное витиеватое рассуждение или сочинение назидательного характера.)

Рацея(Объяснение картины "Сватовство майора")

Честные господа,Пожалуйте сюда!Милости просим,Денег не спросим:Даром смотри,Только хорошенько очки протри.

Начинается,ПочинаетсяО том, как люди на свете живут,Как иные на чужой счет жуют.Сами работать ленятся,Так на богатых женятся.

Вот извольте-ко посмотреть:Вот купецкий дом, –Всего вдоволь в нем,Только толку нет ни в чем:Одно пахнет деревней,А другое харчевней.Тут зато один толк,Что всё взято не в долг,Как у вас иногда,Честные господа!

А вот извольте посмотреть:Вот сам хозяин-купец,Денег полон ларец;Есть что пить и что есть...Уж чего ж бы еще? Да взманила, вишь, честь"Не хочу, вишь, зятька с бородою!И своя борода –Мне лихая беда.На улице всякий толкает,А чуть-чуть под хмельком,Да пойди-ка пешком вечерком,Глядь! – очутишься в будке,Прометешь потом улицу сутки.А в густых-то будь зять –Не посмеют нас взять...Мне, по крайности, дай хоть майора,Без того никому не отдам свою дочь!.."А жених – тут как тут, и по чину – точь-в-точь.

А вот извольте посмотреть,Как жениха ждут,Кулебяку несутИ заморские вина первейших сортовК столу подают.А вот и самое панское,Сиречь шампанское,На подносе на стуле стоит.

А вот извольте посмотреть,Как в параде весь дом:Всё с иголочки в нем;Только хозяйка купцаНе нашла, знать, по головке чепца.По-старинному – в сизом платочке.Остальной же нарядУ француженки взятЛишь вечор для самой и для дочки.Дочка в жизнь в первый раз,Как боярышня у нас,Ни простуды не боясь,Ни мужчин не страшась,Плечи выставила напоказ. –Шейка чиста,Да без креста.

Вот извольте посмотреть,Как в левом углу старуха,Тугая на ухо,Хозяйкина сватья, беззубый рот,К сидельцу пристает:Для чего, дескать, столько бутылок несет,В доме ей до всего!Ей скажи: отчего,Для чего, кто идет, –Любопытный народ!

А вот извольте посмотреть,Как, справа, отставная деревенская пряха,Панкратьевна-сваха,Бессовестная привираха,В парчовом шугае, толстая складом,Пришла с докладом:Жених, мол, изволил пожаловать.И вот извольте посмотреть,Как хозяин-купец,Невестин отец,Не сладит с сюртуком,Он знаком больше с армяком;Как он бьется, пыхтит,Застегнуться спешит:Нараспашку принять – неучтиво.

А извольте посмотреть,Как наша невестаНе найдет сдуру места:"Мужчина чужой!Ой, срам-то какой!Никогда с ними я не бывала,Коль и придут, бывало, –Мать тотчас на ушко:"Тебе, девушке, здесь не пристало!"Век в светличке своей я высокойПрожила, проспала одинокой;Кружева лишь плела к полотенцам,И все в доме меня чтут младенцем!Гость замолвит, чай, речь...Ай, ай, ай! – стыд какой!..А тут нечем скрыть плеч:Шарф сквозистый такой –Всё насквозь, на виду!..Нет, в светлицу уйду!"

И вот извольте посмотреть,Как наша пташка сбирается улететь;А умная матьЗа платье ее хвать!

И вот извольте посмотреть,Как в другой горницеГрозит ястреб горлице, –Как майор толстый, бравый,Карман дырявый,Крутит свой ус:"Я, дескать, до денежек доберусь!"

Теперь извольте посмотреть:Разные висят по стенам картины.Начинаем с середины:На средине виситВысокопреосвященный митрополит;Хозяин христианскую в нем добродетель чтит.Налево – Угрешская обительИ во облацех над нею – святитель...Православные, извольте перекреститься,А немцы,Иноземцы,На нашу святыню не глумиться;Не то – русский народСилой рот вам зажмет.

И вот извольте посмотреть:По сторонам митрополита – двоеНаши знаменитые герои:Один – батюшка Кутузов,Что первый открыл пятки у французов,А Европа сначалаИх не замечала.ДругойГерой –Кульнев, которому в славу и честьДаже у немцев крест железный есть.

И вот извольте посмотреть:Там же, на правой стороне, –Елавайский на коне,Казацкий хлопчикФранцузов топчет.А на правой стене хозяйский портретВ золоченую раму вдет;Хоть не его рожа,Да книжка похожа:Значит – грамотный!

И вот извольте посмотреть:Внизу картины,Около середины,Сидит сибирская кошка.У нее бы не худо немножкоДеревенским барышням поучитьсяПочаще мыться:Кошка рыльце умывает,Гостя в дом зазывает.

А что, господа, чай устали глаза?А вот, налево, – святые образа...Извольте перекреститьсяДа по домам расходиться.

1849 г.

Источник

Искусствоведческий анализ картины можно еще почитать здесь и здесь.

*********************************************************************************************************************

Оригинал взят у gorbutovich в Георгиевская лента и Сватовство майора

На картине "Сватовство майора" Павла Федотова есть такая деталь:

На столе лежит большая просфора и священная книга: Библия или Псалтырь, заложенная георгиевской лентой. А рядом, прямо на просфору, бежит таракан. Возможно, закладка вложена между страницами, с которых надо будет прочесть текст при столь радостном событии. Рядом – бутылка шампанского и четыре бокала: для родителей невесты, свахи и жениха.Не знаю описывал ли кто-либо из искусствоведов значение этой детали-закладки – мне не встречалось, но однозначно, что все мелочи в картинах Федотова важны. И таракан тоже.

На подлиннике край картины выглядит так:

Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Сватовство майора. Фрагмент. 1848. Холст, масло, 58,3 х 75,4. Государственная Третьяковская галерея. Здесь и далее – изображение кликабельно, откроется в том же окне: можно рассмотреть таракана

К визиту жениха-дворянина купцы выставили напоказ всё самое лучшее и ценное в доме, в том числе, видимо, и ленту. Дочери предстоит через этот брак повысить свой статус – стать дворянкой, и дети ее будут дворянами. Шутка ли – ответственный момент!

Откуда в купеческом доме георгиевская лента? Почему она выполняет роль закладки? Что этим говорит нам художник?Лента была в свободной продаже? Кто знает ответ – напишите, пожалуйста.Хозяин-купец причастен к производству или поставкам георгиевской ленты?Или к награде? Очень сомнительно, так как лица, не состоявшие на государственной службе, само собой, не имели права получить награду, учрежденную исключительно для поощрения чинов армии.

Но все-таки, а вдруг? Тогда лента здесь – принадлежность солдатского Георгия – Знака отличия Военного ордена.

Из Манифеста 1807 года Императора Александра I об учреждении "Особенного знака отличия Военного ордена":

«Сей знак отличия имеет причислен быть к Военному ордену Св. Великомученика и Победоносца Георгия и оный именоваться будет знаком отличия Военного ордена.Сей знак отличия приобретается только в поле сражения, при обороне крепостей и на водах. Он дается тем из нижних воинских чинов, кои в сухопутных и морских войсках Наших, действительно служа, отличатся противу неприятеля отменною храбростию.»

Знак отличия Военного ордена являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров. Георгиевским крестом он стал официально называться только в 1913 году.Знак отличия Военного ордена полагалось носить на ленте тех же цветов, что и аристократический орден Святого Георгия. Крест должен был носиться его обладателем всегда и при всех обстоятельствах. А тут лента в книге, пусть и священной.Случалось, что во время Отечественной войны солдатским Георгием награждали командиров партизанских отрядов из числа купцов, крестьян и мещан. Но награждения лиц, не имевших чина и права получить армейскую награду, были очень редки. Возможно, лента тут служит указанием на доблестное участие члена семейства – отца или деда ополченцем/партизаном в войне с Наполеоном (?). Люди свободных состояний в 1812 году могли добровольно поступить на службу в ополчение, или внести свою долю пожертвований, либо совершить тот и другой патриотические шаги.Известно, что на фронте бывали случаи, когда не хватало наград, и отличившимся бойцам раздавали только ленты, чтобы потом награжденные могли получить по ним кресты. При Николае I (1825-1856), чье царствование ближе ко времени написания картины, нижних чинов русской армии стали чаще награждать Георгиевским знаком, но вряд ли это имеет какое-либо отношение к купеческой семье, встречающей майора.Георгиевская лента также была элементом Георгиевских знамен, под навершием которых она повязывалась. Этот факт от купеческого дома совсем далек, если только купец не производитель ленты.Учитывая, что в доме картины на стенах про Отечественную войну, то и лента, скорее, про нее или про купеческие поставки для нужд армии.

С 1845 года потомственное дворянство давалось, в числе прочего, за выслугу чина майора и за награждение орденом Святого Георгия. Возможно, георгиевская лента намекает на это – выступает символом "социального лифта", так как является принадлежностью как ордена для благородного сословия, так и креста для низших чинов.

Быть может, закладка в виде георгиевской ленты выполняет примерно ту же роль, что подтяжки в картине "Свежий кавалер".Чиновник получил первую в своей жизни награду – Орден Святого Станислава IV степени. Этот орден – самый младший по старшинству в иерархии государственных наград Российской империи.

Найдите здесь таракана. Павел Федотов (1815-1852). Свежий кавалер. 1846. 42.5 x 48.2 см. Государственная Третьяковская галерея / Pavel Fedotov "The fresh cavalier." The 'morning after' of an official who has received his first state order. Google Art Project. Source+zoom

Новоиспеченный кавалер нацепил своего Святослава на халат. Орденская лента у Святослава – белая с красной. А на стуле лежат подтяжки с точно такими же бело-красными полосками. Из-за этих подтяжек и ордена на полосатом халате цензура не разрешила картину к литографированию.

То есть, георгиевская лента, использованная не по назначению, в "Сватовстве майора" может служить подобной карикатурой на орденскую ленту. Может быть ленты в георгиевских цветах в середине 19 века свободно изготавливались и служили для чего-то помимо ношения государственных наград? В частности, как видим, закладкой.

Таким образом, получились гипотезы о происхождении предмета:

1. Просто лента или какое-либо изделие в георгиевских цветах.2. Купец – изготовитель, поставщик, продавец георгиевской ленты.3. Кто-либо из купеческой семьи заслужил Георгиевскую награду в (?)1812 году.

Предположения о поучительном значении детали:

1. Карикатура на георгиевскую награду.2. Символ перехода в дворянское сословие.3. Дополнительное высмеивание купеческих нравов – у них атрибут высшей награды государства становится закладкой. Относятся с уважением – лежит в Священном Писании, но назначение-то ленты совсем другое.

Иными словами, требуются комментарии специалистов. Всё что тут написано – мои дилетантские измышления.

Мое мнение: в дом георгиевская лента попала простым путем – куплена в лавке. Иначе Федотов, при его страсти всё подробно разъяснять, объяснил бы. А морализаторский смысл детали примерно такой: то что для бравого военного, кутилы и гуляки, знак высшей ратной доблести; для купцов тоже свято, но в своем, прямом смысле – лежит в священной книге. Т.е. – это дополнительная иллюстрация, что в купеческом жилище "толку нет ни в чем".

Интересно, что на варианте "Сватовства" 1851 года Священной Книги с закладкой нет. Вместо этого – блюдо с фруктами.

Роль георгиевской ленты в Сватовстве майора осталась невыясненной, только гипотезы.

*******************************************************************************************************************

********************************************************************************************************************

aazz-z.livejournal.com

"Сватовство майора".Свадебная история из позапрошлого века ...

"Сватовство майора".Свадебная история из позапрошлого века ...

Федотов Павел Андреевич.Сватовство майора, 1848.Третьяковская галерея, Москва

Силою своего таланта, почти не имея предшественников в избранном им роде живописи, Павел Андреевич Федотов достиг в нем общепризнанного совершенства. Сюжеты своих картин он брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. Он вводил в свои картины и особ прекрасного пола — горничных, чиновниц, мастериц, кухарок, создавая из этих лиц живые сцены жизни.Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность. Имя Павла Федотова было на устах целого Петербурга, гремело по всему городу, друзья и бывшие сослуживцы были в полном восхищении. Зрители, равнодушно бродившие по другим залам выставки, спешили в предпоследний, в котором их настигал неумолкающий гул.С самого открытия выставки в этом зале постоянно была толкотня и слышались восторженные возгласы: три небольшие картины бывшего гвардейского офицера П. Федотова взволновали чопорную петербургскую публику. Да и названия у них были совершенно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора»... Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Нередко сквозь толпу зрителей протискивался сам автор, давая необходимые пояснения к своим картинам. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав.

Начинается, начинается рассказО том, как люди на свете живут,Как иные на чужой счет жуют.Сами работать ленятся,Так на богатых женятся.

Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха.Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки. Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених —

Майор толстый, бравый,Карман дырявый.Крутит свой ус:«Я, дескать, до денежекДоберусь...»

Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием...Один из друзей художника потом вспоминал: «При отделке этой картины Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличный сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал й оставался недовольным. Один раз, проходя около какого-то трактира...Он придумал "рацеи" - стихотворный текст, "аккомпанирующий" картине. Таким образом он едко комментировал изображения на своих картинах, которые по оценкам современников и без того были весьма издевательскими (вспомните «Свежего кавалера» в грязном халате и наполеоновской позе, которым Федотов вдоволь посмеялся над тщеславием и глупостью чиновников).Но если рацеи придумывались всегда после картины, то со "Сватовством майора" вышло по-другому. За год до создания полотна Федотов написал поэму "Поправка обстоятельств, или Женитьба майора". В ней он рассказывал о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Честные господа,Пожалуйте сюда!Милости просим:Денег не спросим:Даром смотри,Только хорошенько очки протри.О том, как люди на свете живут,Как иные на чужой счет жуют.Сами работать ленятся,Так на богатых женятся.

П.А.Федотов.Сватовство майора (Смотрины в купеческом доме).Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Кстати сказать, в те времена мезальянс (брак, неравный не по возрасту, а по социальному положению жениха и невесты) был очень распространен. Федотов сам знал много случаев, когда военные, не имевшие видов на доходную штатскую должность, искали простого и удобного выхода - жениться на богатой купеческой дочке. Сейчас, впрочем, мало что изменилось, но вернемся к картине.Написав «Сватовство майора», художник высмеял все, что мог: и переполох в доме в ожидании "важного" гостя (еще бы! такая честь - зять-офицер), и жеманную невесту, одетую в бальное платье с открытыми плечами (нужно понимать, что к такому платью не полагалось одевать крестик, а его отсутствие было верхом позора для благовоспитанной купеческой дочери), и мать-купчиху в модном французском платье вкупе со скромным платочком на голове, и отца-купца, который суетливо застегивает сюртук. И, конечно, жениха-майора, молодцевато подкручивающего ус, в предвкушении богатого приданного.Как вы уже поняли, в "Сватовстве майора" художник высмеивает расхожий житейский эпизод, соответственно, все образы на картине собирательные. Но! Художник-самоучка ничего не рисовал из головы. Все с натуры. Даже мелочи. С чего же он рисовал «Сватовство»? А однажды, проходя мимо какого-то трактира, художник увидел за окнами, во-первых, люстру с закопченными стеклышками, которая его поразила, и стены - немножко побуревшие, красно-коричневые. Именно так, по мнению художника, должен быть обставлен типичный «ржавый» купеческий быт. Между прочим, эту «купеческую» люстру Федотов даже выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы спокойно и тщательно ее зарисовать. А бутылку шампанского, скромно стоящую на картине на стуле слева, Федотов распил вместе с другом, как только закончил ее рисовать.Нужно было для картины отыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, разные аксессуарные вещи...Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. И зачем? Чтобы старик застегивал свою сибирку правою рукой и правою полою вверх, как обыкновенно 'делают».С большим мастерством передает П. Федотов прозрачность легкой ткани платья невесты, ее жемчужное ожерелье и блеск шелка платья матери. Тонкие цветовые соотношения, порой еле уловимые переходы от одного тона в другой связывают все воедино. Сгущая и изменяя розовый тон, художник пишет и кофту кухарки, и шугай свахи, придает голубоватый оттенок серому сюртуку самого купца. Вся эта цветовая гамма развертывается на зеленоватом фоне стены.Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, «как относился к живым, знакомым ему людям — сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети, и он любил их, как любят детей...«Да, они лицемерят, хитрят, плутуют — но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного?»Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня». Не напрасно с таким упорством перетаскивал из мира реального в свой вымышленный мир все, что любил и обожал. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта!А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка! Ах, уж эта кулебяка! Ее Федотов покупал на последние деньги, писал с нее натуру, а потом съедал вместе с другом.А седобородый батюшка-купец? Федотов целый год искал его, бегал, приглядывался к знакомым лицам, пока однажды на улице не встретил то, что нужно. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее... Нет, это все не только анекдот, не забавный сюжет о недалеком майоре, тут явлен целый мир — огромный, живой и настоящий».В последние годы жизни Павел Федотов еще раз пишет «Сватовство майора». Это была не копия. Художник сделал другой вариант картины. Искусствоведы считают его менее ценным. Там меньше художественных деталей, больше - откровенного фарса в героях. Там уже нет «купеческой» люстры и расписного потолка. Зато там больше видно ханжество героев действа, которое так хотел высмеять художник.Как пояснение к "Сватовству майора" Федотовым написана стихотворное произведение - знаменитая "Рацея".

Картина говорит: "О том, как люди на свете живут,Как иные на чужой счет живут,Сами работать ленятся,Так на богатых женятся".

 

kstolica.ru

Описание картины "Женитьба майора" — доклад

   Картина «Сватовство майора» написана в 1848-1849 гг. русским художником Павлом Андреевичем Федотовым.(1815-1852), картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Одна из самых популярных картин в русской живописи.

   Павел Федотов  стал фактически родоначальником  уникальных явлений: он первым  в России стал описывать быт,  но не просто его описывать,  а высмеивать. Такое понятие, как  «рацеи» (стихотворный аккомпанирующий  текст картине) – тоже заслуга  Павла Андреевича Федотова. Художник  всегда придумывал рацеи после  создания картины, то с картиной  «Сватовство майора» произошло  все с точностью до наоборот: за год до создания картины  Федотов написал поэму «Поправка  обстоятельств, или Женитьба майора».  В поэме идет речь о майоре, который решил улучшить свои  дела с помощью женитьбы на  дочери богатого купца:

«Честные господа,

Пожалуйте сюда!

Милости просим:

Денег не просим:

Даром смотри,

Только хорошенько очки протри.

О том, как люди на свете  живут,

Как иные на чужой счет жуют.

Сами работать ленятся,

На богатых женятся.»

Федотов знал много случаев, когда военные, не получавшие высокий  чин, искали простого выхода - женитьба на дочери богатого купца.

  Задумав картину, художник  долго искал интерьер. Но все  было безрезультатно. Однажды, проходя  мимо одного трактира, Павел Андреевич  увидел за окнами типичный «ржавый» купеческий вид: немножко побуревшие, красно – коричневые стены, люстра с закопченными стеклышками. Эту самую «закопченную» люстру Федотов выпросил у владельца трактира себе домой, чтобы тщательно ее описать в картине. Облики слуг и свахи Федотов писал с завсегдатаев рынков, отца – с одного добродушного купца, жениха – сo своего знакомого, который согласился облачиться в мундир, стоять на одном месте и позировать столько времени, сколько было нужно художнику. Ну а образ молодой девушки – невесты, художник писал с лица знакомой женщины, а чтобы написать фигуру, то приходилось пользоваться манекеном и даже просить позировать К. К. Флуга, который согласился позировать, накинув женское платье.

  Написав «Сватовство  майора» - художник высмеял все:  переполох в ожидании зятя – офицера, молоденькую, взволнованную невесту, которая хочет убежать, одетую в белое платье с открытыми плечами и во всевозможные украшения; купчиху-мать, держащую дочку за подол платья, со скромным платочком на голове; отца-купца, который нервно застегивает сюртук и спешит навстречу майору - жениху; жениха, подкручивающего ус – он уже в предвкушении богатого наследства и молодой жены. Так же Федотов высмеял  поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием. Язвительная насмешка не коснулась только купеческих слуг, второстепенных персонажей картины, представителей простого народа – которые изображены с сочувствием. Все лица, изображенные на картине, типичные для купеческой среды тех лет. Таким  образом, создается своего рода «композиция движения». Художник так располагает комнату и действующих лиц, что у зрителя создается невольное ощущение, будто он заглянул в окно и увидел переполох в купеческом доме. В каждом из действующих лиц Федотов подмечает и изображает самое типичное.

 Цвет у художника  становится в первую очередь средством правдивого изображения материальной предметности мира. Пространственные координаты персонажей определяются степенью их светлоты, то есть расстояние от окна, находящегося на переднем плане. Коричневато- зеленая гамма объединяет в гармоническое единство многокрасочность предметного мира картины. Очень эффективно описал художник на фоне зеленого мрака игру цвета в нарядах героев картины: белое с розовым оттенком платья, утопающего в многочисленных кружевах, платья дочери купца; ярко переливающиеся бронзово – синеватого шелкового платья матери, которое оттеняет скромный синевато-зеленый платок на ее волосах; Серому сюртуку отца художник придает несколько голубоватый оттенок, а кофте кухарки и шугаю свахи с незамысловатым принтом Федотов сгущает и даже изменяет розовый тон. В полутонах, собственных и падающих тенях цвета приобретают обусловленный характер под влиянием окружающих стен и предметов в интерьере.

Картина «Сватовство  майора» принесла художнику огромный успех. Она исполнена с завораживающим мастерством, интересной повествовательностью и показала в себе лучшие качества живописи Федотова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сочинение по картине  П. А. Федотова «Сватовство майора»

Гороховой Оксаны

freepapers.ru

Снова свадебная тема.П.Федотов.Сватовство майора. | Волшебная сила искусства

"Начинается, начинается рассказО том, как люди на свете живут,Как иные на чужой счет жуют.Сами работать ленятся,Так на богатых женятся."

Специально к этой картине П.Федотов сочинил поэму"Майор". Использовала отдельные отрывки поэмы.

         Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность.

     Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Со свойственной ему остротой и юмором П. Федотов подмечает в изображаемом событии и в каждом из действующих лиц самое характерное, самое типичное. 

              Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью.

НЕВЕСТА

          Обратим внимание на взволнованную невесту.Она засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха.

         Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня»

                Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку,скореевсего от желания продемонстрировать девичью робость и скромность:

Мужчина, чужой!Ой, стыд-то какой!

СВАХА

         На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это еще одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки

 ЖЕНИХ

   Скорее всего женитьбой он решил поправить свое материальное положение.Предположительно герой картины не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета — он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. 

Майор толстый, бравый,Карман дырявый.Крутит свой ус:«Я, дескать, до денежекДоберусь...»

МАМЕНЬКА

              К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье («Умная мать за платье — хвать!»), так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха. Тип маменьки на картине П. Федотова — просто великолепен. Это истая, дородная «хозяйка купца» в шелковом платье золотого цвета с голубою ниткой. Только не найдя по своей голове модного чепца, она

По-старинному, в сизом платочке,

Остальной же наряд

 У француженки взят

Лишь вечор для нее и для дочки...

КУПЕЦ

      Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться, нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался — европейские сюртуки застегивались  на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки. 

Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея»:

Как хозяин-купец,Невестин отец,Не сладит с сюртуком;Он знаком больше с армяком.Как он бьется, пыхтит,Застегнуться спешит:«Нараспашку принять — неучтиво!»

КУХАРКА

Она вносит кулебяку — продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму. 

СТАРУХА-ПРИЖИВАЛКА

    Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки.

Сиделец — это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьет чай в трактире.

Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених.

ОБСТАНОВКА

    Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием...

     Подробнее рассмотрим стол.Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и слабосоленую икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу — постные дни. 

   На картине можно увидеть люстру и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня. 

КАРТИНЫ НА СТЕНАХ

            Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты — слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского. 

КОШКА

        По контрасту с героями, выявляющими свои отрицательные качества, самым живым существом в картине становится кошка, «намывающая» гостей. Она единственное «действующее лицо», помещенное на переднем плане картины. Основные события происходят на втором плане.

О  ВОСПРИЯТИИ КАРТИНЫ

     Один из друзей художника потом вспоминал: «При отделке этой картины Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличный сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал й оставался недовольным. Один раз, проходя около какого-то трактира... художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».

          Знакомый П. Федотову офицер сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену.

             С большим мастерством передает П. Федотов прозрачность легкой ткани платья невесты, ее жемчужное ожерелье и блеск шелка платья матери. Тонкие цветовые соотношения, порой еле уловимые переходы от одного тона в другой связывают все воедино. Сгущая и изменяя розовый тон, художник пишет и кофту кухарки, и шугай свахи, придает голубоватый оттенок серому сюртуку самого купца. Вся эта цветовая гамма развертывается на зеленоватом фоне стены.

             Еще через минуту невеста перестанет жеманиться, ее поза изменится, мать перестанет браниться, майор крутить ус и т. д. Расстановка образов в картине создает напряженную драматургию действия, его театральность. Все это еще больше подчеркивает основную идею зрелого периода творчества — идею разоблачения фальши окружающего мира, его ложного блеска, внешней добропорядочности.

         Ножки тонконогого стула, стоящего в правом углу, повторяют очертание широко расставленных ног майора, а сам хозяин — купец Кульков — возвышается в углу, подобно неуклюжему шкафу. Так, соединяя одушевленные предметы с неодушевленными, мастер создает напряженность действия.

               Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, «как относился к живым, знакомым ему людям — сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети, и он любил их, как любят детей...                «Да, они лицемерят, хитрят, плутуют — но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного?»

    Про картины Федотова говорили, что они на вид веселые, но в них "глубокая горечь, негодование и сдерживаемые рыдания". "Моего труда в мастерской только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах",- объяснял Федотов.

Источники.

http://www.art-portrets.ru/artists/kartina-fedotova-svatovstvo-mayora.html

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/821

http://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/271-svatovstvo-mayora-pavel-andreevich-fedotov.html

http://www.detskiysad.ru/art/kartina028.htm

maxpark.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта