7 самых «опасных» картин русских художников. Сухарева башня картина
Сухаревская башня | ARCHITECTUREGURU
Сухаревская башня – уникальный памятник русской архитектуры, которого сегодня уже нет, но он живет в памяти народа, на картинах и в книгах.
История
История Сухаревской башни в Москве началась в семнадцатом веке. Построена она была в 1692-1695 годах. Инициатором строительства стал Петр I, а проект разработал М.И. Чоглоков. Местом расположения башни было выбрано пересечение улицы Сретенка и Садового кольца. Сначала возвели нижний этаж – его образовали две платы с сенями. Над сводчатым перекрытием был устроен постамент шатра, а на нем можно было видеть боевые часы. По углам его украшали четыре остроконечные башенки, форма которых напоминала надстройки Троицкой и Спасской башен Кремля. Третий этаж почти полностью сгладил основание уже существовавшей невысокой башни, поэтому решили построить еще и четвертый ярус.
В 1698-1701 годах башня была реконструирована и приобрела тот вид, в котором дожила до начала двадцатого века. Главным элементом строения стал шатер, благодаря которому башня напоминала западноевропейскую ратушу.
Архитектура
Стиль архитектуры Сухаревой башни сочетал в себе ломбардские и готические элементы. Она являлась образцом нарышкинского архитектурного стиля. Строение отличалось невероятной прочностью, которая была достигнута за счет глубокого фундамента. Общая высота башни достигала шестидесяти метров. Народ окрестил ее невестой колокольни Ивана Великого.
Внешний вид Сухаревской башни напоминал корабль с мачтой. Его восточная часть символизировала нос судна, а западная – корму. На башне были установлены часы, а верхушку украшал двуглавый орел. Его изображение было оригинальным – вокруг его крепких лап расположились стрелы, считалось, что они символизируют молнии. В России Сухарева башня стала первым гражданским сооружением такого масштаба. Раньше такими высокими строили только церковные колокольни.
Симметрия сооружения характерна для всех ярусов, кроме нижнего: здесь асимметричное расположение лестницы-входа уравновешивалось разными арками – к западу от центральной проездной двумя большими и к востоку от нее тремя малыми. Сухарева башня стала важным звеном перехода к архитектуре нового времени и итогом развития древнерусского зодчества.
Функции башни
В 1701-1715 годах в здании Сухаревой башни в Москве располагалась астрономическая обсерватория Я.В. Брюса и школа навигацких и математических наук. Впоследствии здание передали Московской конторе Адмиралтейств-коллегии, которая стала использовать ее в качестве склада. Во времена правления Петра I выписанные иностранные актеры представляли здесь комедии.
В 1829-1890 годах в башне находились резервуары Мытищинского водопровода. В 1926 году в здании начал работать Московский коммунальный музей. Через восемь лет в связи с реконструкций одноименной площади Сухаревскую башню снесли, так как она мешала трамвайному и автомобильному движению.
Легенды
В девятнадцатом веке каждый гость столицы считал своим долгом помолиться в храме Христа Спасителя, побывать на колокольне Ивана Великого и у Сухаревской башни. Строение окутано множеством легенд. Почти все тайны Сухаревой башни так или иначе связаны с Я.В. Брюсом – верным соратником Петра I и автором Брюсового календаря, который в течение двухсот лет был главным русским земледельческим справочником. Предания гласят, что в рапирной зале устраивались заседания тайного общества “Нептун” (общества русских масонов), самого же Брюса называли чернокнижником или колдуном с Сухаревой башни.
В начале двадцатого века подземелья Сухаревской башни были тщательно исследованы – в результате обнаружили несколько подземных ходов, направленных в сторону усадьбы Брюса.
Интересные факты
- В названии башни увековечено имя Лаврентия Сухарева – полковника стрелецкого полка, который остался верным Петру во время стрелецкого восстания 1689 года.
- При разборке сооружения удалось сохранить наличник сдвоенного окна – сейчас он находится в Донском монастыре. Также уцелели Башенные часы – она установлены в усадьбе Коломенское.
- Сухаревская башня упоминается на полотнах известных художников и в литературе. Яркими примерами являются полотно А. Саврасова «Сухарева башня», роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок».
- В 1982 московские власти сделали попытку инициировать восстановление башни, но она не увенчалась успехом.
ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО
architectureguru.ru
Сочинение по картине Саврасова “Сухарева башня Москва”
Скоро на нашем сайте (“Тайные страницы русской живописи”): “Неблагоприятные жизненные обстоятельства заставили Василия Андреевича Тропинина потерять 20 лет художнической жизни, но, несмотря на это, он занял достойное место в ряду самых лучших русских и иностранных живописцев. В. А. Тропинин никогда не был за границей и сам развивал свой талант изучением натуры, живя преимущественно в Малороссии. А талант и художественное мастерство его были таковы, что многие принимали портреты В. Тропинина за произведения Рембрандта, столько в них было поразительного колорита и силы освещения. Грациозные же женские головки доставили ему славу “русского Греза”. Художник не поправлял природу модели и не приукрашивал ее искусственными эффектами; с всевозможной тщательностью передавал он почти неуловимые особенности лица изображаемого человека. Позы людей у В. Тропинина натуральны и разнообразны, исполнение безукоризненно, а живописный эффект происходит от поразительного сходства с природой модели. ” – читать полностью “
“Грачи прилетели” – чудесная картина, такая же поэтичная, и в то же самое время печальная и радостная, истинно весенняя, как вступление к “Снегурочке” Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая...
“Основная трудность становления творческой личности Саврасова, как и Клодта и Шишкина, заключалась в том, что процесс его формирования происходил в период, когда пейзажный жанр в демократической русской живописи находился еще в стадии становления. Поэтому передвижники первых поколений должны были, каждый в своей области, выступать как первооткрыватели. Но стать первооткрывателями было не легкой задачей. Поэтому-то свойственное Саврасову поэтическое восприятие родной природы облекается в ранних пейзажах художника в неорганичные для него формы академического романтизма. Это и вносило черты противоречивости в раннее творчество Саврасова. ” – читать полностью “
schoolessay.ru
|
moskva.kotoroy.net
Призраки Сухаревой башни (5 фото)
1 октября 2015 Автор: nlo-mir Загадочные сооружения 37
Не было в старой Москве сооружения более загадочного, чем Сухарева башня. Между тем, своим появлением это прекрасное здание обязано событиям светским и вполне обыкновенным — борьбе за российский престол.
В кратком изложении Сухарева башня выглядят так: 8 августа 1689 года юный царь Петр, предупрежденный о готовящемся бунте стрельцов, спешно покинул Преображенское и отправился искать защиту в стенах Троице-Сергиева монастыря. За ним последовали верные полки его потешной армии — Преображенский и Семеновский. Вскоре к ним присоединился стрелецкий полк Лаврентия Сухарева, несший службу у Сретенских ворот Москвы.
Исход этого противостояния хорошо известен: Петр I окончательно утвердился в качестве единоличного правителя России, его сестра, царевна Софья, была заточена в монастырь. Москва же украсилась еще одним выдающимся архитектурным сооружением.
Редкое цветное фото Сухаревой башни до ее сноса
В 1692—1695 годах на месте деревянных Сретенских ворот по проекту М. И. Чоглокова была построена сторожевая башня, которая получила название Сухаревой. Считается, что таким образом государь выразил признательность верному полковнику.
Свое оборонительное значение Сухарева башня вскоре утратила, и в 1700 году в ней разместили Навигацкую школу. Именно в это время здесь впервые появился граф Яков Вилимович Брюс, чье имя с тех пор неразрывно связано с историей башни.
Яков Брюс (при рождении Джеймс Дэниэл Брюс) — один из ближайших сподвижников Петра I, был представителем старинного шотландского рода, но родился в России. Его отец — артиллерийский полковник Вилим Брюс еще до рождения сына покинул родину и поступил на службу к царю Алексею Михайловичу.
Брюс-младший пошел по стопам отца и тоже стал военным. В его послужном списке — участие в Полтавской битве и других сражениях Северной войны.
В итоге Яков Брюс дослужился до чина генерала-фельдмаршала, стал сенатором, а в 1721 году получил титул графа. Военная служба не помешала Брюсу стать одним из самых образованных людей своего времени.
Круг его научных интересов был необычайно широк. Он интересовался химией и астрономией, математикой и ботаникой, свободно владел несколькими европейскими языками, увлекался астрологией. В 1709 году был опубликован знаменитый «Брюсов календарь», который представлял собой астрологический прогноз, рассчитанный на сто лет вперед.
Там содержались самые разные сведения о грядущих событиях: погоде, урожаях, войнах и мире. Кроме того, Брюс давал немало полезных советов о том, в какие дни надлежит «морем странствовать, рыбу ловить и браки заключать».
После смерти Петра I граф покинул государственную службу и окончательно поселился в Москве. С тех пор научные изыскания стали главным делом его жизни. Необычные для того времени занятия Брюса, странные для окружающих интересы, голубой «дьявольский» свет, который периодически видели в окнах лаборатории, оборудованной им на верхних этажах Сухаревой башни, вскоре создали ему репутацию колдуна и чернокнижника.
Легенды, сложенные о Брюсе народной молвой, поражали воображение современников. Наиболее распространенная из них повествовала о том, как Брюс сконструировал для себя механическую куклу-служанку в Сухаревой башне, придав ей облик девушки необычайной красоты. Она умела делать всю работу по дому: убирала комнаты, готовила еду, подавала кофе. Единственное, чего не смог добиться Брюс,— научить ее разговаривать.
Продолжение этой легенды не менее замечательно. Любви прекрасной девушки старались добиться многие молодые аристократы. Брюсу, который безуспешно пытался убедить их, что это не человек, а кукла, они не верили.
Отчаявшись что-либо объяснить, граф вытаскивал из прически служанки какую-то шпильку, и девушка рассыпалась на глазах у всех, превращаясь в охапку живых цветов. Женихи тотчас исчезали, а Брюс вздыхал и принимался снова собирать по частям свою замечательную служанку.
Брюсу приписывалось еще немало необычных поступков и таинственных историй в Сухарева башне. Говорили, что по ночам у него в башне собиралась всякая нечистая сила: черти и привидения. В ночь полнолуния на крыше Сухаревой башни появлялся настоящий дракон, и Брюс облетал на нем спящий город. По другой версии, свои ночные полеты Брюс осуществлял на огромной стальной птице.
Яков Брюс умер в апреле 1735 года. К тому времени Навигацкую школу уже перевели в Санкт-Петербург, а в Сухаревой башне разместились адмиралтейские конторы и судейские палаты. Однако имя таинственного графа по-прежнему было неразрывно связано с этим местом.
Ходили по Москве даже слухи, что Брюс изобрел эликсир для оживления и отдал царю (царице) пузырек с этой жидкостью — на всякий случай. Вот он умер, и больше некому стало дать мудрый совет самодержцу. И тогда царь (царица) вскрывает гробницу Брюса. Труп чернокнижника совершенно не разложился; полив его заветным эликсиром, государь (государыня) получает нужный совет от ожившего графа.
Даже в XIX веке был популярен рассказ, где Яков Брюс по-прежнему укрывается в тайном месте в Москве и продолжает раскладывать пасьянсы судьбы, определяя, кому как жить, на ком жениться и куда ехать.
В начале XIX века рядом с башней возник знаменитый Сухаревский рынок. Это произошло сразу после войны 1812 года, когда в Москву вернулись бросившие свои дома жители. Горожане, кто как мог, пытались разыскать имущество, разграбленное за время их отсутствия.
Чтобы избежать волнений среди населения, генерал-губернатор граф Федор Ростопчин издал указ, согласно которому «любая вещь, откуда бы она взята ни была, является неотъемлемой собственностью того, кто в данный момент ею владеет, и что всякий владелец может их продавать, но только один раз в неделю, в воскресенье, в одном месте, а именно на площади против Сухаревой башни». Уже в первое воскресенье после указа площадь была запружена горами награбленного имущества.
С течением времени Сухаревка превратилась в большой блошиный рынок — злачное место, столь любимое знаменитым московским бытописателем Владимиром Гиляровским и другими искателями острых ощущений. Примечательно, что среди местного преступного сообщества существовал странный обычай.
Одиннадцатого апреля — этот день считался днем рождения Брюса — действовало неписаное правило: «Ворованное барахло не толкать, щипачам по чужим карманам не рыскать, торговцам не голосить и покупателей не обирать, иначе Брюс накажет — обездвижит руки и язык». И говорили шепотом на «малинах», что действительно видели немногих ослушников — те стали инвалидами и могли лишь побираться…
Сухарева башня до наших дней не сохранилась. Ее снесли в апреле 1934 года, якобы для устранения помех движению транспорта. Чем руководствовались власти на самом деле — неизвестно, но многие архитекторы, в том числе знаменитый Алексей Щусев, были против и даже лично просили Сталина не трогать легендарное строение.
История сноса Сухарева башни обросла новой легендой. Когда стали рушить Сухареву башню, вышел из нее старик с черной бородой и стал наблюдать за работами. По башне бьют, а она не поддается. Поняли, что все дело в старике. Приехала машина, старика забрали и увезли. Только после этого и смогли башню свалить. Кто же был этот старик? Говорили, колдун…
Скорее всего, реальная основа легенды такова: некоторое время перед сносом возле башни дежурили архитекторы и студенты, надеясь остановить разрушение. Но, как гласит предание, Сталин лично контролировал разборку здания, во время которой рабочим было велено искать тайники и клады.
И действительно, в стенах Сухаревой башни ее п удалось обнаружить немало спрятанных там старинных книг. Но самой главной — Черной книги колдуна Брюса — так и не нашли.
Впрочем, надежда раскрыть тайны Сухаревой башни еще остается. В 1990-х годах диггеры и «черные археологи» обнаружили под Сухаревской площадью многочисленные подземные ходы, попасть в которые можно было из подвалов старых домов, расположенных на Сретенке и в близлежащих переулках. А затем здешним андеграундом заинтересовались и городские власти.
Так, на своей пресс-конференции в сентябре 2008 года главный археолог российской столицы Александр Векслер заявил: «Основание башни сохранилось. Сейчас там ведутся изыскания». Предлагали даже создать под Сухаревской площадью подземный музей, целиком посвященный знаменитой башне. Вопрос только в том, позволит ли это сделать земля?
Другие статьи:
nlo-mir.ru
Реферат Сухарева башня
скачатьРеферат на тему:
План:
- Введение
- 1 Краткая история
- 2 История сноса Сухаревской башни
- 2.1 Сохранившиеся элементы
- 3 Описания современников
- 4 Сухаревская башня в литературе и искусстве
- 5 Восстановление Примечания
Введение
Сухаревская башня на открытке 1927 года
Сухаревская башня (также Сухарева башня) — архитектурное сооружение, располагавшееся в Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы в 1695 — 1934 годах, выдающийся памятник русской гражданской архитектуры.
1. Краткая история
Сухаревская башня была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).
Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту архитектора М. И. Чоглокова.
Название башня получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами. Позднее в здании этих ворот была размещена морская «навигационная» школа, а затем Московская контора Адмиралтейской коллегии. В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера прошла реставрация башни.
В 1698—1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, похожей на западноевропейскую ратушу. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей (см. Музей истории Москвы).
Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.
2. История сноса Сухаревской башни
Сухарева башня, вид со Сретенки, 1900-е годы
Сухарева башня, вид со Сретенки, 1915
Сухаревская башня, 1931 год
17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что через два дня, 19 августа строительные организации приступят к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь[1].
28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в которому указывали на ошибочность принятого решения. Они утверждали, что их мнение разделяется «научной и художественной советской общественностью, независимо от направлений, убеждений и вкусов».
«Сухарева башня, — писали они, — есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».
Авторы письма просили приостановить разрушение башни и пересмотреть решение о ее сносе, обещая в течение месяца разработать свой проект реконструкции Сухаревской площади. Они предложили пробить в нижней части башни шесть больших арок, через которые пустить трамвайные пути и автомобильные и пешеходные потоки. К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л. М. Кагановичу [2].
4 сентября Л. М. Каганович заявил на совещании московских архитекторов-коммунистов, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, — сказал он, — возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу… А создают ли коммунисты архитектора атмосферу резкого отпора и общественного осуждения таким реакционным элементам архитектуры?» При этом Каганович согласился на предложение архитекторов о составлении ими проекта реконструкции и заявил им, что «все зависит от того, насколько их проект разрешит задачу движения» [3].
18 сентября 1933 года из Сочи Сталин и Ворошилов направили Кагановичу телеграмму № 40 —
«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны.»[4]
20 сентября в ответном письме Сталину Каганович просил разрешения повременить со сносом башни в связи с обещанием, данным архитекторам. Он писал — «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта» [5].
16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и Китайгородской стены, и вскоре начались работы по сносу башни[1].
17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали —
«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры» [6].
22 апреля 1934 года Сталин ответил авторам письма:
"Письмо с предложением — не разрушать Сухареву башню получил. Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу. Уважающий вас (И.Сталин) [7]
Башня была снесена и по предложению Л. М. Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную площадь[8].
2.1. Сохранившиеся элементы
Сдвоенный наличник Сухаревой башни в стене Донского монастыря
- При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь (в то время — филиал Государственного музея архитектуры), где вмурован в аркаду монастырской стены.[9] Сохранился до наших дней, но доступ посетителей к нему ограничен, поскольку после восстановления монастыря аркада с наличником оказалась на территории, закрытой для посещения.
- Часы, снятые с Сухаревой башни, в данный момент установлены в башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.[10]
- Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 году в ходе строительства подземных переходов под Сухаревской площадью были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.[11]
3. Описания современников
Михаил Юрьевич Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834
…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.
Владимир Алексеевич Гиляровский, из письма дочери[4], 1934:
Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.
Жуткое что-то! Багровая, красная, Солнца закатным лучом освещённая, В груду развалин живых превращённая, Все ещё вижу её я вчерашнею — Гордой красавицей, розовой башнею…4. Сухаревская башня в литературе и искусстве
А. К. Саврасов. Сухарева башня. 1872
- Изображение башни можно увидеть на многих полотнах, среди которых картина Алексея Саврасова «Сухарева башня» (1872).
- Согласно роману Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» в московском трактире у Сухаревой башни была подписана конвенция «детей лейтенанта Шмидта».
- Согласно фэнтезийному сериалу Вадима Панова «Тайный город» Сухарева башня была хранилищем для магической Черной Книги, содержавшей в себе самые важные сведения библиотеки Ивана IV.
- Согласно рассказу Кира Булычева «Новости будущего века» в конце XXI века Сухаревская башня будет восстановлена.
- И Лажечников КОЛДУН НА СУХАРЕВОЙ БАШНЕ 1840 г.
- Герои романа Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы» (легшего в основу фильма «Гардемарины, вперёд!») учатся в «навигацкой школе, что в Сухаревой башне». В башне происходит действие некоторых сцен романа.
5. Восстановление
В 1982 году исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, однако ни один из них не был принят и восстановление не состоялось.
Примечания
- ↑ 12 К истории сноса Сухаревой башни // Известия ЦК КПСС — 1989 — № 9 — С.116
- К истории сноса Сухаревой башни // Известия ЦК КПСС — 1989 — № 9 — С.110-111
- К истории сноса Сухаревой башни // Известия ЦК КПСС — 1989 — № 9 — С.111-112
- ↑ 12 По данным статьи «Окликни улицы Москвы. Сухаревская площадь» - moscow.gramota.ru/map308.shtml на портале Gramota.ru
- К истории сноса Сухаревой башни // Известия ЦК КПСС — 1989 — № 9 — С.112
- К истории сноса Сухаревой башни // Известия ЦК КПСС — 1989 — № 9 — С.114
- К истории сноса Сухаревой башни // Известия ЦК КПСС — 1989 — № 9 — С.114-115
- К истории сноса Сухаревой башни // Известия ЦК КПСС — 1989 — № 9 — С.115
- Сайт ГМА им. А. В. Щусева - www.muar.ru/about/donskoi1.htm
- Дмитрий Турусин. Невеста Ивана Великого - www.kulichki.com/zritel/2008/07-2008/nom1628.htm
- Фотографии раскопок, 2006 год. - www.archnadzor.ru/gallery/Arche/Untitled21.jpg.php
wreferat.baza-referat.ru
Сухарева башня. Достопримечательности — Путеводитель по Москве
Сухарева башня была построена в 1692—1695 годах на месте старых деревянных Сретенских ворот Земляного города (на пересечении Садового кольца и улицы Сретенка).
Башня была сооружена по инициативе Петра I по проекту М. И. Чоглокова. Название получила в честь Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк в конце XVII века охранял Сретенские ворота. В 1689 году Пётр I бежал от своей сестры царевны Софьи в Сергиеву лавру, полк Сухарева стал на защиту Петра. В благодарность царь приказал построить на месте старых ворот новые, каменные с часами.
В 1698—1701 годах ворота были перестроены в том виде, в котором они и дошли до начала XX века, с высокой, увенчанной шатром башней в центре, напоминающей западноевропейскую ратушу.
Сухарева башня, вид со Сретенки, 1900-е годы неизвестен, Public DomainВ начале XVIII века в здании этих ворот была размещена морская «навигацкая» школа, а затем московская контора Адмиралтейской коллегии.
В 1870-е годы под руководством архитектора А. Л. Обера осуществлена реставрация башни. В 1897—1899 годы произведен ремонт. В 1914 году начат ремонт. Остановлен ввиду начала 1-й мировой войны. В 1919 году ремонтом Сухаревской башни занимался архитектор З. И. Иванов, он же составил проект её перестройки под музей. В 1926 году в Сухаревой башне был открыт Московский Коммунальный музей.
Несмотря на протесты многих известных архитекторов и историков, Сухаревская башня была разобрана в 1934 году в связи с реконструкцией площади. В принятии данного решения непосредственно участвовал Сталин.
История сноса Сухаревской башни
17 августа 1933 года газета «Рабочая Москва» опубликовала заметку «Снос Сухаревой башни», в которой говорилось, что через два дня, 19 августа, строительные организации приступят к сносу башни и к 1 октября очистят Сухаревскую площадь.
28 августа известный живописец И. Э. Грабарь, академик архитектуры И. А. Фомин и академик архитектуры И. В. Жолтовский направили И. В. Сталину письмо, в котором указывали на ошибочность принятого решения. Они утверждали, что их мнение разделяется «научной и художественной советской общественностью, независимо от направлений, убеждений и вкусов».
«Сухарева башня, — писали они, — есть неувядаемый образец великого строительного искусства, известный всему миру и всюду одинаково высоко ценимый. Несмотря на все новейшие достижения техники, она все еще не утратила своего громадного показательного и воспитательного значения для строительных кадров». «Мы… решительно возражаем против уничтожения высокоталантливого произведения искусства, равносильного уничтожению картины Рафаэля. В данном случае дело идет не о сломке одиозного памятника эпохи феодализма, а о гибели творческой мысли великого мастера».
Авторы письма просили приостановить разрушение башни и пересмотреть решение о ее сносе, обещая в течение месяца разработать свой проект реконструкции Сухаревской площади. Они предложили пробить в нижней части башни шесть больших арок, через которые пустить трамвайные пути и автомобильные и пешеходные потоки. К письму прилагался примерный (предварительный) график движения автотранспорта по площади. В тот же день аналогичное письмо было направлено первому секретарю Московского комитета ВКП(б) Л. М. Кагановичу .
4 сентября Л. М. Каганович заявил на совещании московских архитекторов-коммунистов, что спор о башне является примером ожесточенной классовой борьбы в архитектуре. «Я не вхожу в существо этих аргументов, — сказал он, — возможно, Сухаревскую башню мы и оставим, но ведь характерно, что не обходится дело ни с одной завалящей церквушкой, чтобы не был написан протест по этому поводу…
18 сентября 1933 года из Сочи Сталин и Ворошилов направили Кагановичу телеграмму № 40 —
«Мы изучили вопрос о Сухаревой башне и пришли к выводу, что её надо обязательно снести. Предлагаем снести Сухареву башню и расширить движение. Архитекторы, возражающие против сноса, — слепы и бесперспективны.»
20 сентября в ответном письме Сталину Каганович просил разрешения повременить со сносом башни в связи с обещанием, данным архитекторам. Он писал — «Я не обещал, что мы уже отказываемся от ломки, … Если Вы считаете, что не надо ждать, то я, конечно, организую дело быстрее, то есть сейчас, не дожидаясь их проекта» .
16 марта 1934 года ЦК ВКП(б) согласился с предложением Московского комитета партии о сносе Сухаревской башни и стены Китай-города, и вскоре начались работы по сносу башни.
Сухарева башня, вид со Сретенки, 1915 неизвестен, Public Domain17 апреля с коллективным письмом к Сталину обратились заслуженный деятель искусств К. Ф. Юон, академик А. В. Щусев, А. М. Эфрос, авторы первого письма И. Грабарь, И. Жолтовский, И. Фомин и другие. Они писали —
«Неожиданно (после того, как вопрос был, казалось, улажен) начали разрушать Сухаревскую башню. Уже снят шпиль; уже сбивают балюстрады наружных лестниц. Значение этого памятника, редчайшего образца петровской архитектуры, великолепной достопримечательности исторической Москвы, бесспорно и огромно. Сносят его ради упорядочения уличного движения… Настоятельно просим Вас срочно вмешаться в это дело, приостановить разрушение Башни и предложить собрать сейчас же совещание архитекторов, художников и искусствоведов, чтобы рассмотреть другие варианты перепланировки этого участка Москвы, которые удовлетворят потребности растущего уличного движения, но и сберегут замечательный памятник архитектуры» .
22 апреля 1934 года Сталин ответил авторам письма:
"Письмо с предложением — не разрушать Сухареву башню получил.
Решение о разрушении башни было принято в свое время Правительством. Лично считаю это решение правильным, полагая, что советские люди сумеют создать более величественные и достопамятные образцы архитектурного творчества, чем Сухарева башня, жаль, что, несмотря на все мое уважение к вам, не имею возможность в данном случае оказать вам услугу.
Уважающий вас (И.Сталин)
Башня была снесена и по предложению Л. М. Кагановича от 25 октября 1934 года Сухаревская площадь была переименована в Колхозную площадь.
Сохранившиеся элементы
- При разборке Сухаревой башни один из наличников сдвоенных окон третьего этажа был сохранён и перенесён в Донской монастырь (в то время — филиал Государственного музея архитектуры), где вмурован в аркаду монастырской стены. Сохранился до наших дней, но доступ посетителей к нему ограничен, поскольку после восстановления монастыря аркада с наличником оказалась на территории, закрытой для посещения.
- Часы, снятые с Сухаревой башни, в данный момент установлены в башне Передних ворот московской усадьбы Коломенское.
- Фундаменты башни, не уничтоженные при сносе, также сохранились, но в настоящий момент скрыты площадью. В 2006 году в ходе строительства подземных переходов под Сухаревской площадью были проведены частичные раскопки и исследование фундаментов.
Описания современников
Михаил Юрьевич Лермонтов, «Панорама Москвы», 1834
…На крутой горе, усыпанной низкими домиками, среди коих изредка лишь проглядывает широкая белая стена какого-нибудь боярского дома, возвышается четвероугольная, сизая, фантастическая громада — Сухарева башня. Она гордо взирает на окрестности, будто знает, что имя Петра начертано на её мшистом челе! Её мрачная физиономия, её гигантские размеры, её решительные формы, всё хранит отпечаток другого века, отпечаток той грозной власти, которой ничто не могло противиться.
Юрий Олеша: «Она была красивая, сказочная, розовая, и по ее переходам, видным с площади, мог бы ходить кот в сапогах».
Владимир Алексеевич Гиляровский, из письма дочери, 1934:
Её ломают. Первым делом с неё сняли часы и воспользуются ими для какой-нибудь другой башни, а потом обломали крыльцо, свалили шпиль, разобрали по кирпичам верхние этажи и не сегодня-завтра доломают её стройную розовую фигуру. Все ещё розовую, как она была! Вчера был солнечный вечер, яркий закат со стороны Триумфальных ворот золотил Садовую снизу и рассыпался в умирающих останках заревом.
Жуткое что-то! Багровая, красная,Солнца закатным лучом освещённая,В груду развалин живых превращённая,Все ещё вижу её я вчерашнею —Гордой красавицей, розовой башнею…
Восстановление
В 1982 году исполком Москвы принял решение о восстановлении башни. Был объявлен конкурс проектов, однако ни один из них не был принят и восстановление не состоялось.
moscow.drugiegoroda.ru
7 самых «опасных» картин русских художников
Существует суеверие, что написание портрета может принести несчастье модели. В истории русской живописи было несколько известных полотен, у которых сложилась мистическая репутация.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Илья Репин
У Ильи Репина была репутация «рокового живописца»: многие из тех, чьи портреты он рисовал, скоропостижно умирали. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов, итальянский актер Мерси д’Аржанто и Федор Тютчев.Самой мрачной картиной Репина признают «Иван Грозный убивает своего сына». Любопытный факт: до сих пор неизвестно, убивал ли Иван IV своего сына или эту легенду действительно сочинил ватиканский посланник Антонио Поссевино.
Картина произвела гнетущее впечатление на посетителей выставки. Были зафиксированы случаи истерии, а в 1913 году иконописец Абрам Балашов распорол картину ножом. Позже его признали невменяемым.
Странное совпадение: художник Мясоедов, с которого Репин писал образ царя, вскоре чуть было не убил в приступе гнева своего сына Ивана, а литератор Всеволод Гаршин, который стал натурщиком для царевича Ивана, сошёл с ума и покончил с собой.
«Портрет М. И. Лопухиной». Владимир Боровиковский
Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, стала натурщицей художника в 18 лет, вскоре после собственной свадьбы. Изумительно красивая девушка была здоровой и полной сил, но скончалась спустя 5 лет. Спустя годы поэт Полонский напишет «Красоту ее Боровиковский спас…».
Появились слухи о связи картины со смертью Лопухиной. Родилась городская легенда, что на портрет нельзя долго смотреть — постигнет печальная участь «натурщицы».
Некоторые утверждали, что отец девушки, магистр масонской ложи, заключил дух дочери в портрете.
Спустя 80 лет картину приобрёл Третьяков, который не побоялся репутации портрета. Сегодня полотно находится в коллекции Третьяковской галереи.
«Неизвестная». Иван Крамской
Картина «Неизвестная» (1883) вызывала бурный интерес у Петербургской публики. А вот Третьяков наотрез отказался приобретать картину для своей коллекции. Так, «Незнакомка» начала своё путешествие по частным собраниям. Вскоре начали происходить странности: первого ее владельца бросила жена, у второго сгорел дом, третий обанкротился. Все несчастья приписывали роковой картине.
Не избежал беды и сам художник, вскоре после написания картины скончались два сына Крамского.
Картин продали за рубеж, где она продолжила приносить владельцам одни несчастья, пока в 1925 году полотно не вернулось в Россию. Когда портрет оказался в коллекции Третьяковской галереи несчастья прекратились.
«Тройка». Василий Перов
Перов долго не мог найти натурщика для центрального мальчика, пока не познакомился с одной женщиной, которая ехала через Москву на богомолье со своим 12-летним сыном Васей. Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины.
Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной. Оказалось, что спустя год после написание картины Васенька умер, и его мать специально приехала к художнику, чтобы на последние деньги выкупить картину.
Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына.
«Демон поверженный». Михаил Врубель
Сын Врубеля, Савва, скоропостижно скончался вскоре после того, как художник закончил портрет мальчика. Смерть сына стала ударом для Врубеля, поэтому он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный».
Желание закончить полотно переросло в одержимость. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку.
Не обращая внимания на посетителей, художник приходил в галерею, доставал кисти и продолжал работать. Обеспокоенные близкие связались с врачом, но было уже поздно — сухотка спинного мозга свела Врубеля в могилу, несмотря на лечение.
«Русалки». Иван Крамской
Иван Крамской задумал написать картину по мотивам повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». На первой выставке в Товариществе передвижников картину повесили рядом с пасторалью «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. В первую же ночь картина «Грачи» упала со стены.
Вскоре обе картины купил Третьяков, «Грачи прилетели» заняла место в кабинете, а «Русалок» выставили в зале. С этого момента прислуга и домочадцы Третьякова начали жаловаться на заунывное пение, доносящиеся по ночам из залы.
Более того, люди стали отмечать, что рядом с картиной они испытывают упадок сил.
Мистика продолжалась, пока старая нянька не посоветовала убрать русалок со света в дальний конец зала. Третьяков последовал совету, и странности прекратились.
«На смерть Александра III». Иван Айвазовский
Когда художник узнал о смерти императора Александра III, он был шокирован и без всякого заказа написал картину. По задумке Айвазовского, картина должна была символизировать торжество жизни над смертью. Но, закончив картину, Айвазовский спрятал ее и не показывал никому. Впервые картину выставили на всеобщее обозрение лишь спустя 100 лет.
Картина разбита на фрагменты, на полотне изображен крест, петропавловская крепости и фигура женщины в черном.
Странный эффект заключается в том, что под определенным углом женская фигура превращается в смеющегося мужчину. Некоторые видят в этом силуэте Николая II, а другие — Пахома Андреюшкина, одного из тех террористов, которым не удалось покушение на императора в 1887 году.
suharewa.ru