kolybanov. Никита федосов картины


Федосов Никита Петрович

 

 «Для меня живопись – это когда созвучие цветов на холсте производит на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестаёт быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение»

 Талантливый советский живописец Никита Петрович Федосов родился в Москве в 1939 году. С раннего детства, ещё в детском саду, мальчик пристрастился к рисованию. Желание зарисовать всё увиденное у него проявилось уже в раннем детстве. 

В десятилетнем возрасте Никита Федосов поступил в Московскую художественную спецшколу при МГХИ имени В. И. Сурикова. Там на него обратила пристальное внимание преподаватель живописи Марина Андреевна Иванова.

Ученики школы выезжали на практику во многие старинные русские города, однако на Никиту Федосова наибольшее впечатление произвёл Русский Север. Сказочные Кижи … Широкая гладь озера, разноцветные сполохи закатов, какая-то особенная тишина и неземной покой. В первый раз мальчик увидел Кижи в одиннадцать лет. С тех пор Никита Федосов часто ездил сюда, подолгу тут жил, много работал.

Второе место в России, где Никита Федосов, уже став взрослым человеком и зрелым художником, много жил и писал, - это Академическая дача художников имени И. Е. Репина в Тверской области с живописной рекой Мстой, вытекающей из красивейшего озера Мстино. Магия этих мест произвела на художника глубочайшее впечатление: «Во всем ощущается единая, гармоническая связь всего – и домов, и сараев, и луга, и леса, звезд над головой».

В 1956 году Никита Федосов становится студентом Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова, учится живописи у известного советского художника Дмитрия Константиновича Мочальского. Он продолжает творческие поездки на Русский Север, так поразивший его в детстве, много пишет с натуры, запечатлевая памятники русского деревянного зодчества.

Больше всего Никита Федосов любил писать пейзажи, считая пейзаж самым высоким жанром в живописи. Но первую славу ему принесли не пейзажи, а тематическая картина «На Двине». Эта дипломная работа молодого художника произвела настоящую сенсацию. О Никите Федосове заговорили не только в институте, но и в профессиональной среде.

Впоследствии, 1960-е – 1970-е годы, Никита Федосов часто писал большие жанровые картины, но они были заказными, и часто приходилось их делать наспех, отнимая время у творческих командировок. Это не устраивало художника. Совместно с тремя молодыми художниками, Никита Федосов создал группу из четырех человек. Туда, кстати, входил и Михаил Кугач, сын патриарха советской живописи Юрия Петровича Кугача. Эта группа полностью отошла от создания тематических картин с целью писать деревенские пейзажи.

В 1963 году Никита Федосов поступил в аспирантуру Академии художеств и был зачислен в мастерскую знаменитого мастера советской живописи Б. В. Иогансона. В это время Н. Федосов продолжал ездить на этюды на Онежское озеро, но поездки эти становились всё более редкими.

В 1970 году Федосов купил дом в глухой деревушке Вели в тогда ещё Калининской области, неподалёку от Академической дачи художников в различных деревнях вокруг которой уже давно обосновались к этому времени многочисленные ленинградские и московские художники. Среди них были такие известные мастера советской живописи как Фёдор Решетников и его жена Лидия Бродская, Юрий Кугач, Братья Ткачёвы, Владимир Токарев со своей женой Александрой Токаревой, и многие другие. Эти места завораживали своей красотой, живописностью, тишиной, поэтичностью. В Велях художник упоённо работал с утра до вечера. Или пропадал где-то на этюдах, или писал у себя в мастерской, под которую была выделена отдельная изба.

С Велями у Никиты Федосова связаны целых пятнадцать лет тихой, неспешной жизни, счастливого, постоянного творчества, посвящённого деревенскому пейзажу. В 1985 году Никита Петрович Федосов вместе с семьёй переехал в расположенную неподалёку деревню Вёшки, где продолжал активно и напряжённо работать. В мае 1992 года вместе с сыном Васей художник приехал в Вёшки подготовить дом к переезду на лето. Сын вскоре вернулся в Москву на занятия, а Никита Федосов не вернулся домой никогда … Он ушел из жизни неожиданно, трагически и странно.

*   *   *

Галерея (57 изображений)

*   *   *

gorenka.org

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК НИКИТА ПЕТРОВИЧ ФЕДОСОВ (1939-1992)

Талантливый советский живописец Никита Петрович Федосов родился в Москве в 1939 году. С раннего детства, ещё в детском саду, мальчик пристрастился к рисованию. Желание зарисовать всё увиденное у него проявилось уже в раннем детстве.

В десятилетнем возрасте Никита Федосов поступил в Московскую художественную спецшколу при МГХИ имени В. И. Сурикова. Там на него обратила пристальное внимание преподаватель живописи Марина Андреевна Иванова.

Ученики школы выезжали на практику во многие старинные русские города, однако на Никиту Федосова наибольшее впечатление произвёл Русский Север. Сказочные Кижи … Широкая гладь озера, разноцветные сполохи закатов, какая-то особенная тишина и неземной покой. В первый раз мальчик увидел Кижи в одиннадцать лет. С тех пор Никита Федосов часто ездил сюда,  подолгу тут жил, много работал.

Второе место в России, где Никита Федосов, уже став взрослым человеком и зрелым художником, много жил и писал,  - это Академическая дача художников имени И. Е. Репина в Тверской области с живописной рекой Мстой, вытекающей из красивейшего озера Мстино. Магия этих мест произвела на художника глубочайшее впечатление: «Во всем ощущается единая, гармоническая связь всего – и домов, и сараев, и луга, и леса, звезд над головой».  

В 1956 году Никита Федосов становится студентом Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова, учится живописи у известного советского художника Дмитрия Константиновича Мочальского. Он продолжает творческие поездки на Русский Север, так поразивший его в детстве, много пишет с натуры, запечатлевая памятники русского деревянного зодчества.

Больше всего Никита Федосов любил писать пейзажи, считая пейзаж самым высоким жанром в живописи. Но первую славу ему принесли не пейзажи, а тематическая картина «На Двине». Эта дипломная работа молодого художника  произвела настоящую сенсацию. О Никите Федосове заговорили не только в институте, но и в профессиональной среде.

Впоследствии, 1960-е – 1970-е годы, Никита Федосов часто писал большие жанровые картины, но они были заказными, и часто приходилось их делать наспех, отнимая время у творческих командировок. Это не устраивало художника. Совместно с тремя молодыми художниками,  Никита Федосов создал группу из четырех человек. Туда, кстати, входил и Михаил Кугач, сын патриарха советской живописи Юрия Петровича Кугача. Эта группа полностью отошла от  создания тематических картин с целью писать деревенские пейзажи.  

 В 1963 году Никита Федосов поступил в аспирантуру Академии художеств и был зачислен в мастерскую знаменитого мастера советской живописи Б. В. Иогансона. В это время Н. Федосов продолжал ездить на этюды на Онежское озеро, но поездки эти становились всё более редкими.

В 1970 году Федосов купил дом в глухой деревушке Вели в тогда ещё Калининской области, неподалёку от Академической дачи художников в различных деревнях вокруг которой уже давно обосновались к этому времени многочисленные ленинградские и московские художники. Среди них были такие известные мастера советской живописи как Фёдор Решетников и его жена Лидия Бродская, Юрий Кугач, Братья Ткачёвы, Владимир Токарев со своей женой Александрой Токаревой, и многие другие.  Эти места завораживали своей красотой, живописностью, тишиной, поэтичностью. В Велях художник упоённо работал с утра до вечера. Или пропадал где-то на этюдах, или писал у себя в мастерской, под которую была выделена отдельная изба.

С Велями у Никиты Федосова связаны целых пятнадцать лет тихой, неспешной жизни, счастливого, постоянного творчества, посвящённого деревенскому пейзажу. В 1985 году Никита Петрович Федосов вместе с семьёй переехал в расположенную неподалёку деревню Вёшки, где продолжал активно и напряжённо работать. В мае 1992 года вместе с сыном Васей художник приехал в Вёшки подготовить дом к переезду на лето. Сын вскоре вернулся в Москву на занятия, а Никита Федосов не вернулся домой никогда … Он ушел из жизни неожиданно, трагически и странно.

 

sovjiv.ru

Федосов Никита Петрович - странники и пришельцы мы на этой земле

. Это цитата

Русский художник-пейзажист Федосов Никита Петрович (1939-1992).

Федосов Никита Петрович (1939, Москва- 1992, д. Вешки).Лауреат Государственной Премии России.В 1962 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И.Сурикова по мастерской профессора Д.К. Мочальского. Дипломная работа Никиты Федосова «На Двине» до сих пор хранится в собрании Института как пример  мастерства высочайшего уровня. Когда картину вынесли в зал для защиты, зрители встали и продолжали аплодировать стоя.В 1964 г. принят в Творческие мастерские Академии Художеств СССР, (руководитель Б.В.Иогансон).Пройдет еще не одно десятилетие прежде, чем в России появится живописец равный по силе дарования Никите Федосову. Он стал легендой русской реалистической живописи второй половины ХХ века. Созданные им произведения ставят его имя в ряд великих русских пейзажистов Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Станислава Жуковского.В 2000 и 2006 гг. в ЦДХ в Москве прошли персональные выставки памяти Никиты Федосова.Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Тверской картинной Галерее, Тульском и Серпуховском художественных музеях.Он ушел из жизни в расцвете своего таланта и мастерства 17 мая 1992 года.Никиту Петровича Федосова можно отнести к редко встречающимся талантливым людям, испытавшим прижизненное признание коллег, искусствоведов и зрителей и не выпавшим из контекста истории искусства после своего ухода из жизни. Более того, начав свою творческую карьеру тематическими картинами, он к концу своего пути окончательно сосредоточился на жанре пейзажной живописи, создав настоящие шедевры психологического пейзажа. В наши дни его произведения занимают принципиально важное место в российской пейзажной живописи, соединяя творческий опыт шестидесятников с достижениями следующего поколения. Произведения Никиты Федосова представляют нам выдающегося живописца русской реалистической школы. Его пейзажи удивительно глубоки по звучанию образов, по авторскому ощущению настроений и тонких переходов в состоянии природы. Федосов писал: «Для меня живопись – это когда созвучие цветов на холсте производит на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестаёт быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение». Он всегда привносил в произведения свое авторское настроение и переживание, умел это сделать с высочайшим мастерством, ненавязчивостью и особой пронзительностью. 

  

Тишина    

 

Осенняя Мста  

  Простые виды сельской природы, в которых не происходило никаких видимых действий, наполнялись в его холстах волнующими чувствами, вовлекая эмоции зрителя в переживание тех или иных состояний: весны, поздней осени, летних сумерек... Все средства живописи в его картинах многократно усиливают звучание созданного образа. Зрелое мастерство опытного художника, достигнутое трудолюбием и беззаветной любовью к искусству, большое художественное дарование сделали его блестящим мастером русского пейзажа - подлинной легендой в среде художников. Глубокие по содержанию полотна, наполненные авторскими переживаниями, такие, как: «Солнце встало» (1981), «Вечерняя заря» (1981), «Тишина» (1981), «В полях вечерних» (1980), «Моросит» (1980), «Осенний ветер» (1978), «Тихая весна» (1979), «Теплые вечера в апреле» (1986), «Вечерний покой» (1988), «Дыхание зимы» (1991), «Раннее утро»(1983) поставили творчество Н.П. Федосова в ряд лучших достижений пейзажного жанра конца 1970-х начала 1990-х годов 

 

У озера Мстино  

 

На пороге осени.

 

На Двине (строительство посёлка).Дипломная работа художника.

 

Осень пришла  

Лето дождливое 

Утро туманное 

Нива  

Заря всю ночь 

Поле отдыхает 

Старые мастерские зимой. Академическая дача 

С начала 1970-х годов большую часть года художник с семьей проводил в небольшой живописной деревушке Вели, близ Дома творчества «Академическая дача». Неподалеку, в деревне Городок, еще в 1950-е годы обосновалось семейство Юрия Петровича Кугача. Его супруга, известная московская художница Ольга Григорьевна Светличная приходилась родной сестрой матери Н.П. Федосова, а вместе с их сыном Михаилом, Никита учился и рос. Поэтому с ранних лет он стал «завсегдатаем» Академички. Все здесь располагало к спокойному творческому труду: близость родных, возможность широкого общения с коллегами, редкой красоты северная природа. Именно в этих местах и были созданы почти все последующие произведения Никиты Петровича, в том числе и те, за которые он получил Государственную премию, и многие другие, что ныне хранятся в коллекциях ведущих музеев страны.  

 

Городок художников (эскиз).

Сенокос (эскиз).

Кижи. Часовня в Васильевском 

Никита Петрович Федосов был очень цельным человеком. В нем сочетались не только дар живописца, но и замечательное владение словом. Он талантливо писал – прочтите его опубликованные письма к матери, включая юношеские! Никита Петрович был очень образован, блестяще знал историю мирового искусства, литературу, историю. О живописи мог говорить часами. Его отличало хорошее знание своей страны, и не по географическим атласам, а по собственным впечатлениям. Н.П. Федосов с детства много ездил, поскольку не одно десятилетие в экспедициях на Русском Севере целыми сезонами работала его мать Вера Григорьевна Брюсова, известный искусствовед и реставратор, всю свою жизнь спасавшая и защищавшая памятники русской культуры. Вместе с нею Никита узнал и полюбил север, Кижи, где часто жил и работал. 

Ромашки 

В избе Аникиных. Кижи 

В полях вечерних 

Солнце встало 

Осенний ветер 

Вечерний покой 

В тени берез 

Дыхание зимы 

Северная деревня 

Снег выпал 

Зимой в деревне 

Перед отлетом 

Заря вечерняя. 

Берега Мсты 

Перед грозой 

Ясное утро 

Конец лета.

Летний вечер.

Озеро.

На озере.

Стожки.

Ранняя осень.

Летнее утро.

За сеном .В Кижах. 

Моя соседка 

На Онежском озере. Деревня Ямка. 

Отдел контроля. 

http://www.museum.ru/N38030  

http://sovcom.ru/index.php?category=painters&painterstype=painter&painter=545  

http://www.art-auction.ru/painters_detailed.php?id=22  

http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=15&fp=2&uid=425&idg=1&user_serie=0  

http://artroots.com/art/art11_index.html  

 

yura-turist.livejournal.com

Федосов Никита Петрович - Журнал обо всём

. Это цитата

Русский художник-пейзажист Федосов Никита Петрович (1939-1992).

Федосов Никита Петрович (1939, Москва- 1992, д. Вешки).Лауреат Государственной Премии России.В 1962 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И.Сурикова по мастерской профессора Д.К. Мочальского. Дипломная работа Никиты Федосова «На Двине» до сих пор хранится в собрании Института как пример  мастерства высочайшего уровня. Когда картину вынесли в зал для защиты, зрители встали и продолжали аплодировать стоя.В 1964 г. принят в Творческие мастерские Академии Художеств СССР, (руководитель Б.В.Иогансон).Пройдет еще не одно десятилетие прежде, чем в России появится живописец равный по силе дарования Никите Федосову. Он стал легендой русской реалистической живописи второй половины ХХ века. Созданные им произведения ставят его имя в ряд великих русских пейзажистов Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Станислава Жуковского.В 2000 и 2006 гг. в ЦДХ в Москве прошли персональные выставки памяти Никиты Федосова.Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Тверской картинной Галерее, Тульском и Серпуховском художественных музеях.Он ушел из жизни в расцвете своего таланта и мастерства 17 мая 1992 года.Никиту Петровича Федосова можно отнести к редко встречающимся талантливым людям, испытавшим прижизненное признание коллег, искусствоведов и зрителей и не выпавшим из контекста истории искусства после своего ухода из жизни. Более того, начав свою творческую карьеру тематическими картинами, он к концу своего пути окончательно сосредоточился на жанре пейзажной живописи, создав настоящие шедевры психологического пейзажа. В наши дни его произведения занимают принципиально важное место в российской пейзажной живописи, соединяя творческий опыт шестидесятников с достижениями следующего поколения. Произведения Никиты Федосова представляют нам выдающегося живописца русской реалистической школы. Его пейзажи удивительно глубоки по звучанию образов, по авторскому ощущению настроений и тонких переходов в состоянии природы. Федосов писал: «Для меня живопись – это когда созвучие цветов на холсте производит на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестаёт быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение». Он всегда привносил в произведения свое авторское настроение и переживание, умел это сделать с высочайшим мастерством, ненавязчивостью и особой пронзительностью. 

  

Тишина    

 

Осенняя Мста  

  Простые виды сельской природы, в которых не происходило никаких видимых действий, наполнялись в его холстах волнующими чувствами, вовлекая эмоции зрителя в переживание тех или иных состояний: весны, поздней осени, летних сумерек... Все средства живописи в его картинах многократно усиливают звучание созданного образа. Зрелое мастерство опытного художника, достигнутое трудолюбием и беззаветной любовью к искусству, большое художественное дарование сделали его блестящим мастером русского пейзажа - подлинной легендой в среде художников. Глубокие по содержанию полотна, наполненные авторскими переживаниями, такие, как: «Солнце встало» (1981), «Вечерняя заря» (1981), «Тишина» (1981), «В полях вечерних» (1980), «Моросит» (1980), «Осенний ветер» (1978), «Тихая весна» (1979), «Теплые вечера в апреле» (1986), «Вечерний покой» (1988), «Дыхание зимы» (1991), «Раннее утро»(1983) поставили творчество Н.П. Федосова в ряд лучших достижений пейзажного жанра конца 1970-х начала 1990-х годов 

 

У озера Мстино  

 

На пороге осени.

 

На Двине (строительство посёлка).Дипломная работа художника.

 

Осень пришла  

Лето дождливое 

Утро туманное 

Нива  

Заря всю ночь 

Поле отдыхает 

Старые мастерские зимой. Академическая дача 

С начала 1970-х годов большую часть года художник с семьей проводил в небольшой живописной деревушке Вели, близ Дома творчества «Академическая дача». Неподалеку, в деревне Городок, еще в 1950-е годы обосновалось семейство Юрия Петровича Кугача. Его супруга, известная московская художница Ольга Григорьевна Светличная приходилась родной сестрой матери Н.П. Федосова, а вместе с их сыном Михаилом, Никита учился и рос. Поэтому с ранних лет он стал «завсегдатаем» Академички. Все здесь располагало к спокойному творческому труду: близость родных, возможность широкого общения с коллегами, редкой красоты северная природа. Именно в этих местах и были созданы почти все последующие произведения Никиты Петровича, в том числе и те, за которые он получил Государственную премию, и многие другие, что ныне хранятся в коллекциях ведущих музеев страны.  

 

Городок художников (эскиз).

Сенокос (эскиз).

Кижи. Часовня в Васильевском 

Никита Петрович Федосов был очень цельным человеком. В нем сочетались не только дар живописца, но и замечательное владение словом. Он талантливо писал – прочтите его опубликованные письма к матери, включая юношеские! Никита Петрович был очень образован, блестяще знал историю мирового искусства, литературу, историю. О живописи мог говорить часами. Его отличало хорошее знание своей страны, и не по географическим атласам, а по собственным впечатлениям. Н.П. Федосов с детства много ездил, поскольку не одно десятилетие в экспедициях на Русском Севере целыми сезонами работала его мать Вера Григорьевна Брюсова, известный искусствовед и реставратор, всю свою жизнь спасавшая и защищавшая памятники русской культуры. Вместе с нею Никита узнал и полюбил север, Кижи, где часто жил и работал. 

Ромашки 

В избе Аникиных. Кижи 

В полях вечерних 

Солнце встало 

Осенний ветер 

Вечерний покой 

В тени берез 

Дыхание зимы 

Северная деревня 

Снег выпал 

Зимой в деревне 

Перед отлетом 

Заря вечерняя. 

Берега Мсты 

Перед грозой 

Ясное утро 

Конец лета.

Летний вечер.

Озеро.

На озере.

Стожки.

Ранняя осень.

Летнее утро.

За сеном .В Кижах. 

Моя соседка 

На Онежском озере. Деревня Ямка. 

Отдел контроля. 

http://www.museum.ru/N38030  

http://sovcom.ru/index.php?category=painters&painterstype=painter&painter=545  

http://www.art-auction.ru/painters_detailed.php?id=22  

http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=15&fp=2&uid=425&idg=1&user_serie=0  

http://artroots.com/art/art11_index.html  

 

kolybanov.livejournal.com

"Никита Федосов. Таинство пейзажа"

"Никита Федосов. Таинство пейзажа"Людмила ЦЫПЛАКОВАГазета "Новости МСХ".№1010.10.2009

С 19 по 30 октября 2009г. в рамках проекта «Романтики реализма» Союз художников России и галерея «Арт Прима» проводят выставку живописи Никиты Петровича Федосова «Таинство пейзажа», посвященную 70-летию гениального русского пейзажиста ХХ века. В выставочном зале Союза художников России (ул.Покровка, д.37) представлено более 50 работ из собрания СХР, коллекции галереи «Арт Прима» и частных собраний.

В январе 2009 года исполнилось 70 лет со дня рождения Никиты Петровича Федосова - гениального русского живописца второй половины ХХ века.

Годы, прошедшие со дня его трагической гибели сделали имя Федосова легендарным в кругах художников, коллекционеров и любителей живописи. Любые, самые небольшие его пейзажи считаются драгоценностями в коллекциях, их ждут, ищут, с ними не расстаются без крайней надобности.

За это время любимая им Россия изменилась настолько, что вопрос «кем вы были в прошлой жизни?» всем понятен и ни у кого не вызывает изумления. Не изменилась только та парадоксальная ситуация, которая сложилась в исследовании русского изобразительного искусства ХХ века – классическая русская реалистическая традиция, к которой принадлежит живопись Федосова, до сих пор не только не изучена как таковая, она даже не «выделена» из критического и социалистического «реализмов». Более того, в проблеме идентификации русского реализма, как явления мирового изобразительного искусства, и сегодня существует большая путаница. Например, творчество «Союза русских художников» стараниями одного американского и нескольких советских искусствоведов «причислено» к импрессионизму вопреки очевидному – русские художники активно и сознательно использовали пластические и колористические открытия импрессионизма для обогащения своего живописного языка, оставаясь верными принципам реализма. Эта творческая «свобода обращения» с достижениями мирового изобразительного искусства создала условия для развития реалистической традиции именно в России. Начиная с А.К.Саврасова, его учеников и «живописного крыла» «Союза русских художников» в этой традиции формируется и развивается особое направление, имеющее в основе классическую тонально-колористическую живопись, преображенную ярко выраженными русскими национальными особенностями - эмоциональностью и сакральностью мировосприятия.

В середине ХХ века в «московской школе» уже вполне отчетливо выявляются его художественные принципы: неколебимая верность реализму как творческому методу при высочайшем уровне профессионального живописного мастерства и стилистической свободе. По определению Никиты Федосова, это – «реализм не материи, а реализм духовности», который стремится «прийти к преодолению материальности ради духовного, ради художественного образа». Федосов ясно сознавал свою принадлежность именно к этому направлению, называя его словами Нестерова – «поэтический реализм». «А такой реализм мне особенно дорог и близок» - писал он в своих заметках.

Понятно, почему советское искусствознание игнорировало изучение этого направления – оно было ему «не интересно», поскольку совершенно не вписывалось в идеологические схемы и, следовательно, использовать его в интересах «пропаганды политики партии» или «воспитания строителей коммунизма» было невозможно. Вообще говоря, изучение живописи как искусства в принципе не входило в круг первостепенных задач советских искусствоведов. Поэтому, когда в 60-е годы возникла необходимость «обновить» изобразительное искусство (как средство идеологического воспитания) в соответствии с обновлением политики партии, живописность «сталинского стиля» была принесена в жертву идеологии, и в рамках соцреализма создали специальный, идеологически выверенный, идеально-пропагандистский плакатный «суровый стиль».

Никита Федосов окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова как раз в то время, когда смена стилей набирала силу не только на выставочных площадках, но и в административных структурах. Он вступил в профессиональное сообщество уверенно, как никто другой – его дипломная работа «На Двине» получила высшую оценку. На обсуждении профессор П.Д.Покаржевский сказал: «Это – настоящая, полноценная живопись русской школы. Картина написана так, что кажется каждую стружку можно потрогать. Но есть в ней главное – сердце русского человека. Картина написана звонкими, ликующими красками, она, как песня, излучает чувство радости труда, уверенной силы, согласия и человеческой теплоты».

Однако, многообещающий «картинщик» Федосов очень скоро становится пейзажистом и остается верен своему выбору всю жизнь. В его записках есть обоснование этого решения: « На мой взгляд, - пишет Федосов, - наибольшие достижения современной живописи как именно живописи, связаны с пейзажем. Картина и портрет перестали быть трудным жанром. Печальной памяти «суровый стиль» «освободил» эти жанры от многих, обязательных ранее вещей. Картины без живописи, рисунка, без души и психологии не только стали возможны, но заполняют престижные и ответственные выставки. Была бы «тема» соответствующая (что ведет к профанированию и самой важной темы). Пейзаж без живописи и без души не имеет смысла».

Эти убеждения Никиты Федосова полностью разделяли его друзья, московские живописцы Вячеслав Забелин, Владимир Щербаков, Владимир Телин. С начала 70-х годов они организуют выставки живописи, приглашая к участию в них художников верных русской реалистической традиции. Ценители живописи до сих пор помнят замечательные выставки начала 80-х годов «Родная земля» и «Поэзия родной земли». Особенно внимательно Федосов относился к молодым талантливым живописцам, о его доброжелательности сегодня с благодарностью вспоминают такие известные мастера как Михаил Абакумов и Валерий Полотнов.

В настоящее время это творческое объединение известно под именем «Романтики реализма» и в его выставках наряду с работами Владимира Телина, Михаила Абакумова, Сергея Гавриляченко, Юрия Грищенко, Игоря Орлова, Геннадия Пасько, Валерия Полотнова, Валерия Страхова, Алексея Суховецкого, Александра Цыплакова всегда присутствуют экспозиции ушедших от нас Никиты Федосова, Вячеслава Забелина, Владимира Щербакова, Алексея Жабского. Художники этого сообщества сохраняют в своем творчестве живопись как высокое искусство, вдохновенное романтическое служение красоте.

В альбоме «Романтики реализма», изданном галереей «Арт Прима», творчеству Никиты Федосова посвящена статья народного художника России Сергея Гавриляченко «Поэзия живописи». Она дополняет серьезное искусствоведческое исследование живописи Федосова, сделанное его матерью, доктором искусствоведения В.Г. Брюсовой в монографии «Никита Федосов. Жизнь и творчество». Существует еще совсем немного публикаций в периодических изданиях и «предания» о нем и его творчестве в кругах художников и коллекционеров. Библиография для художника такого масштаба более чем скромная.

Тем не менее, место Никиты Федосова в истории не только отечественного, но и мирового искусства очень точно определил С.П.Ткачев еще в 2000 году, выступая на открытии персональной выставки мастера: «Никита Федосов – гениальный художник…подлинный русский художник». Сегодня с уверенностью можно сказать, что его творчество является национальным достоянием, наряду с такими сокровищами русской культуры как пейзажная живопись Саврасова и Левитана.

Никита Федосов бескорыстно и нежно любил Россию. Красота родной земли воплощенная в красках, подаренная людям от всей души – единственная цель его творчества. Необычайно одаренный от природы, он не мыслил своей жизни без живописи, считая ее таинством служения божественной красоте мира: «Для меня живопись – это когда созвучия цветов на холсте производят на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестает быть собой, а каким то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете…».

В этом таинстве открылось ему новое качество пейзажа, выводящее его за границы эстетических категорий. Федосов считал пейзаж высочайшим жанром в изобразительном искусстве, поскольку именно в нем выявляются неизведанные еще возможности для развития человека. «Может быть,- пишет он, - настало время говорить о надежде на «слияние души человека и природы»…духовность современного пейзажа я вижу в этом. В этом огромное общечеловеческое значение пейзажа».

Комментируя эти записки сына, В.Г.Брюсова пишет: «Так значит, пейзаж может выразить даже более глубокое содержание, чем сюжетная картина? Не социальное, а космическое?». Творчество Никиты Федосова дает ясный ответ на эти вопросы – в его пейзажах «слияние» душ человека и природы уже произошло, эталонные с точки зрения тонально- колористической живописи, именно в силу этого качества они переходят в некое измерение, недоступное собственно искусствоведческому анализу. Живопись Федосова имеет не только высокую эстетическую ценность - она открывает нам божественные законы бытия.

Все работы мастера имеют необыкновенное воздействие на зрителя. Мы вновь и вновь убеждались в этом на каждой крупной выставке галереи «Арт Прима» - сначала на выставке русской пейзажной живописи «Образ Родины» (Москва, ЦДХ, 2006 г.) и далее на серии выставок «Романтики реализма» (Москва, ЦДХ, 2007г.; Санкт-Петербург, Выставочный центр Санкт-Петербургского союза художников, июнь 2009 г.; Вологда, ВОКГ, июль-сентябрь 2009 г.). Картины Федосова всегда являются экспозиционным центром выставок «Романтики реализма» – они зрителя встречают и провожают. Наблюдать за реакцией посетителей на небольшие, неброские работы Федосова было очень интересно.

Все зрители делятся на три группы: первые (очень немногие), чьи глаза, являясь полным аналогом оптического прибора, вообще не воспринимают живопись, равнодушно дефилируют мимо; вторые – те, что видели пейзажи Федосова раньше, по - многу раз переходят от одной картины к другой не в силах оторваться от этого чуда; третьи – впервые увидевшие работы мастера, часто впадают в состояние эмоционального шока. Выход из шока делит эту группу еще на две части – люди либо испытывают восторг и восхищение, либо становятся очень агрессивными и выдают полный стандартный набор ругани русского реалистического пейзажа с упоминанием «березок, домиков и церквушек».

Чем объяснить столь мощное воздействие на нас пейзажей Федосова? «Умение сродниться с человеческими переживаниями, стать голосом и зрением многих людей значительно важнее личного самоутверждения. Поэтому так благодарно отзывается сердце на картины Федосова»- считает Сергей Гавриляченко. Так оно и есть. Но есть еще что-то другое, трудноопределяемое.

В храме часто можно наблюдать как мамы и бабушки, редко бывающие на службе, пытаются «приложить» своих малышей к иконам. Как правило, эти попытки вызывают отчаянное сопротивление и кончаются испуганными криками и слезами. Что же так страшит младенцев, находящихся на родных руках в полной безопасности? Возможно, дети бессознательно чувствуют силу Образа, запечатленного на иконах, и она пугает их своей огромностью и неизвестностью. Нечто подобное происходит с пейзажами Никиты Федосова, поскольку они тоже имеют «обратную связь» - не только мы смотрим на природу, но и она смотрит в наши глаза. Причем, происходит эта встреча не в воображении, а в реальном времени и пространстве, с сохранением реальной сомасштабности «визави», поскольку в любом, самом маленьком этюде Федосова мир предстает не фрагментом, но абсолютно целым в своей непостижимой величине и сложности феноменом. Внезапность этой встречи выключает все защитные механизмы цивилизованности и поднимается из глубины подсознания первобытный страх присутствия рядом чего-то живого, непостижимо огромного, неизвестного, а потому опасного, что человек назвал природой. Но в следующее мгновение понимаешь, что природа в пейзажах Никиты Федосова не агрессивна, не равнодушна, напротив, она доброжелательна, прекрасна и гармонична. Она смотрит на нас с любовью и нежностью и от этого взгляда становится стыдно за свою черствость и жестокость по отношению к ней. «Мы больше не «цари природы»,- пишет Федосов, - Мы дети, вернее блудные сыновья ее, возвращающиеся в рубище в отчий дом». Стыд – неприятное чувство, но это единственный путь к покаянию и через него к любви.

Любовь к природе в живописи Никиты Федосова – это не только человеческое чувство, в его пейзажах она предстает во всей своей полноте – как божественная всеобщая мировая энергия жизни. Любовь, сопротивляясь хаосу и смерти, с такой же непреложностью действует в мире, как все известные нам природные энергии, но только в Боге и человеке она существует в активной форме, природа может лишь «отзываться» на человеческую любовь любовью.

Великий Леонардо да Винчи утверждал в «Трактате о живописи», что живопись более верный способ познания мира, чем наука, поскольку «исследует» не только законы существования материи, но и законы красоты и гармонии, то есть познает мир как прекрасное целое. Истинное искусство всегда сакрально, и в таинстве творчества человек, общаясь с Господом, постигает тайны мироздания.

Пейзажная живопись Федосова как светильник евангельской притчи всем «во тьме светит», показывая какие жизненно важные для каждого человека открытия возможны в искусстве. Особенно актуален этот опыт в наше время, когда массовая атеизация сознания в ХХ веке привела к тому, что к началу ХХ1 века перестали «работать» не только эстетические, но и этические нормы, лежащие в основе общественных отношений современной цивилизации.

artprima.ru

Федосов Никита Петрович

 

 «Для меня живопись – это когда созвучие цветов на холсте производит на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестаёт быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение»

 Талантливый советский живописец Никита Петрович Федосов родился в Москве в 1939 году. С раннего детства, ещё в детском саду, мальчик пристрастился к рисованию. Желание зарисовать всё увиденное у него проявилось уже в раннем детстве. 

В десятилетнем возрасте Никита Федосов поступил в Московскую художественную спецшколу при МГХИ имени В. И. Сурикова. Там на него обратила пристальное внимание преподаватель живописи Марина Андреевна Иванова.

Ученики школы выезжали на практику во многие старинные русские города, однако на Никиту Федосова наибольшее впечатление произвёл Русский Север. Сказочные Кижи … Широкая гладь озера, разноцветные сполохи закатов, какая-то особенная тишина и неземной покой. В первый раз мальчик увидел Кижи в одиннадцать лет. С тех пор Никита Федосов часто ездил сюда, подолгу тут жил, много работал.

Второе место в России, где Никита Федосов, уже став взрослым человеком и зрелым художником, много жил и писал, - это Академическая дача художников имени И. Е. Репина в Тверской области с живописной рекой Мстой, вытекающей из красивейшего озера Мстино. Магия этих мест произвела на художника глубочайшее впечатление: «Во всем ощущается единая, гармоническая связь всего – и домов, и сараев, и луга, и леса, звезд над головой».

В 1956 году Никита Федосов становится студентом Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова, учится живописи у известного советского художника Дмитрия Константиновича Мочальского. Он продолжает творческие поездки на Русский Север, так поразивший его в детстве, много пишет с натуры, запечатлевая памятники русского деревянного зодчества.

Больше всего Никита Федосов любил писать пейзажи, считая пейзаж самым высоким жанром в живописи. Но первую славу ему принесли не пейзажи, а тематическая картина «На Двине». Эта дипломная работа молодого художника произвела настоящую сенсацию. О Никите Федосове заговорили не только в институте, но и в профессиональной среде.

Впоследствии, 1960-е – 1970-е годы, Никита Федосов часто писал большие жанровые картины, но они были заказными, и часто приходилось их делать наспех, отнимая время у творческих командировок. Это не устраивало художника. Совместно с тремя молодыми художниками, Никита Федосов создал группу из четырех человек. Туда, кстати, входил и Михаил Кугач, сын патриарха советской живописи Юрия Петровича Кугача. Эта группа полностью отошла от создания тематических картин с целью писать деревенские пейзажи.

В 1963 году Никита Федосов поступил в аспирантуру Академии художеств и был зачислен в мастерскую знаменитого мастера советской живописи Б. В. Иогансона. В это время Н. Федосов продолжал ездить на этюды на Онежское озеро, но поездки эти становились всё более редкими.

В 1970 году Федосов купил дом в глухой деревушке Вели в тогда ещё Калининской области, неподалёку от Академической дачи художников в различных деревнях вокруг которой уже давно обосновались к этому времени многочисленные ленинградские и московские художники. Среди них были такие известные мастера советской живописи как Фёдор Решетников и его жена Лидия Бродская, Юрий Кугач, Братья Ткачёвы, Владимир Токарев со своей женой Александрой Токаревой, и многие другие. Эти места завораживали своей красотой, живописностью, тишиной, поэтичностью. В Велях художник упоённо работал с утра до вечера. Или пропадал где-то на этюдах, или писал у себя в мастерской, под которую была выделена отдельная изба.

С Велями у Никиты Федосова связаны целых пятнадцать лет тихой, неспешной жизни, счастливого, постоянного творчества, посвящённого деревенскому пейзажу. В 1985 году Никита Петрович Федосов вместе с семьёй переехал в расположенную неподалёку деревню Вёшки, где продолжал активно и напряжённо работать. В мае 1992 года вместе с сыном Васей художник приехал в Вёшки подготовить дом к переезду на лето. Сын вскоре вернулся в Москву на занятия, а Никита Федосов не вернулся домой никогда … Он ушел из жизни неожиданно, трагически и странно.

*   *   *

Галерея (57 изображений)

*   *   *

gorenka.org

Русский художник-пейзажист Федосов Никита Петрович (1939-1992).

. Это цитата

Русский художник-пейзажист Федосов Никита Петрович (1939-1992).

Федосов Никита Петрович (1939, Москва- 1992, д. Вешки).Лауреат Государственной Премии России.В 1962 г. окончил Московский Государственный Художественный Институт им. В.И.Сурикова по мастерской профессора Д.К. Мочальского. Дипломная работа Никиты Федосова «На Двине» до сих пор хранится в собрании Института как пример  мастерства высочайшего уровня. Когда картину вынесли в зал для защиты, зрители встали и продолжали аплодировать стоя.В 1964 г. принят в Творческие мастерские Академии Художеств СССР, (руководитель Б.В.Иогансон).Пройдет еще не одно десятилетие прежде, чем в России появится живописец равный по силе дарования Никите Федосову. Он стал легендой русской реалистической живописи второй половины ХХ века. Созданные им произведения ставят его имя в ряд великих русских пейзажистов Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Станислава Жуковского.В 2000 и 2006 гг. в ЦДХ в Москве прошли персональные выставки памяти Никиты Федосова.Работы хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Тверской картинной Галерее, Тульском и Серпуховском художественных музеях.Он ушел из жизни в расцвете своего таланта и мастерства 17 мая 1992 года.Никиту Петровича Федосова можно отнести к редко встречающимся талантливым людям, испытавшим прижизненное признание коллег, искусствоведов и зрителей и не выпавшим из контекста истории искусства после своего ухода из жизни. Более того, начав свою творческую карьеру тематическими картинами, он к концу своего пути окончательно сосредоточился на жанре пейзажной живописи, создав настоящие шедевры психологического пейзажа. В наши дни его произведения занимают принципиально важное место в российской пейзажной живописи, соединяя творческий опыт шестидесятников с достижениями следующего поколения. Произведения Никиты Федосова представляют нам выдающегося живописца русской реалистической школы. Его пейзажи удивительно глубоки по звучанию образов, по авторскому ощущению настроений и тонких переходов в состоянии природы. Федосов писал: «Для меня живопись – это когда созвучие цветов на холсте производит на душу действие, сходное с действием музыкального аккорда, и когда одновременно краска перестаёт быть собой, а каким-то волшебством становится золотом закатного неба и серебром осеннего тумана, словом всем, что есть прекрасного на свете, приобретая внутреннее свечение». Он всегда привносил в произведения свое авторское настроение и переживание, умел это сделать с высочайшим мастерством, ненавязчивостью и особой пронзительностью. 

  

Тишина    

 

Осенняя Мста  

  Простые виды сельской природы, в которых не происходило никаких видимых действий, наполнялись в его холстах волнующими чувствами, вовлекая эмоции зрителя в переживание тех или иных состояний: весны, поздней осени, летних сумерек... Все средства живописи в его картинах многократно усиливают звучание созданного образа. Зрелое мастерство опытного художника, достигнутое трудолюбием и беззаветной любовью к искусству, большое художественное дарование сделали его блестящим мастером русского пейзажа - подлинной легендой в среде художников. Глубокие по содержанию полотна, наполненные авторскими переживаниями, такие, как: «Солнце встало» (1981), «Вечерняя заря» (1981), «Тишина» (1981), «В полях вечерних» (1980), «Моросит» (1980), «Осенний ветер» (1978), «Тихая весна» (1979), «Теплые вечера в апреле» (1986), «Вечерний покой» (1988), «Дыхание зимы» (1991), «Раннее утро»(1983) поставили творчество Н.П. Федосова в ряд лучших достижений пейзажного жанра конца 1970-х начала 1990-х годов 

 

У озера Мстино  

 

На пороге осени.

 

На Двине (строительство посёлка).Дипломная работа художника.

 

Осень пришла  

Лето дождливое 

Утро туманное 

Нива  

Заря всю ночь 

Поле отдыхает 

Старые мастерские зимой. Академическая дача 

С начала 1970-х годов большую часть года художник с семьей проводил в небольшой живописной деревушке Вели, близ Дома творчества «Академическая дача». Неподалеку, в деревне Городок, еще в 1950-е годы обосновалось семейство Юрия Петровича Кугача. Его супруга, известная московская художница Ольга Григорьевна Светличная приходилась родной сестрой матери Н.П. Федосова, а вместе с их сыном Михаилом, Никита учился и рос. Поэтому с ранних лет он стал «завсегдатаем» Академички. Все здесь располагало к спокойному творческому труду: близость родных, возможность широкого общения с коллегами, редкой красоты северная природа. Именно в этих местах и были созданы почти все последующие произведения Никиты Петровича, в том числе и те, за которые он получил Государственную премию, и многие другие, что ныне хранятся в коллекциях ведущих музеев страны.  

 

Городок художников (эскиз).

Сенокос (эскиз).

Кижи. Часовня в Васильевском 

Никита Петрович Федосов был очень цельным человеком. В нем сочетались не только дар живописца, но и замечательное владение словом. Он талантливо писал – прочтите его опубликованные письма к матери, включая юношеские! Никита Петрович был очень образован, блестяще знал историю мирового искусства, литературу, историю. О живописи мог говорить часами. Его отличало хорошее знание своей страны, и не по географическим атласам, а по собственным впечатлениям. Н.П. Федосов с детства много ездил, поскольку не одно десятилетие в экспедициях на Русском Севере целыми сезонами работала его мать Вера Григорьевна Брюсова, известный искусствовед и реставратор, всю свою жизнь спасавшая и защищавшая памятники русской культуры. Вместе с нею Никита узнал и полюбил север, Кижи, где часто жил и работал. 

Ромашки 

В избе Аникиных. Кижи 

В полях вечерних 

Солнце встало 

Осенний ветер 

Вечерний покой 

В тени берез 

Дыхание зимы 

Северная деревня 

Снег выпал 

Зимой в деревне 

Перед отлетом 

Заря вечерняя. 

Берега Мсты 

Перед грозой 

Ясное утро 

Конец лета.

Летний вечер.

Озеро.

На озере.

Стожки.

Ранняя осень.

Летнее утро.

За сеном .В Кижах. 

Моя соседка 

На Онежском озере. Деревня Ямка. 

Отдел контроля. 

http://www.museum.ru/N38030  

http://sovcom.ru/index.php?category=painters&painterstype=painter&painter=545  

http://www.art-auction.ru/painters_detailed.php?id=22  

http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=15&fp=2&uid=425&idg=1&user_serie=0  

http://artroots.com/art/art11_index.html  

 

amok1.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта