Порселлис, Ян. Картины ян порселлис


MrsGonzo: Малые голландцы: Ян Порселлис

Точная дата рождения Яна Порселлиса неизвестна. Предположительно это произошло около 1584 года в Генте. Семья прибыла в этот город из Фландрии, спасаясь от испанского преследования.

О годах обучения и начале творческого пути сведений и документальных подтверждений не сохранилось. Возможно, первоначальное обучение Порселлис получил у Хендрика Корнелиша Врума, а начинал свой свой творческий путь в качестве графика у известного гравера Яна ван Дотечума из Ротердама. Художник много путешествовал по Европе, о чем сохранились многочисленные документальные свидетельства.  По видимому, где-то в 1615 году перебрался в Антверпен и через два года стал членом гильдии св. Луки. Для пейзажистов Голландии того времени характерна узкая специализация в пределах жанра, связанная с коммерческий стороной, когда картина становится не просто предметом интерьера, но и объектом купли продажи.  Найдя свою нишу, каждый из живописцев старался именно в ней и укрепиться, чтобы иметь возможность достойно зарабатывать себе на жизнь. Для Яна Порселлиса такой нишей стала марина - морской пейзаж. Он стал новатором в этом жанре, обогатив и усложнив его композиционно и клористически. В 1624 художник работал в Амстердаме, а с 1626 года - в местечке Зутервауде, недалеко от Лейдена. Современники высоко ценили полотна Порселлиса, называя его "Рафаэлем морской живописи". Если в первых рабатах художник еще следует традициям, испульзует панорамную композицию, иллюстрирующую определенное событие или ситуацию, то в дальнейшем, постепенно начинает отходить от нее. Постепенно его картины становятся подлинными маринами, где главенствующее положение занимают вода и небо и их быстро проходящие состояния.  Главное в этих полотнах - передача атмосферы с ее изменчивым освещением в пасмурные дни, столь характерные для морского побережья Голландии, с ее низким северным небом, движение облаков и толщ воды в бурную погоду. Корабли, он знал их в совершенстве, становятся на полотнах Проселлиса играют уже не центральную, а вспомогательную роль, играя роль некой вертикали, дающей глубину всей композиции. В двадцатых годах 17 века художник начинает использовать градации серебрист-серых тонов различной насыщенности для воссоздания материальности северного морского колорита и удивительной воздушности.Такой тональный пейзаж закрепиться в голландской живописи еще, как минимум, на 50 лет. Порселлис был удивительно производительным художником. Он заключил договор с торговцем живописью, что будет поставлять ему по две картины в неделю. Унего было большое количество учеников, его сын тоже стал художником-маринистом, но вершин отца так и не достиг. Умер Ян Порселлис 29 января 1632 года. 

www.mrsgonzo.ru

Порселлис Ян(Porcellis Jan) | Студия И

Порселлис Ян(около 1584-1632)-нидерладский художник фламандского происхождения, основоположник голландского реалистического морского пейзажа. Считается одним из самых знаменитых -маринистов начала XVII века.Ян Порселис родился в семье, которая в 1585 г. в результате испанских преследований после нидерландской революции эмигрировала из Фландрии в Северную Голландию.

Карьеру художника Порселлис начал, по-видимому, в качестве графика у гравера из Роттердама Яна ван Дотечума (умер в 1630), который занимался изготавлением географических карт, книжными иллюстрациями и гравюр кораблей. Согласно голладской историографии искусств Арнольда Хаубракена, учителем Я. Порселлиса был Хендрик Корнелиш Врум, однако эта информация, как и многие другие факты из жизни художника, не нашла документального исторического подтверждения.В 1617 Я. Порселлис получил звание мастера живописного цеха св.Луки в Антверпене. Много путешествовал , его имя встречается в документах Харлема, Амстердама, Лондона, Зутервауде.Художник был приверженцем не только одного жанра, но и одной темы. Он был типичным представителем «малых голландцев» в пейзаже.Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи. Картины мастера отличались нежной, почти монохромной колористикой. Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и оснастку. Художника интересовали самые различные состояния моря — от спокойного до бури и урагана. В отличие от Х. К. Врума в них больше передачи чувств и личных впечатлений. Их характеризует общее поэтическое настроение и богатые световые и атмосферные эффекты. Порселлиса интересовало только море, все остальное: людей и берег, корабли и лодки — художник воспринимал только в связи с ним.Современники высоко ценили его картины. Сохранился целый ряд свидетельств, в которых Порселлис упоминается среди лучших пейзажистов. К голландскому периоду жизни художника относится его соревнование с двумя мастерами ландшафтной живописи Яном ван Гойеном и Книббергеном. Порселлис победил в этом соревновании — его пейзаж был признан лучшим.Порселлис был очень производительным художником. Одно время он обязался предоставлять своему торговцу по две картины в неделю. Однако его полотна фламандского периода неизвестны.Ян Порселлис имел много учеников, наиболее известные из них Симон де Флигер, Виллем ван Дист, Хендрик ван Антониссен, Виллем ван де Велде Младший и Ханс Годерис.Сын художника Юлиус Порселлис (oк. 1609 — 1645) также был художником-маринистом, одднако не достиг уровня мастерства своего отца.Многочисленные произведения художника находятся в ряде музеев и галерей Европы. Наибольшая коллекция его картин хранится в Национальный Морской Музей в Гринвиче (Великобритания), ряд картин имеется в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Национальном музее в Варшаве, Государственном музее Амстердама.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр., Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 год.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

www.stydiai.ru

Ян Порселлис - биография и семья

Биография

Известный французский критик и живописец Э. Фромантен, великолепно знавший голландское искусство XVII века, удачно определил сущность пейзажного жанра. Он писал: "Тот, кто говорит о каком-нибудь одном уголке северной страны с водою, лесами, морскими горизонтами, тем самым говорит о вселенной в миниатюре. Самая маленькая страна, изученная добросовестно, согласно вкусам и инстинктам наблюдателя, превращается в неисчерпаемую сокровищницу, изобильную, как сама жизнь, столь же богатую ощущениями, как богато ими человеческое сердце". Эти слова можно в полной мере отнести к голландскому пейзажу 20-30-х годов XVII столетия, одному из периодов расцвета этого жанра.

Это находит в пейзаже свое ярчайшее воплощение - художники вдохновляются природой своей родины, открывая в ней все больше и больше нового. Еще одна интересная особенность пейзажа этого времени - его жанровая разветвленность. Среди пейзажистов происходит специализация в очень узких областях жанра. По

являются художники, которые пишут только городские или только лесные пейзажи, ограничиваясь одной определенной областью живописи. Причина такого разделения в том, что картина в это время воспринимается не только как предмет эстетического наслаждения или как украшение, но и как предмет торговли. Поня

тия художника и ремесленника сливаются, ремесло становится искусством, а искусство - ремеслом. Стремясь повысить свою производительность и мастерство, живописцы разрабатывают ограниченное количество тем, не боясь повторяться из одной картины в другую.

К таким художникам, приверженцам не только од

ного жанра, но и одной темы, можно отнести Яна Порселлиса. Он был типичным представителем "малых голландцев" в пейзаже. Этот художник идет по пути реалистического искусства. В его творчестве уже трудно обнаружить элементы нидерландской традиции с ее схематическим видением окружающего мира. Для него

важнее не обобщенность, а конкретное состояние природы, та эмоциональная среда, которую открывает человек в, казалось бы, безжизненной материи, "Вхождение" человеческих чувств в образ природы - отличительная черта искусства Порселлиса. Порселлис был фламандцем - он родился в Антверпене. В этом же го

роде он стал мастером-живописцем в 1617 году. Но слава пришла к художнику в Голландии, куда он регулярно приезжал и где с 1620 года стал жить постоянно. Современники высоко ценили его картины. Сохранился целый ряд свидетельств, в которых Порселлис упоминается среди лучших пейзажистов. К голландскому

периоду жизни художника относится также его соревнование с двумя мастерами ландшафтной живописи Яном ван Гойеном и Книббергеном (о нем рассказывает ван Хоогстраген в своей "Школе живописи"). Порселлис победил в этом соревновании - его пейзаж был признан лучшим. Порселлис был очень производительным

художником. Одно время он обязался предоставлять своему торговцу по две картины в неделю. Однако его полотна фламандского периода неизвестны. Мы можем судить только о его зрелом творчестве.

Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи. Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и осн

астку. Художника интересовали самые .различные состояния моря - от спокойного до бури и урагана. Он редко вводил в свои картины какие-нибудь посторонние сюжеты (как это делал, например, его современник Ян ван де Капелле). Порселлиса интересовало только море, все остальное: людей и берег, корабли и л

одки - художник воспринимал только в связи с ним. Даже такое трагическое событие, как гибель судна во время шторма, превращается в трактовке Порселлиса (например, в картине из гринвичского морского музея) в увлекательный эпизод, волнующий лишь группу столпившихся на берегу людей.

Важнейшим средст

вом создания эмоциональной атмосферы в картине Порселлиса была колористическая гамма. Он мастерски передавал пространственное и атмосферное единство изображенного им уголка природы, вкладывая в цветовые и световые эффекты всю силу своих собственных переживаний. "Главная сила его марин заключается в

мастерском рисунке волн, какого впоследствии не удается достигнуть ни одному голландскому маринисту XVII века, и в замечательном созвучии волнующегося моря и быстро бегущих, разорванных облаков с просветами светло-голубого неба",- писал о нем известный советский историк искусства Б. Р. Виппер. Пожал

уй, наибольшей эмоциональной насыщенностью обладает картина Порселлиса "Буря на море"* (Старая Пинакотека, Мюнхен). Напрашивается сравнение с одноименным произведением Яна Брейгеля, созданным более чем на полстолетия раньше. Как похожи эти картины и какая между ними разница! Ведь их разделяет целая

эпоха в развитии пейзажа. Несколько кораблей среди бушующих волн, рвущиеся облака и мглистое небо - вот и все, что изображено на этих полотнах. Но сколько чувств и мыслей скрывается за этой кажущейся простотой. Брейгель говорит о человеческой трагедии, возводя ее в космический масштаб, возвышая над

facecollection.ru

Порселлис, Ян — википедия фото

Родился в семье, которая в 1585 г. в результате испанских преследований после нидерландской революции эмигрировала из Фландрии в Северную Голландию.

Карьеру художника Порселлис начал, по-видимому, в качестве графика у гравера из Роттердама Яна ван Дотечума (умер в 1630), который занимался изготовлением географических карт, книжными иллюстрациями и гравюрами кораблей. Согласно голландской историографии искусств Арнольда Хаубракена, учителем Я. Порселлиса был Хендрик Корнелиш Врум, однако эта информация, как и многие другие факты из жизни художника, не нашла документального исторического подтверждения.

В 1617 Я. Порселлис получил звание мастера живописного цеха св. Луки в Антверпене. Много путешествовал, его имя встречается в документах Харлема, Амстердама, Лондона, Зутервауде.

Художник был приверженцем не только одного жанра, но и одной темы. Он был типичным представителем «малых голландцев» в пейзаже.

Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи. Картины мастера отличались нежной, почти монохромной колористикой. Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и оснастку. Художника интересовали самые различные состояния моря — от спокойного до бури и урагана. В отличие от работ Х. К. Врума, в них больше передачи чувств и личных впечатлений. Их характеризует общее поэтическое настроение и богатые световые и атмосферные эффекты. Порселлиса интересовало только море, все остальное: людей и берег, корабли и лодки — художник воспринимал только в связи с ним.

Современники высоко ценили его картины. Сохранился целый ряд свидетельств, в которых Порселлис упоминается среди лучших пейзажистов. К голландскому периоду жизни художника относится его соревнование с двумя мастерами ландшафтной живописи Яном ван Гойеном и Книббергеном. Порселлис победил в этом соревновании — его пейзаж был признан лучшим.

Порселлис был очень плодовитым художником. Одно время он обязался предоставлять своему торговцу по две картины в неделю. Однако его полотна фламандского периода неизвестны.

Я. Порселлис имел много учеников, наиболее известные из них Симон де Флигер, Виллем ван Дист, Хендрик ван Антониссен, Виллем ван де Велде Младший и Ханс Годерис.

Сын художника Юлиус Порселлис (oк. 1609—1645) также был художником-маринистом, однако не достиг уровня мастерства своего отца.

Многочисленные произведения художника находятся в ряде музеев и галерей Европы. Наибольшая коллекция его картин хранится в Национальный Морской Музей в Гринвиче (Великобритания), ряд картин имеется в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Национальном музее в Варшаве, Государственном музее Амстердама

org-wikipediya.ru

Порселлис, Ян — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ян Порселлис (нидерл. Jan Porcellis) (около 1584 в Генте — 29 января 1632 в Зутервауде близ Лейдена) — нидерландский художник фламандского происхождения, основоположник голландского реалистического морского пейзажа. Считается одним из самых знаменитых художников -маринистов начала XVII века.

Биография

Родился в семье, которая в 1585 г. в результате испанских преследований после нидерландской революции эмигрировала из Фландрии в Северную Голландию.

Карьеру художника Порселлис начал, по-видимому, в качестве графика у гравера из Роттердама Яна ван Дотечума (умер в 1630), который занимался изготовлением географических карт, книжными иллюстрациями и гравюрами кораблей. Согласно голландской историографии искусств Арнольда Хаубракена, учителем Я. Порселлиса был Хендрик Корнелиш Врум, однако эта информация, как и многие другие факты из жизни художника, не нашла документального исторического подтверждения.

В 1617 Я. Порселлис получил звание мастера живописного цеха св. Луки в Антверпене. Много путешествовал, его имя встречается в документах Харлема, Амстердама, Лондона, Зутервауде.

Художник был приверженцем не только одного жанра, но и одной темы. Он был типичным представителем «малых голландцев» в пейзаже.

Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи. Картины мастера отличались нежной, почти монохромной колористикой. Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и оснастку. Художника интересовали самые различные состояния моря — от спокойного до бури и урагана. В отличие от работ Х. К. Врума, в них больше передачи чувств и личных впечатлений. Их характеризует общее поэтическое настроение и богатые световые и атмосферные эффекты. Порселлиса интересовало только море, все остальное: людей и берег, корабли и лодки — художник воспринимал только в связи с ним.

Современники высоко ценили его картины. Сохранился целый ряд свидетельств, в которых Порселлис упоминается среди лучших пейзажистов. К голландскому периоду жизни художника относится его соревнование с двумя мастерами ландшафтной живописи Яном ван Гойеном и Книббергеном. Порселлис победил в этом соревновании — его пейзаж был признан лучшим.

Порселлис был очень плодовитым художником. Одно время он обязался предоставлять своему торговцу по две картины в неделю. Однако его полотна фламандского периода неизвестны.

Я. Порселлис имел много учеников, наиболее известные из них Симон де Флигер, Виллем ван Дист, Хендрик ван Антониссен, Виллем ван де Велде Младший и Ханс Годерис.

Сын художника Юлиус Порселлис (oк. 1609—1645) также был художником-маринистом, однако не достиг уровня мастерства своего отца.

Многочисленные произведения художника находятся в ряде музеев и галерей Европы. Наибольшая коллекция его картин хранится в Национальный Морской Музей в Гринвиче (Великобритания), ряд картин имеется в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Национальном музее в Варшаве, Государственном музее Амстердама

Напишите отзыв о статье "Порселлис, Ян"

Ссылки

  • [webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:n3lRvVLVDrkJ:www.peoples.ru/art/painter/yan_porsellis/+%D0%AF%D0%BD+%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D1%81&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ua&client=firefox-a&source=www.google.com.ua] Ян Порселлис
  • [archive.is/20121206074816/dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/240774] Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  • [bibliotekar.ru/kholland/4.htm] Ю.Кузнецов. Очерк-путеводитель. ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ В ЭРМИТАЖЕ.

Отрывок, характеризующий Порселлис, Ян

Казак поднял руку, раздался выстрел. И в то же мгновение послышался топот впереди поскакавших лошадей, крики с разных сторон и еще выстрелы. В то же мгновение, как раздались первые звуки топота и крика, Петя, ударив свою лошадь и выпустив поводья, не слушая Денисова, кричавшего на него, поскакал вперед. Пете показалось, что вдруг совершенно, как середь дня, ярко рассвело в ту минуту, как послышался выстрел. Он подскакал к мосту. Впереди по дороге скакали казаки. На мосту он столкнулся с отставшим казаком и поскакал дальше. Впереди какие то люди, – должно быть, это были французы, – бежали с правой стороны дороги на левую. Один упал в грязь под ногами Петиной лошади. У одной избы столпились казаки, что то делая. Из середины толпы послышался страшный крик. Петя подскакал к этой толпе, и первое, что он увидал, было бледное, с трясущейся нижней челюстью лицо француза, державшегося за древко направленной на него пики. – Ура!.. Ребята… наши… – прокричал Петя и, дав поводья разгорячившейся лошади, поскакал вперед по улице. Впереди слышны были выстрелы. Казаки, гусары и русские оборванные пленные, бежавшие с обеих сторон дороги, все громко и нескладно кричали что то. Молодцеватый, без шапки, с красным нахмуренным лицом, француз в синей шинели отбивался штыком от гусаров. Когда Петя подскакал, француз уже упал. Опять опоздал, мелькнуло в голове Пети, и он поскакал туда, откуда слышались частые выстрелы. Выстрелы раздавались на дворе того барского дома, на котором он был вчера ночью с Долоховым. Французы засели там за плетнем в густом, заросшем кустами саду и стреляли по казакам, столпившимся у ворот. Подъезжая к воротам, Петя в пороховом дыму увидал Долохова с бледным, зеленоватым лицом, кричавшего что то людям. «В объезд! Пехоту подождать!» – кричал он, в то время как Петя подъехал к нему. – Подождать?.. Ураааа!.. – закричал Петя и, не медля ни одной минуты, поскакал к тому месту, откуда слышались выстрелы и где гуще был пороховой дым. Послышался залп, провизжали пустые и во что то шлепнувшие пули. Казаки и Долохов вскакали вслед за Петей в ворота дома. Французы в колеблющемся густом дыме одни бросали оружие и выбегали из кустов навстречу казакам, другие бежали под гору к пруду. Петя скакал на своей лошади вдоль по барскому двору и, вместо того чтобы держать поводья, странно и быстро махал обеими руками и все дальше и дальше сбивался с седла на одну сторону. Лошадь, набежав на тлевший в утреннем свето костер, уперлась, и Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову. Переговоривши с старшим французским офицером, который вышел к нему из за дома с платком на шпаге и объявил, что они сдаются, Долохов слез с лошади и подошел к неподвижно, с раскинутыми руками, лежавшему Пете. – Готов, – сказал он, нахмурившись, и пошел в ворота навстречу ехавшему к нему Денисову. – Убит?! – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети. – Готов, – повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся казаки. – Брать не будем! – крикнул он Денисову. Денисов не отвечал; он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети. «Я привык что нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», – вспомнилось ему. И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него. В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был Пьер Безухов.

О той партии пленных, в которой был Пьер, во время всего своего движения от Москвы, не было от французского начальства никакого нового распоряжения. Партия эта 22 го октября находилась уже не с теми войсками и обозами, с которыми она вышла из Москвы. Половина обоза с сухарями, который шел за ними первые переходы, была отбита казаками, другая половина уехала вперед; пеших кавалеристов, которые шли впереди, не было ни одного больше; они все исчезли. Артиллерия, которая первые переходы виднелась впереди, заменилась теперь огромным обозом маршала Жюно, конвоируемого вестфальцами. Сзади пленных ехал обоз кавалерийских вещей.

wiki-org.ru

Порселлис Ян Википедия

Голландские корабли во время шторма, oк. 1620, National Maritime Museum

Ян Порселлис (нидерл. Jan Porcellis) (около 1584 в Генте — 29 января 1632 в Зутервауде близ Лейдена) — нидерландский художник фламандского происхождения, основоположник голландского реалистического морского пейзажа. Считается одним из самых знаменитых художников -маринистов начала XVII века.

Биография

Родился в семье, которая в 1585 г. в результате испанских преследований после нидерландской революции эмигрировала из Фландрии в Северную Голландию.

Карьеру художника Порселлис начал, по-видимому, в качестве графика у гравера из Роттердама Яна ван Дотечума (умер в 1630), который занимался изготовлением географических карт, книжными иллюстрациями и гравюрами кораблей. Согласно голландской историографии искусств Арнольда Хаубракена, учителем Я. Порселлиса был Хендрик Корнелиш Врум, однако эта информация, как и многие другие факты из жизни художника, не нашла документального исторического подтверждения.

В 1617 Я. Порселлис получил звание мастера живописного цеха св. Луки в Антверпене. Много путешествовал, его имя встречается в документах Харлема, Амстердама, Лондона, Зутервауде.

Художник был приверженцем не только одного жанра, но и одной темы. Он был типичным представителем «малых голландцев» в пейзаже.

Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи. Картины мастера отличались нежной, почти монохромной колористикой. Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и оснастку. Художника интересовали самые различные состояния моря — от спокойного до бури и урагана. В отличие от работ Х. К. Врума, в них больше передачи чувств и личных впечатлений. Их характеризует общее поэтическое настроение и богатые световые и атмосферные эффекты. Порселлиса интересовало только море, все остальное: людей и берег, корабли и лодки — художник воспринимал только в связи с ним.

Современники высоко ценили его картины. Сохранился целый ряд свидетельств, в которых Порселлис упоминается среди лучших пейзажистов. К голландскому периоду жизни художника относится его соревнование с двумя мастерами ландшафтной живописи Яном ван Гойеном и Книббергеном. Порселлис победил в этом соревновании — его пейзаж был признан лучшим.

Порселлис был очень плодовитым художником. Одно время он обязался предоставлять своему торговцу по две картины в неделю. Однако его полотна фламандского периода неизвестны.

Я. Порселлис имел много учеников, наиболее известные из них Симон де Флигер, Виллем ван Дист, Хендрик ван Антониссен, Виллем ван де Велде Младший и Ханс Годерис.

Сын художника Юлиус Порселлис (oк. 1609—1645) также был художником-маринистом, однако не достиг уровня мастерства своего отца.

Многочисленные произведения художника находятся в ряде музеев и галерей Европы. Наибольшая коллекция его картин хранится в Национальный Морской Музей в Гринвиче (Великобритания), ряд картин имеется в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Национальном музее в Варшаве, Государственном музее Амстердама

Примечания

Ссылки

  • [1] Ян Порселлис
  • [2] Большой Энциклопедический словарь. 2000.
  • [3] Ю.Кузнецов. Очерк-путеводитель. ГОЛЛАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII—XVIII ВЕКОВ В ЭРМИТАЖЕ.

wikiredia.ru

Порселлис, Ян — WiKi

Родился в семье, которая в 1585 г. в результате испанских преследований после нидерландской революции эмигрировала из Фландрии в Северную Голландию.

Карьеру художника Порселлис начал, по-видимому, в качестве графика у гравера из Роттердама Яна ван Дотечума (умер в 1630), который занимался изготовлением географических карт, книжными иллюстрациями и гравюрами кораблей. Согласно голландской историографии искусств Арнольда Хаубракена, учителем Я. Порселлиса был Хендрик Корнелиш Врум, однако эта информация, как и многие другие факты из жизни художника, не нашла документального исторического подтверждения.

В 1617 Я. Порселлис получил звание мастера живописного цеха св. Луки в Антверпене. Много путешествовал, его имя встречается в документах Харлема, Амстердама, Лондона, Зутервауде.

Художник был приверженцем не только одного жанра, но и одной темы. Он был типичным представителем «малых голландцев» в пейзаже.

Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи. Картины мастера отличались нежной, почти монохромной колористикой. Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и оснастку. Художника интересовали самые различные состояния моря — от спокойного до бури и урагана. В отличие от работ Х. К. Врума, в них больше передачи чувств и личных впечатлений. Их характеризует общее поэтическое настроение и богатые световые и атмосферные эффекты. Порселлиса интересовало только море, все остальное: людей и берег, корабли и лодки — художник воспринимал только в связи с ним.

Современники высоко ценили его картины. Сохранился целый ряд свидетельств, в которых Порселлис упоминается среди лучших пейзажистов. К голландскому периоду жизни художника относится его соревнование с двумя мастерами ландшафтной живописи Яном ван Гойеном и Книббергеном. Порселлис победил в этом соревновании — его пейзаж был признан лучшим.

Порселлис был очень плодовитым художником. Одно время он обязался предоставлять своему торговцу по две картины в неделю. Однако его полотна фламандского периода неизвестны.

Я. Порселлис имел много учеников, наиболее известные из них Симон де Флигер, Виллем ван Дист, Хендрик ван Антониссен, Виллем ван де Велде Младший и Ханс Годерис.

Сын художника Юлиус Порселлис (oк. 1609—1645) также был художником-маринистом, однако не достиг уровня мастерства своего отца.

Многочисленные произведения художника находятся в ряде музеев и галерей Европы. Наибольшая коллекция его картин хранится в Национальный Морской Музей в Гринвиче (Великобритания), ряд картин имеется в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге, Национальном музее в Варшаве, Государственном музее Амстердама

ru-wiki.org


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта