Хан Мамай был русским тысяцким (казачьим атаманом), рвавшимся к власти. Картина хан мамай
Мамай – биография, фото, личная жизнь, новости, правление
Мамай: биография
«Как Мамай прошел» - эта пословица до сих пор часто используется в русской речи. Она употребляется, когда речь идет об опустошении, разгроме. Это одно из немногих выражений эпохи Куликовской битвы, когда Дмитрий Донской разбил Мамаево войско.
Детство и юность
Биография Мамая имеет большое количество белых пятен, ведь с его появления на свет прошло более 6 веков. Предположительно, родился в 1335 году в столице Золотой Орды, городе Сарай-Бату. Родом был из монгольского племени кият, исповедовал ислам. Имя представляет собой древнетюркский вариант имени Мухаммед.
МамайУдачный брак с дочерью хана Золотой Орды позволил Мамаю в 1357 году занять пост беклярбека: руководил верховным судом, армией и вел внешнеполитические дела. Без женитьбы на Тулунбек Мамая не допустили бы до столь высокого чина.
Золотая орда
В 1359 году, после убийства тестя Бердибека ханом Кульпой, Мамай объявляет ему войну. С этого момента начинается так называемая «Великая замятня» в Орде. Так как Мамай не был чингизидом, титул хана он взять не мог. Тогда в 1961 году он провозгласил ханом Белой Орды (части Золотой Орды, вторая часть называлась Синей) своего ставленника Абдуллаха, происходящего из рода Батуидов.
Убийство БердибекаЭтот шаг вызвал протесты других претендентов на власть, Мамаю с 1359 по 1370 годы пришлось воевать с девятью ханами: к 1366 году он смог взять под контроль западную часть государства, от правого берега Волги до Крыма. Периодически он владел столицей, городом Сараем. Во внешней политике Мамай ориентировался на сближение с европейскими государствами – Венецией, Генуей, Великим княжеством Литовским и другими.
В 1370 году ставленник Абдуллах умер, предположительно, от руки Мамая. На его место встал Мухаммед Булак, восьмилетний мальчик из рода Батуидов. Де-юре он правил самопровозглашенной Мамаевой Ордой до 1380 года, пока не погиб в Куликовской битве. Фактически же властвовал Мамай, не принимая ханского титула.
Отношения темника с Москвой складывались по-разному. В ранние годы правления Мамай оказывал столице поддержку, в 1363 году с митрополитом Алексием был подписан договор об уменьшении дани. Московский князь Дмитрий признал власть Мамая и хана Абдуллаха.
Однако в 1370 году Мамай отобрал у него великое княжество и передал Михаилу Тверскому. Через год Дмитрий с личным визитом побывал в резиденции беклярбека и вернул ярлык. Вражда двух государств обострилась после того, как в 1374 году в Нижнем Новгороде избили татарскую дружину, которая сопровождала послов Мамая. Началось «великое размирье», окончание которому положила только Куликовская битва.
Хан ТохтамышВ 1377 году молодой хан Золотой Орды Тохтамыш начал отвоевывать земли: весной 1378 года покорил восточную часть, Синюю Орду. Следом он пошел на западную часть, Белую Орду, где фактически правил Мамай. К началу 1380 года Тохтамышу удалось вернуть почти всю территорию Золотой Орды, под контролем Мамая остались только Крым и Северное Причерноморье.
В таких нелегких условиях Мамай принимает решение организовать поход на Русь, чтобы собрать еще дань. С учетом того, что войска орды оскудели, за деньги советники правителя взяли наемников – черкесов, генуэзцев и др. Кульминацией борьбы с русичами становится битва на Куликовом поле, которая произошла 8 сентября 1380 года. Во главе русского войска был московский князь Дмитрий Донской.
Дмитрий ДонскойСовременные ученые расходятся во мнениях об оценке численности золотоордынского войска. Одни говорят, что у Мамая было 60 тыс. человек, другие полагают, что от 100 до 150 тыс. Войска Дмитрия Донского сначала оценивали в 200-400 тыс. человек, позже опустились до 30 тыс. Археологи, которые проводили раскопки на Куликовом поле, уверены, что с обеих сторон было от 5 до 10 тыс. участников, а сражение длилось не 3 часа, как описано в летописях, а 20-30 минут.
Сведения о сражении сохранились в четырех письменных источниках: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Краткая летописная повесть о Куликовской битве», «Пространная летописная повесть о Куликовской битве». Термин «Куликовская битва» в науку ввел Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского».
Куликовская битваВойска сошлись в районе впадения реки Непрядва в Дон, сейчас это территория Тульской области. Длительное время оставалась загадкой причина отсутствия захоронений на Куликовом поле, раскопки заканчивались находками оружия. Однако в 2006 году благодаря новым георадарам обнаружили предположительные братские захоронения погибших. Отсутствия костных останков объяснили химической активностью чернозема, который быстро деструктурирует ткани.
Утром 8 сентября войска дождались, пока рассеется туман. Битва началась с небольших стычек, после чего произошел знаменитый поединок Александра Пересвета с Челубеем, в котором погибли оба. Дмитрий Донской сначала наблюдал за боем в сторожевом полку, затем встал в ряды, поменявшись одеждами с московским боярином.
Мамай смотрел за сражением издалека. Как только он понял, что войско разгромлено, а засадный полк русских добивает остатки его вояк, татары во главе с правителем обратились в бегство. Провозглашенный малолетний хан, при котором Мамай был беклярбеком, погиб на поле боя.
С 9 по 16 сентября на поле хоронили погибших. На братской могиле построили церковь, которая не сохранилась до наших дней. С 1848 года на Куликовом поле стоит памятник по проекту А. П. Брюллова. Историки считают, что победа Дмитрия Донскова на Куликовом поле приблизила Русь к освобождению от чужеземного господства. Для Орды поражение Мамая способствовало ее консолидации под властью единого хана Тохтамыша.
Карта земель Золотой ОрдыПосле разгрома на Куликовом поле Мамай пытался вновь собрать армию, чтобы отомстить Дмитрию Донскому. Однако очередному удару по Руси состояться не удалось, так как хан Тохтамыш активно пытался отвоевать последние владения Мамая.
В сентябре 1980 года армии Мамая и Тохтамыша встретились в битве «на Калках». По сохранившимся воспоминаниям, непосредственного сражения не было – основная часть Мамаева войска просто перешла на сторону Тохтамыша. Мамай не решился противостоять им, сбежал в Крым. С победой Тохтамыша закончилась длительная междоусобная война, и Золотая Орда стала единым государством.
Личная жизнь
В старшие жены Мамай взял Тулунбек, дочь хана Золотой Орды Бердибека. Брак был выгоден для темника, ему присвоили титул ханского зятя, «гургена». Благодаря близости с Бердибеком Мамай получил должность беклярбека – первого министра. Это высший чин, на который мог претендовать «нечингизид».
В 1380 году, после того как Мамай проиграл в битве при Калке, он бежал в Крым, где был убит. Тулунбек вместе с гаремом – младшими женами – достались Тохтамышу. Тот принял решение жениться на вдове Мамая для повышения собственной легитимности в глазах столичной знати.
Через шесть лет против Тохтамыша составили заговор, сведений о котором не сохранилось. Вероятно, его пытались заменить на троне потомком Бату. Считается, что участниками заговора были приверженцы Мамая во главе с Тулунбеком. Тохтамыш казнил жену, заподозрив в предательстве.
Точно сказать, сколько было детей у Мамая, не представляется возможным. Известно, что один из его сыновей, Мансур Киятович, после смерти отца покинул Крым и создал автономное княжество между Великим Литовским княжеством и золотой Ордой, которое впоследствии стало частью Литовского.
Княжество Мансура Киятовича, сына МамаяЕго сын Алекса в 1392 году принял православие, получив имя Александр. Собственного сына он женил на княжне Анастасии Острожской. Второй потомок Мансура, Скидер, стал главой половцев в западной части Северного Причерноморья.
В 16 веке князья стали именоваться в официальных литовских документах Глинскими, по названию города Глинск, где располагалась резиденция. Предположительно, это современная Золотоноша. Глинские – угасший литовский род, из которого происходила Елена Глинская, мать Ивана Грозного. Таким образом, одним из потомков Мамая оказался великий князь Московский и Всея Руси.
Рода Дашкевичей, Вишневецких, Ружинских, Острожских также считают потомками Мамая. Эти княжеские фамилии сыграли важную роль в становлении современного Запорожья.
Еще один потомок беклярбека – украинский казак Мамай. В 2003 году про последнего был выпущен фильм режиссера Олеся Санина. В основе картины лежит авторская версия возникновения легенды об украинском Мамае. Половину бюджета ленты составили личные сбережения режиссера.
Смерть
На момент кончины Мамаю было 45 лет, причина смерти – убийство. Существует несколько легенд о том, как погиб Мамай. Известно, что после поражения от войск Тохтамыша Мамай бежал в крепость Кафу (современная Феодосия). С собой у него были накопленные за жизнь богатства. Генуэзцы, проживающие в крепости, сначала приняли его в обмен на часть сокровищ, а затем убили по приказу Тохтамыша.
По другим данным, Мамая передали Тохтамышу, который своими руками остановил жизнь беклярбека. Хан похоронил его со всеми почестями, могила предположительно находится в Шейх-Мамае (современное название - село Айвазовское, недалеко от Феодосии). Курган случайно обнаружил художник И. К. Айвазовский. По другим данным, захоронен Мамай у стен Солхата (современное городское поселение Старый Крым).
Мамаев курган в ВолгоградеСуществует легенда, что темника Мамая захоронили в золотых доспехах на кургане, названном в его честь, который расположен на территории современного города Волгограда. Многочисленные раскопки на Мамаевом кургане версию не подтвердили, гробницу не обнаружили. В настоящее время Мамаев курган известен как памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».
Память
- 1955 - Карышковский П. О. «Куликовская битва»
- 1981 - Шенников А. А. «Княжество потомков Мамая»
- 2010 - Почекаев Р. Ю. «Мамай: История «антигероя» в истории (630-летию Куликовской битвы посвящается)»
- 2010 - Почекаев Р. Ю. «Мамай летописный и Мамай исторический (попытка развенчания стереотипов)»
- 2012 - Пачкалов А. В. «К вопросу об именных монетах Мамая»
Фото
24smi.org
Хан Мамай был русским тысяцким, рвавшимся к власти⋆Поиск истины
Целенаправленная работа по тотальному изменению истории началась в семнадцатом веке в рамках так называемой реформаторской деятельности первых представителей династии Романовых. Старые памятники, надгробные плиты — в основном все уничтожены. И погибли они, потому что на них была символика, которая Романовыми была отвергнута. Заменена она была на новую символику реформаторского времени семнадцатого века. И чтобы как можно больше убрать этих следов, в частности была предпринята масштабная акция по уничтожению старых надгробных плит. В рамках этой акции и была уничтожена плита Пересвета. Столь масштабные преобразования могли быть вызваны религиозными мотивами и желанием привести русскую историческую науку в соответствие с новыми западными стандартами.
Якобы на Руси до эпохи Петра первого, эпохи Романовых — своей картографии, в общем-то, не было. Существующие карты, например карты Москвы — это карты сделанные иностранцами. Старые документы, старые карты, в первую очередь Русско-ордынской империи, часто категорически противоречили новой Романовской версии. На них была изображена география (география России, Европы, география мира), которая расходится с новой географией, созданной в западной Европе школой Скалигера и у нас — школой историков Романовых.
Икона с изображением битвы на Куликовом поле
В музее Ярославля хранится старинная икона, датируемая серединой семнадцатого века. Уникальное изображение Куликовской битвы. Сколько веков этот образ пролежал в забвении — мы незнаем. По технологии иконописи изображение покрывалось олифой, которая имела свойство постепенно темнеть. Примерно через сто лет икона без реставрации становилась совершенно черной. И поверх исчезнувшего образа рисовался новый образ не всегда совпадающий с предыдущим.
Когда в двадцатом веке с помощью химических средств научились снимать старые слои, то открылось множество первоначальных сюжетов. Такая же история произошла и с этой иконой. Только в 1959 году изображение Куликовской битвы было раскрыто. Внимательному и не предвзятому глазу шедевр ярославской живописи расскажет много интересного.
Вот войска, которые возглавлял Мамай, переправляются через реку, спускаясь с высокого холма. Таких перепадов высот нет на равнинах Тульской области. Зато красный холм в Москве точно следует изображению иконописца. Но самое интригующее — на ярославской иконе нет существенных различий между татарским и русским войском. Одни и те же лица, одни и те же знамена. И на этих знаменах образ Спаса нерукотворного, который испокон веков считался покровителем русских воинов. С обеих сторон были как русские, так и татары.
В то время не было разделения на нации в современном смысле. Это было все перемешано и более унифицировано. И мы видим, что эти старые изображения до нас доносят совершенно иную версию истории, чем ту которую мы знаем сегодня по учебникам романовской истории. Более того, в некоторых документах говорится, что волжские татары весьма неохотно служили Мамаю. И в его войске их было немного. Мамай возглавлял: поляков, крымцев, ясов, косогов и генуэзцев, которые также занимались финансовым обеспечением его компании. Между тем крещеные татары наравне с литовцами воевали на стороне Дмитрия.
Кем был хан Мамай на самом деле?
Как известно Мамай имел войско называемое «ордой». Однако точно также именуют и русское войско. Вот цитата из Задонщины: «Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на русскую землю? То тя била орда Залеская?»
«Залеской землей» называлось Владимиро-Суздальское княжество. Так может быть слово «орда» означает просто – войско, а не татарские полчища как мы привыкли понимать? Но кем же тогда в действительности был Мамай? Согласно летописи темником или тысяцким, то есть военным предводителем. За несколько лет до Куликовской битвы он изменяет своему хану и пытается узурпировать власть.
У великого князя Дмитрия Ивановича в Москве очень похожая история, да еще и происходящая в то же самое время. Сын тысяцкого Иван Вельяминов, поссорившись с Дмитрием, бежит в орду и там готовится к походу против своего правителя. Не трудно заметить, что действия тысяцких в истории Куликовской битвы как-то странно дублируют друг друга.
Согласно летописям явившийся в русскую землю Иван Вельяминов — предатель и будет казнен прямо на Куликовом поле после победы Дмитрия. В память об этом событии Великий Князь даже прикажет чеканить монеты. На монете Донского было изображение самого князя, который держит в руке меч и щит. У его ног лежит поверженный враг голова, которого, отсечена. Известно, что Иван Вельяминов был казнен. Его голова была отрублена и эта монета фиксирует факт победы над своим врагом.
Дмитрий и его противник с мечами в руках. Еще несколько минут и начнется кровавая сеча. А на обратной стороне монеты человек со щитом. Но разве во время казни пользуются щитом? Выходит тысяцкий Вельяминов погиб на поле брани. Согласно общепринятой версии Мамай после поражения бежал в степи и в тот же самый год столкнулся с новым врагом – Тохтамышем ханом Заяицкой орды. Они сошлись на берегах Калки, где история в точности повторилась. Как и на Куликовом поле, бедный Мамай был предан своим литовским союзником и был разбит.
Если учесть что в древних летописях не использовали гласных то название «Калка» и «Куликово» не просто похожи, а абсолютно идентичны и состоят всего из трех букв – КЛК. Кроме того, сохранились монеты, на которых с одной стороны выбито – хан Тохтамыш по-арабски; с другой по-русски – Великий князь Дмитрий Донской. Историки пытаются объяснить это тем, что монеты с одной стороны чеканил – Тахтамыш, а с другой стороны – Дмитрий Донской.
Но это можно объяснить и по-другому. На Руси использовалось несколько языков: русский, арабский, татарский. И на одной и той же монете имя одного и того же правителя могло быть начеканено с двух сторон на двух разных языках. Наличие таких древних монет является достаточно веским аргументом в пользу того, что Дмитрий Донской и хан Тохтамыш — это одно и то же лицо.
Так может, и не было двух разных битв, которые похожи друг на друга как две капли воды? А была одна – на Куликовом поле. Где князь Дмитрий Донской он же хан Тохтамыш разбил войска предателя Ивана Вельяминова, также известного под именем – Мамай.
Монголо-татарского ига не было!
Но в этом случае возникает еще более неожиданный вопрос. А было ли вообще монголо-татарское иго? В свете новых предположений выходит, что не было. А существовала огромная Русско-ордынская империя, которая во второй половине четырнадцатого века разделилась на три части: Золотая Орда, Белая Орда (или Белая Русь) и Малороссия (она же Синяя Орда).
Золотая Орда (другое название Волжское царство) впадает в продолжительную и опасную смуту. За двадцать один год сменяется двадцать пять правителей. Идет ожесточенная борьба за трон, которая в 1380 году разрешается грандиозной битвой на Куликовом поле.
История далекого четырнадцатого века нуждается в дальнейших исследованиях. И самое главное — в поиске новых неизвестных науке документов и материальных свидетельств. Именно они могут подтвердить или опровергнуть существующие сегодня теории. Впрочем, есть факты, которые не подвергаются сомнению. Куликовская битва действительно была. Она состоялась в 1380 году, и победу в ней одержал Дмитрий Донской. И, безусловно, она по праву считается символом мужества доблести и чести русских воинов.
И еще одна любопытная деталь. Уже в наши дни в центре Москвы на Краснохолмской набережной поставлен крест на гранитном основании, которого, выбито: «На сем месте, будет воздвигнут памятник, святому благоверному, князю Дмитрию Донскому, защитнику земли русской. В лето 1992 года, сентября 25».
Тогда скульптор не мог знать о московской версии сражения. Она просто не была разработана. Но так получилось, что памятный крест абсолютно точно ориентирован на место, где могло находиться легендарное Куликово поле.
nasch-mir.ru
Портреты выдающихся людей. Часть 1
Любой современный учебник истории - это прежде всего набор сухой информации, дат, цифр, описаний, фамилий, имен и так далее. И для молодого поколения, которое по ним обучается (ведь кроме историков знать свое прошлое взрослым совсем необязательно - они и так уже отучились в свое время), нужно хоть как-то подавать эту сухость в доступной юношескому воображению форме. Для этого в учебниках существует любимый предмет изучения всех "альтернативщиков" - это картинки. Обычно это живописные картины маслом, иллюстрирующие какое-либо событие, как правило написанные через век, а то и больше от самого события, а так же живописные портреты тех буковок и циферок, что именуются людьми, причем не обычными, а выдающимися, которые навсегда увековечены на страницах мировой истории. В каком-то роде учебник по истории очень напоминает огромную эпитафию, что-то вроде "родился - сделал что-то выдающееся - умер". С одной стороны очень мало информации про те времена, скудные отрывки хроник и описаний современников не дают в полной мере описать характер человека, был ли он добряком или часто нервничал по пустякам, как он духовно развивался и каков был уровень его духовного развития, какое было его мировоззрение и так далее. Но с другой стороны есть период античности, который отстоит от нас по временной шкале на тысячи лет дальше, чем тот же период средневековья, но про который, как это ни парадоксально, известно в разы больше информации, чем о периоде средневековья. Возникает закономерный вопрос - почему так? Разве в античность более тщательно записывали информацию? А в средние века вдруг перестали - мол не до этого было, темные века, дизентерия, чума и так далее?Но одно дело описание жизни человека, другое дело - его портрет, который иногда может разсказать куда больше любых свидетельств. Ведь любая картинка - это образ, который прочно может засесть в голове, и его трудно уже будет оттуда достать. Сегодня мы поговорим о достоверности портретов выдающихся людей 16-17-18 веков, то есть периода, который отстоит от нас по меркам времени Земли на ничтожно малый промежуток времени, и о котором, кажется, историки должны знать практически все. Итак, поехали.
1. Адиль-Герай (Гирей), крымский хан.
Хан Крыма в 1666—1671 годах. Согласно официальным родословным, Гиреи — чингизиды, и происходят из Тугатимуридов от Джанак-оглана, младшего брата Туй Ходжи оглана, отца Тохтамыша. Старший сын Джанак оглана, Ичкиле Хасан оглан, отец Улу Мухаммеда, родоначальника династии Казанских ханов. Но, данная версия происхождения Хаджи Гирея, наталкивается на многочисленные несообразности. Более вероятно, что Хаджи Гирей не был чингизидом, а принадлежал к известному монгольско-тюркскому роду Керей (Кирей, Гирей), и лишь впоследствии успешный узурпатор был приписан к Золотому роду.
Обычно его портрет отсутствует, но чаще всего для поддержания образа тюрка используют вот этот:
fishki.net
Хан Мамай был русским тысяцким (казачьим атаманом), рвавшимся к власти.
Целенаправленная работа по тотальному изменению истории, началась в семнадцатом веке, в рамках, так называемой реформаторской деятельности первых представителей династии Романовых.
Старые памятники, надгробные плиты, в основном все уничтожены. И погибли они, потому что на них была символика, которая Романовыми была отвергнута. Заменена она была на новую символику реформаторского времени семнадцатого века. И чтобы как можно больше убрать этих следов, в частности была предпринята масштабная акция по уничтожению старых надгробных плит. В рамках этой акции и была уничтожена плита Пересвета. Столь масштабные преобразования могли быть вызваны религиозными мотивами и желанием привести русскую историческую науку в соответствие с новыми западными стандартами.
Якобы на Руси, до эпохи Петра первого, эпохи Романовых, своей картографии, в общем-то, не было. Существующие карты, например карты Москвы, это карты сделанные иностранцами. Старые документы, старые карты, в первую очередь Русско-ордынской империи, часто категорически противоречили новой Романовской версии. На них была изображена география, география России, Европы, география мира, которая расходится с новой географией, созданной в западной Европе школой Скалигера и у нас школой историков Романовых.
Икона с изображением битвы на Куликовом поле
В музее Ярославля хранится старинная икона, датируемая серединой семнадцатого века. Уникальное изображение Куликовской битвы. Сколько веков этот образ пролежал в забвении, мы не знаем. По технологии иконописи, изображение покрывалось олифой, которая имело свойство постепенно темнеть. Примерно, через сто лет, икона без реставрации становилась совершенно черной. И поверх исчезнувшего образа, рисовался новый, не всегда совпадающий с предыдущим. Когда в двадцатом веке, с помощью химических средств, научились снимать старые слои, то открылось множество первоначальных сюжетов. Такая же история произошла и с этой иконой. Только в 1959 году, изображение Куликовской битвы было раскрыто. Внимательному и не предвзятому глазу, шедевр ярославской живописи расскажет много интересного.
Вот войска, которые возглавлял Мамай, переправляются через реку, спускаясь с высокого холма. Таких перепадов высот, нет на равнинах Тульской области. Зато красный холм в Москве точно следует изображению иконописца.
Но самое интригующее, на ярославской иконе нет существенных различий между татарским и русским войском. Одни и те же лица, одни и те же знамена. И на этих знаменах образ спаса нерукотворного, который испокон веков считался покровителем русских воинов. С обеих сторон были, как русские, так и татары. В то время не было разделения на нации в современном смысле. Это было все перемешано и более унифицировано. И мы видим, что эти старые изображения до нас доносят совершенно иную версию истории, чем ту которую мы знаем сегодня по учебникам романовской истории. Более того, в некоторых документах говорится, что волжские татары весьма неохотно служили Мамаю. И в его войске их было не много. Мамай возглавлял: поляков, крымцев, ясов (осетин), косогов (казаков) и генуэзцев. Которые также занимались финансовым обеспечением его компании. Между тем, крещеные татары, наравне с литовцами, воевали на стороне Дмитрия.
Кем был хан Мамай на самом деле?
Как известно, Мамай имел войско, называемое ордой. Однако точно также именуют и русское войско. Вот цитата из Задонщины. «Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на русскую землю? То тя била орда Залеская?» Залеской землей называлась Владимиро-Суздальское княжество. Так может быть слово «орда», означает просто – войско, а не татарские полчища, как мы привыкли понимать? Но кем же тогда в действительности был Мамай? Согласно летописи, темником или тысяцким, то есть военным предводителем (казачьим атаманом). За несколько лет до Куликовской битвы, он борется с правящими ханами, и пытается узурпировать власть.
У великого князя Дмитрия Ивановича в Москве очень похожая история, да еще и происходящая в то же самое время. Сын тысяцкого, Иван Вельяминов, поссорившись с Дмитрием, бежит в орду и там готовится к походу против своего правителя. Не трудно заметить, что действия тысяцких, в истории Куликовской битвы, как-то странно дублируют друг друга.
Согласно летописям, явившийся в русскую землю Иван Вельяминов, предатель, будет казнен прямо на Куликовом поле, после победы Дмитрия. В память об этом событии, Великий князь, даже прикажет чеканить монеты. На монете Донского, было изображение самого князя, который держит в руке меч и щит. У его ног лежит поверженный враг, голова которого отсечена. Известно что, Иван Вельяминов, был казнен. Его голова была отрублена и эта монета фиксирует факт победы над своим врагом.
Дмитрий и его противник с мечами в руках. Еще несколько минут и начнется кровавая сеча. А на обратной стороне монеты, человек со щитом. Но разве во время казни пользуются щитом? Выходит тысяцкий Вельяминов, погиб на поле брани. Согласно общепринятой версии, Мамай, после поражения, бежал в степи и в тот же самый год столкнулся с новым врагом – Тохтамышем, ханом заяицкой орды. Они сошлись на берегах Калки, где история в точности повторилась. Как и на Куликовом поле, бедный Мамай, был предан своим литовским союзником и был разбит.
Если учесть, что в древних летописях не использовали гласных, то название «Калка» и «Куликово» не просто похожи, а абсолютно идентичны и состоят всего из трех букв – КЛК. Кроме того, сохранились монеты, на которых с одной стороны выбито – хан Тохтамыш, по-арабски, с другой по-русски – Великий князь Дмитрий Донской. Историки пытаются объяснить это тем, что монеты с одной стороны чеканил – Тахтамыш, с другой стороны – Дмитрий Донской.
Но это можно объяснить и по-другому. На Руси использовалось несколько языков: русский, арабский, татарский. И на одной и той же монете, имя одного и того же правителя, могло быть начеканено с двух сторон, на двух разных языках. Наличие таких древних монет, является достаточно веским аргументом в пользу того, что Дмитрий Донской и хан Тохтамыш, это одно и то же лицо.
Так может, и не было двух разных битв, которые похожи друг на друга, как две капли воды? А была одна – на Куликовом поле. Где князь Дмитрий Донской, он же хан Тохтамыш, разбил войска предателя Ивана Вельяминова, также известного под именем – Мамай.
Монголо-татарского ига не было!
Но в этом случае, возникает еще более неожиданный вопрос. А было ли вообще монголо-татарское иго? В свете новых предположений, выходит, что не было. А существовала огромная Русско-ордынская империя, которая во второй половине четырнадцатого века, разделилась на три части. Золотая орда. Белая орда или белая Русь. И Малороссия, она же синяя орда. Золотая орда, другое название Волжское царство, впадает в продолжительную и опасную смуту. За двадцать один год, сменяется двадцать пять правителей. Идет ожесточенная борьба за трон, которая в 1380 году, разрешается грандиозной битвой на Куликовом поле.
История далекого четырнадцатого века, нуждается в дальнейших исследованиях. И самое главное в поиске новых, неизвестных науке документов и материальных свидетельств. Именно они могут подтвердить или опровергнуть существующие сегодня теории. Впрочем, есть факты, которые не подвергаются сомнению. Куликовская битва действительно была. Она состоялась в 1380 году, и победу в ней одержал Дмитрий Донской. И, безусловно, она по праву считается символом мужества, доблести и чести русских воинов.
И еще одна любопытная деталь. Уже в наши дни, в центре Москвы на Краснохолмской набережной, поставлен крест, на гранитном основании которого, выбито: «На сем месте, будет воздвигнут памятник, святому благоверному, князю Дмитрию Донскому, защитнику земли русской. В лето 1992 года, сентября 25». Тогда скульптор не мог знать о московской версии сражения. Она просто не была разработана. Но так получилось, что памятный крест, абсолютно точно ориентирован на место, где могло находиться легендарное Куликово поле.
Из инета Источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
mypensiya.mirtesen.ru
Война с ханом Мамаем и закат Золотой Орды. - Анархия
Е. Данилевский. "К полю Куликову".1980 год.
XIII век можно по праву назвать татаро-монгольским. Взявшись, как пишут русские летописцы, ниоткуда, полулегендарный народ бурей пронесся по Евразии. Создал гигантскую империю, простиравшуюся от Сибири и Китая до центральновропейских католических королевств.Однако у любой империи должна быть веская при¬чина для существования в невоенное время. Монголы же, построив колосса, оказались не в состоянии вдохнуть в него долгую и счастливую мирную жизнь. Не доминируя в созданном ими государстве ни в количественном, ни в культурном плане, не смогли создать единой идеологически ценностной основы для своей пестро-национальной, лоскутной державы. Гражданской идентичности, свойственной жителям империй, каковая, например, имелась у римлян, тоже не сложилось. Объединяющим и мобилизующим началом служили лишь военные походы и внешние завоевания. Когда же стимул дальнейшего роста перестал быть главенствующим, а различные представители рода Чингисидов начали формировать правящие династии своих улусов, империя была обречена.Причем запустился этот процесс самораспада и самоуничтожения задолго до куликовских событий, во второй половине XIII века. Далее вполне закономерно последовал второй этап развития центробежных тенденций. В улусах и между ними начались интриги, распри, внутренняя борьба за власть. Усобицы неумолимо вели к третьему и последнему этапу — отъему территорий соседями, а также самовыходу из состава искусственно сформированных государств-улусов их самых развитых, наиболее мощных национальных частей.
Полной и достоверной биографии хана Мамая не сохранилось. Известны лишь ее ключевые моменты. Родился он, предположительно, в Крыму или в степях крымского Причерноморья. Происходил из кочевого тюркского рода Кият, ханом которого был отец Чингисхана Есугэй. Благодаря женитьбе на дочери хана Бердибека (
kazagrandy.livejournal.com
Кто такой Мамай и что он сделал?
Мамай оставил значительный след в истории: именно при нем произошла известная Куликовская битва. Это была неоднозначная, но влиятельная личность своего времени. Рассмотрим, кто такой Мамай, что он сделал для своей страны, чем прославился.
Происхождение
Мамай родился примерно в 1335 году. Он происходил из рода Кият (древнетюркское племя, представителем которого являлся сам Чингисхан). Женился Мамай очень выгодно, взяв в супруги Тулунбек — дочь Мухаммеда Бердибека (восьмого правителя Орды).
Бердибек погиб в 1359 году. На этом правление династии Батуидов прекратилось. Мамай начал так называемый период «Великой замятни», длившийся почти до его смерти. Он пытался восстановить династию, делая ханами только представителей рода. Однако по закону Золотой Орды они являлись самозванцами.
Звания и должности
Отвечая на вопрос, кто такой Мамай, нельзя обойти вниманием его звания и должности. Он управлял войсками Золотой Орды с 1361 по 1380 годы, был военачальником. Русские называли его темником. Это воинское звание человека, который руководит самой большой группой своей армией (примерно 10 тысяч человек). У него не было звания хана, так как он не принадлежал к роду Чингизида. Он являлся также беклярбеком — управляющим золотоордынской государственной администрацией.
История событий до Куликовской битвы и политика Мамая
Когда Бербидека, отца Тулунбек, убил хан Кульпа, Мамай объявил ему войну и, как уже говорилось, начался период «Великой замятни». Целых 11 лет с 1359 г. Мамай воевал аж с девятью ханами, которые противились тому, что он поставил во главу Белой Орды хана Абдуллаха. В 1366 году Мамай отвоевал некоторые земли на западе владений Золотой Орды (близ Крыма) и начал там управлять. Это ослабило центральную власть. Временно он даже управлял столицей — Новым Сараем (когда удавалось ее отвоевывать).
Восточные государства не поддерживали Мамая, поэтому он в основном обращался за поддержкой к европейским государствам (чаще всего к Литовскому, к Генуе и к Венеции). Правление Мамая было очень неоднозначным. Историкам известно, что он первое время поддерживал Московское княжество, даже заключил договор с митрополитом Алексием, который, можно сказать, управлял Москвой, пока был маленьким князь Дмитрий. Для России выгода от такого союза заключалась в том, что Мамай уменьшил налоги, взимаемые с русских.
Спустя некоторое время Михайло Аланский с маленьким князем сам попросил темника (напомним, так на Руси называли Мамая) дать ярлык на княжество Дмитрию Донскому. Аланский сделал темнику множество подарков, и тот согласился. Донской стал зависимым именно от Мамаевой Орды (самопровозглашенное государство в Золотой Орде), а не от тех правителей, которые правили в Сарае. Спустя семь лет Мамай отнял ярлык на княжество у князя, и дал его Михаилу Тверскому. Но уже повзрослевшему на тот момент князю Дмитрию удалось через год вернуть себе этот ярлык. Его вручил ему хан Мухаммед Булак, посаженный на трон Мамаем.
В это же время шла борьба с Тохтамышем (законный хан Орды). Он был чингизидом и с 1377 года пытался стать полноправным правителем. Его главная цель состояла в том, чтобы убрать Мамая. Год спустя он и его войска вторглись во владения темника. К 1380 году Тохтамыш вернул свои земли, а Мамаю остался только Север Причерноморья и Крым. Тохтамыш победил и установил законную власть, а «Великая Замятня» закончилась. Это было почти в одно и то же время, что и Куликовская битва, о которой мы поговорим ниже.
Куликовская битва
Чтобы знать, кто такой Мамай, нужно понимать, какую роль он сыграл в столкновении на Куликовом поле. Это сражение шло между войсками Мамая и Дмитрия Донского. Есть несколько причин, которые привели к этой битве.
Отношения Мамаевой Орды с Москвой ухудшились, когда темник отнял у Донского уже данный ему ярлык на Московское княжество. За это князь Дмитрий прекратил выплачивать дань. Темник решил отправить своих послов, но их всех по приказу князя, у которого было много сторонников, убили. После этого были небольшие столкновения враждующих сторон, но сам Мамай еще не наступал. Пока только Арапша (служащий у Мамая хан Синей Орды) разорял некоторые крупные русские княжества.
В 1378-м темник отправил свои войска на сражение с Дмитрием, но ордынцы потерпели поражение. Примерно в это же время Мамай начинал терять часть своей территории, так как Тохтамыш со своими людьми атаковал его с другой стороны. В 1380 году началась подготовка к битве. Московские войска во главе с Дмитрием собирались направиться к Дону через Коломну. Главный полк возглавлял сам Донской, вторым полком командовал Владимир Храбрый, а третьим — Глеб Брянский. Очень многие русские города также оказали большую военную поддержку князю Дмитрию, отправляя свои войска на помощь.
Интересно также отметить численность войск. В разных источниках упоминается количество русских воинов от 40 тыс. до 400 тыс. Но многие историки полагают, что эти числа преувеличены и что количество воинов не превышало 60 тысяч. А вот в войсках Мамая насчитывалось от 100 до 150 тысяч человек.
Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 г. на берегу Дона на Куликовом поле. Известно, что русские наступали со знаменами, изображавшими Иисуса Христа. Сначала были небольшие столкновения передовых войск, в которых погиб татаро-монгол Челубей и русский инок Пересвет.
Так как по численности войска Мамая превосходили войска Донского, то и шансов на победу у русских изначально было мало. Но у них была определенная тактика. Они припрятали засадные отряды князей Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка-Волынского, которые под конец сражения очень помогли. Таким образом, сторона Мамая начала проигрывать. Почти всех ордынских воинов перебили. Сражение закончилось бегством татаро-монгол.
Эта битва имела большое значение. Хоть Русь еще продолжала находиться под гнетом Золотой Орды, но стала более независимой, Московское княжество сильно укрепилось. Спустя сто лет Русь окончательно освободилось от влияния Орды.
Смерть
После проигрыша русским войскам и хану Тохтамышу, Мамай бежал на территорию нынешней Феодосии в город Кафу, но его туда не пустили. Мамай попытался укрыться в городе Солхате (сейчас это Старый Крым), но не успел туда добраться. По дороге его на него напали люди Тохтамыша. К этому времени все сторонники Мамая перешли на сторону законного правителя, поэтому у темника не было надежной защиты. В сражении с людьми Тохтамыша он был убит. Хан похоронил тело своего противника с почестями. Его могила (курган) находится в поселке Айвазовское недалеко от Феодосии (бывший город Шейх-Мамай). Нашел могилу наш славный живописец Айвазовский.
Род Мамая
Согласно историческим родословным, потомками Мамая были князья, живущие в Литовском княжестве. Великий род всем известных Глинских, предполагается, велся от Мансура Киятовича — сына Мамая. Князь Михаил Глинский, например, известен своим мятежом в Литве, после которого он и его семья переехали в Москву. Также потомками Мамая являются рода Ружинских, Вишневецких, Острожских и Дашкевичей. Князья этих фамилий очень известны в истории Запорожья как люди, многое сделавшие для Украины в военном плане.
Интересные факты
О темнике Мамае известно несколько познавательных фактов:
- Есть такая поговорка «как Мамай прошел», что означает беспорядок, разруху. Также это говорят про человека, который оставил после себя бардак. Это выражение произошло после того, как отряды Мамая с успехом опустошали города Руси.
- Помимо многочисленных исторических книг и источников, имя темника упоминается в песне «Мамай» (исполнитель: украинская группа "Вопли Видоплясова"). Но тут стоит отметить тот факт, что существует такое понятие «Казак Мамай» — что обозначает собирательный образ героя-казака Украины. Но название произошло не от имени темника, а от старинного слова «мамаювати» (путешествовать, вести вольный образ жизни). Так что ничего общего с темником это не имеет.
Заключение
Мы выяснили, кто такой Мамай. Это темник, беклярбек и военачальник Золотой Орды, неофициальный правитель самопровозглашенного государства Мамаева Орда. Ему удалось завоевать доверие многих татаро-монгол, совершить много побед.
Он прославился своими успешными походами на Русь, однако под самый конец жизни проиграл в великой Куликовской битве, а чуть позже и хану Тохтамышу, с которым долгое время боролся за власть. Его ошибки привели к ослаблению влияния Золотой Орды, а его самого к смерти.
fb.ru
МАМАЙ ЯЗЫЧНИК БОРОЛСЯ с ХРИСТИАНСТВОМ, или ХРИСТИАНСТВО БОРОЛОСЬ с ЯЗЫЧНИКОМ МАМАЕМ? | Блог Sage
НЕКОТОРЫЕ документальные данные о родословной потомков Мамая можно найти в московских родословных книгах XVI - XVII веков. Полный текст родословной опубликован в «Келейной книге» начала XVII века. Имеются также сведения о князьях Глинских в «Синодальном списке» начала XVII века и в оглавлении так называемой Бархатной книги конца XVII века.
В этих текстах читаем: «Царь Ординский Мамай, коего на Дону побил Дмитрий Иванович (великий князь. - Б.Е.), а у Мамая Царя сын Мансуркиян Князь, а у Мансуркияна Князя сын Олекса Князь, а крестил его в Киеве Митрополит, а от него Глинские». Как видим, Глинские - прямые потомки «царя Мамая», участника Куликовской битвы, и они - кияны.
А о том, что род киян принадлежал именно к казачьим родам, говорят сохранившиеся документы. Например, в донесении путивльского наместника Троекурова, направленном в 1546 году в Москву, сообщалось о том, что «ныне казаков на Диком поле много, и черкасцов, и киян, и твоих государевых...» (государевы казаки - казаки, признававшие власть Москвы. - Б.Е.). И это не единственный факт подтверждения принадлежности рода киян (киятов) к казачеству.
Возьмем древний текст родословной князей Глинских: «Подлинный родослов Глинских Князей. Князи же убо (были. - Б.Е.) Кияты, кочевали на сей (западной. - Б.Е.) стороне Волги, имянем почтенно Государство имели, от иных стран писали к ним называючи их Падшим (Падышаг. - Б.Е.) еже есть Государь».
Глинские - Михаил Глимнский и Елена Глинская, мать Иоанна Грозного..Это потомки Мамая..
Где же находилось государство киятов (киянов)? Однозначно ответить на этот вопрос сегодня сложно. Сохранилась «Книга путей и государств» арабского путешественника Абуль-Касима Мухаммеда, известного также под именем Ибн-Хаукаля (967 год). В ней рассказывается, что «Русь состоит из трех племен, из коих одно ближе к Булгару (имеются в виду волжские булгары. - Б.Е.), царь его живет в городе, называемом Куйяба. Другое племя называют Славия (стольным городом был Словенск, ныне Новгород. - Б.Е.), а третье племя называется Арта, и царь его находится в Арте. Купцы из Византии ездят в Куйябу...» (для интересующихся этой темой можно рекомендовать статьи члена Русского географического общества Ивана Кольцова о древних славянских государствах в «Красной звезде» 17 июня и 8 июля 2009 г.).
Продолжим рассмотрение текста родословной князей Глинских: «И пришед Царь (по имени Книгиз. - Б.Е.). Великую брань сотворил с Кияты, а последи (а после. - Б.Е.) умираше вдал Царь (речь идет о Книгизе. - Б.Е.) дшерь свою Захолубь за Бурлуда, а Кият Тохкоспа Книгиз Царю (отдал. - Б.Е.) бездетну... И приде (пришел. - Б.Е.) Царь Кутлуз и ополчився, Тохтагееву Орду взял и три Царицы его взял за себя, и... царствова на большой Орде много лет и много детей породи. И так от Черклуева царства роду Кияты родословятся, и имянуются царского роду даже и до Мамая Царя». Древнебулгарские летописи позволяют примерно определить время этих событий: Черклуевым царством (южнорусским государством) с 787 года управлял князь Черный, сын русколаньского князя Бравлина.
ИТАК, из родословной князей Глинских следует, что Мамай являлся потомком неких князей Киятов. Об этом же говорят и другие независимые от родословной источники. На рубеже XV - XVI веков последний золотоордынский хан Шах-Ахмат незадолго до разгрома остатков его орды крымцами послал польскому королю Александру несколько писем с просьбами о помощи (сам по себе факт интересен: выходит, что между ханами Золотой Орды и славянскими правителями не было непреодолимой вражды). А когда помощи не последовало, направил в 1501 году письмо, адресованное князьям Глинским - братьям Ивану, Василию и Михаилу Львовичам, с просьбой повлиять на короля (позднее письмо оказалось в польском королевском архиве). В сохранившемся польском переводе этого письма интересно обращение: «Кияты князья, Мамая истинные дети, там рядом с братом моим (королем Александром. - Б.Е.), а здесь рядом со мной в моем царстве, справа и слева уланы, князья, четыре корачи большие (корачи большие - представители знатных родов. - Б.Е.), у меня нет друзей больших и лучших, чем Кияты князья...»
Интересно, что Шах-Ахмат именует короля Александра братом. Это само по себе необычно, если судить о тех временах с точки зрения доминирующей сегодня версии истории. Из общего тона письма и из обстоятельств его написания видно, что отношения между князьями Глинскими и ханом выходили далеко за пределы простой дипломатической вежливости. Хан апеллировал к еще не угасшему самосознанию Глинских и признавал их родство с Мамаем.
На древнерусских миниатюрах очень сложно различить воинство Мамая и его противников. И у тех, и у других - европейские черты лица, одинаковые вооружение и экипировка. Об этом свидетельствует, в частности, сохранившийся Лицевой летописный свод, основная часть которого посвящена событиям русской истории (создан во второй половине XVI века). Он содержит более 17 тыс. миниатюр. Тогда в памяти художников оставались еще более или менее достоверные представления о событиях XIV века.
http://ic.pics.livejournal.com...
Мамай назван киятом и в составленной в XVII веке по каким-то крымско-татарским источникам турецкой хронике Утемыш-Хаджи.
МАМАЙ, повторимся, появился на исторической сцене в середине XIV века в качестве наместника Крыма, Дона, Кубани. Затем он в течение многих лет боролся за власть в Золотой Орде, чему способствовала его женитьба на дочери хана Бердибека. Но он не сумел подняться выше статуса правителя степных земель, расположенных западнее Волги.
Не может не обращать на себя внимание факт поддержки, которую оказывали Мамаю в Крыму, на Дону и Кубани. И дело было не только в финансовой помощи генуэзцев. Именно на Дону и Кубани Мамай набирал основные воинские силы. По-видимому, главную роль играло население бывшей Русколани - тех степняков (кого привычнее ныне называть казаками - потомками готов-половцев), которые перемещались в полосе от северной части Крыма и смежных частей Таврии и Приазовья вдоль левого берега Днепра в районе порогов и далее на север до Ворсклы.
Именно в этой местности сохранились географические названия, связанные с именем Мамая. В XIX веке здесь украинцы называли каменные статуи на половецких и казачьих курганах не «бабами», как в других местах, а «мамаями». По-видимому, для местных жителей Мамай был не просто присланным из Сарая наместником, но и своим наследственным местным князем из знатного рода киятов.
В тексте родословной князей Глинских есть и такой фрагмент: у «царя Мамая» был «сын Мансур-Кият, а у Мансур-Кията дети Алекса, а другой Скидырь. И после Донскаго побоища Мамаев сын Мансур-Кият Князь зарубил три городы Глинеск, Полдову (Полтаву. - Б.Е.), Глеченицу (Глиницу. - Б.Е.). Дети же Мансур-киятовы меньшой сын Скидер (или Скидырь. - Б.Е.), поймав стадо коней и верблюдов и покочевал в Перекопи, а большой сын Алекса остался на тех градех преждереченных».
Из содержания текста следует, что после поражений и гибели отца в Крыму князь Мансур с остатками отцовского войска нашел себе пристанище на землях, контролируемых Великим княжеством Литовским, которое до конца поддерживало Мамая. Район Полтавы как раз отвечал этим условиям.
http://ic.pics.livejournal.com...
ДЛЯ ПОНИМАНИЯ тех событий надо учитывать и то обстоятельство, что во времена Средневековья вооруженные столкновения происходили в условиях религиозной борьбы на всей территории Евразии: какая-то часть населения по-прежнему придерживалась ведической веры предков, кто-то принял одно из течений христианства, третьи обратили взоры к исламу. В «Сказании о Мамаевом побоище» (литературное произведение XV века) говорится: «Попущением Божием за грехи наша, от наваждения диавола въздвижется князь от въесточныа страны, имянем Мамай еллинъ («многобожник». - Б.Е.) верою, идоложрец (т.е. поклоняющийся кумирам Богов. - Б.Е.) и иконоборец, злый христьянский укоритель». Далее повествуется, каких богов призывает Мамай на помощь во время своего бегства с поля Куликова: «Безбожный же царь Мамай, видев свою погыбель, нача призывати Богы своа Перуна и Раклиа и Хорса».
http://ic.pics.livejournal.com...Бог Перун в дохристианской Руси был покровителем славянских князей, а бог Хорс (славянский бог Солнца) вместе с Колядой - покровителем казачества. Хорс представлялся всегда в окружении белых псов или волков, которых казаки звали хортами. В честь этого бога назван и остров Хортица, являвшийся основной базой запорожцев.
А кто такой Раклий, можно понять из текста «Александрии» (древнерусское название нескольких переводов «Истории Александра Великого») - там, в частности, рассказывается о посещении Александром Македонским царства мертвых с перечислением представителей греческого божественного пантеона. Геракл в русской версии именуется Раклием. Из этого сказания можно однозначно сделать вывод, что Мамай придерживался старой дохристианской веры.
То, что часть уцелевшего войска Мамая ушла с его внуком Скидером на юг, косвенно подтверждается тем, что много позже, в конце XVIII века, когда войска Екатерины II взяли под контроль Кубань, многие кубанские казаки, чтобы не принимать иную веру, ушли в Турцию, и среди них имелась группа, которую в России называли «мамаевцами».
Сын Мамая Мансур погиб при нашествии Тимура. В двух персидских хрониках есть рассказ о том, что в 1391 году накануне битвы Тимура с Тохтамышем на реке Кундурче (близ нынешнего города Самары) «тимуровцы» ранили и привели к Тимуру какого-то «сына Мамака», который сказал, что ехал в войско Тохтамыша. Поскольку в этих хрониках Мамаком называли только Мамая, можно понять, что речь идет именно о его сыне...
В XVIII - XIX ВЕКАХ в украинской народной живописи бытовал характерный сюжет: изображался запорожский казак, сидящий, поджав ноги, и играющий на бандуре. Под картиной бывали написаны стихи, чаще всего содержавшие характеристику запорожского казака вообще, нередко ироническую, но всегда вполне доброжелательную. Иногда этот запорожец был единственным героем всей композиции, в других случаях добавлялись другие фигуры и целые сцены, но всегда непременно присутствовал казак-бандурист в своей стереотипной позе. В народе картины этого типа были известны как портреты «козака Мамая».
Украинские искусствоведы давно заинтересовались, каким путем явно положительный образ запорожца оказался связан с именем Мамая. При изучении вопроса становится ясно, что «Мамай» на Украине - это традиционное собирательное имя с положительным знаком.
Анализ портретов «козака Мамая» позволил выявить в них разновременные наслоения. Есть варианты с луком и стрелами. Отсюда появляются основания думать, что к потребностям запорожцев был приспособлен какой-то очень древний стереотип, до этого бытовавший в народной живописи, может быть, уже в течение нескольких столетий. Интересно и то, что хотя «козак Мамай» известен вообще на всей Украине, но наиболее распространена была эта картина на Черниговщине, Полтавщине и Харьковщине, т.е. на территории, центром которой является Полтавщина, где некогда обитали князья Глинские.
Источник
×cont.ws