ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИ. Китайские картины тушью


Гохуа - китайская живопись тушью

Для написания традиционных китайских картин применяют ограниченный набор средств, так называемые «четыре сокровища» художника: китайская кисть, краска, тушечница для растирания туши и минеральных красок, бумага.

Традиционная китайская живопись (гохуа) появилась в глубокой древности. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков — горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения стен.

Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы» отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая что: «Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца».

С самого начала китайской живописи образы создавались посредством линейного рисунка. Линия является основой китайского изобразительного искусства. Это роднит китайскую живопись и каллиграфию, которые в Китае развивались в стилистическом единстве и взаимно развивали друг друга. Связь китайской живописи с каллиграфией и ее акцент на линиях — одна из наиболее отличительных черт китайской живописи. И если в европейских традиционных картинах маслом, в акварелях можно совсем не заметить линию, то китайская живопись практически не обходится без линии.

В Китае художники, как правило, прекрасные каллиграфы и очень часто — поэты, что для европейца может показаться непривычным и необычным. Самыми простыми линиями китайские живописцы создали произведения высокого художественного совершенства. Такое мастерство неотделимо от техники владения кистью, совершенствующейся на протяжении многих веков.

Китайская тушь, применяемая для живописи и каллиграфии, по качеству во многом превосходит европейскую тушь. В Китае всегда используют плитки первосортной туши, с черным лаковым блеском. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают большое разнообразие тонов. С европейской тушью такого художественного эффекта достигать невозможно.

В Китае тушь сама по себе является ценным произведением искусства. В древности литераторы и живописцы предпочитали пользоваться брусочками туши изящной формы с изысканными узорами. Великие мастера древней живописи зачастую собственноручно наносили тушью контуры рисунка, а накладывать цвета поручали своим ученикам. Есть картины, выполненные только тушью и водой, например, работы известного живописца конца XVII в. Бада Шаньжэня (Чжу Да), который в совершенстве владел эффектом, создаваемым тушью и водой. Он писал тушью, но, меняя ее наслоение, заражал зрителя своим восприятием изображаемого, создавая одноцветную оттеночную живопись. За тысячелетия китайская живопись выработала свой лаконичный художественный язык.

В китайской живописи растения символически изображают четыре времени года, а луна или свеча — глубокую ночь. В ней очень редко изображают конкретное время суток, ясность или пасмурность погоды. Такого рода язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства.

Иногда изображенное на картине конкретное время суток определяется стихотворной строчкой, усиливающей ассоциацию зрителя. Например, нарисовав нежный цветок мэйхуа (цветок сливы), художник сбоку наносит кистью стихотворную строчку: «Легкий аромат расплывается в бледном свете луны». Конкретное время передается содержанием картины с изображением и стихотворной строчкой.

Китайская живопись — это такой вид искусства, который невозможен без своего рода «соучастия» автора и зрителя. Картина настоящего художника пробуждает в зрителе множество мыслей и чувств.

В китайской живописи существует два стиля письма, широко распространенных в Китае и взаимно дополняющих друг друга: гунби и сеи.

 

  • Для картин в стиле «гунби» («тщательная кисть») характерно наличие тщательно выписанных контурных линий, обрисовывающих предметы и детали, на картинах такого стиля можно сосчитать волоски в бороде у старца. Иногда этот стиль так и называют «стилем четких линий». Сделав абрис, художник закрашивает рисунок минеральными красками. Такие краски весьма долговечны и создают яркий колер, картины в стиле «гунби» выглядят очень декоративно. Именно в стиле «гунби» работали художники, оформлявшие росписью интерьеры дворцов императора и знати.
  • В отличие от картин «гунби» в картинах, написанных в стиле «сеи» («передача идеи»), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. Художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей. Стиль «сеи» называют также стилем «грубой кисти». Художники этого стиля нередко прибегали к таким приемам, как обобщение, гиперболизация, ассоциация. Именно в стиле «сеи» работали художники, писавшие экспромтом, по наитию, под влиянием сиюминутного настроения. Картины в стиле «сеи» трудно поддаются копированию и имитированию. В большинстве случаев художники «сеи» писали тушью в черно-бело-серых тонах, благодаря чему их картины выглядят не столь пышно, как выглядят картины в стиле «гунби», но зато им присущи скрытая экспрессия и неподдельная искренность. В более зрелый период китайской живописи картины в стиле «сеи» заняли доминирующее положение.

На раннем этапе китайской живописи (до 12-го века) почти безраздельно господствовал стиль «гунби», на среднем и позднем этапах стал преобладать стиль «сеи». Стиль «гунби» был обязательным для профессиональных художников (художников, писавших по заказу и живших за счет своего труда), тогда как стиль «сеи» оказался предпочтительным у художников-интеллектуалов. Разумеется, было немало художников, которые применяли приемы «гунби» и «сеи», их картины занимают как бы промежуточное место между указанными стилями.

В традиционной китайской живописи установились определенные жанры:

 

  • пейзаж «горы и воды»
  • живопись «цветов и птиц»
  • живопись бамбука и растений
  • портрет и фигуры
  • анималистический жанр (изображение животного мира).

 

Для китайской живописи также характерен крайне изящный язык образов. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэй хуа. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук - символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюн Цзы). Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэй-хуа ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы. В растительных сюжетах встречается и другая символика: так, рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.

Некоторые художники искусны в пейзаже «горы и воды», но профаны в портрете или живописи «цветов и птиц». Иные, специализируясь на портретах или в жанре «цветов и птиц», уже не берутся за другое. Более того, есть художники, которые, работая в жанре «цветов и птиц», предпочитают изображать только цветок мэйхуа или бамбук. Такого рода «специализацию» редко встретишь в традиционной европейской живописи, хотя они и подразделяется на портрет, пейзаж, натюрморт и другие жанры.

«Специализация» эта хороша тем, что позволяет художнику глубже проникнуть в сущность изображаемого предмета и достигнуть большего совершенства в его передаче. Так, например, знаменитый художник XVIII в. Чжэн Баньцяо всю жизнь рисовал лишь бамбук, орхидеи и камни. В последнее время наблюдается значительный рост интереса к такой своеобразной разновидности изобразительного языка, как китайская живопись пальцем, при которой также используется тушь.

Чжитоухуа (сокр. чжихуа) — живопись пальцем (вариант — чжимо — «тушь пальцем») — разновидность китайской традиционной живописи, построенная на последовательной и системной замене обычной волосяной кисти пальцем (пальцами) художника. Техника живописи пальцем, предполагая строгое следование общим для традиционной живописи канонам письма, строится на последовательной и системной работе подушечкой пальца, ногтем и краем ладони. Главную нагрузку несет, как правило, указательный палец, активно участвуют большой и мизинец, используются и другие пальцы. Контурные линии, точки пишутся ногтем, плоскости — подушечкой. Тонкие детали исполняются обычно ногтем мизинца, широкие мазки — подушечкой большого пальца, причем в последнем случае возможно участие 2-3 пальцев, так, например, применение «тушевого расплеска» требует работы одновременно безымянным, средним и большим пальцами. Нередко используется край ладони и тыльная сторона пальца. Работа пальцем порою сочетается с работой кистью (как, например, раскраска у мастера чжитоухуа Гао Ципэя). Хотя упоминание о живописи пальцем встречается в теории и практике уже в VII—VIII вв. (см. трактат Чжан Яньюаня «Лидай мин хуа цзи», 847 г.), утверждение ее как самостоятельной, устойчивой разновидности живописи происходит в конце XVII—начале XVIII в. и связывается с творчеством Гао Ципэя (1672—1734).

shedevrs.ru

Китайская тушь. Liu Maoshan - Все интересное в искусстве и не только.

Liu-Maoshan2

Liu Maoshan.  Известный художник-пейзажист, член Китайской Ассоциации Художников, вице-президент Академии китайской живописи, родился в Сучжоу в 1942. В 1962 г. окончил Институт прикладного искусства в Сучжоу. Виртуозно сочетает в своих работах строгость европейской классической живописи, воздушность современного импрессионизма и отточенную детализацию китайского пейзажа. Много путешествует. В последние годы он посетил Японию, Англию, США, Гонконг и другие места, где были организованы его персональные выставки. Его работы получили всеобщее признание и находятся сейчас в постоянных собраниях в музеях и галереях в Китае и за границей. Несмотря на то, что картины напоминают акварельную живопись, это не акварель в ее традиционном понимании: его материалы - чернила, краска и бумага.

Liu-Maoshan3

Liu-Maoshan4

Liu-Maoshan5

Liu-Maoshan6

Liu-Maoshan1

Liu-Maoshan7

Liu-Maoshan8

Liu-Maoshan9

Liu-Maoshan10

Liu-Maoshan11

Liu-Maoshan12

Liu-Maoshan13

Liu-Maoshan-part2-2

Liu-Maoshan-part2-3

Liu-Maoshan-part2-4

Liu-Maoshan-part2-5

Liu-Maoshan-part2-7

Liu-Maoshan-part2-8

Liu-Maoshan-part2-9

Liu-Maoshan-part2-10

Liu-Maoshan-part2-11

Liu-Maoshan-part2-12

Liu-Maoshan-part2-13

tanjand.livejournal.com

Инструменты и материалы для китайской живописи

Основные средства, которые вам потребуются при выполнении работы, называются в Китае «четырьмя сокровищами кабинета».

Это бумага, кисть, тушь и тушечница.

Кроме того, для более комфортного письма вам понадобятся: тряпка или салфетка, чтобы вытирать кисть, емкость с водой, палитра и минеральные краски различных цветов.

БУМАГА

paperrulon 300x218 ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИСамый известный вид бумаги происходит из китайского города Сюаньчжэнь.

Она так и называется – бумага сюань и производится из коры тутового дерева, конопли или льняной пряжи, но самая лучшая бумага сюань делается из коры сандалового дерева. Она продается большими листами или рулонами. Бывает многоцветной и многослойной.

paper 270x300 ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИКачество бумаги определяет степень ее впитываемости, которая, в свою очередь, зависит от плотности. Плотность- некая клееобразная субстанция, связывающая воедино бумажные волокна и образующая поверхность бумаги.

 

 

 

 

КИСТИ

kisti ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИКисть, используемая китайскими художниками для письма и рисования, имеет  бамбуковый или деревянный стержень, на конце которого закреплен пучок  волосков из меха животного.

Китайские кисти чрезвычайно гибкие: ими можно работать как иглой, создавая тончайшие линии. Волоски китайской кисти группируются таким образом, что могут удержать достаточное количество жидкости, в то время как обычные европейские кисти не произведут такого эффекта.

Китайские кисти бывают разных видов: жесткие, мягкие и смешанные кисти.

Жесткие кисти

Известные как кисти из волчьей шерсти, они могут быть сделаны из конского волоса, лисьего, барсучьего, соболиного или заячьего меха.

Обычно они коричневые или черные. Жесткие кисти создают уверенные штрихи и тонкие линии.

Мягкие кисти

Они могут быть сделаны из овечьей шерсти, а также и из шерсти козла.

Обычно они белого цвета. Пластичные и не упругие, мягкие кисти применяются в живописи свободного стиля. Они превосходно удерживают краску и удобны для рисования прекрасных лепестков или маленьких волн.

Смешанные кисти

Обычно в центре кончика такой кисти находится волчья шерсть, окруженная овечьей, что делает саму сердцевину кисти достаточно твердой.

ТУШЬ

brusoktush 300x280 ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИТушь производится в Китае уже несколько тысяч лет. Сажа, соединенная с пережженной сосновой древесиной, углем или ламповой копотью, смешивается с клеем и помещается в специальные формы. Смесь застывает, образуя брусок спрессованной туши.

Хотя традиционно принято пользоваться тушью в брусках, для начинающих подойдет тушь, разлитая в бутылках.

КАМЕНЬ ДЛЯ РАСТИРАНИЯ ТУШИ

tushnica 288x300 ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИТекстура камня должна быть такого высокого качества, чтобы растирать вязкую тушь в течение трех-пяти минут.

Они бывают разной формы: прямоугольные, квадратные и круглые.

Для того, чтобы скапливать тушь, когда она смешивается с водой во время процесса растирания, камень делается наклонным или внутри него вырезается специальная выемка.

КИТАЙСКИЕ КРАСКИ

В состав китайских красок и туши входит достаточное количество клея, способного фиксировать их на бумаге.

Китайские акварельные краски.

akwarel 300x288 ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИСамые легкие в использовании краски – тюбики с китайской акварелью. Они представляют все необходимые цвета.

 

 

 

 

Красящие палочки.

cvetnysh 300x254 ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КИТАЙСКОЙ ЖИВОПИСИКрасящие палочки сделаны из натуральных пигментов, смешанных с клеем. Растираются так же, как и бруски туши ( но лучше использовать другой камень для растирания).

 

 

 

Дополнительные материалы:

— палитра

— емкости для воды

— фетр для подложки под бумагу

 

Похожие записи

way-art.ru

китайская живопись водяными красками и тушью. Китайские художники. Обучение живописи

Искусство и развлечения 20 декабря 2016

Китайские художники оказали огромное влияние на мировое искусство, а их потрясающие произведения, выполненные на рисовой бумаге и шелке, вот уже несколько веков восхищают лаконичным художественным языком.

Эстетические каноны живого наследия, насчитывающего тысячелетнюю историю, сложились под влиянием философских традиций даосизма, буддизма и конфуцианства. Считается, что природа учит людей видеть прекрасное, и именно эта истина является основной темой традиционной живописи Китая. Уникальные шедевры, созданные мастерами в разные эпохи, – это важный вклад в мировое изобразительное искусство.

Традиционная живопись Китая

Гохуа – китайская живопись, которая отличается от западной особенностями техники выполнения рисунка: на шелк или специальную тончайшую бумагу при помощи кисти наносят изображение. Художники используют минеральные, растительные водяные краски, черную тушь, а их произведения часто имеют форму горизонтальных или вертикальных свитков.китайские картины

Занимающая центральное место среди разных направлений искусства Поднебесной гохуа (китайская живопись) возникла в VII-VIII веках до нашей эры, а с конца XIX столетия стиль получает второе дыхание.

«Четыре сокровища»

Для написания традиционных картин авторы используют ограниченный набор средств: черная тушь (или акварель), китайская кисть из натуральной шерсти, бумага и приспособление для растирания краски. Многие художники все-таки отдают предпочтение монохромной живописи, считая, что это «раскроет суть природы».

Большое внимание в стране уделяется качеству туши, и для работы используются плитки с черным лаковым блеском. Мастера растирают их с водой, получая нужную консистенцию и создавая разнообразие оттенков. Как признаются китайские художники, из-за низкого качества европейской туши достичь нужных эффектов невозможно.

Для живописи используется особая бумага суан (рисовая) со специфической текстурой. Иногда рисунки выполняются на шелке или хлопчатобумажной ткани.

Тушечницы очень высоко ценятся, и многие передаются из поколения в поколение. Эти приспособления, иногда изысканно украшенные, выполняются из нефрита или обожженной глины.

Видео по теме

Линейный рисунок

Если рассматривать европейские полотна, написанные акварелью, то в них можно не заметить линию как таковую. В китайской живописи все образы создаются посредством линейного рисунка. Этим и отличается традиционный стиль гохуа, сильно напоминающий успешно развивающуюся в стране каллиграфию, элементы которой художники обязательно вносят в свои произведения.

Нельзя не отметить отличную технику владения кистью, которая совершенствуется на протяжении нескольких веков. При помощи тонкой или толстой линии художники, использующие одни и те же инструменты, что и каллиграфы, передают пространство, объем, движение, не пользуясь при этом привычными приемами светотени. Красота китайской живописи заключается в мастерском владении особой техникой би-мо, название которой переводится как «кисть-тушь». Черная краска, нанесенная на рисовую бумагу, мгновенно впитывается, и одно неловкое движение, неверная линия могут изменить общее настроение картины, исказив правду жизни. Каждый мазок обязан быть точным и четким, ведь ни стереть, ни поправить рисунок автор уже не сможет.

Техника нанесения изображений пальцами

Любопытно, что китайские картины в технике гохуа не всегда пишутся кистью. Часто мастера используют руки, выводя ими линии и растушевывая краску. Живописцы наносят контурные линии ногтем, а широкие мазки выполняют подушечкой большого пальца.

Стихотворная надпись

Традиционная китайская живопись отличается от европейской тем, что на рисунке имеется стихотворная надпись, выполненная в каллиграфическом стиле. Так мастера выражали свое отношение к произведению, а иероглифы дополняли его образное содержание. Известный каллиграф, литератор и художник Су Ши, живший в XI веке, боролся за то, чтобы в живописи обязательно присутствовала поэзия. Такие надписи отражают мнение автора и становятся его почерком.живопись водяными красками

Свитки

Гохуа – китайская живопись, в которой существует необычный вид картин. Они свертываются на палочке в свиток и хранятся в продолговатых футлярах. Произведения пишутся на специальной бумаге не только тушью, но и красками из минерального и растительного сырья. Картины в рулонах, не предназначавшиеся для массового зрителя, хранятся вот уже более тысячи лет, не теряя при этом яркость и насыщенность оттенков. И в наши дни можно любоваться шедеврами, написанными несколько веков назад известными мастерами.

Аллегоричность

Живопись водяными красками и тушью отличается лаконичностью, и такой язык символов понятен настоящему ценителю китайского искусства. Например, растения и стихотворные строчки изображают времена года, а луна или горящая свеча указывают на ночь.

Незаполненные пустоты на картинах

Еще одна особенность, отличающая китайскую живопись от западной, заключается в том, что на произведениях авторы оставляют незаполненные участки, которые могут маскироваться под изображения светлого облачка или белесого тумана. Иногда пустое место оставляют для того, чтобы у зрителя оставалась свобода для фантазии, ведь китайские картины – это удивительный вид искусства, который невозможен без единства автора и зрителя.

Обязательная печать

По традиции мастера обязательно ставят на произведения печать красного цвета, удостоверяя таким образом свою личность.

Рассмотрев особенности традиционного художественного искусства, можно сказать, что гохуа – китайская живопись, в которой гармонично сочетаются поэзия, каллиграфия и проявляющееся в оттиске печати граверное мастерство.

Жанры живописи

В традиционной китайской живописи выделяют несколько жанров. Первый – шаншуй (пейзаж). В стране получила широкое распространение философская концепция, согласно которой люди и природа едины и между ними не существует никаких преград. Пейзажное произведение вызывает соответствующее настроение у зрителя.китайский стиль

Второй жанр – хуаняо (изображение флоры и фауны). Китайские мастера вглядываются в совершенные формы животных, камней, растений и передают их истинную сущность, которую невозможно выразить словами.

Третий жанр – жэньу (портрет). Еще в древности художники, работавшие с людьми, знали одно непреложное правило: наравне с внешним сходством творец должен передать душевное состояние и характер человека, подчеркнув красоту его внутреннего мира. Все живописцы четко следовали этому принципу, и даже на ранней стадии развития китайского искусства мастерство портретного жанра достигло невероятно высокого уровня.

Стили гохуа

Известны два традиционных стиля: гунби, преобладающий на ранних этапах, и се-и, получивший широкое распространение в конце XIX века. Разберем особенности этих направлений.

Китайский стиль гунби – это определенная манера письма, при которой тщательно наносится краска (в том числе и цветная) и прописываются самые мелкие детали. Главная цель художника – точно изобразить действительность, и такая идея натурализма тесно связана с влиянием даосизма. Гунби считается официальной академической живописью. В стиле четких линий работали мастера, оформлявшие интерьеры императорского дворца.

Однако после распространения буддизма на территории страны художники переосмыслили эту идею, и появился новый китайский стиль се-и, характеризующийся свободной манерой письма. Творцы изображают не внешнее сходство предмета или объекта, а заботятся о передаче настроения. Они стремятся показать искренние эмоции, оперируя образами. Считается, что се-и – это живопись философов и поэтов, и в этом стиле работают творцы под влиянием сиюминутного настроения. китайские художники

Разновидностью се-и является шуймо (для написания картин используется лишь черная тушь).

Многие китайские художники удачно сочетают в своих произведениях приемы одного и другого стиля, используя смешанные техники. Ли Кэжань, Ци Байши, Фу Баоши, Ян Ифэн, Хуан Биньхун, Пань Тяньшоу и другие мастера сумели достичь в своих работах выразительных эффектов, передавая изображения природы и фиксируя даже самые незначительные детали. гохуа китайская живопись

«Чтение» картин

Национальная живопись водяными красками характеризуется изящным образным языком, и художники закладывают в свои произведения определенный подтекст. Если европейцы рассматривают полотна, то китайцы их читают. Картины наполнены положительным настроем и дарят своему хозяину хорошее настроение.

Китайские произведения полны символизма и аллегорий. Например, горы олицетворяют мужское светлое начало, а вода – темное женское. Живописец передает лирические настроения, переживания, которые возникают после общения с природой, и не стремится к натурализму и внешнему сходству.

На фоне величественных ландшафтов миниатюрные фигурки людей символизируют, что человек – это незначительное звено Вселенной, которое полностью подчинено ее мощи. А вот в европейском искусстве люди всегда изображались как могучая сила, способная управлять стихиями, и такими представлениями о человеке кардинально отличается от западной китайская живопись.

Цветы – это отдельная тема для разговора. Существует живопись, которая носит название «четырех благородных»:

  • орхидея, символизирующая чистоту;
  • хризантема, воплощающая скромность и целомудрие;
  • дикая слива мэйхуа – стойкость и несгибаемость;
  • бамбук – это символ человеческого характера.

обучение живописи

Часто художники изображают иву, которая воплощает красоту и изысканную утонченность. Она олицетворяет собой весну и женское изящество. А вот сосна – это идея вечной юности и конфуцианской сдержанности.

Такой язык символов очень понятен китайцам, а тем, кто не сможет разгадать иносказания, постичь национальную живопись невероятно сложно.

Мастера гохуа

Сюй Бэй-хун прекрасно владел основными навыками европейского искусства и в своем творчестве сочетал их с китайскими традициями. Его великолепные портреты, в которых живописец умело раскрывал психологические черты людей, считаются шедеврами китайского искусства.

Ян Ифэн, являющийся лауреатом многих национальных премий, достойно продолжает выработанные столетиями традиции.

Гу Йинчжи, получившая титул «королевы кошек», работает в стиле се-и. Она мастерски изображает домашних животных, и ее полотна китайские послы дарят иностранным гостям. стиль гохуа

Ци Бай-ши – один из самых ярких представителей стиля. Наблюдательный творец, способный уловить основные черты, пишет оригинальные картины, соединяя высокое мастерство с искусством каллиграфии и выразительностью линий.

Обучение живописи

Многие хотят овладеть секретами гохуа, однако научиться творить в этой технике не так уж и просто. Художники много времени тренируются, прежде чем приступить к работе, которая ведется на одном дыхании, чтобы избежать ошибок.

Китайцы ценят не только внешнюю красоту картин, но и внутреннюю, их силу и энергетику. Во многих магазинах страны продаются специальные альбомы для раскрасок, где показана последовательность выполнения рисунка. Такое обучение живописи дает свои плоды, и практически любой человек сможет нарисовать картины в традиционном стиле. Так прививается хороший вкус и воспитывается любовь к искусству.

Поэзия, обретшая форму

Надо сказать, что сейчас гохуа следует за временем. Она давно вышла из узких рамок китайских национальных традиций. В изобразительном искусстве появляются сюжеты на современные темы, и такие картины наполнены новым содержанием. Позволим согласиться с классиком, заметившим, что «живопись – это поэзия, которая обрела форму».

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Живопись водяными красками – это техника для мастеров и начинающих художниковИскусство и развлечения Живопись водяными красками – это техника для мастеров и начинающих художников

Живопись возникла в глубокой древности. Водяными красками пользовались художники античной Греции, позже в Византии, Древней Руси. В этой технике работали великие мастера Италии, Франции, Германии и других стран.

Эротическая живопись: симфония обнажённых тел в красках и холстахИскусство и развлечения Эротическая живопись: симфония обнажённых тел в красках и холстах

Живопись – история и культура отдельно взятого народа и человечества в целом, запечатлённая в карандашах и красках на холстах и бумаге, стенах дворцов и храмов. Искусство вечно, и потому сквозь тьму веков до нас...

Смывка краски и другие методы очистки поверхности автомобиляАвтомобили Смывка краски и другие методы очистки поверхности автомобиля

Благодаря окраске автомобиль приобретает не только красивый внешний вид, но и получает защиту от коррозии. Важным фактором, который обеспечивает качественную надежную окраску машины, является тщательная подготовка ее ...

Водяной пистолет и его видыДом и семья Водяной пистолет и его виды

Водяной пистолет – это, во-первых, детская игрушка. Каждый родитель знает, что, отправляясь к речке, озеру или морю, лучшая игрушка, которую можно с собой взять для ребёнка, это пистолет, стреляющий водой. Водян...

Что такое печь Домашний уют Что такое печь "Булерьян" с водяным контуром и где она используется. Печи отопительные "Булерьян": технические характеристики и преимущества

Котлы компании "Булерьян" на рынке появились очень давно. Ранее данная торговая марка носила название "Лаотерм". Первая печь "Аква Булерьян" с водяным контуром была оснащена мощным нагревателем. Она отличалась прекрас...

Можно ли клеить обои на водоэмульсионную краску и как правильно это делать?Домашний уют Можно ли клеить обои на водоэмульсионную краску и как правильно это делать?

После покупки квартиры у новых хозяев первым делом возникает желание освежить, сделать ремонт в своем новом доме. Дело это затратное и весьма хлопотное, но избежать или отсрочить его порою просто невозможно. Частенько...

Что такое эпоксидные краски и для чего они используются? Домашний уют Что такое эпоксидные краски и для чего они используются?

Промышленность в настоящее время развивается ударными темпами, требуя все больше и больше различных материалов и веществ.

Вододисперсионная краска и особенности ее применеияДомашний уют Вододисперсионная краска и особенности ее применеия

Покраска является одним из универсальных способов защиты зданий, сооружений от атмосферного влияния, такого как солнце, ветер, перепады температуры, осадки. Окрашенный слой испытывает на себе колоссальные нагрузки от ...

Как запекается и тушится картошка с грибами в сметане в мультиварке?Еда и напитки Как запекается и тушится картошка с грибами в сметане в мультиварке?

Картошка с грибами в сметане в мультиварке может готовиться как в режиме выпечки, так и на программе тушения. В любом случае, используя данные компоненты, вы обязательно получите вкусный и сытный обед, который по дост...

Настойка водяного перца и особенности ее примененияЗдоровье Настойка водяного перца и особенности ее применения

Водяной перец широко используют в медицине на сегодняшний день. Применяют его, как правило, в виде настойки. Настойка водяного перца – это то средство, которое максимально сохраняет полезные свойства исходного п...

monateka.com

Китайская живопись го хуа. Рисуем сливу мэй

Янв 03, 2014

in Мастер-классы по рисованию by Марина Трушникова

Китайская живопись гохуа. Цветущая ветвь.

Корявые ветви с прекрасными розовыми цветами – традиционный мотив в восточной живописи. С удовольствием предлагаю вам мастер-класс из собственного опыта занятий живописью гохуа.

китайская живопись гохуаВ Японии рисуют сакуру – дикую вишню. В Китае – дикую сливу.

Признаюсь, я плохо отличаю первое от второго. Даже в ботаническом смысле.

И отличить китайскую живопись го хуа от японской суми-е мне тоже не так уж просто. Надеюсь, к этому знанию я ещё приду.

Мастер-классы по восточной живописи:

Пока же отличие, которое я наблюдаю, состоит в том, что китайская живопись более насыщена элементами, в ней всё “ярко и много”. Как в жизни.

Японское искусство более условно, наполнено символическими смыслами. Оно часто минималистично. Одна ветвь, несколько бутонов – очень простые композиции в противовес китайской пышности и роскоши.

Однако этот вариант, взятый мной из китайского пособия по рисованию дикой сливы, достаточно прост и похож на японский сюжет с изображением сакуры.

Книга эта написана на китайском, поэтому прошу прощения у ее создателей, что не могу указать авторов.

Живопись гохуа: пишем сливу мэй

живопись гохуа1. Рисуем основную ветвь.

Движение кисти быстрое, с остановками на поворотах ветви. Кисть прижимается к бумаге всей свое поверхностью, двигаясь торцом.дикая слива мэй, восточная живопись

2. Добавляем тонкие ветви.

Тонкие ветви рисуются кончиком кисти. Движение от основной ветки. Каждую мелкую ветвь “отращиваем” от основной – т.е. кисть ставится у большой ветки и движется в сторону с уменьшением нажима. Таким образом веточка становится тоньше к своему окончанию. Кое-где оставляем зазор между линиями, чтобы вставить цветы.живопись гохуа

3. Добавляем цветы.

Их логика – у основания ветки цветы более крупные, распустившиеся, затем полураспустившиеся, затем точки – бутоны.рисование цветущих деревьев, го хуа

Более подробный разбор цветов.Сначала рисуются розовые лепестки. По мере высыхания – тычинки и чашелистики.цветы в китайской живописи

4. Прорисовка цветов.

Черной тушью прорисовываются тычинки, шипы на ветках, остовы цветочков.китайская живопись гохуа

5. Финальная часть – каллиграфия и печать.

В традиционной живописи Дальнего Востока каллиграфия ценится выше, чем живопись.Подпись, стихотворная строчка или высказывание добавляются в финале.Завершает работу авторская печать.гохуа, сливаБуду рада вашим комментариям! Если материал понравился, поделитесь им в соцсетях!

Копирование данной статьи разрешено с активной ссылкой на этот блог. (с) Марина Трушникова

DSC_1309КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ В ЭЛЕМЕНТАХ ПЕЙЗАЖА

Рисуем скалы, используя интересные приёмы из китайской живописи. В чем разница “мужских” и “женских” камней? Как передать их объем и фактуру?  

Узнайте из этого мастер-класса!

8martaflowerЕсли тема рисования цветов Вам интересна,

если Вы хотите изучить разные стили рисования растений, то Вы можете

Посмотреть описание и заказать

ВЕСЬ КУРС “ЦВЕТЫ В АКВАРЕЛИ”

izo-life.ru

Экспериментальная китайская живопись

Для Китая живопись тушью является основой основ, символом китайских традиционных ценностей и национальной самоидентификации.

 

Экспериментальная китайская живопись

Поэтому и родившееся в ранних 1990-х годах движение Экспериментальной китайской живописи тушью, которое стоит рассматривать, как продолжение начавшейся в 1970-х годах эпохи современной китайской живописи (в смысле modern, а не contemporary), безусловно, следует этой традиции, но в то же время и сотрясает ядро традиционных ценностей китайской  живописи тушью. Изменения в политической и экономической системе Китая в конце 20-го века не могли не привести и к изменениям в культурной среде.

Становясь всё более свободными и критическимыслящими, новое поколение китайских художников создавали новый язык китайской живописи. Экспериментируя со стилями живописи, причем живописи Западной традиции, они делали сближение двух цивилизаций – Западной и Восточной – реальностью ,что было невозможно представить ещё несколько десятилетий назад. Свобода самовыражения, новое мышление, открытие своего разума для новых тенденций, смелость сделать шаг за рамки традиционных устоев – всё это и явилось мощным катализатором нового движения Экспериментальной китайской живописи тушью.

Галерея в Пекине RED GATE GALLERY«Red Gate Gallery» в Пекине – первая частная галерея в Китае

Первая выставка нового движения проходила в пекинской галерее RED GATE GALLERY  и, как всё новое, проходила драматически. В день открытия выставки поступило сообщение о заложенной бомбе (крайне необычное явление в Китае) и открытие пришлось перенести. После триумфального начала выставки художников движения  Экспериментальной китайской живописи тушью через две недели она была закрыта властями. Но процесс был уже необратим, и всё большее количество молодых китайских художников начинали творить новое искусство, тем не менее,  продолжая оставаться неотъемлемой частью традиционной китайской живописи гохуа.

Давайте кратко познакомимся с некоторыми наиболее яркими представителями движения экспериментальной китайской  живописью тушью:

Цзя (Jia) Youfu

 

Цзя (Jia) Youfu – родился в 1942 г. В провинции Suning Хэбэй, участник многочисленных выставок по всему миру, преподаватель в Академии изящных искусств, удостоен звания Master Artist министерства культуры Китая. Один из наиболее инновационных художников современного Китая.

Jia YoufuJia Youfu

 

Бай Хай (Bai Hai) – родился в 1940 г. Бай выпускник педагогического университета в Шэньян, в настоящее время является членом Ассоциации Художников Шэньян и Ассоциации китайских каллиграфов. Когда в 1996 году в Париже проходила его персональная выставка, он был награжден почетной грамотой от правительства Франции. Бай Хай был участником более 40 крупномасштабных выставок и ярмарок.

Приняв совет Ши Тао (Shi Tao) о том, что каждый художник должен создавать и использовать свой уникальный метод живописи, основал свой собственный стиль «Ледяные и снежные пейзажи». Можно сказать, что Бай Хай является основателем заснеженной китайской живописи.

Экспериментальная китайская живопись.Бай Хай

Экспериментальная китайская живопись.Бай Хай

Экспериментальная китайская живопись.Бай Хай

Экспериментальная китайская живопись.Бай Хай

Экспериментальная китайская живопись.Бай Хай

 

Ван ЧуанВан Чуан (Wang Chuan) – родился в 1953 в Чэнду провинция Сычуань. Окончил китайское отделение живописи института Изобразительных Искусств в городе Сычуань, получил степень бакалавра. Сейчас живет и работает в Пекине. Является одним из самых известных современных художников Китая.

Начал заниматься живописью во времена Культурной революции. Участник многочисленных выставок. Практикует буддизм.

 

Ван ЧуанВан ЧуанWang Chuan

 

Чжан  (Zhang) Guanghai – родился в 1947г. Чжан Guanghai преподает китайскую живопись в университете в провинции Сычуань.

В отличие от китайских художников пишущих в традиционной манере, Чжан Guanghai предпочитает современные техники, использует в своих работах тушь и акварель. Произведение Чжан Guanghai, имеют неповторимую игру цвета, передающую настроение картины.  Его работы были хорошо оценены и тепло приняты в Чэнду, Пекине и Тайване.

По словам критиков – он современный художник с традиционным сердцем.

Zhang Guanghai ЗакатZhang Guanghai

Zhang Guanghai

 

Гао СинцзяньГао Синцзянь  (Gao Xingjian 高行健) – родился в 1940г. в городке  Ханьчжоу не далеко от Шанхая.

В 1962-м закончил в Пекине французское отделение Института иностранных языков. Во время Культурной революции сжег все свои рукописи.

 В 1989 г.  стал политическим беженцем и иммигрировал во Францию. В 1998 году Гао Синцзянь  получает французское гражданство. Получил три литературные премии во Франции и Бельгии.

 Гао Синцзянь  не только одаренный прозаик, драматург и критик, но он еще и прекрасный каллиграф, и замечательный художник, рисующий в стиле «го-хуа». Его работы выставлялись на выставках в Париже, Нью-Йорка, Сингапура, Германии.

В 2000 году Гао Синцзянь  первый из китайских писателей получил Нобелевскую премию по литературе.

Гао Синцзянь

Гао СинцзяньГао Синцзянь

Гао СинцзяньГао Синцзянь

Гао СинцзяньГао СинцзяньГао Синцзянь

 

Li TingtingЛи (Li) Tingting – родилась в Пинъяо, Шаньси в 1982г, сейчас живет и работает в Пекине. Не смотря на молодость Ли Tingting использует одну из старейших форм китайской живописи для отображения жизни 21 века. Живопись на рисовой бумаге, с чернилами на водной основе является сложной задачей, для которой установлены  древние устоявшиеся правила. Но ведь еще Ши Тао говорил: «Кисть и тушь должны следовать временам». Ли взяла на вооружение совет старого мастера. Вместо традиционных китайских сюжетов, таких как камень, бамбук, водопад и др. она рассматривает очень необычные объекты и сюжеты для творчества в основном на женские темы: предметы интерьера, обувь, туфли, платья, сумочки, мишки и т.п. Объекты, связанные с современной жизнью и массовым производством. Так же есть серии работ, в которых фигурируют бутылки, фрукты и даже семечки.

Каскадные формы разлива вниз по поверхности бумаги имеют обманчиво спонтанный характер. В действительности процесс работы с традиционными красками и приёмы работы с мокрой и сухой кисти, очень кропотливый.

Ли настроена и дальше экспериментировать, чтобы увидеть насколько далеко можно продвинутся в применении традиционных чернил при использовании новых гибридных форм живописи.

Есть много интересных вещей в живописи тушью, с которыми я должна экспериментировать. Это больше чем увлечение

Li Tingting

Li Tingting

Li TingtingLi Tingting

 Li-Tingting.jpg

 

Чжан  (Zhang) Guiming – родился в 1939 г. в городе Шаосин провинции Чжэцзян, Китай.

Окончил китайское отделение живописи из Чжэцзян академии художеств в 1964 году. Впоследствии присоединился к шанхайской китайскому институту живописи, где и сейчас служит в должности заместителя директора. Участник многочисленных выставок. Много экспериментирует со стилями и материалами. Предпочитает яркие и насыщенные краски. Zhang GuimingZhang Guiming

Zhang Guiming

Zhang GuimingZhang Guiming

Zhang Guiming

Xu Lei

Xu Lei – родился в 1963 г. в Nantong, Jiangsu Province.Художник объединил технику традиционной китайской живописи тушью с духом западного сюрреализма, в результате на его картинах мы видим яркую и насыщенную палитру, образы западной традиции, но с классическим  китайским духом.  Xu Lei известен, как блестящий мастер китайской живописи в стиле гунби.

Его работы выставлялись во многих мировых галереях, таких как – Музей Гугенхайма в Нью-Йорке, Национальный музей искусств Китая и др.

Xu Lei

Xu Lei

Xu LeiXu Lei

Xu LeiXu Lei

Wang Tiande

 

Wang Tiande – родился в 1960 г. в Шанхае. Один из самых знаменитых современных китайских художников. Он является пионером экспериментальной китайской живописи тушью.

Сейчас Wang Tiande – самый молодой за всё время существования профессор в Fudan Art Education Center в Шанхае. Его уникальная техника рисования традиционных пейзажей приводила в восторг не только зрителей, но и многочисленных критиков.

В своих последних экспериментах он начал применять в  создании картин технику прожигания, используя сигареты, свечи и т.д. – в результате получается нечто, вроде негатива.

Его работы хранятся во многих музеях мира.

Wang TiandeWang Tiande

Wang Tiande

Wang Tiande

 

Chen Chun ZhongChen Chun Zhong – родился в 1964 г. в Guilin, Guanghi Province. Ещё с раннего возраста стал известен, как мастер пейзажей и сейчас он развивает свою уникальную технику, создавая яркие и запоминающиеся пейзажи.

Его работы часто используют в журналах и на телевидении. Участник многочисленных выставок, неоднократно награждался призами и премиями.

Chen Chun Zhong

Chen Chun ZhongChen Chun Zhong

xn----ftbdrtjacajbf4ac6j.xn--p1ai

Рисунок китайской тушью

Рисунок китайской тушью это взаимодействие кисти, туши и бумаги, причём чрезвычайно богатое и плодотворное. Спонтанность и динамизм, свобода, живость и простота  - вот что привлекает всё больше и больше  художников и начинающих в этот вид  искусства.

Уже первые занятия  го хуа раскрывают спектр новых приёмов и свежий подход к композиции, способность улавливать самую сущность предметов. Ученику необходимо настолько освоить материалы и овладеть техникой, что бы всецело отдать себя рисунку, не задумываясь, как это у него получается. И только тогда он сможет добиться желанной свободы выражения своего видения предмета.

Древняя китайская живопись дала начало китайской каллиграфии и живописи. Поэтому, здесь те же самые инструменты, материалы и техника. Китайские картины пишутся тушью, растительными и минеральными красками, как акварель на шёлке. Применяемая в каллиграфии и живописи, китайская тушь, во многом превосходит по качеству европейскую. Есть примеры картин выполненных только водой и тушью. Известный живописец, который жил в конце XVII в.  Бада Шаньжэня (Чжу Да), создавал таким образом картины с необычайным эффектом.

Китайская живопись Юлия Наумова

Китайская живопись - два стиля письма

Гунби и сеи два вида письма. Присутствие тщательно выписанных контурных линий, которые обрисовывают предметы и детали, характерны для произведений «гунби». На таких картинах рассматриваются мельчайшие детали. Этот вид называют «стиль четких линий». 

В противоположность «гунби», стиль «сеи» («передача идеи») не содержит в себе четких контурных линий. Здесь больше передаётся душевный и эмоциональный настрой, а не точная передача деталей.  Может быть, поэтому «сеи» и называют «грубой кистью» и большинстве случаев изображения создаются в бело-серо-черных тонах.

Интересно, что в последнее время происходит довольно большой подъем интереса к китайской живописи пальцем Чжитоухуа (сокр. чжихуа), своеобразная разновидность изобразительного языка.

Обучение китайской живописи

В нашей творческой мастерской мы с удовольствием познакомим и обучим Вас таким интересным и необычным стилям гохуа.

 

 

xn----ftbdrtjacajbf4ac6j.xn--p1ai


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта