Описание картины Алексея Саврасова «Сухарева башня». Картина сухарева башня
Сухарева башня. Москва. Описание картины Саврасова
Алексей Саврасов. Сухарева башня. Москва.1872. Холст, масло. 66 x 51. Государственный исторический музей, Москва, Россия.
В 1872 году Россия широко отмечала двухсотлетие со дня рождения Петра I. В связи с юбилейными торжествами проводился конкурс, в котором должны были принять участие московские художники. Алексей Кондратьевич Саврасов задумал написать для этого конкурса картину. Проезжая почти ежедневно вблизи Сухаревской башни, он все больше и больше склонялся к мысли, что хорошо бы изобразить это готическое остроконечное здание, гордо возвышающееся над небольшими каменными и деревянными домами.
Эта идея казалась ему удачной: ведь башня непосредственно связана с памятью о Петре. Это оригинальное сооружение было построено по указу Петра Первого в честь командира единственного оставшегося ему верным стрелецкого полка Лаврентия Сухарева. Остроконечное здание ныне разрушенного памятника истории и архитектуры изображено Саврасовым ранней весной.
Запечатлев красно-белую башню на фоне розоватого предвечернего неба со стаями птиц, летящих на ночлег над заснеженными крышами домов и покрытыми инеем деревьями, художник сумел передать ее гармоническую связь с природой и в то же время гордый Сухаревская башня таит в себе немало легенд. Так каждый иностранец приезжающий в России, размышляя что посмотреть в Москве, не оставлял без внимания и Сухаревскую башню.
Из истории нам известно, что некогда по Земляному валу тянулись Стрелецкие слободы, около Сретенских ворот располагался Сухарев полк, названный по имени полковника его Лаврентия Сухарева, именно на том месте и была построена эта башня в 1692—1695 году, в период с 1698 по 1701 была проведена перестройка башни.
По одной из версий в Сухаревской башне располагался так называемый Рапирный зал, где можно предположить, учили фехтованию. Предание гласит, будто в нем проходили тайные заседания некоего общества Нептуна, председателем которого был Лефорт, а первым надзирателем — Петр I.
Но одна из самых распространненых легенд гласит, что до вступления Наполеоновских войск в Москву, ястреб, с путами на ногах, запутался в крыльях двуглавого медного орла на шпиле Сухаревской башни. Птица долго трепыхалась, пока не издохла. Народ, наблюдавший за этим, толковал: «Вот так-то видно и Бонапарт запутается в крыльях Русского орла».
Похожие записи
design-kmv.ru
Описание картины Алексея Саврасова «Сухарева башня»
Уже часто бывает, что именно художники сохраняют для нас облик чего-то нами же в своё время разрушенного. Чего-то того, что надо было бы сберечь, да вот разума не хватило. Многое в Москве тридцатых годов прошлого века было разрушено, уничтожено, стёрто с лица города.
Уничтожались памятники зодчества, древнейшие артефакты. «Мы наш, мы новый мир построим!» — орали безмозгло рабочие и крестьяне, голодный и обалделый от полученной свободы. Рушили всё: храмы, богатые усадьбы, памятники. Взорвали храм Христа Спасителя и уничтожили часть кремлёвских монастырей. И по кирпичику разобрали Сухареву башню. Ту самую, которую изобразил на своём полотне Саврасов.
Это та самая башня, где по приказу императора Петра Первого учились гардемарины. Эта башня простояла на своём месте более ста лет да вот не устояла под натиском новых хозяев России. Разобрали, как позорную башню. Хотя на самом деле Сухарева башня была самой приметной в Москве. Многие и шли в столицу, чтобы оказаться наверху колокольни Ивана Великого, помолиться в храме Христа Спасителя и… побывать у Сухаревой башне. Большой удачей считалось там же и столоваться.
Но Сухарева не всегда была популярной. О ней часто ходили слухи, как о колдовской башне. Говорят, что в ней собирались часто московские ведьмы да колдуны и совет держали, – как и что сделать над родом человеческим.
Вот кстати, даже Саврасов и тот не устоял — над башней кружат вороны, а эта птица, как известно близка с нечестью. Да и погодка на полотне не балует. Скорее всего, это уже край зимы, но ещё не весна. Чувствуется какая-то отчаянность или грусть, не понятно.
Но пейзаж не умиротворяет душу, а наоборот немного тревожит. И кстати, художник сумел передать нам цвет этой башни – розовый. Правда, на полотне он не столь заметен, но всё же понятно, что башня была заметной среди многих уцелевших после 1812 года зданий столицы.
Описание картины Алексея Саврасова «Сухарева башня» | источник
sochinenie-o.ru
Сухарева башня
Алексей Кондратьевич Саврасов, 1872
Государственный исторический музей, Москва
Холст, масло.
Саврасова по праву можно назвать одним из самых лиричных художников XIX столетия, настоящим поэтом кисти. Его пейзажи, посвященные Москве и близлежащим поселениям, внесли достойный вклад в общую историческую картину города. В отличии от множества других художников, Саврасов стремится показать романтичную связь природы и творений рук человеческих.
Его Москва древняя, сонная, хранящая свои секреты, как хранит их древний лес. «Сухарева башня» по праву считается жемчужиной московских пейзажей. Во времена Петра I в башне учились гардемарины. Сухарева башня была знаменита на всю Москву и за ее пределами – многие путники, строя экскурсионный маршрут, обязательным пунктом ставили посещение башни. Столоваться в «сухаревке» считалось большим везением. Однако, так было не всегда. Давным-давно о башне ходили мрачные легенды. Именно в ней, по слухам, держали совет городские колдуны и ведьмы, решая судьбу человеческого рода. Саврасов изобразил над башней стаю беспокойных черных ворон, словно подтверждая эту легенду. Ведь во все времена вороны сопровождали магов и колдунов.
«Сухарева башня» была написана специально к двухсотлетию со дня рождения императора Петра I. В тот год среди художников города Москвы был объявлен конкурс, и Саврасов тоже решил принять участие. Ежедневно оказываясь рядом с башней, он решает посвятить картину именно ей. Готическая, остроносая башня пронзает холодный зимний воздух. Резко контрастирую с окружающими ее невысокими домами из дерева. Башня была построена Петром в честь Лаврентия Сухарева, командира единственного стрелецкого полка, не поднявшего бунт против императора. Эта история, мистика и мрачная романтика зацепили Саврасова, и лучшей темы для конкурса он решил не искать.
Башня изображена в тот час, когда на улицах нет не души – скорее всего, это морозное утро ранней весны. Кирпично – розовая башня, одноэтажная, деревянная Москва, спящие окна изб – все эти детали превращают столичный град в милое сердцу художника маленькое селенье.
Сегодня картину можно увидеть в Государственном историческом музее в Москве.
Обсудить на форуме
art-on-web.ru
Сочинение-описание картины Саврасова «Сухарева башня»
Уже часто бывает, что именно художники сохраняют для нас облик чего-то нами же в своё время разрушенного. Чего-то того, что надо было бы сберечь, да вот разума не хватило. Многое в Москве тридцатых годов прошлого века было разрушено, уничтожено, стёрто с лица города.
Уничтожались памятники зодчества, древнейшие артефакты. «Мы наш, мы новый мир построим!» — орали безмозгло рабочие и крестьяне, голодный и обалделый от полученной свободы. Рушили всё: храмы, богатые усадьбы, памятники. Взорвали храм Христа Спасителя и уничтожили часть кремлёвских монастырей. И по кирпичику разобрали Сухареву башню. Ту самую, которую изобразил на своём полотне Саврасов.
Это та самая башня, где по приказу императора Петра Первого учились гардемарины. Эта башня простояла на своём месте более ста лет да вот не устояла под натиском новых хозяев России. Разобрали, как позорную башню. Хотя на самом деле Сухарева башня была самой приметной в Москве. Многие и шли в столицу, чтобы оказаться наверху колокольни Ивана Великого, помолиться в храме Христа Спасителя и… побывать у Сухаревой башне. Большой удачей считалось там же и столоваться.
Но Сухарева не всегда была популярной. О ней часто ходили слухи, как о колдовской башне. Говорят, что в ней собирались часто московские ведьмы да колдуны и совет держали, – как и что сделать над родом человеческим.
Вот кстати, даже Саврасов и тот не устоял — над башней кружат вороны, а эта птица, как известно близка с нечестью. Да и погодка на полотне не балует. Скорее всего, это уже край зимы, но ещё не весна. Чувствуется какая-то отчаянность или грусть, не понятно.
Но пейзаж не умиротворяет душу, а наоборот немного тревожит. И кстати, художник сумел передать нам цвет этой башни – розовый. Правда, на полотне он не столь заметен, но всё же понятно, что башня была заметной среди многих уцелевших после 1812 года зданий столицы.
Рекомендуем посмотреть:
- < Назад
- Вперёд >
www.shollklass.ru
Московские легенды. Сухарева башня - У Господа нет на Земле других рук, кроме наших
Некогда по Земляному валу тянулись Стрелецкие слободы, где квартировалась городская охранная стража. Около Сретенских ворот в XVII веке располагался Сухарев полк, названный по имени полковника его Лаврентия Сухарева. Именно на том месте была построена башня, получившая название Сухаревская. Высота башни была более 60 метров.Яков Вилимович Брюс, московский колдун, фигура не менее таинственная и загадочная, чем французский прорицатель Мишель Нострадамус. Шотландец на службе русских царей, он предсказывал судьбу по звездам, ставил на ноги безнадежно больных и говорят, создал эликсир вечной молодости. Он был инженером, математиком, астрономом, знахарем, топографом, военным, политиком, дипломатом. И даже колдуном – были уверены его современники. В том числе и царь Петр.
В 16 лет Брюс записался в потешные войска, которые создавал тогда Петр Первый. Молодой государь, жадно рвавшийся к знаниям, сразу выделил среди остальных просвещенного шотландца. Который, к тому же, не уступал «герру Питеру» в пьянстве и разгуле. Петр любил шотландца и прощал ему колкости в свой адрес и в адрес православной церкви.
Брюс сопровождает Петра в его поездке по Европе. В 1698 году Пётр, получив известия о бунте стрельцов в Москве, спешит на родину. Вместе с ним в Россию возвращается и Брюс. Фактически масонство было завезено в Россию, после этих экспедиций Петра I в Англию, в которых его сопровождал Брюс. Считается, что основателями масонства в России являются Пётр I и его соратники, — Патрик Гордон, Франц Лефорт и как мы уже знаем Яков Брюс.
Сразу после прибытия в Россию Великого посольства 1697-1698 годов, Брюс предложил воодушевленному после посещения Европы царю, спроектировать и построить первое в Москве светское учебное заведение, — школу математических и навигационных наук. Помимо прочего это здание должно было служить штаб-квартирой первой масонской ложи России, учрежденной Петром вскоре после возвращения из Англии, так называемого «Нептуного общества». Это сооружение, известное как Сухарева башня, располагалось в Москве на пересечении Садового кольца, Сретенки и 1-й Мещанской улицы (ныне проспекта Мира).
В Сухаревой башне по ночам собиралось «Нептуново общество», тайный царский совет и первая российская масонская ложа, члены которой увлекались магией, чародейством и астрологией, и в которую помимо Петра I входили его приближённые, первые лица государства. Среди них были Меньшиков, Шереметьев, Голицын, Лефорт, Апраксин ну и, конечно же, Брюс. В народе шептались, что царь, окружив себя иноземцами, творит теперь с ними в башне дела «богомерзкие» и «нечестивые», общается с сатаной и занимается колдовством.
В 1701 году в Сухаревой башне Пётр I открывает Навигацкую школу, а Брюс, который являлся ближайшим сподвижником царя, открывает при этой школе первый в России научный центр. В башне проводились регулярные астрономические наблюдения, ставились различные физические и химические опыты, чертились карты, переводились иностранные и писались свои учебники и пособия. Но, в народе говорили, что в башне Брюс творит жуткие вещи, и обходили её стороной.
На последнем этаже Брюс устроил обсерваторию. Светящееся каждую ночь окно обсерватории быстро уверило москвичей в том, что дело здесь нечисто. Свечной торговец Алексей Морозов, например, утверждал, что как-то в сумерках сам видел, что из окон астронома вылетают железные птицы. И вскоре по городу прошел тревожных слух - лютеранин из Сухаревой башни общается с нечистой силой и с ее помощью превращает живых людей, чьи стоны и разносятся по окрестностям, в летающих железных драконов.
- В этой истории есть доля правды, - говорит доктор исторических наук Зинаида Татарская. - В Сухаревой башне Яков Брюс работал над созданием летальных машин. Сохранившиеся чертежи действительно напоминают чертежи современных самолетов. Эти бумаги сейчас находятся в Российской академии наук. К сожалению, часть ценных документов бесследно исчезла в тридцатые годы. По одной из версий, их выкрали немецкие шпионы и потом по чертежам Брюса фашисты сделали свои непобедимые истребители «мессершмиты».
По легенде в Сухаревской башне хранилась «Соломонова печать» на перстне со словами SATOR, AREPO TENET OPERA ROTAS. «Можно сим перстнем делать разно: к себе печатью превратишь, невидим будешь, от себя отвратить все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь…».
Но самой большой тайной чернокнижника из Сухаревки, пожалуй, остаётся его колдовская «Черная книга». Много легенд ходило вокруг этого таинственного предмета. В народе говорили, что эту книгу написал сам сатана, и называли её не иначе как «Библией чёрта», если откроет её кто-то помимо чернокнижника, которому она принадлежит, будет проклят навечно. Чернокнижнику же эта книга даёт огромную власть и тайные знания. Также ходила молва, что книга эта досталась Брюсу вместе со знаменитой и легендарной библиотекой Ивана Грозного, которую он надёжно спрятал от посторонних глаз в подземельях Сухаревой башни.
Другая легенда о магической «Чёрной книге» повествует о том, что писана она была волшебными знаками, принадлежала некогда премудрому царю Соломону ив ней записаны судьбы всех людей на земле. Книга Соломона была заговоренной, кроме Брюса её никто не мог взять в руки, она просто исчезала. Хранилась она в тайной комнате башни, вход в которую знал только Брюс. С этой книгой хотел познакомиться Петр I, но даже в присутствии самого Брюса она не далась царю в руки. Перед смертью Брюс замуровал «Чёрную книгу» где-то в Сухаревой башне, в потайной комнате на которую наложил особое заклятие, «магический замок», чтобы не попала книга и тайные знания, содержащиеся там, в руки посторонних людей.
После смерти Брюса легендарную книгу якобы пытались разыскать многие, а Екатерина II даже заставила разобрать стены в части комнат башни. Но книгу тогда так и не нашли. Брюс пугал москвичей и после смерти. Его тело уже было погребено в склепе у лютеранской кирхи Св. Михаила в Немецкой слободе, но каждую ночь в обсерватории по-прежнему загорался свет. Москвичи говорили, что это дух колдуна охраняет свою магическую книгу.
Следующую масштабную попытку найти книгу, по слухам, предпринял сам Сталин. Произошло это событие в 1934 году, когда по решению советского правительства башню было решено снести, так как якобы она мешала движению транспорта. Несмотря на протесты многих архитекторов, к сносу приступили немедленно и с необычной спешностью. Явная надуманность причины сноса этого редчайшего памятника архитектура Петровской эпохи, и то, как происходил сам снос, вызвало массу сплетен. Сухареву башню не взорвали, как это происходило в те времена со многими другими сооружениями и храмами, пошедшими под снос, а разобрали, буквально по кирпичику.
За разборкой башни наблюдал лично Лазарь Каганович, а все выезжающие с объекта машины и всех выходящих людей обыскивали сотрудники НКВД. Вывод напрашивался сам собой, — там явно что-то искали, что-то очень важное. И нашли. Но увы, среди различных рукописей, книг, манускриптов, эзотерических трудов, принадлежавших Брюсу, а также приспособлений и механизмов, алхимической утвари и чертежей не было самого главного, «Чёрной книги».
Разгневанный тиран отдал приказ взорвать останки башни. Присутствовавший при уничтожении архитектурного памятника Лазарь Каганович потом говорил Сталину, что видел в толпе высокого, худого человека в парике, которые погрозил ему пальцем, а потом испарился. Но некоторые научные труды Брюса вождь всех народов все-таки нашел и использовал их при строительстве современной Москвы.
Определить место, где стояла Сухарева башня, можно по фотографиям ниже. Трёхэтажный дом справа практически не изменился.
Вот этот дом крупным планом. Узнать его легко по сталинской символике.
А ниже мы видим расположение Сухаревой башни по отношению к больнице Склифосовского (Шереметьевской больнице). Прямо перед нами бурлит Сухаревский рынок, воспетый Гиляровским.
А так больница и рынок выглядели с верхушки Сухаревой башни. Перед нами Садовое кольцо, справа Сретенка, слева проспект Мира (их не видно).
Больница Склифосовского с тех пор почти не изменилась.
Другие московские легенды:
Голосов оврагПодземелья в КоломенскомМеншикова башняУсадьба колдуна Брюса «Глинки»Дом колдуна БрюсаСухарева башняДом ПашковаДом Стахеева
raven-yellow.livejournal.com
Описание картины Алексея Саврасова «Сухарева башня» Картины художников
Уже часто бывает, что именно художники сохраняют для нас облик чего-то нами же в своё время разрушенного. Чего-то того, что надо было бы сберечь, да вот разума не хватило. Многое в Москве тридцатых годов прошлого века было разрушено, уничтожено, стёрто с лица города.
Уничтожались памятники зодчества, древнейшие артефакты. «Мы наш, мы новый мир построим!» — орали безмозгло рабочие и крестьяне, голодный и обалделый от полученной свободы. Рушили всё: храмы, богатые усадьбы, памятники. Взорвали храм Христа Спасителя и уничтожили часть кремлёвских монастырей. И по кирпичику разобрали Сухареву башню. Ту самую, которую изобразил на своём полотне Саврасов.
Это та самая башня, где по приказу императора Петра Первого учились гардемарины. Эта башня простояла на своём месте более ста лет да вот не устояла под натиском новых хозяев России. Разобрали, как позорную башню. Хотя на самом деле Сухарева башня была самой приметной в
Москве. Многие и шли в столицу, чтобы оказаться наверху колокольни Ивана Великого, помолиться в храме Христа Спасителя и… побывать у Сухаревой башне. Большой удачей считалось там же и столоваться.
Но Сухарева не всегда была популярной. О ней часто ходили слухи, как о колдовской башне. Говорят, что в ней собирались часто московские ведьмы да колдуны и совет держали, – как и что сделать над родом человеческим.
Вот кстати, даже Саврасов и тот не устоял — над башней кружат вороны, а эта птица, как известно близка с нечестью. Да и погодка на полотне не балует. Скорее всего, это уже край зимы, но ещё не весна. Чувствуется какая-то отчаянность или грусть, не понятно.
Но пейзаж не умиротворяет душу, а наоборот немного тревожит. И кстати, художник сумел передать нам цвет этой башни – розовый. Правда, на полотне он не столь заметен, но всё же понятно, что башня была заметной среди многих уцелевших после 1812 года зданий столицы.
Прислал: AnGeL . 2017-10-08 21:53:13
opisanie-kartin.iusite.ru
Сухаревская башня Я.Брюса: история, легенды, фото
Как и в любом городе есть в Москве легенды, связанные с тем или иным зданием. Одно из таких строений – Сухаревская башня, иногда ее называют башней колдуна. Когда то здесь была окраина города, поэтому для охраны было решено соорудить деревянную башню. Во времена Петра I ее перестроили уже из камня. В ней поселился соратник Петра, слывущий в народе чернокнижником, Яков Брюс. Об этом немного странном, но умном человеке ходили разные слухи. Поговаривали, что он имел магическую силу и умел исцелять больных, а также не раз отпирал с помощью каких-то неведомых сил запертые на все замки двери. Больше всего молва шла о том, то в Сухаревской башне он спрятал свои несметные сокровища.
Название строения тоже обросло легендами. Считалось, что ее так назвали в честь Сухарева Лаврентия, полковника петрова стрелецкого войска, который сохранил ему верность во время стрелецкого бунта в 1689 году. Но историки считают такую версию маловероятной. Скорее всего, башню назвали так потому, что ее и Сретенские ворота охранял сухаревский полк.
Облик сооружения был псевдоготическим, и в связи с этим тоже гуляет много мифов. Один из них гласит, что архитектором Сухаревской башни был сам император, который хотел придать строению подобие корабля. По другой версии в проекте участвовал немец Франц Лефорт, который сделал башню точной копией ратуши в одном из немецких городов. В 1700 году Сухаревская башня была передана Навигацкой школе. Были достроены новые ярусы с рапирным залом, с обсерваторией для астрономических наблюдений и классными комнатами. Именно здесь учились гардемарины, ставшие прообразом героев фильма «Гардемарины, вперед!». История этой школы неотделима от легенд о первой масонской ложе в России.
После революции в 1919 году Сухаревскую башню перестроили под музей. В 1934 году ее снесли в связи с реконструкцией Сухаревской площади, направленной на усовершенствование автомобильного движения в столице. В принятие решения принимал участие И. Сталин. Научная и художественная общественность Москвы выступала против сноса, утверждая, что объект является большой исторической ценностью. Но власти не послушали ученых. В народе объяснили это тем, что в процессе разборки здания надеялись найти клад «черного колдуна» (но так ничего и не нашли). Старинная башня была разрушена, Сухаревская площадь – переименована в Колхозную.
В процессе разборки сооружения один наличник сдвоенного окна удалось сохранить – сейчас он находится в Донском монастыре. Башенные часы тоже уцелели – они установлены в усадьбе Коломенское. И фундамент Сухаревской башни цел, но он скрыт под поверхностью площади. Некоторые москвичи утверждают, что на месте легендарной башни на улице Сретенке иногда появляется привидение в образе чернокнижника, который хочет увидеть свое жилище, но не может его отыскать.
mos-holidays.ru