Целующихся российских милиционеров не пустили в Париж. Милиционеры целующиеся картина
Целующиеся милиционеры возмутили министра :: Культура
Выставка, которая должна в октябре открыться в Париже, вызвала негодование министра культуры Александра Соколова. Чиновник назвал экспозицию "позором для России"
Российские выставки за рубежом всегда принимают на ура. Так, в Париже с нетерпением ждут экспозицию "Соц-арт", которая с 3 марта по 1 апреля выставлялась в Третьяковской галерее в рамках 2-й Московской биеннале. Однако министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов считает, что эта выставка станет "позором для России, за который отвечать нам придется уже по полной".Возмущение министра вызвала, в частности, картина "Эра милосердия", известная также, как "Целующиеся милиционеры". На ней, как следует из названия, запечатлена пара блюстителей порядка, слившихся в страстном поцелуе в березовой роще. Творение скандально известных русских художников Мизина и Шабурова из дуэта "Синие носы", созданное в 2004 г., Соколов назвал "эротическими картинками".
Если бы подобная выставка проходила в каком-нибудь частном музее или выставочном зале, уверен министр, она бы не вызвала столь бурной реакции со стороны общественности. Однако, поскольку экспозиция проходит в главной галерее страны, национальной гордости России, недовольство деятелей культуры неизбежно.
Соколов заявил: еще в воскресенье экспонаты скандальной выставки находились в России на таможне. Он также выразил уверенность в том, что предпринял все возможное, чтобы экспозиция до Парижа не доехала. "После того как святейший патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, первое, что делает Россия - показывает там порнографию. Одно с другим никак не клеится", - добавил министр. Он также отметил, что вся ответственность за формирование коллекции ложится на руководство Третьяковской галереи, хотя составляют ее эксперты.
Напомним, масштабный выставочный проект "Соц-арт", представленный в Третьяковке весной этого года, состоял из двух частей: "Политическое искусство в России" и "Политическое искусство в Китае". Работа, вызвавшая столь бурные эмоции у министра, относилась к первой части экспозиции.
Сам термин "соц-арт" был придуман еще в 1972 г. творческим дуэтом художников Виталия Комара и Александра Меламида по аналогии с "поп-артом". Именно так они назвали свой проект для одной из квартирных выставок. Как считали сами авторы, советским людям не было знакомо изобилие предметов быта, которые становились объектами поп-арта, однако что касается коммунистической идеологии - уж ей-то жители бывшего СССР были пресыщены сверх меры. Основным принципом соц-арта стало осмеяние и критика ценностей, культов и верований, навязываемых человеку властью.
utro.ru
Целующиеся милиционеры - это... Что такое Целующиеся милиционеры?
«Эра милосердия» — фоторабота российской арт-группы «Синие носы», также известная, благодаря своему сюжету, под названием «Целующиеся милиционеры». Фотография привлекла общественное внимание после запрета на участие работы в парижской выставке соц-арта в октябре 2007 года. Бывший тогда министром культуры России Александр Соколов назвал работу «порнографией» и «позором России»[1][2].
«Целующиеся полисмены» Банкси — источник вдохновения «Синих носов»Работа выставлялась в рамках выставки «Синих носов» «Мода на труд», прошедшей весной 2005 года в галерее Марата Гельмана[7][4], участвовала в 51-й Венецианской биеннале (2005 год) [8][9], в выставке «Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае» в Третьяковской галерее в рамках Второй московской биеннале современного искусства весной 2007 года[1][10], фотография выставляется в Музее актуального искусства ART4.RU[11].
Скандал в октябре 2007 г
Дмитрий Врубель. «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви» на Берлинской стене (1989). Аналогичная живописная работа Д. Врубеля была допущена на парижскую выставкуНа 19 октября 2007 года[12] было запланировано открытие в парижской галерее «Мезон Руж» (La Maison Rouge) выставки «Соц-арт. Политическое искусство в России с 1972 года», составленной из работ аналогичной выставки Московской биеннале. 8 октября министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов выступил с критикой планирующейся парижской экспозиции, сказав, что «…если она там появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной…», обосновав это тем, что «…после того, как святейший патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, и первое, что делает Россия — она показывает там порнографию», и особо отметив работу Синих носов: «Это недопустимо… везти всю эту порнографию, целующихся милиционеров, эротические картинки в Париж»[1][5]. По результатам выступления министра, руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой не рекомендовал к вывозу «Эру милосердия» и некоторые другие выставляемые работы[13]. Владелец галереи «Maison rouge» Антуан де Гальбер (Antoine de Galbert) заявил, что он «шокирован решением не выпускать те или иные работы»[14]. Некоторые российские художники подвергли критике высказывания Соколова, так, член-корреспондент Российской Академии художеств Айдан Салахова заявила «Я выступаю за свободу искусства. То, что делает сейчас министерство культуры и массовых коммуникаций, возмутительно. Это чудовищный антипиар России — страны, где чиновники пытаются определить, что считать искусством, а что нет. Это попытка вернуться к практике, распространенной в советское время»[15]. Соавтор «Эры милосердия» А. Шабуров так прокомментировал дискуссию вокруг работы: «„Эра милосердия“: целующиеся милиционеры. Это из серии „Газетные заголовки“. Буквальное изображение разных дурацких клише»[16]. «Фотография не имеет никакого отношения к гей-движению. Это доведенная до абсурда фантазия о том, что могло бы произойти, если бы все проявляли по отношению друг к другу милосердие и нежность»[5]. Классик соц-арта художник Дмитрий Врубель заметил, что его собственная картина «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви» будет участвовать в выставке, несмотря на то, что она изображает поцелуй Л. И. Брежнева и Э. Хонеккера[17], и предположил, что выступление А.Соколова поможет увеличить популярность выставки: «Вообще-то, все выступления подобного рода — это великолепная реклама. Для России такие заявления ничего не значат, а вот во Франции это будет самая популярная выставка, ведь она запрещена Минкультом России»[18]. Народный художник СССР Алескандр Шилов поддержал Соколова, заявив, что тот правильно сделал, не пропустив картину на выставку, а картина «вызывает у людей отвращение и мерзость. Автор при помощи мастерства не смог привлечь внимание, поэтому идёт на чёрный пиар, лишь бы стать известным»[19]. В связи с высказыванием А. Соколова руководство Третьяковской галереи предъявило ему судебный иск, требуя защиты деловой репутации[20], в удовлетворении которого было отказано[21].
Выставка «Соц-Арт. Политическое искусство в России» в парижской галерее «Мезон Руж» была открыта для посетителей 21 октября 2007 года[22][23]. В экспозиции не участвовали 19 ранее заявленных работ, включая «Эру милосердия»[23]. Тем не менее, работа была показана в Париже на проходившей одновременно с выставкой «Соц-Арт» международной художественной ярмарке [24].
Как отражение популярности работы «Синих носов», «Целующиеся милиционеры» появились на обложке журнала АртХроника [25]. На церемонии награждения лауреатов «Премии Кандинского» 2007 года в выставочном центре «Винзавод» ведущими выступили «Синие носы», а одетые в милицейскую форму актёры воспроизвели сюжет фотографии на фоне цитаты Василия Кандинского «У каждого жеста может быть бесконечное количество интерпретаций», также «милиционеры» переводили выступления и выводили со сцены награждённых[26][27][28].
Примечания
- ↑ 1 2 3 Выставка Третьяковки в Париже станет позором для России — Соколов — РИА Новости, 8 октября 2007 г.
- ↑ М.Карасёва Соц-арт начинает и выигрывает" Газета «Культура», № 41 (7602) 18 — 24 сент. 2007. С. 4
- ↑ Виртуальный музей. Мизин Вячеслав, Шабуров Александр — ART4.ru
- ↑ 1 2 GUELMAN E-GALLERY — Эра милосердия — страница работы на сайте галереи М. Гельмана
- ↑ 1 2 3 4 Люк Гардинг. Целующихся российских милиционеров не пустили в Париж (Luke Harding. No Paris trip for Russia’s kissing policemen(англ.)) // The Guardian, 12 октября 2007 г.
- ↑ 1 2 3 Александр Шабуров. Скандал на вывоз Газета Взгляд, 7 ноября 2007
- ↑ [http://www.guelman.ru/gallery/moscow/fashion-for-labour/ Мода на труд] — страница проекта на сайте галереи М. Гельмана
- ↑ 51-я Венецианская биеннале — Российская экспозиция
- ↑ Парижские ценители искусства не увидят «Целующихся милиционеров» — Радио «Маяк», 19 октября 2007 г.
- ↑ Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае — страница выставки на сайте Второй Московской биеннале современного искусства
- ↑ Генри Морган. Запретное искусство в музее ART4.RU — новости ART4.RU, 10 октября 2007 г.
- ↑ О выставке «Соц-арт. Политическое искусство в России» — пресс-конференция в ИТАР-ТАСС 12 октября 2007 г.
- ↑ Александр Сергеевич сердится — GiF.Ru — Информагентство КУЛЬТУРА, 9 октября 2007 г.
- ↑ Дмитрий Смолев, Юрий Коваленко. Эра переусердия // «Известия», 10 октября 2007 г.
- ↑ Выставка, которую министр культуры назвал «позором России», откроется в Париже вовремя //
- ↑ Порнография в искусстве: русский выбор — запись в живом журнале Дмитрия Врубеля от 9 октября 2007 г.
- ↑ Наталья Ямницкая. Соколов поддержал соц-арт по-своему // Газета Взгляд, 8 октября 2007 г.
- ↑ Галерея как была до нынешнего министра культуры, так и будет после его отставки // Аргументы и Факты, 21 ноября 2007 г.
- ↑ Гендиректор Третьяковки подал в суд на министра культуры из-за выставки «Соц-арт»
- ↑ Павел Коробов. [Третьяковке отказали в деловой репутации] // «Коммерсантъ» № 134(3951) от 01.08.2008
- ↑ Sots Art. L’art politique en Russie de 1972 à aujourd’hui(фр.) — страница выставки на сайте La Maison Rouge
- ↑ 1 2 Олеся Ханцевич. В Париже открылась выставка «Соц-Арт» — РИА Новости, 21 октября 2007 г.
- ↑ Татьяна Матанцева. Милиционеры поцеловались в Париже // Газета.ру, 22 октября 2007
- ↑ АртХроника, № 11 от 2007
- ↑ Светлана Янкина. На церемонии «Премия Кандинского» милиционеры «поцеловались» вновь// РИА Новости, 5 декабря 2007 г.
- ↑ Церемония награждения победителей 2007 года — официальный сайт премии Кандинского
- ↑ Ирина Кулик, Милена Орлова. Абстрактные милиционеры // «Коммерсантъ», № 225(3801) от 06.12.2007
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Целующиеся милиционеры возмутили министра :: Культура
Выставка, которая должна в октябре открыться в Париже, вызвала негодование министра культуры Александра Соколова. Чиновник назвал экспозицию "позором для России"
Российские выставки за рубежом всегда принимают на ура. Так, в Париже с нетерпением ждут экспозицию "Соц-арт", которая с 3 марта по 1 апреля выставлялась в Третьяковской галерее в рамках 2-й Московской биеннале. Однако министр культуры и массовых коммуникаций РФ Александр Соколов считает, что эта выставка станет "позором для России, за который отвечать нам придется уже по полной".Возмущение министра вызвала, в частности, картина "Эра милосердия", известная также, как "Целующиеся милиционеры". На ней, как следует из названия, запечатлена пара блюстителей порядка, слившихся в страстном поцелуе в березовой роще. Творение скандально известных русских художников Мизина и Шабурова из дуэта "Синие носы", созданное в 2004 г., Соколов назвал "эротическими картинками".
Если бы подобная выставка проходила в каком-нибудь частном музее или выставочном зале, уверен министр, она бы не вызвала столь бурной реакции со стороны общественности. Однако, поскольку экспозиция проходит в главной галерее страны, национальной гордости России, недовольство деятелей культуры неизбежно.
Соколов заявил: еще в воскресенье экспонаты скандальной выставки находились в России на таможне. Он также выразил уверенность в том, что предпринял все возможное, чтобы экспозиция до Парижа не доехала. "После того как святейший патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, первое, что делает Россия - показывает там порнографию. Одно с другим никак не клеится", - добавил министр. Он также отметил, что вся ответственность за формирование коллекции ложится на руководство Третьяковской галереи, хотя составляют ее эксперты.
Напомним, масштабный выставочный проект "Соц-арт", представленный в Третьяковке весной этого года, состоял из двух частей: "Политическое искусство в России" и "Политическое искусство в Китае". Работа, вызвавшая столь бурные эмоции у министра, относилась к первой части экспозиции.
Сам термин "соц-арт" был придуман еще в 1972 г. творческим дуэтом художников Виталия Комара и Александра Меламида по аналогии с "поп-артом". Именно так они назвали свой проект для одной из квартирных выставок. Как считали сами авторы, советским людям не было знакомо изобилие предметов быта, которые становились объектами поп-арта, однако что касается коммунистической идеологии - уж ей-то жители бывшего СССР были пресыщены сверх меры. Основным принципом соц-арта стало осмеяние и критика ценностей, культов и верований, навязываемых человеку властью.
utro.ru
Целующихся российских милиционеров не пустили в Париж | Специфические события
Полотно, идею которого авторам подсказал художник Бэнкси, и еще 16 произведений искусства были запрещены для показа российским министром культуры.
Полотно, идею которого авторам подсказал художник Бэнкси , и еще 16 произведений искусства были запрещены для показа российским министром культуры.
Интригующая картина. Два милиционера страстно целуются среди берез и сибирских снегов. Они держат друг друга за ягодицы, может быть (наверняка не скажешь), лаская их.
Но это творение дуэта российских художников слишком много значит для министра культуры России Александра Соколова. В понедельник Соколов заявил о запрете на вывоз фотографии под названием "Целующиеся милиционеры (Эра милосердия)" на выставку современного русского искусства, которая должна состояться на следующей неделе в Париже.
Соколов назвал фотографию политической провокацией и сообщил, что отзывает ее, а также еще 16 других экспонатов, с выставки, которая откроется в парижской галерее Maison Rouge. Все упомянутые произведения в этом году выставлялись в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
"Если она (выставка) там (в Париже) появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной, – сказал министр. – Это недопустимо... везти всю эту порнографию, целующихся милиционеров и эротические картинки в Париж".
Министр наложил запрет и на другую работу опального дуэта "Синие носы". На ней изображены Владимир Путин, Джордж Буш и Усама бен Ладен, кувыркающиеся на двуспальной кровати в исподнем. В прошлом году служащие таможни изъяли этот коллаж у английского арт-дилера, который пытался вывезти его в Лондон.
Вчера решение министра стало предметом насмешек художников и критиков. "Государство начинает вмешиваться в культуру так же, как это делалось при Хрущеве", – сказал Александр Шабуров, один из двух участников арт-группы "Синие носы".
Шабуров рассказал, что они с художником Вячеславом Мизиным, его напарником, создали "Целующихся милиционеров" как дань уважения знаменитому английскому уличному художнику Бэнкси. "Нас вдохновил созданный Бэнкси образ двух целующихся констеблей. Мы хотели сделать что-то подобное в России", – сказал Шабуров.
Фотография не имеет никакого отношения к гей-движению, добавил он. Это доведенная до абсурда фантазия о том, что могло бы произойти, если бы все проявляли по отношению друг к другу милосердие и нежность. "Раз государство запретило это полотно, значит, мы все еще не достигли такого состояния", – заметил Шабуров.
Фотография была сделана в Сибири, точнее в городе Новосибирске, сказал художник. В феврале-марте 2007 года она выставлялась в Третьяковской галерее, а в настоящее время находится в небольшой частной галерее в Москве. "Когда ее экспонировали здесь, в России, никакого скандала не было, – заявил Шабуров. – Мы видим задачу своей работы в том, чтобы брать клише, а потом делать их как можно более абсурдными. Нам нравится брать газетные заголовки и превращать их в нечто идиотское".
Нельзя сказать, что российский лидер Владимир Путин обладает чувством юмора. Одним из своих первых распоряжений в должности президента он запретил "Куклы" – русскую версию британского скетч-шоу Spitting Image.
В Москве расположено несколько музеев мирового уровня, в том числе два здания Третьяковской галереи, старое и новое, с изумительной коллекцией русского искусства XIX в., и ГМИИ им. Пушкина, в котором хранятся полотна импрессионистов и другие шедевры.
Однако привлекающий немногих посетителей государственный музей, который находится рядом с Кремлем, дает более правильное представление о господствующих официальных вкусах. Он полон холстов с изображением героев Второй мировой, некоторые из которых безногие, бородатых православных священников и девушек в расшитых костюмах.
Источник: http://www.inopressa.ru
- < Назад
- Вперёд >
www.stroganovka.ru
«Целующиеся балерины интереснее целующихся милиционеров» | Статьи
В Лондоне издана книга «Замороженные мечты. Современное искусство России». Она посвящена нашим художникам, арт-критикам и галерейщикам. Автор монографии, глава департамента русского искусства Sotheby's Джоанна Викери, ответила на вопросы корреспондента «Известий».
— Почему вы решили издать книгу «Замороженные мечты»? Кто проявляет на Западе интерес к нашему современному искусству?
— Русское искусство и литература сформировали мировую культуру. Они изменили наш образ мышления. Поэтому люди проявляют естественный интерес к тому, что делают русские художники сегодня. К сожалению, на английском языке об этом нет достаточно информации, особенно предназначенной для широкой публики. Эта книга заполняет данный вакуум.
— Чем объясняется выбор 90 имен российских художников, галерейщиков и кураторов, которые вы включили ваш монографию? В книге нет нескольких известных имен — в частности, Михаила Шемякина.
— Всегда будут спорить, каких художников включать в такую маленькую группу. И это замечательно. Я люблю стимулировать подобные споры. Карьеры художников проходят через различные этапы и получают различные оценки как в течение их жизни, так и потом. И вкусы публики могут отличаться от оценок историков искусства и критиков. Я стремилась показать современное русское искусство во всем его разнообразии.
— В свое время в Париже много шума наделала картина «Целующиеся милиционеры» группы «Синие носы». Вы же в свою книгу поместили работу «Целующиеся балерины» тех же авторов.
— Русский балет является одной из важнейших статей культурного импорта из России. Поэтому для западной публики они представляют больший интерес, чем целующиеся милиционеры.
— В завершающемся году Sotheby's наторговал российским искусством почти на $100 млн долларов. Вы продали больше, чем любой другой аукционный дом.
— Начиная с 2008 года русский художественный рынок на Западе стабилизировался. Это внушает уверенность. В нынешнем году, по сравнению с 2010-м, объем продаж вырос на 15%. Однако покупатели стали более разборчивы и их вкусы изменились.
— Российские клиенты все так же консервативны? Наибольшим спросом по-прежнему пользуются наши классики — Айвазовский, Шишкин, Левитан?
— Одна волна интереса сменяет другую, и на лондонском аукционе Sotheby's в ноябре хорошо продавались русские художники XIX века. Но на нью-йоркском аукционе несколькими неделями раньше картина Натальи Гончаровой «Московская улица» была куплена российским коллекционером за $6 млн.
— Почему западные коллекционеры не покупают русские картины? Невыгодно с инвестиционной точки зрения?
— Они покупают таких художников, как Кандинский, Малевич, Сутин, которые хорошо известны на Западе. Но с другой стороны, они не понимают, как неоклассики Александр Яковлев и Василий Шухаев вписываются в западный модернистский канон. Поэтому они к ним особенно и не присматриваются. В самой России за последнее десятилетие эти художники прошли переоценку. Настало время активнее показывать их на Западе.
— Наши коллекционеры постепенно переходят к западному искусству. Кто же тогда будет покупать отечественные шедевры?
— Действительно, лет 10 назад россияне обычно покупали только русское искусство, но это продолжалось недолго. Сегодня это не так. Я вижу, что российские коллекционеры приобретают как западное, так и русское искусство.
— Недавно умер американец Нортон Додж. В его уникальном собрании находилось более 20 тыс. картин и других произведений русского искусства. Вы не ведете переговоры с его наследниками?
— Большая часть коллекции Нортона Доджа была передана Музею Циммерли в Университете Ратгерса. Это крупнейшее собрание русского современного искусства за пределами России. Оно бесценно для студентов и для всех, кто им интересуется. Акцент в коллекции сделан на периоде 60-х — конца 80-х годов прошлого века. Однако сейчас музей приобретает и более поздние вещи.
— В Россию так и не вернулись советские ордена, которые были незаконно вывезены из Москвы и несколько лет назад сняты с вашего аукциона?
— Мы ждем исхода спора между российскими властями и владельцем орденов. Они пока хранятся в надежном месте.
iz.ru
Целующиеся милиционеры Википедия
«Эра милосердия» — фоторабота российской арт-группы «Синие носы», также известная, благодаря своему сюжету, под названием «Целующиеся милиционеры». Фотография привлекла общественное внимание после запрета на участие работы в парижской выставке соц-арта в октябре 2007 года. Бывший тогда министром культуры России Александр Соколов назвал работу «порнографией» и «позором России»[1][2].
О работе[ | код]
«Эра милосердия» — цветная фотография размером 75×100 см, созданная в 2004 году[3] в Новосибирске «Синими носами» — художниками Вячеславом Мизиным и Александром Шабуровым как часть серии работ «Газетные заголовки» и изображающая двух целующихся мужчин в милицейской форме посреди зимней берёзовой рощи[4][5]. Серия «Газетные заголовки» была посвящена буквальной визуализации заезженных печатных клише и включает произведения под названиями «Россия на нефтяной игле», «Россия на газовой трубе», «КГБ взрывает Россию» и другие[6]. По словам Шабурова, фотография была вдохновлена работой художника граффити Бэнкси, изображающей двух целующихся английских констеблей[5][6], а «Синие носы» не являются «большими поклонниками мужеложества», и не призывают милиционеров «сломя голову записываться в секс-меньшинства»; художник также соглашается со словами неназываемой блогерши: «Это не порнография, а мечта о невозможном, о времени, когда даже милиционеры перестанут мутузить нас дубинками, и начнут бережнее ко всем относиться…»[6].
Работа выставлялась в рамках выставки «Синих носов» «Мода на труд», прошедшей весной 2005 года в галерее Марата Гельмана[7][4], участвовала в 51-й Венецианской биеннале (2005 год) [8][9], в выставке «Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае» в Третьяковской галерее в рамках Второй московской биеннале современного искусства весной 2007 года[1][10], фотография выставляется в Музее актуального искусства ART4.RU[11].
Скандал в октябре 2007 года[ | код]
«Целующиеся полисмены» Бэнкси — источник вдохновения «Синих носов»На 1
ru-wiki.ru
Целующиеся милиционеры Википедия
«Эра милосердия» — фоторабота российской арт-группы «Синие носы», также известная, благодаря своему сюжету, под названием «Целующиеся милиционеры». Фотография привлекла общественное внимание после запрета на участие работы в парижской выставке соц-арта в октябре 2007 года. Бывший тогда министром культуры России Александр Соколов назвал работу «порнографией» и «позором России»[1][2].
О работе
«Эра милосердия» — цветная фотография размером 75×100 см, созданная в 2004 году[3] в Новосибирске «Синими носами» — художниками Вячеславом Мизиным и Александром Шабуровым как часть серии работ «Газетные заголовки» и изображающая двух целующихся мужчин в милицейской форме посреди зимней берёзовой рощи[4][5]. Серия «Газетные заголовки» была посвящена буквальной визуализации заезженных печатных клише и включает произведения под названиями «Россия на нефтяной игле», «Россия на газовой трубе», «КГБ взрывает Россию» и другие[6]. По словам Шабурова, фотография была вдохновлена работой художника граффити Бэнкси, изображающей двух целующихся английских констеблей[5][6], а «Синие носы» не являются «большими поклонниками мужеложества», и не призывают милиционеров «сломя голову записываться в секс-меньшинства»; художник также соглашается со словами неназываемой блогерши: «Это не порнография, а мечта о невозможном, о времени, когда даже милиционеры перестанут мутузить нас дубинками, и начнут бережнее ко всем относиться…»[6].
Работа выставлялась в рамках выставки «Синих носов» «Мода на труд», прошедшей весной 2005 года в галерее Марата Гельмана[7][4], участвовала в 51-й Венецианской биеннале (2005 год) [8][9], в выставке «Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае» в Третьяковской галерее в рамках Второй московской биеннале современного искусства весной 2007 года[1][10], фотография выставляется в Музее актуального искусства ART4.RU[11].
Скандал в октябре 2007 года
«Целующиеся полисмены» Бэнкси — источник вдохновения «Синих носов»На 19 октября 2007 года[12] было запланировано открытие в парижской галерее «Мезон Руж» (La Maison Rouge) выставки «Соц-арт. Политическое искусство в России с 1972 года», составленной из работ аналогичной выставки Московской биеннале.
8 октября министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов выступил с критикой планирующейся парижской экспозиции, сказав, что «…если она там появится, то это будет тот самый позор России, за который отвечать нам придется уже по полной…», обосновав это тем, что «…после того, как святейший патриарх во Франции говорит о нравственности, о критериях духовности, и первое, что делает Россия — она показывает там порнографию», и особо отметив работу Синих носов: «Это недопустимо… везти всю эту порнографию, целующихся милиционеров, эротические картинки в Париж»[1][5]. По результатам выступления министра, руководитель Роскультуры Михаил Швыдкой не рекомендовал к вывозу «Эру милосердия» и некоторые другие выставляемые работы[13]. Также Александр Соколов заявил в отношении выставки, «что сделал всё, что мог, чтобы она туда не поехала»[14].
Организатор выставки[14]Андрей Ерофеев прокомментировал причины раздражения официальных лиц следующим образом: «Налицо некомпетентность российской культурной администрации в области современного искусства. Непонимание ведёт за собой страх, а страх торопит руку снимать произведения безо всяких аргументов. Эти люди даже не знают, кто такие „Синие носы“ или Владислав Монро, что это знаменитые художники, хорошо известные за границей»[14].
Владелец галереи «Maison rouge» Антуан де Гальбер (Antoine de Galbert) заявил, что он «шокирован решением не выпускать те или иные работы»[15]. Некоторые российские художники подвергли критике высказывания Соколова, так, член-корреспондент Российской Академии художеств Айдан Салахова заявила «Я выступаю за свободу искусства. То, что делает сейчас министерство культуры и массовых коммуникаций, возмутительно. Это чудовищный антипиар России — страны, где чиновники пытаются определить, что считать искусством, а что нет. Это попытка вернуться к практике, распространенной в советское время»[16]. Соавтор «Эры милосердия» Александр Шабуров так прокомментировал дискуссию вокруг работы: «„Эра милосердия“: целующиеся милиционеры. Это из серии „Газетные заголовки“. Буквальное изображение разных дурацких клише»[17]. «Фотография не имеет никакого отношения к гей-движению. Это доведенная до абсурда фантазия о том, что могло бы произойти, если бы все проявляли по отношению друг к другу милосердие и нежность»[5]. Классик соц-арта художник Дмитрий Врубель заметил, что его собственная картина «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви» будет участвовать в выставке, несмотря на то, что она изображает поцелуй Леонида Ильича Брежнева и Эриха Хонеккера[18], и предположил, что выступление Александра Соколова поможет увеличить популярность выставки: «Вообще-то, все выступления подобного рода — это великолепная реклама. Для России такие заявления ничего не значат, а вот во Франции это будет самая популярная выставка, ведь она запрещена Минкультом России»[19]. Народный художник СССР Александр Шилов поддержал Соколова, заявив, что тот правильно сделал, не пропустив картину на выставку, а картина «вызывает у людей отвращение и мерзость. Автор при помощи мастерства не смог привлечь внимание, поэтому идёт на чёрный пиар, лишь бы стать известным»[20]. В связи с высказыванием Соколова руководство Третьяковской галереи предъявило ему судебный иск, требуя защиты деловой репутации[21], в удовлетворении которого было отказано[22].
Выставка «Соц-Арт. Политическое искусство в России» в парижской галерее «Мезон Руж» была открыта для посетителей 21 октября 2007 года[23][24]. В экспозиции не участвовали 19 ранее заявленных работ, включая «Эру милосердия»[24]. Тем не менее, работа была показана в Париже на проходившей одновременно с выставкой «Соц-Арт» международной художественной ярмарке FIAC[25].
Как отражение популярности работы «Синих носов», «Целующиеся милиционеры» появились на обложке журнала АртХроника [26]. На церемонии награждения лауреатов «Премии Кандинского» 2007 года в выставочном центре «Винзавод» ведущими выступили «Синие носы», а одетые в милицейскую форму актёры воспроизвели сюжет фотографии на фоне цитаты Василия Кандинского «У каждого жеста может быть бесконечное количество интерпретаций», также «милиционеры» переводили выступления и выводили со сцены награждённых[27][28][29].
Примечания
- ↑ 1 2 3 Выставка Третьяковки в Париже станет позором для России — Соколов Архивировано 12 октября 2007 года. — РИА Новости, 8 октября 2007 г.
- ↑ М.Карасёва Соц-арт начинает и выигрывает" Газета «Культура», № 41 (7602) 18 — 24 сент. 2007. С. 4
- ↑ Виртуальный музей. Мизин Вячеслав, Шабуров Александр — ART4.ru
- ↑ 1 2 GUELMAN E-GALLERY — Эра милосердия — страница работы на сайте галереи М. Гельмана
- ↑ 1 2 3 4 Люк Гардинг. Целующихся российских милиционеров не пустили в Париж (Luke Harding. No Paris trip for Russia’s kissing policemen (англ.)) // The Guardian, 12 октября 2007 г.
- ↑ 1 2 3 Александр Шабуров. Скандал на вывоз Газета Взгляд, 7 ноября 2007
- ↑ Мода на труд — страница проекта на сайте галереи М. Гельмана
- ↑ 51-я Венецианская биеннале — Российская экспозиция Архивировано 1 февраля 2008 года.
- ↑ Парижские ценители искусства не увидят «Целующихся милиционеров» — Радио «Маяк», 19 октября 2007 г.
- ↑ Соц-арт. Политическое искусство в России и Китае — страница выставки на сайте Второй Московской биеннале современного искусства
- ↑ Генри Морган. Запретное искусство в музее ART4.RU — новости ART4.RU, 10 октября 2007 г.
- ↑ О выставке «Соц-арт. Политическое искусство в России» — пресс-конференция в ИТАР-ТАСС 12 октября 2007 г.
- ↑ Александр Сергеевич сердится — GiF.Ru — Информагентство КУЛЬТУРА, 9 октября 2007 г.
- ↑ 1 2 3 Кулик И., Стравинская М., Тарханов А. Министр культуры сделал всё что мог // Коммерсантъ. — 2007. — 9 окт.
- ↑ Дмитрий Смолев, Юрий Коваленко. Эра переусердия // «Известия», 10 октября 2007 г.
- ↑ Выставка, которую министр культуры назвал «позором России», откроется в Париже вовремя // NEWSru.com, 9 октября 2007 г.
- ↑ Александр Шабуров. «Синие носы» комментируют обвинения чиновника — GiF.Ru — Информагентство КУЛЬТУРА, 9 октября 2007
- ↑ dmitrivrubel ≡ Врубель, Дмитрий. Порнография в искусстве: русский выбор. Живой Журнал (9 октября 2007). Проверено 16 мая 2012.
- ↑ Наталья Ямницкая. Соколов поддержал соц-арт по-своему // Газета Взгляд, 8 октября 2007 г.
- ↑ Галерея как была до нынешнего министра культуры, так и будет после его отставки // Аргументы и Факты, 21 ноября 2007 г.
- ↑ Гендиректор Третьяковки подал в суд на министра культуры из-за выставки «Соц-арт»
- ↑ Павел Коробов. [Третьяковке отказали в деловой репутации] // «Коммерсантъ» № 134(3951) от 01.08.2008
- ↑ Sots Art. L’art politique en Russie de 1972 à aujourd’hui (фр.) — страница выставки на сайте La Maison Rouge
- ↑ 1 2 Олеся Ханцевич. В Париже открылась выставка «Соц-Арт» — РИА Новости, 21 октября 2007 г.
- ↑ Татьяна Матанцева. Милиционеры поцеловались в Париже // Газета.ру, 22 октября 2007
- ↑ АртХроника, № 11 от 2007
- ↑ Светлана Янкина. На церемонии «Премия Кандинского» милиционеры «поцеловались» вновь// РИА Новости, 5 декабря 2007 г.
- ↑ Церемония награждения победителей 2007 года — официальный сайт премии Кандинского
- ↑ Ирина Кулик, Милена Орлова. Абстрактные милиционеры // «Коммерсантъ», № 225(3801) от 06.12.2007
wikiredia.ru