Мир инвестиций. Михаил кикоин картины
Culture and art
М. Кикоин. Акко. 1950–1954. Б., гуашь. 49 × 65 см. Коллекция Фонда Мишеля Кикоина.
Михаил Кикоин
Хотя имя Кикоина и не значится в учебниках по русскому искусству, а сам он относился к привычному в XX в. типу художника, национальность которого—лишь бюрократический факт, не очень важный для современников, этот мастер Парижской школы, тем не менее, уже давно занял своё место в истории искусства. Вот только слава земляков — Л. Бакста, М. Шагала, X. Сутина—на долгое время заслонила его, несомненно, талантливые, но куда более скромные работы. Его витебскому собрату Марку Шагалу французское правительство выстроило персональный музей, список книг о его старом друге Хаиме Сутине—единственном художнике Парижской школы, удостоившемся памятника в Париже, насчитывает более сотни названий; имена же Михаила Кикоина, Пинхуса (Павла) Кременя, как и Осина Любича, I Праги Файбиша (Сэма) Зарфина, Израиля Левина, Евгения Зака известны на постсоветском пространстве, пожалуй, лишь специалистам-искусствоведам. В то же время на Западе они уже давно получили признание, их работы находятся в крупнейших музеях мира и экспонируются сегодня не только на выставках, посвящённых Ecole de Paris.
М. Кикоин. Фигуры на извилистой дороге. Х., м. 37 × 45 см. Частное собрание, США
Внук раввина Михаил Кикоин родился в 1892 г. в небольшом городке Речица, одном из центров хасидизма в Белоруссии, с десятитысячным тогда населением, более половины которого составляли евреи. На рубеже XIX-XX столетий большинство художников из еврейских семей, проживающих на периферии Российской империи, стремились покинуть родные места, чтобы, получив начальное художественное образование, продолжить учёбу за фаницей. На приём в специальные художественные заведения Российской империи для евреев существовал ценз, путь в столицы был закрыт чертой оседлости, и лишь единицам (как например, Льву Баксту) выпадала удача поступить в Санкт-Петербургскую Академию художеств.Талант к рисованию у сына директора банка проявился уже с детства, и родители определили мальчика в Минск в частную художественную школу, преобразованную из «Курсов рисования и живописи». Руководителем этого заведения, просуществовавшего с 1906 по 1914 г., был 51ков Маркович Кругер (1869-1940), профессионал европейского уровня, обучавшийся в своё время в Киевской рисовальной школе Н. Мурашко, а потом в Петербурге в Академии художеств у К. Маковского. Семь лет (1888-1895) он жил и совершенствовался в Париже, и, конечно же, имена и произведения первых европейских художников, как и общая картина кипучей заграничной жизни, были ему хорошо известны. Ещё до поступления в школу Кикоин занимался в коммерческом училище и параллельно брал у Кругера частные уроки. В стенах художественной школы, куда Кикоин был зачислен в 1908 г., началась дружба с Хаимом Сутиным —бедным, забитым и самым застенчивым из соучеников, тщедушным подростком с затравленным взглядом, о работах которого через несколько десятков лет будут мечтать лучшие музеи мира. После окончания минской школы друзья переберутся в Вильно.
М. Кикоин. Портрет Клер. 1953. Х., м. 35 × 27 см.
Виленская рисовальная школа ещё в 1904 г. была признана лучшей в России. Руководил ею известный и одарённый педагог Иван Петрович Трутнев (1827- 1912). Закончивший с Золотой медалью Петербургскую Академию художеств, сам он в первую очередь воспитывал учеников в духе академизма, но молодым педагогам позволял знакомить их с принципами современного искусства. Именно по инициативе преподавателей школы Трутнева в 1908 г. было создано Виленское художественное общество, в течение семи лет устраивавшее «весенние выставки», на которые присылались работы из Москвы, Петербурга, Варшавы и даже Парижа и Мюнхена. Это значит, что и у Кикоина, и у Сутина были все возможности пройти не только основательную профессиональную подготовку, но и получить представление об авангардном искусстве. Но всё это случится потом, а пока, в виленский период, три товарища усердно посещают занятия по рисованию и черчению, учатся работать на пленэре, ходят в местный театр, куда знакомый капельдинер пускает их иногда бесплатно. Кикоин с Сутиным подрабатывают также ретушёрами у фотографа. И все вместе они бредят Парижем. Вот как сам Кикоин описывал их тогдашнее с 11 марта не кое существо ван и е: «Мы поселились у добродушной хромой женщины—жены железнодорожника в комнате на шесть кроватей, по 15 копеек со студента. Она ожидала нас в любое время дня и ночи с кипящим самоваром, помню, как выходили мы из школы маленькими группами. Шлёпали по грязи нашими дырявыми галошами, забрызгивая равнодушных прохожих, и пламенно спорили об искусстве, жизни и особенно о будущем. Вогатое воображение Сутина заводило его далеко. И вскоре Париж занял главное место в его мечтаниях». Правда, представление о мировой столице искусств было у них весьма смутным. Они никогда не говорили о Монпарнасе, только об «Улье», поскольку у Кременя, который уедет в Париж в 1912 г. первым, там жили приятели, «приехал из России, сошёл на платформу Восточного вокзала, не зная ни слова по-французски, и три рубля составляли весь мой капитал…». Чуть позже приедет Кикоин. Сутин воссоединится с друзьями через шесть-восемь месяцев, летом 1913-го, и уже совсем скоро заявит: «…если мы ничего не сделаем в таком городе, как Париж, значит мы и в самом деле ни на что не способны».
М. Кикоин. Вид на деревню Анне. 1930. Х., м. 60 × 73 см. Коллекция Фонда Мишеля Кикоина
Кикоин на первых порах поселился у своего кузена Иосифа и сразу начал работать. В женевском музее Пти Пале хранятся его первые работы этого периода «Улей под снегом» (1913-1914) и «Исси-ле-Мулино» (1915). Крупнейший знаток Парижской школы, автор первой в России фундаментальной монографии о X. Сутине М. К). Герман так характеризует эти произведения: «В первом пейзаже сквозь естественную и по-своему поэтическую эклектичность начинающего (здесь и несомненное влияние зимних пейзажей Писсарро, и уроки сезанновского построения пространства) видно собственное непосредственное и точное видение природы, лиризм, сплавленный с обретённой живописной культурой, умением строить планы в суженной и благородной хроматической гамме. „Исси-ле-Мулино“ —скорее свидетельство очень лично воспринятых уроков пуантилизма, а в ещё большей степени —фовизма, синтезированных с почти кубической огранкой ярких цветовых плоскостей. Уверенность рисунка, умение обобщить, упростить линию или планы, конечно же, укоренены в основательных традиционных знаниях».Со временем в творчестве Кикоина, как и многих его коллег, неизбежно скажется мощное влияние Сутина. Заимствованная у друга-гения манера особенно проявится в холстах с подвижными мазками, деформирующимся пространством, в причудливых пейзажах с «падающими» домами и деревьями. Но воспоминаниям ещё одного «русского парижанина», бывшего одессита, ученика Кириака Костанди, делившего в «Улье» мастерскую с Шагалом, Амшея Нюренберга, в 1920-е гг. уже многие писали «под Сутина». В салонах в большом количестве стали появляться картины, написанные в манере ещё совсем недавно никому не известного художника, открытого миру американским миллионером Барнсом в 1923 г. Дружбу с Сутиным Кикоин сохранит до конца жизни. Он имел возможность наблюдать за работой своего одержимого приятеля и в «Улье», и в Сере, где они творили вместе, и так же сообща, из-за нехватки средств, покупали материалы для своих картин. При всей, на первый взгляд, схожести стиля пейзажи и натюрморты Кикоина будут отличаться более мягкой цветовой гаммой и старательно продуманной композицией.
М. Кикоин. Музицирующая девушка. 1934. Х., м. 100 × 81 см.
Как выглядит молодой Михаил Кикоин на фотографиях той норы? Пенсне, волнистые волосы, вдумчивый и немножко насмешливый взгляд, богемный бант на шее. Русская художница Парижской школы Мария Воробьёва-Стебельская, больше известная под псевдонимом Маревна, писала в своих мемуарах: «Кикоина я запомнила вечно улыбающимся или смеющимся, таким же неудержимым, как и его пленительные работы…»8 Правда, тогдашняя жена Диего Риверы, с большой симпатией относившаяся к Мишелю Кикоину, так и не увековечила его в своей самой известной картине «Мои друзья с Монпарнаса», где на одном «пятачке» собрат близких ему Сутина, Модильяни, Кислинга, Пикассо, I Нашла и др.В 1914 г. Кикоин женится на Розе Бунимович, с которой был знаком со школьных лет в Вильно, вместе с Сутиным запишется волонтёром во французскую «трудовую армию» на рытьё окопов и в этом же году выставит свои работы в Салоне Независимых. Испытывая в те годы постоянную нужду, они с Сутиным были вынуждены разгружать по ночам товарные вагон ы на Монпарнасском вокзале, чтобы заработать на хлеб и краски, а днём бежали в студию ветерана французского реализма Фернана Кормона, обучение в которой в разное время прошли Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Норисов-Мусатов, Рерих. Большевистский переворот в России навсегда лишит его возможности вернуться на родину. Из-за «железного занавеса» он ни разу так и не увидел своего двоюродного брата Исаака Кикоина, засекреченною физика, академикаАН СССР, учёного, работавшего над советским «атомным проектом», фамилия которого многим хорошо знакома по школьному учебнику физики.Во Франции родились и его двое детей —в 1915 г. дочка Клер, в 1920 г. сын Жак (Янкель). В 1924 г. художник получит, наконец, французское гражданство. А ещё через четыре года его работы, которые к тому времени уже успешно продаются в парижских галереях и салонах, будут показаны в Москве на выставке «Современное французское искусство». Половину экспозиции русского отдела составили тогда работы «русских парижан»: Юрия Анненкова, Александра Яковлева и Василия Шухаева, Наташи Гончаровой и Михаила Ларионова, Павла Кременя, Жака Липшица, Мане-Каца, Оскара Мещанинова, Абрама Минчина, Ханы Орловой, Ивана Пуни, Адольфа Федера, Осипа Цадкина (картины Сутина на выставку тогда не попали из-за разногласий нескольких маршанов, владевших ими). Среди произведений названных художников были представлены кикоинские недатированные «Пейзаж», «Портрет сына» и «Мужская голова». Авторитетный критик Абрам Эфрос, принимавший участие в отборе экспонатов в 11ариже, в написанной для каталога «Русская группа» статье причислит Кременя, Кикоина и Эпштейна к мастерам «орбиты Сутина», а их картины, возможно и несколько субъективно, назовёт «живописной живописью» (из-за манеры класть на холст большой алой красочного «теста»).
А. Модильяни. Портрет Мишеля Кикоина. Ок. 1917.
До начала Второй мировой войны Кикоин успешно экспонировался в галереях «Zborovsky», «Bernheim», «Billiet-Worms» и «Ersid», в ныо-йоркской галерее «Brummer», на выставке «Ecole cle Paris» в галерее «S. Lesnik» в Париже, а в начале 1920-х прошли его персональные выставки в галереях «СЬегоп» и «Netter». В 1933 г. он перебрался в собственную мастерскую на Монпарнасе. Во время немецкой оккупации художник вместе с женой и детьми оказался в концлагере. От неминуемой гибели их спасло освjбождение войсками союзников.После войны Мишель Кикоин много путешествует но Европе, в 1950-х гг. посещает Испанию, Италию и трижды Израиль. За полвека Кикоин написал больше двух с половиной тысяч картин, за год до смерти он завершит портрет Сутина. Сердце Михаила Кикоина остановилось на 77-м году жизни на летней вилле в Каннах. Его сын Янкель продолжит дело отца. Известный геолог, он уже в зрелом возрасте начнёт коллекционировать живопись, а потом и рисовать. Жак Кикоин имел персональные выставки в Париже, Израиле и Амстердаме, преподавал в художественной академии. Дочь Клер (Claire Maratier-Kikoine) создаст фонд имени Михаила Кикоина и учредит стипендию, которой в Израиле раз в два года поощряют одарённых художников. В 2004 г. в художественной галерее Тель-Авивского университета была открыта постоянная экспозиция произведений Кикоина, подаренных его дочерью. Есть среди них и портрет юной Клер, написанный отцом в 1953 г., что само но себе уже редкость, так как в жанре портрета он почти не работал.Несмотря на бесспорное признание, до сих пор существует мнение, что Михаил Кикоин, как и Нинхус Кремень, остался в тени своего друга Сутина, музей которого уже создан в его родных Смиловичах. Маревна, например, убеждённая, что их работы заслуживают большего признания, однажды воскликнула: «Как жаль, что двух таких талантливых художников, как Кикоин и Кремень, затмил гений их соотечественника!».И всё-таки не случайно среди множества мастеров Парижской школы и Кикоина, и Кременя называют сегодня её яркими представителями. И пусть работы Михаила Кикоина не быот ценовые рекорды на аукционах (самая дорогая из его картин, «Лежащая», продана в 2007 г. за €80000), оспаривать несомненный талант этого живописца бессмысленно. И замечательно, что среди его земляков нашлись те, кто стремится возродить и сохранить память о художнике, возможно пока недооценённом, но родившемся в их крае и получившем здесь первые уроки живописи, мастере, который оставил заметный след в европейском искусстве и уже только этим прославил свою малую родину. Это лучше и правильнее, чем заниматься унижением художника, обвинять его в несохранении национальной идентичности и отвергать его лишь потому, что он стал «космополитом»…
culture-art.ru
Искусство и архитектура русского зарубежья
14 мая 1892 (Речица, Гомельская губ., ныне Беларусь) – 4 ноября 1968 (Париж). Живописец.
С 1905 учился в коммерческой школе в Минске и посещал художественную школу-мастерскую академика Я. М. Кругера, где познакомился с Х. Сутиным. В 1909 против воли семьи вместе с Сутиным отправился в Вильно, поступил в Виленское художественное училище, в класс И. Г. Рыбакова. В училище подружился с П. Кременем.
В 1912 уехал в Париж и поселился в «La Ruche». Вместе с Сутиным и Кременем около года занимался в Национальной школе изящных искусств у Ф. Кормона. Работал фоторетушером. С началом войны записался во Французскую армию, но вскоре демобилизовался.
Писал пейзажи, натюрморты, цветы, портреты и ню. С 1914 участвовал в Осеннем салоне (с 1920 – член салона) и салоне Независимых. По рекомендации А. Модильяни познакомился с парижскими маршанами и провел персональные выставки в галереях Cheron (1920) и Netter (1924), с которыми подписал контракт. До Второй мировой войны его выставки состоялись в галереях L. Zborovsky (1924), Bernheim (1927), Billiet–Worms (1930, 1933) и Ersild (1935), в нью-йоркской галерее Brummer (1925, 1927, 1929). В 1928 участвовал в выставке «École de Paris» в галерее S. Lesniсk и в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве. Выставлялся в группе русских художников в галереях d’Alignan (1931) и Zak (1936; организована журналом «Наш Союз»).
В 1924 получил французское гражданство. В 1926 приобрел деревенский дом в Анэ-сюр-Серэн (Бургундия), куда ездил работать в течение многих лет. В 1927 поселился в Монруж, под Парижем, в квартире с мастерской, в 1933 переехал в мастерскую на Монпарнасе (rue Brezin, 7), где работал до конца жизни. В 1939–1940 служил в армии. Оставшись в оккупированном Париже, носил желтую звезду, что послужило причиной его ссоры с Сутиным. В 1941 перебрался в свободную зону в Тулузу, устроил персональную выставку в галерее Chappe-Lautier (1945).
В 1950-е путешествовал по Испании и Италии, трижды посетил Израиль. Выпустил альбом цветных литографий «Дети Израиля» (1953). С 1958 подолгу жил у дочери Клер (род. в 1915) на юге Франции. В послевоенные годы провел персональные выставки в Монпелье (1946), Нью-Йорке (галереи Brummer, 1947, и N. Glaezer, 1962), Париже (галереи K. Granoff, 1948; Obelisk, 1959, и J. Shalom, 1963), Израиле (1950), Ментоне (1951), Страсбурге (1951, 1956), Лондоне (1951, 1955, 1959, 1963), Бордо (1956), Сен-Поль-де-Вансе (1968) и др. В 1962 ретроспективная выставка состоялась в музее города Кань-сюр-Мер. Участвовал в выставке Совета по устройству евреев (Париж, 1945), выставке, организованной комитетом «Франция–СССР» XIV округа Парижа (1945), выставках «Русские художники-эмигранты в Париже» (Лондон, Redfern, 1953), «Сутин и его круг» (Нью-Йорк, 1959), «La Ruche» (1960), «Русские художники Парижской школы» (Дом французской мысли, Париж, 1961). Участник салонов Тюильри (1929, 1945, 1947, 1948, 1958), Сравнений (1961, 1969), Салона знаменитых и молодых художников (1957, 1960, 1961, 1962).
Умер в мастерской от инфаркта. В октябре 1973 мемориальная выставка состоялась в галерее de France. В 1970–1980-е его работы неоднократно экспонировались на ретроспективных выставках, посвященных Парижской художественной школе: «Художники Монпарнаса» (Лондон, Goupil, 1970), выставка литографий в галерее Chevreuse (1971), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974), «Парижская школа Монпарнаса. Пуни и его круг» (салон de la Rose-Croix, 1985) и др. В 2003 работы экспонировались в ГРМ на выставке «Русский Париж».
Дочь художника Клер Маратье-Кикоин основала Фонд Михаила Кикоина, деятельность которого направлена на поддержку израильских художников. Сын художника Яков (Ж. Янкель) – живописец.
Библиография: |
* Неизвестная Россия 76, 78–85, 90; РЗФ; AI 1/786, 7/678, 8/685, 9/477, 11/423, 18/377, 22/412, 27/483; Judaica 10/998-999; Nieszawer & Princ. Красная панорама. 1928. № 46. С. 13. Анненков Ю. Художественные выставки // Русская мысль (Париж). 1970. 26 ноября (№ 2818). С. 13. Сапгир К. Пуни и его круг // Русская мысль (Париж). 1985. 21 марта (№ 3561). С. 11. Кикоин К. Мишель Кикоин — живописец парижской школы // Русские евреи во Франции. Кн. 1. Иерусалим, 2001, С. 354-368. Русский Париж 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 218-221 (илл.). Art Russe Moderne / Préface par André Salmon. Paris, 1928. Hommage a Kikoine: [Catalogue]. Galerie de France. Paris, 1973. Kikoine / Préface de Jean Cassou: Textes Edouard Roditi, Mendel Mann, Jacques Yankel. Paris: Ed. d’Art H. Piazza, 1973. Kikoine un maitre de l’École de Paris / Textes J. U. Dunoyer, Gilles Neret. Paris: Arte, 1987. Kikoïne, Yankel, Chana Orloff: [Catalogue]. Musée Bourdelle. Paris: Le Musée, 1988. Kikoïne / Textes de Ariel Kyrou e. a. Thonon-les-Bains: Ed. de l'Albaron, 1992. Kikoine: Les pionniers de l’Ecole de Paris / Paris: l’Alboron, 1996 (Fondation Kikoine). |
Произведения: | |
Приложения: | |
Связи: | |
География: | |
Составители: | |
Дата ввода: |
www.artrz.ru
Кикоин Михаил
Кикоин Михаил (Мишель) (1892, г. Гомель –1968, Париж)
Известный художник Парижской школы Михаил Кикоин родился 14 мая 1892 года в семье банковского служащего Шмуэла-Переца Кикоина в городе Гомеле Могилёвской губернии (сейчас – центр Гомельской области). Вскоре семья переехала в город Режицу Витебской губернии (сейчас – город Ре́зекне, Латвия), где жили родители матери художника. В ряде источников именно Режица указывается как место рождения художника. В 1904 году Кикоины переселились в Минск.
С 1905 года Михаил Кикоин учился в коммерческом училище в Минске, и параллельно посещал занятия в частной художественной школе Якова (Янкеля) Кругера, известного минского живописца, мастера портретной и жанровой живописи. Официальное открытие «Рисовальной школы художника Кругера» состоялось в 1906 году, однако курсы рисования и живописи Кругера работали в Минске уже с 1904 года. В школе Кругера Кикоин познакомился и подружился с Хаимом Сутиным.
Для продолжения художественного образования, в 1909 году Михаил Кикоин переехал в Вильно и поступил в виленскую Рисовальную школу (вместе с Сутиным). Основанная в 1866 году выпускником санкт-петербургской Императорской Академии художеств Иваном Трутневым и существовавшая до 1915, эта школа была ведущим художественным учебным заведением на белорусско-литовских землях. В Вильно состоялось знакомство Кикоина и Сутина с Пинхусом Кременем, переросшее в многолетнюю дружбу.
В 1912 году Михаил Кикоин переехал во Францию, в Париж, где поселился в «Улье» («La Ruche»), знаменитом доме-коммуне, созданном в 1902 году для начинающих художников меценатом и скульптором-любителем Альфредом Буше.
Несколько месяцев Кикоин посещал занятия в парижской Национальной высшей школе изящных искусств в мастерской Фернана Кормона, художника-академиста, мастера исторического и портретного жанров. Однако значительно бóльшее влияние на формирование Кикоина оказала художественная среда Монпарнаса, сближение с Амедео Модильяни (в 1919 году он сделал графический портрет Кикоина), Марком Шагалом, другими, а также знакомство с шедеврами мирового классического искусства в парижских музеях.
С 1914 года художник принимал участие в выставках Осеннего салона и салона Независимых. В 1919 году в Париже в галерее «Cheron» прошла первая персональная выставка Кикоина.
Занимаясь живописью, Михаил Кикоин отдавал предпочтение жанрам пейзажа, натюрморта и портрета. Реже писал ню и сюжетные композиции. Художественная манера Кикоина демонстрирует изучение опыта различных направлений европейского искусства конца XIX – первой половины ХХ столетия, и, прежде всего, постимпрессионизма, символизма и экспрессионизма. Многие его картины созданы под сильным влиянием произведений Хаима Сутина.
В 1920–1930-х годах художник провёл выставки работ в парижских галереях «Netter» (1924), «L. Zborovsky» (1924), «Bernheim» (1927), «Billiet–Worms» (1930, 1933), «Ersild» (1935), в нью-йоркской галерее «Brummer» (1925, 1927, 1929).
Он активно участвовал в групповых выставках. В 1928 году – в экспозиции «École de Paris» в галерее «S. Lesniсk» в Париже; в русском отделе выставки «Современное французское искусство», которая прошла в Государственном музее нового западного искусства и Государственной Третьяковской галерее в Москве. В 1931 – в «Выставке русского искусства» в парижской галерее «d’Alignan»; в 1936 – «Выставке русских художников» в парижской галерее «Zak».
В 1924 Михаил Кикон получил французское гражданство. В1926 он купил дом в деревушке Анне́-сюр-Сере́н в Бургундии (департамент Йо́нна), куда ездил работать в течение многих лет. «В Анне́-сюр-Сере́н под насмешливыми взглядами бургундцев я вышагивал по холмам и равнинам, вооруженный до зубов холстами, кистями и красками, – вспоминал художник. – Девушки позировали мне на берегу реки... Дни пролетали быстро, слишком быстро, как это всегда бывает в ожидании чуда».
Во время Второй мировой войны в 1939 году художник был призван во Французскую армию, служил в резервном полку в Суасоне. После капитуляции Франции 22 июня 1940 года Кикоина демобилизовали, он вернулся в Париж. В 1941–1944 годах, скрываясь от нацистов, вместе с семьёй жил в окрестностях Тулузы (департамент Верхняя Гаронна).
С 1945 года вернулся к творчеству. Принял участие в выставке Совета по устройству евреев (Париж, 1945) и «Выставке современных русских живописцев и скульпторов», организованной Комитетом «Франция–СССР» XIV округа Парижа (1945).
В 1950-е годы художник совершил несколько поездок по Испании, Италии, Великобритании; в 1950, 1953 и 1958 годах посещал Израиль, где прошли несколько его выставок. В 1953 Кикоин издал альбом цветных литографий «Дети Израиля».
В 1940–1960-х годах состоялся ряд персональных выставок Михаила Кикоина. В том числе: в Монпелье (1946), в Нью-Йорке (галереи «Brummer», 1947; « N. Glaezer», 1962), в Париже (галереи «K. Granoff», 1948; «Obelisk», 1959, «J. Shalom», 1963), Ментоне (1951), Страсбурге (1951, 1956), Лондоне (1951, 1955, 1959, 1963), Бордо (1956), Сен-Поль-де-Вансе (1968), другие.
Художник регулярно выставлял произведения в парижских салонах: Тюильри (1945, 1947, 1948, 1958), Сравнений (1961, 1969), Салона знаменитых и молодых художников (1957, 1960, 1961, 1962). Участвовал в групповых выставках «Русские художники-эмигранты в Париже» в Лондоне (галерея «Redfern», 1953), «Сутин и его круг» (Нью-Йорк, 1959), «Русские художники Парижской школы» (Дом французской мысли, Париж, 1961), «Сутин, Модильяни и их время» («Galliera», Париж, 1961), других.
В 1964 году картина Кикоина «Любовь – источник жизни» была удостоена первой премии «Салона художников-свидетелей нашего времени».
4 ноября 1968 года художник умер в Париже.
Произведения Михаила Кикоина находятся в частных и музейных собраниях Франции, США, Японии, Израиля, России, многих других стран мира. В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» представлено шесть живописных работ художника. Все они включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
artbelarus.by
Художник Михаил Кикоин.: mama_zima2013
В посте про Хаима Сутина от 21 июня 2016 упоминался художник Михаил Кикоин. Он родился в 1882 году в Гомеле в семье банковского служащего. Позже семья переехала в Минск (1904). В 1907 году Михаил учился в Минске в коммерческом училище и в рисовальной школе у Крегера, где познакомился с Хаимом Сутиным. Позже они вместе уехали в Вильно, учились рисованию там. Потом Кикоин уехал к брату в Париж. Это был 1912 год. Поселился он в интернациональном общежитии художников "Улей" (La Ruche). Там он снова встретился с Хаимом Сутиным. Жизнь Кикоина сложилась более благополучно, чем жизнь Сутина: он женился на девушке, которую знал с детства, у них родился сын, будущий художник Жак Янкель (1920 - 2004). Кикоин участвовал в Первой мировой войне, после войны выставлял свои картины на выставках во Франции, и даже в Москве (1928). В 1924 получил французское гражданство. Его родственником был Исаак Кикоин, физик, занимающийся "атомными вопросами" в СССР. Из-за политики Советского Союза они в те годы не общались.На творчество Кикоина оказали большое влияние Поль Сезанн и Хаим Сутин. Умер Кикоин в Каннах, где жил последнее время, в 1968 году.Деревенский пейзаж.Деревья вдоль дороги..Цветы.
Портреты.
Пейзажи.Юг Франции. Пейзаж. 1928.У реки. 1934.
mama-zima2013.livejournal.com
Кикоин Михаил
Кикоин Михаил (Мишель) (1892, г. Гомель –1968, Париж)
Известный художник Парижской школы Михаил Кикоин родился 14 мая 1892 года в семье банковского служащего Шмуэла-Переца Кикоина в городе Гомеле Могилёвской губернии (сейчас – центр Гомельской области). Вскоре семья переехала в город Режицу Витебской губернии (сейчас – город Ре́зекне, Латвия), где жили родители матери художника. В ряде источников именно Режица указывается как место рождения художника. В 1904 году Кикоины переселились в Минск.
С 1905 года Михаил Кикоин учился в коммерческом училище в Минске, и параллельно посещал занятия в частной художественной школе Якова (Янкеля) Кругера, известного минского живописца, мастера портретной и жанровой живописи. Официальное открытие «Рисовальной школы художника Кругера» состоялось в 1906 году, однако курсы рисования и живописи Кругера работали в Минске уже с 1904 года. В школе Кругера Кикоин познакомился и подружился с Хаимом Сутиным.
Для продолжения художественного образования, в 1909 году Михаил Кикоин переехал в Вильно и поступил в виленскую Рисовальную школу (вместе с Сутиным). Основанная в 1866 году выпускником санкт-петербургской Императорской Академии художеств Иваном Трутневым и существовавшая до 1915, эта школа была ведущим художественным учебным заведением на белорусско-литовских землях. В Вильно состоялось знакомство Кикоина и Сутина с Пинхусом Кременем, переросшее в многолетнюю дружбу.
В 1912 году Михаил Кикоин переехал во Францию, в Париж, где поселился в «Улье» («La Ruche»), знаменитом доме-коммуне, созданном в 1902 году для начинающих художников меценатом и скульптором-любителем Альфредом Буше.
Несколько месяцев Кикоин посещал занятия в парижской Национальной высшей школе изящных искусств в мастерской Фернана Кормона, художника-академиста, мастера исторического и портретного жанров. Однако значительно бóльшее влияние на формирование Кикоина оказала художественная среда Монпарнаса, сближение с Амедео Модильяни (в 1919 году он сделал графический портрет Кикоина), Марком Шагалом, другими, а также знакомство с шедеврами мирового классического искусства в парижских музеях.
С 1914 года художник принимал участие в выставках Осеннего салона и салона Независимых. В 1919 году в Париже в галерее «Cheron» прошла первая персональная выставка Кикоина.
Занимаясь живописью, Михаил Кикоин отдавал предпочтение жанрам пейзажа, натюрморта и портрета. Реже писал ню и сюжетные композиции. Художественная манера Кикоина демонстрирует изучение опыта различных направлений европейского искусства конца XIX – первой половины ХХ столетия, и, прежде всего, постимпрессионизма, символизма и экспрессионизма. Многие его картины созданы под сильным влиянием произведений Хаима Сутина.
В 1920–1930-х годах художник провёл выставки работ в парижских галереях «Netter» (1924), «L. Zborovsky» (1924), «Bernheim» (1927), «Billiet–Worms» (1930, 1933), «Ersild» (1935), в нью-йоркской галерее «Brummer» (1925, 1927, 1929).
Он активно участвовал в групповых выставках. В 1928 году – в экспозиции «École de Paris» в галерее «S. Lesniсk» в Париже; в русском отделе выставки «Современное французское искусство», которая прошла в Государственном музее нового западного искусства и Государственной Третьяковской галерее в Москве. В 1931 – в «Выставке русского искусства» в парижской галерее «d’Alignan»; в 1936 – «Выставке русских художников» в парижской галерее «Zak».
В 1924 Михаил Кикон получил французское гражданство. В1926 он купил дом в деревушке Анне́-сюр-Сере́н в Бургундии (департамент Йо́нна), куда ездил работать в течение многих лет. «В Анне́-сюр-Сере́н под насмешливыми взглядами бургундцев я вышагивал по холмам и равнинам, вооруженный до зубов холстами, кистями и красками, – вспоминал художник. – Девушки позировали мне на берегу реки... Дни пролетали быстро, слишком быстро, как это всегда бывает в ожидании чуда».
Во время Второй мировой войны в 1939 году художник был призван во Французскую армию, служил в резервном полку в Суасоне. После капитуляции Франции 22 июня 1940 года Кикоина демобилизовали, он вернулся в Париж. В 1941–1944 годах, скрываясь от нацистов, вместе с семьёй жил в окрестностях Тулузы (департамент Верхняя Гаронна).
С 1945 года вернулся к творчеству. Принял участие в выставке Совета по устройству евреев (Париж, 1945) и «Выставке современных русских живописцев и скульпторов», организованной Комитетом «Франция–СССР» XIV округа Парижа (1945).
В 1950-е годы художник совершил несколько поездок по Испании, Италии, Великобритании; в 1950, 1953 и 1958 годах посещал Израиль, где прошли несколько его выставок. В 1953 Кикоин издал альбом цветных литографий «Дети Израиля».
В 1940–1960-х годах состоялся ряд персональных выставок Михаила Кикоина. В том числе: в Монпелье (1946), в Нью-Йорке (галереи «Brummer», 1947; « N. Glaezer», 1962), в Париже (галереи «K. Granoff», 1948; «Obelisk», 1959, «J. Shalom», 1963), Ментоне (1951), Страсбурге (1951, 1956), Лондоне (1951, 1955, 1959, 1963), Бордо (1956), Сен-Поль-де-Вансе (1968), другие.
Художник регулярно выставлял произведения в парижских салонах: Тюильри (1945, 1947, 1948, 1958), Сравнений (1961, 1969), Салона знаменитых и молодых художников (1957, 1960, 1961, 1962). Участвовал в групповых выставках «Русские художники-эмигранты в Париже» в Лондоне (галерея «Redfern», 1953), «Сутин и его круг» (Нью-Йорк, 1959), «Русские художники Парижской школы» (Дом французской мысли, Париж, 1961), «Сутин, Модильяни и их время» («Galliera», Париж, 1961), других.
В 1964 году картина Кикоина «Любовь – источник жизни» была удостоена первой премии «Салона художников-свидетелей нашего времени».
4 ноября 1968 года художник умер в Париже.
Произведения Михаила Кикоина находятся в частных и музейных собраниях Франции, США, Японии, Израиля, России, многих других стран мира. В корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк» представлено шесть живописных работ художника. Все они включены в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
artbelarus.by
Уникальная коллекция картин художников-эмигрантов из Беларуси - живопись - Живопись - Коллекционирование
Александр Хочинский-антиквар и коллекционер живописи, владелец крупнейшей частной галереи Москвы "Богема", что на Новом Арбате. Предметы из коллекции галереи, приобретенные за годы у наследников знаменитостей и частных лиц, выставлялись на престижнейших выставках в России и за рубежом.
Вместе с тем имя собирателя искусства не однажды упоминалось в связи со скандалами. "До недавнего времени Александр Хочинский занимал особую нишу в российской столице, которая в равной мере известна и своим богатством, и своей коррупцией. Он был антикваром и специализировался на том, что поставлял шикарную "смазку”, чтобы подмазывать людей со связями в правительстве и других высокопоставленных кругах", — писала осенью 2009-го авторитетная The New York Times.Уникально другое. Хочинский собрал богатую коллекцию картин выходцев из Беларуси, обретших мировую славу в качестве воспитанников "Парижской школы" (L’École de Paris). Под последней подразумевается интернациональное сообщество художников, сложившееся в основном в 1910-20-е годы в парижском районе артистической богемы Монпарнас.
Поясним, по доле мировых знаменитостей на душу населения, появившихся на свет на нашей земле, Беларусь занимает одно из первых мест в планетарном рейтинге. Однако до последнего времени наследие наших великих земляков оспаривал кто угодно, только не мы сами. И вот человек, не имеющий прямого отношения к Беларуси, берется за дело с белорусских национальных позиций…
Имя одного из "учеников" "Парижской школы", прославившего на весь мир родной Витебск, давно известно каждому. Это Марк Шагал. Его младший товарищ уроженец Смиловичей Хаим Сутин стал по-настоящему известен на родине лишь в последнее десятилетие. А вот Михаил Кикоин, Осип Любич, Шрага Файбиш (Сэм) Зарфин и Пинхус (Павел) Кремень в Беларуси знакомы лишь специалистам-искусствоведам.
Дабы исправить несправедливость, Александр Хочинский на безвозмездной основе предложил Национальному художественному музею Беларуси картины Сутина, Кикоина, Любича, Зарфина и Кременя из собственной коллекции для организации первой в истории Беларуси подобной выставки. Но…
"Где его наследие, мы не знаем". — "Все у меня!"
— Александр Яковлевич, вы как-то связаны с Беларусью? — корреспондент TUT.BY нашел известного галериста в Нью-Йорке.
— Только гипотетически. Есть версия, согласно которой фамилия Хочинский происходит от одноименных лесов в Беларуси. Возможно, в одном из близлежащих к ним еврейских местечек когда-то жили мои предки.
— Вышеупомянутых художников вы называете белорусскими, а во Франции их считают французскими, в Израиле — еврейскими, а в России — русскими…
— Самого знаменитого уроженца Беларуси Марка Шагала, конечно, трудно назвать только белорусским или только французским. Однако, на мой взгляд, в первую очередь он белорусский. Он родился, вырос, впитал соль белорусской земли, которая стала основой его творчества.
Долгое время все думали, что Беларусь ничего не дала миру. Оказалось, что очень даже много. И Шагалом это "много" не ограничивается. Об этом нужно помнить! Государство, которое забывает свою историю, обречено.
— Как давно вы заинтересовались белорусской темой?
— Лет десять назад. Конечно, все начиналось не с Беларуси, а с самих художников. Когда тебе что-то нравится, начинаешь интересоваться, копать. Тогда в российских источниках ни про кого из них, кроме Сутина, практически ничего не было.
Искал в основном во Франции. Только представьте: "Парижская школа" насчитывала, может, полторы тысячи художников со всего мира! В поисках лучшей жизни, творческой свободы и желания реализовать свой талант они поселились в парижском районе Монпарнас. Одни получили образование во Франции, другие, самородки, нигде не учились. Богатые и успешные помогали бедным и неизвестным. Они делили жилье, пищу, выпивку и женщин. И среди них было немало выходцев из Беларуси.
Михаил Кикоин. "Сенокос" (холст, масло, 54×67,5 см). |
Используя свои грандиозные связи среди западных искусствоведов, мне удалось собрать коллекцию примерно из 200 картин белорусских мастеров. И это не только Сутин, Кикоин, Любич, Зарфин и Кремень. Просто эти пятеро были в самом "центряке" Монпарнаса.
— Трудно ли было собрать эту коллекцию?
— Когда я только начинал этим интересоваться, покупал недорого — к примеру, 2 тысячи евро за картину и т.д. Сегодня все знают Хаима Сутина, а его земляка из Смиловичей Сэма Зарфина, по сути, я и открыл. Еще год назад покупал его буквально за копейки — 300-500 евро. Теперь уже ничего купить невозможно — все либо в музеях, либо в частных коллекциях, да и цены другие.
В Национальном художественном музее Беларуси нет ни одной картины земляков - воспитанников "Парижской школы". Руководство музея мне жаловалось: "Мы пытались что-то приобрести. Нашли родственников Кикоина, но у них ничего нет. Где его наследие, не знаем". На что я ответил: "Все у меня". Скажем, работ Павла Кременя — более полусотни. Кикоина, конечно, меньше, но он и подороже.
Пинхус Кремень. "Открытый балкон" (холст, масло, 65×81 см). |
Конечно, самый дорогой в этой коллекции Сутин. Сегодня он дороже обычных вещей Шагала. "Обычными" я называю поздние работы витебчанина. Ранние (витебский период) — либо в частных коллекциях либо в музеях. Так вот, хорошие поздние картины Шагала стоят 2,5-3,5 млн евро, а Сутина - 7, 8, 13 млн…
— Когда и на кого вы выходили с предложением организовать выставку белорусских художников "Парижской школы"?
— В 2009 году я разговаривал и с директором, и с заместителем Национального художественного музея Беларуси. Услышав про мою коллекцию, они прямо обалдели — не представляли, что такое может быть. Я им и говорю: "Выставку хотите? Будет мировая сенсация. Люди приедут из Парижа, Нью-Йорка… Почти вся коллекция — в моей галерее на Новом Арбате. Всего 700 метров от здания правительства. Приезжайте, смотрите!". Они сразу: "Да, да!". И тишина.
Была соответствующая публикация в журнале Союзного государства, после которой — мне достоверно известно — моя идея нашла поддержку у руководства Беларуси. Однако никаких действий со стороны Национального музея не последовало.
Шрага Файбиш Зарфин. "Большой пейзаж" (холст, масло, 54,2×81,5 см). |
— Что вы готовы предложить для показа?
— Нормальная выставка — это 50 картин. Я готов безвозмездно предложить 100 полотен авторства пяти вышеназванных мастеров, а также других художников родом из Беларуси, принадлежавших "Парижской школе". Никто никогда не объединял их по белорусскому признаку. Никто никогда не выставлял их вместе. Очевидно, что это бы стало историческим событием не только для белорусского, но и для европейского искусства.
http://news.tut.by/
В тему: Кто и зачем коллекционирует искусство.
www.mirinvestizij.ru
Кикоин, Михаил - это... Что такое Кикоин, Михаил?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кикоин.Михаил Кикоин, также Мишель Кикоин (фр. Mikhaïl (Michel) Kikoïne, 31 мая 1892, Гомель, по другим данным — Речица[1] — 4 ноября 1968, Канны) — французский художник Парижской школы, выходец из Белоруссии.
УлейБиография
Из еврейской семьи.
Учился в художественной школе в Минске, где познакомился и подружился с Хаимом Сутиным. Затем вместе с Сутиным учился в Вильно. В 1911 перебрался в Париж. Поселился в интернациональном общежитии художников Улей (фр. La Ruche), где к этому времени уже обитали его виленские однокашники Сутин и Кремень. В 1914 женился на уроженке Вильно, в 1920 у них родился сын. Кикоин участвовал в Первой мировой войне.Первая персональная выставка художника состоялась в 1919. В 1924 он получил французское гражданство. В 1928 был представлен на выставке современного французского искусства в Москве. Имел мастерскую на Монпарнасе, летом обычно жил с семьей на юге Франции.
В годы Второй мировой войны был, как и его семья, депортирован в концентрационный лагерь. После освобождения вернулся в Париж. В 1950-х путешествовал по Испании, Италии, Израилю. С 1958 постоянно жил в Каннах.
Являлся родственником (общий дед или прадед) Исаа́ка Константи́новича Кико́ина, физика, академика АН СССР, который был одним из основных учёных, работавших над «атомным вопросом» в СССР. В связи с «железным занавесом» и засекреченностью И. К. Кикоина взаимоотношения между ними были невозможны.
Творчество
Испытал влияние Сезанна, Боннара, Сутина. Писал портреты, ню, много занимался пейзажной живописью.
Литература
- Kyrou A. e.a. Kikoïne. Thonon-les-Bains: Editions de l’Albaron, 1992
- Kikoine et ses amis de l'École de Paris. Paris: Foundation Kikoine , 1993
- Кикоин К. Мишель Кикоин — живописец парижской школы// Русские евреи во Франции. Кн. 1/ Редакторы-составители М.Пархомовский, Д.Гузевич. Иерусалим, 2001, с. 354—368
Ссылки
Примечания
dic.academic.ru