Интерьер в советской живописи. Советская картина
Пока все ломятся на выставку картин из Ватикана в это же время на ВДНХ в 59-м павильоне ("Зерно") без широкой рекламы, тихо и без очередей проходит потрясающая выставка "Непарадный портрет. Искусство XX века". Павильон 59 ("Зерно") На выставке представлено около ста работ как известных, так и малоизвестных и подзабытых художников дореволюционной России и СССР. И в основном из частных коллекций, что придает выставке особую привлекательность. Нет никаких ефановых, сварогов, герасимовых. В основном представлены очень редкие работы художников 20-30 х годов. Такая вот несоветская советская живопись. Срочно бегите и смотрите выставку живьем. 5 марта последний день работы. Открывает выставку небольшой зал под названием "Вокруг Мира искусства" в котором выставлено несколько работ художников, сформировавшихся еще до революции и следующих традициям движения "Мир искусства". Константин Сомов, Женский портрет (Мария Юрьевна Филлипс), 1937, Частное собраниеМария Юрьевна Филлипс - жена английского торговца пушниной, до революции имевшего дела с Россией и проживавшего в Петербурге. На момент создания портрета, это была «богатая дама» из Лондона, изредка, «ненадолго наезжающая в Париж». В 1935 году заказала Сомову свой портрет. Леон Бакст, Портрет Иды Рубинштейн, 1918, Частное собраниеИда Львовна Рубинштейн - российская танцовщица и актриса. С 1910 года жила в Париже. На этом портрете Иде 35 лет.Анна Александровна Сведомская была дочерью художника Александра Сведомского и Анны Кутуковой, певицы и пианистки. После 1918 года жила в Италии в Сан-Ремо.В 1927 г. она вышла замуж за Паоло Мануэля Джизмонди из местной аристократической семьи. Он и изображен на портрете. Я никогда до этой выставки не видел картин Сведомской и даже не знал о таком художнике. ) Ну а дальше большой зал с советскими художниками новаторского толка. Так называемыми "формалистами". Не очень принимаемыми тогдашней советской властью. Считалось, что сохранение в искусстве "личного" оставляет художника за пределами социума. Поэтому широким массам любителей живописи многие имена до сих пор малоизвестны. Владимир Татлин, Автопортрет, 1910-е годы, Костромской музейВладимир Евграфович Татлин — живописец, график, дизайнер и художник театра, родоначальник конструктивизма. Имя Татлина стало одним из символов русского авангарда. Умер в 1953 году. |
stroganov.livejournal.com
Выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг» - отчёт. Часть 1.
В ЦВЗ «Манеж» проходит интереснейшая выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг», которая погружает вас в пространство Советского мифа с верой в нового прекрасного человека, полезного обществу , с верой в героев и вождей.Степан Карпов. Фрагмент. Дружба народов. 1923-1924.Государственный центральный музей современной истории России.
Экспозиция выставки выстроена так, чтобы, среди прочего, показать, как реализм –«пережиток проклятого прошлого», невостребованный в первые годы советской власти, постепенно вытеснят со сцены авангардное искусство.Исаак Бродский. Фрагмент. II Конгресс Коминтерна(Торжественное открытие второго конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого, бывшем Таврическом). 1924.Государственный исторический музей.
Исаак Израилевич Бродский (1883—1939) — советский и российский живописец и график, педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы. До Октябрьской революции 1917 года и в 1920-е годы Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества им. А. И. Куинджи», «Общины художников». Бродский много работал над созданием образов советских вождей, в первую очередь В. И. Ленина и И. В. Сталина. Кроме того, Бродский занимался реорганизацией художественного образования в СССР. С 1932 года был профессором, а с 1934 — директором Всероссийской Академии художеств.Исаак Бродский. Фрагмент. II Конгресс Коминтерна(Торжественное открытие второго конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого, бывшем Таврическом). 1924.Государственный исторический музей.
Второй конгресс Коммунистического интернационала проходил 19 июля — 7 августа 1920 в Петрограде. Решение о созыве II конгресса Коминтерна было принято на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 1 июля 1920 года. В Президиум конгресса входило 5 человек: Г. Зиновьев, В. Ленин, П. Леви, А. Росмер, Дж. Серрати. На конгрессе был принят Устав Коминтерна, в котором были подтверждены цели и задачи мирового коммунистического движения, принятые на I конгрессе: свержение капитализма, установление диктатуры пролетариата и создание всемирной Советской республики. Коминтерн в нём рассматривался как единая международная партия с железной дисциплиной.Василий Сварог. Доклад И.В. Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте конституции СССР. 1938.Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
Василий Семёнович Сварог (5 (15) марта 1883, Старая Русса — 31 декабря 1946, Москва) — русский и советский художник.В 1925 году В. С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков.После Великой Октябрьской революции творчество Сварога приобретает яркую политическую направленность. Сам художник называет свой жанр «политической композицией». Одни картины выполнялись на основе личных впечатлений, другие на основе газетных сообщений. Имя Василия Сварога связано с именем Сергея Есенина. 25 декабря 1925 года художник также находился в гостинице «Англетер». Сварог попал в номер Есенина в тот момент, когда того извлекли из петли. И в это время создал посмертные портреты С. Есенина.Исаак Бродский. У гроба вождя. 1925. Государственный исторический музей.
Исаак Бродский. Фрагмент. У гроба вождя. 1925. Государственный исторический музей.
Петр Мальцев. Встреча героического экипажа. 1938. Слева от вождя Валерий Чкалов.Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
Пётр Тарасович Мальцев (1907—1993) — советский живописец. Народный художник СССР (1974). Автор произведений на военно-исторические сюжеты, создатель диорам. Член СВХ имени М. Б. Грекова с 1949 года. Участвовал в восстановлении панорамы Ф. А. Рубо «Бородинская битва».Беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер, совершён 18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе: командир экипажа — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков и штурман — А. В. Беляков. Первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США. Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 километра — по прямой), в том числе 5900 км — над океанами, длительность — 63 часа 16 минут. Президент США Франклин Рузвельт принял и лично поздравил всех участников перелёта в Овальном кабинете Белого дома.Петр Мальцев. Фрагмент. Встреча героического экипажа. 1938.Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
Григорий Шегаль. Фрагмент. Вождь, учитель и друг.(И.В. Сталин в президиуме II Съезда колхозников-ударников в феврале 1935 года). 1936-1937.Государственный Русский музей.
Второй Всесоюзный съезд колхозников-ударников состоялся 11 - 17 февраля 1935 года. На съезде присутствовало 1433 делегата. Состав делегатов 2-го съезда колхозников-ударников показал колоссальный рост колхозного производства, количественный и качественный рост колхозного актива - героев и творцов новой жизни. В своих выступлениях на съезде делегаты рассказывали об итогах колхозного движения, о замечательных достижениях строительства новой жизни в советской деревне. Так же на съезде был принят устав сельско-хозяйственной артели, который стал законом для колхозной жизни.Александр Герасимов. Фрагмент. Ленин на трибуне. 1930. Государственный исторический музей.
Александр Михайлович Герасимов (1881—1963) — русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. Доктор искусствоведения (1951). Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Был любимым художником И. В. Сталина. Его портреты работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими.Констанин Вялов.Фрагмент. И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов на крейсере «Червона Укранина». 1933.Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
«Червона Украина» — советский военный корабль, лёгкий крейсер типа «Светлана» («Адмирал Нахимов»). В январе 1920 года отбуксирован белогвардейцами в Одессу и там посажен на мель. В феврале 1920 года возвращён в Николаев. 1 апреля 1923 года Николаевские государственные заводы приступили к достройке корабля по первоначальному проекту. 26 декабря 1922 года крейсер получил новое имя — «Червона Украина». Принимал участие в боях в составе Черноморского Флота СССР в годы Великой Отечественной войны, в эвакуации Одессы, обороне Севастополя. 8 ноября 1941 первым из кораблей эскадры открыл огонь по наступающим войскам противника. 12 ноября, во время авианалёта, в крейсер, стоящий у Графской пристани попало две бомбы, из-за чего на корабле, который получил серьёзные повреждения, погибло 70 человек. На следующий день корабль отбуксировали в Южную бухту, где он затонул.Федор Богородский. Памяти В.И. Ленина. Натюрморт. 1932. Государственная Третьяковская галерея.
Богородский Фёдор Семёнович (1895—1959) — советский живописец, большинство известных картин которого посвящено революционным матросам. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). После революции работает в ВЧК в Москве. В 1918 году его направляют на родину, в Нижний Новгород, где он работает сначала заместителем председателя следственной комиссии ЧК, затем в политотделе Волжской военной флотилии. После контузии в 1920 году был направлен в Нижний Новгород, где возглавил Художественный отдел. 1922 году переехал в Москву и поступил во ВХУТЕМАС в мастерскую А. Е. Архипова (1922−1924). Выпустил поэтический сборник «Даешь!» (1922). Защитил диплом в 1927 во Вхутеине, получив право на пенсионерскую поездку за границу.Борис Комаров. Фрагмент. Молодежь метро за учебой. 1937.Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
Два первых революционных десятилетия в СССР – единственный пример в истории искусства, когда восхищение трудом приняло такой искренний, массовый характер. Труд прежде бывший лишь «тяжелым», «каторжным», «подневольным» , стал свободным и прекрасным. Все оказалось поэтичным и подходящим для исследования и увековечивания.Александр Дейнека. Раздолье. 1944. Государственный Русский музей.Александр Дейнека. Фрагмент. Раздолье. 1944. Государственный Русский музей.
Идея всеобщего счастья так же была воплощена в искусстве. Рядом война, голод, но вера в будущий Эдэм, который будет построен, воплощается в искусстве. «Через четыре года здесь будет город-сад» вот такая вера была в людях, которая помогала пережить тяжелые времена. Увы, Рай недостижим.Приходите на выставку вспомнить Советский миф, посмотреть на искусство, которое понятно всем, а не единицам избранных. Еще раз попробовать понять, что все-таки хотели построить люди, совершившие революцию и выстоявшие в войну. И пусть это иллюзия, но именно эта мечта позволила победить, построить промышленность, создать государство. А здесь вы увидите отражение этого мифа в творчество различных художников советского времени.Выставка продлится до 04 декабря 2015 года.
Адрес: Манежная пл., д.1, Проезд до ст. м. Охотный ряд, м. Александровский сад, м. Библиотека им. Ленина.Время работы: вт-вс 12:00–22:00, вход посетителей до 21:30, пн - выходной.Цена билета: вход свободный.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!
mayak-parnasa.livejournal.com
Специфика живописи советского периода - Cоветская живопись
Проходит время, а советская живопись все также привлекательна для многих слоёв населения: на картины ходят смотреть в художественные музеи и приобретают в частные коллекции. Так чем же живопись советского периода отличается от подобного вида русского искусства, которое было создано в другое время? Давайте разберемся.
А начнем мы с определения того, какая же живопись относится к разряду советской. Как следует из названия, советская живопись это живопись, которая была написана в советский период истории нашей страны: с 1917 по 1991 год. В основном все произведения, которые были созданы в то время, можно разделить на так называемое официальное и неофициальное искусство. Как это видно уже из названия, официальная советская живопись писалась по заказу управляющих страной структур и преследовала их цели.
В связи с историческими изменениями, которые в то время происходили в российском обществе, для живописи была характерна смена главной линии официального искусства, которое в корне отличалось от картин художников традиционной русской живописи. Магистральная тенденция того времени заключалось в том, что идеологическое содержание любого вида искусства выдвигалось на первый план.
Так, за главный принцип «оценки» практически любой картины советских художников были взяты слова В. И. Ленина о том, что искусство должно быть понятно трудящимся массам, отражать их чувства и мысли, а также побуждать их проявлять активность в деле создания нового советского государства. При этом одной из задач советского искусства, которое принимала официальная власть, было – отстаивание «интересов общего дела борьбы народа за социализм и коммунизм».
Также спецификой того периода существования нашей страны стало появление нового художественного термина – социалистический реализм. Его официально провозгласил с трибуны 1932 году Максим Горький. Именно тогда и были сформулированы основные принципы, которым должен был следовать соцреализм как новый метод отображения жизни во всех видах советского искусства.
Историки отмечают, что этот момент стал главным началом новой эпохи советского искусства, характеризующейся идеологическим контролем, применяемым в довольно жёсткой форме, и пропагандистскими схемами, которые использовали разные виды искусства для достижения целей существующей власти.
Итак, согласно постановлениям властей все картины художников того периода должны были отражать следующие основные принципы:
1) Народность. В то время было принято, чтобы картины советских художников изображали героев труда, рабочих и крестьян, большевиков и военнослужащих. Примером такой работы можно считать женский портрет, написанный Петровым-Водкиным в 1920 году. Картина называется «1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)» и в ней автор решает этико-философские проблемы того времени.
2) Идейность. Данный принцип служил основой изображения мирного быта народа, поиска путей к новой жизни и героических поступков на благо всех людей. Чтобы понять, как художники могли рисовать картины с воплощением этого принципа в реальность, стоит посмотреть, например, на пейзажи того времени.
Так, на картине Аркадия Рылова «В голубом просторе» (1918 г.), как отмечают критики, с помощью символических образов выражено свободное человечество, вырвавшегося к необъятным просторам мира и скинувшее с себя оковы самодержавия. Однако такие произведения трудно было оценивать с точки зрения социалистического реализма, и тогда появился новый принцип, который указан в следующем пункте.
3) Конкретность. То есть, изображения должны были чётко, без всякого лишнего «заумнивания», отражать действительность процесса исторического развития социализма и соответствовать материалистическому пониманию правящей верхушки.
Таким образом, можно сделать вывод, что специфика живописи советского периода заключается именно в появлении нового направления – советского реализма, который, несмотря на свою, часто идеологическую подоплеку, все также привлекает к себе людей, благодаря силе художественной подачи элементов нашей жизни, и по сей день.
Ирина Алексеева
sovjiv.ru
Интерьер в советской живописи / Назад в СССР / Back in USSR
Очень интересная подборка картин, на которых предстают типичные образцы советского жилища со всеми приметами времени. Тема, в которой мы почти все, без шуток, эксперты, так как большинство из нас жили в таких интерьерах. Первая картина — почти цветная фотография: Лактионов Александр Иванович (Россия, 1910 — 1972) «Переезд на новую квартиру» 1952 Красавин Алексей Николаевич (Россия, 1956 ) «Дом моего деда» Кугач Юрий Петрович (Россия, 1918) «Угол мастерской художника» 1956 Невзгодин Анатолий Никифорович (Россия, 1932) «Подруги» 1977 Неизвестный мне автор. «Новая квартира» 1960 ©. Мясников Игорь Петрович (Россия, 1938) «Программа «Время»» 1978 Грицай Алексей Михайлович (Россия, 1914-1997) «Вечер в доме художника Андрея Тутунова» 1962 Никич-Криличевский Анатолий Юрьевич (Россия, 1918 — 1994) «Этюд с медалями М. Исакова» 1951 Истомин Константин Николаевич (Россия, 1887-1942) «Вузовки» 1933 Панцырев Юрий Николаевич (Россия, 1950) «Интерьер» 1984 Савельева Валентина Петровна (Россия, 1938) «Утро» 1974 Сухарев Михаил Иванович (Россия, 1960) «Интерьер» Белая Агафья Викторовна (Россия, 1975) «Утром» Прудникова Елена Сергеевнаа (Россия, 1978) «Натюрморт с соломенной шляпой» Ну и куда же без Юрия Ивановича? Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «Лирическое новоселье» 1957 Машенкин Валерий Алексеевич (Россия, 1939) «Интерьеры» Машенкин Валерий Алексеевич (Россия, 1939) «Интерьер» Соловьева Галина Сергеевна (Россия, 1908-1984) «Интерьер» 1968 Уфимцев Виктор Иванович (Россия, 1899 — 1964) «Интерьер столовой» 1956 Безсмертнова Людмила Евгеньевна (Россия, 1922) «Вечерний разговор» 1959 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «Богато накрытый стол» Пятахин Николай Петрович (Россия, 1946) «Воскресный день в мастерской» 1980 Агабабаева-Шебашева Валентина Алексеевна (род. 1927) «Дома» 1955 Кугач Юрий Петрович (Россия, 1918) «Интерьер. Дача» 1974 Коротков Степан Федорович (Россия, 1956) «В гостинице ЦИПК» 1989 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «Утренние покупки» 1957 Макаров Антон Владимирович «Интерьер мастерской А.А. Пластова в Прислонихе» Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «В комнатах»back-in-ussr.com
Советская жанровая картина. 1950–1980
Монументальные полотна, станковая живопись и графика на выставке в галерее СОВКОМ в полной мере дадут представление обо всех течениях и традициях реалистического искусства в СССРГалерея СОВКОМ, с 15 января 2013Москва, ул. Щепкина, 28
В галерее СОВКОМ открыта выставка советской жанровой картины. Тема эта всегда была актуальна, но в последнее время интерес к живописи 1950–80-х годов стремительно растет. Новая экспозиция галереи СОВКОМ посвящена советской живописи второй половины ХХ века. Монументальные полотна, станковая живопись и графика в полной мере дают представление обо всех течениях и традициях реалистического искусства в СССР.
В экспозиции представлено более 100 работ, в основном это известные имена — братья Ткачёвы, М. П. Кончаловский, Д. А. Налбандян, И. П. Обросов, П. П. Оссовский, Г. К. Савицкий и др.
Вместе с тем организаторы постарались отразить в экспозиции творчество бывших союзных республик. Наиболее обширен раздел живописи, созданной в Узбекистане местными художниками и теми, кто посетил республику в ходе творческих командировок; в экспозиции — работы В. Б. Манохина, П. П. Блока, Р. Г. Дмитриева, Ю. Л. Катца, В. Ф. Васина, С. А. Тутунова. Многие из работ этого раздела — подлинные находки, причем музейного уровня. Немалая часть произведений предоставлена из частных коллекций и наследниками авторов и никогда ранее не выставлялась.
Немного найдется выставочных тем (за исключением совсем уж формальных), способных так легко и естественно соединить в одном зале произведения мастеров русской академической школы и художников-нонконформистов. Выставка «Советская жанровая картина» в галерее СОВКОМ дает возможность по-новому взглянуть в целом на художественную жизнь страны во второй половине прошлого века и на творчество отдельных ее представителей — таких непохожих друг на друга.
Часть работ на выставке — это поступления на аукционы 2013 года, и многие из них можно приобрести сейчас.
В субботу и воскресенье в январе и феврале СОВКОМ работает по предварительной договоренности. По телефону+7 (495) 684 91 91 или по почте [email protected] можно договориться о просмотре в удобное для посетителей время.
Источник: sovcom.ru
artinvestment.ru