Интерьер в советской живописи. Советская картина


Несоветская советская живопись. Выставка "Непарадный портрет".

Пока все ломятся на выставку картин из Ватикана в это же время на ВДНХ в 59-м павильоне ("Зерно") без широкой рекламы, тихо и без очередей проходит потрясающая выставка "Непарадный портрет. Искусство XX века". Павильон 59 ("Зерно")

На выставке представлено около ста работ как известных, так и малоизвестных и подзабытых художников дореволюционной России и СССР. И в основном из частных коллекций, что придает выставке особую привлекательность. Нет никаких ефановых, сварогов, герасимовых. В основном представлены очень редкие работы художников 20-30 х годов. Такая вот несоветская советская живопись.

Афиша выставки.

Срочно бегите и смотрите выставку живьем. 5 марта последний день работы.

Открывает выставку небольшой зал под названием "Вокруг Мира искусства" в котором выставлено несколько работ художников, сформировавшихся еще до революции и следующих традициям движения "Мир искусства".

Константин Сомов, Женский портрет (Мария Юрьевна Филлипс), 1937, Частное собраниеМария Юрьевна Филлипс - жена английского торговца пушниной, до революции имевшего дела с Россией и проживавшего в Петербурге. На момент создания портрета, это была «богатая дама» из Лондона, изредка, «ненадолго наезжающая в Париж». В 1935 году заказала Сомову свой портрет. Леон Бакст, Портрет Иды Рубинштейн, 1918, Частное собраниеИда Львовна Рубинштейн - российская танцовщица и актриса. С 1910 года жила в Париже. На этом портрете Иде 35 лет.
Зинаида Серебрякова, Портрет Петра Соколова,1916-1917, Частное собраниеПетр Иванович Соколов – живописец, график, художник театра, ученик К.С. Петрова–Водкина. Сотрудничал с писателями – Обэреутами (Хармсом, Введенским, Заболоцким, Олейниковым). В 1937 году репрессирован.Анна Сведомская, Портрет Паоло Джизмонди, 1928, Галерея Акант

Анна Александровна Сведомская была дочерью художника Александра Сведомского и Анны Кутуковой, певицы и пианистки. После 1918 года жила в Италии в Сан-Ремо.В 1927 г. она вышла замуж за Паоло Мануэля Джизмонди из местной аристократической семьи. Он и изображен на портрете. Я никогда до этой выставки не видел картин Сведомской и даже не знал о таком художнике. )

Алексей Исупов, Автопортрет("Любитель пива"), Частное собраниеАлексей Владимирович Исупов - живописец-реалист, яркий представитель салонной живописи. С 1926 года жил в Риме. Выехал туда лечиться (костный туберкулез).На протяжении затянувшейся более чем на тридцать лет командировки Исупов мечтал вернуться на родину, считая себя советским художником, но не мог покинуть Италию из-за серьезных проблем со здоровьем.В России Исупова никогда не относили к «буржуазным элементам», его творчество было признано Советской властью. Прожив долгие годы вдали от Родины, Алексей Владимирович Исупов никогда не считал себя эмигрантом. «Мы с женой собственно к эмиграции и не принадлежим, — писал художник, — паспорта у нас советские и граждане мы советские. В Италию загнала меня не гражданская война, а болезнь».Этот автопортрет иногда называют "Портрет Шаляпина". Исупов внешне действительно был похож на своего земляка.
Константин Коровин, Портрет Надежды Комаровской, 1910-е годы, Частное собраниеКонстантина АлексеевичаКоровина представлять не надо. Широко известный русский художник.Надежда Ивановна Комаровская — русская драматическая актриса, заслуженная артистка РСФСР. Актриса МХАТа, потом БДТ. Была гражданской женой художника К. А. Коровина. Пережила Блокаду в Ленинграде. Умерла в 1967 году в возрасте 82-х лет.

Ну а дальше большой зал с советскими художниками новаторского толка. Так называемыми "формалистами". Не очень принимаемыми тогдашней советской властью. Считалось, что сохранение в искусстве "личного" оставляет художника за пределами социума. Поэтому широким массам любителей живописи многие имена до сих пор малоизвестны.

Владимир Татлин, Автопортрет, 1910-е годы, Костромской музейВладимир Евграфович Татлин — живописец, график, дизайнер и художник театра, родоначальник конструктивизма. Имя Татлина стало одним из символов русского авангарда. Умер в 1953 году.
Александр Богомазов, Автопортрет, 1914-1915, Частное собраниеАлександр Константинович Богомазов — украинский художник, видный представитель и теоретик украинского и русского художественного авангарда. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо». Умер в 1930 году. Практически сразу после смерти Богомазов был вычеркнут из истории советского искусства. Наступили годы запрета и забвения. Лишь в середине 1960-х годов во время хрущевской оттепели его имя и творческое наследие были заново открыты.Натан Альтман, Портрет И.Д. в полосатой кофточке, 1936, Частное собраниеНатан Исаевич Альтман — живописец, художник-авангардист (кубист), скульптор и театральный художник. Умер в 1970 году. И.Д. - предположительно Ирина Дега, балерина, жена Альтмана с 1928 по 1935 г.г.
Фавста Шихманова, Портрет мальчика, 1910-е годы, Частное собраниеФавста Николаевна Шихманова - немногочисленные известные ее картины относятся в основном к жанру пейзажа или портрета. Т.н. "званцевка" - училась в художественной школе Е. Н. Званцевой (1910-е) у К. С. Петрова-Водкина. О самом художнике сохранилось очень мало сведений. Есть сведения, что 16 декабря 1937 она была арестована. Далее ее следы теряются. Я никогда до этой выставки не видел картин Шихмановой и даже не знал о таком художнике.Раиса Котович-Борисяк, Портрет Шибинского, 1917, Частное собраниеРаиса Ивановна Котович-Борисяк - ученица Петрова-Водкина, практически неизвестна современной публике. Художница умерла рано, в 1923 году в возрасте 28 лет, во время родов. А.А. Шибинский — штабс-капитан, занимавшийся геологоразведкой в Турецкой Армении (термин того времени) и в Персии, по сути дела разведчик. Образ непарадный и психологически глубокий: русский офицер, интеллигентный и в то же время бывалый, привыкший к экстремальным ситуациям. И наконец, совершенно неожиданный атрибут — мастерски вписанный в пространство навьюченный верблюд, напоминание о служебных путешествиях офицера.
Борис Григорьев, Автопортрет с курицей и петухом, 1920-е годы, Частное собраниеБорис Григорьев, Крестьянин, 1917-1918. Частное собраниеБорис Дмитриевич Григорьев в особых представлениях не нуждается. В 2011 году в Третьяковке была большая ретроспективная выставка его работ. Я писал о ней http://stroganov.livejournal.com/104196.html?thread=878596
Владимир Луппиан, Портрет Музы Луппиан, 1920-е годы, Частное собраниеВладимир Карлович Луппиан - ученик и последователь Филонова. Муза Луппиан - дочь художника. Умерла в 1942 году в возрасте 30 лет. Владимир Луппиан умер в 1983.Борис Гурвич, Голова. Аналитический этюд, 1926, Галеев галереяБорис Исаакович Гурвич — художник, участник школы Филонова. Я поначалу так и подумал, что это Филонов, увидев картину издали. Умер в 1985 году.Алексей Зернов, Модель в мастерской, 1926, Частное собраниеАлексей Иванович Зернов - живописец, график, учитель рисования и черчения в Петришуле в 1930-е гг. Последователь школы Петрова-Водкина. К сожалению, его самобытный талант так и не был по достоинству оценен современниками. Умер от голода во время блокады Ленинграда в январе 1942 года.
Виктор Прошкин, Автопортрет в зеленой шляпе, 1928, Частное собраниеВиктор Николаевич Прошкин - живописец, график, педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи.Учился у Петрова-Водкина. Умер в 1983 году.Вера Ермолаева, Сидящий мужчина, начало 1930-х, Галеев галереяВера Михайловна Ермолаева - живописец, график, художник-иллюстратор, деятель русского авангарда.В детстве Вера Михайловна упала с лошади, что вызвало паралич ног. Впоследствии она могла ходить только с помощью костылей.Ермолаева получила образование в Европе.В 1915—1916 годах входила в футуристический кружок «Бескровное убийство». В 1919 году ИЗО отдел Наркомпроса направил Ермолаеву в Витебск преподавателем в Народное художественное училище, преобразованное потом в Витебский художественно-практический институт. В 1921 году после ухода с должности Марка Шагала она стала ректором этого института. В Витебске под влиянием Малевича, которого она пригласила преподавать, Вера Михайловна увлеклась беспредметным искусством. В 1922 году Ермолаева вернулась в Петроград, где получила должность руководителя лаборатории цвета в Государственном институте художественной культуры. В конце 1920-х годов сотрудничала с журналами «Воробей», «Новый Робинзон», «Чиж» и «Ёж».25 декабря 1934 года Ермолаева была арестована. В вину В. М. Ермолаевой вменялась «антисоветская деятельность, выражающаяся в пропаганде антисоветских идей и попытке организовать вокруг себя антисоветски настроенную интеллигенцию». Была сослана в Караганду. Вторично осуждена 20 сентября 1937 года. 26 сентября 1937 года расстреляна в лагере около Караганды. 20 сентября 1989 года реабилитирована.
Давид Штеренберг, Портрет Лили Брик, 1910-е годы, Частная коллекцияДавид Петрович Штеренберг в представлении не нуждается. Известный советский художник. Умер в 1948 году. Лиля Брик на портрете не похожа ну ту Лилю, которую мы все знаем по фотографиям Родченко. А так портрет замечательный )Виктор Уфимцев, Нэпманша, 1958, Частное собраниеВиктор Иванович Уфимцев - живописец, график, педагог. Народный художник Узбекской ССР (1944). С 1917 г. учился на курсах рисования и живописи при Омском рабочем институте практических знаний. Работал художником в клубе Красной Армии. Член секции художников при Союзе Рабис (1920). Организатор омской группы художников "Червонная тройка", член общества художников "Новая Сибирь". С 1923 г. жил и работал в Узбекистане, преподавал в Ташкентском художественном училище. Умер в 1964 годуЕфим Рояк, Девушка с очками, 1979, Частная коллекцияЕфим Моисеевич Рояк - живописец, график, архитектор, дизайнер. В 1919 году в Витебске произошло знакомство будущего художника с Марком Шагалом . В том же году юный Рояк поступил в Витебское народное художественное училище (ВНХУ), где в то время преподавал Шагал. Вскоре лидерство в учебном заведении перешло к новому преподавателю - Казимиру Малевичу. В 1920 году вокруг него образовалась группа молодых художников и студентов ВНХУ - "Утвердители нового искусства" ("УНОВИС"), в которую в числе прочих вошел и Е.М. Рояк, став в свои 14 лет самым молодым ее членом. В 1922 году покинул Витебск и переехал в Петроград. В 1934-1941 годах, а затем с 1948-го по 1954 год он работал в архитектурной мастерской братьев А.А. и В.А. Весниных. В 1945-1948 годах Рояк работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте стекла, разрабатывал проекты светильников для станций московского метрополитена. В 1954-1974 годах он занимал должность главного художника Киевского района Москвы.Умер 30 сентября 1987 года.Александр Древин, Портрет Ермиловой-Платовой, 1929-1930 г.г., Частное собраниеАлександр Давидович Древин (Древиныш) - живописец, портретист, пейзажист, жанрист, мастер натюрморта. С 1915 года жил в Москве. Состоял в объединениях: "Мир искусства", "Бубновый валет", "Группа экспрессионистов", был членом-учредителем Общества московских художников (1927–1932). Участвовал в создании Музея современного искусства, в 1920 году руководил Музеем живописной культуры. В 1920–1930 преподавал во Вхутемасе–Вхутеине. Член Инхука, РАХН (затем ГАХН). Его искусство подверглось критике, а с 1930 года художника отстранили от преподавательской деятельности.Древин был арестован в январе 1938 года, а в феврале того же года расстрелян. Реабилитирован посмертно в 1957 году.Ермилова-Платова Ефросиния Федосеевна -художник, училась в школе живописи и рисования К. Юона (1914-1918), в студии И. Машкова (1917-1918). С 1911 года участник выставок. Жена художника Федора Платова. Произведения художника хранятся в ГТГ и других музеях. Умерла в 1974 году.Федор Платов, Автопортрет,1929, Частное собраниеФедор Федорович Платов - живописец, график. Начинал как поэт и литератор. В 1915–1916 входил в футуристическую группу «Центрифуга». В 1917–1920 учился в МУЖВЗ у И. И. Машкова и Л. О. Пастернака. В 1922–1928 — действительный член ГАХН. В 1920-е занимался цветомузыкой, увлекался музыкой А. Н. Скрябина. С конца 1920-х до 1932 был членом Общества станковистов, однако в выставках ОСТа участия не принимал. В начале 1930-х подвергся обвинениям в формализме. В 1937 был удостоен бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже. С 1938 по 1967 провел семь персональных выставок. Действительный член Академии художеств СССР. Умер в 1967 году.Маруся Ильф-Тарасенко, Портрет девочки, 1920-е годы, Галеев галереяМария Николаевна Ильф-Тарасенко - художник, жена писателя Ильи Ильфа. 21 апреля 1924 года Илья Ильф и одесситка Маруся Тарасенко стали мужем и женой. Мария Николаевна пережила мужа на много лет — она умерла в 1981 году.Михаил Соколов, Женский портрет( М.И. Баскакова), 1931, Ярославский музейМихаил Ксенофонтович Соколов - В 1904 году поступил в Строгановское училище. С 1907 года учился самостоятельно.В 1904—1907 годах работы Соколова экспонировались на выставках в Ярославле и Москве. В 1907—1909 годах служил матросом на кораблях Балтийского флота. В годы Первой мировой войны служил в Петрограде. В 1916—1917 годах участвовал в выставке «Мир искусства». С 1923 года жил в Москве. Преподавал в Московском училище памяти 1905 года. С 1934 года — член МОСХа. Своей мастерской не имел, работал там, где жил — в десятиметровой комнате коммунальной квартиры на Арбате. Михаил Соколов категорически не принимал соцреализма. И вместо спортсменок и трактористов писал рыцарей и старинных испанок, Пьеро и комедиантов, денди и прекрасных дам в вуали. Арестован 26 октября 1938 года и приговорён к 7 годам исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал на станции Тайга. Был досрочно освобождён из лагеря в 1943 году в связи с тяжёлым состоянием здоровья. После освобождения (с 1943 по 1947 год) жил в Рыбинске, преподавал рисование в местном Доме пионеров. Добиться снятия судимости и восстановления в МОСХе Соколову не удалось.Умер 29 сентября 1947 года. Реабилитирован 26 июня 1958 года.Марина Ивановна Баскакова - жена и муза художника. Марина Баскакова была моложе мужа на восемнадцать лет. Она родилась на Украине. В Москву перебралась после расстрела отца. Окончив курсы, работала машинисткой. В браке с Михаилом Соколовым прожила восемь лет. В 1935 году они расстались. За годы совместной жизни художником было создано около ста ее портретов в технике масляной живописи, рисунка карандашом, пером и тушью. Николай Тырса, Девушка в зеленом берете, 1930-е годы, Галеев галереяНиколай Андреевич Тырса — живописец, график, специалист прикладного искусства и педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Один из создателей ленинградской школы книжной графики. Умер в 1942 году.Самуил Адливанкин, Миша, 1933, Самарский музейСамуил Яковлевич Адливанкин - живописец, монументалист, график, входил в «левое» крыло советского искусства 1920—30 годов. Работал с плакатом, писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Умер в 1966 году.Юрий Пименов, Портрет девушки, 1934, Частное собраниеЮрий Иванович Пименов - представлять не надо, широко известный советский художник. Один из моих любимейших. Умер в 1977 году. Порфирий Крылов, Андрюша, 1934, Тульский музейПорфирий Никитич Крылов - тот самый из Кукрыниксы. Умер в 1990 году. На портрете сын художника, который тоже стал художником.Мария Казанская, Автопортрет с красным шарфом, 1937, Частное собраниеМария Борисовна Казанская - художник-живописец. Выросла в семье близко связанной с искусством. Её бабушка была двоюродной сестрой Михаила Врубеля; мать – Наталья Эрнестовна Радлова-Казанская — дочь советского историка философии, филолога и переводчика Э. Л. Радлова. По совету В. В. Лебедева пришла в мастерскую В. М. Ермолаевой. Одновременно, училась в Академии Художеств у А. А. Осмеркина. Она входила в "домашний круг" К. С. Малевича, дружила с К. И. Рождественским .Мария Казанская была близка к группе художников «живописно-пластического реализма». Была арестована 25 декабря 1934 года, одновременно с В. М. Ермолаевой как «участник контрреволюционной группировки, пытающейся наладить нелегальную связь с заграницей и ведущей антисоветскую пропаганду среди окружающих» (по другим сведениям арестована в связи с убийством Кирова) 3 марта 1935 года следствие в отношении Казанской было прекращено. После ареста у Казанской обострилось наследственное психическое заболевание. В сентябре 1937 года прекратила занятия живописью.Весной 1942 года умерла от истощения в блокадном Ленинграде.

stroganov.livejournal.com

Выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг» - отчёт. Часть 1.

В ЦВЗ «Манеж» проходит интереснейшая выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг», которая погружает вас в пространство Советского мифа с верой в нового прекрасного человека, полезного обществу , с верой в героев и вождей.

Степан Карпов. Фрагмент. Дружба народов. 1923-1924.Государственный центральный музей современной истории России.

Экспозиция выставки выстроена так, чтобы, среди прочего, показать, как реализм –«пережиток проклятого прошлого», невостребованный в первые годы советской власти, постепенно вытеснят со сцены авангардное искусство.

Исаак Бродский. Фрагмент. II Конгресс Коминтерна(Торжественное открытие второго конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого, бывшем Таврическом). 1924.Государственный исторический музей.

Исаак Израилевич Бродский (1883—1939) — советский и российский живописец и график, педагог и организатор художественного образования, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 1930-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы. До Октябрьской революции 1917 года и в 1920-е годы Бродский участвовал в выставках в Академии художеств, был экспонентом «Товарищества южнорусских художников», «Товарищества передвижных художественных выставок», «Общества им. А. И. Куинджи», «Общины художников». Бродский много работал над созданием образов советских вождей, в первую очередь В. И. Ленина и И. В. Сталина. Кроме того, Бродский занимался реорганизацией художественного образования в СССР. С 1932 года был профессором, а с 1934 — директором Всероссийской Академии художеств.

Исаак Бродский. Фрагмент. II Конгресс Коминтерна(Торжественное открытие второго конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого, бывшем Таврическом). 1924.Государственный исторический музей.

Второй конгресс Коммунистического интернационала проходил 19 июля — 7 августа 1920 в Петрограде. Решение о созыве II конгресса Коминтерна было принято на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 1 июля 1920 года. В Президиум конгресса входило 5 человек: Г. Зиновьев, В. Ленин, П. Леви, А. Росмер, Дж. Серрати. На конгрессе был принят Устав Коминтерна, в котором были подтверждены цели и задачи мирового коммунистического движения, принятые на I конгрессе: свержение капитализма, установление диктатуры пролетариата и создание всемирной Советской республики. Коминтерн в нём рассматривался как единая международная партия с железной дисциплиной.

Василий Сварог. Доклад И.В. Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте конституции СССР. 1938.Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Василий Семёнович Сварог (5 (15) марта 1883, Старая Русса — 31 декабря 1946, Москва) — русский и советский художник.В 1925 году В. С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков.После Великой Октябрьской революции творчество Сварога приобретает яркую политическую направленность. Сам художник называет свой жанр «политической композицией». Одни картины выполнялись на основе личных впечатлений, другие на основе газетных сообщений. Имя Василия Сварога связано с именем Сергея Есенина. 25 декабря 1925 года художник также находился в гостинице «Англетер». Сварог попал в номер Есенина в тот момент, когда того извлекли из петли. И в это время создал посмертные портреты С. Есенина.

Исаак Бродский. У гроба вождя. 1925. Государственный исторический музей.

Исаак Бродский. Фрагмент. У гроба вождя. 1925. Государственный исторический музей.

Петр Мальцев. Встреча героического экипажа. 1938. Слева от вождя Валерий Чкалов.Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Пётр Тарасович Мальцев (1907—1993) — советский живописец. Народный художник СССР (1974). Автор произведений на военно-исторические сюжеты, создатель диорам. Член СВХ имени М. Б. Грекова с 1949 года. Участвовал в восстановлении панорамы Ф. А. Рубо «Бородинская битва».Беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер, совершён 18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе: командир экипажа — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков и штурман — А. В. Беляков. Первый в истории беспосадочный перелёт из СССР в США. Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 километра — по прямой), в том числе 5900 км — над океанами, длительность — 63 часа 16 минут. Президент США Франклин Рузвельт принял и лично поздравил всех участников перелёта в Овальном кабинете Белого дома.

Петр Мальцев. Фрагмент. Встреча героического экипажа. 1938.Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Григорий Шегаль. Фрагмент. Вождь, учитель и друг.(И.В. Сталин в президиуме II Съезда колхозников-ударников в феврале 1935 года). 1936-1937.Государственный Русский музей.

Второй Всесоюзный съезд колхозников-ударников состоялся 11 - 17 февраля 1935 года. На съезде присутствовало 1433 делегата. Состав делегатов 2-го съезда колхозников-ударников показал колоссальный рост колхозного производства, количественный и качественный рост колхозного актива - героев и творцов новой жизни. В своих выступлениях на съезде делегаты рассказывали об итогах колхозного движения, о замечательных достижениях строительства новой жизни в советской деревне. Так же на съезде был принят устав сельско-хозяйственной артели, который стал законом для колхозной жизни.

Александр Герасимов. Фрагмент. Ленин на трибуне. 1930. Государственный исторический музей.

Александр Михайлович Герасимов (1881—1963) — русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. Доктор искусствоведения (1951). Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х годов. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е годы начинает писать картины в жанре социалистического реализма. Был любимым художником И. В. Сталина. Его портреты работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими.

Констанин Вялов.Фрагмент. И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов на крейсере «Червона Укранина». 1933.Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

«Червона Украина» — советский военный корабль, лёгкий крейсер типа «Светлана» («Адмирал Нахимов»). В январе 1920 года отбуксирован белогвардейцами в Одессу и там посажен на мель. В феврале 1920 года возвращён в Николаев. 1 апреля 1923 года Николаевские государственные заводы приступили к достройке корабля по первоначальному проекту. 26 декабря 1922 года крейсер получил новое имя — «Червона Украина». Принимал участие в боях в составе Черноморского Флота СССР в годы Великой Отечественной войны, в эвакуации Одессы, обороне Севастополя. 8 ноября 1941 первым из кораблей эскадры открыл огонь по наступающим войскам противника. 12 ноября, во время авианалёта, в крейсер, стоящий у Графской пристани попало две бомбы, из-за чего на корабле, который получил серьёзные повреждения, погибло 70 человек. На следующий день корабль отбуксировали в Южную бухту, где он затонул.

Федор Богородский. Памяти В.И. Ленина. Натюрморт. 1932. Государственная Третьяковская галерея.

Богородский Фёдор Семёнович (1895—1959) — советский живописец, большинство известных картин которого посвящено революционным матросам. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). После революции работает в ВЧК в Москве. В 1918 году его направляют на родину, в Нижний Новгород, где он работает сначала заместителем председателя следственной комиссии ЧК, затем в политотделе Волжской военной флотилии. После контузии в 1920 году был направлен в Нижний Новгород, где возглавил Художественный отдел. 1922 году переехал в Москву и поступил во ВХУТЕМАС в мастерскую А. Е. Архипова (1922−1924). Выпустил поэтический сборник «Даешь!» (1922). Защитил диплом в 1927 во Вхутеине, получив право на пенсионерскую поездку за границу.

Борис Комаров. Фрагмент. Молодежь метро за учебой. 1937.Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Два первых революционных десятилетия в СССР – единственный пример в истории искусства, когда восхищение трудом приняло такой искренний, массовый характер. Труд прежде бывший лишь «тяжелым», «каторжным», «подневольным» , стал свободным и прекрасным. Все оказалось поэтичным и подходящим для исследования и увековечивания.Александр Дейнека. Раздолье. 1944. Государственный Русский музей.

Александр Дейнека. Фрагмент. Раздолье. 1944. Государственный Русский музей.

Идея всеобщего счастья так же была воплощена в искусстве. Рядом война, голод, но вера в будущий Эдэм, который будет построен, воплощается в искусстве. «Через четыре года здесь будет город-сад» вот такая вера была в людях, которая помогала пережить тяжелые времена. Увы, Рай недостижим.Приходите на выставку вспомнить Советский миф, посмотреть на искусство, которое понятно всем, а не единицам избранных. Еще раз попробовать понять, что все-таки хотели построить люди, совершившие революцию и выстоявшие в войну. И пусть это иллюзия, но именно эта мечта позволила победить, построить промышленность, создать государство. А здесь вы увидите отражение этого мифа в творчество различных художников советского времени.

Выставка продлится до 04 декабря 2015 года.

Адрес: Манежная пл., д.1, Проезд до ст. м. Охотный ряд, м. Александровский сад, м. Библиотека им. Ленина.Время работы: вт-вс 12:00–22:00, вход посетителей до 21:30, пн - выходной.Цена билета: вход свободный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

mayak-parnasa.livejournal.com

Специфика живописи советского периода - Cоветская живопись

Проходит время, а советская живопись все также привлекательна для многих слоёв населения: на картины ходят смотреть в художественные музеи и приобретают в частные коллекции. Так чем же живопись советского периода отличается от подобного вида русского искусства, которое было создано в другое время?  Давайте разберемся.  

 

А начнем мы с определения того, какая же живопись относится к разряду советской.  Как следует из названия, советская живопись это живопись, которая была написана в советский период истории нашей страны: с 1917 по 1991 год. В основном все произведения, которые были созданы в то время, можно разделить на так называемое официальное и неофициальное искусство. Как это видно уже из названия, официальная советская живопись писалась по заказу управляющих страной структур и преследовала их цели.

 

В связи с историческими изменениями, которые в то время происходили в российском обществе, для живописи была характерна смена главной линии официального искусства, которое в корне отличалось от картин художников традиционной русской живописи. Магистральная тенденция того времени заключалось в том, что идеологическое содержание  любого вида искусства выдвигалось на первый план.  

 

Так, за главный принцип «оценки» практически любой картины советских художников были взяты слова В. И. Ленина о том, что искусство должно быть понятно трудящимся массам, отражать их чувства и мысли, а также побуждать их проявлять активность в деле создания нового советского государства. При этом одной из задач советского искусства, которое принимала официальная власть, было – отстаивание «интересов общего дела борьбы народа за социализм и коммунизм».

Также спецификой того периода существования нашей страны стало появление нового художественного термина – социалистический реализм. Его официально провозгласил с трибуны 1932 году Максим Горький. Именно тогда и были сформулированы основные принципы, которым должен был следовать соцреализм как новый метод отображения жизни во всех видах советского искусства.

Историки отмечают, что этот момент стал главным началом новой эпохи советского искусства, характеризующейся идеологическим контролем, применяемым в довольно жёсткой форме, и пропагандистскими схемами, которые использовали разные виды искусства для достижения целей существующей власти.

Итак, согласно постановлениям властей все картины художников того периода должны были отражать следующие основные принципы:

1) Народность. В то время было принято, чтобы картины советских художников изображали героев труда, рабочих и крестьян, большевиков и военнослужащих.  Примером такой работы можно считать женский портрет, написанный Петровым-Водкиным в 1920 году. Картина называется «1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)» и в ней автор решает этико-философские проблемы того времени.

2) Идейность. Данный принцип служил основой изображения мирного быта народа, поиска путей к новой жизни и героических поступков на благо всех людей. Чтобы понять, как художники могли рисовать картины с воплощением этого принципа в реальность, стоит посмотреть, например, на пейзажи того времени.

Так, на картине Аркадия Рылова «В голубом просторе» (1918 г.), как отмечают критики, с помощью символических образов выражено свободное человечество, вырвавшегося к необъятным просторам мира и скинувшее с себя оковы самодержавия. Однако такие произведения трудно было оценивать с точки зрения социалистического реализма, и тогда появился новый принцип, который указан в следующем пункте.

3) Конкретность. То есть, изображения должны были чётко, без всякого лишнего «заумнивания», отражать действительность процесса исторического развития социализма и соответствовать материалистическому пониманию правящей верхушки.

Таким образом, можно сделать вывод, что специфика живописи советского периода заключается именно в появлении нового направления – советского реализма, который, несмотря на свою, часто идеологическую подоплеку, все также привлекает к себе людей, благодаря силе художественной подачи элементов нашей жизни, и по сей день.

 

Ирина Алексеева

sovjiv.ru

Интерьер в советской живописи / Назад в СССР / Back in USSR

Очень интересная подборка картин, на которых предстают типичные образцы советского жилища со всеми приметами времени. Тема, в которой мы почти все, без шуток, эксперты, так как большинство из нас жили в таких интерьерах. Первая картина — почти цветная фотография: Лактионов Александр Иванович (Россия, 1910 — 1972) «Переезд на новую квартиру» 1952 Красавин Алексей Николаевич (Россия, 1956 ) «Дом моего деда» Кугач Юрий Петрович (Россия, 1918) «Угол мастерской художника» 1956 Невзгодин Анатолий Никифорович (Россия, 1932) «Подруги» 1977 Неизвестный мне автор. «Новая квартира» 1960 ©. Мясников Игорь Петрович (Россия, 1938) «Программа «Время»» 1978 Грицай Алексей Михайлович (Россия, 1914-1997) «Вечер в доме художника Андрея Тутунова» 1962 Никич-Криличевский Анатолий Юрьевич (Россия, 1918 — 1994) «Этюд с медалями М. Исакова» 1951 Истомин Константин Николаевич (Россия, 1887-1942) «Вузовки» 1933 Панцырев Юрий Николаевич (Россия, 1950) «Интерьер» 1984 Савельева Валентина Петровна (Россия, 1938) «Утро» 1974 Сухарев Михаил Иванович (Россия, 1960) «Интерьер» Белая Агафья Викторовна (Россия, 1975) «Утром» Прудникова Елена Сергеевнаа (Россия, 1978) «Натюрморт с соломенной шляпой» Ну и куда же без Юрия Ивановича? Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «Лирическое новоселье» 1957 Машенкин Валерий Алексеевич (Россия, 1939) «Интерьеры» Машенкин Валерий Алексеевич (Россия, 1939) «Интерьер» Соловьева Галина Сергеевна (Россия, 1908-1984) «Интерьер» 1968 Уфимцев Виктор Иванович (Россия, 1899 — 1964) «Интерьер столовой» 1956 Безсмертнова Людмила Евгеньевна (Россия, 1922) «Вечерний разговор» 1959 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «Богато накрытый стол» Пятахин Николай Петрович (Россия, 1946) «Воскресный день в мастерской» 1980 Агабабаева-Шебашева Валентина Алексеевна (род. 1927) «Дома» 1955 Кугач Юрий Петрович (Россия, 1918) «Интерьер. Дача» 1974 Коротков Степан Федорович (Россия, 1956) «В гостинице ЦИПК» 1989 Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «Утренние покупки» 1957 Макаров Антон Владимирович «Интерьер мастерской А.А. Пластова в Прислонихе» Пименов Юрий Иванович (Россия, 1903 — 1977) «В комнатах»

back-in-ussr.com

Советская жанровая картина. 1950–1980

Монументальные полотна, станковая живопись и графика на выставке в галерее СОВКОМ в полной мере дадут представление обо всех течениях и традициях реалистического искусства в СССР

Галерея СОВКОМ, с 15 января 2013Москва, ул. Щепкина, 28

В галерее СОВКОМ открыта выставка советской жанровой картины. Тема эта всегда была актуальна, но в последнее время интерес к живописи 1950–80-х годов стремительно растет. Новая экспозиция галереи СОВКОМ посвящена советской живописи второй половины ХХ века. Монументальные полотна, станковая живопись и графика в полной мере дают представление обо всех течениях и традициях реалистического искусства в СССР.

В экспозиции представлено более 100 работ, в основном это известные имена — братья Ткачёвы, М. П. Кончаловский, Д. А. Налбандян, И. П. Обросов, П. П. Оссовский, Г. К. Савицкий и др.

Вместе с тем организаторы постарались отразить в экспозиции творчество бывших союзных республик. Наиболее обширен раздел живописи, созданной в Узбекистане местными художниками и теми, кто посетил республику в ходе творческих командировок; в экспозиции — работы В. Б. Манохина, П. П. Блока, Р. Г. Дмитриева, Ю. Л. Катца, В. Ф. Васина, С. А. Тутунова. Многие из работ этого раздела — подлинные находки, причем музейного уровня. Немалая часть произведений предоставлена из частных коллекций и наследниками авторов и никогда ранее не выставлялась. 

Немного найдется выставочных тем (за исключением совсем уж формальных), способных так легко и естественно соединить в одном зале произведения мастеров русской академической школы и художников-нонконформистов. Выставка «Советская жанровая картина» в галерее СОВКОМ дает возможность по-новому взглянуть в целом на художественную жизнь страны во второй половине прошлого века и на творчество отдельных ее представителей — таких непохожих друг на друга.

Часть работ на выставке — это поступления на аукционы 2013 года, и многие из них можно приобрести сейчас.

В субботу и воскресенье в январе и феврале СОВКОМ работает по предварительной договоренности. По телефону+7 (495) 684 91 91 или по почте [email protected] можно договориться о просмотре в удобное для посетителей время.

Источник: sovcom.ru

artinvestment.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта