Картинки животных из геометрических фигур. Фигуры картины


Геометрические фигуры: картинки для детей

В этом разделе моего блога Вы можете скачать картинки и раскраски геометрических фигур для детей. Ваш ребенок познакомится с такими геометрическими фигурами, как: квадрат, круг, прямоугольник, равнобедренный треугольник, пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник, сердце, овал, звезда, прямоугольный треугольник, ромб, воздушный змей или кайт, крест и полукруг, а также объемные фигуры, например, цилиндр.

картинки геометрические фигуры для детей

Пособия и материалы по теме

Все геометрические фигуры для детей, их картинки, рисунки или раскраски Вы можете разрезать на отдельные карточки и изучать вместе с Вашим ребенком. Из них может получиться отличная аппликация.

Все представленные плоские и объемные фигуры для дошкольников разноцветные и яркие, с ними будет приятно играть и познавать любому малышу.

Картинки, рисунки и раскраски геометрических фигур для малышей предназначены как для индивидуального использования, так и для групповых занятий в школах раннего развития и детских садах.

Занятия с карточками геометрических фигур развивают кругозор Вашего малыша, позволяют узнать название и виды различных фигур.

Разнообразьте свои занятия для детей различными играми с карточками геометрических фигур, например,

  1. можно искать похожие на эти геометрические фигуры предметы в доме,
  2. распечатать два варианта с геометрическими фигурами, один вариант разрезать на карточки и прикладывать к другому,
  3. можно также просто распечатать геометрические фигуры для дошкольников, разрезать на карточки и развесить по комнатам на уровне глаз ребенка. Иногда подходить к карточкам и ненавязчиво называть геометрические фигуры, а потом, когда почувствуете, что малыш усвоил информацию, спрашивать его.

Придумайте и Вы свои варианты игры.

Скачать и распечатать геометрические фигуры в картинках Вы можете здесь совершенно бесплатно — нажмите на картинку ниже.

геометрические фигуры картинки

разные геометрические фигуры картинкиГеометрически фигуры с названиями на русском языке.

 

виды геометрических фигур в картинкахНазвания на английском языке.

карточки с геометрическими фигурами

виды геометрических фигур в картинкахЗадание: соедини линией одинаковые по форме геометрические фигуры.

виды геометрических фигур в картинках

рисунки из геометрических фигур картинки
Назови и напиши названия всех геометрических фигур.геометрические фигуры картинки-заданияСоедини линией одинаковые по форме геометрические фигуры.картинки геометрические фигуры для детейОбведи пунктирные линии.картинки геометрические фигуры для дошкольниковПосчитай, сколько геометрических фигуркартинки геометрических фигур с заданиямиПострой логическую цепочку.геометрические фигуры картинки раскраски
Найди все квадраты и раскрась.

 

рисунки из геометрических фигур Разрежь на части фигуры и назови их.картинки геометрических фигур с заданиямиРаскрась в соответсвующие цвета.картинки геометрические фигуры для детейОбведи и назови.

картинки веселых геометрических фигуробъемные геометрические фигуры картинкиобъемные геометрические фигуры картинки

картинки веселых геометрических фигуркартинки веселых геометрических фигур2

картинки задания по геометрическим фигурамПосчитай, сколько на рыбке фигур?

объемные геометрические фигуры картинки

 

 

Аппликация

Интересным видом работы для детей может стать аппликация. Вы можете вырезать круг или квадрат, а затем попросить малыша наклеить его на основу. Такие фигуры, как квадрат, овал, круг могут стать основой для небольшой картинки.

Интересно будет склеить из бумаги объемные фигуры, например, параллелепипед или цилиндр. Правда, для этого понадобится плотный картон, зато дети узнают, что в основе параллелограмма лежит квадрат, а в цилиндр берет за основу круг. Аппликация поможет развивать творческие способности детей. Цилиндр или параллелограмм можно впоследствии использовать как коробочку для небольших игрушек.

Материалы для скачивания

Шаблоны животных из геометрических фигур Вы можете скачать здесь.

аппликации из геометрических фигур

шаблон для аппликации из геометрической фигуры

дом из геометрических фигурВырежи и склей домик.геометрические фигуры картинки для аппликацийЭти геометрические фигуры Вы можете вырезать и придумать свои аппликации.

аппликация из геометрических фигур картинки2

аппликация квадрат из бумагиСделай веселый квадрат из бумаги.

геометрическая фигура из бумагимашина аппликация

аппликация из геометрических фигур картинки4Вырежи и приклей окна к домику.

Аппликация для дошкольников, как и раскраски, развивает мелкую моторику пальцев, стимулирует центры речи. Занимайтесь со своим малышом: изучайте геометрические фигуры!

Видео

 

Загрузка...

steshka.ru

Живопись фигуры- PAINTMASTER.RU

Вы начинаете заниматься живописью фигуры, имея уже опыт работы в живописи натюрморта, интерьера, пейзажа, головы человека. Все то понимание основ живописи и практическое умение, которое вы приобрели прежде, необходимо будет в полной мере применить здесь.

Изображение человека является завершающим разделом всей вашей работы с натуры, в котором необходимо соединить все, чему вы научились. Значит ли это, что те живописные принципы, которыми вы руководствовались во всех прежних работах, неприменимы в данном случае и нужно искать каких-то новых путей, новых методов работы, для того чтобы написать фигуру человека? Нет, этого сказать нельзя.

В смысле решения живописных задач работа над этюдом фигуры не содержит в себе коренного отличия от работы над живописным изображением любой другой натуры.

  • Как всегда, необходимо прежде всего организовать постановку;
  • затем решить композиционное размещение этюда на холсте или листе;
  • как всегда, следует начинать с внимательно построенного рисунка, точного по пропорциям и по постановке фигуры;
  • наконец, как и во всяком этюде, нужно переходить к работе красками, стремясь с наибольшей правдивостью и выразительностью передать цветом форму фигуры в пространстве, характерные индивидуальные признаки данной модели, ведущий цветовой строй натуры при данных условиях освещения и окружающей обстановки.
  • Особенность работы над живописью фигуры человека заключается в сложности решения общих живописных задач, связанных с подвижностью и гибкостью конструкции фигуры. Это вы уже достаточно понимаете, так как писали голову, работали над набросками и рисунками фигуры.

    В повседневной жизни мы видим людей, отличающихся друг от друга по цвету кожи, волос, глаз. Эти отличия бывают то очень резкими, то малозаметными. Люди по- разному одеваются — то в яркую, то в пеструю одежду, то в сдержанную и монотонную по цвету. Кроме того, мы всегда видим людей в разной обстановке и при разном освещении — то в помещении, то на открытом воздухе, то в большом, широком пространстве, то в окружении разных предметов. В течение дня мы можем наблюдать человека при ярком и тусклом свете, при дневном и искусственном освещении.

    Физическое и душевное состояние человека влияет на цвет кожи лица, рук, всего тела. Мы всегда отличаем болезненную бледность от здорового загара, старческую блеклость от румянца юности и т. д.

    Все эти обстоятельства каждый раз вызывают совершенно новые цветовые сочетания, новые соотношения и, стало быть, новые живописные комбинации для художника.

    Попробуйте понаблюдать в жизни или вспомнить несколько различных случаев.

    Вот вы встретили на улице в солнечный день светловолосую девушку в голубом платье, увидели ее на фоне красного кирпичного дома. Вы пришли в физкультурный зал и увидели смуглого черноволосого спортсмена в белой майке и трусах на фоне побеленной стены. А вот в зимний день вам встретился человек в рыжеватом полушубке, в теплой шапке, и вы видите открытым только лицо, раскрасневшееся от мороза, а вокруг него покрытые снегом землю, дома и т. д. Посмотрите на седого человека в темном костюме, читающего при электрическом свете в затемненной комнате. Таких примеров можно было бы привести множество. Их можно наблюдать ежедневно.

    Каждый такой случай представляет совершенно новую цветовую комбинацию для живописца. Нет нужды доказывать, что каждый требует своего особого живописного решения. Полезно еще раз вспомнить, что неисчерпаемое многообразие окружающей нас жизни исключает возможность какого бы то ни было готового, заранее предусмотренного рецепта живописного решения. Оно требует от художника активных поисков средств для живописного воплощения натуры.

    Общий принцип строгого соблюдения формы в живописи здесь имеет особо важное значение

    Общий принцип строгого соблюдения формы в живописи здесь имеет особо важное значение, обусловленное тем же разнообразием индивидуальностей и подвижностью строения фигуры, о которых говорилось выше. Хороший пейзажист, когда пишет с натуры, не прощает себе погрешности в форме дерева, дома или берега реки. Тем более не должен допускать небрежного отношения к форме живописец, изображающий человека. Небольшая ошибка может привести к фальши, к искажению облика данного человека и даже общей структуры человеческого тела. Нужно иметь в виду, что под правильной формой понимают не только верные пропорции и постановку фигуры, но и верное решение объемных форм в пространстве, выраженное в цветовых отношениях. Можно в начале работы верно нарисовать фигуру по общим очертаниям, по пропорциям и постановке, а затем, в ходе живописного решения, неверные цветовые отношения могут привести к искажению форм, к их чрезмерному „вырыванию" вперед и, наоборот, — к неоправданному чрезмерному уходу в глубину других объемов. Такое изображение не может считаться верным. Необходимо стремиться к тому, чтобы цветовые отношения помогали выразить все формы фигуры достоверно по отношению к натуре и чтобы каждый объем нашел свое верное место в пространстве в связи с другими объемами.

    Следовательно, общее правило строгой согласованности хорошего рисунка (понимая под рисунком выражение формы) с верным цветовым решением приобретает в живописи фигуры особенно важное значение.

    Когда вы рисовали фигуру, то обращали внимание на характерную особенность ее пластики, плавные переходы одной формы в другую, неразрывную конструктивную и объемно- пространственную связь форм. Эти пластические особенности обусловливают множество самых разнообразных тончайших светотеневых колебаний, соответствующих пространственному движению формы. В живописи все эти колебания выражаются цветом, что, в свою очередь, связано с поисками разнообразных оттенков, содержащихся в довольно ограниченной общей цветовой гамме, характерной для всего тела человека. К этому нужно добавить то важное обстоятельство, что фигура человека занимает небольшое сравнительно пространство. Цветовые различия между разными пространственными планами фигуры значительно мягче, чем, например, в пейзаже или интерьере, где могут быть большие расстояния между разными планами. Значит, особенность работы над живописью фигуры человека состоит еще и в том, что здесь для выражения формы необходимо оперировать большим количеством различных тонких и часто едва различимых цветовых сочетаний.

    Вам уже достаточно известна роль освещения в восприятии натуры. Нужно и в работе над живописью фигуры каждый раз внимательно относиться к выбору подходящего освещения.

    Выбор одежды для модели
    Особый вопрос, возникающий лишь в связи с изображением человека, — это выбор одежды для модели. Особенно это важно, когда работаете красками, потому что здесь дело уже не только в светлоте одежды, но и в ее цвете. Трудно дать какие- либо определенные рекомендации в этом отношении, потому что в жизни нам приходится сталкиваться с неисчислимым количеством самых разнообразных видов костюма. Можно, однако, посоветовать для учебных этюдов, особенно для первых работ, подбирать одежду для своих натурщиков и натурщиц не пеструю, не ярких и не очень темных цветов и желательно легкую, облегающую, чтобы под ней угадывались формы тела. Даже при самых скромных возможностях можно всегда найти несколько разных вариантов костюма натурщика и из них выбрать наилучший.

    В живописи необходимо находить цветовые отношения фигуры и ее частей в связи с окружением

    Когда вы рисовали фигуру, то связывали ее с окружающим пространством тональными средствами. В живописи во всяком этюде необходимо находить цветовые отношения фигуры и ее частей в связи с окружением. Каково бы ни было это окружение — гладкая стена позади фигуры или дверь, глубина интерьера или застекленная терраса, городская улица или лесная чаща, — во всех случаях следует искать цветовые отношения не только самой фигуры человека, но одновременно и тех окружающих его предметов, которые входят в изображение. Цвета предметов, находящихся перед фигурой, по сторонам и позади нее, имеют такое же важное значение для верного живописного решения, как и цвет одежды, волос, тела. Поэтому мы советуем, работая над этюдом как кратковременным, так и более длительным, решать цветовые отношения сразу всего холста (или листа бумаги). Нужно все время следить за тем, чтобы предметы, изображенные вокруг фигуры, не подавляли изображение человека, чтобы его фигура оставалась композиционным центром. Старайтесь постановку организовать таким образом, чтобы главные контрасты света и цвета, привлекающие внимание, прежде всего концентрировались в изображении самой фигуры, а все, что вокруг и позади, смотрелось бы менее контрастно. Не следует, как вы знаете, увлекаться чересчур подробной разделкой деталей окружающей обстановки, так как это тоже будет мешать видеть главное — фигуру, будет дробить и пестрить этюд. Конечно, нельзя пренебрегать правильностью построения и цветового решения предметов окружения. Все, что входит в ваш этюд, может быть показано общо, без лишних подробностей, но обязательно должно быть верно построено, найдено в цветовых отношениях, по форме и по положению в пространстве. Задача живописца не ограничивается изображением в этюде необходимых по смыслу окружающих предметов, но состоит еще и в том, чтобы написать фигуру в связи со свето- воздушной средой, в которой мы видим натуру. Мы всегда видим натуру в глубине определенного пространства, при определенном освещении, при взаимодействии всех предметов и таким образом наблюдаем явления воздушной перспективы, всевозможные рефлексы от окружающих предметов, даже не входящих в наше поле зрения, и цветовые особенности, обусловленные данным характером освещения. Значит, если даже писать фигуру на фоне гладкой стены, без каких- либо дополнительных предметов обстановки, нужно искать связь фигуры с окружающей средой, выражаемую всем строем цветовых соотношений. Мы должны как бы погрузить фигуру в окружающее пространство, наполненное воздухом и светом.

    Можно коротко перечислить те основные цветовые отношения, которые нужно решить, работая над живописью фигуры: обнаженные части тела, одежда, волосы и предметы окружающей обстановки (в том числе фон).

    Порядок ведения быстрых и краткосрочных этюдов

    В предыдущей главе в связи с живописью головы человека мы говорили о важности предварительного живописного замысла работы, то есть ясного, хорошо понятого общего цветового и тонального строя натуры. Для успешного хода работы над живописным изображением фигуры это также чрезвычайно важно. Поэтому мы в ряде заданий рекомендуем, прежде чем начинать длительную работу над многосеансным этюдом фигуры, сделать предварительный быстрый этюд для общего композиционного и живописного решения.

    Очень важно так организовать свои занятия, чтобы работа над кратковременными этюдами сочеталась с длительной работой над многосеансными этюдами. В быстрых этюдах решаются лишь самые суммарные, общие отношения, форма выражается очень скупо и обобщенно. Приведение этюда к большей цельности, богатству и гармонии цвета, к основательно и полно выраженной форме требует и большего времени. Если делать только быстрые этюды, вы никогда не дойдете до полноты выражения натуры в живописи и не пройдете весь сложный путь постепенного превращения сырого первоначального замысла в полноценное живописное изображение. С другой стороны, работа только над продолжительными этюдами может привести к притуплению чувства целого, к сухости и вялости живописи.

    И в том и в другом случае вы развивались бы односторонне и не достигли бы удовлетворительного результата. Поэтому по мере сил старайтесь находить возможность долго работать над одним этюдом.

    Основные задачи в живописи фигуры человека

    Порядок работы над живописным этюдом фигуры человека тот же, что и в других случаях. Этот процесс вам уже знаком. Следует лишний раз вспомнить о сложности задач, стоящих перед живописцем в работе над изображением человека, и о важности сознательного и строгого отношения ко всему ходу работы, начиная от наблюдения и выбора натуры, кончая последним мазком.

    Итак, мы можем назвать основные задачи, стоящие перед нами в живописи фигуры:

  • Передача живописными средствами объемной формы в пространстве и пластической связи форм.
  • Выражение связи фигуры с окружающей средой.
  • Выявление характерных черт облика данного человека.
  • Вы сейчас на сайте paintmaster.ru. Добро пожаловать.

    paintmaster.ru

    Животные из геометрических фигур: картинки для детей

    Умеете ли вы составлять животных из геометрических фигур?

    Никогда не пробовали?

    Тогда стоит посмотреть картинки на сайте, где из геометрических фигур сложены разнообразные животные. Предложите эти рисунки своим детям: наверняка они оценят их оригинальность.

    животные из геометрических фигур картинки

    Геометрический мир

    Во всем, что нас окружает, можно отыскать элементы геометрии.

    Стол может быть круглым или квадратным, наши дома – параллелепипеды и т.д. Не наблюдали, как рисуют художники? Они сначала намечают контуры предмета с основой из геометрических фигур, а уж затем проводят вокруг них плавные линии. Они видят мир геометрическим, а ровные или мягкие линии лишь скрывают настоящую суть вещей.

    В педагогике для детей дошкольного возраста есть даже целое направление, где ребят учат во всем видеть чистые геометрические фигуры. Это педагогика Марии Монтессори. Она считала, что чистые геометрические фигуры способствуют лучшему развитию детей и их ориентации в мире. Нельзя сказать, что эта система идеальна, но она нашла своих сторонников.

    А теперь давайте вспомним произведения художников эпохи модернизма и постмодернизма. Перед глазами встают картины, наполненные квадратами, треугольниками, кругами, трапециями и всевозможными фигурами, окрашенными в разные цвета. Так живописцы новой эпохи видели мир, и этому должно было основание. Они пытались передать этот мир нетронутым человеческими руками. Их стремлением было показать, что все мы и все предметы вокруг нас состоят из геометрических фигур. Весь наш мир, если присмотреться, — сплошная геометрия.

    Геометрические аппликации кошка картинкаГеометрическая аппликация петушок картинкаГеометрическая аппликация заяц картинкаГеометрическая аппликация бабочка картинка

    Геометрическая аппликация волк картинкаГеометрическая аппликация медведьГеометрическая аппликация птичкапчелка Геометрическая аппликациягусеница аппликациякошка цветная аппликациялиса цветная аппликация картинкацыпленок животные из геометрических фигур картинкиживотные из геометрических фигур картинки жирафживотные из геометрических фигур картинкирыбка аппликациясобачка аппликациякошка из геометрических фигураппликация солнышко для детей

    Как использовать картинки в работе с детьми

    Вполне понятно, что встает вопрос: одно дело художники, но зачем детям такое видение мира?

    Конечно, картинки с животными из геометрических фигур не ставят целью навязать малышу неординарное видение мира. Однако почему бы ни показать, что и такая трактовка всего, что нас окружает, возможна.

    По картинкам можно интересно и увлекательно изучать названия геометрических фигур. От простого показа и повторения ребенок быстро устает и начинает отказываться от занятий, даже если их проводит мама в домашних условиях. Другое дело, если фигуры необходимо отыскать в животных. Тут просыпается неподдельное любопытство.

    Когда вы полностью изучите с ребенком названия фигур и их внешний вид, попросите ребенка проявить свое видение мира. Пусть для примера будет взято животное или любой предмет.

    Спросите: на какую геометрическую фигуру он похож.

    Такие упражнения:

    1. — развивают наблюдательность;
    2. — совершенствуют логическое и пространственное мышление;
    3. — способствуют видению скрытого за внешней оболочкой предмета.

    Малыш учится видеть и наблюдать то, что не могут или не умеют видеть другие. Это ли не воспитание художника и творческой личности?

    А можно поиграть в обратную игру. Представьте, что вы художники-абстракционисты. Пусть один из вас нарисует что-нибудь, состоящее из геометрических фигур, а другой попытается отгадать, что нарисовано. Живописцы постмодернизма часто зашифровывали свои рисунки на полотне, заполненной квадратами, прямоугольниками, трапециями… такие же головоломки предлагали ранее детские журналы.

    Вы и сами можете создать такую головоломку: нужно лишь немного фантазии и взгляд на мир сквозь призму геометрии.

    Бесплатные ссылки на пособия с аппликациями:

    аппликации для детей от 1 года до 3 лет Нажмите на картинку, чтобы скачать эту тетрадку с заданиями для детей бесплатно.животные из геометрических фигур картинкиПримеры страниц тетради с аппликациями для детей от 1 года до 3 лет.

    аппликации для детей

    аппликации для дошкольников Аппликации для детей от 4 до 7 лет. Нажмите на картинку, чтобы скачать эту книгу. Загрузка...

    steshka.ru

    Живопись фигуры - А. А. Унковский

    Этюд одетой фигуры

    Для первой постановки по живописи фигуры маслом подбирают натурщика хорошего сложения. Одежда рекомендуется простая, хорошо облегающая анатомические формы, активная и определенная по цветовым отношениям, но не пестрая. Фон выбирают гладкий, нейтральный по цвету. Прежде чем приступить к рисунку, нужно рассмотреть модель, выбрав место, с которого четко лепится форма. Нельзя садиться слишком близко к постановке — это сильно затруднит задачу целостного восприятия фигуры. Расстояние до модели должно быть не меньше, чем два ее роста.

    Сначала делают небольшой эскиз, в котором находят наилучшее композиционное решение и распределяют тональные и цветовые массы, наметив обобщенно освещенные места и тени на фигуре и их отношение к фону. Затем приступают к выполнению подготовительного рисунка. Его выполняют или сразу на холсте, или на бумаге в размер холста. Выполненный рисунок с бумаги переводят на холст при помощи припороха. Подготовительный рисунок на бумаге облегчит поиски пропорции и построение, так как на бумаге легче стирать, а также проводить вспомогательные линии. При компоновке фигуры нужно учесть движение натуры, установить размер рисунка и распределить всю постановку на листе.

    В том случае если натура изображается в положении стоя, нужно наметить линию центра тяжести.

    У стоящей фигуры с опорой на две ноги отвес пройдет через яремную ямку и лобковое сочленение к плоскости опоры. Если человек опирается на одну ногу, то линия центра тяжести пройдет от яремной ямки к внутренней лодыжке ноги, несущей нагрузку. Затем определяют пропорции и движение натуры, намечая направления основных частей тела, определяют, наклон плечевого пояса по отношению к тазовому и вспомогательной линией соединяют коленные чашечки. Решив обобщенно взаимосвязь частей фигуры в той же последовательности, что и в заданиях по рисунку, нужно уточнить характеристику и движение анатомической формы тела. Линии в подготовительном рисунке должны быть четкими, хорошо определяющими форму, тогда его будет легко переводить на холст.

    В одетой фигуре необходимо проследить ее анатомическое строение, тогда случайные складки не собьют рисунок. Пластика должна отвечать внутреннему строению фигуры, так как только тогда можно убедительно выразить движение натуры, ее положение в пространстве. Чтобы лучше понять строение фигуры, поставленной в определенном повороте, многие мастера искусства для изображения на картине одетого человека делали вспомогательные рисунки обнаженного натурщика в той же позе. Наглядным примером этого служат рисунки А. А. Иванова к «Явлению Христа народу», рисунки П. А. Федотова к «Завтраку аристократа» и многие другие.

    В процессе построения рисунка одетой фигуры можно обобщенно, легкими, линиями намечать под внешним покровом одежды формы обнаженной фигуры. Для первых заданий лучше рисовать натурщика без пиджака, который скрывает строение торса и поэтому затрудняет пластическое решение. Тонкие ткани лучше облегают фигуру, а направления их складок хорошо подчеркивают форму и ее движение. Чтобы лучше выявить форму, заканчивая подготовительный рисунок, можно затемненные участки и крупные складки слегка заштриховать, не давая, однако, полного тонального решения. Переведенный припорохом на холст рисунок нужно усилить для четкости угольным карандашом, сверяя с натурой, а затем, смахнув излишний уголь, прорисовать тонкой колонковой кистью акварелью коричневого цвета.

    Начинать писать нужно с подмалевка, по возможности без белил, проложив теневые участки и определив освещенные места. Тут же необходимо взять верные цветовые отношения. Находя большие, тональные массы, нужно выявить общую силуэтность фигуры к фону. В первых постановках лучше, когда теневые места натуры будут темнее фона, а освещенные несколько светлее. В дальнейшем же тональные отношения между натурой и фоном можно подбирать в соответствии с разными задачами. В живописи фигуры и фона нужно передать ощущение пространства. Если этого не достичь, то получится, что фон как бы «приклеен» к модели. Нельзя также допускать резкой границы теневой части с фоном, что затрудняет передачу объемной формы.

    После обобщенной прописки основных участков изображения переходят к лепке форм головы, торса, рук. Обобщенно прописывают нижнюю часть постановки, которая в комнатных условиях обычно несколько затемнена. Решая задачу выявления формы, нужно передавать и индивидуальную характеристику фигуры, ее движения.

    Размеры холстов для этих работ рекомендуются сравнительно небольшие, а потому не следует увлекаться мелкой детализацией форм лица, рук, деталей одежды и интерьера. Нужно уметь грамотно передать фигуру в условиях определенного освещения. При этом нельзя писать пряди волос, мелкие формы лица и другие детали, не наметив сперва большую форму. Неправильно начинать в этюде фигуры, например, у кистей рук сразу же выписывать отдельные пальцы. Кисть руки нужно наметить сначала обобщенно, угадав сочетания красок и основные светотеневые отношения, не нарушая подготовительный рисунок. Те части фигуры, которые находятся ближе к нам и к свету, видны более контрастно, поэтому и изображать их лучше пастозно, корпусно. В то же время в теневых участках и в более удаленных местах постановки отношения мягче. Воздушная среда, в которой находится постановка, смягчает границы формы.

    Если заняться изображением какой-либо находящейся в тени детали фигуры обособленно, то можно допустить ошибку, так как эта деталь будет выписана слишком резко. В то же время, если взглянуть на натуру целиком, то видно, что это место как бы «тонет» в общей большой тени, и мы его почти не замечаем. Поэтому наряду с изучением формы в ходе работы над живописью нужна и непосредственность в передаче натуры, нужно смотреть просто, больше доверяя своим наблюдениям, П. П. Чистиков так определял эту задачу: «Если хочешь скопировать верно колера, то смотри более на натуру и как можно меньше занимайся палитрой: выбирай, составляй колера просто, без предубеждения, что бросится или покажется нужным, то и мешай и бросай на холст» 1.

    При этом, однако, П. П. Чистяков не отрицал и анализа в постижении законов живописи и в дальнейшем, в ходе работы, советовал долго и внимательно рассматривать натуру при определении цветовых отношений какого-либо участка формы. Быструю прописку он рекомендовал в основном в начале работы, на стадии обобщенного решения.

    Весь процесс живописи нужно вести отношениями. Нельзя писать освещенную часть формы, не сравнивая ее по цвету с теневой частью и не согласуя с общим колористическим строем постановки. Среди многочисленных складок одежды нужно прежде всего изображать самые крупные, характерные. В освещенной части фигуры они могут быть выполнены очень контрастно и объемно. Полезно изучать изображения складок на драпировках у больших мастеров, и в частности у А. А. Иванова в его многочисленных подготовительных этюдах, где мастерски, детально и в то же время с большими обобщениями передана их форма, выявляющая движение тела.

    В более этюдной форме, но тоже с большим обобщением складок трактована одежда в работе В. А. Серова «Дети».

    Подводя этюд к концу, нужно отойти от мольберта на несколько шагов и постараться обобщенно взглянуть на всю постановку, сравнив ее с изображением на холсте. В этот период работы П. П. Чистяков опять советовал довериться своему непосредственному отношению к изображаемому и смело обобщить или выявить то характерное, что присуще данной натуре.

    Последовательность выполнения этюда одетой фигуры :

    Первый этап

     

    Второй этап

     

    Третий этап

     

    Рисунок №6

    После аудиторной работы студенты выполняют дома и в стенах института несколько этюдов поколенных изображений натурщиков. Размер этюда в этом случае будет несколько больше. Основными задачами здесь явятся композиционное размещение и решение на холсте больших живописных масс, а также передача средствами рисунка и живописи взаимосвязи частей фигуры в характерной для данной натуры позе. Хотя эти задания близки к портретным, но в них не требуется решать весь сложный комплекс портретных задач. Данные постановки рассчитаны не на выявление психологической характеристики изображаемых лиц, а на передачу средствами живописи пластических решений натуры, находящейся в различных позах и в условиях определенного удаления от окна.

    Перед каждой работой нужно сделать несколько эскизных набросков в карандаше и в цвете, найди композиционное размещение изображения на заданном формате холста и основные цветовые отношения. В подготовительном рисунке нужно верно передать взаимосвязь всех частей и очень точно выявить форму головы, торса и рук. Живопись рук, особенно кистей, пожалуй, и явится в этой работе наиболее сложной задачей, так как практики у студентов в этой области еще мало.

    Выполняя подмалевок, надо постараться раскрыть основные цветовые отношения, не оставляя надолго холст незаписанным, так как белые места образуют сильный контраст к уже выполненным в цвете участкам и последние воспринимаются в соседстве с ними неверно. В этом случае трудно определить силу тона изображаемого участка с учетом окружения, которое еще не намечено в тоне. Найдя взаимоотношения освещенных и теневых масс между собой и их отношение к фону, начинают выявлять корпусными мазками наиболее освещенные места, полутона, тени и рефлексы, более четко решая сильно освещенные выступающие формы и мягче, обобщеннее — теневые участки и фон. В работах начинающих художников часто наблюдается разбеленность живописи, неумение и боязнь взять тот или иной участок в полную силу тона. Особенно часто это встречается при решении освещенных мест, когда все части формы берутся одинаково светло, без учета того, что некоторые участки несколько повернуты от источника света и, следовательно, должны быть темнее. Иногда же светлые поверхности и блики учащиеся пытаются передать почти одними белилами, что не выявляет ни формы, ни нюансов светотени. Грубой ошибкой является попытка теневые места решать тем же цветом, что и освещенные, только утемнив его. Другая ошибка — составление тона для теневых мест путем примеси черной краски. В действительности освещенные и теневые места различны по цветовым характеристикам, хотя иногда могут иметь местами близкие тона.

    Взаимосвязи всех частей фигуры нужно добиваться не только в подготовительном рисунке, но и в процессе живописи этюда. Так, имея в подмалевке обобщенную прокладку всех частей изображения, нужно стараться, чтобы дальнейшая работа по живописи какой-либо части натуры согласовывалась с общим колористическим строем, освещением и влиянием воздушной среды, объединяющей всю постановку. Это нужно учитывать и при работе над мелкими формами.

    В выполнявшихся небольших учебных этюдах фигуры не ставилась задача передачи материала и всех особенностей поверхностей формы, теперь же нужно учиться передавать характеристики одежды, тела, волос, драпировки и т. д. Материал нужно передавать не скрупулезностью выписывания мелких деталей (ворс шерстяной кофты или отдельные волоски в прическе), а верностью тона, цвета, различной степенью плотности мазка, различной контрастностью в решении освещенных и затемненных участков формы и, наконец, определением способности той или иной поверхности отражать световые лучи. Все это можно решить и средствами обобщенной передачи натуры, не впадая в излишнюю дробность.

    Великолепным примером поколенного изображения фигуры в комнатных условиях может служить работа Ф. Л. Малявина «Девушка с книгой». Это не учебный этюд, а творческая работа мастера, причем, по-видимому, довольно продолжительная по времени написания. Между тем она очень показательна и в отношении решения тех учебных задач, которые стоят перед студентом в живописи натуры. Рассматривая эту портретную работу, можно сразу заметить принцип выявления формы натуры, где, в частности, очень убедительно, свободными мазками, выполнены руки. Хорошо прослежена пластическая взаимосвязь шеи, плечевого пояса, торса и рук.

    Некоторые задания для студентов-заочников предусматривают выполнение этюдов фигур в рабочих костюмах в производственной обстановке. При самостоятельной организации постановки этого типа студенты должны стараться придать натурщику выразительную позу, характерную для его профессии и органически связанную с интерьером. В то же время постановка должна быть простой, без вычурных, надуманных положений натуры. Конечно, такая постановка не заменит подлинно жизненной сцены, так как в ней неизбежны некоторые условности учебного характера. В этой работе нужно стараться передать специфику профессии, связь фигуры с предметами обстановки. В дальнейшем желательно писать занятых различным трудом людей непосредственно на производстве. Если у натурщика будет спец. одежда, то нужно позаботиться, чтобы она естественно сидела на фигуре. Успех работы во многом будет зависеть от качества компоновки самой постановки. Очень важно найти выразительный поворот головы, а также движения рук и положение всей фигуры по отношению к источнику света. Предметы в интерьере должны быть спокойными по тонам, не отвлекать внимание зрителя от фигуры.

    Тематика задания предусматривает большие возможности выбора натуры. Это может быть учитель в классе, рабочий в мастерской, тракторист за ремонтом трактора, художник за работой над картиной, убирающая овощи колхозница и т. п.

    Художник в мастерскойПример изображения человека в процессе труда. Художник в мастерской. Работа Г. Б. Смирнова. Масло.

    Лучше всего, если будет позировать не случайно приглашенный натурщик, а человек той профессии, специфику которой студент хочет отобразить. Тогда не нужно будет долго подбирать нужную позу, передающую, например, специальность тракториста: позирующий сам найдет простое, но жизненно убедительное положение. Нужно только проследить, чтобы фигура была удачно повернута к источнику света, т. е. чтобы четко лепилась форма. Цветовое решение постановки в значительной мере будет продиктовано спецификой той профессии, которой владеет изображаемый человек. Не нужно увлекаться пестротой в одежде и предметах интерьера, Лучше сделать постановку с простыми, но ясными цветовыми отношениями при общем сдержанном колорите. В этой работе студент сталкивается с задачей реалистической передачи фигуры в связи с интерьером, где особое значение приобретает композиционная сторона. Такие постановки в курсе живописи носят учебный характер, где основное внимание направлено на изучение «живой формы»,  на передачу характерной фигуры человека средствами живописи. В то же время нельзя изолировать работу от творческих задач, встающих при изображении человека определенной профессии, т. е. задач композиционного портрета. Нельзя забывать, что по курсу композиции студенты также выполняют портретное задание в производственной обстановке, где работа на основе творческих замыслов является главнейшей задачей. Пример изображения человека в процессе труда можно видеть в работе, показывающей старого художника в своей мастерской.

    Один из этюдов одетой фигуры студенты выполняют в стенах института как постановку жанрового характера в несложном интерьере и с небольшим натюрмортом. Принципиально эта работа мало чем отличается от предыдущих, но она вносит разнообразие в общую тематику постановок и ставит перед студентами задачу решения фигуры в интерьере. Натурщица, например, может изображать домашнюю хозяйку, сидящую у стола, на котором лежат свежие фрукты и стоит что-либо из кухонной посуды. Поза ее соответствует занятости определенным делом, например чисткой овощей, вытиранием посуды и т. д. В постановке нужно найти тесную сюжетную взаимосвязь между фигурой и окружающими ее предметами. Интерьер может быть очень простым, ограниченным углом комнаты, ширмой и т. д. Лучше подбирать все комнатные постановки в целом спокойными по цвету, без пестрых тканей. В то же время на переднем плане среди предметов и натюрморта могут быть и яркие овощи, полотенце с несложным узором, а в одежде натурщицы — контрастные сочетания тонов. Постаповку располагают таким образом, чтобы главное внимание рисующего было обращено на изображение головы, торса, рук. Лучше, если ноги натурщицы будут в тени или частично прикрыты каким-нибудь предметом, так чтобы они не отвлекали внимание зрителя от основного сюжетного момента. Приступая к эскизу длительного этюда, нужно внимательно отнестись к выбору точки зрения и к композиционному расположению на избранном формате холста.

    Нельзя выполнять на холсте сначала рисунок фигуры, а потом «пристраивать» к нему предметы интерьера и натюрморт. Сразу же нужно наметить плоскость пола, на котором расположена постановка, дать перспективное построение стола с натюрмортом, одновременно определив расположение фигуры. Только после этого можно уверенно заниматься построением рисунка фигуры, все время учитывая соседство окружающих предметов.

    Подготовительный рисунок можно считать выполненным, когда определены и охарактеризованы объемные формы фигуры и убедительно передано ее движение, отвечающее замыслу постановки. Работая над живописным решением, необходимо постоянно помнить о взаимосвязи всех предметов, об общем для них источнике света, придерживаясь изложенных выше принципов решения освещенных и затемненных мест постановки. Вместе с тем нужно не упускать из виду общей характеристики колорита. Уже в начале работы надо определить диапазон тональных градаций, найти самое светлое пятно и, как камертон, самое темное,

    В этой работе более полного решения требуют и пространственные задачи живописи фигуры в окружении интерьера. Наряду с верным распределением тональностей различных планов здесь уместно использовать и возможности пастозной кладки в живописи находящихся впереди предметов и легких тонкослойных прописок для второго плана.

    Работая над деталями и выявляя характерные особенности позирующего человека, нужно следить за тем, чтобы не впасть в излишнюю дробность и обособленное перечисление имеющихся в постановке предметов. Ввиду того что задание длительное, нужно учитывать технологические особенности масляных красок, так как писать можно только по сырому слою или по хорошо просохшему, но ни в косм случае не на полувысохшей краске. В последнем случае неизбежно пожухание верхнего слоя, наносимого на предыдущий. Такие места сильно потускнеют, и их придется восстанавливать после высыхания протиркой маслом, но это далеко не всегда приводит к желаемым результатам.

    Упражнения в живописи фигуры при сюжетной взаимосвязи с предметами интерьера необходимы как для общей практики в живописи, так и для работы над эскизами к композициям жанрового характера. Такая практика дает возможность в работах на жанровые сюжеты более убедительно передавать фигуры в их органической связи с окружающими бытовыми предметами.

    В процессе обучения живописи нужно внимательно относиться к выбору места для работы, с которого хорошо читается вся постановка. Одна и та же постановка дает возможность выбирать место, помогающее решать определенные учебные задачи. Так, например, некоторым студентам, вяло передающим цветовые отношения, полезно писать модель с того места, где отношения света и тени значительно контрастнее. И наоборот, тем, у кого живопись обычно слишком жестка и контрастна, можно рекомендовать писать эту же натуру с освещенной стороны, где удобнее вести работу на тонких градациях.

    Будет ошибочным полагать, однако, что различные учебные постановки можно выполнять, занимая в мастерской одно и то же место. Это сильно ограничит возможности в обучении живописи фигуры при различных условиях освещения.

    Многие начинающие художники тяготеют к эффектному и броскому решению композиции, равнодушно относясь к достоинствам постановки, основанной на неярких, скромных цветовых отношениях, не замечая имеющиеся в ней богатые возможности для живописи.

    Здесь большую роль приобретает вопрос воспитания художественного вкуса и понимания задач подлинного искусства. В этих целях полезно больше практиковаться в самостоятельном подборе натурных постановок как в мастерской института, так и дома.

    Нужно делать композицию постановки в определенном колорите, ограничивая реквизит и цвета драпировок, создавать постановку на зависимость светотеневых отношений, на сюжетную взаимосвязь позирующего человека с окружающими предметами. Для будущего художника-педагога это явится хорошей практикой и, несомненно, поможет в работе над домашними заданиями.

    Работая над этюдом самостоятельно созданной постановки, начинающему художнику нужно регулярно практиковаться в передаче больших тональных масс и основных цветовых отношений. Кроме того, в процессе творческой работы приходится жертвовать несущественными деталями ради гармонии целого. Этому нужно учиться как при подборе предметов постановки, так и при ее живописном решении.

    Умение цельно видеть и выявлять главное особенно важно в работе над эскизами композиций. Выдающиеся живописцы всегда придавали этому большое значение. Сравнивая их эскизы с самой картиной, нетрудно заметить проделанные художником обобщения, отбор главного для окончательного решения сюжета и использование наиболее выразительных живописных средств. Об этом свидетельствуют и многие высказывания мастеров. И. Е. Репин, например, так писал о своей работе над «Запорожцами»: «Всё время работал над общей гармонией картины. Какой это труд! Надо каждое пятно, цвет, линию, чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и личностях, конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины, — это-то есть» 2.

    1 Н. Молева, Э. Белютин, П. П. Чистяков теоретик и педагог, М., Изд-во Академии художеств СССР, 1953, стр. 164.

    2 Цит. по ст.: Б, Яковлев, Цвет в живописи, «Художник», 1961, № 3, стр. 31.

    hudozhnikam.ru

    Живопись фигуры - А. А. Унковский

    Задачи обучения живописи фигуры человека

    Высокое искусство... проявляет себя в сущности, в черте. Эффект, колорит — это вспомогательные средства. Ими нужно пользоваться в меру. Без идей нет высокого, поэтому всё — краски, свет и пр. — должно быть подчинено смыслу в серьезной картине.

    Человек является самым сложным и содержательным объектом изобразительного искусства.

    Русская и мировая живопись богата выдающимися примерами изображения человека — неиссякаемого источника творчества художника. Изучение человека, его сложного богатства настолько важно и существенно, что охватило все виды, жанры и области искусства.

    При всем различии творческих методов, стилевых особенностей и направлений в искусстве выдающиеся мастера живописи всегда исходили в своей работе из глубокого изучения изображаемого человека. Именно это в первую очередь и давало им возможность правдиво и вдохновенно воплотить свои творческие замыслы.

    Наряду с великолепными образцами портрета и жанровой картины видное место в искусстве заняли полотна с изображением обнаженной фигуры. Среди русских художников большое внимание уделяли этому живописцы, учившиеся в Академии художеств. Сохранившиеся до сего времени в музеях их академические этюды говорят о серьезном изучении пластики живой формы.

    Замечательными образцами живописи обнаженной фигуры в условиях пленера служат этюды Александра Иванова, выполненные им на открытом воздухе. Эти работы отличаются звучностью цвета в передаче воздушной среды и фигур на природе, богатством разнообразных рефлексов от неба, зелени и других окружающих предметов.

    Бесценную галерею больших исторических и жанровых композиций и раскрывающих духовный мир человека портретов оставили нам многие выдающиеся русские художники, в особенности такие мастера живописи, как В. И. Суриков, И. Е. Репин, В. А. Серов.

    В лучших произведениях советского изобразительного искусства, идущего по пути социалистического реализма, решалась задача образного изображения человека нашей эпохи.

    Эта ответственная задача требует от живописца, кроме общей культуры и всесторонних знаний, большого мастерства, которое может быть лишь результатом хорошей школы в области практического изучения рисунка и живописи такого сложного и содержательного объекта, каким является человек.

    Поэтому в институтах, готовящих профессиональных художников, на рисунок и живопись фигуры человека приходится основная часть времени, отведенного практическим занятием по искусству.

    В программах по изобразительному искусству для художественно-графических факультетов педагогических институтов изображению человека также отведено большое место. Это дает возможность будущему художнику-педагогу получить хорошую подготовку по рисунку и живописи. Решение сложной и вместе с тем чрезвычайно интересной задачи изображения человека средствами живописи, несомненно, поможет развитию вкуса, расширению художественного кругозора студентов, выработке своего отношения к произведениям искусства, позволит вести творческую работу по живописи, а главное — исправить приобретенные в этой области знания на то, чтобы успешно решать задачи эстетического воспитания детей в школе.

    Постепенно осваивая с помощью гипсовых моделей и живой натуры рисунок головы и фигуры человека, студенты переходят к изображению живой натуры в масляной живописи.

    Занятия по живописи головы и фигуры равномерно чередуются с выполнением натурных постановок, предусмотренных программой по рисунку. Это позволяет рассматривать выполнение заданий по живописи как реалистическое изображение хорошо осознанной студентами живой формы, как результат полного ознакомления с ее пластикой и анатомическим строением.

    Нарисовать «точно» не означает, что надо наносить все детали, а говорит прежде всего о передаче самого существенного в пластике фигуры. У студентов часто встречается пренебрежительное отношение к подготовительному рисунку, они недооценивают его роли в дальнейшем процессе живописи. Между тем сделанный наскоро, слабый, рыхлый рисунок в дальнейшем, в процессе работы, заставит делать исправления кистью, а это создаст грязь, вялые по живописи места, а главное — начинающий художник теряет уверенность в правильности трактовки формы.

    «Надо сперва все изучить законно хорошим приемом, — говорил П. П. Чистяков, — а затем все написать, как видишь» 1.

    Нужно четко представлять себе цель каждого задания и последовательность его выполнения, так как только при этом условии можно получить хорошую подготовку в живописи фигуры человека с натуры.

    Какой бы характер ни носила учебная постановка, в живописи необходимо направлять свое внимание на объемно-пространственное восприятие натуры, убедительно передавая влияние воздушной среды на цветовую характеристику предметов. Наряду с этим нужно учитывать цветовую гармонию в целом, подчиняя отдельные сочетания общему колориту.

    Особую роль при изображении человека приобретает требование сохранения «большой формы». Частая ошибка начинающего художника — тщательное «разделывание» деталей частей тела, когда не достигнута согласованность всех частей с изображением фигуры в целом. Даже при хорошо построенном, грамотном подготовительном рисунке, работая в живописи над одним из участков фигуры, следует чаще отходить от холста, проверяя единство формы и верность цветовых отношений.

    В ходе выполнения этюдов фигуры с натуры необходимо решать и композиционные задачи. Ведь, для того чтобы компоновать фигуру при решении определенного сюжетного замысла, надо прежде всего научиться композиции уже готовой постановки в определенном формате холста. Это обязывает внимательно относиться к выбору места для выполнения учебного этюда.

    Здесь решаются такие общие, обязательные для всех учебных этюдов вопросы композиции, как передача движения натуры, общая выразительность постановки и ее пластический замысел, соотношения основных цветовых акцентов, а также передача направленности световых лучей.

    На старших курсах студенты выполняют ряд портретов на определенную тему. Конечно, здесь неизбежны определенные трудности. Ведь выявление индивидуальных качеств натуры, будучи в полной зависимости от передачи строения живой формы, — это более высокая творческая ступень.

    Работая над портретом, выявляя характерные особенности портретируемого, нужно одновременно помнить о грамотности построения формы. Большое значение приобретает здесь отказ от мелочей и умение делать обобщение. Одновременно с этим необходимо реалистически правдиво передавать особенности живой формы в условиях пространственного решения фигуры в интерьере с определенным освещением.

    Все основные длительные задания по живописи головы и фигуры в период обучения на факультете выполняются маслом. Это объясняется тем, что масляные краски позволяют вести длительную работу, переписывать неудавшиеся места, применять различные приемы (корпусное письмо, лессировки), а также работать над этюдом методом «а la prima».

    Масляная живопись позволяет убедительно передавать разницу материалов и поверхностей формы, звучность цветовых сочетаний, взаимодействие света и тени, объемность в изображении предметов и, наконец, добиваться выразительности в работе над мелкими деталями. Последнее очень важно, в частности, при работе над портретом, где передача характерных особенностей натуры представляет для начинающего художника известную трудность.

    В работе над живописью обнаженной натуры, которая отличается тонкими переходами формы и легкими тональными и цветовыми градациями, уместно использовать прежде всего масляные краски. Однако, чтобы полностью использовать возможности этой техники, необходимо учитывать ее специфику.

    Нужно правильно грунтовать холст, уметь подобрать краски, кисти, разбавитель и т. п. Недостатки в этой области затрудняют процесс живописи. Кроме того, знания и навыки технологии живописи позволят будущему учителю лучше объяснять школьникам при посещении музеев особенности произведений того или иного художника, показать его мастерство в использовании изобразительных средств.

    1 О. А. Лясковская, П. П. Чистяков, M., изд. Государственной Третьяковской галереи, 1950, стр. 55.

    hudozhnikam.ru


    Смотрите также

    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта