Картина «Бой жеребцов» скоро станет памятником. Картина бой


комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

[ у ■ il ' \\ if. 4 i г }ш, 4 fV| 41 ■ni jfP-é Ж 1 ШЖ* _,сквозь время,фэндомы,картина,копипаста,экономика,много букв

Картина Ивана Богданова "За расчетом" (1890 год) — еще один типичный пример передвижнической жанровой живописи, как будто бы простой, прямолинейной и очевидной. 

На первый взгляд, изображенное на полотне понять несложно. Характерный простоватый деревенский мужик явился к городскому жителю за получением денег, следующих ему за некую выполненную работу (или за какой–то товар). Хотя мужик в данном случае является кредитором, его просительная поза и робкое выражение лица указывают на то, что он находится в слабой позиции, боится, что горожанин его обсчитает или вообще откажется платить. Горожанин выглядит сурово, важно; чем закончится расчет, пока что непонятно.

Но, если бы всё было так просто, это пост незачем было бы писать. Для начала, откомментируем видимые бытовые реалии.

Перед нами, несомненно, городской мещанский дом, который, при всей его скромности, уже не носит названия избы. Дом либо кирпичный, либо деревянный, но оштукатуренный изнутри по дранке (а снаружи, следовательно, обшитый доской и украшенный резными деталями). И то, и другое — признак городской культуры; в деревне такой дом может себе построить только разбогатевший торговец, выбившийся в купцы и присоединившийся к городскому стилю жизни. Ни гладкие стены с орнаментом (то ли обои, то ли альфрейная малярная работа), ни высокий потолок, ни общий светлый тон интерьера крестьянину, даже саму богатому, просто не нужны. 

Но при этом дом совсем маленький и простой. В комнате, видимой на картине, хозяин и ест, и спит, и работает (за его спиной мы видим конторку — распространенный тогда тип офисной мебели). По–видимому, такой дом состоит из сеней и двух комнат ("половин"), чистой (видимой нам) и черной, в которой топится печь, готовится пища, моется посуда. Если хозяева держат скот — даже в самых маленьких городах его держали далеко не все мещане — к черной половине примыкает еще и крытый хозяйственный двор. В любом случае, на участке — его стандартный размер при застройке городов одноэтажными индивидуальными домами был 500–600 м2 — есть еще какие–нибудь холодные дощатые сараи и отхожее место. Стоит такое домовладение 1–1.5 тысячи рублей, в 2–3 раза дороже хорошей деревенской избы. Заметим, что наш дом еще и содержится плохо — штукатурка потрескалась, краска облезла.

Всё это свидетельствует об очень скромной жизни и невысоком социальном статусе владельцев дома. Перед нами люди, находящие в самом низу коренного и самостоятельного слоя городского населения, мещанства. Не следует думать, что это самые бедные горожане — город переполнен временными, или постоянными, но живущими без семьи, чернорабочими–крестьянами, один из которых и изображен справа на картине; у этих людей, ясное дело, нет в городе и собственного жилища. Но для коренного самозанятого горожанина, живущего отдельным домохозяйством, видимый на картине быт является начальным уровнем; так жило где–то две трети "настоящих" горожан, процентов 10–15 горожан были полной голытьбой, а у остальных 15–20 процентов дела шли получше.

Мы видим, без сомнения, типично мещанский быт, в изначальном, лишенном отрицательных коннотаций, смысле данного слова. Некоторые элементы этого быта на крестьянский вкус привлекательны — это, для примера, покрытая пестрым покрывалом кровать за занавеской. Некоторые элементы крестьянин счел бы излишним форсом — это, например, стулья (можно же сидеть на лавке). Кое–что крестьянину показалось бы ненужным — полосатый домотканый половичок перед дверью, скатерть на столе. А уж назначение клетки с канарейкой в той культуре было доступно лишь пониманию горожанина. Стены наивно оклеены вырезками из иллюстрированных журналов и цветными литографиями, продаваемыми на ярмарках особыми разносчиками. Слева мы видим некое изображение в массивной рамке и под стеклом — это единственная в доме фотография, дорогая и ценимая вещь. 

В общем, крестьянину подобный интерьер кажется отчасти завидным, а отчасти наполненным такими вещами, которые незачем покупать, даже если есть деньги. Для купца такой интерьер понятен, но уж больно беден. А на барский взгляд он просто убог и жалок.

Костюмы мещан также показывают их промежуточное положение между крестьянством и купечеством. На мужчине крестьянская свободная розовая рубаха, между тем как его брюки и жилет являются элементами так называемого немецкого платья, старинной одежды низового купечества и зажиточного мещанства; на ногах сапоги, единственно возможная обувь простого горожанина. Женщина же одета вполне по–деревенски, но только в новую, пеструю и яркую одежду, которая крестьянка наденет только на праздник, а вот простецкая мещанка носит повседневно; обуви не видно, но на ней должны быть кожаные ботинки или низкие сапожки.

Костюм крестьянина до такой степени типичен для деревни, что о нем нечего и сказать. Единственное, что можно заметить — некоторая оборванность в нашем случае не признак бедности, а норма для повседневной одежды. 

Прически (вернее, их отсутствие) и бороды у обоих мужчин одинаковые, только крестьянин растрепан, а мещанин причесывается, но бороду все равно не стрижет, в отличие от барина.

Можно ли угадать, чем именно занимается мещанин с нашей картины, и за что он должен заплатить крестьянину? Единственный видимый намек — то, что крестьянин явился за расчетом в дом, а не в торговое или производственное помещение, а также то, что в доме есть конторка. Возможно, перед нами какой–то маленький подрядчик (транспорт, лесозаготовки, строительство), который ведет дела непосредственно из дома, не нуждаясь в особом помещении. Соответственно, крестьянин на картине либо что–то возил, либо рубил лес, либо что–то строил, к чему подходит и его костюм, годный для длительной работы на свежем воздухе. Крестьянин, ясное дело, любит наниматься на городскую работу на зиму, когда ему в деревне делать нечего (это называется отходничество). Наверное, уже настала весна, и ему пора домой; его контракт, в чем бы он не заключался, закончился, и он явился за расчетом. Подрядчик рассчитывает платеж на счетах. Крестьянин, видимо, не умеет пользоваться счетами, иначе бы он подошел к столу и проконтролировал процесс расчета.

Теперь мы подходим к самому интересному. Смысл картины не в том, что мещанин выглядит так–то, а крестьянин так–то; для старинного зрителя эти вещи были очевидны. Смысл в той коллизии, что крестьянин сильно робеет перед мещанином, несмотря на то что последний — не шибко важная птица. А с чего это крестьянин заробел? Он ведь, кажется, в своем праве, он выполнил работу, мещанин должен ему денег, и теперь он, крестьянин, стал кредитором в их сделке. Если мещанин откажется платить, то в стране есть закон (разумеется, защищающий сделки), суд и судебные приставы, способные силой взыскать присуженные суммы. На самом деле всё не так–то просто.

Общего ответа тут нет, в разных случаях по–разному, но описанный на картине случай является иллюстрацией к теории двухсекторной экономики Уильяма Артура Льюиса, за которую он в 1979 году получил Нобелевскую премию. Вот очень толковая и подробная статья в Википедии о модели Льюиса.

Двухсекторная экономика типична для малоразвитых стран, не прошедших индустриализацию и урбанизацию, но при этом демонстрирующих быстрый рост населения — а позднеимперская Россия как раз и была такой страной. Экономика в таких странах состоит из двух разобщенных секторов. Первый сектор — аграрный, для которого типично переполнение совершенно избыточной рабочей силой при низкой производительности труда. Ненужных рабочих рук так много, что удаление значительной их части из сектора, временное (в России это называлось отход) или постоянное, куда угодно — в город, в другую страну, на войну, вообще не оказывает влияния на объем аграрного производства. В России, в крайнем его выражении, этот эффект наблюдался в 1915 году, когда огромная по объему мобилизация не уменьшила производство сельхозпродукции. Второй сектор — это все городские занятия: промышленность, торговля, услуги, транспорт на длинном плече. Этот сектор экономики работает по классическим экономическим законам, то есть для любой отдельной отрасли спрос и предложение сырья, товаров и труда, объем производства, цены и объем поступающих инвестиций взаимосвязаны определенным образом, и каждый из этих показателей реагирует на изменение любого другого.

Главная особенность двухсекторной экономики состоит в том, что уровень оплаты низкоквалифицированного труда, стремящегося перетечь из первого сектора во второй, вообще не зависит от предложения и спроса. Сколько бы крестьян не явилось в город, какова бы не была текущая конъюнктура в том городском секторе, куда бы они решили наняться, им всегда будет предложена одна и та же плата за труд, составляющая приблизительно 70% от прожиточного минимума для временных рабочих и полный прожиточный минимум для постоянных. Попросту говоря, пока ты не стал частью городской экономики, получив специфичные городские навыки, пока на твое место можно за пять минут нанять любого из огромной очереди безработных желающих, ты будешь работать не более чем за самую простую еду в количестве, достаточном для того, чтобы ты не помер. 

Теперь нам становится понятной вторая сторона проблемы. Там, где в такой двухсекторной экономике стороны в сделках представляют два разных сектора, их договорные силы не равны. Хорошие контракты в здоровых экономиках современного типа очень часто являются самогарантированными, то есть они выполняются не потому, что стороны боятся судебного принуждения в случае нарушения контракта, а потому что обеим сторонам самим выгодно добросовестное исполнение. Иногда исполнителям платят, так как с ними еще и дальше придется работать. Иногда — потому что если их обидеть, они как–то тебя ославят и все другие исполнители ухудшат персонально для тебя договорные условия. В каких–то случаях у исполнителей достаточно сил для самозащиты своего права (то есть они могут запросто побить обидчика). Кое–где деловые обычаи таковы, что платежи разбиты на много частей, и на последний остается ничтожная сумма, из–за которой не следует собачиться.

Но ни один из этих случаев не относится к ситуации на картине. Похоже, крестьянин волнуется не зря: получение им денег зависит лишь от порядочности мещанина, но не от того, что это в его, мещанина, собственных интересах. Если мещанин обсчитает крестьянина, придерется к чему–нибудь и недоплатит, или же откажется давать деньги просто так, эффект будет один — у мещанина останется останется больше денег, а у крестьянина меньше. 

Представим, что наш крестьянин нанимался возить бревна из леса, и вот теперь мещанин ему недоплатил. Что делать? Рассказать другим крестьянам, подряжающимся возить лес, можно, но бесполезно. Во–первых, их слишком много, и до всех рассказ не дойдет. Во–вторых, все они бедствуют, и у них все равно нет лучшей альтернативы, так как работы не хватает. Другой мужик будет знать, что данный мещанин обманщик, и все равно наймется к нему на тех же условиях, на которых нанимался ты, потому что для него нет лучшего варианта. На организованный бойкот данного заказчика крестьяне–возчики леса неспособны, у них нет ни гильдии, ни профсоюза — государство строго следит за тем, чтобы трудящиеся не смели объединяться; сама попытка такого бойкота уже будет рассматриваться как уголовное преступление. Взять и побить мещанина тоже нельзя — тебя непременно найдут, оштрафуют и посадят под арест.

Можно справедливо заметить, что у крестьянина должна быть еще и надежда на суд. Как в ту эпоху обстояли дела с судебной защитой договоров?

К чести старого строя надо заметить, что в 1860–х годах ему удалось сделать важные шаги в сторону простого и доступного населению суда. На большей части России были постепенно введены мировые суды, приходящиеся на 30–50 тысяч населения (то есть по 3–4 участка мировых судей на уезд), с непрофессиональными, но оплачиваемыми судьями, избираемыми земскими собраниями. Мировой суд имел крайне простую процедуру, приспособленную для удовлетворения жалоб неграмотных истцов, не пользующихся услугами адвокатов; в частности, он мог начать производство по делу по устной жалобе, заявленной судье. Мировые суды были ближе к населению, чем суды общей юрисдикции (окружные суды), которых было 1–2 на губернию; предельный порог суммы иска — 300 рублей — соответствовал годовому доходу простой семьи. И самое главное, мировые судьи традиционно гордились своим умением относиться с вниманием к бестолковым речам неграмотных судящихся, и не срываться на тех, кто по простоте не умел хорошо объяснить свою позицию и не знал закона. В принципе, слабые, бедные и беспомощные имели в мировом суде некоторое преимущество перед оборотистыми, ловкими и богатыми.

Но, увы, и этого было недостаточно. Во–первых, и мировой суд еще был физически далек от населения. Мировой судья был в любом уездном городе, но не в каждом безуездном, и уже почти не встречался в крупных поселках (которые иногда были больше уездных городов). Между тем, мы видим, что у крестьянина больше нет работы в городе и ему пора в деревню. Может ли он себе позволить задержаться в городе на месяц, необходимый на судебную процедуру, если у него нет ни жилья, ни заработка? А судиться из деревни очень хлопотно и тяжело, на поездки в город уйдет больше денег, чем ты отсудишь. Во–вторых, все судебные бумаги, в том числе и их копии, отсылаемые другой стороне, облагались гербовым сбором — на документ надо было наклеить специальную марку. Пусть сбор был небольшой, но на средний иск марок набегало на 3–4–5 рублей — а это приблизительно та сумма, которую мещанин собирается недоплатить крестьянину. 

В 1890–х ситуация ухудшилась: мировых судей заменили на земских начальников. Земские начальники были одновременно судьями низового уровня и чиновниками–администраторами над сельскими обществами. Много времени они проводили в разъездах по деревням, судействовали они редко, застать их было сложно. Но, что хуже всего, земские начальники часто были усталыми, задерганными людьми, раздражительно относившимися к простонародью.

Итак, наш крестьянин боится, что его обманут как раз на тут сумму, при которой издержки судопроизводства, во всех их видах (расходы на поездки к судье, пошлины и сборы) будут слишком велики для того, чтобы начинать судиться. А сумма эта, пусть и небольшая для барина, для бедняка являлась двухнедельным или месячным заработком, остаться без которого горько и обидно.Заметим, что крестьяне придумали хороший метод борьбы с этим злом — они предпочитали наниматься на работы не индивидуально, а артелью по единому договору с заказчиком, а уж потом, внутри артели, распределять заработанное пропорционально вкладу каждого. Представим, что на нашей картине был бы изображен не мужик, которому должны 10 рублей, а старший артели из 50 мужиков, которой должны 500 рублей. Тут мещанин бы догадался, что поблажки ему не будет — при таком размере долга артели можно и вынести расходы на поездки в суд, и нанять профессионального адвоката; кроме того, старшими артелей часто оказывались опытные, оборотистые мужики с навыками урегулирования деловых конфликтов и правовыми познаниями. Но, ясное дело, не всякий заказ столь велик, чтобы за него бралась артель из 50 мужиков; наш мещанин и сам беден, работы у него только на одного мужичка, а его–то как раз несложно обмануть.

Прошло 130 лет, но проблема, составляющая суть картины, никуда не делась. Многие из читателей сами были в положении крестьянина, которого обманывает мещанин, или же мещанина, обманывающего крестьянина. Иногда, так как эпоха двухсекторной экономики закончена, с нами случается и обратное — мы можем оказаться и крестьянином, которому почему–то легко нажать на мещанина и получить лишнего поверх договоренного, или в положении мещанина, которого прижал крестьян. 

Но во всех случаях суть конфликта одна. Некоторые экономические диспропорции привели к тому, что договор заключен между сторонами, располагающими разной договорной силой, и одна сторона может теперь нарушить обязательства, не боясь неблагоприятных последствий. Обязательное условие такого нарушения всегда в том, что издержки доступа к правосудию настолько велики (или его качество настолько низко), что обманутая сторона не станет прибегать к судебной защите, или же такая защита окажется заведомо бессильной. Чем более развиты разнообразные полезные институты, тем реже происходят подобные случаи.

joyreactor.cc

Картина «Бой жеребцов» скоро станет памятником

Картина «Бой жеребцов» скоро станет памятником

Автор: Майдар Сосорбарам

"Азаргын ноцолдоон" — самое знаменитое произведение художника О.Цэвэгжава, над которым он работал 15 лет.

В Монголии появится памятник, на создание которого скульпторов вдохновила знаменитая картина «Азаргын ноцолдоон», написанная государственным заслуженным художником Монголии О.Цэвэгжавом. Статуя будет установлена в аймаке Дорнод. Проект был инициирован Молодежной федерацией Дорнода в Улан-Баторе.

О. Цэвэгжав был одним из величайших художников Монголии 20-го века.

Очирын Цэвэгжав — заслуженный деятель искусств Монгольской народной республики, первый народный художник, дважды лауреат государственной премии. Родился в Российской империи в 1915 году на территории нынешнего Агинского Бурятского округа в местечке Шаазгайт, в детстве жил на территории нынешего сомона Баяндун аймака Дорнод в Монголии.

В 1926—1930 годах посещал начальную школу Өлзинского хошуна Хэнтий-Хан-Уульского аймака. В 1931 году поступил в педагогическое училище Улан-Батора, занимался в художественной студии К. И. Померанцева. Начиная с 1935 года, работал учителем-просветителем в образцовой начальной школе, первой средней школе, педучилище, художественно-ремесленной мастерской, во дворце пионеров, в улан-баторской средней школе, в музыкально-танцевальной средней школе, а также художником. В 1942 году основал ремесленную мастерскую, стоял у истоков союза ремесленников Монголии и рьяно способствовал распространению в стране западных художественных техник. Женой Цэвэгжава была Д. Дамдимаа, — заслуженный деятель искусств, скульптор; двое их сыновей и дочь занимаются литографией, живописью и мультипликацией.

Дважды удостаивался государственных наград: в 1945 году получил премию имени Чойбалсана «Ялалтын дараа буцаж ирсэн нь», затем в 1947 году - «Баатруудын гавьяа». 2 октября 1945 года стал заслуженным деятелем искусств Монголии, 3 декабря 1965 года удостоился звания народного художника МНР. Кавалер монгольских орденов Полярной звезды и Трудового ордена Красного Знамени. Скончался 23 июля 1975 года в возрасте 60 лет.

«Бой жеребцов» (Азаргын ноцолдоон, 1958) — его самое знаменитое произведение, над которым он работал 15 лет.

Вот так выглядит бой жеребцов в реальности. Эта фотография была недавно сделана в Монголии.

asiarussia.ru

Репродукция картины "Бой быков" Пабло Пикассо

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Пабло Пикассо.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Пабло Пикассо  на натуральном  холсте.

Пабло Руис Пикассо известен как изобретатель новых форм живописи, автор новых стилей и методов, им создано более 20000 произведений искусства.

Свои первые картины он написал в возрасте 10 лет, в 15 лет уже поступил в Школу изящных искусств в Барселоне.

С 1904 года в 23 года обосновался в Париже. Сильное влияние на становление его личности как художника оказало творчество Дега и Тулуз-Лотрека.

В раннем творчестве в его работах доминировали оттенки голубого и синего цветов. Этот период назван «голубым». Он рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток.

С 1905 года это же круг образов приобретает иную окраску. Как бы луч надежды проникает в души его героев с добавлением розового цвета. Последовал «розовый» период его творчества.

В 1907-1914 годах Пикассо уделяет внимание превращению форм в геометрические блоки. Кубические приемы Пикассо использовал вплоть до 1923 года.

В 1925 году в его творчестве появляется мир галлюцинаций. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо могло создавать только монстров, существ, разорванных на части.

Жизненная сила Пикассо выразилась в 1930-34 годах в скульптуре. Им создано многочисленные фигуры в духе сюрреализма.Самым знаменитым произведением этого периода названа картина «Герника», написанная в страхе перед войной и фашизмом после разрушения немецкой авиацией небольшого городка басков. Эта картина ознаменовала начало его политической деятельности.

Пикассо оставался в Париже во время немецкой оккупации с 1940 по 1944 год. В конце 1944 года Пикассо вступает в Коммунистическую партию. Действенное проявление политических убеждений художника воплотилось в изображенном голубе на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже.

В послевоенном творчестве Пикассо привлекает внимание семейная тема. Он сблизился с Франсуазой Жило, она родила ему двух детей, они уезжают на юг Франции и живут до 1948 в Валлорисе, затем в Каннах.

Радость жизни проявляется в литографиях, плакатах, ксилографиях, линогравюрах, керамике и скульптуре. В Валлорисе Пикассо работал на фабрике, увлекшись ремеслом и ручным трудом. Им собственноручно созданы декоративные тарелки, антропоморфные кувшины, статуэтки в виде животных. Некоторые из них выполнены из случайных материалов и относятся к шедеврам техники ассамбляжа.

В 1953 году Жило и Пикассо расходятся. Пикассо испытывает тяжелый моральный кризис. Но через год он встречается с Жаклин Рок, и в 1958 году она становится его женой и вдохновляет его на серию замечательных портретов. Пикассо покупает замок Вовенарг.

С 1961 года Пикассо уединяется в своей вилле в Нотр-Дам-де-ви в Мужене.

Произведения художника последних 15 лет его жизни очень разнообразны.

Умер Пикассо в 1973 году.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Пабло Пикассо не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Бой обои, бой картинки, бой фото

Приложение WallpapersCraft
  • Превью обои единорог, бой, сражение, дракон  7.2 1280x720  36876 единорог, бой, сражение
  • Превью обои assassins creed 3, дезмонд майлс, бой, пистолет, армия  6.2 1280x720  23429 assassins creed 3, дезмонд майлс, бой
  • Превью обои аниме, парни, бой, огонь  5.6 1280x720  15219 аниме, парни, бой
  • Превью обои первенство, рога, бой  5.5 1280x720  4085 первенство, рога, бой
  • Превью обои dota 2, moon rider, персонажи, бой  7.3 1280x720  15754 dota 2, moon rider, персонажи
  • Превью обои tomb raider, lara croft, арт, бой  7.1 1280x720  11348 tomb raider, lara croft, арт
  • Превью обои кубрат пулев, виктор кличко, боксеры, бой, 2014  5.3 1280x720  6112 кубрат пулев, виктор кличко, боксеры
  • Превью обои ace combat, истребитель, город, бой, фюзеляж  3.1 1280x720  10256 ace combat, истребитель, город
  • Превью обои боги египта, gods of egypt, 2016, боги, бой  6.6 1280x720  17487 боги египта, gods of egypt, 2016
  • Превью обои ace combat, истребители, взрывы, манёвр, бой  6.2 1280x720  10952 ace combat, истребители, взрывы
  • Превью обои флойд мэйуэзер, боксер, профессионал, 2015, бой  6.2 1280x720  5481 флойд мэйуэзер, боксер, профессионал
  • Превью обои экзорцист, парни, меч, пистолет, бой, сражение, атака  5.2 1280x720  4871 экзорцист, парни, меч
  • Превью обои crossovers, lamento, togainu no chi, rai, shiki, катана, бой  6.9 1280x720  4884 crossovers, lamento, togainu no chi
  • Превью обои world of tanks, t1, renault ft, мс-1, песок, грязь, песочница, танки, техника, бой, провинция  7.8 1280x720  16393 world of tanks, t1, renault ft

wallpaperscraft.ru

Картина "Бой сторожевика" - МОРСКАЯ СМЕСЬ

История картины "Бой сторожевика "Сапфир"

     Одним из самых известных эпизодов участия в войне на Баренцевом море пограничного сторожевого корабля ПСК-304 "Сапфир" (СКР-30) был бой с немецкими самолетами в июле 1942 года. Тогда корабль под командованием М.Г.Паровенко был направлен на выручку транспорту "Донбасс" из каравана PQ-17. После боя одним из его участников была написана картина. Она стала иллюстрацией к ранее опубликованному библиографическому обзору "Пограничники – североморцы на страже Заполярья": http://pycckue-ugyt.livejournal.com/961.html#cutid1      Однако, в таком виде эту картину я смог увидеть сравнительно недавно. Ранее в семье хранились две фотографии с этой картины. Вот они:

подпись карандашом на обороте: "7 июля 1942 г. 110 миль от Канина Носа. Бой с фашистск. самолетами"

     На этой фотографии - изображение упомянутой картины. В верхней правой части картины двумя иголками (видны тонкие тени от них) приколота фотография командира "Сапфира" Михаила Паровенко и его жены Нины, только что вырвавшейся по "дороге жизни" из блокадного Ленинграда. Кстати, эта фотография сохранилась в семье:

подпись на обороте: "Май 1942, г.Архангельск"

    Вторая фотография, хранившаяся в семье, переснята в начале 70-х годов с одной из копий картин. Видно, что фотограф при печати перепутал расположение негатива, в результате чего корабль идет в другую сторону.

    Видно, что это - фотография с той же картины, с которой сделана цветная фотография.

    Совсем недавно из Москвы мне прислали записи капитана 2-го ранга в отставке М.Паровенко, датированные 2 мая 1971 года. Через 40 лет после того, как они были написаны я смог прочесть историю картины:      "Картину об этом бое нарисовал штурманский электрик корабля старший матрос Старостин. Имя и отчество его я не помню. До призыва он, по моему окончил среднюю школу, был художником самоучкой, но рисовал хорошо и мечтал после службы пойти в художественное училище. В начале он нарисовал небольшую картину и повесил ее у себя в гирокомпасной. Затем по нашей просьбе нарисовал побольше размером и мы повесили ее в кают-компании корабля. Она получилась очень удачной по краскам. Затем мы попросили его и он нарисовал эту же тему большего размера, примерно 1200 х 1000 и по поручению экипажа корабля, я, тов.Ячменев В. и ее автор Старостин вручили картину командующему Беломорской военной флотилии, которая и висела в его кабинете. Мне он нарисовал картину небольшого размера, которая ввиду частых переездов по службе сильно износилась, потрескалась и мы ее выбросили. Дома есть только любительская фотография с этой картины".

      Таким образом, Старостиным было нарисованно как минимум четыре картины боя "Сапфира". При сравнении фотографий из архива М.Паровенко и цветной фотографии видно, что на них изображены две разные картины. Где еще две? Одна, самая большая, подаренная командующему флотилией, могла оказаться в мурманском музее Северного флота. Какую-то картину М.Паровенко после войны передал в дар музею морского флота в Одессе. Была ли это одна из картин Старостина? Неизвестно. Проверить, что это была за картина не удалость. В 2011 году в одесский музей обращались с просьбой найти картину. Однако, за пять-шесть лет до этого в музее случился пожар. По словам сотрудников картина не пострадала, но ее, однако, не смогли найти.

    Если кто-то сможет посетить музей в Мурманске, и, посмотреть, есть ли там аналогичная картина, а тем паче сфотографировать ее, буду очень благодарен. Интересно, как сложилась после войны судьба автора картины матроса Старостина? Где жил? Кем работал? Стал ли он, как когда-то мечтал, художником? Вопросы еще ждут своих ответов.

Григорий КОЖУРИН

P.S. Спасибо Бочаровой Ю.А. за восстановление фотографии 1942 года.P.P.S. Внимание!  В 2012 году после появления в базе данных "Подвиг народа" наградных материалов на моряков-пограничников с СКР-30 "Сапфир", а также после ознакомлением с "Историческим журналом СКР "Сапфир", выяснилось, что фамилия художника, нарисовавшего картину, в действительности "Старостов", а не "Старостин", как ранее указывалось в послевоенных записках М.Г.Паровенко.

pycckue-ugyt.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта