СодомаКартины и биография. Содома картины
Содома Картины биография Sodoma
Содома (Sodoma) (1477-1549) Итальянский художник сиенской школы живописи эпохи Возрождения. Собственное имя Джованни Антонио Бацци (Giovanni Antonio Bazzi). Родился в Верчелли близ Савойи. C 1498 года состоял в обучении у Леонардо да Винчи в Милане, а в 1501 переехал в Сиену, где выполнил несколько фресок и живописных полотен. В 1505 году Содома создал крупный цикл фресок по мотивам жизни святого Бенедикта для монастыря Монте-Оливето-Маджоре, а также «Снятие с креста» (сейчас находится в Музее Сиены). Считается, что фон на этой картине вдохновлен работами нидерландского живописца Яна ван Эйка, хотя многие итальянские художники, в частности Леонардо да Винчи, на фонах своих картин также изображали пейзаж. В эпоху Возрождения картины, подобные этой, нередко исполнялись мастерской - группой художников, работавших под руководством одного мастера. Мастер создавал общую композицию и писал ключевые элементы картины, а его помощники - фон и второстепенные фигуры. Несмотря на это, вся картина приписывалась самому мастеру. Родившийся в Ломбардии, Содома работал в Сиене и Риме, где исполнил множество заказов.
Картина «Снятие с креста». Волны оранжевых, красных, зеленых и синих драпировок придают внутреннее движение сцене снятия тела Иисуса Христа с креста. Для произведений Содомы характерны сочные цвета, утонченные световые эффекты и поэтичное чувство пейзажа.
Джованни Антонио Бацци, по прозванию Содома, и ломбардец по происхождению, сложился как живописец под воздействием школы Леонардо да Винчи. Переселившись около 1500 года в Сиену, Содома стал наиболее известным среди сиенских мастеров первых десятилетий 16 века. Содома работал как фрескист (росписи капеллы св. Екатерины церкви Сан Доменико, начатые в 1526 году, и в Палаццо Пубблико в Сиене) и как автор алтарных образов.
Приглашенный в Рим богатым банкиром Агостино Киджи, Содома участвовал в росписях его виллы Фарнезина. В лучшей из его фарнезинских фресок — «Бракосочетании Александра Македонского и Роксаны» — заметно воздействие Рафаэля. Мягкие женственные образы Содомы нередко несут в себе отпечаток слащавой красивости, как об этом свидетельствует одно из самых известных его произведений — созданный между 1525 и 1531 годами «Святой Себастьян» (Уффици).
В 1507—1509 годах Содома находился в Риме, где писал для Ватикана. В 1514 в Риме Содома написал свои самые известные фрески для виллы Фарнезина, а также «Александра перед семьей Дария» и «Свадьбу Александра Великого с Роксаной». Папа Лев X присвоил художнику рыцарское звание за портрет Лукреции.
В 1515 году Содома вернулся в Сиену, где в 1518 написал четыре фрески из истории Марии для оратория Сан-Бернардино. С 1518 по 1525 Содома по всей видимости находился в Верхней Италии, где познакомился с творчеством художников ломбардской школы.
С 1525 по 1537 год Содома проживал в Сиене. В 1525 художник начал работу над своим главным, проникнутым глубиной и правдивостью восприятия произведением — фресками по мотивам жития святой Екатерины в капелле Святых церкви Сан-Доменико, а также написал несколько портретов святых и «Воскресение» для сиенской ратуши.
Содома вел веселый образ жизни, его эксцентрическая сущность не позволяла художнику тщательно работать над зарисовками с природы и своими картинами. Скончался Джованни Антонио Бацци 15 февраля 1549 года в Сиене.
smallbay.ru
Биография художника, известные произведения, выставки
Сиенский художник Высокого Возрождения. Его деятельность в Сиене засвидетельствована документально с 1501. Он учился у Джованни Спансотти, сильное влияние которого заметно в ранних работах художника, в том числе в первом крупном заказе мастера — фресках монастыря Монте Оливето Маджоре. Росписи на тему жизни св. Бенедикта были начаты Синьорелли (1497- 1499). Он исполнил десять композиций, остальные двадцать девять написал Содома (1505−1508). На этих фресках Содома изобразил и себя в окружении зверьков и птиц, которые, по свидетельству Вазари, всюду сопровождали художника. С 1508 мастер работал в Риме. В произведениях римского периода и более поздних он заимствовал отдельные фоновые элементы, в основном архитектурные, у Рафаэля и Браманте. Художнику приписывают роспись центрального восьмигранника на плафоне Станцы делла Сеньятура в Ватикане. Одним из главных произведений художника стала роспись в спальне на вилле Фарнезина со сценами из жизни Александра Великого.
Джованни Антонио происходил из семьи башмачника из Бриандате по имени Джакомо ди Антонио деи Бацци, который к 1475 году перебрался в городок Верчелли (Пьемонт), а в 1476 году женился на некой Анджелине из Бергамо. У них было трое детей, два сына — Джованни Антонио и Никколо, и дочь Амадея. Будущий художник был старшим среди детей Бацци, он родился в 1477 году, а в 1490 г. поступил в обучение к пьемонтскому живописцу Джованни Мартино Спанцотти. В нотариальных архивах Верчелли сохранилось соглашение от 20 ноября 1490 года, которое отец Содомы, Джакомо Бацци, заключил с художником Джованни Спанцотти о том, что тот будет обучать его сына всем разновидностям живописи, включая работу по стеклу и дереву, в течение семи лет. Вместе со Спанцотти Содома некоторое время жил в Милане, где попал под влияние творчества Леонардо да Винчи, хотя точных свидетельств об их контакте не существует. Около 1501 г. художник оказывается в Сиене.
Вазари сообщает, что в Сиену Содома прибыл по приглашению купцов из семейства Спанокки. Однако никаких документов о том, что семейство Спанокки делало Содоме заказы на картины не сохранилось. Впрочем, это могло произойти потому, что после смерти папы Пия III, Спанокки стали банкротами, и даже были вынуждены продать свой дворец Пандольфо Петруччи. Существует, однако, документ от 13 марта 1499 года, в котором некий «Bartolomeus olim Ghilielmi de Bazio de Quirino» получил наследство от своего погибшего брата Никколо через Антонио и Джулио Спанокки. Этот Никколо служил в усадьбе семейства Спанокки в Риме, и если указанный в документе «de Bazio» и Содома — одно и то же лицо, то художник до Сиены мог побывать в Риме. Приехав в Сиену, Содома получил первые большие престижные заказы. В 1508 году он закончил фрески, начатые в 1497 году Лукой Синьорелли в монастыре Монте Оливето, который находится по пути из Сиены в Рим. Вазари описывает скандал, связанный с этими фресками — они были посвящены сценам из жизни святого Бенедикта Нурсийского. В одной из сцен святой Бенедикт, стараясь навести порядок во вверенном ему монастыре, прогоняет куртизанок, присланных монахом Флорентиусом для совращения монастырской братии. По словам Вазари, Содома нарисовал этих женщин обнажёнными, вызвав смятение у монахов и возмущение у руководства монастыря. Куртизанок пришлось одеть, хотя в данном случае, похоже, Содома просто строго следовал каноническому описанию жития св. Бенедикта. С другой стороны, в свои тридцать лет он вряд ли не знал, какую реакцию могут вызвать в мужском монастыре изображения голых женщин.
Паоло Джовио, составивший в 1523−27 годах «Жизнеописание Рафаэля», сообщает о Содоме, что ему присуще «абсурдное и переменчивое, с печатью безумия мышление». Тем не менее, Джовио считает его «наследником Рафаэля», а это свидетельствует о высоком почтении и уважении, которое художник имел среди своих современников. Однако, основным источником, обрисовывающим характер мастера, служит жизнеописание Содомы, составленное Джорджо Вазари (1568 г.). Вокруг версии, изложенной этим автором, возникало множество дискуссий. Одни исследователи считают, что Вазари почти во всём прав, другие утверждают, что порочащие художника истории сочинил его соперник и бывший ученик Доменико Беккафуми, а Вазари некритически их пересказал.
Автопортрет Содомы во фреске «Чудо с решетом». 1505−8гг, Монте Оливето Маджоре. У его ног можно видеть двух барсуков и ворона.
Вазари описывает Джованни Антонио как «сумасброда» и «скотину». Он считал, что художник не стремился к общению с людьми мудрыми и достойными, но вместо этого «…держал у себя дома всякого рода диковинных зверей: барсуков, белок, обезьян, мартышек, карликовых осликов, лошадей, берберийских призовых рысаков, маленьких лошадок с острова Эльба, соек, карликовых кур, индийских черепах и других подобного же рода животных… Кроме этих всех зверюг был у него ворон, которого он научил говорить, и который часто передразнивал голос Джованни Антонио… Равным образом и все остальные животные были ручными настолько, что постоянно ходили за ним по дому, разыгрывая самые странные игры и издавая самые дикие звуки, какие только бывают на свете…». Словом, Джованни Антонио любил общаться со зверушками, это доставляло ему удовольствие, и зверушки отвечали ему взаимностью. Слова Вазари частично подтверждаются фреской «Чудо с решетом» в монастыре Монте Оливето, в которую Содома вписал свой портрет. У его ног можно видеть двух ручных барсуков, и, вероятно, того самого ворона, который говорил его голосом.
Вокруг прозвища «Содома» также было множество дискуссий и предположений. Существует мнение, что изначально его семейным именем или прозвищем было «Содона» (иногда он так подписывал картины), которое потом трансформировалось в «Содома». Впрочем, это мало что меняет в эксцентричном характере художника, который, судя по описаниям Вазари, с удовольствием принимал прозвище Содома, намекающее на содомский грех. И не просто принимал, но бравировал им, дабы эпатировать почтенную публику. Джованни Антонио пристрастился к конским бегам — сиенскому палио. Сохранились документы, согласно которым он участвовал в палио и приобретал для этих целей дорогих скакунов. По сообщению Вазари, как-то однажды, во время пребывания Джованни Антонио во Флоренции, его конь выиграл бега. В соответствии с правилами, имя владельца победителя нужно было громко выкрикивать при вручении приза. Джованни Антонио спросили, какое имя выкрикивать, он ответил: «Содома». Так и кричали. «Однако, услыхав столь грязное имя, некоторые добронравные старцы стали шуметь и говорить: «Что за свинство такое, что за срам оглашать наш город таким позорным именем?» — пишет Вазари.
В описании Вазари Содома предстает экстравагантным и необычным человеком, которого обожала сиенская молодёжь: «…большинство сиенских юношей бегали за Содомой, прославляя его как человека необыкновенного». К этому надо добавить, что Джованни Антонио сочинял куплеты непристойного содержания, и имел привычку распевать их под собственный аккомпанемент. Вазари пишет, что прозвище «Содома» художник получил за то, что «…всегда и общался и жил с безбородыми юнцами». Однако это в большой мере опровергается тем, что в октябре 1510 года художник женился на Беатриче ди Лука Галли, дочери процветающего предпринимателя Луки Галли. Беатриче вступила в брак, принеся в качестве приданого собственный дом, а в 1511 году родила сына, названного Апеллесом, крестным отцом которого стал художник Джироламо Дженга. Однако мальчик в младенчестве умер; через год супруга родила дочь Фаустину, которая впоследствии вышла замуж за художника Бартоломео Нерони, известного как Риччо, бывшего ученика её отца. Эксцентричные выходки Содомы, вероятно, помогали ему обрести связи и покровителей среди знати и богатых предпринимателей. Среди них был Агостино Киджи, меценат и банкир, ссужавший деньгами римских пап. Судя по всему, Киджи нравились необычные и талантливые люди; благодаря нему Содома вступил в дружеские отношения с Пьетро Аретино, и получил престижные заказы. Среди поклонников его таланта были принц Пьомбино, папа Лев X, с восторгом принявший картину Содомы с изображением Лукреции, и пожаловавший художнику рыцарский титул «кавальере ди Кристо», а также император Карл V, давший художнику графское звание (пфальцграф).
Содома не был богат, и ему, судя по всему, не удавалось удачно вкладывать гонорары в недвижимость, как это делали некоторые процветающие художники эпохи Возрождения. Его увлечениями были чудачества и скачки, а кони стоили больших денег (в конце XV века простой дом стоил 100—200 флоринов, «улучшенной планировки», то есть каменная коробка в три этажа в городском квартале, 300—400 флоринов, а хорошая верховая лошадь 70−85 флоринов). В 1531 году он сам для себя составил шуточный список для налогообложения своего имущества. В нем значились то ли сад, то ли ферма в Фонте Нуова, дом в квартале Валероцци, и восемь лошадей. Следующими пунктами в списке шли обезьяны, вороны, павлин, совы, и «три злых зверя, которыми являются три женщины». В 1534 году он купил ещё один дом, однако в 1537 году и дом и сад ушли из его рук.
Вазари пишет, что «…жена ему вскоре надоела, и так как он был скотиной, он навсегда от неё отказался, и она жила в одиночестве собственными трудами…», однако документы от 1531 и 1541 года свидетельствуют о том, что, по крайней мере, в эти годы Содома и его супруга жили вместе. Вазари также сообщает, что в старости он был немощным, бедным и дряхлым, и, заболев, окончил свои дни в больнице в возрасте 75и лет в 1554 году, однако проверить его сообщение можно лишь частично. Содома скончался в Сиене 15 февраля 1549 года в возрасте семидесяти двух лет — эта дата известна из письма от 15 февраля 1549 года, посланного Алессандро Буонинсеньи своему брату Бернардино, служившему послом в Неаполе — «…кавальере Содома скончался прошлой ночью». Посмертная опись имущества от 1549 года сообщает об оставшемся в его мастерской небольшом количестве картин, «антиков», и личных вещей художника. Самое раннее творчество художника остаётся неизвестным; его работы, созданные до переезда в Сиену, не сохранились. Первым крупным произведением Содомы являются фрески в трапезной оливетского монастыря Св. Анны в Кампрене недалеко от Сиены. Согласно контракту, подписанному со стороны монастыря Фра Андреа Косса, работы были начаты в 1503 году и завершены к июню 1504. В контракте содержалась краткая инструкция, касающаяся иконографической программы и размещения отдельных сцен. Некоторых монахов Содома изобразил del proprio, то есть писал с натуры. На стене напротив входа художник изобразил «Чудо с хлебами и рыбами», напротив этой фрески — «Пьету» (то есть оплакивание Христа), слева «Конфирмацию Ордена оливетов» (по другой версии — «Св. Бенедикт с монахами»), а справа «Святую Анну с Богоматерью и двумя оливетскими монахами». В других местах он в монохромной технике изобразил «Сцены из жизни Св. Анны», а также фриз с гротесками. Эти фрески дают представление о том, какую школу художник прошёл в Милане. Например, во фреске «Пьета» видно внимание, которое художник уделял жестам персонажей и выражению их лиц. Это свидетельство влияния на него Леонардо да Винчи, считавшего, что «жесты лучше всего передают состояние души». Следующим большим заказом стали фрески в монастыре Монте Оливето, которые были созданы вскоре после завершения работ в монастыре Санта Анна. Они и сегодня являются самым крупным и известным фресковым циклом Содомы. Художник приступил к работам в 1505 году, и трудился там до 1508 года. По крайней мере, в двух фресках исследователи усматривают влияние «Битвы при Ангиари» Леонардо да Винчи, которая явно послужила источником вдохновения для таких сцен, как «Св. Бенедикт принимает римских мальчиков Мавра и Плацидия» и «Св. Бенедикт предсказывает разрушение Монтекассино». На последней изображена группа солдат с несколько карикатурными лицами. В этой композиции исследователи видят также влияние Рафаэля. Рафаэлевскую идею с солдатами Содома повторил в картине «Снятие с креста» (Пинакотека, Сиена), которая была создана для алтаря семейства Чинуцци в сиенской церкви Сан Франческо. Стиль произведения значительно отличается от фресок в монастырях Санта Анна и Монте Оливето; это послужило поводом для предположения, что картина была написана после завершения фресок в двух монастырях, то есть после 1508 года, несмотря на то, что сохранился документ от 1502 года, в котором заказчик, Герардо Чинуцци, высказывает желание начать работы по созданию алтаря.
Во время работ над фресками в двух монастырях Содома написал несколько мифологических и исторических сюжетов в сиенском дворце Сигизмондо Киджи (сцены из «Метаморфоз» Овидия, и сцены из жизни Юлия Цезаря). В 1508 году художник уезжает в Рим. Согласно Вазари, из Сиены его туда привёз меценат и папский казначей Агостино Киджи. Содоме была поручена роспись папских покоев, Станца делла Сеньятура. Он расписал гротесками и орнаментами свод зала, однако большая композиция на стене не понравилась папе Юлию II, он приказал ее сбить, отстранил художника от работ, и распорядился, чтобы его место занял Рафаэль. Трудно сказать, какие отношения после этого сложились у Содомы с Рафаэлем, однако, последний в своей фреске «Афинская школа» написал совместный с Содомой портрет. После этой неудачи художник вернулся в Сиену, но позднее вновь приехал в Рим, так как Агостино Киджи предложил ему работы в своём дворце, ныне известном как вилла Фарнезина. Вилла Фарнезина была построена в 1505 — 6 годах за пределами Рима, перед его городскими воротами и холмом Джаниколо по заказу Агостино Киджи в качестве его загородной резиденции. Пиры и празднества, которые устраивал в своей сельской вилле банкир Киджи, ещё при его жизни обросли легендами. В произведениях поэтов райские сады виллы Фарнезина и сама постройка прославлялись в качестве новой обители богов и муз. Здание было спроектировано Бальдассаре Перуцци, а его внутренние покои расписаны лучшими художниками той эпохи — Перуцци, Рафаэлем, Содомой и Себастьяно дель Пьомбо. Содома расписал спальню этого дворца фресками с сюжетами из жизни Александра Македонского, среди которых выделяется сцена с изображением свадьбы Александра и Роксаны, благодаря ей комнату ныне именуют Stanza delle Nozze di Alessandro e Rossane (Комната бракосочетания Александра и Роксаны). Спальня примыкает непосредственно к пиршественному залу, который позднее был расписан Бальдассаре Перуцци. В общей сложности Содома написал здесь три фрески: «Бракосочетание Александра и Роксаны», «Семейство Дария перед Александром», «Битва». Четвёртую фреску «Александр с Буцефалом» исследователи ныне не считают работой Содомы. Предположительно её выполнил кто-то из близких художников, достаточно удачно имитировавших его манеру.
Из сочинения Лукиана известно, что в античные времена существовала картина художника Этиона, посвященная бракосочетанию Александра и Роксаны. На ней было изображено, как Александр протягивает венец Роксане, восседающей на брачном ложе, а по сторонам от неё находятся Гефестион и бог — покровитель брака Гименей, в то время как амуры играют оружием Александра. Судя по всему, художники в вилле Фарнезина стремились воссоздать либо превзойти этот древний образец. Интересно, что первоначально Киджи хотел отдать заказ на роспись комнаты Рафаэлю, который подготовил рисунки (один из них хранится в венской Альбертине), однако Содома на сей раз оказался успешнее. Тем не менее, и в этой фреске Содомы можно видеть влияние Рафаэля — фигура служанки, удерживающей на голове кувшин, явно позаимствована из рафаэлевского «Пожара в Борго», написанного в «Станца дель Инчендио» Ватиканского дворца.
Напротив фрески «Бракосочетание Александра и Роксаны» ранее стояло роскошное ложе Агостино Киджи, словно бы сошедшее с композиции. Все росписи виллы Фарнезина были призваны провести параллели между героями античной эпохи, и возвышенностью жизни банкира Киджи, ощущающего себя неким «новым Александром». На правой стене спальни Содома изобразил фреску «Семейство Дария перед Александром». На ней мать убитого Дария Сисигамбия ошибочно принимает за Александра его друга Гефестиона, в то время истинный повелитель любезно склонился перед нею. Стоящие слева дочери Дария изображены с рафаэлевской грацией. На уровне цоколя Содома написал Вулкана, кующего в своей кузнице стрелу Амура, и Амура, подбирающего стрелы. Эти произведения датируют 1516−17 годами (хотя существуют и другие датировки).
Во время пребывания в Риме Содома написал одну из своих самых известных картин, «Лукрецию» (Будапешт, Художественный музей). Трагический сюжет с полуобнаженной Лукрецией, обесчещенной, и заколовшей себя кинжалом, чтобы кровью смыть свой позор, так пришелся по вкусу папе Льву X, что тот наградил Содому крупной суммой и рыцарским званием (Cavalliere di Cristo). Картина была прославлена серией эпиграмм, написанных Эуралио д’Асколи (Аурелио Асколано). Впоследствии художник возвращался к этой теме, и сегодня картина «Лукреция» существует в четырёх вариантах. Это произведение, в частности, даёт представление, чем отличалось пребывание Содомы в сохранившем античные древности Риме от пребывания в набожной Сиене: справа от Лукреции изображён персонаж, чей облик был списан со статуи колоссального «Версальского Юпитера» (статуя была найдена на вилле кардинала Франческо Армеллини). Позднее художник неоднократно включал этот типаж в свои картины. Несколько документов этого периода сообщают, что в 1515 году художник побывал во Флоренции, а также о том, что он был связан заказами с Якопо д’Аппиано, правителем Пьомбино, и с Альфонсо I д’Эсте, герцогом Феррары, для которого Содома написал картину «Св. Георгий и дракон» (1518 г. Вашингтон, Национальная галерея). Сохранилось письмо, которое 3 мая 1518 года художник написал Альфонсо I; в нём он сообщает, что заказ на создание произведения был ему передан послом герцога при дворе папы Льва Х, когда Содома был в Риме. Содома изобразил св. Георгия с копьём, верхом на коне, свирепый вид которого выглядит более устрашающим, чем сам поверженный дракон; справа от него спасённая принцесса Клеодолинда в сильном волнении воздела очи горе, а в небе посланный Господом ангел освящает произошедшее событие.
В1518 году Джованни Антонио возвращается в Сиену. Там он пишет фрески со сценами жития Марии в оратории св. Бернардина Сиенского — «Введение Марии во храм», «Посещение св. Елизаветы», «Небесное венчание» и «Успение». Наряду с Содомой в оратории свои фрески писали Джироламо дель Паккья и Доменико Беккафуми. Период с 1518 по 1525 год остается неясным. Известно, что в 1518 году Содома отправил письма герцогу Феррары Альфонсо д’Эсте и правителю Мантуи Франческо Гонзага в надежде получить работу при их дворах, однако было ли реализовано это желание, или оно осталось неосуществлённым, неизвестно. Ученые считают, что в это время Содома совершал поездки в Ломбардию и по городам Тосканы. 3 мая 1525 года он получил заказ на изготовление gonfalone, то есть хоругви, для сообщества Сан Себастьяно ди Камоллья в Сиене (ныне в Галерее Питти, Флоренция). Из документов известно, что деньги за неё выплачивались художнику частями в течение 1526 года, а последней выплаты ему пришлось дожидаться до 1531 года. На одной стороне хоругви Содома изобразил пронзённого стрелами святого Себастьяна, на оборотной — Мадонну с младенцем во славе в окружении святых. Произведение выполнено в приглушенной, неяркой гамме; за анатомически безукоризненно выписанной фигурой св. Себастьяна простирается богатый пейзаж с античными руинами; голову святого ангел венчает короной мученика. В лепке фигуры Себастьяна ощущается влияние античной скульптуры.
artchive.ru
Содома (Sodoma) | Биографии, знаменитости, известные люди, великие личности, исторические персонажи
Комментарии к дате рождения:
Место рождения:
Искусство: Художники
Место смерти:
Дополнительные имена:
Джованни Антонио Бацци (Bazzi)
Георафия жизни:
Род деятельности:
Содома (Sodoma), (наст. имя Джованни Антонио Бацци, Bazzi, ок. 1477, Vercelli, Пьемонт – 15.02.1549, Сиена) – итальянский живописец. Родился в Верчелли. Искусству художника сначала обучался в родном городе у мастера по имени Джованни Мартино Спанзотти (Martino Spanzotti, ок. 1456 – ок. 1526). Прозвище свое «il Sodoma» («Содомит») получил за свои гомосексуальные наклонности и сумасбродства, которые сделали его скандально знаменитым, особенно в Сиене, куда он переселился. По свидетельству Вазари, который явно недолюбливал Содому, «был он человеком веселым, разгульным и постоянно забавлял и развлекал других своим малопристойным образом жизни, почему, окружая всегда себя отроками и юношами, еще безбородыми и любимыми им превыше меры, он и заслужил себе прозвище Содомы, на которое не то что обижался или сердился, но которым даже гордился, сочиняя на него станцы и капитулы, которые с большим успехом распевал под сопровождение лютни. Помимо этого, он развлекался тем, что держал у себя дома всякого рода диковинных зверей: барсуков, белок, обезьян, мартышек, карликовых осликов, лошадей, берберийских призовых рысаков, маленьких лошадок с острова Эльбы, соек, карликовых кур, индийских черепах и других подобного же рода животных, каких ему только удавалось заполучить. Кроме всех этих зверюг был у него ворон, которого он научил говорить и который часто передразнивал голос Джованнантонио, кроме того, так хорошо отвечал на стук в дверь, что, казалось, говорит сам Джованнантонио, и это отлично знали все сиенцы. Равным образом и все остальные животные были ручными настолько, что постоянно ходили за ним по дому, разыгрывая самые странные игры и издавая самые дикие звуки, какие только бывают на свете, так что дом его казался сущим Ноевым ковчегом. И вот этот образ жизни, странность его поведения, его произведения, его картины, так как он нет-нет да и создавал что-нибудь хорошее, настолько прославили его среди сиенцев, а именно среди простонародия и черни (ибо люди благородные знали ему цену), что многие считали его великим человеком» (Вазари). Работал Содома в основном в Сиене. Он был автором множества фресок, также он занимался станковой живописью. Сюжеты его картин невероятно разнообразны (религиозные и исторические), причем многие из них не проработаны до конца, так как работал он с какой-то необыкновенной легкостью, но в спешке и небрежно, растрачивая время на свои увлечения. На упреки он отвечал, что работает «как бог на душу положит, что кисть его пляшет только под звон монет», так что если заказчик заплатит щедро, то и он со своей стороны готов сделать гораздо лучше. Если бы Содома, – говорит Вазари, – у которого бывали отличнейшие замашки и которому очень помогал его характер, занялся бы изучением своего искусства, он достиг бы очень многого. Но он всегда увлекался пустяками и работал только по наитию, ни о чем больше не помышляя, как только о том, чтобы пышно одеваться, наряжаясь в парчовые куртки, в золототканные плащи, роскошные скуфейки, ожерелья и тому подобные побрякушки, приличествующие больше шутам и скоморохам. При содействии богатого сиенского купца Агостино Киджи Содома получил работу в Ватикане, и весьма ответственную – роспись одной из зал папских покоев. И он изобразил несколько толковых историй. Но и там «эта бестия», занятый своими зверушками и иными пустяками, медленно в своей работе продвигался. Тогда, как рассказывает Вазари, в Рим был вызван Рафаэль Урбинский и папа убедился, насколько он превосходил всех других. Его святейшество Юлий II распорядился, чтобы ни Перуджино, ни Содома в этих залах больше не работали, более того, чтобы все сделанное ими было смыто. Однако Рафаэль, который был сама доброта и сама скромность, оставил неприкосновенными все, что было написано Перуджино, бывшим его учителем, а из работ Содомы он не тронул ничего, кроме заполнений и фигур в тондо и в прямоугольниках, сохранив все фризы и прочие орнаменты, которыми и поныне окружены фигуры, написанные Рафаэлем – Правосудие, Научное познание, Поэзия и Богословие. (Неслучайно Рафаэль поместил портрет Содомы рядом с автопортретом в правом углу фрески «Афинская школа»). Агостино Киджи, человек благородный, невзирая на позор, постигший Содому в Ватикане, поручил ему написать в одном из главных помещений своей виллы Фарнезина в Риме Александра Македонского, который готовится провести ночь с Роксаной. Содома написал две сцены из истории Александра, обе – признанные шедевры, художественные сокровища: «Свадьба Александра Македонского и Роксаны» и «Семейство Дария перед Александром Македонским». Когда умер Юлий II и на папский престол взошел Лев X, которому нравились люди легкомысленные и беззаботные, как он сам, Содома испытал радость, в особенности потому что возненавидел Юлия, его осрамившего. Для Льва X он написал картину с обнаженной римлянкой Лукрецией, закалывающей себя кинжалом. За столь прекрасную картину новый папа возвел художника в рыцарское достоинство и щедро наградил. После чего Содома вообразил уже, что стал великим человеком, совсем перестал работать, кроме тех случаев, когда заставляла нужда. А нужда заставила его вернуться в Сиену и снова приняться за живопись. Здесь он написал Христа, снимаемого с креста, живописный цикл из жизни Богоматери, «Экстаз Св. Екатерины» и «Видение Св. Екатерины». ► «Работы Содомы, представленные в Пинакотеке, не способны убедить, что это замечательный художник, хотя он был учеником Леонардо, и на его пути живописца были счастливые периоды. Здесь он жирный, вульгарный, а форма у него страдает водянкой. «Беспамятство [Экстаз] Св. Екатерины» – композиция тяжелая и претенциозная, а песочный колорит тошнотворно тусклый. У «Христа, привязанного к колонне» могучий торс античного гладиатора, однако картина лишена силы и экспрессии, хотя Энцо Карли утверждает, что произведение это, кроме всего прочего, гениальная и чуткая интерпретация леонардовского сфумато и светотени. Писал Содома много, переходил от стиля молодого Перуджино к стилю молодого Рафаэля, но, пожалуй, следует согласиться с мнением Беренсона, что «все его творчество плачевно слабо». Я утешаюсь тем, что Содома не был сиенцем: он – уроженец Ломбардии. От папы он получил дворянский титул и осел в Сиене, где был официальным живописцем. Вазари, правда, изрядный сплетник, очень скверно отзывается о нем как о художнике и человеке. Содома был оригиналом, богемой в стиле художников и поэтов конца девятнадцатого века. Говорят, у него была ручная говорящая галка, три попугая и столько же сварливых жен. Он увлекался лошадьми, как уроженец Сиены, и страсть эта обходилась ему недешево. На одной из картин он написал себя рядом с Рафаэлем, очевидно, у него было завышенное представление о своем таланте. Жизнь он закончил, кажется, весьма плачевно в сиенской больнице и перед смертью сочинил завещание в стиле Вийона» (Збигнев Херберт, «Варвар в саду»). Содома и Бекаффуми считаются лучшими сиенсками живописцами XVI века.
www.biograpedia.ru
Галерея Антигламура | «Содом и Гоморра» итальянского фотохудожника Алессандро Бавари / Alessandro Bavari (24 фото) |
Alessandro Bavari. THE GATE.Алессандро Бавари / Alessandro Bavari родился в городе Латино неподалеку от Рима. Фотомонтажем начал заниматься в возрасте 15 лет. Изучал сценографию, фотографию, историю искусств в Римской академии изящных искусств, где достиг высот в области живописи, акварели и граюры. С 1993 года начал заниматься цифровыми манипуляциями в фотографии, разработав свой собственный изобразительный язык. Живет и работает в Италии. Смотрите его серию «Содом и Гоморра».
СОДОМ И ГОМОРРА, два города, упоминание о которых в Библии связано прежде всего с исключительной порочностью их жителей. В Книге Бытия они описываются как «города равнины», которые Бог уничтожил «огнем и серой». Два других города, Адма и Цевоим, также были уничтожены, а пятый, Сигор, Бог пощадил, чтобы там мог найти убежище племянник Авраама Лот со своими двумя дочерьми. Ослушавшись Бога, жена Лота оглянулась на гибнущий Содом и превратилась в соляной столп. Содом и Гоморра — едва ли не самые знаменитые библейские города, ставшие универсальным символом порочности и безнравственности и божественного возмездия. Содом ассоциируется, в частности, с грехом содомии, однако развращенностью жителей и дурным обращением с пришельцами отличались оба эти города. Согласно одной из легенд, гостю здесь предлагали кровать, длине которой он должен был соответствовать: слишком высоким обрубали конечности, а низкорослых растягивали.
CITY OF SODOMCITY OF GOMORRAHBERA, KING OF SODOMTHE ANONYMITY GALA AT THE COURT OF KING BIRSABERA SYMPOSIUMBIRSA SYMPOSIUMPORTRAIT OF LOVERS IN GOMORRAHCITY OF SODOM: PORTRAIT OF SHEPHERD WITH IDOLFOUR GREEN LIZARDS GOING TO SUCK MILK FROM A YOUNG MOTHERNEW PROGENIES: PORTRAIT OF A GIRL WHO LOOK AT ONESELF IN A MIRRORLOT PROGENY: PORTRAIT OF A GIRL ON PILLORYTHE WIFE OF LOT BECOME A STATUEA WOMAN OBSERVE A INITIATION RITEAS IDLERS SINK INTO THE BITUMEN, TWO INFANTS STIR THEIR SKINSPORTRAIT OF NYNPHOMANIACS IN THE DEPTH OF GOMORRAHFELLATIO FAIRwww.anti-glamour.ru
|
|
| Содома (итал. Sodoma, собственное имя Giovanni Antonio Bazzi, 1477, Верчелли, Савойя — 15 февраля 1549, Сиена) — итальянский художник сиенской школы живописи.C 1498 г. состоял в обучении у Леонардо да Винчи в Милане, а в 1501 г. переехал в Сиену, где выполнил несколько фресок и живописных полотен. В 1505 г. он создал крупный цикл фресок по мотивам жизни Св. Бенедикта для монастыря Монте-Оливето-Маджоре, а также «Снятие с креста» (сейчас находится в Музее Сиены). В 1507—1509 гг. Содома находился в Риме, где писал для Ватикана. Затем он вернулся вновь в Сиену, потом в 1514 г. уехал опять в Рим, где писал свои самые известные фрески для виллы Фарнезина, а также «Александра перед семьёй Дария» и «Свадьбу Александра с Роксаной» Папа Лев X присвоил художнику рыцарское звание за портрет Лукреции.В 1515 г. Содома вернулся в Сиену, где в 1518 г. написал четыре фрески из истории Марии для оратория Сан-Бернардино. С 1518 по 1525 гг. Содома по всей видимости находился в Верхней Италии, где познакомился с творчеством художников ломбардской школы. С 1525 по 1537 гг. он проживал в Сиене, где в 1525 г. начал работу над своим главным, проникнутым глубиной и правдивостью восприятия произведением — фресками по мотивам жития св. Екатерины в капелле Святых церкви Сан-Доменико, а также написал несколько портретов святых и «Воскресение» для сиенской ратуши. В 1542 г. Содома работал в Пизе. Художник умер 15 февраля 1549 г. в Сиене.Содома вёл весёлый образ жизни, его эксцентрическая сущность не позволяла ему тщательно работать над зарисовками с природы и своими картинами. Картины художника |
www.artita.ru
ИСТОРИЯ ЛОТА. Религиозные сюжеты в живописи. Часть 4.
Я думаю, что ни один из библейских сюжетов не имеет стольких прямых указаний на сексуальные извращения, как история о племяннике Авраама (о котором планируется следующий пост), жителе города Содома, Лоте. По крайней мере, гомосексуализм (содомия) и инцест, если внимательно читать Книгу Бытия, описываются в ней совершенно недвусмысленно (Быт., 19: 1 - 28; 30 - 38).История Лота начинается с того, что к вратам Содома прибыли два ангела, которые были приветливо встречены единственным во всем городе праведником Лотом и приглашены им переночевать в его доме. Шайка содомитоа окружила дом Лота, требуя, чтобы тот выдал им своих гостей для надругательства над ними. Лот пытался усмирить их и даже предложил взамен своих дочерей, которые содомитов по вполне понятным причинам не заинтересовали. Помогло вмешательство Бога, поразившего содомитов слепотой, так, что они "измучались, искав выхода".
Ангелы предупредили Лота, что Бог собирается истребить город за грехи его жителей, и что он должен бежать со своей женой и дочерями: "Спасай душу свою; не оглядывайся назад... чтобы тебе не погибнуть". Но жена Лота обернулась и превратилась в соляной столб.
Наиболее часто в изобразительном искусстве можно встретить две сюжетных линии, связанные с Лотом:
- Бегство Лота из Содома; - Лот и его дочери.
Содомиты в плену у дьявола
Бегство Лота из Содома
Во время бегства Лота с семьей из Содома, подвергшегося Божьей каре, "дым поднимался с земли, как дым из печи". Обычно Лот и его семья изображались художниками бегущими из города, они несут свои пожитки, иногда их ведут один или два ангела. Также присутствует жена Лота, обернувшаяся назад и превратившаяся соляной столб с человеческой головой (вариант: окаменевшая). А на заднем плане горящий город Содом, на который падают с неба языки пламени или молнии.
Лот и его дочери
После бегства Лота из Содома и гибели жены он нашел себе убежище в пещере, в которой стал жить со своими двумя дочерями. Дочери Лота, считая, что на земле, кроме них, не осталось никого в живых, решились на совокупление со своим отцом, предварительно напоив его, чтобы продолжить человеческий род. Каждая из дочерей Лота в результате родила ему сына, их назвали Моава и Бен-Амми.Этот сюжет довольно широко распространен в изобразительном искусстве, особенно в постренессансной живописи. Причем, варианты изображения Лота и его дочерей весьма разнообразны, в чем вы сами можете убедиться.
Благодарю за внимание.Продолжение следует.
Сергей Воробьев.
sergeyurich.livejournal.com
Куда исчезли Содом и Гоморра: тайна гибели библейских городов
Наверное, библейская притча о двух городах – Содоме и Гоморре, уничтоженных Богом «огнем и серой» за греховное поведение их обитателей, известна всем.Лот и его семья бегут из Содома
Жители двух городов предавались разврату, отличались жестокостью, злым нравом, распущенностью, за что и были наказаны. О том, что легендарные города действительно существовали, свидетельствуют найденные археологами клинописные тексты. Однако до сих пор ученым так и не удалось найти следы древних городов, а о причинах их гибели и по сей день не утихают споры.
Себастьяно Риччи. Вакханалия в обществе Пана, 1716
Во ІІ тыс. до н. э. Содом и Гоморра, согласно Ветхому Завету, располагались на берегу Мертвого моря, ранее называвшегося Содомским. Города были цветущими и богатыми, и их жители вели праздный образ жизни и погрязли в грехах и пороках. В наказание Бог решил уничтожить города вместе с их обитателями. Авраам просил пощадить Содом и Гоморру ради невинных праведников, но оказалось, что таковыми были только Лот с женой и двумя дочерьми. Ангелы вывели их из города, запретив на него оглядываться. Жена Лота ослушалась и превратилась в соляной столп. Ведь оглядываться назад – значит сожалеть о жизни в греховной среде.
Соляной столп на горе Содом, в который, по преданию, обратилась жена Лота
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли», – говорится в Библии.
Джон Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры, 1852
Несмотря на то, что эти города упоминаются в некоторых древних источниках, в частности, в «Географии» Страбона и «Истории» Тацита, многие ученые ставят под сомнение историческую достоверность их существования. Британский ученый Майкл Сандерс, напротив, уверен, что Содом и Гоморра действительно были разрушены и покоятся на дне Мертвого моря.
Альбрехт Дюрер. Бегство Лота с дочерьми из Содома, 1496
Больше всего версий и споров вызывают причины гибели городов. Согласно одной из научных гипотез, Содом и Гоморра были разрушены в результате падения астероида. Эта версия появилась в результате расшифровки записей шумерского астронома, подробно описавшего движение огромного белого шара по небосводу. Некоторые ученые уверены в том, что разрушительные процессы такого масштаба могли произойти только в результате столкновения с астероидом.
Мийо Ковачич. Содом и Гоморра, 1976
Вероятной причиной исчезновения древних городов многим ученым представляется мощное землетрясение. Города были построены в месте разлома земной коры, на стыке двух тектонических пластов, в одной из самых сейсмически активных зон планеты. Кроме того, в районе Мертвого моря есть метановые месторождения. Землетрясение могло сопровождаться выбросом горючих газов и битумов, что спровоцировало пожар. А битумы в этом районе отличаются высоким содержанием серы. Отсюда и библейские «огонь и сера». Ряд ученых из России и Израиля придерживаются версии об извержении вулкана, что тоже объясняет упоминание «огня и серы».
Н. Ломтев. Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре, 1845
Джон Мартин. Лот и его семья бегут из горящей Содомы
Некоторые ученые высказывают предположение о том, что в конце ІІІ тыс. до н.э. в этом районе произошла природная катастрофа, ставшая частью глобального катаклизма. Резко ухудшились климатические условия, плодородные земли высохли. Внезапное изменение климата могло быть спровоцировано выбросом огромного количества пыли в атмосферу, что опять-таки указывает на столкновение с метеоритом.
Камиль Коро. Разрушение Содома, 1857
Истребление Содома и Гоморры и спасение Лота
Падение метеорита в месте разлома земной коры могло стать причиной и землетрясения, и наводнения, и извержения вулкана, и пожара. Поэтому библейская история о двух городах, уничтоженных «небесным огнем», вероятно, имела под собой вполне реальную основу.
Разрушение Содома и Гоморры
via
astori-18.livejournal.com