kolybanov. Лутфуллин картины
Выставка выдающего мастера башкирской живописи, народного художника СССР Ахмата Лутфуллина
Сегодня неоспоримым стал факт хрестоматийной значительности в целом башкирского изобразительного искусства периода 60-70-х годов ХХ века. Наиболее значительным и масштабным в процессе становления традиций башкирской школы живописи видится творчество Ахмата Лутфуллина, в котором со всей полнотой отразились основные тенденции развития не только регионального, но и советского искусства шестидесятых годов ХХ столетия. Став настоящим явлением башкирской культуры этого периода, Лутфуллин, наряду с ведущими советскими художниками, возобновил прерванную связь развития национальной концепции отечественного изобразительного искусства. Претворяя в своем творчестве программную идею национального своеобразия башкирской живописной формы, Лутфуллин ориентировался на традиции древнерусского искусства, русского искусства ХIХ и начала ХХ века. Национально-романтическая направленность в поисках адекватной пластической системы ориентировала также художника на восприятие существенных сторон мексиканской школы монументальной живописи и итальянского неореализма.
Ахмат Лутфуллин на протяжении всего творческого пути, решая задачу национального своеобразия произведений, создавал архетипический образ башкирской женщины.
Действительно, во многих произведениях Лутфуллина женщина как мать, как родоначальница и хранительница народных традиций становится либо главной героиней, либо героиней второго плана, имеющей в интерпретации картины глубокое смысловое значение. А многочисленные портреты молодых девушек, женщин и старух, решенные в том или ином пластическом ключе (импрессионизм, постимпрессионизм, экспрессионизм, древнерусские реминисценции и т. д.) осуществлялись Лутфуллиным ради выявления их народной и национальной сущности, положительных качеств, имеющих духовное начало. Итогом его поисков этого периода стало эпическое полотно-размышление «Три женщины». Одухотворение национального в образе подвигло художника на основе современной реалистической живописи и творческого переосмысления наиболее подходящих пластических систем создать собственный живописный стиль. Этот стиль претендовал на индивидуальное начало, утверждающее национальное миросозерцание, национальные особенности мышления современников.
Ахмат Лутфуллин. 39. Автопортрет. 1972 год. Холст. Масло. Размеры: 80 Х 64.
Вспомним, что ранние (конца 1950-х годов) женские портреты, написанные Лутфуллиным, так же как, впрочем, и Нурмухаметовым, живописно нарядны и праздничны. Авторы заботятся о национальном антураже, интерьере, костюмах, облекая персонажей в сочную романтизированную живописную ткань, выявляя с помощью архиповски-малявинского стиля чувственную, почти языческую народную стихию («Девушка-башкирка в интерьере» (1957г.), «Молодая башкирка» (1958г.)). Тем не менее, уже в это время Лутфуллина привлекает проблема поиска некоего национального архетипа, могущего сущностно и обобщенно передать облик своего народа. Образ матери и «Портрет старухи» (1965г.), тема «Из прошлого» (1957г.), мужские портреты («Портрет Сафы» (1957г.), «Портрет Мухаметши Бурангулова» (1960г.), «Портрет бабая» (1965г.)) языком русской передвижнической школы конца ХIХ века – начала ХХ века ярко и эмоционально передают характерные черты веками формировавшегося народного темперамента. В этих портретах главным достоинством является стремление художника к все более углубленному и всестороннему раскрытию человеческой личности, его многогранной психологии. Этнический типаж постепенно сменяется на облик с обобщенно выявленными постоянными устойчивыми началами, не зависящими от минутных настроений или каких-то внешних обстоятельств. «Для меня национальные черты – не в этнографии. Это – дух народа, который породил Салавата, одолел все и сохранил себя. В истории сменяются вехи, народ остается» - говорит сам Лутфуллин.
Ахмат Лутфуллин. Башкирским хлеборобам. 1980-ые. Холст. Масло. Размеры: 98 Х 88.
Философско-эпическое произведение «Три женщины» (1969г.) стало финальным итогом длительных поисков Лутфуллина, являясь одновременно расцветом башкирской живописи периода 60-70-х годов. В рецензиях после Всероссийской и Всесоюзной выставок в Москве 1970 года писали, что «картина является одной из самых серьезных работ во всей советской живописи, отметив редкую глубину, своеобразие воплощения большого национального и общечеловеческого содержания».
В этом произведении осуществились длительные пластические поиски, адекватно передающие национальную концепцию искусства художника в выражении нравственных идеалов эпохи. Точно вписываясь в каноны «сурового стиля», тем не менее, пластика произведения отображает ту «многослойность», которую напитали личностные переживания художника. Проблематика развития живописного стиля определяет рассмотрение творчества художника этого периода с точки зрения образно-пластического анализа значимых для данного процесса произведений.
Ахмат Лутфуллин. Портрет А. Э. Тюлькина. 1970-ые. Холст. Масло. Размеры: 66 Х 53,5.
Наиболее обширной и динамичной с точки зрения использования живописного опыта предшествующих художников является часть произведений, в основном портретов, где Лутфуллина интересовали чисто пластические задачи. Так, «живописно-пластический» интерес проявился у художника при написании многочисленных портретных образов, которым свойственны реалистическое видение, выявление психологических характеристик, эмоциональность, стилевое разнообразие. И, конечно, осмысление пластических законов различных живописных традиций сопровождалось выявлением народной и национальной сущности персонажей, их положительных качеств, имеющих духовное начало.
Высокую оценку картине «Три женщины» дал национальный башкирский поэт Мустай Карим: «Если перевести язык цвета и красок её на язык словесный, литературный, можно сказать, что в этих женщинах олицетворена сама Башкирия. Глядя на их лица, можно понять и прочувствовать историю, духовную силу и стойкость родного народа. А как много говорят их руки!». Полотно «Три женщины» и с позиции сегодняшнего дня выглядит цельным в образно-пластическом выражении, классическим с точки зрения традиций отечественого искусства произведением, в котором проявился лутфуллинский «парсунный» стиль.
Ахмат Лутфуллин. Портрет А. Ситдиковой. 1979 год. Холст. Масло. Размеры: 83 Х 67.
«Парсунность» изображения определила сакральные взаимоотношения персонажей и предметной среды, вводя в особую атмосферу национального своеобразия. Обладая воздействием на эмоциональном уровне, живописный стиль ординарный жанровый сюжет чаепития возвел в былинную притчу о народе. Соединяя жанр, портрет, пейзаж в реалистическую картину, Лутфуллин, тем не менее, сумел вывести, опять-таки с помощью пластических средств, пространство картинного образа на символический уровень.
Таким образом, в творчестве Лутфуллина в 1960-70-е годы сформировалась цельная концептуальная линия, направленная на приобретение собственного «большого живописного стиля», способного адекватно воплотить в живописи ее национальное своеобразие. Именно начиная с его творчества, башкирское искусство осознало себя как локальная региональная школа. Первым среди башкирских художников связав «крестьянские сюжеты» с размышлениями о жизни народа, Лутфуллин воплотил в своих тематических полотнах цельную философскую линию утверждения вечности народного духа, непреходящей, незыблемой значимости народной жизни, обычаев, традиций, что было сопряжено с введением в башкирскую живопись новых ценностей, связанных с переработкой художественных приемов народного искусства.
Глубоко духовная, переплавляющаяся в изображение народной религиозности, направленность искусства Лутфуллина, сопряженная с поиском национальной пластической формы приближает его к «национально-романтической» идее творчества великого русского художника М. В. Нестерова, продолжает традиции отечественного национального изобразительного искусства.
Лилия Ахметова
Директор Стерлитамакской картинной галереи
искусствовед
Фото: Дмитрий Пискарев
artageless.com
Рисунок в творчестве Ахмата Лутфуллина. Часть 1.
Написать картину, довести ее от наброска до законченного состояния — это одновременно и наука, и искусство; чтобы проявить тут подлинное умение, необходим долгий опыт.
Э. Делакруа
С именем художника Ахмата Лутфуллина прочно связано развитие башкирской живописи на всем протяжении второй половины ХХ века. Изучая творчество художника, необходимо сосредоточить внимание и на его рисунках. В искусствоведческой литературе данный материал специально не рассматривался, и потому его изучение остается актуальным.
Указанная проблема обретает еще большую остроту, если учесть, что в прошлом в культуре исламского мира, в том числе среди башкир и татар, обращение к изображению, к рисунку — сурэт не допускалось шариатом, что послужило причиной сравнительно позднего, замедленного развития изобразительности в художественной культуре, в искусстве этих народов.
О важности изучения рисунка в практике мастеров — живописцев интересно и убедительно пишет известный немецкий исследователь — знаток искусства Макс Фридлендер. Заранее извиняясь за пространность приведенной цитаты, нахожу нужным все-таки воспроизвести ее полностью. Он пишет: «Всякому целеустремленному знатоку живописи хотелось бы настоятельным образом, от чистого сердца, порекомендовать заняться усердным изучением рисунка. Если от живописи того или иного мастера обратиться к его рисункам, то возникает впечатление, будто перед тобою подымается занавес, рисунок в чем-то превосходит живопись, и вот по каким причинам. Рисунок возникает сравнительно быстро, он результат некоего спонтанного действия, которому не обязательно было проходить долгий и нелегкий путь ремесленной проработки, вот почему он не всегда предполагает прохождение этапа ученичества, он более свободен от традиции или условий той или иной мастерской. Во многих случаях рисовальщик свободен от каких бы то ни было внешних пожеланий, он не связан с заказом, он волен отдаться своему настроению и прихоти, он пребывает наедине с собою и как будто сам с собою ведет неспешный разговор рисунок дает гораздо более определенное представление о том, насколько тот или иной художник владеет формой».
Ахмат Лутфуллин из тех художников, огромную часть обширного художественного наследия которого, наряду с живописными произведениями, составляют рисунки — графические работы. В них — особая ценность. Зарисовки с натуры представляют собой захватывающий своей художественной достоверностью материал, выхваченный, в сущности, из потока повседневной жизни. Эти впечатления художника возникали стихийно, внезапно (Ахмат это называл смешным словом «внезападно».
Ахмат Лутфуллин. Читающий старик. Рисунок к картине «Моление о дожде». 1994.
Выразительно схваченный силуэт, верно подмеченная деталь, характерный жест, острота подлинности в его рисунках вызывают восхищение. Все достойное внимания автор художественно пережил, а то и проанализировал и запечатлел легким или, напротив, решительным, но всегда таинственным прикосновением карандаша или ручки к белизне бумаги. И тогда под рукой талантливого мастера начинает возникать чудо: рождается живая линия, стремительно развивающаяся, растущая, художественно обживающая все пространство листа. Рисунок не только несет информацию о каком-то предмете, но этот предмет через графическое решение, через выразительную пластику наполняется художественно-поэтическим звучанием. Хрупкая по своей природе карандашная или перовая линия, едва возникнув, может вдруг прерваться, исчезнуть. Затем возникнуть вновь, превращаясь по ходу работы в некое новое качество.
Кратковременный набросок, тем более рисунок, — самый интимный, камерный вид творчества. Особенно — в портретных зарисовках, в которых может проявиться внутренний разговор художника с моделью. «И это действительно так, потому в нем отражается самое непосредственное общение художника с натурой, его восприятие действительности. Но вместе с тем в рисунке может заключаться и большое философское обобщение жизненных впечатлений, превращающее его в произведение патетического звучания», — писал некогда о рисунке в одной из своих работ известный петербургский искусствовед Н. Н. Пунин.
К таковым зарисовкам Лутфуллина следует отнести ряд карандашных и перовых рисунков, связанных с его поисками композиционного решения живописного полотна «Вестник революции» (1967). Холст экспонировался лишь однажды и современному зрителю остается малоизвестным. Сохранившиеся в архиве отдельные наброски свидетельствуют об энергичной, страстной работе художника над замыслом задуманного полотна. Или эскизные зарисовки к картине «Три женщины» (1969), построенные на широком художественно-образном, философском обобщении идейного замысла произведения. Прежде чем начать работу на холсте, автор вел напряженные поиски пластического воплощения замысла будущего произведения в эскизах.
Ахмат Лутфуллин. Художник Александр Тюлькин. 1978.
Рисунок, несмотря на свой малый масштаб, может нести в себе высокие идеи гражданского, даже патетического звучания. В творчестве А. Лутфуллина можно выделить целые группы таких рисунков, связанных с его работой над большими жанрово-историческими полотнами «Праздник в ауле», 1969, «Три женщины», 1969, «Проводы на фронт», 1978, с картинами «Прощание» и «Ожидание».
Если мысленно представить рисунки, имеющие отношение к выше перечисленным картинам, то можно увидеть огромный масштаб и тот фундамент, на котором автору удалось создать широкую панораму народных характеров, типажей, лиц. Впервые в истории искусства раскрылась столь мощная, внушительная картина жизни башкирского народа во всем богатстве национального колорита.
Многочисленные рисунки и наброски сделаны Ахматом с натуры, когда он бродил с этюдником и альбомом по деревням Абзелиловского района Башкирии. Внимательное изучение и профессиональный художественный анализ собранного материала придают его полотнам исключительную достоверность. Именно такую цель преследует рисование с натуры: как можно точнее запечатлеть все самое характерное, свойственное именно этой модели. Трудясь же над самим живописным холстом, автор знал меру и прибегал к обобщению, что свидетельствовало о его хорошем художественном вкусе и таланте.
Но в работе с натуры важна также и конкретика. Он записывает на том же листе бумаги, рядом с рисунком имя, фамилию запечатленного лица, где, в какой деревне живет, когда сделан набросок. Довольно часто здесь же бегло начертаны какие-то поэтические строчки, слова народных песен и напевов. Кстати, Ахмат обладал отменным музыкальным слухом, приятным тембром голоса, нередко во время работы напевал старинные башкирские мелодии, играл на мандолине. Хрупкий, невесомый листок бумаги хранит следы его прикосновений, его общений и встреч.
Большую группу составляют разрозненные рисунки и выполненные целыми сериями натурные портретные зарисовки, созданные А. Лутфуллиным в общении с художниками, писателями, учеными, актерами. В мастерской автора их целый сундук и еще множество папок, пакетов. Сохранностью громадного архива мы во многом обязаны его жене и другу — Луизе. Ее образ узнается во многих рисунках и набросках художника.
Ахмат Лутфуллин. Кураист Рахматулла Буляканов. 1978.
Будь эти рисунки тщательно, продуманно отобраны и представлены вместе, в едином пространстве музейно-выставочного зала, как бы они интересно и полно взаимодополняли друг друга: живопись и рисунки.
Именно так в будущем, когда в Уфе наконец-то появится республиканский Музей изобразительного искусства, творчество Ахмата Лутфуллина, как и творчество других маститых художников Башкортостана, их лучшие не только живописные, но и графические работы должны быть представлены зрителю в нерасторжимом единстве, в контексте целостности искусства, созданного мастером. Только так и не иначе можно представить зрителю исторически сложившуюся картину развития изобразительного искусства в республике. Пока же почти столетие оно остается в запасниках Художественного музея закрытым для зрителя. Искусство должно быть широко открытым и доступным для народа.
Масштаб творческого наследия Ахмата Лутфуллина впечатляет. Он убеждает в том, что его произведения по содержанию и значимости занимают особое место. Потому целесообразно экспонирование и хранение его работ в отдельном, самостоятельном музее, полностью отведенном творчеству А. Лутфуллина. В Уфе должен быть музей члена Российской Академии художеств, народного художника России, почетного члена Академии наук РБ Ахмата Лутфуллина. Так в Ереване уже давно существует Музей Мартироса Сарьярна на улице, названном его именем. В Литве, в Каунасе — Музей Микоэласа Чюрлениса, к которому ведет «Дорога Чюрлениса». В Казани — Музей Баки Урманче, в Саранске — Музей Степана Эрзи, не говоря уже о музеях Рембрандта и Ван Гога в Амстердаме и многих мемориальных музеях искусства в Москве и Петербурге.
Авторитетнейший исследователь в области рисунка Н. Н. Пунин, одно из высказываний которого было приведено выше, писал: «Принято по какому-то странному недоразумению делить художественные произведения на рисунки и живопись, для этого, на мой взгляд, нет никаких оснований. Рисунок, поскольку он воспроизводит форму, отличается от живописи только степенью интенсивности, и эта грань неуловима. Форма не существует без краски и не может быть без нее воспроизведена. Рисунок в принятом смысле слова не только дает краску белого и черного, но и краску других цветов, о которых не говорит. Нельзя любой цвет уложить в любую форму — каждая форма несет в себе некую сущность цвета. С точки зрения интенсивности влияния этого цвета на форму, иная живопись — более рисунок, чем карандашный набросок» (5).
Высказанный тезис имеет прямое отношение к характеру творческого метода Ахмата Лутфуллина. Живописуя — он рисует и наоборот: рисуя — живописует. Рисунок, пластическая проработанность художественного замысла составляют конструктивную основу композиций его живописных холстов. Сильный, талантливый живописец, способный к широким обобщениям, к смелой стилизации в работе над формой, он придает принципиальное значение именно качеству рисунка в работе. Живописец в нем не отделим от рисовальщика. В живописи он строг, сдержан, аскетичен, порой даже несколько скуповат на цвет.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ... Современные художники Башкирии - Рисунок в творчестве Ахмата Лутфуллина. Часть 2.
Альмира Янбухтина
Источник: Журнал "Бельские просторы" № 3-2008.
artageless.com
Ахмат Фаткуллович Лутфуллин 1928 - 2007
В целях поддержки конкурса ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ БАШКИРИИ (пожалуйста не забудьте посмотреть работы и проголосовать по адресу: http://artrb.ru/ ) постараюсь ставить тематические записи о башкирских художниках принимающих участие в конкурсе. Конечно начнём с номинации ЛЕГЕНДЫ о тех, кого уже нет с нами. Первым совершенно по праву будет выдающийся башкирский художник, народный художник СССР, Ахмат Фаткуллович Лутфуллин.Использую материал агентства БАШИНФОРМЛетом 1957 года в Москве проходил VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. А накануне этого события открылась выставка молодых художников СССР, посвященная фестивалю. Она вызвала большой интерес у москвичей и гостей столицы. В числе работ, которые привлекли особое внимание посетителей, была серия портретов, удивительно свежих по восприятию и выразительных по цвету — "Девушка-башкирка в интерьере", "Портрет башкира", "Портрет матери", "Портрет старика" и другие. В книге отзывов эти работы получили самые высокие оценки. Суть их сводилась к тому, что в запечатленных персонажах художник донес до зрителя трудолюбие, доброту, строгость и сдержанность чувств этих людей, сумел выразить глубинные истоки национального характера своего народа. Так дебютировал перед массовым зрителем 29-летний живописец из Уфы Ахмат Лутфуллин. К этому времени он уже нашел своего героя, нашел тему, которая станет основной на протяжении последующих 50 лет его напряженного творчества — это жизнь своего народа, своеобразие, красота и благородство национального характера во всем многообразии его проявлений. Среди персонажей его картин — рабочие, жители его родного Абзелиловского района, представители творческой интеллигенции республики.
Картины "Прощание" и "Ожидание" были задуманы им как триптих-поэма о судьбах народа в один из самых драматичных периодов в истории нашей страны — в годы Великой Отечественной войны. Художник нашел выразительные средства, язык подлинной монументальности, утверждая величие чувств своих героев. Крупные тематические полотна "Праздник в Зауралье. Сабантуй", "Праздник в ауле", "Мелодии кубыза", "Белая юрта", "Моление о дожде" дают представление о вере и национальных традициях башкирского народа.
Классикой башкирской живописи стало полотно Ахмата Лутфуллина "Три женщины". Поразительно лаконична, строга и торжественна композиция этой картины, очевиден и символико-аллегорический контекст ее. За традиционным чаепитием изображены три женщины. Вроде бы типичная бытовая сцена. Но стоит всмотреться в лица этих женщин, погруженных в свои мысли, и мы увидим представительниц трех поколений, соединенных естественно и просто, возможно, это одна семья, но у каждой из них своя непростая судьба. А за тремя конкретными живыми судьбами уже судьба всего народа, глубинные основы бытия. У этой картины долго стоял поэт Евгений Евтушенко во время своего приезда в Уфу. Человек, знающий толк в живописи, друг многих известных мастеров кисти разных направлений.
— Гениальный художник, — потрясенно сказал он, не в силах оторваться от полотна.
С большой любовью и глубоким постижением характера, личности персонажей исполнены художником портреты деятелей башкирской культуры — писательницы Хадии Давлетшиной, поэтов Мустая Карима и Равиля Бикбаева, композитора Хусаина Ахметова, художницы Алии Ситдиковой и другие.
Ахмат Фаткуллович первым из художников Башкортостана стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР и действительным членом Академии художеств России. Его произведения хранятся в коллекциях крупнейших музеев страны. Один из альбомов своей живописи художник озаглавил "Я — сын земли своей". Он беззаветно любил ее, свою землю, и эта его любовь водила его кистью, сделав его вдохновенным певцом родимого края. В эти дни ему исполнилось бы 80 лет.
Автор: Александр Зиновьев
Картины из виртуального музея Ахмата ЛутфуллинаАвтопортрет 1959Девушка с мандолиной 1978Проводы на фронт 1979Белая лошадь 1986Девушка - башкирка 1957Портрет матери 1989Старуха у окна 1974Портрет отца 1991На Сабантуй 1964Ожидание 1941 (1970)Прощание 1973С покоса 1996Митинг у мечети 1980Три женщины 1969Портрет башкирки 1958Семья. Люди моего колхоза 1974Судьба 1998Сабантуй 1977Башкирка из Бурангулово 1980Белая юрта 1989
kolybanov.livejournal.com
«Я – сын земли своей» - о творчестве Ахмата Лутфуллина - Художники
Я - сын земли своей. Эта строка, вынесенная в название этой статьи, отражает истинную суть творчества мастера, отдавшего свой большой талант, глубину и мудрость ума, широту и тепло души родной башкирской земле, ее народу. Слова эти могут служить эпиграфом к любой работе художника, будь то картина, портрет, пейзаж. Здесь, в башкирской земле - жизненные корни Ахмата Лутфуллина, истоки его философских, поэтических исканий.
Ахмат Фаткуллович Лутфуллин - человек счастливый. Судьба одарила его редким талантом мыслителя, поэта, живописца и труженика, который он сумел воплотить в своем обширном, многообразном творчестве. Он получил наивысшее признание в нашей стране, которое может иметь художник, - признание руководителей страны, республики и народа, его земляков и многочисленных зрителей. В преддверии 1998 года Ахмат Лутфуллин, единственный из уральских художников, был избран действительным членом Академии художеств России. Счастье это ткалось непросто - в неустанном труде, в сомнениях и бескомпромиссных суждениях, в душевном участии, которое отдано каждому герою его произведений, их судьбе.
Художник создал огромное число работ за более чем 40 лет творческой деятельности. Известная его картина «Проводы на фронт» (1978 г.) находится в собрании Третьяковской галереи, а «Прощание» (1970 г.) - в Русском музее. Множество произведений разошлось по музеям страны и частным коллекциям. Но и экспозиция Государственного художественного музея имени М.В.Нестерова Республики Башкортостан и мастерской художника, дает исчерпывающее представление о плодовитости, характере, цельности творчества А.Ф. Лутфуллина, ибо музеем собрано многое из того лучшего, что он написал.
Всем своим творчеством Ахмат Фаткуллович убеждает нас в том, что не было и нет для него ничего дороже, ближе, чем родная земля, родной народ, летопись жизни которого предстает в его полотнах.
Своего героя художник находит уже в ранних произведениях, созданных в конце 50-х - начале 60-х годов. Это его соотечественники - «Сафа», «Мустафа-агай», его мать - люди, умудренные опытом лет и непростой жизни; башкирские девушки с молодым румянцем, очаровательные в своей непосредственности. И уже в этих работах художник выявляет сущность своих творческих исканий, где главное для него - раскрытие духовного содержания человека, особенностей национального характера. Потому столько обаяния, достоинства в его героях, исполненных душевной чистоты и благородства.
Ахмат Лутфуллин. Праздник в Зауралье. Сабантуй. 1964. Холст. Масло. Размеры: 220 Х 300.
В этом Ахмат Лутфуллин стал прямым последователем традиций первого национального художника Касима Салиаскаровича Девлеткильдеева, но Лутфуллину выпало жить в другую эпоху, иметь иное мировоззрение в созвучии с ней, потому абсолютно прав Газим Шафиков, писавший о художнике: «Лутфуллин не просто наследует - он сам создает традицию».
Портрет неизменно привлекает художника на протяжении всего творческого пути. Сколько их создано в живописи и графике! В активные семидесятые, в зрелые восьмидесятые годы, да и в последние также. Герои многих его портретов - простые люди, живущие и работающие на земле, они растят детей и внуков, им довелось пережить войну и утраты. Новое время сформировало в них и новые черты - большей уверенности в себе, внутренней свободы, но вечной ценностью останутся для художника люди, прошедшие испытание страданием и счастьем, сохранившие скромность, душевную стойкость, трудолюбие. Сколько тепла вложено в каждый портрет, наполненный искренним сопереживанием автора с жизнью своего героя!
Глубиной философских размышлений художника о ценности, духовности человека наполнены портреты людей творческого труда, созданные им в разные годы, - писательницы Х. Давлетшиной (1958 г.), дирижера Г. Муталова (1959 г.), поэтов Мустая Карима (1978 г,) и Равиля Бикбаева (1995 г.), композитора Х. Ахметова (1977 г.) и многие другие. При всей индивидуальности психологических характеристик и внешнего облика героев портреты объединяет умение автора, избегая идеализации, передать в их образах то общее начало, которое их характеризует, - дыхание творческой, одухотворенной мысли, способность к сопереживанию, глубокому чувству.
Ахмат Лутфуллин. Моление о дожде. 1994. Холст. Масло. Размеры: 139 Х 164.
Работы Лутфуллина сконструированы не умозрительно, он не стремится к их «сделанности», законченностью художественного образа достигая убедительного решения. Потому, например, в портрете Мустая Карима, тщательно моделируя лицо и руки поэта, он оставляет почти незаписанным фон портрета, расчерченный нервными, беспокойными линиями, подчеркивающими внутреннее напряжение героя, его душевную неуспокоенность.
Портретная живопись Ахмата Лутфуллина отражает поэтику его творчества, ориентированного на обобщенную идею о красоте и силе человеческого духа, направленную на передачу черт национального характера в образах портретируемых. Поэтика эта заложена и в структуре его работ с их немногословной точностью деталей, выразительной пластикой лиц, рук. В них все просто и значительно, ибо идет от знания, собственного опыта.
С наибольшей силой поэтика мастера воплощена в его жанровой живописи - «Праздник на Урале» (1964 г.), «Три женщины» (1969 г.), «Сабантуй» (1977 г.) и других картинах. Их отличительные качества состоят в том, что сюжет чаще используется художником для создания особой атмосферы, состояния, в которых четче выступают черты его героев. Суть его картин - в философской, поэтической направленности идеи, способной передать нравственные основы, глубину народных характеров и судеб.
Самым ярким воплощением этих принципов стала картина «Три женщины», воздействующая на нас не своим сюжетом, а той большой образной силой, которой дышат ее героини. В ней - три возраста, три поколения - так прокладывает художник мост от прошлого к настоящему. Женщины предстают перед зрителем в момент сосредоточенного раздумья. Вглядываясь в их лица, фигуры, мы читаем их судьбу, мысли. Лаконичная композиция полотна, выверен- ность каждой детали, аскетическая строгость цветового решения и предельная выразительность каждого образа выводят его за рамки конкретного сюжета.
Ахмат Лутфуллин. Три женщины. 1969. Холст. Масло. Размеры: 142 Х 167.
Жизненный опыт Ахмата Лутфуллина начинался в военные годы. Неизбывна память о том суровом времени, полном лишений и страданий. Она окрашивает картины, многие портретные работы художника драматическими нотами, которые в той или иной мере звучат почти во всех его произведениях, и особой силой в таких, как «Прощание с Родиной. Салават» (1990 г.), «Ожидание» (1970 г.). А в последней работе мастера «Судьба» (1998 г.) - крик души художника, с болью воспринимающего людские трагедии.
Но вот другой холст - «Белая юрта» (1989 г.), по-лутфуллински напряженный, драматичный, где мир видится им в сопряжении с космическим мирозданием. Словно клубятся тени лет, эпох на тревожном темном небе, проносятся планеты, а на земле свершается неторопливая жизнь с ее традиционными сюжетами, обрядами. Сцены эти обретают значение символа. Одолевая все невзгоды и времена, человек поднимается над ними силой своего духа, традиции, веры. Это - главное, о чем мощно и красиво говорит Ахмат Фаткуллович Лутфуллин в своем искусстве.
Необходимо отметить и высокую живописную культуру мастера. В его работах прежде всего есть то, что дано от Бога - тонкое чувство цвета, а также то, что можно впитать только с молоком матери - такая цветовая палитра, в которой оживают краски родной земли. Будучи всегда очень критическим и требовательным к себе, Лутфуллин смог развить заложенный в нем природный дар, опираясь на традиции русской, башкирской школы, опыт мирового искусства, и создать свою выразительную изобразительную манеру, способную воплотить дух его творчества.
В. Сорокина
artageless.com
Описание картины Ахмата Лутфуллина «Три женщины»
Ахмат Лутфуллин родился в Башкирии в 1928 году и все свои творческие работы посвятил родному краю, башкирским колхозникам, истории и культуре своего народа. Его картины и портреты выполнены в стиле советского реализма и восхищают своей правдивостью и самобытностью.
Одна из самых известных его работ – картина "Три женщины". На специальном помосте, который сооружается в башкирских избах и служит и столом, и кроватью, сидят три женщины. Они приготовили нехитрую еду – хлеб, творог, сметану, расставили чашки и собираются пить чай. Но как будто кто-то отвлек их просьбой сфотографироваться, и они уважили просьбу, застыли с достоинством и гордой грацией, очень ровно выпрямив спины. И хотя женщины, судя по их простым одеждам и скромным угощениям, явно из обычной трудовой деревенской семьи, в их обликах чувствуется внутренняя сила, осознание собственного авторитета, почета среди родных и односельчан, мудрость прожитых лет и безмерная ответственность за крепость и благополучие своих семей.
Две женщины справа уже в преклонном возрасте, их натруженные узловатые руки спокойно сложены на коленях, головы и плечи укрыты теплыми шалями, темные, обветренные в тяжелых трудоднях лица хотя и выглядят немного уставшими, но излучают умиротворение и неподвластность жизненным невзгодам. Женщина слева еще молода, ее румяное гладкое лицо и светлый тонкий платок выглядят свежими и яркими на фоне пожилых родственниц, красные юбка и блуза, пышные формы подчеркивают здоровье и энергию молодости. Она как будто внимательно наблюдает – или за маленьким ребенком, или за едой, кипящей на печи.
При такой лаконичности образов женщин, скудности цветов и эмоций, автор в контрасте внимателен к другим деталям. Вышитый красочный рушник на стене, красивые одинаковые чашки, распустившаяся герань на окне в синей эмалированной кастрюле говорят о пестрой мимолетности одной земной жизни, но одно поколение будет приходить на смену другого. И все также будет чисто убрано в избе, будет хлеб на столе и вкусный чай, дети будут на велосипедах возвращаться домой из школы, а горы за окном – охранять покой своей деревни и помнить каждого, кто любил свою малую родину и посвятил соотечественникам энергию своего творчества и саму жизнь.
opisanie-kartin.com
Рисунок в творчестве Ахмата Лутфуллина. Часть 2.
У художника Ахмата Лутфуллина рисунок в живописи имеет первостепенное значение. Желание и умение постоянно рисовать с натуры воспитывались начиная с учебы в Уфимском художественном училище, под влиянием замечательного педагога Б. Ф. Лалетина. И в последующие годы плодотворное общение с ним продолжалось. К работе над композицией картины, а также над формой, объемами в пространстве холста учитель предъявлял требования первостепенной важности, что являлось одной из основ школы живописи старых мастеров. «Воспитывать в учащихся чувство природы и правды.»
В формировании же его живописного чутья и вкуса, колористического видения живописного полотна заметное влияние, особенно вначале, оказал другой его учитель по Уфимскому художественному училищу, тонкий колорист А. Э. Тюлькин.
Особое значение на протяжении многих лет имел для него творческий опыт первого художника из башкир К. С. Девлеткильдеева (1887—1947). Еще в начале ХХ в. он, как и татарский художник Б. И. Урманче (1887—1990) он первый в изобразительном искусстве Урала-Поволжья запечатлел образы, лица, сцены из жизни мусульман, не имевших по шариату право на изображение. В дальнейшем, особенно с середины ХХ в. и к концу столетия, развитие живописи, рисунка постепенно обрело растущий, даже динамичный характер развития в искусстве советской Башкирии, Татарии. В этом развивающемся художественном процессе советского изобразительного искусства творческий опыт, профессионализм А. Лутфуллина вместе с деятельностью его современников — художников послевоенного поколения — сыграл основополагающую роль.
Самые ранние из сохранившихся рисунков Ахмата Лутфуллина относятся к середине 1950 годов, выполненные после возвращения из Вильнюса. Вскоре, в 1957 г., в Уфе состоялась его первая персональная выставка. На ней экспонировалась, наряду с живописными работами, и графика тех лет: смелые, энергичные наброски, выполненные тушью, пером на обычной писчей бумаге.
Силой и виртуозностью формообразующих линий эти рисунки заметно отличаются от рисунков последующих лет. В рисунках более позднего периода на первый план выступает чаще всего стремление не столько к артистизму исполнения, сколько к точности фиксации, к документальности в изображении.
В ранних как живописных, так и графических работах, заметно, как он озадачен поисками собственного видения, своего отношения к искусству. Предметом его художественного внимания и интереса становится только то, что поистине близко и дорого сердцу. Это огромный мир его деревенского детства, прошедшего в башкирском Зауралье.
Однажды, в конце 1960-х годов произошла встреча и беседа А. Лутфуллина с президентом Академии художеств СССР Н. В. Томским, который определил тогда творческий талант башкирского художника как явление в отечественном искусстве «пластовского толка». На вопрос: «Что для вас значит искусство?» Ахмат ответил лаконично: «Главную свою задачу в искусстве я понимаю просто: писать правду».
Но, как известно, путь к правде чреват и не легок. Чем смелей, острей, талантливей становились его творческие поиски, тем все сильнее сгущались тучи вокруг его имени. Тогда художник безоглядно и надолго уходил в работу, связанную больше с рисованием и таким образом старался отстраниться на время от всего внешнего, суетного. Он будет много рисовать стариков, старух, молодых женщин и детей. Это было своего рода художественное исследование, опыт постижения народных характеров.
Ахмат Лутфуллин. Портрет башкирки в национальном наряде. 1969.
Известный московский искусствовед А. И. Морозов в одном из своих исследований обратил внимание на произведения художника из Башкирии А. Лутфуллина. Он подчеркивает, что в написанных им портретах тружеников села Абзелиловского района выразительно прочитывается «… стремление к емкости художественного восприятия натуры. При этом возникает даже контраст между предельной простотой строя, скромностью размеров портретного произведения и незаурядностью его содержания».
Широко известен небольшой, скромный по формату холст Лутфуллина «Портрет матери» 1956 г., по своим задачам скорее этюдного характера, но выполненный добротно в лучших традициях классической портретной живописи. Образ матери узнается во многих рисунках и набросках, выполненных углем, но большей частью простым карандашом. Они сделаны трепетно, с любовью, за внешним сходством угадываются глубинные черты характера: благородство, кротость и терпеливость, всепрощающая материнская доброта. Но в ней есть и сила характера, собранность, безмерное трудолюбие, преданность своему материнскому предназначению и долгу.
На рубеже 1960—1970-х годов Ахмат часто рисовал с натуры своего отца. Рисунок головы с поворотом в три четверти выполнен простым мягким карандашом, с подробной проработкой формы. В гармонии и единстве линий возникает спокойно сосредоточенный взгляд человека, ушедшего внутрь, в себя.
Этот и многие другие рисунки явились подготовительным, рабочим материалом к работе над известным живописным портретом отца в белой рубахе с загорелым, темным лицом, с натруженными руками, спокойно сложенными на коленях, (1970). Полотно часто репродуцируется, стало широко известным, является одним из лучших в ряду портретной живописи не только в творчестве самого А. Лутфуллина, но и в целом в башкирской портретной живописи.
Множество портретных зарисовок, сделанных на протяжении почти всей жизни, свидетельствуют о широте его общения с художниками, писателями, поэтами, артистами, учеными-гуманитариями, близкими по духу людьми. Он жаждал этих встреч, бурных обсуждений наболевших проблем в искусстве.
Ахмат Лутфуллин. Старик в тюбетейке. 1964.
Ахмат не лишен был остроумия. Слегка ироничный, смешливый, он умел от души расхохотаться, и его раскатистый смех взахлеб, наверное, долго будет нам помниться. Как будет помниться и его шуточное изречение: «Я не люблю лесть, но она может найти дорогу к моему сердцу».
Возвращаясь к самой обширной части графического наследия Ахмата Лутфуллина — к портретным зарисовкам, необходимо выделить хотя бы некоторые из них по принципу важности и значительности.
Как дороги нам сегодня карандашные зарисовки и наброски, сделанные Ахматом в 1950—1960-е годы. Выполненный в 1957 г. живописный портрет А. Э. Тюлькина — единственный, написанный с натуры, блистательно исполненный, принадлежит кисти А. Лутфуллина (9).
А. Ф. Лутфуллин принадлежит к поколению художников-шестидесятников, начало творческой зрелости которых пришлось на годы оттепели в советском искусстве. В тот период, после разоблачения культа личности, в обществе и в самом искусстве происходили позитивные перемены. Прогрессивно мыслящие молодые художники жаждали обновления, экспериментов. Живописцы А. Пантелеев, М. Назаров, П. Скворцов, А. А. Кузнецов, А. Бурзянцев, Б. Домашников, А. Юдин и, конечно, среди них Ахмат Лутфуллин были полны энергии и сил. Они составляли тогда левое крыло в искусстве советской Башкирии.
1960—1970-е годы были периодом отчаянной борьбы за честность, достоинство и правду в искусстве. Это были годы сопротивления диктату партийных органов, противостояния функционерам от искусства, которые ведь тоже назывались художниками. Но об этих интересных, драматичных и даже трагических страницах в истории искусства республики еще до сих пор не сказано ни слова. Надо надеяться, что историю напишет следующее, непуганое молодое поколение искусствоведов. Как пережил эти годы Ахмат, мучительно долго находившийся в опале, во внутренней эмиграции, знает только он сам и самые близкие ему люди. Лишь после персональной выставки его произведений, организованной в 1975 г. Москве, с появлением статьи в поддержку художника в газете «Правда», а также ряда других публикаций московских искусствоведов постепенно разрядилась напряженная обстановка вокруг имени опального художника.
В работе Ахмата Лутфуллина над формой постоянно происходило развитие, и безупречное владение рисунком в процессе поисков играло незаменимую роль. Для него было также важно определить и выработать в искусстве свое художественное пространство, свое понимание национальных ценностей в жизни народа, подчеркнуть их духовно-нравственные приоритеты. И эта высокая шкала в творчестве, намеченная и временем, и самим художником, воспринималась чиновниками, функционерами от искусства как нарушение идеологических норм. Отсюда — почти неизбежный в те годы конфликт художников с «вышестоящими инстанциями». Многие тогда покинули свою родную Уфу и, как оказалось, навсегда. А когда в 1987 г. мы встретились с некоторыми из них в Москве, на последнем съезде бывшего Союза художников СССР (в числе них был и автор этих строк), то вологодские художники в кулуарных беседах шутили: «Переезжай, Ахмат, к нам на вологодчину: мы построим для тебя башкирскую деревню».
Ахмат Лутфуллин. Молодая башкирка. 1969.
Художник прошел сложный путь творческих поисков, чтобы понять и выразить в своих работах дух, атмосферу жизни, образы башкирского народа. Ему понадобились годы внимательного изучения опыта старых мастеров. С особым упорством Ахмат изучал портретную живопись Ханса Мемлинга — нидерландского художника XIV в. Глубокий интерес вызвало у него искусство древнерусской иконописи. Он высоко ценил и особо выделял творчество современного армянского художника Минаса Аветисяна. Надо все это было переплавить и связать с собственными творческими идеями и замыслами.
Титанические интеллектуальные усилия художника из Башкирии серьезно, со знанием дела оценил выдающийся мастер, ученик М. В. Нестерова, академик живописи Павел Дмитриевич Корин. Это произошло летом 1963 года, когда в Москве была организована выставка уфимских художников А. Бурзянцева, А. Лутфуллина и Б. Фузеева. Павел Дмитриевич заглянул на выставку, чтобы посмотреть, какие художники выросли в Уфе, на родине его учителя. И они заинтересовали Корина. Там, на выставке, прямо у полотен состоялся содержательный и незабываемый разговор с великим мастером кисти, сыгравшим немаловажную роль в дальнейших художественных поисках молодого А. Лутфуллина. Его творческие искания, связанные с живописно-пластическими решениями в композиции картины, П. Корину были особенно дороги, близки и интересны. Он пригласил уфимцев к себе в мастерскую, предложив продолжить разговор у него.
Тогда Ахмат впервые увидел этюды Корина к его в то время еще мало известной, многофигурной картине «Русь уходящая». Они произвели на него сильное впечатление. В беседе с маэстро Ахмат еще больше утвердился в необходимости дальше развивать композиционную и пластическую культуру мышления.
Известно, какого мастерства, профессионализма в работе требует искусство классического рисования водяными, акварельными красками. Его совершенствованию А. Лутфуллин посвятил многие годы. В ранний период творчества он отдавал предпочтение работе по сырой, влажной поверхности бумаги. Быстрый, динамичный процесс письма строится на живописном чутье и на импровизации в колорите и рисунке. Работы, написанные «по сырому», притягательны особой живописностью. Рисунок, едва намеченный карандашом, играет лишь вспомогательную роль. В некоторых случаях он даже отсутствует.
В зрелые годы творчества Лутфуллин добился совершенства в другой, в еще более сложной технике письма акварелью, когда живопись ведется по сухому листу, на котором предварительно сделан кропотливо, тщательно исполненный рисунок. В таком случае рисунок и живопись идут в акварельном листе вместе, взаимосвязано и гармонично, оставляя кое-где крохотные просветы белой бумаги, как жемчужинки. Так написан изумительный поколенный портрет молодой башкирки в традиционном национальном наряде с множеством украшений из серебра, драгоценных камней. Блистательные акварели А. Лутфуллина, написанные «душой и трепетной, и тонкой», несут в себе огромное жизнелюбие и ощущение подлинной красоты изображаемых им моделей.
Здесь, пожалуй, следует отметить, что в новейшем искусстве эпохи постмодернизма портретное искусство, портретный жанр перестали быть актуальными и имеют тенденцию к исчезновению. А в самом понятии «жанры в искусстве» уже давно наметились признаки стирания, исчезновения границ. Однако многополярность точек зрения во всех сферах жизни, в том числе и в области искусства, позволяют бережно относиться и к традиционному художественному опыту, и к новаторству в искусстве.
Вклад А. Ф. Лутфуллина в развитие башкирского изобразительного искусства трудно переоценить. Его творчество послужило мощным толчком к дальнейшему развитию классического реалистического рисунка и композиции в башкирской живописи второй половины ХХ в. А. Лутфуллин — истинно евразийский художник, в творчестве которого отразились и опыт европейской художественной школы, и черты восточной культуры. У него хватило таланта и сил, чтобы выразить этот синтез, наполнить его новым содержанием и смыслом. Имя, творчество художника прочно вошло и стало неотъемлемой частью истории многонационального искусства России.
Начало: Рисунок в творчестве Ахмата Лутфуллина. Часть 1.
Альмира Янбухтина
artageless.com
Ахмат Лутфуллин | Творческий путь
...Мой друг Ахмат!
О как я понимаю
Твоё стремленье к чистоте тонов:
Путь к истине-чистейшая прямая,
Что заключает множество углов.
И знаю я: в том постиженье сути,
Сметающее прочь красивый вздор!..
Осенняя палитра всё рассудит
И вынесет свой строгий приговор. Газим Шафиков
"Когда в глубинах космоса догорает и гаснет очередная звезда, свет ее, азначит и она сама видны на Земле еще сотни лет. Люди любуются ею, видя в ней красоту и загадку". ЗвездаАхмат Фаткулловича Лутфуллина взошла на художественном небосклоне Башкортостана и России много лет назад.
Народный художник СССР, РСФСР,лауреат государственной премии БАССР им. Салавата Юлаева, а также многие другие награды и звания-это этапы каждодневного упорного труда, постепенного взлета,набора высоты и расцвета таланта.
Лутфуллин пришел в искусство в то время, когда башкирская живопись переживала период блестящего роста. После первого же показа своих работ на республиканской выставке в 1957 году он стал неизменным участником всех значительных смотров искусства, привлекая внимание зрителей свежестью мотивов, оригинальностью их воплощения, высокой профессиональной культурой,которая сложилась на основе освоения опыта предшественников, основоположников башкирской реалистической живописи: К. Давлеткильдеева, А.Тюлькина, И.Урядова,-но,обобщая их достижения, Лутфуллин пришел к новым открытиям. Один из первых художников коренной национальности республики, своим искусством он определил направление дальнейших творческих поисков в решении национальной темы. До Лутфуллина никто не изображал жизнь башкир так правдиво и многогранно, никто так глубоко и полно не проникал в его психологию, не выражал так верно особенностей его характера и поэтического мышления.
Национальная направленность творчества Лутфуллина обусловлена особенностями его биографии-социальным происхождением и всем течением жизни. Родился он 4 февраля 1928 года в селе Ишкулово Абзелиловского района. С соседними селами Аскарово и Абзаково были связаны годы его юности.
Зауралье-край не только горный. Здесь и распаханные поля, озера и речки, то тихие и задумчивые, то быстрые и говорливые, здесь и напевные уральские просторы, и затянутые глубоватой дымкой дали, и мягкие очертания золотистых холмов,поросших то кустарником, то то редким смешанным лесом, и зеленые луга,где пасуться табуны лошадей....
Очень рано проявился у художника интерес к цветному многообразию уральского пейзажа. Пристрастие к ярким, чистым тонам он мог видеть и в быту: в шумных,красочных сабантуях, в цветастых платках и ярких национальных платьях, в расшитых полотенцах, коврах, занавесках. Именно эти впечатления открыли будущему художнику красоту народной жизни, обаяние простого, будничного.
Почти в каждой из больших картин Лутфуллина можно видеть пейзаж, изображающий памятные места из детства.
Атмосфера добра и сердечности окружала художника с ранних лет. Отец, человек очень грамотный для того времени, до революции закончил медресе, с удовольствием пел башкирские песни, мать была прекрасной рассказчицей, много сказок, древних арабских легенд знала бабка, тетка по отцу сочиняла песни-импровизации. А дядя Гайнулла, родной брат отца, не имевший своих детей, был одним из самых близких людей. Это он учил его играть на курае, он рассказывал историю каждой народной песни.
Судьба одарила его редким талантом мыслителя, поэта, живописца и труженика, котрый он сумел воплотить в своем творчестве.
Неимзменное первое место в его творчестве занимает портрет. Сколько их создано в живописи и графике! Герои многих его портретов - простые люди, живущие и работающие на земле, они растят детей и внуков, им довелось увидеть войну и утрату. ..
Война в произведениях Лутфуллина-это огромное испытание не только для тех,кто был на фронте, но и для тех,кто оставался в тылу. Это напоминание и предостережение людям.
Фрагмент картины "Чаепитие", 1979г.
"Пейзаж с лиственницей", 1987 г.
Разрабатывая сложную многофигурную композицию,Лутфуллин не ставил целью глубокий анализ отдельных образов и лиц. Здесь выразительны не только людские массы, сгустки человеческих эмоций и переживаний, но и пространственные протяженности, противопоставленные им пустоты,они заполнены белым снегом, отражающим тени, падающие от серых облаков.
Остро схваченная ситуация звучит в серо-стальной массе как живописный реквием народному мужеству и стойкости, подчеркивает единство судеб людей, основанное на общности переживаний. За бытовым сюжетом видится драматизм судьбы народа и его родного края.
"Проводы на фронт", 1979г.
...Необычайно плодотворным оказались для Лутфуллина 1980-1990-е годы. Они стали для него временем максимальной славы и признания. Именно тогда было создано множество работ, почти каждая из которых становилась не только существенным фактом его творческой биографии, но и занимала почетное место в художественной культуре республики. В 1993 году Лутфуллина пригласили в Уфимский институт искусств (ныне Академия искусств)- сначла на должность доцента, затем - руководителя аспиратнуры по кафедре живописи, где он проработал до 2003г. Главной линией творчества лставалсь тематическая живопись, сюжеты для его полотен по-прежнему давала деревня, но отношение к предмету изображения стало иным. Обострилось чувство нравственно-исторической памяти и ответственности, зоркости, нравственно-эстетического анализа. Это было созвучно тому,что отражалось в лучших образцах литературы, публицистики, киноискусства тех лет. Соотвественно времени изменилась и живописная манера художника: заметно усилились выразительность обобщенных линий, использование локальных цветовых пятен, нерасчлененных объемов-все это придало особую остроту пластическим качествам изображаемого материала.
Большая творческая и душевная зоркость необходима любому живописцу, чтобы сделать интересным и значительным повседневные явления бытия. Именно эти качества проявил художник в картине "Белая лошадь".
В этой картине художник объединил то,что часто бывает разрознено в жизни,-житейски обыденное и возвышенное, даже символическое.
На фоне обычного деревенского подворья с торчащими столбами и жердями, с ветхой кровлей и разбросанными предметами, возникает силуэт белой лошади, как символ безмятежности и умиротворенности. Сам образ коня являет собой сложный сплав реального ,конкретного и идеального.
В образно - поэтическом строе башкирской мифологии конь с древих времен воспринимался многозначительно: он был и кормильцем, и спасителем человека, о нем слагались песни, поэтические легенды и сказания. Продолжением темы символического явлеятся картина "Белая юрта",1989г. Светлый образ юрты аллегоричен, в нем зашифровано идеальное представление народа о возвышенном, о значении нравственных и эстетических ценностей, национальных традиций, о красоте и человеческих надеждах.
"Белая лошадь", 1986г.
...Работы Лутфуллина составляют волнующую песнь о Башкирии, которую он слагал целых полвека,настойчиво и вдохновенно утверждая бытие и высокое достоинство своего не очень многочисленного, но прекрасного, талантливого и мужественного народа. Пройдут года, и новые поколения по-новому посмотрят на частичку истории башкирской и мировой культуры,которую вписал своим искусством А.Ф.Лутфуллин. Однако, неприменно,эта история останется значительной и яркой...
uliana192.wixsite.com