Аполлон Майков: биография и творчество поэта. Майкова картины
Художница-крестьянка Любовь Майкова
"Не позорти миня.- И не прозывайте - Что я, исполняю мужжкую роботу я, и пахарь - и печник, и плотничек, после плутов испровляю и певчия храма. и художник, для всего мира у Господа..."
1993 год
"Выставка" у дома. 1995 год
Дорога к храму. Орг., м., 56 х 97, 1989
Болото. Орг., м., 61 х 97, 1990 Обелиск зимой. К., м., 50 х 70, 1987 Спальный дом. Пушкина. К., м., 50 х 70, 1987 На Муромской дорожке. Орг. м., 65 х 97, 1989Путники. Орг. м., 60 х 97, 1990
деревня Висино. Х. м., 49,5 х 100, 1986
Узри ны Боже. Орг. м., 61 х 97, 1989
Андропов совхоз. Х., м., 50 х 100, 1987
Следопыты. К., м., 50 х 70, 1987Совхоз им. А.С. Пушкина. К., м., 50 х 70, 1987
Дорога в Плешково. Орг., м., 50 х 70, 1987
Колюшка и Любушка. Пришила нитками... (50-е годы) Художник Игорь Хохлов (г. Кимры) написал портреты Л. Майковой. 1992
Комментарии: см. ниже
ngribov.blogspot.ru
Федор Степанович Рокотов Портрет поэта Василия Ивановича Майкова: Описание произведения
«Портрет поэта Василия Майкова» кисти Федора Рокотова по праву считается одним из крупнейших шедевров русского портретного искусства. В советское время его охотно помещали в школьные хрестоматии и даже на почтовые марки. Но дело здесь не в поэтических достижениях самого Василия Ивановича – его стихи были своеобразны, местами скабрёзны, изредка нравоучительны, чаще веселы и по-своему правдивы, но всё-таки не перешагнули порога XVIII века, и ныне представляют интерес для историков литературы, но вряд ли – для читателей.С небольшого камерного портрета заинтересованно и иронично глядит на нас несколько самодовольный господин. Его пухлое лицо, отягощенное вторым подбородком, лоснится, а губы и нос – полнокровны и красны. Нет сомнений, это он сибарит, любит жизнь и знает толк в застольях. Но также ясно и то, что у него есть свой кодекс чести, свои незыблемые представления о должном и праведном. Он был однокашник и друг Суворова, какое-то время работал прокурором Военной коллегии и на этой должности ничем себя не запятнал.
Вращаясь среди лучших людей своего времени, среди просветителей и масонов, Майков, разумеется, участвовал в знаменитых дискуссиях века Просвещения о совершенствовании законов и улучшении нравов. Да только смотрел на всё это с изрядной долей иронии и здравого скепсиса. Именно это и читаем мы в его выражении лица на рокотовском портрете. «Врите, да не завирайтесь!» – как будто хочет насмешливо произнести Майков в ответ на чей-то идеалистический порыв.
В свое время поэма Майкова «Елисей, или Рассерженный Вакх», где он натуралистично и со знанием дела живописал кабаки, полицейские околотки и злачные места петербургского дна, наделала много шума. Современные читатели из всех скабрезников знают только Баркова. Но Майков тоже не брезговал нецензурной речью, и делал это со смаком. Салонные неженки, конечно, морщились. Но и позднее у творчества Майкова находился горячий защитник – Пушкин. Мало кому известно, что хрестоматийная строчка из «Евгения Онегина» «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал» в черновике выглядела иначе: «читал охотно Елисея, а Цицерона проклинал». «Елисей» – это как раз весёлая поэма поэта Василия Майкова.
Искусствоведы утверждают, что для передачи эпикурейской натуры Майкова Рокотов использовал все возможности колорита, выбрав жизнерадостное сочетание ярчайших оттенков красного и зелёного для его камзола. Нам, к сожалению, не дано в полной мере оценить яркость цвета: виной всему рокотовские грунты и лаки, которые не выдержали испытания временем и значительно потускнели. Но сохранилось главное – обаятельнейшая, умная, ироничная и жизнерадостная физиономия. Живое лицо человека, с которым так и тянет свести приятное знакомство.
Если и можем мы в чем-то упрекнуть Василия Ивановича Майкова – так это в том, что, как и прочие литераторы, он не оставил никаких воспоминаний о Рокотове. И это действительно парадоксальная и редчайшая в истории искусства ситуация, когда о самом художнике мы знаем гораздо меньше, чем о его моделях.
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Галерея картин художника Майкова Мария Семеновна
Мария Майкова родилась в Ярославле. Закончила Абрамцевское художественное училище и художественный факультет Московского технологического института.С 1983 г. Член Союза Художников. Участник московских, всероссийских и международных выставок. Работы находятся в собраниях России, Европы, США, Канады Живет и работает в Москве Групповые и персональные выставки: 1989 Галлерея Raif Ruberg, Стокгольм 1990 "Год страны в стране", галерея "Kristin Kola" , Париж 1990 Palazzo Potdanini, Рим 1991 "Hanza Art" , Девептер, Голландия 1993 Галерея "Лев Мелихов", Москва 1993 Групповые выставки, Бремен, ФРГ 1995 "Kunst und Burda", издательство БУРДА, Мюнхен 1995 "Deutch-Bank" филиал в Vegesak, Бремен 1995 "Проба #9", ЦДХ, Москва 1996 Музей "Orlean House", Лондон 1996 Галерея "Holzhausen", Мюнхен 1996 Ассоциация московских галерей "Лев Мелихов" в Третьяковской галерее 1996 "Kunst und Katjes", Emmerich, ФРГ 1996 "Август", Хельсинки 1997 "Wентр Колорит", Москва 1999 "Martin Gallery", Sissach, Швейцария 2000 "Kunstlerhouse", Solotorn, Швейцария 2000 "Kuto", Бремен, Германия 2001 Галерея "Parfia Art" , Москва 2002 "Woussen's Gallery", Damme, Бельгия 2002 "Stella Gallery", Париж 2002 "Naijerehuus" , Hersinwill, Швейцария 2003 Клуб Б2, "Галерея 21 века", Москва 2003 Художественный салон "Московский фонд культуры", Москва 2004 Галерея "Ю", Санкт-Петербург 2004 "Мимикрия", Государственный центр современного искусства, Санкт-Петербург деревня художников 2006 Галерея "Древо", "м2 Любви" Москва 2007 Галерея "На Чистых прудах" 2009, Арт-Манеж 2010 Арт-Манеж 2011 "Портреты художников" Льва Мелихова, Галерея "Лес" на Вавилова 2007-2012 Постоянные групповые выставки в галерее "Аист", ЦДХ
artistsarea.com
Любовь Майкова - чудо Божье.
Фильм посовещается Любови Михайловне Майковой (5 марта 1899, д. Брюханово, Тверская губерния — 23 марта 1998, Кимры). В 79 лет она впервые начала писать картины.Родилась Любовь Михайловна в деревне Брюханово Ржевского уезда Тверской губернии в многодетной крестьянской семье. Образование - 1 класс церковно-приходской школы. Жила крестьянским трудом. Работала техничкой, письмоносцем, дежурной телефонисткой в сельсовете. В 80-летнем возрасте стала рисовать "карандашиком на чайных обертках". Позже, в 1983, пишет первые гуаши. Ещё через два года, в 86 лет, освоила живопись маслом. Известность пришла в 1986 - 1987 годах после нескольких персональных выставок: 1986 - Москва, Волхонка,13 1986 - Москва, клуб газеты "Известия" 1987 - Москва, Центральный Дом Художника 1987 - Москва, Гос. библиотека им. Ленина 1988 - Калинин, Историко-краеведческий музей 1989 - Кимры, Историко-краеведческий музей 1989 - Москва, Выставочный зал Кировского района 1999 - Санкт-Петербург, Областной музейный центр Имя Л. М. Майковой включено в мировые каталоги по наивному искусству. Снято несколько документальных фильмов. Работы хранятся в собраниях музеев и частных коллекциях России.
МАЙКОВА Любовь Михайловна (1899-1998)
«Любовь Михайловна Майкова ушла из этого мира на сто первом году жизни. Жила на Волге, под Кимрами, в деревне Селищи. Пережила две русские революции, первую и вторую мировые войны, двух мужей – первый трагически погиб в коллективизацию, второй пропал без вести в Великую Отечественную. В возрасте восьмидесяти четырех лет крестьянка Любовь Майкова нарисовала первую в своей жизни картину.«Открыл» тетю Любу московский художник и коллекционер Владимир Мороз. Его рассказ о встрече с ней, сам по себе любопытный, не предвещал сенсации. Вот как это было:
«Летом 1984 года я гостил у друзей в Селищах. Мне посоветовали сходить к тете Любе: мол, она замечательно грибы солит. Я вошел в избу Майковой и загляделся. Взгляд мой, словно магнитом, потянуло к небольшим картинкам на стенах – гуашам, вставленным в простые рамки, либо просто приколотым к стене булавками… Тетя Люба давно уже уложила грибы в принесенные мной ведра, а я все не мог оторваться. Я чувствовал, что вижу художника, которого давно хотел увидеть, - чистого, с детской душой, не продажного, работающего, как говорил Дюрер, «для славы Божией». Я предложил тете Любе продать мне эти картинки, чтобы показать их в Москве. Она охотно мне их отдала, но деньги взяла только за грибы…»
К встрече с чудом нужно быть готовым - иначе с ним легко разминуться. Владимир Мороз не разминулся.
Вскоре он привез тете Любе из Москвы холсты и масляные краски. И она стала писать маслом. Десять холстов исписала за полмесяца и потребовала еще…
А в ноябре 1986 года против Музея изобразительных искусств, в Доме культуры на Волхонке появилась афиша: «Живой родник. Выставка работ 86-летней крестьянки Любови Михайловны Майковой».
И начались чудеса.
На выставку съехалась тьма народу. Всех разбирало любопытство: какая она? Бабка из глухой деревни, наверное, будет всего бояться. Но тетя Люба оказалась в полной боевой готовности, и, как потом кто-то пошутил, «сама могла кого угодно испугать».
Она выглядела необычайно величественно (и это при ее-то маленьком росточке!). И была замечательная сцена. В числе многих именитых гостей пришли знаменитая певица Елена Образцова с не менее известным дирижером Альгисом Жюрайтисом. Оба весьма крупные люди: когда подошли к Любови Михайловне, то оказались раза в два больше ее. Несмотря на это, крошечная старушка, запрокинув маленькую головку в платочке, заговорила с ними совершенно свободно. Радио есть и в деревне, Образцову Майкова слышала, но нисколько не тушевалась перед ней. И вот что интересно: было очевидно, что и Образцовой хорошо с тетей Любой. Они долго сидели вместе, и певица предавалась воспоминаниям о своей родной деревне. А Майкова со знанием дела ее поправляла.
Уходя с выставки, Елена Образцова призналась, что «бабушка» ее потрясла.
Удивительными были и названия картин, представленных тетей Любой. В них угадывался явный поэтический дар: «Вечная любовь», «Ты моя жизнь бессмертная», «Полна корзиночка, устала», «Отдых задумчивых решений», «Могила защищает грудью землю», «Погибшим под Смоленском воинам подает руку мать»… На этой картине Майкова изобразила женщину в черном, которая наклонилась над речкой, будто хочет поднять тех, кто, раненный, навсегда ушел под воду. Образ любящей женщины-матери и жены: любимый муж Колюшка (пропавший на войне) давно уже по тому возрасту годится в сыновья Любушке, тете Любе.
А как бесстрашно выражает она в своих картинах основы бытия: природу, труд, любовь, смерть, радость свидания, память о прошлом! Она рисует лес, воду, небо, поле, цветы, осенние листья, коров, кур с цыплятами… лето, осень, зиму, весну.
Позже в одном из каталогов к выставкам Майковой я обратил внимание на заметки искусствоведа Светланы Кайдаш о «небе» тети Любы. «Небо на картинах тети Любы особенное, оно никогда не повторяется – розовое, голубое, фиолетовое, серое, почти черное… Небо Майковой приближено к человеку. И три мира в каждом пейзаже – неба, природы и ласковой, сосредоточенной внимательности человека ко всему, что вокруг».
Художественная природа тети Любы – необычайно страстная: все в этом мире принадлежит ей. Помнится, с каким восторгом Майкова комментировала на разных своих выставках перед зрителями свои картины: «Э! Красотища! Граждане, скажите, почему это картина, а на ней дали – такие, как море! Ведь почти старуха, 90 лет, а что наповыдумывала!»; «Красотища, кто понимает, а слепому нечего и показывать».
Слава, столь неожиданно пришедшая, не изменила ее ни в чем. Майкова, как и прежде, осталась простой русской крестьянкой, которая своими руками делает все. Домик свой сама обшила тесом. В возрасте уж за 90 залезала на крышу и чинила ее. В своей лодке перевозила людей через Волгу… На вопрос, почему раньше не рисовала, тетя Люба отвечала, что раньше просто некогда было. А вот как время освободилось - «захотела жизнь украсить». Впрочем, тут она слегка лукавила. Ибо, по словам Мороза, и раньше рисовала: на обертках конфет, печенья – огрызками карандашей. Подсознательная страсть к живописи жила в ней всю ее огромную жизнь – с того дня, как маленькой девочкой увидела иконописца, «маляра», который расписывал в их деревне церковь. Ее потрясло, «как он облачка пишет».
Говорят, что в истинно талантливом человеке все талантливо. Я слышал, как она поет. Потрясает не мастерство исполнения. А стихийная одаренность – как в живописи. И что она пела! Помимо напрочь забытых народных песен, пела еще и романсы, которые пели в домах дворянских аж в начале прошлого века! Откуда она их знала – Бог весть… И самое главное, разящее: молодость голоса. Когда она просто говорила – голос у нее был старческий. Когда же пела, чудилось, будто внутри ее сидит другая женщина. И когда очень разгорячалась в речах, на щеках разгорался такой румянец, что на глазах волшебно молодела. И тогда невольно думалось о том, сколько же голов мужицких могла она в свое время вскружить…
Тетя Люба в Селищах была «чужая». Пришла сюда еще в сорок первом, спасаясь от оккупации, из-под родного испепеленного Ржева. Таких – наделенных даром чутья и провидения – в народе, бывает, недолюбливают. Она несла крест того, что всегда испытывали пришлые или знахарки. А тут еще вдруг - «художница». Даже незлые деревенские люди недоумевали, а то и завидовали, когда к тете Любе начали наезжать сначала из Калинина, потом из Москвы – искусствоведы, журналисты, иностранцы…
Чем больше росла ее слава, тем больше ее не любили. Когда телевизионщики брали интервью у соседей Майковой, те твердили: «Какая она художница! Художники разве такие?» Ее знали как «бабку Любу». Жила себе бабка под боком – и вдруг - на тебе!..
И можно было поверить, когда они говорили, что бабка – колдунья. Не раз удивляла Майкова и видавших виды приезжих. Однажды зимним вечером, к примеру, вывела каких-то ученых гостей из своей избы – поглядеть на небо. «Знаете ли вы, - спрашивает, - как эта звезда называется? А эта?» – Не знают. А старушка называет любые.
«Взгляните на ее картины, и вам станет ясно, что Майкова – художник вдумчивый и пронзительный, а вовсе не такой сладенький, как ее порой изображают, - говорит знаток народного «наива» Ольга Петрочук. – Тетя Люба наивный художник. Но, в отличие от других, как правило, подражающих профессиональным мастерам, никому не подражает. Более того, отличается «неподражательной странностью». Помните из «Евгения Онегина»? «Мечтам невольная преданность, неподражательная странность…» Любовь Михайловна из тех «странных», но очень сильных людей, которые способны, живя тяжелейшей жизнью, видеть ее непреходящую красоту».
Обычно со словом старость неразрывно связаны такие понятия, как болезни и одиночество. И можно лишь дивиться тому, как эта, почти уже столетняя женщина, погружала нас в стихию радости бытия, наслаждения, которые дают человеку такие простые вещи, как хлеб и ключевая вода.
Говорят, что под каждым надгробным камнем погребена Вселенная. Может быть, на кладбище мы и способны понять эту мысль, но совершенно не в силах ощутить ее в каждом находящемся рядом живом человеке.
Эта Вселенная жила в тете Любе. Этому она учит в своих картинах: восхищению перед жизнью – неистребимой Матерью Мира, созидающей силой любви.»
Леонид ЛЕРНЕР «ТЫ МОЯ ЖИЗНЬ БЕССМЕРТНАЯ!» http://www.obivatel.com/artical/400.html
Ещё почитать о Любови Михайловне Майковой, посмотреть её работы можно здесь: http://www.livemaster.ru/topic/224135-zamechatelnaya-hudozhnitsa-lyubov-mihajlovna-majkova
Фильм можно посмотреть здесь: http://vk.com/video234077899_166796932 И здесь: http://www.ex.ua/74613306
animagemella1.livejournal.com
биография и творчество поэта :: SYL.ru
Русская поэзия XIX века богата именами знаменитых авторов, чьи произведения стали классикой и не потеряли своей актуальности, будучи пронесенными через века. Одним из таких выдающихся поэтов является Аполлон Майков, оставивший нам замечательное творческое наследие, интерес к которому не угасает и поныне.
Любопытно узнать, какие факты биографии оказали влияние на творчество литератора, способствовали формированию А. Майкова как стихотворца, направленности его произведений и поэтического стиля.
Известные представители рода Майковых
Майков Аполлон Николаевич родился в 1821 году в Москве в семье старинного дворянского рода, история которого тесно связана с русским искусством и просвещением. В числе известных родственников поэта (все они носили фамилию Майков) много чрезвычайно одаренных представителей творческой интеллигенции, внесших вклад в развитие русской культуры:
- Нил Сорский (в миру Николай Федорович) – знаменитый русский церковный деятель XV века, православный святой;
- Василий Иванович – поэт, творивший в екатерининские времена;
- Аполлон Александрович – директор Императорских театров, дед поэта;
- Николай Аполлонович – талантливый исторический живописец – отец А. Майкова;
- Евгения Петровна – переводчица и писательница – мать поэта.
Блистали талантами и родные братья Аполлона Майкова:
- Валериан Николаевич – публицист и литературный критик;
- Владимир Николаевич – писатель, издатель журналов для детей и юношества «Подснежник» и «Семейные вечера»;
- Леонид Николаевич – член академии наук, известный трудами по истории русской словесности.
Семейное воспитание Аполлона Майкова
Детские годы поэта прошли в центре Москвы в родительском доме, где царила особая атмосфера, часто бывали в гостях художники, писатели и музыканты. Дети росли в обстановке любви к творчеству, чрезвычайного почитания занятий искусством и наукой как главнейшего смысла существования. Все это способствовало тому, что Аполлон Майков много читал, неплохо рисовал и рано стал писать лирические стихи.
Родители поэта и их друзья служили для детей образцом для подражания, их пример помогал формированию духовных интересов, уважения к нравственным ценностям и высоких жизненных принципов. В доме выпускали рукописные издания для опубликования произведений членов семьи и гостей – альманах «Лунные ночи» и журнал «Подснежник», в которых и вышли первые стихи юного Аполлона.
Летние месяцы будущий поэт проводил в подмосковном помещичьем имении бабушки в деревне Чепчиха. Здесь происходило знакомство А. Майкова с природой родной земли с ее тишиной и раздольем, с жизнью русского села и народным бытом.
В жизненную пору детства и юношества, когда впечатления особенно сильны и глубоки, основы личности поэта были заложены воспитанием в духе творческой интеллигенции, а также жизнью на лоне вольной матушки-природы и бытом русской деревни с его правдой и простотой.
Получение образования
Когда А. Майкову исполнилось 13 лет, его семья переехала из Москвы в Петербург, что связало дальнейшую судьбу поэта с Северной столицей. Здесь Аполлону и его братьям стал давать уроки русской словесности и латинского языка И. А. Гончаров.
А. Майков учился в университете Санкт-Петербурга на факультете юриспруденции, но при этом не оставлял занятий литературой и живописью. С особым интересом слушал лекции, связанные с его увлечением философией и изучением латинского языка – его любимыми предметами были энциклопедия законоведения и римское право. Он также слушал курсы всеобщей и русской истории и русской словесности.
Окончив университет, Аполлон Майков поступил на государственную службу в Департамент казначейства.
Первый сборник стихов А. Майкова
Имя начинающего талантливого поэта Майкова стало известно после того, как его произведения были напечатаны в ряде журналов, таких как «Отечественные записки» и «Библиотека для чтения». Вскоре вышел первый сборник «Стихотворения Аполлона Майкова» (1842), имевший успех у читателей и тепло встреченный знатоками отечественной словесности. Молодого автора горячо похвалил В. Г. Белинский.
Это событие способствовало тому, что окончательный выбор А. Майкова, еще колебавшегося между живописью и литературным творчеством, был сделан в пользу поэзии. Другой причиной, по которой ему пришлось оставить занятие художеством, стало ухудшение зрения.
Путешествие за границу
Первый сборник стихов А. Майкова был представлен Министром народного просвещения государю Императору. За книгу поэт был удостоен от Николая I пособия – средств на длительное путешествие в Европу, где он пробыл почти два года. Вначале Майков отправился в Италию, где занимался творчеством, посетил многие города, побывал в музеях и на выставках. Затем во Франции, в Париже, слушал лекции по мировой литературе и искусству. С целью изучения европейской культуры посетил также Дрезден и Прагу.
Поездка послужила прекрасным своевременным дополнением к университетскому образованию Аполлона Майкова, давшим богатейший материал для дальнейшего творчества и ставшим неисчерпаемым источником вдохновения для написания многих замечательных произведений на протяжении всей жизни поэта.
Государственная служба
Вернувшись в Россию, Аполлон Майков написал диссертацию на тему права у древних славян, служил в Министерстве финансов, потом работал в Румянцевском музее помощником библиотекаря. Затем были должности вначале младшего цензора, затем старшего цензора и, наконец, председателя комитета иностранной цензуры, где он проработал более сорока лет. В качестве члена ученого комитета при Министерстве народного просвещения рассматривал книги, выпускаемые для народного чтения. Входил в совет Русского литературного общества и комиссию по устройству народных чтений, работал в издательстве журнала «Новое слово» и «Театральной газеты».
Казенная служба отчасти поспособствовала писательской деятельности А. Майкова, сблизив его с Одоевским и Тютчевым. Будучи по работе начальниками поэта, они стали его друзьями, критиками и ценителями его произведений. Особенно сильное влияние на формирование окончательных взглядов и воззрений на русскую государственность, которым поэт остался верен до конца жизни, оказал Ф. И. Тютчев.
Умер поэт в 1897 г. и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище .
Аполлон Майков, биография: основные вехи
Самыми значимыми событиями в жизни и творчестве А. Майкова были:
- 1834 г. – переезд семьи Майковых в Петербург;
- 1837–1841 гг. – обучение в университете;
- 1842-1844 гг. – заграничное путешествие;
- 1852 г. – начал работать в комитете иностранной цензуры;
- 1853 г. – стал членом-корреспондентом Петербургской академии наук;
- 1853–1866 гг. – рождение четверых детей в семье Аполлона Майкова и его жены Анны;
- 1857 г. – получил чин действительного статского советника;
- 1882 г. – удостоен Пушкинской премии;
- 1888 г. – получил чин тайного советника;
- 1897 г. – утвержден в должности председателя комитета иностранной цензуры.
Биография Аполлона Николаевича Майкова отличается тем, что в ней не было борьбы и страстей, преследований и гонений. Его жизнь – это светлый и ровный путь, на котором были у поэта работа, творчество и слава, путешествия и радости семейной жизни, присутствовали живость движений и эмоции, рождавшие прекрасные стихотворения.
Творчество Аполлона Майкова
В творчестве А. Майкова можно выделить ряд периодов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
В поэмах «Две судьбы» (1845), «Машенька» и «Барышня» (1846) прослеживаются гражданские мотивы, возникшие под влиянием идей петрашевцев. Затем происходит переход на консервативные позиции, о котором свидетельствуют поэма «Клермонтский собор» (1853), а также циклы стихов, посвященные впечатлениям от поездок по Италии и Греции – «Очерки Рима» (1847), «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни» (1858). Культурно-исторической тематике соответствуют циклы стихов «В антологическом роде», «Века и народы», «Отзывы истории».
В творчестве поэта заметен его постоянный интерес к мировой истории с ее драматическими эпизодами: поэмы «Савонарола» (1851) и «Приговор» (1860), а также драмы «Три смерти» (1851), «Смерть Люция» (1863) и «Два мира» (1881), в которых христианство противопоставляется язычеству.
Помимо стихотворчества А. Майков вполне успешно занимался переводами, его поэтическая обработка «Слова о полку Игореве» – великого творения древнерусской эпохи, считается одной из лучших. Он переводил произведения таких авторов как Гете и Гейне, народную поэзию разных стран – Греции, Испании, Сербии. Стихи А. Майкова вдохновили на создание романсов таких великих композиторов как Чайковский и Римский-Корсаков.
Аполлон Майков: стихи о русской природе
В пейзажной лирике талант поэта проявился наиболее ярко. Тонкость красок, естественная красота и гармония, увиденные в самых обычных и всем знакомых явлениях, таких как приход весны, летний дождь, увядание осени – все это Аполлон Майков. «Ласточки» – замечательное трогательное произведение, в котором мысли о скоротечности жизни поэт выразил через описание действий птиц, успевших за несколько летних месяцев построить гнездо, взрастить потомство и улететь в теплые края.
Созерцательность, задушевность, наблюдательность и напевность – этим отличается в пейзажной тематике Аполлон Майков. «Весна», «Под дождем», «Сенокос», «Осень», «Летний дождь» считаются лучшими произведениями поэта о природе родной земли.
Отечественная литература гордится богатым вкладом, внесенным творчеством поэта А. Н. Майкова. Его стихотворения навсегда останутся одним из интересных явлений в русской поэзии.
www.syl.ru
Портрет В.И.Майкова - Рокотов Ф. С. :: Артпоиск
Портрет В.И.Майкова.
Описание
Портреты , написанные и 60-х годах, показывают с полной ясностью, что новые особенности трактовки человеческой личности веля ко все большей правде портретных образов. К середине того же десятилетия относится рокотовский портрет поэта В. И. Майкова (около 1766 г., Третьяковская галлерея). Определенность и сила характеристики, родственная лучшим достижениям , сочетается здесь у с исключительной экспрессивностью. Жизнерадостный, энергичный и насмешливый Майков изображен со всей полнотой реалистической убедительности. Насыщенные и одновременно мягкие краски портрета образуют единство, подчиненное главной цели — передать реальный, жизненно-полнокровный образ. Портрет Майкова свидетельствует о творческой зрелости его автора. Он предельно прост внешне, всецело сосредоточивает внимание на сильно вылепленном лице. Живописные приемы смелы, полны энергии, послушно служат замыслу художника.В середине 60-х годов, в период работы вад портретом В. И. Майкова, написал портреты неизвестной из семьи Воронцовых и молодого неизвестного (оба в Русском музее). В них также ярко выражено стремление Рокотова к полнокровной материальности образа, к его убедительности вплоть до физической осязательности. Это было свойственно портретам только в середине 60-х годов. В последующее время он написал много тонко одухотворенных портретных изображений, в которых не подчеркивал так настойчиво физическую сторону облика; тогда приобрели у большую изощренность и средства художественного выражения.
Василий Иванович Майков (1728–1778), поэт, автор сатирических и нравоучительных произведений. Начал свою карьеру в лейб-гвардии Семеновском полку, но был уволен «за леность». Позже примкнул к группе литераторов, объединившихся вокруг писателя-классициста М.М.Хераскова. Лучшее произведение В.И.Майкова – поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх», в которой сатирическое обличение соединилось с пародией нравов городских низов. Поэмой восхищался А.С.Пушкин. Увлекшись масонством, Майков стал создавать нравоучительные оды и переложения псалмов, содержащих призыв к нравственному самоусовершенствованию. В.И.Майков изображен в мундире бригадира. Портрет написан великолепной сочной кистью. Изображение словно залито неярким светом, сглаживающим контуры, смягчающим тональные и цветовые контрасты. Это создает ощущение теплой, золотистой среды, в которую погружена фигура героя.
artpoisk.info
Поэт Аполлон Майков: биография, творчество
Майков Аполлон Николаевич – известный русский поэт. Он жил в 19 веке (1821-1897). Творческое наследие этого поэта вызывает интерес и в наше время, что говорит о его несомненном таланте.
Происхождение А. Н. Майкова
Следует сказать, что Аполлон Майков был не единственным даровитым представителем своей фамилии. Древний род поэта был богат талантливыми людьми. В 15 веке жил известный русский богослов Нил Сорский, а во времена Екатерины творил поэт Василий Майков.
Отцом нашего героя был академик живописи. Остальные члены его семьи также принадлежали к творческой интеллигенции. Мать – переводчица и поэтесса, брат Валериан – публицист и литературный критик, а Леонид, другой брат Аполлона, - издатель и историк литературы.
Детство и годы юности, первая книга стихов
Детство Аполлон Николаевич провел в имении, принадлежавшем его отцу. Оно находилось около Троице-Сергиевой лавры. Семья Майковых в 1834 году переехала в Петербург. Аполлон в детстве увлекался одновременно и литературой, и живописью. Однако близорукость помешала ему пойти по стопам своего отца. В первых прозаических опытах Майкова видно влияние Гоголя. Затем увлекся поэзией Аполлон Майков. Биография его этого периода отмечена также обучением в Петербургском университете, на юридическом факультете. По окончании университета Аполлон Николаевич опубликовал первую книгу своих стихов. Это важное событие произошло в 1842 году.
Поездка за границу, новые стихи
В этом же году Аполлон Майков отправился за границу. Здесь он пробыл около двух лет. Майков слушал в Париже лекции известных ученых. Находясь в Риме, он принимал участие в кутежах русских художников, писал стихи, делал эскизы, отправлялся в конные прогулки по римской долине. Итогом полученных впечатлений стал стихотворный цикл Майкова "Очерки Рима" (опубликован в 1847 году). Именно во время жизни в Италии в творчестве поэта обозначился первый слом. Аполлон Майков порвал с антологической поэзией и начал стремиться к так называемой поэзии мысли и чувства. Майкова перестала интересовать старина. Он решил обратиться к современности. В результате появились портреты жителей Рима (Lorenzo, "Капуцин", "Нищий").
Возвращение на родину
Возвратившись на родину, поэт стал работать в Румянцевском музее в должности помощника библиотекаря. Во второй половине 1840 годов в круг его общения входили Некрасов, Григорович, Тургенев, Белинский. Аполлон Майков испытывал в то время влияние натуральной школы. Поэт много публиковался в "Отечественных записках". В "Петербургском сборнике" Некрасова в 1846 году появилась его поэма "Машенька". Немного раньше была создана еще одна поэма, "Две судьбы", где рассказывается история "лишнего" человека.
Связь с петрашевцами и редакцией "Москвитянина"
Аполлон Николаевич в те годы был идеологически близок западничеству. Он вовлекся в движение петрашевцев через своего брата Валериана. Однако вскоре его начала угнетать их постоянная критика правительства. Майков увидел утопизм в движении петрашевцев, "много эгоизма", "много вздору" и "мало любви".
Переживавший кризис Аполлон Николаевич попал в редакцию "Москвитянина". Здесь он неожиданно нашел не только участие, но и поддержку своих взглядов. Майков отрицал принципы цивилизации Западной Европы. Эта мысль прошла через весь его сборник "1854 год", который точно отразил мировоззрение Майкова в то время. Еще одной сквозной темой книги стала историческая миссия Российского государства, которое преградило путь на Запад полчищам Батыя и тем самым предотвратило гибель цивилизации Европы ("Клермонтский собор" и др.). Тогда же Майков стал убежденным монархистом. Он уверовал в величие Николая I.
Творчество 1850 годов
Как бывает у каждого настоящего поэта, творчество Майкова 1850 годов намного шире идейных установок. Он создал произведения на социальную тему (идиллия "Дурочка", цикл "Житейские думы"), стихи иделогизированного и политического характера. Одновременно Майков писал стихи, которые продолжили антологические и эстетические принципы его поэзии раннего периода. Речь идет о таких циклах, как "Камеи" и "Фантазии". В конце 1850 гг. появились циклы "Дома", "На воле", "Под дождем", "Весна", "Сенокос". В этих произведениях все еще чувствуется былой гармонический взгляд Майкова на природу. Однако теперь он проявляет себя в зарисовках деревенских пейзажей России.
"Осень"
В 1856 году создал одно из самых известных стихотворений Аполлон Майков. "Осень" – так назвал он его. Поэт с юных лет увлекался охотой, но зачастую ловил себя на мысли, что намного больше удовольствия ему доставляет обычная прогулка в лесу без борзых собак и ружья. Он действительно любил загребать листья ногой, слышать треск сучьев… Однако лес осенью лишается таинственности и загадочности, поскольку "свянул последний цветок", "сорван последний орех". И этот мир рождает в поэте неведомые доселе чувства...
Морская экспедиция
Итальянская тема вновь появилась в творчестве Аполлона Николаевича в 1859 г. Это было связано с тем, что он вместе с другими исследователями совершил морскую экспедицию, посетив острова греческого архипелага. Корабль, на котором осуществлялось плавание, не попал в Грецию. Ему пришлось задержаться в Неаполе. Поэтому вместо одного цикла, как задумывал Майков Аполлон Николаевич, получилось два. "Неаполитанский альбом" был создан по итальянским впечатлениям. Это своего рода повесть в стихах, тема которой – жизнь народа в Неаполе. В результате изучения культуры и истории Греции появились "Новогреческие песни" ("Ласточка примчалась", "Колыбельная песня" и др.).
Одним из самых известных его стихов является "Колыбельная…". Аполлон Майков создал это произведение в 1860 году. Более 20 композиторов в свое время написали музыку к нему. Среди них А. Чесноков, А. Аренский, В. Ребиков, П. Чайковский.
Последние годы жизни
В последние 25 лет жизни Майкова интересовали вечные вопросы бытия. Он размышлял о развитии цивилизаций. Важное место в раздумьях Майкова в это время занимали и судьбы нашей страны, ее прошлое и настоящее, ее роль в истории. В 1880 годы Аполлон Николаевич также создал ряд стихотворений, отличающихся глубокой религиозностью и идеей того, что религиозное смирение – отличительная особенность русского человека ("Близится вечная ночь….", "Оставь, оставь!.." и др.).
В заключение
Мережковский в своей книге "Вечные спутники" писал о том, что Майков Аполлон - поэт, жизненный путь которого был светлым и ровным. Ни гонений, ни врагов, ни страстей, ни борьбы не было в нем. Были стихи, книги, путешествия, семейные радости, слава. Действительно, его биография была малопоэтична: он не умер на эшафоте или на дуэли, не был преследуем, его не мучили страсти. У Аполлона Майкова все внешнее ушло внутрь. Его настоящей биографией, истинной судьбой стал его путь от римлян и греков к российской действительности, истории народов, поэзии Библии и вечным вопросам бытия.
fb.ru