Н.К. Рерих. «Гонец. «Восста род на род», (1897). Картина гонец
Описание картины Николая Рериха «Гонец»
Знаменитый Николай Рерих с юного возраста подавал большие надежды как будущий художник. На выпускном экзамене в 1897 г. после завершения обучения основам художественного мастерства у Куинджи Рерих зажег свою путеводную звезду в безграничный мир живописи – представил на суд общества первую картину «Гонец».
Итоговая работа его получила множество положительных отзывов, и Рериху официально присудили звание художника. Добавила уверенность в своих силах новому таланту заинтересованность «Гонцом» писателя Толстого и в итоге приобретение ее в галерею Третьяковым.
Рерих изначально стоял на перепутье, одинаково увлеченный изобразительным искусством и археологией, этнографией, но остановиться только на одной отрасли так и не смог. Это читается в полотне «Гонец». На холсте юный творец пишет историю, очень древнюю историю, настолько давнюю, что даже не сохранилось о тех временах достоверных данных. Только лишь отголоски 9 века, обрывки, мелкие крупицы собраны в «Повести временных лет», которую с усердием изучал будущий великий художник.
По дошедшим данным в то столетие на славянских землях не было согласия: то набеги варяг, то внутренние стычки. И вот, узнав о предстоящем набеге, спешит гонец на тот берег реки с тревожным сообщением: «восстал род на род». На полотне детально передана архитектура, верования и вся атмосфера той эпохи.
На холме стоит древнерусский городище, частокол вокруг него обвешен черепами коней – стародавний обычай для защиты от несчастий. Картина ночная, безмолвная, два человека в лодке так же тихи и задумчивы: на их веку сбывается христианское пророчество о войнах, остается лишь покорно следовать намеченному пути. Яркий серп луны выглядывает из-за пригорка и освещает округу.
Художнику с первых попыток удалось применить навыки живописца и передать нам свою любовь к тайнам истории.
opisanie-kartin.com
Н.К. Рерих. «Гонец. «Восста род на род», (1897).: yasko
Это первая картина Н.К. Рериха, с неё начался отсчёт его побед в живописи. Это его дипломная работа, её купил для своей галереи П.М. Третьяков. Очень понравилась эта картина Л.Н. Толстому, который сказал молодому Н.К. Рериху: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно иначе снесёт. Так и в области нравственных требований надо рулить выше – жизнь всё снесёт. Пусть Ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт». Вспоминая эту сцену в очерке «Толстой и Тагор» в 1937 году, Н.К. Рерих отмечает: «Я сейчас записываю эти давние воспоминания, а под окном от самой земли и до самого неба - через все пурпуровые и снеговые Гималаи - засияла всеми созвучиями давно небывалая радуга. От самой земли и до самого неба!»Радуга, как известно, - обязательный в тибетской живописи атрибут Грядущего Будды Майтрейи.
Стасов, отвезший с Римским-Корсаковым Рериха тогда к Толстому, гремел: «Гонца» Вашего никто не оценит, как Толстой. Он-то сразу поймёт, с какой вестью спешит Ваш «Гонец».
О чём же эта картина? Какую весть несёт Гонец? Читающий разумеет.Н.К. Рерих недвусмысленно дал это понять цитатой, вынесенной в название «восста род на род». Откуда же эта цитата на церковнославянском? Из знаменитой 24 главы Евангелия от Матфея, привожу по-русски: «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос» и многих прельстят. Так же услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это ещё не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасётся…» И наконец: «… ибо как молния исходит от востока и вида бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого, ибо где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою… О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один… Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, ни дня ни часа, в который придёт Сын Человеческий». Мф. 24:3-42.
Уже в 1897 году Н.К. Рерих принёс людям весть о том, что приблизилось Царство Небесное, наступают времена апокалипсические, скоро придёт Он.
yasko.livejournal.com
Рерих Н.К. "Заморские гости", "Гонец. Восстал род на род"
К образам "Слова о полку Игореве" Н.К.Рерих обращался на протяжении всей жизни. В 1893 году он исполнил ученический эскиз "Плач Ярославны". При создании в 1909 – 10 гг. "Богатырского фриза" для столовой петербургского домовладельца Баженова представил на двух панно "Бояна" и "Витязя"...
Но и в других картинах, повествующих о прошлом Руси, незримо присутствует "Слово...". На картине "Заморские гости" – варяги IX века, плывущие на огромных ладьях с миссией мира к враждующим славянским племенам. Заморские гости – это иностранные купцы, варяги, торговый путь пролегал "из варяг в греки". Северный пейзаж, острова, поросшие лишайником. Преобладает гамма холодных цветов (синий, все оттенки зелёного). И внимание зрителя обращено на "заморских гостей": изящно изогнутые линии, крупные мазки сияющих красок, декоративное убранство предметов (червлёные щиты, древний парус викингов, называемый "бараньей лопаткой", необычайно белые чайки на фоне тёмной воды). Посланцы мира и враждующие славянские племена. И главная мысль картины созвучна "Слову", его призыву к единению, единству Русской земли.
На картине "Гонец. Восстал род на род" – раннее городище славян. Цветовая гамма картины создаёт тягостное, мрачное впечатление. Настороженный покой городища, поблёскивающие черепа животных на ограде, тёмно-коричневая с зелёным гамма реки, тёмное небо со зловещим силуэтом месяца - всё это подчёркивается центральными фигурами картины. Старик изображён сидящим лицом к зрителю, лицо его - самая освещённая часть картины. Его поза говорит о горьких раздумьях. Вот сейчас, после их прибытия в городище, разрушится покой, нарушится сон, заплачут дети, начнут собираться на битву мужчины... Старик уже много видел на своём веку войн, и он горюет оттого, что люди никак не научатся жить в мире. Этот образ напоминает нам автора "Слова о полку Игореве", его горькие размышления о княжеских междоусобицах, о беде, которую приносят Руси эти раздоры.
Из истории создания картины "Гонец" "<...>Архипа Ивановича Куинджи называли певцом лунных ночей, волшебником пейзажа. Его "Березовая роща" создала художнику подлинную славу. "Гениальный дикарь", – говорили о нем, кривя губы, академики старой школы. Архип Иванович учил в своей мастерской: – Забудь все виденное на картинах художников. Посмотри на эту тумбу. Как она блестит на солнце, мокрая от дождя. Пойми ее блеск, разгадай, как и от чего она блестит. Передай в этюде. Когда же будешь писать картину, не смотри на этюд, в котором еще много мелочей, забудь про них – и передавай в картине сущность блеска, впечатление блеска. У Николая ощущение, будто ему открыли глаза. Он понял возможности, которые давала ему школа Куинджи. И со страстью – а иначе Рерих ничего делать не умел – начал писать бесчисленные этюды с натуры. Пейзажи. Кусочки пейзажа: рассветный час зимы, солнечный блик на снежном сугробе. Прозрачность оттепели, мокрый блеск крыш. Рерих-отец заметил в сыне новое: собранность, целеустремленность. Был доволен. Приписывал все это юридическим наукам: они дисциплинируют, воспитывают характер. Но живописи не одобрял и не понимал. Николай писал в дневнике: "Написал пейзаж; дома не понимают. Говорят, разве снег бывает синий? Он белый. Ожесточился, ушел в мастерскую. Там находят, что много настроения и сильно взято". Видно, во все времена незрячие утверждали свою ограниченность словами: "Так не бывает". Правоту Николая поддерживали люди зоркие. <...> Отец Константин Федорович меж тем не подозревал, что Николай находит время глубоко изучать русскую историю (особенно занимает его образование государства Российского), что воображение молодого художника неустанно работает над будущей живописной сюитой "Славяне". <...> Николай переживал ту счастливую пору начала зрелости, которая всегда знаменует собой рождение большого замысла. И ощущал в себе силу осуществить его. Первой картиной будет "Гонец". Видел перед собой Гонца днем и ночью. Особенно ярко – ночью. Даже во сне клал мазки на холст. Просыпаясь на рассвете, спешил к этюднику, чтоб не пропали драгоценные утренние минуты. Картина возникала с магической силой. Словно не он ее создавал, она сама существовала всегда, оставалось лишь ее запечатлеть. Подзаголовок "Восстал род на род". ...Глубокой ночью по извилинам темной реки скользит выдолбленная из бревна лодчонка. Гребец старается держать к берегу поближе: никто не должен учуять, что он везет с собой Гонца. Не слышен бег ладьи. Насторожен гребец.А Гонец, седой и мудрый, погружен в глубокую думу. Недобрые вести везет он людям. Тревожные вести. Род восстал на род. На другом берегу реки, выше по течению, купаясь в лунном свете, спит укрепленный славянский город. Ни одна душа там не знает, что враг близок. До рассвета должен успеть Гонец, предупредить, вооружить, подготовить. Братья, будьте бдительны! На пороге – война, истребление. Цветовое решение "Гонца" – темно-зеленые и коричневые тона. Они настраивают зрителя, наполняют таинственностью, тревогой, создают ощущение опасности... Маленькое полотно "Гонец" было выставлено в Академии художеств. Успех его превзошел все ожидания, несказанно смутив молодого автора. Более всех радовался Архип Иванович: перед маленьким холстом Рериха всегда толпился народ, тогда как великолепные, со всеми старательно выписанными аксессуарами исторические полотна лучших учеников академии зрители обходили скучая. "Там – ремесло, – рокотал приглушенный бас Куинджи, – а здесь – искусство". Все петербургские газеты отметили "первый шаг" молодого воспитанника Академии художеств." Из книги: С веком наравне. Р.Канделаки. Рерих. Гонец спешит к людям. – М. 1969
literatura5.narod.ru
Описание картины Николая Рериха «Гонец»
15.08.2016Полотно «Гонец» (1897), представленное молодым Николаем Рерихом в качестве выпускной работы в мастерской Архипа Куинджи, явило миру нового гениального художника. Будущий живописец с раннего детства подавал большие надежды. Но не только художественным даром отличался Николай. Мальчик был чрезвычайно любознателен. Его интересовала археология, история, этнография… Все сферы интересов переплелись в творчестве повзрослевшего Рериха, создав уникальную манеру письма, характерную только этому мастеру. Но это проявится в полотнах зрелого художника. А дебютная картина вызвала множество восторженных отзывов критики и зрителей. Л. Толстой высоко оценил произведение, а меценат П. Третьяков приобрел его для своей галереи.
На создание картины Рериха вдохновили летописи, история Древней Руси. Отголоски седой старины художник скрупулёзно выискивал в «Повести временных лет», среди артефактов, найденных во время раскопок. Летописи рассказывают о неустойчивом мире в 9 веке – неспокойные варяги часто устраивали набеги на селения славян, между соседними племенами также велась борьба. Сообщение об очередном набеге и спешит доставить гонец с полотна Рериха. Мы видим холм с древнерусским поселением, реку, огибающую его, и лодку на воде. Недобрая весть заставила двух людей отправиться в плавание глубокой ночью. На лице героя, сидящего, повернувшись к зрителю, беспокойство и тяжелая дума. Тревожная синева ночи, частокол с черепами вокруг поселения (защита от беды и колдовства), согбенная фигура гонца – все говорит об угрозе мирным жителям. Мастерство Н. Рериха-живописца, его знание истории помогает зрителям погрузиться в атмосферу древней истории нашего народа. Тему истории Древней Руси он будет развивать и в последующих полотнах.
8-poster.ru
Николай Константинович Рерих, «Гонец. Восстал род на род», «Ангел последний»
Живопись XX в.
Имя Николая Константиновича Рериха относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры. Талант Рериха был универсальным: художник, ученый, путешественник, крупный общественный деятель. Рерих был истинным подвижником. Огромная воля, страстное желание принести свои знания и талант на алтарь мировой цивилизации отмечают весь его жизненный путь.
Николай Константинович Рерих родился в Петербурге, в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. Мать Николая Константиновича, Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Древний скандинавский род Рерихов обосновался в России при Петре I и дал ей немало государственных и военных деятелей. Отец будущего художника был не только юристом, но и прогрессивным общественным деятелем. Он принимал участие в подготовке реформы по освобождению крестьян, состоял членом Вольно-экономического общества и Сельскохозяйственного клуба, был инициатором создания петербургского Общества имени Тараса Шевченко.
В восьмилетнем возрасте Рерих перешагнул порог гимназии. В гимназические годы еще более окрепла тяга Рериха к истории и искусству. Когда Николаю Константиновичу исполнилось девять лет, в Извару приехал известный археолог Л. Ивановский, для того чтобы провести в ее окрестностях археологические исследования. Ученому понравился пытливый гимназист, и он стал брать его на раскопки. Тайны древних времен приобрели для Николая Константиновича еще большее значение.
Рано проявился литературный дар Рериха. С увлечением записывал он былины, предания, народные сказки. Целые тетради заполнялись "собственными сочинениями. Среди них «Месть Ольги за смерть Игоря», «Поход Игоря» и пьесы на исторические темы. Очерки, посвященные охоте, публиковались в журналах «Природа и охота» и «Русский охотник». Первые публикации появились, когда Рериху было пятнадцать лет.
В 1891 г. друг семьи Рерихов М. Микешин впервые серьезно обратил внимание на склонности Николая Константиновича к рисованию. С этого времени начались систематические занятия живописью под руководством талантливого учителя.
По признанию самого Николая Константиновича, он уже с 16 лет стал задумываться о поступлении в Академию художеств. При этом Рерих не мог допустить и мысли об отказе от приобретения знаний в других серьезно интересовавших его областях – истории, археологии, философии. И он принял решение одновременно поступить в Академию художеств и на исторический факультет университета. Но твердое желание отца дать своему сыну юридическое образование, сделать его своим преемником привело Николая на юридический факультет.
В 1895 г. Николай Константинович поступил в мастерскую Куинджи. Позже Николай Константинович записал в дневник: «Архип Иванович стал Учителем не только живописи, но и всей жизни». В ноябре 1897 г. в академии состоялись конкурсная выставка и торжественный акт вручения дипломов на звание художника. Это звание присвоили и Николаю Константиновичу за его картину «Гонец. Восстал род на род», или, как она значилась в «Отчетах Академии художеств», «Славяне и варяги». Романтический ночной пейзаж, приглушенная гамма коричневатых и зеленоватых тонов, некоторые композиционные приемы, несомненно, были переняты от учителя, но при этом умело использованы Рерихом. И вместе с тем эта работа, безусловно, вносила нечто новое в русскую историческую живопись, прежде всего особый, глубоко эмоциональный подход к раскрытию седой старины и переживаний наших далеких предков. Такой необычный подход к исторической теме был высоко оценен современниками. Полотно прямо с выставки попало в Третьяковскую галерею.
Большие познания и любовь к старине выработали у Николая Константиновича чуткость и бережность к лучшим традициям древнерусской иконописи. К наиболее известным произведениям Рериха на религиозные темы относятся исполненные в 1904-1907 гг. станковые композиции и эскизы для мозаик «Сокровище ангелов», «Борис и Глеб», «Апостолы Петр и Павел», «Архистратиг Михаил». Эти произведения созданы на основе тщательного изучения древнерусской живописи.
Николай Константинович очень своеобразно раскрывал религиозные темы. В этом отношении особого внимания заслуживает оформление церкви Св. Духа в Талашкине. Уже издалека бросается в глаза изумительная по красоте мозаика на портале храма. Она сверкает огненно-красными, золотистыми, бирюзовыми тонами. Центральную часть мозаики занимает громадное изображение Нерукотворного Спаса. По лаконизму это изображение напоминает иконопись XII-XIII вв. Справа и слева от лика расположены трубящие архангелы, за ними – крепостные башни и стены, а выше, над пламенеющими облаками, композицию замыкает «град нездешний». Скорбные, насквозь пронизывающие глаза Христа преисполнены человеческой болью.
В 1910-х гг. во многих областях культуры, в т.ч. и в изобразительном искусстве, усилились различные, подчас полярно противоположные искания. Это вызвало сильное брожение в среде русских художников. В такой обстановке Рериху и пришлось налаживать деловую сторону объединения «Мир искусства». Он умело избегал ненужных конфликтов, внимательно прислушивался и к «старикам», и к «молодым».
Николай Константинович ощущал свою эпоху как эпоху коренных исторических перемен. В искусстве Николая Константиновича перед войной 1914 г. с особой силой прозвучала тема возмездия, впервые раскрытая в полотне «Ангел последний». Над объятой пламенем землей, в багряных облаках – апокалиптический ангел, воздающий по заслугам за все содеянное зло, а на далеком горизонте сверкающие зарницы как бы оповещают о новой жизни на очищенной от скверны планете.
Это произведение Рериха отличается напряженной эмоциональностью, использованием большого количества выразительных средств, в числе которых контурный рисунок и локальные контрастные тона. «Ангелу последнему» присущ также усложненный аллегоризм замысла.
Почти одновременно с картиной «Ангел последний» появляется полотно «Меч мужества» (1912 г.). Ангел принес меч спящей у врат замка страже. Пришел срок во всеоружии встретить врага.
В 1914 г. Рерихом создается плакат «Враг рода человеческого», в котором он клеймит варварское разрушение памятников культуры в Лувене, Шантиньи, Реймсе. Плакат был разослан по армиям и военным зонам. Художник обратился к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с предложением обеспечить в военное время сохранность культурного достояния народов путем соответствующей договоренности между странами.
Николай Константинович был деятелем международного масштаба. В поисках синтеза лучших завоеваний русской, западноевропейской и восточной мысли Рерих оставался русским по складу ума, идеалам, которые сложились у него на родине и которые он пронес через всю жизнь.
jivopis.org
Картины, описание картин — Гонец. "Восста род на род" 1897 г.
О картине"Восста род на род" - это строка из "Повести временных лет", первой русской летописи, составленной в ХII веке монахом Киево-Печерског о монастыря Нестором: "И восстал род на род, и были среди них усобицы, и начали сами воевать друг против друга..."
Рерих Н.К. Толстой и Тагор / Листы дневника. Том 2 (1936-1941). М.: МЦР, 1995."Непременно вы должны побывать у Толстого", - гремел маститый В.В. Стасов за своим огромным заваленным столом.Разговор происходил в Публичной Библиотеке, когда я пришел к Стасову после окончания Академии Художеств в 1897 году: "Что мне все ваши академические дипломы и отличия! Вот пусть сам великий писатель земли русской произведет вас в художники. Вот это будет признание. Да и "Гонца" вашего никто не оценит, как Толстой. Он-то сразу поймет, с какою такою вестью спешит ваш "Гонец". Нечего откладывать, через два дня мы с Римским-Корсако вым едем в Москву. Айда с нами! Еще и Илья (скульптор Гинзбург) едет. Непременно, непременно едем".И вот мы в купе вагона. Стасов, а ему уже семьдесят лет, улегся на верхней полке и уверяет, что иначе он спать не может. Длинная белая борода свешивается вниз. Идет длиннейший спор с Римским-Корсако вым о его новой опере. Реалисту Стасову не вся поэтическая этика "Китеж-Града" по сердцу."Вот погодите, сведу я вас с Толстым поспорить. Он уверяет, что музыку не понимает, а сам плачет от нее", - грозит Стасов Корсакову....Утром в Москве, ненадолго остановившись в гостинице, мы все отправились в Хамовнический переулок, в дом Толстого. Каждый вез какие-то подарки. Римский-Корсако в - свои новые ноты, Гинзбург бронзовую фигуру Толстого, Стасов - какие-то новые книги и я - фотографию с "Гонца".Тот, кто знавал тихие переулки старой Москвы, старинные дома, отделенные от улицы двором, всю эту атмосферу просвещенного быта - тот знает и аромат этих старых усадеб. Пахло не то яблоками, не то старой краской, не то особым запахом библиотеки. Все было такое простое и вместе с тем утонченное. Встретила нас графиня Софья Андреевна. Разговором, конечно, завладел Стасов, а сам Толстой вышел позже. Тоже такой белый, в светлой блузе, потом прозванный "толстовкой". Характерный жест рук, засунутых за пояс - так хорошо уловленный на портрете Репина.Только в больших людях может сочетаться такая простота и в то же время несказуемая значительность. Я бы сказал - величие, но такое слово не полюбилось бы самому Толстому, и он вероятно оборвал бы его каким-либо суровым замечанием. А против простоты он не воспротивился бы. Только огромный мыслительский и писательский талант и необычайно расширенное сознание могут создать ту убедительность, которая выражалась во всей фигуре, в жестах и словах Толстого. Говорили, что лицо у него было простое. Это неправда, у него было именно значительное русское лицо. Такие лица мне приходилось встречать у старых мудрых крестьян, у староверов, живших далеко от городов. Черты Толстого могли казаться суровыми. Но в них не было напряжения, и само воодушевление его при некоторых темах разговоров не было возбуждением, но наоборот выявлением мощной спокойной мысли. Индии ведомы такие лица.Осмотрел Толстой скульптуру Гинзбурга, сделав несколько кратких и метких замечаний. Затем пришла и моя очередь, и Стасов оказался совершенно прав, полагая, что "Гонец" не только будет одобрен, но вызовет необычные замечания. На картине моей гонец в ладье спешил к древнему славянскому поселению с важною вестью о том, что "восстал род на род". Толстой говорил: "Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше - жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет".Затем Толстой заговорил о народном искусстве, о некоторых картинах из крестьянского быта, как бы желая устремить мое внимание в сторону народа."Умейте поболеть с ним", - такие были напутствия Толстого. Затем началась беседа о музыке. Опять появились парадоксы, но за ними звучала такая любовь к искусству, такое искание правды и забота о народном просвещении, что все эти разнообразные беседы сливались в прекрасную симфонию служения человечеству. Получился целый толстовский день. На другое утро, собираясь обратно в дорогу, Стасов говорил мне: "Ну вот, теперь вы получили настоящее звание художника".[1937 г.]Урусвати, Гималаи
Рерих Н.К. Огнь претворяющий / Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.Толстой говорил: "Случалось ли вам в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно: иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо рулить всегда выше - жизнь все равно снесет". "Пусть очень высоко руль держит, тогда доплывет", - пожелал Толстой моему "Гонцу"."Не смотри в бегущую воду", - говорят монгольские ламы. По опыту перехода верховьев быстрой Голубой реки во время ледохода знаем, насколько нельзя смотреть в эти стремительно несущиеся струи, пронизанные хрустящими льдинками. Нужно избрать дальнюю точку горизонта, чтобы не потерять равновесия. Эти два принципа, "как можно выше" и "как можно дальше", всегда вставали перед человечеством, а сейчас встают, может быть, особенно остро.Ох эти несущиеся льдинки, острые-преостры е, холодно-ломкие, коней пугающие, точно какие-то заледенелые сердца человеческие, которые, и сами разбиваясь в стоне, стараются подсечь твердую поступь всего идущего "дальше" и "выше". Не против ли этих льдинок-сердец сейчас так стремительно обратилось сознание человеческое к огню. Что же противоставить льдине и холоду и миражному потоку, как не огонь, освещающий, согревающий огнь, на котором куется меч светлый! Поиски тепла согревающего, творящие тепловые светочи, которые так выражены в обращении к Великой Матери Мира, оставят светлые зерна и для нашего времени. А за поисками тепла, за обращением к великому женскому сердцу мы опять обратимся и к поискам центра. В сердце восчувствуем, что нельзя более жить окраинами, нельзя более расчленяться, но создавать можно, лишь осознав центр, тот самый центр, тот самый Град Светлый, о котором столько сказано во всевозможных прообразах.Кажется, уже вылиты чаши Апокалиптически х Ангелов. Если и горчайшее этих чаш не пробудит сердце человеческое, то ведь и пламень великий куда обратится? Не к опалению ли? Сможет ли непробудившееся сердце трансмутировать этот жгучий пламень очищающий? И если человечество не захочет осознать, во имя чего можно собраться ему, то оно пронесется подобно разбивающимся холодным льдинкам Великой Голубой реки Жизни. Если этот пример разбивающихся льдинок дан нам Голубою рекою, то как же мутно-ужасны струи реки Желтой, постоянно носящей множество трупов. И Голубые и Желтые реки напоминают нам о примерах потери центра, потери единения, потери того простейшего и здорового чувства духовного просветления и накопления.Примеры истории, с одной стороны, вдохновенные слова поэта, с другой, ведь это не метафизика, это не отвлеченность, а это то самое, во имя чего и грозно и моляще раздавались голоса пророков, предупреждая в самых сверкающих и зовущих образах человечество, забывшее о том, что и "выше" и "дальше".И вот человечество вошло в кризис. Человечеству некому продать товары. Человечество не знает, в чем работа его, и не имеет работы этой. Вопрос о безработных является ужасной печатью века сего. Безработица прежде всего есть утеря смысла существования, есть следствие ужаса прикрепления существа своего к бегущим, осужденным на таяние льдинкам.Человек научился завинчивать один винтик, который отвлек его от осознания смысла его бытия. В бедности человек дошел до самых огрубелых форм жизни, иногда более грубых, более бесформенных, нежели орудия каменного века. И в оскудении духа своего человек даже не пытается противостоять потоку обреченных льдинок, которые понесут его в безбрежный океан хаоса.В ужасе человек ополчается на Прекрасное. Он старается оговорить, низвести ниже все то, что создавалось когда-то истинным подъемом духа. Человек старается разрушить Храмы. Ведь и льдинки пытаются срезать ноги коней переплывающих. Человек пытается перестать читать и с изумлением смотрит, если какие-то, с его точки зрения несовременные, кружки молодежи все же обращаются к великим Заветам. Долго нужно перечислять все те льдинки, которые создают ужас современного существования; те льдинки, которые в ожесточении пытаются уничтожить все на холодном пути своем.Но не было времен безысходных, ибо безысходность противоречила бы Беспредельности . Как великий Светоч, восстает мощный Огнь, который может трансмутировать каждую льдинку в очищенную энергию. Потому-то велико сейчас время. Грозно оно, но, противоставив лед огню нетленному, можно знать и исход. Конечно, каждый свободен избрать или лед, или огонь творящий. Также каждый свободен остаться в той постыдной середине, которая причиняет, может быть, наибольшие страдания. "Ни холоден, ни горяч, но тепл", - говорят об извергнутых.Сферы, нашедшие центр, начинают петь, ибо хаос петь не может. Музыка сфер там, где уже найден ритм, где уже найдено число, и в этом законном исчислении рождается великий ритм, сердца открывающий. Легко испепелится огнем сердце, ритма не знающее, но сотрудник, творящий Бытия ритм, воссоздает то пламенное сердце, которое становится нетленным и вечно восходящим, как и сам великий Огнь Пространства.24 января 1932. Гималаи.
Рерих Н.К. Начало / Листы дневника. Том 2 (1936-1941). М.: МЦР, 1995.Волнительно было с "Гонцом" в 1897 при окончании Академии. Мы ушли из Академии вместе с Куинджи, его выжили великий князь Владимир и граф И.И. Толстой. Ожидали, что наше восстание за учителя будет осуждено Академией.Так отчасти и случилось. Не могли не дать звания, но смотрели косо. Ко мне подходил Матэ и предлагал перейти в мастерскую Репина, а на следующий год ехать за границу. Отвечаю: "Василий Васильевич, помилуйте, ведь такая поездка на тридцать сребреников будет похожа". За нашего Архипа Ивановича мы дружно стояли. Где же был другой такой руководитель искусства и жизни?! Никакими заграничными командировками нельзя было оторвать от него. Помню, один клеветник шепнул ему: "Рерих вас продал", а Архип Иванович засмеялся: "Рерих мне цену знает..." Знали цену Куинджи.На конкурсную выставку приехал Третьяков. Наметил для Москвы Рущица, Пурвита и моего "Гонца". Было большое ожидание. Наконец, Третьяков подходит: "Отдадите "Гонца" за 800 рублей?" А он стоил тысячу, о чем говорить! Пришел Третьяков ко мне наверх в мастерскую. Расспрашивал о дальнейших планах. Узнал, что "Гонец: восстал род на род" - первая из серии "Славяне". Просил извещать, когда остальные будут готовы. Жаль, скоро умер и серия распалась."Сходятся старцы" - в Калифорнии. "Зловещие" - в Русском Музее. "Поход" - не знаю, где. Только "Город строят" Серовым и Остроуховым куплен в Третьяковку уже с Дягилевской выставки. Сколько шуму было при этой покупке. Ругали, ругали - потом привыкли. Розанов хорошо написал.[1937 г.]
Рерих Н.К. Великому народу русскому / Листы дневника. Том 2 (1936-1941). М.: МЦР, 1995.Гонец о восстании гнал в челне уже сорок три года назад. Затем сходились старцы - народоправный совет. На следующий год шел в гору поход за Родину. Наконец, строили город. И на строительстве - поклон великому народу русскому.24 Июня 1940 г.Гималаи
Рерих Н.К. Русь (04.07.1945) / Листы дневника. Том 3. М.: МЦР, 1996.Русское Сердце, Русское Трудовое Сердце открыто в братском содружестве. Любились русские заветы: Подвиг, Содружество, Добротворчество . И вот Русский Народ начертал эти добрые основы на знамени своем. Народ Русский и все Народы Русские явили всему миру нерушимую любовь к Родине. Показали, как преодолеваются тяжкие препоны, как побеждает творческий труд.Народы Союза весело перекликаются о новых трудовых победах, шлют признательность неутомимым народным вождям. А тот, кто знает значение благодарности, тот уже стучится в дверь светлого будущего. Русское Сердце - доброе. Поистине, силен магнит Подвига.Недавно Качалов вдохновенно читал никитинскую "Русь", и вспомнились давние школьные годы, когда рвалось сердце послужить Руси. Иногда жаль, что "Александр Невский", "Ярослав" - в Индоре, а не в Москве. Почему "Новая Земля" (Новугородца) в Тери-Гарвал? Зачем "Борис и Глеб" - в Калифорнии, "Псковитянка" - в Буэнос-Айресе, "Сергий" - в Праге, "Земля Славянская" в Белграде, "Древняя Русь" - в Загребе, "Ростов Великий" - в Африке?.. Много где! Но ведь это все вестники, добрые гонцы. Так уж видно и повелось посылать "Гонцов". Не забыт и завет Толстого моему первому "Гонцу": "Пусть выше руль держит, тогда доплывет". Вот, как умели, так и держали весло во славу Родины. (...)В дальних снежных Гималаях радуемся, что именно великая Русь победоносна и прежде всего мыслит о торжестве науки, о творчестве, - о связи общечеловеческо й. Велико светлое будущее!4 июля 1945 г.
Рерих Н.К. Вестники / Листы дневн
www.art-drawing.ru
Картина Рериха «Гонец» - 10-й класс - Сочинения
Двадцать седьмого сентября одна тысяча восемьсот семьдесят четвертого года на свет появился всем известный художник, великий ученый, общественный деятель Николай Константинович Рерих. Родился он в семье имеющей датско- норвежские корни. Известно, что его отец был человеком весьма благородным и очень культурным и у них в доме часто собирались известные ученые. С раннего детства, тогда еще никому не известный ученый очень любил читать книги, слушать интересные истории, и очень хотел путешествовать. Мальчишка рос довольно любопытным, с большой фантазией, ребенком. В подростковом возрасте Рерих принимал участие в некоторых раскопках и именно там за ним стали наблюдать влечение к рисованию. За свою жизнь Николай Рерих нарисовал более семи тысяч полотен. Все они были красочны, ярки, наполнены новыми взглядами на окружающую природу.Самой первой и, на мой взгляд, весьма колоритной была картина «Гонец». Создав ее и выставив на своем выпускном экзамене, Рерих, таким образом, зажег свою путеводную звезду. После выставки полотно приобрело немыслимую огласку и множество хвалебных отзывов. Тем самым принеся новоиспеченному художнику славу и уверенность в своем мастерстве. Для молодого, еще не остепенившегося юноши, предстоял не легкий выбор. Ведь его манила этнография, он очень любил археологию, а выбрать нужно было что-то одно. И он выбрал искусство. А «Гонец» ему в этом колоссально помог.
На данной картине маэстро прекрасно отобразил жизнь тех времен. Всю прелесть природы. Сгущенные краски передают суровые нравы грозных людей того времени. Мы видим гонца, вскочившего в лодку. Он спешит на поселение к людям, торопясь передать им какую-то очень важную новость. Темно зеленая гладь воды несет эту лодку к противоположному берегу. Это единственный путь к одиноким домам, раскинувшимся по горам. Строгие темные тона заставляют зрителя находиться в некой напряженности, грусти и переживании, в тревожном ожидании. К слову, много из последующих картин данного художника нарисованы в таком же духе.
xn--e1afbsbcu3c9d.xn--p1acf