Кто такой опричник? Какую роль выполнял царский опричник? Опричники картина


Опричники

Скрыть управляющие элементы Опричники

По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились бояре, князья, дворяне, дети боярские как московских, так и городских бояр, были набраны особые отряды стрельцов. Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. На картине Неврев изобразил опричников ярких одеждах. Вероятно, идея заключалась в том, чтобы показать намерения Грозного. Он созвал вооруженных опричников, но не хотел, чтобы те выдавали себя раньше времени. Потому-то они не отличим от других людей.

3 Ритуал убийства

Федорова-Челяднина обвиняли в заговоре в пользу последнего удельного князя Владимира Андреевича Старицкого (внука Ивана III). Обвинение служило не более чем предлогом для расправы с влиятельными боярами, способными оказать реальное сопротивление опричной политике. Убийство боярина царь обставил особым ритуалом. В парадных покоях Большого Кремлевского дворца он собрал членов думы и столичное дворянство и велел привести осужденных. Экзекуцию начал сам царь, ударивший боярина ножом. По приказу самодержца земские и опричники, присутствовавшие в зале, стали наносить новые удары по телу, даже когда он перестал подавать признаки жизни.

3 Иван Петрович Федоров-Челяднин

К началу опричнины конюший боярин Федоров-Челяднин стал одним из главных руководителей земской думы. Царь называл его самым благоразумным среди бояр и вверял ему управление Москвой в свое отсутствие. На первом году опричнины Челяднин возглавил московскую семибоярщину, а позже от имени царя произвел размен и конфискацию Старицкого удельного княжества. Боярин был одним из самых богатых людей своего времени. Он отличался честностью и не брал взяток. После роспуска Земского собора в его судьбе наступил решительный перелом. Конюшего отстранили от руководства земщиной и отправили на воеводство в пограничную крепость Полоцк. Главная ошибка, за которую боярин поплатился жизнью, - поддержка в 1566 году челобитной царю от земских людей об отмене опричнины. Даже после того, как Феоров-Челяднин отказался от предложения польско-литовского правительства бежать за границу, спасая жизнь, а затем и выдал царю тайного посланника короля Сигизмунда, предлагавшего ему участие в заговоре против Ивана Грозного, восстановить доверие не удалось. Фёдоров-Челяднин был убит 11 сентября 1568 года; погибли две сотни его родственников и слуг, а также другие земские деятели и их слуги.

3 Иван Грозный

На картине запечатлены события, предшествующие убийству конюшего боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина, которого Грозный заставил одеться в царские одежды и сесть на трон, поклонился ему, а затем ударил ножом со словами: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!»

3

Николай Неврев «Опричники» (1888)

На картине запечатлены события, предшествующие убийству конюшего боярина Ивана Петровича Федорова-Челяднина, которого Иван Грозный заставил одеться в царские одежды и сесть на трон, поклонился ему, а затем ударил ножом со словами: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!»

0 10999 Переслать другу

diletant.media

ОПРИЧНИНА.Часть II - "У каждого своя правда. Но истину не знает никто"

Только опричный полк под командой Я. Ф. Волынского встал на пути у татар. Но число смельчаков не могло превышать 6 тысяч человек  и они были просто сметены 100-тысячной Ордой . Дождавшись, пока татары закончат переправу и уйдут к Москве, земские «храбрецы», так и не сделав ни одного выстрела, снялись с позиций и поспешно бежали к столице. Царь, узнав о случившемся и прекрасно понимая, что причиною такого положения дел является не только преступная халатность земских воевод Вольского и Мстиславского, но и прямая измена, был вынужден покинуть Москву и уж, конечно, не с двумя сотнями тысяч, а хорошо, если с двумястами опричниками. Для организации обороны города царь оставил весь резерв во главе с М. И. Вороным-Волынским. Земские полки, бежавшие от Оки, вместо того, чтобы встретить врага в чистом поле, поспешно сели в осаду среди деревянных московских посадов. На другой день, 24 мая, татары зажгли предместья. Армия погибла в огне, воевода И. Д. Бельский задохнулся в подвале дома, где пытался спрятаться, «комендант» Москвы Вороной-Волынсков сгорел, самоотверженно пытаясь спасти опричный двор. Татары, переловив разбегавшихся из пламени жителей, ушли восвояси. Карамзин и иноземные мемуаристы объявили о 800 тысячах погибших  и о 150 тысячах пленных

Цифры совершенно несуразные, даже если в Москву собралось все окрестное население. Сами крымцы, сообщая о победе своим союзникам Сигизмунду и Курбскому, писали о 60 000 убитых и таком же количестве пленных . Сразу же после набега были казнены князь М, Черкасский, не сумевший провести в срок мобилизацию всех опричных войск для отпора крымцам, и князь В. И. Темкин-Ростовский, ответственный за организацию обороны столицы. Князь Мстиславский, письменно признавший свою ответственность за поражение, был прощен благодаря ходатайству митрополита Кирилла.

Как руководитель, Иоанн сделал верные выводы из поражения 1571 года. Комиссия Воротынского разработала эффективный план защиты южных рубежей, в соответствии с которым «в 70-х годах XVI века правительство обставило степь цепью острогов… от Донца до Иртыша и под ее защитой крестьяне осмелились вторгнуться в области, бывшие доселе вотчиной кочевников» .

Грозный сделал землепашцам поистине царский подарок — плодороднейшие черноземные степи, но что еще важнее, избавил людей от страха перед татарским рабством, за что народ поминал его добрым словом не одно десятилетие. С этого времени сила крымской Орды стала убывать, а созданная царем и его соратниками система обороны прослужила России более ста лет — до Петра I.

Но Грозный — талантливый государственный деятель — совсем не устраивал его «биографов». Они творили образ деспота на троне и в соответствии с этой задачей интерпретировали все его действия, в том числе и следующий эпизод.

Выдуманы и сведения о том, что опричные войска были неэффективны в военном отношении. Наоборот, войска под командованием опричного воеводы Дмитрия Хворостина показали высокую боевую эффективность не только в битвах с татарами, но и в сражениях с европейцам.

Так, в 1564 году Хворостин одержал победу над крымцами, возвращавшимися с добычей из-под Калуги и освободил всех ими плененных. В 1566 году войско крымского хана прорвалось к Болхову. Направленные против крымцев земские воеводы Щенятев и Шереметев с поставленной задачей не справились. Лишь приход рати, возглавляемой опричными воеводами Телятевским, Дмитрием и Андреем Хворостиниными, позволил одолеть неприятеля. В 1570 году при очередном походе крымского хана на Московское княжество крымские «загоны» проникли в Каширский уезд. 21 мая 1570 года за Зарайском. Хворостинин и Львов разгромили один из «загонов» и освободили многих пленников.Русские пленники

В 1572 году Д. И. Хворостинин командовал Передовым полком русского войска при последнем походе крымского хана на Москву.

Этот поход закончился уничтожением крымско-турецкого войска в Битве при Молодях. В 1579 году Хворостинин нанес поражение литовско-ливонским войскам около Ржева. В 1581 году в решающее наступление против русских перешли шведы. Закрепившись в Нарве и Ивангороде, они захватили пограничные крепости Ям и Копорье.

Однако в феврале 1582 года Передовой полк русской рати под командованием Дмитрия Хворостинина и думного дворянина Безнина у села Лямицы в Водской пятине атаковал начавшие новое наступление шведские войска. Потерпев поражение, противник вынужден был поспешно отойти в Нарву. Уже после смерти Ивана Грозного, в 1590 году, Хворостинин во главе русских войск разбил четырёхтысячное шведское войско под начальством генерала Густава Банера близ Нарвы. А чего стóит подвиг Малюты Скуратова, лично возглавившего штурм крепости Вайсенштайн, первым взобравшегося на стену и при этом погибшего! Так что утверждения о том, что опричники были трусами и неумелыми воинами, всего лишь миф, перешедший в закоренелое заблуждение.

Тревога на пограничном карауле в XVI веке. Гравюра XIX века

В 1580 г. царь провел полицейскую операцию, положившую конец благополучию немецкой слободы. Враждебные России зарубежные силы тут же воспользовались этим для очередной пропагандистской атаки на Грозного. Одиозный померанский историк пастор Одерборн описывает события в мрачных и кровавых тонах: царь, оба его сына (один из которых, святой благоверный царь Феодор Иоаннович, канонизирован Русской Православной Церковью), опричники, все в черных одеждах, в полночь ворвались в мирно спящую слободу, убивали невинных жителей, насиловали женщин, отрезали языки, вырывали ногти, протыкали людей добела раскаленными копьями, жгли, топили и грабили .

Однако, Валишевский считает, что данные лютеранского пастора абсолютно недостоверны . Надо добавить, что Одерборн писал свой пасквиль в Германии, очевидцем событий не был и испытывал к Иоанну ярко выраженную неприязнь за то, что царь не захотел поддержать протестантов в их борьбе с католическим Римом.

Совсем по иному описывает это событие француз Жак Маржерет, много лет проживший в России: «Ливонцы. которые были взяты в плен и выведены в Москву, исповедующие лютеранскую веру, получив два храма внутри юрода Москвы, отправляли там публично службу; но в конце-концов, из-за их гордости и тщеславия сказанные храмы… были разрушены и все их дома были разорены. И, хотя зимой они были изгнаны нагими, и чем мать

edwardjournal.livejournal.com

зачем нужна была опричнина на Руси — Рамблер/новости

Фото: Картина Н. Неврева «Опричники»

Зачем нужна была опричнина, как она повлияла на русскую гей-культуру, и для чего Иван Грозный организовал в Москве «майдан».

3 февраля 1565 года царь Иван Васильевич Грозный объявил о создании опричнины. В ходе последовавшего за этим террора с 1565 по 1572 годы, погибло около 4 тысяч человек. По историческим меркам, это немного. Население России составляло тогда от 5 до 8 миллионов человек. Только за одну Варфоломеевскую ночь 1572 года во Франции погибло более 30 тысяч человек.

Однако кровавый круговорот опричнины до сих пор поражает воображение. Как умный и прогрессивный царь дошел до таких безобразий, почему его продвинутые приближенные с невиданной жестокостью убивали друг друга и зачем вообще России понадобилась опричнина?

«Майдан»

В воскресенье 3 декабря 1564 года царь Иван Васильевич, отстояв службу в Успенском соборе Кремля, простился с боярами и духовенством, забрал с собой семью и приближенных и уехал из Москвы в неизвестном направлении. С собой эксцентричный самодержец прихватил всю государственную казну.

Несколько недель о царе всея Великия, Малыя и Белыя Руси не было ни слуху, ни духу. Он кочевал со своей свитой по всему Подмосковью, но нигде надолго не останавливался. Только в январе он засел в хорошо укрепленной Александровской слободе и оттуда прислал москвичам письмо. В нем царь жаловался на измены бояр и отрекался от престола. Бояр он подверг опале, а у простых москвичей попросил поддержки, объявив, что на них «гневу и опалы никоторыя нет».

Ошарашенная толпа выслушала письмо и заволновалась. У горожан и купцов накопилось много претензий к всемогущим боярам. К вечеру центр Москвы был заполнен народом. Начинался типичный «майдан». Выбранные народом делегаты прорвались в покои митрополита и объявили, что полностью поддерживают царя и готовы самолично поубивать всех бояр-изменников.

Народная поддержка позволила Ивану Грозному уже через месяц, 3 февраля 1565 года объявить о создании опричнины. Его решение было встречено всеобщим ликованием. Но дальше началось нечто странное.

Европейский опыт

Собственно, ничего оригинального в решении царя не было. Иван IV, как и французский Людовик XI, английский Генрих VII, шведский Эрик XIV, всю жизнь сражался с удельными князьями и боярами за контроль над огромной раздробленной территорией. Это не была Россия в современном понимании. Это была разнополосица уделов, где московский царь имел свои строго ограниченные владения и вынужден был считаться с другими влиятельными землевладельцами.

Людовик XI сажал крупных феодалов в Бастилию и морил их там голодом. Генрих VII пытал своих феодалов в Тауэре. Эрик XIV казнил несколько сотен знатнейших аристократов Швеции. По пути коллег и пошел Иван Грозный, создавая опричнину.

Опричная система переводила большую часть русских земель в личное владение московского царя. Из этих владений он жаловал за службу своих опричников. Таким образом, бояре-землевладельцы лишались своих угодий и заодно реальной власти. А царь создавал преданную армию своих сторонников, которые должны были физически уничтожить самых могущественных бояр.

Для представителей захудалых дворянских родов и простолюдинов опричнина стала мощным социальным лифтом. Тысячи человек получили возможность вступить в личную гвардию царя и разжиться жалованьем и земельными угодьями. На «смотр» в опричники шли с тем же энтузиазмом, с каким сегодня идут на собеседование в Гугл. Посадские жители — горожане и купечество — тоже поначалу поддерживали террор против обнаглевших бояр.

Террор

Обычно опричники н

news.rambler.ru

Репродукция картины "Опричники" Николая Неврева

Картина Николая Неврева «Опричники» создана как жанровая композиция на исторический сюжет. Художник запечатлел момент, когда царь Иоанн Грозный готовится ударить ножом боярина Ивана Челяднина-федорова, которого он посадил на свой трон, предварительно заставив облачиться в царскую одежду. Как известно, царь поклонится Челяднину и со словами «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!» вонзит в него нож. По приказанию царя присутствующие при этом опричники тоже нанесут удары ножами по телу Челяднина - экзекуция продолжится даже после того, как тело станет бездыханным. Более того, царь уничтожит всех родственников боярина и его слуг – так бывший руководитель земской думы расплатится за свою поддержку в 1566 году челобитной царю от земских людей об отмены опричнины. Первоначально его отстранили от руководства земщиной, отправили на воеводство в Полоцкую пограничную крепость. У Челяднина была возможность принять предложение польско-литовского правительства бежать за границу, но он отверг его, пытаясь вернуть расположение Ивана Грозного, но безуспешно. Позднее его обвинили в заговоре против Ивана Грозного в пользу князя Владимира Андреевича Старицкого (внука Ивана III): многие бояре видели в Старицком кандидата на престол… Это послужило поводом для расправы с Челядниным. Прежние его заслуги (признание как самого благоразумного среди бояр, управление Москвой, вверенное ему царем в его отсутствие), разумеется, во внимание не были приняты. Не учтена и его безупречная честность при выполнении службы государю. 

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Опричники художника Николая Неврева на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Николая Неврева Опричники: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Николая Неврева на сайте интернет-магазина BigArtShop.

bigartshop.ru

Опричнина | История мира

Опричнина

Картина В. М. Васнецова. Царь Иван Грозный

Царю Ивану IV (Иван Васильевич Грозный) еще не было 20 лет, когда он взошел на престол. Его окружали доверенные бояре, так называемая «избранная рада», которая имела полную власть в боярской думе. Центрального управления, подчиненного единой идеи, как такового не было. Советники при царе разбились на враждебные группы, преследовавшие свои цели. Именно в таком положении началось правление Ивана Грозного.

Особенно близки к царю были священник Сильвестр и Алексей Адашев (начальник Челобитного приказа). Именно они помогали Ивану Грозному в правительственной деятельности (земский собор, церковный собор, завоевание Казанского царства, Ливонская война). Но со временем, в результате домашних недоразумений, несогласий в политических взглядах, царь охладел к своим советникам. Нервное напряжение и недоверие нарастало все больше.

В 1564 году у стен московского Кремля случилось странное событие. Вдруг появилось много саней, в которые вся семья царя разместилась, прибрав утварь, иконы, казну, платья, и просто выехала из столицы. По масштабам действия было понятно, что это не увеселительная прогулка и не богомольная, а самое настоящее переселение. Москва осталась в недоумении.

Опричнина

Картина П.Павлова. Бояре

Через месяц из Александровской слободы царь прислал в столицу 2 грамоты.

Александровской слободой называют Александровский кремль, древнерусскую крепость (царская резиденция), находящуюся в городе Александров (Владимирская область).

Одна из грамот раскрывала все беззаконие со стороны духовенства и бояр, которые, со слов Ивана IV, не заботились о защите государя, расхищали казну и земли, покрывая виновных. Не стерпев сего, государь покинул царство, полагаясь на силу своей власти в простом народе.

Как раз к простонародью (купцам, тяглым людям) была обращена вторая грамота. Ее зачитали всенародно на площади: «царской опалы на них нет, и сомнений держать не стоит».

Москва замерла: приказы опустели, лавки закрылись. Бояр и епископов просили ехать в Александровскую слободу, бить челом и просить государя не покидать их.

Депутация отправилась в Александровский кремль во главе с Пименом (архиепископом новгородским). Среди прочих здесь были купцы, призывавшие государя вернуться, править, как будет угодно его царской воле. Царь обещал воротиться, но на своих условиях.

Возвращение случилось в 1565 году, зимой. Иван Грозный собирает совет, где обещает казнить изменников, а их имущество забрать в казну. Если мешаться никто не будет, царь продолжит править.

Указ

Чтобы расправиться со всеми ослушниками и изменниками, царь предложил учредить особый двор – опричнину.

«Опричнина» произошло от древнерусского слова «опричь» — «особый», «кроме». Царь заимствовал этот термин из старого удельного языка. До событий при Иване IV опричниной считались выделенные для княгинь-вдов владения.

В этот особый двор должны были входить особые бояре, особые дворецкие, казначеи, управители, дьяки, приказные, дворовые люди, которых царь хотел «учинити себе особно».

В опричнину вошла тысяча человек, которым были отведены особенные улицы – Пречистенка, Арбат, Сивцев Вражек, Никитская вплоть до Новодевичьего монастыря. Прежние же жители этих улиц и слобод были переселены на другие улицы Москвы. Чтобы содержать свой обиход и двух своих сыновей, царь выделил 20 городов, уезды и волости, земли с которых были поделены и розданы опричникам, а прежние владельцы этих земель перемещены, земли им дали из других уездов.

Карта. Опричнина

Той зимой 12 000 выселенцев со своими семействами выселялись из своих усадеб и отправлялись на новые отдаленные поместья, которые им отвели теперь.

Стоит отметить, что опричнина не была цельной областью или сплошной территорией. Она рассеялась по центральным и северным уездам. Остальная же земля, с судами, воинством и управой, была отведена боярам, которым было приказано, как и раньше, «ведать дела земские». Так появилась земщина. Центральные учреждения, приказы – все действовало «по старине», по-прежнему, обращаясь к земским боярам и докладывая государю только о самых важных земских делах или военных вопросах.

Государство разделилось на 2 части: опричнину и земщину, где в первой части правил царь, а во второй – дума земских бояр.

Опричнина

Картина Н.В. Неврева. Опричники. Казнь боярина Фёдорова

Царь не медлил, и на следующий же день после собрания было обезглавлено шесть бояр, а седьмого посадили на кол.

Устроение

С этих пор царь спешно выехал из Кремля и приказал обустроить Александровскую слободу. Именно она стала «столицей» опричнины, где Иван Грозный и разместился, приезжая в Москву лишь на короткое время.

Опричник

Опричник

Опричнина воспринималась царем как частные владения, выделенные из государства Московского, ограждающие его личную безопасность. Это было его политическим убежищем, куда он хотел спрятаться от своего боярства. Сама Александровская крепость напоминала своим устроем закрытый монастырь, а царь считал себя изгнанником.

Целью опричнины было создание высшей полиции по делам государственной измены. Тысяча человек быстро превратилась в 6 тысяч, у которых были свои особые мундиры: к седлу привязывали голову собаки и метлу, знаки, указывающие на то, что опричник вынюхивает, выслеживает и выметает измену.

Опричники ездили в черных одеждах на вороных конях, потому опричнину окрестили «тьмой кромешной». Это было что-то вроде ордена отрекшихся отшельников.

Ключевский В.О. в своем курсе русской истории, ссылаясь на московскую летопись, говорит о потере нравственного равновесия царя, что повлекло за собой возникновение опричнины как социального явления. По словам историка, политического смысла в опричнине не было, так как она не позволяла разрешить проблему боярской измены. Будучи в прошлом (при отце и деде царя Ивана) абсолютной монархией, Московское государство наполнилось самодовольными бояринами, возомнившими себя «властными советниками государя всея Руси». Опричнина была своеобразным ответом Ивана Грозного на возникшую неизвестную ему и Руси новую силу.

Источники:

  • Ключевский В.О. Курс русской истории
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Александровская_слобода
  • http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OPRICHNINA.html

istoria-mira.ru

Историки Владислав Назаров и Дмитрий Володихин о том, можно ли террор Ивана Грозного считать реформой: Лекторий: Библиотека: Lenta.ru

В Центре документального кино в рамках совместного проекта Фонда Егора Гайдара и Вольного исторического общества «Исторический момент» состоялась дискуссия на тему «Опричнина: террор или реформа?», участниками которой стали старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Владислав Назаров и профессор исторического факультета МГУ Дмитрий Володихин. Ведущим беседы выступил историк и телеведущий Николай Сванидзе. «Лента.ру» публикует основные тезисы выступлений историков.

Назаров: Опричнина не была в чистом виде ни террором, ни тем более реформой. Любая реформа предполагает введение неких новшеств в политическом или социальном устройстве страны. Здесь не было ничего подобного. Наоборот, опричнина по внешним признакам представляла собой возврат к устаревшим для середины XVI века архаичным способам государственного управления Московского великого княжества рубежа XIV-XV веков. Именно в годы опричнины и «особого двора» Ивана Грозного (последние 10 лет его правления) самодержавная монархия на Руси приобрела форму деспотии, а на последнем этапе опричнины превратилась в террористическую деспотию. Это было весьма своеобразным явлением русской социально-политической жизни, которое совершенно не было связано ни с укреплением централизованной государственной власти, ни с борьбой с реальным или мнимым сепаратизмом удельных князей и всесилием аристократии, ни со становлением абсолютизма.

Если судить об опричнине по ее катастрофическим последствиям, то ясно, что она была сугубо отрицательным явлением в жизни России. Она привела не только к экономическому упадку и поражению в многолетней Ливонской войне, но и к началу того системного кризиса государства и общества, который в начале XVII века вылился в Смуту.

Правда другим, хотя и непредвиденным, результатом разделения государства на «опричную» территорию и «земщину» стало усиление в последней «земских начал». В том числе заметно возросла роль земской Боярской думы в текущем государственном управлении земскими территориями, а также усилилось выборное начало в отдельных регионах страны. Эти навыки самоорганизации очень пригодятся русскому обществу в годы Смуты, когда возникший в 1611 году и действовавший на протяжении трех лет «Совет всея земли» переломит весь ход этой первой гражданской войны в истории России.

Володихин: Опричнина имела все признаки реформы в аппарате управления и армии, хотя и проводимой террористическими методами.

Как только при Иване III сложилось единое Московское государство, политическая власть в нем была разделена между монархией и аристократией, причем соотношение сил между ними в разные времена постоянно колебалось то в одну, то в другую сторону. В детство и юность Ивана Грозного в силу разных причин влияние аристократии значительно увеличилось. Когда Иван вырос и стал царем, между ним и аристократией сложилось хрупкое равновесие, хотя монархия желала вернуть себе утерянные полномочия, а князья с боярами, наоборот, были настроены расширить свои права и привилегии. Этот политический баланс держался до 1564 года, когда сначала в ходе Ливонской войны Россия потерпела крупное поражение в битве на Уле, затем в Литву сбежал князь Андрей Курбский, а в конце года с трудом удалось остановить крымскотатарское нашествие на Рязанщину.

В результате спазма военных неудач Иван Грозный решился на реформу, в ходе которой часть государства (опричнина) выделил в свое личное управление. В ней он решил создать мобильную, хорошо управляемую и подконтрольную только себе армию. Первоначально никакого террора в духе НКВД образца 1937 года царь не планировал, и в первые три года опричнины (1565-1568 годы) не было массовых казней. Но по мере территориального и административного ее разрастания, а также конфискации земель у прежних владельцев на рубеже 1567-1568 годов в обществе усилилось социальное напряжение, породившее насилие, которое продолжалось до 1571 года.

Опричнина не выполнила поставленных перед нею задач. Опричное войско оказалось малоэффективным на поле боя, в ходе Ливонской войны ему пришлось действовать совместно с земскими полками. Террористические методы подавления сопротивления внутренней политики Ивана Грозного в условиях ведения войны принесли стране только вред.

Поэтому хотя опричнина имела смысл и социальную базу (конфликтовавшие с высшей титулованной знатью старомосковские бояре, второстепенная княжеская аристократия и часть служилого дворянства), но по методам она была слишком поспешной и кровавой, к тому же не достигшей своих целей.

Единственным более или менее положительным результатом опричнины стало некоторое обновление политической элиты и воеводского корпуса. Кстати, в дальнейшем русское самодержавие продолжит эту политику, только иными, более гуманными способами. И первые Романовы, и Петр I, и следующие императоры последовательно будут отстранять от власти титулованную аристократию и окружать себя худородными, но деятельными людьми.

Возвращение Ивана Грозного из казанского похода

Возвращение Ивана Грозного из казанского похода

Изображение: Russian Look / Global Look

Назаров: Когда говорят о злоупотреблениях и воровстве бояр, которые якобы стремился пресечь Иван Грозный, то это как минимум не совсем корректно, потому что средневековое общество сильно отличалось от нынешнего. Коррупции в современном понимании среди аристократов тогда не было, хотя практику насильственного перераспределения земель и отъема вотчин и поместий вполне уместно сравнивать с так знакомыми нам рейдерскими захватами.

К тому же и особых причин запускать руку в государеву казну при юном Иване IV у бояр не было. Вся политическая элита Московского государства начиная с 1547 года охотно консолидировалась вокруг венчавшегося царем Ивана Грозного. Во-первых, он был арбитром в спорах о насилиях и злоупотреблениях со стороны бояр в отношении служилых дворян, тяглых горожан и крестьян в годы так называемого боярского правления. Во-вторых, огромную роль сыграли успехи внешней экспансии России, особенно на восточном направлении (завоевание Казани и Астрахани), а также весьма удачное начало Ливонской войны в 1558-1563 годах. Эти победы сплотили вокруг царя все слои привилегированного населения от титулованной и нетитулованной аристократии до рядовых боярских детей. Вся военная добыча была дополнительным стимулом для этого сплочения и продолжения активной внешней политики.

Володихин: К сожалению, очень мало сохранилось источников о нашей древней истории, в том числе XVI века. Есть отдельные противоречивые сведения, достоверность которых весьма сомнительна. Некоторые из них свидетельствуют о том, что бояре действительно занимались казнокрадством, другие опровергают это. Как было на самом деле, мы, вероятно, не узнаем уже никогда. Вполне возможно, что эти обвинения были обоснованны.

Володихин: Документально зафиксировано, что за годы опричнины были убиты более 4 тысяч человек. Возможно, число погибших превышает эту цифру, но не существенно. Много это или мало? Для Московского государства XVI века это чудовищно много. Дело в том, что до Ивана Грозного в политической культуре Московской Руси никогда не практиковались массовые казни, да еще и совершаемые с особой жестокостью. За время правления Ивана III и Василия III (дед и отец Ивана Грозного — прим. «Ленты.ру») зафиксированы единичные случаи применения смертной казни, которые касались в основном опальных царедворцев и еретиков.

В ходе первой волны опричного террора, которая началась зимой 1567-1568 годов и продолжалась несколько месяцев, погибли более 400 человек. Для традиций московской политической культуры это было подобно темному фэнтези. Но уже число жертв северного карательного похода на Торжок, Новгород и Псков исчислялось тысячами.

Массовый государственный террор, конечно же, был. Какие бы задачи он ни выполнял, оправдывать его преступно и глупо. Но изначально опричнина создавалась не для этого. Она должна была решать другие задачи, с которыми не справилась. Поэтому в 1572 году царь упразднил опричнину.

Для тогдашнего русского общества опричнина была шоком. Практику массового государственного террора Иван IV Грозный позаимствовал в Западной Европе, где в то время массовое кровопролитие было в порядке вещей (казни протестантов в Англии при Марии I Кровавой, убийства дворян в Швеции при Эрике XIV Безумном, Варфоломеевская ночь во Франции).

«Опричники в доме опального боярина», художник А. Новоскольцев

«Опричники в доме опального боярина», художник А. Новоскольцев

Назаров: Вряд ли западноевропейский опыт каким-либо образом повлиял на масштабы и формы террора в годы опричнины. Из тех примеров западноевропейской истории XVI века, которые тут были приведены, практически для Ивана Грозного мог иметь значение лишь «шведский» опыт. В силу разных причин (прежде всего Ливонской войны) царь очень внимательно отслеживал ситуацию в этой стране и был прекрасно осведомлен от русских послов о событиях в Стокгольме после свержения в 1568 году Эрика Безумного. Все остальные упомянутые случаи политического насилия в Европе либо случились позже, либо вообще были неизвестны в Москве.

Способы казней в опричнину отчасти отсылают нас к дохристианским представлениям о человеческой жизни и смерти. Массовый террор в опричнину был сплавом языческих понятий о должных способах казни осужденных с экстраполяцией в реальность представлений о Страшном суде. Ведь Иван Грозный уподоблял опричников воинству небесного воеводы архангела Михаила, которые ведут грешников в ад. Здесь вовсе нет никакого переосмысления передового европейского политического опыта.

Количество жертв опричного террора действительно можно оценить в несколько тысяч человек. Но для того же Новгорода при его населении 28-30 тысяч человек гибель 3 тысяч (одна десятая часть населения!) человек стала, безусловно, колоссальной потерей.

В опричные годы людей убивали не только семьями, но и родовыми кланами (включая женщин и детей) с уничтожением всего движимого имущества. Такое раньше на Руси было немыслимо. Для опричного судопроизводства (а в ряде случаев начиная с 1560 года) типичной стала новая практика заочного суда, без показаний свидетелей и с отменой права церковного «печалования» (ходатайства церковных иерархов перед государем за осужденных или опальных). Оно, правда, было восстановлено примерно на полтора года при избрании митрополита Филиппа в 1566 году.

Володихин: Опричнину породили противоречия между государем, который нуждался в укреплении централизованной власти, и знатью. В Московском государстве середины XVI века ключевые позиции занимало несколько десятков влиятельных родов. В полном соответствии с традициями местничества царь не мог назначить воеводой человека, который к ним не принадлежал. Он мог только заменить воеводу из одного родовитого семейства другим, не менее знатным. А поскольку Ливонская война шла неудачно, Иван Грозный желал полностью обновить командование армии.

«Опричники», художник Н.В. Неврев (изображено убийство боярина И.П. Федорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал)

«Опричники», художник Н.В. Неврев (изображено убийство боярина И.П. Федорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал)

Изображение: Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева

Однако легитимных механизмов для этого не существовало. Чтобы избавиться от этих ограничений, Иван Грозный и решился на такой радикальный шаг: создать свой удел земли и власти, подконтрольный только ему. Для этого он формирует собственную элиту, которая ему всем обязана и полностью подконтрольна. Поэтому резоны для введения опричнины у царя были, другое дело, что из этого получилось.

Назаров: Никаких принципиальных противоречий между самодержавием и политическим классом России в период, предшествующий эпохе Ивана Грозного, не существовало. Удельные князья, младшие братья Василия III, не были реальными претендентами на престол при малолетнем Иване IV. Это показали события 1533 и 1537 годов, когда самую активную роль в их аресте сыграли именно бояре. Нечего и говорить о каких-либо серьезных претензиях на трон со стороны князя Владимира Старицкого в 1550-1560 годах. Статусная структура государева двора, их генеалогический и персональный состав, порядок назначения на военные посты, значимые должности в государственном управлении складывались на протяжении жизни двух-трех поколений знати с последней четверти XV века. Эти процессы и политический опыт никак не могли породить непримиримых противоречий между носителем верховной власти и аристократией и знатью. А именно эти противоречия, согласно некоторым историографическим мифам, и привели к опричнине.

Опричнина была для Ивана Грозного способом личного выхода из того кризиса, в который скатывалась страна. По замыслу она должна была стать личным владением царя, где он и его семья могли пребывать в полной безопасности, опричники же были ее живой гарантией. Опричнина серьезно изменила правовое и политическое поле Московского государства. Отныне государь мог по собственному произволу, бессудно распорядиться жизнью и имуществом своих подданных без оглядки на традиции, церковь и тогдашний «политический класс».

Моральную оценку опричнине дали русские публицисты начала XVII века, которые не без оснований связывали причины терзавшей тогда страну Смуты с тем «братоненавистничеством», которое было порождено годами массового опричного террора.

lenta.ru

Кто такой опричник? Какую роль выполнял царский опричник?

Практически каждому человеку знаком термин «опричнина». Обычно с этим словом ассоциируются мрачные времена противостояния Ивана Грозного, потомков удельных князей и бояр. Кто такой опричник? Это человек, который состоял в рядах опричного войска, или гвардии, созданной царем Иваном IV в рамках политической реформы 1565 года.кто такой опричник

История создания опричнины

Устав от властолюбия бояр и самоуправства княжеской аристократии, которая стала мнить себя соправительницей государя, 3 февраля 1565 года Иван Грозный своим указом вводит реформу. Называлась она опричнина. Ее цель заключалась в том, чтобы отнять у противников царя всякое значение и силу. Отныне вся страна поделилась на две части: опричнина и земство (территории, не вошедшие в опричнину). К первой относились северо-восточные земли, где было сосредоточено малое количество бояр-вотчинников. Просуществовала опричнина семь лет, однако память о ней свежа до сих пор.

Непосредственные участники реформы

Кто такой опричник? Прежде всего, это служащий государя, который состоял в рядах войска опричнины. Им мог стать представитель разных масс. Царский опричник присягал Ивану Грозному на верность. При этом он отрекался от своей семьи и давал обещание не общаться с земскими.

Характеристика опричника включала в себя отличительный признак - черные одеяния, похожие на монашеские. Кроме того, они имели специальные знаки – изображение метлы и собачьей головы. Это символизировало твердую решимость вымести и выгрызть измену. Таким образом, каждый мог определить, кто такой опричник. Впоследствии само это слово в народе стало бранным.

Суть деятельности опричников

Из объединенных в царские владения земель выводились все потомки удельных князей, казавшиеся Ивану Грозному подозрительными. Все они подлежали переселению на новые земли и самые окраины государства. По мнению царя, там изменники не могли представлять какую-либо опасность престолу. На бывшие земельные владения переселенных людей селились мелкие помещики и дворяне.день опричника

День опричника состоял из разорения и изгнания старой знати. Иван Грозный называл это «перебирать людишек». В течение всего периода гонений неугодных царю в опричнину была собрана почти половина государства. Оставшаяся половина находилась в прежнем положении и называлась «земщина». Управляла там боярская дума.

Разумеется, все эти мероприятия натыкались на активное противодействие. Большинство могущественных людей не одобряли курс России на централизацию и ликвидацию старых вольностей. Поэтому немалую долю начатых дел опричников противники изменений искусственно спускали на тормоза или сводили на нет. У этих людей имелись союзники в других странах, в частности Польше. Многие изменники передавали сведения противникам, и царь имел данные об этом.

Обязанности опричников

Утечка важной государственной информации представляла для правителя непосредственную угрозу. Поэтому день опричника включал в себя охрану Ивана IV. Фактически это означало создание первой в России спецслужбы. Все присягнувшие на верность обязаны были служить, как псы, охранять своего государя и державу. Кто такой опричник, можно представить, ознакомившись с деятельностью известных личностей: Малюты Скуратова, боярина Алексея Басманова, князя Афанасия Вяземского.характеристика опричника

Главные действующие лица

Малюта Скуратов - это прозвище, настоящее же имя опричника было Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Благодаря четкому следованию царским указаниям во времена изменений в стране очень быстро оказался в числе самых приближенных Ивана Грозного. В народе стал известен как главный злодей тех времен. Произошло это главным образом из-за январских событий 1570 года. Новгород подозревали в измене, в связи с этим Малюта взялся руководить погромами в городе, во время которых жители вырезались тысячами. Кто такой опричник, можно представить также, услышав народную поговорку: «Не так страшен царь, как его Малюта». Именно Скуратов стал активным исполнителем всех государственных дел.

Главным вдохновителем опричнины являлся Алексей Басманов. Он же стал ведущим ее деятелем, слепо следуя всем указаниям царя. Басманов запятнал себя низложением митрополита Филиппа, выгнав его из собора метлой.

Непосредственным советником царя и одним из главных опричников являлся князь Афанасий Вяземский. Он располагал безграничным доверием Ивана Грозного. Несмотря на это, по завершении новгородского погрома Вяземский, как и Басманов, был обвинен в организации планов по передаче Новгорода и Пскова Литве.царский опричник

Таким образом, опричник представлял собой приближенного Ивана Грозного, участника царской реформы 1565 года и непосредственного исполнителя государственных указаний по изгнанию и обезвреживанию изменников царя. Это участник «избранной тысячи», «государев человек». Опричниками были люди из разных социальных слоев. А принесение личной присяги на верность царю и государству свидетельствовало и создании единого орденского образования.

fb.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта