Мистический мир скандинавских сказок в иллюстрациях Александра Янссона. Скандинавские картины
40 фото лучших дизайнерских идей
Общая холодная цветовая гамма гостиной выглядит уютно за счет обилия освещения, текстиля и элементов декора
При первой мысли о Скандинавии рождается образ непобедимых викингов, облаченных в медвежьи шкуры и рогатые шлемы. Гордо реющая ладья по северному морю уносит гордых завоевателей к новым приключениям. А как они жили? Что использовали в обиходе? Деревянные хижины, черный камин и лампы с тюленьим жиром? Четверка современных Скандинавских стран во главе с преуспевающей Швецией уже давно разбила в стереотипы о брутальности своих предков, отдавая предпочтение всему функциональному и лаконичному. Теперь скандинавский стиль в интерьере копируется повсеместно, однако, прежде, чем приступать к его реализации — стоит разобраться во всех его тонкостях.
Содержание:
Лаконичный и характерный для скандинавского стиля интерьер: максимум света, натуральная половая доска, деревянное окно, мебель в стиле минимализм и яркие акценты в виде аксессуаров
Натуральные материалы в современной гостиной комнате скандинавского стиля: дерево, лен, медь
Светлая гостиная с торшерами и оригинальной геометрической мебелью для зоны отдыха
Откуда такая популярность? Весь секрет в изысканной лаконичности, игре естественного света и чувстве необъятного простора однокомнатной квартиры, хостела или родового поместья. На протяжении всего года климат Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции остается непреступно суровым, поэтому реанимировать солнечное тепло скандинавы решили в интерьере своих жилищ. И пусть каноны стиля не столь разнообразны, зато они создают удивительную гармонию и простоту в повседневной жизни.
Секрет в изысканной лаконичности и чувстве необъятного простора.
Цветовая палитра
Скандинавский стиль в интерьере — это, прежде всего, максимум света. Здесь царят спокойствие и уют. Стены и потолок по подобию пушистых белоснежных облаков отражаются в серых водах Балтики. Здесь может присутствовать туман и естественность каменных берегов. Все цвета натуральны и содержат максимум света. Иногда белая монохромность перепрыгивает в песочные и летние мотивы, погружая очевидцев интерьера в дефицитную теплую среду. При такой однотонной заливке от пола до потолка создается ощущение монолитности без единого шва.
Небольшая квартира с удобным зонированием в холодном скандинавском стиле
Каркасные кресла, диванные подушки, абстрактное панно над диваном – элементы, контрастирующие с однотонной цветовой гаммой гостиной
Современная ванная комната белого цвета с элементами из дерева
Главное правило — натуральность и максимум света.
Напольное покрытие
Оно должно иметь качественные характеристики по светоотражению. Часто это натуральная половая доска, выкрашенная стойкой светоотражающей краской. Для придания контраста выделяются яркие пятна в виде синей, красной, черной мебели, диванных подушек, желтого торшера и мелкого полочного декора. Аналогию можно провести с разноцветными звездами в Скандинавском небе или богатой подводной флорой и фауной Балтийского побережья.
Натуральное напольное покрытие со светоотражающим эффектом – классика скандинавского стиля
Скандинавский стиль в интерьере кухни
Яркие элементы декора на фоне отражающего свет напольного покрытия сравнивают с разноцветными звездами в Скандинавском небе.
Оформление стен
Если вы желаете воссоздать оригинальные традиции Скандинавии в своем интерьере, вам придется освежить однотонные стены национальными узорами и рисунками. Иногда стену цвета слоновой кости разделяют метровые деревянные панели. Но сегодня традиционный стиль уже достиг пенсионного возраста и уступает молодой и строгой современности.
Обои-газета, состаренная прикроватная тумбочка, плетеные элементы декора – особенности простого, но уютного скандинавского стиля
Сегодня национальные рисунки в качестве украшения стен уступают место строгой современности.
Деревянные окна
Они вполне достойны оды. Страны Скандинавии – это место, где металлопластик проиграл битву дереву, как основному материалу оконных рам. Выкрашенные фасадной краской окна в тон полу с самобытной системой оконных затворов пропускают через себя естественные солнечные лучи в большом изобилии. Чтобы, не дай Бог, не упустить хоть один лучик, занавески выполнены в виде легкого прозрачного хлопка или льна, либо отсутствуют вообще. Приборов искусственного освещения здесь как ни в одном другом стиле, предостаточно. Люстры, светильники, подсветки в различных форм-факторах.
Просторная светлая кухня с традиционным деревянным окном
Белые стены, деревянный пол, окно без занавесок для лучшего проникновения света, искусственные источники освещения и обилие натуральных текстильных материалов – это все в скандинавском духе
Предпочтение отдается большим деревянным окнам, выкрашенным в тон полу.
Скандинавский стиль в интерьере: мебель
Скандинавские жилища не избалованы крупными габаритами. От раскладных диванов или кроватей, спрятанных в нише до консольных столов и раскладных стульев. Продолжая природные мотивы, отдаются предпочтения натуральному дереву из дуба, бука, сосны. Также популярен лущеный шпон и лоза. Для обивки можно выбрать кожу, текстиль, хлопок или замшу. Все элементы мебели воздушны, самобытны и обладают удивительным комфортом, вполне в духе IKEA. Так как в скандинавском стиле есть что-то от хай-тека, в интерьере органично прижились легкие конструкции из пластика и металла.
Мебель в стиле минимализм популярного бренда IKEA
Светлая рабочая зона с мебелью в стиле минимализм
Массивный обеденный стол в скандинавском духе
Кожаная обивка кресла, эклектичный текстильный диван и обилие дерева в интерьере скандинавского стиля
В современном скандинавском стиле, несомненно, есть что-то от хай-тека.
Элементы декора
Строгие черты брутальной Скандинавии разбавляют сдержанные аксессуары, создавая вполне европейский уют. Домашние фотографии в тонких рамках, яркие салфетки, ручные поделки (куклы, шкатулки, статуэтки, дудочки, плетеные корзинки), постельное белье и коврики в ванную комнату в большую яркую клетку. Передают колорит Северной Европы картины на морскую тематику: корабли, жизнь подводного мира, замершая морская стихия. Большой ассортимент стеклянных или хрустальных поверхностей (вазы, кувшины) это не только красивый декораторский ход, но и тонкая система преломления солнечных лучей (культ света проник даже сюда). А еще каждый потомок викингов убежден, что живые растения в доме – залог здорового климата и интерьерного изыска.
Скандинавские орнаменты на текстиле, электрический камин и натуральное дерево в оформлении интерьера
Интересное решение для стены в спальне скандинавского стиля
Стеклянные элементы в светлой современной гостиной
Наполненная светом гостиная комната в скандинавском стиле с тематическими атрибутами: камином, мехом, плетеными пуфами и т.д.
Ручная роспись посуды скандинавскими мастерами, пейзаж на стене и узорчатая резьба по дереву – колоритные элементы декора
Скандинавская кухня с изюминкой в виде крупной стеклянной вазы с живыми зелеными растениями
Натуральные материалы в оформлении интерьера и множество источников искусственного освещения
Колоритная гостиная в скандинавском стиле с объемным кирпичным камином, обилием текстиля и настенных картин
Аксессуары необходимы для того чтобы разбавить строгие черты Скандинавии и придать интерьеру настоящий европейский уют.
Скандинавский стиль не для радикальных людей. Умеренность и гармония с суровой природой Севера, функциональность и плавность, доходящая до въедливого перфекционизма – это философия современных викингов.
happymodern.ru
Мистический мир скандинавских сказок в иллюстрациях Александра Янссона
Александр Янссон (Alexander Jansson) - независимый художник-иллюстратор, родом из старинного шведского города Упсала. После окончания школы искусств Александр переехал в Гетеборг, где открыл собственную дизайн-студию под названием «Спящий дом». Помимо иллюстрирования, художник специализируется на дизайне персонажей, концепт-арте и графическом дизайне. Сказочные картины автора притягивают своей мистичностью и окутывают легкой дымкой волшебства, посмотрите и вы сами в этом убедитесь!
4tololo.ru
Скандинавский стиль. История и особенности
Скандинавский стиль в интерьере суров, как северная природа холодной страны. Его история так же богата, как и древняя культура северных стран. Мифы о скандинавских богах: Одине, Торе, Локи завораживают и поражают воображение. Пейзажи, культура, история северных королевств создали скандинавский стиль простым и величественным, как дух этих мест.
Родина скандинавского стиля – Финляндия и Норвегия, но развиваясь, стиль вобрал в себя больше шведских традиций. Основная цель интерьера в скандинавском стиле – впустить как можно больше света. Это вполне объяснимо, так как северная природа не балует обилием солнечного света и тепла.
Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/
В XVIII веке во времена царствования короля Густава III началась история скандинавского стиля. Отказавшись от пафоса и роскоши рококо и ампира, северный интерьер принял простой, домашний облик. «Густавианский стиль» можно по праву считать предшественником современного стиля. В интерьерах будущего скандинавского стиля напрочь отсутствовало стремление к роскоши и богатству, главной ценностью было обилие света и предметов, свет отражающих. Обилие естественного света, светлые или белые цвета, хрусталь и стекло, словно картины заснеженных пейзажей, создавали завораживающий интерьер. Использование дерева в отделке, и меблировке придавало ощущение тепла и уюта, согревало зимами длиной в полгода. Любимые породы дерева северян – береза и сосна.
Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/
Издавна сложились два направления скандинавского стиля: традиционное и современное.
Традиционный скандинавский интерьер напоминает интерьеры трехсотлетней давности, образы, навеянные древними мифами и легендами. Он подходит для домов с историей, интерьер которых показывает достаток и скромность одновременно, без излишней роскоши и вычурности. Здесь может встретиться массивная антикварная мебель, большие зеркала в резных рамах. Второе направление – лишенное монументальности, склонное к изяществу и простоте. Свет, тепло, уют, простые формы мебели и предметы декора, напоминающие об истории стиля — главные черты современных скандинавских интерьеров.
Самые известные «лица» скандинавского стиля – Арне Якобсен и Альвар Аальто. Они – действительно выдающиеся представители скандинавского зодчества и дизайна. Столы, стулья и табуретки от Аальто встречались даже в советских санаториях, а Якобсен так увлеченно заполнил своими работами родной Копенгаген, что отныне это не город, а произведение искусства.
Кресло от Альвара Аальто
Вклад в развитие скандинавского дизайна разных стран отличается. Из трех северных государств ярче всего выделилась Швеция – здесь дизайн был поставлен на поток еще с 50-60-х годов. И сегодня шведский концерн присутствует практически в каждом крупном городе мира. Известный шведский мебельный концерн можно назвать представителем современного скандинавского стиля.
На первый взгляд скандинавский стиль холоден и суров. Уважение к природе – его основная черта. Только естественные формы и материалы – никаких подвесных или натяжных потолков. Единственно приемлемыми конструкциями на потолке скандинавского интерьера станут лишь деревянные балки. Общую снежно-белую гамму интерьера разбавляют немногочисленные яркие пятна – предметы декора или текстиль. Шведы — добродушные юмористы, и например, шторка с желтыми цыплятами в белоснежной ванной воспринимается как милая шутка.
Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/scandinavian-interior-design/
Деревянная мебель, в том числе плетеная, корзины, шкатулки из дерева добавляют особенной теплоты и уюта «морозному» интерьеру. Текстиль, мягкий, натуральный, теплых жизнерадостных цветов, или с забавными принтами, дополняет картину уютного гнезда. А какая же зима безо льда? Эту роль в интерьере выполняет стекло и хрусталь. Множество стекла! Матово-молочное и прозрачно-ледяное, рассеивающее и преломляющее солнечные лучи, – скандинавский интерьер в играх светотени. Слабые редкие солнечные лучики используются по максимуму! Чехлы для мебели, шторы, коврики, полотенца и постельное белье украшают полосатые и клетчатые рисунки, а также скандинавские традиционные орнаменты– олени, елочки, снежинки.
Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/scandinavian-interior-design/
«Скандинавская» мебель проста, легка, удобна, в два счета разбирается и собирается. Присутствуют разнообразные комбинации стеклянных и деревянных поверхностей, закрытых и открытых полок. Изогнутые спинки стульев, простые каркасы кроватей, лаконичные изящные формы светлых диванов – все просто, лаконично и функционально! Даже сверхфункционально – северяне любят нагружать один предмет мебели множеством «обязанностей». Как, например, ящики для белья в каркасе кровати, выдвижные столы, шкафы со множеством полезных «внутренностей».
Источник изображения https://ru.pinterest.com/UrbanTeamStudio/scandinavian-interior-design/
Скандинавский интерьер покоряет своей незатейливостью, светом, милым очарованием севера и сверхфункциональностью. Простой, свежий, без всякой нарочитости — скандинавский стиль влюбляет в себя с первого взгляда.
Еще фото интерьеров в скандинавском стиле:
Вдохновляющие интерьеры: Скандинавский стиль
О других современных стилях интерьера:
Современные стили интерьера
Больше о стиле Urban:
Urban
Другие стили в интерьере, ставшие основой URBAN — стиля:
Стили, сформировавшие URBAN
Наши проекты в стиле Urban:
Портфолио
urbanteam.ru
Скандинавская живопись XVI века. История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий]
Скандинавская живопись XVI века
1. Живопись Дании и Швеции
В Дании и Швеции в XVI веке было достаточно фресковых росписей в городских и сельских церквах, но они были сплошь слишком ремесленны, чтобы интересовать нас здесь. «Художники-живописцы» Скандинавии также были исключительно иностранцы, кроме Андерса Ларссона в Стокгольме, известного только по имени. Уроженец Кёльна Якоб Бинк (около 1500–1569 гг.), начиная с сороковых годов, делил свои силы между двором герцога Альбрехта Прусского и короля Христиана III Датского. Выйдя из школы Дюрера, он сохранил, однако, в своем искусстве черты нидерландца, заметные в его многочисленных, редко вполне самостоятельных, гравюрах на меди не менее ясно, чем в его картинах. В Кенигсберге, по мнению Эренберга, он выдвинулся также в качестве резчика по дереву. Для Дании, оставляя в стороне его медали, он важен только как портретист. Лучше всего сохранились его портреты Иоганна Фриса (1550) в Гесселагергоре, Бригитты Гьёэ (1551) и Альбрехта Гьёэ (1556) в Фредериксборге. Они написаны на зеленом, синем или красном фонах и показывают в нем хорошего, хотя и не особенно талантливого портретиста. Мельхиор Лорх (Лорих; с 1527 до 1590 г. и позже), много путешествовавший художник, рисовавший в Константинополе султана, как уроженец Фленсбурга, по отношению к Дании занимает положение соотечественника. Придворным живописцем Фридриха II он стал в 1580 г. Как гравер на меди он принадлежит к последним из «немецких малых мастеров»; в Дании он, по-видимому, также работал главным образом как гравер на меди. Королевским придворным живописцем в Кронборге с 1578 г. был Ганс Книпер, уроженец Антверпена, оставивший в Дании стенные росписи, алтарные образа и портреты, но главным образом картоны для знаменитых тканых ковров с охотничьими сценами и картинами из жизни датских королей, теперь хранящиеся в национальных музеях Копенгагена и Стокгольма. Богатые содержанием и очаровательные в задних планах и в околичностях, они обнаруживают в остальном холодные формы смешанного нидерландско-итальянского стиля этого времени. Портрет герцога Ульриха Мекленбургского работы Книпера в замке Розенборге — хорошее, но рядовое произведение. Наконец, следует назвать Тобиаса Гемперлина, уроженца Аугсбурга, уехавшего в 1575 г. вместе с Тихо Браге в Данию. На основании подписанного им портрета Андерса Зёренсена Веделя (1578) в Фредериксборге, Бекетт приписывает ему еще ряд других портретов. Он не был большим мастером, и, как все названные художники, содействовал пробуждению художественных интересов скандинавского севера.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Скандинавские мотивы. Конец XIX - начало XX века.
Шведский художник Арвид Мауритц Линдстрём (ARVID MAURITZ LINDSTROM 1849-1923). Работа называется "Вечер – закат в цветах зимнего пейзажа" (Aftonstamning over frostigt vinterlandskap). Размеры оригинала 77 x 127 cм.Далее под катом еще картины Линдстрёма..."Лисица в зимнем лесу" (Rav i vinterlandskap). Размеры орининала 77 x 51 cм.
"Летний пейзаж - дорога вдоль широкой реки" (Sommarlandskap med vag vid vatten). Размеры оригинала 37 x 65 cм.
"Вечерний румянец на озёрной глади" (Aftonrodnad over insjolandskap). Размеры оригинала 77,5 x 130 cм.
Очень рекомендую увеличить! "Озёрный пейзаж в осенней расцветке" (Insjolandskap i hostfarger). Размеры оригинала 121 x 76 cм.
"Лесная полянка" (Skogslandskap med glanta). Размеры оригинала 192 x 110 cм. Датирована 1886 годом:
"Пейзаж вечернего настроения" (Aftonstamning). Размеры оригинала 14,5 x 24,5 cм.
"Осенний пейзаж - женщина на проезжей дороге" (Hostlandskap med kvinna pa landsvag). Размеры оригинала 41,5 x 69,5 cм. Датировано 1876 годом:
"Альпийский пейзаж" (Alplandskap). Размеры оригинала 80 x 46 cм.
"Рыбалка на рассвете" (Ljusterfiske). Размеры оригинала 129,5 x 77,5 cм.
"Роса (дымка) в лесу" (Dimma i skog). Размеры оригинала 129 x 78 cм.
history-of-art.livejournal.com
Скандинавские мотивы - История искусств
Шведский художник Анхельм Шультцберг (ANSHELM SCHULTZBERG 1862-1945). Работа называется "Угольные баржи около Смоляного острова в Стокгольме" (Kolpramar vid Beckholmen – Stockholm). Размеры оригинала 73 x 100 cм. Датировано 1924 годом:Под катом еще картины Анхельма Шультцберга"Дорога, идущая из поля" (Vagen genom akrarna). Размеры оригинала 21 x 35 cм. Датировано 1884 годом:
"Летний пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями" (Sommarlandskap med blommande frukttrad). Размеры оригинала 51 x 38,5 cм. Без даты:
"Весенний пейзаж" (Varlandskap). Размеры оригинала 61 x 99 cм. Датировано 18 марта 1927 год:
Но вообще-то Шультцберг «зимне-снежный» художник. Это королевский дворец, построенный по проекту Тессина. Официально работа называется "Северная протока в один из зимних стокгольмских дней" (Norrström en vinterdag – Stockholm). Размеры оригинала 54 x 73 cм. Датировано 1926 годом:
"Зимний день около Грангэрде – Даларна" (Vinterdag vid Grangärde – Dalarna, Грангэрде–Даларна - район северо-западнее Стокгольма). Размеры оригинала 47,5 x 67 cм. Датировано 1887 годом:
«Зимний день около Грангэрде – Даларна» (Vinterdag vid Grangärde – Dalarna). Размеры оригинала 100 x 74 cм.
«Солнечный зимний день – мотив из Книвадалена, Даларна» (Solig vinterdag - motiv från Knivadalen, Dalarna). Размеры оригинала 60 x 80 cм. Датировано 1939 годом:
«Мотив, навеянный дорогой из города Филипштадта к горам Бергслаг» (Motiv från Filipstads Bergslag). Размеры оригинала 54 x 73 cм.
"Веселая снежная дорога, проходящая мимо усадьбы Андерссона в Лакстяэрн и Филипстад" (Snöplogväg förbi Anderssons gård - Laxstjärn, Filipstad). Размеры оригинала 60 x 80 cм. Датировано 1940 годом:
«Румянец заката солнца на норландской усадьбе и окружающей среде» (Aftonrodnad över norrländsk gårdsmiljö). Размеры оригинала 87,5 x 110,5 cм. Датировано 1914 годом:
«Декабрьский вечер в Браттфорсхеден – провинция Вэрмланд» (Decemberafton i kolskogen - motiv från Brattforsheden, Värmland). Размеры оригинала 60x80 cм. Датировано 1939 годом:
«Вид через Рэмен-озеро в Вэрмланде» (Utsikt över Rämensjön i Värmland). Размеры оригинала 73 x 100 cм.
«Лесной пейзаж в зимнем облачении» (Skogslandskap i vinterskrud). Размеры оригинала 85 x 100 cм. Датировано 1929 годом:
Последняя картина, увы, подпорчена, но решил и ее оставить для общего ознакомления.
history-of-art.livejournal.com
Скандинавский стиль в иллюстрации - Статьи
Прежде чем углубиться в представления скандинавских иллюстраторов – сегодняшних дней и минувших лет, выходящих из разных школ и утверждающих вариативные тенденции, работающих самостоятельно или под эгидой агентств – верно, пожалуй, будет отпустить небольшую георгафическую ремарку, поясняющую все упомянутые ниже страны.
Традиционно под Скандинавией понимают следующий союз: Швеции, Дании, Норвегии и Исландии. Тем не менее, уместным кажется присоединение к последующему рассказу и соседствующей Финляндии – официально не входящей в скандинавский состав, но логически дополняющей этот нордический квартет. Первая тому причина - очевидная щедрость маленькой Суоми на художественные таланты, которые грешно обходить стороной; вторая – непреложное влияние и культурная схожесть между финнами и всеми странами-соседями, расположенными к северу от них.
Безусловно, говоря об иллюстрации в каждой отдельно взятой северной стране, вполне можно выделить отличительные локальные черты, будь то современный шведский тренд на феминистскую тематику или характерный финский наивный минимализм, доведенный чуть ли не до абсурда. Однако не смотря на специфику каждой конкретной нации и ее уникальные представления о визуальной красоте, кажется, что северный художественный альянс всегда был и будет держаться характерным особняком, то и дело представляющим нового автора, чьи работы вне зависимости от их контекста пахнут хвойным лесом, крепко заваренным кофе и становятся идеальным оформлением песен Sigur Rós.
Прослеживая становление северной художественной школы и выделение из нее самостоятельного жанра иллюстрации, начать можно с имени Carl’а Olof’а Larsson’а (1853-1919), который по праву считается ключевым шведским художником прошлого, оказавшим непреложное влияние на многочисленных последователей, находящихся в самых разных нордических уголках.
Заслуги Ларссон, в первую очередь, относят к формированию узнаваемого ‘шведского стиля', который впоследствии будет считываться не только с артефактов живописи, но и с негласных канонов скандинавского дизайна, оформления интерьеров и даже с банального шведского каталога IKEA.
Ларссон, 'художник благополучного мира', всегда рисовавший с натуры его идиллистической семьи и типичного миловидного шведского жилища, ныне представляет, по сути, зачинателя моды на утопические и добросердные изображения, которые сегодня так легко и умело тиражируются по всей Швеции, пропогандирующей комфортную, функциональную жизнь в загородном домике оттенка falu rödfärg.
И хотя имя Ларссона скорее упоминается не в перечне иллюстраторов, но истых живописцев, его художественный авторитет и обаяние являются настолько очевидными в контексте всей последующей визуальной культуры севера, что обойти их стороной было бы неверно.
С конца XIX века скандинавская иллюстрация оформляется в самодостаточный жанр благодаря ее тесному переплетению с литературной средой – а именно с оформлением популярных исландских саг, шведских, датских и норвежских сказаний о троллях, финских сочинений Захариуса Топелиуса. Таким образом, большинство известных и до сих пор лелеемых нордических иллюстраторов минувших столетий традиционно прославлялись за счет работ, украшавших книжные издания и преимущественно ориентированные на самых юных читателей.
В «золотой век иллюстрации», пришедшийся уже на начало XX века, большой изветности достиг датский художник Kay Nielsen (1886-1957), чуткий знаток детского сердца и таинства изображения волшебных персонажей, в свое время даже удостоившийся сотрудничества с легендарным Disney. Лучший оформитель сказок Андерсена наравне разве что с Эдмундом Дюлаком, Ниельсен умел изобразить ночь в том оттенке синего, который максимально соответсвует реальному полуночному небу за окном, нарисовать дерево созвучно шуму взаправдашней листвы и одеть волшебную красавицу в юбочку из сотни слоев.
Подобным образом в сфере детской литературной печати стал также широко известен и поныне воспеваемый шведами John Bauer (1882—1918), в течение нескольких лет работавший над ежегодным рождественским альманахом Bland tomtar och troll (швед. «Среди эльфов и троллей»), который покупался не столько ради прочтения свежесочиненных сказок, сколько ради зачарованного изучения таинственных, скурпулезных иллюстраций Бауэра.
Шведы искренне считают, что именно данному художнику удалось запечатлеть тех самых скандинавских троллей в истинном обличии и передать чувство темного, глубокого леса, в который Бауэр смело отправлялся с пленочной фотокамерой и блокнотом для скетчей наперевес.
В результате основными его сюжетами становилась вся прелесть таинственной чащи: от моховых кочек до светловолосой принцессы Тувстарр, мерцающей волшебным огоньком на краю болотца.
У финно-шведской писательницы Туве Янссон (известной в первую очередь благодаря созданию образа муми-тролля – как книжного, так и визуального) в автобиографической повести «Дочь скульптора» встречается замечательная цитата о том, что после печальной смерти художника, утонувшего при путешествии на пароме, никто из известной ей артистической среды не отважился и не умел передать на холсте северный лес так же чутко: «В правильно нарисованном лесу все примерно одного и того же цвета — мох, стволы деревьев и ветки елей, все — какое-то мягкое и серьёзное, а иногда в лесной чаще мелькает что-то серое и бурое, и зеленое, но зелени очень мало. Если хочешь, сажаешь, например, в лес принцессу. Она всегда в белом и очень маленькая, и у неё длинные золотистые волосы. Её лучше поместить в самом сердце лесной чащи или в золотом сечении. Когда Йон Бауэр умер, принцессы стали современными и любого цвета, какого только захочешь. Они стали просто обыкновенными, пышно разодетыми девочками…»
В Норвегии подобную известность получил художник-иллюстратор Theodor Kittelsen (1857-1914), также работавший с мифологическими сюжетами и оформлением народных сказок Норвегии. К слову, совмещал он свою деятельность с не менее романтизированной должностью смотрителя маяка. Однако само царство леса у Киттельсена отходит на второй план и зачастую служит разве что красивым фоном, в то время как тролли, водяные и всевозможная нежить становятся заглавными персонажами его иллюстраций. И если у Бауэра они при всей своей дикости выглядят вполне добродушно или даже оставляют место для улыбки зрителя, тролли Киттельсена всегда сплошь угрюмы, устрашающи, мрачны и созвучны ледяному мраку.
Вообще взаимоотношения северян с коротким световым днем, затянувшимися сумерками и пронизывающими ветрами безусловно оказывали и впредь будут влиять на содержание, цвета и даже технику местных художников. Постепенно отходя от традиций классической, довольно консервативной иллюстрации начала прошлого века и влияния тихой Ларссоновской идиллии, скандинавы начинают рисовать «грязнее», ироничнее и смелее, при всем том придерживаясь стандартов незамысловатого, легкосчитываемого изображения.
Сильное влияние на переход к северной, привычной ныне форме функционального минимализма также оказал бум в сфере дизайна, охвативший Скандинавию в середине прошлого века, когда промышленные художники-дизайнеры, работающие с простыми формами, стали востребованы не только в создании удобных упаковок молока, но и в той же иллюстрации детских сказок. Одним из ярких и, к сожалению, едва известных в России художников подобного толка стал шведский дизайнер Olle Eksell (1918-2007), автор тиражированного логотипа Ögon Cacao (бренд какао - прим. ред.), созданного в рамках конкурса для компании Mazetti в 1956 году.
Нужно заметить, что на филигранное оформление упаковок, создание комичных афиш, броских и вместе с тем непринужденных иллюстраций Улле сильное влияние оказала учеба в Америке, где в пору его юности формировался наиболее передовой подход к дизайну, повсеместно воспеваемый на первых порах скандинавами. Вернувшийся впоследствие на родину, Улле дорастет до индивидуального признания, публикации череды крайне толковых книг о дизайне, звания профессора, а также крайне приятной коллаборации наследия Экселля с IKEA, выпустившей в прошлом году серию с его иллюстрациями и принтами.
Другой шведский мэтр иллюстрации, графики, коллажа и скульптуры – Jockum Nordström – пожалуй, лучший пример того, каким независимым, самоцельным и уважаемым сделался процесс создания иллюстрации на севере к сегодняшнему дню. Начавший свой творческий путь с работы в центральной шведской газете Dagens Nyheter в конце 90-х, к данному моменту Йокум удостоился череды персональных выставок, иллюстрирования книжек собственного сочинения и поголовного восхищения студентами передового стокгольмского Konstfak’а, откуда художник выпустился в 1988. В целом его влияние на современную местную иллюстрацию неоспоримо, так что не стоит удивляться повсеместному шведскому тренду на непринужденность, доходящую до наивных каракулей и «нордстёмскую» фривольную технику, копируемую там и тут.
С финской стороны такому подходу вторит творчество 29-летнего художника-иллюстратора и блоггера Jaakko Pallasvuo, также работающего в разных техниках, объединенных его самобытностью, хаотичностью, веселостью и вместе с тем типичной финской меланхолией, веющей от всего того, что он создает. Несмотря на то, что сегодняшний Йаакко всерьез увлекся видео и музыкальными экспериментами, очевидно, что его ранние фрагментированные коллажи, уютная беспорядочная графика и скромные, наивные иллюстрации составили ту самую базу нынешнего финского арт-фонда, который широко востребован не столько в маленькой стране сауны и Санты, сколько за ее пределами.
Для несколько инакового примера, демонстрирующего северный талант более доступного и коммерческого толка, уместно будет упомянуть имя крайне любимой инфантильной аудиторией норвежской художницы Esra Røise, работающей в сфере фешн иллюстрации и успевшей отметиться сотрудничеством с такими изданиями, как Vogue, GQ и Vice. Прославленная tumblr-поколением и глянцем Эсра - это всегда реалистичные изображения, выполненные в узнаваемой стилистике, вдохновленные поп-культурой и индустрией моды.
С исландской стороны - чья иллюстрация, пожалуй, как раз-таки минимально тиражирована, но тем более интересна в своей беззвестности – следует выделить народного героя Erró (Guðmundur Guðmundsson), большую часть сюрреалистических и калейдоскопичных работ которого можно воочию лицереть в постоянной экспозиции Музея Искусства Listasafn Reykjavíkur. Примечательно, что провокационные сюжеты, взрывные краски и герои комиксов, составляющие суть работ Erró, и на первый взгляд едва резонирующие с тишайшей, забеленной снегом Исландией, на деле идеально вписываются в Рейкьявик с его разноцветными домиками, пестро разодетыми горожанами и стенами повсеместно украшенными граффити. До сих пор не ясно, кто первым задал подобный радужный тренд в исландской столице, но факт остается фактом, и чуднЫе работы Erró тут крайне любят.
Вдогонку к перечню отдельных, самостоятельно работающих авторов интересно отметить скандинавскую традицию формирования иллюстраторских сообществ или агенств, в которых несколько художников, объединенных схожими идеями, но демонстрирующих разные стили, формируют команду, берущуюся за самые вариативные задачи, поступающие извне. Одним из любимых подобных агенств является финское NAPA, начало которому было положено прекрасной Jenni Rope еще в 1997 году и благодаря чему в последующее время стали известны такие мастера своего дела, как Ilja Karsikas, Kati Rapia, Hanna Konola и прочие.
Какой бы сложно-смешанной и взаимовлияемой ни была современная мировая арт-сцена, большинство скандинавских иллюстраторов действительно и непреложно формирует самобытную, узнаваемую группу. Ее тенденции и техники в свою очередь изначально обусловлены географией, климатом и менталитетом земель, в которых культивируется профессия иллюстратора как такового и осуществляется поддержка визуальных искусств на национальном уровне. При всем том популярное и поверхностное восприятие скандинавов как сплошь минималистов и визуальных скромников довольно ошибочно (чего стоит один упомянутый Erró или, скажем, крайне востребованные в сфере детской иллюстрации сестры Adbåge), равно как и мысль, будто за просточковой на первый взгляд картинкой нет череды продуманных решений и профессионализма. Как говорил в защиту своего дела Улле Экселль, всё это 'bloody serious business’.
Автор статьи: Лиза Лелькова maitomjolk.foliodrop.com
www.pinkbus.ru