Владимир Фаворский: иллюстрации, картины, графика. Биография художника. Фаворский картины


иллюстрации, картины, графика. Биография художника

Владимир Фаворский

Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964)

Когда в 1964 году в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открылась первая по-настоящему полная выставка работ Владимира Андреевича Фаворского, она поражала в первую очередь чрезвычайным разнообразием творчества художника. На ней были показаны его книжные гравюры и станковые, живопись и многочисленные рисунки, монументальные работы и работы для театра, книжные знаки и издательские марки, скульптура и керамика. И в каждой области искусства Фаворский достигал подлинных высот. Но в представлении зрителей и читателей имя Фаворского связано главным образом с гравюрой на дереве и с книжной иллюстрацией. Фаворский — один из тех европейских мастеров ксилографии, которые после почти трехсотлетнего упадка снова подняли эту технику на уровень большого искусства.

Фаворский — художник книги. Иллюстрации занимали самое значительное — и количественно и качественно — место в его творчестве. И для каждого автора, для каждой книги он находил новые формы выражения. Фаворский никогда не иллюстрировал только сюжет литературного произведения. Для него был важен прежде всего характер, стиль иллюстрируемой книги, то есть особое, лишь этому произведению присущее, мироощущение. У Фаворского нет двух одинаково решенных иллюстрационных серий, каждая — истолкование данной книги. Художник всегда вы являл общечеловеческую значимость содержания и одно­временно находил пластическое выражение метода, материала и формы, которыми пользуется писатель. Поэтому его гравюры всегда являют собой высокий образец иллюстриро­вания как результата глубокого анализа литературы.

Для каждой книги Фаворский искал свой язык: и для суховатой ясности фабульного рассказа у Мериме, и для поверхностной условности нарочито неясного повествования о темных, стихийных проявлениях человеческой души у Пильняка; фантастический гротеск Гоголя и серьезная деловая простота последних рассказов А. Толстого так же ес­тественно воплощаются в иллюстрациях художника, как и чеканная пластическая ясность и прозрачность душевного мира молодого Данте или драматические коллизии времен гражданской войны в повести советского писателя С. Спасского.

В творчестве Фаворского счастливо соединялись острая со­временность и глубокое знание художественных традиций. Он был одним из тех немногих художников, которые с редкой тонкостью и точностью чувствуют великое древнерусское искусство и перерабатывают его пластические законы на язык видения XX века. Именно это свойство Фаворского определило одну из высших его удач — иллюстрации к «Сло­ву о полку Игореве». Фаворский с удивительной глубиной почувствовал особую поэтичность поэмы, своеобразный лирический драматизм ее, специфическую условность и симво­лику ее стиля. В книге, созданной Фаворским, ожила во всей полнозвучности и нарядности старая иллюминированная книга, и, держа в руках «Слово» с гравюрами Фаворского, мы на миг словно становимся современниками этой рукопис­ной книги, а через это — и современниками героев самой великой поэмы.

Фаворского всегда больше всего влекли к себе произве­дения эпические, книги больших и величественных чувств. В этом очень ярко проявляются сугубый интерес Фаворского к эпосу как к летописи человеческого духа, особая чуткость к духовному смыслу драматических конфликтов истории: «Книга Руфь», станковые гравюры «Октябрь 1917» и «Годы Гражданской войны», калмыцкий эпос «Джангар», неодно­кратное обращение к «Слову о полку Игореве», мозаика «1905 год» — вот основные этапы историзма Фаворского. Фаворского привлекала историческая тема потому, что именно в ней он видел результат развития культуры, именно она несла для художника примеры благородства и героизма, высокую мудрость души и неколебимость нравственного идеа­ла. И от этого-то историзм, то есть умение увидеть и воспринять прошлое глазами нашего современника, пронизыва­ет все творчество Фаворского, вплоть до замечательной серии его гравированных портретов Достоевского, молодого Пушкина, Данте, Гете и русских полководцев.

Последней большой работой Фаворского оказалась серия гравюр к «Маленьким трагедиям» Пушкина. Книга это насыщена иллюстрациями — к каждой трагедии Фаворский сделал по нескольку гравюр сравнительно большого размера, каждая пьеса начинается изобразительным шмуцтитулом, гравированной заставкой и большой виньеткой на оборот­ной стороне шмуцтитула. Через все развороты текста прохо­дят маски персонажей, которыми оканчивается верхняя линейка, причем маски даны и в разворотах с большими иллю­страциями. Каждая пьеса сразу же, без цезуры, следует за предыдущей. Все это создает чрезвычайное напряжение, драматическое многообразие положений и характеров, стре­мительно сменяющих друг друга.

Так уже одним ритмом книги Фаворский сделал ощути­мым для читателя ту сжатость, ту драматическую насыщен­ность пьес Пушкина, которые и определили их посмертное название — «Маленькие трагедии». Но Фаворский, разуме­ется, не удовлетворился лишь ритмическим истолковани­ем трагедий. Человеческая психология, человеческий харак­тер, человеческая душа, охваченная какой-либо страстью или обнаруживающая свои потаенные свойства в особых, крайних обстоятельствах, — таково содержание пьес. И ху­дожник в своих иллюстрациях раскрывал психологические аффекты, показывал «порок страсти» (как говорил сам Фа­ворский), захватывающий героев и их чувства в моменты трагических ситуаций. В этих гравюрах есть краткость и красота пушкинского стиха, глубина характерологического анализа, тревожные раскаты страстей, потрясающие душу че­ловека. За иллюстрации к «Маленьким трагедиям», вместе с гравюрами к «Слову о полку Игореве» и «Борису Году­нову» Пушкина Фаворский получил в 1962 году Ленинскую премию.

Фаворский вкладывал весь свой талант, всю свою редкост­ную добросовестность и серьезность во все, к чему он ни об­ращался, — в издательскую марку, в наклейку для катушек или в обложку журнала «Советский мельник», в вырезание шахматных фигурок или в театральный занавес. Но особое пристрастие Фаворский испытывал к жанру каран­дашного портрета: наряду с иллюстрациями он в течение всей своей творческой жизни занимался портретным рисунком.

Карандашные портреты Фаворского замечательны своей классичностью, своей внутренней завершенностью. Художник не позволял себе ни единого намека на красивость, многозначительную недосказанность, внешнюю эффектность. Ни малейшего вольничания нет в его портретах — только тонкая, точная линия, легкая штриховка, естествен­ная постановка фигур. Фаворский не предлагал зрителю го­тового решения, сущность образа портретируемого им не подсказывалась — он только очищал его от всего случай­ного, временного, зависящего от ситуации.

И есть один портретный жанр, в котором с особой настой­чивостью работал Фаворский. Это — двойные портреты. Герои этих портретов почти исключительно родные или уче­ники художника и всегда — люди, связанные друг с другом общностью внутреннего мира. В этих портретах раскрываются душевная близость людей, глубокое чувство взаимопо­нимания, особая атмосфера, пронизанная нравственной чис­тотой.

В портретах Фаворского, может быть, сильнее, чем во всех других жанрах и видах, в которых он работал, видно главное, определяющее качество его искусства — глубочайшая ясность его взгляда на мир, его особая открытость миру, его — пользуясь прекрасным, хотя и старомодным выражением — вера в добро.

Это качество необыкновенно поражает и в монументаль­ных работах. Его цветной рельеф «Материнство» полон та­кой пластической чистоты, такой нежности и радостности, какие бывают только у ренессансных художников. А огром­ные многометровые картоны для фресок в московском доме моделей излучают такую гармонию, внутреннюю свободу, мощь и ясность ритма, какие были под силу только мастерам древнерусского искусства.

В этой гармоничности и ясности и кроется секрет мо­нументальности всех работ Фаворского — не только громад­ных росписей, но и миниатюрной гравюры на дереве. А ту­гая, подчас даже чуть неповоротливая линия в его работах дает то начало напряженности, которое сразу показывает, что произведения эти сделаны все же в наше время.

Это единство мироощущения, эти общие свойства формы пронизывают все творчество Фаворского, делая его на ред­кость целостным.

Творчество народного художника СССР Владимира Андреевича Фаворского не только одна из вершин искусства XX века. Его искусство оказывается замечательным образцом того, что значит для художника умение оставаться всегда самим собой в творчестве, к какому упорному и добросовест­ному труду в течение десятилетий обязывает художника та­лант, как следует никогда не довольствоваться однажды най­денным и наконец — каких высот в искусстве достигает соединение твердой руки, зоркого глаза, мудрого ума и доброго сердца.

Е. ЛЕВИТИН

Галерея работ Фаворского

Портрет Ф.М.Достоевского

Иллюстрация к автобиографическому произведению Данте Алигьери «Новая жизнь»

Охотный ряд

Барон. Маленькие трагедии А. С. Пушкина. «Скупой рыцарь»

Босая девушка

Сергиев посад

Отелло и Дездемона

Руфь, сидящая у древа

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Моцарт и Сальери

Борис Годунов

Джангар

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Акула

М.Юдина исполняет сонату Бетховена N 32

Михаил Кутузов из серии "Великие русские полководцы" 1945 г.

Иллюстрация к книге М. Пришвина

Иллюстрация к "Маленьким трагедиям" А. С. Пушкина, 1961 г.

Иллюстрация к "Книге Руфь"

"1919, 1920, 1921 годы". Станковая гравюра. 1928

Иллюстрация к повести Н.Гоголя "Иван Федорович Шпонька и его тетушка". 1930

Плач Ярославны

Пушкин-лицеист. 1935 г.

Иллюстрация к "Каменному гостю". 1960-1961

Борис Годунов

Слово о полку Игореве

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Владимир Андреевич Фаворский: биография, творчество. Гравюры Фаворского

Первый график московской школы – Фаворский Владимир Андреевич. Биография художника включает в себя не только творчество, но и участие в Первой мировой войне, и работу над многочисленными теоретическими трудами, и преподавательскую деятельность. Но в первую очередь он известен как книжный иллюстратор. Многие безошибочно узнают его рисунки к произведениям У. Шекспира и С. Я. Маршака.владимир андреевич фаворский

Молодость

Можно сказать, что Фаворскому было суждено связать свою жизнь с искусством как преемнику семейной традиции. Художниками были его дед, мать и прабабка. Великий российский иллюстратор родился в 1886 году в Москве. Постоянно наблюдая, как рисует мать, он и сам взялся за кисти и карандаши. Изначально живопись воспринималась им как приятное времяпрепровождение – не более. Но войдя в мир искусства, Фаворский остался здесь навсегда и поставил своей целью приобщить к нему как можно больше людей. Начинал он карьеру в качестве живописца, подавая большие надежды. Но позже выбрал графику как наиболее близкий к народу вид искусства. фаворский художник

Детство художника, проходившее в кругу любящей семьи, было лишено невзгод. Ближайшие родственники, – художники, архитекторы, скульпторы, – способствовали тому, чтобы интерес к искусству становился все крепче. И когда пришла пора отправляться на учебу, помимо основного образования было решено отдать мальчика в частную художественную школу К. Ф. Юона.

Учеба

Одновременно с посещением школы Юона юноша бывал на вечерних курсах Строгановского училища. После окончания гимназии он отправился в Мюнхен и поступил было на экономический факультет, но вскоре понял, что это совершенно не его занятие. В 1906 году молодой человек поступает в частное учебное заведение, которым руководил венгерский художник армянского происхождения Шимон Холлоши. Этого учителя Владимир Андреевич Фаворский всегда будет вспоминать с благодарностью как одного из любимых наставников. Без сомнения, он оказал большое влияние на становление молодого таланта и формирование его художественных принципов.гравюра фаворского

Мюнхенский университет, между тем, Фаворский не бросил и прослушал там курс по истории искусства. В 1907 году он вернулся в Россию и продолжил искусствоведческое образование в Московском университете.

Семейная жизнь

На последнем курсе университета, в 1812 году, Владимир Андреевич Фаворский женился на Марии Дервиз, прелестной девушке с живым характером, ко всем прочим достоинствам еще и перспективной художнице. Среди ее родственников был Валентин Серов, который всячески поощрял тягу Марии к искусству. Она училась живописи в Петербурге и во Франции. В Москве, как и будущий муж, была студенткой Юона, а затем Школы живописи, ваяния и зодчества. Марии не суждено было стать великим художником, но виной тому обстоятельства жизни, а не отсутствие таланта. Несмотря на это до конца дней она была другом и помощником для своего супруга. Последнее десятилетие своей жизни она трудилась над воспоминаниями, благодаря которым исследователи Фаворского смогли восстановить некоторые страницы его биографии.

самаркандский циклУ художника было трое детей: два сына, Никита и Иван, и дочь Мария. Оба брата отправились добровольцами на фронт, когда началась Великая Отечественная. Старший погиб в первый же год войны, младший не дожил пару месяцев до окончания. А Мария Владимировна стала художником-керамистом и хранителем семейных архивов.

Зрелость художника

После окончания института Владимир Андреевич Фаворский занимался преподавательской деятельностью и работал над теорией искусства. С началом Первой мировой он отправляется на фронт и проходит через всю войну. В Москву художник вернулся в 1918 году в звании прапорщика. После армии он быстро включился в творческую жизнь столицы.александр невский

Художник возобновил преподавательскую деятельность. В 1920-х он заведует одной из кафедр Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), обучает студентов гравюре и ксилографии. В 1923 году становится ректором ВХУТЕМАСа. Фаворский начинает работу над оформлением книг Пушкина и Толстого, и с этих пор книжная графика становится одним из главных дел его жизни.

В это же время он тесно общается с философом П. А. Флоренским. Сотрудничество, подкрепленное дружбой и родством характеров, обогатило их обоих. Во многих теоретических положениях художника можно заметить влияние Флоренского. Вместе они примкнули к Левому Фронту Искусств (ЛЕФу). Из-за убеждения о преобладании духовного начала над интеллектуальным их окрестили группой «производственных мистиков».

К концу 1930-х художник все больше углубляется в теорию искусства. Пишет статьи и доклады, преподает во Всероссийской Академии художеств. Продолжает заниматься гравюрой, оформляет книги, сотрудничает с Московским Художественным театром. Участвует в выставках в Венеции и Париже.

акула

Зрелым мастером вошел в 40-е годы Фаворский. Художник получил признание и возможность работать над самыми интересными заказами. Мастерство его продолжает расти, техника совершенствуется. Оттачивается глубина образов и выразительность штриха.

Последние годы

На склоне лет художник пожинал заслуженные плоды своей деятельности. В 1956 году он становится заслуженным деятелем искусств РСФСР, в 1959 – народным художником РСФСР, а в 1963 – народным художником СССР. Получает золотые медали на международных выставках в Брюсселе, Лейпциге и Сан-Паулу. А весной 1962 года Фаворскому присуждают ленинскую премию за достижения в иллюстрации. Это не значит, что художник почил на лаврах – он продолжает работу над сериями рисунков, гравюрами, занимается живописью. Почтенным мастером ушел из жизни художник в конце 1963 года. Его могила находится в Москве на Новодевичьем кладбище.

Теоретические взгляды

Фаворский тщательно разрабатывал и оформлял свою теоретическую программу. В основу концепции легли лекции, которые профессор читал своим студентам. С них он начал оформление и систематизацию своего видения искусства. В результате родились книги «Об искусстве, о книге, о гравюре», «Шрифт, его типы и связь иллюстрации со шрифтом», «Лекции по теории композиции». В них Фаворский рассуждал о процессе взаимодействия с формой и ее воплощении на плоскости. Рассматривал тему трактовки линий, роль плоскости в живописи и графике. Каждому типу поверхности художник приписывает собственную композицию и «изобразительность».гоголь

О каком бы аспекте творчества ни рассуждал Фаворский, рефреном звучала мысль о том, что производственная и идеологическая его составляющие должны быть неделимы и уравновешены. Крен в любую сторону вызывает деформацию и ведет к вырождению искусства. Творчество должно быть жизнеутверждающим, поскольку понятие правды неотделимо от понятия красоты. Эстетизация уродства для искусства должна быть неприемлемой.

Книжная графика

Фаворский часто говорил о том, что не иллюстрирует произведение, а создает книгу. Он всегда подходил к задаче комплексно, создавая не только иллюстрации, но и подбирая шрифт, формат, орнамент, пропорции. Все это должно подчиняться единому стилистическому синтезу. Ритм отступов, полей и абзацев должен быть созвучен ритму гравюры. В работе Фаворский руководствовался не только своей творческой интуицией, но и опирался на опыт античности и возрождения. Он ввел в обиход такое понятие, как «архитектура книги» – наука о соразмерности и гармонии всех ее составляющих.

книжная графика

К каждому произведению Фаворский находил свой подход. Оформление «Слова о полку Игореве» было навеяно древнерусскими книгами. Орнаменты и буквицы отсылают читателя к старым рукописным текстам. Иллюстрации к «Маленьким трагедиям» Пушкина отличаются высокой детализацией, вниманием к мельчайшим деталям. Герои застывают в театральных позах и становятся символом выражаемой эмоции: жадность, скорбь, гнев, страх. В иллюстрациях к гоголевскому «Шпоньке» появляются гротескные фантастические создания: гигантские насекомые, птицеголовые люди. Визуальный ряд не только дополняет текст, но и служит отдельным художественным произведением, способным предоставить пищу для размышлений. Одно из произведений зрелого автора – иллюстрации к произведению С. Спасского «Новогодняя ночь». Их стиль продиктован драматичным сюжетом произведения. Рисунки резкие, смелые, динамичные. Художник уверенно играет с композицией, при этом всегда добиваясь безупречного результата. Гравюра Фаворского приобрела множество поклонников и до сих пор ценится среди коллекционеров.иллюстрация к стихотворению

Художник проиллюстрировал Пушкина, Шекспира, Толстого, Данте, Гоголя, Мериме, Бернса, и это далеко не полный список его работ. Не только взрослую литературу оформлял Фаворский, он также плотно сотрудничал с издательством ДЕТГИЗ. Иллюстрация к стихотворению «Если бы дети всей Земли…» многим знакома по учебнику литературы. Босоногие ребята беззаботно смеются и бегают на лугу, наслаждаясь мирной жизнью. Каждый советский ребенок наверняка читал сборник Маршака, где была иллюстрация к стихотворению «Усатый-полосатый» с непослушным котенком.фаворский владимир андреевич биография

Другие виды творчества

Рамки одного вида искусства были тесны для Владимира Андреевича. Он прославился не только книжной иллюстрацией. Во второй половине 40-х годов Фаворский выполняет цикл «Великие русские полководцы», где в портретах выдающихся людей воплощается величие и мощь России. Одно из лучших его произведений – портрет Ф. М. Достоевского. Серьезным и сосредоточенным предстает перед зрителем писатель. Художник не льстит ему, не украшает реальность, не напускает карикатурный пафос. Но в скромной фигуре Достоевского сквозит тревога за русский народ, любовь к своей стране и незаурядная сила мысли.российский иллюстратор

Любимой техникой художника была ксилография и гравюра на дереве, но привлекала его и линогравюра. В этой технике был создан прелестный «Самаркандский цикл». Начав карьеру как живописец, в течение всей жизни Фаворский периодически брался за кисти. Его авторству принадлежит мозаика «1905 год». Он занимался скульптурой и монументальной живописью. Кроме того, художник сотрудничал с театрами – делал эскизы для постановок и костюмов, а в молодости даже деревянные куклы для детских спектаклей. За что бы ни брался Владимир Андреевич Фаворский, все делал с любовью и большим мастерством. Но в памяти потомков он остался прежде всего выдающимся графиком и иллюстратором.

fb.ru

Владимир Андреевич Фаворский (1886-1964гг). Рисунки из киргизского цикла

В Музее Пушкина до 13-го марта идёт выставка «Владимир Фаворский. Эпос Киргизии. Рисунки»К выставке издали отличный альбом, откуда и взяты эти репродукции.

Tags: - пейзаж, - портрет, cсылка, Фаворский (Владимир), карандаш, цветные карандаши

all-drawings.livejournal.com

Фаворский Владимир Андреевич - Биография :: Артпоиск

Мастер станковой и книжной графики, живописец-монументалист, театральный художник. Фаворский более всего прославился в качестве ксилографа и выдающегося книжного графика. Он возвёл искусство книги на совершенно новый уровень, когда художник не просто рисовал иллюстрации к литературному произведению, но ставил перед собой гораздо более глубокую задачу, продумывая всю книгу как единое целостное композиционное произведение. Наиболее полно художественная система Фаворского отображена в иллюстрациях к "Книге Руфь" (1921). Обложка, титульный лист, шрифт, заставки,  концовки, - всё оформление книги создаёт единое художественное пространство.

Фаворский являлся родоночальником русской ксилографии. Вообще принцип изготовления печатной формы в высокой печати заключается в том, чтобы углубить те места, которые при печати должны остаться белыми. Таким образом, это печать с рельефа, печатающие элементы которого выше пробельных мест. До Фаворского ксилография была чисто технической, ею в основном пользовались лишь для репродуцирования изображений, и она была "обрезной", то есть ксилографы имитировали в гравюре чёрные линии и штрихи на белом, обрезая дерево вокруг них. Фаворский же разработал свой уникальный стиль гравирования, нарезая белые штрихи на чёрном, что возвело ксилографию в жанр самостоятельного направления в изобразительном искусстве. Возможно, в этом художнику помогло то обстоятельство, что он получил искусствоведческое образование в Московском университете и в 1913 г. защитил дипломную работу "Джотто и его предшественники". Образы, созданные художником в его гравюрах на дереве, поистине монументальны и относят нас к живописи раннего Возрождения.

Фаворский был из дворянского рода. Первым учителем рисования была мать Фаворского урожденная Шервуд, дочь известного архитектора В. О. Шервуда. Позднее он посещал частную студию К. Ф. Юона Юон Константин Федорович Юон Константин Федорович [1875—1958] Русский и советский живописец. Действительный член Академии художеств СССР (с 1947). Народный художник СССР (с 1950). Пожизненный член Осеннего Салона, член Союза русских художников (с 1903), Ассоциации художников революционной России (с 1925). Участник... (1903- 1905) и вечерние занятия по скульптуре в СХПУ. Окончив гимназию, Фаворский в 1905 г. поступил в Мюнхенский университет на искусствоведческое отделение философского факультета. Параллельно с этим он учился в школе Ш. Холлоши и впоследствии считал именно его своим основным наставником в искусстве.

В 1920-30 гг. Фаворский преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, руководил кафедрой ксилографии. С 1923 года был ректором Вхутемаса. Во время его руководства произошёл расцвет этого учебного заведения. С учебной целью были написаны основные его теоретические работы: "Лекции по теории композиции" и курс "Теория графики". Помимо книжной графики, Фаворский занимался и монументальной живописью в техниках фрески, сграффито, мозаики, что было ему близко, так как мелкая графика идут рука об руку с монументальной живописью. Художник занимался так же театрально-декорационной живописью, скульптурой. В 1937 году за оформление Советского павильона Всемирной выставки в Париже Фаворский был удостоен высшей награды - «Гран при».

В начале 1940-х гг. Фаворский, во многом под влиянием соцреалистических тенденций того времени, привносит коррективы в своё творчество, его образы становятся более реалистическими, художник стремится к менее формальной обработке формы и передаче свето-тени.  В 1950 г. он создает наиболее известную свою работу - делает иллюстрации и оформление к "Слову о полку Игореве", затем иллюстрирует "Бориса Годунова" А. С. Пушкина (1954-55). Последняя работа в области книжной графики - "Маленькие трагедии" А. С. Пушкина (1959-61).

Фаворский прожил долгую творческую жизнь, на его долю пришлась смена самых непростых эпох нашего времени. Он в 1919-1921 служил в Красной Армии. Не обошла его  стороной и трагедия: в годы Отечественной войны у него погибли оба сына. Художник стойко переносил все удары судьбы.  В конце его пути пришли и слава, и признание: с 1963 года он Народный художник СССР, с 1962 года - действительный член АХ СССР. В том же 1962 году Фаворскому присуждена Ленинская премия. Работы художника хранятся в Государственной третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственном музее искусств народов Востока, в художественных музеях России и ближнего зарубежья, в гравюрных кабинетах Берлина и Дрездена (Германия), в частных собраниях России и за рубежом. Художник воспитал целую плеяду замечательных художников. Среди его учеников - А. Д. Гончаров Гончаров Андрей Дмитриевич Гончаров Андрей Дмитриевич [1903—1979] Советский художник-график. Лауреат Государственной премии СССР (1973), член-корреспондент АХ СССР (1973), народный художник РСФСР (1979). Мастер ксилографии, книжный график. Занимался так же станковой живописью, как художник-монументалист участвовал в..., А. А. Дейнека Дейнека Александр Александрович Дейнека Александр Александрович [1899—1969] Один из самых значительных деятелей советского искусства. Монументалист, живописец, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Народный художник СССР. Действительный член Академии художеств СССР. Лауреат Ленинской премии. Член-корреспондент Академии..., Ю. И. Пименов Пименов Юрий (Георгий) Иванович Пименов Юрий (Георгий) Иванович [1903—1977] Выдающийся советский живописец, плакатист, театральный художник. Мастер жанровых картин, иллюстрирующих советскую действительность. Ленинская премия (1967), Государственная премия СССР (1947, 1950)...., М. И. Пиков Пиков Михаил Иванович [1903—1973] ....

artpoisk.info

Владимир Андреевич Фаворский - Биография художника, известные произведения, выставки

Известый график, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник СССР. Родился в 1886 г. в Москве. Учился в школе К. Юона, затем в Мюнхене: в частной художественной академии и на искусствоведческом отделении философского факультета университета. В 1907 — 1912 гг. — на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета Московского университета. 1920 — 1930 гг. — профессор графического факультета Вхутемаса — Вхутеина. На ЗИКе — 1934 — 1935 гг. Выполнил рисунки на тарелки «Лебеди», «Доярка с коровами» (2 варианта), «Козы» и на миску «Голуби».

Известный прежде всего как книжный график, ксилограф В. А. Фаворский был создателем произведений во многих видах изобразительного искусства — в монументальной живописи (в техниках фрески, сграффито, мозаики), театрально-декорационной живописи, скульптуре, декоративном искусстве. Присущая художнику универсальность, качественно отличная от искрометной артистической разносторонности мастеров рубежа XIX и XX вв., включала фундаментальное осмысление теории искусства, развитую педагогическую систему, собственно школу Фаворского, что без преувеличения позволяет назвать его талант близким по духу художникам-мыслителям эпохи Возрождения.

Первые навыки в рисовании Фаворский получил дома под руководством матери, урожденной Шервуд (дочери известного архитектора В. О. Шервуда). Позднее он посещал частную студию К. Ф. Юона (1903- 1905) и вечерние занятия по скульптуре в СХПУ.

После окончания гимназии Фаворский в 1905 г. поступил в Мюнхенский университет. Занимаясь на искусствоведческом отделении философского факультета, он одновременно учился в школе Ш. Холлоши и в дальнейшем считал его своим основным учителем по искусству.

Вернувшись в 1907 г. в Москву, Фаворский продолжил искусствоведческое образование в Московском университете и в 1913 г. защитил дипломную работу «Джотто и его предшественники». Буквицы к «Суждениям господина Жерома Куньяра» А. Франса, выполненные в 1918 г., принесли Фаворскому известность.

Растущая потребность нового общества в иллюстрированной литературе подсказывала художнику основное направление творчества. В 1920-х гг. им были созданы иллюстрации к книгам «Кремль. Свердловский зал» (1921), «Эгерия» П. П. Муратова (1921), «Домик в Коломне» А. С. Пушкина (1922), «Рассказы о животных» Л. Н. Толстого (1929). Наиболее последовательно творческие принципы мастера отразились в работе над «Книгой Руфь» (1921). Начиная с обложки, титула, шрифта и вплоть до концовки оформление следует идее произведения, представляя единое пространственное изображение, которое не нарушает своим вторжением внутреннюю жизнь текста, а передает его стиль, не становясь при этом стилизацией. Стиль вещи Фаворский определяет как отношение предмета к пространству, которое, наполняя произведение, «создает мир в пределах, ограниченных рамой или контурами, бесконечно сложный и цельный».

В своем пластическом видении Фаворский обнаруживает близость к византийским мозаичистам, к Микеланджело, Врубелю. Фаворский соединяет в одном изображении не только близкие по времени события, но подчас наполняет пространство целыми эпохами. На фронтисписе «Книги Руфь» к дереву с раскинувшейся кроной, восходящей к библейской символике, склонилась молодая женщина, в линиях фигуры которой одновременно ощущаются и твердость и покорность своему долгу стать у истоков рода Давидова, насадить древо, увенчанное царской короной.

В серии гравюр «Годы революции» (1928) все пространство охвачено стремительным движением, калейдоскопом событий, пульсирующим центром которых предстает фигура вождя в окружении сподвижников; в портрете Ф. М. Достоевского (1929) насыщенный драматизмом фон-олицетворение действительности — напряженно сжал фигуру писателя, а наклон его головы и жесткие руки выражают непреклонное противодействие внешним силам.

Уже в ранних критических статьях, посвященных творчеству художника, отмечено его особое отношение к материалу гравюры. «Архаика Фаворского, — писал в 1923 г. А. М. Эфрос, — очерчивает себя эпохой первой зрелости ксилографии. Его область -последние десятилетия XV века и немецко-нидерландская почва». Фаворский, очищая деревянную гравюру от поздних технических и имитационных наслоений, приведших к утере ощущения материала (дерева), подчеркивает скульптурность гравюры, уподобляя ее рельефу.

В 1920−30 гг. Фаворский преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, заведовал кафедрой ксилографии. В 1923 г. был избран ректором Вхутемаса; с его руководством во многом связан расцвет этого учебного заведения в те годы. Собственно с учебной целью были написаны основные его теоретические работы: «Лекции по теории композиции» и курс «Теория графики».

В начале 1940-х гг. произошла стилистическая переориентация в творчестве Фаворского. Художник, отчасти вынужденный считаться с требованиями издательств, трансформирует формальную выразительность в тонкость обработки формы, изощренную технику штриха, психологическую глубину образов.

Получив возможность работать над наиболее интересными заказами, он концентрирует внимание на целостном оформлении книги, связанностью ее частей. В 1950 г. он создает наиболее «монументальную» свою работу этого периода — оформляет «Слово о полку Игореве»; затем иллюстрирует «Бориса Годунова» А. С. Пушкина (1954−55). Последняя работа в области книжной графики — «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (1959−61).

Впервые Фаворскому было предложено выбрать литературное произведение и формат издания, что обусловило изобразительную свободу художника, позволившую ему обобщить лучшие стороны своего раннего и позднего творчества. Книге задан подчеркнуто горизонтальный строй, связывающий четыре произведения. Все ее элементы, по словам художника, служат для выражения ее серьезности, той страстности человеческих чувств, которой она полна.

Иллюстрации к «Каменному гостю» можно отнести к шедеврам творчества Фаворского. Ужин у Лауры и сцена дуэли, расположенные через несколько страниц, то есть разделенные поступательным движением литературного времени, наделены внутренней временной и пространственной взаимосвязью. Подчеркнутая статичность первой сцены с последовательно выстроенными планами взрывается стремительным ритмом сцены дуэли, в которой совмещены элементы предшествующего действия, настоящей и грядущей развязки. Неубранный стол на Переднем плане напоминает о только что закончившемся спокойно ужине; следующий план — молниеносный поединок (как у Пушкина) — порывистое настоящее; далее — Лаура, отвернувшаяся от ужаса происходящего, но так, что изобразительно она как бы прижимается к голове Дона Гуана — это то, что последует сразу же после дуэли; и наконец, тень от руки и эфеса шпаги Дона Гуана, превращенная в зловещий крест, нависший над всем происходящим, — это и есть развязка трагедии. Так в гравюрах художника «время входит в композицию и композиция становится сложной, многоплановой».

Фаворский и в жизни, и в общественной деятельности, несмотря на множество тяжелых и сложных моментов, связанных с меняющимися взглядами власти на искусство, ряд трагедий личного плана (в годы Отечественной войны у него погибли оба сына), оставался верным своим принципам. Он воспринял и официальное признание с достоинством мудреца (в 1962 г. Фаворский стал лауреатом Ленинской премии, в 1963-м ему присвоили звание народного художника СССР). Однажды на вопрос своего ученика о будущем советского искусства Фаворский ответил по-евангельски: «Нужно так: Богу Богово, а Кесарю Кесарево, — и добавил: — Надо только, чтобы было построено пространство… Все, что мы делаем, чему-то служит».

artchive.ru

Биография художника Фаворский Владимир Андреевич

15 марта 1886 (Москва) — 29 декабря 1964 (Москва)

Живописец, график, скульптор.

  • Фаворский Владимир Андреевич

Родился в семье юриста. Первые навыки в рисовании получил дома под руководством матери — художницы С. О. Шервуд. В 1903–1905 занимался в школе-студии К. Ф. Юона, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище.

В 1906–1907 продолжил образование в частной академии Ш. Холлоши в Мюнхене. Одновременно слушал лекции К. Фолля по философии в Мюнхенском университете. Путешествовал по Италии, Австрии, Швейцарии. В 1909 возвратился в Москву.

В 1909–1913 учился на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета Московского университета, защитил дипломную работу по теме «Джотто и его предшественники». В том же году совместно с Н. Б. Розенфельдом перевел на русский язык работу А. Хильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».

В 1915–1917 и 1919–1921 служил в армии. В 1918–1919 сотрудничал с кукольным Театром марионеток, петрушек и теней. В 1922 вступил в объединение «Четыре искусства». Работал преимущественно в технике ксилографии. Много занимался книжной графикой, оформил «Суждения господина Жерома Куньяра» А. Франса (1918), «Кремль. Свердловский зал» (1921), «Эгерия» П. П. Муратова (1921), «Домик в Коломне» А. С. Пушкина (1922), «Фрамарь» А. П. Глобы (1923), «Книга Руфь» (1925), «Рассказы о животных» Л. Н. Толстого (1929), «Рассказы» Б. А. Пильняка (1932), «Новая жизнь» Данте (1934), «Гамлет, принц Датский» У. Шекспира (1941). В 1925 за свои гравюры на дереве он получил Гран-при на Международной выставке в Париже.

Создал эскизы костюмов и декораций к спектаклям «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1933) во Втором МХАТе и «Мольба о жизни» Ж. Деваля (1934) во МХАТ. Занимался также станковой графикой и монументальной живописью. В 1928 создал серию гравюр «Годы революции». В 1933 выполнил фрески в Музее охраны материнства и младенчества, в 1937 — композиции-сграффито в Доме моделей в Москве (не сохранились). В 1937 художник принял участие в оформлении павильона СССР на Всемирной выставке в Париже и был удостоен Гран-при за эту работу.

В 1921–1929 преподавал во ВХУТЕМАСе (ВХУТЕИНе), заведовал кафедрой ксилографии графического факультета. В 1923–1925 занимал также пост ректора Мастерских. В 1920-х написал ряд работ по теории композиции и оформлению шрифтов. В 1930–1934 был профессором Полиграфического института, в 1934–1938 — профессором Московского института изобразительных искусств. В 1936–1941 — консультантом мастерской монументальной живописи при Всероссийской Академии архитектуры. Среди его учеников А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков и многие другие.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Среднюю Азию. В эвакуации выполнил цикл линогравюр «Самарканд» (1942–1944). В 1942 по 1948 преподавал на кафедре керамики Московского института прикладного и декоративного искусства. Среди наиболее значительных работ послевоенного периода иллюстрации к «Сонетам» У. Шекспира (1948), сборнику «Роберт Бернс в переводах С. Я. Маршака» (1950), «Слову о полку Игореве» (1953), «Борису Годунову» А. С. Пушкина (1956).

В 1958 на Всемирной выставке в Брюсселе был награжден золотой медалью за мозаику «1905 год». В 1962 был удостоен Ленинской премии за работу над изданием «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. В том же году избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1963 ему присвоено звание «Народный художник СССР».

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Фаворский вошел в историю искусства как выдающийся художник книги, виртуозный мастер гравюры на дереве. В своем творчестве он развивал синтетическую концепцию оформления книги, предполагающую объединение сюжетных иллюстраций, шрифта и заставок в целостный ансамбль. Его индивидуальный стиль сложился под большим влиянием стилистики символизма и модерна, но вместе с тем он вобрал в себя новации мастеров авангарда, в частности кубизма. Для работ 1910-х — 1930-х характерна лаконически-экспрессивная символика, любовь к черному, почти осязаемому штриху. С середины 1930-х художник все чаще использовал белый штрих, позволяющий добиться более живой передачи света и движения.

В целом творчество Фаворского сложно уложить в рамки каких-либо направлений искусства ХХ столетия или русского авангарда 1920-х годов. Вместе с тем он возглавлял институт, выработавший новаторскую систему художественного образования, был реформатором искусства книги.

Произведения мастера находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Показать цены на работы художника

artinvestment.ru

Записи блогов | G.Bedarev | ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ ФАВОРСКИЙ

ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ ФАВОРСКИЙ

Smallest avatar originalMain original

ВЛАДИМИР АНДРЕЕВИЧ ФАВОРСКИЙ

Фаворский Владимир Андреевич (1886–1964) — русский график и живописец. Как то, говоря об иллюстраторах,Фаворский сказал: «Они делают иллюстрации, а я делаю книги». И правда, оформленные им книги поражают особой,целостной пространственной динамикой всех элементов: от обложки, титула, шрифтов до последней страницы.Развивается во времени литературный текст и вместе с ним развиваются во времени иллюстрации великого мастера.Кого бы ни иллюстрировал Фаворский — У. Шекспира, А. Пушкина, Л. Толстого, его художественные образы удивительносозвучны гениальным строкам. Фаворский не просто художник, он необыкновенное, уникальное явление русской культуры.Он стремился понять, осмыслить внутренние законы творчества, писал глубокие статьи и книги, выступалс лекциями, он, увлекшись ксилографией, вернул ей ее былую славу. И это после почти трехсот лет упадка.Его книги напоминают архитектурные сооружения. Анализируя последнюю работу Фаворского — оформление«Маленьких трагедий» А. Пушкина, искусствоведы проводят прямые аналогии с архитектурными конструкциями.

Владимир Андреевич Фаворский родился 14 марта 1886 года в Москве в семье юриста. Его мать, Ольга Шервуд,была художницей, дядя — архитектором. Фаворский учился у И. Дуди-на в частной художественнойшколе К. Юона, по вечерам посещал занятия по скульптуре в Строгановском училище. Окончив в 1905году 5-ю московскую гимназию, Владимир поехал в Мюнхен, где занимался в частной художественной академиипрофессора Шимона Холлоши и одновременно слушал лекции по искусству К. Фолля на филологическом факультетеМюнхенского университета, потом предпринял путешествие по Италии, Австрии, Швейцарии.

Первые опыты в гравюре Фаворский начал в 1907–1908 годах, когда учился на искусствоведческом отделенииисторико-филологического факультета Московского университета. Его дипломная работа была посвящена творчеству Джотто.

В 1911 году Фаворский показал на XVIII выставке Московского товарищества художников свои деревянныескульптуры «Шахматы», а в следующем году — гравюры на дереве. В этой технике Фаворского привлекалатрудность исполнения (он использовал твердый как камень самшит) и необыкновенная эффектность готовыхоттисков. Ксилография позволяет в малом показать монументальное. Даже в двух цветах — белом и черном —Фаворский увидел множество самых разных градаций — «белое массивное» и «белое воздушное», белый штрихяркой молнии и блестящей воды, блестящего оружия, кольчуг… Еще больше может сказать черный, о которомсам художник писал: «Черным пятном и штрихом передаешь и мрачную тучу, и темную зелень дуба, и масть коня,и плащ воина, и темно-красное знамя». В 1912 году Владимир Фаворский женился на художнице Марии Дервиз.Художниками стали и два их сына, Иван и Никита, и дочь Мария. Особенно высоко ценили талант Никиты,который был гравером, иллюстратором. В 1941 году ему исполнилось двадцать шесть лет, его брату Ивану — семнадцать.Они оба погибли на фронте.Фаворский не может быть назван виртуозом, способным покорить зрителя одной изысканностью своих приемов.Мастер, пытаясь уйти от сухости гравюры, пытался в ряде работ привнести в них живописные приёмы.В выполнении гравюр Фаворского помимо уверенности руки чарует еще его неповторимое туше, то твердое,уверенное, мужественное, то нежное, бережное, как прикосновение к клавишам пианиста. Но перед работамиФаворского можно забыть о его безукоризненной технике. Они согревают теплом, любовным отношением к миру,поднимают человека, внушают ему благоговение, исполняют его неподдельным восхищением. Скромные по размерам,как бы подсобные по значению, книжные иллюстрации Фаворского воздействуют, как большое искусство.Все задуманное, прочувствованное и пережитое художником выражено в них языком пластических форм.Гёте метко определил силу подлинного искусства, которую мы угадываем в работах Фаворского:

Und keine Zeit und kerne Macht zersriickelt

Gepragte Form, die lebend sich entwickelt

(Ни время, ни власть не могут раздробить чеканную форму, которая живет и развивается.)

illustrators.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта