Смерть Марата. Картина марат
Смерть Марата — википедия фото
Это статья о картине. Статью о фильме см. Смерть Марата
«Смерть Марата» (фр. La Mort de Marat) — картина французского художника Жака Луи Давида, является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской Революции.
Картина повествует о судьбе Жана Поля Марата, журналиста радикальной газеты «Друг народа», лидера якобинцев. Марат был одним из наиболее ярых сторонников якобинского террора. Заболев кожной болезнью, Марат не выходил из дома и, чтобы облегчить свои страдания, принимал ванны. 13 июля 1793 года он был заколот ножом в своей квартире дворянкой Шарлоттой Корде.
Надпись на деревянной тумбе — авторское посвящение: «МАРАТУ, Давид». В руке Марата зажат листок с текстом: «13 июля 1793, Мари Анна Шарлотта Корде — гражданину Марату. Я несчастна, а потому имею право на вашу защиту». На самом деле Марат не успел получить эту записку — Корде убила его раньше[1]. Хотя многие исследователи утверждают, что эпизод с запиской был полностью выдуман художником, чтобы ещё больше подчеркнуть драму. Его поза и рана чуть ниже ключицы напоминает образ Иисуса, в момент снятия с креста. Сумбурное и хаотичное убийство тщательно редактируется художником и походит на мученичество. Положение правой руки, напоминает фигуру Иисуса в картине «Погребение Христа» (иногда «Положение во гроб»), авторства Караваджо.
Давид поднес картину Конвенту. В своей речи депутатам он сказал:
"Народ обращался к моему искусству, желая вновь увидеть черты своего друга... Я услышал голос народа, я повиновался ему. - Спешите все! Мать, вдова, сирота, угнетенный солдат, все вы, кого Марат защищал до конца своей жизни, приблизьтесь! И посмотрите на своего друга. Того, кто стоял на страже, уже нет. Его перо, ужас изменников, выпадает из его рук. О, горе! Ваш неутомимый друг мертв!".[2]
Картина была крайне популярна, существует несколько повторений авторских и художников его школы («Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе, «Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне, «Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль).
По достоинству оценил полотно Бодлер, по его определению Марат, являет «перед нами трагедию, полную живой боли и ужаса». «В картине есть что-то нежное и одновременно щемящее; в холодном пространстве этой комнаты, меж этих холодных стен, над холодной зловещей ванной парит душа».[3]
В настоящее время картина находится в Брюсселе, в собрании Королевского музея изобразительных искусств.
На этот сюжет писали картины и другие художники. Например:
- «Убийство Марата», Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
- «Убийство Марата», Антуан-Жозеф Вирц — музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.(в Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины, а в 1996 году она была размещена на почтовой блокмарке).
- «Шарлотта Корде. Смерть Марата — Жюль-Шарль Авье. Руан. Художественный музей.
- «Смерть Марата», 1927-29, ГТГ, Гончаров А.Д. (прослеживается влияние экспрессионизма)
- «Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинцев Тулузе.
На картине Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде» (1860, Музей изящных искусств в Нанте).
org-wikipediya.ru
Смерть Марата — история и её художественные воплощения
У меня была статья про фильм, посвященный этому сюжету:
Нда, печальная история, как революционерка убила революционера.
И, действительно, эту картину я помню с детства. Мне тогда казалась странной ситуация с убийством в ванной. Сейчас это конечно вполне нормально, что чиновник принимает незнакомую ему посетительницу в ванной. Но советскому пионеру, воспитанному в консервативных традициях, это казалось весьма странным. Только потом я узнал, что Марат страдал заболеванием кожи. Потому он почти непрерывно сидел в ванне. Но наши учителя про болезнь ничего не говорили. Оттого ситуация преобретала какой-то странный сексуальный оттенок.
Жуткая смерть. Человек в ванне, голый, чувствует себя беспомощным. Представляю: Сидишь ты в ванне. Какая-то сельская дурочка мило щебечет, рассказывая про врагов народа, которых надо непременно казнить. Милая идиллия. И тут вдруг девица достаёт из пышного бюста огромный нож. Нож устрашающе блестит в интимной полутьме. А девица говорит: "Марат, ты был неправ!" И тут ты понимаешь, что ты голый, и у тебя поблизости нет никакого оружия. Жуть.
А вообще забавно жили французы в те времена. По крайней мере, умирали они от чего угодно, но не от скуки:)
Иногда в ванной люди умирают, и некоторые из подобных смертей становятся легендарными. Как, например, случилось с лидером группы Doors. Несмотря на то, что достоверно известно — умер Мориссон не в ванной, Оливер Стоун в своей картине «Дорз» увековечил этот миф. Показав символическое омоложение растолстевшего Моррисона, возврат того былого Диониса, который, умерев, навечно остался молодым и прекрасным, он раз и навсегда создал ещё один великолепный миф.
В некоторых случаях смерть происходит насильственно. Случается, что и такие смерти тоже становятся легендой. Причём, по прошествии времени мифом становится тандем "убийца — жертва", именно так в спайке, а не по-одиночке. О таком случае и пойдёт сегодня речь.
Наверное, самая известная (после, конечно, архимедовской) ванна в истории, и уж точно самая знаменитая в живописи — это ванна, в которой был убит Жан-Поль Марат. 13 июля 1793 года молодая 25-тилетняя девушка своей недрогнувшей рукой заколола самого жестокого теоретика-обоснователя кровавого террора Французской революции, призывавшего затопить Францию в крови 200 000 «врагов революции и народа» (в противовес этим несчастным себя он называл «Другом народа»). Звали девушку-убийцу Шарлотта Корде, она была внучкой знаменитого поэта Корнеля.Вот как об этом пишут историки:«История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде. Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство. Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты».
А вот, что сказала сама Шарлотта Корде, ненадолго пережившая свою жертву (17 июля 1793 года она была публично казнена на гильотине):«Стыдно за преступление, а не за эшафот».
А такие посмертные слова приписал (точнее, пририсовал) Марату Жак Луи Давид на своей картине «Голова Марата»:«Они не могли меня купить, и убили».
Убийство Марата нашло отражение во многих произведениях живописного искусства, самой знаменитой из них стала картина Жака Луи Давида «Смерть Марата» (вверху), лично мне она знакома ещё из школьного учебника истории. Но не только Давид запечатлел это драматическое событие. Известны также обращения и других художников к этой теме. С совершенно других точек зрения.
Например, на картине другого француза, Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде»
А вот ещё одна картина, описывающая произошедшее — «Убийство Марата», пера Антуана Йозефа Виртца.
В 1996 году она была размещена на почтовой блок-марке.
В Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины.
Ещё одна версия - от Жюля-Шарля Авье:
Ниже картина, имя автора которой, к сожалению, мне не известно.
Обращались к этому сюжету и наши художники, например, Андрей Гончаров.
Владимир Алёхин.
Сразу же после совершения убийства вышло множество графических рисунков, авторство которых я тоже определить не смог. Если вдруг кто-то сможет подсказать мне — не откажите в любезности.
А некоторые художники, увидели это событие так.
Эдвард Мунк показал мёртвого Марата вне ванной.
Есть несколько пуританских изображений, на которых убитый был облачён в верхнюю одежду.
Наш соотечественник Денис Жуков, вообще, поместил Марата в лесу под берёзками, а Шарлотте в руки вручил пистолет (что ж, каждый художник имеет право на своё видение).
Интересна также и следующая картина, в которой Марат отсутствует, но зато есть Шарлотта Корде (если её можно узнать в этом существе...) в ванной!
А напоследок вот такая американская интерпретация — картина Сандро Бирка «Смерть Мануэля»ПС. Не обошёл эту тему и кинематограф — например, в фильмах "Караваджо", "Наполеон", "О Шмидте", "Бойцовский клуб", "Крёстный отец 2" вполне себе угадывается образ, знакомый из живописи.
pulemjotov.livejournal.com
Смерть Марата или Хорошая трава росла и в XVIII веке.
Будучи в Тулузе, забежала в музей, где обнаружилась "Смерть Марата" Рока. Подумав, решила сделать небольшой пост. Тема-то была популярная, кто этого трибуна только не рисовал! Ну, конечно, самая известная картина - давидовская.Смерть Марата. 1793. Давид. Королевский музей изящных искусств. Брюссель.
Ну, об авторских копиях и вариантах я сейчас говорить не буду. Их столько понаделали, что сейчас каждый приличный музей изящных искусств в Европе имеет свою "Смерть Марата" à la David. Кому интересно - милости просим в хвост поста. Там я все найденные варианты выложила.
Шарлотта Корде, подающая письмо Марату 13 июля 1793 года. 1793. Неизвестный художник французской школы. Лувр.Смерть Марата 13 июля 1793 года. 1794. Hauer. Ламбине.
Убийство Марата. Конец XVIII века. Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.
Убийство Марата Шарлоттой Корде. 1793. Неизвестный художник фр. школы. Лувр.
Граверы не отставали от художников. Далеко не каждый гражданин мог позволить себе купить картину. Но эстампы стоили дешево, не удивительно, что они были очень популярны.
Смерть Марата. Нац. Библиотека Франции.
Смерть патриота Жана Поля Марата, члена Национального Конвента. Нац. Библиотека Франции.
Убийство Марата. XVIII в. Неизвестный художник. Карнавале.Интересно, что по композиции следующий рисунок очень похож на этот. И поза Шарлотты, и собака, и человек с пикой, и карта на заднем плане. И при этом явно не копия. Оба художника рисовали по рассказам очевидцев?
Убийство Марата. Гравюра Берто по оригиналу Свебаш-Девонтена. Нац. Библиотека Франции.Извините, немного обрезаны края, целиком в сканер не влезает.
Убийство Марата. Гравюра Оке. Нац. Библиотека Франции.
Убийство Марата. Неизв. художник. Эстамп. Нац. Библиотека Франции.
У художников, конечно, была разная степень мастерства и информированности. Большинство из них ни Марата, ни Корде в глаза не видели, так что особого портретного сходства ожидать не приходится. Композиция тоже варьировалась. Но хоть ванна на картине была и то слава богу. И авторы были вполне вменяемые люди. А сейчас показываю гравюру, которая прямо свидетельствует что с забористой травой и в XVIII веке все было в порядке.
Робеспьер, входящий в квартиру Марата. Гравюра неизвестного художника. Карнавале.Извините, немного обрезаны края, целиком в сканер не влезает.
Дальше - тоже занятная вещица. Раньше я показывала картины и гравюры французские. И художники более-менее были в курсе дела. Но иностранцы тоже не сидели сложа руки. И то, что они с Маратом знакомы не были еще полбеды. Написано под картиной Марат - значит Марат. А что не похож ни полраза, то так художник увидел. Имеет полное право! Хуже было то, что зарубежные мастера никак не могли поверить в то, что джентльмен мог принимать даму, сидя в ванной. Это же на comme il faut! Похоже, особенно этим страдали авторы, работающие в Англии.
Смерть Марата. 1794. Гравюра Скьявонетти по рисунку Пеллегрини. Гравюра вышла в Англии. Нац. Библиотека Франции.
Смерть Марата. 1794. Гравюра Скьявонетти по рисунку Пеллегрини. Гравюра вышла в Англии. Нац. Библиотека Франции.
Вторая Жанна д`Арк или Убийство Марата Шарлоттой Корде из Кана в субботу 14 июля 1793 года. Гравюра Cruikshanka`а.Интересно, что тут не только композиция не верна, но и дата: 14 июля вместо 13.
Немцы прикололись по-своему. Романтизм, сентиментализм, готические романы, страшные сказки... Трогательный скелет в правом углу видите?
Шарлотта Корде, убивающая якобинца Марата. Немецкий эстамп. Нац. Библиотека Франции.
Тема продолжала оставаться популярной и в XIX столетии.
Убийство Марата. Гравюра из книги Дюлора "Исторические эскизы основных событий Революции" (1823 г. издания)Правда, лично мне кажется, что это еще гравюра XVIII века. Но следующие - точно XIX.
Гравюра из серии "55 сцен Революции, империи и Реставрации". XIX в. А.-Ф.-Э. Филиппо. Мальмезон.Интересно, что "Революция" и "Реставрация" написаны с большой буквы, тогда как "империя" - с маленькой.
Шарлотта Корде. 1860. П. Ж. А. Бодри. Музей изящных искусств в Нанте.
Смерть Марата. 1865. Гр. Я.-А. Дюрель-Марка из книги Тьера.
Убийство Марата. 1880. Ж. Ж. Weerts. Музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.
Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинов в Тулузе.
Даже за океаном, в Мексике, нарисовали Марата.
Смерть Марата. 1875. С. Ребуль.
А сейчас - в качестве бонуса для тех, кто добрался до конца - варианты давидовского полотна. Интересно, что картины, в принципе, один в один. А вот надписи на деревянной подставке различаются. А кое-где и вовсе отсутствуют.
Смерть Марата. 1793. Дж. Дж. Серанджелли по ор. Давида. Лувр.Вспомним, что на оригинале было написано "Марату. Давид", а здесь - "Не сумев меня подкупить, они меня убили".
Убитый Марат. XVIII в. Мастерская Давида. Лувр.
Смерть Марата. Давид (возможно). Галерея Туркен (Париж).
Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Реймсе.
Смерть Марата. Ок. 1793. Мастерская Давида. Музей изящных искусств в Дижоне.
Жан Поль Марат, убитый в ванне 13 июля 1793 года. XIX в. Ж.-М. Ланглуа по ор. Давида. Версаль.
P.S. Я не рассматривала варианты и коллажи XX и XXI века.P.P.S. Картинки кликабельны.
catherine-catty.livejournal.com
Смерть Марата-3 - tito0107
Жан-Жак Гойер. Портрет Шарлотты Корде, 1793.В первые годы после убийства Марата личность убитого затмила сам факт убийства. «Друг народа» обрел ореол мученика, и во многом Давид этому способствовал.Позднее, художников занимает сам акт. Похоже, в сюжет привносится некий мелодраматический момент: молодая женщина убивает своего врага-мужчину. Пробравшись в его покои… Ничего не напоминает?Артемизия Джентиллески. Юдифь и Олоферн.
Шарлотта Корде становится новой Юдифью, а Марат – Олоферном. Мужчина, юная женщина, ванна… Образ Шарлотты романтизируется.
Сантьяго Ребулл. Смерть Марата, 1875.Поль Бодри. Шарлотта Корде. 1860 (или 1868)Здесь акценты явно смещены. Главный герой – Шарлотта Корде. Тело Марата (явно без влияния Давида здесь не обошлось) на переднем плане выглядит жалко. Прирезала мужика и сама же испугалась: что дальше будет?)))А дальше будет вот что:
Жан-Жозеф Виртс. Убийство Марата. Ок. 1880.
Здесь труп Марата воспринимается как элемент интерьера. Главные герои: убийца и толпа, порывающаяся схватить ее. Картина очень пафосная, ср. с гравюрой, созданной по горячим следам:
Постепенно реальная подоплека дела как-бы забывается, и акт убийства Марата начинает выглядеть, как месть за поруганную честь.
Э. Мунк. Смерть Марата -I.1907.
И "Смерть Марата-2". 1907Вторая явно имеет Давида в качестве первоисточника. А первая картина, похоже, получила название по аналогии со второй. Впрочем, не исключаю "Смерть Марата-2" - более ранняя
Вот две современных картины на этот сюжет.
Иржи Сурувка (род. 1961) Смерть Марата
Здесь, как и у Мунка – опять постельная сцена в экспрессионистском духе. Мунком и вдохновлялся, надо полагать.
Денис Жуков. Смерть Марата. 1998
А тут и вовсе все разворачивается в лесу. Марат лежит в позе академического натурщика, изображающего убитого Авеля, Шарлотта Корде держит в руках пистолет. Картина слабоватая, ИМХО.
Завершу видеоряд произведением, где мелодраме места не остается.
А. Гончаров. Смерть Марата. 1927.Здесь – явная отсылка к Давиду в плане композиционного строя картины. А руки Марата – как у одной из жен-мироносиц с иконы «Положение во гроб», или как у девочки на шаре. Хорошая картина, мне нравится…
Смерть Марата-1Смерть Марата-2
tito0107.livejournal.com
Смерть Марата (История картины) - Брауновское движение
13 июля 1793 г. Друг народа не вылезал из ванны. Весь последний месяц он проводил в ванной большую часть суток. Теплая вода помогала снимать невыносимый зуд от кожного лишая, особенно донимавшего в жару. Симона Эврар, верная спутница великого революционера, подливала кипяток, стараясь не испортить сочинения своего кумира.Друг народа заметно осунулся. И верно, не одна лишь кожная болезнь была тому виною. Крупный нос, словно клюв стервятника, навис над бескровными губами. Взгляд, от которого трясло пол-Франции, потускнел, и мутная пелена время от времени заволакивала впавшие глаза.- Да он не жилец на этом свете,- отметил бы проницательный наблюдатель, доведись ему проникнуть в квартирку на улице Кордильер, 30.- Свиньи проклятые,- шептал Марат, уныло глядя в грязное окно. - Пока Конвент занимается преступной болтовней, жирондисты накапливают силы в провинции, а их вожди призывают штурмовать Париж. Мало крови пустили врагам Революции."Мало, ох, мало",- поддакнули в пустом углу.- 200 тысяч деревьев в столице и на каждом должен висеть противник свободы, на каждом!,-крикнул Друг народа.В углу молчали.-Вот, простой гражданин пишет: "Что с тобой, Марат?! Проснись, страна в опасности!" Или вот, утром передали... Симона, принеси, черт возьми, миндальное молоко! И куда я девал письмо от этой девицы, как ее...- Корде, - скривилась сожительница, подавая конверт. - Утром я не приняла ее и не позволила мешать Марату. Так потаскушка обещала зайти еще раз.Симона по-прежнему ревновала к нему женщин. Друг народа, даже больной, оставался великим человеком."Гражданин, я приехала из Кана. Ваша любовь к отечеству заставляет меня предположить, что вы с интересом узнаете о несчастных событиях в этой части республики. Я приду к вам около часа. Будьте добры, примите меня и уделите мне минуту для беседы. Я предоставлю вам возможность оказать большую услугу отечеству.______________________________Шарлотта Кордэ".Дверной колокольчик заставил гражданку Эврар встрепенуться. На пороге, прислонясь к стенке, стояла высокая девушка, та самая, что приходила утром. Нарядное, немного провинциальное платье.. Со вкусом подобранная шляпа. Сразу видать, что дворянских кровей. На вид 22-26 лет. И миловидная.- Что угодно?,- гаркнула Симона.- Мне угодно... Могу я переговорить с Жаном-Полем Маратом, Другом народа?- Боюсь, не выгорит сегодня твое дельце, милашка. Мы не принимаем посетителей.- Но это очень важно . Речь идет о безопасности республики. Я обязана передать...- Симона, если ко мне, впусти!- крикнул Марат, сидя в ванной.Гражданка Эврар пожала плечами и подвинулась неохотно, равно настолько, чтобы девушка смогла протиснуться в прихожую.- Ишь, дрянь, вырядилась. " По важному делу!" А у самой, небось, женишок в тюрьме и грозит ему эшафот. Будем мы из-за всякого дворянишки отрываться от работы.Внезапно она насторожилась, услыхав возбужденные голоса и треск упавшего стула.Симона вихрем ворвалась в комнату, где помещалась ванная. И застыла, пораженная увиденным. Марат корчился в красной от крови воде, безуспешно пытаясь вырвать из груди нож, загнанный по самую рукоятку. Он глухо хрипел, силы и жизнь оставляли его измученное тело.- Шлюха!-завизжала Симона, обретя дар речи. - Держи, она убила Марата!Шарлотте Корде не удалось выбежать на лестницу. Ее оглушили, повалили на пол и стерегли до прихода сил правопорядка.Через три дня набальзамированный труп Друга народа выставили напоказ полуголым, укутанным национальным флагом, словно простыней. Живописец Давид, соратник покойного по борьбе, главный устроитель траурной церемонии, придал Марату фривольно-торжественный вид купальщика. Ставшая знаменитой ванна красовалась неподалеку. При желании, на ее стенках можно было разглядеть следы крови.После торжественных похорон всенародная скорбь вылилась в появлении бесчисленных бюстов, статуэток, украшений, призванных увековечить память Марата. Были созданы оперы и переименованы улицы. Родители называли родившихся мальчиков именем национального героя. Давид, оплакивая горячо любимого друга, написал знаменитое полотно "Смерть Марата", за что скромно попросил 24 тысячи ливров. Правда, получил ровно половину.Шарлотту Корде казнили 17 июля. Под косой нож гильотины она легла сама, при огромном стечении народа. Когда деревянный ошейник с прорезью пригвоздил ее к плахе, Шарлотта еще успела улыбнуться стоящему неподалеку Робеспьеру. А через секунду-другую, под рев возбужденной от крови толпы, палач отвесил пощечину мертвой голове.Причудливое время расставило все по местам, возздав каждому из участников трагедии.Вдохновитель массовых убийств Жан-Поль Марат нашел успокоение на скромном парижском кладбище. Однако, то ли могила его получилась неглубокой, то ли сказались козни неблагодарных потомков, но размыли дожди бренные останки и были выброшены они прочь. Исторгнуты землей, так сказать. Не задержалось в народной памяти его имя, ибо не любит народ террористов.Образ мадемуазель Корде, внучки великого Корнеля, вдохновил немало художников и поэтов, воспевших подвиг борьбы против тирании, а на Всемирной выставке 1889 г. был выставлен череп Марианны-Шарлотты Корде, героини Франции.Симона Эврар, не состоявшая в законном браке ( если не считать сомнительную церемонию в присутствии Верховного Существа ), получила официальный титул "вдовы Марата". На дальнейшую ее непростую жизнь это, впрочем, мало повлияло.Знаменитая картина Давида живет своей тихой жизнью в брюссельском музее. И как упоминает энциклопедическая статья:"Смерть Марата" считается шедевром Давида. Она была написана по непосредственному впечатлению от той обстановки, в которой художник в последний раз видел Друга народа. Голова убитого, завёрнутая в тюрбан, бессильно свесилась набок, одна рука упала на пол, другая ещё держит бумагу. Голые стены, деревянный обрубок вместо стола, примитивная чернильница - всё гармонирует с общей обстановкой убийства. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг; чурбан, на котором стоит чернильница, - надгробием с надписью: "Марату - Давид". Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и страдания. Тёмный фон, резкий свет и чёткая устойчивая светотеневая моделировка усиливают чувство отрешённости от всего случайного."Вот и все. Хотя нельзя не упомянуть еще об одном участнике событий. Знаменитая ванна, из декорации к драме превратившаяся в полноправное действующее лицо. После похорон она отправилась на площадь Карусели, где была вмонтирована в памятник Марату. Когда памятник разрушили, следы ванны надолго затерялись. Однако в конце XIX века некий провинциальный аббат Ла Косса божился, что реликвия, доставшаяся ему от графини де Сент-Илер, и есть та самая, с улицы Кордильер. Теперь ванна покоится в музее восковых фигур Гревена. И сбегать никуда не собирается.
ramires10.livejournal.com
«Смерть Марата» - выдающаяся картина революционера и художника Ж. Л. Давида
К началу XIX века общепризнанным лидером среди французских художников был Жан Луи Давид - самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи и чуткий летописец своего бурного времени. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции - времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI), революции, консульства, империи, реставрации Бурбонов, - он был не только художником, но и известным общественным деятелем. Этот живописец был связан с передовыми идеями и революционной борьбой масс. Давид родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. Как художник он начал свою деятельность в 1760-е годы, когда неоклассицизм начал свое распространение во Франции и в других европейских странах. Стремясь получить хорошую живописную школу, в 1766 году Давид становится учеником парижской Академии художеств. Педагогическая система его учителя - известного живописца Ж.М. Вьена - основывалась на требовании достижения «правда и величия» на основе излучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Полученная Давидом первая премия на Римском конкурсе в Академии давала ему право на совершенствование мастерства в Италии в качестве пенсионера Французской академии в Риме. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности.
Когда грянула революция, Давид в сентябре 1792 года был избран депутатом в Конвент, высший законодательный и исполнительный орган Первой республики, а после переворота 31 мая 2 июня 1793 года, когда к власти пришли якобинцы, фактически стал проводником правительственной политики в области искусства. Давид руководил также организацией национальных празднеств; в его задачи входило и прославление погибших революционеров, официально объявленных «мучениками свободы». Он отбросил иносказания и обратился к непосредственному изображению действительности, запечатлел черты людей, отдавших свою жизнь за революцию.
Шедевр Давида тех лет - «Смерть Марата» (1793, Музей современного искусства, Брюссель). 13 июля 1793 года, спустя полтора месяца после якобинского переворота, один из его вдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743 - 1793) был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлота Корде, нормандской аристократкой, правнучкой знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Выступая в Конвенте, Левассер воскликнул: «Над нами занесен убийцами кинжал! Укрепим, насколько возможно, нашу политическую деятельность!» Давид, посетивший Марата накануне его смерти, а затем назначенный распорядителем похорон, хорошо знал обстоятельства убийства. Удар был нанесен Марату под правую ключицу, когда тот сидел в ванне: из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей - тело революционера было обезображено экземой.
Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. «Я писал ее сердцем», - говорил о своем шедевре Давид. Историческая достоверность картины сочетается здесь с эмоциональной насыщенностью образа от непосредственного впечатления той обстановки, в которой художник видел последний раз «друга народа». Рассказывая о событии, Давид ограничился лишь самыми необходимыми деталями: безвольно поникшее тело, кровоточащая рана, орудие убийства и письмо, которым воспользовался убийца, чтобы его впустили в дом. Давид создал произведение, уподобленное величественному и строгому монументу. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг, чурбан, на котором стоит чернильница, - надгробием с надписью: «Марату - Давид». Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и сострадания, но тело писалось с натурщика, так как требовалась героизация революционера, который под кистью художника превратился в благородного античного атлета. Сумрачное пространство на заднем фоне - образ вечности, в которой должен остаться образ Марата, резкий свет и четкая устойчивая светотеневая моделировка усиливают чувство отрешенности от всего случайного. Художник монументализирует образное решение, подчеркивая его лаконизм и героику, его драматическую выразительность. Во всей композиции явно прослеживается аллюзия на изображения сцен снятия с креста и оплакивания Иисуса Христа. Линия христианства прослеживается и в изображении пера в руке убитого - перо в христианской иконографии было символом веры, надежды и любви - качествами, которыми в глазах современников, бесспорно, обладал Марат, и в изображении полотенца на голове Марата - явная аллюзия на терновый венец Христа. Картину Давида можно рассматривать в трех смысловых плоскостях: это и алтарный образ, и античный надгробный памятник, и исторический портрет.
В Лувре полотно пребывало недолго. После переворота 27 июля 1794 года и падения диктатуры якобинцев, картина вернулась обратно к автору. В 1886 году потомки Луи Давида передали ее в Королевский музей изящных искусств в Брюсселе, где она находится и по сей день.
Что касается автора картины, то после 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, он был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца, из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Дальнейшая судьба Давида оказалась самым тесным образом связанной с перипетиями французской истории. После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, он сделал Давида своим придворным художником. Но написанные по заказу полотна - «Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронация» и другие - при всех их художественных достоинствах все же уступали картинам революционных лет. Искусство Давида утратило революционную героику, оно стало холодным, парадным. Последние годы жизни художника прошли в эмиграции, куда он вынужден был отправиться после возвращение во Францию Бурбонов.
И все-таки, именно в картинах революционных лет, включая «Смерть Марата», Жан Луи Давид выступает как один из величайших реалистов в живописи нового времени.
13.07.2010
Мамонов Александр
www.illuminats.ru
Живопись Давид Жак Луи, «Смерть Марата», описание картины
Живопись XVIII в.
Вистории искусства Франции 80-е гг. XVIII в. стали переломным моментом. Позади – полтора столетия засилья т.н. придворного стиля, давшего жизнь рококо, а впереди – гроза Великой французской буржуазной революции. То, что еще вчера превозносилось как верх совершенства в живописи, сегодня самым беспощадным образом отвергается. Грядущая эпоха устанавливает свои идеалы. На смену рококо пришел революционный классицизм, и ярчайшим представителем этого жанра стал Жак Луи Давид.
Персонажами своих первых полотен он делает известных героев античности, выражая через их образы новые идеалы эпохи – свободолюбие, первостепенное значение гражданского долга. «Клятва Горациев» была первым крупным произведением Давида, к творчеству которого можно взять эпиграфом слова «Каждый должен служить отечеству своими талантами». Задолго до событий Великой французской революции Давид своим искусством призывал каждого к выполнению гражданского долга, и особенно отчетливо этот призыв прозвучал в картине «Клятва Горациев», за основу сюжета которой был взят легендарный эпизод древнеримской истории. В период вражды Рима с Альба-Лонгой трем братьям-близнецам из римского рода Горациев предстояло пойти на смертельный поединок с друзьями детства – братьями Куриациями из Альба-Лонги. Борьба городов решалась исходом этого поединка. Выбрав такой сюжет, Давид должен был ответить зрителю, как поступать, когда возникает противоречие между гражданским долгом и личными чувствами. Он мог показать колебания героев, акцентировать горе семьи, но на полотне все мысли и чувства героев настолько подчинены долгу, что практически не остается места домашним привязанностям. Отец Горациев поднимает мечи, и братья клянутся победить или умереть. Мать и сестры юношей, полные сдержанной печали, предстают как персонажи второстепенные – они нужны художнику только для полноты раскрытия сюжета.
Наиболее полно талант Давида раскрылся в годы революции. Член Конвента, товарищ Робеспьера и Марата, Давид имел возможность быть очевидцем всех значительных событий, которые могли быть положены в основу сюжета очередной исторической картины. Революционный период, вне всякого сомнения, наиболее значимый в творчестве Давида. За очень короткий (для художника) срок он создает сразу три замечательных картины, одна из которых «Смерть Марата» (1793 г.), стала вершиной его творчества.
Не случайно именно Давиду, знаменосцу революции, Конвент мог поручить эту работу. И художник блестяще с нею справился. Движимый неподдельным чувством скорби, Давид создал настоящий памятник «другу народа». Художнику удалось, как никогда более органично, совместить в этой работе черты портрета и картины на историческую тему. Правая рука Марата все еще сжимает перо, хотя жизнь уже покинула его, в левой руке – письмо Шарлотты Корде. У нижнего обреза холста художник изобразил орудие убийства – обагренный кровью нож. Давид придал формам поистине скульптурную монументальность, поэтому картина напоминает изображение скульптурной группы. Никогда более Давид не достигал такой художественной высоты, как в работе над этой картиной.
В конце столетия, после термидорианского переворота, Давид вновь возвращается к темам, навеянным античностью, однако этим его работам явно не хватает мощи, присущей полотнам восьмидесятых. Несмотря на это, в 1804 г. именно Давид становится «первым художником Наполеона». Это вовсе не значит, что его преданность делу Марата и Робеспьера была неискренней, – классицизм с одинаковой ревностью мог отстаивать идеи монархизма и республиканства, проклинать тиранию и воспевать тирана.
По заказу императора Давид написал несколько эффектных парадно-декоративных композиций и портретов, например «Коронование Жозефины». Поздние полотна Давида просты по композиции, главное внимание он обращает на внутренний мир модели, проявляя явно реалистические тенденции в своей манере письма. В 1816 г., после реставрации власти Бурбонов, Давид вынужден был покинуть Францию. Он уехал в Брюссель, но в последние годы своей жизни не создал значительных полотен, занимаясь в основном преподавательской деятельностью.
Три версии «Смерти Марата», а также другие картины Жака-Луи Давида
jivopis.org