Сочинение по картине А.П. Рябушкина "Московская девушка 17 века". Рябушкина картина


Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Рябушкин Андрей Петрович

Подобно своим учителям и старшим товарищам-передвижникам, изображение народной жизни Рябушкин считал своим кровным делом. Эта задача представлялась ему единственно важной и неисчерпаемой. Но в ее разработку он внес много своего, принципиально нового. Для него, родившегося и выросшего в семье деревенского иконописца, народный быт был целым поэтическим миром, который он очень любил, очень хорошо знал и очень верно изображал. Тонкое понимание исторически сложившихся художественных представлений крестьянства, проявляющихся во всех мелочах его жизни - костюмах, утвари, предметах обихода, поведении и обычаях, - пронизывает каждую работу художника...

Подобно многим русским художникам и писателям, Рябушкин наиболее яркое выражение красоты и национальной самобытной русской народной жизни видел в патриархальных чертах народного характера и быта. В особых исторических условиях России конца XIX столетия такая точка зрения была своеобразной формой протеста против капитализма, разрушавшего вековые устои крестьянской жизни, несшего в деревню нищету, болезни, кабак, опустошающую человека власть денег.

Повышенный интерес Рябушкина к красоте национальных обычаев, его любовь ко всему красочному, талантливому в народной жизни были связаны, конечно, с характером его дарования, с его творческими воззрениями и пристрастиями. Но личные склонности художника совпадали, как мы видим, с большим направлением общественной мысли и несли в себе глубокое содержание. Они питались страстным желанием Рябушкина утвердить художественные особенности народного мировосприятия как некий эстетический идеал.

Именно с этим связано обращение Рябушкина к русской жизни XVII века, когда все дорогие ему черты народного быта выступали в своем, можно сказать, классически чистом виде.

Новаторство Рябушкина в области исторической картины до сих пор по-настоящему не оценено. Он принадлежал к тому поколению русских исторических живописцев, самое появление и успехи которых были подготовлены великим Суриковым. Как тонко заметил один из биографов Рябушкина, лишь фоны исторических полотен Сурикова «дали толчок для изучения обыденных явлений прошлого С. Иванову, А. Васнецову и Рябушкину».

Действительно, народный быт XVII столетия, бывший для Сурикова лишь средой фоном, на котором развертывались трагические события истории, стал для названных художников одной из главных тем творчества. В сущности, так же как и Суриков свои искания они сосредоточили вокруг проблемы национального своеобразия Руси и путей ее развития. Но если Суриков эту проблему сопоставил прежде всего с борьбой народа с его протестом, его социальной драмой, то в творчестве, например, Рябушкина она получает иное преломление. Он связывает ее с эстетическими сторонами народного быта видя именно в них наиболее яркое проявление национальной самобытности русского крестьянства. В его творчестве поиски поэтического отодвинули на второй план тему трагедии народа, драматизм уступил место лирике, социальный анализ - поэтизации народного быта, стремлению утверждать его как прекрасное.

Подобная перестановка акцентов была характерна для многих художников, сверстников Рябушкина. Суриков масштабнее и значительнее своих последователей. Но они сказали свое новое слово в исторической живописи. И Рябушкину здесь принадлежит одно из почетных мест.

А.П. Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате

А.П. Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате

Ранние работы художника на историческую тему (не считая многочисленных заказных журнальных рисунков) представляют собой небольшие жанровые зарисовки быта XVII века. Они являются как бы прелюдией к тому расцвету исторической картины, который начинается в творчестве Рябушкина с середины 90-х годов XIX века.

Одной из первых работ «настоящего» Рябушкина было «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893). Рябушкин создает выразительные тины царских советников, медлительных тяжелодумов или, напротив, хитрых и лукавых но одинаково степенных и осанистых. Художник подчеркивает в их облике колоритное соединение мужицкой простоватости с азиатской роскошью и пышностью одежд.

В «Сидении царя Михаила Федоровича» уже в полную меру проявился интерес Рябушкина к художественной стороне русского быта, к национальному декору и орнаментике, составлявшим его неотъемлемую черту. Характерно, однако, что герои Рябушкина при всей своей выразительности еще напоминают переодетых в исторические костюмы статистов. В самом построении картины художник исходил прежде всего из принципа правдоподобия сцены, не уделяя достаточного внимания декоративно-пространственной цельности полотна. Отсюда орнаментальное узорочье покрытых богатым шитьем одежд и расписных стен палаты воспринимается как некий бытовой атрибут.

Надо сказать, что эта картина была одной из немногих попыток Рябушкина изображать определенных исторических героев. Чаще всего его привлекало в историческом прошлом нечто совсем иное: повседневная жизнь народа, характерные типы русских людей XVII века, их обычаи, нравы. Но не быт сам по себе, а его красота, не изобразительная достоверность, а историческая и поэтическая правда были его целью. Вот почему его картины бесконечно далеки от какого бы то ни было приземляющего бытовизма. В них есть то эмоциональное богатство, то обилие лирических нюансов, которые служат признаком подлинной поэтичности в искусстве. В картинах Рябушкина пленяет сплетение вымысла и точного знания исторического материала, веселой насмешливости и мечтательной грусти, чувства восхищения и легкой иронии. В его жажде подлинности, точности деталей таилась страстная любовь ко всему художественно выразительному в народной жизни, к ее пестрым контрастам, сочной красочности. Эта-то любовь и заставляла его от документальной точности идти к правде художественной, вскрывая в каждой изображаемой детали ее образный и поэтический смысл. Вот почему в картинах Рябушкина всегда ощущаешь ту свободу образной интерпретации прошлого, которая выше музейной правды, превращающей историческую картину в наглядное пособие.

А.П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день

А.П. Рябушкин. Московская улица XVII века в праздничный день

Вот одна из крупнейших картин Рябушкина - «Московская улица XVII века» (1896). Кажется, что слышишь нестройный шум, царящий на московской улице в дни весенней распутицы. Хохот и крики уличных зевак, гнусавое пение нищих, восклицания прохожих сливаются с чавканьем и бульканьем грязи под ногами. Все здесь живет, движется с той неподдельной естественностью, которая заставляет поверить в истинность происходящего. Рябушкин обыгрывает красочность, яркость, узорное богатство одежд XVII века, всячески заостряя декоративную выразительность цветовых отношений и пятен. Поэтичны и остры характеристики различных типов посадских людей того времени. Здесь и скромно потупившаяся девушка, и простодушно-грубоватый парень, в развалку шагающий по грязи, и нарумяненная молодуха, и молодой щеголь, вызывающе смотрящий на приглянувшуюся ему красавицу, и многие другие. В их осанке, облике чувствуется удаль, веселье, простодушие.

Рябушкин обладал поразительным даром проникновения в жизнь людей далекого прошлого. Изучение летописей, исторических материалов и источников давало ему знание эпохи. Тонкая интуиция, фантазия, воображение оживляли это знание в ярких художественных образах. Когда глядишь на картины «Семья купца XVII века» (1897) или «Шуба с царского плеча» (1902), веришь, что именно такими были русские купцы и бояре. Художнику и смешны и любы их тяжеловесные нравы и наивные вкусы. В «Семье купца» он как бы пародирует приемы мастеров парсунных портретов XVII века с их статичностью и орнаментальной ритмикой. В результате мы проникаемся тем характерным для Рябушкина чувством иронического любования, которое придает его картине неповторимую остроту.

В другой большой картине «Едут» (1901) изображен московский люд XVII века, наблюдающий въезд иностранного посольства в Москву. На лицах людей, сдерживаемых стрельцами, написаны все стадии любопытства - от простодушия до настороженной недоверчивости. Живая непринужденность поведения толпы, историческая правда одежд и характеров заставляют поверить, что перед нами кусок «живой жизни», открывшееся из-за «завесы времени» яркое зрелище.

А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке

А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке

Впечатление это во многом связано с композиционным построением полотна, явившимся новым словом в тогдашней русской живописи. Срезав по краям картины фигуры людей, расположив толпу по диагонали, Рябушкин достигает впечатления динамичности и фрагментарности композиции. Благодаря этому приему зритель живо представляет огромную оживленную толпу, часть которой изображена на полотне. При всей кажущейся случайности такого решения в нем есть та выверенность и образная выразительность, которые принципиально отличают картину от этюда.

Однако в целом этому полотну недостает еще того единства и чистоты стиля, которые характеризуют последние вещи Рябушкина. Кажется, что интерес к отдельным деталям изображения - уборам, лицам, одеждам - доминировал здесь над стремлением к живописной цельности.

В последующих работах Рябушкина появляется то мастерство, которое помогает ему выразить свое живое ощущение повседневной жизни прошлого. Особенно показательна в этом отношении едва ли не самая лучшая картина Рябушкина - «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901). В этой картине особенно отчетливо выявилось и его лирическое отношение к историческому прошлому, и умение пережить его как реальность.

Картина напоминает некое красочное видение, которое неожиданно возникло перед нашим взором. Она проникнута настроением поэтичности, таинственности, почти сказочности. Вихрем красок проносится свадебный поезд. Летят кони, едва касаясь земли, скользят легкие фигурки женщин, мерцают красные, золотистые, синие, желтые пятна одежд. Вся процессия охвачена стремительным движением. Еще немного - и шумный, сверкающий красками поезд исчезнет за «кулисой» сарая. Померкнут на куполах церквей и ветвях деревьев лучи заходящего солнца, и останется тихая московская улица с отсыревшими заборами и сараями да одинокая фигурка девушки с заплаканным лицом.

Все это создает поэтическое настроение изменчивости, мимолетности изображения, вызывающее сожаления об этой навсегда исчезнувшей, невозвратимой красоте. И, быть может, именно в этих переживаниях и состоит очарование того истолкования истории, неповторимым мастером которого явился Рябушкин.

Его позднее творчество подернуто какой-то грустной усмешкой. Это грусть поэта уходящей старой Руси, уступающей место новому укладу жизни. Но Рябушкин, в отличие, например, от Нестерова, поэтизировал не духовные идеалы старой Руси, а вместе с ними и ее предрассудки, а те стороны жизни, в которых выражалась художественная одаренность народа, его нравственное своеобразие.

Раскрытие поэзии обыденной жизни XVII века - вот задача, решение которой определяет значение исторической живописи Рябушкина. Русский национальный характер в его повседневном проявлении, народные вкусы и идеалы, выражающиеся в национальном декоре и красочности быта, прелесть городского пейзажа XVII века становятся в его картинах объектом правдивого, лирически проникновенного изображения.

Стремление воплотить художественную неповторимость русского быта XVII века в самом живописном строе, характере рисунка и трактовке формы определяет работу Рябушкина над исторической картиной. Его зрелое творчество дает нам своеобразный вариант тех исканий «национального» стиля, которые были характерны для многих художников его времени (Нестерова, Малютина, Е, Поленовой, Врубеля, Рериха и др.).

Литература: Алпатов Л.В. и др. Искусство. Живопись, скульптура, графика, архитектура. Изд. 3-е, испр. и доп. Москва, "Просвещение", 1969.

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Воскресный день

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Гусляр поющий

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Диакон

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Московская девушка XVII века

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Московская улица XVII века в праздничный день

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Новгородская церковь

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Ожидают выход царя

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Русские женщины XVII столетия в церкви

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Семья купца в XVII веке

Исторические картины Андрея Петровича Рябушкина

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате

historicaldis.ru

Описание картины Андрея Рябушкина «Едут!»

Описание картины Андрея Рябушкина «Едут!»

Андрей Рябушкин был знаменитым русским художником конца XIX века. Но известность он получил не только благодаря особой манере письма. Рябушкин был знаменитым историком. И в особенности его интересовали русские костюмы, русский быт. Именно эта огромная подготовительная работа и изучение материала хорошо отражены в его работе 1901 года – «Едут!».

На холсте изображено русское войско. Но совершенно отсутствует ощущение какого-либо военного действия. Эти люди пришли не сражаться, они собрались здесь ради развлечения. Андрея Рябушкина весьма интересовала история Российского государства во времена правления Петра I. Поэтому на данной картине изображено событие 29 апреля 1698 года. В этот знаменательный для русского народа день в Москву пожаловали иностранные послы. Важным этот день считался, потому что иностранцы в России всегда были в диковинку. Весь народ города и деревень собирался, чтобы посмотреть на приезжих из дальних стран гостей.

Чтобы не опозориться перед заграничными послами, Петр Великий создал особый порядок, согласно которому все жители города обязаны были исполнять свои роли. В этой работе явно виднеется некоторая насмешка художника. Андрея Рябушкина явно веселит тот факт, что так серьезно необходимо было готовиться к приезду послов. Так, на переднем плане работы изображено императорское войско, состоящее из представителей дворянского сословия и стрельцов. На мужчинах красивая, нарядная одежда. Впереди стоят три мужчины в зеленом, желтом и красном костюме. На плечах они держат большое ружье. В правой руке они держат бердыш – традиционное русское оружие стрельцов. На ногах мужчин – хорошие кожаные сапоги красного либо коричневого цвета. Позади стрельцов расположились настоящие русские красавицы в расписных платках. Все устремили свой взгляд куда-то вдаль – ждут иностранных послов.

opisanie-kartin.com

Сочинение по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка XVII века»

Картина А.П. Рябушкина «Московская девушка XVII века»

     А.П. Рябушкин написал образ московской девушки в 1903 году. На картине изображена молодая девушка, идущая вдоль улицы. Ее походка изящна и грациозна. Всем своим видом юная красавица показывает, как гордится тем, что она москвичка. По ее внешнему виду, нельзя понять к какому сословию она принадлежит. Одежда указывает на то, что она не из бедной семьи, но при этом и не из богатой.

     Руки девушки спрятаны в меховую муфту, а на голове высокая шапка сшитая, как и муфта из черного меха. Предметы одежды отличаются простотой, без излишеств и совершенно ничем не украшены. Поэтому девушка, скорее всего, принадлежит к среднему классу. Она идет, поджав губы и приподняв голову, всем своим видом показывая свое превосходство. За ее спиной длинная русая коса, в которую вплетена простая красная лента, развивающаяся на ветру.

     Вдоль улицы стоят непримечательные и невзрачные постройки. На земле много снега, наверно это середина или конец зимы. На фоне бело-серого снега девушка выглядит особенно ярко. Ее величавая осанка сразу бросается в глаза. Она москвичка и гордится этим, это проглядывается не только в ее одежде, но и в том, как она идет и преподносит себя. Многие жители отдаленных деревень даже боялись мечтать о жизни в красивом чудесном городе. Поэтому московская девушка как бы хвастается, что она живет в городе, который многим только снится.

     Художник нарисовал этот образ неспроста. Он хотел показать красоту русских девушек: белую кожу, румянец, длинные русые волосы и стройную фигуру. Белый снег только подчеркивает их красоту, на его фоне красота смотрится более выигрышно. Русские красавицы в зимнее время похожи на снежных королев и буквально завораживают своей ослепительной красотой. Поэтому именно в зимнюю пору А.П. Рябушкин изобразил образ русской девушки на фоне белого снега.

Понравилось сочинение? Тогда Вам будут интересны ещё эти:

isoch.ru

Сочинение по картине А.П. Рябушкина "Московская девушка 17 века"

Художник Андрей Петрович Рябушкин родился в 1861 году в селе Станичная Слобода Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Его отец был иконописцем и, возможно, поэтому Андрей решил продолжить дело отца. В 14 лет будущий художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился у И.М.Прянишникова и В.Г. Перова. В девятнадцатилетнем возрасте Рябушкин нарисовал свою первую крупную картину «Крестьянская свадьба», которая понравилась самому Третьякову! В 1882 году художник переехал в Петербург и поступил в Академию художеств. И здесь его ожидал успех и признание: за картину «Голгофа» он получает в 1890 году звание классного художника I степени.

Все творческое наследство Рябушкина можно разделить на две части – историческая живопись и фрески для храмов. Я хочу рассмотреть картину, относящуюся к первой категории. Она была написана в 1903 году и называется «Московская девушка XVII века».

На полотне изображена молодая девица, которая зимним днем идет по одной из московских улиц. В первую очередь, мы обращаем внимание на горделивую, кокетливую осанку девушки, на ее вздернутый нос, плотно сжатые губы и прикрытые глаза. Мы видим, что она не из бедной семьи, но и не из очень знатной и богатой. Это видно по одежде: меховая шапка и муфта без особых излишеств, простая красная лента в длинной русой косе… На ее социальное положение указывает и фон картины – обычная улица, срубовой дом и покосившийся деревянный забор. Но одежда – это всего лишь внешняя оболочка!

Я думаю, картина не зря названа «Московская девушка», а не «Девушка в Москве» или «Девушка на улице», например. Москва 17 века – это столица, недоступная для многих простых людей. Многие, кто жил в отдаленных деревнях, и мечтать не могли о том, чтобы попасть в этот город. Девушка на картине понимает это. Я думаю, ее горделивая осанка и вздернутый нос выражают не любование собой, а осознание того, что она – настоящая москвичка. Пускай не самая знатная и богатая, но – москвичка!

Также художник хотел на этой картине показать красоту русских девушек: белизну кожи, длинные русые волосы, стройность и величие, которое в будущем придет на смену сегодняшнему кокетству. Неслучайно, как мне кажется, выбрана именно зима. Снег и сугробы отличают Россию от многих стран, где таких явлений не бывает. Рябушкин здесь передает самобытность нашей страны, ее отличие от других. Тем более, белый снег, создающий фон картины, делает образ девушки еще более светлым и воздушным, подчеркивает доброту и отзывчивость русских красавиц.

Рябушкин посвятил изображению Москвы 17 века целый ряд картин: «Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве», «Чаепитие», «Пожалован шубой с царского плеча». Все они в настоящее время хранятся в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

my-soch.ru

Сочинение по картине Рябушкина «Московская девушка XVII века»

Андрей Петрович Рябушкин, родившийся в крестьянской семье, стал художником с мировым именем. С детства он вместе с отцом рисовал иконы. Учился в Академии художеств и был одним из лучших учеников. Рябушкин прославился в жанре исторической живописи. Одной из известнейших его картин стала “Московская девушка XVII века”.

Картина незамысловата. На полотне изображена девушка, идущая по пустынной заснеженной улице Москвы. Ее шубка развевается, как и красная лента в длинной косе до пояса. Девушка стройна. Ее силуэт хорошо прослеживается под шубой. Походка девушки легка и горделива. Она словно летит над землей.

На голове у девушки высокая шапка, которая придает ей какой-то важности, хотя девушка представляется почему-то веселой и озорной. Она одета в малиновую шубу в пол, из-под шубы виднеются рукава богатой зеленой кофты. Цвета картине придает ярко-алая лента в волосах девушки. Руки от мороза девушка прячет в меховую муфту. Меховая шапка, воротник и муфта, – все очень подходит друг другу. Это выдает в девушке модницу, а наряд ее очень красив и гармоничен.

Кожа у девушки бледная, только румянец выступает на щеках в эту студеную пору. Взгляд опущен в пол, это, видимо, обусловлено хорошим воспитанием молодой особы. Черные брови вразлет обрамляют ее глаза.

Практически всю картину занимает фигура девушки. Она идет по старинной московской улице, по серо-синему снегу, изъезженному санями. А вдалеке виднеется церковь из красного кирпича, заснеженные деревья и заборы.

Куда спешит девушка, мы не знаем. Автор лишь запечатлел мгновение, движение. Вся фигура девушки изображена в ярких красках, но это не вызывает дисгармонию.

Рябушкин изобразил девушку эпохи XVII века, она красива. Ее красота не характерна для нашего времени, не подходит под нынешние каноны. Однако красота эта в простом: в изящном стане, в молодости, в свежести.

На фоне морозного зимнего пейзажа девушка, изображенная в стремительном движении, излучает здоровье, жизненную силу и энергию. Картина “Московская девушка XVII века” – сокровище мировой живописи.

school-essay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта