Описание картины Питера Пауля Рубенса «Поклонение волхвов». Картина волхв


4. Другие изображения волхвов в Кельнском соборе, европейских храмах и средневековой живописи

4. Другие изображения волхвов в Кельнском соборе, европейских храмах и средневековой живописи

После всего сказанного особенно интересно еще раз обратиться к изображениям Волхвов в Кельнском соборе. Кроме тех, о которых мы рассказали, там есть еще несколько замечательных витражей, причем древних, как утверждают сами историки.

1) В центре собора, вокруг ковчега Магов, поднимаются высокие окна, называемые «Окнами Царей» [1015], с. 29–31. Здесь, в центральном окне справа, еще раз изображено поклонение Волхвов-Магов-Царей, рис. 3.13. Историки сообщают, что эти витражи сделаны в XIV веке, около 1311 года, и на 95 процентов являются старыми. То есть хорошо сохранились и не переделывались на протяжении столетий. Таким образом, здесь мы видим, возможно, действительно очень древние изображения Волхвов Магов = «Монголов». Композиция сцены та же, что и на ковчеге. Справа — Богородица с младенцем Иисусом. Слева — стоящая в полный рост пара Волхвов, Царь с Царицей. А у их ног — третий Волхв-Царь, в поклоне подносящий Иисусу дары.

Рис. 3.13. Общий вид правого центрального «Окна Царей». Взято из [1015], с. 31, илл. 29.

Во-первых, мы видим здесь женщину, рис. 3.14. Во-вторых, очень любопытно, что лица Волхвов имеют достаточно ярко выраженный славянский тип. Это хорошо объясняется нашей реконструкцией. Повторим, что, скорее всего, тут изображены царь и царица Волхвов-Волхарей = Волгарей, Болгар из Руси-Орды. Позже, с изменением ситуации в Европе XVII–XVIII веков, западно-европейцы стали весьма болезненно воспринимать славянское происхождение Магов = «Монголов». И в более поздних изображениях славянский тип лиц Волхвов «Монголов» начали старательно затушевывать. Более того, царицу-женщину превращали в мужчину. Ей приделывали усы, — например, на алтарной картине Стефана Лохнера, относимой якобы к XV веку, рис. 3.15. Этот алтарь помещен в Кельнском соборе, в его левой половине. Вообще, художники более поздних витражей Кельнского собора превратили царицу-Волхва в негра! Таков, например, витраж XIX века, называемый «Поклонение Сефардов и Магов». Расположен на стене справа, недалеко от главного входа в собор. Изображен красивый негр. Конечно, мужчина.

Рис. 3.14. Уникальное старинное изображение лиц двух Волхвов на одном из старых витражей Кельнского Собора, в «Окне Царей». Совершенно ясно видно, что один из Волхвов — белая европейская женщина. Взято из [1015], с. 30, илл. 28.

Рис. 3.14а. Испанский религиозный центр Torreciudad (большой современный комплекс возведен на месте старинного места поклонения). Взято из [1469], обложка.

Рис. 3.14b. Старинная статуя Девы Марии и младенца Иисуса изготовленная из темного дерева. Взято из [1469], с. 3.

Рис. 3.14с. «Черная Дева Мария» в святилище испанского центра Torreciudad. Взято с открытки «Nuestra Senora de Torreciudad», которую Т.Н. Фоменко и А.Т. Фоменко купили при посещении этого центра.

Рис. 3.15. Фрагмент картины Стефана Лохнера (Stephan Lochner) якобы 1445 года, украшающей алтарь в Кельнском соборе. Мельхиор — причем с усами! — стоит здесь позади Валтасара. Обратите внимание, что на знамени слева изображен османский полумесяц со звездой. Взято из [1017], илл. 65.

Сегодняшние служители собора тоже, кстати, искренне убеждены, будто все три Волхва всегда были мужчинами. Так их научили. Вот так незаметно и не спеша «улучшали» историю.

2) В Кельнском соборе, в Капелле Трех Царей, есть еще одно старинное изображение поклонения Волхвов, рис. 3.16. Мельхиор здесь показана женщиной.

Рис. 3.16. Поклонение Волхвов в Капелле Трех Царей в Кельнском Соборе. Мельхиор — женщина. Взято из [1390], с. 28.

3) Как уже говорилось, история Волхвов-Магов есть также на нескольких панелях хора, в центре Кельнского собора. Прекрасная фотография этих старых и потускневших панелей приведена в книге [1174]. И что же мы видим?

В первой сцене поклонения Волхвов совершенно ясно изображена женщина. Женское лицо, женская фигура, открытое платье с декольте, высокая прическа. Никаких сомнений тут нет. В следующей сцене посвящения Волхвов в епископы — мы снова ясно видим женщину-Волхва. Она здесь первая слева. Наконец, в сцене смерти Волхвов мы видим гроб, где рядом лежат два Волхва. Один из них — снова женщина. Видимо, снова подчеркивается родственная связь — не случайно же их положили в один гроб. Так обычно хоронили родственников.

Может быть, аналогичный сюжет изображен в средневековой книге Stundenbuch, рис. 3.17. Впрочем, современные комментаторы предполагают, что тут «показана сцена сна Королей (Волхвов — Авт.): Ангел сообщает, чтобы они не возвращались к Ироду» [1105], с. 48. Три Волхва лежат рядом, под одним покрывалом. На переднем плане — женщина Мельхиор. Если это — сцена сна, то рядом спят, скорее всего, Мельхиор и Валтасар. А проснулся — Каспар.

Рис. 3.17. Старинная миниатюра, где три Волхва показаны лежащими рядом, под одним покрывалом. Впереди лежит женщина Мельхиор. Двое из Волхвов спят, третий — проснулся. Либо же здесь изображена сцена смерти. Stundenbuch Pal. lat. 537, vgl. S. 22–23, fol. 86r. Взято из [1105], с. 35.

4) Еще одно Поклонение Волхвов присутствует в Кельнском соборе на Библейских Окнах, рис. 3.18. Здесь Мельхиор также представлена женщиной.

Рис. 3.18. Изображение Волхвов на Библейских Окнах Кельнского собора. Мельхиор — женщина. Взято из [1015], с. 37, илл. 34.

5) Интересно обратиться теперь к изображениям Волхвов на других средневековых германских картинах. На рис. 3.19 изображена часть алтаря 1516 года в Kapelle des Priesterseminars zu Essen-Werden, Германия. Она называется «Поклонение Волхвов». Слева вы видите Мельхиор в короне, четко изображенную ЖЕНЩИНОЙ, но уже — негритянкой. Она одета в женское платье, у нее женские ноги. Женственность ее костюма особенно выделяется на фоне типично мужских одеяний Валта-Царя и Каспара. Валта-Царь и Мельхиор, как обычно, стоят рядом, а Каспар опустился на колени и подносит дары Христу. Этот момент — некая явная общность Валта-Царя и Мельхиор подчеркивается художниками практически на всех изображениях поклонения Волхвов. Каспар же обычно слегка как бы отделяется от этой пары.

Рис. 3.19. Поклонение Волхвов. Алтарная картина 1516 года, Капелла Эссен-Вердена (Германия). Один из Волхвов — явно женщина. Но здесь она уже представлена негритянкой. Herausgegeben vom Bischoflichen Jugendamt/BDKJ Bistum Essen, Burgplatz 3, 4300 Essen 1.

6) Вот еще одна немецкая средневековая картина «Поклонение Волхвов», сделанная якобы около 1470 года для одного из соборов Кельна. Она приведена в книге Ernst Gunter Grimme. Du Mont. «Unsеге Liebe Frau». Подпись под ней такова: Meister der Verherrlichung Mariens. Здесь Мельхиор недвусмысленно изображена женщиной-негритянкой с роскошными пышными длинными волосами. В том, что это женщина, никаких сомнений нет. А негритянка — это уже от поздне-реформаторских веяний.

7) Открываем, например, книгу «Золотой Ковчег. Картины немецких мастеров на золотой основе» [1034]. На иллюстрации 7 в ней приведена картина якобы XV века Meister von Schoppinger Altar: Die heiligen drei Konige. Каспар подносит дары. За ним следуют Валта-Царь и Мельхиор. Любопытно, что на голове у Валта-Царя изображена высокая шапка, считаемая сегодня типично татарско-«монгольской». Он подносит Христу золотой шар, на вершине которого изображен как бы средневековый город. Подносит в дар свою империю? Рядом с Валта-Царем стоит Мельхиор. Она изображена БЕЛОЙ ЖЕНЩИНОЙ европейского типа. Никаких сомнений нет. Очень изящна, длинные ноги плотно обтянуты чулками. Одета в эффектный меховой полушубок. Она готовится поднести Иисусу золотую модель высокой башни каменного кремля.

8) На золотом саркофаге Девы Марии, хранящемся сегодня в Аахенском Доме (город Аахен, Германия), представлено поклонение Царей-Волхвов, рис. 3.20. Общий вид сцены нам уже хорошо знаком. Каспар, преклонив колено, подносит дары Иисусу, за ним стоят Балтасар и Мельхиор. Каспар и Балтасар, без всяких сомнений, изображены мужчинами, а Мельхиор — фигура слева — вне всяких сомнений, изображена ЖЕНЩИНОЙ. Саркофаг считается древним, якобы 1239 года [1204], с. 33. Считается, что в саркофаге лежит одежда Марии, бывшая на ней в ночь рождения Христа, и еще несколько вещей, связанных с жизнью Христа.

Рис. 3.20. Старинное изображение Поклонения Волхвов на саркофаге Девы Марии в кафедральном Аахенском соборе (Германия). Фигура Волхва слева явно изображает женщину. Взято из [1099] с. 21. См. также [1413], лист 19.

9) В центре Вены (Австрия) высится главный собор города — Дом св. Стефана. Считается, что он, в основном, возведен в XII–XV веках. Одной из его главных святынь является алтарь Wiener Neustadter Altar, относящийся будто бы к 1447 году. На нем есть два четких изображения сцены «Поклонения Волхвов». Они приведены на рис. 3.21 и на рис. 3.22. На первом из них, рис. 3.21, один из Волхвов, слева, представлен весьма похожим на женщину. А на втором изображении, рис. 3.22, левый Волхв, без всяких сомнений является белой женщиной.

Рис. 3.21. Первое изображение сцены поклонения Волхвов на алтаре XV века: Wiener Neustadter Altar в главном соборе города Вены (Австрия) — соборе св. Стефана. Один из Волхвов (слева) является белой женщиной. Verlag: Richard Pietsch & Co. KG., 1010 Wien, Wollzeile 19.

Рис. 3.22. Еще одна сцена поклонения Волхвов на том же алтаре XV века: Wiener Neustadter Altar в кафедральном соборе св. Стефана в Вене (Австрия). Один из Волхвов — слева — является белой женщиной. Изображение абсолютно недвусмысленное. Взято с современна открытки. Wien, PAG, Nr. 51 898.

10) Царицу Мельхиор изображали ЖЕНЩИНОЙ не только в средневековой Германии и Австрии. В Лондоне, в Британском Музее, хранится старая Псалтирь Роберта де Лисле (Robert de Lisle) относимая к 1320 году. Среди ее иллюстраций, в сценах из жизни Христа, есть и поклонение Волхвов. Это изображение приведено в книге [1489], с. 331, илл. 371. British Museum, Arundel MS. 83 II Fol. 124 г. И опять среди трех Волхвов мы видим женщину с пышной прической, в платье. Сомневаться не приходится.

11) Обратимся теперь к Италии. Чрезвычайно интересно, например, поклонение Волхвов в изображении флорентийского художника Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) на фреске в часовне Арена в Падуе, рис. 3.23. Считается, что Джотто написал ее якобы в 1305 году, после появления кометы якобы 1301 года [467], с. 101, 102. Три Волхва приближаются к младенцу Христу. Головы Волхвов-Магов окружены нимбами, как и головы Христа и Девы Марии. Позади Волхвов мы видим фигуру сопровождающего их человека без нимба. Как, кстати, и на саркофаге Волхвов в Кельнском Соборе, где это — Оттон. Один Волхв уже преклонил колени и подносит дары, а за ним стоят два других Волхва. И один из них — европейская ЖЕНЩИНА. Никаких сомнений нет, изображение крупное и отчетливое.

Рис. 3.23. «Поклонение Волхвов» флорентийского художника Джотто ди Бондоне. Картина якобы 1305 года. Один из Волхвов — явно белая европейская женщина. Взято из [1042], с. 37. Картина воспроизведена также на обложке.

12) В Ватиканской Библиотеке хранятся две средневековые книги, из которых мы приводим здесь два изображения «Поклонения Волхвов», рис. 3.24, рис. 3.25. На рисунках один из Волхвов очевидно представлен европейской белой женщиной.

Рис. 3.24. «Поклонение Волхвов» из средневековой книги, хранящейся в Ватиканской Библиотеке: Stundenbuch Pal. lat. 537, S. 22–23, fol. 86r. Один из Волхвов — женщина. Взято из [1105], с. 35.

Рис. 3.25. «Поклонение Волхвов» — из средневековой книги XV века, хранящейся в Ватиканской Библиотеке. Один из Волхвов — явно белая женщина. Stundenbuch aus Nordfrankreich. Vat. lat. 14935, fol. 69r. Взято [1105], с. 37.

13) В 1996 году один из авторов настоящей книги (А.Т. Фоменко) посетил известный православный Рильский монастырь в Болгарии. Считается, что он основан в X веке [127], с. 11. Несколько раз горел и восстанавливался заново. Перестроен в XV веке. В разных местах, на сводах главной церкви монастыря, справа от алтаря, изображены три разные картины поклонения Волхвов. И на всех трех фресках один из Волхвов — явно ЖЕНЩИНА. К сожалению, не удалось сделать фотографии фресок, а в доступных нам альбомах соответствующих фотографий мы не обнаружили. Крайне любопытно, что эти росписи сделаны или восстановлены довольно поздно, а именно в XIX веке. То есть в то время, когда в других местах Европы и на Руси трех Волхвов уже, в основном, рисовали мужчинами. Кстати, среди авторов или восстановителей фресок Рильского монастыря был известный болгарский художник XIX века Зограф [127], с. 60. Итак, мы видим, что в Болгарии вплоть до XIX века сохранялась правильная древняя традиция представлять одного из Волхвов — ЖЕНЩИНОЙ. Видимо, в отдаленные горные монастыри «новая скалигеровская история» доходила не всегда. Или же ее молчаливо игнорировали. Рисовали по старинке, по давно сложившемуся канону, доставшемуся от отцов, дедов, прадедов.

Читатель теперь сам может продолжить этот список, обратившись к альбомам средневековой европейской живописи и скульптуры. Сюжет поклонения Волхвов был очень популярен у художников XIII–XVIII веков.

Надеемся, что после публикации нашей книги никому не придет в голову мысль пририсовать перечисленным нами (и не перечисленным) женщинам-волхвам бороду и усы, дабы превратить их в мужчин и «надежно подтвердить» скалигеровскую историю.

Подобных изображений, где Волхв Мельхиор представлен женщиной, мы обнаружили довольно много. Некоторые другие подобные изображения мы приводим в Приложении 1 к данной книге. Стало понятно, что здесь мы сталкиваемся с массовым явлением в старой живописи на религиозные темы. Совершенно ясно, что долгое время существовала устойчивая традиция изображать одного из трех Волхвов женщиной. И лишь с течением времени традицию заменили на новую, скалигеровскую.

Подведем итог. На многих старых изображениях царица Мельхиор представлялась БЕЛОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЖЕНЩИНОЙ. Видимо, первые и ранние изображения XII–XV веков хорошо отражали действительность. Некоторое время после Христа, жившего в XII веке, художники еще помнили правду. Впрочем, в некоторых храмах Европы эта традиция дожила, как мы видели, даже до XIX века. Но затем, следуя изменению церковной политики и подчиняясь новым взглядам на историю, художники стали постепенно затушевывать женские черты и превращать славянку-царицу сначала в негритянку-царицу, рис. 3.26, а затем — в негра-царя. Особенно ярко эта тенденция проявилась у светских художников. Например, в художественной галерее Музея Искусств города Вены выставлено около десятка картин XVI–XVIII веков, изображавших поклонение Волхвов. В подавляющем большинстве они уже представляли всех Волхвов мужчинами. Церковные же художники кое-где лучше хранили правильную старую традицию.

Рис. 3.26. Поклонение Волхвов. Миниатюра якобы 1502–1516 годов. Здесь Мельхиор уже представлена негритянкой. Взято из [1105], с. 5.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Поклонение волхвов

volhvy25

Питер Пауль Рубенс Поклонение волхвов

Поклонение волхвов часто воспринимается как сюжет, замещающий сцену Рождества Христова. И являющуюся ее синонимом.

Художники Средневековья и Возрождения очень любили его за многозначность, неопределенность, хронологическую расплывчатость и множественность интерпретаций, дающих простор фантазии и воображению.

Некоторые  говорят о некой тайне волхвов, имея в виду в том числе и фигуру самого младшего звездочета, образ которого действительно двоится- то ли юная девушка, то ли молодой отрок. Глядя на картины некоторых мастеров действительно есть повод для двойного толкования.

Галерея картин на сюжет Поклонения волхвов поразительна: сотни, начиная от художников средней руки и не таких известных, и кончая гениальными творениями Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Дюрера, Джотто, Питера Брейгеля Старшего, Иеронима Босха, Веласкеса и других.

Каждый художник по-своему интерпретировал евангельский сюжет, не стремясь к точности деталей и соответствия богословским и экзегетическим выкладкам.

volhvy23

Мантенья. Дары волхвов

В Евангелии от Матфея рассказывается, что когда родился БогоМладенец, к Ироду-царю пришли волхвы с востока и спросили:

«Где родившийся царь Иудейский, мы видели Его звезду на Востоке?»

Когда волхвы узнали, где должен был родиться мессия-царь, они удаляются в Вифлеем и, приблизившись к дому Марии с Младенцем, увидели звезду. Обрадовавшись, маги зашли в дом, поклонились Иисусу и принесли Ему дары.

Сколько было волхвов, как их звали, из каких стран прибыли, сколько времени добирались до Иерусалима и потом до Вифлеема, в Евангелии ничего не сказано. Поэтому очень рано начали складываться множественные толкования святых отцов Церкви и богословов (Оригена, Тертуллиана, Иустина Мученика, Иоанна Златоуста и др.), народные легенды и сказания.

volhvy5

Тиссо. Путешествие волхвов на верблюдах

Словом «волхвы» были переведены на церковно-славянский язык с греческого "маги". В православной традиции сюжету с волхвами уделяется очень мало внимания, редко выделяя их поклонение в отдельную икону. Обычно эту сцену помещают в икону «Рождество Христово» вместе с ангелами, пастухами, пещерой, звездой, яслями с БогоМладенцем, Иосифом и Девой Марией.

Отчасти это связано с тем, что волхвы были звездочетами и астрологами, т.е. языческими мудрецами, гадателями и колдунами, к которым еще с ветхозаветных времен было негативное отношение: они предсказывали, что будет с тем, кто родится под той или иной звездой, ограничивая свободу воли человека, которой он наделялся Богом.

volhvy13

Веласкес. Поклонение волхвам

Но на западе, особенно в Испании, сложилась развитая культурная традиция волхвов, которая включала в себя легенды и детальную разработку сюжета, уточняющую число и имена магов, их титулы, национальность, страны, откуда прибыли, цвет кожи и на чем путешествовали. Существуют книги с историей путешествия волхвов в Иудею. Одна из последних – роман «Каспар, Мельхиор и Бальтазар» французского писателя Мишеля Турнье.

Поклонение волхвов в западных странах  отмечается как день трех царей в день Богоявления (6 января). В этот день принято дарить подарки, подобно тому, как волхвы принесли дары БогоМладенцу.

В православии считается, что поклонение волхвов произошло через двенадцать дней после Рождества, тоже совпадает с днем Богоявления, но отдельного дня, посвященного волхвам, в церковном календаре нет.

volhvy3

Дары волхвов: золото, ладан и смирна

В соответствии с западными легендами и сказаниями, волхвов было трое - по числу даров, которые они поднесли Иисусу: ладан – как первосвященнику, золото – как царю, смирну - как смертному человеку. Впервые это предположение высказал Ориген. Число три – сакральное и олицетворяет Святую троицу.

Волхвы были разными по возрасту: старший, среднего возраста и младший – отрок. Их имена в разное время были разными, но в западной традиции закрепились имена: Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (Каспар), но кому они принадлежат, в разных сказаниях говорится по-разному. Обычно старшего называют Мельхиором, среднего – Бальтазаром, младшего Каспаром, но может быть и другой порядок.

volhvy12

Беноццо Гоццоли. Мельхиор - старший из волхвов. Представитель Европы, потомок Иафета

Все трое олицетворяют народы, которые произошли от сыновей Ноя: Иафета, Сифа и Хама, соответственно, представляя Европу, Восток (Азию) и Африку, отличаясь по цвету кожи: Каспар – черный, Бальтазар – желтый, Мельхиор белый, но м.б. и по-другому: Бальтазар – черный (Африка), Каспар – с желтой кожей (Восток, семитские народы и Азия) и Мельхиор – с белой кожей (Европа). Идея в том, что волхвы – представители всех языческих народов.

Вышли они по легенде из разных стран, среди которых чаще всего называют Персию, Аравию и Эфиопию, а встретились вместе уже потом. Путешествовали на верблюдах, что тоже имеет ветхозаветное основание в пророчестве Исайи:

«Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа…».

volhvy10

Беноццо Гоццоли. Бальтазар - средний из волхвов, потомок Хама с темной кожей лица.

Спорным остается вопрос о времени Поклонения волхвов: некоторые считают, что это произошло вскоре или даже сразу после рождения Младенца и потому поклонение произошло в пещере и является заключительным актом Рождества. Однако из Евангелия от Луки известно, что еще было обрезание Иисуса (на восьмой день) и принесение его в Иерусалимский храм – через сорок дней после рождения (Сретение).

А судя по тому, что Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет, Поклонение волхвов произошла значительно позднее, когда Богомладенцу было два или три года. Отсюда на разных картинах Иисус Христос  изображается то как Младенец, лежащий в пещере, то как двух-трехлетний малыш, играющий с волхвами или Девой Марией.

volhvy11

Беноццо Гоццоли. Гаспар - младший их волхвов, потомок Сифа

Существовала неопределенность и в том, кто окружал Деву Марию в момент Поклонения, кто был его свидетелем? Это позволяло художникам населять картины разными лицами, прежде всего, современниками, выходцами из богатых семейств.

Это соответствовало знатности магов-царей, в отличие от традиции изображать поклонение пастухов выходцами из низших слоев народа. Так Боттичелли изобразил на картине Поклонение волхвов семейство Медичи и богатых заказчиков картины, а также и себя в числе свидетелей.

volhvy27

Сандро Боттичелли Поклонение волхвов (крайний справа - Боттичелли)

Другими словами, Евангельская история о Поклонении волхвов в силу своей пустотности стала своеобразной матрицей, словоформой, которая постепенно наполнялась вполне реальными персонажами, узнаваемыми современниками, мифами и легендами, соответствующими взглядам того времени.

Наиболее интересными картинами со сценой Поклонения волхвов можно назвать картину Леонародо да Винчи, которая хоть и не была закончена, но выглядит вполне цельной и показывает художника уже как вполне сформировавшегося мастера.

volhvy6

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов

К числу шедевров относятся картины «Поклонение волхвов» Рембрандта, Питера Брейгеля Старшего, фрески Джотто, Гоццоли, Карло Веронезе и Веласкеса.

volhvy2

Питер Брейгель Старший

volhvy29

Джотто. Фреска Поклонение волхвов

Тина Гай

Related posts

coded by nessus

sotvori-sebia-sam.ru

Рубенс "Поклонение волхвов" описание картины, анализ

piter-paul-rubens-poklonenie-volhvov

Очень известный сюжет из Евангелия от Матфея о поклонении волхвов новорожденному Иисусу Христу также очень популярен и в живописи. Этого сюжета так или иначе касались Диего Веласкес, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Джорджоне, Вольф Губер, Ханс Бальдунг и многие другие.

За свою долгую плодотворную жизнь Рубенс написал около десятка полотен на эту тему. Работа, про которую мы поговорим в этой статье, наиболее богата по содержанию и максимально приближена к оригинальному библейскому сюжету.

Обстановка на картине соответствует «рубенсовскому» времени: происходило возрождение римско-католической церкви, оказывающей очень сильное влияние на все стороны жизни. В картине чувствуется некоторая помпезность, волхвы богато одеты. Несмотря на кажущуюся гегемонию церковных догматов, Рубенсу удалось раскрыть содержание сюжета.

Иосиф покровительственно смотрит на младенца, Каспар, встав на колени, подносит дары, а Бальтазар и Мельхиор поодаль ждут своей очереди преподнести дары сыну Божьему, все они в сопровождении детей. На полотне художник изобразил символы восточного происхождения для того, чтобы напомнить откуда пришли волхвы.

Оригинальное мастерство Рубенса, его построение композиции, прорисовка светотеней, использование оригинальной системы цветов — делают возможным прочувствовать жизненность этого произведения. Тела героев полотна очень тщательно прописаны. Картина полна фигур, образов, аксессуаров — это создает атмосферу значимости события, связанного с рождением христианства.

Год написания картины: 1609.

Размеры картины: 320 x 457 см

Материал: нет данных.

Техника написания: нет данных.

Жанр: религиозная живопись.

Стиль: барокко.

Галерея: нет данных.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

Поклонение волхвов (картина) - это... Что такое Поклонение волхвов (картина)?

 Поклонение волхвов (картина) Категории:
  • Многозначные термины
  • Картины с одинаковыми названиями
  • Картины по сюжетам Нового Завета

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Монотипия (биологическая систематика)
  • Crash Bash

Смотреть что такое "Поклонение волхвов (картина)" в других словарях:

  • Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи) — …   Википедия

  • Поклонение волхвов — Триптих Иеронима Босха «Поклонение волхвов». Центральная часть, фрагмент Поклонение волхвов  евангельский сюжет о мудрецах, п …   Википедия

  • Поклонение волхвов (триптих Босха) — У этого термина существуют и другие значения, см. Поклонение волхвов (картина) …   Википедия

  • Поклонение волхвов (Леонардо да Винчи) — «Поклонение волхвов»  неоконченная картина кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи, хранящаяся в галерее Уффици. Заказанная монахами августинцами из монастыря Сан Донато в Скопето в 1481 г., она т …   Википедия

  • Поклонение волхвов (Дюрер) — …   Википедия

  • Поклонение пастухов — Геррит ван Хонтхорст, «Поклонение пастухов», 2 я пол. XVII в., Музей изящных искусств, Нант Поклонение пастухов эпизод …   Википедия

  • Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (картина Босха) — …   Википедия

  • Блудный сын (картина Босха) — У этого термина существуют и другие значения, см. Блудный сын (значения) …   Википедия

  • Распятие с донатором (картина Босха) — Иероним Босх …   Википедия

  • Корабль дураков (картина Босха) — Иероним Босх Корабль дурако …   Википедия

biograf.academic.ru

Поклонение волхвов (картина) - это... Что такое Поклонение волхвов (картина)?

 Поклонение волхвов (картина) Категории:
  • Многозначные термины
  • Картины с одинаковыми названиями
  • Картины по сюжетам Нового Завета

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Монотипия (биологическая систематика)
  • Crash Bash

Смотреть что такое "Поклонение волхвов (картина)" в других словарях:

  • Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи) — …   Википедия

  • Поклонение волхвов — Триптих Иеронима Босха «Поклонение волхвов». Центральная часть, фрагмент Поклонение волхвов  евангельский сюжет о мудрецах, п …   Википедия

  • Поклонение волхвов (триптих Босха) — У этого термина существуют и другие значения, см. Поклонение волхвов (картина) …   Википедия

  • Поклонение волхвов (Леонардо да Винчи) — «Поклонение волхвов»  неоконченная картина кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи, хранящаяся в галерее Уффици. Заказанная монахами августинцами из монастыря Сан Донато в Скопето в 1481 г., она т …   Википедия

  • Поклонение волхвов (Дюрер) — …   Википедия

  • Поклонение пастухов — Геррит ван Хонтхорст, «Поклонение пастухов», 2 я пол. XVII в., Музей изящных искусств, Нант Поклонение пастухов эпизод …   Википедия

  • Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (картина Босха) — …   Википедия

  • Блудный сын (картина Босха) — У этого термина существуют и другие значения, см. Блудный сын (значения) …   Википедия

  • Распятие с донатором (картина Босха) — Иероним Босх …   Википедия

  • Корабль дураков (картина Босха) — Иероним Босх Корабль дурако …   Википедия

dik.academic.ru

Поклонение волхвов (картина) - это... Что такое Поклонение волхвов (картина)?

 Поклонение волхвов (картина) Категории:
  • Многозначные термины
  • Картины с одинаковыми названиями
  • Картины по сюжетам Нового Завета

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Монотипия (биологическая систематика)
  • Crash Bash

Смотреть что такое "Поклонение волхвов (картина)" в других словарях:

  • Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи) — …   Википедия

  • Поклонение волхвов — Триптих Иеронима Босха «Поклонение волхвов». Центральная часть, фрагмент Поклонение волхвов  евангельский сюжет о мудрецах, п …   Википедия

  • Поклонение волхвов (триптих Босха) — У этого термина существуют и другие значения, см. Поклонение волхвов (картина) …   Википедия

  • Поклонение волхвов (Леонардо да Винчи) — «Поклонение волхвов»  неоконченная картина кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи, хранящаяся в галерее Уффици. Заказанная монахами августинцами из монастыря Сан Донато в Скопето в 1481 г., она т …   Википедия

  • Поклонение волхвов (Дюрер) — …   Википедия

  • Поклонение пастухов — Геррит ван Хонтхорст, «Поклонение пастухов», 2 я пол. XVII в., Музей изящных искусств, Нант Поклонение пастухов эпизод …   Википедия

  • Семь смертных грехов и Четыре последние вещи (картина Босха) — …   Википедия

  • Блудный сын (картина Босха) — У этого термина существуют и другие значения, см. Блудный сын (значения) …   Википедия

  • Распятие с донатором (картина Босха) — Иероним Босх …   Википедия

  • Корабль дураков (картина Босха) — Иероним Босх Корабль дурако …   Википедия

muller.academic.ru

Описание картины Питера Рубенса «Поклонение волхвов»

Описание картины Питера Рубенса «Поклонение волхвов»

Популярный сюжет поклонение волхвов из Евангелия св. Матфея стал столь же популярной темой в средневековой живописи. На эту тему написаны картины фактически всеми известными художниками эпохи.

Только у Рубенса на этот сюжет написано картин около одного десятка. Но иллюстрированная здесь работа мастера фламандской школы более богата сюжетным содержанием и относительно близка к библейскому сказанию.

Конечно же, Рубенс не мог отойти от традиций времени и реальности своей эпохи. Здесь вся обстановка «модернизирована» под эпоху художника. Волхвы одеты в придворные наряды, разве за исключением Бальтазара, и чувствуется некая помпезность. Надо помнить, что Рубенс жил и творил в эпоху возрождения римско-католической церкви (контрреформация), и влияние последней было во всем. Художественные произведения должны были демонстрировать влияние церкви на светскую жизнь. Очень часто в картинах изображались сами их заказчики.

И все же Рубенсу удалось раскрыть объективное содержание сюжета:

Иосиф, со своим проникающим взглядом, покровительствует младенца, волхв Каспар на коленях преподносит золотые дары, Бальтазар и Мельхиор в блаженстве ожидают своей очереди преподнести свои дары, которые по традициям средневековья, у Рубенса в золотых вместилищах изготовленных мастерами его эпохи. Все 3 волхва в сопровождении детей. Чтобы напомнить о происхождении волхвов, художник на картине изобразил символы восточного происхождения.

Это сопровождающие волхвов люди в тюрбанах и верблюды самих волхвов. Даров на полотне Рубенса больше чем по сюжету (золото, ладан, мирра). На переднем плане, не исключается что по заказу покровителей, с дарами изображены полуголые мужчины, которые как бы выстраданные, и еще не совсем проникнуты значимостью происходящего. Ну и конечно же, на верхнем плане ангелы. Без них никак, они здесь хоть и с детским лицом, но с мудрым взглядом пророков.

Мастерство Рубенса, его умение формировать мощную композицию, светотень формирующий объемы и гениальная система цветов, характерны и для этой картины. Здесь натура ощущается живым образом – через оригинальную пластику тел. Картина обогащена обилием фигур, образов (с патетическим жестами) и различных аксессуаров. Герои полотна как всегда подчеркнуто телесны. Но самым главным достоянием этой картина является создание атмосферы веры в потенциальное человеческое счастье, связанное с рождением эпохи христианства. Значимость события, изумление и восторг отражены на лицах почти всех персонажей. Сказанное удивительным образом дополняют и фигуры животных.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта