Владимирская Школа Пейзажной Живописи. Школа картины художников
Владимирская школа живописи
Основная коллекция, которую представляет наша картинная галерея посвящена творчеству владимирских мастеров. Если вы хотите купить картину в Москве – приглашаем вас в Центральный Дом Художника, где на первом этаже расположена наша галерея живописи и антиквариата.
Важнейшая миссия, которую осуществляет Арт Союз Зебра – просветительская деятельность. Владимирская школа – уникальное явление в истории отечественной живописи и наша цель – сохранить и продолжить ее традиции.
В 1960-м году в Москве прошла первая республиканская выставка «Советская Россия». Тогда 3 владимирских художника – Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин – представили свои произведения, результат долгих творческих исканий. Именно тогда, они впервые заявили о себе, в итоге чего владимирская школа живописи стала направлением, которое прочно утвердилось в искусстве 1970-х годов и вошло в сокровищницу подлинных достижений российского национального искусства.
В своих работах Ким Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый колорит, передающий настроение. Владимир Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, а художник Валерий Кокурин изучал световоздушную среду, меняющую цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи.
Основоположники Владимирской школы живописи:
Бритов Ким Николаевич
Юкин Владимир Яковлевич
Кокурин Валерий Григорьевич
Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле соцреализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия. Мягкая, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа. Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.
Владимирская живописная школа опиралась на глубокие традиции искусства родной земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь - вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее – смесь народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.
Темами картин становятся владимирские деревеньки, районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески - все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и красоту.
Мастера Владимирской школы живописи:
Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа «открытыми» тонами, прежде всего, отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения. Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественный цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства».
Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как Станислав Бахвалов, Владимир Хамков, Дмитрий Холин, Василий Фомюк. Эстетика цвета - вот то главное, чем славятся владимирские художники среди пейзажистов других школ. Именно цвет позволяя создавать оптимистическое настроение.
Современные владимирские пейзажисты, работающие в традициях владимирской живописной школы:
Разнообразие индивидуальных манер владимирских художников, жанровая широта, присущая им в последние годы, размывают сложившееся русло того единого стиля, в котором и сегодня работают продолжатели владимирской школы пейзажа. Но в этих переменах, возможно, заложены благие предпосылки дальнейших художественных исканий, новых путей развития.
Сегодня лучшие произведения живописцев владимирской школы, её ведущих мастеров, хранятся в центральных художественных собраниях России – Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, а также в целом ряде других отечественных и зарубежных музеев и частных коллекций.
zebrazp.ru
Владимирская Школа Пейзажной Живописи
Владимирская пейзажная живопись - направление, прочно утвердившее себя в искусстве в 1970-е годы и в настоящее время вошедшее в сокровищницу подлинных достижений российской национальной школы. Впервые художники этого региона заявили о себе после прошедшей в Москве в 1960 году Первой республиканской выставки «Советская Россия», когда три художника - Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин - показали свои произведения, результат творческих исканий и экспериментов.В своих работах К.Бритов неистово изучал приемы фактурного письма, искал особый светоносный колорит, передающий настроение. В. Юкин стремился выразить чувства через состояние природы, В. Кокурина интересовала световоздушная среда, меняющая цвет и очертания предметов. Общность эстетических взглядов, единство художественного стиля и творческого метода при сохраняющейся индивидуальности манер позволили говорить о формировании новой школы в отечественной пейзажной живописи. Художники К. Бритов, В. Юкин и В. Кокурин стали её основоположниками.
Владимирские художники опирались на глубокие традиции искусства своей земли. Икона, мстерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь - вот истоки цветовой палитры, на которой строилась их эстетическая система. В основе ее – сплав народной культуры, идущей из глубины веков, и вершин русского пейзажа, занявшего к началу XX века достойное место в европейском художественном процессе.
Темами картин становятся владимирские деревеньки, небольшие районные городки, базары, старинные улочки, неброские поля и перелески - все то, чем полна тихая провинциальная жизнь, за которой скрывается могучий пласт народной культуры, сохранившей свою яркую самобытность и питающей современность незамутненным источником вечной красоты.На фоне традиционного русского советского пейзажа 1960-х годов, отличавшегося преимущественно монохромным колоритом, живописная манера владимирцев - А. Лукина, Ю. Матушевского, Н. Мокрова, А. Смирнова, В. Темплина, их стремление изображать неброские мотивы природы средней полосы России открытым цветом в начале 1960-х казались вызовом, выпадали из рамок устоявшегося стереотипа и совсем не вписывались в официальный эстетический канон.
Мастера владимирского пейзажа не сразу обрели свой необычный творческий почерк. В начале пути, в середине 1950-х годов, они работали в традиционном стиле социалистического реализма. Колорит картин был построен на сближенных тонах и следовал закономерностям пейзажной школы XIX столетия. Мягкая, жемчужная, бело-серебристая гамма живописи помогала создавать в произведениях лирическое настроение, отражать состояние светлой грусти, пробуждаемое тихой мелодией среднерусского пейзажа. Свободный от идеологии чистый пейзаж, в жанре которого работали владимирцы, был наиболее созвучен внутреннему протесту художников против официальных схем советской живописи тех лет.
Много искусствоведов посвятили свои труды владимирским художникам. Искусствовед Платон Павлов писал: «Поиски цветовой яркости потребовали от художников решения некоторых специфических живописно-декоративных задач. Работа „открытыми“ тонами прежде всего отражается на живописной передаче пространства. В этих случаях простое ослабление цветовой насыщенности путем размывки или разбеленности тонов на дальних планах может нарушить необходимое единство цветового решения.Поэтому в картинах владимирцев нередко задние планы не менее интенсивны по цвету, чем передние, однако качественна цветовой фон, которым они написаны, таков, что у зрителя не исчезает впечатление пространства. Художники достигают этого путем особенно точного подбора и сочетания цветовых тонов. Такая живописная система влечет за собой необходимость особым образом строить композицию.Не случайно у владимирских художников главный узел, центр композиции - какое-либо здание или дерево - часто являются и наиболее интенсивными по цвету. Но особенно важную роль в их полотнах играет цветовой ритм. Художники не боятся повторять пятна одного и того же тона, развертывая их на полотне. Характернейшим приемом владимирских пейзажистов является использование высокого горизонта и высокой точки зрения.Этот прием усиливает декоративность. Небо в полотнах обычно занимает самое скромное место: оно либо проглядывает где-то между домами, либо изображается в виде узкой полоски под верхней планкой рам. Порой его вообще нет. Зато земля напоминает цветистый ковер. Деревья, дома, улицы иногда расположены как бы ярусами. Что касается техники, та живопись, чаще пастозная, отличается у владимирских художников энергичным, широким мазком».
К 1970-м годам узнаваемая манера живописи, общая для всех представителей владимирской школы, сформировалась окончательно. Пространство пейзажа у них, как правило, сведено к плоскости. Планы сближены, композиция предельно проста, линия горизонта в картинах сознательно завышена. Этот комплекс приемов дает основания говорить о близости их эстетики со стилевыми принципами ростово-суздальской иконописи… Письмо во владимирской живописи темпераментно, фактура отличается особой рельефностью. Совершенно уникальной находкой владимирцев является применение экспериментальных объемных грунтов, усиливающих декоративный эффект фактурного письма. Яркая, пастозная живопись по фактурному грунту, разная высота красочного рельефа в картине увеличивали живую трепетность изображаемого, усиливали контрастность цветовой гаммы.
Многолетнее плодотворное развитие владимирской школы живописи способствовало появлению таких талантливых и самобытных мастеров, как С. Бахвалов, А. Кувин, В. Кувин, Н. Курников, Е. Редько, В. Севостьянов, В. Федянов, А. Харченко, помогло раскрыться дарованиям молодых живописцев - В. Фомюка и Д. Холина. Творчество А. Кувина поражает как большим выбором тем, так и широким диапазоном художественных приемов. Так полотно «Пора сенокоса», выполненное в 70-х годах прошлого века в реалистической манере, передает радость единения людей в совместном труде. Картина «Весна» погружает зрителя в мир тишины. «Улица в деревне» и «Весенний вечер» обращают зрителя к импрессионистическому видению мира. От картины «Под парусом» веет безмятежностью и счастьем. Близка ей по настроению решенная в той же цветовой гамме работа «На реке».
Ю. Матушевский представлен на выставке традиционными для владимирской школы живописи картинами шестидесятых годов ХХ века: «Собор», «На реке Трубеж», в которых архитектурный мотив становится символом национальной принадлежности. Произведения Н. Курникова шестидесятых – восьмидесятых годов ХХ века представлено монументальным полотном «Вид на Покровский монастырь» и своеобразными пейзажами-настроениями «Ковровский мотив» и «Ветреный день».
Эстетика цвета - вот то главное, что выделяет владимирских художников среди пейзажистов других школ. Именно цвет – ведущее выразительное средство в зимнем пейзаже Г. Качалова «Воскресное утро», в его же картине с говорящим названием «Сиреневое солнце», в работах С. Бахвалова «Голубой снег», В. Хамкова «Зимний пейзаж» и В. Боброва «Последний луч», позволяя создавать мажорное, оптимистическое настроение.
Хотя характерной чертой владимирской школы пейзажа всегда оставалась преемственность традиций, здесь всегда было место для поисков. Об этом красноречиво говорит манера Е. Телегина. Живописец проявил себя тонким лириком: используя приглушенные, изысканные серебристо-жемчужные тона, он показал новые, он создал образ природы владимирской земли – элегически просветленный, утонченный – в работах «Майские дожди» и «Майская пора».
В.Батаев в своих картинах «Весна во Владимире», «Осень во Владимире», «Дыхание весны» выступает продолжателем реалистических традиций второй половины XIX века. Невольно на память приходят «Московский дворик» В. Поленова, «Грачи прилетели» В. Саврасова.
В произведениях молодого художника Д.Холина звучат кустодиевские мотивы. Таковы его яркие работы «Вербное воскресенье», «Храмы Великого Устюга» с лазоревым сиянием неба и горящим золотом крестов на куполах храмов. Задорность и веселье русских ярмарок и праздников присутствуют в его полотнах «Вербное воскресенье», «Игра в «триста», отличающихся нарочитым примитивизмом и лубочной наивностью композиции. Совершенно по-иному талант Д.Холина открывается в южных пейзажах «Сочи. Южная жемчужина». «На вершине. Красная поляна в Сочи», «Абхазия. Озеро Рица», написанных широким сочным мазком. Эти картины словно излучают потоки цветовой энергии.
В последние годы владимирские художники расширяют жанровый диапазон, все более увлекаясь натюрмортом. К ряду этих работ относится мажорный натюрморт молодого мастера В. Фомюка «Летний стол» – картина, передающая ощущение летнего изобилия и счастья жизни, изливающихся через край полной чаши.
Разнообразие индивидуальных манер владимирских художников, жанровая широта, присущая им в последние годы, размывают сложившееся русло того единого стиля, в котором и сегодня продолжают работать основоположники владимирской школы пейзажа. Но в этих переменах, возможно, заложены благие предпосылки дальнейших художественных исканий, новых путей развития. Сегодня лучшие произведения живописцев владимирской школы, её ведущих мастеров, хранятся в центральных художественных собраниях России – Третьяковской галерее и Русском музее, а также в целом ряде других отечественных и зарубежных музеев и частных коллекций.
По материалам журнала "Русское искусство"
www.art-katalog.com
Фламандская школа живописи
Развитие Фламандской школы живописи относят к первой половине 17 века. Центром школы является Антверпен. К художникам этого направления относят Рубенса, Ван Дейка, Йорданса и некоторых других. Родоначальником Фламандской школы стал Питер Пауль Рубенс.
Работы художников этой школы отличаются реализмом, монументальными формами, динамичным ритмом, пластикой и торжеством декоративного стиля. Всё, что было присуще Рубенсу, переняли и другие художники. Зачастую это были огромные полотна с трагическим или героическим началом.
Вы давно мечтаете, но никак не можете снять музыкальный клип? Осуществить вашу мечту поможет независимый лейбл Притон. Съёмка клипа, создание видеоролика, фильма и дальнейшее его продвижение возьмут на себя профессионалы своего дела.
Если вы хотите быстро, безопасно и выгодно снять квартиру в одессе, то вам непременно нужно посетить портал недвижимости Bestrent-Odessa. Только здесь огромный выбор комнат и квартир на любой вкус.
art-assorty.ru
Яркая самобытность владимирской школы живописи – Ярмарка Мастеров
Мой рассказ о художниках, создавших уникальное направление в искусстве - Владимирская школа живописи. Её основоположниками стали К.Бритов, В.Юкин, В.Кокурин.
Яркая самобытность этой школы живописи проявилась в чистых, звучных красках их полотен Особый колорит дарит позитивное настроение. Простой деревенский пейзаж оттеняет лиричностью сюжета. Мне не раз доводилось видеть картины этих замечательных мастеров в живую, на выставках у нас во Владимире. Удивительные, прекрасные, волнующие чувства охватывают, когда стоишь рядом с полотнами. Написанные объёмными, широкими мазками ,они создают объемный рельеф усиливающий трепетность изображения. Яркие, насыщенные цветом, они дарят ощущение радости, праздника души. Владимирские художники опирались на глубокие традиции искусства своей земли. Икона, мастерская лаковая миниатюра, домотканый половичок, лоскутное одеяло, светящаяся киноварью владимирская гладь — вот истоки их цветовой палитры.
Впервые художники заявили о себе после прошедшей в Москве в 1960 году Первой республиканской выставки «Советская Россия», когда три художника — Ким Бритов, Владимир Юкин и Валерий Кокурин — показали свои произведения, результат творческих исканий и экспериментов.
К.Бритов вёл поиск особого колорита несущий свет и настроение в работе, изучал манеру и приёмы фактурного письма.
В.Юкин искал выразительные средства для передачи своих чувств через состояние природы.
В.Кокурин работал со световоздушной средой, меняющей цвет и очертания предметов.
У каждого из этих художников была своя, индивидуальная манера письма. Объединило их — общность взглядов на искусство, мировоззрений, приверженность одному художественному стилю. Именно это и дало толчок в формировании новой школы в отечественной школе живописи.
С тех пор владимирская школа живописи постоянно развивается и обогащается новыми достижениями. На ее основе выросла целая плеяда мастеров, своим творчеством подтвердивших жизненность и серьезность данного направления в искусстве.Это В.Егоров, В.Калинин, А Кувин, В.Кувин, М.Левин, Н.Модоров, Н.Мокров, В.Телегин, Е.Телегин, В.Титов и другие.
Конечно эти замечательные художники требуют отдельных рассказов об их творчестве.
Сохранить
Сохранить
Сохранить
www.livemaster.ru
Венецианская школа | Картины художников. Зарубежная живопись и другое искусство
Главная » Записи с метками "Венецианская школа"
Удивительно, что Диего Веласкесу, этому великому живописцу своей эпохи, вообще посчастливилось написать и передать потомкам такое произведение. Причина же кроется в самом простом – в 17 веке испанская инквизиция была сильна... Розальба Карьера (1675, Венеция — 1757, Венеция) — венецианская художника стиля барроко, автор портретов и миниатюр в технике пастели, ввела в моду использование пастели. По предположению ряда исследователей, училась... Франческо Гварди — итальянский художник, видный представитель венецианской школы ведутистов. Родился в в 1712 г. в Венеции. Первые уроки живописи он получил у своего брата, талантливого художника Джованни Антонио Гварди,... Якопо Робусти Тинторетто (Tintoretto Jacopo) — итальянский живописец один из крупнейших представителей венецианской школы. Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик»... Картина Якопо Тинторетто «Чудо святого Марка». Размер картины 415 x 541 см, холст, масло. В картине «Чудо святого Марка» Тинторетто не просто воспроизводит исторический факт, а представляет его так, чтобы он производил определенное... Тайная вечеря. Размер картины 365 x 568 см, холст, масло. Тайная вечеря – сюжет довольно распространённый у мастеров Возрождения. Картина была написана Тинторетто специально для венецианской церкви Сан Джорджо Маджоре, где... Распятие. Размер картины 536 x 1224 см, холст, масло. Картина находится в аббатстве Скуолы ди Сан Рокко. Полотно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Композиционным и духовным центром шедевра является... Происхождение Млечного Пути. Размер картины 148 x 165 см, холст, масло. Находится в Национальной галереи в Лондоне. Произведение было написано по заказу императора Священной Римской империи Рудольфа II для украшения его пражской... Портрет Альвизе Корнаро один из лучших портретов, написанных Тинторетто. Герой картины старик, одновременно благородный и трогательный. Это портрет души человека, подчеркнутый также и абсолютной неподвижностью позы.... Несение креста. Размер картины 512 x 387 см, холст, масло. Монументальное полотно Тинторетто Несение креста находится в гигантском ансамбле масляной живописи Скуолы ди Сан Рокко, состоящем из нескольких десятков полотен и... Страница 1 из 212»design-kmv.ru
Картины художников барбизонской школы — Журнал по дизайну и культуре
Что несет человеку технический прогресс? Этот вопрос, столь важный в наши дни, был актуален уже с середины XIX века, когда стали возникать первые промышленные предприятия. И сегодня, совершая тур во Францию, можно потратить немного времени для посещения местечка Барбизон, отдав дань уважения людям, которые одними из первых осознали не только благо, но опасность стремительного развития техники для человека. В 30 — 40 годах XIX века, вдали от шума столицы французские живописцы облюбовали местность вокруг королевской резиденции Фонтенбло, которая со времен Франциска I привлекала угодьями знатных охотников. Еще в XVIII веке Ж.Б. Одри писал исполненные пышности сцены королевской охоты. После бурных событий революции и падения Наполеона I, когда время празднеств ушло в прошлое, сюда зачастили пейзажисты. Им приглянулась деревушка Барбизон. Здесь, среди густых лесов, жили крестьяне, промышлявшие заготовкой древесного угля. В Барбизоне господствовали мир и тишина; казалось, это идеальное место для тех, кого влечет природа, сохранившая первозданную прелесть. Художники размещались в домиках, едва видимых за живыми изгородями кустарников. Вскоре, в Барбизоне образовалась колония пейзажистов, насчитывавшая до двадцати человек. Слава и признание ко многим из них пришли в середине века, когда и сложилось понятие барбизонская школа.
Стадо. Ж.Милле.
Художники, предпочитали работать в Барбизоне, передавая незамысловатые мотивы лесных опушек, болотцев и пасущихся стад.
Постепенно, барбизонцы привлекли симпатии публики и критики, став заметным явлением во французском искусстве XIX века. Следует вспомнить, что пейзаж в XIX веке нередко воспринимался как ведущий жанр живописи в отличие от предшествующего времени, когда он считался второстепенным. В нем стали находить возможность выражать живые искренние впечатления и чувства. Отражение на картинах художников света и воздуха, придавшее такое своеобразие живописи тех лет, было совершено именно пейзажистами. Их привязанность к простым природным сюжетам оказалась особенно ценной накануне серьезных и необратимых изменений, привнесенных вскоре в жизнь человека техническим прогрессом.
Отправление на рынок. К.Тройон.
Леса Фонтенбло вдохновили не одну плеяду французских художников.
Все крупные пейзажисты XIX века так или иначе соприкоснулись в творчестве с этой местностью. Здесь, появился в начале XIX столетия родоначальник нового пейзажного искусства во Франции Ж.Мишель, приезжавший сюда, за пятьдесят лье от Парижа, с друзьями. Вдохновленный примером старых голландских мастеров, он стал изображать пустынные ландшафты, где луч солнечного света, пробившийся из-за облаков, скользил по земле. Этот, вскоре забытый мастер, имел прозвище Рейсдаль Монмартра, что намекало на его пристрастие к голландскому искусству. Он был заново открыт в середине XIX века и оценен как предшественник новой школы. Писатель Э. де Сенанкур, автор популярного в начале столетия романа Оберман, восторженно писал об окрестностях замка Фонтенбло, воспринимая их с романтической приподнятостью. Пейзажисты Алиньи и Ледьё в 1824 году, навещая директора местной мануфактуры, восторгались красотами окрестностей. Наконец, сюда еще до поездки в Италию заглядывал и К.Коро. Не миновал этих краев романтик П.Юэ, друг Делакруа, открывший, по словам современника, окна живописи. Все они проложили дорогу тем, кто потом прославил эту местность в живописи.
Весна, 1862 г. Добиньи. Берлин.
Этими художниками стали: Т.Руссо, Д. де ла Пенья, Ж.Дюпре, Ф.Милле. Именно их чаще всего можно было встретить здесь с блокнотом и мольбертом, что отразил в рисунке 1833 года Художник в лесу Фонтенбло К.Коро. Помимо них, в Барбизоне бывали Г.Курбе, скульптор А.Бари, запечатлевшие, как и многие барбизонцы, виды окружающих лесов. Большая мастерская на открытом воздухе привлекла и поколение более молодых художников: Добиньи, Тройона, Шантрейля. Вскоре, стали обживаться и близлежащие местечки Марлотт и Шайи, где преимущественно работали художники уже следующего поколения Моне, Сислей, Сезанн, Сера, не забывающие уроков своих учителей. Паломничеством живописцев из Англии, Германии, Румынии, Венгрии и Соединенных Штатов Америки в конце XIX века заканчивалась история Фонтенбло. Даже в наши дни тут можно встретить людей, сидящих под большими зонтами и пишущих этюды.
Стога: осень. Ж.Милле.
Барбизонская школа достигла расцвета в 1850-е годы.
Многие художники останавливались у владельца постоялого двора Белая лошадь Ф. Ганнэ. Он стал пристраивать к гостинице новые помещения, в которых размещались студии. В небольшой зале работал Жан Франсуа Милле, предпочитавший, в отличие от других, оставаться в Барбизоне и на зиму. Для его знаменитого полотна Анжелюс, представляющего крестьян за вечерней молитвой в поле, позировала крестьянка Мария (существует автопортретный рисунок мастера; он запечатлел себя за этой работой). В одном из бывших ателье открыт сейчас небольшой музей Т.Руссо, который подолгу жил в этой деревушке.
Старая мельница около Барбизона. Диаз.
Летом, художники устраивали настоящие празднества. Они жили счастливо, всем работалось радостно. Не случайно, крупнейшие представители школы создали именно здесь ряд подлинных шедевров. Они выработали новый метод подхода к натуре, который стал использоваться повсеместно. Как никто, мастера ценили красоту лесов Фонтенбло и решительно выступали против представителей местной власти, когда те захотели вырубить деревья и осушить часть болот.
Барбизонцам пришлось бороться за признание.
Их произведения часто отвергало жюри, контролировавшее доступ на выставки парижского Салона. Руссо, Дюпре, Добиньи, Милле совместно с писателями, критиками создали комитет, представлявший их интересы. Они требовали права выставлять полотна без предварительного отбора. Свободное общество живописцев и скульпторов объединяло до сотни французских мастеров. Революция 1848 года отменила старые правила; новый Салон, созданный без жюри, стал праздником пейзажа.
Наследники просветителей, они, подобно Ж.Ж. Руссо, видели в природе нравственное начало и противопоставляли деревню «современному Вавилону» Парижу». Руссо и Дюпре полагали, что натура оказывает облагораживающее воздействие на человеческую личность. Много значили для них и идеи романтизма, провозгласившего культ чистой природы, исполненной силы и величия. На своих картинах, художники отвергали цивилизацию: «Какой дьявол, эта современная цивилизация! Вернемся к натуре, лесам и древней поэзии» призывал Руссо. Он говорил: «Общество заставляет нас терять здоровье тела и духа. А душа подобна лесу, на который посягают цивилизаторы. Они срубают высокие стволы наших мыслей, разбивают гордые утесы наших желаний. Пусть же природа будет последним прибежищем нашего духа!»
Сборщицы колосьев. 1857 г. Ж.Милле.
Барбизонцы верили, что настоящее, серьезное искусство может создаваться в патриархальной тишине.
Так было, согласно их представлениям, в XVII веке у братьев Ленен, творчество которых тогда только что воскресил из небытия критик Шанфлери, поддерживавший реализм. Примером для них стали не только старые голландские мастера, проникновенно изображавшие уголки своей родины, но и английский живописец Д.Констебл, чьи произведения были показаны в 1824 году в Париже. Влюбленный в мир сельской тишины, где природа и человек живут в добром согласии, он одухотворенно передавал облик родного края, открыв богатство рефлексов на зелени деревьев, напоенность воздуха влагой.
Барбизонцы не приняли традиции классицизма, еще достаточно сильные в начале XIX века, они отвергали условности сочиненного исторического пейзажа.
В своих картинах, художники шли к «правде в искусстве», находя для ее выражения простые, выразительные средства. Они не стремились в Рим, чтобы творить в тени Пуссена и Лоррена; но любили свой край и находили в нем источник вдохновения. Барбизонцы видели природу неприкрашенной, такой, какая она есть. Недруги-критики называли художников скотоводами, Рафаэлями овечьих стад. Но, Добиньи, словно в ответ на упреки, говорил, что хотел бы изобразить вид так, когда и куча навоза не выглядит неуместной.
Рынок в Нормандии. Т.Руссо. 1830-е гг. Государственный Эрмитаж.
Во взглядах барбизонцев было много противоречивого.
Стремясь к правдивому изображению природы, они, как ни парадоксально, относились отрицательно к реализму, считая его слишком прозаичным, направленным на создание копий, а не подлинного искусства. Это шло от их представлений о жизни, искусстве. Боясь современной им цивилизации, художники были крайне консервативны; им был дорог мир патриархальный, который они идеализировали. Противоречивость идейных установок мастеров из Барбизона приводила к тому, что и критики по-разному оценивали это искусство. Одни любили картины художников за свежесть чувств, и отстраненность от текущих забот, иные находили целый спектр эстетических проблем. Любопытно, что критики дружили с художниками, переписывались с ними, внося в обзоры выставок их мысли, замечания.
Т.Руссо мечтал выработать такой язык живописи, который был бы близок самой природе; хотел, чтобы лес на его картинах говорил. Действительно, работая на натуре и заканчивая композиции в мастерской, художники стремились, чтобы не терялось то чувство подлинности, которое возникало у них при созерцании природы. Вот почему им была близка романтическая взволнованность. Особенно, она ощутима в творчестве Н. Диаз де ла Пенья, картины которого как сон в очарованной стране. Художник любил изображать лесные чащи, пронизанные лучами заходящего солнца; начало грозы. Краски его палитры густые, вязкие, переливающиеся. Руссо и Дюпре передавали обобщенные наблюдения над конкретным мотивом; их искусству присуща эпическое созерцание. Мазки, виртуозно положенные один на другой, создавали плотную ткань фактуры, призванную подчеркнуть влажный, густой воздух над лугами, пастбищами. К сожалению, живопись потемнела от времени и сверкающая россыпь золотистых, зеленых и охристых тонов ныне несколько угасла. При всей условности слова школа в отношении различных художников, работавших в Барбизоне, существовало нечто, что их объединяло. Они стали создателями национального реалистического пейзажа.
Деятельность барбизонцев привлекла внимание ряда русских писателей, критиков и художников.
С 1860-х годов их произведения стали коллекционировать известные собиратели, благодаря чему Руссо, Дюпре, Добиньи широко представлены в Государственном Эрмитаже и ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве. Работами художников интересовался И.С.Тургенев. Пейзажист А.Боголюбов дружил с Добиньи; с искусством французских коллег были знакомы В.Орловский, А.Саврасов, И.Левитан. Художники барбизонской школы обогатили искусство умением видеть красоту в обыденном и передавать живые, непосредственные чувства, испытанные при работе на природе.
При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Барбизонская школа живописи» В.Турчина, М. 1986 г.
Читайте также:
www.5arts.info