Жены русской живописи. Русская женщина картина
Русские красавицы глазами художников * Govza
Русские красавицы глазами художников.
Русская земля всегда славилась не только бескрайними полями и умелыми мастерами, но и красотой женщин. О них слагали стихи поэты, писали музыку композиторы. Прекрасные лики красавиц через века продолжают очаровывать нас с полотен великих мастеров.
К.Е.Маковский Боярышня.
Художники во все эпохи стремились увековечить своих самых ярких и прекрасных современниц: аристократок и крестьянок, утонченных актрис и усталых матерей. В каждой женщине своя загадка, у каждой — своя правда жизни, каждая неотразимо обаятельна. Портреты, написанные лучшими живописцами, донесли до нас неповторимые облики, глубокие сильные характеры, трагические и счастливые судьбы русских женщин. Воистину — красота спасёт мир!
К.Е.Маковский Русская красавица.К.Е.Маковский Девушка в костюме Флоры.К.Е.Маковский Головка девочки.К.Е.Маковский БоярышняК.Е.Маковский Боярышня 1880-е годы.К.Е.Маковский Боярышня с подносом
Константин Маковский. Russkaya krasavica v kokoshnike 1890Константин МаковскийК.Маковский За прялкой
В.Е.Маковский Крестьянка 1897В.Маковский Девушка, смотрящаяся в зеркало 1916
Журавлёв Фирс Сергеевич
Д.Г.Левицкий Агаша Левицкая (дочь)
Иван Аргунов Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Грибков Сергей Иванович.
Василий Суриков. Анфиса 1900.Василий Суриков. Портрет МатвеевойСуриков Василий Иванович. Боярская дочь.
Боровиковский Владимир Лукич. Портрет торжковской крестьянки Христиньи
Николай Пимоненко.
Рачков Николай Ефимович. Портрет девушкиРачков Николай Ефимович. У калитки. 1871.
Терем царевен. Клодт М.П. (1835-1914)
Н.В.НевревН.В.Неврев Василиса Мелентьевна и Иван Грозный 1880Неврев Н.В. Боярыня. 1901
Стрелковский Алексей Иванович. У колодца. 1878.
Левченков Александр Михайлович БоярышняЛевченков Александр Михайлович ХозяюшкаА.Левченков. Мария Темрюковна
В.Максимов Сборы на гулянье.
Алексей Максимов (1810-1865) Девушка со снопом
Глазунов И.И. В каргопольском костюмеГлазунов И.И. В Нижегородском костюме
М.Нестеров Девушка в кокошнике. Портрет М.Нестеровой 1885
Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) Боярышня 1882
В.М.Васнецов Боярышня
В.Е. Феклистов Приготовление невесты к венцу 1848
Г.С. Седов
Виктор Алексеевич Бобров (1842 — 1918) Боярышня 1915
Klavdi Vasilievich Lebedev (1852-1916) Boyarina
Абрам Клюквин (1777-1867) Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платкеАбрам Клюквин (1777-1867).
А. Алексеев. Девушка в русском костюме. 1837.
Неизвестный художник «Портрет женщины в русском народном головном уборе» 1769Неизвестный художник «Портрет Торжковской купчихи»
А. Клименко
W.Sokovnin
S.Solomko (1867-1928)
И. Куликов. В русском наряде. 1916И. Куликов. Боярыня со шкатулкой. 1917
А.Косничев У зеркала
Станислав Бабюк
Николай Харитонов. Девушка 1920
Виктор Алексеевич Бобров (1842 — 1918) Меланхолия невесты 1915
П. Барбье Портрет молодой женщины в русском сарафане 1817
Пимен Орлов Фрейлина 1835
Kinuko Y. Craft
Евгений Демаков. У окошка.
Николай Шурыгин.
KB Wenig Russkaya Devushka
govza.ru
Портрет его жены: русские музы европейских художников
Кем вдохновлялись Дали, Матисс и Пикассо? Ольгой Хохловой, Еленой Дьяконовой и Лидией Делекторской. Взглянем на портреты удивительных русских женщин, которые долгие годы были спутницами величайших художников ХХ века.
Муза законного брака
Имя: Ольга Степановна ХохловаМесто рождения: НежинГоды жизни: 1891–1955Профессия: балетная танцовщицаМуж: Пабло ПикассоБрак: с 1918 до 1935 (разрыв) и 1955 (официально)Картины: «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Ольга Хохлова в мантилье» (1917), «Портрет Ольги 1» (1919), «Ольга» (1921), «Ольга с меховым воротником» (1923), «Голова женщины (Ольга Хохлова)» (1935) и т. д.
Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. 1917. Музей Пикассо, Париж, Франция
Ольга Хохлова в кресле. Около 1917. Фотография: picasso-pablo.ru
Пабло Пикассо. Портрет Ольги Хохловой в мантилье. 1917. Музей Пикассо, Малага, Испания
«Портрет Ольги в кресле» Пикассо написал в самом начале их знакомства. Хрупкая, изящная, замкнутая, меланхоличная — такой была Хохлова, балерина легендарной труппы Сергея Дягилева. Она увлекла Пикассо настолько, что ради нее 37-летний абстракционист на время изменил своему стилю и вернулся к реализму. Ведь она просила его: «Я хочу узнавать на портретах свое лицо…» И она выходила узнаваемой — и на других портретах, и на этом — самом, пожалуй, известном.
Картина основана на фотографии Ольги в мастерской Пикассо, поэтому у нас есть редкая возможность сравнить, как видел ее влюбленный художник и как — беспристрастная камера. На всех портретах ранних лет их брака Ольга такая же, как на этом, увиденная через призму влюбленности, — задумчивая, воздушная, идеальная. Настоящая «русская душа».
Однако может ли гений довольствоваться одной-единственной музой? Пикассо хватило на целых десять лет. Чем дальше, тем больше жена раздражала его. И вот — никакой нежности, художник пишет Ольгу то в виде старухи, то в виде лошади (в серии картин, посвященных корриде). Или рисует ее в том самом абстрактном стиле, который Ольга так не любила. У Пикассо появилось новое увлечение, и в конце концов Ольга не выдержала и ушла. Развода он ей не даст — чтобы не делить картин. До самой смерти она останется официальной женой Пикассо.
Муза внутреннего мира
Имя: Елена Ивановна (Димитриевна) ДьяконоваПсевдоним: ГалаМесто рождения: КазаньПервая работа: учительГоды жизни: 1894–1982Муж: Сальвадор ДалиБрак: с 1934 (гражданская церемония), 1958 (церковная) до 1982 (ее смерти)Картины: «Портрет Галы с омаром» (1934), «Галарина» (1944–1945), «Тройное появление лица Гала» (1945), «Атомная Леда» (1949), «Портрет Гала с носорогическими признаками» (1954), «Мадонна Порт-Льигата» (1950) и т. д.
Сальвадор Дали. Атомная Леда. 1949. Театр-музей Дали, Фигерас, Испания
Сальвадор Дали и Гала. Фотография: peoples.ru
Сальвадор Дали. Assumpta Corpuscularia Lapislazulina. 1952. Частная коллекция
«Атомная Леда» — одна из самых растиражированных работ Дали, была написана спустя несколько лет после атомной бомбардировки Японии. Но для великого сюрреалиста происходящее в реальном мире — лишь повод для разговора о том, что происходило в его внутреннем мире. А там царила его жена, его величественная Гала. В полотне она становится новой Ледой, а сам Дали — Юпитером, лебедем, парящим рядом и почти не касающимся возлюбленной. «Возвышенное переживание либидо» — так будет объяснять изображение художник. Наверное, их отношения можно охарактеризовать и так.
«Гала» — прозвище, которое переводится как «праздник». И его обладательница была для своих мужчин настоящим фейерверком. До встречи с Дали она успела побыть музой французского поэта Поля Элюара (и даже выйти за него замуж) и немецкого художника Макса Эрнста. Но не задумывась бросила всех ради Дали, который на был моложе ее на десять лет и еще не очень знаменит.
Его книга «Дневник одного Гения» начинается так: «Я посвящаю эту книгу МОЕМУ ГЕНИЮ, моей победоносной богине ГАЛЕ ГРАДИВЕ, моей ЕЛЕНЕ ТРОЯНСКОЙ, моей СВЯТОЙ ЕЛЕНЕ, моей блистательной, как морская гладь, ГАЛЕ ГАЛАТЕЕ БЕЗМЯТЕЖНОЙ».
Гала станет для Дали женой, секретарем, управляющим и даже нянькой — словом, всем. Но, главное, она станет его музой. И если у художника на картине мы видим женский образ, можно быть почти уверенным в том, что это она. Удивительно: какой бы безумный мир он вокруг нее ни построил, сама она почти всегда написана реалистично. Можно поэтично предположить, что Гала и была единственной настоящей реальностью Сальвадора Дали.
Муза счастливой старости
Имя: Лидия Николаевна ДелекторскаяМесто рождения: ТомскГоды жизни: 1910–1998Образование: медицинскоеПартнер: Анри МатиссЗнакомство: с 1932 до 1954 (до его смерти)Картины: «Портрет в синем манто» (1935), «Дама в голубом (1937), «Одалиска. Голубая гармония» (1937), «Девушка в голубой блузке» (1939), «Интерьер с этрусской вазой (1940) и др.
Анри Матисс. Девушка в голубой блузке (Портрет Лидии Делекторской). 1939. Государственный Эрмитаж
Анри Матисс и Лидия Делекторская. Фотография: h-matisse.ru
Анри Матисс. Портрет Лидии Делекторской. 1947. Государственный Эрмитаж
Портретов Лидии Делекторской настолько много, что выбрать самый знаменитый трудно. Сам Матисс признавался: «Когда мне скучно, я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву». Вот, например, портрет 1939 года, написанный в самом начале Второй мировой. Золотистые волосы, голубая блуза (судя по другим полотнам, художник любил писать ее в голубом). Спокойное, одухотворенное юное лицо, на котором улыбаются не губы, а глаза. Именно этот портрет Лидия когда-то сама привезла в Советский Союз и отдала в Эрмитаж. Картина 1947 года, также подаренная Эрмитажу, на первый взгляд более абстрактна, линии лица упрощены — но милое лицо девушки остается узнаваемым.
Русская эмигрантка Лидия, вынужденная после неудачного брака искать средства к существованию, постучалась в двери мастерской Матисса в поисках работы в 1932 году, когда ей было 22. Она стала помощницей мастера и сиделкой у его жены-инвалида. Вряд ли тогда, познакомившись с 65-летним мэтром, она могла предположить, что станет его любимой моделью, музой и настолько близким человеком, что, как впоследствии признавалась, «я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».
«Друг и помощница», которую художник обожал, получала от него не только зарплату, но и подарки, ставшие со временем бесценными, — свои работы. После его кончины Лидия прожила еще долгую жизнь, но никогда не могла забыть Матисса. И пусть она покинула Россию еще в детстве, именно родине Лидия Делекторская подарила свою «матиссовскую» коллекцию: не только его картины и рисунки, но и блузы и украшения, в которых она позировала мастеру, а также его личные вещи. На ее надгробии в Павловске начертано: «Матисс сохранил ее красоту для вечности».
www.culture.ru
Жены русской живописи | Artifex.ru
В списке «Обязанностей жены художника» Веры Судейкиной, актрисы немого кино и второй жены Сергея Судейкина, значился пункт: «Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью».
Борис Кустодиев тяжело заболел: опухоль спинного мозга. Чтобы до нее добраться, необходимо было перерезать нервные окончания. Выбор Юлия Евстафьевна сделала безоговорочный: «Руки оставьте, руки! Художник – без рук! Он жить не сможет...» Юлия Евстафьевна пережила мужа на пятнадцать лет, бережно храня светлые воспоминания о нем и заботясь о его творческом наследии.
Жена Ильи Репина – женщина эксцентричная и смелая. Наталья Нордман-Серова была ярой защитницей животных, а потому и убежденной вегетарианкой, подавала к столу котлеты из сена и завела обычай делить трапезу за одним столом с прислугой. Разумеется, такое поведение вызывало удивление и непонимание, но Корней Чуковский уверял, что за этой экспрессией кроется настоящая забота о муже.
Кем же были эти стоящие в тени своих мужей женщины и что нам о них известно? Как правило, монографии лишь косвенно освещают личность жен художников, особенно отечественных. А ведь именно они, жены, играли важную роль в творческом становлении своих избранников и занимали особое место в их жизни. Они же и были моделями. Истории встреч, расставаний и неожиданных жизненных поворотов непременно будут раскрыты и, поверьте, не оставят равнодушными даже последних скептиков.
Собрать жен в одном пространстве сумел Музей русского импрессионизма: выставка так и называется – «Жены». Среди художников – знакомые все лица: Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Александр Дейнека, Роберт Фальк, Петр Кончаловский, Сергей Виноградов и многие другие. Собрание картин не только познакомит посетителей с вдохновительницами и музами отечественных художников, но и покажет развитие и изменение русской живописи в период с конца XIX до середины XX века.
Изыскания и последующие им изменения стиля прекрасно прослеживаются на примере холстов Роберта Фалька. Картина «Лиза на солнце» 1907 года, изображающая первую жену Елизавету Потехину, – чистейший импрессионизм, а изображение Ангелины Щекин-Кротовой «В белой шали» 1947 года отсылает к позднему Рембрандту.
В своих работах он нередко обращался и к кубизму, и к сезаннизму, да и вообще эклектика стала хорошей подругой Фальку. Как видно из этих двух полотен, за сорок лет живопись Роберта Рафаиловича претерпела сильные изменения. Впрочем, как и его личная жизнь, ведь Ангелина Васильевна была четвертой женой художника и уж точно не последней вдохновительницей.
Картины собраны и привезены из музеев и частных коллекций со всей России, а отдельные экспонаты и вовсе прибыли из Эстонии. Организовать подобную выставку достаточно сложно хотя бы потому, что музеи и коллекционеры не слишком охотно расстаются с холстами. А возможность лицезреть полотна из частных коллекций и вовсе стоит почтить за честь. И все же холсты представлены на выставке. Именно поэтому некоторые из экспонатов представляют особую ценность, хоть и все картины равносильно в своем художественном великолепии. Все эти работы впервые собраны в одной экспозиции и образуют гармоничный цельный ансамбль портретов. Без лишней скромности выставку можно назвать уникальной, и я призываю уделить ей внимание, поскольку вряд ли когда-нибудь еще появится шанс насладиться всеми холстами в одном месте и провести параллель развития отечественной живописи наглядно.
Из приятных дополнений – бесплатный аудиогид и довольно необычный подход к демонстрации картины. Под крышкой маленьких стеклянных клошей, располагающихся у экспонатов, кроются погружающие в атмосферу полотен ароматы: запах моря, полевых цветов и сада после грозы. Такое сопровождение сделает и без того насыщенный досуг в Музее русского импрессионизма незабываемым.
Выставка в Музее русского импрессионизма продлится до 15 мая 2018 года.
artifex.ru