Узоры и орнаменты барокко. Картины барокко стиль


Стиль барокко, особенности архитектуры, исторический экскурс, лепной декор в интерьерах барокко.

    В 17 веке первое звено в искусстве эпохи Возрождения – Италия теряет свое политическое и экономическое могущество, но, не утрачивая своих высоких культурных позиций, продолжает оставаться культурным центром Европы. Центром католического мира является Рим, он богат духовными силами. Церковь и знать нуждаются в демонстрации своего превосходства, но средств на постройку палаццо нет, и для создания иллюзии богатства и могущества они решают обратиться к искусству. Так на территории Италии зарождается барокко…

    Барокко пришел на смену архитектурному стилю эпохи ренессанс, и был с одной стороны его продолжением, с другой – бурной реакцией на те упорядоченные правила, которые были выведены в эпоху позднего ренессанса. В самом наименовании стиля барокко сокрыты особенности его природы. Первоначально жаргонным выражением «perola barroca» португальские моряки называли бракованные жемчужины неправильной формы, а в разговорном итальянском языке середины XVI века слово «barocco» использовалось как синоним всего неуклюжего, грубого и фальшивого. Эстетика эпохи барокко кардинальным образом изменила существовавшую ранее систему ценностей, возведя всё «неправильное», «странное» и «причудливое» в ранг достоинств. Мастера того времени искали вдохновения не в природе, а в своем воображении.

   «Гением барокко» называли итальянского зодчего Джованни Лоренцо Бернини. Современники находили его работы - площади, фонтаны, скульптуры, излишне театральными. Про себя же Бернини говорил, что сделал мрамор гибким, как воск и объединил скульптуру с живописью.

Giovanni Lorenzo Bernini

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №2

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №3

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №4

    Одним из его шедевров является собор Святого Петра в Риме, поражающий своими размерами и красотой внутреннего убранства. Созданный им шатер-киворий (балдахин) из черненной и позолоченной бронзы, высотой 29 метров, на четырех витых колоннах, украшенный бронзовыми скульптурами, издали кажется причудливой «игрушкой» в убранстве интерьера, но по мере приближения к алтарю, лепные колонны будто возносятся, а купол открывается словно небо.

Basilica di San Pietro, Италия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №5

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №6

    Бернини столь виртуозно соединял мрамор разных цветов с деталями из позолоченной бронзы, что его скульптуры казались бестелесными – такова и композиция «Экстаз святой Терезы» в церкви Санта-Мария-делла-Витториа…

Santa Maria della Vittoria, Италия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №7

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №8

    Из Италии барокко распространился на север, в первую очередь в католические страны. Богатые и пышные интерьеры «церковного» барокко пришлись по вкусу европейским монархам. Так начинается эпоха «дворцового» барокко.

    Художественные возможности барокко были направлены на демонстрацию статуса и престижа заказчика. Отсюда грандиозность и нарочитая монументальность построек этой эпохи. Их отличает пространственный размах, сильные контрасты масштабов, криволинейные формы и изобилие декора в убранстве фасадов и интерьеров. Тяга к необычным формам и прихотливым изгибам привела к появлению целого ряда лепных орнаментов, характерных стилю барокко: ролльверк – полуразвернутый рулон пергамента с надрезанными краями; ормушль – мотив, похожий на ушную раковину, сочетающий гротеск, картуш и ленточное переплетение, бандельверк – орнамент в виде переплетающихся лент. Роскошные барочные дворцы, украшенные лепниной и скульптурой, включались в грандиозные парковые ансамбли.

Würzburg Residence, Германия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №9

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №10

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №11

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №12

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №13

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №14

    Декоративный размах внутреннего убранства дворцов несравним ни с одной другой эпохой. В интерьерах барокко много цвета и крупных, богато украшенных деталей; парадные мраморные лестницы, скульптуры, сверкающие люстры, обилие лепнины и позолоты, большие зеркала, резные деревянные панели, роскошные гобелены, картины и фрески. Этому стилю присуща боязнь пустоты и статичности. Его привлекают динамичные образы, иллюзия бесконечности пространства и взаимопроникновения объемов.

Palais du Luxembourg, Франция

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №15

    Стилеобразующее и объединяющее начало в интерьере барокко всецело принадлежит лепному декору. Он используется широко и разнообразно, его формы всегда объемны, пластичны и фактурны. Для достижения наибольшего живописного эффекта лепнина из гипса часто покрывается позолотой или окрашивается. Лепнина органично сочетает классические ордерные элементы и прихотливые растительные мотивы, образующие многоплановую структуру. Ее основу составляет строго симметричная композиция из пилястр или полуколонн, филенок, карнизов или падуг, плавно оформляющих переход от стены к потолку. Эту жесткую геометрически выверенную сетку заполняет декор в виде гирлянд цветов и плодов, букетов, акантов, маскаронов, трофеев, волют, а также ролльверков, бандельверков или ормушлей. В качестве акцентов в интерьере часто используются камины и скульптуры - кариатиды, атланты и путти.

Palazzo Reale, Италия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №16

    Особое распространение во времена барокко получила настенная роспись: живописные вставки на стенах и потолках, часто решенные как обманки, и плафоны с перспективным построением композиции, имитирующие бесконечное пространство неба со струящимися облаками и фигурами, порхающими в этих облаках.

Würzburg Residence, Германия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №17

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №18

    Художники эпохи барокко искали красоту в своем воображении: религиозные сюжеты Караваджо, аллегории Тьеполо и братьев Карраччи, жизнеутверждающие портреты Рубенса, работы Сурбарана и Веласкеса. Достойными считались исторические и героические сюжеты, мифология подвергалась пересмотру, становились все более популярными городские пейзажи, жанровые сцены с интерьерами барочных дворцов. Портрет же должен был подчеркивать благородство и величие, а потому на парадных портретах эпохи барокко роскошные мантии, тяжелые драпировки, колоннады и балюстрады, античные жертвенники, и сами герои портретов в полный рост подобно памятникам. Мастерами статуарного стиля эпохи барокко являлись Ван Дейк и Рейнолдс, Рего и Лебрен…

Schloss Eggenberg, Австрия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №19

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №20

    Большую популярность в эпоху барокко имеют шпалеры или, как их называли во Франции, гобелены – односторонние тканые ковры без ворса из шерсти и шелка, выполненные вручную, часто с использованием золотых или серебряных нитей. Их отличают выразительные композиции, экспрессивные движения персонажей и смелые цветовые решения. Тканые изделия в эпоху барокко объединяются с декором помещений, для которых они создаются – с лепными украшениями стен и потолков, с настенной росписью, иногда вместо обрамления на них присутствуют порталы со скульптурными мотивами – атланты, кариатиды, цветочные гирлянды и арабески. Качество гобеленов в эпоху барокко стало настолько высоким, что они вполне могли конкурировать с живописью.

Château de Vaux-le-Vicomte, Франция

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №21

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №22

    Тканям в эпоху барокко уделялось особое внимание. Кроме шпалер, в интерьере использовали парчу, генуэзский бархат; в Лионе, в период расцвета барокко выпускалась атласная ткань с мелким растительным рисунком, получившая широкое распространение в оформлении интерьеров. К концу XVII века в моду вошла материя с изображением картин японской и китайской тематики: восточных пейзажей, красочных цветов и птиц. Материей обтягивали стены и украшали будуары, широко использовали в обивке мебели.

    Характерным элементом интерьера эпохи барокко являются бронзовые люстры с хрустальными подвесками. Подвески обычно выполнялись в виде дубовых листов и подвешивались непосредственно к металлическому каркасу. Изначально в изготовлении люстр использовался горный хрусталь, который в XVII веке был очень дорогим. Во второй половине XVII века открыли хрусталь искусственный, из-за присутствующей в нем окиси марганца он имел слегка фиолетовый оттенок. Отражающие свойства хрусталя использовались для многократного усиления света и блеска в интерьерах барокко.

Parc et château de Versailles, Франция

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №23

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №24

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №25

    Мебель воспринималась предметом искусства, украшением интерьера. В изготовлении мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево; широкое распространение получили декоративные накладки из позолоченной бронзы. Стулья, диваны и кресла обивались дорогими тканями; прямолинейные формы сидений часто сменялись криволинейными; ножки стульев и кресел изгибались или имели пирамидальную форму. Кровати - обязательно с балдахинами и покрывалами. В эпоху барокко впервые появляется понятие «гарнитур» - комплект гармонирующей друг с другом мебели.

   Во Франции барокко послужил идеи прославления монархии. Людовик XIV оставил миру наиболее яркий пример – Версаль. Превращенный за несколько десятилетий из охотничьего замка в уникальный дворцово-парковый ансамбль, Версаль стал примером слияния искусств: пышной архитектуры, скульптуры, живописи, ландшафта. В эпоху «короля–солнце» он являл собой своеобразную сцену: сады Версаля с фонтанами и бассейнами, каскадами и гротами были местом празднеств и барочных увеселений, становились естественными декорациями для опер Жана- Батиста Люлли и пьес Мольера…

    Версальский дворец поражает масштабностью, его парковый фасад раскинулся на 640 метров, а Зеркальная галерея, на протяжении 73 метров удивляет картинами, скульптурами и зеркалами – непременными атрибутами барокко.

Parc et château de Versailles, Франция

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №26

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №27

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №28

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №29

    Все счета по строительству Версаля сохранились до сих пор, в переводе на евро это ни одна сотня миллиардов.

    Так называемым «русским» барокко были различные стилевые вариации. Нарышкинское, Строгоновское барокко частично уходило от древнерусских традиций. Голицынское барокко – церкви, ротонды в Дубровицах и Перово - имения князя Бориса Голицына уже заимствовало западные принципы, например, сложную лепнину и архитектурную форму.

    Эпоха Петра I дала импульс развитию русского барокко. Дело отца с успехом продолжила Елизавета Петровна, особо любившая итальянское искусство. Пышное елизаветинское барокко ознаменовалось перестройкой дворца в Петергофе по моделям Версаля, созданием Зимнего дворца, ансамбля Смольного монастыря и других архитектурных шедевров Франческо Бартоломео Растрелли, потомка обрусевшего итальянского архитектора.

Зимний дворец, Россия

Стиль барокко или тайна жемчужины неправильной формы. Фото №30

    Сегодня стиль барокко в отделке интерьеров возрождается, что отчасти можно объяснить современными реалиями. Этот стиль своего рода визитная карточка - он позволяет воплотить желания состоявшихся в жизни и состоятельных людей, подчеркнуть их достаток и статус. При оформлении барочного интерьера необходим тонкий вкус и следование исторически сложившимся принципам стиля, чтобы не переступить незримую границу, за которой может исчезнуть ощущение ансамбля и элегантной роскоши.

    Коллекция лепнины в стиле барокко.

www.alexandria-company.ru

Стиль барокко в интерьере

Барокко принято считать стилем ХVII века; за вычурность, роскошь и пышность его критиковали уже современники, которые не признавали подобные особенности стиля после великолепного Ренессанса. Некоторые даже считали барокко упадком. Тем не менее, это не помешало стилю богатства и помпезности дойти до наших дней практически без концептуальных трансформаций.

FAQinDecor продолжает рубрику #Азбука_стилей, в которой мы знакомим вас с различными направлениями в интерьере. Кто знает, возможно, именно эти материалы помогут вам в окончательном выборе стиля для вашего дома.

Первыми барокко «придумали» итальянцы: именно так они называли сначала жемчуг неправильной формы, а потом и все причудливое и странное. По-настоящему барокко начал развиваться благодаря французам. Король-солнце Людовик XIV, как известно, всегда интересовался искусством, сам играл в театре, ему же принадлежит идея построить великолепный Версаль.

Вот так выглядят помещения Версаля сейчасВот так выглядят помещения Версаля сейчас

Барокко, в первую очередь, — стиль королей, он неотделим от пышных интерьеров и костюмов, конечно же, из качественных и дорогих материалов. Этот стиль требует пространства и свободы, так как в небольших апартаментах он будет смотреться несоразмерно и тяжеловесно.

Барокко не боится любых цветовБарокко не боится любых цветов

Первое, чем отличается  этот стиль — преобладание новых форм в решении пространства. Вместо круга и квадрата теперь пользуются популярностью овальные залы. Их дополняют ниши в стенах, где можно разместить вазы и статуэтки.

В подобных интерьерах всегда светлоВ подобных интерьерах всегда светло

Интерьеры барокко, кажется, воплощают все, что возникает в мыслях при слове «королевский». Стены и потолки покрывались лепниной со сложной резьбой. Главное правило — это неоднородность, поэтому предпочтение стоит отдавать всевозможным декоративным отделкам. Штукатурка, текстильные обои или деревянные панели, во-первых, всегда  имеют определенный узор, а во-вторых, обыгрывают различные цвета.

Архитектурные элементы приобретают другую интерпретацию в интерьереАрхитектурные элементы приобретают другую интерпретацию в интерьере

Барокко принимает многие особенности  стиля-предшественника (Ренессанса), например, фрески, которыми украшали потолки. В основном, это было небо, реальность изображения которого поражала, иногда на фресках красовались сюжеты о жизни античных богов. Полы в барокко — плитка или паркет. Ковры будут уместны только в том случае, если они не занимают большую часть всей поверхности.

Декор здесь играет главную рольДекор здесь играет главную роль

В истории искусств барокко принято считать динамичным стилем. Он постоянно использует гибкие, извилистые линии, поэтому большая мебель, как например  комоды, двухстворчатые шкафы, стойки, шкафы-буфеты, большие обеденные столы не кажутся громоздкими. Диваны, кресла и стулья имеют характерные черты: гнутые ножки, отогнутые спинки плавной формы. Изголовье кровати чаще всего украшает сложная резьба.

Позже барокко преобразуется в рококоПозже барокко преобразуется в рококо

Текстиль в барокко еще больше подчеркивает роскошь. Бархат, парча, атлас и шелк, украшенные золотом или бахромой, создают пышные драпировки. Сложно представить барокко без ламбрекенов, картин на стенах, хрустальных люстр, подсвечников и зеркал в пышных оправах.

В современном барокко многие детали трансформируютсяВ современном барокко многие детали трансформируются

В современном мире барокко сложно найти себе место. Проявится полностью стиль может только в оформлении интерьеров театров, местах торжественных приемов, празднеств. Но это не значит, что он не популярен, наоборот. На смену приходит необарокко — старый стиль в новых материалах.

Современные интерпретации ничуть не хужеСовременные интерпретации ничуть не хуже

Определить современное барокко помогают зеркала во весь рост, золоченые рамы, узорчатые элементы с растительным или геральдическим орнаментом, рельефные обои или тяжеловесные карнизы с многослойными шторами, реплики барочной мебели, люстры, имитирующие дворцовые. Интерьер приобретает насыщенные яркие цвета, которые ассоциируются с королевской властью — бургунд, ультрамарин, пурпур. ■

Вот так может выглядеть лаконичное бароккоВот так может выглядеть лаконичное барокко

Источники: kakpravilnosdelat.ru, remontbp.com, budmaydan.com

НАШЕ МНЕНИЕ:

Барокко сочетает в себе столько всего, что в его интерьерах легко отдыхать от всего современного.

Valeria Фото
  • 2 056 просмотров
  •  комментариев

faqindecor.com

Узоры и орнаменты барокко

Под орнаментом нужно понимать убранство, которое необходимо для заполнения свободного места на предметах. Выступает он одним из видов творчества, который не обозначается отдельно, но украшает собой изделия. Орнамент представлен в качестве сложной художественной структуры, которая включает в себя: цвет, фактуру, особые линии. Обязательно используются натурные мотивы в виде изгиба стебля, узорчатый листок и др. Понятие "орнамент" взаимосвязано с таким понятием, как декор, которого в отдельном виде не существует. Что представляют собой орнаменты барокко?

Барочный стиль

Как проявляется орнамент в стиле барокко? Барокко - художественный стиль, который возник в Италии и распространился на многие государства Европы с конца XVI до середины XVIII в. Наименование стиля произошло от португальского "жемчужина неправильной формы".

Орнаменты барокко

Орнамент характеризуется своей оригинальностью и живописностью. В нем сохранились некоторые мотивы греческого и римского искусства. В орнаментах применяют фигуры полузверей и полулюдей, разнообразные гирлянды цветов, происходит сочетание символического солнца с лилиями и раковинами.

Позднее барокко (второй половины XVII в.) характеризуется симметричностью. Оно подражает архитектуре в виде колон, балюстрад и консолек. В это время декор богат, но грузен и величественен.

Орнаментальные мотивы

Какие у барокко орнаменты и узоры? Кроме классических акантов, орнамент состоит из картушей, раковин, торшеров и цветочных ваз. Есть множество гирлянд, арабесок, рогов изобилия и музыкальных инструментов, которые пышно обрамлены и расположены симметрично.

Орнамент в стиле барокко

На орнаментах барокко картинки можно увидеть следующие: диковинные цветы необычной формы, веточки и листья растений, снопы с колосьями и множество других рисунков. Их же затем стали располагать на тканях.

Орнамент барокко в государствах Западной Европы

Какие использовались орнаменты барокко в этот период? Первоначально этот стиль был применен в скульптуре и архитектуре церквей и длительно хранил отдельные черты ренессанса.

Наибольший расцвет барокко попадает на середину XVIII в. К этому периоду он охватывает все области художественной деятельности. Стиль вошел в строительство (церковное, гражданское), в изготовление тканей, одежды, оружия и ювелирных украшений.

Общая направленность барокко заключается в декоративном убранстве жилища и украшении вещей. Главная цель заключалась в создании мистического великолепия, создании ощущений живой и действующей силы. Это было необходимо для нужд католической церкви. В этом стиле храмы служили прославлению могущества католицизма с помощью архитектуры, скульптуры, живописи и др. Наиболее широко барокко распространилось в тех странах, где были сильны традиции католиков - в Италии, Франции и Испании.

Орнамент барокко и рококо

Постепенно этот стиль охватил дворцы королей и знати. Барокко во многих странах пришлось по вкусу монархам, позволяя им возвеличивать свое превосходство. В более упрощенном виде стиль распространился на сельских и городских жителей.

Орнамент барочного стиля в России

Какие орнаменты барокко использовались в России? Во второй половине XVIII в. в России, особенно в мебели, сочетается два стиля: барокко и рококо. В этот период известные архитекторы Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский и др. заняты созданием прекрасных дворцов с роскошным убранством для богатых людей Петербурга. Дворцы предстают в величественной красоте: парадные залы, огромные зеркала и окна, обилие осветительных приборов и свечей. Вся мебель замышляется в качестве общего декоративного убранства, которое состоит из резных кресел и консолей. Устанавливается она по бокам помещения. Парадные залы считались центром дворца и обставлялись с особой роскошью, а жилые комнаты были украшены намного скромнее.

Орнамент барокко и классицизма

В этом периоде во дворцах ощущалась нехватка предметов интерьера и мебели. Их приходилось перемещать из Зимнего дворца в Летний, что приводило мебель в негодность. Об этом вспоминала Екатерина II в своей переписке.

Применение стиля барокко в декорировании помещений

Основным видом декора становится резьба, которая окрашивалась в несколько оттенков или была позолоченной.

Стены обтягивались шелковыми тканями с рисунками в виде цветов. Иногда применялся бархат, который был синего, зеленого или малинового цвета. Такие стены служили прекрасным обрамлением для картин, имеющих позолоченные рамы.

Множество зеркал помогало визуально увеличить помещение. В стенах имелись ниши, в которых располагались мраморные или бронзовые скульптуры.

Цвета были представлены в ярких оттенках. Самые используемые - синий или белый с использованием золотых и зеленых расцветок.

Барокко орнаменты и узоры

Потолок расписной, с яркой живописью. Были нанесены изображения животных, птиц, фруктов и др.

Мебель в барочном стиле

Какие орнаменты барокко можно было встретить в мебели? В ней присутствовали следующие особенности:

  • Все мебельные фасады лишены прямоугольного контура, что свойственно изделиям стиля ренессанс.
  • В мебели барокко ее поверхности (столешницы) разбиваются узорчатой инкрустацией.
  • Впервые в мебели были применены изогнутые поверхности, которые получились из древесины методом гнутья. В дорогостоящих изделиях такие формы имеют дверцы шкафов, а иногда и боковые стенки комодов.
  • Бордюрная симметрия с правильным орнаментом, которая свойственна готике, заменяется свободным узором. Мебель инкрустируется слоновой костью, медью, черным деревом и др.
  • Для барочного стиля свойственна сложная фигурность таких элементов, как ножки столов, стульев и шкафов.

В современной мебели элементы барокко используются редко. Некоторое распространение получили орнаменты растительного характера, которые в упрощенном виде применяются на дверцах шкафов или на столешницах.

Орнамент рококо

Что общего в орнаментах барокко и рококо? Стиль рококо является поздней стадией развития барокко, который всегда стремился к большей свободе и простоте композиций.

Его название произошло от французского "рокай", что означает скала. В XVII в. фонтаны стали украшать в виде обломков каменных глыб, которые покрывались растениями, переплетенными в хаотичном порядке. Это стало началом развития стиля, у которого главным свойством была асимметричность.

В рококо чувствуется восхищение искусством Китая, Индии и Персии, поэтому среди орнаментов можно заметить пальмы, фигуры обезьян и драконов. Также стилю присуща любовь к природе, но не к ее естественной красоте, а к искусственной.

Как и ранее, источником вдохновения становится античная мифология. Главной фигурой становится Венера и все, кто связан с ней сюжетом. Это нимфы, амуры.

Вот таким образом в переплетении этих элементов родился новый стиль, отличающийся изяществом и грациозностью.

Стиль классицизма

Рассмотрим орнамент барокко и классицизма. В чем различие? С конца XVII в. наступает эпоха классицизма. На появление стиля значительное влияние оказали раскопки Помпеи и Геркуланума. Вновь античное искусство становится источником вдохновения. Однако в классицизм добавляется и новое видение мира.

Орнамент приобретает уравновешенность с ясными и четкими прямыми линиями, квадратами, овалами и прямоугольниками.

Множество элементов, которые характерны барокко и рококо, сохраняются, но происходит избавление от излишеств и перегруженности деталями.

Орнамент барокко картинки

Многие фигурные композиции изысканны и полны гармонии. Среди любимых мотивов: сфинксы, корзины цветов, голова льва, дельфины и др.

Орнамент классицизма привлекает простыми и изящными линиями, что проявляется в сходстве его с греческим искусством.

Орнамент барокко, обладающий торжественностью и динамичностью, наложил отпечаток на возникшие последующие стили своими неповторимыми композициями.

fb.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта