Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин». Степана разина картина


Казнь Степана Разина

Скрыть управляющие элементы Берендейка

Для стрельбы из пищали стрельцы использовали берендейку» с привешенными к ней пенальчиками с пороховыми зарядами, сумку для пуль, сумку для фитиля, рог с порохом для натруски пороха на зарядную полку пищали. Берендейка - это перевязь, которую носили, перекинув через левое плечо с подвешенными принадлежностями для заряжания ружья. Вышли из употребления в конце XVII века в связи с введением нового вида патронов.

3 Стрельцы

Первое в России регулярное войско, организованное в 1550 году. К началу 1680-х годов численность стрелецкого войска увеличилась до 55 тысяч человек. Упразднены Петром I в ходе военной реформы. Решение царя о расформировании стрелецкого войска во многом основывалась на том возросшем влиянии, которое стрельцы начали иметь в политических процессах конца XVII века.

3 Бердыш

Бердыш — холодное оружие в виде секиры с искривлённым лезвием на длинном древке. Появились на Руси в первой половине XV века. Помимо стрельцов, бердыш был на вооружении у городской охраны. Крестьяне на случай войны должны были хранить оружие, среди которого были и бердыши. Вышли из употребления в начале XVIII века.

3 Хоругвь

Знамя с образом Христа, использовавшееся у славянских народов во время военных действий. Помимо Иисуса на хоругви могло быть изображение Богородицы, святых или святых реликвий. Хоругвь использовалась в войне против иноверцев.

3 Иностранцы в толпе

От исхода Крестьянской войны зависела судьба торговых путей по Волге, поэтому за события пристально следили на Западе. Среди тех, кто стал свидетелем казни Разина, было много иностранцев. В этом был заинтересован царь Алексей Михайлович. Продемонстрировав наказание бунтарю, царь хотел убедить Европу в стабилизации ситуации на Волге.

3 Болотная площадь

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор, также общеупотребимо название Собор Василия Блаженного). Художник изобразил события так, словно казнь Разина проходила на Лобном месте на Красной площади. Однако в действительности казака четвертовали на Болотной площади.

3 Казнь

Разин был доставлен в Москву под конвоем в июне 1671 года. Казак был подвергнут жестоким пыткам. Согласно приговору, оглашенному 6 (16) июня 1671 года, Степана Разина ждало четвертование на эшафоте на Болотной площади. После того, как приговор был прочитан, Разин повернулся к церкви, поклонился на три стороны, минуя кремль с царём и сказал: «Простите». Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Брат Разина Фрол, которого также ждала казнь, видя мучения Степана, растерялся и закричал: «Я знаю слово и дело государево!». «Молчи, собака!» — прохрипел в ответ Степан. Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову. Руки, ноги и голова Разина, по свидетельству англичанина Томаса Хебдона, были воткнуты на 5 специально установленных кольев, а туловище брошено на съедение собакам.

3 Степан Разин

Донской казак, предводитель крупнейшего в допетровской России восстания (1670—1671 гг.). Первые исторические свидетельства о Разине относятся к 1652 году. К этому времени он был уже атаманом и действовал как один из двух полномочных представителей донского казачества После принятия Соборного уложения 1649 года, фактически полностью закрепостившего крестьян, на Дону стали концентрироваться беглые крепостные. Ресурсов на всех в казачьих областях не хватало. Со второй половины 1660-х, когда Разин стал предводителем казаков, появились первые признаки неповиновения области Москве. В частности, казаки грабили торговые суда, в том числе и иностранные, на Волге. Поднимая восстание в 1670-м, Разин не заявлял открыто о намерении свергнуть царя Алексея Михайловича, но объявил себя врагом всей официальной администрации, в том числе и церкви. Для подавления восстания было направлено 60-тысячное войско. Решающее столкновение состоялось в октябре 1670-го в районе Симбирска. Разин был тяжело ранен, его казаки были вынуждены отступить. Вскоре часть казаков во главе с атаманом Корнилой Яковлевым, опасаясь царского гнева, захватили Разина и выдали его царским воеводам.

3

«Степан Разин» С. А. Кириллов

0 13183 Переслать другу

diletant.media

Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин»

Труднее всего Сурикова далась его последняя работа – "Степан Разина". Разин – вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединявший многочисленный отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.

Интересно, что в самом первом эскизе "Степана Разина" Суриков думал изобразить атамана и его возлюбленную – персидскую княжну, показать в Разине победу идеи над личным чувством, хотя и сильным, но ничтожным перед историческим делом, которому служил Разин, ради которого шла за ним его ватага.

Таким образом, в этом первом эскизе картины усматривается как бы возврат к трагической теме "Стрельцов ". Эскиз этот помечен 1887 годом. Он очень красив и декоративен по замыслу. Но от этого эскиза художник быстро отошел, считая, очевидно, что легендарный романтический эпизод с утоплением персидской княжны в Волге хотя и изображает победу Разина, но все же нечто убавляет от его цельной личности и не позволяет сосредоточить внимание на том, что было в нем, с точки зрения художника, самым значительным. А значительна в Разине была бунтарская мысль,...

мысль действенная и дальновидная, несокрушимая решительность.

В окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге, перед ним – музыканты. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Взмахи весел буровят воду. Золотистый свет струится с вечернего неба. Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, особенно – молодого, с раскрытым воротом, изображенного почти в профиль. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. О чем они? Вряд ли о себе и своей судьбе. Эти думы значительны, великие думы атамана.

Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Однажды, закончив работу, он сказал знакомому художнику: "Сегодня я лоб написал Степану, правда, теперь гораздо больше думы в нем?"

Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из последних автопортретов Сурикова. Суриков нечто от самого себя вкладывал в образ Разина. Подобно легендарному атаману, своей великой думой Суриков объемлет исторические судьбы своего народа, безгранно верит в его духовные силы, страдает вместе с ним.

"Степан Разин" – последнее большое историческое полотно Сурикова.

schoolessay.ru

Степан Разин. К годовщине пленения

В 1630 году в семье зажиточных казаков родился Степан Тимофеевич Разин. Первое документальное упоминание о Разине датируется 1652 годом, в связи с его прошением об отпуске для паломничества в Соловецкий монастырь. Он был одним из черкасских казаков, которых в 1658 году отправили в столицу в Посольский приказ. И впоследствии Степан Тимофеевич выполнял важные поручения русского правительства. Вместе с Иваном Исаковым, донскими и запорожскими казаками в 1661 году Степан Разин участвовал в переговорах с калмыками о совместном противодействии крымским татарам и ногайцам. 

В 1663 году Разин возглавил большой казачий отряд с Дона во время похода под Перекоп против крымских татар. Здесь его отряд захватил много пленных, также было угнано множество голов скота, а возвращаясь обратно, казаки разбили крупный крымский отряд. В 1662-63 годах Степан Разин участвовал в военной кампании против Османской империи и Крымского ханства, после чего благодаря хорошему военному опыту, авторитету и личным качествам его имя стало широко известно на Дону. 

Степан Разин, картина Сергея Кириллова

В целом, до 1667 года Степан Разин был вполне обычным удачливым казачьим атаманом. О том, почему он решил пойти против Москвы, теперь можно лишь догадываться. Возможно, так на него повлияла казнь старшего брата (в 1665 году по распоряжению царского воеводы князя Ю.А. Долгорукова старший брат Степана Разина Иван был повешен за то, что самовольно ушёл с казаками на Дон, хотя в это время шла война с Речью Посполитой). Кроме того, власти всё активнее старались лишить казаков завоеванных ими вольностей. Конечно, талантливый и свободолюбивый атаман Степан Разин не мог оставаться безучастным. 

После 1667 года, возглавив большой казачий флот, он начал грабить купеческие и царские корабли на Дону и Волге. Хотя отряд Степана Разина не был исключительно казачьим, ряды восставших периодически пополнялись за счёт крестьян, посадских людей и народов Поволжья (чувашей, мари, мордвы, татар), которые также были недовольны московским правительством. Поначалу их действия ничем не отличались от обычного казачьего воровства, допускаемого отрядами пришлых их различных мест на Дон казаками при частом в то время «походе за зипунами». Правительство всерьёз обеспокоили действия казачьего отряда под руководством Степана Разина лишь после разгрома стрельцов, возглавляемых воеводой Чёрного Яра С. Беклемишева на протоке Бузан. А вскоре после этого казаки взяли крупнейший центр – Яицкий городок.

 

В 1667 - 1669 гг. Степан Разин совершил дерзкий поход в Персию, в сражении у Свиного острова казаки разбили флот шаха. Однако даже эта победа не облегчила сложное положение казаков, ведь к персам, которых царские послы известили о том, что разинцы не являются представителями Русского царства, в любое время могло прийти подкрепление. В связи с этим казаки отправились к Астрахани.

Захватив большую добычу, Разин закрепился в Кагальницком городке, что на Дону. В этот период к нему присоединялось толпы беглых из всей России. Именно тогда Разин стал по-настоящему одиозной фигурой.

Василий Суриков. Степан Разин. 1903–1907

Следующий поход на Волгу, начало которого пришлось на весну 1670 года, уже был организован как открытое восстание. Разин рассылал письма, призывая в свои ряды всех свободолюбивых и возмущённых. С помощью писем ему удалось привлечь массу сторонников, а поход обернулся мощной крестьянской войной, охватившей значительную часть российской территории. 

Разин не планировал революционный переворот. Его пропагандистские письма призывали беднейшие слои населения послужить ему, Богу и государю Алексею Михайловичу. Также предполагалось отстранить от власти царя, утратившего власть над боярами, посадив на престол его сына Алексея Алексеевича. Однако в действительности царевич умер незадолго перед началом боевых действий, а Разин представлял вместо него крещёного кабардинца Андрея Камбулатовича Черкасского, ставшего самозванцем поневоле.

Повстанцы взяли Царицын, Самару, Саратов, Астрахань и несколько второстепенных крепостей, они везде вводили казачье устройство, грабили купцов и убивали представителей царской администрации. Но в 1670 году восставшие потерпели сокрушительное поражение в столкновении с правительственными войсками. Раненому атаману едва удалось спастись и уйти на Дон, где он и его сторонники укрепились в Кагальницком городке.

В январе 1671 года недовольство казаков на восточной Украине уже утихло, и на Дону царствовали совсем другие настроения. Степан Разин уже не пользовался таким авторитетом, отношения с низовыми казаками обострились. В Черкасске верховодил атаман Яковлев, который всегда был верен Москве. Зимой 1671 года Разин пытался завоевать Черкасск, но безуспешно. Тем временем патриарх Иосиф в Москве наложил анафему на Разина, в результате казаки отвернулись от него. 

341 год тому назад 24 апреля 1671 года Степана Разина захватили в плен казачьи старшины, а затем выдали его царским властям. После долгих пыток Степана Разина публично четвертовали в Москве на Лобном месте.

Источник

spec-naz.org

"ИЗ-ЗА ОСТРОВА НА СТЯЖЕНЬ" - alekseyzayats

Предисловие.Хотелось бы обозначить цель статьи.Поиск исторических фактов, имевших место в прошлом событий, и дошедших до наших дней в совершенно искажённых формах. Приводимые факты являются лишь их освещением и никоим образом не могут быть рассмотрены, как "публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих" (УК РФ ст.148).Убежден, что понимание реальных механизмов, приведших к тем или иным трагичным событиям в прошлом, позволит избежать повторения подобных кровавых сценариев в настоящем и будущем.

После изучения событий 1773-1775гг., связанных с именем Пугачева, для меня остались непонятыми некоторые моменты.Решил не торопиться и подождать, когда появятся дополнительные факты.Долго ждать не пришлось.Буквально спустя несколько дней появилась статья у Игоря Грека apxiv о средствах передвижения в прошлом.Тут же вспомнились строки из "Истории Пугачевского бунта":

часть 2 стр 256 Устинья Петровна волокита

В тот же момент возник образ:

surikov04 боярыня Морозова.jpg

На утро уже ходил и непроизвольно распевал "Из-за острова на ...".Не понимая связи между Пугачевым, Морозовой и Разиным, решил обратиться к знаниям, размещенным в сети Интернет.За время поиска глаза то и дело лезли на лоб.Постепенно картина стала проясняться и всё встало по своим местам.

Чем дальше по временной находишься от какого то события, тем сложнее отыскать истину.Народная память хранит имена своих героев в легендах, стихах, песнях. Но и они могут быть легко искажены.Спросите у своих знакомых или наберите в поисковике, куда плыли челны Стеньки Разина из-за острова, и вряд ли получите правильный ответ.Здесь много вариаций не тему "Из-за острова...".

Пушкин А.С. не мог в "Истории Пугачевского бунта" выразить в явном виде своего отношения к Степану Разину, поэтому, как и самого Пугачева, он рисует неким злодеем, которого яикские казаки не любят.В описании картины разгрома войск Пугачева Пушкин использует образ старой казачки, которая ищет "своего Стёпушку":

Примечание стр 52 к главе 5 не тыли мой Степушка

Поэт, пытаясь разобраться в причинах произошедших событий 1773-1775гг. на реке Яик, отправляет нас к истокам, на сто лет назад, к другой "крестьянской войне" 1670-1671гг. под предводительством Степана Разина.По удивительному совпадению Емельян Пугачев родился в той же самой станице Зимовейской, в которой 112 лет назад родился Степан Разин.О судьбе дома, где родился Степан Разин мне неизвестно, а вот изба Пугачева был демонстративно сожжена.

Примечание стр 45 к главе 4 о сожжении избы в Зимовейской

В наши дни это место, как и многие другие памятные места в России, находится под водой. На дне Цимлянского водохранилища.

Подобно Емельяну Пугачеву в истории со Степаном Разиным казаки предстают нетрезвыми разбойниками, а сам атаман при живой жене, связывает свою судьбу с персидской княжной.Подобные образы трудно соотнести с реальным укладом жизни казаков.

"Сентениця о наказании смертною казнею" Пугачева существует в "Своде законов Российской Империи" под номером 14.233 и совпадает с датой казни - 10 января 1775 года.В случае со Степаном Разиным есть лишь документ под номером 503 от 15 января 1672 года, под названием "Сказка о Стеньке Разине".Следующий документ под номером 504 от 23 января, называется "Грамота Вологодскому и Белозерскому Архиепискому Симону. - О явившемся вновь в Астрахани, после казни Стеньки Разина, другом бунтовщике, Донском козаке Федьке Шелудяке с товарищами..."

Сложно сказать, какими обстоятельствами был вызван такой временной перерыв с момента казни Степана Разина, и написанием официального документа.Возможно, ждали окончательного разгрома "воров", а может быть, ещё не продумали все детали "Сказки".Очевидно одно, что спустя 100 лет сочинительствовали гораздо быстрее.

они же дети Разин.png

они же дети Пугачев.png

Похоже, что метод "они же дети", придумали задолго до "цветных" революций.

Среди ярких событий 1671 года отмечу три.

1.Второе бракосочетание Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, будущей матерью Петра (на которое не явилась боярыня Морозова Ф.П.).

2.Казнь предводителя "крестьянского восстания" - Степана Тимофеевича Разина (6 июня).

3.Арест боярыни Морозовой Федосьи Прокопьевны (на картине Василия Ивановича Сурикова запечатлены события ноября 1671 года).

Женитьба царя имела свои последствия, но не в том же году и рассмотрена в отдельном блоге.

О казне Степана Разина до настоящего времени дошли стихи, песни и картины.По одним источникам он был четвертован на Болотной площади, по другим - на Лобном месте.Емельян Пугачев был казнен на Болотной площади.

78 Кириллов СА.jpg

Интересно узнать, кто же такая была боярыня Морозова Ф.П., и за какие такие преступления ее везут закованной в цепи (на картине показан не весь "набор узника").Почти как Емельяна Пугачева, только что без клетки.

Морозова Федосья Прокопьевна была вдовой известного боярина Глеба Иванович Морозова, брат которого так или иначе, считается причастным к событиям 1662 года (как и Иван Данилович Милославский, отец первой жены царя), получивших название "Медного бунта".Борис Иванович Морозов был пожалован в бояре в 1634 г., в связи с назначением в дядьки к царевичу Алексею Михайловичу. Когда в 1645 г. Алексей по семнадцатому году венчался на государство, его пестун стал временщиком, «сильным человеком». Как тогда выражались, царь «глядел у него изо рта».

Борис Морозов умер в 1662 г. бездетным Его вотчины наследовал младший брат, который и сам был очень достаточным человеком (2110 дворов по росписи 1653 г.6). Почти одновременно с Борисом скончался и Глеб Иванович, и единственным владельцем этого громадного состояния, уступавшего, быть может, только состоянию «именитых людей» Строгановых, оказался отрок Иван Глебович, а на деле его мать Федосья Прокопьевна Морозова.

В 1666 году наступает кульминация реформ, проводимых патриархом Никоном.

Сторонники старых обрядов объявляются раскольниками, подвергаются гонениям и казням.Прос­тым священникам и мирянам приходилось куда хуже - за отказ креститься тремя перс­тами и причащаться просфорами с четырехконечным «ляшским» крестом их клеймили, как воров, отрубали руки и выка­лывали глаза.Интересно, что раскололи общество именно новшества реформ Никона.

Параллельно царь Алексей Михайлович, будучи приверженцем западного уклада, пытался привнести западные манеры. Любопытно проследить изменения внешнего вида царей по рисункам из "Коронационного сборника 1896 года".Дело отца продолжил сын и в 1701 году на свет появился такой вот указ.

04-стр182-1701-12 о ношении Немецких платьев.png

Среди тех, кто продолжал отстаивать старый уклад и противостоял реформам был протопоп Аввакум.

В феврале 1666 года в связи с открытием церковного собора Аввакума привезли в Москву. Его снова пытались склонить к признанию церковных реформ, но протопоп «покаяния и повиновения не принес, а во всем упорствовал, еще же и освященный собор укорял и неправославным называл». В результате 13 мая Аввакум был расстрижен и предан проклятию как еретик.После суда Аввакума вместе с другими расколоучителями отправили в заключение в Угрешский монастырь, откуда его позднее перевели в Пафнутьев-Боровский.

Протопоп Аввакум был духовным отцом боярыни Морозовой Ф.П.

В июне 1675 года в срубе были сожжены 14 слуг боярыни, поддерживавшие старую веру. 11 сентября 1675 года от голода скончалась княгиня Урусова, Морозова тоже предвидела свою скорую кончину. Незадолго до смерти она попросила стражников постирать в реке рубаху, чтобы умереть в чистой одежде. От полного истощения Феодосия скончалась 2 ноября 1675 года.- Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/134732/boyaryinya-morozova---legendarnaya-lichnost-istoriya-jizni-boyaryini-morozovoy

14 апреля 1682 года закончилась на костре жизнь этого бесстрашного человека, оставшегося неразгаданной легендой древнерусской духовности.

combustion-avvakum.jpg

Не стала исключением и была подвержена искажению история казни Аввакума.

После внимательного ознакомления с положениями реформы Никона становится очевидным, что "Мелочи не играют решающей роли. Они решают всё!" (Харви Маккей).

Хочу обратить внимание всего лишь на два пункта, из пяти, которые были изменены в ходе реформы богослужебной традиции.

Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».

Крестные ходы, Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

Посмотрим поближе полотно картнины В.Сурикова с боярыней Морозовой.

5375 Боярыня Морозова фрагмент 1887.jpg

5482 рука боярыни Морозовой.jpg

5528 Юродивый на снегу.jpg

5373 Боярыня Морозова фрагмент 2.jpg

Общество расколото на религиозной почве. Отношение к реформам Никона, и к тем, кто этим самым реформам противостоял - неоднозначное.

О перекрещивании.Благодарю Надежду Кашину за ссылку на лекции Абрамова-Шубина, который даёт потрясающие знания о русском языке и Всея Светной грамоте, после просмотра которых начинаешь понимать все "мелочи". В этом ролике можно посмотреть отдельно о перекрещивании.

О крестном ходе.Казалось бы, какая разница, в какую сторону двигаться во время крестного хода. Если сам ход отражает движение Земли вокруг Солнца, то всё относительно. Со стороны одного полюса планета вращается по часовой стрелке, со стороны другого - против.Если не ошибаюсь, "фокусы" с изменением направления солярного символа наблюдались в первой половине 20 века.

Приведу картины Василия Григорьевича Перова, на которых без лишних слов видно, что после церковных реформ Никона что то пошло не так...

Wassilij_Grigorjewitsch_Perow_006.jpg

Трапеза.jpg

Перов_Проповедь.jpg

Перов_Чаепитие.jpg

Интересно, какие все таки истинные цели преследовал тот, кто затевал в середине 17 века подобные "реформы" на Руси.

Ещё раз напомнив, какой веры придерживались казаки, предлагаю читателям самостоятельно ответить на вопрос: крестьянское ли это было восстание под предводительством донского казака Степана Разина.

З.Ы. После прочитанного предлагаю еще раз взглянуть на строки из "Истории Пугачевского бунта".

Глава 2 стр 21 обещания Пугачева крест и борода.png

Глава 7 стр 126 Пугачев в Казани немецкие платья.png

Глава 8 стр 140 иноверцы стали убивать священников.png

Глава 8 стр 162 деревня Мосты 140 верст.png

Глава 8 стр 162 допрос Панина Я не ворон.png

Глава 8 стр 166 казнь Пугачева бараний тулуп.png

Материалы, использованные при подготовке статьи.

Степан Разин.

Краткая биография Степана Разина.

Степан Тимофеевич Разин - биография.

stas варианты песни "Из-за острова на стяжень".

Почему Стенька Разин утопил персидскую княжну.

Призрак атамана.

Боярыня Морозова.

История жизни боярыни Морозовой.

Повесть о боярыне Морозовой.

История в художественных образах (боярыня Морозова).

Картина В.Сурикова "Боярыня Морозова".

Морозов Глеб Иванович.

Фильм "Боярыня Морозова. Раскол", телекомпании "Астра-АРТ".

Протопоп Аввакум

shatsky За что сожгли протопопа Аввакума.

Сожжение протопопа Аввакума - М.Е. Мясоедова.

Протопоп Аввакум - жизнь и казнь.

Суриков Василий Иванович.

Галерея картин Сурикова В.И..

Галерея картин Сурикова В.И.

Василий Григорьевич Перов.

Список картин Василия Григорьевича Перова.

Раскол русской церкви.

.

alekseyzayats.livejournal.com

Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин»

Суриков поистине народный художник, так как в его произведениях ярко выражены отдельные острые моменты жизни народа. Суриков при создании своих картин, как будто воспроизводит прошлое во всех его деталях. Он передает всю трагичность тех минувших дней и заставляет переживать их заново.

Картина Сурикова «Степан Разин», была написана в период с 1903 по 1907 год. На картине изображены соратники Степана Разина и сам он. По водной глади плывет ладья, часть казаков в руках держат весла, обеспечивая движение. Остальные веселятся и куражатся и лишь сам атаман, либо дремлет, либо погружен в глубокие мысли, возможно о том, куда ведет их путь.

Волжская гладь тревожится набегающей волной, некоторые из казаков смотрят за борт. О чем думает Степан Разин остается только догадываться. Возможно о восточной княжне, брошенной за борт и безвозвратно поглощенной волной. Возможно сожалея о сделанном и сожалея о том, что нельзя было поступить иначе. Художник не дает полной ясности в картине, как бы оставляя домыслить зрителю.

По словам самого автора, картина долго дорабатывалась и из-за того, долго продавалась. Удалось ли автору передать характер того времени и тех событий? Несомненно, безграничное водное пространство отождествляется с полной свободой и меж тем, эта свобода лишь условная. Что ждет их в дальнейшем, определит время, а сейчас они довольны своей судьбой и предоставленной свободой.

Атаман расположился в центре ладьи, которая так легко бежит по водной глади. Вся картина пронизана яркостью солнечного света, паруса наполнены ветром, чувствуется свежесть воздуха и запах свободы. Властный характер Степана Разина художнику удалось передать, даже в спящем, или дремлющем состоянии.

Ликуют казаки, возможно возвращаясь из похода с хорошей добычей, рисуя заоблачные дали, хорошую райскую жизнь и возможно только атаман понимает, что ждет их впереди. Но пока и он чинно подчиняется солнечному теплу и свежему воздуху и отдается во власть дремоты, под шум набегающих волн и ликование хмельных казаков.

Когда-то Суриков о своей работе скажет, что ему так и не удалось передать образ атамана Степана Разина. Но истинные ценители творчества Сурикова считают совсем наоборот. Хотя этот образ нельзя охарактеризовать однозначно. Каждая эпоха рассматривает его со своей точки зрения.

school-essay.ru

Описание картины Василия Сурикова «Степан Разин» Картины художников

Описание картины Василия Сурикова «Степан Разин»

Первоначальным замыслом картины «Степан Разин» была легендарная романтическая история о том эпизоде из жизни мятежного атамана, когда он бросает за борт в набежавшую волну свою возлюбленную, персидскую княжну.

Демонстрация моральной победы вожака и предпочтение интересов возглавляемого войска над личными интересами, увлекала многих великих художников и поэтов. Но Суриков отказался от воплощения этой традиционной идеи, сосредоточившись на внутреннем мире человека, думы которого охватывают проблемы более широко масштаба, несопоставимого с личными трагедиями отдельно взятых людей.

Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. Над горизонтом занимается заря, окрашивая мягким пурпурным светом все бескрайнее пространство картины. По широкой Волге-матушке реке стремительно движется большая ладья под парусом и с четырьмя парами весел. Гребцы в напряженных позах, с сосредоточенными лицами, всецело погружены в действие, которое придает ускорение судну. Запечатленный момент поднятых вверх весел и напряженного паруса делает ладью

внешне схожей с огромной птицей в полете. В центре картины, на фоне гребцов и паруса сидит, погруженный в свои думы, главный герой – Степан Разин.

Удачный поход на прикаспийские окрестности принес большую добычу, которой радуются сидящие на переднем плане казаки. Один из них устало склонил голову на борт ладьи, в руках другого – чаша с вином. Еще двое, не выпуская из рук оружие, празднуют победу. И только атаман, опираясь на дорогое седло, полулежа, подпирает рукой голову, а на лице у него застыло выражение серьезных раздумий.

Художник писал этюды к картине на Дону и в Сибири. Внешность красноярского ученого Ивана Тимофеевича Савенкова и его сына Тимофея была взята, как прототип для написания портрета Степана Разина. Хотя современники, хорошо знавшие Сурикова, находили заметное сходство в чертах героя с внешним обликом самого автора. По крайней мере, те размышления, которые не давали покоя художнику, он находил созвучными с думами, набежавшими на чело его героя.

Прислал: Васильева Светлана . 2017-10-08 21:35:10

opisanie-kartin.iusite.ru

Сочинение по картине Сурикова «Степан Разин» Помощь по литературе

Труднее всего Сурикова далась его последняя работа — "Степан Разина". Разин — вождь крестьянского движения, могучий, мужественный, человек огромной воли, объединявший многочисленный отряды восставшего казачества и крестьян, совершавший смелые походы в низовья Волги, по Каспийскому морю.

Интересно, что в самом первом эскизе "Степана Разина" Суриков думал изобразить атамана и его возлюбленную — персидскую княжну, показать в Разине победу идеи над личным чувством, хотя и сильным, но ничтожным перед историческим делом, которому служил Разин, ради которого шла за ним его ватага.

Таким образом, в этом первом эскизе картины усматривается как бы возврат к трагической теме "Стрельцов ". Эскиз этот помечен 1887 годом. Он очень красив и декоративен по замыслу. Но от этого эскиза художник быстро отошел, считая, очевидно, что легендарный романтический эпизод с утоплением персидской княжны в Волге хотя и изображает победу Разина, но все же нечто убавляет от его цельной личности и не позволяет сосредоточить внимание на том, что было в нем, с точки зрения художника, самым значительным. А значительна в Разине была бунтарская мысль,...

мысль действенная и дальновидная, несокрушимая решительность.

В окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге, перед ним — музыканты. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Взмахи весел буровят воду. Золотистый свет струится с вечернего неба. Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, особенно — молодого, с раскрытым воротом, изображенного почти в профиль. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. О чем они? Вряд ли о себе и своей судьбе. Эти думы значительны, великие думы атамана.

Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Однажды, закончив работу, он сказал знакомому художнику: "Сегодня я лоб написал Степану, правда, теперь гораздо больше думы в нем?"

Бросается в глаза сходство лица Степана с одним из последних автопортретов Сурикова. Суриков нечто от самого себя вкладывал в образ Разина. Подобно легендарному атаману, своей великой думой Суриков объемлет исторические судьбы своего народа, безгранно верит в его духовные силы, страдает вместе с ним.

"Степан Разин" — последнее большое историческое полотно Сурикова.

Прислал: Новикова Ксения . 2017-10-14 19:56:51

pomosh-po-literatyre.imysite.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта