САЛАХОВ Таир Теймурович – Галерея произведений (90 изображений). Салахов картины


САЛАХОВ Таир Теймурович – Галерея произведений (90 изображений).

Открыть доступ

Т.Т.САЛАХОВ

Род. 1928

Таир Теймурович Салахов родился 29 ноября 1928 году в Баку. В 1957 он закончил МГАХИ имени В.И.Сурикова (мастерская П.Д.Покаржевского). Живописец, театральный художник, педагог, профессор.

Академик АХ СССР (1975; член-корреспондент 1966), Вице-президент Российской Академии художеств с 1997 года. Народный художник СССР (1973). Герой Социалистического Труда (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии Российской Федерации (2012)

Уже первые работы Таира Салахова, созданные во время учёбы в училище и в институте («Волны», «Эстакада» (1955), дипломная работа в Суриковском институте «С вахты» (1957)), привлекли внимание зрителей и специалистов.

Вскоре он стал одним из наиболее выдающихся советских художников периода «оттепели» и одним из основоположников и лидеров так называемого «сурового стиля» в живописи, который был вызовом приглаженному реализму сталинского времени.

В его творчестве проявились главные темы и особенности живописи 1950–2000-х годов. Он вошел в историю искусства как ключевая фигура «сурового стиля» и остается современным мастером, чутко реагирующим на запросы времени.

Мощная живопись Таира Салахова порой приобретает качества монументальной росписи. Главные темы его работ – труд как творчество и творчество как напряженный труд. Многие герои произведений художника – люди подчеркнуто мужественные, сильные духом, собранные и готовые справиться со стоящими перед ними задачами.

Чаще всего персонажи не обращены к зрителю – они внутренне сосредоточены, изображены в момент предельной концентрации мысли. Образы нефтяников, рыбаков соседствуют в галерее Салахова с портретами знаменитых композиторов, артистов, писателей, художников.

Как и многие его современники, Таир Салахов обращался к национальным традициям. Его творчество – пример взлета азербайджанской художественной школы, вышедшей на интернациональный уровень. Особенно отчетливо национальная тематика проявляется в пейзажах автора.

 

Страницы: 1 2 3 4 5

cultobzor.ru

Таир Салахов - Блог разнузданного гуманизма

Заканчивается выставка живого классика в ГТГ. Как ни странно, это первая персональная выставка в ГТГ академика и пр, и пр.

Таир Салахов родился в 1928 году, его отец был первым секретарем Лачинского райкома партии. В 1937 году его посадили, в 1938 расстреляли – что-то там по поводу нефти. В семье осталось пятеро детей, которых вырастила мать.Таир с 1945 года учился в художественных училищах Баку, Ленинграда и Москвы где-то до 29 лет. За это время он успел завести дочь Ларису (1950 год), жениться на дочери знаменитой узбекской танцовщицы и певицы Тамары-Ханум (настоящее имя Тамара Артемовна Петросян). Об этой женщине сняты фильмы и в Ташкенте есть ее мемориальный музей. Ее дочь Ванцетта, по специальности театральная художница, родила художнику 2-х дочерей.В армии Салахов почему-то не служил. Может, "белый билет" был?В 1957 году Салахов с отличием окончил МГХИ и сразу стал выставляться. Его первые работы были посвящены труженикам-нефтяникам, хотя его мастерская находилась на улице Горького.

Ремонтники (1960). Среди натурщиков затесался один скульптор. Тогда было можно так делать: мол, мы тоже работаем, не одни работяги трудятся. А у ремонтника в центре - цветок в руках. Это такой суровый романтизм.http://www.socarplus.az/pub/uploads/gallery/large/k7dr53d6.jpg

Утренний эшелон. 1957http://aquarells.ru/wp-content/uploads/2012/09/1381.jpgБакуhttp://1news.az/images/articles/2016/01/22/4787.jpg

Портрет композитора Кара-Караева, 1962. Работа воспринимается исключительно, как очень характерная для 60-х, для Оттепели. Почему? Может быть, дело в нарочито скудном, геометрическом дизайне, может, в белой водолазке, которую Салахов заставил надеть композитора. Тогда казалось, что впереди время открытий, научных прорывов, и даже вдохновение музыканта похоже на математические расчеты.

Эта работа сделала Салахова узнаваемым. Ее купила ГТГ, и картина всегда висела в залах советского искусства. За нее Салахов получил звание заслуженного деятеля Азербайджанской ССР. Далее он рос и рос в чинах и званиях. И фильмы о нем снимали, и портреты вождей ему заказывали.http://bse.uaio.ru/BSE/1/karaev.jpgУтро на Каспии 1986. Работа могла бы стать гимном Перестройки, если бы та удалась. Но не удалась.http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/7/73/731d18fc7dd340f99ef479e81d7206a1.jpg

Мне понравились его натюрморты, хотя я все натюрморты люблю и не критична к ним, признаюсь.1958http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/7/78/78c3e32bd919d03db918b0a4b18f5501.jpgОкно. Утро Москвы, 1958http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2016/01/26-3.jpg1977http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/0/0a/0a40d92760312bf0418f88c98a9c8a84.jpg

1980http://www.mk.ru/upload/entities/2016/01/22/articlesImages/image/8b/78/a2/dd/3815164_9877854.jpg

1988http://www.mk.ru/upload/entities/2016/01/22/articlesImages/image/b3/89/61/00/2389542_1704563.jpg2000http://i7.pixs.ru/storage/6/5/9/SalahovTai_8092552_11140659.jpg

Московские тюльпаны, 2003. Писал картину в больнице, где лечился от тяжелой болезни. Мог бы ведь прийти в уныние, а смотрите, сколько радости в картине!http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2016/01/26-2.jpg

Эта самая последняя по времени картина на выставке. Автору было 80 лет! Возможно, он и к 90 что-нибудь напишет2008http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2016/01/25-2.jpg

Дочь Айдан, 1967 год.Супер-пупер знаменитая работа Салахова, тоже из Третьяковки. Белое на белом и еще раз на белом. Написал картину за день, в день рождения дочери. Девочка была обижена, что ей не дают играть, а заставляют сидеть.

1967http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/5/5e/5ebf4f76c893c9c6c657b0599347730e.jpg

Теперь Айдан выросла, сама стала художником, и у нее есть своя галерея в Москве «Галерея Айдан». Но папа продолжает ее рисовать.По-моему, она на бабушку, Тамару-ханум похожаhttp://www.vestikavkaza.ru/kcfinder/upload/files/2(12).jpg

http://www.kino-teatr.ru/acter/album/301783/250593.jpg

Портрет матери, 1980http://s1.afisha.net/MediaStorage/00/11/83a9d752c6d240b08034dc9e1100.jpg

http://megabook.ru/stream/mediapreview?Key=%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%20%D0%A2%D0%B0%D0%B8%D1%80%20(%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8)&Width=10000&Height=10000

А здесь мамы нет на привычном месте - грустно. Умерла в 1984 году, дожив до 80 лет, и увидела триумф сына.Портреты мамы повешены в укромном месте выставки, создавая такую приватность. http://www.theartnewspaper.ru/public/uploads/common/contentlistitem/2016-02/4bdf6a0c-e4a7-4c18-961d-45c4708006d8.jpgПортрет Дана, 1983.Это его внук, наверное, от самой старшей дочери Ларисы. Еще у Салахова есть сын Иван, 1977 года рождения. Не знаю про него ничего.

Мальчик написан на фоне граната, и он сам похож на плод гранта: в красном халатике, и голова особенной формы. Но еще он, конечно, принц. http://russianartguide.ru/gallery/303.jpg

Портрет Варвары, 1997. Последняя жена маэстро. Они вместе уже 30 лет. Она танцевала в ансамбле Моисеева, и про нее пишут, что она - единственный и последний потомок известного рода Багратионов. Она моложе мужа, но не больше, чем на 20 лет.Наверное, ей тут за 50. Обратите внимание, что в зеркале она выглядит старше. Зеркало-то - объективно, а в глазах мужа она навечно юная.http://s020.radikal.ru/i721/1603/f3/bc0bcb2829a0.jpg

А вот этого портрета на выставке не было. Молодой Брежнев. Ничто и не предвещает застоя. http://www.peoples.ru/art/painter/tair_salahov/salahov_work_2014080816451619.jpg

А этот был. Говорят, они дружили, но здесь портрет Растроповича больше похож на дружеский шарж.http://fnkaa.ru/wp-content/uploads/2013/05/salahov_401.jpg

Наверное, самая странная его картина «Тебе, человечество» (1961), которую редко выставляют из-за больших размеров. Вот и здесь ее не было, но она была помещена на почтовую марку в Азербайджане.http://nargismagazine.az/wp-content/uploads/2014/11/-%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0-2014-11-12-%D0%B2-10.42.26-e1415774575675.png

Азербайджан. Особенно Салахов любит Апшерон.

Старый Бакуhttp://1news.az/images/articles/2012/11/28/42984.jpgАпшеронская гробница.http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2016/01/23-3.jpg

http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2016/01/19-5.jpgЭто что-то типа трансформаторной будки, но попробуйте отличить ее от древней гробницы! Через 100 лет и то, и другое станет седой древностью. http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2016/01/18-9.jpg

Путешествия. Салахов первый раз выехал за границу в 1960 году и где только не бывал за государственный счет, но пишут, что советская власть его все равно обделила, потому что он мог выехать еще в 1958 году в Индию, а его не пустили. Ну, жуткие преследования.

Италияhttp://www.1news.az/images/articles/2012/11/14/6306169300449.jpgГранадаhttp://artageless.com/images/artists/uz-artist/salahov-tair/salahov-05.jpgВыставка Салахова очень поучительная. В первом зале всё рабочие-нефтяники да индустриальные пейзажи. Во втором портреты мамы, пейзажи Азербайджана, заграничные зарисовки. Но и в первом и во втором зале основная гамма – белая. Все очень скупо, максимум – одно яркое цветовое пятно. А потом проходишь в третий зал – а там все яркое, цветное! Видимо, под старость художник решил поделиться со зрителем своим счастьем. http://img1.1tv.ru/imgsize640x360/PR20160122091917.JPGhttp://im9.kommersant.ru/Issues.photo/OGONIOK/2016/003/KMO_105508_00932_1_t218_001021.jpg

http://great.az/uploads/posts/2009-12/1260341364_1.jpg

А это старшая сестра Айдан, Алагез. Она была второй женой Кости Райкина, но они развелись.http://www.eg.ru/upimg/photo/117170.jpg

uborshizzza.livejournal.com

Художник Таир Салахов

Таир Салахов - художник азербайджанского происхождения. С 1979 года он является членом Президиума Академии художества Советского Союза. А в 1997 г. Таир Салахов получил должность вице-президента в Академии художеств России. Хотите узнать о жизненном пути и творчестве данного культурного деятеля поподробнее? Милости просим в данную статью.

Ранние годы

Будущий живописец родился в столице Азербайджана - городе Баку - в 1928 году. Мальчик рос в семье обычного партийного рабочего Теймура и его жены по имени Сона. Талант юного художника начал проявляются еще в раннем возрасте. Когда отец возвращался с работы, он устраивал среди домашних конкурс на лучший портрет. Именно тогда Таир впервые познакомился с кистью.

Таир Салахов

Салаховы жили и не знали горя вплоть до 1937 года. Тогда произошло страшное. Отец семейства был арестован советской властью. Теймура обвинили аж по четырем статьям и приговорили к высшей мере наказания - расстрелу. Приказ был исполнен в этом же году, и семья лишилась главы семейства, а маленький Таир - отца. Восстановить чистое имя вышло лишь в 1956 году во время хрущевской оттепели. Тогда с Теймура Салахова сняли все обвинения в связи с отсутствием состава преступления.

Теперь Сона сама содержала семью, которая состояла из пятерых детей. Однако проблемы не ограничились лишь финансовыми трудностями. В глазах других людей семья Салаховых стала настоящими врагами народа. Именно по этой причине дети росли в полной изоляции от социума.

Обучение

Таир Салахов в 1950 году окончил Азербайджанское художественное училище. Юноша планировал получить высшее образование и поступить в институт живописи, архитектуры и скульптуры имени Ильи Ефимовича Репина. Однако и тут художника ожидало разочарование. Из-за строки "сын врага народа" Таиру не удалось поступить в желанный вуз. Однако в 1957 году Салахов все-таки окончил Московский государственный академический художественный институт имени Василия Ивановича Сурикова. Таир обучался на специальности художник-живописец. Приблизительно в это время на свет появились первые работы, которые написал Таир Салахов. Картины художника привлекли как простых любителей искусства, так и настоящих ценителей.

Дальнейшая деятельность

Таир Салахов выставка

В 1964 году художник становится членом Коммунистической партии Советского Союза. На протяжении 1963-1974 годов Салахов Таир Теймурович преподает в Азербайджанском государственном институте. А начиная с 1975 года художник работает в МГАХИ имени В. И. Суркова. С этого времени Таир активно участвует в культурной жизни страны. Салахов посещает различные художественные смотры, устраивает персональные выставки.

Таир Салахов. Картины

Первыми работами Таира стали картины "Волны" и "Эстакада". Однако первые лучи славы Салахову принесло полотно под названием "С вахты". Художник писал эту картину в качестве дипломной работы в Суриковском институте. Однако слава полотна ушла далеко за стены родной альма-матер. Что же такого особенного было в данном полотне?

На картине "С вахты" изображены нефтяники, которые работают на Нефтяных Камнях и возвращаются с вахты. Рабочие по шатким мостикам возвращаются домой после тяжелой смены. Они расслабленно идут прямиком навстречу могучему ветру, который срывает пену с разбушевавшегося моря. В фигурах нефтяников можно заметить усталость. Однако, несмотря на тяжелый труд, они переполнены силой и упорством.

Таир Салахов картины

Картина была написана под впечатлениями от поездки на Нефтяные Камни, которую Салахов Таир Теймурович совершил в 1956 году. Путешествие произвело огромное впечатление на художника. Именно по этой причине он решил запечатлеть свои эмоции от поездки. Работа выполнена маслом.

В целом тема азербайджанских нефтяников занимает почетное место в творчестве Салахова. На данную тему Таир написал множество картин. К наиболее популярным относятся "Ремонтники", "Утрений эшелон", "Утро на Каспии", "Женщины Апшерона", "Над Каспием".

"Тебе, человечество!"

Пожалуй, одна из наиболее известных работ художника - картина под названием "Тебе, человечество!". Таир Салахов написал ее в 1961 году. На данный момент полотно хранится в Национальном музее искусств, который расположен в Баку.

История написания произведения довольно-таки занятна. Таир Салахов решил написать картину по внутреннему велению собственной души. Однако полотно оказалось чересчур большое. Именно по этой причине художник вынужден был покинуть свою мастерскую и работать около школы. Таир Салахов представил свою работу на всеобщее обозрение в 12 апреля 1961 году. Что самое интересное, в этот же день стало известно о полете Юрия Гагарина в космос. Именно по этой причине можно считать, что полотно было "вещим".

Салахов Таир Теймурович

Как заявил автор, он написал картину, находясь под впечатлением от покорения космоса. В ладонях у героев полотна можно даже заметить нечто похожее на первые спутники. Многие критики назвали картину формалистской. Тем не менее Салахов все же решил отправить свою работу на выставку Союза художников СССР. Однако вскоре, для того чтобы избежать скандала, художник сам снял свою картину. После этого полотно было отправлено в Баку, где хранится и по сей день.

Таир Салахов. Выставка

Таир Салахов художник

Художник довольно-таки часто организовывает выставки. Последняя проводилась на протяжении 22 января - 20 марта 2016 года в небезызвестной Третьяковской галерее. На выставке присутствовало большинство работ Салахова, начиная с 1950 годов и заканчивая самыми современными картинами. Посетив данное мероприятие, можно было увидеть панораму всего живописного искусства за последние полвека.

fb.ru

Таир Салахов. Цены перед выставкой в ГТГ

Накануне выставок такого высокого уровня растет число поисковых запросов об аукционных ценах на произведения художника

Сегодня, 22 января в ГТГ на Крымском Валу открывается выставка «Таир Салахов. Солнце в зените». Художнику в этом ноябре исполняется 88 лет. Интересно, что у выдающегося мастера, одного из основателей и лидеров «сурового стиля», автора «Ремонтников» и «Портрета композитора Кара-Караева», это будет первая персональная выставка в Третьяковке.

Таир Салахов — человек удивительной судьбы. Отец расстрелян в 1938 году по приговору «тройки». Мать растила пятерых детей одна, о судьбе отца они узнали только после реабилитации, в 1956 году. Можно ли было представить, что сын «врага народа» с такими стартовыми условиями станет дважды лауреатом государственных премий и через тридцать лет — Героем Социалистического Труда!

Салахов окончил Азербайджанское художественное училище, а в 1957 году — МХАГИ имени Сурикова. Примерно на это же время, конец 1950-х — рубеж 1960-х, пришелся рассвет сурового стиля — нового послесталинского реализма, реализма неприкрашенной действительности, воспевающего героизм сложного труда. «Живопись наша должна научиться говорить лаконичным языком Маяковского», — сказал молодой Салахов в 1958 году корреспонденту журнала «Искусство».

Накануне выставок такого высокого уровня растет число поисковых запросов об аукционных ценах на произведения художника (мы это видим по статистике ARTinvestment.RU). Спрашивали? Отвечаем. Базы аукционных результатов содержат информацию о шести аукционных событиях по Салахову за период с 2006 по 2015 г. Пять из шести выставленных произведений были проданы.

Аукционный рекорд для творчества художника был установлен совсем недавно — в декабре на Sotheby’s. В разгар кризиса один из вариантов его знаменитого портрета дочери Айдан был продан в пересчете с фунтов за $405 000. Годом ранее «Портрет Айдан» очень похожего размера (возможно, что и тот же самый портрет, что через год попал на Sotheby’s) был продан на японском аукционе в Токио примерно за $56 000, что стало вторым по величине результатом. Вещи 1960–70-х годов стоят на аукционах в разы дороже, чем поздние. Например, «Испанская Гранада», светлая и не имеющая отношения к суровому стилю, в 2013 году была продана примерно за $6 000 (на это было в «неправильном» месте — в Японии). А суровые «Скалы. У Каспия» в России купили за $45 000 — правда, было это 10 лет назад. И всего один раз на аукционе предлагалась графика Салахова: маленький мужской портрет 1964 года, выполненный фломастером на блокнотном листе, была продан на нашем AI Аукционе летом 2015 года за 20 000 рублей.

Накопленной аукционной статистики пока не достаточно, чтобы делать уверенные выводы о ценовых уровнях Салахова. Но — чем богаты, а общие подходы понятны. Шедевры 1960–70-х годов (и их поздние повторы) могут стоить сотни тысяч долларов. Поздняя живопись — скорее десятки тысяч.

Выставка завершится 20 марта 2016 года.

Владимир Богданов, AI

Источник: tretyakovgallery.ru, artprice.com, artinvestment.ru

artinvestment.ru

Биография и творчество Таира Салахова

Художника Таира Салахова сегодня знают далеко за пределами постсоветского пространства. За свою длинную жизнь он написал бесчисленное количество картин, которые сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру. Талант живописца безграничен. Его авторству принадлежат портреты, натюрморты, пейзажи, многофигурные живописные полотна. Кроме этого, Салахов является известным сценографом и художником-графиком.

таира салахова

Детство сына врага народа

Салахов Таир Теймур оглы (иначе — Салахов Таир Теймурович) появился на свет в Баку в 1928 году. Кроме него в семье партработника Теймура Салахова и его жены Соны подрастало ещё четверо ребятишек. Когда Таиру было 9 лет, его отца арестовали по обвинению в сепаратизме и приговорили к расстрелу. Овдовевшая Сона вынуждена была в одиночку воспитывать пятерых детей. Ей не приходилось рассчитывать на постороннюю помощь, ведь от семьи врага народа отвернулись все родственники и друзья. За 19 лет порог их дома не переступил ни один посторонний человек.

Получение образования и реабилитация отца

После завершения учёбы в школе Таир поступил в бакинское художественное училище. Окончив его в 1950 г., он поехал в Ленинград и подал документы в Институт живописи, архитектуры и скульптуры им. Репина. Хотя Салахов успешно сдал все вступительные экзамены, в вуз его не приняли из-за клейма «сын врага народа». Решив испытать судьбу ещё раз, он подал документы в Московский художественный институт им. Сурикова и, к превеликой радости, поступил. Учась в мастерской известного русского живописца и педагога Петра Покаржевского, Салахов заявил о себе как о талантливом и подающем большие надежды художнике. Его дипломная работа «С вахты» стала одной из наиболее заметных картин периода хрущёвской оттепели. Сегодня она хранится в Санкт-Петербурге в НИИ Российской академии художеств.

таир салахов в третьяковке

Молодой азербайджанский живописец закончил учиться в художественном институте в 1957 г., а годом ранее Теймура Салахова посмертно реабилитировали и сняли в него все обвинения из-за отсутствия состава преступления. Трагическая судьба отца оставила неизгладимый след в творчестве Таира Салахова, ни минуты не сомневающегося в его невиновности. Во второй половине 50-х годов он стал основоположником «сурового стиля» в социалистической живописи, являющегося противоположностью сталинскому реализму.

Картины Салахова

В своих ранних работах Салахов с поразительной точностью сумел передать дух периода хрущёвской оттепели. Героями его полотен были представители рабочего класса, образы которых пропитаны силой, мужеством и несокрушимостью. Значительную часть своих картин живописец посвятил азербайджанским нефтяникам («Ремонтники», «Утро на Каспии», «Утренний эшелон», «Женщины Апшерона»). Позже нашлось в творчестве Таира Салахова место и для портретов знаменитых людей. Кисти азербайджанского художника принадлежат картины с изображением композиторов К. Караева, Ф. Амирова, Д. Шостаковича, музыканта М. Ростроповича, актёра М. Шелла, художника Р. Раушенберга, писателя Г. Гессе и т. д. Помимо этого Салахов создал множество пейзажей, натюрмортов и декораций к театральным постановкам. Многие свои произведения Таир Теймурович посвятил родному Азербайджану, часто изображая на полотнах нахичеванские горы и апшеронские пейзажи.

таир салахов биография

Награды

После того как с Таира Теймуровича было снято клеймо «сын врага народа», к нему пришло всенародное признание. В 1960 г. он был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств АзССР, в 1963 г. — Народного художника АзССР, а спустя десятилетие — Народного художника СССР. В коллекции наград Салахова насчитывается 13 орденов, присуждаемых выдающимся деятелям искусства. Помимо этого, он является Героем Социалистического Труда и лауреатом 6 престижных премий.

Педагогическая и общественная деятельность

В 1963—1974 годах Таир Салахов, биография которого описывается в статье, преподавал в Азербайджанском институте искусств им. Алиева. В этот период он защитил докторскую диссертацию и стал профессором. В 1975 г. Салахова пригласили работать в Московский художественный институт им. Сурикова. В период с 1984 по 1992 год он возглавлял в нём кафедру живописи и композиции. За годы, посвящённые преподавательской деятельности, Таир Салахов подготовил большое количество талантливых художников, живущих и работающих сегодня во всех уголках планеты.

салахов таир теймур оглы

Таиру Салахову, несмотря на постоянную занятость, удавалось находить время и для общественной деятельности. С конца 70-х годов и до сегодняшнего дня он является членом президиума Российской академии художеств. Помимо этого, с 1997 г. живописец занимает должность её вице-президента.

Семья

Художник дважды вступал в брак. Его первой супругой была художница Ванцетта Ханум. Во время совместной жизни с ней у Таира Салахова родилось три дочери — Лара, Алагез и Айдан. Сейчас живописец живёт в браке с солисткой Государственного ансамбля Игоря Моисеева Варварой Александровной Салаховой. В браке с ней у него родился сын Иван. Младшая дочь Таира Теймуровича Айдан Салахова является сегодня известной художницей и галеристкой. Она, как и отец в былые времена, преподаёт сейчас в Суриковском институте.

Живописец Таир Салахов: «Солнце в зените»

Начиная с середины 50-х годов, картины Салахова неоднократно представлялись на региональных, республиканских, всесоюзных и международных смотрах, а также на персональных экспозициях живописца. Самая крупная выставка художника — «Солнце в зените» — состоялась в начале 2016 года в Третьяковской галерее. На ней было представлено близко 80 произведений Салахова, относящихся к разным периодам его творчества. Кроме известных всем работ здесь можно было увидеть портреты матери Таира Теймуровича, которые редко выставлялись на всеобщее обозрение.

таир салахов солнце в зените

Выставка стала главным культурным событием Москвы и привлекла к себе огромное внимание со стороны ценителей искусства и представителей СМИ. Таир Салахов в Третьяковке присутствовал лично. 87-летний живописец давал интервью, общался с гостями и демонстрировал окружающим, что, несмотря на солидный возраст, он по-прежнему полон сил и не собирается отправляться на заслуженный отдых.

fb.ru

МАСШТАБ ИСКУССТВА И ЛИЧНОСТИ: ТАИР САЛАХОВ

Среди наиболее ярких и значительных фигур искусства советского времени с полным правом называют имя Таира Салахова, чьи произведения своей масштабностью, духовной содержательностью, образно-эстетическим строем и метафорической неоднозначностью характеризуют целую художественную эпоху.

Время хрущевской «оттепели» вывело на орбиту большого искусства плеяду тогда еще совсем молодых художников, различавшихся творческим потенциалом и темпераментом, однако ставших единомышленниками в противостоянии официальным табу и канонам. В их числе были Виктор Попков и Павел Никонов, Евсей Моисеенко и Николай Андронов, Борис Берзиньш и Эдгар Илтнер, Николай Кармашов и Олег Субби, Михаил Савицкий и Марик Данциг, Зураб Нижарадзе и Гурам Геловани, Минас Аветисян и Акоп Акопян, Тогрул Нариманбеков и, конечно же, Таир Салахов. Вопреки идеологическому прессингу, наперекор мнимым канонам социализма в нашей культуре духовно оформилось мощное движение шестидесятников. Среди его родоначальников и подвижников был и Салахов.

Получивший основательную профессиональную подготовку вначале в стенах Азербайджанского художественного училища имени А. Азимзаде в Баку, а затем в Московском институте имени В.И. Сурикова, Салахов уже в ту пору выделялся цельностью и целеустремленностью натуры, творческой самостоятельностью и проницательностью мышления. Мир вокруг нас, мы в этом мире — вот что стало доминантой образного содержания его ранних работ. В них нет сиюминутности и суетности, зато есть внутреннее движение, острота восприятия жизни.

В произведениях Салахова, как почти у всякого большого художника, неизменно присутствует элемент non-finito — смысловой незавершенности, во многом обеспечивающей жизнеспособность искусства. Наряду с этим ему присуща особая метафоричность образного воплощения замысла, которую не следует путать с иносказанием, с эзоповым языком. Стиль мастера немногословен и адекватен мощной натуре, и именно поэтому его работы требуют вдумчивого, постепенного вглядывания и сопереживания.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов Салахов становится заметной и даже социально ангажированной личностью. Герои его картин далеки от трафаретных персонажей ура-патриотического толка, наводнивших искусство той поры. Живописец завоевывает авторитет в профессиональной среде не громкими декларациями, а творческими открытиями, последовательностью и принципиальностью.

Уже ранние произведения Салахова — «С вахты» (1957), «Утренний эшелон» (1958), «Нефтяник» (1959), «Утро (окно)» (1959), «Резервуар» (1959) — своей масштабностью, психологической напряженностью и внутренним динамизмом предвосхищают появление полотен, ставших для художника этапными: «Ремонтники» (1960) и «Портрет композитора Кара Караева» (1960).

Обратившись к личности Кара Караева — человека творческого и родственного по духу, Салахов стремился не только передать свое отношение к портретируемому, сделать его облик узнаваемым, но и создать некий канонический образ поколения шестидесятников. Вот почему зритель находит в этой картине те нравственные константы, те свойства натуры, которые позволяют судить о Кара Караеве, как о носителе передовых идей целого поколения. На художественной выставке «Россия!» в музее Гуггенхайм в Нью-Йорке «Портрет композитора Кара Караева» из собрания Третьяковской галереи был представлен в числе 250 шедевров искусства, созданных за девять веков, и американские кураторы грандиозной экспозиции наряду с критиками отзывались об этой работе с неподдельным восторгом.

Картину «Ремонтники», как и многие другие полотна мастера, характеризует поиск героического в типическом, в данном случае — в буднях каспийских «тружеников моря»: нефтедобытчиков и поисковиков, бурильщиков и ремонтников. Насыщенная монохромность цвета, расстановка ритмических аккордов, подчеркнутая динамика движения в глубину пространства, к высокой линии горизонта, над которым нависает непогожее предрассветное небо — все это придает «Ремонтникам» эпически развернутую форму.

Событием стало и появление (без каких-либо государственных заказов и договоров) монументального полотна Салахова «Тебе, человечество!». Предчувствие художника опередило время: картина была представлена на республиканской выставке в Баку, а буквально на следующий день, 12 апреля 1961 года, весь мир узнал о полете Юрия Гагарина на космическом корабле «Восток». Неудивительно, что изображенные Салаховым две летящие в голубом просторе фигуры со светящимися сферами в вытянутых руках стали восприниматься как романтический гимн подвигу — полету человека в космос. И в дальнейшем воображение мастера окрашивало прозу жизни романтической интонацией.

В 35 лет Салахов стал одним из признанных лидеров многонациональной художественной культуры СССР, что для того времени было несомненным успехом и стремительным взлетом. При этом он не расслабляется под лучами славы, а продолжает с еще большей отдачей и энергией работать над новыми темами и образами, много ездит по стране, бывает за рубежом. Индивидуальность авторского почерка, своеобразие художественной манеры помогают мастеру передать неповторимое своеобразие родной природы, очарование и романтику городов старой Европы, виды будоражащих воображение, учащающих пульс мегаполисов Америки. Эти работы, большинство из которых исполнено с натуры, отмечены необыкновенной одухотворенностью и виртуозностью исполнения.

Создавая картину «Женщины Ап шерона» (1967), художник, несомненно, думал о судьбе своей матери, ее нелегком жизненном пути с ежеминутной тревогой за детей, повседневными заботами о доме и, главное, с неугасимой верой в добро и справедливость. Картина созвучна героическому гимну мужеству и терпению людей, готовых к испытаниям, преисполненных нравственной красоты и благородства. В пандан этому холсту было написано знаковое для того времени полотно «Нефтяники Каспия», встреченное критикой неоднозначно, быть может, из-за нарочитой или даже чрезмерной брутальности.

И все же наивысшие достижения и главные профессиональные открытия этого периода, на наш взгляд, с особой полнотой проявились в написанных Салаховым портретах композитора Фикрета Амирова (1967), Расула Рзы (1971), и, конечно же, Айдан (1967) — младшей дочери художника. Трогательный поэтический образ маленькой девочки на игрушечной лошадке — подлинный шедевр Салахова и один из самых замечательных детских образов в современном искусстве. Почти сразу произведение стало явлением в нашей живописи, камертоном высочайшей профессиональной культуры, вызвав восторженные отклики и получив всеобщее признание.

В 1976 году Салахов впервые публично представил выстраданный, вдохновенный портрет Дмитрия Шостаковича, который по праву считается самым содержательным и глубоким в цикле портретных работ, написанных художником. Сам автор так рассказывал о замысле портрета композитора: «Мне казалось, что его образ надо решать в традициях русского драматического портрета. Я имею в виду, например, знаменитую работу Репина “Модест Мусоргский” или “Портрет Некрасова” Крамского». И критики, и зрители единодушно считают, что это ему в полной мере удалось.

Портретные образы, созданные Таиром Салаховым в 1980-е—1990-е годы, как и недавние, написанные уже в XXI веке, отличаются многогранностью передачи внутреннего состояния моделей, эмоциональной полифонией, разнообразием композиционных, живописных приемов. Виртуозным по форме, отмеченным особой светскостью и великолепием является исполненный в 1984 году портрет жены художника балерины Варвары Александровны. Естественно, в галерее привлекательных, выразительных, лирических женских образов много портретов его дочерей Гули и Айдан.

Новые особенности стиля мастера заметны в портрете Евгения Дунаевского (1997) — художника и близкого товарища Салахова, в портрете балерины Ольги Рукавишниковой (1998), в портретах жены, в аллегорической работе «Алагёз. Легенда Востока» (2001), на котором изображена старшая дочь живописца, в большом графическом триптихе «Встреча с Робертом Раушенбергом» (1990), исполненном в смешанной технике гуаши и акварели.

Люди творчества — музыканты, поэты, художники — всегда влекли живописца духовной одержимостью, подвижническим отношением к своему труду, целеустремленностью и артистизмом. Еще одна блестящая работа в этом ряду — написанный в 2002 году портрет выдающегося виолончелиста Мстислава Ростроповича. Портретное изображение на фоне пюпитров, ритмически заполняющих пространство холста подобно мозаике, поражает глубоким проникновением в одухотворенный внутренний мир музыканта.

Едва ли уступают знаменитым портретным сериям Салахова созданные им натюрморты. Для мастера натюрморт — это особое мироощущение. Здесь он дает волю чувствам, не ограничивая себя сверхзадачей, не опасаясь показать мир своих пристрастий и эстетических предпочтений. В графических и живописных натюрмортах часто фигурирует стул: и как подиум для других предметов, и как вешалка для драпировок, и, наконец, стул вангоговский, который был характерным и важным образным объектом еще в натюрмортах Пабло Пикассо — одного из наиболее почитаемых Салаховым мастеров ХХ столетия.

Натюрморты его в определенном смысле «автопортретны» и биографичны, даже если они носят такие названия, как «Натюрморт с венским стулом» (1976), «Натюрморт с лампой» (1977), «Натюрморт с глиняными кувшинами» (1978), «Агавы» (1981) или «Стул. Палитра Пикассо» (1989). В этих картинах волнения души, размышления наедине с самим собой находят адекватную форму образного обобщения и художественного воплощения. Как правило, они пишутся в течение нескольких дней, наполняясь все новыми и новыми нюансами. Это, например, ощутимо в «Натюрморте с грушами» (1997), где плотная, фактурная живопись создает впечатление объемности, почти материальной осязаемости предметов, и в «Натюрморте с ветками граната» (1997), расцвеченном звонкими аккордами зреющих красных плодов гранатового дерева на фоне изумрудной листвы.

Произведения Салахова дарят искушенному и заинтересованному зрителю счастливую возможность проявить собственную индивидуальность в понимании выстроенного художником ассоциативного ряда, в истолковании содержательных, смысловых, эмоциональных доминант созданных живописцем образов. Салахов — сознательный максималист, в его произведениях явственно чувствуется тяга к экстремальности. Они созданы как бы на грани реального и отвлеченно воображаемого, свершившегося и непредсказуемого, того, что за пределами добра и зла, о чем не принято говорить во всеуслышание.

Искусство Таира Салахова интернационально. Он заслуженно признан мировым сообществом мастеров современной художественной культуры. Художник духовно сблизился со многими выдающимися деятелями зарубежного искусства: американцем Робертом Раушенбергом, англичанами Френсисом Бэконом, Гилбертом и Джорджем, немцем Гюнтером Юккером, итальянцем Джакомо Манцу, мексиканцем Руфино Тамайо, швейцарцем Жаном Тэнгли — безусловной элитой классиков послевоенного зарубежного искусства ХХ века. Благодаря международным инициативам Таира Салахова российские зрители получили возможность познакомиться с американским поп-артом и европейским поставангардом, ему мы обязаны проведением ретроспективных выставок известнейших иностранных авторов...

Говоря о творческой эволюции живописной манеры мастера, следует отметить, что поиск новых смысловых построений является внутренней движущей силой его искусства. В творчестве Таира Салахова нет пауз и спадов; его жизнь — это вдохновенный труд и наслаждение внутренней свободой. Он смело и виртуозно сочетает различные формообразующие элементы, художественные, стилистические и колористические традиции ориентализма и европейской культуры, создавая новую синкретическую систему языка образной выразительности, не зависящую от конкретных направлений и течений, от сиюминутной конъюнктурной актуальности и моды. Усложнение и насыщение эмоциональными нюансами, обогащение палитры новыми образными красками явно прослеживается и в графике, и в живописи, да и в философском мировосприятии художника. Достаточно назвать ряд портретов последнего времени, среди которых выделяются «Варя на красном диване» (2003), «Портрет Роберта Раушенберга» (2004), «Варвара в красной шляпе» (2005), «Варя в платье Пикассо» (2005), «Портрет Андрея Вознесенского» (2005), «Портрет Бориса Ефимова» (2006), «Портрет мадам Рашель» (2007). Новым свидетельством масштабности творческих планов художника стал триптих «Страна Огней» (2007) — живописный гимн родному Азербайджану. В героико-романтической форме воплотил здесь Салахов давнюю мечту представить в развернутой эпической форме прошлое и настоящее своего народа.

В Азербайджане о его произведениях говорят как о национальном достоянии, в России Салахова считают великим художником и одним из лидеров нашего искусства, подлинным классиком, за рубежом — называют гражданином мира, олицетворяющим современную гуманистическую культуру.

Масштабная ретроспективная выставка произведений Таира Теймуровича Салахова оmкроеmся в Фонде кульmуры «ЕКАТЕРИНА» в январе 2009 года.

www.tg-m.ru

САЛАХОВ Таир Теймурович – Галерея произведений (90 изображений). - Страница 3 из 5

admin 26.01.2016 Галерея, Новости 6,135 Показы

Открыть доступ 41. Салахов Таир "Гладиолусы" 1960 Государственная Третьяковская Галерея 41. Салахов Таир «Гладиолусы» 1960 Государственная Третьяковская Галерея 42. Салахов Таир "Испанец из Кордовы" 1978 Государственный Русский музей 42. Салахов Таир «Испанец из Кордовы» 1978 Государственный Русский музей 43. Салахов Таир "Гранада" 1978 Государственный Русский музей 43. Салахов Таир «Гранада» 1978 Государственный Русский музей 44. Салахов Таир "Новое море" 1970 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 44. Салахов Таир «Новое море» 1970 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 45. Салахов Таир "Портрет Расула Рзы" 1971 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 45. Салахов Таир «Портрет Расула Рзы» 1971 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 46. Салахов Таир "Мексиканская коррида" 1969 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 47. Салахов Таир "Портрет поэта Сабира" 1962 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 47. Салахов Таир «Портрет поэта Сабира» 1962 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 48. Салахов Таир "Селение Гоусаны" 1994 Собственность автора 49. Салахов Таир "Переулок в Праге" 1960 Государственная картинная галерея Азербайджана, Баку 49. Салахов Таир «Переулок в Праге» 1960 Государственная картинная галерея Азербайджана, Баку 50. Салахов Таир "Венеция. Вид с балкона. Отель "Терминус" 1999 Собственность автора 50. Салахов Таир «Венеция. Вид с балкона. Отель «Терминус» 1999 Собственность автора 51. Салахов Таир "Пражские туннели" 1960 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 51. Салахов Таир «Пражские туннели» 1960 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 52. Салахов Таир "Рим американский" 1964 Государственная картинная галерея Азербайджана, Баку 52. Салахов Таир «Рим американский» 1964 Государственная картинная галерея Азербайджана, Баку 53. Салахов Таир "Аппиева дорога" 1964 Государственная картинная галерея Азербайджана, Баку 53. Салахов Таир «Аппиева дорога» 1964 Государственная картинная галерея Азербайджана, Баку 54. Салахов Таир "Нью-Йорк. Эмпайр Стейт Билдинг" 1965 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 54. Салахов Таир «Нью-Йорк. Эмпайр Стейт Билдинг» 1965 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 55. Салахов Таир "Большой Канал в Венеции" 1964 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 55. Салахов Таир «Большой Канал в Венеции» 1964 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 56. Салахов Таир "Портрет А.Гальпера" 1990 Музей русского искусства, Тайвань 56. Салахов Таир «Портрет А.Гальпера» 1990 Музей русского искусства, Тайвань 57. Салахов Таир "Старая Шемаха" 1973 Государственная картинная галерея Азербайджана, Баку 57. Салахов Таир «Старая Шемаха» 1973 Государственная картинная галерея Азербайджана, Баку 58. Салахов Таир "Эйфелева башня" 1964 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 58. Салахов Таир «Эйфелева башня» 1964 Азербайджанский государственный музей искусств, Баку 59. Салахов Таир "Баку. Дворец Ширваншахов" 1966 Государственная Третьяковская Галерея 59. Салахов Таир «Баку. Дворец Ширваншахов» 1966 Государственная Третьяковская Галерея 60. Салахов Таир "Портрет Ирины Струевой" 2000 Собственность автора 60. Салахов Таир «Портрет Ирины Струевой» 2000 Собственность автора
Страницы: 1 2 3 4 5

Check Also

Дмитрий Шостакович – Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи.

До 22.01.2017 в Мемориальной квартире Святослав Рихтера.

cultobzor.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта