Картины валькирий
Валькирии – немножко истории
Сейчас нередко можно встретить изображения прекрасных девушек верхом на крылатых лошадях, которых называют валькириями. Имя Валькирия означает “выбирающая убитых”.
Она является героиней мифологии давних скандинавов. По легендам, валькириями становились дочери знатных князей, которых боги избрали еще при жизни и они могли превращаться в белоснежных лебедей.
Валькирия – дочь конунга, великого воина, реет над полем битвы на крылатом коне, подбирая лучших из павших воинов. Она отвозит их в Валгалу – небесный чертог Асгарду, лагерь дружинников Одина, где они совершенствовали свое боевое искусство. Там они становились ейхерьяр – героями, которые будут биться с армией мертвых и Йотунов во главе с Одином.
Обычно прекрасных дев-воительниц изображают в сверкающих доспехах. У них белоснежная кожа и золотые волосы. Они кружат над полем боя в образе прекрасных дев-лебедей или скачут на конях – жемчужных облаках. Говорят, что от сияния их доспехов на небе севера появляется северное сияние. На головах у девушек шлемы викингов – с крыльями или рогами. От их меча идет волшебный свет, с дождевой гривы коня - облака на землю капает оплодотворяющая роса или иней.
Валькирии сопровождают воинов в Валгалу – “чертог убитых”, прислуживают им за столом, подавая мед. Порой они решают сам исход битвы, а порой просто выполняют веления великого Одина. Ведь они его дочери.
Валькирий, по разным источникам, существует девять или тринадцать. Они имели имена, которые наиболее отвечали их сущности. Многие из их имен очень древние и не поддаются переводу. Наиболее известны такие имена
• Гель или Зовущая• Гейр или Копье• Гейрахёд• Гейрсёгуль• Гёндуль• Гондукк или Волчица• Гунн или Битва• Мист или Туманная• Рандгрид или Разбивающая щиты• Ренгилейв или Всадница бури• Рота или Сеющая смятение• Свава• Сигдрива• Сиргюн или Тайная победа• Скеггльёльд• Скёгуль или Свирепствующая• Скульд или Долг• Труд или Сила – дочь бога Тора и богини Сиф• Хильд или Воительница• Хлекк или Шум боя• Хьертимуль• Христ или Потрясающая• Хьерфетур или Оковы войны
Хотя и сейчас они изображаются как прекрасные девы верхом на крылатых конях, в воображении давних скандинавов они были наездницами на волках – пожирателях трупов погибших. В скандинавской поэзии для волков существует название “кенинг” – конь валькирии. Сами валькирии представлялись им похожими на воронье, которое кружит над полем боя и выбирает тела. Вероятно поэтому, стаи волков и ворон, которые пожирали тела погибших, в воображении скандинавов служили высшим целям.
Про несоответствие популярному имиджу валькирий и их историческому образу свидетельствует исландская “Сага про Ньялу”. В ней есть песня валькирий. Сама же сага рассказывает, как во время битвы в 1014 году между ирландскими дружинами и викингами, двенадцать валькирий ткали ткань из кишок человеческих и пели эту песню.
В героических песнях “Старшей Эдды” валькирии становятся похожими на женщин–богатырей. Там они являются возлюбленными героев Хельга и Велунга. Валькирия Сигдрива была наказана Одином, он погрузил ее в сон. Она больше не могла принимать участие в битвах потому, что в поединке между конунгами отдала победу Агнару. Хотя Один и пообещал ее Хельям-Гуннару. От сна ее пробуждает Сигурд, великий воин. После пробуждения она стала простой смертной, земной женщиной, вышла замуж (“Старшая Эдда”, “Речи Сигридивы”).
Валькирия Брунгильда, после того как вышла замуж за смертного, лишилась своей волшебной силы. Ее потомки смешались с норнами, богинями судьбы, которые пряли нить человеческой жизни у колодца. Скандинавы верили, что от валькирий зависит судьба человечества.
Если судить по более поздним мифам, валькирии стали более нежные и человечные, чем их предшественницы, свирепые и кровожадные. Они стали часто влюбляться в смертных героев. С начала II тысячелетия, авторы стали наделять помощниц Одина внешностью, характером и судьбой своих современниц, реальных женщин – жительниц Скандинавии той эпохи.
Немецкий композитор Рихард Вагнер, вдохновившись суровым образом легендарных валькирий, создал оперу “Валькирия”. Она состоит из трех действий. Либретто было написано самим Вагнером. Первая постановка состоялась 26 июня 1870 года в Мюнхене под управлением Франца Вюльнера.
Образы валькирий встречаются и в литературе, и в изобразительном искусстве, и в архитектуре. Даже астероид, открытый в 1917 году носит имя Валькирия.
Добавить комментарий
istorii-x.ru
Сообщество иллюстраторов | Иллюстрация С.Т. Алексеев. "Сокровища
Современные родноверы напоминают мне заигравшихся фанатов ролевых игр - они зациклились на свастиках и орнаментах, мечах и топорах, поиске врагов Руси, "правильной" форме черепа и светловолосости, приветствуют отморозков-скинхедов в своих рядах, крайне нетерпимы к представителям других конфессий, в первую очередь - к христианам (так, что даже если местные алкаши по пьяни своротят их идола в роще, они трубят о поругании капища "хрюсами"). Как-то я заговорил с несколькими - как, мол, вы считаете - молния есть физическое явление небесного электричества или сверкание секиры Перуна? Тем, кто ответил - электричество, я заметил, что они только что отреклись от одного из своих богов. Тех, кто из-за гордыни сказали "Перун" - я спросил, кто же тогда сверкает секиркой в свечи зажигания? Разозлил обе категории, хотя и был у них на хорошем счету :-) Они не понимают, что важнее, чем ритуалы и обряды, для наших предков была прикладная фенология - т.е.приметы, связанные с погодой, климатическими закономерностями и т.п. На этом и держалось их хозяйство, в голове существовал своеобразный экологический календарь, определяющий специализацию работ по сезонам. А обрядовость, жертвоприношения - это уже дань былым человеческим страху и непросвещенности. И в своей новой трактовке язычества (каждый - на свой лад)они всё больше уходят от природы. Неизменными остаются только шлемы, кольчуги, щиты, вышитые рубахи, жесты "хайль" и т.п. Они сами себе выдумывают новые имена, отрицая те, что дали им родители (что уже некрасиво), потому что они, мол, греческие, латинские или еврейские, но почему-то приветствуют всё скандинавское и карело-финское. И пытаются при этом говорить языком древних православных летописцев :-), заменяя иностранные неологизмы славянскими соответствиями. При этом, к примеру, кулак они называют кулаком, не подозревая, что слово это - половецкое. И постоянно готовы к какому-то бою с какими-то врагами. Конечно, крайне интересно изучать историю, мифологию, находить в этом свою поэтику (что я и сам делаю) но вживаться в неопределенный образ некоего новоиспеченного славянина, каким якобы был предок - это уже утопия и разновидность чего-то от хиппи.
illustrators.ru
Описание картины Константина Васильева «Валькирия» Картины художников
Картина «Валькирия» Константина Васильева изображает дочь Одина – воинственная белокурая дева, забирающая жизни погибающих воинов.
Вообще, образ войны для Васильева был связан скорее не с убийством и смертельными битвами, а защитой Родины и великими сражениями, в которых было место своей красоте и героизму. Так и на этой картине идеальные черты лица девушки сочетаются с ее воинствующим видом. Строгие нос, подбородок и губы в сочетании с холодными голубыми глазами дают понять, что это дочь ледяного Севера, а далеко не та нежная красавица, которые привлекают внимание молодых парней. Ее твердый взгляд и тяжелая скандинавская амуниция – это признаки в ней воина, способного дать отпор любому врагу. Глаза девушки спокойны и устремлены далеко по направлению к горизонту в ожидании еще одного воина, которому суждено пасть на поле боя. Святая обязанность Валькирии сопроводить отважного воина, героически отдавшего
свою жизнь, до Валгаллы – мифической страны истинных воителей.
Девушка изображена на фоне мрачных и тяжелых серо-черных облаков, что, сочетаясь с бронзовыми доспехами и строгостью ее лица, делает картину несколько мрачной и готической. Но необходимый контраст создается величественно развивающимися на ветру золотисто-белыми волосами. Именно они придают картине жизни и динамики. Да, Валькирия – девушка, которая едва ли могла бы создавать тихий домашний уют, но тем не менее она чарует зрителя, вызывая восхищение своей силой и стойкостью, которые всегда были присущи народам русичам.
Васильев взял основой для создания картины образ валькирий из скандинавских мифов, но не тех ужасных ангелов смерти, стремящихся насладиться истекающими кровью бойцами; а поздних, романтизированных, валькирий – белокожих дев с золотыми волосами, часто предстающих в виде всадниц на белых конях или в облике лебедей. Но художник добавил этой девушке и картине черты, которые заставляют видеть в композиции только что-то русское и совершенно родное.
Прислал: Fluffy . 2017-10-08 21:41:38
opisanie-kartin.iusite.ru