Мемуары гейши. Гейши картины
Лучшие гейши Токио 1890х. - Заходите, гостем будете!
11 ноября 1890 года в Токио в районе Асакуса был торжественно открыт первый японский небоскреб западного стиля: двенадцатиэтажный Рёункаку 凌雲閣 (поэтически можно перевести как "Заоблачный Павильон"). Токийцы также называли его "Асакуса Джюникай" 浅草十二階 ("двенадцатиэтажка Асакусы").
zajcev-ushastyj.livejournal.com
Восток по-западному: 10 лет драме «Мемуары гейши»
Однажды в конце ХХ века американский писатель-японист Артур Голден решил рассказать о мире крайне загадочных представительниц культуры Страны Восходящего солнца – гейшах. В результате в 1997 году на свет появился роман «Мемуары гейши», ставший настоящим бестселлером и заинтересовавший самого Стивена Спилберга, который не один год вынашивал планы по его экранизации.
Главная героиня романа Голдена, Нитта Саюри, была списана с самой высокооплачиваемой гейши Японии Минеко Ивасаки, у которой писатель брал интервью в ходе написания книги. Увы, госпожа Ивасаки была шокирована не только огромным количеством фактических ошибок и явной путаницей между жизнью гейш и ойран (дорогих проституток) в романе, но и тем, что Голден упомянул её в списке людей, помогавших в его написании. Это противоречило не только кодексу гейш о неразглашении информации о клиентах и их обсуждении, но и вызвало волну негодования относительно женщины, на которую иногда даже нападали – в прямом смысле слова. В итоге Ивасаки не только подала в суд на Артура Голдена (и выиграла), но и издала собственную книгу, известную в России под названием «Настоящие мемуары гейши».
Конечно, романтическая история в изысканном восточном антураже была сразу же замечена Голливудом, и после выхода книги в 1997 году права на её экранизацию были приобретены супружеской парой (и по совместительству продюсерами) Дагласом Уиком и Люси Фишер. Жаждавший встать у руля проекта Стивен Спилберг никак не мог приступить к съёмкам из-за занятости на других проектах, поэтому к постановке он постепенно охладел и ограничился функциями продюсера. Должность режиссёра осталась вакантной, и на неё рассматривались кандидатуры Бретта Рэтнера, Кимберли Пирс и Спайка Джонза. В итоге руководить съёмками доверили театральному режиссёру Робу Маршаллу, постановщику киноверсии мюзикла «Чикаго», чей «оскаровский» триумф вызывал доверие к его персоне.
На производство картины была выделена немаленькая сумма – 85 миллионов долларов, и основная его часть была потрачена на постройку роскошных декораций. Поскольку действие картины происходило в 20-30-х гг. ХХ века в Гионе, районе японского города Киото и одном из основных средоточий культуры гейш, вид его сильно изменился к настоящему времени. Поэтому съёмочная группа провела весьма кропотливую работу в Лос-Анджелесе, где был построен не только настоящий город с мощёными мостовыми, но и протекала река. Некоторые сцены на натуре снимались в Хаконских садах в Калифорнии, созданных ещё в 1918 году, где съёмочная группа умудрилась повредить множество очень дорогих и редких рукодельных чаевых японских циновок.
Кастинг был делом непростым, и после выхода картины на экраны оставался одной из главных причин недовольства японских зрителей и не только. Дело в том, что режиссёр Роб Маршалл отнюдь не стремился приглашать на главные роли исключительно японок, заявив, что сделал ставку прежде всего на талант и известность актрис.
В качестве примера он приводил Энтони Куинна, актёра ирландско-мексиканского происхождения, игравшего грека в фильме «Грек Зорба». В итоге практически во всех основных женских ролях были задействованы китаянки Чжан Цзыи (Саюри), Гон Ли (Хацумомо) и Цай Чин (Тетушка), а также малазийка Мишель Йео (Мамеа) и кореянка Саманта Футерман (Сацу). И хотя мужской части актёрского состава в этом плане повезло больше, Кен Ватанабе (Председатель) прокомментировал кастинговые решения фразой «талант выше национальности».
Поскольку фильм изначально был рассчитан прежде всего на западного зрителя, основным языком картины стал английский, но при этом постановщик хотел, чтобы актёры не растеряли восточный шарм и говорили с акцентом. Но акцент оказался далеко не самым большим препятствием, поскольку основная трудность была в том, что многие исполнители вообще не знали английского языка. И если для Кена Ватанабе, недавно сыгравшего в «Последнем самурае», языковые барьеры уже были позади, то для остальных актёров начались серьёзные проблемы.
Юная красавица Чжан Цзыи, несмотря на участие в голливудском хите «Час пик 2», английского не знала совершенно, и была вынуждена не только учить его, но и стараться говорить с японским акцентом. Мишель Йео, проживающая в Англии, наоборот, прекрасно говорила на британском английском, но ради того же японского акцента ей пришлось серьёзно ломать свою речь. Хуже всех пришлось японцу Кодзи Якусё (Нобу) – как и Чжан Цзыи, он до съёмок не знал ни слова по-английски и в итоге провалил первое прослушивание. Даже после трёхнедельного ускоренного языкового курса актёр абсолютно не понимал, что говорит, и заучивал реплики на слух. Когда же дошла очередь до монтажа, Роб Маршалл в ужасе понял, что господин Якусё половину слов произносит неверно. Актёр сдался и предложил переозвучить свою роль, но режиссёр нашёл выход, прибегнув к приёму так называемого «пьяного пианиста»: он решил нарезать слова, произносимые героем Якусё, из отдельных звуков, которые в других местах фильма удались актёру хорошо.
Но в итоге японские и китайские критики и зрители всех этих мучений даже не заметили, обрушив на фильм цунами гнева. Китайцы были оскорблены тем, что их звёзды сыграли «проституток», а также сюжетом, в котором главная героиня в исполнении китаянки влюбилась в японца, принимавшего участие в оккупации Манчжурии Японией в 30-x годах. Японцев наоборот оскорбило приглашение китаянок на роли женщин такой утончённой и сугубо японской профессии, дополнительно указывая на огромное количество фактических ошибок и несоответствий. Специалисты сбились со счёта, перечисляя множество неточностей, отражающих жизнь гейш и майко, а также неверно подобранные по значению и эпохе костюмы и причёски, являющиеся исключительно фантазией костюмеров и парикмахеров.
Разозлило знатоков и то, что авторы фильма, как и Голден (о чём говорила ещё Минеко Ивасаки), плохо понимали разницу между гейшами и ойран, дорогими проститутками, и привносили в сюжет некоторые непозволительные элементы, особенно весьма поверхностно описываемый ритуал «мизуагэ», который сегодня отменён и в русском переводе обозван «девственностью». Американский антрополог Лайза Дэлби, выступавшая консультантом, и которая не только прожила в Японии, изучая культуру гейш, но и сама поработала гейшей какое-то время, дабы постичь азы профессии «изнутри», в ответ на критику деталей фильма ответила, что к её советам по большей части не прислушивались.
После того как фильм вышел на экраны, публика восприняла его довольно прохладно – в Азии его по большей части проигнорировали, американской публике он показался слишком неспешным, а сама тема явно малоинтересной. Ну а критики писали, что после просмотра этой картины зритель так и не узнает ничего определённого о загадочном мире гейш, и утверждали, что Гон Ли в роли злодейки Хацумомо – единственная, кто спасает фильм от полного провала. Сам же постановщик, как и исполнительница главной роли Чжан Цзыи, в ответ на нападки говорил, что картина не задумывалась как документальное кино, и вся команда выжала максимум из того, что имела на руках – учитывая небольшое время на подготовку и изучение того, на что обычно требуются годы.
В самом деле, «Мемуары гейши» не нужно воспринимать как рассказ о тонкостях профессии и писать по нему научную диссертацию. Для зрителя, не знакомого со всеми нюансами японской культуры, этот фильм – действительно безумно красивая и изысканно снятая романтическая история любви и женского соперничества, рассказанная в неповторимом восточном антураже. Три премии «Оскар» за лучшие костюмы, декорации и операторскую работу были вручены Американской Киноакадемией абсолютно заслуженно, поскольку кино не просто красиво, а очень красиво.
Роб Маршалл прекрасно понимает, как строить ожившую картину, и для этой цели он снова пригласил поработать одного из лучших операторов современного Голливуда Диона Биба. В его руках камера плывет самым удивительным образом, часто создавая интимное ощущение подглядывания, выхватывая при этом то яркие цветные образы, то погружая нас в загадочный полумрак улиц. Особое настроение создаёт и замечательная музыка легендарного композитора Джона Уильямса, ради которой он отказался писать саундтрек к четвёртому «Гарри Поттеру», и его труды были удостоены «Золотого Глобуса» и премии BAFTA.
О «Мемуарах гейши» можно сказать одно: пусть эта картина не стала полноценным экскурсом в японскую культуру и не стала новым словом в кинематографе, её невероятные тонкость, душевность и изысканность не могут не внушать уважение. Восток для Голливуда так и остался делом тонким, но зритель, который захочет отложить в сторону желание придираться и провести приятный вечер, наслаждаясь ощущением прекрасного, будет вознаграждён сполна. Чтобы получить удовольствие, нужно на самом деле всего лишь расслабиться.
www.lumiere-mag.ru
Мемуары гейши / Обычаи и традиции / Мир в фотографиях день за днем
«Сакэ», «гейша», «кимоно» — эти японские слова звучат словно музыка. Но если с кимоно и сакэ все ясно даже человеку непросвещенному, то гейша для типичного западного жителя по-прежнему остается таинственна и загадочна.
Гейши — это феномен, уникальная социокультурная японская традиция, не имеющая аналогов. Европеец не знает, что гейша, развлекающая, кокетливая, остроумная и эротичная, создана для увеселения мужчины, для того чтобы он почувствовал собственную исключительность, а не просто для сексуальных утех. Это истинные мастера искусства чувственности, искусства настроения.
По материалам издания: In flight review
Гейши
Жители страны восходящего солнца прекрасно знают, кто такие гейши, и тем не менее 99% японцев никогда не встречались с ними. Почему? Слишком дорого. Два часа в обществе гейши стоят около четверти годовой зарплаты среднестатистического служащего. Лишь высокопоставленные чиновники и крупные бизнесмены могут позволить себе провести вечер или ночь в чайном домике, где царствуют гейши в обстановке изысканности, остающейся неизменной вот уже три века.
На фотографии: две гейши принимают самурая в Японии, около 1880 года.(Photo by Hulton Archive)
Гейши
Чтобы привести себя в порядок — сделать прическу и облачиться в кимоно, гейша тратит ежедневно от 4 до 5 часов.
На фотографии: японские гейши, одетые в кимоно, подают чай в гостиной на борту парусной лодки на реке Нагара, 1950 год.(Photo by Three Lions)
Гейша
Кимоно — «рабочая» одежда гейши. Настоящее кимоно не кроят и не шьют. Это цельный кусок ткани, который оборачивают вокруг тела и закрепляют с помощью нескольких поясов. Средняя стоимость такого чуда равна стоимости дешевой модификации «хонды» или «тойоты», но цена кимоно, предназначенного для особо торжественных случаев, может достигать цены «лексуса».
На фотографии: японская гейша без традиционного макияжа, примерно 1900 год.(Photo by Felice A. Beato)
Гейши
Гейша покрывает лицо белой пастой (в религиозном синтоистском обряде белый цвет означает чистоту), делающей его мягче и позволяющей губам выглядеть более ярко.
На фотографии: две гейши отрабатывают свое мастерство; одна из них играет на традиционном японском сямисэне. Ок. 1950 года.(Photo by Three Lions)
Гейша
Гейша носит шиньон, который даже высокому мастеру стоит долгих часов труда. Шиньон заставляет гейшу спать, опираясь шеей на деревянный валик. Для японцев шея и верхняя часть спины, так же как и запястья, — предмет вожделения.
На фотографии: традиционная японская гейша в кимоно. Ок. 1950 года.(Photo by Evans/Three Lions)
Девочка
Жизнь начинающей гейши — «майко» — не сводится к умению носить кимоно и делать традиционный макияж. Она обучается пению, танцам, рисованию, каллиграфии, искусству вести беседу и подавать напитки. В этот период гейша проводит за уроками по 12 часов в день. Встает около 8 утра, ложится поздно и имеет один выходной в две недели.
На фотографии: девочка, одетая в кимоно, сиди в позе гейши. Ок. 1950 года.(Photo by Evans/Three Lions)
Гейши
Гейша живет в мире жесткой иерархической подчиненности «хозяек» и «сестер». Она не должна выходить замуж (хотя у гейш нередко бывают дети). Возможно, именно поэтому их сравнительно мало. Так, в начале XX века гейш насчитывалось около 80 тысяч, сейчас — не более двух тысяч. Положение этих женщин двусмысленно. Талантливые хранительницы национальных традиций Японии для одних и высококлассные проститутки для других, они, как и прежде, остаются загадкой.
На фотографии: группа гейш в традиционных костюмах, ноябрь 1937 года.(Photo by Fox Photos)
Гейша
В мире гейш все реально, но реальность многообразна и неопределенна. Например, кимоно позволяет видеть лишь верхнюю часть спины гейши, но под этим целомудренным одеянием женщина совершенно нага. Гейши наполняют ненавязчивым оживлением вечера богатых японцев и в то же время придают встрече мощный эротический заряд.
На фотографии: японская куртизанка или гейша с традиционным макияжем. Ок. 1900 года.(Photo by Felice A. Beato)
Гейша
Внешне чрезвычайно сдержанные, гейши способны на игривую шутку, сохраняя при этом ореол благовоспитанности и отстраненности. В сексуальном отношении японцы не признают табу. Эротика, так же как пение и танцы, для них высокое искусство.
На фотографии: гейша застенчиво смеется над шуткой посетителя, около 1955 год.(Photo by Three Lions)
Гейши
Обучение гейши стоит больших денег. Обычно платят за это крупные компании или якудза — японская мафия. Прибыль составляет от 100 до 300% на вложенный капитал.
На фотографии: группа гейш получают наставления от своего учителя, ок. 1955 года.(Photo by Central Press)
Девочка
В прошлые века воспитание гейши начиналось с 10-летнего возраста, сейчас — по принятому после Второй мировой войны закону — с 16-летнего. Перед тем как вступить на это поприще, девушка заключает контракт с хозяйкой чайного домика: если она захочет изменить профессию, то ей придется откупаться немалыми деньгами.
На фотографии: девочку в традиционном кимоно обучают игре на сямисэне, ок. 1950 года.(Photo by Evans/Three Lions)
Гейши
Для японца быть приглашенным на вечер с гейшей — большая честь. Она для него и воплощение мечты, и верная сообщница одновременно.
На фотографии: гейши развлекают группу мужчин, чашки посетителей всегда должны быть полными. Ок. 1955 года.(Photo by Three Lions)
Гейша
Японские компании часто устраивают для иностранцев традиционный ужин с гейшами. Девушки оказывают гостям тысячи знаков внимания, следят, чтобы бокал всегда был полон, обмахивают веером, убирают в сторону пиджак, зажигают сигарету, но на этом — все. В середине ужина они устраиваются на миниатюрной сцене, где, сидя на коленях, играют на национальном трехструнном музыкальном инструменте. Гейши танцуют, декламируют стихи. Затем вновь подсаживаются к гостям со спичками в руках или кусочками бумаги, из которых вырезают различные фигурки — надо отгадать их значение.
На фотографии: западный посетитель наслаждается услугами японской гейши, ок. 1955 год.(Photo by Fox Photos)
Гейши
Гейша ходит мелкими шажками, беззвучно скользя по полу в своих деревянных сандалиях. Ее движения изящны и слегка замедленны. Миниатюрная и необыкновенно грациозная, гейша символизирует женскую чувственность. Ее обнаженное тело под кимоно, умело удерживаемое несколькими поясами, — словно цветок, ждущий своего ценителя. Высокая, покрытая лаком прическа, белое лицо, искусно подкрашенные ярко-красной помадой губы, глаза, подведенные в направлении висков черным и красным цветом, — все в гейше напоминает куклу, призвание которой — быть женщиной.
На фотографии: группа провинциальных гейш и служанок, примерно 1943 год. Этот наряд в крапинку надевается, когда гейши работают в поле или делают дела по дому. Он называется «Мампей».(Photo by Three Lions)
Гейша
Во время делового ужина гейша пьет, но не ест, угощает гостей сакэ и поддерживает беседу. В присутствии гейши любой мужчина, будь то директор фирмы или министр, превращается в ребенка, мечтающего о ее благосклонности, в которой ему, кстати, могут и отказать.
На фотографии: гейша угощает посетителя пивом в 1955 году.(Photo by Fox Photos)
Гейши
Раньше каждый город имел свой дом гейш. Посетитель переступал порог — и на вечер становился «императором». Наступило время «чашки чая». Тогда японская семья считала для себя честью, если девушка избирала судьбу гейши. Тот факт, что родители могли себе позволить оплатить расходы дочери на обучение, заставлял окружающих относиться к ним с большим уважением. Разумеется, с тех пор Япония сильно изменилась. И все же уважительное, бережное отношение японцев к гейшам сохраняется, потому что они принадлежат традиции, вечным ценностям японской жизни.
На фотографии: группа гейш из Беппы, Япония, 8 марта 1920 года.(Photo by Spencer Arnold)
Гейша
В 1989 году Мицуко Накамиси, гейша из Токио, поведала прессе, что премьер-министр Со-сукэ Уно – ее любовник. Почтенный политик был вынужден уйти в отставку. Не из-за того, что имел любовницу-гейшу, вовсе нет. А из-за того, что мало ей платил и плохо с ней обращался!
На фотографии: гейша расставляет свою обувь, ок. 1955 года.(Photo by Orlando/Three Lions)
Бетти Грэйбл
Первые гейши, ведущие происхождение от «геико» — певиц и музыкальных исполнительниц, появились в XVIII веке. С тех пор их любовная слава не тускнела. В средние века «геико» служили натурщицами для мастеров гравюр на любовные сюжеты. В наши дни, как и в прошлом, начинающая гейша вверяется куртизанке, которая обучает ее премудростям мастерства. Когда-то для первого сексуального опыта гейшу знакомили с «учителем» — мужчиной лет пятидесяти. Ночь за ночью в течение недели продолжалась церемония посвящения. Каждый вечер учитель смазывал яичным белком сначала внутреннюю поверхность бедер, а затем и «сокровенные места» ученицы. С каждым вечером его прикосновения становились все настойчивее. К концу недели девственница безболезненно переносила лишение ее целомудренности. К другим особенностям обучения относилось наблюдение из-за ширмы за любовными играми опытных гейш.
На фотографии: американская актриса Бетти Грэйбл (1916-1973) в образе гейши в сцене из мюзикла «Называйте меня мистер» Ллойда Бэкона, 2 января 1951 года.(Photo by Keystone)
Гейша
В Японии велика роль учителя, обучения посредством примера, подражания. Гейша не обязана отдаваться клиенту — она вольна выбирать. Любовное действо она начинает с предварительных ласк, сопровождает традиционный массаж долгими предупредительными движениями, а потом полностью отдается фантазиям партнера, ни на миг не теряя своего достоинства. Будучи искушенной в поиске наиболее эрогенных зон у своих клиентов, гейша прибегает к различным изощренным ласкам, например пощипывает особым образом соски мужчины.
На фотографии: японская гейша в кимоно и с сямисэном, ок. 1950 года. Сямисэн – это традиционный японский щипковый музыкальный инструмент.(Photo by Evans/Three Lions)
Фестиваль
У гейши существует также набор приспособлений, позволяющий мужчине во время любовных утех избежать возможной неудачи. Чтобы продлить любовную прелюдию и время ласк, используется специальное «одеяние» на мужское достоинство в виде розы, петуха или дракона. Это своеобразное напоминание о том, что мужской член заслуживает всяческого уважения в обществе, где доминирует мужское начало.
На фотографии: японскую гейшу несут по городу во время фестиваля Эбису, в Осаке, 1928 год.(Photo by Kutschuk/London Express)
Игра го
На фотографии: гейши играют в традиционную игру «го», 2 мая 1957 года.(Photo by Keystone Features)
Гейши
На фотографии: японские гейши из профсоюза пытаются договориться об улучшении условий работы, ок. 1935 года.(Photo by Hulton Archive)
Кэри Грант
В конце XX столетия образ гейши был адаптирован для западной массовой культуры. Растущий интерес к этому феномену, а также экзотичность образа гейши способствовали появлению заметного числа произведений, обращающихся к этой японской профессии. Однако, нельзя не отметить, что использование образа гейши в поп-культуре привело к весьма значительному искажению представлений западной публики о роли гейши в культуре Японии.
На фотографии: британский актер Кэри Грант (1904-1986) смотрит, как актриса обучает, как ходить, как гейша, перед съемками его нового фильма «Мадам Баттерфляй», 1932 год.(Photo by Margaret Chute)
Гейши
Главная отличительная черта настоящей гейши — уникальный метод завязывания пояса на кимоно: развязать узел который находится сзади на кимоно гейши, повязанный согласно древним ритуалам, невозможно без помощи специалиста.
На фотографии: гейши без париков, ок. 1950 года.(Photo by Three Lions)
Гейши
На фотографии: гейши в передничках, одетых поверх кимоно подают еду японским морякам в день ВМФ в Токио, ок. 1937 года.(Photo by Hulton Archive)
Гейша
На фотографии: гейша возвращается домой мимо сушащихся в переулке зонтиков, ок. 1955 года.(Photo by Three Lions)
pixanews.com