Сочинение: описание картины С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство". Картины тутунов
Сочинение по картине «Зима пришла. Детство» Тутунова. Краткая биография художника :: SYL.ru
Когда земля становится белой от снега, а вдыхаемый морозный воздух приносит в душу спокойствие, кажется, что ты стоишь на пороге открытия тайны. Зима – пора чудес, которые оставляют теплый след воспоминаний в душе каждого человека. Сочинения по картине «Зима пришла. Детство» Тутунова тому подтверждение. Действительно, зима является самым загадочным временем года. И недаром люди искусства не раз обращались к этой теме. Краткая биография советского художника Тутунова Сергея Андреевича также представлена в этом материале.
Краткая биография художника
В 1925 году, в конце сентября, в Москве родился талантливый художник Сергей Андреевич Тутунов. Его отец был выходцем из Армении, работал в сфере птицеводства, мать воспитывалась в семье священника. Мальчик с юных лет прекрасно рисовал, также имел талант в скульптурном искусстве. Прекрасно чувствовал форму и лепил всевозможных зверюшек. В 1938 году поступил в Московскую среднюю художественную школу. Московский институт им. В. И. Сурикова Тутунов закончил в 1954 году. Несколько лет после окончания учебы в институте Сергей Андреевич много путешествовал. Особенно художника поразили северные красоты нашей родины. Результатом этого путешествия стал ряд замечательных эскизов. В Москве в 1988 году состоялась первая персональная выставка художника. Работы автора были тепло встречены публикой и критиками. Полотна, написанные кистью художника, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее в Москве, небольшая часть картин находится в Киеве в Русском музеи.
Ощущение сказки
1960 год ознаменовался написанием картины «Зима пришла. Детство». В этом же году Третьяковская галерея купила эту картину. Эта была первая работа художника, которая была удостоена подобного внимания. Сочинение по картине Тутунова «Зима пришла. Детство» позволит школьнику научиться раскрывать свои мысли, чувства и впечатления в письменной форме. На картине мы видим маленького мальчика, который смотрит в окно. Мягкие шелковистые волосы красиво обрамляют головку ребенка, утренний луч холодного зимнего света скользит и отражается в волосах мальчика. Малыш примерно трех- или четырехлетнего возраста. Он замер у окна и любуется красотой зимнего утра. Ночью выпал первый снег, возможно, этот снег впервые сознательно воспринимается ребенком. Земля, деревья белы. Картина, открывающаяся перед взором ребенка, прекрасна и загадочна. На деревьях еще сохранились не успевшие облететь осенние листья. Первый снег как предвестник наступающих праздников. Сколько радости он подарит этому малышу! Его ждут катание на санках, игра в снежки. В сочинении по картине Тутунова «Зима пришла. Детство» следует отметить, что все полотно наполнено свежестью, некой торжественностью, несмотря на простоту обстановки.
Впечатления от картины
Впечатление блаженства и тишины исходят от картины. Как будто под звуки медленного вальса кружится и падает снег. Крупные хлопья напоминают волшебных пчелок, прилетевших к нам с далекого севера. Ощущения сказки охватывает зрителя. Новыми красками жизни природа раскрасила зимнее время года. Мягкий снег зовет и манит маленького мальчика, предлагает ему игры и развлечения, и зрителю невольно передаются схожие чувства. Воображение рисует новые картины, которые могли бы стать продолжением исходной. Это катание с ледяной горы, и лес зимой, и праздничные гуляния. В сочинении по картине «Зима пришла. Детство» Тутунова хочется поделиться чувствами радости и покоя. Именно такие ощущения возникают при просмотре этого полотна. В сочинении по картине Тутунова «Зима пришла. Детство» можно передать ту радость и ощущение чистоты, которые так важны и приятны в нашей с вами жизни. Глядя на труд профессионального художника, хочется еще раз отметить его талант, задумку и технику выполнения работы. Удивительно, как короткие мазки складываются в одну целую картину.
Работа над сочинением
При начальном школьном обучении учащиеся начинают учиться писать со 2 класса сочинения. Картина «Зима пришла. Детство» является хорошим примером для изложения своих впечатлений, наблюдений и переживаний. Тематика произведения близка и понятна детям начального школьного возраста. Все впечатления, которые получает ребенок в стенах школы или в повседневной жизни, требуют выхода. И такую возможность нужно дать ребенку, так как дети хотят говорить и делиться с окружающими своими новыми знаниями, чувствами, мыслями. И задача каждого учителя - научить ребенка пользоваться словом. Сочинение по картине «Зима пришла. Детство» тесно связано с темой описания природы. Работа подобного рода пишется детьми легко и без подсказок со стороны учителя. На данном возрастном этапе детям нравится загадочные и сказочные сюжеты, которые ассоциируются со сказкой. Произведение Тутунова - прекрасный пример для задания подобного рода.
Заключение
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить еще раз талантливое творчество замечательного художника. Автору удалось раскрыть зрителю впечатления и мечты маленького ребенка, возможно, впервые увидевшего зрелищную красоту зимы, свежесть морозного утра, первый снег и мерцание снежинок на оконном стекле. Перед этим произведением можно долго стоять, размышляя о детстве, о красоте природы и о любви к Родине.
www.syl.ru
Сочинение по картине Тутунова Зима пришла. Детство 2 класс описание
Почти всю картину занимает большое окно, которое разделяет ее на две половины, на два мира. По одну сторону окна, внутри дома - тепло и уютно. Все в доме изображено в мягких, пастельных тонах.
У окна стоит маленький мальчик. Он в легкой рубашке, что еще больше подчеркивает уют внутри помещения. Растрепанные волосы говорят о том, что мальчик только что проснулся и с удивлением обнаружил, как за ночь все вокруг изменилось. Он одернул занавеску и, затаив дыхание, смотрит на то, что творится за окном. Ему очень хочется туда, на улицу. Он даже приложил ладонь к стеклу, как будто хочет потрогать снег. Окно очень большое и позволяет увидеть все, что творится во дворе.
А во дворе, по другую сторону окна, теперь хозяйничает зима. Она пришла внезапно и принесла первый снег. На ветках некоторых деревьев еще виднеются одинокие зеленые листья, они не успели пожелтеть. Должно быть, снег шел всю ночь, и на улице уже появились огромные пушистые сугробы. Ветра нет, и большие крупные снежинки, словно перышки белых сказочных птиц, медленно кружатся в своем танце. Их дивный хоровод убаюкивает и завораживает. Мальчик у окна боится шевельнуться, чтобы не нарушить снежный танец. Снег – это первая весточка о приближающейся череде веселых праздников и зимних забавах.
Зима еще только вступает в свои права. Окно чистое и на нем нет причудливых узоров. Это значит, что сильных морозов еще не было. Снег идет такой густой, что из-за него почти не видно соседнего дома. Он словно размытое темное пятно на заднем фоне. Не удивительно, что на улице нет людей: никто не хочет выходить в такой снегопад. Крышу дома и почерневший забор во дворе зима уже успела укрыть белым покрывалом. Скоро она насыплет снега до самого окна. И природа погрузится в долгий зимний сон.
Вариант 2
Данная картина Тутуновой известна всем красотой деталей. Легкие пастельные тона создают неповторимый облик, а детали успешно дополняют картину. Наверно поэтому это картина после своего первого показа так полюбилась и детям, и взрослым.
В основе произведения изображен маленький мальчик, который стоит у окошка и задумчиво смотрит куда-то вдаль. Наверно он недавно проснулся и, увидев снег за окном побежал его смотреть. Он еще лохматый и еще в пижаме, но ничего его не отвлекает от этого зрелища. Там вдали из серой картины из-за обилия снега двор превратился в красивую снежную равнину. Еще несколько часов назад он был серым и невзрачным, а сейчас все в легком белоснежном снегу и в больших хлопьях, которые тихо ложатся на деревья, скамейки и землю, словно в танце преображая все вокруг. Деревья покрылись инеем. Создается ощущение сказки.
При первом взгляде на этого мальчика возникает мысль, что, возможно смотря на эту зимнюю красоту, он ждет скорейшего приближения новогодних каникул, а так же долгожданных подарков. Ведь это самая загадочная и чудесная пора, которую любят не только дети, но и взрослые. Может мальчик думает, как он достанет санки и будет с друзьями кататься весело с горки.
На второстепенном плане изображен такой же серый невзрачный дом сквозь завесу снежных хлопьев. Возможно, и там, у одного окна стоит такой же ребенок и мечтает о том, как он будет кататься на коньках или на лыжах, а может и лепить снеговиков и даже играть в снежки.
Вся картина оставляет в душе приятный и теплый след. Такое простое изображение ребенка у окна навеивает самые приятные и загадочные чувства. Немного хочется оказаться рядом с этим маленьким мальчиком и помечтать, смотря в окно. Это произведение снова и снова напоминает нам, какое же прекрасное время года настает. Все любят зиму, так как исполняются все мечты, человеческие души наполняются новыми эмоциями и чувствами.
Сочинение-описание картины Зима пришла. Детство
Сергей Андреевич Тутунов, известный советский художник, который покорял своих зрителей великолепными и запоминающимися работами. Одна из таких работ, которая затрагивает до глубины души, это полотно под названием «Зима пришла».
Когда я впервые увидела эту работу, то на глазах появились слезы, а в памяти всплыли прекрасные моменты детства. На картине изображен мальчик лет восьми. Наверное, он только проснулся, так как одет в белоснежную, как снег, ночную рубаху. Волосы растрепаны, видно, что мальчишка только-только поднял свою голову от подушки. Наверное, родители сообщили ему, что на улице снег. Вспомните, как вы в детстве радовались данному явлению природы. Так и он, впопыхах подбежал к большому и широкому окну и внимательно всматривается в вихрь снежинок. Оконная рама деревянная, а на ней висит маленькая, белоснежная занавеска.
Мальчик очень удивлен, хоть мы и не видим выражение его лица, но можно предположить. Ведь присмотритесь внимательно на деревья за окном. На них еще висят желто-зеленые листья. Их Тутанов прорисовал очень четко и ярко. Именно они очень выделяются на данном полотне. Наверное, еще вчера, когда гулял мальчик, то он наблюдал совершенно иную картину. Сырость, грязь и серость. А сегодня природа играет красками.
Снежинки падают на землю большими крупными хлопьями, образуя большие сугробы. Мальчик уже мысленно представляет, как будет нестись на санках с большой горки. Или весело играя со своими друзьями лепить снежную бабу. А может он думает о предстоящих новогодних праздниках, который вот-вот наступят. Ведь первый снег всегда сулит о том, что в доме скоро появится елочка.
За окном стоит невысокий деревянный забор, который уже притрушен снегом. Скорее всего, этот мальчик относится к русским крестьянам, именно их очень любил изображать в своих работах Тутанов. Из истории мы знаем, как тяжело приходилась работать им, а дети принимали в работе активное участие. Именно зима, была тем временем года, когда работать не нужно было, и все отдыхали. Поэтому зима для большинства людей была огромной радостью.
Когда художник работал над картиной, он дал ей еще одно название «Детство». Ведь именно в детве можно ощутить неописуемый восторг и радость от зимы. Быть в предвкушении новогодних праздников и с азартом ждать новогодних подарков. Жаль, что когда взрослеешь, данные чувства ощущаешь все реже и реже.
Для 2 класса
Описание настроения картины Тутунов - Зима пришла. Детство
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Лоси Степанова 2 класс
На картине изображен один из холодных зимних дней. Хмурое и неприветливое пасмурное небо нависает над полем, местами покрытым пожухлой прошлогодней травой, одинокими деревьями и снегом
- Сочинение по картине Пластова Сенокос 6 класс
Лето, одна из самых тяжелых времен года для крестьян. Именно в это время припадает много тяжелой физической работы. Люди встают на рассвете и ложатся позже самого заката. Известнейший русский художник, Пластов Аркадий Александрович любил изображать
- Сочинение по картине Васнецова Три царевны подземного царства 3, 5 класс
Эта картина похожа больше на иллюстрацию к сказке, которую я не знаю. На фоне гор, камней, которые больше похожи на черепа, с засохших черных веток стоят три девушки. Три девицы! Они красивы, но совсем без улыбок.
- Сочинение по картине Сатарова Лесная прохлада 8 класс
На картине Михаила Сатарова Лесная прохлада зритель видит летний лес и мелкую речушку или ручей, на правом берегу которого пятнистая лошадь, склонив голову, пьет текущую воду.
- Сочинение по картине Рокотова Портрет А.П. Струйской 8, 9 класс
В ней, ярко выражена гордость и ум, женщин той поры. Судя по выражению лица, можно понять, что эта женщина, не является обычной крепостной девушкой.
sochinimka.ru
описание картины С. А. Тутунова "Зима пришла. Детство"
На картине «Зима пришла» мы видим маленького мальчика, который задумчиво стоит у окна. А за окном открывает просто таки необычайная картина, так как еще вчера вечером весь двор дома был невзрачного темно – черного цвета, а сегодня этот же двор выглядит как белоснежный пуховой платок, так как все вокруг укрывает белоснежный снег. Белый снег кружится большими хлопьями и медленном и очень тихом танце.А мальчик стоит с таким задумчивым видом, потому что он наверняка мечтает о новогодних подарках и о том, что в совсем скоро придет такой долгожданный праздник Новый Год.
А на дальнем плане этой картины на плотной снежной пеленой еле виден другой дом.
Наконец-то такая долгожданная и любимая всеми зима пришла… Вся земля стала абсолютно белая как чистый лист бумаги, а на ветках деревьев лежит небольшой серебристый иней. Практически для каждого человека, зима – это волшебный блеск снега, морозный воздух и абсолютное спокойствие души. Также зима – это безбрежный океан белоснежного снега, который тихо хрустит под ногами, морозный воздух, которым просто невозможно надышаться. А еще у многих наверняка зима ассоциируется с несколько терпким запахом мандарин, и, конечно же, елка, наряженная старинными бабушкиными игрушками, которые уже достаточно много лет украшали новогоднюю красавицу, а дополняет новогоднюю елку современное мерцание гирлянд. Ведь, правда нет ничего лучше новогоднего настроения, празднично наряженной елки и ароматного и несколько терпкого запаха мандарин?
Картина С. А. Тутунова «Зима пришла» четко показывает то, что зима – это самая загадочное и, пожалуй, самое красивое время года. Такую пору года обожают абсолютно все люди, от мала до велика.
В зимнее время года каждый человек верит в осуществление своей самой заветной мечты, верит, что произойдет какое либо приятное чудо, которое запомнится на длительное время. А душу будут согревать отлично проведенные дни зимней поры года. А картина С. А. Тутунова помогает поверить в настоящее непредвиденное чудо, которое оставит теплый отпечаток в душе человека на всю жизнь.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Описание картины Сергея Тутунова «Зима пришла. Детство»
Российский художник Сергей Тутунов написал немало картин. Пышные весенние букеты в изящных вазах, портреты родных, пейзажи – он прославлял в своих работах природу и красоту, любовь и искренность.
«Зима пришла. Детство»: глядя на эту работу узнаются близкие многим эмоции. Окно, скромная занавеска, маленький мальчонка замер, прильнув ладошками к оконному стеклу – на улице выпал снег.
Как часто с наступлением зимних месяцев, устав от темных морозных дней, хочется окунуться в уютную сказку. И долгожданный снежок радостно дарит нам эту возможность. Он появляется всегда неожиданно, но любим всеми детьми и взрослыми, которые сохранили память о своем счастливом, полном беззаботных забав, детстве.
Кажется, мальчик только что проснулся. Позабыв о сладких снах, о завтраке и любимых игрушках, он бросился к окошку и очарованно смотрит на летящие пушинки снега, на ровный бархатный ковер во дворике. Белая волшебная зимушка окутала дома и деревья. А значит, будет Новый год – праздник лучших подарков и хорошего настроения.
Значит, можно пойти с ребятами со двора кататься на санках, радостно смеясь и, улыбаясь, ловить красивые снежинки. Теперь и в снежки можно играть. А наигравшись, бежать в теплый дом, где заботливая бабушка уже заварила чай и напекла вкусного домашнего печенья.
Картина Тутунова вызывает вихрь воспоминаний о детских годах. Она возвращает в другое, лучшее время, когда самыми ожидаемыми зимой были снегопады. Увидев белое покрывало на улице, мы могли считать себя самыми удачливыми и счастливыми в мире.
Советский живописец показал себя мастером пейзажа. Масляная краска ложится на холст плавными, осторожными мазками, будто боясь нарушить хрупкую гармонию зимнего чуда. Картина светлая и по палитре цветов, и по рождаемым от ее созерцания душевным переживаниям.
opisanie-kartin.com
Описание картины Сергея Тутунова «Зима пришла. Детство» Картины художников
Российский художник Сергей Тутунов написал немало картин. Пышные весенние букеты в изящных вазах, портреты родных, пейзажи – он прославлял в своих работах природу и красоту, любовь и искренность.
«Зима пришла. Детство»: глядя на эту работу узнаются близкие многим эмоции. Окно, скромная занавеска, маленький мальчонка замер, прильнув ладошками к оконному стеклу – на улице выпал снег.
Как часто с наступлением зимних месяцев, устав от темных морозных дней, хочется окунуться в уютную сказку. И долгожданный снежок радостно дарит нам эту возможность. Он появляется всегда неожиданно, но любим всеми детьми и взрослыми, которые сохранили память о своем счастливом, полном беззаботных забав, детстве.
Кажется, мальчик только что проснулся. Позабыв о сладких снах, о завтраке и любимых игрушках, он бросился к окошку и очарованно смотрит на летящие
пушинки снега, на ровный бархатный ковер во дворике. Белая волшебная зимушка окутала дома и деревья. А значит, будет Новый год – праздник лучших подарков и хорошего настроения.
Значит, можно пойти с ребятами со двора кататься на санках, радостно смеясь и, улыбаясь, ловить красивые снежинки. Теперь и в снежки можно играть. А наигравшись, бежать в теплый дом, где заботливая бабушка уже заварила чай и напекла вкусного домашнего печенья.
Картина Тутунова вызывает вихрь воспоминаний о детских годах. Она возвращает в другое, лучшее время, когда самыми ожидаемыми зимой были снегопады. Увидев белое покрывало на улице, мы могли считать себя самыми удачливыми и счастливыми в мире.
Советский живописец показал себя мастером пейзажа. Масляная краска ложится на холст плавными, осторожными мазками, будто боясь нарушить хрупкую гармонию зимнего чуда. Картина светлая и по палитре цветов, и по рождаемым от ее созерцания душевным переживаниям.
Прислал: Васильева Светлана . 2017-10-08 22:16:58
opisanie-kartin.iusite.ru
natali120654 — альбом «Живопись / Современные художники
2 альбома, 162 фото
Живописец Сергей Тутунов вырос в России, но окончательное его становление как мастера произошло во Франции. Его философия маленького пейзажа позволяет художнику почувствовать всю красоту природы в ее маленьком фрагменте, побуждает относиться к уголкам природы, как к драгоценным проявлениям ее великого целого. Художнику присуща любовь к малому в пейзаже, умение оценить это малое, как отражение великого целого – в цветущем кусте, в тропинке в осеннем парке, в дороге, размытой дождем в лесу…. К излюбленным мотивам художника относятся деревянный деревенский колодец, потемневший от дождей, старый мостик через ручей и калитка перед домом, окно дома. В быстро меняющемся современном мире Сергей Тутунов успевает запечатлеть прекрасные уголки, которые вскоре будут навсегда утрачены. В пейзажах художника всегда ощущается время дня и состояние природы, особый характер света и теней, колорита, дающий ощущение зноя, тепла или прохлады. Скрытый в работах мастера эмоциональный заряд побуждает к переживанию. Живописи С.Тутунова доступна передача всего спектра эмоциональных состояний, в которых человек находит созвучие своей душе в природе.Во многих пейзажах художника цветы становятся главными героями. Художник блестяще передает цветущее состояние природы - благоухающие, полные ярких красок тюльпаны, ирисы, маки, нарциссы, пионы, мальвы…Цветочные натюрморты Тутунова чрезвычайно разнообразны: от одной тонкой веточки цветущей яблони до роскошных букетов. Его привлекают полевые цветы- одуванчики, васильки, клевер, лютики. Цветы на картинах Тутунова, кажется, радуются жизни. Колористически пленительны букеты сирени с бесконечным многообразием белых и сиренево-фиолетовых оттенков. Классически прекрасны букеты роз. Трудно передать словами неброский шарм его букетов примул и фиалок.Мир натюрморта С. Тутунова, как и его пейзажи, неотделим от мира человека.
fotki.yandex.ru
Живописец Андрей Тутунов
Просторная, светлая мастерская на Верхней Масловке. Сотни холстов и этюдов на стеллажах, несколько работ и фотографий друзей художников на стенах, скульптурный портрет жены известной художницы Ирины Шевандроновой. Ничего лишнего стол, кресло, электрический чайник на тумбочке, мольберт с только что прописанным холстом, несколько рабочих этюдов. Напротив меня сидит уже немолодой человек крепкого телосложения с живым и цепким взглядом, с выражением лица, излучающем спокойствие и доброжелательность. Знакомьтесь – живописец Андрей Тутунов.
Московская художественная школа, куда я был зачислен в 1940 г. после конкурсных экзаменов – неожиданно молодым и звонким голосом начал свой рассказ Андрей Андреевич, – находилась на Каляевской улице. Сразу же, после поступления, я со своими товарищами активно включился в учебный процесс, жадно впитывая все, что нам говорили преподаватели. Но уже через год началась война и нашу школу эвакуировали в Башкирию, в село Воскресенское. Там, в Башкирии, несмотря на голод и холод, учащиеся школы продолжали одержимо работать, создавая удивительные произведения, что явилось уникальным явлением художественной жизни военных лет. Надо отдать должное государству, оно помогало нам в то трудное время. Многих ребят не забрали в армию, давая возможность раскрыться их таланту. Этому способствовало еще и то, что никто не вмешивался в жизнь школы, не было тогда еще ни Академии, никаких Союзов, был только Комитет по культуре, и наше обучение зависело только от нас самих и наших педагогов, которые отдавали нам свой талант и умение в то трагическое для нашей Родины время. Учащимися были созданы уникальные произведения, многие из которых по сей день хранятся в фонде школы. Иногда нам казалось, что это иллюзия, но просматривая эти работы спустя пятьдесят лет, мы, уже состоявшиеся художники, убедились, что работы написанные в то время, действительно уникальны. В 1943 г. школа вернулась из эвакуации в Москву, где и продолжила свое существование. Нужно сказать, что из учеников того периода впоследствии выросло много выдающихся художников. Это, к примеру, Гелий Коржев, Виктор Иванов, братья Ткачевы, Валентин Сидоров и еще много других, если перечислять всех, – это займет много времени.
Перед тем, как продолжить свой рассказ, Андрей Андреевич на минуту задумался и посмотрел в окно, где догорал закат осени 2003-го года. Потом, в течении полутора часов, он будет говорить о своих товарищах, о себе, о творческих успехах и перипетиях художественной жизни той эпохи «развитого социализма», в которой происходило его становление как талантливого, самобытного мастера, и которому не чужды были чаяния простого человека, чувство красоты окружающей его природы и среды обитания.
Андрей Андреевич Тутунов родился в Москве. В 1947 году окончил Московскую среднюю художественную школу, в 1954 году – Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова. В том же 1954 году был принят в члены МОСХа.
Главную роль в воспитании Андрея Тутунова как художника сыграла Московская средняя художественная школа. Там учителя прививали своим ученикам любовь к русскому искусству XIX века и творческому наследию «Союза русских художников». На летней практике воспитывалась склонность к определенным сюжетам: русская природа без эффектов и броской красоты, скромный пейзаж, деревеньки в духе В.Серова и провинциальные городки в суете будней, в повседневной прозаической жизни. Способность всматриваться в повседневность, в обычном находить поэтически незаурядные явления сохранились в последующей творческой жизни А.Тутунова.
Всесоюзный художественный институт им В.И.Сурикова на рубеже 1940-1950-х годов сделал крутой поворот к старой академической системе обучения начала XIX века, где предпочтение отдавалось рисунку и нормативно трактованной живописи. Для молодых художников, обучавшихся тогда в институте и воспитанных средней школой на живописной культуре «Союза русских художников», началась борьба за свой путь в искусстве.
К началу 1950-х годов часть художников, среди которых был А.Тутунов, оканчивает институт со сложившимися художественными склонностями в духе установок «Союза русских художников». В 1950-х годах А.Тутунов пишет природу преимущественно в этюдной манере, но одновременно создает пейзажи, где беглость впечатлений соседствует с осмыслением природы. В полотнах «Май» (1956), «Летняя ночь» (1957) ощущается поэтическое настроение, в котором тонко и эмоционально уловлены свежесть весны и величие ночи. Способность аналитического отношения к действительности скажется в его последующих жанровых произведениях.
В 1950-1960-х годах одновременно с формированием «сурового стиля» развивался другой широкий поток искусства, возникшего несколько раньше, в первой половине 1950-х годов. Художники этого течения стремились углубиться в жизнь периферийной России, правдиво отразить ее проблемы, как это, к примеру, делал А.Пластов. В своей живописной традиции они опирались на творчество «Союза русских художников» (К.Коровин, К.Юон, С.Жуковский, Л.Туржанский, А.Архипов и т.п.). К этому потоку традиционного искусства относилось творчество В.Гаврилова, А. и С.Ткачевых, В.Стожарова, И.Попова, А.Тутунова, Е.Зверькова и других.
Несмотря на различие пластических истоков «суровый стиль» сходился с традиционным течением на почве правдивого без прикрас воплощения действительности, поэтизации тех ее сторон, какие оставались вне сферы внимания искусства предшествующего периода.
В 1950-х годах у А.Тутунова в пейзаже проявляется интерес к бытовой стороне жизни людей. Этот опыт соединения пейзажа с жанром в 1970-х годах превратит А.Тутунова в оригинального и самобытного пейзажиста. В это время в пейзаже проявляется интерес к бытовой стороне у целого ряда художников. Пейзаж переплетался с жанром у В.Гаврилова, И.Попова, братьев Ткачевых, В.Стожарова и, наконец превратился у Э.Браговского, И.Сорокина, В.Сидорова в самостоятельную область творчества, где бытовой антураж, природная среда становятся основой художественного образа. Все это составляло закономерность развития не только у А.Тутунова, но и всего направления в искусстве 1950-1960-х годов, к которому А.Тутунов принадлежал. Итак, пейзаж у А.Тутунова соединяется с бытовым жанром и вытекает в универсальную промежуточную формулу, а именно «пейзаж с элементами быта». Чистота понятия «жанр» здесь уходит, ибо художник переосмысливает свое отношение к действительности. Фон это пейзаж, а бытовой жанр как форма передачи этого пейзажа. Можно сказать, что социум и пейзаж в работах А.Тутунова сливаются в единое целое. И эта жанрово-бытовая специфика его творчества во многом и определила лицо мастера. Причем хотелось бы отметить, что подобный поворот в развитии уже имел место в истории искусств, а именно следует сделать акцент на «Союзе русских художников», где подобное творческое развитие явилось одной из важной составляющей этого объединения. Работы А.Тутунова как раз и отмечены пленэрным подходом к живописи, пастозная, мощная лепка объемов, предметов и планов. Здесь проявляется также и в какой-то степени и опыт «Московских живописцев». Живое начало здесь явно преобладает. Подобный опыт и преемственность очень важны, так как показывают ту неразрывную связь поколения А.Тутунова с магистральным, основным путем развития московской школы живописи, где цвет определяется не как самодовлеющий и изолированный символ, а как средство для восприятия и передачи своего отношения к окружающей действительности художником. Забегая вперед, можно проследить эту же тенденцию пусть не столь сейчас ярко выраженную, но тем не менее она имеет место быть у нового поколения современных живописцев. Но вернемся к творчеству А.Тутунова. Как говорилось выше обогащение и развитие палитры, цветовой гаммы, если хотите, является скорее всего именно новым этапом развития этой живописной традиции (имеется ввиду традиции «Союза русских художников» и «Московских живописцев»). Однако Андрей Тутунов не пошел по известному и казалось бы логичному продолжению его творчества, он уже к середине 1960-х годов отходит от явного пленэризма и далает поворот от системы К.Коровина, К.Юона, С.Жуковского к форме жанровой живописи иного типа. Современность вторгается в его картины, пусть не в смысле индустриализации и урбанизации, а в смысле особой точки зрения на то, что есть традиции и что есть новаторство. Жизнь с ее философией, а именно с неторопливым, медленным говорком будней российской провинции, тягучим, замедленным, в какой то степени, течением жизни в этих городках и селениях. Этот устоявшийся народный уклад, характер и среда обитания простого человека, привлек внимание не только А.Тутунова но и Э.Браговского и В.Стожарова, В.Сидорова и Е.Зверькова. Общность объективность ощущений этих мастеров от русской провинции и воплотилась в их работах. Их творчество не сожалеет по уходящему патриархальному укладу. Они, и А.Тутунов в частности, ставят эту периферийную Россию в один ряд с городскими центрами. А.Тутунов своим особым пластическим строем и образностью работ сохраняет свое лицо в трактовке и решении полотна той или иной картины этого периода. Антураж его работ, и персонажи, взаимно дополняют друг друга, все наполнено определенным смыслом, и это работает на тот замысел, который был задуман автором. Жанр как форма восприятия мира и сюжет подается как затейливый и тонкий рассказ, повествование как психологический фактор картины и детали здесь только дополняют и обогащают подобное решение произведения. Всем этим в полной мере владеет и пользуется А.Тутунов, особенно это заметно в таких картинах как «Вечер в Переславле-Залесском» (1965), «Нагорье. В чайной» (1968). Колорит этих картин и создает как раз их настроение и это, можно отметить, именно настроение, именно сюда переносится акцент в художественном языке форм и средств мастера. Сильная сторона живописи А.Тутунова проявляется здесь в полной мере, это, во-первых, жанровость, во-вторых сложная структура самой живописи, в-третьих психологическо-эмоциональная трактовка сюжета. Живопись А.Тутунова, В.Стожарова, И.Попова, Э.Браговского, и примкнувшего позднее к ним А.Суровцева, не смыкается, а это очень важно, с принципами пластики и стилистики «сурового стиля», так как в картинах А.Тутунова и других близких ему по духу художников, пространство не плоскостно, решено не обобщенно декоративно, а подается как сложно проработанная цветом структура планов, их глубина достигается сложнейшими цветовыми переходами, пульсирующим ритмом красок. Деформация предметов на полотне не несет в себе тот отпечаток героико-брутальной окрашенности, как например у П.Оссовского, Н.Андронова и В.Иванова, а эта деформация подается ровно настолько, насколько она позволяет усилить и придать выразительности предметам и деталям, но не доведя этого до абсолюта.
В начале 1970-х годов жизнь ставит перед художниками «традиционалистами» новые задачи, изменяется образная, философская система их произведений. Бытовой жанр трансформируется в более тонкий лирический подход к теме уходящей в область личных переживаний и ощущений художника, бытовой жанр остался, но окрасился более духовной проблематикой, имеется в виду именно перенесение всего внимания на духовную жизнь личности так, как она понимается живописцем. Этот поворот логично укладывается в общую канву развития отечественного искусства того периода. А.Тутунов здесь ставит перед собой сложные задачи и дает свое прочтение казалось бы знакомым мотивам и сюжетам. Внутренний мир личности в его работах оказывает огромное влияние на передачу самого решения полотна. Нет динамики, нет бурного действия, но есть то психологическо-эмоциональное напряжение мотива, что как раз и характерно для А.Тутунова. В центре внимания художника не детали, не антураж, а настроение, да-да именно настроение как своеобразный камертон картины, как та фабула вокруг которой и строится произведение. Это особенно характерно для таких картин как «Виктор Попков в Прилуках» (1974), «Зимние сумерки в комнате» (1975). Личность здесь выступает как всего лишь повод для раскрытия сложного эмоционально-психологического состояния, которое исходит от картин А.Тутунова. Пейзаж, который играет в творчестве А.Тутунова немалую роль, также обогатился к середине 1970-х годов пристрастиями художника к жанровой теме, он несет в себе те же тенденции и имеет туже направленность. Нужно отметить, что пейзаж у А.Тутунова всегда и однозначно трактуется и воспринимается в связи с человеком. Среда обитания личностиЮ ее быт и условия существования, – все это несет в себе пейзаж А.Тутунова. Особенно оригинальны в его творчестве решения пейзажей старинных провинциальных центров, в первую очередь это касается Торжка и Переславля-Залеского. Это так называемый «торжокский цикл». В основе него лежит реальный пейзаж, но здесь нет прямого натурного изображения, это авторское, сугубо личное прочтение сюжета. А.Тутунов усиливает эмоциональное, экспрессивное начало в своих работах, выводя их за рамки чисто пейзажного жанра, ведя их к обобщению и можно сказать к обостренно-личностному восприятию. Это характерно для таких работ как «Гроза над Торжком» (1976), «Жемчужный Торжок» (1979). Искусство А.Тутунова обрело здесь новые черты, сходные с его прежним восприятием будней, и в то же время явственно перешло в область новых образных решений, соединивших в себе широкие обобщения и одновременно некоторую символическую подачу в трактовке сюжета. Этот новый пластический язык как раз и проявился в творчестве А.Тутунова.
Живопись Андрея Тутунова порождает сильные, высокого накала образы, не тиражирующие, не размножающие пластические идеи своего времени, а предлагающие свои образные варианты. Мастер и сейчас сохраняет ту же способность видеть прекрасное в обыденной жизни русской провинции, в неповторимой прелести пейзажей среднерусской полосы, вдохновляющих его на создание новых высокохудожественных произведений.
(Сборник научных трудов МГХПУ им. С.Г.Строганова. "Декоративное искусство
и предметно-пространственная среда" Выпуск 3, Москва, 2004 - 285 с.)
А.А.Тутунов у себя в мастерской
www.belinski.ru