willi_holzer. Картина терем


Русский Терем - часть 1

Я далеко не первая, кто у себя выкладывает картинки русских теремов с этого сайта.Источник - http://www.hudojniky.ru/publications/view/7 Они настолько красивы, что очень захотелось выложить эти картинки у себя в журнале

Продолжение следует.....

smittik.livejournal.com

Резная Русь - сказочные терема

Еще в древней Руси резьба по дереву ценилась на высоком уровне, царские палаты выполнялись исключительно из добротных пород дерева с резьбовыми рисунками. Знаменитая домовая резьба прославила кружевные русские ТЕРЕМА во всем мире.

Резная Русь - сказочные терема

Искусство мастеров - резчиков по дереву, до сих пор остается предметом внимания и восхищения.

Произведения этого вида художественно-прикладного творчества успешно сочетает в себе самобытные приемы старых мастеров и новые достижения современности. Повсеместно на территории России, в городах и селах можно встретить резьбу по дереву.

Невозможно себе представить русскую ИЗБУ без резных ставен, наличников, прялок, коромысел, чаш, блюд и многих других предметов быта и архитектуры.

Традиция украшать свое жилище резьбой по дереву восходит к языческим временам, когда любой оставленный человеческой рукой знак - зарубка, вмятина обладали магической силой и несли огромное смысловое значение в борьбе с природной стихией.

Наделяя чудодейственными магическими свойствами первые простейшие знаки, человек превратил их, прежде всего, в обереги для охраны жилища от злых духов, а также в символы, служащие для достижения благополучия, прославления и привлечения жизненных сил природы, в первую очередь земного плодородия.

Со временем простейшие знаки усложнились, сформировались орнаменты, изменилась технология их нанесения. Но до сих пор считается, что резные украшения «охраняют» и «защищают» живущих в этом доме.

Резная Русь - сказочные терема

Резная Русь - сказочные терема

Резная Русь - сказочные терема

Резная Русь - сказочные терема

Резная Русь - сказочные терема

Резная Русь - сказочные терема

Резная Русь - сказочные терема

Резная Русь - сказочные терема

Резная Русь - сказочные терема

Резная Русь - сказочные терема

источник

zakustom.com

Русский терем. Ветлужские терема - Александр Черемных

Сегодня я расскажу вам об усадьбе лесопромышленника Сергея Никаноровича Беляева. Прежде всего это удивительной красоты терем, расположенный на лесных просторах Поветлужья. Весь этот роскошный  дом сплошь украшен старорусской резьбой. По праву считается ярким образцом купеческого особняка, в архитектуре которого использованы мотивы русского народного зодчества. Кроме внешнего осмотра, нам удалось побывать и внутри, где на удивление сохранились родные расписные плафоны. Каюсь, что нарушаю данное работнику музея обещание не размещать фото в интернете, но не показать столь уникальный деревянный терем считаю кощунством. Ведь, у нас уже не так много сохранилось не тронутой нелепой реставрацией оригинального деревянного зодчества. А найти в том же инете фотографий интерьера вообще не представляется возможным, впрочем и внешние фоточки довольно скудно раскрывают сие творение.В виде дополнения в конце поста поведаю ещё об одной деревянно-каменной усадьбе, находящейся совсем неподалёку.

Узнали мы про эту усадьбу совершенно случайно, наткнувшись на информацию местного краеведческого сайта. И она сразу была включена в наш маршрут из Москвы в Нижний Новгород, а оттуда в республику Марий Эл. А поскольку в этих краях оказалось сразу несколько таких удивительных деревянных домов, они значительно обогатили впечатлениями и придали особый колорит нашему путешествию. Расположены все эти усадьбы в живописнейших местах Поветлужья - на берегах реки Ветлуга в Нижегородском крае. Вот такой вид открывается с обрыва - самого высокого места посёлка Воскресенское, где и расположен главный дом усадьбы С.Н. Беляева.

Большая часть юго-восточных районов Нижегородской губернии находилась в помещичьих владениях. При освоении этих территорий в XV-XVI веках, помещики переселяли на эти земли своих крепостных из многих других губерний России. Например, В.С. Шереметев в начале XIX века, купив новые земли, вниз по Ветлуге насильно переместили тысячи крестьян из других имений для обустройства своей новой усадьбы и места те даже получили прозвище "Шереметевской Сибири". Так вот, здешняя природа оказалась весьма богата на доброкачественную древесину - строительный лес, что и послужило основным промыслом этих мест.Лес отсюда сплавлялся по Ветлуге до Козьмодемьянска (до Волги) и по Волге до Астрахани на таких суднах как беляны. Беляны - огромные деревянные корабли-плоты длиною доходившие до ста метров, а в высоту до шести, грузоподъёмность их достигала до 10 тысяч тонн. Плыли такие корабли лишь в один конец, где по прибытию полностью разбирались. Так вот и наш Сергей Никанорович сплавлял свой лес именно на таких белянах.

Само село Воскресенское известно с XVI века как торговое село. Занятия жителей были связаны с сельским хозяйством и, как я уже упомянул, лесом и его сплавом. Однако, отец Сергея Никаноровича Беляева - Никанор Васильевич, разбогател вовсе не на лесе, а давая деньги под проценты и став зажиточным, скопил небольшой капитал. Сын не пошёл по стопам отца и решил вложить деньги именно в лесную промышленность. Поскольку к концу XIX века в этом направлении как раз был расцвет. Сергею Никаноровичу тогда было всего 20 лет, но предприимчивая жилка дала о себе знать. У местных помещиков он купил "дачу" - лесной участок, где и стал заниматься переработкой древесины. А чуть позже в селе Успенское этого же Воскресенского района купил себе стекольный заводик.Что ж, отвлечёмся немного от истории и приступим наконец к осмотру народного творения.

К сожалению, пристройка появилась совсем недавно, чем весьма подпортила вид дома с этой стороны.Сразу хочется отметить необычное решение - балкон на крыше дома! Выполнен он, как и весь дом, воздушно и очень красиво.

С него открывается изумительный вид на живописные просторы Поветлужья.

Однако, я чуточку забежал вперёд. Спустимся мы пока обратно вниз. И продолжим внешний осмотр.

Только вот солнце начинает при этом ракурсе бить прямо в объектив камеры. От этого происходит искажения цвета. Но ничего страшного, терем не теряет даже при таком ракурсе своей оригинальности и изысканности. С этой стороны тоже был когда-то вход.

Второй этаж с красивым подзором и весьма узкими окошками.

А с этой стороны дома, кроме ещё одного входа, мне кажется, вполне мог быть балкончик, судя по "чердачной" двери.

Замечу, что в усадебный комплекс входили: главный дом, церковь Вознесения, хозяйственный корпус с каретником, флигель, торговая лавка, парк. Часть этих построек сохранилась и до наших дней, но они не представили для нас интереса, поэтому их не освещаю.Главный же дом был выстроен на средства Сергея Никаноровича в 1904-1905 годах.

Наличники на мой взгляд немного грубоваты.

Конечно же, нельзя не обратить внимание на две изумительные башенки, венчающие крышу.

Эти башенки, однозначно, настоящее произведение прикладного искусства.

Так много на них замысловатых деталей.

А теперь перейдём к важному событию, на которое мы и не рассчитывали, т.к. был выходной день, - нас пригласили зайти внутрь. На наше удивление, работник музея сразу неодобрительно отнеслась к фотосъёмке, мотивировав тем, что был указ директора музея (ах, да! сейчас в усадебном доме располагается Народный краеведческий музей) на запрет фотографирования интерьеров и экспонатов. Но почему? Я считаю, что наоборот надо как можно шире афишировать и освещать сие произведение, дабы как можно больше о нём узнало народу и не проезжали мимо, а заходили и обогащали себя историей, ну и заодно кассу музея. Поэтому с чистой совестью нарушаю данное обещание и обнародую самое интересное, что там есть внутри. Тадам!Нас, безусловно,  сразу заинтересовали расписные потолки. Очень колоритные плафоны под дерево.

В этой комнате по каким-то причинам серёдка была перекрашена.

Зато в каждом углу изображены различные картины, напрямую связанные с деятельностью Сергея Никаноровича.

Картина из жизни: на лесистом берегу Ветлуги идёт заготовка древесины.

Покажу лишь фрагменты этой весьма симпатичной росписи.

Вообще сейчас в музее что только не представлено: и экспозиции на тему современного лесного промысла и раритетные экспонаты, принесённые местными жителями со всей округи. Обходим и смотрим на всё, но показываю лишь достойное.

Наиболее интересная комната в доме - или бывшая гостиная или столовая. А может и то и другое.

Для меня сенсацией стал некий предмет меблировки. Как позднее выяснил, это - фисгармония американской фирмы "Carpenter company", находящейся в те годы в городе Brattleboro штата Вермонт. Производство рубежа XIX - XX веков. Исходя из того, что у этой фирмы было несколько филиалов (Рига, Берлин, Лондон), а у нас её привозом занимался  в частности знаменитый фабрикант музыкальных инструментов и торговый представитель всемирно известных фирм, Поставщик Двора его Императорского Величества, Юлiй Генрихъ Циммерманъ, то можно предположить, что завезена была фисгармония в промежуток 1887-1903 годов.

Какой-то мега-раритетный глобус, где названия стран звучат как Англо-Египетский Судан, Французская западная Африка, Бельгийское Конго, Абиссиния  и т.д.

Тут же раритет другого времени - пионерский уголок с призывом стать активными борцами за великое дело Ленина.

Ну, и на последок ещё раз фото так понравившегося мне плафона с лепной розеткой посредине.

Чуть не забыл! Когда были наверху на балконе, сделал парочку кадров изящных башенок сверху.

А знаете чем мне понравился владелец этой усадьбы? Вопреки воли родителей он женился по любви на экономке, которая работала в их доме. Благословления родители, конечно, не дали. Но брак оказался удачным. Елизавета Петровна стала помощницей супруга и часто сопровождала Сергея Никаноровича в деловых поездках. Однако, недолго процветал их бизнес. После Великой Октябрьской революции супругов выселили из своих хором на улицу Поповскую в домик дьячка, но прожили они там недолго, в 1930-е годы Сергей Никанорович скончался, жена же его прожила до 1950-х г. Новой власти приглянулся сей домик и с 1918 года здесь обитал первый уездный комитет РКП(б), в войну - детсад, потом школа искусств, а с 1977 года и поныне - Народный краеведческий музей.

Оставляем мы этот чудесный терем и по аллее возвращаемся на главную площадь посёлка.

Здесь находится усадьба ещё одного лесопромышленника - Н.О. Шагина. Информации по нему не нашёл вообще никакой.

Это тоже была явно зажиточная усадьба. Два главных дома объединены двором с воротами. Внутри флигель и хозяйственные постройки.

Квадратная в плане усадьба с постройками имеет множество входов и въездных ворот.

В данном случае  в архитектуре дома использованы мотива художественного стиля модерн.

Как впрочем и элементы народного зодчества.

Известно, что дом был выстроен вначале XX века. Советская власть и его прибрала и здесь происходили съезды партийных уездных ячеек.

Вот такие замечательные яркие примеры богатых купеческих особняков ждали нас в Воскресенском.

Это была первая часть повествования о деревянных домах Поветлужья. Во второй части я поведую об усадьбе некого Казанцева

..и усадьбы семейства Левашёвых.

alexsrb.livejournal.com

РУССКИЕ ТЕРЕМА - Lebensmomente........

РУССКИЕ ТЕРЕМА 

       Слово терем скорее всего произошло от "третий". Третий или более высокий этаж хором, расположенный над горницей и подклетом. До XVIII века также употреблялись названия чердак или вышка.         В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки - смотрильни (а это , наверное, мониторы. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища - парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками.

           Первый раз со словом и понятием терем мы познакомились в сказке "Снегурочка". Замечательные картины на эту тему написал Виктор Михайлович Васнецов. Помимо того, что он был замечательным художником - он являлся одним из интереснейших архитекторов своего времени.Слово терем скорее всего произошло от "третий". Третий или более высокий этаж хором, расположенный над горницей и подклетом. До XVIII века также употреблялись названия чердак или вышка. В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки - смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища - парапеты и балконы, огороженные перилами или решетками.

3853153_0_14480_4abc05e5_L (322x399, 59Kb) 3853153_dom_vasnecova_1_ (400x332, 63Kb)Его дом-музей Васнецова, находящийся в тихом московском переулке невдалеке от Садового кольца, построен в виде терема. Здесь на фото он в разных ракурсах.

          Васнецовым так же был создан проект русского павильона в стиле терема на Парижской выставке 1898 г. 

Проект павильона на парижской (700x481, 99Kb)

 

          Терема на Руси были обычным явлением для состоятельных людей. Вот несколько эскизов русских теремов и других построек времен 19 вв.

т1 (700x501, 146Kb)

 

т2 (700x444, 89Kb)

 

терем (700x486, 118Kb)

 

терем1 (700x502, 157Kb)

 

терем3 (700x483, 138Kb)

 

терем4 (700x510, 173Kb)

 

терем5 (700x316, 70Kb)

 

терем6 (700x497, 123Kb)

 

терем 7 (700x482, 129Kb)

 

терем 9 (700x422, 95Kb)

 

терем 10 (700x465, 109Kb)

 

терем 11 (700x448, 99Kb)

 

терем 12 (700x362, 90Kb)

          Но не только на Руси нравились терема.

[img]http://pics.livejournal.com/nazdarru/pic/0005qdr8[/img]

         На фотографии  - настоящий русский терем, находящийся в чешской глухомани, посреди густого леса. Причём терем с интересной историей. Как же он попал в моравское захолустье?         История началась в 1872 году - Россия готовилась к Всемирной выставке в Вене (1873). По замыслу организаторов, на лугу у Пратера создавалась "международная деревня", где бы были крестьянские дома со всех уголков мира - американцы даже притащили вигвам. Русские тоже решили создать крестьянское подворье, но Александр II решил схитрить и вместо того, чтобы привезти в Вену настоящий крестьянский дом, заказал знаменитому архитектору Гартману (одному из основателей псевдорусского стиля) создать проект крестьянского подворья. Вот фото тех лет.

          Сказано - сделано. Проект был сделан, плотники соорудили подворье, разобрали его и отправили в Вену, где он вызвал интерес.          На выставке его заметил граф Лихтенштейн и сразу же решил его купить - чтобы использовать его в своих охотничьих лесах как лесную резиденцию. Стороны быстро ударили по рукам - у русских отпала необходимость везти его назад.          Граф перевёз его в своё имение у Ланжгота, где разобранные дома пролежали 11 лет - в 1884 году их снова собрали. "Большой русский дом" находился в урочище Углиска в 3 км от "малого русского дома", который возвели в Дубравке - это места на пересечении трёх границ, австрийской, словацкой и чешской - нынче данная местность так и называется - Русские дома.

          Современное фото малого русского дома

          Увы! В апреле 1945 года здесь проходили бои и "Большой русский дом" сгорел, на месте где он стоял сохранился лишь деревянный сенник. А вот "малый русский дом" сохранился и до сих пор используется по назначению - как охотничья резиденция.

Источники:  nazdarru.livejournal, vasily-sergeev.livejournal

willi-holzer.livejournal.com

Терем в Талашкине 109 лет назад и в наши дни

На днях, рассматривая роскошный журнал "Мир искусства" за 1903 год (№ 9) наткнулся на раздел "С.В. Малютин и его работы в имении княгини М.К. Тенишевой "Талашкино" Смоленской губернии" со статьёй Сергея Павловича Дягилева "Несколько слов о С.В. Малютине". В разделе присутствует 41 фотография строений и предметов талашкинских мастерских. Естественно захотелось сравнить их с современными фотографиями из музея усадьбы "Фленово-Талашкино". Результаты этих сравнений оказались довольно интересны. Тем более, что фотографии 1903 года выполнены буквально в первые годы после возведения зданий во Флёнове и Талашкине, то есть представляют их первоначальный, задуманный Малютиным облик. В следующем, 2013 году им исполнится 110 лет...

Общий вид терема, 1903 г.

Имение Талашкино было приобретено княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой (1858-1928) в 1893 году, а в начале ХХ века оно стало одним из центров художественной жизни России. В имении были открыты художественные мастерские, задача которых, по словам Дягилева,  заключалась в "выработке моделей для кустарей, с целью поднятия художественного уровня уже существующих в Смоленской губернии производств, а также и для создания новых изделий из местных материалов".

 Часть терема,1903 г.

  Пытаясь возродить традиционную народную художественную культуру, княгиня пригласила для работ в Талашкине таких выдающихся мастеров  как  М. А. Врубель, Н.К. Рерих, Александр и Альберт Бенуа, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, И. Е. Репин, скульптор П. П. Трубецкой.

 Общий вид терема,1903 г.

  Проект был довольно смелым. М.К. Тенищева писала впоследствии: «Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в по­мощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым, создать художественную атмосферу, которой мне недоставало. Мои талашкинские мастер­ские есть проба искусства русского. Ежели бы искусство это достигло совершенства, оно стало бы общемировым...».

 Фасад терема, 1903 г.

 Фотография отсюда. Заметно, что раскраска не близка аутентичной. Пройдя через руки художника, и подвергнувшись творческой переработке в модном тогда псевдорусском стиле, приобретя черты модерна, предмет традиционного русского кустарного промысла становился, так сказать, "предметом прикладного искусства". В качестве образца попадая в руки кустарей, он выходил в тираж как предмет "народной культуры" однако модный, востребованный и имеющий широкий спрос. Такая "подмена" была, несомненно интересным маркетинговым ходом, сулившим неплохую прибыль, которая действительно могла сослужить неплохую службу делу возрождения подлинно народных промыслов.

 Ворота к терему, 1903. Судя по всему утрачены.

С другой стороны последствия размытия границ между эстетикой народного кустарного художественно-прикладного искусства и эстетизирующим русским модерном (его псевдорусским стилем) мы "пожинаем" до сих пор когда, скажем, путаем особняк какого-нибудь столичного состоятельного купца начала ХХ века с палатами века XVII -го. Чтобы отличить одно от другого нужен подчас натренированный взгляд. Лично знаю одного "историка", который настаивает на том, что одно из фабричных строений архитектора Т.Я. Бардта является образцом промышленной архитектуры начала XVIII века...

 Окно терема, 1903 г.

Вычурные и яркие знакомые с детства иллюстрации И.Я. Билибина к русским сказкам 1899-1919 годов так вошли в плоть и кровь нашей культуры, что когда речь заходит о русской старине сознание невольно подставляет их "закадровым визуальным фоном". В таких случаях как-то само-собой перестаешь задавать себе закономерный вопрос - а так ли выглядела русская старина в действительности? Так ли нарядны были царевичи и царевны, так ли роскошны были боярские терема, все ли девушки были в кокошниках, все ли ли парни играли на балалайках, так ли мужественны и горды были богатыри и пестры наряды простых крестьянок?

Кафельная печь,1903 г.

Накануне революционных волнений 1905 года, в преддверии радикального краха жизненных устоев создавалась потрясающая иллюзия, а сказочный мир прошлого, становясь явью, очаровывал, позволяя не обращать внимания на внутреннюю тревогу и окружающие беспокойства. 

Наличник двери по рисунку С. Малютина. Дверь по рисунку М.К. Тенишевой, 1903 г.

 Фотография отсюда. Не трудно заметить, что наличник - далеко не точная копия аутентичного.

Очарование созданной тогда сказки и сейчас настолько велико, что может выясниться, что привычные образы России XVI-XVII веков, подсказанные нам талантливейшими мастерами русского модерна - всего лишь добрая сказка о прошлом, которого никогда не было. Думается, попади мы на машине времени в те времена, мы бы и не поняли в какой стране находимся. Но вернёмся в Талашкино...

Ворота к терему, 1903 г.

 Фотография отсюда. Ощущение, что в 1903 году они не были раскрашены. Предполагал ли раскраску Малютин?

Рисунок ворот, 1903.

 В 1901-1902 годах по проекту Сергея Васильевича Малютина (1859-1937) в имении был возведен известный своей художественной деревянной резьбой терем, здание театра (1902) и собственный дом архитектора. К 1905 году в соседнем Фленове по его проекту был построен храм Сошествия Святого Духа, завершенный по модели архитектора В. В. Суслова и княгини М. К. Тенишевой. Дом Малютина и здание театра не дошли до нашего времени.

Наличник и дверь балконная, 1903 г.

 В 1903 году дверь, видимо, ещё не была установлена. Сегодня наличник утрачен.

 Перила на лестнице, 1903 г.

 

 Наличник балконного окна, 1903 г.

 Табуреты, 1903 г.

 Деревянный резной кубок, 1903 г.

 Балалайка [по рис. Малютина?], 1903 г.

  Балалайка по рис. А. Головина, 1903 г.

  Балалайка по рис Н.Давыдовой, 1903 г.

 Балалайка по рисунку ученика Талашкинской школы Самусева, 1903 г.

Балалайка по рис. М. Врубеля, 1903 г. 

Смоленские дудки и свирели по рис. кн. М.К. Тенишевой, 1903 г.

Диван для передней, 1903 г.

Шкапик, 1903 г.

 Аналой и этажерка, 1903 г.

  Дубовый диван, 1903 г.

 Сани резные и раскрашенные, 1903 г.

Сани по рис. кн. М.К. Тенишевой, 1903 г. 

Дуги по рис. кн. М.К. Тенишевой, 1903 г.

Риза по рис. кн. М.К. Тенишевой, 1903.

  Садовая скамейка, 1903 г.   Керамика по рис.  [патриарха российской архитектурной фотографии] И. Баршевского, 1903 г.   Керамика по рис. И. Баршевского, 1903 г.

Потрясающий заяц =)

  Общий вид театра, 1903 г.  Здание театра, фотография 1905 года. Фотография отсюда.

Здание не сохранилось.

  Окно театра и часть фриза, 1903 г.

 Наружный фриз театра, 1903 г.

    Деревянный барельеф, резной и окрашенный, 1903 г.

trojza.blogspot.com

Живая картина - Терем-теремок

Покрывала лаком деревянные столики, отреставрированную садовую скамейку и самодельные полочки из миндаля.Хаим тоже пришёл, поучаствовал. Увлечённо бегал от одного конца скамейки к другому, водя кисточкой по брусочкам сиденья.

Потом во двор вышёл Мойше и стал рвать красные цветы герани и делать из них букетики. Собрав все цветы с герани, он перешёл к розовому гибискусу. Ещё походил по саду и нашёл какой-то сорняк с жёлтыми цветочками и фиолетовые колокольчики дико-растущего вьюна.Получилась роскошная охапка цветов, хотя, если бы меня спросили, есть ли у нас сейчас в саду цветы, я бы удивилась и ответила: "конечно, нет, сейчас ведь не сезон! и вообще, весь сад сейчас унылый, блёклый и нерадостный).

Полюбовавшись на цветы, Мойше решил украсить ими успевший подсохнуть столик.

Хаим тоже принял участие в создании живой картины.

И так они увлеклись этим делом!

И вот какая красота получилась:

А потом родилась идея дополнить живую картину жёлтыми листьями хурмы. И тут уже подключились Эстер и Йосиф.

И даже наша Даля.

А я сняла шедевр, созданный детьми, для вас.

А теперь со столиком в полный (почти) рост и с уголком обновлённой скамейки.

Кстати, столики (их два) сделаны на продажу в сотрудничестве с дружественным мастером. Но про столики я отдельно расскажу и покажу.

yana-zinigrad.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта