Изобразительное искусство и архитектура Византии. Картины византии


Искусство Византии V – VII вв. | Искуству.ру

Период первого расцвета византийского искусства принято связывать со временем правления императора Юстиниана (527 - 565). Наряду с Константинополем большую роль играли центры провинций Византийской империи. Например, в Италии Рим постепенно уступал место Равенне.

Архитектура Постепенно все большее значение стали приобретать здания центрического типа, увенчанные куполом. Характерной особенностью ранневизантийской архитектуры: - Внешняя строгость и отсутствие декора - Богатство внутренней отделки. Все внимание зодчих сосредоточивалось на оформлении интерьера. Особо подчеркивается алтарная часть, как наиболее священная.

Церковь св. Софии в Константинополе. 532 – 537 гг. Церковь св. Софии в Константинополе. 532 – 537 гг. Венец зодчества времени правления Юстиниана. 532 г. – в Константинополе восстание «Ника» - сгорела базилика «Святой премудрости» или св. Софии, построенная при Константине. Задумка Юстиниана: грандиозный храм - воплощение силы империи и могущества христианского Бога.

Храм Св.Софии в Константинополе – купольная базилика: Храм Св.Софии в Константинополе – купольная базилика: - В основе здания – трехнефная базилика. - Центральный неф перекрыт куполом. Внешний вид: - Гладкие стены. - Огромные контрфорсы. - Простота и массивность форм.

Храм Св.Софии в Константинополе – купольная базилика: Внутри резкая перемена впечатления: - Купол лежит на парусах, покоящихся на четырех громадных арках. - Грандиозное подкупольное пространство - Кольцо купола на Н – 55 м, Д > 31 м. - Все это пространство воспринимается целиком благодаря гениальному решению – примыкающим к куполу полукуполам. - Пространство кажется легким и простым при всей своей грандиозности – победа над материалом.

- Богатство внутреннего оформления - Стены нартексов, нефов, галерей и подкупольных столбов облицованы ценнейшими породами разноцветного мрамора. - Малахитовые и порфировые колонны. - Декоративная мозаика - Изумительный по тонкости кружевной узор из мрамора. - Позднее, в 9 – 13 вв., собор украсили мозаичными росписями. - Все мозаики были закрашены турками и уже в наше время раскрыты реставраторами.

Византийская живопись 5 – 7 вв.

Памятники Равенны Ни один город не сохранил такого количества памятников 5 – 6 вв., как расположенная на севере Италии, неподалеку от Адриатического моря, Равенна.

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. Равенна. Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. 5 в. Христос - добрый пастырь

Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. 5 в. Мозаики мавзолея Галлы Плацидии. 5 в. Христос - добрый пастырь

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе. 6 в. Базилика Сант Аполлинаре ин Классе. 6 в.

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе. 6 в Базилика Сант Аполлинаре ин Классе. 6 в.

Церковь Сан Витале (св. Виталия). 540 – 547 гг. Церковь Сан Витале (св. Виталия). 540 – 547 гг. Равенна.Центральнокупольная на восьмигранном основании постройка.

Юный Христос на сфере. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в. Юный Христос на сфере. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в.

Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в. Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в.

Феодора со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в.

Феодора со свитой. Мозаика церкви Сан Витале. Равенна. 6 в.

iskusstvu.ru

Византийские мозаики Равенны

В провинциальном городке, расположенном на берегу Адриатического моря, часто менялись правители, и каждый из них старался украсить Равенну новыми дворцами и храмами, в результате чего итальянская жемчужина становится главным центром архитектурного искусства страны. Расположенная между Востоком и Западом, она является настоящей сокровищницей уникальных исторических памятников, восемь из которых находятся под защитой ЮНЕСКО.

Однако главной достопримечательностью благословенной Равенны считается ценнейшая мозаика, которую наблюдаешь буквально повсюду. Качесто ее исполнения удивляет и очаровывает каждого, кто прикасается к культурному наследию города с богатым прошлым.

Искусство Византийской империи

В Византийской империи производство мозаики было поставлено на поток, и все храмы и царские дворцы украшались полотнами из цветного стекла. Конечно, это не вполне корректное название, поскольку такое искусство - не живопись. Создатели величайших произведений писали их не красками, а набирали из кусочков смальты.

Расцвет мозаичного искусства приходится на V–VI столетия, названные золотым веком. Самыми известными в мире шедеврами признаны мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Исторический храм в Стамбуле и по сей день сохранил всю мощь и величие, которыми он был наделен своими создателями – творцами Древней Византии. Красивейшие произведения, имеющие огромную ценность для мировой культуры, сохранились в хорошем состоянии.

мозаики равенны и изображения айя софии константинополь

Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь

Раннехристианские культовые сооружения, датирующиеся V–VII веками, когда Равенна являлась столицей Западной Римской империи, никого не удивят архитектурными решениями и особой красотой. Гости древнего города признаются, что внешне он не производит никакого впечатления: невыразительные улицы, неприметные площади, отсутствие сказочной атмосферы и особого колорита. Однако за серыми фасадами храмов и толстыми кирпичными стенами скрывается мозаичное наследие города. Подлинные произведения искусства спрятаны от чужих глаз и, чтобы их найти, придется раздобыть карту населенного пункта, находящегося на северо-востоке Италии.

Мозаики Равенны настолько известны во всем мире, что другие культурные объекты остаются незамеченными туристами. Бесценные сокровища, равных которым нет ни в одном городе мира, спрятаны за безликими фасадами исторических зданий. Прежде чем рассказать о главной гордости Равенны, необходимо обратить внимание на особенности подобных полотен.

Мозаики из смальты

Мозаика – это любимый вид украшения христианских храмов, в котором наиболее полно воплотились эстетические идеалы религиозного мировоззрения. Такая живопись была разработана византийцами, создавшими особую технологию производства смальты. В простое в обращении стекло они добавляли самые различные металлы (золото, ртуть, медь и другие) и получали оттенки разных цветов. Основным элементом мозаичного полотна являлись одинаковые по размеру и аккуратно выложенные кубики.

мозаики равенны

Византийская мозаика в Равенне стала главной составляющей в отделке усыпальниц, храмов, базилик, где на первый план выходят визуальные задачи. Основной темой монументальных полотен стали христианские истории и библейские сюжеты. Техника укладки смальты с каждым годом совершенствовалась, а авторы чудесных композиций разрабатывали новые составы и цвета.

Особенности техники

Чем отличается византийская мозаика от римской? Главной особенностью становится использование золотистого фона, на который выкладывались кубики с неотшлифованной поверхностью, отличающиеся своим положением относительно других элементов. Кроме того, мастера использовали ровные контуры границ при изображении тел или предметов, которые придавали композиции на сияющем фоне четкость. Так создавалось единое полотно, красиво мерцающее в отблесках свечей и при естественном освещении. Восхитительная игра цвета и отражений создавала эффект движения картины, живущей своей жизнью.

Художники равеннской школы мозаичной живописи, творившие в период с V по VII век, работали с палитрой, состоявшей из смальты основных тонов и не отличающейся разнообразием оттенков. Чаще всего кубики имели прямоугольную, квадратную форму, хотя на некоторых картинах можно увидеть круглые и овальные элементы больших размеров – от 7 до 15 мм.

Наследие и современность

Мозаики Равенны, ставшей западной столицей Римской империи, ничуть не уступали изумительным произведениям Константинополя. Город, носивший звание кладезя искусства и культуры, хранит богатейшее наследие, ставшее источником вдохновения для известных писателей и художников. Современный город не забыл древнее мастерство: в одной из академий есть отделение мозаики, которое посещают как итальянские, так и иностранные слушатели. Здесь проводятся симпозиумы и семинары, собирающие специалистов со всего мира.

Востребованные равеннские таланты выполняют реставрационные работы, создают потрясающие копии с самых известных произведений, которые можно приобрести в художественных галереях города. Власти столицы мозаики осознают, что главная задача – это не только сберечь национальные сокровища, но и сделать их достоянием общественности.

Мавзолей Галлы Плацидии

Самым старым архитектурным памятником является мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Мозаики, выполненные в V веке, создавались византийскими мастерами, которых привезла из Константинополя дочь императора Феодосия Великого. На самом деле, как установили ученые, это не настоящая усыпальница, поскольку Галла похоронена в Риме, а это сооружение, выглядящее достаточно невзрачно, являлось небольшой часовней, посвященной святому Лаврентию – покровителю семейной династии.

мавзолей галлы плацидии в равенне мозаики

Во вросшем за несколько веков в землю кирпичном строении скрывается настоящее сокровище, от вида которого захватывает дух у каждого посетителя. Сквозь узкие окошки, заложенные пластинами яшмы, проникают лучи солнца, и в скудном свете переливаются кубики мозаики Равенны, словно драгоценные камни. Этому чуду есть объяснение – так играет смальта, передающая различные оттенки цвета. Призрачный свет, падающий на шероховатую поверхность, отражается под разными углами, а своды и стены мавзолея словно растворяются на глазах восхищенных посетителей.

Божественная красота

Мозаики Равенны, фото которых вызывают восторг даже у людей, далеких от искусства, сразу бросаются в глаза. Купол находящегося под защитой ЮНЕСКО мавзолея представляет собой синее звездное небо, в его центре сияет золотистый крест, направленный на восток, а четыре свода византийцы украсили символами евангелистов – быком, львом, орлом и ангелом. Здесь можно увидеть уходящий мир античности, и мастера отобразили на полотнах совершенно иную красоту – божественную.

Символизм

Юный Иисус Христос здесь изображен как Добрый Пастырь, окруженный стадом овечек. Это распространенный для раннего христианства образ нашего Спасителя, лишь пурпурно-золотые одежды которого говорят о том, кто же перед нами на самом деле. Фигуры святых проступают на синем фоне, напоминая античных персонажей в римских тогах, а виноградные гроздья – о языческих вакханалиях.

византийская мозаика в равенне

Однако художники, выполнявшие мозаики, наделяли символическим значением каждый образ: слушающие Христа овечки – это паства, пьющие из прозрачного ручья голуби и олени – христиане, впитывающие новое учение, а кисти винограда – райский сад, в который попадают верующие.

Мозаики базилики Сан-Витале

Рядом с мавзолеем находится знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне. Мозаики базилики, выполненные византийскими мастерами, являются главным богатством аскетично выглядящего архитектурного памятника, где покоятся мощи покровителя благословенного города – святого Виталия. Христиане, которые задумывались о красоте духовной, а не внешней, не украшали свои храмы, приберегая роскошь для внутреннего убранства. Выполненная в VI веке византийская мозаика Сан-Витале в Равенне, которая считалась самой красивой за пределами Константинополя, украшает алтарную часть, апсиду и возвышение у алтаря. Сцены из Ветхого Завета, изображения Иисуса со святыми, императора Юстиниана со своей супругой сильно отличаются от полотен в мавзолее.

Главным фоном на картинах выступает золотой цвет, а фигуры выглядят так, словно лишились материального. Они превратились в плоские силуэты и кажутся бесплотными. Даже несмотря на тяжелые драпировки одежд под их складками не чувствуется физических тел. Завораживает пристальный взгляд огромных глаз на отрешенных лицах.

Духовная сущность

На полотнах гениальные мастера отобразили не сиюминутное, а обратились к вечному, показав не материальную оболочку, а божественную сущность, и на смену движению приходят застывшие образы и четкий контур вместо объема. Здесь нет плавных переходов оттенков, и мозаика Сан-Витале в Равенне представляет собой крупные цветовые пятна.

церковь сан витале в равенне мозаики

Византийские безымянные авторы никогда не видели супругу императора и постарались передать не портретное сходство, а духовную сущность, воплотив свои представления о красоте. Ее муж, великий монарх, изображен в тот момент, когда передает церкви золотой сосуд в дар. Голова Юстиниана, не принимавшего ни одного важного решения без жены, украшена нимбом. Здесь невозможно увидеть намека на личные качества: все плотское и сиюминутное осталось за пределами храма, и император со второй половиной изображены как идеальные правители.

Основные цвета панно, которое подчеркивает торжественную атмосферу базилики, – белый, синий, золотой и зеленый. Кусочки смальты уложены под разными углами, и излучаемый ими свет создает впечатление чудесной атмосферы, пронизанной теплыми солнечными лучами. Неизвестно, что поражает больше всего: продуманная композиция, тонко проработанные детали или идеальный подбор цветов.

Полотна баптистерия православных

В V веке появился архитектурный объект, признанный одним из самых значительных в мире памятников, – городской баптистерий. Мозаика Равенны, дополненная мраморными инкрустациями и лепниной, словно вписана в купол строения, предназначенного для совершения крещения и являющегося ровесником мавзолея Галлы Плацидии.

баптистерий мозаика равенны

Мастера использовали уникальный прием: все фигуры и разделяющие их элементы – это своеобразный радиус, и от центрального диска струятся золотые лучи. На купольном панно можно увидеть сцены крещения Христа Иоанном Крестителем, голубя, символизирующего Святого Духа, 12 апостолов, несущих мученические венцы. Фигуры посланников Бога, изображенные на темно-синем фоне, показаны в движении, и поверхность, на которую они ступают, выглядит более светлой. В хитонах учеников Иисуса главенствуют два цвета – золотой и белый, олицетворяющие духовность. Лики апостолов, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, торжественны.

Тематика Небесного Иерусалима

Ученики Христа показаны как носители света христианского просвещения. Спаситель принимает крещение, и исходящая благодать через апостолов передается земной церкви, которую символизируют изображенные алтари. А плодоносящие деревья на куполе баптистерия ассоциируются с христианской душой, приносящей добрые плоды. Столь богатое убранство религиозного сооружения подчеркивало для верующих особую значимость обряда крещения, и вся общая композиция связана с тематикой Нового Иерусалима – города, посланного Иисусом-победителем на Землю.

Можно только восхищаться особым даром безымянных талантов, которыми гордится современная Равенна. Мозаики и фрески баптистерия, выложенные из мелких камешков с богатой цветовой палитрой, с ювелирной точностью были выполнены местными, а не византийскими мастерами. Они создали восхитительные композиции, ослепляющие сочными красками.

храмы и мозаики равенны

Бесценные произведения

Древняя Равенна, превратившаяся из великой столицы в провинциальный город, пользуется невероятной популярностью у туристов. Минуло немало лет, она изменилась, но вечными остались ее бесценные шедевры, пережившие своих создателей и прекрасно сохранившиеся. Изумительные мозаики Равенны, от которых сложно оторвать взгляды, представляют интерес для всех туристов, ценящих прекрасное.

fb.ru

Изобразительное искусство и архитектура Византии

Категория: Византия в IV—XV в. 15.01.2014

Изобразительное искусство — мозаики, фрески, иконопись — это область, в которой византийская культура прославилась прежде и более всего. Самобытность, цельность и гармоничность художественных принципов, глубина образов, смысловая насыщенность, богатейшее разнообразие форм и красок, совершенство техники — соединение этих черт делает византийское искусство одним из высочайших достижений человеческой культуры. Византийские мастера сохранили, с одной стороны, сложнейшую технику изобразительного искусства античности, а с другой — наполнили ее новым символическим содержанием. В Византии была разработана целая эстетическая теория образа и символа, и живопись приобрела неслыханное прежде значение: ведь она помогала человеку постичь самого бога, спастись.Византийский стиль живописи характеризовался сочетанием плоских силуэтов с плавной ритмикой линий, благородной гаммой красок с преобладанием пурпурных, лиловых, синих, оливково-зеленых и золотых тонов. В IV—VI вв. в византийской живописи еще преобладают античные традиции, что, в частности, нашло отражение в мозаиках пола Большого императорского дворца в Константинополе. Они изображали в реалистической манере жанровые сценки из жизни народа. В дальнейшем формируется строгий иконографический канон. В IX—X вв. складывается целостная система декора храма: порядок расположения библейских сцен на его стенах и сводах. Одна из ее вершин этого времени — мозаики храма св. Софии в Константинополе. В XI—XII вв. в византийской живописи все сильнее проявляются черты условности и стилизации, изображения делаются все более аскетичными и отвлеченными, краски — более темными. Лишь в конце XIII — середине XIV в. византийская живопись вновь переживает еще один, последний период расцвета — он был связан с распространением гуманистических тенденций в культуре того времени. Живописцы стремятся выйти за рамки установленных канонов церковного искусства, обратиться к изображению не отвлеченного, а живого человека. Замечательными памятниками этого времени являются мозаики и фрески монастыря Хоры (ныне мечеть Кахриэ-Джами) в Константинополе. Однако попытки освобождения человеческой личности от пут догматического мышления в Византии были сравнительно робкими и непоследовательными. Византийское искусство XIV—XV вв. не могло подняться до реализма итальянского Ренессанса и по-прежнему облекалось в форму строго канонизированной иконографии, чему в немалой степени способствовала победа исихастов.

Архитектура Византии 11 века.

Значителен вклад Византии в развитие средневековой архитектуры. Византийские зодчие уже в V—VI вв. переходят к созданию новой планировки городов, характерной для всего последующего средневекового зодчества. В центре городов нового типа располагается главная площадь с собором, откуда, причудливо переплетаясь, расходятся улицы. С этого же времени появляются и многоэтажные дома с аркадами, а затем строятся и укрепленные резиденции знати и богатых горожан. Высочайшего развития достигает в Византии церковное зодчество. Наиболее выдающийся его образец — храм св. Софии в Константинополе, выстроенный в 532— 537 гг. по приказу Юстиниана. Храм увенчан огромным, как бы парящим в небе куполом диаметром свыше 30 м. С двух сторон к куполу примыкает сложная система постепенно повышающихся полукуполов. Стены и многочисленные колонны внутри храма были облицованы разноцветным мрамором и украшены чудесными мозаиками. В VI—X вв. в Византии сложился тип крестово-купольного храма, ставший основой всей последующей византийской архитектуры.После османского завоевания византийское культурное наследие, пусть иногда и в упрощенном виде, сохранялось греческим и другими балканскими народами. Оно было передано и воспринято и соседними, связанными с Византией единством культурной традиции, странами, в том числе Русью.

vladhistory.com

Культура Византии - искусство великолепной красоты на фото

красивая византийская культураБесценный вклад в развитие мировой культуры внесла Византийская империя. В культуре Византии важное место занимала религия. Это государство сыграло ключевую роль в распространении христианства на Западе и Востоке. После раскола церкви на православную и католическую Византия стала настоящим символом православной веры. В византийской культуре очень многое связано с религией. Религия это замечательная духовная пища для людей. Однако, кроме религиозных учений, уставов и канонов в ней важную роль играет искусство великолепной красоты. В Византии было построено много необычайно красивых храмов, написано много изумительных икон, создано большое число прекрасных мозаик и фресок.

Среди достопримечательностей византийской культуры можно выделить величественный Софийский собор в Константинополе. Он был построен в 4-ом веке н.э. при императоре Константине Великом. В 415 году храм сгорел, но в 6-ом веке при императоре Юстиниане он был построен заново. Софийский собор был долгое время самым величественным и большим храмом христианского мира. Однако в 1453 году Константинополь был захвачен турками-османами. После чего Софийский собор был переделан в мечеть, которая получила название Айя-София. С 1935 года она носит статус Музея.Важное место в византийской культуре занимает Афонский монастырь. Он находится на территории православного государства Греции и притягивает большое число паломников.

Византийская империя внесла большой вклад в развитие русской и мировой культуры. Еще во времена Древней Руси в ее городах были по примеру Константинополя построены Софийские соборы – в Киеве, Новгороде и Полоцке (позднее в Вологде).Пусть Византийская империя уже давно прекратила свое существование, но культура Византии жива и мы должны помнить о ней и оберегать её.

Ниже на фото вашему вниманию представлены предметы византийской культуры, хранящиеся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга

Пластина с императором Константином VII коронуемым Христом, 945 год, Константинополь

Золотой медальон с изображением коронации Константина Великого, VI век, Константинополь

Серебрянное блюдо с изображением креста Константина, VII век

Портрет юноши, известняк, V век

Византийская пластика XI - XIII вв.

byzantine-empire.historbook.ru

Византийское искусство | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

« Готическое искусство | Главная | Условный и обусловленный цвет »

Автор: admin | 02 мая 2015

4 век – период разложения и распада Римской империи. В 313 году христианство было объявленогосударственной религией, а в 330 году столица Римской империи была перенесена в Византий – город на берегу Босфора, переименованный в честь императора Константина в Константинополь. В 395 году государство распалось на Восточную и Западную империи. Первая из них получила наименование Византийской империи. Художественная культура Византии определилась в результате слияния традиций и приемов античности и веяний Востока. Развитие искусства и культуры Византии делится на периоды: ранний (5-8 вв.) – эпоха наивысшего расцвета искусства (эпоха Юстиниана), средний (8-13 вв.) и поздний (13-15 вв.)Стиль византийской архитектуры сложился постепенно, в результате совмещения элементов позднеримской, раннехристианской и восточной культуры. Храмовому строительству уделялось большое внимание, так как церковь играла ведущую роль в жизни общества.

27 Базилика. Перспектива. План

Базилика. Перспектива. План

Раннехристианские византийские базилики используют формы сооружений античного Рима и отличаются простотой плана. Объемное их решение определялось высоким центральным нефом, перекрытым двускатной крышей, и боковыми, более низкими, имевшими односкатное покрытие. К основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая ниша – алтарная апсида, которой предшествует поперечный неф-трансепт.

28 Базилика с атриумом

Базилика с атриумом

Часто к западной стороне базилики присоединялся прямоугольный двор, окруженный галереями – атриум с фонтаном для омовений в центре. Внешний вид базилик был очень скуп. Здания почти не имели декоративных деталей в обработке фасадов. Зато интерьер при всей простоте структуры был красив и параден. Нефы разделялись колоннами из ценных пород камня – мрамора, гранита. Продольные стены в центральном нефе выше рядов колонн, покрывались, как правило, мозаикой. Полы настилались из разноцветного мрамора.

3 Базилика Санта-Мария Маджоре

Базилика Санта-Мария Маджоре

После утверждения христианской религии некоторые из древних римских зданий стали использоваться как церкви (базилика Юлия Цезаря). Начали строиться и новые, более крупные, храмы. При создании этих сооружений использовались части античных построек, прежде всего внутренние колоннады.  В 4-5 вв. в городе Риме были построены крупные христианские базилики: собор Святого Петра (сейчас на его месте построен грандиозный собор Ватикана), Лютеранская базилика, Санта-Мария Маджоре и другие.

4 Базилика Санта-Мария Маджоре. Интерьер

Базилика Санта-Мария Маджоре. Интерьер

Значительные храмы были построены и на восточном берегу Апеннинского полуострова – в Равенне, являвшейся центром византийского наместничества. Чрезвычайно характерна равеннская базилика Сан-Аполлинаре Нуово, построенная в начале 6 века. Нефы разделяют мраморные колонны, привезенные из Константинополя. Стена над колоннами прорезана арками, которые опираются на колонны и образуют аркаду. Эта новая система с арками, перекрывающими пролеты между колоннами – типично византийский мотив, который перейдет в более поздние стили.

5 Базилика Сан-Аполинаре Нуово в Равенне

Базилика Сан-Аполинаре Нуово в Равенне

Главным средством оформления интерьера базилик были мозаики. Византийцы усовершенствовали мозаику, исполняя ее из цветного стекла — смальты. Они клали кусочки смальты под определенным углом, усиливая мерцание золотого фона, создающее таинственность и мистичность настроения. В церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне мозаики тянутся непрерывными горизонтальными лентами по обе стороны центрального нефа.

7 Базилика Сан-Аполинаре Нуово в Равенне. Интерьер

Базилика Сан-Аполинаре Нуово в Равенне. Интерьер

Изображены процессии святых, направляющиеся к алтарю. Фигуры, размещенные на равных расстояниях друг от друга, статичны. Белые одежды изображенных святых жен и мужей выделяются на золотом фоне. Плоскостность, графичность, статичность и условность в лицах, в деталях, «абстрактный» фон – основные изобразительные средства, которые приходят в это время в искусство и распространяются на весь длительный период существования византийской художественной культуры.

8 Базилика Сан-Аполинаре Нуово в Равенне. Мозаики

Мозаика базилики Сан-Аполинаре Нуово в Равенне

Вторым типом раннехристианского византийского сооружения были постройки центричного плана. В Равенне была возведена известная церковь Сан-Витале (6в.), имеющая восьмиугольную форму. Центральная часть, перекрытая куполом на барабане, опоясывается кольцом двухярусной галереи. Здесь так же, как и в базилике Сан-Аполлинаре, главным мотивом являются аркады на колоннах. Пяты арок опираются на типичные византийские корзинообразные орнаментированные капители.

9 Базилика Сан-Витале в Равенне

Базилика Сан-Витале в Равенне

Церковь Сан-Витале славится своими замечательными мозаиками. Композиции выполнены на синем и золотом фонах. Наряду с библейскими сюжетами и персонажами изображены император Юстиниан и его жена Феодора в окружении свиты. Все персонажи и композиции статичны и фронтальны. Пропорции в значительной мере произвольны, а лица аскетичны.

10 Базилика Сан-Витале в Равенне. Интерьер

Базилика Сан-Витале в Равенне. Интерьер

Черты античной иллюзорности уступили место плоскостности и графичности в изображении тел, одежд и их деталей. Элементы архитектуры или пейзажа выполнялись в так называемой «обратной» перспективе, когда точка схода зрительных линий находится не у горизонта за предметами, а впереди них, совершенно условно и стилизованно.

12 Базилика Сан-Витале в Равенне. Мозаики

Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне

6 век – время расцвета византийского искусства. Предпочтение отдается зданиям центричного плана. Приобретенный опыт дал возможность создать крупнейшее купольное сооружение эпохи – тринадцатикупольный собор Святой Софии в Константинополе, построенный зодчими Анфимием и Исидором. Композиция храма вмещает элементы трехнефной базилики и центричного купольного объема.

16 Собор Св. Софии в Константинополе

Собор Святой Софии в Константинополе

Посередине центрального нефа здание перекрыто огромным плоским куполом (диаметром 31 метр), который опирался на четыре мощных столба. В основании купола прорезаны сорок окон, отчего создается ощущение, что купол визит над зданием на сплошном световом поясе. Общая длина храма 81 метр, ширина – 72 метра.

18 Собор Св. Софии в Константинополе. Разрез

Собор Святой Софии в Константинополе. Разрез

Сложная система подкуполов придает храму стройное единство. В соборе применена новая, типичная для Византии система связи круглого купола с перекрываемым им квадратным в плане пространством. Переход от подкупольного квадрата к круглому куполу был осуществлен посредством «парусов» – треугольных изогнутых сводов. В дальнейшем эта система получила огромное распространение в мировой архитектуре.

17 Собор Св. Софии в Константинополе. Интерьер

Собор Святой Софии в Константинополе. Интерьер

В интерьере использован мотив аркад того же типа, что и равеннской церкви Сан-Витале. 107 колонн из малахита и порфира из храмов Малой Азии и Египта поддерживают галереи. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в храме были установлены 12 серебряных колонн с золотыми капителями, на которых располагались иконы.

20 Колонны из малахита и порфира. Собор Св. Софии в Константинополе.

Колонны из малахита и порфира в соборе Святой Софии в Константинополе

Стены собора в нижней их части облицованы полихромными мраморными орнаментированными узорами, в верхней части – на стенах, сводах, купольных покрытиях широко применены мозаики с изображениями религиозных сцен, императоров и членов их семей на золотом фоне. Несмотря на ряд художественных особенностей, они характеризуются теми же признаками, что и мозаики Равенны – условностью изображений, статичностью поз, удлиненными пропорциями фигур.

21 Собор Св. Софии в Константинополе. Мозаика

Мозаика собора Святой Софии в Константинополе

В дальнейшем византийские храмы уменьшаются в размерах и всеобщее распространение к 9 веку приобретает тип так называемой крестовокупольной церкви, используемый в различных вариантах и обнаруживший большую устойчивость.

24 Крестово-купольный храм

Крестово-купольный храм

Несмотря на специфичность этих в среднем очень небольших сооружений, свое происхождение они ведут от Софии Константинопольской, в которой впервые в больших масштабах, произошло объединение базиликального и центрально-купольного типов. Крестовокупольные храмы имеют в центре небольшой купол на стройном барабане. С подкупольным пространством связаны и подчинены ему все прочие части постройки, образующие форму равноконечного (греческого) креста, ветви которого перекрываются цилиндрическими сводами.

25 Верх крестово-купольного храма

Верх крестово-купольного храма

В целом план церкви вписывался в прямоугольник или квадрат. Часто вводились малые купола, располагавшиеся в четырех углах здания (церковь Святых Феодоров в Дафнии).

26 Церковь Святых Феодоров в Дафнии

Церковь Святых Феодоров в Дафнии

Византия – родина иконописи. Для икон характерны строгая каноничность (следование образцу), имперсональность (безымянность автора) и символичность. Византийское изображение фронтально, статично, плоскостно, изображено в «обратной перспективе» с отсутствием ощущения пространства. Икона пишется темперной краской на специально обработанной доске. Задача иконописца – воплощение божества в телесном образе.

27 Икона Владимирской Богоматери

Икона Владимирской Богоматери

Каноном был определен вид святого, цвет его одежд, атрибуты. Золотой цвет фона и нимбов символизировал нерукотворный цвет святости. Бестелесные фигуры с огромными глазами и отрешенным взглядом сочетались с тонкой одухотворенностью образов (Владимирская богоматерь). Связанное строгими канонами и нормативами, византийское искусство на тысячелетие застыло в своих догматах.

Читать далее Итальянское Возрождение

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы

nnosova.ru

История костюма Византии 4-6 веков. Картинки с описанием

Иллюстрации, изображающие костюмы Древней Византии от художника Tom Tierney. Большинство картинок чёрно-белые, поэтому могут быть использованы как раскраска. В этой подборке представлены костюмы начиная с создания Византийской империи в 4 веке до её расцвета в 6 веке при императоре Юстиниане.

Первый император Византии Константин Великий (272-337) и его мать Елена (ок. 250—330). 

Император Византии Константин Великий и Равноапостольная Елена

Женская и мужская одежда простолюдинов-христиан. 4 век. На женщине - туника с длинными рукавами, одетая под столу с короткими рукавами. На мужчине - туника с длинными рукавами и плащ.

византийская женская и мужская одежда

Знатная византийская женщина и чиновник. Женщина одета в столу, украшенную золотым шитьём. Под столой - туника. На голове - диадема с прикрепленной паллой (палла похожа на шаль). На мужчине - туника, мантия и сапоги.

византийский женский и мужской костюм

Одежда христиан-простолюдинов. 4 век На мальчике и мужчине одета камизия (рубашка).

Одежда византийских христиан-простолюдинов. 4 век

византийский женский и мужской костюм. 4 век. На мужчине - туника и сандалии. На женщине - далматика, шарф на голове и сапожки на ногах. В Византии женская обувь была обычно красного цвета.

византийская мужская туника и женская далматика

византийская императорская чета. 4 век. На императоре - шёлковая туника, парчовый плащ, скреплённый фибулой. На ногах - чулки и туфли. На императрице - шёлковая камизия под длинной туникой и мантией.

Мужская туника, парчовый плащ, фибула. Женская камизия, туника, мантия

Христианка и знатная женщина. 4 век. На христианке - палла и стола. На знатной византийке - далматика и палла.

Христианка и знатная женщина. 4 век. На христианке - палла и стола. На знатной византийке - далматик и палла.

Византийская пара. 4 век. На мужчине - туника и брюки, плащ с двумя застёжками. На женщине - туника поверх камизии, палла.

Византийская пара. 4 век. На мужчине - туника и брюки, плащ с двумя застёжками. На женщине - туника поверх камизии, палла.

Византийские пастухи. 4 век. Слева: пастух в короткой тунике поверх камизии, на ногах чулки и сапоги. Справа: пастух в короткой тунике, плащ.

 Византийские пастухи. 4 век

византийские воины: офицер и пехотинец. 4-5 века. На офицере - шлем, доспех-лорика, шерстяной плащ, кожаные брюки, кожаные сапоги. На пехотинце - шлем, туника поверх льняной камизии, шерстяные брюки, кожаные сапоги.

византийские воины: офицер и пехотинец

византийский император Флавий Аркадий (377-408) и солдат. На императоре - камизия под туникой и металлической лорикой, сапоги. На солдате - льняная камизия, кожаная лорика, юбка, нарукавники, чулки, кожаная обувь.

византийский император и солдат

византийская пара. 5 век. На женщине - камизия под далматикой. На мужчине - камизия.

византийская пара. 5 век. На женщине - камизия под далматикой. На мужчине - камизия.

византийский император Флавий Аркадий и служанка. На императоре - туника, пурпурная мантия. На служанке - шляпа, куртка, брюки (в персидском стиле).

византийский император Флавий Аркадий и служанка

Знатный византиец и христианка. 5 век. На мужчине - туника и мантия. На женщине - камизия и мантия

Знатный византиец и христианка, 5 век

христианский проповедник и византийский воин. 5 век. На проповеднике - туника под мантией с вышитым крестом. На воине - металлическая лорика,  кожаный фартук и камизия.

христианский проповедник и византийский воин. картинки

Костюмы знатных византийцев. 6 век. На мужчине слева - длинная камизия под туникой. На мужчине справа - длинная камизия под тогой.

камизия, туника, тога византийской знати. картинки

Костюмы византийской знати. 6 век. На мужчине - короткая мантия поверх туники с декоративным фартуком, парчовые облегающие брюки. На голове - фригийский колпак. На женщине - далматика и палла.

Костюмы византийской знати. 6 век Император Юстиниан Великий (483-565) и его жена Феодора (500-548). Юстиниан Великий и Феодора

Костюмы императрицы Феодоры. Слева - стола поверх камизии. На голове - шёлковая палла. Справа - палла с передником-таблионом.

Костюмы императрицы Феодоры

Костюмы византийских придворных из свиты Юстиниана. На мужчине - мантия поверх туники. На женщине - длинная туника, поверх неё шёлковая палла, тюрбан на голове.

Костюмы византийских придворных из свиты Юстиниана

mir-kostuma.com

Главное о Византии (5 фото)

Больше тысячи лет Византия была связующим звеном между Востоком и Западом. Зародившись на закате античности, она просуществовала вплоть до окончания европейского средневековья. Пока не пала под натиском османов в 1453 году.

Знали ли византийцы, что они византийцы?

Официально годом «рождения» Византии считается 395 год, когда Римская империя разделилась на две части. Западная часть пала в 476 году. Восточная - со столицей в Константинополе, просуществовала до 1453 года.

Важно, что названа «Византией» она была уже позже. Сами жители империи и окружающие народы называли её «Римской». И имели на то полное право — ведь столица была перенесена из Рима в Константинополь в 330 году, ещё во времена единой Римской империи.

После потери западных территорий империя продолжала существовать в урезанном виде с прежней столицей. Учитывая, что родилась Римская империя в 753 году до нашей эры, а погибла под грохот турецких пушек в 1453 году нашей эры, она просуществовала 2206 лет.

Щит Европы

Византия находилась в перманентном состоянии войны: в любой век византийской истории на 100 лет едва ли наберётся 20 лет без войны, а иногда и 10 мирных лет не будет.

Нередко Византия воевала на два фронта, а иной раз враги теснили её со всех четырёх сторон света. И если остальные европейские страны воевали, в основном, с врагом более-менее известным и понятным, то есть друг с другом, то Византии нередко приходилось первой в Европе встречать неведомых завоевателей, диких кочевников, уничтожавших всё на своём пути.

Пришедшие в VI веке на Балканы славяне настолько истребили местное население, что от него осталась лишь малая часть — современные албанцы.

Византийская Анатолия (территория современной Турции) много веков в изобилии поставляла империи воинов и продовольствие. В XI веке вторгшиеся турки опустошили эту цветущую область, и когда византийцам удалось отвоевать часть территории, они не смогли собрать там ни воинов, ни продовольствие — Анатолия превратилась в пустыню.

О Византию, этот восточный бастион Европы, разбились многие нашествия с востока, мощнейшее из которых — арабское в VII веке. Не выдержи «византийский щит» удара, и намаз, как заметил британский историк XVIII века Гиббон, слышался бы теперь над спящими шпилями Оксфорда.

Византийский Крестовый поход

Религиозная война — отнюдь не изобретение арабов с их джихадом или католиков с их Крестовыми походами. В начале VII века Византия стояла на краю гибели — враги теснили со всех сторон и самым грозным из них был Иран.

В самый критический момент — когда враги подступили с двух сторон к столице — византийский император Ираклий делает неординарный ход: он провозглашает священную войну за христианскую веру, за возвращение Животворящего Креста и других реликвий, захваченных иранскими войсками в Иерусалиме (в доисламскую эпоху государственной религией в Иране был зороастризм).

Церковь пожертвовала на священную войну свои сокровища, тысячи добровольцев были снаряжены и обучены на деньги церкви. Впервые византийская армия шла на персов, неся впереди иконы. В тяжёлой борьбе Иран был повержен, христианские реликвии возвратились в Иерусалим, а Ираклий превратился в легендарного героя, которого даже в XII веке вспоминали как своего великого предшественника крестоносцы.

Двуглавый орёл

Вопреки распространённому мнению, двуглавый орёл, ставший гербом России, отнюдь не был гербом Византии — это была эмблема последней византийской династии Палеологов. Племянница последнего византийского императора София, выйдя замуж за московского великого князя Ивана III, передала лишь фамильный, а не государственный герб.

Также важно знать, что многие европейские государства (балканские, итальянские, Австрия, Испания, Священная Римская империя) считали себя наследниками Византии по тем или иным причинам, и имели на своих гербах и флагах двуглавого орла.

Впервые же символ двуглавого орла появился задолго до Византии и Палеологов — в IV тысячелетии до нашей эры, в первой цивилизации на Земле, Шумере. Изображения двуглавого орла также встречаются у хеттов, индоевропейского народа, жившего во II тысячелетии до нашей эры на территории Малой Азии.

Россия — преемница Византии?

После падения Византии подавляющее большинство византийцев — от аристократов и учёных до ремесленников и воинов — бежало от турок отнюдь не к единоверцам, в православную Русь, а в католическую Италию.

Многовековые связи между средиземноморскими народами оказались сильнее религиозных разногласий. И если византийские учёные заполнили университеты Италии, а отчасти даже Франции и Англии, то на Руси учёным грекам заполнять было нечего — университетов там не было. Кроме того, наследником византийской короны была не византийская принцесса София, жена московского князя, а племянник последнего императора Андрей. Он продал свой титул испанскому монарху Фердинанду — тому самому, для которого Колумб открыл Америку.Россия может считаться преемницей Византии только в религиозном аспекте — ведь после падения последней, наша страна стала главным оплотом православия.

Влияние Византии на европейский Ренессанс

Сотни византийских учёных, бежавших от завоевавших их родину турок, взявших с собой свои библиотеки и произведения искусства, вдохнули новую энергию в европейское Возрождение.

В отличие от Западной Европы, в Византии изучение античной традиции никогда не прерывалось. И всё это наследие своей, греческой, цивилизации, намного более огромное и лучше сохранённое, византийцы принесли в Западную Европу.

Не будет преувеличением сказать, что без византийских эмигрантов Возрождение было бы не таким мощным и ярким. Византийская учёность оказала влияние даже на Реформацию: оригинальный греческий текст Нового Завета, пропагандировавшийся гуманистами Лоренцо Валлой и Эразмом Роттердамским, оказал большое влияние на идеи Протестантизма.

Изобильная Византия

Богатство Византии — факт довольно известный. Но насколько богата была империя — знают немногие. Один лишь пример: размер дани грозному Аттиле, державшему в страхе большую часть Евразии, равнялся годовому доходу всего лишь пары византийских вилл.

Иной раз взятка в Византии равнялась четверти выплат Аттиле. Иногда византийцам выгоднее было откупиться от вторжения неизбалованных роскошью варваров, чем снаряжать дорогостоящую профессиональную армию и полагаться на неизвестный исход военной кампании.

Да, бывали в империи и трудные времена, но византийский «золотой» ценился всегда. Даже на далёком острове Тапробана (совр. Шри-Ланка) золотые византийские монеты по достоинству были оценены местными правителями и купцами. Клад с византийскими монетами был найден даже на индонезийском острове Бали.

Интересные материалы:

Дырки в человеческих головах: зачем их сверлили 11 тысяч лет назад? (9 фото) Главные мифы о гладиаторах

nlo-mir.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта