Крылатые гусары Речи Посполитой XVI-XVIII веков. Гусары картины
Profile Name: история в фотографиях Entry Tags 1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910--е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940--е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем - не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образование бесплатно, одежда, одинокий путник, ой-ой, оккупация, опера, опрос, опять Бардо, опять Бордо, опять Монро, оружие, отдых, открытки, офф-топ, охота, памятники, парады, партизаны, пейзаж, печальное, пин ап, писатели, плакат, плакаты, побасенки, побасёнки, победа, победители, победителиь, подвиги, политика, полиция, поскачите с автором, поэзия, праздники, пресса, природа, промышленность, пропаганда, професии, профессии, прощай, пурга, путешествия, пятничная красавица, пятничное, радио, разведка, развлечения, ребятам о зверятах, революционеры, революция, реки, реклама, реконструкции, рекорды, религия, репрессии, рисинки, рисунки, русско-японская война, самолеты, самоубийства, семейное фото, семейный альбом, семейный архив, скульптура, слайд-шоу, смешно, смешной Третий Рейх, смешной Третий рейх, снова Бордо, советско-финская война, спецслужбы, спор, спорт, спорь, сравнительные фотографии, сравнительныефотографии, средние века, староверы, страны, субкультура, тайные общества, танки, театр, текст, тексты, телевидение, телеграф, террор, тесты, техника, торговля, трагедия в Новороссии, транспорт, труд, тюрьмы, удивительное, ужас, унифорама, униформа, учебные заведения, флот, флот. 1960-е, фото-техника, фотоателье, фотобиография, фотографии, фотографии. история СССР, фотоискусство, фотокорреспонденты, фотомодели, фототипии, фронтир, фто |
foto-history.livejournal.com
Крылатые гусары Речи Посполитой XVI-XVIII веков
Польские крылатые гусары, как воинское формирование, существовали с 1500 по 1775 год.Изначально их называли "рацами" и они ничем не напоминали тех гусар, с которыми их сейчас ассоциируют.Это была легкая конница, вооруженная пиками, которая кроме щитов имела кольчуги и шлемы-шишаки или вообще не использовала защитных средств.Когда пика ломалась в бою, гусар брался за палаш, кончар, саблю или топор.Были на вооружении гусар также пистоли и луки.
Информация: «Армия Польши 1569-1696 гг. (Новый Солдат № 158» |
Реформы Стефана Батория, начавшиеся в 1577 году, превратили крылатых гусар в основную конницу.
Информация: «Польские крылатые гусары 1576 — 1775»(Новый Солдат № 142) |
Гусары начали массово одевать латы и освобождаться от щитов. Их униформу дополняли цветные накидки или шкуры диких животных — тигров, львов, гепардов и иных.Организационно гусары входили в роты, позже названные хоругвями, которые подразделялись на почеты (отряды).
Информация: «Польские крылатые гусары 1576 — 1775»(Новый Солдат № 142) |
Информация: «Армия Польши 1569-1696 гг. (Новый Солдат № 158» |
Гусарский конь стоил очень дорого, от 200 до 1500 дукатов, что равнялось 8,9 — 66,8 кг серебра. За эти деньги можно было приобрести 1 031 мушкет или 22 легкие пушки.Гусар ежеквартально получал плату в размере 0,2 — 0,4 кг серебра.
Информация: «Польские крылатые гусары 1576 — 1775»(Новый Солдат № 142) |
Служба в гусарских рядах требовала особенных умений, среди которых было доскональное управление конем и владение наидлиннейшей в военной истории пикой — до 6,2 метров.
Сила удара пики была настолько велика, что она пробивала как деревянные щиты, так и латы.Кроме того, благодаря флажкам, которые крепились к ней, пика была еще и психологическим оружием — она пугала лошадей противника, внося хаос в ряды вражеской конницы.Пика, которая была одноразовым оружием, стоила очень дорого — 9 злотых. За время боя гусар мог сломать несколько пик.
Информация: Сикора «Из истории польских крылатых гусар» |
Информация: Сикора «Из истории польских крылатых гусар» |
Информация: Сикора «Из истории польских крылатых гусар» |
Среди некоторых исследователей бытует мнение, что крылья носились гусарами только лишь на парадах. Однако это не так — существует большое количество источников, в которых описано применение крыльев в битвах.Например, в 1575 году посол Венеции Иероним Лирромано писал:"В бою они применяют всевозможные хитрости, чтобы казаться как можно многочисленней и тем самым запугать врага, украшаясь и украшая своих коней в орлиные перья и крылья, а также в леопардовые и медвежьи шкуры…"1Иногда утверждают, что крылья защищали гусара от ударов палаша, а также от татарских арканов.
Крылья не всегда носили за спиной, цепляли их и на щиты, и на шишаки, и на седла.Также крылья не всегда были парными, зачастую это было только одно крыло.
Что касается конструкции крыльев, то она была самой различной. Это могли быть как деревянные планки разной длины и формы, в которые втыкались перья, так и металлические символические крылья, которые прикреплялись к шишакам.Разновидности крыльев и способы их крепления изменялись с течением времени.
Информация: Сикора «Из истории польских крылатых гусар» |
Информация: «Польские крылатые гусары 1576 — 1775»(Новый Солдат № 142) |
Информация: Сикора «Из истории польских крылатых гусар» |
Информация: Сикора «Из истории польских крылатых гусар» |
Информация: Сикора «Из истории польских крылатых гусар» |
Информация: Сикора «Из истории польских крылатых гусар» |
Информация: Сикора «Из истории польских крылатых гусар» |
Информация: Сикора «Из истории польских крылатых гусар» |
Информация: Сикора «Из истории польских крылатых гусар» |
Источник:1. Сикора «Из истории польских крылатых гусар»2. «Армия Польши 1569-1696 гг. (Новый Солдат № 158»)3. «Польские крылатые гусары 1576 — 1775»(Новый Солдат № 142)
uniforma-army.ru
Польские крылатые гусары. - 竹書紀年
Подробнее и с комментариями здесьПольские гусары первой половины 16 века, фрагмент картины Битва под Оршей.
Польский, еще не крылатый гусар. Гравюра неизвестного автора нач первой половины века.В польских документах 16-17 века часто писали не husar, а ussar. Но сам вид кавалерии назывался Husaria. У этих славных панов гусиные перья и усы.
Поьский шишак в венгерском стиле, 16 век. Национальный музей в КраковеГусарское седло, 17 век. Музей Войска Польского в Варшаве.Польский бехтерец, 1570 г. Национальный музей в Кракове.Бехтерец 1580 г. Великопольский музей в Познани.Русский трофейный бехтерец. 1576 г. Нац. музей в Кракове.Доспехи польского короля Стефана Батория, втор. пол. 16 века. Музей Kunstistoriches в Вене. Австрия.Комплект польского гусара середины 16 века. Шлем турецкого типа и щит венгерского. Музей Kunstistoriches в Вене. Австрия.Гусарский доспех со шлемом ПаппенхеймерГусарский доспех немецкого стиля, 17 век. Замок Мальброк (Мариенбург)Сегментная кираса в стиле Anima. Передняя часть кирасы на животе имеет шесть сегментов, а задняя четыре. Музей Войска Польского. Варшава.Доспех небогатого гусара. Отделки мало, края пластин доспеха в трубочку незакручены. Львовская оружейная палата.Комплект товарища панцерного. Музей Войска Польского. Варшава.Гусарский доспех Станислава Скорковского, секретаря короля Владислава IV. Музей Войска Польского в Варшаве.Защита ног выставляемая с этим доспехом не от него, но соответсвует ему по периоду. Замок Курник в провинции Познань.Польский шлем паппенхеймер. Музей Войска Польского. Варшава.Шлем крылатых гусар. 17 век. Львовская оружейная палата.Восточный шлем с затыльником, наушами наносником. ГИМ. МоскваЕрихонка, с затыльником, наушами, наносником.Турецкий шишак, конец 16 века. Музей Войска Польского. ВаршаваВ отличии от доспеха, перья на шлемах являются не обязательным атрибутом крылатых гусар. Два шлема нач. 18 века. Музей Войска Польского.Чешуйчатый гусарский доспех. Музей Войска Польского.Чешуйчатый гусарский доспех. Музей Войска Польского.Карацена гетмана Станислава Яблоновского ок. 1680г. Национальный музей в Кракове.Шлем, защита рук и ожерелье принадлежавшие литовскому князю Доминику Алексанровичу, нач. 18 века, скомпонованные с чешуйчатой кирасой. Музей Войска Польского.Полный караценовый доспех семьи Унишовских. Королевский замок Вавель
saygotakamori.livejournal.com
Польские гусары
Первые кавалерийские части появились у поляков практически одновременно с появлением польского госсударства. Известны так называемые "Кольчужные дружины" эпохи Мешко I и Болеслава Хороброго (2-я половина X века — начало XI века). Именно благодаря сильной конице Польша вначале не расматривалась рыцарскими орденами Меченосцев (с 1202) и Тевтонов (в Европе с 1226) в качестве целей их восточной экспансии. У литовцев же до образования Литовского княжества не было тяжелой коницы, а существовали легкие коные отряды, вооруженные дротиками и дубинками. Они, естественно, не могли выдерживать удары тяжелой рыцарской коницы, что и привело к захвату орденами ряда славянских земель и уничтожению славянского племени пруссов как народа. Не будем останавливаться на дальнейшей истории тяжелой польско-литовской коницы, а перейдем к конице иррегулярной, из которой и развились со временем гусарские подразделения. Уже в битве под Грюнвальдом важную роль в победе сыграли татарские конные части, своими телами прорвавшие первую линию орденской обороны. Также наемников из числа польских иррегулярных частей и казаков использовали имперские войска во время Тридцатилетней войны. Во время войн с Швецией (1630-1660) поляки также нанимали иррегулярную кавалерию из числа литовцев, татар, валлахов, сербов и венгров. Шведский фельдмаршал Виттемберг писал:"...они отличные наездники, умеющие быстро пользоваться каждым удобным обстоятельством, но не любящие иметь дело со стройными рядами...". Тем не менее Швеция, не имевшая иррегулярной коницы, не решалась на серьезные боевые действия до получения подкреплений из числа запорожских казаков (1630). До начала XVI века польская конница состояла из тяжеловооруженных "копейных" рот и легко вооруженных всадников из литовцев, татар, молдован, валахов, сербов и запорожцев. С созданием Речи Посполитой в результате объединения Польши с Литвой, для контроля над южными и восточными границами понадобились иные формирования, более легкие чем копейные, состоящие из природных конников. Сам проект содержания постоянных отрядов на рубежах Союза назывался Оброна Поточна, а его первым руководителем стал Петр Мышковский. Так появились первые гусарские формирования в Польше. Изначально всадников набирали из инородцев, в большинстве из сербов, а позже из поляков. Гусарские роты делились на копийников и стрельцов. Причиной тому было малое количество тяжелой конницы, выделенное для Оброны Поточной. Следовательно, легкие гусары были вынужденны применять оба вида конной схватки: плотный и рассыпной строй. На картине "Битва под Оршей" (1514) гусары-копейщики изображены в своеобразных фетровых или меховых шапках, украшенных перьями, или в венгерских шапочках-"магерках". Доспехов, кроме простеганных кафтанов, они не имели и были вооруженны асимметричными щитами-"тарчами", саблями и копьями-"древами". Позже гусарские формирования распространились по всей Речи Посполитой и образовали легкую коницу, наряду с имевшейся рыцарской. Каждый копейщик или "товарищ" должен был являться на службу в сопровождении нескольких стрелков, называвшихся "пахоликами". Число их могло разниться и иногда доходило до 14 и более. Бывали и такие случаи, когда копийник приезжал в одиночку. Пахолики вооружались за счет товарища, поэтому имели разные виды оружия, включая и огнестрельное. К середине XVI века необходимость в тяжелых копийных ротах начинает уменьшаться из-за распространения огнестрельного оружия. Но в тяжелой конице, как в таковой, нужда не исчезла. Поэтому пришедший к власти Стефан Баторий (1576-1586), талантливый дипломат и полководец, осуществил давно назревавшую реформу в армии, в частности в кавалерии. Крылатый гусар, 17 век Популярные среди шляхты гусарские формирования превратились в тяжелую коницу кирасирского образца. В число товарищей стали приниматься состоятельные землевладельцы, имеющие годовой доход не менее 50000 злотых. Как правило, каждый товарищ должен был иметь при себе 4-х пахоликов, но допускались и иные варианты. По поводу вооружения гусара Стефан Баторий давал следующие указания: "...а те солдаты, которые будут служить в гусарах, должны иметь хороших лошадей; выходя на войну, должен он садиться на коня с копьем, в латах, в налокотниках, в шлеме, с коротким ружьем, с саблей, с кончаром или с палашом..." Обычно в бою товарищи облачались поверх доспехов в звериные шкуры. Встречались барсовые, леопардовые, белого или бурого медведя, волчьи, тигровые, рысьи и, надо думать, иных зверей. Товарищи, а часто и пахолики, надевали своеобразные крылья, сделанные из индюшачьих, орлиных, гусиных перьев. Вначале крылья изготавливали небольшого размера и крепили либо на щите, либо у луки седла, сбоку или сзади. Считается, что во время скачки они издавали неприятный для слуха неподготовленной лошади звук. Те начинали беситься, не подчинялись воле наездника, и, таким образом, конный строй противника разрушался. Позже, к середине XVII века, крылья у гусар увеличились в размерах. Крепились они жестко к спиной части доспехов и нависали над головой кавалериста. Таким образом, в дополнение к сказанному выше, крылья приобрели и другое назначение — они защищали гусара от петли аркана, и от тяжелых травм головы при падении, так как смягчали удар. Другие исследователи полагают, что крылья вместе с доспехами, украшенными шкурами медведя, тигра и леопарда, и длинным копьем, с многоцветными вымпелами на наконечниках, сделанные из перьев орла, лебедя и дикого гуся, должны были деморализовывать противника. В подтверждение этой гипотезы можно привести слова участника битвы при Вене (1683), сравнившего польских гусар, атакующих турецкую армию, с ангелами, спускающимися с небес, дабы покарать безбожников. Согласно одним источникам эта манера украшения доспехов пришла из Азии, после чего и распространилась в странах, ставших частью Турецкой империи. Согласно другим — истоки следует искать в средневековой Сербии. Пахолики по-прежнему снаряжались за счет гусара и могли быть вооружены самым различным оружием. Роты были различными по численности — от 50 до 120 всадников. В то время, как в Европе постепенно отказывались от копий, в гусарских ротах их по прежнему использовали. Длина копья могла быть от 6 до 6.5 метров и, поскольку всадник, хорошо владеющий таким оружием, доставал врага в рукопашной раньше, чем тот успевал приблизиться на длину клинка, преимущество в этом случае было на стороне гусара. Во многом благодаря этому были выиграны несколько сражений, покрывших гусар славою, таких как бой под Клушино (1610) против шведов и бой с русскими под Чудовом (1660). Кроме копий гусары были вооружены саблей (karabela boyova), прямым мечом 170 см для прокалывания брони (konzerz) и двумя пистолями, находившихся в прикрепленных к седлу кобурах.
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Ссылки по теме:
fishki.net
Картины австрийских художников - ПУЛЕМЁТОВ!!!
Если кто-то внезапно не хочет пребывать в трауре 22 июня, оказывается, в этот день тоже есть что отметить.22 июня 1915 года австро-венгерские войска 2-й армии под командованием генерала от кавалерии Эдуарда фон Бём-Эрмоли освободили город Львов.
Собственно этот момент и изображен на картине австрийского художника Р.А. Хёгера:Впереди, по всей видимости, солдаты 66-го венгерского полка 15-й пехотной дивизии VI корпуса - светло-красные (blaßrot) петлицы, белые пуговицы. Полк дислоцировался в Унгваре (теперь Ужгород, украинское Закарпатье). Если кому-то интересно, то этнический состав полка на август 1914 был такой:25% венгры, 46% словаки, 22% русины, 7% прочие (к июню 1915 состав мог немного измениться).
Позади генерала - гусары. Полк определить невозможно, т.к. на киверах чехлы. Это может быть, например, 15-й эрцгерцога Франца-Сальватора гусарский полк, приписанный к тому же корпусу (место дислокации - Дёндёш, этнический состав - 91% венгры, 9% прочие).
Заодно поделимся ещё некоторыми красивыми картинками австрийских художников.
Бауэр. Гусары венгерского гонведа гонят россиян
Художник Бауэр. Картина называется: "С северного театра военных действий: "На жизнь и смерть!"".Чем именно занимается гусар - сваливает с поля боя или везет важное донесение - мне выяснить не удалось.
А вот тут понятно - русские казаки преследуют австро-венгерского посыльного (художник Хануш)
Бауэр. Конный бой у Косминека (? Kosminek) в России, который закончился победой наших уланов (поздняя осень 1914)
Бауэр. Между Гусятином и Ярмолиновым в Галиции один эскадрон 4-го гусарского полка в яростной атаке смог прорваться из окружения казачьей бригадыПримечание: 4-й гусарский полк. Пункт дислокации - Надьсебен, Трансильвания. Этнический состав - 71% венгры, 29% прочие.
Нравится мне кавалерия.Но надо и артиллерии внимание уделить.
Хёгер. "Батарея мёртвых". 9 сентября 1914 года между Дрогобычем и Львовом две российские батареи вступили в перестрелку с австро-венгерской артиллерией, в результате чего потеряли всю орудийную прислугу и лошадейПочему у российских артиллеристов малиновые околыши не спрашивайте, не знаю:) Видимо художник в жизни видел только российских стрелков
Хёгер. Тяжело раненый российский офицер попросил исполнить его последнее желание: увидеть перед смертью "Большой Кирдык" - 30,5 -сантиметровую мортиру, в существование которой он не верилА напрасно не верил...
Тоже она. Счас как вдарит:
Во время первой осады Перемышля в 3,5-часовом ночном рукопашном бою у форта Седлицка все прорвавшиеся россияне были истребленыСудя по штанам, солдаты венгерского полка
Героическая оборона крепости ПеремышльТоже венгры
Бауэр. Австро-венгерский улан явился в качестве рождественского подарка на хутор в российской части Польши (Рождество 1914)Пояснение: В уланах служили в основном этнические поляки. Потому изможденные поляки, которые с надеждой ждали спасения, были рады появлению соотечественника, одетого в австрийскую форму. Он для них как рождественский подарок.
Собака - друг человека
Но и неприятные моменты
Хьюго Година. Ich hatt´ einen Kameraden (понятно без перевода)
Хёгер. Российские орды грабили и убивали в пригороде Серета прежде чем их полностью изгнали из Буковины (1915)
И приятные моменты
Хёгер. Кайзер Вильгельм II вручает Железные Кресты гусарам венгерского гонведа
Роберт Шеффер: УнисонПо-немецки Zweiklang, что буквально переводится "Два тона". Одним словом, германский и австро-венгерский союзники - идеальный дуэт:) Женщине нравится;)
Приятное обслуживание
Хёгер. Уличная жизнь в Люблине (бывшая российская часть Польши)
Желаю всем приятно отдохнуть
Источник картинокТам ещё естьЧасть картинок отсюда
pulemjotov.livejournal.com
особенности, история и интересные факты
Как появилась гусарская накидка? Что она собой представляет? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Известно, что гусарская форменная одежда в 1812 году отличалась своим видом от обмундирования иных родов кавалерии. Это несоответствие объясняется происхождением данного вида войска. В русской армии гусары появились в середине XVIII века. В то время в неё шли служить выходцы из Венгрии, Сербии. Именно они принесли принадлежащий им вид обмундирования. Нарядность и необычность гусарской униформы понравилась, поэтому она прижилась и в России.
Комплектация
Вы не знаете, что такое гусарская накидка? Обычно её называют ментиком. Униформа гусар в течение века немного видоизменилась, однако сохранила свои особенности. Она состояла из таких вещей: чакчиры, доломан, кивер, ментик, ботики, гусарский кушак, ташка. Сюда также относится вальтрап – один из компонентов конского убора. Кстати, у каждого полка имелись свои расцветки гусарского обмундирования.
Куртка
Что собой представляет гусарская накидка, мы выясним далее, а сейчас рассмотрим доломан. Это однобортная короткая (до пояса) куртка с невысоким стоячим воротником. На груди она расшивалась шнуровыми петлями в пятнадцать рядов, которые у офицеров имели золотистый или серебристый цвет (в соответствии с цветом приборного металла, приписанного полку).
Солдатам полагались шёлковые шнуры серовато-белого или жёлтого цвета. У офицеров концы верёвочных рядов украшались золочёными пуговицами, а у рядовых – медными. Вокруг жгутов грудь офицерского доломана оторочивалась узким серебряным (золотым) галуном. Генеральские куртки точно так же украшались бахромой. Кроме всего прочего, галуном разной ширины обшивались воротники генеральских, офицерских и унтер-офицерских доломанов. Спинка этого изделия также расшивалась шнурами. Однако не всегда на куртке присутствовало 15 рядов шнуров. В зависимости от размера на ней их могло присутствовать от 11 до 18.
Цвет доломана, воротников и обшлагов в каждом полку были разные.
Ментик
Итак, вы уже знаете, что гусарская накидка называется «ментик». Это куртка, идентичная доломану, но её воротник, низ рукавов и изделия, края бортов оторочены мехом. Военнослужащие каждого полка носили ментики своего цвета, причём он не всегда совпадал с окрасом доломана.
Так, офицеры лейб-гвардии гусарского полка носили бобровый мех чёрного цвета, а солдаты и унтер-офицеры – чёрный недорогой. В армейских гусарских полках офицеры носили серый мех, рядовые – белый, а унтер-офицеры - черный.
Летом ментики носили наброшенными на левое плечо, а зимой – поверх доломанов, надетыми в рукава. Чтобы это изделие не сваливалось, его подвязывали шнурком, который проходил под мышкой правой руки. Летом ментик не носили лишь гусары, вооружённые пиками. В военной обстановке перед атакой эта накидка снималась совсем или надевалась в рукава.
Гусарские музыканты (литаврщики, трубачи) имели на ментиках и доломанах добавочные украшения в виде так называемых «крыльцев» на плечах, жёлтой и белой тесьмы на рукавах.
Картины
Как накидка гусарская воспроизводилась на картинах? На многих полотнах, в том числе и написанных в XIX веке, изображены гусары, скачущие в атаку в ментиках, развевающихся с плеча. Эти сцены действительности не соответствуют. Внешне они выглядят красиво, однако колыхающийся на ветру ментик может с гусаром сыграть злую шутку в бою. Он мешает управлять конём, действовать оружием, может нарушить равновесие воина в седле и сбросить его на землю.
Хроника
Накидка гусарская имеет удивительную историю. Вообще короткая куртка, разукрашенная на груди шнурами, называется «венгерка». Эта вещь незаметно проникла в Россию. До того как русские гусары надели униформу, в которой победили Наполеона в 1812 году, её начали узнавать славяне, начиная с XV-XVI вв.
Народная одежда венгров сформировалась на базе кооперации турецкого костюма с древним венгерским. Пару веков на землях Венгрии происходили беспрестанные военные столкновения Востока и Запада. Османский гнёт, многочисленные войны разоряли и опустошали государство.
Одновременно с венгерской старинной одеждой существовали и иные варианты – восточный и средневековый европейский костюмы. В дальнейшем именно элементы Востока были применены венграми и вошли элементами в национальную одежду.
Гусарская накидка с меховой опушкой очень красива. Головные уборы с султанами, детали кроя, меховая отделка, застёжки на груди, выполненные в виде рядов живописного шнура с кисточками и воздушными петлями – все эти дополнения превратились в обязательную часть народных нарядов венгров. Уже в XV веке они стали атрибутом мундира офицера лёгкой венгерской кавалерии. Именно они были гусарами, отражавшими атаки османской конницы.
Далее характерные черты костюма венгров начали циркулировать в Европе. Большая часть молодых венгерских воинов искала средства к существованию в иных странах. Принимая их на военную службу, начальство обращало внимание не только на воинскую славу этого народа, но и красочное национальное одеяние.
Венгерки
Как ещё называлась короткая гусарская накидка? Если вы будете знать, как появилась гусарская форма, вы поймёте, почему куртки – ментики и доломаны - часто именуют "венгерками". Но в то же время существовала и другая венгерка – штатская. Очень часто она представляла собой кафтан синего цвета, расшитый шнурами на груди. Это одеяние напоминало одежду допетровского периода. Русские помещики очень любили ее носить.
Гусарская форма и одновременно штатская венгерка были популярны почти до конца XIX века. Когда завершался XIX век, в моду вошла женская модификация венгерки или гусарской куртки – шерстяной короткий жакет, отделанный шнуром или тесьмой.
На подиумах сегодня можно часто увидеть занятные модели женского облачения в стиле милитари. Именно поэтому можно полюбоваться элементами русской военной формы и венгерки. Нынешних дизайнеров окрыляют народные костюмы, ведь красота бессмертна.
Расцветки обмундирования по полкам
Многим нравится гусарская накидка. Название её теперь вы знаете. Приведём примеры расцветок обмундирования следующих полков:
- Александрийский полк. Его бойцы носили ментик и доломан чёрного цвета, обшлага и воротник доломана были красными. У офицеров мех ментика был серый мерлушковый, у солдат – белый, а у унтер-офицеров – чёрный. Пояс-кушак и чакчиры чёрные. В комплект униформы входили: чёрная ташка с красной отделкой, чёрный вальтрап с красным украшением. Приборным металлом являлось серебро. Этих бойцов называли чёрными гусарами.
- Ахтырский полк. Личный состав этого соединения носил коричневые доломаны и ментики, причём у доломана были жёлтыми обшлага и воротник. У офицеров мех был серый мерлушковый, у солдат – белый, у унтер-офицеров – чёрный. Эти военные также носили коричневые поясы-кушаки и синие чакчиры. Ташка у них была коричневая с жёлтой отделкой, а вальтрап - синий с жёлтым украшением. Приборным металлом являлось золото. В этом полку служил известный партизан войны 1812 года Давыдов Денис.
- Гусары Белорусского полка носили синий доломан, чёрный ментик, причём воротник и обшлага доломана были красными. Мех ментика у солдат был белый, у офицеров – серый мерлушковый, у унтер-офицеров – чёрный. Каждый военный имел красный пояс-кушак, синие чакчиры, красную ташку с белой отделкой и синий вальтрап с белой отделкой. Приборным металлом являлось серебро.
fb.ru
Два века польской гусарии
|
sarmata.livejournal.com